Факторы оказывающие влияние на рост

Принято выделять основные факторы, оказывающие влияние на скорость и предел роста детей. К ним относятся:

1) Генетические факторы;

3) Трудноклассифицируемые факторы.

Генная и нейроэндокринная регуляция роста.

Рост и развитие ребенка подчинены видоспецифической и индивидуальной генетической программе онтогенеза, которая дополняется регуляторными влияниями нейроэндокринной системы при обязательном участии средовых факторов. Закладка, дифференцировка и развитие органов и систем в эмбриональном периоде находится под доминирующим генным контролем при активном участии цитокинов – тканевых регуляторов роста (паракринная регуляция). Считается, что генов, регулирующих скорость и предел роста более 100. Влияние наследственности, в основном, сказывается на росте ребенка после 2 лет жизни. Выделяют два основных периода, когда зависимость между ростом родителей и детей наиболее значимы. Это возраст от 2 до 9 лет, когда проявляется действие одной группы генов, так называемый, «первый семейный фактор» и возраста от 13 до 18 лет, когда регуляция роста зависит от другой группы генов, так называемый «второй семейный фактор». Наследственные факторы определяют, главным образом, темп и возможный предел роста ребенка, осуществляемые при оптимальных условиях жизни и воспитания. Известно о влиянии половых X и Y хромосом на различия в скорости роста скелета мальчиков и девочек, процессы оссификации хрящей. Согласно J. Tanner, Y хромосома задерживает созревание скелета, обуславливает более позднее наступление пубертатного периода у мальчиков. Х-хромосомы у девочек влияют на процессы роста через гипоталамо-гипофизарную систему регуляции. Доказано, что несколько генных локусов Х-хромосомы контролируют секрецию гормонов роста. Так, при отсутствии одной Х-хромосомы (синдром Шерещевского — Тернера) отставание в росте и физическом развитии является ведущим признаком. Дополнительная Х-хромосома при синдроме Кляйнфельтера определяет высокий рост.

Важными факторами, определяющими рост ребенка во внутриутробном периоде, являются маточный кровоток и плацентарная перфузия. Доказано участие в процессах роста плацентарных гормонов матери. Плацентарный лактоген обладает высокой специфичностью сходства молекулярной структуры с гормоном роста человека и оказывает общее влияние на метаболизм клеток, их митотическую активность. Среди тканевых регуляторов роста ведущую роль отводят инсулину, эпидермальному фактору роста, тироксину.

После двух лет усиливается активность передней доли гипофиза, повышается выделение соматотропного гормона, который с 5 лет становится определяющим в стимуляции хондрогенеза и линейного роста кости. К настоящему времени известно, что этот гормон занимает промежуточное положение в общем сложном механизме генных и нейроэндокринных воздействий на процессы роста. Главная функция соматотропного гормона состоит в регуляции роста скелета (стимуляция процессов дифференцировки и созревания хондроцитов, белковых структур хрящей, особенно в эпифизарных зонах роста длинных трубчатых костей и позвоночника; синтез коллагена костной ткани).

В пубертатном периоде доминирующее влияние на процессы роста начинают оказывать половые гормоны. Андрогены обладают анаболическим действием, усиливают развитие мышечной ткани, ускоряют рост (стимуляция как остео-, так и хондрогенеза). Следом за значительным, но кратковременным пубертатным ускорением роста андрогены способствуют закрытию эпифизарных зон роста и, таким образом, прекращают рост. Эстрогены в физиологических дозах ускоряют рост в пубертатном периоде, в больших количествах усиливают кальцификацию матрикса, повышают плотность кости, стимулируют активность остеобластов, что приводит к торможению и прекращению линейного роста.

Факторы внешней среды

Факторы внешней среды оказывают свое воздействие, как при внутриутробном развитии, так и в постнатальной жизни. Во время внутриутробной жизни непосредственной «внешней средой» плода являются околоплодная жидкость с плацентарными оболочками. Любые проявления болезней беременных, характеризующиеся гипоксией, представляют угрозу для нормального внутриутробного развития. Наибольшее значение в этот период имеет сбалансированное питание матери. Тератогенные влияния, мутации генов, внутриутробное инфицирование могут вызвать гибель ребенка в эмбриональном или раннем фетальном периодах либо ведут к формированию грубых пороков развития, пренатальной гипотрофии, задержке роста плода.

