Гиподинамия у детей

Если ручка двери часто двигается — она не ржавеет. Так человек, если много делает – он не болеет. (Хуа То). Вдумайтесь в эти мудрые слова.

Малоподвижный образ жизни или как его называют «гиподинамия» все больше становится актуальной проблемой, как у взрослых, так и у детей. С давних времен известно, что движение является обязательным условием нормального функционирования организма. К сожалению, по мере развития научно-технического прогресса, повседневная необходимость в движении снижается. Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных избавить его от любой физической нагрузки. Но это делает человека слабее. Дети и подростки так же часто становятся заложниками данного состояния. Музыкальные, языковые, художественные школы и секции и очень редко спортивные. Дети очень мало бывают на свежем воздухе, много сидят перед телевизором и компьютером, поздно ложатся спать. Без работы мышцы слабеют и атрофируются.

Основными симптомами гиподинамии являются: общее недомогание, вялость, снижение работоспособности, нарушение сна, эмоциональная нестабильность, быстрая утомляемость при низких физических нагрузках, учащенное сердцебиение, частые головные боли, повышение артериального давления. Если не принимать мер, то в дальнейшем это приведет к серьезным нарушениям со стороны различных органов и систем и ожирению. Сегодня ожирение встречается у детей в 2 раза чаще, чем 10 лет назад. Многие родители не воспринимают это как болезнь, но в 80 % случаев полнота, возникшая в детстве, не покидает человека всю жизнь. Так же гиподинамия является одной из основных причин развития близорукости. Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают близоруки. Иногда, прогрессируя, близорукость приводит к необратимым изменениям и значительной потере зрения.

Гиподинамия всегда отрицательно сказывается и на позвоночнике ребенка, что в свою очередь становится причиной развития различных заболеваний жизненно важных органов.

Как бороться с гиподинамией у детей? Основной метод профилактики – усиление физической активности. Однако физическая нагрузка должна быть умеренной, постоянно возрастающей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности физического развития ребенка. Уже в 2-3 года можно научить ребенка делать зарядку, начиная с простых упражнений. Хорошо, если родителям удается превратить зарядку в игру. Установлено, что дети, которые регулярно выполняют физические упражнения и проявляют достаточную двигательную активность, в 2-3 раза реже болеют простудными и инфекционными заболеваниями. У школьников профилактика гиподинамии может проводиться посредством приобщения к физической культуре. Основные условия успешного противостояния детской гиподинамии:

— физические нагрузки должны быть разнообразными, чтобы ребенку, а тем более подростку было интересно заниматься;

— совсем не обязательно отправлять ребенка к профессиональному тренеру, важно, чтобы он занимался «просто для здоровья»;

— очень важен пример родителей. Если родители проводят все свободное время на диване у телевизора, то и дети усвоят именно такую модель поведения;

— поощряйте стремление детей к подвижным играм и танцам;

— правильный двигательный режим должен сочетаться с рациональным питанием.

Родители должны помнить, что основным детским развлечением должны быть подвижные игры на свежем воздухе, а не телевизор и компьютер, которые сегодня заменили более полезные для здоровья досуги.

Гиподинамия у детей

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), для детей и подростков достаточно одного часа занятий спортом в день.

Однако только пятая часть молодежи в развитых странах выделяет на спорт даже это незначительное количество времени. В результате 79,7% мальчиков и 87,9% девочек не имеют даже минимальной физической активности.

Причина гиподинамии — обилие гаджетов и отсутствие безопасности

Причину этого явления озвучила Линн Райли – одна из соавторов исследования: «Произошла электронная революция, которая изменила образ жизни подростков и подтолкнула их больше сидеть и быть менее активными». В результате молодые люди предпочитают электронные игры реальным.

Гиподинамия у детей

Дети с гаджетами

Другая причина отсутствия физической активности – вопрос безопасности. Детям намного спокойнее находиться дома, чем выйти на улицу покататься на велосипеде или поиграть в подвижные игры. Иногда такую же позицию занимают и родители.

ВОЗ рекомендует, чтобы дети и подростки в возрасте от 5 до 17 лет двигались не менее 60 минут в день. Взрослые (18–64 года) должны заниматься спортом не менее 150 минут в неделю. Даже при различных заболеваниях, мешающих активному образу жизни, нужно двигаться не менее 75 минут в неделю.

Гиподинамия у детей

Физическая активность

Имеются также различия в физической активности мальчиков и девочек. Сильный пол оказался более активным во многих странах, причём иногда разница была достаточно большой – в Ирландии – 17 % и США 16,5% . Это обуславливается физиологией мальчиков, которые, в принципе, более активны.

