Этапы речевого развития ребенка

В последнее время появилось много жалоб родителей, связанных с тем, что их ребенок не говорит.

Популярное раннее развитие, картинки «СУПЕР-МАМ» из Instagram затмили адекватное родительство и нормативное развитие детей.

Сами того не понимая, не зная нормы моторного/физического и речевого развития детей, мы загружаем не нужные структуры мозга, тем самым провоцируя искусственную задержку развития.

Вместо своевременного перехода к твердой пище (которое развивает артикуляционный аппарат), вместо занятий спортом, полноценного сна и регулярных прогулок (дыхательная система и нейродинамика) день ребенка заполняются разными «развивашками», не имеющими научное обоснование и реальную пользу.

Что же нужно знать о нормах речевого развития родителям? Давайте разберемся!

Этапы речевого развития ребенка

От рождения до одного года этап развития речи называется подготовительным.

Мало кто знает, но самым первым признаком правильного формирования речи является крик и плач младенца после родов, которые развивают периферический речевой аппарат (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Раскрытие легких — сигнал о том, что дыхательная система малыша готова к жизни. Далее воздушный поток, проходя сквозь гортань, включает в работу голосовые складки.

В итоге воздух попадает в ротовую полость и начинает работу артикуляционный аппарат.

* К двум неделям от рождения ребенок начинает реагировать на голос, а к концу первого месяца – на интонацию.

Появляется гуканье («агу»), кряхтение (признак недовольства малыша), покашливание (тренировка речевого аппарата, для дальнейшего произнесения звуков речи).

* К двум – трем месяцем появляется гуление. Этот период А.Н. Гвоздев называет «период свирели».

* К пяти – шести месяцам гуление переходит в лепет. Появляются такие звукокомплексы как «тя-тя», «дя-дя», «мя-мя», «ба-ба», «де-да», «ма-ма», «па-па».

* Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями. Например, если вы говорите: «Где тик-так?», то малыш ищет глазками часы.

* В седьмом – девятом месяце ребенок начинает повторять более разнообразные сочетания звуков («тики-тики», «дя-дя-дя»).

* В десять – одиннадцать месяцев появляется реакция на разнообразные слова говорящих, а именно на те слова, что более интересны ребенку и эмоционально захватывают его.

* К одному году произносятся первые слова, такие как «дай» — требование получить что-то, ведь иначе он нем может выразить свою просьбу, так как пока его плохо понимают. Или «мама», «папа», что является частым предметом спора родителей о том, какое слово сказано раньше.

Следующий этап – преддошкольный.

Он длится от одного года до трех лет.

* К концу первого года дети могут осмысленно употреблять около десять пятнадцати слов, звукоподражательного характера, одинаковые для всех языков («гав-гав», «пи-пи», «би-би»).

Речь на этом этапе ситуативная, и ограничивается одним словом, которое по своему обозначению многозначно (полисемантично).

Например, под словом «каша» может подразумеваться, что каша горячая, дай кашу, убери кашу, хочу кашу.

* На втором – третьем году жизни происходит значительное накопление словаря.

Так к полутора годам в обиходе ребенка используется 10-20 слов, к двум20-40 слов, к двум с половиной200 – 400 слов, к третьему году 1000 – 1500 слов.

На этом этапе начинает активно формироваться грамматический строй речи.

Уже после полутора лет появляется фразовая речь, к которой относятся простые предложения, простые распространенные предложения. Например, «Папа, ди» — папа иди.

Тремя и четырехсловными предложениями с частичными грамматическими формами дети пользуются уже в два – три года.

Например, «Бибика бах» — машинка упала.

Понимание речи на данном этапе значительно превосходит произносительные способности детей.

Качественным скачком в развитии речи ребенка (по Н.С. Жуковой) считается появление несложных предложений, первограмматических форм в три года, когда ребенок начинает научаться изменять слова по падежам, числам, родам.

Наиболее интенсивным периодом речевого развития детей является дошкольный этап от трех до семи лет.

Активный словарь ребенка к четырем- пяти годам достигает 3 000 – 5 000 слов, а к семи годам может достигать 10 тысяч.

* К пяти годам активно используются все части речи. Формируется более дифференцированное употребление слов, в соответствии с их значениями. Начинают совершенствоваться процессы словоизменения, меняет глаголы по лицам и временам. Например, то как трясет дом во время землетрясения, ребенок называет «домотрясение».

* В возрасте пяти – шести лет высказывания становятся достаточно логичными и включают элементы фантазии, связанные с желанием придумать эпизоды, которых не было в действительности.

Формируется контекстная речь. Это значит, что она отвлеченная и не имеет наглядной опоры. Сначала в виде пересказов, а далее при описательном и творческом рассказе из личного или коллективного опыта.

На этот период также приходится активное становление фонетической стороны речи.

* К пяти годам у ребенка уже должны появиться все звуки речи, за исключением звука «р», который появляется к 7 годам. Ребенок научается дифференцировать звуки и на слух, и в произношении. Он может справиться с различением свистящих и шипящих, твердых и мягких, африкатов и их компонентов, а также сонор.

Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, которая правильно оформлена и фонетически, и лексически, и грамматически.

При этом нормы для билингвов не отличаются, в данном случае у детей определяется ведущий язык, который развивается в соответствии с указанными параметрами.

Если вы чувствуете, что на каком-то этапе в речи ребенка идет сбой, то следует вовремя обратиться к логопеду, так как возраст от нуля до семи лет является сензитивным (наиболее чувствительным) в ее формировании и становлении.

