Как научить ребенка принимать решения

Принятие правильных решений — нелегкий подвиг, особенно для малышей, склонных к импульсивности. Поэтому задача родителей — направлять наших детей на этом пути. Вот несколько полезных практических советов, как помочь детям стать уверенными и независимыми. Это заодно поможет сделать вашу собственную жизнь проще, а отношения с детьми — доверительнее.

Быть начальником час в день

Как научить ребенка принимать решения

Это особенно хорошо работает с детьми младшего возраста, которым в повседневной жизни предоставляется очень мало вариантов выбора. Если позволить вашему ребенку самостоятельно быть начальником в семье хотя бы час в день, он будет чувствовать себя более сильным.

Мы должны уважать детские пожелания и даже протесты, чтобы они имели здоровый опыт собственной силы. Позже те дети, которые раньше воспринимали себя как самостоятельных личностей, как людей, чей выбор уважается, могут справляться с трудностями по жизни лучше. Они всегда дадут отпор, когда сверстники станут побуждать их делать то, что они, возможно, не хотят делать.

Польза из Интернета

Как научить ребенка принимать решения

В мире сейчас нет ни одного родителя, который бы не волновался из-за того, что его ребенок пользуется Интернетом. Рассмотрите возможность внедрения приложения для родительского контроля. Оно работает на любом устройстве, вне зависимости от того, дома ли ваш ребенок. Домашний монитор отслеживает активность каждого в Интернете, устанавливает интернет-расписания, которые разрешают ограниченный доступ к развлечениям.

При этом дети все равно могут использовать технологию, если она им нужна для выполнения домашних заданий. Но зато в их гаджетах блокируется контент для взрослых, поскольку регулярно обновляется список сайтов с красным флагом. Пусть ребенок берет из Интернета только самое полезное и интересное. Например, есть видео, по которым легко научиться завязывать шнурки. Есть также уникальная функция Steps 4 Time, которая позволяет детям обменивать сделанные шаги на экранное время.

Ролевые игры

Как научить ребенка принимать решения

Детские психологи часто предлагают отработать и разыграть сценарий игры, чтобы у вашего ребенка было множество альтернатив развития событий. Неподготовленность к разным ситуациям часто заставляет детей чувствовать себя тихими, застенчивыми и замкнутыми. Проиграйте по ролям, например, их игру с друзьями во дворе. Заранее продумайте, что можно ответить на вопросы сверстников, как поступить в той или иной ситуации. Тогда в реальной игре ребенку будет гораздо легче принимать правильные решения.

Наглядная доска с шагами к правильному выбору

Как научить ребенка принимать решения

Каждое хорошее решение — это сумма правильно сделанных шагов. Родители, которые заранее определяют и наглядно обрисовывают пути к правильному выбору, дают своим детям ценный и практичный инструмент. Создайте модель принятия решений на наглядной доске и храните ее копии дома и в рюкзаке вашего ребенка, чтобы использовать их в качестве справочника. Если у него есть собственный телефон, сделайте снимок и сохраните его там. С такой визуальной подсказкой ваши дети быстро отточат свои навыки принятия решений.

Список за и против

С перегруженным расписанием детям часто приходится на лету решать, чем они бы предпочли заняться. Чтобы легче и быстрее принять трудное решение, побудите детей уделить немного времени и сесть с карандашом и бумагой, чтобы составить список за и против. Попросите ребенка сопоставить все положительные стороны того или иного решения и все отрицательные, стороны против, а затем сопоставить их друг с другом. Это поможет аналитически осмыслить ситуацию и рассмотреть различные точки зрения, чтобы сделать осознанный выбор.

Ответственность за одно дело в день

Как научить ребенка принимать решения

Как гласит пословица, свобода приносит ответственность. Чтобы дети росли и обретали независимость (и в конечном итоге принимали правильные решения), мы должны научить их нести ответственность за что-то. Никогда не рано учить этому, и даже малыши восприимчивы к маленьким задачам. Попробуйте дать двухлетнему ребенку такой предмет, как бутылка с водой или чашка, и попросите его присматривать за ней в течение дня. Он будет держать ее под рукой, когда ему захочется чего-нибудь выпить. Вскоре вы заметите, что ребенок на удивление организован и внимателен.

