Как правильно учить разговаривать ребенка

Как правильно учить разговаривать ребенка

Как научить ребенка говорить? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста? Да, сможет.

Как правильно учить разговаривать ребенкаКак научить ребенка говорить? Сможет ли мама сама справиться с этой задачей, без помощи специалиста? Да, сможет. Мы собрали 10 правил, следуя которым, Вы поможете малышу рано начать говорить, накопите его словарь, сделаете речь ребенка максимально четкой и правильной.

Когда родилась дочь, я получала второе образование по специальности «логопедия». Занимаясь с дочкой и применяя приемы общения с детьми с нарушениями речи, мы достигли очень высоких результатов. Речь моего ребенка стала четкой, богатой, дочка с удовольствием и много говорит. Эти правила подойдут как для детей с нормальным речевым развитием, так и для детишек, испытывающих какие-либо трудности.

1. В первые месяцы после рождения малыш все свое время проводит с мамой, она нужна ему для полноценного развития. Мама наклоняется к малышу, заглядывает в личико, ласково воркует с ним, интуитивно выбирая правильный способ общения.

Важно, чтобы мама постоянно разговаривала с ребенком, напевала ему: А-а-а! О-о-о! Чтобы малыш видел лицо мамы, видел ее артикуляцию.

2. Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте все свои действия: «Вот мама взяла бутылочку. Мама налила в бутылочку молоко. Мама дала бутылочку Маше. Машенька, на!» Это Вы знаете, что Вы делаете, Вы проделываете эту операцию автоматически, а ребенок не сталкивался с этими действиями в прошлом жизненном опыте. Небходимо рассказывать малышу обо всем, что делает мама.

3. Разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо, Вашу артикуляцию, Вашу мимику. Не бросайте слова на бегу. Ребенок начинает говорить, подражая взрослому, и мы должны помочь ему. Четко произносите слова, тяните ударные гласные. Например, показывая картинку с коровой, громко скажите, широко открывая рот: «Это КА-РОО-ВА. (Мы пишем кОрова, а произносим кАрова, так и нужно говорить ребенку). Корова говорит: МУ-У-У!» Вытяните вперед губы, и ребенок скоро поймет, как формируется звук У.

4. Когда малыш станет постарше (примерно с 1 г. 4 мес. — 1г. 8 мес.) и уже начнет сам говорить, начинайте разговаривать с ним своим обычным голосом, при этом четко произнося звуки. Лишь называя новые или труднопроизносимые слова, смотрите в лицо ребенку и утрированно артикулируйте, т.е. громче, четче, чем обычно выговаривайте каждый звук. Этим Вы поможете ребенку понять, как же произносится трудное слово.

5. Не заменяйте сложные слова простыми. Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте. Не обобщайте одним словом, например, «шапка» кепку, косынку, панаму, шляпу, каску. Ребенок рано или поздно узнает, что это разные головные уборы, имеющие каждый свое название. Если сразу своими именами называть булку, кекс, печенье, коржик, манник, сметанник и т.д., то и малыш начнет их различать.

6. Не забывайте про глаголы! Мамы, как правило, комментируют все, что видит ребенок, используя только наименования предметов: Это киска, собачка. Смотри, какая машинка! Дождик, тучка, солнышко! В итоге у ребенка не накапливается глагольный словарь. И если ребенок с нормальный речевым развитием сам со временем этот глагольный словарь накопит, то малышу с каким-либо недоразвитием речи понадобится помощь специалиста.

Разговаривайте с маленьким ребенком простыми предложениями: Машинка едет (мчится, стоит). Солнышко светит (взошло, спряталось, улыбается, смотрит на нас). Киска сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, мяукает, бежит, прыгает, ловит мышку).

Также накапливайте и признаки предметов, когда гуляете или рассматриваете картинки с ребенком. Солнышко лучистое (красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).

7. Используйте противопоставления. Зайка прыгает, а птичка летит. Солнышко светлое, радостное, а тучка темная, хмурая, грустная. Слоник большой, а мышка маленькая.

Обогащая таким образом словарь, вы не только увеличите его в объеме, но и систематизируете, «разложите по полочкам» в голове ребенка. Когда придет время, малышу легче будет «достать», подобрать нужное слово.

8. Читайте художественную литературу с рождения – стишки, сказки. Важно, чтобы художественная литература соответствовала возрасту ребенка. Произведения должны быть проиллюстрированы. У маленького ребенка мышление наглядное, в голове его мало образов, поэтому, читая сказку или стихотворение, обязательно вместе поищите на картинках героев, рассмотрите, обсудите, какие они, дайте оценку. Чтение художественной литературы – обогащает словарь. В быту мы пользуемся простыми глаголами, небольшим количеством признаков предметов, а писатели и поэты употребляют более красочные эпитеты.

9. Играйте со словами, слогами, звуками. На подобного рода игры не нужно уделять специальное время, можно играть в транспорте, сидя в очереди в поликлинику. С маленьким малышом играйте в слоги. Вы ему: «Та-та-та», он вам: «Ту-ту-ту», вы ему: «Ма-ма-ма», он вам: «Па-па-па» и т.д. Как правило, дети охотно включаются в такие игры, но и интереса хватает минут на 5-10. А нам больше и не надо! И потренировались в четкости произношения и гимнастику для язычка и губ сделали.

Примерно с двух лет (можно и раньше, если ребенок уже хорошо говорит) играйте со словами. Например, что бывает мягким (хлеб, подушка, одежда, трава, животик, кошка и т.д.), зеленым, съедобным? Называйте по очереди слова, помогайте малышу, если он затрудняется. Дети обожают игру: «Что это?» Показывайте на любые предметы, задавайте и отвечайте на вопрос «Что это?» В эту игру можно играть очень долго, особенно на улице.

10. Развивайте мелкую моторику. Рука, как утверждают специалисты, второй орган речи, не нужно оставлять ее без внимания. Когда малыш совсем маленький массируйте его пальчики своими руками или «ежиками» (пупырчатыми мячиками), играйте с ним в напевные игры («Сорока», «Ладушки»). В дальнейшем знакомьте ребенка с разными игрушками или предметами – мягкими, резиновыми, пластмассовыми, деревянными, шершавыми, колючими, гладкими, пупырчатыми. Малыш будет изучать эти предметы своими ручками.

Начиная примерно с года (и раньше) давайте ребенку крупы, макароны, фасоль, песок. Лепите из пластилина (соленого теста), собирайте мозаику, конструируйте, рисуйте.

Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!

Каждая мама гордится первым лепетом своего малыша, восхищается первыми звуками, а затем и словами. Но не всегда, словарный запас ребенка развивается так, как хотелось бы родителям.

