Грудной возраст

Грудной возраст

Сегодня грудное вскармливание получает массированную поддержку во всем мире. Несмотря на обилие и качество современных смесей для искусственного питания, материнское молоко все равно является наиболее предпочтительным вариантом. Ведь оно может изменять свой состав под нужды конкретного ребенка и удовлетворять его потребности в полной мере. Считается, что малыш нуждается в такой материнской заботе до 2 лет. Однако некоторые женщины идут дальше и продолжают кормление и тогда, когда ребенку исполняется 3, 5 и даже 7 лет. Насколько эта инициатива хороша?

Польза материнского молока

Материнское молоко — продукт уникальный. В его составе содержится до 500 различных необходимых крохе веществ, часть из которых продублировать искусственно просто невозможно. В частности, в его составе есть:

  • 88% воды, причем биологически активной, хорошо усваивающейся грудничком.
  • 7% углеводов. Они представлены преимущественно в виде лактозы, т. е. молочного сахара, ускоряющего развитие мозга и нервной системы, а также способствующего полному усвоению железа и кальция.
  • 4% жиров. Они укрепляют иммунитет крохи и формируют ЦНС.
  • 1% белков. Это основа роста малыша, который набирает вес в первые месяцы жизни довольно стремительно.

Грудной возраст

Кормление грудью полезно не только для ребенка, т. к. насыщает его всеми необходимыми для роста и развития веществами, оно еще и представляет собой отличный вариант успокоения для матери. Его нередко даже называют антидепрессантом.

Естественно, что для лучшего формирования связи между матерью и младенцем, а также для его полноценного развития, вскармливания стоит придерживаться по мере сил и возможностей. Особенно это важно до того, как ребенку исполнится год. К этому времени уже начинает вводиться прикорм и необходимость в материнском молоке постепенно отпадает. Однако не все могут отказаться от столь тесной связи с малышом, некоторые продолжают кормить его и дальше. И мнения специалистов по этому поводу расходятся.

Плюсы и минусы длительного кормления

Среди плюсов затянувшегося грудного вскармливания называют тот факт, что молоко матери продолжает оставаться полезным для ребенка и дальше, т. к. все еще дает ему дополнительные антитела для поддержки иммунитета, обеспечивает его витаминами и микроэлементами (для многих мам это аргумент: лучше давать свое молоко, чем покупать промышленные фармацевтические комплексы). Также молоко матери может стать альтернативным питанием, когда ребенок заболевает и отказывается от пищи.

Грудной возраст

Среди минусов кормления грудью ребенка, который уже практически собирается в школу, основным считается проблема с его психоэмоциональным развитием. Ведь он должен вовремя пройти сепарацию от матери и получить от нее новый вариант духовной связи и общения. Грудное вскармливание вовремя естественным образом должно перейти в вербальное общение. Именно это позволяет ребенку находить новые формы взаимодействия с другими и развиваться гармонично.

Для самой женщины длительное грудное вскармливание также несет целый ряд ограничений. Во-первых, она не может оторваться от ребенка, т. к. у него фактически будет травма. Во-вторых, ей приходится с особым вниманием следить за здоровьем груди: вовремя сцеживаться, ухаживать за ней, чтобы не появлялись растяжки и т. д. Также она будет ограничена в выборе лекарственных средств, ведь они все еще могут передаваться малышу с молоком. Несмотря на то, что количество кормлений в возрасте 5-7 лет значительно ниже, все равно диеты и определенных ограничений придется придерживаться.

Мнение специалистов

Педиатр-иммунолог Анна Шуляева:

— Если смотреть с точки зрения иммунитета, то никаких полезных веществ в себе грудное молоко после года-полутора лет кормления не несет. Мамам зачастую только кажется, что, если давать грудь ребенку и дольше, можно защитить его от разных вирусов и инфекций. Это не так. Количество интерферонов в молоке снижается до минимума, и при столкновении с болезнетворными микроорганизмами его не хватит для полноценной защиты. Поэтому ради мифической защиты от болезней нет смысла кормиться дольше.

Если кормления продолжаются у детей старше 2 лет, это больше просто ритуал, чем защита или наполнение ребенка какими-то полезными веществами. Ребенок, особенно с тонкой душевной организацией, может нуждаться в длительном вскармливании как в средстве успокоения. Если маме это не доставляет никаких хлопот и неудобств, но ребенка делает спокойнее и увереннее, можно оставаться и на длительном вскармливании. Однако практической пользы в плане здоровья длительное кормление не имеет.

Психолог Елена Макарова:

— Малышу на разных этапах развития требуется разный уход со стороны взрослого. Ребенок растет и развивается, а это значит, что маме надо ориентироваться на возрастные потребности для полноценного развития ребенка и взаимоотношений с ним.

Грудной возраст

В возрасте около 3 лет малыш начинает осознавать и отстаивать свою самостоятельность. К этому возрасту у него уже много способов взаимодействия и общения с мамой, и эти способы продолжают изменяться и развиваться. Застревание на стереотипном способе общения с помощью грудного вскармливания после 2,5 лет должно настораживать. Это говорит о трудностях создания и развития новых психологических механизмов, необходимых для адаптации ребенка. Поэтому если не удается отказаться от этого ритуала, то желательна психологическая диагностика ребенка для своевременного анализа ситуации и обеспечения гармоничного развития малыша в соответствии с психологическими характеристиками, соответствующими возрасту.

с 29 дня до 12 мес. характеризуется наиболее тесным в постнатальной жизни контактом ребенка с матерью в связи с кормлением материнским грудным молоком. Максимальный темп физического развития приходится на возраст 2-4 месяца. В общей сложности за первый год жизни ребенок вырастает на 25-27 см и прибавляет в массе 7 – 7, 5 кг, увеличивая рост при рождении на 50%, а массу втрое. Быстро совершенствуются моторные функции – от полной беспомощности новорожденного ребенка до самостоятельной ходьбы и манипуляций с игрушками к годовалому возрасту( в 1-1,5 месяца держит голову, в 6-7 сидит, к 1 году самостоятельно ходит). В 6 месяцам начинает развиваться речевая функция. Функциональная незрелость пищеварительной системы у грудных детей проявляется склонностью к желудочно-кишечным дисфункциям (в том числе, к рефлюксам – срыгиваниям), к кишечным инфекциям и пищевой аллергии. После 2-3 месяцев ребенок теряет пассивный, полученный от матери трансплацентарный иммунитет, а созревание собственных иммунных систем происходит очень медленно, поэтому грудные дети склонны к инфекциям, особенно респираторным, бронхо-легочным. Интенсивный рост, дифференцировка органов и большая напряженность обменных процессов становятся фоном, на котором могут развиться: гипотрофия, паратрофия, анемия, рахит, атопический дерматит.