Авторы статьи Курбанова Марьям – психолог, нейропсихолог.

Ксенжук Алена – логопед, олигофренопедагог, нейропсихолог.

Этапы речевого развития ребенка

Уже в первом полугодии жизни, когда общение взрослого с ребенком является чисто эмоциональным, закладываются основы будущей речи и общения с помощью осмысленных слов.

Первые полгода

К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на обращение: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. В 3 месяца при общении с взрослым малыш оживляется, «гукает». Преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.

В 5 месяцев малыш реагирует на направление звука, «поёт», меняя интонацию голоса. К 6 месяцам появляется первый слог «ба» или «ма». Возникает начальное понимание обращённой речи: ребёнок прислушивается к голосу взрослого, узнает знакомые голоса.

До года

В 8 месяцев возникает лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: «ба-ба», «да-да», «па-па» и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. К 10 месяцам малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа «ляля», «баба»).

В 1 год ребёнок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»). Первые осмысленные слова у малыша возникают к концу первого года жизни. Период от года до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребёнка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов, развита еще недостаточно.

После года

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!», «Дай ляля»). Словарный запас 20 слов.

Второй год развития

2 года. Ребёнок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне. К двум годам ребёнок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев. Ребёнок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л, повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один».

После двух — не поздно

3 года. Словарный запас 250-700 слов, ребёнок использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом слов; называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки.

4 года. В речи уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребёнок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. Словарный запас увеличивается до 2500-3000. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи; активно употребляет обобщающие слова («одежда», «животные»).

7 лет. Словарь увеличивается до 3500 слов, в нём активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила. Ребёнок активно пытается объяснить значение слов, размышляет о роде существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребёнка, его успешного обучения в школе.

Выпускающий редактор — Филиппова Галина

Речь – это сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Опираясь на исследования А.А. Леонтьева, можно условно выделить 4 ведущих этапа речевого развития. Указанные этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

I этап развития речи — подготовительный (с момента рождения до одного года). В это время появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию движений дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Через две недели ребенок начинает реагировать на голос говорящего: прислушивается, перестает плакать.
К концу 1- го месяца ребенка можно успокоить мелодичной песней. Далее он поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. Вскоре малыш начинает реагировать на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет. Около 2-х месяцев появляется гуление, к началу 3-его — лепет (агу, тя-тя и т.п.). С 5-ти месяцев ребенок слышит звуки, видит артикуляцию, пытается подражать. С 6-ти месяцев путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). В дальнейшем перенимается тон, ритм, мелодика, интонация речи. Во 2-ом полугодии звукосочетания воспринимаются и связываются с предметами и действиями (тик-так, бух и т.п.), запоминаются слова, появляются реакции на них. С 7-9 месяцев ребенок повторяет за взрослыми разнообразные звукосочетания. К концу 1-го года жизни появляются первые слова.

II этап — преддошкольный (от 1 года до 3-х лет). Этап становления активной речи. В это время ребенок много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом путает звуки, переставляет их местами, искажает, пропускает. С 1,5 лет появляется понимание словесного объяснения взрослого, накопление новых слов, усвоение знаний.
К 2-м годам дети овладевают навыками употребления единственного и множественного числа существительных, времени и лица глаголов, используют падежные окончания. На второй-третий год жизни происходит значительное накопление словаря, формируется грамматический строй речи, появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К трем годам у детей должны быть сформированы все основные грамматические категории. На этом этапе понимание речи превосходит произносительные возможности.

III этап — дошкольный (от 3 до 7 лет). На этом этапе у детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Но уже развивается звуковой контроль за собственным произношением, Умение исправлять его (т.е. формируется фонематическое восприятие) . В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, овладение связной речью, усложняется структура предложений. На пятом году жизни высказывания детей напоминают краткий рассказ. В пять лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об овладении монологической речью. В этот же период улучшается фонематическое восприятие: различаются гласные и согласные звуки; мягкие — твердые согласные; сонорные, свистящие, шипящие звуки. К пяти годам заканчивается формирование правильного произношения и ребенок говорит чисто.

IV этап — школьный (от 7 до 17 лет). Продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь.

Для понимания патологии речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности процесса, представлять каждый этап речевого развития, чтобы заметить отклонения в этом процессе. Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживаются у ребенка ясельного и дошкольного возраста, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышают вероятность полноценного обучения в школе.

Сергей Сергеевич Ермолаев,

Кандидат медицинских наук, невролог, врач функциональном диагностики

Основные этапы развития речи ребёнка с современной медицинской точки зрения можно разделить в соответствии со следующей классификацией:

1. Подготовительный (от 0 до 1 года). В этом периоде малыш может только очень простым способом заявить о своих желаниях. Это, во-первых, крик: с 1 месяца начинается так называемое «гуление» (протяжные звуки и различные их вариации: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и тому подобные). С 6 месяцев в речи ребёнка появляются слоги «ма», «па», «ба» — этот этап называется лепет, когда артикуляционный аппарат начинает формирование к подготовке первых слов. Только пройдя подготовительный этап, ребёнок может развивать свою речь дальше.

