Как развить образное мышление

Образно – ассоциативное мышление происходит благодаря мысленным образам, возникающим в памяти, при упоминании того или иного слова, или события.

При формировании данного вида мышления, задействовано воображение. И чем лучше оно развито, тем эффективней применение образного мышления в запоминании информации.

Развивая воображение, делая работу своего мозга более пластичным, ученики легко учатся припоминать, быстрее и полнее восстанавливаться после напряжённой умственной работы, и главное, приобретают новую уверенность в собственных силах.

Чем больше образов и ассоциаций накапливается в памяти человека, тем разнообразней возможности их использования, и тем результативней проходит развитие памяти и творческого мышления.

Упражнение, развивающее возможности памяти «Змейка»

Возраст: от 5 лет и старше

Правила игры: двигаясь по часовой стрелке от ячейки к ячейке, постарайтесь запомнить количество повторений каждого рисунка.

Задачи в игре могут изменяться:

  • запоминание количества определенных предметов;
  • запоминание количества цветов;
  • запоминание последовательности предметов или цветов.

Варианты: Для разнообразия игры, картинки могут быть одного или разного цвета.

Можно использовать одну картинку, но в разных цветах. В этом случае, нужно будет назвать сколько картинок было того или иного цвета.

Так же «Змейка»может состоять из букв, цифр, слогов или слов.

Упражение на развитие образного мышления «Поиск предмета»

Возраст: с 4 лет и старше

Задача: Запомнить предметы на картинке или слова в списке, после чего вспомнить их и найти на следующей картинке.

Варианты игры:

  1. Запомнить предметы на первой картинке. На второй картинке представлен измененный набор предметов. Необходимо назвать, что появилось, и что пропало.
  2. Запомнить какие предметы и где расположены на первой картинке. Посмотрев на вторую картинку, назовите где и что лежало.
  3. Запомнить последовательность предметов на первой картинке. Посмотрев на вторую картинку, требуется вспомнить последовательность.
  4. На первой картинке, требуется запомнить список предметов. На второй картинке, необходимо найти предметы из списка. Список можно обновлять и расширять.

Художник: Матюгина Александра

Упражнение для развития образного мышления

«Слова ходят парами»

Задача: на картинке, изображены пары слов. Нужно объяснить их взаимосвязь и постараться, мысленно представить связующую картинку для каждой пары слов.

На следующей картинке пары слов разбиты. Требуется их восстановить, вспомнив ранее представленные картинки.

Совет: при первом выполнении задания, можно делать небольшие зарисовки.

Игра усложняется, если задание выполнять в ограниченное время.

Упражнение для развития ассоциативного мышления

Возраст: от 5 лет и старше

Цель: просмотреть по очереди все картинки и запомнить карточки какого цвета, или предметы, есть и каждого персонажа.

После чего ответить на вопросы с последней картинки.

Польза: развитие внимания и ассоциативного мышления.

Советы: запоминая цвета карточек или предметы, используйте ассоциативное и образное мышление. Можно «привязать» цвет или предмет к изображению персонажа (одежда, грива и т.д.).

Упражнение для развития ассоциативного мышления

Возраст: от 5 лет и старше

Цель: просмотреть по очереди все картинки и запомнить слова каждого персонажа.

После чего ответить на вопросы с последней картинки.

Польза: развитие внимания и ассоциативного мышления, а также улучшается умение фантазировать.

Советы: запоминая слова, используйте ассоциативное и образное мышление.

Лучший способ- это придумать мини рассказ, и ярким сюжетом представить его мысленно.

Чем абсурдней будет сюжет, тем лучше запомнятся слова.

Упражнение для развития образного мышления

Возраст: от 6 лет и старше

Внимание: игра требующая повышенного внимания.

Задача: на первой картинке внимательно рассмотреть все предметы, а на второй картинке, назвать предметы поменявшие цвет.

Для усложнения задачи:

  • ограничить время изучения первой картинки;
  • увеличить количество объектов на картинке;
  • менять местами предметы на второй картинке.

Упражнение для развития ассоциативного и образного мышления

«Пары картинок (мнемотаблица)»

Возраст: от 5 лет и старше

⠀⠀
Задача: в двух столбцах, попарно изображены предметы. Постарайтесь запомнить, как можно больше пар. На следующей картинке, само задание- требуется восстановить потерянные пары.

Совет: чтобы облегчить запоминание, мысленно связывайте картинки в один «сюжет». Складывайте рисунки в «фильм» или историю, где один объект следует за другим.

