Дислексия у детей

Дислексия у детей – это расстройство навыков чтения, которое вызвано недостаточным развитием (либо распадом) психических функций, ответственных за процесс чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма. Чаще всего ребенку сложно распознавать отдельные знаки и символы, в результате чего смысл слов, словосочетаний и предложений искажается, либо не устанавливается.

Распространенность серьезного нарушения чтения среди детей в России составляет порядка 10%. При этом у детей в англоязычных странах этот показатель выше – 17-20%. Если проблема выявлена в раннем возрасте, то правильная коррекция поможет нивелировать ее до уровня, который позволяет нормально жить и обучаться.

Дислексия может наблюдаться отдельно, но чаще всего она сопутствует другому расстройству – дисграфии (нарушение письменной речи). В МКБ-10 дислексии присвоен код R48.0. Согласно классификатору, это нарушение делится, собственно, на саму дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полная утрата или невозможность овладения навыком).

Основные виды дислексии

По основным проявлениям различается литеральная (связана с проблемами усвоения отдельных букв) и вербальная (связана с проблемами прочтения слов) дислексия.

В зависимости от нарушенных механизмов, выделяются следующие формы расстройства чтения:

  • Фонематическая. Наиболее распространенная проблема, которая чаще всего встречается у младших школьников. Она является следствием недоразвития синтеза, анализа и фонематического восприятия. При этом нарушении ребенок переставляет местами слоги (вместо «ток» читает «кот»).
  • Семантическая. Это следствие несформированности слогового синтеза, непонимания синтаксических связей и бедности словаря. Ребенок с таким расстройством понимает слова, но в отдельности от всего текста. Это приводит к тому, что он не может уловить смысл прочитанного.
  • Аграмматическая. Она предполагает ошибки в составлении конструкций. Ребенок неправильно использует падежи, окончания, времена («белый ложка», «черная стол»).
  • Мнестическая. Вызвана нарушениями слухоречевой памяти, проблемами соотнесения звука и буквы.
  • Оптическая. Вызвана недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений. Проблема проявляется по-разному: ребенок может видеть слово задом наперед, либо не может сфокусировать взгляд на строчке, которую читает, в результате чего нарушается последовательность чтения. Ребенок сталкивается с определенными трудностями в написании сходных графических букв (Д-Л, В-З и т.д.).
  • Тактильная. Эта проблема характерна для слабовидящих людей, которые используют азбуку Брайля для чтения. Буквы, которые определяются тактильно, либо воспринимаются неверно (их путают с другими), либо человек не может удержаться на нужной букве.

Фонематическая, аграмматическая и семантическая формы дислексии связаны с недостаточной сформированностью речевых функций, а мнестическая, тактильная и оптическая – с несформированностью психических функций.

Одна из наиболее популярных в мире классификаций дислексии принадлежит Саре Борель-Мезони. Она построена по принципу учета патогенеза детей с дислексией.

Наверняка вы слышали, что существуют дети, которые читают задом наперед. Или те, которые заменяют определенные звуки произношения подобными. Есть люди, которые смешивают несколько звуков в один. Являются ли опасными подобные симптомы? Как их выявить? Можно ли ее вылечить? Существуют ли какие-то методы устранения?

Дислексия — расстройство навыков чтения. Ее симптомы связывают с нарушением определенных психических функций, отвечающих за данный навык. Среди наиболее часто встречающихся симптомов дислексии — ребенок неправильно распознает символы и знаки. В итоге появляются сложности в понимании текста.

Дислексия у детей

Встречается ли дислексия у взрослых? Да, если в раннем возрасте сложности не были устранены.

История болезни

Сам термин был введен в обиход в конце 19-го века. Его использовал офтальмолог из Германии — Рудольф Берлин. Среди его клиентов был мальчик, которого не могли научить письму и чтению ни родители, ни преподаватели. С интеллектом у мальчика было все в порядке. На основании исследований Берлина, другой специалист — Прингл Морган опубликовал статью, в которой описывал симптомы нового заболевания. Он назвал его словесной слепотой. В начале прошлого века невропатолог Ортон заметил, что у ряда детей сложности с чтением не связаны с нарушениями зрения. Скорее, причина крылась в асимметрии полушарий головного мозга. Врач связывал это с проблемами восприятия визуальной информации. Однако некоторые врачи не были согласны с его позицией. Только 50 лет назад появилось четкое определение нового заболевания.

Как понять, что у ребенка дислексия?

Наиболее четкую картину дает МРТ. Для диагностики используют также нейровизуализацию и ПЭТ (позитронно-эмисионную томографию). У людей, которые испытывают подобные симптомы, наблюдается сниженная активность в области задней части извилины, которая располагается в средней височной доли мозга. Встречается еще один симптом: отличия в структуре мозговой ткани.

Выделяют и другую симптоматику заболевания:

  • нарушение равновесия между полушариями
  • перенесенные инфекции
  • ЧМТ
  • родовые травмы
  • осложнения во время беременности, связанные с перенесенными матерью, инфекциями
  • социальные факторы (дефицит общения, некачественное обучение, изоляция и пр.)

Диагностировать дислексию можно у пациентов, которые:

  • неуклюже захватывают инструмент письма
  • испытывают проблемы с концентрацией внимания
  • испытывают проблемы с памятью
  • изменяют последовательность букв в написании слов
  • отказываются от чтения вслух
  • отказываются от написания сочинений
  • испытывают трудности с ориентированием
  • испытывают сложности в чтении

Наличие большей части этих симптомов может свидетельствовать о начальной стадии развития заболевания.