2. Преддошкольный (от 1 до 3 лет). Примерно от года до полутора лет появляются так называемые усечённые слова «апа» — лампа, «кука» — кукла. Ребёнок уже различает предметные понятия и действия и часто использует по отношению к предметам дополнительные слова, обозначающие использование определённого предмета «предглаголы-действия», которые заменяют порой несколько слов-действий – например, «ДИ» «АПА» – включи лампу, «ДИ» «КУКА» – дай куклу, «ДИ» «АКА» – смотри собака, ребёнок может показывать на разные картинки и предметы и произносить «ДИ» (что это?), и в этом случае родители должны терпеливо называть интересующий ребёнка предмет. В этом периоде расширяется пассивный запас слов. Ближе к 2 годам начинают формироваться первые фразы. На 2-ом году жизни начинается период различения фонем (фонема – это минимальная смыслоразличительная единица языка, не имеющая самостоятельного лексического или грамматического значения, но служащая для различения и отождествления значимых единиц языка восприятия).

Наибольшие сдвиги в развитии происходят в 1 г. 7 мес. – 1 г. 10 мес. Считается, что к 2 годам первичный у детей оказывается сформированным (показывает игрушку – АПА ДИ – лампа светит, АША -ДЕТ –машина едет). Словарный запас составляет от 50 слов.

К 3 годам развития ребенок уже начинает задавать вопросы: «Где?», «Когда?», «Куда?», «Кто?». В его лексиконе появляются предлоги, а также прилагательные и местоимения. Малыш все увереннее складывает предложения из трех-четырех слов, учится согласовывать их в числе, роде, а также падеже, хотя ошибки конечно неизбежны. Словарный запас составляет до 200 слов.

Важно отметить и о влиянии грудного вскармливания. Длительное поддерживание сосательного рефлекса (до 1,5 – 2 лет) укрепляет грубые мышечные волокна, отвечающие за высасывание молока, что не даёт в должной степени развиваться мелким волокнам языка, отвечающим за звуки и буквы, и возникают уже искусственно сформированные дефекты речи.

3. Дошкольный (3 – 7 лет). Данный этап характеризуется активным общением ребёнка с родителями и окружающим миром. Ребенок задает вопросы (чем дальше, тем больше), слушает ответы. Он воспроизводит слова родителей или пересказывает сказку, которую с ним читали. В общении малыш употребляет обобщающие слова, применяет все части речи, его словарный запас растет, и малыш стремится его опробовать. В этом возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе, надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы. Дошкольник, даже хорошо владеющий речью, часто, например, не осознает, что слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к звуковой стороне речи, как она становится источником его активных наблюдений. Словарный запас в этом периоде может достигать 2-3 тысяч слов.

4. Школьный (с 7 лет). У ребенка 7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно до 7 тыс. слов, в отдельных случаях — до 10 тыс. слов. Преобладают при этом в речи существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. Доминирует процент конкретных существительных, что объясняется тем, что ребенок мыслит предметными категориями.

В дальнейшем этапе речь становится полностью сформирована как у взрослого человека, и идёт быстрое обогащение речи новыми понятиями. Обороты речи становятся сложными, ребёнок активно сочиняет, фантазирует.

Во все описанные этапы возможны логопедические проблемы в произношении букв и звуков, которые не связаны с интеллектом ребёнка, что требует планомерной работы с хорошим специалистом в спокойном режиме.

Основные цели и задачи

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произносить свои первые слова. В то же время со стороны взрослых должно быть приложено немало усилий, чтобы речь развивалась своевременно и правильно.

Обучение дошкольников речи – это важная часть интеллектуального воспитания и мышления. Именно владение речевыми навыками является одним из основных критериев готовности ребенка к обучению в школе.

Согласно ФГОС, решаются следующие задачи развития речи дошкольников:

  • Формирование речевых навыков таким образом, чтобы дети дошкольного возраста свободно общались между собой.
  • Обогащение активного словарного запаса.
  • Приобщение к чтению литературы.
  • Развитие творческой речи у ребенка: сочинение стихотворений, сказок, рассказов.
  • Приучение детей к правильной постановки ударений и интонации.

Методика обучения позволяет научить детей общаться со своими сверстниками и взрослыми, свободно выражать свои мысли и проявлять свои творческие навыки.

Основные этапы развития речи

С первых дней и месяцев своей жизни ребенок учится познавать окружающий его мир. Дети кричат с целью привлечения к себе внимания, с четырех месяцев происходит «гуление», а с шести месяцев дети начинают лепетать.

К концу первого года и началу второго появляются первые осмысленные слова, но в большинстве случаев они выражают исключительно потребности самого ребенка («дай», «на»). Примерно во второй половине второго года жизни малыша слова начинают обозначать какой-то предмет. К концу 2 года жизни слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни ребенок учится произносить простые предложения, его словарный запас становится больше, поэтому он может вести диалог, описывать какую-то ситуацию. Формирование первых навыков диалога приводит к налаживанию коммуникации со своими сверстниками и взрослыми.

К пяти годам дети уже обладают достаточно большим словарным запасом. Они могут своими словами пересказывать сказки, петь песни и т.д

Развитие речи ребенка до школы: основные методики

Существуют различные методы развития речи у детей дошкольного возраста. Каждая из них может использоваться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Есть методика развития речи дошкольников по Яшиной и Алексеевой, которая проходит в несколько этапов.

Она включает в себя:

  • Обогащение словарного запаса.
  • Правильное звукопроизношение.
  • Формирование грамматического построения предложений.
  • Обучение ведению монолога, диалогов и связанного повествования.

Методика включает в себя следующие приемы:

  • Наглядные – наблюдение, изучение предметов, знакомство с рисунками и фотографиями.
  • Словесные – чтение, описание, рассказ, проведение беседы.
  • Практические – рисование, ролевые игры и т.д.