Постарайтесь для каждого предмета придумать «движение» (например, девочка скачет, рыба плещется). Объекты в «движении» легче запоминаются и их проще связать в одну историю.

Почему так важно развивать образное мышление у малышей? Чтобы ответить на этот вопрос, начнем, пожалуй, с самого определения. Вы, наверное, догадались из названия, что данный вид детского мышления связан с некими образами, а также осязательными и звуковыми ассоциациями.

Как развить образное мышление

Рисунок пластилином по сказке «Колобок».

Самый простой пример образного мышления – это детские рисунки. Малыши отображают то, что увидели на улице, то, что понравилось в мультфильме, то, что они ассоциируют с тем или иным событием, а также эмоциями. По средствам образного мышления в ребенке можно вырабатывать отзывчивость к прекрасному, доброму и хорошему.

Исследуя эту интересную особенность работы человеческого мозга, ученые пришли к выводу, что образное мышление – это генетически заложенная в человеке характеристика. То есть если вовремя начать развивать данный нам природой талант, то теоретически великим Пикассо может стать каждый!

Но и в других профессиях образное мышление играет не последнюю роль. Вот только некоторые причины, ради которых стоит развивать эту творческую особенность:

  • нестандартный подход к различным вопросам помогает решить практически любую задачу;
  • образное мышление помогает оградиться от негативных происшествий и людей;
  • если представлять свои мечты в мельчайших деталях, то вероятность их осуществления значительно увеличивается.

В конце концов, образное мышление деток становится основой для развития логического и вербального мышления, которые просто необходимы во время школьного обучения и профессионального в том числе.

Самым незамысловатым способом развития детского образного мышления являются всевозможные прогулки родителей с их любимым чадом. Гуляете ли вы по магазинам, или посетили выставку картин, а может отправились в парк кормить белок, попросите малыша запомнить как можно больше того, что он увидел по пути. А после, когда вы придете домой, спросите ребенка, что ему запомнилось, попросите описать яркие предметы или достопримечательности.

Как развить образное мышление

Дошкольнику можно предложить нарисовать некий предмет или образ, слепить его из пластилина или изобразить мимикой лица, например.

Кроме определенных предметов и образом, нарисовать можно звуки, эмоции, то есть, включая фантазию и собственные ощущения, малыш может попытаться отобразить то, что невозможно увидеть.

Популярные в настоящее время пазлы разной сложности – отличный рычаг для запуска образного механизма в мышлении ребенка!

А еще специалистами доказано, что образно мышление помогает развивать, такое искусство, как оригами. Дети вообще очень любят работать с бумагой. А когда из нее получаются некие фигурки или изображения животных, птиц, рыбок – малыш приходит в огромный восторг!

Как развить образное мышление

И, наконец, конструирование – сейчас весьма популярными являются мелкие и крупные пластмассовые конструкторы, которые не только развивают образное мышление. Они помогают разрабатывать детскую моторику, а значит, улучшают речевые способности, навыки письма и рисования.

Приведенные выше пособия, игры и поделки не обременительны для родителей финансово и не отнимают много времени, а результат при этом великолепный. Поэтому воспитывайте в своих детях будущих творцов искусства сейчас.

Как развить образное мышление

Наглядно-образное мышление – это процесс решения задач, во время которого человек работает с предметами, только представляя их себе зрительно, но, не взаимодействуя с ними в реальности. Другими словами, используя наглядно-образный мыслительный процесс, человек может переместить образ определенного предмета (например, телевизора) на любое место (например, в другую часть квартиры во время перестановки мебели), и представить, как он будет там смотреться, при этом, не перемещая его в реальности.

Наглядно-образное мышление: что это такое

Отличительной особенностью данного вида мышления является установление неординарных связей между свойствами и предметами. Оно необходимо, когда человек хочет что-либо получить в результате своей деятельности, но при этом он просто представляет ситуацию, как бы он это сделал и что получится в итоге. За такой вид мышления отвечает правое полушарие мозга.

Согласно психологу Ж. Пиаже в развитии детского мыслительного процесса можно выделить следующие этапы:

  1. Практические (сенсомоторные). Ребенок от рождения и до 2 лет познает мир при помощи манипуляций с предметами.
  2. Дооперационные. Начинаются примерно в 2 годика и продолжаются до 7лет. В это время развивается речь, а также способность в уме видеть образ предмета, выполняя с ним различные манипуляции.