В постнатальной жизни наиболее важным является питание ребенка, поскольку его значимый дисбаланс, выражающийся в недостаточности незаменимых аминокислот, витаминов, минеральных веществ и других нутриентов, может приводить к задержке роста у детей. Умеренные степени пищевого дефицита влияют только на скорость роста. Голодание ребенка первых недель и месяцев жизни тормозит нормальную пролиферативную активность клеток головного мозга и может привести к уменьшению «клеточности» и веса мозга с уменьшением его функциональных возможностей в последующие периоды жизни. Аналогично с этим, голодание подростка может сказаться на формировании половой сферы с нарушением ее функций в зрелом возрасте. Дефицит таких пищевых компонентов как витамин А, цинк, йод избирательно нарушает процессы роста детей.

Режим ребенка также небезразличен для его нормального развития.

· Адекватная физическая подвижность, которая создает нагрузку на костный скелет, являясь стимулятором остеогенеза и роста хряща, а также активирует выделение гормонов – стимуляторов роста. Однако, избыточная вертикальная нагрузка, возникающая, например, при переносе тяжестей, обладает обратным эффектом – вызывает торможение роста.

· Адекватный отдых и сон ребенка, так как именно во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие рост детского скелета.

Наличие острых или хронических заболеваний также не безразлично для процессов роста. Повторные заболевания дыхательного тракта, детские инфекции, многократно повторяющиеся кишечные заболевания и дисфункции могут в своей сумме на длительный срок нарушить нормальный уровень анаболических процессов в детском организме. При хронических заболеваниях также возникают расстройства микроциркуляции в тканях.

К разделу внешнесредовых факторов относят и влияние климатогеографических условий. Например, жаркий климат и условия высокогорья обладают тормозящим влиянием на процессы роста, но одновременно могут существенно ускорять созревание детей. Широко известны колебания скорости роста в связи с сезонами года, его ускорение весной и торможение в осеннее-зимние месяцы.

Трудноклассифицируемые факторы

К этой группе факторов относятся порядковый номер беременности и родов, срок гестации к моменту родов, масса новорожденного к моменту рождения, возраст матери, сезон рождения ребенка и прочие. Степень влияния этих факторов сравнительно невысока.

ИЗМЕНЕНИЕ ОСНОВНЫХ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Существенное воздействие на физический статус ребенка после рождения оказывают эндокринные железы. В самом раннем периоде велика роль вилочковой железы, с конца первого года жизни – щитовидной железы, с 3–4 лет – гипофиза. На ранних стадиях полового созревания процесс роста контролируется преимущественно гормоном роста, на заключительных этапах пубертата наиболее активными становятся половые гормоны (андрогены – у юношей, эстрогены – у девушек).

Генетические факторы

Большая группа наследственных заболеваний и синдромов является причиной нарушений физического развития у детей. Наследственность определяет темп и возможный предел роста, особенности телосложения при оптимальных условиях жизни и воспитания.

Экзогенные факторы: климатические и географические условия жизни, организация питания и ухода за ребенком, заболевания, двигательная и умственная активность и т.д. могут оказывать большое влияние на интенсивность ФР. Рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в организме человека, что обусловливает важность качественного питания, особенно содержания в нём достаточного количества сбалансированного полноценного белкового компонента и витаминов группы В, а также А, Д, Е. Дефицит некоторых пищевых компонентов – витамина А, цинка, йода – избирательно нарушает процессы роста детей. Недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста. Если умеренные степени пищевого дефицита влияют только на скорость роста и созревания, то большие степени пищевой недостаточности приводят к низкорослости, снижению функций ЦНС и половой сферы. С другой стороны, специалисты ВОЗ отмечают ускорение хода биологических часов при интенсификации питания. Количественно и качественно полноценное питание является необходимым условием гармоничного развития детей и влияет на продолжительность жизни.

Среди других факторов необходимо отметить достаточность сна – именно во сне осуществляются основные метаболические и дифференцировочные процессы, определяющие рост детского скелета. Важнейшим стимулятором роста, необходимым для правильного формирования скелета являются физические нагрузки, особенно подвижные игры, соответствующие возрасту. Эмоциональное состояние ребенка – психическая напряженность, травма, депрессия, тревога могут привести к торможению роста. Хронические заболевания неблагоприятно влияют на рост и развитие ребенка.
Таким образом, физическое развитие ребенка зависит как от генотипа, функций нервной и эндокринной систем, климатогеографических и экологических влияний, питания, так и от сложного комплекса социальных условий.-

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Физическая культура

Необходимым условием гармоничного развития личности человека является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой нагрузки в школе, университете, на работе и дома и других причин у большинства людей отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме человека.

Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82-85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 6-7-м классе меньше, чем в 2-3-м, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Так, она особенно мала зимой (в третью учебную четверть); весной и осенью возрастает.

Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроков физической культуры, активного отдыха на воздухе после обеда, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни и каникулы.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления здоровья.

Мышцы составляют от 40 до 56% массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья и высокой работоспособности, если добрая половина составляющих его клеток не получает достаточного питания и не обладает хорошей работоспособностью.