Не стоит паниковать и бежать за советом и помощью к педиатру, психологу или неврологу. Вполне возможно самому научить ребенка разговаривать и развить его словарный запас до необходимого уровня.

Учим ребенка говорить

Как правильно учить разговаривать ребенка

Есть множество способов, как учить разговаривать ребенка, но при этом надо учитывать, что развитие речи – это процесс комплексный и действовать нужно с самого начала, то есть с первых месяцев жизни малыша.

  1. Не ленись разговаривать с малышом, начиная уже с двухмесячного возраста. Ребенок уже в этом возрасте способен воспринимать звуки и видеть артикуляцию матери, то есть начинает учиться общаться.
  2. Комментируй все свои действия, чтобы ребенок запоминал с какими словами и звуками это связано. Например: «Мама дает игрушку Ване», «Ваня пьет из кружки» и т.д.
  3. Занимайся повторением. Не ленись говорить по нескольку раз о происходящем вокруг и комментировать действия самого малыша и окружающих.
  4. Говори с ребенком так, чтобы он видел твое лицо, мимику, жестикуляцию. При этом четко произноси слова и тяни ударные гласные. Например, говоря: «Корова говорит – МУУУ», вытяни губы вперед трубочкой. Таким образом, ребенок, подражая твоей мимике, сможет произнести это самостоятельно.
  5. Не заменяй сложные слова простыми. То есть, если в книге нарисован осьминог, так и называйте его – ребенок не сразу сможет это произнести, но зато запомнит правильное название.
  6. Не обобщай слова, объединенные по смыслу, одним словом. Например, слова «кепка, панама, косынка» не называй одним словом «шапка». Это позволит расширить словарный запас ребенка в будущем.
  7. Не исключай из речи глаголы. Чаще всего, показывая что-либо малышу, взрослые произносят односложные слова: «Это котик», «Это машинка». Таким образом, у ребенка не накапливается глагольный запас, что создаст ему трудности в будущем при построении предложений. Говори так: «Машинка едет», «Котик умывается» и т.д.
  8. Читай ребенку художественную литературу. Мы в быту используем простые слова и глаголы, а в сказках и стихах обычно используются более красочные эпитеты, что развивает не только словарный запас ребенка, но и его воображение.
  9. Постоянно играйте со словами, звуками, слогами. Например, малыш тебе: «Та-та-та», а ты ему «Ту-ту-ту». Так он учится повторять за вами слоги. С ребенком постарше можно играть в игру «Что это?», показывая на предметы, которые вас окружают. Пускай внимания ребенка хватит на 5-10 минут, этого достаточно для упражнений с речью.
  10. Развивай мелкую моторику. Как утверждают специалисты, рука – второй орган речи, поэтому старайся развивать маленькие пальчики и ладошки малыша. У совсем маленьких детей — массируй пальчики, и играй в напевные игры («Сорока-белобока», «Ладушки»). Деток постарше знакомь с разными по составу игрушками, развивая тактильные ощущения (гладкие, пупырчатые, деревянные, мягкие и др.).

Все эти действия будут стимулировать малыша на произношение слов самостоятельно, и помогать ему развивать словарный запас.

Помогаем ребенку говорить

Как правильно учить разговаривать ребенка

Разумеется, любой ребенок рано или поздно научится говорить самостоятельно, но твоя помощь в этом процессе только ускорит и улучшит конечный результат.

  • Занимайся повторением. Не ленись говорить по нескольку раз о происходящем вокруг и комментировать действия самого малыша и окружающих.
  • Говори хором. Повторяй за ребенком все произносимые им звуки и слова – это покажется малышу веселой игрой, и одновременно будет развивать его речевой аппарат.
  • После года старайся избегать языка жестов. Например, не реагируй на протянутую руку ребенка, побуждая сказать его: «Дай!». Постепенно усложняй процесс, заставляя выразить малыша более подробно свою просьбу: «Мама, дай яблоко».
  • Учи с малышом животных. Активный интерес у малышей вызывают звуки подражания животным, которым они охотно учатся: «ав-ав», «кря-кря» и т.д. Постепенно, перейди в игру наоборот – то есть, спрашивай у малыша: «Кто говорит «мяу»?», заставляя его произносить самостоятельно названия животных.
  • Пой песни и читай стихи, при этом «забывая» или «путая» нарочно слова. Ребенок обязательно тебя поправит – таким образом, сам запоминая новые слова и развивая собственную речь.
  • Организуй малышу общение со старшими «разговорчивыми» детьми. Желание подражать заставит ребенка более активно учится речи.
  • Старайся стимулировать ребенка, что-нибудь рассказывать. Например, рассказать папе, где он гулял и кого видел. При этом внимательно слушай ребенка, переспрашивай и задавай наводящие вопросы.
  • Занимай ребенка активными играми, в которых он будет главным участником. Пассивные электронные игры делают ребенка наблюдателем, что менее стимулирует мозговую и речевую деятельность малыша.

Научить ребенка разговаривать не так уж и трудно, главное – запастись терпением и желанием вырастить умного и развитого малыша.

Как научить ребёнка 4-х лет разговаривать

В первую очередь, нужно понять, что тормозит речевое развитие малыша. Важно исключить наличие серьёзных причин – биологической (связана смозговой дисфункцией, проблемами во время беременности и родов) и социальной (отсутствие стимулов для развития речи, постоянный стресс, гиперопека). Выявить их возможно на приеме у специалиста. После этого необходимо приступать к реализации плана «как стимулировать речь малыша в 4 года».
Сразу оговоримся, что ни о каких насильственных методах обучения речь не идёт. Вопрос, как заставить ребёнка четырёх лет говорить, даже не должен возникать. Можно только запугать кроху и напрочь отбить у него желание общаться. Поэтому используем только мягкие, спокойные методы, запасаемся терпением и не гонимся за быстрым результатом. Отмечайте малейшие успехи крохи, вселяя в него уверенность в себе и желание продолжить занятия.

