Игры на развитие музыкального слуха

Возможности развития музыкального слуха у детей практически безграничны: его полное отсутствие встречается столь же редко, как врожденная немота. Людей со способностями к музыке гораздо больше, чем тех, кому медведь на ухо наступил. К последней категории многие ошибочно относят поющих мимо нот. На самом деле, «нечистое» интонирование отдельных звуков во время пения вовсе не означает, что ребенок лишен музыкальности. Малыши еще плохо владеют своим артикуляционным аппаратом, поэтому не могут точно воспроизвести мелодию.

Игры на развитие музыкального слуха

Прежде чем перейти к конкретным методам развития музыкального слуха, немного теории. В широком смысле он включает разные виды аудиальных ощущений:

  • звуковысотные;
  • тембральные;
  • ритмические;
  • динамические;
  • мелодические;
  • гармонические и пр.

В узком смысле под музыкальным понимается только звуковысотный слух (ЗС), т. е. способность различать звуки по высоте и точно воспроизводить их голосом или на инструменте. У многих людей звуковысотность проявляется слабо, но легко вырабатывается путем тренировок. Что касается остальных разновидностей, то все они тесно связаны между собой. Например, развивая ЗС, мы одновременно совершенствуем мелодический и гармонический.

Главная задача начального музыкально-сенсорного воспитания — формирование правильного восприятия четырех важнейших свойств звука: высоты, ритма, тембра и динамики.

Способы развития музыкального слуха для самых маленьких

  • Вырабатывать музыкальность у ребенка можно еще до его рождения. Шести-семимесячный плод уже получает информацию извне, поэтому врачи рекомендуют будущим мамам слушать хорошую музыку, в идеале классическую.
  • Пойте крохе колыбельные: они благоприятно сказываются на творческом потенциале и психике в целом.
  • Показывайте ребенку музыкальные мультики («Антошка», «Путаница», «Апельсин», «Глупая лошадь» и пр.).
  • Шумная, но эффективная методика развития музыкального слуха: купите игрушечный инструмент (электропианино, ксилофон, бубен) и научите малыша им пользоваться. А лучше музицируйте вместе!
  • Когда кроха подрастет, разучивайте с ним короткие песенки, частушки.
  • Карапуз без ума от гаджетов? Загрузите туда парочку полезных приложений. Например, «Детское пианино с животными» или «Happy piano».

Игры на развитие музыкального слуха

Игры на развитие музыкального слуха

В раннем дошкольном возрасте непоседу трудно заставить учиться нотной грамоте. Зато поиграть, а заодно потренировать память, чувство ритма, умение различать регистры и тембровую окраску, он точно не откажется!

Игры на развитие музыкального слуха

Развитие ритмического слуха

«Постучи-ка»

Отстукивайте по столу (стеклу, барабану) такт простой песенки или любой другой мелодии из трех-пяти звуков. Повторите в одном темпе несколько раз, а затем предложите малышу проделать то же самое. Понемногу усложняйте задачу («Можешь выстукивать эту мелодию быстрее/медленнее?»). По мере успехов выбирайте более замысловатый ритм.

«Угадай мелодию»

Вы прохлопываете ритмический рисунок из знакомой ребенку песни, а он должен его повторить и вспомнить название.

Развитие звуковысотного слуха

«Колокольчики»

Для этой музыкально-дидактической игры вам понадобится металлофон и пара колокольчиков разного размера (заранее сделайте их из бумаги). Задача шалуна — определить высоту звука: если низкий, поднимается большой колокольчик, если высокий — тот, что поменьше.

«Пляшущие матрешки»

Вы исполняете мелодию в разных регистрах, а ребенок покачивает матрешкой в такт музыке: в низком «пляшут» маленькие куклы, в среднем — среднего размера, в высоком — большие.

Развитие тембрового слуха

«Колокольцы — бубенцы»

Музыкально-дидактическая игра для группы ребятишек. Одному из малышей завязывают глаза, а остальные водят вокруг него хоровод. Тот, кому вручается колокольчик, поет песенку, а стоящий в центре старается узнать его по голосу. Если угадает правильно, игра продолжается с новым водящим, если нет — меняют солиста.

«Кто поет?»

Классическое упражнение для развития музыкального слуха у детей — прослушивание аудиозаписей со звуками разных инструментов: гитары, скрипки, фортепиано, балалайки и пр. Нужно отгадать, на чем исполняется та или иная мелодия.

СОВЕТ. Если композиция слишком заумная, заранее найдите простой отрывок и проигрывайте только его.

Развитие динамического слуха

«Машем — прячем»

Учим ребенка реагировать на смену динамики (силы звучания). Реквизит — пара цветных платков. Когда играет громкая музыка, весело размахиваем ими над головой, тихая — прячем за спину. На сайте 1-win1.club найдете доступ к зеркало 1win без проблем и с большим бонусом

Родителям, которые с музыкой на «ты», настоятельно рекомендуем скачать книгу М. В. Карасевой «Сольфеджио — психотехника развития музыкального слуха». Там вы найдете комплексы заданий по основным тематическим разделам дисциплины.