Самая высокая доля неактивных детей в ​​Южной Корее, а самая низкая в – Бангладеш. Это ещё раз указывает на зависимость тот электронных гаджетов, которых нет у детей из развивающихся стран.

К чему приводит гиподинамия у детей

Детский организм находится в состоянии постоянного роста, поэтому гиподинамия нарушает развитие органов и систем. Снижаются сила, выносливость, ухудшается работа сердца, появляются застойные явления. Ухудшается работа сердечно-сосудистой системы, возникает вегетососудистая дистония – состояние, при котором кровь не может полноценно перекачиваться по сосудистой сети. Нарушения кровоснабжения мешают работе печени, почек, головного мозга.

Гиподинамия у детей

Вегетососудистая дистония

Происходит застой в области малого таза, что нарушает формирование репродуктивной системы. В более позднем возрасте это может привести к мужскому бесплодию, вызванному плохим качеством семенной жидкости. Андрологи давно замечают, что лечение мужского бесплодия проходит намного успешнее при увеличении физической активности. Однако если мальчик будет больше двигаться в детстве, проблема у него просто не возникнет

У девочек гиподинамия нарушает менструальный цикл и провоцирует гинекологические заболевания. Поэтому им тоже нужно больше двигаться.

Застойные явления в мочевыводящей системе приводят к мочекаменной болезни. Почечная колика в молодом возрасте давно перестала быть редкостью. Длительное нахождение возле электронных гаджетов снижает зрение и ухудшает слух.

Именно поэтому Всемирная организация здравоохранения поставила своей задачей сократить долю неактивных молодых людей к 2030 году на 70%. Однако для этого потребуются серьезная просветительская работа.

Термин «гиподинамия» в переводе с латинского языка означает «малоподвижность». Под этим понятием подразумевают ограничение двигательной активности, возникающее в результате малоподвижного образа жизни. Сегодня гиподинамия считается социальным заболеванием, наравне с зависимостью от гаджетов, компьютерных игр и т.п.

По статистике, мы сидим 9,3 часа в день. Это даже больше, чем мы спим, — 7,7 часа в день. Наши дети тоже очень много и долго сидят. В школе минимум 4 часа и более, а затем еще дома столько же (готовя домашнее задание, играя в компьютерные игры, смотря телевизор). Музыкальные, языковые, художественные школы и очень редко спортивные. Низкий уровень занятий физкультурой и спортом. Среди взрослого населения доля регулярно занимающихся спортом и физической культурой не превышает 10 %, среди детей только 8% посещают спортивные секции.

В школьном возрасте гиподинамия обычно связана с нерациональным распорядком дня ребенка, с перегрузкой его учебой. По статистике, в школах 10-16% школьников вообще освобождены от уроков физической культуры. При расспросе таких детей выясняется, что они мало бывают на свежем воздухе, мало двигаются. Много сидят перед компьютером, поздно ложатся спать. Долгое сидение провоцирует застой крови в области пояснично-крестцового отдела и органах малого таза. Это приводит к тянущим болям в пояснице, а в долгосрочном периоде — к снижению подвижности суставов, ухудшению кровоснабжения нижних конечностей, варикозному расширению вен, воспалению седалищного нерва и другим неприятным последствиям. Часто из-за малоподвижного образа жизни дети уже в школьном возрасте страдают от головных болей, хронической усталости и не могут сосредоточиться на учебе.

Способы помочь себе и своим детям.

1. Проветривайте помещение, в котором находитесь. Когда легкие обогащаются кислородом, улучшается способность концентрироваться. Когда мы долго сидим над одной задачей, в какой-то момент эффективность снижается. Именно поэтому нужно чередовать активности. Британские ученые доказали, что частое переключение с одной задачи на другую не только повышает эффективность мозговой деятельности, но и держит организм в постоянной боевой готовности.

2. Давайте отдохнуть глазам. Не стоит забывать про зрение, которое страдает у большинства людей, сидящих за компьютером по несколько часов в день. Детям рекомендованы занятия за компьютером продолжительностью не более 1,5-2 часов в день. Необходимо делать перерывы: 45 минут перед монитором — 15 минут отдыха. Офтальмологи советуют каждый час делать двухминутную зарядку для глаз или просто несколько минут сидеть с закрытыми глазами.

3. Следите за питанием. Еще один риск людей, ведущих сидячий образ жизни, — нерегулярное и некачественное питание, которое провоцирует изменение обмена веществ, ухудшение пищеварения, запоры, гастриты, гастродуодениты. Поэтому стоит есть все, как учат всех с детства: супы, салаты, горячее. Не менее важно много пить. Можно взять себе за правило каждое утро выпивать стакан воды перед завтраком.