В возрасте от 1 до 2,5-3мес малыш кормится обычно 6 раз в сутки через 3,5ч. Спит днем 4 раза по 2ч. Бодрствует от 30-40 мин до 1,5ч. Спит 17-19ч в сутки.

Ребенок от 2,5-3 до 6мес кормится 6 раз в сутки через 3,5ч. Бодрствует 1,5-2ч. Днем ребенок спит еще 4 раза по 1,5-2ч. Спит 16-17ч в сутки.

В возрасте от 6 до 9-10 мес ребенок находится на 5-разовом кормлении через 4ч с 8-часовым ночным перерывом. Днем он спит по 1,5-2ч 3 раза, бодрствует между кормлениями по 2-2,5ч. Спит 15-16ч в сут.

С 9-12 мес до 1 года ребенка кормят 5 раз в день через 4ч. Спит 2 раза по 2ч. Бодрствует 3-3,5ч.

Необходимо заниматься с ребенком, правильное питание, рациональный режим, закаливание, уход и ласковое общение. Для защиты от инфекционных заболеваний – прививки: 1 месяц гепатит В, 3 месяц дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит; 4,5 месяца дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит; 6 мес дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит, гепатит В; 12 мес корь, краснуха, паротит.

Период преддошкольного возраста: основные анатомо — физиологические особенности, физическое развитие, питание, уход, режим дня, воспитание, возможная патология.

с 1 года до 3-х лет. Характеризуется некоторым снижением темпов линейного роста и накоплением мышечной массы (первый физиологический период округления). В массе прибавляет 2 кг в год, в росте – за 2-ой год 12 см, за 3-ий 8 — 9 см. К 2-м годам заканчивается прорезывание молочных зубов (20). Увеличение периодов бодроствование – с 1,5 лет спят днем 3 часа, ночью 11. ЧДД 25-35 ударов в минуту. ЧСС 100-120 ударов в минуту. Формирование гигиенических навыков: мочеиспускание произвольное, стул 1-2 раза в день. Интенсивно формируется лимфоидная ткань носоглотки, возможна гиперплазия миндалин и аденоидов. В познании окружающего мира принимают участие различные анализаторы, в том числе и рецепторный аппарат ротовой полости. Поэтому высока опасность аспирации инородных тел случайных отравлений. Быстро развиваются двигательные навыки и умения ребенка: от неуверенной ходьбы до бега, лазания и прыжков. Возрастает опасность травматизма. Быстро совершенствуется речь. К 3-м годам дети говорят фразами с правильным грамматическим управлением и аргументацией. О себе ребенок начинает говорить в первом лице («Я»). До этого себя ребенок воспринимает в 3-ем лице. Эмоциональная сфера характеризуется (кроме развития положительных эмоций) упрямством (период первого упрямства) и бурными отрицательными эмоциями вплоть до истерических бурь и аффективных припадков. Появляется чувство страха, капризность застенчивость. Особенностью раннего возраста является формирование аллергических заболеваний, в том числе и бронхиальной астмы.
На фоне физиологической гиперплазии лимфоидной ткани развиваются тонзиллит, адениоды, лимфаденит. В связи в расширенным контактом ребенка с другими деться частые ОРВИ, острые кишечные инфекции.

Дата добавления: 2019-11-25 ; просмотров: 299 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Грудной возраст малыша — это период с 29 дня его жизни (первые четыре недели ребенок считается новорожденным) до окончания первого года жизни. Можно только удивляться тому, какие значительные изменения происходят за такой короткий период. Вот малыш еще не умеет управлять своим телом и рассказать маме о своих желаниях может только посредством крика, а к году его умения и требования уже являются практически осознанными. Что же происходит за эти 12 месяцев?

Первый год жизни

Если сравнивать с другими возрастными периодами, то за первые 12 месяцев организм малыша усиленно растет, очень быстро развиваются все системы и органы, происходит интенсивный обмен веществ. Например, та масса грудничка, с которой он родился, к 4-5 месяцам удваивается, а по достижении ребенком года — утраивается, составляя примерно 10-11 кг.

Грудной возраст

Рост ребенка за это период увеличивается на четверть метра, составляя в год около 75 см. Происходит совершенствование морфологической структуры и функций нервной системы ребенка. Только за первые 6 месяцев жизни масса его маленького мозга увеличивается на 200 %.

Благодаря тому, что ускоренно развиваются функции центральной нервной системы, происходит ранняя выработка условных рефлексов всех анализаторов. Довольно быстро идет нервно-психическое развитие. Именно на первом году жизни у малышей появляются зачатки речи. Когда малышу всего 2 месяца от роду, все органы его чувств развиты настолько, что ребенок улавливает и различает разные сигналы, присылаемые извне.

Как развиваются движения?

Пожалуй, всем мамочкам известно, что малыши рождаются с необходимым минимумом безусловных рефлексов: сосательным, хватательным, рефлексом переступания. За период с 1 по 3 месяц малыши начинают удерживать головку. К 4 они уже могут переворачиваться со спинки на бок, немножко позже и на животик. Карапузы тянутся к погремушкам, берут их в ручки. Теперь они весьма любознательные.

Грудной возраст

К 5 месяцам малыши начинают ползать, подтягивая ножки к животику, они очень смешно выгибают спинку. Правда, так получается не у всех.

К полугодовалому возрасту детки начинают садиться, вставать на коленки в кроватке, храбро держась за перекладины. Если они едут по улице в коляске, то внимательно изучают все, что их окружает. Малышам интересно все — машины, летающие голуби, пробегающие собаки, кошки и многое другое.

К 7-8 месяцам детки смело встают в кроватках, ходят вдоль перил, придерживаясь ручками.

До того времени, когда малыши начнут ходить остается совсем немного времени. Обычно это происходит, когда детишки достигают 10-12 месяцев от роду.

Грудной возраст ребенка довольно интересен как для него, так и для родителей. Каждый день для малыша ознаменовывается новым умением и открытием. Глаза любящей мамы могут заметить даже самые незначительные изменения в поведении малыша. Но не стоит забывать, что все детишки разные: например, кто-то начинает сидеть уже в 5 месяцев, а кто-то только в 7. Это совершенно естественно, поэтому не стоит торопить события, а нужно просто наслаждаться каждым моментом.