Выбирать, что есть на ужин

Как научить ребенка принимать решения

Когда дело доходит до здорового питания, дети редко принимают правильные решения. В идеальном мире они выбрали бы для себя целую «радугу» овощей, но в нашем мире этого просто не произойдет. Если у вашего ребенка есть любимое блюдо, предлагайте его регулярно, пока его предпочтения не изменятся. Лучше трижды в неделю есть огурцы, чем совсем отказаться от капусты! Это может занять некоторое время, но большинство детей в конечном итоге принимают правильные решения в отношении полезного питания.

Уроки финансовой ответственности

Как научить ребенка принимать решения

В Интернете есть специальные приложения, которые сочетают в себе хорошие домашние дела и заработок с инвестированием, ориентированным на технологии, чтобы помочь вашему ребенку узнать реальную ценность денег. Семьи используют эти приложения, чтобы побудить детей выполнять свои обязанности по дому без родительского контроля. Каждой задаче присваивается денежная стоимость (установленная родителями), которую можно обменять на наличные, купить подарочные карты, положить на сберегательный счет или использовать для других целей.

Ездить на велосипеде в школу

Возможно, один из самых знаменитых ритуалов посвящения любого ребенка — это владение велосипедом. Самостоятельные поездки дают детям возможность развить свою независимость и ощутить больше свободы. Когда для этого подходящее время? У каждого ребенка индивидуально. Но если вы учите своих детей основам безопасности, вооружаете их необходимыми инструментами защиты, то можно попробовать отпустить их «с поводка». Тогда они скорее научатся принимать правильные решения без указки и получать от них истинное удовольствие.

Как научить ребенка принимать решения

Взрослая жизнь потребует от наших детей самостоятельного решения самых разных вопросов . Умение делать обдуманный и взвешенный выбор — навык , который необходимо формировать с детства , и взрослым здесь отведена ведущая роль. Специалисты Детск ого телефон а доверия 8 800 2000 122 обращают внимание родителей на некоторые важные аспекты этой темы.

П ервый шаг родителей – учи м ся уважать выбор ребенка . Обычно мы говорим детям: «Н у вот, выбрал ерунду какую-то, возьми вот это — оно красивее/интереснее/вкуснее » или «Ты сделал неправильно, вот так было бы лучше!». Всегда спрашивайте о причинах и мотивах выбора — анализ поступк ов сводит к минимуму спонтанные действия. В ыясн ив , что повлияло на выбор ребенка, н е над о критиковать его , иначе в следующий раз он или откажется объяснять сво е предпочтение или будет стараться вам угодить.

Маленьким детям не надо предоставлять слишком большой выбор — р азнообразие вариантов сильно его усложняет . Сознательный выбор — часть процесса взросления, и расширять этот круг надо постепенно .

Предоставляем необходимую самостоятельность. Мы, родители, нередко очень длительное время решаем ЗА детей . Нам так спокойнее, проще, быстрее… Нам кажется, что мы даем выбор ребенку, но нередко это — выбор БЕЗ выбора. В итоге, у него просто физически нет возможности приобрести опыт принятия решений. Пусть он совершает ошибки, делает неверные шаги там, где это не опасно – покупает вещи, которые в итоге не оденет, ошибается с выбором секции, которую потом брос и т, разочаруется в новом друге или подруге и т.п. Мы будем рядом, и на этом примере поможем ему понять, почему решение было неудачным, ведь зачастую неудачн ый пример нагляднее.

Учи м ранжировать и расставлять приоритеты. Чтобы выб рать наиболее подходящие варианты , крайне необходимо уметь выделять приоритетные. Это трудно сделать, если нет критериев выбора , п оэтому сначала научите ребенка формулировать важные характеристики результата. Например, подросток предпочитает одежду яр кую , модн ую и удобн ую . Отлично, добавл яем свое требование – она должна быть по приемлемой цене . Чем больше критериев, тем более осознанный выбор будет совершен. Д ля простых повседневных ситуаций достаточно 2-3-х критериев .

При выборе кружка ребенку нужно будет помочь взвесить все «за» и «против» .