Какие симптомы испытывают дети в дошкольном возрасте?

  • Поздно развивается речь.
  • Есть сложности в заучивании и произношении слов.
  • Ребенку сложно освоить навыки написания слов и чтения.
  • Существуют проблемы в общении со сверстниками.

В младшем школьном возрасте симптоматика может проявляться по-другому

  • Ученик может менять слова на схожие по звучанию.
  • Изменять слова при чтении.
  • В написании разворачивать буквы в обратную сторону.
  • Испытывает трудности в запоминании информации.
  • Путается в цифрах.
  • Испытывает сложности с координацией.

Как диагностировать?

Первый шаг — посещение врача. Только специалист может сделать выводы о необходимости лечения. Доктор должен собрать подробный анамнез, начиная с информации о том, как протекала беременность матери и как проходило развитие малыша в первые несколько лет жизни. Если вопрос о наличии заболевания ставится школьнику, то в анамнез будут включены сведения и об успеваемости ребенка по математике, русскому языку, литературе. Логопед может провести несколько тестов, которые включают задачи на слух, переписывание текста и диктант. Если отклонения будут установлены, специалист установит тип дислексии по характерным чертам.

Какие существуют виды дислексии?

Симптоматика зависит от вида заболевания. Современные специалисты выделяют 6 видов.

  • Мнестическая. Сложности в произношении слов и звуков.
  • Аграмматическая. Грамматические конструкции строятся с ошибками.
  • Семантическая. Чтение не складывается в предложения.
  • Тактильная. Наблюдается у людей, испытывающих серьезные проблемы со зрением. Невозможность чтения шрифта Брайля.
  • Оптическая. Человек не может читать по одной и той же строчке: его взгляд соскальзывает.
  • Акустическая. Встречается чаще всего. Характеризуется перестановкой слогов, смешением букв и пр.

Каждый вид требует корректировки, которую назначить может только специалист. Но такие проблемы не являются признаками отставания в развитии.

В домашних условиях можно только организовать профилактику.

Какие известные личности страдали дислексией?

Владимир Маяковский, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней,

Квентин Тарантино, Кира Найтли, Киану Ривз и другие.

Как лечить?

Выполнять рекомендации специалистов. Возможно, придется внести некоторые корректировки в учебный процесс. К дислексикам применяются определенные подходы обучения, отличные от стандартных. Часто используют логопедические методы. Однако подбор метода зависит от того, какой именно тип заболевания был выявлен врачом.

Существуют ли меры профилактики?

При обнаружении первых симптомов важно начинать работать с ребенком как можно раньше. В комплекс профилактических мер входят упражнения на мелкую моторику, а также занятия, задействующие память и внимание. Очень важно работать в речью ребенка.

Игры помогут снизить риск возникновения дислексии. Первое время родителям стоит уделить больше внимания визуальным предметам и их названиям. Например, найдите с малышом все слова в комнате, которые начинаются на букву Т: Табуретка, Телевизор, Тумбочка, Тарелка и пр.

Для следующего упражнения можно вырезать буквы из бумаги или купить специальные магниты. Из них составьте предложение, «склеив» буквы между собой. Например: сегоднямыидемгулять. Предложите ребенку разделить слова. Можно попробовать заниматься составлением предложений из отдельных слов. Здесь важно соблюдать последовательность. Например, перемешайте слова: Дождь вечером пойдет завтра. И дайте ребенку задание переставить слова так, чтобы предложение звучало правильно.

Усложнять занятия нужно поэтапно: начните с самых простых занятий. Не стоит утомлять ребенка длительными упражнениями. Если ему станет скучно — вряд ли он будет хорошо воспринимать всю ту информацию, которую вы стремитесь до него донести.

Развить память, внимание и мышление ребенка помогут тренажеры Викиум. Начните прямо сейчас!

Дислексия у детей

Дислексия – затруднение в овладении письмом и чтением при сохранении общей способности обучаться. При ней ребенок неправильно распознает буквы, поэтому нарушается восприятие прочитанного.

Дислексия у детей

Выявление дислексии

Причинами дислексии называют нейробиологические факторы, при которых участок мозга ответственный за чтение, менее активен. Поэтому при диагностике проводится медицинское обследование с помощью МРТ и позитронно-эмиссионной томографии. Привести к заболеванию могут как наследственные факторы и нарушения в протекании беременности и родах, так и травмы и тяжелые инфекционные заболевания. Также причиной может стать педагогическая запущенность, если ребенку мало уделяется внимания в семье и в школе, существует неблагополучное окружение.

Основными симптомами дислексии считается отставание ребенка от сверстников при чтении и письме. Может наблюдаться задержка в развитии, дезорганизация, трудности восприятия и усваивания информации, непонимание прочитанного, нарушения координации, гиперактивность.

При всем этом интеллект ребенка развит по годам, наблюдаются постоянные ошибки при письме и чтении, плохая память, сложности в определении верха и низа, сторон.

Диагностика дислексии

Диагностикой дислексии занимается логопед на основании обращения родителей или направления от педиатра или школы. Работа начинается с выявления нарушений при беременности и родах, собирается информация о ранних годах ребенка – болезнях и развитии. Ребенок обязательно обследуется с помощью МРТ, проводится серия тестов для выяснения, насколько сформированы навыки чтения, письма и речи, как развит артикуляционный аппарат и моторика. Практикуется диктант, описание по картинке, устные и письменные пересказы.