В этой методики широко используются различные словесные приемы: речевой образец, проговаривание и повторение, объяснение, указание и оценка детской речи.

Правильная речь педагога, по сути, является средством подражания для детей, т.е. это речевой образец. В младших группах используются игровые занятия, а в старших – методика используется для сравнения и коррекции дефектов речи.

Другой словесный прием – это проговаривание и повторение, которые позволяют детям запоминать звуки и правильно произносить их. Важно, чтобы это вызывало интерес у ребенка, иначе занятия будут ассоциироваться с негативными эмоциями.

Объяснение – это раскрытие педагогом сущности какого-либо образа или явления действиями. Используется для объяснения правил в дидактических играх, раскрытия смысла слов.

Указание – разъяснение, как надо действовать ребенку, чтобы достичь необходимого результата. Указания бывают обучающие, дисциплинирующие и организационные.

Оценка – это суждение воспитателя об ответе ребенка, которое раскрывает уровень усвоения им знаний и речевых навыков. Оценка необходима для того, чтобы дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.

В последнее время появилось много жалоб родителей, связанных с тем, что их ребенок не говорит.

Популярное раннее развитие, картинки «СУПЕР-МАМ» из Instagram затмили адекватное родительство и нормативное развитие детей.

Сами того не понимая, не зная нормы моторного/физического и речевого развития детей, мы загружаем не нужные структуры мозга, тем самым провоцируя искусственную задержку развития.

Вместо своевременного перехода к твердой пище (которое развивает артикуляционный аппарат), вместо занятий спортом, полноценного сна и регулярных прогулок (дыхательная система и нейродинамика) день ребенка заполняются разными «развивашками», не имеющими научное обоснование и реальную пользу.

Что же нужно знать о нормах речевого развития родителям? Давайте разберемся!

Этапы речевого развития ребенка

От рождения до одного года этап развития речи называется подготовительным.

Мало кто знает, но самым первым признаком правильного формирования речи является крик и плач младенца после родов, которые развивают периферический речевой аппарат (дыхательный, голосовой, артикуляционный).

Раскрытие легких — сигнал о том, что дыхательная система малыша готова к жизни. Далее воздушный поток, проходя сквозь гортань, включает в работу голосовые складки.

В итоге воздух попадает в ротовую полость и начинает работу артикуляционный аппарат.

* К двум неделям от рождения ребенок начинает реагировать на голос, а к концу первого месяца – на интонацию.

Появляется гуканье («агу»), кряхтение (признак недовольства малыша), покашливание (тренировка речевого аппарата, для дальнейшего произнесения звуков речи).

* К двум – трем месяцем появляется гуление. Этот период А.Н. Гвоздев называет «период свирели».

* К пяти – шести месяцам гуление переходит в лепет. Появляются такие звукокомплексы как «тя-тя», «дя-дя», «мя-мя», «ба-ба», «де-да», «ма-ма», «па-па».

* Во втором полугодии ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями. Например, если вы говорите: «Где тик-так?», то малыш ищет глазками часы.

* В седьмом – девятом месяце ребенок начинает повторять более разнообразные сочетания звуков («тики-тики», «дя-дя-дя»).

* В десять – одиннадцать месяцев появляется реакция на разнообразные слова говорящих, а именно на те слова, что более интересны ребенку и эмоционально захватывают его.

* К одному году произносятся первые слова, такие как «дай» — требование получить что-то, ведь иначе он нем может выразить свою просьбу, так как пока его плохо понимают. Или «мама», «папа», что является частым предметом спора родителей о том, какое слово сказано раньше.

Следующий этап – преддошкольный.

Он длится от одного года до трех лет.

* К концу первого года дети могут осмысленно употреблять около десять пятнадцати слов, звукоподражательного характера, одинаковые для всех языков («гав-гав», «пи-пи», «би-би»).

Речь на этом этапе ситуативная, и ограничивается одним словом, которое по своему обозначению многозначно (полисемантично).

Например, под словом «каша» может подразумеваться, что каша горячая, дай кашу, убери кашу, хочу кашу.

* На втором – третьем году жизни происходит значительное накопление словаря.

Так к полутора годам в обиходе ребенка используется 10-20 слов, к двум20-40 слов, к двум с половиной200 – 400 слов, к третьему году 1000 – 1500 слов.

На этом этапе начинает активно формироваться грамматический строй речи.

Уже после полутора лет появляется фразовая речь, к которой относятся простые предложения, простые распространенные предложения. Например, «Папа, ди» — папа иди.

Тремя и четырехсловными предложениями с частичными грамматическими формами дети пользуются уже в два – три года.

Например, «Бибика бах» — машинка упала.

Понимание речи на данном этапе значительно превосходит произносительные способности детей.

Качественным скачком в развитии речи ребенка (по Н.С. Жуковой) считается появление несложных предложений, первограмматических форм в три года, когда ребенок начинает научаться изменять слова по падежам, числам, родам.

Наиболее интенсивным периодом речевого развития детей является дошкольный этап от трех до семи лет.

Активный словарь ребенка к четырем- пяти годам достигает 3 000 – 5 000 слов, а к семи годам может достигать 10 тысяч.

* К пяти годам активно используются все части речи. Формируется более дифференцированное употребление слов, в соответствии с их значениями. Начинают совершенствоваться процессы словоизменения, меняет глаголы по лицам и временам. Например, то как трясет дом во время землетрясения, ребенок называет «домотрясение».