Думаем о последствиях. Дети не всегда представляют, что получат помимо желаемого , а результат видеть важно. Фантазируем: итак, я сделал , как хотел — как изменилась ситуация, как себя чувствуют другие люди. Учите ребенка максимально детально представ ля ть последствия планируемого выбора , чтобы получить возможность п р одумать и откорректировать свое решение.

Возлагаем на ребенка ответственность за самостоятельный выбор. Ребенок не будет просчитывать варианты и искать оптимальн ые решени я , если ответственность за просчет или ошибку его не коснется.

Будем надеяться, что ваш ребенок научится самостоятельно принимать решения гораздо раньше того момента, когда нужно будет решать жизненно важн ы е задачи !

Вы, родители, если постараетесь, то легко можете обучить своих деток критическому мышлению. Способность применять наши моральные и этические принципы в определенной ситуации довольно-таки важно. Принятие сложных решений в не менее сложных ситуациях не всегда происходит интуитивно, и этому навыку нужно учиться. Если вы проводите время, обучая ваших детей подобному навыку в раннем возрасте, это пойдет им на благо по мере того, как они вырастут и, в конечном счете, выйдут из дома, чтобы построить собственную жизнь.

Особенно важно, чтобы дети развили эти способности:

– Правильно оценивать ситуацию.

– Взвесить все «за» и «против».

– Определить правильный план действий, применяя свои принципы и систему оценки.

– Претворить решение в действие.

Вы также можете предпринять действия для того, чтобы помочь вашим детям развить их навыки принятия решений:

1. Поговорите с вашим ребенком о проблеме, с которой вы сталкиваетесь. Разговаривайте откровенно с вашим ребенком о том, как вы принимаете сложные решения, и это будет для них отличным примером. Например, вы можете обсудить с ребенком смену своей профессии, какую-нибудь серьезную покупку, переезд в другое место и т.д. Убедитесь в том, что вы объяснили ребенку, каким образом вы оцениваете ситуацию, собираете необходимую информацию, оцениваете возможные варианты, применяете ваши принципы и ценности, а затем принимаете верное решение.

2. Не отвечайте на все их вопросы. Когда у ваших детей возник вопрос относительно того, что им необходимо сделать, обучите их процессу решения проблемы, но никогда не принимайте за них решения. Это может быть достаточно сложно для некоторых детей. Не поддавайтесь уговорам ребенка и не советуйте им тогда, когда они могут решить все самостоятельно. Убедите их в том, что вы не допустите того, чтобы они приняли решение, которое неблагоприятно повлияет на них или семью, однако предоставьте им возможность испытать последствия их самостоятельного решения проблемы.

3. Обсуждайте варианты гипотетически. Тщательно оцените и обсудите всевозможные варианты. Иногда приводите гипотетические ситуации, которые представляют моральные или этические дилеммы и сделайте так, чтобы ваши дети обсуждали и обдумывали, каким будет правильное решение и план их действий. Задавайте вопросы для того, чтобы удостовериться, что они продумали все варианты исхода ситуации. В конце выскажите свое мнение и то, каким образом вы пришли к нему, чтобы они учились по вашему примеру.

4. Пересмотрите решения проблемы после того, как она иссякла. Когда принимаются сложные решения, пересмотрите их с вашими детьми, спустя несколько недель или месяцев после ее исхода, для того, чтобы обсудить, был ли результат таковым, каким вы ожидали во время принятия решения. Если результат не такой, как вы ожидали, вместо того, чтобы сетовать о принятом решении или обсуждать напрасные сожаления, сосредоточьтесь на том, что нужно было сделать по-другому перед тем, как принять решение, обращая особое внимание на то, было ли решение согласованно с вашими принципами и ценностями.

Обучение ваших детей развитию навыков критического мышления может их расстроить и смутить. Большинство детей предпочтут возложить как решение, так и последствия на своих родителей. Одно из лучших, что вы можете сделать, это помочь вашему ребенку разрешить сложную проблему с потенциально серьезными последствиями, когда они живут вместе с вами, прежде чем они начнут самостоятельную жизнь и сами будут решать проблемы.