4. Больше двигаться, заниматься спортом. Если ребенок не против, то можно записать его в спортивную секцию. Также необходимо больше времени проводить на свежем воздухе. Если вашему ребенку нужно выполнить какое-то задание на компьютере, и у него есть возможность использования данного устройства на улице, обеспечьте ему это! И вы увидите, как вашему юному гению в голову обязательно придут новые идеи!

Под этим понятием подразумевают ограничение двигательной активности, возникающее в результате малоподвижного образа жизни. Сегодня гиподинамия считается социальным заболеванием, наравне с зависимостью от гаджетов, компьютерных игр и т.п.

Среди взрослого населения доля регулярно занимающихся спортом и физической культурой не превышает 10 %, среди детей только 8% посещают спортивные секции.

В школьном возрасте гиподинамия обычно связана с нерациональным распорядком дня ребенка, с перегрузкой его учебой. По статистике, в школах 10-16% школьников вообще освобождены от уроков физической культуры. При расспросе таких детей выясняется, что они мало бывают на свежем воздухе, мало двигаются, много сидят перед компьютером, поздно ложатся спать.

Без работы мышцы слабеют, затем атрофируются. Уменьшаются сила и выносливость, появляется вегетососудистая дистония, депрессия и другие расстройства нервной системы, снижается успеваемость, нарушается обмен веществ.

Уже в 2–3 года можно приучать ребенка делать зарядку, начиная с простых упражнений.

1.Утренняя зарядка — очень хорошо начать с потягиваний. После этого можно выполнить несколько несложных упражнений. Время их выполнения – минут 10-15. Во время выполнения зарядки надо следить за своим дыханием.

2.Плавайте! Занятия в бассейне укрепляют все группы мышц, помогают работе сердца, повышают сопротивляемость организма к вредным воздействиям внешней среды.

3.Ежедневные пешие прогулки.Пешая ходьба оказывает благотворное влияние на сердечную мышцу, улучшает снабжение внутренних органов кислородом, оказывает благотворное воздействие на нервную систему человека. Гуляйте по тем местам, где есть подъемы или спуски — это очень укрепляет мышцы спины, ног. Любите лестницы! Даже 20-30 ступенек в день очень эффективно отразятся на состоянии организма.

Все врачи, безусловно, сходятся во мнении, что семья играет ведущую роль в профилактике гиподинамии у детей. Родители, которые действительно заботятся о здоровье своего ребенка, непременно должны помнить о важности ежедневных занятий физкультурой, хотя бы в течение небольшого промежутка времени.

Введение

Во всех цивилизованных странах врачи и ученые давно уже бьют тревогу, обеспокоенные ростом количества полных людей всех возрастов, включая детей и подростков. Многие врачи связывают с ожирением увеличение числа сердечно — сосудистых заболеваний и снижение средней продолжительности жизни человека в развитых странах. Превратить прогресс из скрытого врага в друга и союзника – первостепенная задача современного человека.

Гиподинамия (от греческого hypo – внизу и dynamis – сила) – ослабление мышечной деятельности, обусловленное сидячим образом жизни и ограничением двигательной активности. Гиподинамию еще называют болезнью века и оборотной стороной прогресса.

По данным ВОЗ, более 80% юношей и девушек не занимаются ежедневными физическими упражнениями даже один час в день.

Проблема: рост числа подростков 14-15 лет, страдающих от гиподинамии.

Актуальность исследования

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%.

Что же делать? Как избежать негативного проявления и возникновения гиподинамии? Наше исследование поможет в этом разобраться и дать профилактические рекомендации.

Основной целью исследовательской работы является объединение усилий учеников, членов их семей, учителей в решении вопросов, связанных с низкой двигательной активностью школьников и повышением личной грамотности учеников и членов их семей в целях сохранения и укрепления своего здоровья.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

— провести анкетирование среди учеников, чтобы выяснить, знают ли они, что такое гиподинамия и каковы ее последствия;

— научиться путем исследования получать информацию о признаках гиподинамии;

— стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученным в школе;

— формировать у учащихся и развивать познавательные навыки здорового и безопасного образа жизни;

— привлечь внимание школьников и их родителей к данной проблеме;

— обобщить и предложить методы профилактики гиподинамии.

Объект исследования: гиподинамия учащихся.

Предмет исследования: влияние гиподинамии на учащихся.