Лечение и коррекция дислексии в логопедическом центре в Москве

К сожалению, полное излечение происходит не во всех случаях, но при проведении коррекционной работы по дислекции со школьниками наблюдается значительное развитие функциональных навыков чтения. Коррекция помогает осваивать школьную программу наравне с одноклассниками.

Дислексия у детей

Программа по коррекции дислексии подбирается индивидуально. Осуществляется обучение чтению с помощью специального типа фонетических методов, к примеру, ребенок учится читать слова и выражения в целом, или вначале читать буквы, складывать их в слоги, затем в слова и предложения.

Понятие дислексии подразумевает неспособность к нормальному овладению процессом чтения. Дислексические нарушения диагностируются ещё в дошкольном возрасте, когда дети только начинают учиться читать.

Дислексики испытывают затруднение в распознавании букв, складывании их в слоги и слова, правильном произношении, а также адекватном осмыслении прочитанного. При этом необязательно, чтобы ребёнку ставили задержку психического развития и другие нарушения. Напротив, дислексию часто рассматривают как патологию творческих и интеллектуально высокоразвитых людей. Ошибки, которые допускают дислексики, могут показаться странными и нелепыми. Что же лежит в их основе?

Причины дислексии

К основным причинам, вызывающим дислексию, специалисты относят:

  • генетические — тип мышления с приоритетом правого полушария мозга;
  • перинатальные — нарушение функций головного мозга при отклонениях в нормальном течении беременности и проблемном течении родов;
  • постнатальные — черепно-мозговые травмы, энцефальные нарушения, детские инфекции;
  • социальные — несформированность устной речи вследствие разноязычного окружения, минимального общения, низкого речевого уровня окружающих.

Симптомы дислексии

Чтение — сложный зрительный процесс осмысления знаков письменности и правильного их речевого воспроизведения. Во время чтения активизируются все отделы левого полушария мозга человека, и каждый из них отвечает за восприятие и обработку своей части информации. Насколько ребёнок способен овладеть навыками чтения, чаще всего становится понятным годам к шести, когда это становится необходимостью. Но по некоторым признакам можно диагностировать дислексию в более раннем возрасте.

У детей-дислексиков нередко выражены действия невротического характера, которые, в том числе, относят к симптомам дислексии у детей:

  • срыгивания между приёмами пищи;
  • пугливость, вздрагивания во сне и от резких звуков;
  • плаксивость и беспокойство, не имеющие оснований.

В дальнейшем такие дети начинают поздно ходить, говорить и складывать слова во фразы. Они не самостоятельны и пассивны в преодолении сложных ситуаций. Практически у всех сильно выражен астенический синдром в виде быстрой утомляемости и отсутствия концентрации внимания.

Диагностика дислексии

Диагностика дислексии подразумевает общую оценку навыков чтения, понимания прочитанного, сформированности устной речи и письма, а также неречевых функций. Дислексию градируют на латеральную (проблемы с усвоением алфавита) и вербальную (затруднения при прочтении отдельных слов).

При речевой оценке основными признаками для констатации дислексии считаются:

  • постоянно повторяющиеся ошибки при чтении,
  • подмена и дефекты звуков,
  • нарушение речи,
  • неспособность строить связные предложения,
  • искажение осмысления прочитанного.

При оценке неречевых навыков принимается во внимание уровень функциональности всех органов чувств, в особенности способность ребёнка правильно координировать свои движения, удерживать равновесие. Подмечена взаимосвязь трудностей в запоминании информации с нарушениями координации движений. Считается, что нарушения стандартных двигательных функций не позволяют мозгу отвлекаться на полноценное освоение таких видов деятельности как чтение и письмо.

При диагностике зрительных навыков нередко используется регистрационный видеометод EYE-tracking, разработанный в США. Посредством EYE-tracking оцениваются зрительные функции и движения глаз во время чтения или рассматривания иллюстраций. Отклонения от нормы свидетельствуют о низкой возможности освоения навыков чтения и письма.

Способность мозга к адекватному восприятию слуховой информации определяется по методу TAVS, вследствие которого оценивается способность различать звуковые сигналы, определять локализацию звука, различать его частоту, ритм, длительность и интервалы.

Совокупность диагностических обследований позволяет понять особенности развития ребёнка и назначить правильное коррекционное лечение.

Дислексия у детей

Нередко родители замечают у своего ребенка серьезные трудности при чтении. Чтобы понять, нуждается ли ваш маленький школьник в дополнительной помощи специалистов, обратите внимание на ошибки, которые он допускает.

ГРУППЫ ОШИБОК ПРИ НАРУШЕНИИ ЧТЕНИЯ:

1. Ребенок не понимает прочитанный текст (механическое чтение)

2. Ошибается при согласовании слов (СЕМЬ МЯЧОВ, КРАСНАЯ КРЕСЛО).

3. Пропускает, добавляет, переставляет звуки и слоги (смотря, например, на слово ЗИМА, школьник может прочитать ЗЕМЛЯ).

4. Заменяет звуки близкие по звучанию: звонкие на глухие и наоборот (БОЧКА — ПОЧКА, ДОМ — ТОМ); и другие звуки (Ч-Т, Ч-Ц).

5. Заменяет похожие буквы (X — Ж, М — Н, Б — В, Ш – Щ — Ц). Например, читая слово ЩЕТКА, ребенок затрудняется, как назвать первую букву (Ш или Щ, или даже Ц).