Ох, уж эти зубки!

Грудной возраст малыша невозможно себе представить без появления зубов. Далеко не у всех это происходит гладко. У деток может повышаться температура, наблюдаться плаксивость и сильное слюноотделение, снижаться аппетит.

Примерно в полгода у малыша появляются первые зубки — два нижних резца, а через пару месяцев — два верхних.

Грудной возраст

К 10 месяцам у деток прорезываются два верхних боковых резца, а к году — два нижних боковых.

К году обычно у карапузов уже восемь молочных зубов. Если у ребенка нет такого количества зубов, родители не должны волноваться: все происходит строго индивидуально. У некоторых малышей первые зубы появляются только к году.

Как развивается речь?

В грудном возрасте происходит и развитие речи малыша.

Первые полгода крохи много смеются, гулят, произносят простые звуки: «агы», «гы», «а-а-а».

После полугода (примерно до 9 месяцев) кроха начинает произносить такие звуки, как «ма», «ама», «ба». К 10-12 месяцам карапуз повторяет звуки за взрослыми. Он уже может говорить «ма-ма», «ба-ба», «дай». В свой первый год жизни ребенок начинает произносить свои первые осмысленные слова.

Надо уточнить, что обращенную к нему речь мамы, папы, бабушек и дедушек карапуз воспринимает с самого рождения. Но в этот период он больше распознает интонацию, а не саму речь. Малыша могут успокоить ласково сказанные слова, а повышенный или раздраженный голос может испугать.

Грудной возраст

В полгода крошка уже отзывается на свое имя и осмысленно улыбается. Через месяц-другой он уже начинает понимать, когда ему говорят: «иди ко мне», в ответ он протягивает ручки. В этом же возрасте ребенок понимает слово «нельзя». Слыша обращенное к нему слово, он отрывается от ненужного занятия.

В год малыш может помахать ручкой взрослым на их жесты прощания и слова «пока-пока».

Чтобы у малыша быстрее развивалась речь надо читать ему сказки, петь песенки, чаще с малышом разговаривать.

О вскармливании

Малыш приходит в этот мир неприспособленным к самостоятельному существованию, поэтому вскармливание ребенка грудного возраста является неотъемлемой частью его жизнеобеспечения. Родители обязаны заботиться о нем, чтобы обеспечить все его физиологические потребности. Разные виды вскармливания, в зависимости от существующих возможностей и потребностей ребенка предполагают применение грудного молока, искусственных смесей и разных типов прикорма. Специалисты уверены, что именно грудное вскармливание является оптимальным для младенцев.

Вскармливание в грудном возрасте должно сочетать в себе питательные вещества, жидкость, витамины, которые необходимы для организма новорожденного ребенка. Все эти компоненты присутствуют в грудном молоке матери.

Необходимый базис

В материнском молоке находится нужный баланс питательных элементов, который изменяется по мере роста малыша, а также антител, защищающих кроху от различных заболеваний в самый сенситивный период младенчества. Исходя их этого, процесс естественного грудного вскармливания можно расценивать не только как форму питания, но и как базис для правильного формирования иммунитета организма.

Грудной возраст

Природный механизм, обеспечивающий малышу необходимый период для вскармливания (пока не вырастет основная часть молочных зубов), длится 1-1,5 года. Именно в эти месяцы ребенку так необходимо грудное молоко. До какого возраста кормить им свое чадо каждая мама решает самостоятельно. В большинстве случаев это длится примерно 1,5-2 года.

До какого возраста младенец считается младенцем (грудным ребенком) — до года; первые четыре недели из этого срока — период новорожденности. Грудничков выделяют в особую категорию неслучайно: не только по «габаритам», но и по важности этого этапа для малыша.

Грудной возраст

До какого возраста детей называют новорожденными

Важно отличать, до какого возраста грудничок считается грудничком — это дети до года, и в чем разница с термином «новорожденный» — в отдельную категорию выделяют малышей от рождения до 28 дней.

Такая градация применяется не только в России, но и во всем мире, и используется Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Выделение новорожденных в отдельную группу неслучайно. С незапамятных времен (а в регионах мира, где практически нет нормальной медицины, и сегодня) первый месяц жизни считался критическим: если младенец поживет четыре недели — значит, выживет.

Этот период — знакомство с миром, переход от внутриутробного развития к адаптации в новых условиях. Такое испытание на прочность называют «кризисом новорожденности».

Кого относят к младенцам

Период, до какого возраста ребенок считается младенцем, от рождения и до 12 месяцев, подразделяют на период новорожденности, первое и второе полугодия.

Такое подробное деление первого года — отражение его важности. За всю последующую жизнь человек не меняется настолько, как младенец за год, а тем более новорожденный за первый месяц. И то, как растет и развивается кроха в этом возрасте, — залог его здоровья на всю остальную жизнь.

Основные отличия новорожденного и младенца

Главные отличия грудничков, которые необходимо понимать родителям, анатомические характеристики, с которыми появляются на свет малыши, до какого возраста младенческие особенности сгладятся, и как процесс развития происходит.

Очень быстро. Выражение «растет и меняется на глазах» — не фигура речи, а физиологическая особенность этого возраста:

  1. Рост. Особенно быстро груднички прибавляют в первые 12 недель — в среднем, по 3 сантиметра ежемесячно; потом темпы сбавляются до 2,5 см (от 3 месяцев до полугода), до 1,5 — 2, а затем и 1 сантиметра в четыре недели. Прирост за год составит около 25 сантиметров.
  2. Вес. Сразу после появления на свет масса тела снижается (нормой считают убыль на 5 — 10%), а со второй недели младенцы начинают набирать в начале по 20, а со второго месяца по 30 граммов в сутки. Четырехмесячный карапуз весит вдвое больше, чем при рождении, а годовалый втрое.
  3. Костно-мышечная система. За девять месяцев малыш привык к позе эмбриона в мамином животе, и его ручки-ножки расправятся не сразу: гипертонус мышц сохраняется до 2 — 2,5 месяцев. С первых недель жизни кости и их соединения становятся все более прочными, закрываются вначале малый, а к году и большой родничок. С полугода режутся зубы.
  4. Кожные покровы. Новорожденные появляются на свет с очень нежной кожей, тонким подкожно-жировым слоем, потовые железы еще не работают в полную силу. Результат – слабая терморегуляция, а значит, опасность переохлаждения или перегрева. За первый год нарастает подкожный жир, кожа становится более плотной, утолщаются волосы и ноготки.
  5. Пищеварительная система. Желудок и кишечник младенцев недостаточно зрелые, они продолжают формироваться, а сил для роста требуется много. И вопрос, до какого возраста ребенок грудной, имеет логичный ответ — пока для него незаменимо мамино молоко. В идеале до полугода оно остается единственной пищей, с шести месяцев вводятся прикормы, но до года они — только дополнение к грудному кормлению.
  6. Сердечно-сосудистая система. В первый год жизни сердечко ребенка увеличивается по массе, постепенно оно начинает работать медленнее и эффективнее: снижается частота пульса, растет артериальное давление.
  7. Органы дыхания. Легкие — орган, который во внутриутробном развитии крохи не задействован, и работать начинает только «на воздухе»: увеличивается глубина дыхания, снижается его частота; количество вдохов и выдохов в минуту — 40 — 45 до 3 месяцев, 35 — 40 — к полугоду, 30 — 35 — к году.