Новое видео:

Новое видео:

«Какой свитер ты хочешь надеть — красный или зеленый?» За этим на первый взгляд незначительным вопросом стоит настоящая образовательная цель: научить ребенка делать выбор. Это качество поможет ему, когда он станет взрослым, управлять собственной жизнью.

Все мы встречали катастрофически нерешительных людей, которые не умеют принимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность. Одежда в собственном шкафу, покупки в магазине или заказ в ресторане — им сложно сделать выбор. Профессиональная деятельность таких людей привязана к выполнению работы по строгому образцу или с четкой инструкцией. В семейной жизни они всю ответственность перекладывают на другого супруга. Почему? Возможно, этих людей просто не научили в детстве искусству выбирать. Ведь это не так естественно, как обучать его вежливости или правилам личной гигиены.

Лишение выбора: молчи и делай, что говорят

Некоторые мамы настолько привыкают опекать свое дитя, уча его ходить, говорить, кормя его с ложечки, что не замечают, как оно вырастает, и продолжают навязчиво заботиться о нем, когда необходимость в этом уже отпадает. Кто-то решает все за детей из страха за них и бросается как коршун на защиту малыша при малейшей опасности. Под влиянием постоянно волнующейся за кроху мамы дети становятся мнительными, боязливыми и зависимыми. Некоторым родителям кажется, что предоставление выбора ребенку умаляет их авторитет: они учат детей полному подчинению, исключая любые компромиссы и обсуждения родительской воли. А горькие плоды будут собирать не столько они, сколько их ребенок. Взрослая жизнь полна проблем и трудностей, и, чтобы суметь справляться с ними, малышу надо научиться самостоятельно смотреть на мир.

Что будет с ребенком, которому вечером оставляют на стуле стопку одежды со словами: «Это ты наденешь завтра», за которого решают, что он будет есть, какие кружки посещать, с кем дружить, даже не спрашивая его мнения? Здесь возможны два варианта.

В первом малыш научится смиряться, станет безвольным, безынициативным, откажется даже в малейшей степени контролировать свою жизнь, потому что все равно не сможет ни на чем настоять и будет только подчиняться. Ему легко попасть под пагубное влияние сверстников или недоброжелательных взрослых. Полное отсутствие свободы выбора в детстве крайне отрицательно сказывается на детской самооценке. Повзрослевший ребенок будет считать себя недостаточно компетентным.

Во втором результатом станет бунтарь. Малыши устают от постоянного одергивания. Они пытаются понять окружающий их мир, и вечная преграда из указаний заставляет воспринимать мир как недружелюбное, подавляющее их место. Такие ограничения часто провоцируют детский бунт там, где его можно было бы избежать. Порой малышам часто приходится бороться даже за самые невинные свои желания. Внешне подчинившись приказу, ребенок остается при своем мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно они насаждают безропотное повиновение. В результате в отношения с детьми приходит отчужденность, а ребенок теряет жизнерадостность, растет угрюмым и скрытным.

Как научить ребенка принимать решения

«Я в твои годы сама стирала, прибиралась, делала уроки, да еще и за младшим братом присматривала, а ты. » — с укором сообщаем мы детям, когда за час после пробуждения не сделали ничего, кроме скроллинга соцсетей.

Часто мы требуем слишком многого. Удивляемся, что сын не умеет завязывать бантик, хотя видим, что все его кофты на молниях, а обувь — с системой быстрой шнуровки. Возмущаемся, что дочь не умеет ничего готовить, при этом сами постоянно заказываем домой готовую еду.

Перед тем, как чего-то требовать от детей, было бы здорово задуматься над двумя вопросами:

  • Был ли у них шанс этому научиться? Создали ли мы условия, чтобы дочь готовила еду, а сын — легко завязывал бантик. И объяснили ли, зачем это нужно и при каких обстоятельствах может пригодиться.
  • Эта задача соответствует способностям ребенка? Пятилетнему ребенку трудно заснуть самостоятельно, а десятилетний еще не владеет тайм-менеджментом и не знает, как планировать свой день. И это нормально.

2. Очертить сферу деятельности

Чем больше в нашей жизни «умных» помощников с искусственным интеллектом, тем менее ценны обычные бытовые навыки: помыть за собой кружку, а не поставить в посудомойку, протереть пол тряпкой, а не роботом-пылесосом.