Развитие музыкального слуха онлайн

Игры на развитие музыкального слуха

И малышам, и ребятам постарше интереснее обучаться музыке с помощью специализированных программ в интернете или мобильных приложений. Мы отобрали лучшие из них.

  • «Абсолютный слух». Прекрасный тренажер, который поможет запомнить ноты и научиться идентифицировать высоту любого звука, не сравнивая его с каноном. На сайте есть и другие упражнения для развития музыкального слуха. Например, «Нотки-картинки» для самых маленьких (2+) или «Популярные аккорды» для подростков.
  • Репетитор по сольфеджио. Онлайн-тренинг для тех, кто уже имеет музыкальные навыки. Включает различные экзерсисы на интервалы, аккорды, звукоряды и пр.
  • «Сольфеджио онлайн». Бесплатная программа для развития музыкального слуха. Здесь можно познакомиться с теорией музыки, отгадывать прозвучавшие ноты (трезвучия, интервалы), научиться писать диктант и много чего еще.
  • Pitchimprover. Суть тренинга — прослушать мелодию и воспроизвести ее на виртуальных клавишах. Можно выбрать пианино или гитару.
  • Vocaberry. Самоучитель пения в смартфоне. Позволяет прокачивать вокальные данные, чувство ритма и прочие скиллы в формате караоке.
  • Functional Ear Trainer. Удобное и эффективное приложение для развития музыкального слуха, основанное на методе распознавания тонов. Разработчик советует заниматься каждый день по 10 минут и гарантирует впечатляющий результат.

Музыкально-дидактические игры для детей

Младшего дошкольного возраста на развитие тембрового слуха

Название игры

Угадай на чем играю

Шум или музыка

Игра на развитие тембрового слуха

Цель: Научить различать музыкальные и шумовые звуки.

Игровой материал: Кассета со звуками природы и отрывками музыкальных произведений.

Ход игры: Воспитатель: Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают:

Листопада тихий шёпот,

Самолёта громкий рокот

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре.

Это звуки шумовые,

Только есть ещё другие.

Не шуршания, не стуки –

МУЗЫКАЛЬНЫЕ есть звуки

Воспитатель предлагает прослушать и отгадать: шум или музыку слышат дети. Если дети слышат шумы природы – они топают ногами. Если музыку – хлопают.

Музыкальная посылка

Игра на развитие тембрового слуха

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов. Учить петь под аккомпанемент шумовых инструментов.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов, знакомых детям.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что почтальон принёс в садик посылку и предлагает посмотреть, что в ней находится. Затем дети поочерёдно достают из ящика музыкальные инструменты, называют их и показывают способы игры. Когда все инструменты будут названы, воспитатель предлагает спеть любую песню по желанию детей, аккомпанируя себе на инструментах, присланных в посылке. По ходу игры дети могут меняться инструментами, спеть несколько песен. Игра продолжается до тех пор, пока детям это интересно.

Примечание: Игра может быть использована для повторения песенного репертуара к празднику или как игровой момент занятия, как сюрпризный момент группового праздника или развлечения для детей или совместно с родителями.

Наш оркестр

Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков

Цель: Учить детей различным приёмам игры на инструментах индивидуально и в ансамбле. Закрепить название инструментов, умение различать их звучание на слух.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству детей.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть в оркестре на различных музыкальных инструментах. Для этого дети должны правильно назвать представленные музыкальные инструменты. Затем дети оркеструют какое-либо музыкальное произведение в записи. Играть могут как одновременно, так и с солистами. В качестве дирижёра выступает воспитатель. Когда игра будет усвоена детьми, на эту роль может быть выбран кто-то из детей.

Угадай, на чём играю

Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков

Цель: Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов.

Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству детей, небольшая ширма.

Ход игры: Воспитатель показывает детям музыкальные инструменты и предлагает вспомнить их названия. Затем он демонстрирует способы игры на инструментах. Детям предлагается определить на слух, что за инструмент звучит. Воспитатель за ширмой играет на инструменте – дети отгадывают. Для подтверждения правильности ответа воспитатель показывает детям, на чём он играл в данную минуту, и предлагает кому либо из детей поиграть на этом же инструменте самостоятельно.

1 Усложнение: Воспитатель предлагает детям предположить, какой знакомый персонаж может быть охарактеризован звучание того или иного музыкального инструмента. Ребёнку предлагается придумать и сыграть как идёт, или бежит, летит, скачет предполагаемый персонаж.

2 Усложнение: Когда дети освоятся с игрой можно предложить им озвучить на инструментах беседу двух предложенных героев, например, медведь разговаривает с мышкой. Уточнить, что они говорят по очереди, а значит и инструменты тоже звучат поочерёдно.

3 Усложнение: После того, как дети отгадают все инструменты, предлагается всем вместе сыграть под музыку в аудиозаписи.

Примечание: Для того, чтобы сделать игру более интересной и привлекательной для детей следует ввести игровой персонаж: это могут быть животные, Клоун, Петрушка, Бабушка – забавушка и пр.

Рекомендуемый музыкальный материал: П.Чайковский «Детский альбом» «Полька», С. Рахманинов «Полька», Р.н.м. «Барыня», Р.н.м «Ах, ты, берёза» и пр. М.И. Глинка «Полька»

Младшая группа

Цель: Различать динамические оттенки: громко, тихо.