Кроме анатомических, не менее наглядны от недели к неделе изменения нервной системы, психоэмоциональное развитие:

  • новорожденный: к концу первого месяца детки пытаются поднимать голову, взглядом следить за предметами, реагируют на прикосновения, яркий свет или громкий звук, плачем реагируют на то, что не нравится, успокаиваются, когда взяли на руки;
  • 1 — 3 месяца: младенец поворачивает голову, не просто следит глазками за мамой или игрушкой, но удерживает взгляд, присматривается и прислушивается, реагирует на звуки, рассматривает свои ручки-ножки, пытается хватать предметы, начинает улыбаться, гулит;
  • 3 — 6 месяцев: кроха хорошо держит и поворачивает голову, лежа на животе и опираясь на ручки, поднимает верхнюю часть тела или переворачивается; подолгу разглядывает предметы, следит за ними, хватает; узнает маму и домочадцев, улыбается, смеется, играет, начинает произносить сочетания звуков;
  • 6 — 9 месяцев: с полугода малыш начинает самостоятельно садиться, постепенно учится ползать, стоять и шагать с поддержкой; в этом возрасте детки охотно играют, умеют пить из чашки и есть с ложки, ярко и выразительно (смехом, криком, плачем) проявляют свое довольство-недовольство, начинают произносить целые слоги;
  • 9 месяцев — год: в этом возрасте большинство детей хорошо стоят и даже делают первые шаги, едят с ложки и пьют из чашки и пытаются сделать это сами; малыши узнают родных, охотно и подолгу играют, начинают произносить целые слова.

Подводим итоги

Во всем мире принята одна и та же градация, какой возраст считается грудным — от рождения до года; отдельно выделяются первые 4 недели — период новорожденности.

Это самый динамичный и важный этап для вашего крохи, пусть он будет удачным и благополучным!

До какого возраста младенец считается младенцем (грудным ребенком) — до года; первые четыре недели из этого срока — период новорожденности. Грудничков выделяют в особую категорию неслучайно: не только по «габаритам», но и по важности этого этапа для малыша.

Грудной возраст

До какого возраста детей называют новорожденными

Важно отличать, до какого возраста грудничок считается грудничком — это дети до года, и в чем разница с термином «новорожденный» — в отдельную категорию выделяют малышей от рождения до 28 дней.

Такая градация применяется не только в России, но и во всем мире, и используется Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Выделение новорожденных в отдельную группу неслучайно. С незапамятных времен (а в регионах мира, где практически нет нормальной медицины, и сегодня) первый месяц жизни считался критическим: если младенец поживет четыре недели — значит, выживет.

Этот период — знакомство с миром, переход от внутриутробного развития к адаптации в новых условиях. Такое испытание на прочность называют «кризисом новорожденности».

Кого относят к младенцам

Период, до какого возраста ребенок считается младенцем, от рождения и до 12 месяцев, подразделяют на период новорожденности, первое и второе полугодия.

Такое подробное деление первого года — отражение его важности. За всю последующую жизнь человек не меняется настолько, как младенец за год, а тем более новорожденный за первый месяц. И то, как растет и развивается кроха в этом возрасте, — залог его здоровья на всю остальную жизнь.

Основные отличия новорожденного и младенца

Главные отличия грудничков, которые необходимо понимать родителям, анатомические характеристики, с которыми появляются на свет малыши, до какого возраста младенческие особенности сгладятся, и как процесс развития происходит.

Очень быстро. Выражение «растет и меняется на глазах» — не фигура речи, а физиологическая особенность этого возраста:

  1. Рост. Особенно быстро груднички прибавляют в первые 12 недель — в среднем, по 3 сантиметра ежемесячно; потом темпы сбавляются до 2,5 см (от 3 месяцев до полугода), до 1,5 — 2, а затем и 1 сантиметра в четыре недели. Прирост за год составит около 25 сантиметров.
  2. Вес. Сразу после появления на свет масса тела снижается (нормой считают убыль на 5 — 10%), а со второй недели младенцы начинают набирать в начале по 20, а со второго месяца по 30 граммов в сутки. Четырехмесячный карапуз весит вдвое больше, чем при рождении, а годовалый втрое.
  3. Костно-мышечная система. За девять месяцев малыш привык к позе эмбриона в мамином животе, и его ручки-ножки расправятся не сразу: гипертонус мышц сохраняется до 2 — 2,5 месяцев. С первых недель жизни кости и их соединения становятся все более прочными, закрываются вначале малый, а к году и большой родничок. С полугода режутся зубы.
  4. Кожные покровы. Новорожденные появляются на свет с очень нежной кожей, тонким подкожно-жировым слоем, потовые железы еще не работают в полную силу. Результат – слабая терморегуляция, а значит, опасность переохлаждения или перегрева. За первый год нарастает подкожный жир, кожа становится более плотной, утолщаются волосы и ноготки.
  5. Пищеварительная система. Желудок и кишечник младенцев недостаточно зрелые, они продолжают формироваться, а сил для роста требуется много. И вопрос, до какого возраста ребенок грудной, имеет логичный ответ — пока для него незаменимо мамино молоко. В идеале до полугода оно остается единственной пищей, с шести месяцев вводятся прикормы, но до года они — только дополнение к грудному кормлению.
  6. Сердечно-сосудистая система. В первый год жизни сердечко ребенка увеличивается по массе, постепенно оно начинает работать медленнее и эффективнее: снижается частота пульса, растет артериальное давление.
  7. Органы дыхания. Легкие — орган, который во внутриутробном развитии крохи не задействован, и работать начинает только «на воздухе»: увеличивается глубина дыхания, снижается его частота; количество вдохов и выдохов в минуту — 40 — 45 до 3 месяцев, 35 — 40 — к полугоду, 30 — 35 — к году.