«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться», — признание великого французского мыслителя и писателя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше иллюстрирует взаимосвязь работы мозга с движением.

Физическое воспитание школьников тесно связано с трудовым. Занятия спортом, игры всесторонне развивают, подготавливают ребенка к выполнению посильных трудовых движений. Школьники, систематически занимающиеся разнообразными физическими упражнениями в школе и дома, легче овладевают трудовыми навыками, у них вырабатываются правильная осанка, координация движений. В свою очередь труд воспитывает и физически развивает ребят, поэтому так важно приучить их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.

В семье всегда найдутся самые разнообразные работы, требующие физического труда, посильного для школьников. Трудовые обязанности их по самообслуживанию, уходу за домом, огородом и другие должны обязательно включаться в режим дня, занимая примерно от 30 до 45 мин в день. При этом необходимо, чтобы школьник понимал, какое значение для семьи имеет выполняемое им дело. Кроме того, важно, чтобы он был в состоянии выполнить требуемое как следует, своевременно получая соответствующие указания со стороны взрослых. Особенно это относится к работам, связанным со значительными усилиями или приемами, где нужна специальная сноровка. Поручая сыну или дочери какую-либо работу по дому, вначале надо показать, как лучше это сделать. Без необходимых указаний, не имея должных навыков, дети даже при выполнении простых заданий быстро устают, нервничают, работа у них не спорится.

Овладение навыками выполнения физическими упражнений и культурой физического труда — это не только признак общей культуры человека, о и необходимость для сохранения и улучшения здоровья и работоспособности в условиях научно-технического прогресса.

Существенное воздействие на физический статус ребенка после рождения оказывают эндокринные железы. В самом раннем периоде велика роль вилочковой железы, с конца первого года жизни – щитовидной железы, с 3–4 лет – гипофиза. На ранних стадиях полового созревания процесс роста контролируется преимущественно гормоном роста, на заключительных этапах пубертата наиболее активными становятся половые гормоны (андрогены – у юношей, эстрогены – у девушек).

Генетические факторы

Большая группа наследственных заболеваний и синдромов является причиной нарушений физического развития у детей. Наследственность определяет темп и возможный предел роста, особенности телосложения при оптимальных условиях жизни и воспитания.

Экзогенные факторы: климатические и географические условия жизни, организация питания и ухода за ребенком, заболевания, двигательная и умственная активность и т.д. могут оказывать большое влияние на интенсивность ФР. Рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в организме человека, что обусловливает важность качественного питания, особенно содержания в нём достаточного количества сбалансированного полноценного белкового компонента и витаминов группы В, а также А, Д, Е. Дефицит некоторых пищевых компонентов – витамина А, цинка, йода – избирательно нарушает процессы роста детей. Недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста. Если умеренные степени пищевого дефицита влияют только на скорость роста и созревания, то большие степени пищевой недостаточности приводят к низкорослости, снижению функций ЦНС и половой сферы. С другой стороны, специалисты ВОЗ отмечают ускорение хода биологических часов при интенсификации питания. Количественно и качественно полноценное питание является необходимым условием гармоничного развития детей и влияет на продолжительность жизни.

Среди других факторов необходимо отметить достаточность сна – именно во сне осуществляются основные метаболические и дифференцировочные процессы, определяющие рост детского скелета. Важнейшим стимулятором роста, необходимым для правильного формирования скелета являются физические нагрузки, особенно подвижные игры, соответствующие возрасту. Эмоциональное состояние ребенка – психическая напряженность, травма, депрессия, тревога могут привести к торможению роста. Хронические заболевания неблагоприятно влияют на рост и развитие ребенка.
Таким образом, физическое развитие ребенка зависит как от генотипа, функций нервной и эндокринной систем, климатогеографических и экологических влияний, питания, так и от сложного комплекса социальных условий.-

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Способность экономики к росту во многом зависит от ряда факторов, под которыми подразумеваются явления и процессы, определяющие темпы и масштабы долгосрочного увеличения реального объема производства, возможности повышения эффективности и качества роста.

По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми считаются факторы, которые делают рост физически возможным. В эту группу входят факторы предложения:

· Количество и качество трудовых ресурсов;

· Количество и качество природных ресурсов;

· Объем основного капитала;

· Технология и организация производства.