Методы исследования:

— изучение тематической литературы;

— работа с интернетом и статистикой;

— анкетирование и его анализ;

В исследовании принимали участие школьники 5, 6, 7, 8, 9 и 11 классов.

Исследование, проведенное Всемирной организации здравоохранения в 2001-2015 годах, показало, что у 81% подростков в возрасте от 11 до 17 лет нет никакой ежедневной физической активности. Они не занимаются каким-либо видом спорта, не ездят на велосипеде и не ходят интенсивно, что ставит под угрозу их настоящее и будущее здоровье.

Данное исследование проведено на основе данных опросов, собранных среди 1,6 миллиона студентов из 146 стран и территорий за период с 2001 по 2015 год. На основе данного исследования был составлен доклад ВОЗ.

Полученные результаты вызывают беспокойство, поскольку физическая активность связана с улучшением работы сердца и дыхания, психического здоровья и когнитивной деятельности, что имеет значение при обучении студентов.Физические упражнения наряду со здоровым питанием также рассматриваются экспертами как ключ к борьбе с глобальной эпидемией ожирения.

В опубликованном докладе эксперты ВОЗ считают: цифровые технологии привели к тому, что все больше молодых людей проводят время за электронными устройствами.«У нас произошла электронная революция, которая, похоже, изменила модели движения подростков, побудила их больше сидеть, быть менее активными в целом», – считает эксперт ВОЗ Линн Райли.

Исследование Всемирной организации здравоохранения показало, что пассивность подростков не зависит от уровня дохода или региона. Процент несовершеннолетних, попавших в эту категорию, варьировался от 66% в Бангладеш до 94% в Южной Корее.В странах Азиатско-Тихоокеанского региона с высоким уровнем дохода отмечается самый высокий уровень недостаточной активности, в то время, как в Индии, Соединенных Штатах и ​​17 странах Европы отмечаются одни из самых низких показателей.

Исследование также выявило различия между полами во всем мире: 85% девочек и 78% опрошенных мальчиков ежедневно не выполняют физические упражнения даже в течение часа.

Исследования, проводимые Роспотребнадзором, подтверждают выводы доклада ВОЗ и свидетельствуют о том, что ученики средней школы проводят 82-85% дневного времени в сидячем положении, а с началом обучения в школе физическая активность детей падает почти на 50%. Наличие физической культуры в школе не может восполнить недостаток движения, поэтому по данным Министерства Здравоохранения лишь 3% учеников выпускаются из школы без приобретенных хронических заболеваний. Попытки решения этой проблемы предпринимались Минздравом и Роспотребнадзором. Был введен обязательный третий час физкультуры, но несмотря на это ситуация не улучшилась, так как многие школы занимаются имитацией уроков физической культуры. В одних учебных заведениях дается слишком слабая физическая нагрузка, которая никак не может восполнить необходимое количество двигательной активности, в других же физкультура попросту отсутствует. В связи с этим проблема развития гиподинамии у современных подростков стоит достаточно остро, и до конца она не решена.

Результаты и обсуждение

Недостаточная физическая нагрузка среди детей в настоящее время широко распространена. Учащиеся нашей школы – не исключение, от недостатка движения страдают как младшие, так и старшие школьники, их члены семьи и сотрудники школы. Наша задача – выяснить, что знают учащиеся о гиподинамии, дать рекомендации по профилактике «болезни цивилизации».

В исследовании принимали участие школьники 5, 6, 7, 8, 9 и 11 классов. В начале выявили группы здоровья учащихся (табл. 1).

Ответы респондентов на вопрос: «Распределение учеников по группам здоровья» (количество учащихся)

Гиподинамия у детей

ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Гранкина Ирина Константиновна.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области Вагайцевский детский сад «Солнышко», инструктор по физической культуре, [email protected]

Физические нагрузки и двигательная активность составляют биологическую необходимость для жизни и здоровья человека, так как на протяжении всего эволюционного пути людям приходилось сражаться со стихиями природы, отстаивать свою территорию, бороться за выживание.

Для гармоничного роста и развития детского организма необходимостью являются разнообразные двигательные акты, которые определяют дальнейшее структурное и функциональное развитие индивида, в зависимости от степени удовлетворения потребности в движениях. К тому же, без достаточной двигательной деятельности ребенок не может прожить все необходимые фазы развития и формирования организма в целом. Двигательная деятельность для детей то же, что и фундамент для здания, чем он прочнее, тем выше может быть надстройка; чем больше забот родители проявляют о физическом воспитании ребенка, тем больше успехов он достигнет в общем развитии; в умении работать и быть полезным для общества человеком [2, с. 131-134].

