Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Автор: Костенко Лариса Анатольевна, старший воспитатель МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
Актуальность проблемы
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
Для реализации данного проекта мною была организована работа кружка «Занимательная математика». Кружок дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую НОД на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься математикой. В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.
Гипотеза:
Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития младших дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений являются:
— наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;
— учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;
— систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;
— вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;
— гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.
Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие математических способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.
Задачи:
• Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).
• Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
• Развитие творческих способностей.
• Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
• Развитие математических способностей и склонностей.
• Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.
• Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
• Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Вид проекта:
• познавательно — исследовательский
• групповой, долгосрочный
Сроки реализации проекта: сентябрь — май

Участники проекта:
дети II младшей группы, ст. воспитатель Костенко Л.А.
Предполагаемые результаты
К концу проекта дети должны знать:
• Счёт в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным).
• Соотносить цифру с количеством предметов.
• Отгадывать математические загадки.
• Устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
• Знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
• Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
• Различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
• Различать и называть времена года.
• Уметь различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
• Ориентироваться на листе бумаги.
• Определять положение предмета по отношению к другому.
• Решать логические задачи на сравнение, классификацию.
• Понимать задание и выполнять его самостоятельно.
• Развить логические способности соответствующие данному возрасту.

Организационный этап

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

В первые годы жизни интеллектуальные способности ребёнка сильно зависят от наследственности и окружения. Старательный школьник, круглый отличник может быть совсем не похож на гения. Кстати, а после 40 уже поздно? Не совсем так. Вы можете развить интеллект ребёнка и возможности своего ума в любом возрасте.

В курсе развития мышления

  • 2 варианта занятий. Пройдите 3 стартовые главы курса – и откройте доступ к разным категориям. «Логические задачи», «Истина и ложь», «Умный счёт», «3D‑мышление».
  • Выбор сложности. Попробуйте задания разного уровня сложности: «Новичок», «Опытный», «Эксперт».

На LogicLike.com дети развивают логику и пространственное мышление, внимание, память и способности к математике. Взрослые поддерживают мозг в тонусе и совершенствуют интеллект.

Как развить интеллект ребёнка-дошкольника?

Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.

Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.

Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект, сила ума реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал. 😉

С помощью ЛогикЛайк вы без труда сделаете занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.

Задания и упражнения для развития интеллекта дошкольника

  • Загадки на логику и смекалку. Отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
  • Логические задачи (5-6 лет, 6-7 лет). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.

Пример задачи из курса ЛогикЛайк

Выбери предмет, который не подходит к остальным по материалу.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Чтобы решать, нажимайте Начать!

  • Развивающие интеллект игры на логику – отличный вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.

За год до школы или с первого класса полезно привить детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса.

Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.

Какие интеллектуальные способности необходимы школьнику?

С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – в этой статье).

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из полученных массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо помнить:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) формирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.

Упражнения для развития способностей младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные математические ребусы, задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности.

Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.

Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.

Интеллект охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста.

Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей. Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.

От чего зависит интеллектуальное развитие?

  1. От наследственности, которую ребенок получает вместе с генами родителей;
  2. От образа жизни мамы в период беременности;
  3. От условий жизни малыша: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;
  4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;
  5. От социального статуса семьи;
  6. От характера и темперамента малыша;
  7. От качеств личности родителей.

Когда начинать развивать интеллект ребенка?

Ребенок начинает развиваться с первых дней жизни. Но наиболее интенсивно происходит развитие его интеллекта с 2 до 8 лет, поскольку в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и способен к развитию. С двух лет можно применять логические игры для детей, начинать обучение ребенка чтению для развития мышления и расширения запаса слов.

Условия для развития интеллекта:

  • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;
  • Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.

Способы развития интеллекта:

  1. Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей;
  2. Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;
  3. Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;
  4. Математика и точные науки;
  5. Чтение;
  6. Изучение иностранных языков;
  7. Чтение энциклопедий, справочников, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;
  8. Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;
  9. Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.

Дошкольники окружающий мир познают в привычной для взрослых повседневной жизни в процессе общения со старшими или сверстниками, игр, труда, какой-либо деятельности. Поэтому основной задачей родителей является заметное улучшение качества прогулок на свежем воздухе, игр, занятий с малышами. Важно оценить значимость каждой минуты общения родителей с ребенком. Ведь таким образом происходит активное развитие мышления и речи, расширение знаний об окружающей среде. Организовывайте с детьми разнообразные игры, направленные на развитие памяти, речи, наблюдательности и внимания. Развитие интеллектуальных способностей малыша должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывайте его возрастные и индивидуальные особенности.

Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников:

  1. Поддержка проявления любознательности ребенка;
  2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;
  3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;
  4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;
  5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости;
  6. Расширяйте круг общения детей;
  7. Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком;
  8. Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;
  9. Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению;

Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.

Советы родителям по развитию интеллекта дошкольников:

  • Используйте игры для развития интеллекта ребенка;
  • Предлагайте ребенку полезные игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.
  • Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;
  • Используйте многофункциональные игрушки;
  • Не перегружайте ребенка;
  • Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;
  • Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;
  • Подбирая ребенку детский сад, обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;
  • Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;
  • Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;
  • Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.

Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь вместе с ребенком. Пусть занятия будут нескучными и полезными!

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.

Интеллектуальное развитие детей в ДОУ должно включать:

  • развитие речи и речевого общения;
  • развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
  • развитие логического мышления (классификация, соотношение);
  • формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
  • формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
  • знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
  • воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.

Упражнения для развития интеллектуальных способностей детей

1. Составление рассказа или истории по картинкам. Ребенку показывают 4 картинки, на которых изображена сказка или известные ему события. Задача ребенка разложить картинки в правильной последовательности и составить небольшой рассказ, используя иллюстрации.

2. Узнавание предметов по ряду признаков. Ребенку называются эпитеты, по которым нужно догадаться, о каком предмете идет речь. К примеру, желтый, кислый, овальный (лимон).

3. Сравнение двух или нескольких предметов. Ребенку предлагается назвать, чем похожи между собой слова. К примеру, кошка, книга, крыша. Можно предложить ребенку назвать, чем похожи кошка и собака или стол и стул. Далее нужно найти отличия у предметов: ручка и карандаш, дерево и кустарник.

4. Подобрать к предмету подходящую пару, которая будет связана с ним логически. К примеру, стрелка – часы, колесо — ? (стрелка является частью часов, поэтому правильный ответ – машина, т.к. колесо – это часть машины. Белка – дупло, медведь — ?; охотник – ружье, рыбак — ?; лес – деревья, поле — ?.

5. Анализ понятий и выделение признаков у предметов. Какой из предметов лишний и почему? Ночник, торшер, лампа; корова, лошадь, лев; картофель, морковь, огурец.

6. Подобрать слово противоположного значения. Покупать – продавать, открывать — ?; помнить — ?; полный — ?; голодный — ?

7. Решение логических задач.

Рома ростом выше Вани, но ниже Егора. Кто выше Ваня или Егор?

На столе стояло 3 тарелки с клубникой. Коля съел 1 тарелку клубники. Сколько тарелок клубники осталось?

8. Умение находить логические ошибки. Ребенок должен объяснить в чем ошибки предложенных суждений. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возрастазебра полосатая, а лиса хитрая; ваза хрустальная, а кастрюля тяжелая; огурец зеленый, а груша растет на дереве; холодильник белый, а матрас мягкий.

9. Умение оперировать цифрами в пределах 10. Ребенку могут быть предложены следующие дидактические игры: «Назови соседей» — называем соседние цифры к заданной. «Исправь ошибку» — исправляем ошибку воспитателя, который специально пропускает или меняет местами цифры.

Особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов.

Киселева Эльвира Рудольфовна / Kiseleva Elvira Rudolfovna – воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 178»

Аннотация: В статье рассматриваются особенности интеллектуального развития дошкольников. В статье раскрывается связь зависимости интеллектуального развития дошкольника от особенностей его взаимодействия с окружающей го социальной средой

Annotation:The article discusses the features of the intellectual development of preschool children. The article reveals the connection depending on the intellectual development of preschool on the characteristics of its interaction with the environment of the social environment.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, интеллект, дошкольный возраст

Key words: intellectual development, intelligence, preschool age

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познавании окружающего мира. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.
Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? Существует вечный спор, что же такое интеллектуальное развитие. Одни психологи утверждают, что это набор определенных знаний и умений, другие считают, что показателем его является способность усваивать информацию и использовать ее в случае необходимости.

В одном все согласны: интеллектуальное развитие ребенка зависит от окружения. А значит, на него влияют многие факторы, которые в каких-то случаях тормозят развитие, а в некоторых наоборот существенно ускоряют.

Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий. В конце первого — начале второго года, пока малыш еще не овладел активно речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребеночку познакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познавания мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается уже наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление деток на этом этапе подчинено их восприятию .

Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делиться на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего.

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших видов деятельности.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры.

Игра — основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Прежде чем говорить о развитии дидактических игр, следует напомнить, что понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей.

Умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей

Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Нелишне заметить, что проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности. Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени — школьного обучения. Главное различие между ребёнком дошкольного возраста и школьником — это различие основных, ведущих видов их деятельности. В дошкольном детстве — игра, школьном — учение.

Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.

Интеллектуальное развитие детей в ДОУ должно включать:

  • развитие речи и речевого общения;
  • развитие пространственного мышления и воображения (календарь, время);
  • развитие логического мышления (классификация, соотношение);
  • формирование сенсорной координации и моторики рук (графические символы, штриховка);
  • формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;
  • знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;
  • воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.

Упражнения для развития интеллектуальных способностей детей

1. Составление рассказа или истории по картинкам. Ребенку показывают 4 картинки, на которых изображена сказка или известные ему события. Задача ребенка разложить картинки в правильной последовательности и составить небольшой рассказ, используя иллюстрации.

2. Узнавание предметов по ряду признаков. Ребенку называются эпитеты, по которым нужно догадаться, о каком предмете идет речь. К примеру, желтый, кислый, овальный (лимон).

3. Сравнение двух или нескольких предметов. Ребенку предлагается назвать, чем похожи между собой слова. К примеру, кошка, книга, крыша. Можно предложить ребенку назвать, чем похожи кошка и собака или стол и стул. Далее нужно найти отличия у предметов: ручка и карандаш, дерево и кустарник.

4. Подобрать к предмету подходящую пару, которая будет связана с ним логически. К примеру, стрелка – часы, колесо — ? (стрелка является частью часов, поэтому правильный ответ – машина, т.к. колесо – это часть машины. Белка – дупло, медведь — ?; охотник – ружье, рыбак — ?; лес – деревья, поле — ?.

5. Анализ понятий и выделение признаков у предметов. Какой из предметов лишний и почему? Ночник, торшер, лампа; корова, лошадь, лев; картофель, морковь, огурец.

6. Подобрать слово противоположного значения. Покупать – продавать, открывать — ?; помнить — ?; полный — ?; голодный — ?

7. Решение логических задач.

Рома ростом выше Вани, но ниже Егора. Кто выше Ваня или Егор?

На столе стояло 3 тарелки с клубникой. Коля съел 1 тарелку клубники. Сколько тарелок клубники осталось?

8. Умение находить логические ошибки. Ребенок должен объяснить в чем ошибки предложенных суждений. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возрастазебра полосатая, а лиса хитрая; ваза хрустальная, а кастрюля тяжелая; огурец зеленый, а груша растет на дереве; холодильник белый, а матрас мягкий.

9. Умение оперировать цифрами в пределах 10. Ребенку могут быть предложены следующие дидактические игры: «Назови соседей» — называем соседние цифры к заданной. «Исправь ошибку» — исправляем ошибку воспитателя, который специально пропускает или меняет местами цифры.

Особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить. Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания. Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности.

Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.

Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.

Интеллект охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста.

Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей. Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.

От чего зависит интеллектуальное развитие?

  1. От наследственности, которую ребенок получает вместе с генами родителей;
  2. От образа жизни мамы в период беременности;
  3. От условий жизни малыша: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;
  4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;
  5. От социального статуса семьи;
  6. От характера и темперамента малыша;
  7. От качеств личности родителей.

Когда начинать развивать интеллект ребенка?

Ребенок начинает развиваться с первых дней жизни. Но наиболее интенсивно происходит развитие его интеллекта с 2 до 8 лет, поскольку в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и способен к развитию. С двух лет можно применять логические игры для детей, начинать обучение ребенка чтению для развития мышления и расширения запаса слов.

Условия для развития интеллекта:

  • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;
  • Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.

Способы развития интеллекта:

  1. Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей;
  2. Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;
  3. Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;
  4. Математика и точные науки;
  5. Чтение;
  6. Изучение иностранных языков;
  7. Чтение энциклопедий, справочников, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;
  8. Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;
  9. Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.