Косвенные факторы — это условия, позволяющие реализовать имеющиеся у общества возможности к экономическому росту. Такие условия создаются факторами спроса и распределения:

· Снижением степени монополизации рынка;

· Налоговым климатом в экономике;

· Эффективностью кредитно-банковской системы;

· Ростом потребительских, инвестиционных и государственных расходов;

· Расширением экспортных поставок;

· Возможностями перераспределения производственных расходов в экономике.[1]

В современных условиях ведущим фактором экономического роста являются знания, особенно технологические (НТП). По мнению американского ученого Роберта Солоу (50-е гг.) экономический рост определяется не только количеством затрачиваемых факторов производства, сколько повышением их качества, и, прежде всего качества рабочей силы. [2]

На экономический рост большое влияние оказывает экономическая политика государства, стимулируя его и фактически мешающая ему. Немаловажное значение в международном разделении труда и экономической интеграции, степень открытости экономики мировому хозяйству.

Россия на мировом рынке продолжает выступать как поставщик сырья и импортер готовой продукции. Отсутствие притока капиталов, технологий, управленческого опыта замедляют ее экономическое развитие.[2]

К основным факторам (ресурсам) экономического роста относятся труд, земля и капитал. В свою очередь, каждый из них — совокупность факторов «второго порядка». Так, капитал — это здания, сооружения, оборудование, сырье, топливо и т.п., в различной степени воздействующие на создаваемый ВНП. К капиталу можно отнести и НТП, воздействие которого на величину и структуру ВНП постоянно возрастает. К числу внешних факторов экономического роста относят совокупный спрос общества, т.к. он является основным двигателем экономического роста, как в количественном, так и качественном аспектах. Все факторы за исключением совокупного спроса относятся к факторам предложения.[4]

Инвестиции. Общий рост экономики страны в значительной мере предопределяют объемы инвестиций в народное хозяйство. Инвестиции позволяют использовать самое передовое оборудование и прогрессивные технологии изготовления продукции, что ведет к повышению производительности труда и, следовательно, к росту производства. В этом смысле сегодняшнее благосостояние является в значительной степени результатом вчерашних инвестиций, а сегодняшние инвестиции, в свою очередь, закладывают основы завтрашнего роста производительности труда. Поэтому любой экономической системе приходится постоянно решать оптимизационную задачу распределения валового национального продукта между потреблением (сегодняшним благосостоянием) и инвестициями, накоплением (благосостоянием завтрашним). Инвестиции и постоянный рост производительности труда необходимы также для того, чтобы экономика страны могла успешно конкурировать на мировом рынке. Помимо того, что инвестиции влияют на общую эффективность хозяйствования и на возможности роста экономики в долгосрочной перспективе, они также оказывают прямое воздействие на занятость и доходы. Если, например, снижаются инвестиции в строительство, возрастает безработица среди строительных рабочих и их совокупные доходы уменьшаются. Как следствие этого, сокращается и их спрос на товары и услуги, произведенные в других отраслях, что ведет к спаду производства и в этих отраслях, и так далее по всем отраслям народного хозяйства страны. Поэтому колебания в инвестиционном процессе — важнейший фактор изменения темпов экономического роста, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Предпринимательство и знания. Очевидно, что в некоторых случаях инвестиции могут быть ошибочными, т.е. неоправданными, что ведет к неэффективному использованию, растрачиванию ресурсов. Поэтому предпринимательские способности инвестора являются определяющим фактором для их эффективного использования, а следовательно, и для экономического роста.

Наличие знаний и соответствующей квалификации у персонала фирмы позволит использовать новую технику, что обеспечит в итоге быстрый и устойчивый рост производительности труда, а в месте с ней и масштабов производства. Это означает, что образование становится решающим фактором экономического роста. Но это также означает, что в условиях смешанной экономики, с обширным сектором частной собственности, для экономического роста важно то, что образно называют «атмосферой предпринимательства». Это значит, что для человека должно быть привлекательно (и возможно) вкладывать капитал, знания и энергию в «свое дело». При этом вложенный капитал должен приносить достаточную прибыль, чтобы прочно поддерживать уровень инвестиций, необходимый для промышленного роста.

Труд. Рост валового национального продукта может являться следствием роста численности населения, в частности трудоспособного. Это количественный рост ВНП. Для устранения влияния фактора численности ВНП определяют в расчете на одного жителя страны. ВНП, рассчитанный на душу населения, позволяет производить сравнительный анализ по разным странам. Очевидно, что при улучшении качества труда будет наблюдаться соответствующий рост ВНП на душу населения.

Земля. Земля, очевидно, не может внести существенного вклада в экономический рост в силу своей естественной ограниченности. Более того, земля в значительной степени повержена вредному воздействию окружающей среды, что представляет собой при прочих равных условиях существенные ограничения для экономического роста страны.[3]

Каждый из ресурсов постоянно изменяется в зависимости от других ресурсов, а также от социально-экономического развития общества и выполняет различные функции в воздействии на экономический рост.[4]

Вклад факторов экономического роста в его прирост

Величина вклада данного фактора в прирост ВНП, %

Закономерности роста и развития детей. Последствия внутриутробных отклонений для зоны роста. Неправильное питание и рост ребенка. Факторы увеличения роста.