С другой стороны, следует обратить внимание, что в последние годы большинство дошкольников испытывают гипокинезию – недостаток в движениях. Причина этого, гиподинамия – малоподвижный образ существования, вследствие комфортных жизненных условий (автомобили, лифт, и т.д.), развитие научно-технического прогресса и высоких технологий (бытовая и цифровая техника, интерактивные игрушки, и т.д.) Это неизбежно меняет стиль жизни современных детей, проводящих большую часть времени с развлекательными гаджетами, у экрана телевизора или монитора компьютера. Гиподинамия и гипокинезия отрицательно сказывается на состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Порой дети отстают от нормы по показателям подвижности в суставах, мышечной работоспособности, координации движений. [3; 4].

Практическое изучение особенностей влияния компьютерной техники и компьютерных игр на двигательную активность проводилось на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Ордынского района Новосибирской области – Вагайцевский детский сад «Солнышко». В исследовании приняли участие 92 ребенка и 148 родителей. Цель работы: выявить причины снижения двигательной активности дошкольников.

Было установлено, что у 98% семей дома имеется компьютер, дети дошкольного возраста испытывают активный интерес к электронной технике, предпочитая другим играм (92%), это указывает на увеличение времени, проводимого ребенком за монитором и соответственно уменьшение времени общения его со сверстниками, родителями и сокращение других видов игровой и двигательной деятельности.

При анкетировании родителей, выяснилось, что в 91% семьях в досуговое время предпочитают занять ребенка просмотром мультфильмов или компьютерными играми, т.к. это может занять его на несколько часов, реже 62% конструированием, рисованием, не задумываясь, насколько вредна гиподинамия для здоровья и общего развития растущего организма.

Опрос показал, что такие игрушки как мяч, скакалка, обруч, имеют 59% детей, тогда как играют в них, всего 34%. Остальные либо не могут самостоятельно организовать игру, либо встречают неодобрение со стороны взрослых. Интересно отметить, что количество дошкольников имеющих свой компьютер или гаджет составляет 71%. Это позволяет предположить, что дети находятся в статическом положении неограниченное время, так как в силу несформированности психических и волевых качеств, ребенок не может самостоятельно регулировать смену видов деятельности.

Если исследования 2011г. показали, что около 10 % детей начинают увлекаться компьютером уже с двух лет [1, с. 467], то на сегодняшний день 37% двухлетних детей имеют собственные гаджеты, за которыми проводят большую часть времени бодрствования.

Педагоги и врачи рекомендуют детям до 6 лет использовать компьютер не более 20 минут, желательно не каждый день [5, с. 138]. Тогда как исследования показали, что 74% дошкольников проводят у монитора более часа. Что позволяет предположить, какой вред наносится на не полностью сформированный организм дошкольника.

Из полученных данных видна взаимосвязь применения компьютерной техники для развития и развлечения детей, и обычного спортивного инвентаря в повседневных играх, таких как мяч, скакалка, обруч, и т.д. (табл.1), что неизбежно влечет за собой негативные изменения в физическом развитии ребенка.

Таблица-1. Результаты анкетирования родителей по вопросам организации досугового времени дошкольников и применяемых средств.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости непосредственного включения родителей в формирование активного двигательного режима дошкольников. Ведь ответственность за здоровье, чем и как занят ребенок дома, полностью ложится на родителей, поэтому не нужно забывать, о необходимости ограничения использования компьютерных технологий в игровой среде дошкольника. Для этого взрослым нужно своим примером и заинтересованностью, помочь ребенку в освоении традиционного спортивного инвентаря.

К примеру, необходимым инвентарем для детей любого возраста, считаются различные мячи. Дети, совершая различные действия (катание, подкидывание, ловлю, отбивание и др.), испытывают физическое, психологическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на все системы и процессы, протекающие в организме. Можно с уверенностью сказать, что игровые занятия и упражнения с мячом – отличная специфическая гимнастика, которая формирует опыт владения предметом в процессе динамических и кинетических действий.

«Гиподинамия у детей дошкольного возраста с пониженной подвижностью».

