Детские страхи

Детские страхи

Конечно, страшно. Особенно если живо представить себе «зелье в черепах». Дети это умеют. Поэтому часто начинают боятся чего-то, а мы и не понимаем: с какого перепуга? Вот давайте и разберемся с какого. Чтобы страхи не остались с ребенком на всю жизнь и не испортили ее, доведя до невроза. Поможет нам в этом семейный и детский психолог Татьяна СЕМЕНКО.

Детские страхи

Как бороться с детскими страхами

1. Страх непонятных персонажей

— Татьяна Григорьевна, почему ребенок вдруг начинает пугаться персонажей сказок, фильмов — тех же Соловья-разбойника, Бабу-ягу?

— Это могут быть последствия какого-то внушения. Например, бабушка много раз говорила внуку перед сном: вот придет Баба-яга и унесет тебя, если не будешь спать. А вскоре он видит по телевизору мультик: Баба-яга пихает в печь Иванушку. И ребенок уверен: ага, она существует, ее по телевизору показывают!

Как бороться. Можно похвалить ребенка: «Ты молодец, у тебя богатое воображение. Творческий человек! Может быть, будешь художником». Есть и такой вариант: с чудищем, которое пугает ребенка, надо. подружиться. Персонифицировать страх, то есть нарисовать монстра. И придумать ему какие-то хорошие качества.

Пример из практики. Был у меня на приеме 7-летний ребенок, у него — целый комплекс страхов. Они развивались на фоне нервозной обстановки в семье: все время скандалы, родители на грани развода.

Я попросила мальчика нарисовать свой страх. И он изобразил какой-то невнятный, но очень неприятный комок. Начали обсуждать: кто это такой? Какого возраста? Оказалось, такого же, как сам мальчик, лет семи. Тут мы его уже назвали не Страхом, а Страшком. «Почему он тебя пугает?» — спросила я. «Он создает шум, ветер, хочет на меня напасть». — «А почему он так себя ведет?» Слово за слово, оказалось, у Страшка тоже есть свои проблемы. У него в школе неприятности, с ребятами не очень ладит. У него плохое настроение, вот он и нагоняет тени, ветер. Страшок стал понятен мальчику. И боязнь вскоре ушла.

2. Страх темноты

— Очень распространенный страх. Но откуда он берется?

— Возможно, у ребенка возникло ощущение, что родители его могут бросить, уйти — скажем, в кино — и не вернуться, и он остается один. Страх темноты может быть спровоцирован разводом — например, уходом отца. В доме нет больше защитника, и теперь тут страшно. Мама ведь не такая грозная. Темнота — это неизвестность, ребенок не знает, что в ней может скрываться, и начинает беспокоиться.

Как бороться. Играйте в темноте — в жмурки, в поиски клада с фонариком, — чтобы ребенок видел, что именно тут, в этой темноте, находится. А ничего страшного, оказывается!

3. Ночные кошмары

— В чем причина повторяющихся кошмаров: ребенок видит какой-то сон и просыпается в ужасе?

— Это может быть страх, который внушили родители. Например, ребенку повторяют на ночь: «Придет серенький волчок и укусит за бочок. » Безобидно, да? А малышу уже снится этот волк, вот он приближается к кровати, серый, большой, зубастый. Другая причина — пережитые травмирующие ситуации — то, что в реальности ребенка напугало, а потом он видит это во сне. Например, большая собака нападает.

Как бороться. Если ребенок просит не выключать на ночь свет — поначалу так и делайте. И вообще не ругайте за страхи: так они только окрепнут. Поймите: все эти монстры существуют для детей на самом деле! Они яркие, настоящие. И не надо формировать у ребенка чувство вины за то, что он их боится. Надо интересоваться: что это за Страшок, который тебя преследует? Чем он живет? То есть вникать в детские проблемы и помогать с ними справиться.

Детские страхи

4. Страх, навеянный действительностью

— Маленькая дочка моего коллеги как-то увидела по телевизору Ника Вуйчича, австралийского инвалида без рук и ног, который ездит по миру с лекциями о том, как прекрасна жизнь. И с тех пор ребенок стал бояться всех инвалидов на улице.

— Возможно, девочка воспринимает инвалидов как существ другой породы, неизвестной и опасной. А еще за этим страхом может скрываться боязнь самой стать беспомощным человеком, перестать быть нужной родителям.

Как бороться. На примере того же Вуйчича надо объяснить, что человек бывает не настолько ограничен, как может показаться. И что, возможно, он живет полноценнее, насыщеннее некоторых, у кого все органы на месте. Если причина в том, что ребенок сам боится стать инвалидом, что его бросят, родителям надо подчеркивать: мы будем любить тебя при любых обстоятельствах, просто за то, что ты есть.

5. Страх смерти

— Почему вдруг ребенок начинает бояться кукол или мертвых животных на улице?

— Сначала о мертвых животных: так может проявляться страх смерти.

Как бороться. Надо сделать так, чтобы этот страх, раз уж его все равно не избежать, был минимальным. Ни в коем случае не говорить: «Мы все умрем, поэтому отстань!» Надо учить ребенка переключаться: да, смерти не избежать, но посмотри, сколько всего хорошего в жизни. Когда мой сын видел такое и пугался, я переключала внимание на живых животных. Еще сказкотерапию можно попробовать: что жизнь не прекращается, а переходит в другую форму. Русалочка же не умерла, она стала дочерью воздуха. Какая-то капелька, упав с неба, перестает быть капелькой, но проникает в растение. Показать цикличность существования, которая отрицает конечность бытия.

Теперь о куклах. Ребенку в кукле может видеться какой-то воображаемый монстр. Тут я советую использовать защитные ритуалы (см. «Возьми на заметку»).

Важно! Но, возможно, причина страхов — в расстройствах психики, это неврозы и прочее. Тут — только к психиатрам.