Ход игры: Воспитатель играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко (ребенок повторяет), затем – тихо (ребенок повторяет).

Цель: Изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо)

Ход игры: Воспитатель поет громко:

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Воспитатель под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение воспитателя.

Средняя группа

Цель: Развивать у детей интерес у игре на музыкальных инструментах, воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры.

Ход игры: На столике лежат музыкальные инструменты, изображенные на кубике. Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами:

Всё играет и поёт.

Кубик скажет, кто начнет!

Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет со стола и импровизирует игру на нем под аккомпанемент взрослого. В конце остальные дети ему хлопают. Ребенок возвращает инструмент на столик.

Цель: Учиться подражать звучанию различных предметов голосом.

Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная веселая мелодия, и дети передают друг другу.

Кубик деткам передай.

Что увидел, угадай!

Ребенок бросает кубик на пол в кругу. Педагог спрашивает у детей: «Что это?» — «Молоток». Педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, изобразить голосом, как может звучать молоток («тук-тук-тук»).

Игра продолжается: часы – «тик-так», капельки – «кап-кап», паровоз – «чух-чух-чух», листики – «шур-шур-шур» и т.д.

Старшая группа

«Принц и Принцесса»

Цель: Развивать у детей динамический слух и навыки игры на детских музыкальных инструментах.

Игровой материал: Музыка в аудиозаписи.

Ход игры: Дети рассаживаются на коврике лицом к центру круга, руки убирают за спину. Выбирается принц, который закрывает глаза, и в это время в ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она принцесса. Принц должен узнать принцессу по громкой музыке.

Звучит “Вальс” Г.Свиридова, принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми воспитатель регулирует динамику: от тихого звучания до громкого. Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик.

«Громко – тихо запоём»

Цель: Развивать у детей динамический слух.

Игровой материал: Небольшой мячик.

Ход игры: Дети сидят на стульях. Одного из детей просят выйти из комнаты, в это время воспитатель прячет мяч. Затем приглашают ребёнка обратно в группу и говорят слова: Мяч от нас умчался вскачь

Отыщи, Серёжа мяч.

Если тихо запоём, далеко он значи

Если громко петь

Значит рядом мячик.

Далее дети поют любую песенку на слог Ля то усиливая, то ослабляя звучание в зависимости от приближения или удаления водящего к спрятанному мячу. Пение продолжается до тех пор, пока мяч не будет найден. После этого выбирают другого водящего. Игра продолжается.

Подготовительная группа

Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается. по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игровой материал. Игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

Ход игры. Дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:

«Укатился колобок, колобок — румяный бок, Как же нам его найти, к деду с бабой принести? Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи И по песенке веселой колобок отыщи».

Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.

Игры на развитие музыкального слухаМузыкальный слух – это способность человека воспринимать музыкальные произведения и определять в них какие-либо недостатки или наоборот, оценивать достоинства музыки.

Некоторые люди воспринимают звуки только определённого происхождения и совершенно не различают звуки музыки. А некоторые музыканты, естественно обладающие музыкальным слухом, не восприимчивы к посторонним звукам. Также есть люди, отлично различающие звуки только одного рода и совершенно не воспринимающие звуки другого. Таким образом, развитие слуха обладает индивидуальными различиями.

Невнимательность или «музыкальная глухота»

Большинство случаев «музыкальной глухоты» – это всего лишь невнимательность. К примеру, когда человек занимается каким-то делом, он совершенно невнимателен к звукам. То есть, ухо то, конечно, воспринимает звук, а вот мозг, сосредоточенный на основном занятии, не фиксирует происходящий звук. Естественно он его и не будет обрабатывать за ненадобностью.

Слух необходимо развивать, так как он способен прогрессировать лучше любого другого чувства. Существуют специальные упражнения для развития музыкального слуха, практикуя которые можно развиваться в восприятии и определении музыкальных звуков и не только. Добавив к упражнениям необходимый уход за музыкальным слухом можно достичь определённых высот в музыке. А при небрежном отношении и невнимательности – запустить свой слух. Далее рассмотрим несколько упражнений для развития музыкального слуха.

Первое упражнение

Первое упражнение на внимательность и интерес. Прогуливаясь по улице необходимо прислушиваться к разговорам прохожих и удерживать в голове некоторое время обрывок услышанный вами. Применяя данное упражнение на практике, через какое-то время вы будете способны удерживать в памяти сразу несколько обрывков разговоров.

Второе упражнение

Прислушиваясь к разговорам прохожих, старайтесь запомнить не только фразу, но ещё и голоса людей, чтобы услышав какой-то голос в следующий раз, вспомнить фразу произнесённую обладателем этого голоса. Практикуя это упражнение, обратите внимание, на то, что каждый человек обладает присущей только ему манерой разговора.

Третье упражнение

Это упражнение также основывается на запоминании голоса. Существует забавная игра, где перед главным участником усаживают несколько человек, с которыми он знаком и завязывают ему глаза. Люди по очереди произносят какие-либо слова, а главный герой игры должен определить, кому принадлежит голос. Такое упражнение очень полезно для развития слуха.