Но такие задачи как-раз могут быть полезны: через них ребенок ощущает свою значимость и причастность к порядку и уюту в доме. Обсудите, какую миссию ребенок хочет взять на себя: поливать цветы, кормить кошку или следить за наполнением мусорной корзины.

Чтобы узнать больше о том, как не испортить будущее ребенка, помочь полюбить учебу, воспитать самостоятельность и перестать волноваться за него в интернете, смотрите бесплатные записи интерактивного фестиваля Skysmart и ВКонтакте. Психологи, медийные родители и их успешных дети делятся опытом и лайфхаками.

3. Освободить от контроля — позволить делать выбор

Суперспособность каждого родителя — многозадачность. Они помнят почти все и постоянно перепроверяют себя и других: выучил ли ребенок стих по английскому, купил ли контурную карту, высохли ли кроссовки для физкультуры.

На самом деле у тотального контроля больше минусов чем плюсов. Вот, например, в исследовании про мотивацию выделили три принципа, которые ее развивают:

  • Автономия: ощущение, что я сам решил сделать домашку
  • Компетентность: чувство, что я мастер по мытью посуды
  • Потребность во взаимосвязи с другими людьми: мы с Петей на одной волне, он мне отправляет классный мемчик, и я ему в ответ — свою реакцию

Кроме того, уже доказали, что чем больше контроля вокруг человека, тем менее уверенным и компетентным он себя чувствует.

Самоощущение ребенка играет важную роль: есть ли у него то самое чувство «я могу» и свобода действовать без проверки. Взрослые могут этому способствовать: «Я вижу твой рисунок. Ух ты, такие приятные цвета! Да, попробуй еще смешать другие краски. Покажешь свои работы на моем дне рождении? Все гости удивятся, а мне будет приятно. »

4. Дать время на свободную игру

Кажется, что для полноценного развития детей нужно составить плотное расписание занятий: школа, кружки, секции. Психологи считают по-другому: они уверены, что такие качества, как независимость и стойкость перед неудачей формируются в обычной игре во дворе. Проще говоря, гоняясь за мячом с соседскими ребятами, ребенок не деградирует, а совсем наоборот — учится работать в команде и укрепляет психику.

Именно в игре дети могут почувствовать свою силу и управлять ходом событий: принимать решения и идти на риск.

5. Позволить ошибаться и поддерживать

Переживать за ребенка — естественно. Не каждый родитель сможет молча наблюдать, как сын изучает карбюратор, а дочь переливает кипяток. Однако, если постоянно показывать свои тревоги, мы рискуем переборщить и дать ребенку ложное послание — что не доверяем и считаем, что он не справится.

Больше уверенности! Можно не только доверять ребенку, но и поощрять его за порыв сделать что-то сложное самостоятельно. Если ребенок вызвался помочь собрать кухонный гарнитур — дайте ему право на ошибку, особенно, если он делает это впервые.

Нашу личность формируют наши действия, а фразы вроде «Ну что ты же натворил!» или «Руки не оттуда растут!» точно не помогут стать увереннее и повзрослеть. Наоборот, ключ к успеху — в поддержке: «Я вижу, как ты стараешься. Попробуй перевернуть инструкцию» или «Что-то уже получается. Хочешь продолжим вместе?».

6. Научить решать проблемы

Проблемы — это ситуации, которые вызывают негативные эмоции и вынуждают что-то предпринять, чтобы их решить. Кажется, если в твоей жизни совсем нет проблем — ты счастливчик. На самом деле, секрет успеха — в нашем отношении к жизненным неурядицам. И это как раз то, чему следует научить ребенка — относиться к проблемам, как к части жизни, которая дает новый опыт, а иногда даже помогает стать лучше.

Отключили горячую воду

Нагреть холодную воду в чайнике, проверить объявления в подъезде, позвонить в ЖЭК

Быть внимательнее с объявлениями, общаться с соседями, поставить водонагреватель

Подружка распустила неприятный слух, и теперь в классе с ребенком никто не разговаривает

Поговорить с подругой (ребенку): поделиться своими чувствами и спросить, что случилось

Можно устроить войну и тоже наговорить всяких гадостей. А можно сразу поговорить: выяснить причину и помириться

В школе преподаватели используют специальную технику, чтобы научить детей грамотно подходить к проблемам. Родители тоже могут ее использовать. Например, помочь ребенку определиться с целями на учебную четверть, найти препятствия, которые могут помешать и обсудить, как их избежать.