Чего боится ребенок в каждом возрасте? Страх темноты, собак и смерти

Детские страхи — нормальное явление. Они преодолимы, и с помощью родителей ребенок справится с ними быстрее, «перерастет» страхи. Важно, чтобы мама и папа в сложной ситуации оставались взрослыми, то есть сами не боялись. О том, в каком возрасте какие страхи типичны, рассказывает Елена Павловна Кречко, семейный и перинатальный психолог.

Детские страхи

Детские страхи имеют свою специфику в зависимости от возраста ребенка, а также уровня его психического развития. Иногда они могут наблюдаться при неврозах и других заболеваниях, но если родители будут знать, какие страхи типичны для ребенка соответствующего возраста, преодолевать их вместе будет проще. Ниже часто встречающие страхи разделены по этапам взросления ребенка.

Страхи от рождения до года: хочу быть с мамой

У большинства новорожденных имеются инстинктивные формы защиты при громких звуках или внезапном приближении большого предмета. Младенец при этом проявляет общее беспокойство: напрягается, вскидывает ручки.

В 7 месяцев ребенок уже проявляет сильное беспокойство при продолжительном отсутствии мамы. Это указывает на наличие чувства привязанности. Лежащее в основе данного страха чувство беспокойства — осознанная реакция; это прообраз чувства тревоги в ситуации одиночества или прекращения эмоционально значимых связей с близкими людьми. Подобная форма беспокойства максимально выражена до двух с половиной лет у девочек и до трех лет у мальчиков.

В 8 месяцев возникает страх перед незнакомыми, чужими взрослыми, особенно женщинами, не похожими на мать. Это указывает на появление психологических категорий «свой» и «чужой, а в более широком смысле — это страх перед незнакомым, новым и неожиданным воздействием или всем тем, что отличается от привычного образа матери. Обычно, если ребенок не испытывает каких-либо пугающих воздействий, падений, болезненных процедур, помещения в больницу, этот страх проходит к середине второго года жизни.

Родителям нужно особенно внимательно и чутко относиться к ребенку первого года жизни, не перепоручать уход за ним родственникам, не совершать длительных поездок, не отдавать малыша без особой необходимости в ясли и находиться с ним, если он попал в больницу. Это особенно важно при ослабленном здоровье ребенка, когда у него неспокойный сон, плохой аппетит, ярко выражены беспокойство и возбудимость, неустойчивость настроения и капризность.

Страхи от года до трех лет: познаю мир

На втором году жизни 50% детей испытывают страх при неожиданном появлении постороннего, нахождении на высоте, боли, резком звуке и пребывании в одиночестве.

В два года может появиться страх перед животными, чаще собаками, и перед движущимся транспортом.

На третьем году возникает страх перед наказанием, который отражает возрастающую активность детей и их понимание последствий своих поступков. Если в этот период отец принимает активное участие в воспитании, то страхи у детей этого возраста выражены значительно меньше. Важно, чтобы воспитание не превращалось в войну с формирующимся чувством «Я» у ребенка.

Ни в коем случае нельзя запрещать ребенку говорить о том, что он боится. Малыш должен иметь возможность выражать свои переживания, в том числе и отрицательные. А задача родителей — помогать ему преодолевать реальные и воображаемые опасности.

Детские страхи

Страхи от трех лет и до школы: страх темноты и смерти

В возрасте от трех да пяти лет многие дети боятся боли, неожиданных, особенно громких звуков, сказочных персонажей; каждый третий — темноты, транспорта, воды, одиночества и замкнутого пространства. Чаще такие страхи встречаются у детей, чьи родители сами излишне беспокойны и в то же время принципиальны в попытках не преодолеть страхи, а избавить ребенка от них.

В возрасте шести лет иногда появляется страх смерти, обусловленный осознанием необратимости происходящих возрастных перемен, а также постижением категорий времени и пространства. Обычно он выражается не прямо, а в типичных для этого возраста страхах нападения стихии, например, возникновения пожара, землетрясения. Подобные страхи встречаются почти у каждого второго ребенка.

В младшем школьном возрасте прежние страхи, как правило, смягчаются, но появляются типичные новые — боязнь получить плохую отметку или опоздать в школу.

Старшие дошкольники очень чувствительно реагируют на конфликтные отношения в семье, и это усиливает их страхи.

Приобретенные страхи — угрозы родителей

Одна из распространённых ошибок родителей, порождающая лишнее беспокойство, — привычка говорить ребенку, что если он будет себя плохо вести, придет серый волк, чудовище, «злой дядя» и заберет его. Почти все взрослые помнят, что в советском детстве их иногда пугали милиционером, который придет и заберет с собой. Если такие угрозы исходят от родителей — самых близких людей — малыши на самом деле верят им, и для многих они приобретают большую реалистичность, а благодаря яркой фантазии усиливаются и, нередко, трансформируются в страх.

Родители — это самые близкие и дорогие люди, именно от них ребенок всегда ожидает участия и поддержки, полагается на их защиту в сложных ситуациях. Угроза с чудовищем в первую очередь пугает. Если пугают самые близкие люди, то у малыша возникают двойственные чувства: с одной стороны, он любит родителей и доверяет им, a с другой стороны, в такой ситуации им сложно доверять.

В словах «придет злое чудище и заберет» скрывается ложь. О чем подумает ребенок, когда никакого чудища не увидит? Мысль первая: «Родители меня обманули». Мысль вторая: «Я могу озорничать, а наказания не последует». Мысль третья: «Что случилось с моей мамой? Она всегда такая добрая, а сейчас вдруг меня пугает». Все эти мысли никаким образом не способствуют установлению доверительных и теплых отношений в семье, напротив, могут спровоцировать отдаление ребенка от родителей, появление различных детских страхов. Помните, что любые угрозы носят манипулятивный характер, и использовать их в процессе воспитания ребенка не стоит.

Итак, в определенные периоды жизни ребенка страхи являются нормальной естественной реакцией на многое непонятное, непознанное, неизвестное. Дети доподросткового возраста, как правило, не осознают свой страх. В такие моменты помогут заботливое отношение, сказка «по теме» на ночь, приятная и любимая музыка, а также совместные занятия — рисование, лепка, приготовления еды и другие способы креативного преодоления трудной ситуации.