* В возрасте пяти – шести лет высказывания становятся достаточно логичными и включают элементы фантазии, связанные с желанием придумать эпизоды, которых не было в действительности.

Формируется контекстная речь. Это значит, что она отвлеченная и не имеет наглядной опоры. Сначала в виде пересказов, а далее при описательном и творческом рассказе из личного или коллективного опыта.

На этот период также приходится активное становление фонетической стороны речи.

* К пяти годам у ребенка уже должны появиться все звуки речи, за исключением звука «р», который появляется к 7 годам. Ребенок научается дифференцировать звуки и на слух, и в произношении. Он может справиться с различением свистящих и шипящих, твердых и мягких, африкатов и их компонентов, а также сонор.

Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, которая правильно оформлена и фонетически, и лексически, и грамматически.

При этом нормы для билингвов не отличаются, в данном случае у детей определяется ведущий язык, который развивается в соответствии с указанными параметрами.

Если вы чувствуете, что на каком-то этапе в речи ребенка идет сбой, то следует вовремя обратиться к логопеду, так как возраст от нуля до семи лет является сензитивным (наиболее чувствительным) в ее формировании и становлении.

Авторы статьи Курбанова Марьям – психолог, нейропсихолог.

Ксенжук Алена – логопед, олигофренопедагог, нейропсихолог.

11.06.2014 , Нормы развития речи, Статьи Комментарии отсутствуют

Этапы речевого развития ребенка

Формирование речи у ребенка начинается еще в младенчестве, гораздо раньше первых произнесенных слов. Малыш с первых дней своей жизни нуждается в общении, и стремиться к нему, выражая свои эмоции и желания всеми доступными способами. Поначалу этих способов немного, но кроха растет, и родители с нетерпением ждут, когда гуление сменится лепетом, а потом и столь долгожданными первыми словами. Но когда должно произойти первое, второе и третье? Какие существуют этапы развития речи ребенка, вы узнаете из этой статьи.

Этап 1. Крик (малыш от рождения до 1 месяца)

У новорожденного есть только один способ общения – это крик. С его помощью малыш сигнализирует (и прежде всего маме), что испытывает некий дискомфорт – он мокрый, он голоден, ему одиноко.

Важно уже в это время «включаться в диалог» со своим маленьким собеседником: реагировать на его просьбы, комментировать свои действия («Малыш, ты соскучился? Давай мама возьмет тебя на ручки и крепко к себе прижмёт. Вот так…Тебе уже лучше?»)

Крик вашего ребенка уже с самых первых дней имеет различные интонации, и в скором времени вы начнете их отличать.

Этап 2. Гуление (от 1 месяца до 5-6 месяцев)

Этапы речевого развития ребенка

Гуление – это протяжные звуки и различные их вариации: а-а-гу, гы-ы, гэ-э, а-гы и тому подобные.

Постепенно ребенок начинает выдавать целым потоком такие звуковые комбинации. Как и в крике, здесь есть целый диапазон интонаций, цель которых – диалог с близким и родным человеком. Ваш ребенок может гулить и в одиночестве, но обратите внимание, как меняется это гуление, когда вы появляетесь в поле зрения.

Этот диалог обязательно надо поддерживать: проговаривайте отдельные элементы и звуки, старайтесь повторить то, что «сказал» ваш кроха. Это своеобразная тренировка, таким образом, вы подготавливаете своего карапуза к речи.

Этап 3. Лепет (от 5 месяцев до 11-12 месяцев)

Этапы речевого развития ребенкаТеперь малыш начинает переходить к произнесению отдельных слогов, таких как «ма», «да», «ба», «па». Это очень важный этап развития речи ребенка, потому что именно сейчас идет подготовка артикуляционного аппарата к произнесению самых первых слов.

В этом возрасте вашему малышу необходимо слышать взрослую речь, обращенную непосредственно к нему. Пойте ритмичные песни для развития речи, многократно повторяйте простые слоги, рассказывайте маленькие стишки, озвучивайте простые движения: «давай помашем пока-пока», «дай-дай игрушку» и т.п.

Этап 4. Первые слова (от 1 до 1,5 лет)

Этапы речевого развития ребенкаПримерно в год словарный запас ребенка составляет 5-10 слов, к полутора годам он возрастает в два-три раза (здесь считаются и усеченные слова, и звукоподражания, например, би-би – машина; ляля – кукла; ам-ам – кушать, мяу – кошка).

Расширяется у ребенка и так называемый пассивный словарь – запас слов, которые малыш уже понимает, но пока произнести не может.

Именно в этот период ваш кроха начинает видеть связь «название-предмет», слова для него наполняются смыслом. Старайтесь комментировать свои действия, когда вы находитесь вместе с карапузом, называйте окружающие предметы своими именами.

И самое время завести тетрадку, в которую будете записывать речевые «подвиги» вашего юного говоруна! Так вы сможете и контролировать этапы развития речи, и сохранить для себя и своего ребенка замечательный подарок – память о таких насыщенных днях.

Этап 5. Начало фразовой речи (от 1,5 до 2 лет)

Этапы речевого развития ребенкаНа этом этапе малыш учится говорить слова полностью, а не использовать их усеченную форму. Словарный запас растет, постепенно ребенок соединяет слова в маленькие предложения, состоящие из двух слов (предлоги зачастую отсутствуют): «Ваня ам-ам» (Ваня хочет кушать), «Ваня кися» (У Вани котенок).