Рост — показатель, характеризующий здоровье ребенка. Для адекватного роста ребенку необходимо полноценное питание, благоприятное психоэмоциональное окружение, нормальный гормональный баланс, отсутствие хронических заболеваний.

Факторы оказывающие влияние на рост

Привет!

Я счастливая и здоровая мама. А еще я эксперт в медицине.

Закономерности роста и развития детей — значение роста в развитии

Задержка роста происходит из-за недостаточной секрецией соматотропного гормона (СТГ) врожденного или приобретенного характера. На темпы роста оказывают влияние:

  • наследственные синдромы и врожденные пороки развития, сопровождающиеся задержкой роста
  • тяжелые соматические заболевания (заболевания органов дыхания, заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевания почек, заболевания желудочно-кишечного тракта)
  • внутриутробная задержка роста
  • психосоциальная низкорослость
  • семейная низкорослость

Факторы влияющие на рост и развитие

Британские исследователи утверждают, что на рост ребенка оказывает влияние внешний вид папы, а гены мамы оказывают влияние на вес ребенка. Поэтому ростом ребенок часто похож на своего отца. Но это не обязательно так. Ребенок может унаследовать рост от бабушки или прадедушки.

Нарушают закономерности роста ребенка факторы:

  1. Генетика
  2. Эндокринные факторы
  3. Внутриутробное развитие
  4. Правильное питание
  5. Лекарственные препараты
  6. Физическая активность
  7. Экология и окружающая среда
  8. Нервные факторы
  9. Уход и гигиена
  10. Половой признак

Кроме перечисленных факторов на рост ребенка влияет

Факторы оказывающие влияние на рост

Генетические факторы развития роста ребенка

Каждый человек имеет индивидуальную комбинацию генов. Поэтому не удивительно, что дети в одной семье различаются по росту. Исследования близнецов показали, что у однояйцовых пар различия конечного роста составляют в среднем менее 2 см, тогда как у разнояйцовых — более 5 см. Ростовые показатели обоих родителей одинаково важны для растущего ребенка. Чем выше рост родителей, тем больше шансов у их детей достичь более высоких значений конечного роста.

К генетическим факторам относят:

  • национальность
  • этническую принадлежность
  • наследственные заболевания, проявляющиеся задержкой роста

Для оценки генетического компонента используют ориентировочную величину — целевой рост. Он представляет собой тот конечный рост, которого должен достичь ребенок при условии отсутствия какого-либо неблагоприятного воздействия.

Целевой рост (ТН — target height) рассчитывается по формуле:

  • ТН для мальчиков = рост отца + рост матери + 13см ± 10 см
  • ТН для девочек = рост отца + рост матери – 13 см ± 7,5 см

Целевой рост зависит от половой принадлежности ребенка и колеблется у мальчиков в пределах: средний рост родителей ±10см, у девочек -средний рост родителей ±7,5 см.

Внутриутробные факторы роста

Интенсивный рост плода происходит во время беременности, поэтому внутриутробные факторы влияют на зону роста. Если в течение беременности происходит нарушение питания плода, ребенок может родиться с дефицитом роста и низкой массой тела. Всему виной

Факторы оказывающие влияние на рост

Эндокринные факторы развития роста

Начиная с первого года жизни и до прекращения роста, ведущую роль в регуляции роста играет эндокринная система и соматотропный гормон (СТГ).

Дефицит гормона роста может быть вызван полным или частичным нарушением секреции соматотропного гормона. Для этого эндокринологу

Факторы оказывающие влияние на рост

Для поддержания концентрации и ритма секреции гормона роста на оптимальном уровне необходимо полноценное сбалансированное питание, витамины и минералы.

Другие факторы роста малыша

Для нормального роста ребенка важно:

  • соблюдать продолжительность качественного сна не менее 8 часов в сутки
  • поддерживать здоровую психоэмоциональную атмосферу в семье
  • выполнять физическую нагрузку

Изматывающие физические нагрузки или занятия тяжелой атлетикой приводят ребенка к задержке темпов роста и в конечном счете к небольшому конечному росту.

10 упражнений для увеличения роста

Упражнения сочетая с дополнительными физическими нагрузками до 2-х часов 3 раза в неделю в виде плаванья, волейбола или езды на велосипеде способствует быстрому увеличению роста.

Морковь и витамин А способствует увеличению роста. В ежедневный рацион включаем побольше белков.