6. Читает буквы поочередно, отрывисто — вместо необходимого слияния звуков (Р. Ы. Б. А).

Если ребенок допускает такие ошибки, возможно, у него ДИСЛЕКСИЯ (нарушение чтения). Обратите внимание, что при этом ошибки имеют повторяющийся, стойкий характер.

Такие дети могут иметь успехи в каких-либо других сферах деятельности, но при освоении чтения неизбежно возникают проблемы. У ребенка не получается списать текст без ошибок, он с трудом пересказывает прочитанный текст (или совсем не может пересказать), читает очень медленно, во время письма может необычно держать ручку или карандаш.

Неудивительно, что при таких нарушениях ребенок не любит читать вслух или писать. Также вы можете заметить у своего чада довольно неуклюжие движения, трудности в определении левой и правой стороны. К данным характеристикам часто добавляется плохая память, импульсивность, гиперактивность (иногда, наоборот, заторможенность), плохой почерк, невнимательность, отставание в обучении письму и чтению от одноклассников.

СЛУЧАИ ИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ:

Гордей, 9 лет

В ходе обследования были выявлены трудности с вниманием, зрительным и слуховым восприятием, памятью; сложности с пониманием прочитанного текста, особенно, если в тексте сложные предложения. С 5 лет посещал логопедические занятия для устранения общего недоразвития речи.

В результате коррекционных занятий с логопедом у Гордея повысилась успеваемость в школе по чтению, русскому языку, окружающему миру; улучшились концентрация и устойчивость внимания.

Никита, 8 лет

В школе испытывал трудности с усвоением русского языка; читал очень быстро, не внятно, не выделяя границ предложений; в результате чтения информацию получал неточную, так как часто заменял буквы и слова; на занятиях с трудом концентрировал внимание и лишь на короткое время.

После занятий с логопедом читать стал в умеренном темпе, интонационно правильно, четко понимая, что прочитал.

Роман, 11 лет

В дошкольном возрасте речь была невнятная, неразборчивая, содержала много грамматических ошибок. Обращались к логопеду ещё в детском саду, но в логопедической помощи было отказано, так как изолированно ребенок произносил все звуки правильно. В школе возникли проблемы с чтением и письмом: заменял, путал буквы, читал медленно, с трудом понимал прочитанный текст. При написании диктантов в начальных классах допускал много орфографических ошибок, заменял, пропускал буквы. Испытывал большие трудности при написании изложения. Читал с ошибками.

После месяца занятий с логопедом при чтении стал замечать и исправлять свои ошибки. Стал правильно строить сложные предложения. Продолжает занятия.

ПРИЧИНАМИ ДИСЛЕКСИИ МОГУТ БЫТЬ:

  • Наследственная предрасположенность.

Речь идет о врожденной форме дислексии. Если у кого-либо из родителей имело место данное нарушение, стоит внимательнее присматриваться к малышу и пройти диагностику у логопеда при малейших подобных признаках.

  • Органические причины.

В случае повреждения определенных зон головного мозга, которые участвуют в процессе чтения.

  • Функциональные причины.

Здесь можно выделить внутренние и внешние факторы.

Внутренние — это частые и длительные заболевания.

Внешние – задержка речевого развития ребенка (ЗРР), двуязычие (билингвизм), неправильная речь близкого окружения.

  • Патологические факторы.

Осложнения в период беременности, родов, либо позже — в первый год жизни малыша.

КАК ВЫЯВЛЯЕТСЯ ДИСЛЕКСИЯ?

Для выявления дислексии специалист проводит диагностику устной и письменной речи, а также познавательных процессов. Логопед внимательно изучает особенности развития ребенка, в частности формирование речи, диагностирует состояние речевой и ручной моторики; отмечает успеваемость в школе по чтению, русскому языку и другим предметам. По итогу приема озвучивается заключение, при этом рекомендации могут включать дополнительную диагностику у детского невролога или других специалистов.

КОРРЕКЦИЯ ДИСЛЕКСИИ

Можно ли избавиться от этого нарушения? Да, важно лишь понять, что для устранения этой проблемы необходима целенаправленная коррекционная работа нескольких специалистов (логопед, дефектолог, невролог). От ее результативности зависит, прежде всего, то, насколько успешно у ребенка сложится учеба в школе. Чем раньше будет начата работа, тем более высокие результаты вас ожидают.

Во время занятий исправляются недостатки как устной, так и письменной речи, совершенствуются познавательные процессы. Выполняя с ребенком задания, не перегружайте его. Усвоение любой информации должно проходить в благоприятной обстановке, не вызывая у школьника негатив.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ

Чтобы предупредить дислексию, необходимо с дошкольного возраста проводить занятия по развитию внимания, мышления, памяти, мелкой моторики и пространственного восприятия. Например, такие игры, как «Найди отличия», «Покажи правильную тень», «Найди гласные буквы» очень нравятся детям и помогают развитию зрительных представлений, предупреждают ошибки по замене букв.

Важно своевременно выявлять у детей нарушения речи, проводить их коррекцию, проводить подготовку к освоению грамоты.

Мы рекомендуем с раннего возраста выполнять упражнения для овладения грамотной речью и письмом; использовать развивающие игры для развития познавательных процессов у детей, которые помогают размышлять и познавать окружающий мир. Например, интересны и полезны игры «Вставь пропущенную букву», «Реши кроссворд». Играйте вместе с детьми!

Логопед центра Fidem

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в , или заполнив форму ниже.