Главное, не стоит паниковать и излишне тревожиться за психическое здоровье ребенка, просто нужно вместе с ним пережить нелегкий момент его развития. Преодоленный страх — залог будущей веры в свои силы и возможности.

Исследования показали, что около 6,5 % детей во всем мире имеют симптомы, характерные для диагноза «тревожное расстройство». Другими словами, более одного из двадцати детей страдают от повышенной тревожности, мешающей им в повседневной жизни.

Фобиями страдает почти четверть детей, а другие тревожные расстройства, вроде сепарационной тревоги, встречаются почти у каждого пятого. Боязнь разлуки более распространена у младших детей, чем у подростков; а боязнь социума более характерна для подростков, чем для детей помладше.
Детские страхи
Спокойные

В этой статье мы расскажем об основных типах детских страхов.

Фобии

Непроходящий страх перед конкретным местом, объектом или ситуацией называется фобией.

Речь идет о чрезмерной боязни чего-либо: ребенок этого избегает или испытывает крайний дискомфорт, сталкиваясь с предметом страха, местом или ситуацией. Многие люди, например, опасаются змей или пчел, и это вполне здоровая реакция.

Однако если страх вызывает у ребенка проблемы в школе, в семье или при общении с друзьями, мешает ему делать то, что хочется, то такой страх, несомненно, нужно проработать. Типичные страхи детей ― боязнь собак, высоты, уколов, рвоты и тому подобное.

Детские страхи
Дети, как и взрослые, имеют право бояться. Источник

История 10-ти летней Сары. Сара никогда не любила пауков. Когда она была маленькой, однажды впала в истерику, увидев комочек пуха на ковре, слегка напоминавший паука. С тех пор она всегда держалась подальше, если мы обнаруживали паука в комнате, но это не вызывало особых проблем. Со временем ситуация ухудшилась. Теперь Сара не хочет идти в те места, где можно увидеть паука.

Социальная тревожность

Когда ребенок испытывает социальную тревожность, это, как правило, означает, что он беспокоится из-за множества причин. Боится сделать что-то постыдное или что окружающие сочтут его глупым, будут думать о нем плохо или реагировать как-то не так.

Из-за этого ему трудно находиться среди других людей — например, ходить в школу, общаться со сверстниками. Кроме того, ребенку страшно поднять руку на уроке или высказаться прилюдно.

Дети, испытывающие социальную тревожность, чувствуют себя совершенно свободно среди тех, кого хорошо знают, но стараются избегать малознакомых людей и испытывают страх в непривычных ситуациях. При тяжелых случаях социальной тревожности дети могут вовсе не разговаривать в определенных ситуациях, например в школе или с посторонними людьми вне дома. Это расстройство называется «избирательным мутизмом».

Детские страхи
Если ваш ребенок панически боится новых контактов с незнакомыми людьми, возможно, у него социальная тревожность. Источник

История Лейлы (11 лет). Самая большая проблема Лейлы — школа. На летних каникулах она будто становится другим человеком. Потом, примерно за неделю до начала занятий, у нее начинаются боли в животе. То же самое происходит вечерами по воскресеньям в период учебы. Очень трудно понять, действительно ли она больна физически или нет. Часто она бледнеет как полотно при одном упоминании о школе. Похоже, ей кажется, что все плохо о ней думают. Поэтому ее расстраивает любая мелочь.

Например, если другой ребенок просто смотрит на нее, она считает, это потому, что с ее прической или одеждой что-то не в порядке. Учителя говорят мне, что она очень тихая на уроках, никогда не поднимает руку и не пытается активно участвовать в занятии.

Генерализованное тревожное расстройство

Это стойкое состояние, при котором ребенок чрезмерно беспокоится без причины. Беспокойство связано с целым рядом проблем, а не с какой-то одной.

В числе типичных — события, происходящие в мире (например, теракты), успеваемость, отношения с друзьями, недопонимание, здоровье — как собственное, так и окружающих.

У некоторых детей предметы боязни со временем меняются: ребенок может перестать тревожиться из-за одного и переключиться на другое. Тревога часто сопровождается недостаточной концентрацией внимания, мышечными болями, проблемами со сном (когда ребенку трудно найти удобную позу или он часто просыпается), раздражительностью и усталостью.

Детские страхи
Некоторые дети очень остро реагируют на истории из новостей. Источник

Они могут помешать ребенку получать удовольствие от занятий дома, в школе, в семье или с друзьями. Генерализованное расстройство часто проявляется несколько иначе, чем другие проблемы, связанные с тревожностью: больше заметна тревога и меньше — стремление избегать общества.

История Бена (9 лет). Бен очень беспокойный. Такое ощущение, что он тревожится из-за всего на свете. Я перестала включать новости, когда он рядом, потому что он будто бы выискивает самые плохие. Например, он боится, что мы все заразимся болезнью, о которой говорили в новостях, с другого континента. Он начинает волноваться, когда его отец едет в город на работу, потому что видел сюжеты о бомбах и террористах.

Сепарационная тревога

Некоторым детям крайне сложно расставаться с родителями или другими близкими. Часто это связано со страхом больше никогда не увидеться. Возможны также опасения, что если родителей не будет поблизости, то ребенку причинят вред, например его украдут или травмируют. Распространено и беспокойство, что с самими родителями что-то случится.

Эти страхи мешают ребенку заниматься тем же, чем и сверстники: ходить в школу, к друзьям, на кружки и секции или вечеринки с ночевкой.

Детские страхи
Некоторым детям очень сложно расставаться с близкими: вдали от мамы и папы дети чувствуют себя незащищенными. Источник

Школьные страхи

Дети с тревожными расстройствами беспокоятся по поводу разных аспектов школьной жизни. Тому есть много причин. Одни находят пугающими социальные ситуации — например, общение со сверстниками, с учителями, работу на уроке.

Другие беспокоятся из-за разлуки с родителем. Что касается третьих, их тревожные ожидания носят более общий характер и могут включать целый ряд различных вещей, в том числе: что их отругают за то, что они недостаточно хорошо выполнят задание.