После такого доверительного разговора ребенку будет проще делиться своими переживаниями и все чаще справляться со сложностями самостоятельно.

Цель : развитие у родителей навыков формирования ответственного отношения у детей к последствиям собственного поведения.

1. Способствовать осознанию родителями собственных личностных, семейных и социально-средовых ресурсов, способствующих развитию ответственности детей за собственное поведение.

2. Определить семейные ресурсы, способствующие формированию у детей ответственности старших школьников за собственное поведение и его последствия.

Время проведения: 2 часа.

Содержание занятия

1. Знакомство

Участники садятся в круг.

«Многие из вас знают друг друга достаточно давно, но сегодня мы познакомимся поближе, чтобы нам проще и удобнее было общаться. Сейчас каждый из вас назовёт своё имя (имя и отчество), чтобы мы знали, как друг к другу обращаться, и затем расскажет о самом лучшем качестве или черте характера своего ребёнка».

Рефлексия: — Просто ли было вспомнить и рассказать о «самом лучшем»? Почему?

В процессе обсуждения ведущий подводит участников к выводу о том, что мы чаще обращаем внимание на недостатки и проблемы ребёнка, чем на его достижения. Это порой мешает нам по достоинству оценить его положительные качества, которые являются главной базой для формирования уверенности и ответственности.

2. Упражнение на разогрев «Башня из бумаги»

Участники делятся на 2 команды. 2 человека – наблюдатели.

«Сегодня мы будем много работать в командах. Насколько мы умеем это делать, покажет следующее задание. Вам предстоит построить башню из бумаги как можно большей высоты и стоящую самостоятельно, без опор. Использовать можно только бумагу и скотч. На эту работу у вас будет 10 минут. Задача наблюдателей проследить и рассказать, как работали команды (как это выглядело со стороны), и определить, какие навыки взаимодействия, по их мнению, были применены членами команд.

Участники делятся своими впечатлениями о ходе работы.

Информация ведущего по теме занятия:

Каждый день нам, взрослым, приходится принимать решения. Мы делаем это легко, почти автоматически, когда дело касается наших повседневных забот. Что приготовить на завтрак, как одеться, чтобы не замёрзнуть по дороге на работу, какие из домашних дел сделать сегодня, а что можно отложить до выходных. Вот далеко не полный перечень наших повседневных решений. Гораздо сложнее принять решение тогда, когда речь идёт о вещах, от которых зависит наша дальнейшая жизнь или благополучие наших близких. Принять ли предложение о переходе на новое место работы? Куда поехать с семьёй в отпуск? Подобные решения требуют серьёзных размышлений. Иногда мы со временем понимаем, что приняли правильное решение, а бывает, что получаем доказательство своей опрометчивости. Давайте задумаемся, кто и когда учил нас принимать решения. Часто способ принятия решений усваивается человеком в детстве. Мы практически перенимаем у окружающих нас людей наиболее эффективные способы действий. В связи с этим мы часто ловим себя на мысли, что поступаем совсем как наши родители. Стоит ли говорить о том, что такой способ обучения не всегда эффективен, так как лишает возможности выработки собственного способа и стиля принятия решений. Кроме того, такие решения «по подражанию» часто не соответствуют ситуации, а потому бывают ошибочными.

Давайте вместе подумаем, как научить нашего взрослеющего ребёнка принимать решения.

3. Дискуссия «Как научить детей принимать решение»

Группа делится на команды по 3-5 человек. Каждая группа получает большой лист бумаги с таблицей:

«Неправильный» ребёнок умеет только просить и требовать. «Правильный» — пытается понять, что ему нужно сделать для того, чтобы добиться желаемого.

Навыки критического мышления в полной мере развиваются у детей уже в подростковом возрасте. Однако фундамент надо закладывать, когда ребёнок учится в начальной школе.