Для таких мини-фраз необходимы глаголы, поэтому старайтесь обогащать словарный запас малыша еще и ими. Используйте простые игры для развития и формирования фразовой речи у ребенка.

Этап 6. Построение простых фраз (от 2 до 2,5 лет)

Этапы речевого развития ребенка

На этом этапе развития речи ваш ребенок уже начинает задавать вопросы: «Где?», «Когда?», «Куда?», «Кто?». В его лексиконе появляются предлоги, а также прилагательные и местоимения. Малыш все увереннее складывает предложения из трех-четырех слов, учится согласовывать их в числе, роде, а также падеже, хотя ошибки еще неизбежны.

В этот период ваш карапуз учится выражать свои желания, идет на контакт и общение с другими детьми и взрослыми, старается рассказать, что ему понравилось, например, на прогулке или в зоопарке.

Этап 7. Развернутые фразы

Этапы речевого развития ребенкаЭтот этап развития речи характеризуется активным общением вашего непоседы с вами и окружающим миром. Ребенок задает вопросы (и чем дальше, тем больше), слушает ваши ответы. Он воспроизводит ваши слова или пересказывает сказку, которую вы с ним читали. В общении малыш употребляет обобщающие слова, применяет все части речи, его словарный запас растет, и маленький исследователь стремится его опробовать.

Приведенные в этой статье возрастные границы являются примерными, ориентировочными, но они помогут вам оценить, на каком этапе развития речи находится именно ваш ребенок.

Радостного вам общения с вашим малышом и веселых совместных игр!

Если вы хотите узнать больше о том, КАК ПРАВИЛЬНО РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА И СОЗДАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ СИСТЕМУ ЗАНЯТИЙ С МАЛЫШОМ, то приглашаю вас в ОНЛАЙН-КЛУБ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ “БОЛТАЙ-КА”.

Этапы речевого развития ребенка

Алена Волкова, логопед-дефектолог, педагог, дважды мама.

Речевое развитие, ребенок учится говорить

Достаточно часто родители малышей переживают по поводу того, что ребенок начинает разговаривать не так скоро, как хотелось бы. Для того чтобы разобраться в нюансах этого вопроса, необходимо иметь четкое представление о том, что из себя представляет речевое развитие малыша.

Прежде всего родители должны знать, что очень многое зависит от них самих. Необходимо как можно раньше приучать ребенка к играм различного рода. Речевое развитие малыша начинается не с его первых слов и фраз. А в более раннем возрасте, практически с момента его появления на свет. И процесс этот подразделяется на определенные этапы.

1 этап: плач (0–1 месяц)

Для малыша первых дней жизни плач представляет единственный способ контакта с окружающими его людьми, прежде всего с мамой. Плач ребенка имеет определенные интонации. Он может быть чистый, громкий, протяжный или короткий. И каждое интонационное различие имеет особый смысл. Именно таким образом ребенок дает понять, что ему дискомфортно, больно, что он голоден или просто хочет к маме на руки. Нельзя ему в этом отказывать. Нужно быть внимательным к малышу. Попытаться его понять и обязательно ответить на его запросы. Например словами: «Ты хочешь кушать, мой маленький? Пойдем к маме на ручки, я тебя покормлю».

2 этап: гуление (1–6 месяцев)

На данном этапе малыш удивляет маму с папой гулением – тихими звуками и слогами протяжного характера. Вначале формируется вокализация звуков гортанного звучания, которые могут быть короткими и отрывистыми. Взрослому человеку такие звуки сложно повторить. Позже к этому добавляются гласные звуки а, ы, у, согласные звуки к, г, б, х, п, м. К 4–5 месяцам малыш может непрерывно произносить цепочки из звуков и слогов в различных комбинациях: гу, агу, хы, агы и т.д. Интонации гуления эмоционально окрашены. Кроме того, ребенок, увидев родных, начинает активно проявлять радость своим поведением и смехом. Со стороны родителей требуется поддержка малыша: надо установить эмоциональный контакт, поговорить с ним.

Со второго месяца жизни ребенка взрослым при общении с ним необходимо проговаривать элементы гуления: у-у-у-у, а-а-а-а, уы-уы-уы. Малыш обязательно будет повторять звуки вместе с вами. Такое общение можно назвать первыми «беседами» между вами и вашим ребенком. Начиная с трех месяцев, нужно учить малыша произносить цепочки из слогов: ма-ма-ма-ма, да-да-да-да, па-па-па-па, га-га-га-га, ба-ба-ба-ба, ду-ду-ду-ду, му-му-му-му, ку-ку- ку-ку. Таким образом, происходит тренировка его речевого аппарата, запускаются процессы лепета и гуления, а это и есть речевое развитие.

3 этап – лепет (5–12 месяцев)

На данном этапе происходит смена процессов гуления, появляются многократные повторения слогов «ма», «ба», «па», «на», т. е. формируется лепет. Во время лепета идет подготовка артикуляционного аппарата малыша к тому, чтобы он осваивал навыки произношения первых слов, тренируется фонематический слух. Ребенок начинает различать речь, он уже понимает, что к нему обращаются. На девятом месяце малыш даже способен выполнить определенные задания родителей: «помахать ручкой», дать родителям игрушку и т.д. Малыш может смеяться и визжать, выражая тем самым свое удовольствие.