Развитие образного мышления происходит в 4-5 лет, когда малыши постепенно переходят при решении задач от контактного способа с предметами к работе с их образами в уме.

ВАЖНО! Наглядно-образный мыслительный процесс становится основным в возрасте 5-6 лет. В это время для решения конкретной задачи ребенку уже не нужно взаимодействовать с предметом, он может произвести все свои действия в уме, на мысленном уровне.

Развитие наглядно образного мышления

В начале дошкольного периода малыши умеют решать задачи, связанные с передвижением, применением объекта только при непосредственном контакте с ним руками. Со временем у них проявляется способность во время поиска ответа не воздействовать на предмет тактильно, а делать упор на представление его в уме.

Развитие наглядно-образного мышления возможно, если малыши могут сочетать различные части предметов, перемещать их, выделять главные признаки в уме. Уже с 4 лет у детишек полностью формируются основные функции психики, что создает базу для интенсивного развития такого вида мыслительного процесса. Именно в это время важно тренировать ребенка, а для этого разработаны специальные упражнения, которые разделяют на 2 группы:

Комбинационные

Основная их цель – позволить ребенку на базе набора определенных образов создать что-нибудь новое. Исходники могут быть самыми различными, от математических знаков, буквенных и цифровых символов, до сложных геометрических фигур.

Задачи ставятся по-разному. Можно попросить ребенка создать из цифровых и математических знаков фигурку человечка. Или предоставить полную свободу действий и посмотреть, что у него получится. К подобным задачкам относятся и задания на нахождение и восстановление недостающего элемента.

Хорошим упражнением считается игра «Шахматная доска», в которой предлагается из различных частичек создать поле, чередуя их. Можно организовать состязания на скорость и постепенно увеличивать размер полей.

Трансформационные

Цель таких упражнений по развитию наглядно-образного мышления состоит в изменении исходного, законченного образа, чтобы в итоге получилось что-то новое. Чаще всего используются упражнения со спичками. Ребенку дается образ, сложенный из спичек или палочек. Предлагается убрать несколько спичек или переложить их так, чтобы получилась новая фигура. Например, исходником является домик, из которого нужно сделать флажок, переложив палочки (спички).

Хорошо помогают скоростные задания. Участникам раздают листы с нарисованными в количестве 20 штук буквами «Ш». В качестве задачи предлагается дорисовать каждую букву так, чтобы появился новый предмет. Все 20 образов должны быть узнаваемыми и разными. После завершения времени, отведенного на задание, проводят его обсуждение по поводу узнаваемости и оригинальности созданных образов.

В качестве упражнения используют групповое рисование. При этом следует перед рисующими поставить задачу – создать нетривиальный образ. Можно немного сузить тематику и предложить нарисовать несуществующее чудовище или телефон будущего.

Для детишек можно предложить следующие упражнения:

  • нарисовать букву «Ш» и постараться повернуть ее так, чтобы получилась другая буква алфавита. Должна получиться «Е»;
  • описать каплю росы, рассвет, радугу, зубную щетку.

Таким образом, способность представлять предметы в уме, передвигать их, выполнять различные манипуляции, предоставляет возможность дошкольнику усваивать общие принципы существования вещей и явлений в реальности. Уровень развитости наглядно-образного мышления, который достигается в возрасте до 7 лет, является базисным вкладом в общий процесс формирования психики.

В словарях о воображении пишут так скучно, что даже не хочется цитировать определения. Да и кто ж не понимает суть его? Еще Аристотель отмечал, что душа не может думать без мысленного образа. Он позволяет человеку ориентироваться в действиях, нацеливаться на результат. Он предоставляет возможность отразить реальную действительность в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Специалисты выделяют несколько форм воображения:

— агглютинация — соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
— гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
— заострение — подчеркивание каких-либо признаков;
— схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;
— типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.

Никола Тесла, например, строил в уме трехмерные образы сложных машин с мельчайшей их детализацией, а затем воображал их работу в течение нескольких недель, мысленно проверяя ее качество, проводил тестирование в уме. Это называется эйдетическим воображением — когда мысленные образы имеют такую же точность, четкость и ясность, как реальные предметы и явления.

Не всем такое дано, разумеется. И говорят, что развивается эта способность трудновато. Но отчего не попробовать? Представьте себе, например, дверь в вашей спальне (гостиной, кабинете). Насколько яркий образ вы можете вызвать? Насколько подробный? Цветной или черно-белый? Насколько долго способны его удерживать «без расплывания»? Конечно, если только вчера вы ее мыли, получится лучше. Тогда проще почувствовать даже поверхность двери.