В настоящее время большинство детей дошкольного возраста, страдает гиподинамией, пониженной подвижной и физической активностью. Современные дети, сейчас очень зависимы и увлечены компьютерным миром и виртуальной реальностью в окружающем мире. Всё меньше времени дошкольники проводят в активных, подвижных и физических играх, вне детского сада. По опросу детей своей группы , я подвела итог том, что дети после детского сада, дома не играют даже в сюжетно- ролевые игры, как например: «Больница», «Магазин», «Дочки-матери», и.т.д., не говоря о подвижных играх и прогулках на свежем воздухе. И это объяснение тому, что детям, предоставляется большая возможность погрузить себя в компьютерные игры без ограничения времени, чтобы его родители были освобождены от общения с детьми для решения своих домашних дел. При этом, у ребёнка и начинаются проявляться различные проблемы со здоровьем. Очень хочется обратить внимание на последствия гиподинамии, которая ведёт:

— к задержке формирования организма;

— к недостаточному снабжению крови кислородом;

— к проблемам с развитием опорно — двигательного аппарата;

-ожирению в малой и средней степени;

— к проблемам с развитием суставов;

— к нарушениям сердечно- сосудистой системы;

— к снижению сопротивляемости болезням , и ослаблению иммунитета;.

Чтобы избежать этих последствий гиподинамии, детям необходима активная, двигательная и физическая деятельность, не только в детском саду, но и вне дошкольного учреждения.

Это прогулки на свежем воздухе, подвижные и спортивные игры, дыхательные упражнения, закаливающиеся процедуры и разнообразные виды гимнастик для детей в сопровождении педагогов и родителей.

Гиподинамия — это патологическое состояние, при котором на фоне низкой физической активности снижается мускульная сила и происходит атрофия мышц. Болезнью гиподинамия не является. Ее относят к факторам риска, провоцирующим развитие заболеваний всех систем и органов, но прежде всего сердца, сосудов и опорно-двигательного аппарата.

Гиподинамия у детей

Мы расскажем о причинах гиподинамии, последствиях и комплексном восстановлении организма, в том числе методами остеопатии.

Причины гиподинамии

Несмотря на глобальную пропаганду активного образа жизни и культа тела, по данным ВОЗ не менее четверти населения планеты страдает гиподинамией. Патология занимает четвертое место в списке причин ранней смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.

Основная причина гиподинамии — урбанизация и малоподвижный образ жизни, отсюда ее справедливое название — «болезнь цивилизации».

Главные факторы риска, предопределяющие развитие гиподинамии:

Пять дней в неделю люди работают, а в выходные пытаются выспаться и отдохнуть на диване, но отдых не приносит облегчения. Даже в магазин сегодня не надо ходить, любые продовольственные и непродовольственные товары приносят на дом, что еще сильнее усугубляет патологическое состояние.

Гиподинамия у детей

Что происходит с организмом при гиподинамии

Мышцы человека должны сокращаться, чему способствует двигательная активность. В идеале это не менее 2,5 часов в неделю аэробных (кардионагрузок) и 1,5 часа силовых.

Если человек двигается мало, снижается его мускульная сила и ухудшается проводимость нервно-мышечных импульсов, то есть мышечные волокна практически перестают сокращаться.

Отсюда главная опасность гиподинамии — последствия, которые рано или поздно заявляют о себе и хорошо, если не все сразу:

Среди тяжелых последствий гиподинамии — сердечная недостаточность, инфаркты, остеопороз, остеоартроз, то есть дегенеративно-дистрофические изменения в костях и суставах. Таким образом, у человека снижается не только качество жизни, но и ее продолжительность.

Лечение гиподинамии

После проведения ортостатического нагрузочного теста с приседаниями любой опытный терапевт способен диагностировать гиподинамию. Последствия патологического состояния определяются с помощью ЭКГ, ЭХОКГ, КТ и биохимии крови.

Лекарственная терапия назначается при выявлении серьезных осложнений на сердце, сосуды, другие системы и органы.

Для лечения гиподинамии применяются:

Лечение гиподинамии у остеопата значительно ускоряет процесс реабилитации и повышает его эффективность. Остеопатическая коррекция не будет лишней при начальной стадии патологии и незаменима при развитии заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Как лечит гиподинамию остеопат

Низкой двигательной активности практически всегда сопутствуют болезни позвоночника, а это прямое показание к остеопатическому лечению. Проходят боли в спине и суставах, улучшается осанка, снимается нагрузка с диафрагмы и уходит одышка.

Остеопат работает со всеми системами и органами пациента, поэтому после 2-3 сеансов устраняется запор, заметно снижается частота кризов у гипертоников.

Применяя мягкие мануальные техники, врач остеопат стимулирует мускульную активность и проводимость нервных импульсов, то есть воздействует на самую уязвимую при гиподинамии область.. Повышается эластичность мышечных волокон и их сократительная деятельность. Разработанные мышцы получают сигналы к активности и охотно на них отвечают. Поэтому выполнять непривычные для тела физические упражнения человеку становится гораздо легче и общее состояние здоровья восстанавливается быстрее.