Fidem в Instagram

Дислексия у детей

Дислексия — это расстройство навыков чтения и произношения звуков, которое происходит на фоне недостаточного развития психических функций. Дислексии чаще подвержены дети.

Дислексики испытывают определенные сложности с чтением, произношением слогов, слов и словосочетаний. Расстройство с трудом поддается диагностике в раннем возрасте, однако существует ряд симптомов, которые могут указывать на наличие дислексии. Незамеченные вовремя тревожные сигналы приведут к тому, что в школьном возрасте у ребенка возникнут проблемы не только в обучении, но и во взаимоотношениях со сверстниками. Чтобы как можно быстрее поставить диагноз и приступить к коррекции речевого расстройства, важно вовремя заметить у ребенка характерные признаки дислексии.

Формы дислексии

Существует несколько форм дислексии:

  • Фонематическая — ребенок путает буквы при произношении слов, может менять местами части слов при письме или чтении.
  • Аграмматическая — пациенты с такой формой дислексии часто путают падежные окончания, неправильно произносят и пишут глагольные окончания.
  • Мнестическая — пациент не понимает буквы, вследствие чего не может связывать звуки с графическими изображениями.
  • Оптическая — такая форма расстройства связана с трудностями в различении схожих визуально букв.
  • Тактильная — развивается у слепых пациентов и влечет за собой проблемы с изучением и тактильным распознаванием букв.
  • Семантическая — форма дислексии, при которой пациент не может понять смысл прочитанных слов, техника чтения при этом не страдает.

Основные признаки дислексии

Патология проявляется по-разному, но в большинстве случаев ее симптомы следующие:

  • Ребенку с трудом дается освоить таблицу умножения, выучить алфавит.
  • Во время чтения пациент меняет местами слоги и числа.
  • Ребенок неправильно держит ручку или карандаш во время письма.
  • У пациента плохая память, слабая концентрация внимания, наблюдаются трудности при общении со сверстниками.

Классификация симптомов дислексии напрямую зависит от возраста пациента. Так, у детей дошкольного возраста с дислексией наблюдаются трудности в освоении новых слов, речевое отставание сопровождается ухудшенной словесной памятью и плохим произношением, отсутствуют базовые навыки письма. Кроме того, ребенок путает расположение слов и букв.

Младшие школьники, у которых была диагностирована дислексия, часто заменяют слова другими, схожими по звучанию и смыслу. Во время чтения они могут переставлять местами слоги, буквы и цифры. Дислексия у таких детей сопровождается проблемами с запоминанием фактов, медленным освоением любых навыков, плохой координацией движений.

Дети среднего школьного возраста с дислексией медленно читают, неразборчиво пишут. Им сложно правильно распознавать мимику, а трудности в обучении усугубляются плохой памятью.

Старшие школьники с дислексией умеют читать и писать, но делают это с ошибками. Им сложно писать самостоятельно сочинения, воспринимать или пересказывать информацию. Дислексикам тяжело дается адаптация к изменениям.

Взрослые люди с дислексией рассеянны и невнимательны, им с трудом даются процессы самообучения и самоорганизации. Медленное чтение с ошибками в более взрослом возрасте продолжает оставаться главным симптомом расстройства.

Причины дислексии

Дислексия развивается на фоне нарушений в работе мозговых структур. Она может быть вызвана многими факторами, ключевыми среди которых являются:

  • Повреждения головного мозга плода в период беременности из-за анемии, различных инфекций, лекарственной или алкогольной интоксикации. Также расстройство может появиться вследствие преждевременной отслойки плаценты, затяжных родов или фетоплацентарной недостаточности.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Социальные факторы: недостаточные или чрезмерные обучающие нагрузки, отсутствие общения с ровесниками.
  • ДЦП.
  • Проблемы со зрением.
  • Инфекции головного мозга или черепно-мозговые травмы.
  • Сильное преобладание правого полушария головного мозга над левым.

Корректное и правильное определение природы детской дислексии возможно только в ходе комплексного обследования пациента.

Диагностика и способы коррекции расстройства

Чтобы диагностировать дислексию, специалист должен детально изучить развитие и анамнез жизни пациента. Логопеду важно оценить состояние моторики и артикуляционного аппарата. Дети дошкольного возраста должны продемонстрировать способности к звукопроизношению, восприятию устной речи. У школьников оценивают скорость чтения и способности к письму, изучают успеваемость по различным предметам.

По показаниям может быть назначена консультация невролога. Может потребоваться прохождение теста аудиторной функции у специалиста по методу А.Томатиса, а также ЭЭГ, АСВП И УЗДГ.

Какой метод коррекции назначит специалист, зависит от формы дислексии и стадии запущенности расстройства.

Упражнения при дислексии

Цель упражнений заключается в формировании у ребенка грамматической системы словообразования, устранении дефектов звукопроизношения, развитии и улучшении зрительно-пространственного представления, а также речевого слуха.

  1. Разделяем набор букв на отдельные слова. Например, предложите ребенку в последовательности букв «папамамабабушка» отыскать знакомые слова.
  2. Предлагайте ребенку найти слова на загаданную букву.
  3. Рисуйте на спине ребенка цифры, буквы, а он пусть угадывает их.
  4. Просите ребенка прочитать слово, после чего пусть он попробует написать его по памяти. Если упражнение дается ему легко, постепенно усложняйте игру и добавляйте словосочетания.