Кроме анатомических, не менее наглядны от недели к неделе изменения нервной системы, психоэмоциональное развитие:

  • новорожденный: к концу первого месяца детки пытаются поднимать голову, взглядом следить за предметами, реагируют на прикосновения, яркий свет или громкий звук, плачем реагируют на то, что не нравится, успокаиваются, когда взяли на руки;
  • 1 — 3 месяца: младенец поворачивает голову, не просто следит глазками за мамой или игрушкой, но удерживает взгляд, присматривается и прислушивается, реагирует на звуки, рассматривает свои ручки-ножки, пытается хватать предметы, начинает улыбаться, гулит;
  • 3 — 6 месяцев: кроха хорошо держит и поворачивает голову, лежа на животе и опираясь на ручки, поднимает верхнюю часть тела или переворачивается; подолгу разглядывает предметы, следит за ними, хватает; узнает маму и домочадцев, улыбается, смеется, играет, начинает произносить сочетания звуков;
  • 6 — 9 месяцев: с полугода малыш начинает самостоятельно садиться, постепенно учится ползать, стоять и шагать с поддержкой; в этом возрасте детки охотно играют, умеют пить из чашки и есть с ложки, ярко и выразительно (смехом, криком, плачем) проявляют свое довольство-недовольство, начинают произносить целые слоги;
  • 9 месяцев — год: в этом возрасте большинство детей хорошо стоят и даже делают первые шаги, едят с ложки и пьют из чашки и пытаются сделать это сами; малыши узнают родных, охотно и подолгу играют, начинают произносить целые слова.

Подводим итоги

Во всем мире принята одна и та же градация, какой возраст считается грудным — от рождения до года; отдельно выделяются первые 4 недели — период новорожденности.

Это самый динамичный и важный этап для вашего крохи, пусть он будет удачным и благополучным!

Младенчество — один из важнейших периодов развития малыша. С какого возраста начинается и когда заканчивается этот этап у грудничка? Какие основные стадии развития проходит дитя в период младенчества?

Временные рамки

Нижние границы младенчества специалистами считаются и определяются по-разному:

  • Одними врачами считается, что эти возрастные рамки начинаются непосредственно в момент появления дитя на свет и оканчиваются в годик. При этом внутри большого периода в 12 месяцев выделяется «подпериод», когда грудничка называют новорожденным.
  • Другие специалисты выделяют первый месяц жизни в отдельный этап, малыш в эти 4 недели считается новорожденным, а с 5 недели и вплоть до года — младенцем.

Поведение младенца разительно отличается от того, как себя ведет новорожденный. Если последний почти все время проводит во сне, то у грудничка этапы бодрствования все более и более насыщаются активной деятельностью. Именно поэтому, определяя, с какого возраста отсчитывать период младенчества, специалисты приходят к мнению, что правильно будет исходить с точки 4 недель — окончания новорожденности.

Такие возрастные рамки удобно разграничивают период адаптационного бездействия, которым в основном «занят» новорожденный в первые 4 недели, от этапа активного развития и познания дитя, длящегося 11 месяцев.

  1. Начало периода младенчества начинается после того, как новорожденным исполняется месяц, то есть непосредственно завершается этап новорожденности.
  2. Заканчивается период младенчества, когда малышу исполняется годик.
  3. Психологи, неврологи и педиатры делят младенчество на несколько важных этапов. Одни из специалистов разделяют этот период почти поровну, по полугодиям, другие — по кварталам, то есть по 3 месяца.

Грудничок за первый год жизни развивается колоссальными темпами, причем это касается и физиологической, и физической и психологической стороны. В первые полгода происходит словно подготовка крохи к «рекордам»: его органы налаживают свою работу, мышцы постепенно избавляются от гипертонуса, нервная система развивается, а мускулатура наращивается. Незадолго до 6 месяцев малыши начинают активно применять накопленные навыки — учатся переворачиваться, а затем и ползать, без устали общаются со взрослыми и исследуют мир вокруг себя.

Физиологическое развитие

Все родители, отмечая первый день рождения дитя, с интересом просматривают фотографии и видео, накопившиеся за год, и поражаются тому, как сильно изменился малыш и как он подрос за период младенчества.

И действительно, темпы роста у грудничка весьма интенсивные, ежемесячно ребенок подрастает на 3 см в первые полгода и на 2-1 см во втором полугодии. В целом за период младенчества длина тела дитя увеличивается в 1.5 раза.

Двигательное развитие

Грудничок в первые полгода постепенно учится владеть собственным телом и, хоть и медленными темпами, но достигает хороших результатов:

  • в два месяца он может приподнимать грудь, лежа на животике;
  • в трехмесячном возрасте грудничок делает попытки дотянуться до объекта и схватить его;
  • к 5-6 месяцам малыш хватает объекты, притягивает их к себе;
  • грудничок может присаживаться с поддержкой, переворачиваться и пробует ползти.

Двигательное развитие крохи во вторые полгода продолжает проходить активными темпами: освоенные навыки закрепляются, из них вырастают новые физические достижения младенца.

  • После полугода ребенок осваивает ползание, перевороты и может садиться самостоятельно;
  • процесс ползания постепенно трансформируется: «пластунское» передвижение за 2-3 месяца перерастает в быстрый бег на четвереньках;
  • к 9 месяцу малыши могут вставать с поддержкой, а также передвигаться стоя, удерживаясь за бортики кроватки или постель;
  • к 11 месяцам вестибулярный аппарат крохи начинает более-менее нормально функционировать, и теперь ребенок может самостоятельно стоять, ни за что не держась, и даже делает несколько шагов.
  • к годику большинство детей уже могут ходить, хоть и делают это не вполне уверенно.

Описанные двигательные навыки, которыми грудничок должен овладеть, не имеют строгой привязки к срокам: существуют только статистические данные здоровых младенцев, собранные ВОЗ. Каждый малыш развивается по-своему, перепрыгивает этапы ползания или переворотов, поэтому не переживайте, что кроха не освоил что-то до какого-то определенного возраста. Если малыш в целом активен, пробует ходить в 11 месяцев, пропустив передвижение на четвереньках, — такое развитие считается нормой.

Психическое развитие

Помимо овладевания двигательными навыками и колоссальной прибавки роста и веса, период младенчества характеризуется активным познавательным и эмоциональным развитием грудничка.