Детские страхи
Некоторых детей пугают разные вещи, связанные со школьной жизнью. Источник

Достаточно сказать, что школа для многих детей ― страшное место. Дети могут вести себя отстраненно, часто плакать или демонстрировать эмоциональные всплески.

Когда тревожность заставляет ребенка отказываться от дружбы в школе или от других социальных возможностей, он попадает в замкнутый круг. Потому что в его среде постепенно происходят изменения, а он не может к ним приспособиться из-за своих страхов.

Детские страхи

В чем отличие детского страха от фобии? Родители задаются таким вопросом, когда их ребенок начинает боятся обычных вещей. Как определить грань между нормальным эмоциональным процессом и патологическим проявлением?

Детские страхи и фобии. Их причины

Существует большое количество различных детских страхов. Они возникают еще в младенчестве, обусловлены возрастными особенностями и носят временный характер.

В возрасте, около 6 месяцев, ребенок боится потерять мать, и при ее исчезновении начинает плакать или тревожиться. Позже 6-ти месяцев, возникает страх одиночества.

В возрасте до 1 года ребенок боится громкого шума, незнакомых людей, а также смены обстановки.

В раннем возрасте, около 2 лет, к имеющимся страхам добавляется страх разлуки, который усугубляется, если ребенок идет в детский сад. Разрыв с мамой в это время — непосильное испытание для психики малыша.

Особенно много страхов у детей 5 — 8 лет. Детский страх — нормальное явление, если он продолжается не более 3-4 недель.

Важно отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка. Страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, ведут не только стойким деструктивным изменениям в дальнейшем, но и к возникновению неврозов и фобии.

Фобический страх возможно излечить в начале его возникновения, но он в свою очередь может закрепляться в психике человека и усиливаться со временем.
Чтобы выявить фобическое расстройство у пациента, психиатры используют тесты.

Часто встречающие фобии у детей.

  • Ахлуофобия (никтофобия, эклуофобия) — боязнь темноты, ночи.
  • Идаскалейнофобия (сколинофобия) — боязнь школы.
  • Доматофобия — боязнь домов вообще, пребывания в доме.
  • Экофобия — боязнь своего дома.
  • Ностофобия – боязнь возвращаться домой.
  • Антропофобия — боязнь людей.
  • Ятрофобия — боязнь врачей.
  • Трипанофобия — боязнь игл и уколов.
  • Вакцинофобия — боязнь прививок.
  • Базифобия (амбулофобия, базофобия) — боязнь ходить пешком.
  • Агрофобия – боязнь гнева.
  • Мастигофобия — боязнь порки, наказания.

Возможные причины возникновения детских страхов

  • Богатая фантазия ребёнка, (после услышанного или увиденного).
  • Негативный опыт, (например, укус собаки может стать причиной страха перед собаками).
  • Внушение, навязанное ребенку со стороны взрослых, так и со стороны других детей, (например, возможные высказывании ребенку «Придет серенький волчок и укусит за бочок», «Не гуляй один, тебя могут утащить плохие дяди», или «Если ты не будешь слушаться, я дам тебе по попе).
  • Детский страх зачастую вызывают явления, которые не пугают взрослых: (сказочные герои, темнота и т. п.).
  • Деструктивные семейные отношения между родителями.

Непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребенку, которое порождает в нем тревогу, а затем формирует враждебность к миру.

Почему ребенок боится горшка?

Для маленького ребенка это новый незнакомый предмет, к которому он еще не привык. Часто встречающийся страх у ребенка.

Мы выделили для вас основные причины возникновения страха и рекомендации, как помочь ребенку.

1я причина: Малыша приучают к горшку, когда по физиологическим причинам он еще не готов к этому.

Рекомендации: Можно использовать горшок как игрушку, подготавливая малыша к новому навыку, но ни в коем случае ни приучать.

Высаживать ребенка на горшок можно начинать после сна, как ребенок проснулся, затем после еды, перед дневным и ночным сном. После чего обязательно хвалить ребенка, если ему удалось сходить на горшок.

2-я причина: Когда воспитатель в детском саду неадекватно реагируют на то, что ребенок не успел или забыл дойти до туалета. Ребенок может элементарно заиграться и забыть, что хочет в туалет. Тогда ему легче не попроситься на горшок, а написать в памперс.

Рекомендации: В таком случае важно переговорить с воспитателем, чтобы прекратить подобное поведение, иначе причину в корне не исправить. С ребенком можно проводить напоминающие беседы, если проблема не исчезает, следует проконсультироваться с неврологом и урологом.

3-я причина: Ребенок может сдерживать позывы к дефекации и мочеиспусканию. Данное проявление приводит к физиологическим запорам, малыши чувствуют боль при дефекации из-за того, что каловые массы становятся плотными и травмируют слизистую прямой кишки. Из-за возникновения боли, ребенок также может бояться горшка.

Рекомендации: Ситуация требует обращения к педиатру.

4-я причина: Источником страхов у детей могут быть их собственные фантазии, которые часто не обходят стороной и горшок. Ребенку может казаться, что в унитазе кто-то живет и схватит его за попу, или при спуске воды его затянет в трубу. Подобные иллюзии у детей могут быть связаны и с обычным детским горшком.

Рекомендации: Необходимо доверительно поговорить с малышом и выяснить, чего конкретно он боится.

5-я причина: Излишняя застенчивость и стеснительность ребенка также может быть одной из причин боязни горшка.

Рекомендации: В этом случае достаточно создать ребенку комфортные, уединенные условия и проблема будет решена.

Кажется, что маленькие детки боятся всего: воды, темноты, высоты, врачей, маленьких жучков и больших собак… А самое главное, что простой рецепт «не бойся — это совсем не страшно» в таких случаях не работает. Что же делать: вышибать «клин клином» или не обращать на детские страхи внимания?