Если пофантазировать, то можно придумать множество увлекательных упражнений, которые ребенок с удовольствием будет выполнять. Занимаясь в игровой форме, ребенок не только интересно проведет время, но и получит от этого пользу.

Меры профилактики

Любую патологию намного проще предупредить, нежели корректировать. Важно заниматься с ребенком с самого раннего возраста, чтобы минимизировать риски развития у него дислексии. Уделяйте ежедневно время упражнениям, которые направлены на развитие речевого и зрительно-пространственного восприятия. Играйте с ребенком в различные двигательные и развивающие игры.

Дети хорошо воспринимают визуальную информацию. Демонстрируйте ребенку картинки с животными и предметами, озвучивайте, что на них нарисовано. Чем чаще заниматься такими упражнениями, тем больше увиденного ребенок усвоит вместе с лексической составляющей.

Старайтесь во время упражнений идти от простого к сложному. Задания усложняйте только по мере усвоения информации. Начинайте заниматься развивающими упражнениями с самого раннего возраста ребенка, задолго до школы.

По Международной классификации дислексия относится к нарушениям узнавания и понимания символов и знаков. Стандарты оказания медицинской помощи для этой категории пациентов не разработаны, поэтому используются различные методики, основанные на педагогическом опыте.

Международные подходы

В западных странах в понятие «дислексия» включены трудности чтения и письма у здоровых в целом детей, а также у страдающих различными болезнями или задержкой развития. В нашей стране эта проблема рассматривается шире. В эту категорию включены трудности чтения, письма и устной речи, но при этом исключены состояния, обусловленные умственной отсталостью, зрительными и слуховыми дефектами.

Основные признаки дислексии

Расстройство впервые диагностируется у детей до 10 лет. Важно, что ребенок с дислексией имеет полностью сохранный интеллект, однако:

при чтении ошибается, потому что угадывает слова;

  • плохо понимает или не может пересказать прочитанное;
  • при переписывании или письме под диктовку делает множество ошибок;
  • имеет неразборчивый почерк;
  • отличается сильной раздражительностью и повышенным эмоциональным фоном;
  • нарушена схема тела (путает право и лево), проявляется неуклюжесть;
  • держит ручку необычным образом.

Специалисты связывают эти проявления с нарушением работы левого полушария, а также межполушарных связей.

Как корректировать дислексию?

Речь идет скорее о коррекции, зачастую педагогической, чем о лечении.

Прежде чем что-то предпринимать, ребенка нужно обязательно проконсультировать у детского невролога, офтальмолога и ЛОР-врача. Коррекцию у логопеда можно начинать, если исключены органические заболевания. Все это желательно сделать в старшей группе детского сада или, по крайней мере, до того, как ребенок попадет в школу. Дети бывают очень жестоки, поэтому школьник с дислексией может стать жертвой буллинга.

Программу коррекции разрабатывает логопед. Ориентирами служат следующие задачи:

  • обучение узнаванию левой и правой стороны;
  • распознавание написанного слова как одного целого;
  • распознавание цветов.

Медицинское вмешательство

Поскольку дислексию связывают с незрелостью мозговых структур, врач может назначить витамины и ноотропные препараты, улучшающие функции нервной ткани. Медикаментозная терапия всегда индивидуальна, учитывает скорость развития малыша.

Перспективен такой метод лечения, как микрополяризация (ТКМП). Этот метод испытан в течение длительного периода времени (около 30 лет), отличается высокой терапевтической результативностью.

Микрополяризация – это воздействие на определенные зоны головного мозга слабым (до 1 мА) электрическим током. На головку ребенка надевается шапочка для ЭЭГ (тестильная), а под нее подкладываются положительные и отрицательные электроды, обернутые влажной тканью. Ток используется однополярный (течет от плюса к минусу, от анода к катоду). Под действием тока происходит направленная поляризация мембран клеток, начинается их усиленное развитие.

Ребенок во время процедуры ничего не чувствует. Полный эффект лечения разворачивается в срок от 2 до 6-ти месяцев.

Желательно, чтобы с ребенком одновременно занимался специалист, развивающий мелкую моторику.

Чем можно помочь дома?

Домашняя коррекция состоит из нескольких важных пунктов.

Развитие фонематического восприятия

Это способность воспринимать звуковой состав слова. Нужно приобрести (или сделать самим) карточки со всеми буквами и как можно чаще играть с ребенком «в слова». Мама произносит слово, а ребенок пытается его составить из букв. Нужно, чтобы игра была непосредственной и живой. Например, собрать название животного, которое видели в зоопарке, или мультяшного персонажа. Слова желательно осваивать постепенно, 1 или 2 в день. Если делать это постоянно, словарный запас малыша и способность читать из раза в раз будут улучшаться.

Понятие о грамматике и семантике

Грамматика – это изменение слов в предложении, их согласованность (лист желтый, морковка оранжевая).

Семантика – узнавание смыслового значения слова (дождь идет, хотя никаких ног у явления природы нет).

Лучшие упражнения – прослушивание сказок в медленном темпе, когда все слова и выражения произносятся четко, разборчиво, выделяются интонацией. Ребенок поневоле будет подражать услышанному. Любое слово, вызвавшее заминку или непонимание, нужно подробно разъяснять.

Увеличение словарного запаса

Мышление у ребенка всегда конкретное. Он не может говорить о том, чего не видел и не «попробовал на зуб». Поэтому увеличивать словарный запас нужно, показывая предметы и понятия, рассказывая о них. Рассказывать нужно как можно более подробно. Так, на примере простой кастрюли можно рассказать о металле, круге, рисунке, объеме.