Четвёртое упражнение

Следующее упражнение заключается в том, чтобы прослушать несложное музыкальное произведение и затем попытаться его пропеть. Такое простое упражнение способствует интенсивному развитию слуха и вниманию к музыкальным звукам. Сначала можно побаловаться прямо-таки песнями, запоминать с первого раза текст песни и её мелодию, вариант посложнее и поинтереснее – попробовать повторить по памяти отрывок музыки инструментальной. Спустя какое-то время почувствуется легкость в воспроизведении мелодий и можно будет перейти к более сложным произведениям.

Пятое упражнение

Это упражнение, как ни странно, основывается на прослушивании лекций. Так что студентам будет легче развивать слух и внимательность, чем, людям, общающимся в ограниченном кругу. Упражнение заключается в следующем: необходимо после прослушивания лекции попытаться воспроизвести не только запомнившуюся информацию, но и попытаться повторить её с той же интонацией, что и преподаватель.

Повторяя вышеизложенные упражнения для развития музыкального слуха изо дня в день, можно достичь больших вершин в развитии не только музыкального слуха, но и внимательности, интереса к окружающему миру. А это уже новая ступень к реализации человеком его творческого потенциала, причём, с более профессиональным подходом к делу.

Автор – Станислав Колесник

Давайте посмотрим видео, в котором раскрываются вопросы музыкального слуха и определяются его основные виды:

Младшая группа

Цель: Различать динамические оттенки: громко, тихо.

Ход игры: Воспитатель играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко (ребенок повторяет), затем – тихо (ребенок повторяет).

Цель: Изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо)

Ход игры: Воспитатель поет громко:

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Воспитатель под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение воспитателя.

Средняя группа

Цель: Развивать у детей интерес у игре на музыкальных инструментах, воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры.

Ход игры: На столике лежат музыкальные инструменты, изображенные на кубике. Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами:

Всё играет и поёт.

Кубик скажет, кто начнет!

Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет со стола и импровизирует игру на нем под аккомпанемент взрослого. В конце остальные дети ему хлопают. Ребенок возвращает инструмент на столик.

Цель: Учиться подражать звучанию различных предметов голосом.

Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная веселая мелодия, и дети передают друг другу.

Кубик деткам передай.

Что увидел, угадай!

Ребенок бросает кубик на пол в кругу. Педагог спрашивает у детей: «Что это?» — «Молоток». Педагог предлагает ребенку, который бросал кубик, изобразить голосом, как может звучать молоток («тук-тук-тук»).

Игра продолжается: часы – «тик-так», капельки – «кап-кап», паровоз – «чух-чух-чух», листики – «шур-шур-шур» и т.д.

Старшая группа

«Принц и Принцесса»

Цель: Развивать у детей динамический слух и навыки игры на детских музыкальных инструментах.

Игровой материал: Музыка в аудиозаписи.

Ход игры: Дети рассаживаются на коврике лицом к центру круга, руки убирают за спину. Выбирается принц, который закрывает глаза, и в это время в ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она принцесса. Принц должен узнать принцессу по громкой музыке.

Звучит “Вальс” Г.Свиридова, принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми воспитатель регулирует динамику: от тихого звучания до громкого. Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик.

«Громко – тихо запоём»

Цель: Развивать у детей динамический слух.

Игровой материал: Небольшой мячик.

Ход игры: Дети сидят на стульях. Одного из детей просят выйти из комнаты, в это время воспитатель прячет мяч. Затем приглашают ребёнка обратно в группу и говорят слова: Мяч от нас умчался вскачь

Отыщи, Серёжа мяч.

Если тихо запоём, далеко он значи

Если громко петь

Значит рядом мячик.

Далее дети поют любую песенку на слог Ля то усиливая, то ослабляя звучание в зависимости от приближения или удаления водящего к спрятанному мячу. Пение продолжается до тех пор, пока мяч не будет найден. После этого выбирают другого водящего. Игра продолжается.

Подготовительная группа

Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается. по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

Игровой материал. Игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

Ход игры. Дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:

«Укатился колобок, колобок — румяный бок, Как же нам его найти, к деду с бабой принести? Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи И по песенке веселой колобок отыщи».

Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.

Если вы думаете, что “вам медведь на ухо наступил” и вы никогда не сможете воспринимать окружающие вас звуки так, как их воспринимают люди, одаренные музыкальным слухом с рождения, то вы глубоко ошибаетесь.
Развить музыкальный слух не так уж сложно, как вам кажется.
И мы дадим вам несколько советов, которые помогут вам это сделать.
Для начала давайте разберемся в видах слуха. Чтобы развить музыкальный слух, нам нужно отточить:
• Ритмический слух. То есть научиться слышать и ощущать ритм.
• Мелодический слух – умение понимать движение и структуру музыки и слышать ее тонкости.
• Относительный – слух, позволяющий понимать величину музыкальных интервалов и высоту звука.
• Внутренний слух – то есть слух, позволяющий ясно представлять музыку и отдельные звуки в своих мыслях.
• Интонационный слух, позволяющий понимать характер и тон музыки.
Существует гораздо больше видов слуха, но этих пяти, достаточно для того, чтобы обрести музыкальный слух.
Итак что же нужно делать, чтобы натренировать эти виды слуха:

1. Музыкальный инструмент ( лучше гусли)
Идеальный способ “прокачать” все виды слуха – это начать учиться игре на каком-либо инструменте. Ну и конечно лучшим вариантом будут гусли.
Таким образом вы запомните, как должна звучать каждая нота, натренируете свое чувство ритма и в целом начнете лучше понимать музыку.
Также натренировать слух вам помогут следующие методы:

2. Пение
Научитесь находить высоту отдельно взятой ноты и чисто её петь. Для этого скачайте тюнер на телефон, поочерёдно пойте ноты, а тюнер поможет вам проконтролировать правильность высоты спетой ноты, упражняйтесь каждый день. Немного тренировок и у вас получится.
Затем потренируйте пение нот под строй ваших гуслей, поочерёдно подцепляя струны и пропевая ноты вместе с гуслями.
Научитесь настраивать их без тюнера.
Когда вы начнете уверенно чувствовать себя нотами переходите к пению аккордов, а затем и к простым мелодиям.
Если вы боитесь, что вас кто-то услышит – постарайтесь тренироваться в то время, когда вы одни дома. Но на самом деле, ничего постыдного здесь нет!

3. Развивайте внимательность к звукам
Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе….вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно.
Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.

4. Голоса
Разговаривая с человеком, старайтесь запомнить его голос. Также можно смотреть фильмы, запоминая голоса актеров, а затем прослушивать отдельные части фильма и стараться назвать персонажа, основываясь лишь на его голосе.
Старайтесь замечать манеру разговора вашего собеседника, тембр его голоса; вспоминая разговор с кем-либо, старайтесь проговаривать у себя в голове фразы собеседника его же голосом.

5. Учитесь слышать музыку
Старайтесь вникать в музыку, которую вы слушаете. Учитесь отделять один музыкальный инструмент от другого; изучите, как звучит гитара под разными “примочками”, чтобы не путать ее с другими инструментами; научитесь также отличать разные режимы синтезатора от остальных музыкальных инструментов; послушайте, как звучат настоящие барабаны и электронные.
Такая практика поможет вам не только развить музыкальный слух, но и научит более тонко слышать музыку. Есть один побочный эффект у данной практики – скорее всего впоследствии вы не захотите слушать то, что слушаете сейчас, вам захочется чего-то более сложного и объемного. И это отлично, ведь не это ли является основным показателем вашего продвижения?

6. Ритм
Есть такая классная вещь, называется “метроном”. Вы можете приобрести себе его или же найти онлайн версию в интернете. Каждый день упражняйтесь с метрономом, отстукивая пальцем (рукой, ногой, чем угодно), ритм, который он вам задает.
Когда вы почувствуете себя уверенно с метрономом, переходите к распознаванию ритма в музыке. Начните с той музыки, в которой присутствуют барабаны, по ним проще определиться с ритмом. А затем переходите к работе с музыкой, не содержащей шумовых инструментов, позволяющих без особого труда определить ритм (классическая музыка, например).
Еще один приятный способ улучшить свое чувство ритма – танцы. Запишитесь в танцевальную студию или же танцуйте дома в свое удовольствие.

7. Источник звука
Если у вас есть помощник для этого задания – прекрасно! Закройте глаза и попросите кого-нибудь ходить вокруг вас в комнате и за ее пределами и издавать звуки (голос, хлопок в ладоши, звонок колокольчика и так далее).И каждый раз, когда ваш помощник издает звук, вы должны постараться понять, с какой стороны он доносится. Довольно простое задание, если вы с помощником находитесь в одной комнате, но как только он начнет ходить по квартире, вы заметите, что вам стало сложнее определить, откуда доносится звук.
Если же у вас нет человека, который сможет вам в этом помочь, то вы можете поступить следующим образом. Выйдите на улицу, сядьте где-нибудь на лавочку и прислушайтесь к окружающим вас звукам, как в третьем упражнении. Только в этот раз вам нужно будет еще и понять, с какой стороны доносится этот звук.
Программы и приложения
Существует множество программ для развития музыкального слуха, мы можем посоветовать лучшие из них.
1.Earteach
Отличное приложение, содержащее в себе упражнения на гаммы, аккорды и интервалы. Отлично подойдет для тех, у кого музыкальных слух уже более развит. Можно скачать и версию для ПК.
2.PitchImprover
Принцип очень простой – нужно сыграть мелодию, которую вы только что услышали. Приложение также можно скачать на Android и iOS.
3.Абсолютный слух
Простая игра, которая поможет вам запомнить ноты. Также справа вы сможете найти еще множество игр на развитие музыкального слуха.

Примерно 5% жителей планеты имеет абсолютный музыкальный слух. Большая часть — обладает слухом более или менее развитым. Есть третья категория людей: они совершенно не способны воспринимать музыкальные звуки. Это связано с очень редкой патологией «амузией», которая возникает при поражении отделов коры головного мозга.