Детские страхи

Мария Вишнякова

Страх — естественная эмоция, которая требуется нам для защиты, для мобилизации сил перед лицом опасности. Она порождается инстинктом самосохранения, и если бы люди не боялись, то, наверное, не смогли бы выжить. Поэтому в том, что малыш испытывает страх, нет ничего дурного. Другое дело, что иногда он начинает расти как на дрожжах, подавляя и подчиняя себе личность маленького человечка. Научиться контролировать свои страхи и изживать их — очень важный урок для ребенка на пути к управлению своими эмоциями и чувствами, и преподать его должны, конечно, родители.

Фактор страха

Чтобы справиться с врагом, его нужно знать в лицо. У каждого детского возраста есть свои «монстры». Какие? Давайте разбираться.

Страхи до года, по большому счету, представляют собой рефлекторные реакции младенцев в ответ на громкий звук или свет, резкое изменение положения тела, потерю равновесия (опоры), внезапное приближение большого предмета.

Для годовалого возраста характерны страхи одиночества (мама оставила одного в комнате), незнакомых взрослых, врачей и их действий (чаще всего уколов), неожиданных резких звуков (гром, сигнальная сирена, шум низко пролетающего самолета).

Для детишек от 2 до 5 лет типичными страхами являются страх одиночества, темноты, замкнутого пространства, воды и огня, незнакомцев (особенно клоунов или актеров с гримом), дурных снов.

Старший дошкольный возраст (5‒7 лет) — время наиболее интенсивной выраженности страхов. Это обусловлено не столько излишней эмоциональностью, сколько умственным развитием ребенка и, соответственно, возросшим пониманием опасности. Центральное место среди всех страхов начинает занимать страх смерти. Он может проявляться опосредованно: через боязнь нападения (бандитов, грабителей), болезней, страшных снов, темноты, сказочных персонажей или героев мультфильмов, животных, стихий (грозы, ливня, бури), стихийных бедствий, катастроф и даже войны. Все эти «ужастики» несут в своей подоплеке тревожность, связанную, пусть и не напрямую, с потерей родителей.

Младший школьный возраст (7‒12 лет) определяется для ребенка новой социальной позицией — школьника. Переживание своего соответствия коллективным стандартам и новым правилам поведения сопровождается страхом несоответствия этим нормам. Также силен страх куда-то опоздать или что-то не успеть, страх заслужить порицание, сделать что-либо не так, как следует.

В рамках совместного проекта канала TiJi и «Академии Монсиков» Виктория Шиманская, психолог, автор книг и специалист по развитию эмоционального интеллекта детей, провела вебинар «Страхи у детей. Как помочь ребенку?». Мы прослушали ее лекцию и делимся с вами интересными мыслями и действенными техниками.

Страх — это некий сигнал, который предупреждает нас об угрозе. Страх бывает полезным и вредным.

Безопасная жизнь без такой эмоции, как страх, невозможна, ведь именно она сдерживает нас от безрассудных и опасных поступков. Когда мы видим проносящиеся мимо нас машины, нам становится страшно, и это чувство останавливает нас от того, чтобы выйти на дорогу. Но у страха есть и обратная сторона, которая разрушает нас: он не позволяет совершать важные поступки и заставляет чувствовать себя дискомфортно. Бывает, что мы не можем проявить себя на работе, потому что боимся начальника. Или не можем водить машину, так как боимся аварий на дорогах.

Именно с этой негативной стороной страха нужно бороться. Но сначала давайте выясним, что может стать причиной детской страха.

Причины детских страхов

• Этапы взросления. Уже в 7 месяцев ребенок бьет тревогу из-за долгого отсутствия мамы. До 3 лет у малыша развиваются привязанность и чувство доверия к родителям. И в этом возрасте особенно сильно работают внушаемые страхи, а также страхи, вызванные неожиданностью, — резкий звук или боль от укола.

С 3 до 5 лет появляется страх темноты и одиночества. А дальше ребенок сталкивается с осознанием реальной смерти. И страх потери самого близкого человека может прочно засесть в его мыслях.

Как мы видим, у каждого детского возраста существует своя «норма» страхов.

Прожить эти этапы — естественная часть процесса взросления.

Страхи появляются и исчезают. Однако иногда они задерживаются в психике ребенка и полностью завладевают его вниманием, тем самым мешая развитию, общению со сверстниками, учебе.

• Угрозы. Не всегда страхи у детей возникают из-за возрастных особенностей. Иногда их причины кроются в родительских реакциях.

Мы не всегда умеем договариваться с детьми. Нам проще говорить угрозами, потому что так легче и быстрее добиваться результата. Например, «Не доешь кашу — позову Бабу-ягу!», «Не будешь слушаться — отдам тебя чужой тете!».

Мы этого не замечаем, но такие «смешные» угрозы лишают ребенка чувства безопасности и спокойствия.

В результате семья перестает быть крепостью, а дети теряют психическую устойчивость.

• Семейная обстановка. Скандалы и выяснения отношений ведут к формированию чувства тревоги и мнительного характера. В результате при любом внешнем раздражителе у мнительного ребенка может сформироваться глубокий страх.

• Родительские страхи. Иногда мамы и папы проецируют свои страхи и опасения на своих детей.

Благодаря родителям малыш узнает, чего стоит бояться, а чего нет. Например, ваш ребенок может так и не научиться плавать, если вы сами боитесь воды или выражаете сомнения или неуверенность в этом действии.

Почему страхи могут быть вредными

Физиологически страх проявляется выработкой гормона адреналина, который усиливает сердцебиение и вызывает сужение сосудов. Все это позволяет моментально среагировать на опасность и стать на время быстрее и сильнее, чтобы справиться с опасностью. Это полезный страх.

Однако дети часто прячут свои страхи не только от сверстников, но и от взрослых, мнение которых важно для него. А что бывает, если человек не прорабатывает свой страх, а скрывает его?

В организме происходит продолжительная выработка адреналина, которая ускоряет белковый обмен.

Это приводит к усталости и истощению — как физическому, так и эмоциональному.

Головной мозг расходует слишком много энергии на бессмысленную деятельность — постоянное переживание этих страхов. Это вредный страх.