Игры для развития речи детей 4 лет

Обучение речевым навыкам происходит преимущественно в игровой форме. Таким образом дети лучше схватывают суть, проще вовлекаются в процесс и показывают хороший результат. Предлагаем несколько специальных игр для развития речи четырёхлетних детей:

  • забавные рожицы – сядьте перед зеркалом или смотрите друг на друга. Говорите, что делать, и просите повторить за вами. Например: «Высовывай язык и пробуй достать кончиком до подбородка/носа. Сверни язычок трубочкой и покажи мне. Плотно сожми губы и надуй щёки». Поле для фантазии безграничное. Можно слегка подтрунивать над малышом и смеяться над вашими гримасами;
  • лодочка/кораблик – в таз или ванную набираете воду и пускаете бумажный кораблик, и лучше даже не один. Разыгрываете такую историю, например: ветер улетел далеко-далеко, а он так нужен корабликам, чтобы переплыть море и добраться до волшебных земель. Сначала зовете ветер, а потом просите ребёнка дуть на лодочки, чтобы они поплыли. Причём на выдохе необходимо произносить звуки «п» (несколько раз подряд) и «ф» (непрерывно). Кроха не должен надувать щёки. Дуйте сильнее, слабее, прерывисто и наблюдайте за корабликами;
  • хитрая лиса – разыгрываем часть сказки про Колобка. Положите шарф или любой длинный кусок материи на пол – это будет мост, по которому хитрая лиса (ребёнок) будет идти через реку. Попросите малыша высунуть язык и положите на него небольшое плоское печенье (это будет Колобок). Лиса поймала Колобка и идёт домой, чтобы полакомиться, но ей необходимо перейти мост. Ребёнок должен идти, высунув язык и держа на нём печенье;
  • шаги – на каждый шаг нужно назвать по одному слову на заданную тему (животные, посуда, фрукты, овощи, всё круглое, съедобное и т.д.). Можно внести элемент соревнования и установить старт и финиш, а победитель получит приз;
  • третий лишний – называете три слова (тарелка, чашка, чай; ворона, собака, кошка и т.д.) и просите ребёнка найти лишнее. Эта игра научит его обобщать (тарелка, чашка и чай – предметы на кухне, но чай не относится к посуде; ворона, собака и кошка – живые существа, но птица будет лишней) и расширит словарный запас.

Важно понимать, что ребёнок не просто должен научиться говорить, в идеале надо обучить его делать это правильно. В решении такой задачи помогут следующие упражнения для развития речи ребёнка четырёх лет:

  • Тренировка мышц речевого аппарата:
  • рыбка – открываем рот как можно шире и затем закрываем, выполняется под счёт;
  • часики – широко улыбаемся, рот открыт, под счёт водим кончиком языка от правого уголка рта к левому;
  • качели – рот открыт максимально широко, кончик языка поочередно дотрагивается до десны то за верхними, то за нижними резцами;
  • слон – вытягиваем губы трубочкой, как будто произносим звук «у»;
  • хомячок – надуваем щёчки, плотно сживаем губки и энергично жуём, как это делает хомячок.

Каждое упражнение рекомендуется выполнять вместе с ребёнком и сопровождать стихами и присказками.

  1. Весёлые стишки для обучения произношению гласных звуков «А», «У», «О», «И», «Э», «Ы». Можете придумать сами или воспользоваться готовыми вариантами.
  2. Ролевые игры – придумайте историю, где нужно научить главного героя правильно произносить какой-то звук или слово. При этом ребёнок должен выступать в роли обучающего персонажа (первый раз можете разыграть эту роль сами, а потом передайте её малышу).

Любые занятия и игры, развивающие речь ребенка в 4 года, обязательно выполнять вместе. Сначала вы берёте на себя ведущую роль и постепенно передаёте её ребёнку (пользуйтесь фразами «помоги мне», «напомни-ка» и пр.). Активные дети могут сразу выступать в качестве главного героя. При регулярных занятиях прогресс не заставит себя ждать.

Возможно ли вырастить лидера? Да, это вполне реально! А как на счет того, чтобы вложить в малыша такое качество, как целенаправленность? И это тоже возможно! Благодаря чему? Простое умение четко и внятно излагать свои мысли. Как научить ребенка красиво говорить и правильно излагать свои мысли? И прежде всего, «излагать» себе, чтобы, лучше понять самого себя, то, что себе нужно и как это послужит личной пользе. А также, разобраться в тех события, что происходят в жизни. Кроме того, умение свободно высказываться поможет не только в школе, но и в общении с друзьями. А потому родители заинтересованы пополнить словарный запас карапуза и научить им пользоваться.

Привет всем! Знаете, есть что-то, кроме любви, что каждый родитель может и хочет дать своим деткам! О чем речь? О будущем! Благополучном, светлом, обеспеченном и счастливом. Вопрос в том, как дать малышу это? Вот сегодня мы поговорим, как умение донести суть своих мыслей влияет на настоящее, будущее и даже на самооценку малыша. Родители, которые это понимают, заинтересованы в том, чтобы узнать, как научить ребенка красиво говорить и правильно излагать свои мысли. Давайте и мы с вами найдем «рецепт» занятий для того, чтобы развить дар красноречия у крохи.

Начну с приятной новости! Знаете, ВСЕ дети обладают даром донести свою мысль. Вспомните, младенчиков! Какой мамочке непонятно, что хочет ее кроха, когда плачет? Но потом карапуз осваивает умение говорить, и его возможности расширяются. Он узнает слова, их значение и применение и это дает ему еще больше шансов донести свою мысль. Стоп! Стоп-стоп! А откуда он узнает слова и как помочь ему познакомиться с ними и развить ораторское искусство? Есть несколько способов, которые и сами по себе дают многое малышу, а в комплексе делают ребенка лидером!

Учебники риторики – книги

Книги – простой и доступный способ узнавать новые слова, путешествовать по миру и познакомиться с мнением других людей. Что это дает? С самого первого дня своей жизни мы можем читать младенчику разные книги. Он пока плохо видит, но его слух возмещает этот временный недостаток. Все родители помнят, как затихает кроха под ритм детских стишков. Но книги нужны не только, чтобы успокоить. Раз за разом, слушая знакомые слова, кроха «записывает их на корочку» ©, запоминает.

Мой совет! Обучение только тогда имеет смысл, если читать книги не спеша, с расстановкой, останавливаясь на незнакомых словах и объясняя их значение. Не спешите прочитать книгу! Помните – это не сама цель!

Что очень важно учесть:

  • Возраст;
  • Интересы;
  • Способности.

Малыш растет, и то, что было актуально младенцу, совсем не интересно карапузу в 7 8 лет. А потому, подбирайте книги по возрасту.

Учитывайте пол и круг интересов ребенка. Если в самом начале жизни это не имеет большого значения, то начиная с 5 лет, у малыша есть свое представление о мире, что его окружает и о том, кто он сам. Его волнует то, что он может и как реализовать это.

Различия очевидны и в способностях запоминать, концентрировать свое внимание. Возможно, какому-то крохе достаточно раз прочитать слово, объяснить и он уже сможет умело и к месту вставлять его в свою речь. Другому же, нужно терпеливо повторить всю эту информацию раз 20!

Запомните, любой процесс обучение должен строиться по системе:

  1. Узнаем, знакомимся и понимаем.
  2. Привыкаем и пытаемся слову найти различный контекст.
  3. Повторяем, пока слово не станет частью лексикона крохи.

Эти шаги направлены на то, чтобы занятия проходили непродолжительное время, ровно столько, чтобы маленькому было легко сосредоточиться, и он не потерял интерес к материалу.