Музыкальный слух — не суперспособность, его можно развить без вмешательства сверхъестественных сил и укуса радиоактивного певчего соловья.

Если вы не замечаете, что птица под окном поет диссонирующие созвучия, т.е. не обладаете абсолютным слухом, и не наблюдаетесь нейробиологами, т.е. не страдаете «амузией» — эта статья для вас.

Музыкальный слух ≠ умение петь

Сомнения в собственных способностях часто начинаются после неудачного исполнения любимого хита в караоке и острот друзей по поводу ваших вокальных талантов. Но пение мимо нот — еще не повод записывать себя в музыкальные лузеры. В профессиональной литературе встречается термин «отсутствие координации между слухом и голосом». Парадокс, но, если вы слышите, что фальшивите, это и есть доказательство музыкального слуха. А координацию можно развить.

Способ № 1: сольфеджио с педагогом

Пожалуй, самый надежный способ — найти преподавателя по сольфеджио. Он научит вас нотной грамоте, объяснит понятие лада, покажет, как строить интервалы и аккорды. По ощущениям, сольфеджио — музыкальная математика. Но благодаря ей вы вникните в суть музыки и отлично разовьете слух.

Слух развивается двумя путями: активным и пассивным. Активный — это когда мы интонируем (поем), а пассивный — когда слушаем музыку, пишем диктанты, определяем на слух аккорды и интервалы.

Пассивный способ наиболее комфортен для начала обучения. Через полгода грамотных и интенсивных занятий сольфеджио без пения на уроке вы начнете петь чисто автоматически, так как ваш слух привыкнет к звуковым шаблонам и натренируется.

Музыковеды различают гармонический, полифонический, ритмический, фактурный, тембральный, интонационный и другие виды слуха (около 10). Если вы всерьез хотите прокачать музыкальный слух — обратитесь к специалисту. Он составит программу, соответствующую вашим данным, и результаты появятся быстрее.

Способ № 2: самостоятельные занятия

Закрепите результат дома. Есть много простых, но действенных упражнений для развития слуха и координации. Сядьте за фортепиано, синтезатор или откройте сайты online-pianino.ru или recursivearts.com с виртуальным инструментом и начните тренироваться.

Гаммы

Спойте гамму вверх-вниз: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си — до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до». Проверяйте себя на инструменте. Так внутренний слух привыкнет работать, и с каждым разом интонирование будет улучшаться.

Хроматические гаммы

Теперь нажимайте и белые, и черные клавиши подряд, начиная с «до» удобной вам по диапазону октавы, и пойте каждый звук на «ла» или «ду». Сосредоточьтесь и следите за чистотой исполнения.

Арпеджио

Сыграйте: «До, ми, соль, до (верхнее), соль, ми, до». Пойте на «ла», а лучше с названиями нот — они указаны на клавишах.

Интервалы

Интервалы — это промежутки между нотами. Стройте их в следующем порядке: «До-ре-до, до-ми-до, до-фа-до» и т.д. Проверяйте себя инструментом. Сначала звуковые скачки будет сложно повторить, но скоро все получится.

Делайте каждое упражнение раз 20-30, тогда слух запомнит, как звучат ноты, а голос почувствует, как их петь.

Не пожалейте времени и прочитайте эти книги. В них необходимая теория и много полезных упражнений и советов.

  • П.Н. Бережанский «Абсолютный музыкальный слух»
  • Г. И. Шатковский «Развитие музыкального слуха»
  • С.М. Майкапар «Музыкальный слух, его значение, природа и особенности и метод правильного развития».

Игры на развитие музыкального слухаФото: Rawpixel

Советы педагогов. Лучшие выступления. Афиши концертов.

Способ № 3: занятие с компьютерной программой

Мы нашли несколько веб-сервисов, который помогут вам научиться различать ноты, интервалы и аккорды: программы предлагают упражнения и фиксируют прогресс. Можете пользоваться онлайн или установить на компьютер, планшет, смартфон.

  • EarMaster 7 — лучшее решение на наш взгляд.
  • Ear Teach
  • Pitch Improver
  • Auralia 5

Способ № 4: Видео на Youtube

Занятия с педагогом — основа в обучении сольфеджио. Видео на Youtube мы рекомендуем использовать как вспомогательный материал при подготовке к урокам. Можете подписаться на блог школы Staccato «Не пой при мне», где мы рассказываем о различных вокальных техниках, но иногда и затрагиваем тему развития слуха и подбора известных песен.

«Не пой при мне» | Развитие музыкального слуха. Интервалы ч.1
«Не пой при мне» | Развитие музыкального слуха. Интервалы ч.2
«Не пой при мне» | Ed Sheeran — Shape of you. Подбор на слух

Когда ждать результат?

Точно сказать, когда вы почувствуете прогресс, сложно. Все зависит от исходных данных и ваших усилий. Не ждите волшебных метаморфоз: слух развивается согласно диалектическому закону о переходе количества в качество.

Не исключаем, что в какой-то миг вам захочется плюнуть на мелодические премудрости, ведь петь можно и фальшиво, зато от души! Но если не бросите, найдете грамотного педагога по сольфеджио, будете 20-30 минут в день уделять домашним упражнениям и занятиям с веб-сервисами — результат действительно вас поразит.