Мы ждем от вас смс сообщение на номер +375 (29) 145-91-41.

Телефон для справок,
записи к врачам-специалистам
и на диагностические исследования

Вызов врача

Регистратура стоматологического
отделения

Телефон/факс

Телефон для слабослышащих в режиме СМС

Телефон «горячей» линии поликлиники
с 8.00 до 16.00
обед 12.00 — 12.30

В эпоху индустриализации и прогресса, всеобщей компьютеризации, автоматизации и интернета, роль физических усилий и нагрузок на человеческий организм значительно сокращается. Уменьшается порой потребность и необходимость в них. Цивилизация, из блага человека, нередко превращается в его противоположность, порождая такое серьезное заболевание, как ГИПОДИНАМИЮ.

Что такое гиподинамия?

Гиподинамия – (hypodynaia; греч, hypo— +dynamis сила)- это ограничение двигательной активности, приводящее к нарушениям функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения).

С каждым годом гиподинамия нарастает и превращается в социальное явление, ее еще называют «болезнью цивилизации».

По данным ВОЗ, от болезней, вызванных недостаточной физической активностью, или гиподинамией, ежегодно в мире умирает около 1,9 млн. человек.

Городское население подвержено этому недугу больше, чем сельское.

Причины возникновения гиподинамииГиподинамия у детей

Гиподинамия может быть связана с:

  • заболеванием;
  • особенностями образа жизни;
  • профессиональной деятельностью;
  • длительным постельным режимом;
  • пребыванием человека в условиях невесомости (длительные космическиеполеты) и т.д.

В школьном возрасте гиподинамия нередко связана с:

  • нерациональнымраспорядком дня ребенка;
  • перегрузкойучебой, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр, занятий спортом;
  • чрезмерным увлечениекомпьютером или другими играми, связанными с сидячим образом жизни.

Гиподинамия у детейСимптомы заболевания

Проявлениями гиподинамии могут быть:

  • постоянная слабость;
  • сонливость;
  • хроническая усталость.

Чем опасна гиподинамия?

Из-за отсутствия необходимых физических нагрузок человек все больше и больше времени проводит в сидячем или лежачем положении.

Гиподинамия, в сочетании с другими факторами, может явиться предпосылкой к возникновению целого ряда болезненных состояний и даже заболеваний.

  • Без работымышцы слабеют и постепенно атрофируются.
  • Уменьшаютсясила и выносливость.
  • Нарушаетсядеятельность нервной системы и обмен веществ.
  • С течением временииз-за гиподинамии нарастают изменения со стороны опорно-двигательного аппарата: развивается остеопороз,страдает функция периферических суставов и позвоночника (остеохондроз).
  • Длительная гиподинамияприводит к сердечно-сосудистым заболеваниям (ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия), расстройствам дыхания и пищеварения.
  • Цепь эндокринных нарушенийвследствие гиподинамии проявляется метаболическим синдромом (ожирение, увеличение риска атеросклероза).
  • Снижение двигательной активностив среднем и пожилом возрасте может ускорить старение организма. В результате недостатка движений, сидячего образа жизни преждевременно возникает слабость и дряблость мышц, нарушается общее и мозговое кровообращение.
  • Все эти изменения, в конечном итоге, приводят к уменьшению продолжительности жизни.

Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте.

  • Она задерживаетформирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем.
  • Существенно снижаетсясопротивляемость к возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение.
  • Малая подвижностьшкольников и длительное пребывание в однообразной позе за столом в школе и дома могут вызвать нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника; так называемый мускульный голод у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Диагностика и лечение

Для раннего выявления заболевания, связанного с гиподинамией, прибегаютк лабораторным и инструментальным обследованиям.

При гиподинамии, вызванной острым или хроническим заболеванием, показана медицинская помощь различных специалистов.

Профилактика гиподинамии

Ученые пришли к выводу, что даже 30-минутная ежедневная физическая нагрузка с рациональным питанием способны значительно снизить риск возникновения ожирения и других сопутствующих заболеваний у людей, ведущих сидячий образ жизни.

Предупредить гиподинамию в повседневной жизни помогают: Гиподинамия у детей

  • полноценная физическая активность;
  • ежедневная утренняя зарядка;
  • производственная гимнастика;
  • занятия лечебной физической культурой и спортом;
  • физический труд, пешие прогулки и т.п.

Чтобы уберечь себя от множества болезней, связанных с гиподинамией, достаточно просто ежедневно проходить пешком 2 км или подниматься на пятый этаж без лифта, или просто делать утреннюю зарядку.