Как помочь ребенку справиться со страхами

Пусть дети понимают, что бояться — это нормально, что ничего стыдного в этих эмоциях нет. Однако нездоровые страхи надо обязательно прорабатывать. Вот несколько советов, как делать это правильно.

1. Проявите понимание. Важно показывать ребенку, что мы понимаем его переживания и готовы всегда прийти на помощь.

Доверительный разговор и честный рассказ о том, как мы сами побороли свои страхи, поможет ребенку понять, что его ситуация не безвыходная. Личный пример родителей позволяет ему почувствовать себя в безопасности, осознать, что он не одинок в своих чувствах.

2. Поделитесь своим опытом. Расскажите малышу, что вы когда-то сами были маленьким ребенком и сталкивались со страхами, которые в итоге преодолели и стали храбрыми.

Здорово, если таким рассказчиком выступит папа, как олицетворение силы и мужества.

3. Примите страх ребенка. Ребенок имеет право бояться чего угодно, даже если это не соответствует нашим взрослым ожиданиям. Это могут быть и фантазийные страхи.

Привычная манера успокоения «Ну что за глупости! Тут нечего бояться» обесценивает детский страх и подрывает доверие ребенка к вам.

Все, что необходимо сделать, — это искренне принять эмоции малыша и поверить, что ему сейчас действительно невыносимо страшно!

Даже если причина его страха — маленькая гусеница на тротуаре или монстр, живущий в темном углу комнаты.

4. Меняйте установки. Дети часто боятся выдуманных образов, которые возникают у них из-за невозможности объяснить себе что-то новое и непонятное.

Так, громкий лай одной собаки может сформировать страх перед всеми собаками мира.

Чтобы помочь ребенку справиться с такой фобией, нужно постепенно менять сложившийся образ на позитивный.

Например, показывать добрые и смешные мультфильмы про собак, познакомить малыша с милым маленьким щенком, рассказать, какими преданными и добрыми по своей природе могут быть собаки. И со временем у ребенка произойдет замена негативного образа на позитивный.

Детские страхи

Психология детства

Человек в жизни постоянно сталкивается со страхами и фобиями. Даже самые бесстрашные люди когда-нибудь пугались или боялись.

Страх — это эмоция, которая дает нам сигнал, который предупреждает об угрозе. Безопасная жизнь без такой эмоции, как страх, невозможна, ведь именно она сдерживает нас от безрассудных и опасных поступков. Когда мы видим мчащийся мимо нас поезд, мы испытываем страх, и это останавливает нас от того, чтобы сделать неправильный шаг. Но у страха бывает обратная сторона, которая не дает нам развиваться и двигаться к своим целям, не позволяет совершать важные поступки и заставляет чувствовать себя дискомфортно. Практически все наши фобии в сознательной жизни тянутся именно из детства. Давайте выясним, что может стать причиной детской страха.

Причины страхов у детей

Любой страх – вещь очень личная и индивидуальная, все люди боятся по-разному и разных вещей. Любые классификации могут упустить конкретный случай. Задача родителей – поговорить с ребёнком и понять, что его пугает. Возможные причины появления и развития страхов ребенка:

  • Повышенная впечатлительность. Ребёнок очень чувствителен? Любые неосторожно сказанные слова, непродуманные действия могут обернуться для него настоящей фобией.
  • Бурная фантазия. Эта причина часто вытекает из впечатлительности. Ребёнок способен вообразить чудовищ и монстров любых масштабов, а чувствительность превратит их в практически реальных существ.
  • Яркое неприятное событие. Если произошло нечто, выходящее далеко за пределы обычной жизни ребёнка, оно оставит существенный след в его душе на долгое время.
  • Конфликты. Страхи детей иногда вытекают из ссор и конфликтов со сверстниками, учителями, родителями.
  • Возрастные страхи. Эта разновидность фобий проходит по мере взросления, малыш её попросту перерастает. Например, уже в возрасте 8 месяцев ребенок испытывает тревогу из-за долгого отсутствия мамы рядом. До 3 лет у него развиваются привязанность и чувство полного доверия к родителям. В этом возрасте особенно сильно проявляются внушаемые страхи, а также страхи от резких звуков или чувства боли. В возрасте с 3 до 5-6 лет у детей появляется страх темноты, они начинают бояться одиночества, ребенок сталкивается с осознанием реальной смерти и потери самого близкого человека.
  • Патологические и навязчивые страхи. Серьёзные страхи детей, с ними нужно тщательно и основательно бороться. Они сопровождаются другими (часто болезненными) симптомами.
  • Родительские страхи. Об этом факторе сами родители часто не задумываются, но иногда именно мамы и папы проецируют собственные страхи на своих детей. Родители на своем примере показывают малышу, чего стоит бояться, а чего нет. И если вы боитесь воды или высоты, – скорее всего ваш ребенок так и не научится плавать или будет все время бояться залазить на высокие лестницы.

Отдельные тяжёлые случаи требуют помощи и вмешательства врачей специалистов: невролога, детского психолога, психотерапевта.

Независимо от причины, ребёнок сильно нуждается в поддержке родителей. Позвольте малышу довериться и рассказать, что его по-настоящему беспокоит и тревожит. Без внимания родителей он не справится с нарастающей боязнью.

Детские страхи

Предотвращение чувства страха

Намного легче предотвратить развитие страха у детей, а не бороться с ним.

Несколько обязательных условий, помогающих избежать появления детских страхов:

  • Спокойная и комфортная атмосфера внутри семьи;
  • Отсутствие постоянных конфликтов, они могут тяжело сказываться на состоянии ребёнка;
  • Доверительные отношения малыша с родителями, позволяющие ему делиться переживаниями из собственной жизни.

Распространённые ошибки родителей

Родители допускают множество ошибок в своих действиях, провоцируя у ребенка развитие чувства страха, тревоги. Это происходит случайно, из-за незнания и непонимания основ детской психологии. Перечислим основные ошибки взрослых, способные спровоцировать страх:

Запугивание

Родители могут делать это исключительно из благих намерений: чтобы предостеречь от опасности или для большего послушания со стороны малыша. Итогом «угрожающих сказок» для впечатлительных детей может стать вполне реальная боязнь незнакомцев, животных, других людей и предметов, которых использовались в рассказе в качестве «пугала». Помните, что дети принимают рассказы за чистую монету, и проявите осторожность в собственных словах.