  1. Постепенно развивается память: ребенок запоминает лица, игрушки и составляет причинно-следственные связи между действиями и их последствиями.
  2. К 4 месяцам у детей начинают ярко проявляться эмоции: удивление, радость, страх.
  3. За период младенчества сильно меняется отношение грудничка к незнакомым: во втором полугодии доброжелательность резко сменяется настороженностью и боязнью.
  4. К полугоду возникает психологический кризис, и ребенок чрезмерно привязывается к матери, не желая ее отпускать ни на шаг.
  5. Общение с близкими также проходит большой путь: от младенческого комплекса оживления к активному общению.
  6. Постепенно малыш осознает, что можно чего-то добиться с помощью взрослых: увидеть что-то высокое вблизи, получить в распоряжение далеко располагающийся предмет, — и всеми способами (жестами и речью) ребенок просит родителей помочь ему.
  7. Речь ребенка развивается на протяжении всего периода младенчества, начиная с гуления и артикуляционных забав в первое полугодие и заканчивая собственным «языком» и десятком узнаваемых простых слов к году.

Грудной период длится от 29-го дня жизни до 1 года. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, сформирован механизм грудного вскармливания, налаживается наиболее тесный контакт матери с ребенком, происходит очень интенсивное физическое, психомоторное, интеллектуальное развитие. В первый год жизни закладывается фундамент, в значительной мере определяющий уровень физического развития и состояния здоровья в последующие возрастные периоды.

Для грудного периода характерны следующие особенности.

Быстрый темп развития. К моменту рождения у ребенка еще не закончено морфологическое и функциональное созревание ни одной из систем организма. Развитие идет гетерохронно, по мере созревания функциональных систем и механизмов их саморегуляции. Факт продолжающегося развития и созревания свидетельствует о высокой пластичности организма ребенка, что позволяет соответствующими воздействиями быстро ликвидировать появившиеся отклонения в развитии и состоянии здоровья.

Максимальный в постнатальном периоде темп физического развития приходится на 2—4-й мес жизни. Он обеспечивается высоким уровнем обмена веществ с преобладанием анаболических процессов, а относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза превышает таковую у взрослого человека. В то же время в функциональном отношении органы пищеварения еще недостаточно зрелы, чем и объясняются нередкие желудочно-кишечные заболевания у грудных детей.

Поэтому в первое время единственной пищей для ребенка является грудное мо- 61 локо. Неадекватное же питание может быть причиной задержки физического, психомоторного и интеллектуального развития. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость физического и нервно-психического развития с состоянием здоровья ребенка. В раннем возрасте оптимальный уровень нервно-психического развития — один из компонентов и хорошего физического развития. Отклонения в состоянии здоровья в свою очередь приводят к снижению функциональных возможностей организма: у больного ребенка, например с гипотрофией, снижена работоспособность корковых клеток, что отражается и на уровне психомоторного развития.

Первый год жизни — период быстрого психомоторного развития. За год ребенок проходит очень большой путь — от полной беспомощности на первом месяце жизни до понимания речи взрослого и умения говорить первые слова, ходить, играть, самостоятельно пить из чашки и др. к концу года. За первый год длина тела увеличивается на 50 %, масса тела — втрое. В первые месяцы жизни также заметно увеличивается подкожный жировой слой, который достигает максимума к 9 мес. Интенсивный рост скелета обусловливает повышенную его ранимость и делает понятной большую частоту рахита у детей этого возраста. Работоспособность нервной системы у детей 1-го года жизни еще мала. Длительность бодрствования увеличивается медленно — от ,30—40 мин в 1 мес до 2—3 ч к 1 году. К 1 мес у ребенка формируется суточный ритм бодрствования и сна, а к 2—3 мес — дневной ритм и правильная последовательность сна, кормления и бодрствования.

Ребенку 9-10 мес можно давать мясо в виде фрикаделек, а к концу года — в виде паровой котлеты. С 11—12 мес последнее кормление грудью заменяют кефиром или цельным молоком. Угасание лактации наступает на 3—4-й день после отнятия ребенка от груди, для чего на грудные железы накладывается давящая повязка, в течение 2 дней ограничивается количество жидкости. Не рекомендуется отнимать от груди ребенка в летнее время года, при лихорадочных состояниях, расстройствах питания и пищеварения, при проведении профилактических прививок.

Для оценки эффективности вскармливания определяют массу и длину тела, уровень психомоторного развития, делают анализ крови, производят расчет питания (белки, жиры, углеводы, калории и соответствие их возрастным потребностям ребенка). Вскармливание ребенка считается правильным, если состояние и настроение его хорошие, физическое и нервно-психическое развитие 67 соответствует возрасту, нормальный состав крови, хорошая защитная реакция организма и редкие заболевания острой вирусной инфекцией (не более 3 раз в году).

Очень важно своевременно установить недокорм ребенка, который можно предположить при:

изменении поведения ребенка (беспокойство, плач, не выдерживает перерывы между кормлениями);

уменьшении числа мочеиспускании (меньше 15 раз в сутки у детей первого и меньше 10 раз у детей второго полугодия жизни);

изменении характера стула у ребенка (склонность к запорам);

снижении нарастания массы тела;

уменьшении толщины подкожного жирового слоя на груди, животе, затем на конечностях;

наличии анемии (железо- и белководефицитной);

изменениях кожи, слизистых оболочек, волос, признаках гиповитаминоза.

Для установления недостаточности количества грудного молока необходимо в течение 1-2 дней перед началом и после окончания прикладывания к груди произвести контрольное взвешивание и недостающее количество пищи заменить смесями, одновременно проведя лечение гипогалактии.

В этом возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие всех органов и систем, возрастает потребность в энергии и питательных веществах, поэтому, кроме грудного молока, с 6 месяцев вводится прикорм. Он знаменует собой переход от грудного вскармливания к обычному питанию. В этом периоде происходит совершенствование центральной нервной и других органов и систем. После 4 месяцев совершенствуется жевательный аппарат, начинается прорезывание зубов.

В грудном периоде отмечается высокий темп физического и психического развития. Масса тела к концу первого года утраивается, рост увеличивается в среднем на 25 см, окружность головы – на 12 см, окружность груди – на 13–15 см.

Изменяются и пропорции тела, конечности удлиняются, развиваются статические функции: ребенок начинает держать голову, к 7 месяцам самостоятельно садится, а к году – ходит.