Факторы оказывающие влияние на рост

В наше время, когда накачанные парни постоянно мозолят нам глаза с экрана телевизора, рекламных плакатов, даже на улице, а наши девушки то и дело с восхищением смотрят им вслед, мы хлопаем себя по формирующемуся пузу и идем в спортзал. Где-то нам обещают программы, благодаря которым мы очень быстро приведем себя в форму, наберем мышечную массу, а главное, все это произойдет за месяц с двумя 30-минутными тренировками в неделю. Но суть в том, что никто не может гарантировать тебе такой быстрый результат, так как еще не совсем изучено то, что влияет на рост мышц человека. Ясно одно: у всех он проходит по-разному. И дело здесь не в типе тренировки, которую ты выбрал, а в самом тебе. Поэтому, если ты уже давно ходишь в зал, а результат, кажется, есть, но, с другой стороны, его нет, не расстраивайся. Мы объясним, в чем дело.

Генетика

Да, от человека во время активных тренировок зависит многое. Тип тренировки, еда и диета, плохие привычки — все это, несомненно, влияет на результат. Но есть то, что человеку неподвластно, хоть проклинай, хоть радуйся. Это его генетика. Гены подчиняют себе не только то, каким ты получился, но и скорость, с которой ты можешь нарастить мышцы. Взять двух с виду одинаковых людей. Они тренируются и питаются абсолютно одинаково. Однако у первого результат виден намного быстрее, чем у второго, — все из-за разницы генетического кода.

Ученые выявили множество факторов, которые влияют на это. Например, они могут варьироваться от количества капилляров, которые доставляют питательные вещества и анаболические гормоны в мышцы. Также может повлиять толщина соединительной ткани вокруг мышечных волокон: чем она тоньше, тем быстрее происходит рост. Еще один важный фактор увеличения мышц — так называемые спутниковые клетки. Клетки-сателлиты окружают волокна мышц, которые в нужный момент приходят на помощь, оказывая значительное влияние на производительность и результат тренировок. Те люди, у которых таких клеток больше, находятся в выигрышном положении, поскольку их высокое содержание ускорит набор мышечной массы.

Мышечная память

Как известно, восстановление старых мышц у человека происходит намного быстрее, чем приобретение новых. Это достигается благодаря такой вещи, как мышечная память. Исследования показывают, что в прямом смысле мышцы, конечно, ничего запомнить не могут. Дело в том, что, когда тренировка начинается, с каждым подъемом снаряда или новым упражнением количество ядер в мышечных клетках увеличивается. Но как только занятие прекращается, эти ядра никуда не уходят — просто сжимаются и остаются в этом состоянии до следующего похода в спортзал. Они и образуют так называемую мышечную память, которая позволяет мышцам быстрее прийти в себя и восстанавливаться во время очередной тренировки. Кстати, она сохраняется, даже если человек не занимался спортом очень долго. И поэтому прийти в форму ему будет намного легче, чем новичку.

Образ жизни

И это не касается диет, типов тренировок, а также генетики. При наборе мышечной массы нужно учитывать каждую мелочь, которая окружает тебя и происходит с тобой. Очень сильно на рост мышц может повлиять стресс, как выяснили ученые. Исследования показали, что люди, которые подвержены большим потрясениям в жизни, медленнее восстанавливаются после своих занятий, что непосредственно сказывается на их мышцах. В одном эксперименте ученые взяли в качестве подопытных двух человек с разными уровнями стресса. И спортсмен с меньшим уровнем достиг более высоких результатов, в отличие от своего партнера. На это может повлиять все что угодно: потеря формы, неурядицы в личной жизни, провал экзамена, плохой сон и даже проблемы окружающей среды. Поэтому, чтобы быстрее набирать свою мышечную массу, тебе также необходимо каждый день побеждать стресс, а лучше — выстраивать свою жизнь таким образом, чтоб его и вовсе не возникало.

Эндокринная система играет огромную роль в регуляции роста и развития, будучи одним из главных факторов, при участии которых заключенная в генах информация реализуется во взрослый организм с такой скоростью и в такой форме, как это допускает данная конкретная среда.

На 9-й нед. внутриутробного развития, считая с первого дня последний менструации (или на 7-й нед., считая с момента оплодотворения), под воздействием генов Y-хромосомы ранее недифференцированная гонада начинает превращаться в яичко. Пока не ясно, какова роль гормонов в этом процессе.

Наиболее важным гормоном, воздействующим на процесс роста от момента рождения до подросткового периода, является соматотропин, или гормон роста. Он представляет собой полипептид, выделяемый гипофизом и обладающий большей степенью видовой (точнее, надвидовой) специфичности, чем остальные гормоны гипофиза. Стимуляцию роста у человека вызывают только гормоны человека или обезьяны.