Но на этом как раз и основана техника тренировки, которая предусматривает разглядывание предмета, затем мысленное его представление, а затем сравнение полученного мысленного образа с реальным. Пара полезных советов:
— если образ будет не таким ясным, как хотелось бы, не заставляйте его стать четче силой воли, лучше попробуйте без напряжения пройтись по признакам, визуализируя последовательно: форму, текстуру, размер, цвет;
— чтобы усилить яркость мысленного «изображения», надо отключить вербальное (словесное) мышление, смотреть, но не описывать его словами.

Ну, что там у вас под рукой? Карандаш, книга, телефон? Можно попробовать прямо сейчас, статья ведь «не убежит». Затем можно будет представлять то, чего поблизости нет: берег моря, березовую рощу, Спасскую башню Московского кремля… Эти картинки очень важно разглядывать во всех подробностях.

Как развить образное мышлениеТеперь поучимся «окунаться» в цвет. Для начала представим, что вся комната наполнена пузырьками минеральной воды, и это нисколько не мешает в ней находиться. По мере того, как вам станет комфортно в этом пространстве, пузырьки могут приобрести другой цвет, к примеру, розовый. А потом они растворятся, и останется только цвет и ваше ощущение погружения в него. Можно пойти дальше: мысленно раскрасить пространство в разные тона и путешествовать по нему.

Слуховое воображение можно тренировать, мысленно воспроизводя музыкальные отрывки и звуки (птичий щебет, гул самолета ), а затем переходить к представлению звуков по абстрактному их определению: каким окажется яркий звук, страшный, мельхиоровый, веселый?

Как развить образное мышлениеТак же можно поступить с различными запахами и вкусами, и после этого переходить к представлению чувств и ощущений. Вообразите себе, например, ощущение от того, что вы стоите на холме, от того, что рядом находится самый дорогой для вас человек и др. А затем — и того больше. Вы можете представить себе чувства и ощущения, научиться вызывать ощущение, не испытывая в данную минуту: удивление — не удивляясь, приятное волнение — будучи в спокойном состоянии

И, наконец, идеи! Представьте себе идею Гармонии. Она может возникнуть в виде зрительного образа — конкретного или абстрактного, но может придти и в виде ощущения. Тогда рассмотрите ее или прочувствуйте, или рассмотрите и прочувствуйте — в зависимости от гаммы восприятия.

Это далеко не полный спектр техник развития образного мышления, но освоив их в принципе, его можно использовать в жизни. Например, применять визуализацию поставленной цели, формируя мысленный образ себя в процессе и достижении результата. Разумеется, начинать лучше с простых ситуаций: покупка новых туфель, поход в зоопарк. Здесь всего три правила: детализируйте картинку, вызывайте в себе чувство удовольствия от мысленного фильма и поставьте в нем хронологическую метку, дату.

Вы можете привлечь свое воображение для избавления от стресса, обретения эмоционального равновесия, получения позитивного настроя, успешного взаимодействия с деловым и личным окружением — лучше его чувствуя и находя взаимопонимание. А самое главное — этим вы поможете развернуться мыслям своей души. Высокого им полета!

Как развить образное мышление

Мы частенько завидуем тем, кто может, не тратя времени на длительный анализ ситуации, найти выход из нее. Такие люди будто обладают невероятно развитой интуицией, потому что все последующие расчеты только подтверждают правильность принятого ими решения. Возможно, свою роль здесь играет и интуиция, а возможно все дело в том, что у них развито образное мышление. Что это такое и как стать таким виртуозом мысли мы сейчас и поговорим.

Образный тип мышления и его разновидности

Человеческое мышление очень многогранно, ведь всем нам ежедневно приходится решать очень разные задачи. Но все же существует разделение на типы, правда, классификации различны. Некоторые школы делят мышление на практическое и теоретическое, другие говорят о шаблонном и нешаблонном мышлении, третьи же классифицируют мышление по использованию различных заместителей реальности – слова, предмета или образа. То есть согласно последней классификации различают предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Нас интересует образное (наглядно-образное, образно-ассоциативное или пространственно-образное) мышление. Считается, что этот тип мышления был следующим этапом после развития предметно-действенного. Образное мышление позволяет увидеть всю ситуацию целиком, не опираясь на четкие логические цепочки. Если не нужен словесный ответ, то и вывод и не формулируется. Слово в этом типе мышления является только средством выражения преобразований, выполненных посредством образов. Некоторые склонны рассматривать воображение как разновидность образного мышления, но это неверно. Воображение воссоздает нужный образ из образной памяти, а образное мышление опирается на реально существующие предметы.