Дошкольники окружающий мир познают в привычной для взрослых повседневной жизни в процессе общения со старшими или сверстниками, игр, труда, какой-либо деятельности. Поэтому основной задачей родителей является заметное улучшение качества прогулок на свежем воздухе, игр, занятий с малышами. Важно оценить значимость каждой минуты общения родителей с ребенком. Ведь таким образом происходит активное развитие мышления и речи, расширение знаний об окружающей среде. Организовывайте с детьми разнообразные игры, направленные на развитие памяти, речи, наблюдательности и внимания. Развитие интеллектуальных способностей малыша должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывайте его возрастные и индивидуальные особенности.

Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников:

  1. Поддержка проявления любознательности ребенка;
  2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;
  3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;
  4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;
  5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости;
  6. Расширяйте круг общения детей;
  7. Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком;
  8. Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;
  9. Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению;

Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.

Советы родителям по развитию интеллекта дошкольников:

  • Используйте игры для развития интеллекта ребенка;
  • Предлагайте ребенку полезные игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.
  • Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;
  • Используйте многофункциональные игрушки;
  • Не перегружайте ребенка;
  • Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;
  • Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;
  • Подбирая ребенку детский сад, обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;
  • Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;
  • Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;
  • Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.

Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь вместе с ребенком. Пусть занятия будут нескучными и полезными!

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемГлеб Баранов

Похожие презентации

Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: ««ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Мамедова Анастасия Викторовна воспитатель МБДОУ 19 г. Невинномысска.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Мамедова Анастасия Викторовна воспитатель МБДОУ 19 г. Невинномысска

2 Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того. От пятилетнего ребенка до меня один только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние Л.Н. Толстой

3 Интеллектуальное развитие это уровень и скорость мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы. Также к интеллектуальному развитию относятся речевое развитие и способность к самообучению.речевое развитие

4 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

5 СТАДИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА 4-6лет наглядно-образное мышление словесно-логическое Начинает формироваться с 5 лет 2 ступень развития абстрактное мышление ФУНДАМЕНТ ДЛЯ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ — УЧЕБНОЙ 1-2 года манипуляция Начало наглядно- действенного мышления 3-4 года наглядно-действенное мышление 1 ступень развития созерцания

6 СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: НОД (непосредственно образовательная деятельность) Все виды деятельности (конструирование, изобразительная деятельность, труд и т.д.) Игра Работа с родителями Проектная деятельность

10 ИГРЫ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Шнуровка; Сложи квадрат, круг; Пирамидки; Конструктор; Вкладыши; Сенсорные игры; Мозаики; Элементарные пазлы и т.п.

12 Игры в средней группе Сложи квадрат, ромб и т.д.(усложнение) Пазлы; Словесные игры: «Чудесный мешочек»; «Узнай по описанию»; Математические игры: «Какой цифры не стало?»; «Сколько?»; «Путаницы»; «Назови соседей»; «Число как тебя зовут?« Развивающие воображение: «Чудесные превращения»; «Чудесный лес»; «Сказочная поляна»; Придумай сказку, рассказ и т.п.

15 Игры в старшей и подготовительной к школе группах «Составь рассказ по картинкам»; «Угадай, что спрятано?»; «Домино» — классификация: «Четвертый лишний»; «Раздели на группы»; «Повтори узор»; «Кому чего не достает?»; Кластеры ДОЖДЬ и т.п. ЛУЖА ЗОНТ ОСЕНЬ

16 В старшем дошкольном возрасте: Круги Эйлера-Венара Триз-технология «Ассоциации» «Да – нетка» Ассоциативные загадки Метод проектов и т.д.

  • Психология ребенка
  • Воспитание ребенка
  • Развитие ребенка
  • Досуг и отдых
  • Конфликты и буллинг
  • Подготовка к школе
  • Обучение ребенка
  • Школьные вопросы
  • Здоровье ребенка
  • Родителям

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Возрастные особенности дошкольников и советы родителям о том, как гармонизировать малышей

Они живут в мире фантазий

Дети детсадовского возраста являются центром своего собственного уникального мира. Им понадобится еще год или два, чтобы разграничить реальную жизнь и фантазии. Поэтому в данный возрастной период дети часто имеют иррациональную боязнь того, что они воображают, например, о монстре под кроватью.

Совет: проявите терпение и понимание. Не отвергайте страх вашего ребенка. Вам он может казаться глупым, но для вашего малыша он очень реален.