Константин , ваша заявка уже на почте у администратора.

Знакомство с педагогом. Вы рассказываете свои цели на обучение и каких результатов вы хотите достичь.

Преподаватель школы определяет вашу музыкальность: слух, чувство ритма, интонирование.

Исходя из ваших целей и учитывая текущие данные педагог предложит программу вашего обучения.

Практическая программа освоения навыков подбора и игры по слуху на основе соединения практики и теории музыки

ИГРА ПО СЛУХУ

Мелодия и гармония

Игры на развитие музыкального слуха

6 ЧАСОВ

2 курса содержат 29 уроков предельно сконцентированной практической информации.

ЛЮБОЙ ИНСТРУМЕНТ

Курс подходит для музыкантов играющих на любом инструменте, так как практика курса легко адаптируется под любой запрос

ПОШАГОВАЯ СИСТЕМА

Программа состоит из простых логичных взаимосвязанных шагов, изученние которых доступно для музыкантов практически любого уровня

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Можно ли научиться играть по слуху и подбирать музыку на слух?

Нужно ли этому учиться целенаправленно или этот навык приходит с опытом?

Можно ли научиться играть и сочинять любую музыку, не зная нот и есть ли преимущества у каждого из двух подходов?

Игры на развитие музыкального слуха

  • Подбирать мелодии на слух как на инструменте, так и записывать мелодии на ноты без инструмента
  • • Осознанному восприятию музыки
  • • Слышать мелодии ступенями
  • • Слышать все базовые тетрахорды
  • • Слышать мелодические и гармонические интервалы в контексте любой музыки и любых ладов
  • • Слышать любые аккорды
  • • Подбирать гармонию на слух
  • • И, конечно же, играть музыку без нот

Выполняя практические упражнения данной программы, вы сможете дисциплинированно и быстро получить ощутимые результаты.

• Дополнительно с курсом вы получаете аудиоупражнения для тренировки навыков игры по слуху

• Таблицы и схемы самых популярных аккордовых последовательностей

В данной программе вы будете осваивать наиболее важные элементы музыки с точки зрения слухового восприятия. Вместо бессмысленого чтения книг по теории или стихийного подбора на слух, вы сможете сформировать верное мышления и разложить все составляющие музыки по полочкам таким образом, что они будут иметь однозначные, узнаваемые слуховые отпечатки в вашей памяти.

Отработав эти элементы на практике, вы будете слышать и узнавать их в любой музыке на слух, что позволит вас сыграть услышанную музыку как в оригинале или переработать ее и сделать импровизированную аранжировку.

Естественно, что важно понимать – данный курс затрагивает только тему игры по слуху – однако развитие музыканта должно идти в контексте комплексного обучения – поэтому без навыков игры на инструменте и развития навыков импровизации все чему вы сможете научиться это записывать музыку на ноты и понимать из каких звуков и аккордов она состоит.

Сольфеджио и не только. Тесты для музыкантов

Интервалы Тритоны Гаммы, лады Трезвучия Обращения трезвучий Характерные интервалы Обращения доминантсептаккорда Вводные септаккорды Все разделы

Начать! Начать! Начать! Начать!

Приступаем к работе!

Данный тренажер предназначен для выработки практических навыков слухового анализа чистых, малых и больших интервалов мажорных, минорных, увеличенных и уменьшенных трезвучий обращений мажорных и минорных трезвучий характерных интервалов доминантсептаккорда и его обращений . Ваша задача — научиться определять их на слух.

Перед началом тренировки настройте её параметры: выберите несколько пунктов по пройденным темам или кнопку «Все» (для начинающих количество подразделов должно быть небольшим). Задания будут даваться из выбранного материала.

Для перехода на следующую страницу нажмите «Дальше!». Если необходимо сначала повторить теоретический материал по теме » Интервалы Трезвучия Характерные интервалы Доминантсептаккорд «, перейдите в раздел » Немного теории Немного теории Немного теории Немного теории «.

Проверь себя!

Тренажер предназначен для выработки практических навыков слухового анализа по основным направлениям, использующимся в музыкальной школе. Предполагается, что по каждой теме проведена предварительная тренировка.

Данный раздел носит обобщающий характер, некоторые задания даны в сжатом виде.

Перед началом работы настройте выберите несколько пунктов по пройденным темам или кнопку «Все».

При ответе на каждый вопрос необходимо сначала определить тему ответа, а затем из открывшегося списка выбрать правильный вариант.

Для перехода на следующую страницу нажмите «Дальше!»

Вы­бе­ри раз­де­лы для про­слу­ши­ва­ния

Какой вариант изложения выбрать?

Прослушать задания можно двумя способами — в гармоническом изложении (оба звука берутся одновременно) и мелодическом (звуки берутся поочередно). Обычно начинающие выбирают мелодическое звучание, которое помогает «пропеть» звуки интервала и определить расстояние между нотами. Но наиболее часто используется гармонический вариант. Так что если есть опыт отгадывания, выбираем гармонический вариант.

Выбираем тему

Перед началом тренировки выберите нужный раздел: Гаммы (различные виды мажора и минора) или Лады народной музыки (для учащихся старших классов).