Формирование образного мышления происходит постепенно, по мере развития всех психических процессов и накопления жизненного опыта. Некоторым людям, вследствие их индивидуальных особенностей, бывает сложно оперировать мысленными образами, им обязательно необходимо наличие наглядной основы. Но как оказывается, развить образное мышление возможно, конечно, если потратить время и приложить должные усилия.

Как развить образное мышление?

Существует множество упражнений на развитие наглядно-образного мышления, давайте рассмотрим наиболее распространенные из них.

  1. Очень популярны различные загадки на развитие образного мышления. Забавно, что часто с ними справляются дети, а вот их родители затрудняются с решением. К примеру, вот такая загадка: что все люди на Земле делают одновременно? Ответ на нее – становятся старше.
  2. Для тренировки образного мышления поможет следующее упражнение. Припомните всех людей, с которыми вы общались в этот день. Представьте во всех подробностях как они выглядели – цвет глаз и волос, рост, возраст, одежда. Попробуйте представить их манеры, привычки. Проделайте то же самое с людьми, которых вы видели вчера, на выходных, во время последнего отпуска, на дне рождения.
  3. Представьте любую положительную эмоцию, только не привязывайте ее к какому-либо объекту или воспоминанию. Постарайтесь воспроизвести разные эмоции. Насколько хорошо у вас это получается?
  4. Развитию наглядно-образного мышления поможет геометрия, а точнее геометрические фигуры. Представьте каждое из следующих тел: сферу, куб, призму, пирамиду, тетраэдр, икосаэдр, додекаэдр, октаэдр. Не торопитесь сразу воспроизвести образ, сначала представьте расположение граней, мысленно изучайте объекты снаружи и изнутри, попробуйте почувствовать объемность каждой фигуры.
  5. Если представлять реально существующие объекты у вас получается хорошо, создайте мысленный образ того, чего вы никогда не Как развить образное мышлениевидели. Вообразите сказочных персонажей и животных, представьте средства передвижения будущего, одежду и украшения, которые будут носить правнуки наших внуков.
  6. Кроме образов определенных вещей нужно тренироваться в представлении чистых идей, не привязанных ни к какому конкретному объекту. Представьте идею красоты, энергии, мира, гармонии, иллюзии и реальности.

Возможно, первое время образы будут получать не такими яркими, как хотелось бы. Чтобы это исправить, попробуйте просто смотреть, чувствовать, но не описывать словами свои ощущения.

Как развить образное мышление

Зачем нужно развитие образного мышления у детей дошкольного возраста. Способы и упражнения занятий ребёнка с родителями и в рамках детского образовательного учреждения.

Психика ребёнка в ходе развития претерпевает множество изменений. Мышление позволяет понимать человеку, что его окружает и как с этим взаимодействовать. Учёные считают, что это высшая психическая функция человека (у животных она почти неразвита). Наглядно-образное мышление у детей дошкольного возраста является доминирующим.

Зачем нужно его развивать

Мышление развивается постепенно. Выделяют несколько основных видов. Первый — это наглядно-действенное. Оно формируется в процессе манипуляций с разными предметами. В младенчестве и раннем возрасте это ведущий тип мышления. Малыши активно изучают разные предметы и пытаются их использовать. Разнообразные ощущения стимулируют деятельность нервной системы и это способствует развитию у детей наглядно-образного мышления.

Оно возникает примерно в четыре года. На этом этапе детям уже необязательно трогать предмет руками, манипулировать им, они ещё не владеют понятиями, но мыслят образами. В своём воображении они могут нарисовать разные объекты и явления. Всё это позволяет стимулировать творческую сторону личности.

Развитие образного мышления важно по нескольким причинам:

  • Оно необходимо для успешной учебной деятельности, так как школьнику для решения задач приходится оперировать разными образами. Чем нагляднее он представляет себе ситуацию, тем легче ему будет с ней справиться.
  • Формирование тяги к прекрасному.
  • Стимулирование эмоциональной реакции на эстетику.

Также оно важно для формирования следующего этапа — абстрактно-логического. Именно этот тип является необходимым для обучения и дальнейшей самостоятельной жизни.