Что такое критическое мышление

Критическое мышление — это система навыков, которая помогает нам принимать решения. Именно с помощью критического мышления мы способны оценивать информацию, определять, является она верной или нет.

Мыслить «качественно» значит рассматривать разные варианты (умение увидеть альтернативу, даже когда её нет) и делать выбор в пользу наиболее эффективного).

Маленькому человеку необходимо развивать навыки критического мышления. Уже в подростковом возрасте он столкнётся с первыми жизненными ситуациями, которые потребуют от него независимых суждений.

Специалисты Международного центра критического мышления (Калифорния, США) разработали шпаргалку для родителей, которые хотят развить у школьника необходимые навыки «качественного» мышления.

5 способов развивать критическое мышление у школьников

1.** Научите задавать вопросы**

Расскажите, что если ребёнку что-то непонятно, нельзя оставлять это без объяснений. Задавать вопрос не стыдно. Нет ничего страшного, попросить человека рассказать о проблеме более подробно или привести наглядный пример.

2.** Призывайте аккуратно обращаться с фактами**

Лучше проверить информацию в нескольких источниках и только потом принимать её за «правду».

3.** Научите «держать мысль»**

Когда разговор начинается с обсуждения гречки, а заканчивается мировым экономическим кризисом — значит что-то пошло не так. Научите ребёнка придерживаться темы, заданной в обсуждении.

У человека, который в разговоре скачет с темы на тему, растекается мыслью по древу, в голове одна каша. Но никак не способность критически мыслить. Покажите как надо «держать мысль» на собственном примере.

4. Научите доводить мысль до конца

Чтобы ребёнок научился мыслить логично, задавайте ему наводящие вопросы. Помогите ему увидеть, какие вещи сочетаются друг с другом, а какие нет.

5.** Научите его быть честным с собой и другими**

Важное качество здравомыслящего человека — не просто видеть выгоду какого-то решения, но и понимать, какие у этого решения будут последствия.

Научите ребёнка учитывать интересы разных сторон, думать не только о себе. Быть честным с собой и другими — необходимое качество для человека, который хочет развиваться, двигаться дальше.

Как научить ребенка принимать решения

Понимание родителями того, как научить ребенка принимать решения, делать собственный выбор, — это одна из основ, на которой строится развитие самостоятельности, становление независимой личности. Психологи предлагают пройти этот непростой путь на основе их рекомендаций.

  1. Давайте ребенку возможность выбора с самого раннего возраста. Но учитывая, ограниченные возможности опыта, неразвитого критического мышления, предлагайте выбор только из того, что допустимо. Например, не предлагайте выбирать, хочет он одевать шапку или нет. Предложите выбор между двумя шапками.
  2. Предлагайте ребенку помощь в анализе того, в чем нужно сделать выбор. Анализируйте варианты выбора доступным для ребенка языком. Просите задавать вопросы. Слушайте ребенка и выражайте свое мнение.
  3. Обратите внимание ребенка, что каждый выбор, решение имеют свои последствия. Покажите на простом наглядном примере, обыгрывайте ситуации через сюжетно-ролевые игры.
  4. Если выбор ребенка привел к негативному результату, обсудите это с ним, разберите события поэтапно. Предложите ему представить развитие ситуации при другом решении. Попросите сделать вывод, что он понял из произошедшего.
  5. Учите ребенка уважать выбор, решение другого. Отметьте, что каждый делает выбор, основываясь на своем опыте и интересах.
  6. Всегда обращайте внимание на выбор ребенка, даже если не согласны с ним. Просите его обосновать позицию. Вы не обязаны соглашаться, но должны уважать его.
  7. Делитесь с ребенком ситуациями, когда вам приходится выбирать, принимать решения в вашей жизни, Но учитывайте возрастные особенности детской психики, исключайте личные отношения со вторым родителем, другим родственником. Обращайте внимание ребенка на то, что некоторые решения и выбор требуют консультации со специалистами или с более опытным взрослым.