В грудном возрасте стремительно происходит психическое развитие. К концу года ребенок начинает понимать слова, говорит первые осмысленные слова.

Читайте также

2. Осмотр больного с заболеванием органов дыхания. Патологические формы грудной клетки. Определение дыхательной экскурсии грудной клетки

2. Осмотр больного с заболеванием органов дыхания. Патологические формы грудной клетки. Определение дыхательной экскурсии грудной клетки Положение больного. Положение ортопноэ: в отличие от заболеваний сердечно-сосудистой системы больной чаще сидит с наклоном корпуса

Грудной радикулит

Грудной радикулит Грудной радикулит является крайне редким случаем среди банальных радикулитов. При его развитии наблюдается опоясывающая боль в области грудной клетки или живота. Следует отметить, что и распознается грудной радикулит достаточно сложно, так как у него

Возраст и пол

Возраст и пол Среди преступников по страсти встречаются и женщины, редко принимающие участие в обычных преступлениях. Чаще всего это девушки от 18 до 25 лет.Режи отмечает тот факт, что почти все цареубийцы очень молоды: Соловьев, Ла Сала, Шатель, Стопе – 18 лет, Занд – 25, Ла

Возраст

Возраст Шизофрения — болезнь молодых. Чаще всего этой болезнью заболевают между периодом созревания и зрелым возрастом, т. е. приблизительно между 15 и 30 годами жизни. Факт, что именно в этом возрастном периоде существуют наибольшие шансы дезинтеграции личности,

Возраст во лжи

Возраст во лжи Открытие смысла собственной жизни, которое происходит в шизофреническом озарении, всегда несет в себе опасность того, что все иное теряет смысл, становится пустым обманом. Лишь тогда, когда сила «истинного знака» ослабевает вследствие постоянного

Возраст и БА

Возраст и БА В огромных количествах теорий возраст причисляется наравне с холестерином к главным факторам риска возникновения БА.Старение только подводит человека к пропасти, а сталкивают его туда болезни. Основные из них — рак, диабет, атеросклероз, ишемия сердца и

Грудной остеохондроз

Грудной остеохондроз Для этого заболевания характерны следующие симптомы.Симптомы грудного прострела. Внезапная, острая, сильная боль между лопатками, которая появляется после длительной работы в положении сидя. Боль появляется во время движения (при вставании из-за

Глава 9 Подростковый возраст: дело не только в сексе Возраст: от двенадцати до двадцати лет

Глава 9 Подростковый возраст: дело не только в сексе Возраст: от двенадцати до двадцати лет Начало подросткового возраста у вашего ребенка – бурного периода с гормональными всплесками и непредсказуемым поведением – может страшить вас. На деле в этом возрасте происходит

Грудной остеохондроз

Грудной остеохондроз Грудной остеохондроз – это болезнь-хамелеон, распознать которую не так-то просто. При ее развитии отмечаются симптомы, которые можно с легкостью принять за клинические проявления других заболеваний, например инфаркта миокарда, стенокардии,

Грудной радикулит

Грудной радикулит Еще его называют межреберной невралгией. Если она случилась, то человек чувствует приступообразные, пронизывающие опоясывающие боли по ходу межреберных нервов,которые распространяются от позвоночника к грудине или к средней линии живота. Грудной

От жабы (грудной)

От жабы (грудной) Если ее вовремя не лечить, то жаба может задавить насмерть. Выловите жабу, лягушку, посадите в носовой платок больного, начитайте на нее наговор, подвесьте в узелке на осине. Не дави сердца, не дави грудь Раба Божия, нарожденного (имя), Покрещенного. Иди на

Возраст

Возраст Нельзя отрицать, что люди со временем могут набрать дополнительный вес. Если пищевые привычки в молодости не приносили лишних килограммов из-за быстрого расхода калорий, то замедленный со временем обмен веществ тормозит использование накопленной энергии, что

В этом возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие всех органов и систем, возрастает потребность в энергии и питательных веществах, поэтому, кроме грудного молока, с 6 месяцев вводится прикорм. Он знаменует собой переход от грудного вскармливания к обычному питанию. В этом периоде происходит совершенствование центральной нервной и других органов и систем. После 4 месяцев совершенствуется жевательный аппарат, начинается прорезывание зубов.

В грудном периоде отмечается высокий темп физического и психического развития. Масса тела к концу первого года утраивается, рост увеличивается в среднем на 25 см, окружность головы – на 12 см, окружность груди – на 13–15 см.

Изменяются и пропорции тела, конечности удлиняются, развиваются статические функции: ребенок начинает держать голову, к 7 месяцам самостоятельно садится, а к году – ходит.

В грудном возрасте стремительно происходит психическое развитие. К концу года ребенок начинает понимать слова, говорит первые осмысленные слова.

Читайте также

2. Осмотр больного с заболеванием органов дыхания. Патологические формы грудной клетки. Определение дыхательной экскурсии грудной клетки

2. Осмотр больного с заболеванием органов дыхания. Патологические формы грудной клетки. Определение дыхательной экскурсии грудной клетки Положение больного. Положение ортопноэ: в отличие от заболеваний сердечно-сосудистой системы больной чаще сидит с наклоном корпуса

Грудной радикулит

Грудной радикулит Грудной радикулит является крайне редким случаем среди банальных радикулитов. При его развитии наблюдается опоясывающая боль в области грудной клетки или живота. Следует отметить, что и распознается грудной радикулит достаточно сложно, так как у него

Возраст и пол

Возраст и пол Среди преступников по страсти встречаются и женщины, редко принимающие участие в обычных преступлениях. Чаще всего это девушки от 18 до 25 лет.Режи отмечает тот факт, что почти все цареубийцы очень молоды: Соловьев, Ла Сала, Шатель, Стопе – 18 лет, Занд – 25, Ла

Возраст

Возраст Шизофрения — болезнь молодых. Чаще всего этой болезнью заболевают между периодом созревания и зрелым возрастом, т. е. приблизительно между 15 и 30 годами жизни. Факт, что именно в этом возрастном периоде существуют наибольшие шансы дезинтеграции личности,

Возраст во лжи

Возраст во лжи Открытие смысла собственной жизни, которое происходит в шизофреническом озарении, всегда несет в себе опасность того, что все иное теряет смысл, становится пустым обманом. Лишь тогда, когда сила «истинного знака» ослабевает вследствие постоянного

Возраст и БА

Возраст и БА В огромных количествах теорий возраст причисляется наравне с холестерином к главным факторам риска возникновения БА.Старение только подводит человека к пропасти, а сталкивают его туда болезни. Основные из них — рак, диабет, атеросклероз, ишемия сердца и