Они познают мир визуально

Дошкольникам легче понять и усвоить то, что они могут увидеть своими глазами. Они не понимают, что лед – это замерзшая вода. Они не понимают, что кусок глины можно скатать в длинную веревку, которая будет по-прежнему содержать то же количество глины. Им нужно все это показать.

Совет: признайте, что объяснить своему ребенку всё вы не сможете. Будьте терпеливы и не теряйте самообладание в ответ на его бесконечные «почему?».

Они хотят повседневной предсказуемости и правил

Дети хотят знать правила, и они им в основном следуют. Если правила изменятся даже совсем немного, они могут расстроиться из-за произошедших перемен в их «устоявшейся» жизни. Иногда малыши очень сильно хотят угодить и порадовать взрослых и печалятся, если другие будут нарушать правила.

Совет: обеспечьте определенную структуру в вашем доме. И прежде чем ребенок не оправдает ваши ожидания, объясните правила и убедитесь, что он их полностью понимает. Поощряйте простые повседневные дела, например, сервировку обеденного стола и застилание кровати. Если ваш ребенок старательно придерживается правил, скажите ему, что вы очень цените это. Когда он их не выполняет, спокойно усильте правила. Скажите, например: «Тебе нужно убрать в комнате».

Они изучают много новых слов за короткое время

Детский сад – это время колоссального языкового роста. Дети внимательно слушают и используют контекстные подсказки для понимания новых слов. Если это не срабатывает, у большинства из них не возникает никаких проблем – они спрашивают, и спрашивают, и спрашивают, и спрашивают снова.

Совет: много разговаривайте с ними и не слишком беспокойтесь о том, что вы при этом произносите большое количество длинных и сложных слов. И в самом деле, расширьте возможности использования новых слов в повседневной речи. Рассказывайте истории. Читайте стихи. Играйте в игры с использованием различных слов.

Они начинают понимать грамматику и сложные предложения

Многие детсадовцы учатся понимать язык уже на более высоком уровне. Например, они могут понять, что взрослые говорят о настоящем, прошлом и будущем времени, или понимают то, что взрослые подразумевают, когда говорят, что что-то может или не может произойти.

Совет: говорите с вашим ребенком так, как вы говорили бы со взрослым. Вы, возможно, привыкли разговаривать на очень простом языке, но период пребывания ребенка в детском саду может стать для вас самым подходящим временем, чтобы сломать эту привычку.

Они развивают функциональную память

Вы можете удивиться, что ваш ребенок способен запомнить и повторить целый ворох информации. В этом возрасте дети могут запоминать списки покупок, телефонные номера, песни, стихи и многое другое.

Совет: бросьте вызов вашему малышу – пусть он запомнит какие-то данные, например, номер телефона и домашний адрес, но не нужно его заставлять, если у ребенка вдруг возникнут с этим какие-то проблемы.

Они любят поговорить

Дошкольники изучают новые слова и возможности использовать язык, так что это вполне естественно, что они хотят применять свои новые знания в свое удовольствие. Иногда то, что они говорят, для взрослых совсем не имеет смысловой нагрузки, но каждый раз, когда они открывают рот, – это шанс узнать что-то новое.

Совет: всячески поощряйте разговорчивый характер вашего малыша. Придумайте интересные мероприятия, например, петь песни, рассказывать сказки, читать стихи или поставить небольшую пьесу. Если ваш малыш все еще «застревает» на односложных ответах, это нормально. Просто продолжайте общаться с ним и вдохновенно подбадривать.

Они могут обсуждать рассказы разумно

Дети в детском саду любят разные истории, и свой интерес они могут удерживать в течение 15 или 20-ти минут. Воспитатель детского сада также может проработать с ними такие вопросы, как, например, какой характер героев им больше всего нравится, как героям удалось решить проблему и что бы дети сделали, если бы оказались на их месте. Вы можете и сами задавать им подобные вопросы дома.

Совет: обсуждайте книги, которые вы вместе прочитали. Читайте книги различных жанров. Это не только пробудит любовь к чтению, но и поможет посеять семена социальных навыков, которые ребенок будет умело использовать в будущем, будь то разрешение конфликтов или решение проблем.

26 лет

обучаем по программе UCMAS

36 центров

обучения в России!

1 000 000

Интеллектуальное развитие дошкольников важно для их дальнейших успехов. Чем больше навыков получено в детстве, тем легче даются ребёнку школьные предметы и тем заметнее его достижения в учёбе и общении.