А у тебя есть советы, как научить ребенка принимать решения, делать выбор? Расскажи в комментарии.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»

Родительская мудрость и интуиция всегда найдет именно те дела, которые сможет самостоятельно решить ребенок. Просто нужно мудрости и интуиции вашей помочь практикой. А для этого первым делом родителям хорошо бы научиться получать удовольствие от принятого решения собственным ребёнком! Как ребёнку принять решение? Вспомните как принимали решение вы, будучи ребёнком. Каждый родитель может припомнить те наивные и нелогичные поступки, которые совершал, когда был в возрасте своего ребенка.

Или же можно представить, что перед вами не ваш, а соседский ребенок, и понаблюдать за его поведением как бы со стороны. Соседи, в отличие от родителей, зачастую получают гораздо больше удовольствия от общения с детьми, лучше общаются и разговаривают с ними потому, что не чувствуют себя ответственными за принимаемые ими решения.

Если ребенок неряшливо одевается или часами смотрит телевизор, то сосед может просто заметить это, его настроение от этого не изменится. Почему бы родителю не освоить аналогичную установку и не стать более свободным для того, чтобы получать больше удовольствия от общения с собственным ребенком?

Общение родителей и детей должно приносить удовлетворение и радость, а не моментальное понижение настроения, а для этого попробуйте пройтись по конкретным рекомендациям, приведённым ниже и ответить себе на вопрос: «как ребёнку принять решение«.

  • Возьмите сегодня при просмотре любимой передачи лист бумаги и напишите все то, что вы хотите изменить в вашем ребенке. Когда вы это сделаете, порвите листок бумаги.
  • Теперь возьмите другой лист бумаги и перечислите те положительные качества вашего ребенка, на которые следует опираться, чтобы его поведение изменилось к лучшему. Уверяем вас, их наберется достаточно. Положите этот список на видное место и, по возможности, дополняйте его каждый день.
  • Перечислите 10 поступков ребенка, которые удивили вас или были неожиданными.

Попробуйте теперь найти в каждом поступке такие стороны поведения ребенка, которые могут вызвать у вас радость, удовольствие, воодушевление. Определите, что в каждом конкретном случае кажется вам в поведении ребенка наивным, что напоминает ваши собственные поступки в прошлом или же насколько тот или иной поступок характерен только для вашего ребенка, выявляет его индивидуальность. Найдите такие стороны каждого поступка, которые позволили бы вам сказать: «Я понимаю, почему ребёнок принял такое решение«.

  • Попытайтесь предсказать, что сделает или скажет ребенок в течение следующих пяти минут. Скажите что-нибудь ему или ей, например: «Мне в самом деле интересно, что с тобой сейчас происходит» — и посмотрите, удалось ли вам угадать, каким будет ответ. Если вам удалось точно предсказать его, порадуйтесь тому, что были правы; если же ошиблись, порадуйтесь непредсказуемости и неожиданности ответа. В любом случае ответ ребенка должен быть для вас интересен.
  • Если вам будет трудно проделать все это по отношению к своему ребенку, предлагаем немного пофантазировать:

представьте, что перед вами не ваш ребенок, а соседский, и что вы наблюдаете за его поведением как бы со стороны.
Ведь вы не будете особо переживать, если соседский ребенок часами смотрит телевизор или бегает во дворе вместо того, чтобы делать уроки. А сняв эти переживания, вы сможете получить удовольствие от того хорошего, что есть в вашем ребенке.

  • Подумайте о том, к чему стремится, чего хочет ваш ребенок. Обратите внимание, понимаете ли вы своего ребенка, хотите ли вы увидеть, что он добился желаемого. Это ощущение — желание, чтобы ребенок делал что хочет и был кем хочет, — и есть одно из проявлений той любви и той радости, о которых мы вам рассказываем .
  • Как изменить ваши собственные мысли и убеждения относительно вашего ребенка?

Между вашими убеждениями и действиями существует теснейшая взаимосвязь. Иначе говоря, если вы верите, что ваш ребенок или вы сами плохи, беспомощны или трусливы, вы, не осознавая этого, будете вести себя так, чтобы сделать вашего ребенка или самого себя именно таким.

Если же вы убеждены, что ваш ребенок и вы сами изначально наделены положительными качествами, способны принимать верные решения и самостоятельно руководить собственной жизнью, то вы неизбежно и без особых усилий будете воздействовать на него именно в этом направлении.

Ссылка на основную публикацию