Для ликвидации последствий гиподинамии используют: индивидуальные двигательные режимы с постепенным возрастанием нагрузки на опорно-двигательный аппарат и сердечно-сосудистую систему, комплексы лечебной гимнастики, а также водные процедуры, способствующие укреплению нервной системы и мышцы сердца. В ряде случаев назначают лекарственные средства, нормализующие обмен и состояние сердечно-сосудистой системы. С целью профилактики последствий гиподинамии у больных, пребывающих на постельном режиме, применяют комплексы специальных физических упражнений.

Спасение от гиподинамии и многих серьезных сопутствующих болезней – под силу каждому здоровому человеку. Для этого достаточно наполнить свою жизнь двигательной и физической активностью.

Отсутствие активности и постоянное пребывание дома из-за карантина может стать причиной развития различных болезней у детей. А именно эндокринные заболевания, нарушение осанки, психические нарушения.

Карантин может вызвать у детей ряд заболеваний, связанных с нехваткой физической активности. Гиподинамия негативно сказывается не только на физическом, но и на психическом состоянии ребенка. Опасения вызывает и то, что во время самоизоляции многие дети лишены общения со сверстниками.

Режим самоизоляции может стать причиной нарушений осанки у детей. Всего лишь за один месяц такого режима ребенок может заработать сколиоз.

Нехватка активности также может привести к нарушению у детей кровотока в шейных позвоночных артериях и, как следствие, головным болям и мигреням. Гиподинамия является и причиной отложения подкожного жира – это повышает риск развития эндокринных заболеваний (к примеру, диабета), а также артериальной гипертонии.

Из-за карантина могут возникнуть проблемы со сном, активно нарастает физический и невротический тонус, который нередко приводит к неконтролируемым крикам и слезам. В режиме самоизоляции напряжены взрослые, и это сказывается на общении с детьми. Например, постоянные попреки и требовательность родителей могут довести ребенка до невроза.

Именно в этот период, крайне важно вести здоровый образ жизни: правильно питаться, отказаться от вредных привычек и быть физически активными.

Физическая нагрузка – обязательное условие здорового образа жизни.

В XXI веке средняя физическая нагрузка городского жителя уменьшилась почти в 50 раз по сравнению с предыдущими столетиями. Люди ведут малоподвижный, сидячий образ жизни, из-за чего у них развивается гиподинамия – снижение двигательной активности и силы мышечных сокращений. Именно гиподинамия является причиной развития заболеваний сердечно — сосудистой системы, ожирения, сахарного диабета, остеопороза. Чтобы избежать развития гиподинамии и снизить риск возникновения множества смертельных болезней, необходимо активно двигаться, например, ходить не менее 10 часов в неделю.

В последние годы гиподинамии стали подвержены не только взрослые, но и дети, а состояние это, не являясь болезнью, приводит к серьезным нарушениям.

Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма. Также существенно снижается сопротивляемость организма возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Малая подвижность у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Физическая активность детей играет очень важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, в формировании нервных связей между опорно-двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами, в развитии мускулатуры и скелета, в формировании осанки ребенка, в регуляции обменных процессов, кровообращения и дыхания, в развитии сердечно-сосудистой системы.

Гиподинамия приводит к серьезным нарушениям в организме ребенка, системы которого недополучают двигательной активности, не развиваются должным образом.

  • слабеет сила сердечных сокращений, тонус сосудов;
  • уменьшается трудоспособность;
  • нарушается кровоснабжение тканей, обеспечение клеток кислородом и питательными веществами уменьшается;
  • развиваются ожирение, атеросклероз;
  • слабеют и атрофируются мышцы, уменьшаются выносливость, сила;
  • нарушаются нервно-рефлекторные связи, деятельность всей нервной системы (развиваются депрессия, вегето-сосудистая дистония);
  • происходит сбой в обмене веществ;
  • уменьшается костная масса (это приводит к остеопорозу);
  • в будущем гиподинамия приведет к сердечно-сосудистым заболеваниям (ишемии, артериальной гипертонии), расстройствам дыхания, пищеварения.

Родители обязаны знать, что гиподинамия нарушает работу головного мозга. Вот на что обрекают родители свое дитя, если вовремя не распознают заболевание и не обратятся к врачу.

Лечение и профилактика гиподинамии

Родители тоже должны принимать самое активное участие в в профилактике гиподинамии у детей , находясь на режиме самоизоляции. Это предполагает:

Ссылка на основную публикацию