Оценка интеллекта детей 4-6 лет производится на основании их способности к логическому и ассоциативному мышлению, а также на основе объёма запоминаемой звуковой или визуальной информации. Программа интеллектуального развития дошкольников UCMAS ориентирована на становление правильной мыслительной деятельности, повышение скорости реакции и стимулирование работы обоих полушарий головного мозга.

Курсы для младших и старших школьников

Занятия помогают детям развивать:

  • мелкую моторику, осознанные движения;
  • творческие, логические, аналитические способности;
  • различные виды памяти, в т.ч. зрительную, аудиальную, моторную, оперативную и т.д.;
  • быстроту восприятия информации и её обработки;
  • навыки самопрезентации и выступления перед другими людьми;
  • умение общаться, формировать и отстаивать свою точку зрения.

Результаты старших и младших дошкольников, посещающих центр интеллектуального развития UCMAS, впечатляют.

Даня ещё не сел за парту, а уже знает, что такое сложение и вычитание в уме. Он легко справляется с задачами в несколько действий , хорошо воспринимает информацию на слух, внимателен и усидчив на занятиях. Пожелаем ему таких же успехов в школе!

Как происходит развитие интеллектуальных способностей в нашем центре

В обучении активно используются специальные счёты – абакус. Они помогают детям производить математические расчёты в уме. В дальнейшем ребёнок сможет мысленно складывать, вычитать, делить, умножать, извлекать корни и высчитывать степени числа без каких-либо подручных средств.

Решение математических задач в уме стимулирует работу полушарий головного мозга и развивает способности к логическому мышлению.

Оценить программу интеллектуального развития современных дошкольников поможет бесплатный пробный урок. На ознакомительном занятии вы узнаете, как быстро ваш юный гений освоит ментальную математику, и получите рекомендации от преподавателей по совершенствованию его способностей.

Преимущества интеллектуального развития младших и старших дошкольников по системе UCMAS

От дошколят сейчас требуются самые разные умения, обучить которым могут только грамотные узкоспециализированные преподаватели.

Наша программа развития интеллектуальных способностей работает сразу в нескольких направлениях:

  • заметно ускоряет умственные процессы, сокращает время вычислений и принятия решений;
  • улучшает звуковую и зрительную память, концентрацию внимания и способность к различным видам обучения;
  • повышает уверенность в своих силах и коммуникабельность;
  • стимулирует фантазию, воображение и творческий потенциал.

Комплексный подход к обучению современных дошкольников гарантирует высокую успеваемость в школе, быстрое усвоение материала на уроках, лёгкость запоминания грамматических правил, формул или стихов.

Подготовка детей к школе на курсах UCMAS

Подготовка ребенка к школе вопрос серьезный. Чтение, письмо, счет — это все важно, но не менее важны мышление ребенка, способность схватывать новую информацию и его самостоятельность. Как раз эти навыки также помогают курсы ментальной арифметики.

  • На курсах дети учатся считать предметно и образно, и тем самым с ранних развивают множество навыков. Естественно, изучив счет и методику вычисления с помощью абакуса, дети учатся быстро вычислять.
  • Также в процессе счета на абакусе и в уме у детей тренируется фотографическая память, мелкая моторика пальцев рук и развиваются оба полушария мозга, формируется образное мышление. Это своеобразная подготовка к школе, занятия для дошкольников, на которых дети развиваются интеллектуально.
  • Занятия развивают у детей воображение, креативность и способность приходить к нестандартным решениям обычных задач.
  • Дети дошкольного возраста, которые посещают школу ментальной арифметики, с лет постепенно привыкают к формату занятий, учатся концентрироваться, сосредотачиваться и высказывать свое мнение, решая задачи. И конечно же, учатся взаимодействовать с другими детьми в рамках учебного занятия.

Дети, окончившие курсы умеют слушать и думать одновременно, и легко запоминают новую информацию. Это серьезная подготовка дошкольников к школе и фундамент развития ребенка, с которым он будет идти по жизни: в школе, университете, на работе.

Занятия в нашей школе проводят преподаватели с педагогическим образованием и опытом работы со школьниками и детьми дошкольного возраста.

Записывайте вашего ребенка к нам на тестовое занятие. Мы обучаем детей с лет — эффективная подготовка к школе в Москве. Звоните нам и приходите в удобное время. Убедитесь сами, как вашему малышу понравится на наших курсах.

Ссылка на основную публикацию