С наступлением подросткового периода начинается новая фаза роста, во время которой действие гормонов половых желез и надпочечников в сочетании с гормоном роста вызывает пубертатный скачок роста. По-видимому, полная реализация скачка роста зависит от присутствия гормонов того и другого типа: у мальчиков с недостаточностью гормона роста максимальная скорость роста во время пубертатного периода достигает половины нормальной величины.

Известно множество факторов, оказывающих влияние на скорость развития. Некоторые из них носят наследственный характер и с раннего возраста способствуют ускорению или замедлению физиологического созревания. Другие (например, недостаточное питание, время года, тяжелый психологический стресс) относятся к категории факторов внешней среды и влияют на скорость роста лишь в период своего действия. И наконец, некоторые факторы, например, социально-экономическое положение, представляют собой результат сложного взаимодействия наследственности и среды.

Факторы роста связываются с рецепторами на поверхности клеток, активируя таким образом пролиферацию и / или дифференциацию клеток. Факторы роста достаточно универсальны и стимулируют клеточное деление в различных типах клеток, в то время как некоторые из них специфичны только для определенных типов клеток. Факторы роста — это белки, стимулирующие рост клеток.

Факторы роста — это белки, которые функционируют как стимуляторы роста (митогены) и / или ингибиторы роста, стимулируют миграцию клеток, действуют как хемотоксичные агенты, ингибируют миграцию клеток, ингибируют инвазию раковых клеток, регулируют различные клеточные функции, участвуют в апоптозе и ангиогенезе и стимулируют выживаемость клеток, не влияя на рост и дифференциацию.

Часто исследователи используют термин «факторы роста» как синоним цитокинов.

В качестве примеров факторов роста можно привести: EGF, FGF, NGF, PDGF, VEGF, IGF, GMCSF, GCSF, TGF, эритропиетин, TPO, BMP, HGF, GDF, нейротрофины, MSF, SGF, GDF и более.

Гемопоэтические факторы роста — это гормоно-подобные вещества, которые стимулируют костный мозг к производству клеток крови. Недостаток клеток крови является причиной большинства симптомов у людей, страдающих миелодиспластическим синдромом.

Эритропоэтин — это фактор роста, который стимулирует продукцию красных кровяных телец. Интерлейкин-11 (IL-11) стимулирует продукцию тромбоцитов после хемотерапии. Современные исследования посвящены попыткам понять, какие факторы роста позволят лечить ряд болезней и как комбинировать факторы роста друг с другом и с другими методами лечения, такими как химиотерапия или гормоны.

Факторы роста являются биологически активными полипептидами, которые функционируют как гормоно-подобные регуляторные сигналы, контролирующие рост и дифференциацию чувствительных клеток. Различие между факторами роста и гормонами, как правило, неочевидно.

Подозревают также, что оплодотворению перезревшими гаметами (сперматозоид и яйцеклетка) может благоприятствовать ограничение периода половых сношений только предовуляторной или постовуляторной фазами менструального цикла, как это практикуется в методах так называемого естественного контроля рождаемости.

При проведении экспериментов на животных были описаны различные аномалии (главным образом ряд аберраций хромосом), возникающие после оплодотворения перезрелых овоцитов. Аналогично недозрелые овоциты, по-видимому, создают недостаточную преграду против полиспермии, что приводит к повышенной частоте развития анеуплоидии. Несмотря на эти данные, для человеческой популяции нет четких доказательств того, что перезрелость или недозрелость гамет создает реальную опасность возникновения аномалий развития у потомка.

Напротив, что кажется более вероятным (на основании некоторых косвенных наблюдений), это — существование зависимости между ненормальной степенью зрелости овоцита и нарушениями имплантации, ведущими в конечном итоге к выкидышу, возникновению внематочной беременности или предлежанию плаценты, а, возможно, также и к замедлению роста плода.

Проблема старения гамет обсуждалась здесь довольно подробно не из-за ее высокой значимости в патогенезе нарушений роста плода, но главным образом потому, что она редко обсуждается в качестве возможной причины нарушений роста эмбриона и плода.

Среди других факторов, регулирующих рост плода, можно упомянуть следующие

1. Генетическая характеристика плода.

2. Материнские факторы (анатомия матки и степень развития ее сосудистой сети, адаптация материнского организма к беременности и т. д.).

3. Питание матери (как количественные, так и качественные аспекты).

4. Гормоны плода (в частности, инсулин).

5. Почки плода (при недоразвитии почек обычно наблюдается замедление внутриутробного роста плода, нефрэктомия, выполненная у плода овцы, приводит к последующему замедлению внутриутробного роста). Более детальное рассмотрение этих факторов лежит за пределами возможностей данного раздела, поэтому читателя, интересующегося этими вопросами, мы отсылаем к списку рекомендуемой литературы, приведенному в конце раздела.