Артикуляционные упражнения

В сети и книжных магазинах имеется множество пособий на тему веселой артикуляции. Заниматься можно по любому изданию, упражнения однотипные – хомячок (надуть щеки), улыбка, бублик, хоботок и подобные. Любое занятие лучше превратить в игру. Начинать упражнения лучше с логопедического массажа, который «разогревает» мышцы щек и языка. Длительность занятия – не больше 5 минут, иначе ребенок потеряет интерес.

Совместная работа специалистов и родителей всегда улучшает ситуацию и способствует формированию правильной и четкой речи у ребенка. Позаботьтесь об успешном будущем своего малыша, запишитесь на консультацию к логопеду прямо сейчас!

В этой статье рассматриваются вопросы:
— дислексия в период раннего развития
— дислексия в школьном возрасте

Как понять, есть у ребенка дислексия или он просто еще чему-то не научился? Точно диагностировать это расстройство может только дефектолог, направляет к нему ребенка логопед, также родители могут обратиться самостоятельно. Чтобы понять, если повод для беспокойства и стоит ли искать специалиста, оцените, есть ли у вашего ребенка признаки дислексии и насколько сильно он выражены.

РАЗВИТИЕ В 3-4 ГОДА

Малыши-дислексики очень часто выглядят тихими и задумчивыми, погруженными в собственный мир. Но даже у активного и шумного ребенка можно предположить дислексию, если наблюдаются определенные отличия от возрастных норм.

    Ребенок с трудом ловит мяч двумя руками, самостоятельно не может кататься на велосипеде, качаться на качелях, одеваться, раздеваться и завязывать шнурки.

У дислексиков всегда возникают проблемы с чтением. Это выражается чаще всего в том. что ребенок

  • плохо запоминает буквы;
  • переставляет местами слоги;
  • выдумывает слоги или целые слова;
  • «глотает» окончания;
  • угадывает, а не читает слова;
  • плохо понимает смысл прочитанного;
  • изложение прочитанного становится проблемой.

У большинства дислексиков проблемы возникают не только с чтением, но и с письмом. Начертание букв дается им с трудом. Взрослые обращают внимание на корявый почерк, ребенок пишет, как курица — лапой. Буквы «пляшут», строчки съезжают и наползают друг на друга. Как и в процессе чтения, на письме ребенок может потерять или добавить буквы или целые слова, заменить их или изобразить нечто вовсе нечитаемое. Ребенку бывает сложно даже не написать, а просто переписать текст. Зачастую наблюдаются странные своеобразные способы держать карандаш или ручку.
Мы успешно работаем с дислексиками на курсе постановки и коррекции почерка — каллиграфии для детей. Результаты радуют не только родителей, но и самих детей. Это придаёт им уверенности и сил для дальнейшей работы над собой.

Орфография — еще одна проблема дислексиков. Ребенок «пишет, как слышит», у него могут отсутствовать пробелы между словами. Бывают и разделения слов в самых неожиданных местах. Дислексик может полностью игнорировать знаки препинания, заглавные буквы, абзацы. Характерны те же повторы, пропуски и замены букв, цифр или целых слов, добавления, перестановки, что и при чтении. На нашем курсе грамотности для школьников мы обеспечиваем результативную работу с такими детками. Обычно, применяется смешанный метод обучения: группы и индивидуальные занятия. Так и по карману не бьёт, и ребёнку не скучно, и результат есть.

Как правило, проблемы возникают у дислексиков и с математикой. Причем речь идет не только о начертании символов, но и о простейших арифметических действиях. Что уж говорить об изучении или выражении отношений между количествами, величинами, представленными числами, цифрами или символами. Дислексик может считать на пальцах или палочках, ставя точки или штрихи на бумаге, манипулируя предметами или представляя их. А вот с абстрактным числовым счетом ничего не получается. Самые большие проблемы возникают на уроках геометрии: ребенок оказывается вовсе не в состоянии что-то представить и понять. В нашем случае на помощь приходит ментальная арифметика, которая является идеальным тренажёром для мозга ребёнка, что очень важно для дислексиков, им просто необходимы такие тренировки.

Любой ребенок учится определять время по часам не в один день. Но у дислексиков проблема может возникнуть даже при определении времени суток. Вопрос ребенка, утро теперь или вечер, может озадачить и показаться нелепым, но, к сожалению, это не шутка и не баловство. Дислексику действительно трудно и определить время по часам, и сориентироваться в продолжительности временного промежутка. Неудивительно, что такие дети склонны опаздывать, не укладываться в отведенное время при выполнении любой задачи. Они вообще легко теряют логику в рассуждениях, испытывают затруднения при усвоении упорядоченной информации и выполнении заданий, связанных с последовательностью. Им сложно даже расставить предметы в заданном порядке.

У дислексиков, как правило, плохо обстоит и с координацией движений, они часто бывают неуклюжими. Обычные детские забавы, вроде игры в «классики» или «вышибалы» даются им с трудом. У них возникают проблемы с плаванием, ездой на велосипеде или катанием на коньках. Даже качаться на качелях самостоятельно они начинают гораздо позже сверстников. Ориентация в пространстве, координация движений, перемещение центра тяжести — все это им дается с огромными усилиями и зачастую с неудовлетворительным результатом. И мелкая, и общая моторика развиты, как правило, ниже среднего. Командные виды спорта — тоже не для них. Опять же, на курсах ментальной арифметики для детей, уже с 4-5 лет ребёнок может заниматься и тренировать моторику на абкусе (специальных счётах).