4 этап – первые слова (1–1,5 года)

Сложно сказать с полной определенностью, когда именно малыш произнесет свое первое слово. Обычно это происходит к 9–10 месяцам, но может случиться и раньше, и позже. Запас слов у ребенка постепенно растет: к году он составляет около 5–10 слов, а к 1,5 годам увеличивается до 20–50 слов. Пока это простые слова, которые малыш легко использует для повседневного общения: дай, на, ам-ам, мама, баба, папа, би-би. Вместе с тем растет и способность ребенка понимать окружающих. Можно завести дневник для того, чтобы записывать произнесенные ребенком слова. Это способствует контролю речевого развития малыша и позволяет отслеживать прогресс в развитии речи.

5 этап – начало фразовой речи (1,5–2 года)

Малыши на данном этапе начинают произносить полные формы слов. Словарный запас ребенка расширяется, он проговаривает фразы из двух слов, хотя и без согласованности и предлогов, например: «Даша ам-ам» – «Даша хочет кушать». Для построения двухсловных предложений необходимо, чтобы малыш знал глаголы. А для этого опять же следует чаще играть с ребенком.

6 этап – построение простых фраз ( 2–2,5 года)

С этого момента ребенок кроме глаголов и существительных произносит наречия, местоимения, прилагательные, предлоги. Малыш способен задавать вопросы: «Где?», «Когда?», «Куда?» Может образовывать сложные предложения, согласовывать слова по роду, падежу, числу: «Мама, где мой мишка?» Он уже хорошо выражает свои желания, потребности. Способен рассказать, что ему запомнилось после похода в зоопарк, легко общается с другими детьми.

7 этап – развернутые фразы (старше 2,5 лет)

Данный этап характеризуется использованием сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Малыши задают вопросы: «Почему?», «Где?», «Когда?», «Зачем?» Ребенок способен использовать в разговоре все части речи, употреблять слова для обобщения. Дети легко запоминают и дословно воспроизводят понравившийся рассказ, передают содержание сказки, могут отвечать на вопросы родителей. А теперь попробуйте оценить, какому этапу соответствует речевое развитие вашего ребенка, посмотрите, вписывается» ли он в соответствующие нормы. Если существуют отклонения – не стоит паниковать. Старайтесь как можно больше играть с малышом, тренируя его речевые способности.

Вышеописанные нормы – это лишь ориентиры которые надо учитывать осу речевого развития ребенка. Небольшие отклонения не являются патологией. Любите своих детей, побольше общайтесь с ними, и своевременное развитие речи будет вам наградой!

Речевое развитие, ребенок учится говорить

Достаточно часто родители малышей переживают по поводу того, что ребенок начинает разговаривать не так скоро, как хотелось бы. Для того чтобы разобраться в нюансах этого вопроса, необходимо иметь четкое представление о том, что из себя представляет речевое развитие малыша.

Прежде всего родители должны знать, что очень многое зависит от них самих. Необходимо как можно раньше приучать ребенка к играм различного рода. Речевое развитие малыша начинается не с его первых слов и фраз. А в более раннем возрасте, практически с момента его появления на свет. И процесс этот подразделяется на определенные этапы.

1 этап: плач (0–1 месяц)

Для малыша первых дней жизни плач представляет единственный способ контакта с окружающими его людьми, прежде всего с мамой. Плач ребенка имеет определенные интонации. Он может быть чистый, громкий, протяжный или короткий. И каждое интонационное различие имеет особый смысл. Именно таким образом ребенок дает понять, что ему дискомфортно, больно, что он голоден или просто хочет к маме на руки. Нельзя ему в этом отказывать. Нужно быть внимательным к малышу. Попытаться его понять и обязательно ответить на его запросы. Например словами: «Ты хочешь кушать, мой маленький? Пойдем к маме на ручки, я тебя покормлю».

2 этап: гуление (1–6 месяцев)

На данном этапе малыш удивляет маму с папой гулением – тихими звуками и слогами протяжного характера. Вначале формируется вокализация звуков гортанного звучания, которые могут быть короткими и отрывистыми. Взрослому человеку такие звуки сложно повторить. Позже к этому добавляются гласные звуки а, ы, у, согласные звуки к, г, б, х, п, м. К 4–5 месяцам малыш может непрерывно произносить цепочки из звуков и слогов в различных комбинациях: гу, агу, хы, агы и т.д. Интонации гуления эмоционально окрашены. Кроме того, ребенок, увидев родных, начинает активно проявлять радость своим поведением и смехом. Со стороны родителей требуется поддержка малыша: надо установить эмоциональный контакт, поговорить с ним.

Со второго месяца жизни ребенка взрослым при общении с ним необходимо проговаривать элементы гуления: у-у-у-у, а-а-а-а, уы-уы-уы. Малыш обязательно будет повторять звуки вместе с вами. Такое общение можно назвать первыми «беседами» между вами и вашим ребенком. Начиная с трех месяцев, нужно учить малыша произносить цепочки из слогов: ма-ма-ма-ма, да-да-да-да, па-па-па-па, га-га-га-га, ба-ба-ба-ба, ду-ду-ду-ду, му-му-му-му, ку-ку- ку-ку. Таким образом, происходит тренировка его речевого аппарата, запускаются процессы лепета и гуления, а это и есть речевое развитие.