Какой вариант изложения выбрать?

Так как некоторые виды септаккордов можно определить на слух только по разрешению в другой аккорд, при выборе варианта «Без разрешения» будут предложены лишь малый вводный и уменьшенный вводный в основном виде.

При выборе вариантов с разрешением можно будет прослушать обращения уменьшенного вводного септаккорда. Малый вводный в этом случае не предлагается.

«Нам игрушки принесли».(мл. возраст)

Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.

Демонстрационный материал: любая игрушка-животное, коробка с музыкальными инструментами.

К детям приходит любая игрушка, например, лисичка и приносит коробку. Воспитатель говорит, что в коробке лежат музыкальные игрушки, которые лисичка даст детям, если они узнают их по звучанию. Воспитатель незаметно за ширмой играет на музыкальных инструментах. Дети узнают их. Детям, которые угадывают первыми, даётся этот музыкальный инструмент. В конце игры можно предложить детям сыграть в оркестре.

«Колпачки». (мл. возраст)

Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.

Демонстрационный материал: красочные бумажные колпачки, детские музыкальные инструменты: например, колокольчик, музыкальный молоточек, бубен, погремушка и т.д.

Дети сидят полукругом, перед ними стол, на котором под колпаками лежат музыкальные инструменты. Педагог вызывает к столу ребёнка и предлагает ему повернуться спиной и угадать, на чём он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок и поиграть на отгаданном инструменте.

«Определи инструмент».(ст. возраст)

Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.

Демонстрационный материал: два комплекта музыкальных инструментов.

Двое детей сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые музыкальные инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребёнок правильно выполнил музыкальное задание, то все дети хлопают, и этот ребёнок сам становится ведущим, если ошибся, то слушает новое задание.

«К нам гости пришли».(мл. возраст)

Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.

Демонстрационный материал: игрушки – мишка, зайчик, лошадка, птичка, бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Педагог обращается к детям: «Сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук, педагог достаёт мишку : «Здравствуйте, дети, я пришёл к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Саша, хочешь со мной поплясать?» Воспитатель медленно ударяет в бубен, ребёнок с мишкой в руках ритмично переступает с ноги на ногу, как медведь. Дети хлопают. Аналогичным образом обыгрывается приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточка по металлофону, лошадка скачет под чёткие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика. Далее детям даётся задание по звучанию музыкального инструмента узнать, какому гостю он соответствует.

(усложнение для средней группы) – На музыкальных инструментах играют дети.

«Музыкальные загадки».(ст. возраст)

Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.

Игровой материал: металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы, ложки, маракасы, румбы, барабан.

Играющие сидят перед ширмой, за которой на столе разложены музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

«Угадай на чём играю».(мл. возраст)

Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.

Демонстрационный материал: ширма, игрушки: зайчик и медведь; погремушки, барабан.

Педагог ставит перед детьми на стол ширму и показывает зайчика, который играет на погремушке, приговаривая:

Я зайчик-побегайчик, на погремушке играю, вас веселю и развлекаю.

Зайчик звенит погремушкой и прячется за ширму. Педагог показывает детям медведя, идущего вперевалку и играющего на барабане. Медведь играет на барабане и прячется за ширму.

Педагог: Мишка с Зайкой убежали, на загадку загадали,

Кто играет, тут узнай, нам скорее отвечай.

В данной игре можно добавить количество музыкальных инструментов (3-4) и одновременно ввести задачу-стимул: «Помогите зайчику (мишке и т.д.) определить, какой звучит инструмент?»

«Чья очередь». (для любого возраста)

Цель: учить детей различать по тембру звучание детских музыкальных инструментов.

Игровой материал: маракас, бубен, музыкальный треугольник, барабан.

Дети делятся на четыре подгруппы. Одни будут изображать «зайчиков», другие – «птиц», третьи – «лошадок», четвёртые – «медвежат». Для каждой подгруппы используется свой музыкальный инструмент, с которым дети предварительно познакомились: для «зайчиков» — маракас, для «птиц» — бубен, для «лошадок» — музыкальный треугольник, для «медвежат» — барабан. Взрослый произвольно меняет музыкальные инструменты, дети должны по звучанию узнать свой музыкальный инструмент и вовремя начать движение. Как только меняется музыкальный инструмент, меняется подгруппа, предыдущая возвращается на своё место.

«Узнай по голосу».(для любого возраста)

Цель: учить детей различать тембровую окраску голоса.

Дети становятся в круг, берутся за руки. В центре круга ребёнок-водящий. Водящий закрывает глаза. Дети водят хоровод, поют:

Оля, ты сейчас в лесу, мы зовём тебя: «А-у».

Ну-ка глазки закрывай, не робей, кто позвал тебя, узнай поскорей.

Дети останавливаются, и один из играющих пропевает имя водящего. Водящий должен назвать имя ребёнка, его назвавшего.

Усложнение для старшего возраста: Игру можно завершить игровым моментом. Если водящий узнал по голосу ребёнка, пропевшего его имя, он бежит за ним, стараясь догнать. В случае неудачи снова становится водящим.

Ссылка на основную публикацию