А еще дислексиков чаще, чем в среднем, укачивает в транспорте, они склонны путать право-лево и верх-низ, От напряжения при чтении часто возникает головная боль, иногда — до тошноты, им сложно даже просто сидеть спокойно. Помимо этого, часто наблюдается одинаковое развитие обеих рук, хотя уровень их развития — как левой у правши.

Дислексия — сложное комплексное расстройство. Чем раньше оно будет замечено, тем более эффективную и своевременную помощь можно оказать ребенку.

Средние века вместе с их неграмотностью давно остались в прошлом. Сейчас умение читать считается базовым навыком. Сложно себе представить взрослого человека, читающего по слогам, однако такие люди существуют. Они не ленивые, не глупые, просто у них дислексия. Что это за болезнь?

Дислексия – это нарушение процесса овладения навыками чтения при сохранном интеллекте, зрении и слухе, обусловленное несформированностью психических процессов и проявляющееся в стойких специфических ошибках. Другими словами человек плохо читает, хотя видимых предпосылок для этого нет.

Дислексия — это такая особенность восприятия, при которой человек мыслит невербально, то есть образами, и скорость образного мышления гораздо выше скорости вербального (словесного) мышления. Многие дислектики могут через минуту дать ответ на сложную задачу, проделав в уме несколько сложных арифметических действий, и при этом не могут рассказать, как они это сделали.

Специфическая симптоматика дислексии

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Дислексия у детей

Очень часто родители и педагоги видят признаки дислексии у детей, но, не зная о таком нарушении, связывают все возникающие проблемы с ленью или невнимательностью.

Если вы замечаете у ребёнка затруднения при чтении, обратите пристальное внимание на совершаемые им ошибки. Насторожить должны постоянные попытки угадать слово по первым буквам, непонимание прочитанного, часто повторяющиеся замены букв в сильной позиции: гласные под ударением («сног» — «снег», «аблако» — «облако»), согласные перед гласной («толога» — «дорога», «здапие» — «здание»). При наличии одной или нескольких проблем из этого списка, следует показать ребенка логопеду.

Если у ребёнка была выявлена дислексия, коррекцию следует начинать незамедлительно, чтобы избежать серьёзных последствий.

1. Несовпадение значения и названия буквы, приводящее при чтении к произнесению названий букв вместо звуков, например:
«вэ, эм, дэ, эс, ка, эр, тэ».

Иногда это можно наблюдать при неправильной подготовке детей к школе. Следует беречь детей от такого некорректного усвоения звуко — буквенных обозначений, поскольку оно может препятствовать слиянию букв в слоги.

2. Несовпадение норм написания и произносительных норм, вследствие чего «орфографически» прочитанное ребенком слово не воспринимается им на слух как знакомое (следует остановить внимание ребенка на типичных случаях таких расхождений, например: что=што; чтобы=штобы; его=ево; конечно=конечно).

3. Каждый читаемый слог произносится с подчеркнутым ударением, что затрудняет синтез слогов в слово, мешая узнаванию его звукового и ритмического образа. У детей с хорошим речевым развитием подобные трудности носят, как правило, кратковременный характер; в иных же случаях они сохраняются на протяжении длительного времени. Логопед понимает природу возникших у ребенка затруднений и обеспечивает ему своевременное разъяснение и адекватную помощь.

Дислексия у детей

Что такое дислексия у ребенка и как с ней бороться?

Дислексия – это определенные нарушения в работе головного мозга, которые сопровождаются трудностями с переводом письменного изображения в речь. Данный недуг не является спутником умственной отсталости. Он достаточно сложно диагностируется и лечится. Родители, которые заботятся о здоровья своих детей, должны периодически показывать их педиатру, дефектологу, посещать стоматологию в Люблино.

Важные моменты

Дислексия характеризуется следующими симптомами:

  • чтение под необычным углом зрения, которое сопровождается частыми протираниями глаз;
  • усталость, нежелание выполнять домашнее задание по литературе;
  • необоснованные паузы во время озвучивания текста;
  • головная боль;
  • трудности с осознанием прочитанного материала, невнимательность;
  • написание слов с нестандартными ошибками (меняются местами склады, буквы и так далее).

Что еще нужно знать

Дислексия может иметь несколько форм, в зависимости ее проявления назначается разное лечение. Практически все методики основаны на устной работе. Итак:

  • Дисфонезия. Все действия доктора направлены на то, чтобы ребенок научился воспринимать каждое слово как единое целое. Для лечения применяется фонетический курс. Он является достаточно эффективным.
  • Диснемкинезия. Данная форма проявляется в написании слов и цифр задом наперед. При этом детишки имеют корявый почерк, разобрать который очень сложно. Основной задачей специалиста является научить малышей отличать правую сторону от левой. Пациенты с такой формой дислексии дезориентированы в пространстве, поэтому испытывают определенные трудности с чтением и правописанием.

Часто детей, страдающих данным заболеванием, считают непослушными, ленивыми. Такая манера чтения и писания приравнивается к баловству. Школьников могут определить в классы для отстающих, несмотря на их способности в других отраслях. В результате у детей пропадает вообще интерес к обучению, у них снижается самооценка, существенно ухудшается поведение. Поэтому игнорировать симптомы дислексии ни в коем случае нельзя. Стоит получить консультацию у специалиста, сдать анализы в Люблино.

Ссылка на основную публикацию