Живое общение с малышом – приятное и полезное занятие

Мыслитель Древней Греции, Скилеф, сказал: «Все великие события начинаются с общения». Именно! Поэтому нужно, чтобы ребенок красиво говорил, четко оформлял мысль и внятно ее аргументировал. И лучше живого общения придумать что-либо сложно.

А ведь кто-то сейчас начал сетовать на нехватку времени и сил. Нет! Не уговорили! На то, чтобы поговорить, нам не нужны особые усилия, все, что для этого нужно, это – желание! А оно должно быть, ведь мы общаемся с самым любимым и дорогим нам человечком. Такие разговоры нужны и нам самим, и нашему малышонку, в том числе, и, чтобы развить его красноречие!

А время? С этим вообще все просто! Мы так часто что-то делаем в одной комнате, пока карапуз занимается в другой. Так почему бы не делать вместе одно дело или хотя бы, не заниматься каждый своим, но в одной комнате. Тогда разговор сам собой завяжется. И еще! Не нужно тратить время, когда мы куда-то идем на пустое молчание или болтовню по телефону с друзьями. У вас появляется возможность общаться со своим маленьким! А это куда важнее!

Конечно, легко могу понять, когда взрослые не совсем уверены в своих силах. Они не знают, ни о чем, ни как поговорить с маленьким. Что делать? Пусть вам на помощь придут супруги, бабушки и дедушки, в конце концов, ораторское мастерство и риторику для детей преподают на специальных курсах. Зачем это надо? Только так кроха сможет научиться спорить, рассуждать, выступать перед аудиторией, доносить свою мысль, раскрывая полностью ее суть, вести переговоры. Для этого нужно СЛУШТЬ ребенка!

Одно из самых простых, но действующих упражнений, чтобы риторика развивалась – пересказ. Идете из садика, школы или кружка, спросите, что нового и интересного было. Пусть малыш расскажет, с кем разговаривал, о чем, во что играл, чем кормили и т.д.

Всестороннее развитие малыша

Все мы спешим время детства наших малышей использовать максимально эффективно. Нам так многому нужно их обучить… Именно поэтому мы, замечая какой-либо талант наших крох, отводим их на кружки и секции. Но такое времяпрепровождение полезно еще и потому, что:

  • Карапуз общается там с другими детишками;
  • Очень легко ему подобрать друзей по интересам, а значит, он не вырастит замкнутым, с другом он всегда сможет общаться и развиваться;
  • Словарный запас крохи пополняется новыми выражениями, присущими, как другим деткам, так и профильной специфике занятий на кружке.

Очень важно, если мы уделяем внимание малышу. Возможно, стоит в распорядке дня выделить минут 10 на специальные упражнения. Что это может быть? Выучить стишок, прочитать вслух книгу, пересказать фильм. Такие простые занятия понравятся ребенку и помогут ему в развитии.

Все вместе, о чем мы с вами говорили, и книги, и живое общение, и разноплановое развитие, подарит нам спокойствие и уверенность, что, какая бы ситуация не встретилась на пути нашим малышатам, они ее преодолеют! Расскажите, а как конкретно вы или ваши знакомые, заботитесь о том, чтобы словарный запас крох был большим, а умение им пользоваться приносило хорошие плоды?

Оставляйте комментарии, в которых расскажите о своем опыте. Приводите знакомых на сайт, чтобы мы услышали и их истории. Так соберется отличная коллекция, которая поможет нам понять своих крох и подарить им любовь и блестящее будущее! Подписывайтесь, чтобы вовремя получать новые статьи!

На сегодня все! Пока всем!

Наше новое видео:

Как правильно учить разговаривать ребенка

Речь — это отражение нашего мышления. Для того чтобы говорить правильно, мы должны держать мысли чистыми и следить, чтобы они не зарастали словесными «сорняками».

Я очень переживаю за речь детей и вместе с героями своей книги «Лексикон» хочу сделать их речь благозвучной, эмоциональной и чистой. Как? Вот несколько советов для умных родителей.

1. Не употребляйте в общении с ребёнком уменьшительно-ласкательные слова по отношению к предметам, вещам или действиям. Никакого «салатика» вместо «салата», никакого «телефончика» вместо «телефона» и никакой «пробежечки» вместо «пробежки».

2. Не бойтесь и не стесняйтесь читать короткие произведения из поэзии тех авторов, которые не считаются традиционно детскими. Тютчев, Фет, Бунин. Читайте медленно, с интонацией. Чтение таких произведений начнёт формировать у ребёнка массу вопросов. А вопросы, сформированные на базе стихотворения, в свою очередь, формируют чувство восприимчивости и к текстам, и, что важнее, к миру. То же касается и прозы, однако здесь всё зависит от степени развития восприимчивости малыша к тексту.

3. Если нет музеев или времени на них, рассматривайте альбомы с репродукциями картин. Обращайте внимание на детали пейзажа, туалетов людей, если это портреты, и на основе картины вместе с ребёнком придумывайте истории. Это развивает воображение и задействует вокабуляр.

4. Вечером, перед тем как пожелать ребёнку приятных сновидений, спросите его, чему он сегодня научился или что новое увидел.

5. Музыка, звучащая в доме — это прекрасно, она окрашивает в эмоциональный тон повседневность. Однако если вы хотите, чтобы ребёнок чутко улавливал эмоцию в сером, казалось бы, будне, отмечая многочисленные радужные оттенки, нужно иметь в виду, что звучащая вечным фоном музыка не способствует формированию оценочных процессов. Она попросту не помогает ребёнку размышлять и оценивать происходящее, а напротив — отгораживает от необходимости думать над происходящим и давать ему оценку. А это, в свою очередь, ограничивает активность вокабуляра, поскольку не предполагает многочисленных вариантов эмоции и, соответственно, их определений. Лучше вместе прослушать произведение и потом расспросить ребёнка о том, что он представлял, когда слушал музыку.

6. Научите детей есть ножом и вилкой: умение потреблять пищу красиво накладывает отпечаток и на потребление информации.

7. Не бросайте лишний раз бумажку мимо урны сами и запрещайте это делать своему ребёнку.

Очень часто родители сталкиваются с проблемой в развитии речи у ребенка. Не каждый имеет возможность обратиться к логопеду, но каждый может заниматься со своим ребенком самостоятельно.

Как правильно учить разговаривать ребенка

Занятия могут проводиться с любым малышом дошкольного возраста, меняется лишь подход: игровая форма, тональность, время Каждая мама знает своего ребенка и легко сможет применить все задания по обучению малыша на практике.