3 этап – лепет (5–12 месяцев)

На данном этапе происходит смена процессов гуления, появляются многократные повторения слогов «ма», «ба», «па», «на», т. е. формируется лепет. Во время лепета идет подготовка артикуляционного аппарата малыша к тому, чтобы он осваивал навыки произношения первых слов, тренируется фонематический слух. Ребенок начинает различать речь, он уже понимает, что к нему обращаются. На девятом месяце малыш даже способен выполнить определенные задания родителей: «помахать ручкой», дать родителям игрушку и т.д. Малыш может смеяться и визжать, выражая тем самым свое удовольствие.

4 этап – первые слова (1–1,5 года)

Сложно сказать с полной определенностью, когда именно малыш произнесет свое первое слово. Обычно это происходит к 9–10 месяцам, но может случиться и раньше, и позже. Запас слов у ребенка постепенно растет: к году он составляет около 5–10 слов, а к 1,5 годам увеличивается до 20–50 слов. Пока это простые слова, которые малыш легко использует для повседневного общения: дай, на, ам-ам, мама, баба, папа, би-би. Вместе с тем растет и способность ребенка понимать окружающих. Можно завести дневник для того, чтобы записывать произнесенные ребенком слова. Это способствует контролю речевого развития малыша и позволяет отслеживать прогресс в развитии речи.

5 этап – начало фразовой речи (1,5–2 года)

Малыши на данном этапе начинают произносить полные формы слов. Словарный запас ребенка расширяется, он проговаривает фразы из двух слов, хотя и без согласованности и предлогов, например: «Даша ам-ам» – «Даша хочет кушать». Для построения двухсловных предложений необходимо, чтобы малыш знал глаголы. А для этого опять же следует чаще играть с ребенком.

6 этап – построение простых фраз ( 2–2,5 года)

С этого момента ребенок кроме глаголов и существительных произносит наречия, местоимения, прилагательные, предлоги. Малыш способен задавать вопросы: «Где?», «Когда?», «Куда?» Может образовывать сложные предложения, согласовывать слова по роду, падежу, числу: «Мама, где мой мишка?» Он уже хорошо выражает свои желания, потребности. Способен рассказать, что ему запомнилось после похода в зоопарк, легко общается с другими детьми.

7 этап – развернутые фразы (старше 2,5 лет)

Данный этап характеризуется использованием сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Малыши задают вопросы: «Почему?», «Где?», «Когда?», «Зачем?» Ребенок способен использовать в разговоре все части речи, употреблять слова для обобщения. Дети легко запоминают и дословно воспроизводят понравившийся рассказ, передают содержание сказки, могут отвечать на вопросы родителей. А теперь попробуйте оценить, какому этапу соответствует речевое развитие вашего ребенка, посмотрите, вписывается» ли он в соответствующие нормы. Если существуют отклонения – не стоит паниковать. Старайтесь как можно больше играть с малышом, тренируя его речевые способности.

Вышеописанные нормы – это лишь ориентиры которые надо учитывать осу речевого развития ребенка. Небольшие отклонения не являются патологией. Любите своих детей, побольше общайтесь с ними, и своевременное развитие речи будет вам наградой!

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • ВИДЕО и ПРОЧЕЕ ДЛЯ ЛОГОПЕДА (6)
  • ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ (6)
  • Дизайн мебели (1)
  • ДОКУМЕНТЫ ЛОГОПЕДА (5)
  • продолжительность рабочего времени логопеда (3)
  • разное в документах для логопеда (1)
  • ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА, АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (7)
  • КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (3)
  • Книги для самых маленьких (2)
  • Физкультминутки (1)
  • ЛЕКЦИИ (21)
  • Методика развития речи (7)
  • Онтогенез детской речи (13)
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ САЙТЫ. (11)
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ЗАДАНИЯ (32)
  • Автоматизация звуков (6)
  • Грамматический строй речи (ГСР) (3)
  • Дифференциация звуков (4)
  • Игры на мелкую моторику (7)
  • Игры на психические процессы (9)
  • Разное (6)
  • Связная речь (3)
  • Скороговорки (2)
  • Словарная работа (5)
  • Словесный состав предложений (3)
  • Фонематические процессы (1)
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ (13)
  • Плакат для логопеда (2)
  • пособия для развития мелкой моторики (8)
  • пособия для развития словаря (1)
  • Пособия для связной речи (2)
  • Пособия на развитие психических процессов (4)
  • Разное (3)
  • самодельные пособия для логопеда (8)
  • НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ (3)
  • Дислалия (1)
  • Постановка звуков (1)
  • Разное (1)
  • ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (2)
  • Словесный состав предложений (2)
  • ОТ 0 ДО 1 ГОДА (1)
  • РАЗНОЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (9)
  • Делаем вместе с детьми (5)
  • Обучение математике (1)
  • Развивающие игрушки (первые) (1)
  • Стихи про и для детей (2)
  • РАЗНОЕ О ЛОГОПЕДИИ (13)
  • как открыть частный логопедический кабинет (8)
  • РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ (5)
  • Алалия моторная (1)
  • Безречевые дети (1)
  • Дислексия, дисграфия (1)
  • Заикание (2)
  • ТЕСТЫ ПО ЛОГОПЕДИИ И МРР (3)
  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ (1)
  • Э. Разное (2)

Цитатник

Регистрация никнеймов Конечно я уже неоднократно встречала подобны.

1. Для более эффективного и успешного общения с логопедом, п.

Может ли взрослый человек научиться произносить звук Р Имея некото.

Фрагменты видео логопедических занятий по скайпу Можно много говорить о целесообра.

Логопед по скайпу — есть ли плюсы? Видео фрагменты логопедических занятий по скайп.

Ссылка на основную публикацию