Физическая культура

Необходимым условием гармоничного развития личности человека является достаточная двигательная активность. В последние годы в силу высокой нагрузки в школе, университете, на работе и дома и других причин у большинства людей отмечается дефицит движений в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме человека.

Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82-85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 6-7-м классе меньше, чем в 2-3-м, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Так, она особенно мала зимой (в третью учебную четверть); весной и осенью возрастает.

Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроков физической культуры, активного отдыха на воздухе после обеда, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни и каникулы.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления здоровья.

Мышцы составляют от 40 до 56% массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья и высокой работоспособности, если добрая половина составляющих его клеток не получает достаточного питания и не обладает хорошей работоспособностью.

«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться», — признание великого французского мыслителя и писателя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше иллюстрирует взаимосвязь работы мозга с движением.

Физическое воспитание школьников тесно связано с трудовым. Занятия спортом, игры всесторонне развивают, подготавливают ребенка к выполнению посильных трудовых движений. Школьники, систематически занимающиеся разнообразными физическими упражнениями в школе и дома, легче овладевают трудовыми навыками, у них вырабатываются правильная осанка, координация движений. В свою очередь труд воспитывает и физически развивает ребят, поэтому так важно приучить их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.

В семье всегда найдутся самые разнообразные работы, требующие физического труда, посильного для школьников. Трудовые обязанности их по самообслуживанию, уходу за домом, огородом и другие должны обязательно включаться в режим дня, занимая примерно от 30 до 45 мин в день. При этом необходимо, чтобы школьник понимал, какое значение для семьи имеет выполняемое им дело. Кроме того, важно, чтобы он был в состоянии выполнить требуемое как следует, своевременно получая соответствующие указания со стороны взрослых. Особенно это относится к работам, связанным со значительными усилиями или приемами, где нужна специальная сноровка. Поручая сыну или дочери какую-либо работу по дому, вначале надо показать, как лучше это сделать. Без необходимых указаний, не имея должных навыков, дети даже при выполнении простых заданий быстро устают, нервничают, работа у них не спорится.

Овладение навыками выполнения физическими упражнений и культурой физического труда — это не только признак общей культуры человека, о и необходимость для сохранения и улучшения здоровья и работоспособности в условиях научно-технического прогресса.

Какие факторы влияют на его рост?

За рост любого млекопитающего отвечает гипофиз. Это эндокринная железа, которая вырабатывает гормон роста.Она находится внутри черепной коробки сзади ближе к шейным позвонкам на уровне лба. Ее еще называют третьим глазом. У нее много функций. Поэтому бить по затылку нельзя. При сильных ушибах головы она воспаляется и перестает нормально функционировать, а у мальчика начинаются проблемы с ростом. Исследования показали, что активному росту способствует прием кальция с витамином Д в осенне-зимний период, включение в диету говядины и морепродуктов. Все это стимулирует эндокринную систему и гипофиз начинает активно вырабатывать гормоны, стимулирующие рост. У мужчин зоны роста закрываются к 25 годам, у девочек после первой менструации. После этого вырасти не возможно. Есть операции, когда удлиняют ноги, сначала их ломая, но кто согласится на это. Переломы всю жизнь потом болят.

На рост, или, как говорят научники, длинну тела, не только мужчин, но и женщин, в первую очередь оказывает влияние наследственный фактор. Маленький рост является доминантным признаком. Поэтому у высокого и низкого родителей шанс родить высокого мальчика равен один к трем. Но это вовсе не значит, что из четырех рожденных такой парой детей один будет высоким, а трое низкими. Рассчет рождений высоких детей в такой паре необходимо вести из количества всех максимальных теоретически возможных рождений. У обычной женщины в течение жизни образуется около трехсот яйцеклеток, годных к оплдотворению. Легко посчитать, что у разновысокой пары может теоретически родиться около семидесяти пяии высоких детей, или тридцать семь-тридцать восемь высоких мальчиков. То еость, у разновысокой пары все реально рожденые дети могут быть высокими.У пары низкорослых людей все дети тоже будут низкого роста. У высоких родителей шанс проищвести на свет низкорослого ребенка один к трем. Но не исключена возможность, что все их дети будут маленького роста. Из негенетичечкх факторов на рост человека больше всего оказывает влияние условия жизни, в которых развивается детский организм. При отличном и сбалансированном питании, хороших условиях проживания ребенок может прибавитьв росте до семм-десяти сантиметров к заложенному природой росту. Занятия плаванием на уровне мастера спорта может прибавить ещё до десяти сантиметров.

Ссылка на основную публикацию