Грудной остеохондроз

Грудной остеохондроз Для этого заболевания характерны следующие симптомы.Симптомы грудного прострела. Внезапная, острая, сильная боль между лопатками, которая появляется после длительной работы в положении сидя. Боль появляется во время движения (при вставании из-за

Глава 9 Подростковый возраст: дело не только в сексе Возраст: от двенадцати до двадцати лет

Глава 9 Подростковый возраст: дело не только в сексе Возраст: от двенадцати до двадцати лет Начало подросткового возраста у вашего ребенка – бурного периода с гормональными всплесками и непредсказуемым поведением – может страшить вас. На деле в этом возрасте происходит

Грудной остеохондроз

Грудной остеохондроз Грудной остеохондроз – это болезнь-хамелеон, распознать которую не так-то просто. При ее развитии отмечаются симптомы, которые можно с легкостью принять за клинические проявления других заболеваний, например инфаркта миокарда, стенокардии,

Грудной радикулит

Грудной радикулит Еще его называют межреберной невралгией. Если она случилась, то человек чувствует приступообразные, пронизывающие опоясывающие боли по ходу межреберных нервов,которые распространяются от позвоночника к грудине или к средней линии живота. Грудной

От жабы (грудной)

От жабы (грудной) Если ее вовремя не лечить, то жаба может задавить насмерть. Выловите жабу, лягушку, посадите в носовой платок больного, начитайте на нее наговор, подвесьте в узелке на осине. Не дави сердца, не дави грудь Раба Божия, нарожденного (имя), Покрещенного. Иди на

Возраст

Возраст Нельзя отрицать, что люди со временем могут набрать дополнительный вес. Если пищевые привычки в молодости не приносили лишних килограммов из-за быстрого расхода калорий, то замедленный со временем обмен веществ тормозит использование накопленной энергии, что

Грудной период длится от 29-го дня жизни до 1 года. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, сформирован механизм грудного вскармливания, налаживается наиболее тесный контакт матери с ребенком, происходит очень интенсивное физическое, психомоторное, интеллектуальное развитие. В первый год жизни закладывается фундамент, в значительной мере определяющий уровень физического развития и состояния здоровья в последующие возрастные периоды.

Для грудного периода характерны следующие особенности.

Быстрый темп развития. К моменту рождения у ребенка еще не закончено морфологическое и функциональное созревание ни одной из систем организма. Развитие идет гетерохронно, по мере созревания функциональных систем и механизмов их саморегуляции. Факт продолжающегося развития и созревания свидетельствует о высокой пластичности организма ребенка, что позволяет соответствующими воздействиями быстро ликвидировать появившиеся отклонения в развитии и состоянии здоровья.

Максимальный в постнатальном периоде темп физического развития приходится на 2—4-й мес жизни. Он обеспечивается высоким уровнем обмена веществ с преобладанием анаболических процессов, а относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза превышает таковую у взрослого человека. В то же время в функциональном отношении органы пищеварения еще недостаточно зрелы, чем и объясняются нередкие желудочно-кишечные заболевания у грудных детей.

Поэтому в первое время единственной пищей для ребенка является грудное мо- 61 локо. Неадекватное же питание может быть причиной задержки физического, психомоторного и интеллектуального развития. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость физического и нервно-психического развития с состоянием здоровья ребенка. В раннем возрасте оптимальный уровень нервно-психического развития — один из компонентов и хорошего физического развития. Отклонения в состоянии здоровья в свою очередь приводят к снижению функциональных возможностей организма: у больного ребенка, например с гипотрофией, снижена работоспособность корковых клеток, что отражается и на уровне психомоторного развития.

Первый год жизни — период быстрого психомоторного развития. За год ребенок проходит очень большой путь — от полной беспомощности на первом месяце жизни до понимания речи взрослого и умения говорить первые слова, ходить, играть, самостоятельно пить из чашки и др. к концу года. За первый год длина тела увеличивается на 50 %, масса тела — втрое. В первые месяцы жизни также заметно увеличивается подкожный жировой слой, который достигает максимума к 9 мес. Интенсивный рост скелета обусловливает повышенную его ранимость и делает понятной большую частоту рахита у детей этого возраста. Работоспособность нервной системы у детей 1-го года жизни еще мала. Длительность бодрствования увеличивается медленно — от ,30—40 мин в 1 мес до 2—3 ч к 1 году. К 1 мес у ребенка формируется суточный ритм бодрствования и сна, а к 2—3 мес — дневной ритм и правильная последовательность сна, кормления и бодрствования.

Ребенку 9-10 мес можно давать мясо в виде фрикаделек, а к концу года — в виде паровой котлеты. С 11—12 мес последнее кормление грудью заменяют кефиром или цельным молоком. Угасание лактации наступает на 3—4-й день после отнятия ребенка от груди, для чего на грудные железы накладывается давящая повязка, в течение 2 дней ограничивается количество жидкости. Не рекомендуется отнимать от груди ребенка в летнее время года, при лихорадочных состояниях, расстройствах питания и пищеварения, при проведении профилактических прививок.

Для оценки эффективности вскармливания определяют массу и длину тела, уровень психомоторного развития, делают анализ крови, производят расчет питания (белки, жиры, углеводы, калории и соответствие их возрастным потребностям ребенка). Вскармливание ребенка считается правильным, если состояние и настроение его хорошие, физическое и нервно-психическое развитие 67 соответствует возрасту, нормальный состав крови, хорошая защитная реакция организма и редкие заболевания острой вирусной инфекцией (не более 3 раз в году).

Очень важно своевременно установить недокорм ребенка, который можно предположить при:

изменении поведения ребенка (беспокойство, плач, не выдерживает перерывы между кормлениями);

уменьшении числа мочеиспускании (меньше 15 раз в сутки у детей первого и меньше 10 раз у детей второго полугодия жизни);

изменении характера стула у ребенка (склонность к запорам);

снижении нарастания массы тела;

уменьшении толщины подкожного жирового слоя на груди, животе, затем на конечностях;

наличии анемии (железо- и белководефицитной);

изменениях кожи, слизистых оболочек, волос, признаках гиповитаминоза.

Для установления недостаточности количества грудного молока необходимо в течение 1-2 дней перед началом и после окончания прикладывания к груди произвести контрольное взвешивание и недостающее количество пищи заменить смесями, одновременно проведя лечение гипогалактии.

Ссылка на основную публикацию