Несколько полезных советов перед началом занятий:

  • Становитесь на уровень малыша, чтобы он с легкостью мог смотреть вам в глаза и следить за вашими действиями.
  • Самых маленьких можно брать на колени и самим делать массаж лица, а остальные задания — не больше пяти-семи минут в игровой форме.
  • Занятия желательно проводить ежедневно, затрачивая не более 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.
  • В любом возрасте применяйте игровую форму, иначе даже самый спокойный ребенок перестанет вас слушать.
  • Не старайтесь выполнить за один раз все нижеперечисленное: массаж, артикуляционную гимнастику обычно делают полностью (но на свое усмотрение, чтобы занятие не наскучило ребенку), а произношение букв и скороговорок можно разделить по дням.

Как правильно учить разговаривать ребенка Фото: 3643825, pixabay.com

Массаж лица

Массаж лица сам по себе, конечно, большой роли не сыграет, но при совмещении с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами очень полезен для чистоты нашей речи.

Поставьте ребеночка перед собой и, показывая и озвучивая свои действия, делайте вместе с ним массаж лица.

1. Подушечками пальцев нежно поглаживаем надбровные части лба, приговаривая: «Вот как мы себя любим, вот как мы себя голубим…» Переходим к крыльям носа и гайморовым пазухам, не забывая приговаривать: «А вот какой у нас носик, вот какой у нас курносик…» Затем разглаживаем область вокруг губ, скулы до ушей и обратно: «Ротик наш роток, ты совсем не молчунок! Ушки наши ушки, ушки на макушке!»

2. Легкое постукивание подушечками пальцев в тех же зонах. Как поглаживание, так и постукивание осуществляется двумя руками, движения идут то навстречу друг другу, то в противоположную сторону. Не забывайте все время разговаривать с ребеночком: «Вот какие мы красивые! Вот какие мы послушные! Вот как мы себя погладили!» Как правильно учить разговаривать ребенка Фото: PublicDomainPictures, pixabay.com

Артикуляционная гимнастика

1. Воздушный шарик.

«А какой бывает воздушный шарик? Ну-ка, надуем щечки! Вот так!» Надуваем щеки, как воздушный шарик, и в той же последовательности, теми же движениями делаем массаж.

2. Паровозик.

«А как у нас паровозики дудят? Ту-ту, вот так губки в трубочку сложим! Вот какие молодцы!» Вытягиваем губы трубочкой, делаем ими вращение по часовой, затем против часовой стрелки. Затрачивая одну-две минуты в одну сторону, столько же — в другую.

3. Улыбка.

«А как мой малыш улыбается? Как он маме улыбается? Вот как он улыбается!» Растягиваем губы в улыбку и стягиваем трубочкой, примерно одну-две минуты.

4. Поцелуйчик.

«А теперь давай поцелуемся с мамочкой вот так!» Имитация поцелуя: губы вытягиваются в трубочку, становятся упругими, раздается звук поцелуя и губы расслабляются. Также примерно одну-две минуты.

5. Лошадка.

«А как мы говорим лошадке „Стой“? „Тфпр-тфпр!“ — Вот как мы говорим лошадке!». Расслабляем губы и произносим звук, похожий на тот, которым останавливают лошадь — тфпр-тфпр, только без перерыва и забора дыхания. Упражнение очень сильно раздражает губы, поэтому со временем его выполнения определитесь сами.

6. Ротик.

«А теперь давай себя погладим язычком, вот так!» Погладьте губы языком, по часовой стрелке и против.

7. Язычок.

«А давай посмотрим, у кого язычок длинней, у мамы или у тебя, ну-ка, повторяй за мамой!» Дотрагиваетесь языком сначала до верхней губы, потом до нижней, затем уголок левой стороны и уголок правой стороны рта. Как правильно учить разговаривать ребенка Фото: timkraaijvanger, pixabay.com

И напоследок, двумя руками имитируя умывание, погладьте свое лицо и шею, аккуратно, подольше, растирая от лба, по гайморовым пазухам, к шее.

После артикуляционной гимнастики произносим гласные звуки. Чаще всего, гласные произносятся детками гораздо правильнее и учатся без особых проблем. Но и над ними не мешает поработать.

А — а — а — первый раз произносим коротко и отрывисто. Очень аккуратно, не напрягая челюсть, дабы не получить вывих челюсти!

Аааааа — длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации.

Проговариваем точно так же и остальные буквы — «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «э-э-э», «е-е-е», «ё-ё-ё», «и-и-и», «ю-ю-ю».

Тренинг на парные согласные (произносить несколько минут, как скороговорку, для разнообразия можно чередовать скороговорку с напевностью). После каждой буквы желательно проговорить скороговорку с наличием этой буквы.

Б — Бу-бо-ба-бэ-би-бы

П — Пу-По-па-пэ-пи-пы

В — Ву-во-ва-вэ-ви-вы

Ф — Фу-фо-фа-фэ-фи-фы

Г — Гу-го-га-гэ-ги-бы

К — Ку-ко-ка-кэ-ки-бы

Д — Ду-до-да-дэ-ди-ды

Т — Ту-то-та-тэ-ти-ты

Ж — Жу-жо-жа-жэ-жи-жы

Ш — Шу-шо-ша-шэ-ши-шы

З — Зу-зо-за-зэ-зи-зы

С — Су-со-са-сэ-си-сы

Чем хороши эти и подобные занятия — их можно проводить в игровой форме, где угодно: в поликлинике, в самолете, идя по улице.

Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому не забывайте массировать ладошки ребеночка, т.к. в них находятся точки, отвечающие за это. Можно брать не очень жесткие щетки, массировать по часовой стрелке и обратно, приговаривая:

Ёжики-ёжики
гладят ручки.
Маленькую девочку (маленького мальчика)
говорить научат!

А также занимайтесь с ребенком аппликацией, перебирайте различные крупы, нанизывайте бусы, лепите поделки из соленого теста или пластилина, применяйте старые русские потешки для развития мелкой моторики (такие как «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик»).

Если мама будет уделять развитию речи ребенка должное внимание, он очень быстро, а самое главное — правильно, научится говорить.

Как правильно учить разговаривать ребенка

1. Начните общаться с ребенком как можно раньше

Расскажу на примере своего сына, который к 1,5 годам уже говорил предложения. Я начала смотреть глаза в глаза и говорить с ребенком, как только мне положили его на грудь в родовой! Спокойное и позитивное общение с малышом – залог успешного развития речи. Я постоянно читала или пела потешки, пестушки, приговорки.

Важный момент: при непосредственном общении с ребенком в этот период (да и в дальнейшем!) не стоит создавать излишний звуковой фон (например, включать телевизор). Он отвлекает и не дает малышу сконцентрироваться на речи. Ребенок, выросший в шумной атмосфере, впоследствии может быть двигательно расторможен и не внимателен к словам взрослых. До него бывает трудно «достучаться» родителям и педагогам.