Гиперопека

Родители переживают за детей – это абсолютно нормально. Когда переживания за каждую царапину превращаются в панику с рассказами о возможных последствиях в виде ампутации руки, стоит остановиться и подумать, насколько справедливы и последовательны тревожные мысли. Хорошо, если вы проявляете сочувствие, жалость, озабоченность, плохо, если панику и испуг. Эти ощущения быстро передадутся малышу, и мелкие незначительные события начнут приводить к настоящему страху.

Чрезмерный поток новостей от СМИ

Дети быстро впитывают информацию, в средствах массовой информации, потому что она подаётся особенно ярко и правдоподобно. Любимые компьютерные игры, гаджеты, телевизор, интернет, мультфильмы могут быть источником новых страхов. «Злодей» может появиться из постоянно просматриваемого мультфильма или криминальных сводок. Постарайтесь контролировать входящий поток информации, установите «Родительский контроль» и детские контент-фильтры.

Невнимательность

Родители часто усиливают страхи детей, усугубляют положение, не воспринимая чувства малыша с должной серьёзностью. Для мам и пап то, что пугает ребёнка, может быть мелочью, но и ребёнок не большой и взрослый. Боится он вещей поменьше, а фантазия превращает их во что-нибудь невероятное.

Если вы сможете предотвратить собственные ошибки, то страхи у ребёнка с большой вероятностью не появятся.

Правильная реакция на страхи ребёнка

Важной частью преодоления и борьбы с детскими страхами является доверие малыша к родителям, возможность рассказать о тревожных, беспокоящих мыслях. Поддержка родителей придаст ребёнку уверенности, избавит от ощущения одиночества и паники.

Для малыша любой страх абсолютно реален, он имеет яркий эмоциональный отклик. Ни в коем случае не стоит относиться к детскому страху несерьёзно, с насмешкой, это сильный удар по психике и эмоциональному здоровью.

Перед «сражением» со страхами ребёнка постарайтесь побольше узнать о боязни малыша. Может, страх вызывает не темнота, а силуэт люстры в темноте. Так проще выбрать подход и помочь. В этом вам поможет внимательный диалог.

Это полезно сразу по двум причинам:

  • Ребёнок озвучит свой страх, лучше его поймёт и станет принимать как нечто знакомое. Это большой плюс, потому что с неизвестным бороться куда сложнее.
  • Родителям это поможет понять, что происходит с ребёнком, и какой путь борьбы лучше избрать для конкретной ситуации.

Даже незначительное внимание близких людей к беспокойству ребёнка вселит в малыша уверенность в понимании окружающих. Важно, чтобы ребёнок не замкнулся в себе, а мог свободно с вами разговаривать о любых боязнях и проблемах.

Детские страхи

Эмоция страха знакома человеку с раннего возраста: мы помним, что страшило нас в детстве и знаем чего боимся сейчас, будучи взрослыми. Часто детские страхи сильно отличаются от того, что пугает взрослых, но некоторые из них следуют с человеком по жизни.

Страх может быть вполне рациональным, основанным на жизненном опыте (диких животных или прыжка с парашютом) или иррациональным и иметь бессознательные причины (страх бабочек или открытого пространства).

Страх, интуитивная тревога, способность «чувствовать» ситуацию и других людей, опирается в том числе на прошлый опыт. В фокусе внимания невозможно держать весь опыт, множество важных деталей хранится в нашем бессознательном. Это знание может быть как обосновано ситуацией, так и иметь «волшебное» происхождение. В некоторых случаях опыт работает на нас, в других — застилает глаза (например, я не буду приглашать в гости знакомую, потому что она похожа на подругу, к которой ушел мой парень).

Детские и взрослые страхи:
в чем отличие?

Особенности детских страхов

Ребенок находится в зависимой от родителей позиции: у него нет возможности решать и выбирать, есть только вариант подстроиться, адаптироваться к требованиям и следовать правилам.

Мышлению детей свойственен максимализм и эгоцентричность: они воспринимают себя причиной всего происходящего, а свою точку зрения — как единственно возможную. Близкие взрослые воспринимаются ребенком как источник жизни и непоколебимой власти. Свойства детского мышления способствуют созданию мистических причинно-следственных связей, которые помогают психике ребенка объяснить реальность и обрести устойчивость.

Как можно помочь ребенку?

Чтобы справиться со страхом нужно его распознать. Детям сложно понять, как приходит страх, как он проявляется в теле и что с ним делать. Родители могут рассказывать ребенку о своем переживании эмоций. Постепенно ребенок начнет осознавать свои эмоции и учиться говорить об этом.

  • Я очень испугалась, когда ты выбежал на дорогу.
  • Меня рассмешила эта маленькая собачка!
  • Я разозлилась на тетю, не смогла удержаться и сказала ей грубость.
  • Вижу как ты закачался на стуле, испугался, наверное?

Страхи у взрослых

Могут ли детские страхи преследовать взрослого человека?

Бессознательные страхи есть у детей и взрослых, только выражаются они по-разному. Страх потерять родителей (во время развода) у ребенка может выглядеть, как Барабашка под кроватью, а у взрослого — как страх «сделать что-то не так» и потерять партнера.

Страхи взрослых также могут быть нелогичны и казаться мистическими, потому что это лишь сигнал, расшифровать который удается не всегда. В отличие от ребенка, взрослый может осознать природу своей тревоги.

Работа с глубинными страхами, которые преследуют человека долгое время, а может быть и с самого детства, возможна с поддержкой психолога или психотерапевта. Весомость страха тем больше, чем меньше человек смотрит в его сторону, как говорят «туман всегда в шаге от нас». Осваивая территорию страха в безопасном пространстве с поддержкой специалиста, можно получить опыт того, что сейчас мы уже не дети и вариантов действий гораздо больше, чем кажется. «Беспомощный ужас» конечен и в наших руках разрешать ему происходить или останавливать. Из этой точки можно начинать более глубокую работу для понимания причин страха.