2. Развивайте тактильные ощущения с раннего возраста

Как правильно учить разговаривать ребенка

3. Играйте со звучащими игрушками

Звучащие игрушки (барабаны, колокольчики, молоточки) стимулируют слуховое внимание ребенка. Дудочки, например, хорошо активизируют речь. Возьмите колокольчик, позвените им с разных сторон от ребенка, дождитесь, пока он повернет голову на звук. Спросите: где колокольчик? Дайте ему колокольчик, не забывая разговаривать с ним в этот момент. Попросите у него колокольчик.

4. В 1-2 года практикуйте развивающие игры

Понимание речи формируется раньше, чем активное ее употребление. Поэтому так важно разговаривать с малышом, который еще не говорит, – увидите, его словарный запас потом будет значительно шире. Главное, чтобы вы доносили информацию четко и по делу.

В этот период дети любят показывать пальцем на интересующий их предмет, дополняя все это вопросом «Ы?». Этот жест очень важен для развития речи! Ни в коем случае не запрещайте это делать, и, более того, поспешите научить кроху этому жесту, если есть необходимость.

Когда ребенок начнет говорить конкретные фразы, указывая на предметы и животных, дайте ему знать, что понимаете то, что он говорит. Например, увидев собаку, он может сказать: «Ака ака». Ваш ответ: «Правильно, собака».

Вот пример развивающей игры для детей от 1 года до 2 лет. «Кто дольше?» – мама называет любую гласную или согласную букву. Задача ребенка – переиграть вас, протянув подольше названный звук.

Как правильно учить разговаривать ребенка

5. Не ограничивайтесь книжками и картинками. Дайте ребенку потрогать все предметы и назвать их.

Например, ребенок видит помидор, ощущает его прикосновение, фиксирует цвет, форму, вкус и слышит слово «Помидор».

Комплекс ощущений от предмета ассоциируется со словом. Через какое-то время слово заменяет предмет, становится его эквивалентом. Постепенно слова вырываются из фразы и начинают самостоятельную жизнь. Таким образом можно научить малыша многим словам.

С двух лет активно вводите глаголы. Учите ребенка совершать разнообразные действия с любым предметом: положи, возьми, закрой, открой. Покажите, какие действия ему нужно воспроизвести!

Пока ребенок не знает, что и как делать, ему нужно показывать и подсказывать даже самые простые манипуляции. Включайтесь в его игру и проговаривайте все.

6. Старайтесь говорить в повседневной речи обобщающие слова

С 2 до 3 лет у ребенка быстро увеличивается словарный запас. Это объясняется тем, что он знакомится со свойствами предметов, устанавливает связи между ними. Окружающие начинают понимать речь малыша, но он может пропускать в слове отдельные слоги («клой» – открой) и вставлять лишние звуки («таньканчик» – стаканчик).

Эффективно говорить: «Поставь обувь на место», «Убери игрушки», «Положи фрукты на блюдо», «Сделаем из овощей салат» (вместо перечисления всех овощей), «Какой транспорт ты видел во время прогулки?» и т.д.

7. «А как ты думаешь?»

Ребенок спрашивает: «Почему завял цветочек?». Вам стоит говорить: «А ты как думаешь?».

Не давайте сразу готовый ответ, порассуждайте вместе с ребенком и дайте возможность ему самому ответить на его же вопрос. Этот пункт касается развития словарного запаса, поэтому у ребенка уже должна быть хорошо развита речь.

Как правильно учить разговаривать ребенка

8. Сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом, выполняя обычные дела (для детей 2-4 лет)

Когда одеваетесь на улицу, сравните свою куртку и куртку ребенка (цвет, ткань, размер, наличие карманов, капюшона или воротника, застежек).

Накрывая на стол, сравните стакан и чашку (наличие ручки, форму, цвет, материал). Поинтересуйтесь у ребенка, почему у чашки есть ручка, а у стакана нет?

9. Задавайте ребенку вопросы, на которые нельзя ответить одним словом

«Какие блюда тебе понравились в детском саду? Как ты играл? Что интересного сегодня было? Что тебя обрадовало? Что огорчило сегодня?». На эти вопросы нельзя ответить одним словом. Так вы пытаетесь научить ребенка развернуто отвечать на вопросы, говорить свое мнение.

Как правильно учить разговаривать ребенка

10. Дайте малышу возможность общаться с другими детьми вне занятий со взрослыми (здорово, если дети будут старше). Прием работает с двухлетками, но особенно поможет детям с пяти до семи лет.

Здорово, если дети выбирают сюжетно-ролевые игры: распределяют роли, договариваются друг с другом о развитии сюжета, проговаривают диалоги по сюжету игры. Более простой вариант: совместное рисование или изготовление поделок (договариваются друг с другом о том, что будут рисовать, чем, кто, что нарисует на общей картине). Главное, чтобы дети общались и стремились разговаривать не под руководством взрослого.

Есть некоторые правила, способные помочь научить детишек правильно звуки выговаривать и свою речь строить правильно. Все эти правила помогут не только детям, у которых развитие речи заторможенное, но и тем, которые хорошо в этом успевают. Как научить ребенка разговаривать быстро и правильно — так как же ребенка научить говорить?

Как научить ребенка разговаривать быстро и правильно

Мама огромную роль имеет во всех отношениях развития своего ребенка. Она способна своему малышу обеспечить и дать полноценное развитие. При постоянном с мамой общении, кроха обязательно должен наблюдать артикуляцию, а еще слышать слова и предложения, выговоренные правильно.

Не следует с малышом разговаривать о каких-либо философских темах, а также не обсуждайте с ним ваши наболевшие проблемы, чтобы ему постоянный обеспечивать диалог. Вам будет вполне достаточно просто все, что вы делаете, комментировать. Это поможет малышу, действия соотносить его звуковым значением.

Как правильно учить разговаривать ребенка

Как научить ребенка разговаривать

Когда уже ребенку исполнится практически два годика, то не общайтесь с ним, умиляясь и сюсюкая. Кроха уже должен хороший тембр вашего голоса слышать. Разговаривайте с ребенком так, как вы разговариваете в обычной жизни, старайтесь выговаривать звуки четко.

Как научить ребенка разговаривать — те слова, которые ребенку еще новые или сложные для него, пытайтесь говорить немного громче и с большей четкостью, чем простые слова, чтобы ребенок без затруднения смог вашу речь разобрать. При этом ребенку нужно смотреть в лицо, показывая свою артикуляцию.

Простыми словами никогда не пытайтесь заменить сложные. Также не следует создавать собирательные образы, например, не называйте все головные уборы — шапки. Кроха должен знать, что шляпа – это шляпа, платочек – платочек, а кепка – кепка.

Родителям также не нужно в своей речи опускать глаголы. мамы обычно глаголы игнорируют, когда например, дают комментарий определенной ситуации. Например, увидев на улице кошку, обычно говорят «кошечка». в своей памяти накапливая в основном только существительные с прилагательными, малыш будет иметь затруднения с тем, как выразить свои желания. Например, вместо «хочу машинку» будет говорить лишь «машинка». Родителям в подобной ситуации будет трудно понять купить ему машинку, видит ли он машинку или просто вспомнил мультик, в котором машинка.

Когда разговариваете с ребенком, не применяйте в своей речи большие сложносочиненные предложения. Крохе сразу все слова охватить сложно, поэтому речь взрослого для него становится не совсем понятной. Вполне достаточно просто произнести: «самолет летит» или «кошка бежит».

Обращайте внимание ребенка на признаки различных предметов. У малыша накапливаться станут характеристики, это поможет расшириться его словарному запасу.

Родителям также не нужно в своей речи опускать глаголы, мамы обычно глаголы игнорируют, когда например, дают комментарий определенной ситуации. Например, увидев на улице кошку, обычно говорят «кошечка». в своей памяти накапливая в основном только существительные с прилагательными, малыш будет иметь затруднения с выражением своих желаний. Например, вместо «хочу машинку» будет говорить лишь «машинка». Родителям в подобной ситуации будет трудно понять купить ему машинку, видит ли он машинку или просто вспомнил мультик, в котором машинка.

Хорошо, если родители в своей речи предметы противопоставляют. Например, собачка бегает, а рыбка плавает или ночью темно, а днем светло.

Как научить ребенка разговаривать — благоприятно также влияет восприятие речи на слух. В наше время литература для детей имеет огромный ассортимент сказок, стихов, историй, песенок, басней и много других произведений. Читать малышу следует не только перед тем, как он ложится спать, но и днем, удобно разместившись на диване или кресле.

Имеется еще и специализированная литература для детишек, у которых неправильное развитие речи. Можно посоветоваться с логопедом, какие издания нужно приобрести. В подобной литературе содержатся не только сюжетные истории, но и разнообразные упражнения, помогающие развитию артикуляции.

В художественной литературе огромное количество красочных эпитетов и красивых выражений, которые будут в памяти ребенка, несомненно, накапливаться. Позже ребенку будет значительно проще подобрать правильное слово, чтобы высказать свои чувства, потребности и ощущения.

Можно также придумывать любые игры со словами, слогами и звуками. Для этого время специально уделять не нужно. Можно играть, например, во время прогулки или в общественном транспорте. Заключается подобное обучающее развлечение в том, что кто-то из родителей говорит ребенку, например: «га-га-га», на что кроха должен ответить: «ла-ла-ла». Что говорить выбирать должен каждый сам.

Но, надолго малыша подобной гимнастикой не займешь, но вполне достаточно будет пяти – десяти минут, чтобы речевые навыки получили хорошую практику. Словами можно играть с детишками, которым уже есть два годика. Например, называя предмету характеристику, малыш должен ответить, о каком предмете идет речь. Вы: «голубое», ребенок: «небо».

Также сильно важна в развитии правильной речи и мелкая моторика. Специалисты нередко наши руки даже называют «вторым органом речи». Движения рук отлично способны развить: пластилин, различные игрушки из резины, пластмассы, пупырчатые, мягкие игрушки, соленое тесто. Можно из хлопчатобумажной ткани сшить небольшие мешочки, в которые насыпать: крупы, макарон, песка и другое. Такой простой и очень экономичный способ поможет не только маленького непоседу занять, но и помогут развитию мелкой моторики.

Как научить ребенка разговаривать — на развитие речи крохи множество факторов может повлиять. Например, ели у вас в семье разговаривают на двух языках, то не паникуйте, если двухлетний ребенок еще не стал «нормально» разговаривать. У таких детей смешение разных языков родителей, несколько развитие речи притормаживает. Как ребенка научить правильно говорить в таком случае? Просто выберите один из языков и придерживайтесь правил, которые перечислены выше.

Как научить ребенка разговаривать быстро и правильно мы посоветовали, если что-то не получается — не огорчайтесь! Ведь все люди все-равно научились говорить и общаться.

Теперь смотри видео — как научить ребенка разговаривать — советы психолога:

Как правильно учить разговаривать ребенка

Речь — это отражение нашего мышления. Для того чтобы говорить правильно, мы должны держать мысли чистыми и следить, чтобы они не зарастали словесными «сорняками».

Я очень переживаю за речь детей и вместе с героями своей книги «Лексикон» хочу сделать их речь благозвучной, эмоциональной и чистой. Как? Вот несколько советов для умных родителей.

1. Не употребляйте в общении с ребёнком уменьшительно-ласкательные слова по отношению к предметам, вещам или действиям. Никакого «салатика» вместо «салата», никакого «телефончика» вместо «телефона» и никакой «пробежечки» вместо «пробежки».

2. Не бойтесь и не стесняйтесь читать короткие произведения из поэзии тех авторов, которые не считаются традиционно детскими. Тютчев, Фет, Бунин. Читайте медленно, с интонацией. Чтение таких произведений начнёт формировать у ребёнка массу вопросов. А вопросы, сформированные на базе стихотворения, в свою очередь, формируют чувство восприимчивости и к текстам, и, что важнее, к миру. То же касается и прозы, однако здесь всё зависит от степени развития восприимчивости малыша к тексту.

3. Если нет музеев или времени на них, рассматривайте альбомы с репродукциями картин. Обращайте внимание на детали пейзажа, туалетов людей, если это портреты, и на основе картины вместе с ребёнком придумывайте истории. Это развивает воображение и задействует вокабуляр.

4. Вечером, перед тем как пожелать ребёнку приятных сновидений, спросите его, чему он сегодня научился или что новое увидел.

5. Музыка, звучащая в доме — это прекрасно, она окрашивает в эмоциональный тон повседневность. Однако если вы хотите, чтобы ребёнок чутко улавливал эмоцию в сером, казалось бы, будне, отмечая многочисленные радужные оттенки, нужно иметь в виду, что звучащая вечным фоном музыка не способствует формированию оценочных процессов. Она попросту не помогает ребёнку размышлять и оценивать происходящее, а напротив — отгораживает от необходимости думать над происходящим и давать ему оценку. А это, в свою очередь, ограничивает активность вокабуляра, поскольку не предполагает многочисленных вариантов эмоции и, соответственно, их определений. Лучше вместе прослушать произведение и потом расспросить ребёнка о том, что он представлял, когда слушал музыку.

6. Научите детей есть ножом и вилкой: умение потреблять пищу красиво накладывает отпечаток и на потребление информации.