Детские страхи

Некоторые дети бывают чрезвычайно чувствительными. Им требуется время, чтобы привыкнуть к новой обстановке, людям и ситуациям. Например, если ребенок впервые идет в школу или спортивную секцию, он сможет получать от этого удовольствие только через некоторое время, когда привыкнет к обстановке.

Время от времени каждый ребенок испытывает страх. Маленькие дети изучают окружающий мир, получают новый опыт и сталкиваются с определенными трудностями или неожиданными обстоятельствами, которые могут их пугать. Это неотъемлемая часть взросления и развития. Однако иногда ребенок испытывает иррациональный страх перед самыми неожиданными вещами. Например, боится звука сирены пожарной машины или скорой помощи, насекомых и т.д.

Детские страхи – это распространенное явление

Как утверждают психологи, 43 % детей в возрасте от 6 до 12 лет подвержены страхам. Самым распространенным в этом возрасте является страх темноты, особенно, когда ребенка оставляют самого в темной комнате. Также дети часто боятся животных, например, больших лающих собак. Некоторые дети страшатся огня, высоты или грозы. Иногда дети, насмотревшись новостей по телевизору или в Интернете, боятся грабителей, похищения или войны. Если ребенок недавно пережил утрату или серьезную болезнь родственника, он может начать беспокоиться о здоровье близких. Обычно эти страхи проходят в подростковом возрасте. Большинство из этих страхов не очень сильны, и они постепенно угасают.

Что такое фобии

Иногда страхи могут обостряться настолько, что превращаются в фобии. Это сильные и иррациональные страхи, мешающие в повседневной жизни. Например, боязнь собак у шестилетнего ребенка может настолько вызывать у него панику, что он вообще будет отказываться выходить на улицу. В возрасте 10-ти лет ребенок может быть так обеспокоен новостями о серийных убийствах, что будет настаивать на том, чтобы спать вместе с родителями.

У некоторых детей в данном возрасте возникает страх общения с людьми, которых они встречают в повседневной жизни. Такая застенчивость может помешать ребенку найти друзей в школе и общаться с большинством взрослых, особенно незнакомыми. Такие дети могут намеренно избегать социальных ситуаций (например, Дней рождения друзей), и им бывает трудно общаться с кем-либо, кроме своей семьи.

Часто у детей в этом возрасте возникает страх изоляции. Иногда этот страх усиливается, когда семья переезжает в другой город или ребенок переходит в новую школу. Ребенок может бояться ехать в летний лагерь или даже ходить в школу. Такая фобия может иметь и физические симптомы, например, головные боли или боли в животе. Все это приводит к тому, что ребенок замыкается в себе и становится подавленным.

В возрасте 6–7-ми лет ребенок обычно впервые узнает о смерти, в связи с чем у него может возникнуть новый страх. Когда он понимает, что, в конечном счете, все смертны – и его родители, и он сам – его беспокойство может усиливаться. В некоторых случаях такая озабоченность смертью бывает очень болезненной.

Как справиться со страхами и фобиями

К счастью, большинство фобий поддаются лечению. Фобии обычно не являются признаком серьезных психических заболеваний, требующих длительного курса психотерапии. Но если беспокойство ребенка долго не проходит и мешает ему наслаждаться повседневной жизнью, ему потребуется профессиональная помощь психолога или психотерапевта, который специализируется на лечении фобий.

В ходе лечения фобий многие психотерапевты предлагают ребенку встретиться с источником своих страхов в безопасных дозах. Например, если ребенок боится собак, терапевт может во время разговора показать ему фотографии собак или видео с ними. Затем он может предложить ребенку понаблюдать за собаками из окна. Наконец, психотерапевт может в присутствии взрослых поиграть несколько минут с маленьким безобидным щенком. После этого ребенок будет чувствовать себя намного легче в присутствии собак.

Этот процесс называется десенсибилизацией: ребенок постепенно становится менее чувствительным к источнику своего страха каждый раз, когда сталкивается с ним. В конце концов ребенок не будет избегать ситуаций, которые стали причиной его фобии. Хотя этот процесс со стороны выглядит как само собой разумеющийся, совершать его нужно только под наблюдением профессионала.

Иногда психотерапия помогает детям стать увереннее в себе и менее подверженными страхам. В стрессовых ситуациях ребенку могут помочь дыхательные упражнения и техники релаксации.

Иногда врачи рекомендуют антидепрессанты как дополнительное средство, хотя их никогда не применяют как единственное средство лечения. Они помогают снять тревогу и панические атаки, связанные с фобиями.

Как родители могут помочь ребенку

Рассмотрим несколько способов, как родители могут помочь ребенку справиться со страхами и фобиями:

  • поговорите с ребенком о его тревогах и проявите сочувствие. Объясните ему, что у многих детей есть страхи, но с вашей поддержкой он обязательно научится с ними справляться;
  • не приуменьшайте страхи вашего ребенка и не высмеивайте их, особенно в присутствии его сверстников;
  • не принуждайте ребенка проявлять храбрость. Ему может потребоваться время, чтобы справиться со своими страхами. Тем не менее, вы можете ненавязчиво поощрять его посмотреть в глаза своему страху и не избегать ситуаций, которые его пугают. Главное – не настаивать на этом.

Страхи – это нормальная часть жизни ребенка, реакция его психики на реальную или воображаемую угрозу, источник которой находится в окружающем мире. Поэтому родители должны поддержать ребенка в таких ситуациях. Разговаривая с ним о его страхах, родители должны признавать их, но не усиливать и не приуменьшать. Успокойте ребенка и предложите ему способы справиться со страхами. Доверительное общение и поддержка – эффективный метод борьбы со страхами. Если это не помогло, страх может перерасти в фобию, и тогда лучшим средством будет помощь профессионалов.

Ссылка на основную публикацию