7. Не бросайте лишний раз бумажку мимо урны сами и запрещайте это делать своему ребёнку.

Очень часто родители сталкиваются с проблемой в развитии речи у ребенка. Не каждый имеет возможность обратиться к логопеду, но каждый может заниматься со своим ребенком самостоятельно.

Как правильно учить разговаривать ребенка

Занятия могут проводиться с любым малышом дошкольного возраста, меняется лишь подход: игровая форма, тональность, время Каждая мама знает своего ребенка и легко сможет применить все задания по обучению малыша на практике.

Несколько полезных советов перед началом занятий:

  • Становитесь на уровень малыша, чтобы он с легкостью мог смотреть вам в глаза и следить за вашими действиями.
  • Самых маленьких можно брать на колени и самим делать массаж лица, а остальные задания — не больше пяти-семи минут в игровой форме.
  • Занятия желательно проводить ежедневно, затрачивая не более 15 минут, в зависимости от возраста ребенка.
  • В любом возрасте применяйте игровую форму, иначе даже самый спокойный ребенок перестанет вас слушать.
  • Не старайтесь выполнить за один раз все нижеперечисленное: массаж, артикуляционную гимнастику обычно делают полностью (но на свое усмотрение, чтобы занятие не наскучило ребенку), а произношение букв и скороговорок можно разделить по дням.

Как правильно учить разговаривать ребенка Фото: 3643825, pixabay.com

Массаж лица

Массаж лица сам по себе, конечно, большой роли не сыграет, но при совмещении с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами очень полезен для чистоты нашей речи.

Поставьте ребеночка перед собой и, показывая и озвучивая свои действия, делайте вместе с ним массаж лица.

1. Подушечками пальцев нежно поглаживаем надбровные части лба, приговаривая: «Вот как мы себя любим, вот как мы себя голубим…» Переходим к крыльям носа и гайморовым пазухам, не забывая приговаривать: «А вот какой у нас носик, вот какой у нас курносик…» Затем разглаживаем область вокруг губ, скулы до ушей и обратно: «Ротик наш роток, ты совсем не молчунок! Ушки наши ушки, ушки на макушке!»

2. Легкое постукивание подушечками пальцев в тех же зонах. Как поглаживание, так и постукивание осуществляется двумя руками, движения идут то навстречу друг другу, то в противоположную сторону. Не забывайте все время разговаривать с ребеночком: «Вот какие мы красивые! Вот какие мы послушные! Вот как мы себя погладили!» Как правильно учить разговаривать ребенка Фото: PublicDomainPictures, pixabay.com

Артикуляционная гимнастика

1. Воздушный шарик.

«А какой бывает воздушный шарик? Ну-ка, надуем щечки! Вот так!» Надуваем щеки, как воздушный шарик, и в той же последовательности, теми же движениями делаем массаж.

2. Паровозик.

«А как у нас паровозики дудят? Ту-ту, вот так губки в трубочку сложим! Вот какие молодцы!» Вытягиваем губы трубочкой, делаем ими вращение по часовой, затем против часовой стрелки. Затрачивая одну-две минуты в одну сторону, столько же — в другую.

3. Улыбка.

«А как мой малыш улыбается? Как он маме улыбается? Вот как он улыбается!» Растягиваем губы в улыбку и стягиваем трубочкой, примерно одну-две минуты.

4. Поцелуйчик.

«А теперь давай поцелуемся с мамочкой вот так!» Имитация поцелуя: губы вытягиваются в трубочку, становятся упругими, раздается звук поцелуя и губы расслабляются. Также примерно одну-две минуты.

5. Лошадка.

«А как мы говорим лошадке „Стой“? „Тфпр-тфпр!“ — Вот как мы говорим лошадке!». Расслабляем губы и произносим звук, похожий на тот, которым останавливают лошадь — тфпр-тфпр, только без перерыва и забора дыхания. Упражнение очень сильно раздражает губы, поэтому со временем его выполнения определитесь сами.

6. Ротик.

«А теперь давай себя погладим язычком, вот так!» Погладьте губы языком, по часовой стрелке и против.

7. Язычок.

«А давай посмотрим, у кого язычок длинней, у мамы или у тебя, ну-ка, повторяй за мамой!» Дотрагиваетесь языком сначала до верхней губы, потом до нижней, затем уголок левой стороны и уголок правой стороны рта. Как правильно учить разговаривать ребенка Фото: timkraaijvanger, pixabay.com

И напоследок, двумя руками имитируя умывание, погладьте свое лицо и шею, аккуратно, подольше, растирая от лба, по гайморовым пазухам, к шее.

После артикуляционной гимнастики произносим гласные звуки. Чаще всего, гласные произносятся детками гораздо правильнее и учатся без особых проблем. Но и над ними не мешает поработать.

А — а — а — первый раз произносим коротко и отрывисто. Очень аккуратно, не напрягая челюсть, дабы не получить вывих челюсти!

Аааааа — длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации.

Проговариваем точно так же и остальные буквы — «о-о-о», «у-у-у», «ы-ы-ы», «э-э-э», «е-е-е», «ё-ё-ё», «и-и-и», «ю-ю-ю».

Тренинг на парные согласные (произносить несколько минут, как скороговорку, для разнообразия можно чередовать скороговорку с напевностью). После каждой буквы желательно проговорить скороговорку с наличием этой буквы.

Б — Бу-бо-ба-бэ-би-бы

П — Пу-По-па-пэ-пи-пы

В — Ву-во-ва-вэ-ви-вы

Ф — Фу-фо-фа-фэ-фи-фы

Г — Гу-го-га-гэ-ги-бы

К — Ку-ко-ка-кэ-ки-бы

Д — Ду-до-да-дэ-ди-ды

Т — Ту-то-та-тэ-ти-ты

Ж — Жу-жо-жа-жэ-жи-жы

Ш — Шу-шо-ша-шэ-ши-шы

З — Зу-зо-за-зэ-зи-зы

С — Су-со-са-сэ-си-сы

Чем хороши эти и подобные занятия — их можно проводить в игровой форме, где угодно: в поликлинике, в самолете, идя по улице.

Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому не забывайте массировать ладошки ребеночка, т.к. в них находятся точки, отвечающие за это. Можно брать не очень жесткие щетки, массировать по часовой стрелке и обратно, приговаривая:

Ёжики-ёжики
гладят ручки.
Маленькую девочку (маленького мальчика)
говорить научат!

А также занимайтесь с ребенком аппликацией, перебирайте различные крупы, нанизывайте бусы, лепите поделки из соленого теста или пластилина, применяйте старые русские потешки для развития мелкой моторики (такие как «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик»).

Если мама будет уделять развитию речи ребенка должное внимание, он очень быстро, а самое главное — правильно, научится говорить.

Ссылка на основную публикацию