Этапы формирования мышления

В детских образовательных учреждениях проводятся специальные занятия. Они учитывают все этапы развития образного мышления:

  1. У детей после трёх лет формируется топологическая структура. Малыш без труда может разделить картинки на две группы: в одну он сложит изображения замкнутых геометрических фигур, а в другую — незамкнутых (спирали, подковы и т. п.).
  2. Вторая структура — проективная. Её легко обнаружить в ходе наблюдения за малышами. Достаточно дать им простое задание — оградить домик столбиками. Дети до четырёх лет сделают это в виде волнистой траектории. Их ещё не заботит форма. Со временем они начинают выстраивать столбики по прямой линии.
  3. Третья структура — порядковая. Она позволяет формировать принцип «сохранения». Иными словами, ребёнок начинает понимать, что переливание жидкости из узкого сосуда в широкий не изменило объём воды. Эта структура позволяет обучать его элементарным математическим представлениям.

Знание психологических особенностей развития наглядно-образного мышления дошкольников позволяет эффективно проводить обучающие занятия. Исследования показали, что для формирования важно соблюдать последовательность развития структур.

Обучение в детском саду ещё проходит в облегчённой форме, но даже оно выполняет ряд задач. Дети привыкают работать в коллективе, активно познают мир. У них формируются представления об окружающем мире, и они учатся разным видам деятельности. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения осуществляется разными способами.

Варианты занятий и упражнений

Развитием ребёнка могут заниматься не только профессиональные педагоги, но и родители. Для этого необязательно использовать специальные материалы. Самый доступный способ — это прогулки в парках и лесах. Наблюдение за растениями, птицами и животными приносит не только положительные эмоции, но и развивает чувство прекрасного.

Развить образное мышление у ребёнка поможет рисование. Оно может осуществляться по памяти или с натуры. Хорошим упражнением является создание абстракции, то есть того, чего нет в окружающем мире. Ребёнку предлагается нарисовать эмоций, музыку и т. п.

Любая работа с материалом (глиной, солёным тестом, пластилином) способствует развитию проектной структуры. Лепка может происходить как с натуры, так и под влиянием воображения. Для аппликации лучше использовать картон, бумагу и природные материалы.

Можно предлагать сравнивать предметы по величине, форме, цветам. Это развивает навыки анализа и синтеза. Этому способствует и собирание пазлов и конструкторов.

В ходе занятия с ребёнком важно соблюдать последовательность:

  1. Демонстрация материала по теме;
  2. Рассказ;
  3. Практика совместной деятельности;
  4. Самостоятельная работа по образцу;
  5. Создание чего-то без подсказок.

Работа должна проводиться в благоприятной обстановке. Родители обязательно подбадривают малыша и одобряют даже незначительный успех. Такой подход позволяет формироваться мотивационной стороне личности. Важно не перехвалить ребёнка, так как это может привести к завышенной самооценке.

Можно просить малыша придумывать разные сказки и истории. Толчком для их создания служат любые предметы из окружающей среды: коряги, облака, листья и т. п. Родитель сам начинает рассказ, после предлагая дошкольнику продолжить его. Такое же упражнение проводят с рисунками. Взрослый рисует часть предмета или ситуацию, а уже малыш дополняет её деталями или раскрашивает.

Дошкольников знакомят с шедеврами искусства, современного и древнего. Им рассказывают о разных памятниках природы. Знакомят детей и с народными промыслами. Всё это позволяет сформировать предпосылки эстетических чувств.

Для развития образного мышления хорошо подходит оригами. Конструирование из бумаги несложно освоить. Многих детей завораживает процесс превращения плоской бумаги в объёмный предмет. Такая работа осуществляется как вместе с воспитателем, так и самостоятельно. В результате деятельности ребёнок получает новый образ.

Как развить образное мышление

Разные аппликации помогают мелкую и общую моторику. В этом виде творчества дошкольники реализуют своё видение мира и способности. В ходе занятия дети знакомятся с цветами, формами и другими признаками предметов. Конструирование позволяет учиться планированию своих действий.

Шитьё также хорошо развивает образное мышление и пространственное воображение, Совместное шитьё игрушек с мамой или папой — это хорошее времяпрепровождение детей и их родителей. Всё, что необходимо для этого есть в каждом доме: немного ткани, ленты, пуговицы и т. п. Давать малышу настоящую иголку не стоит, продаются даже специальные детские наборы для шитья с пластиковыми иголками, позволяющие исключить травму ребёнка.

Как видите, способов для развития этого типа мышления предостаточно, выбирайте любой. Важно помнить, что всю основную работу дети должны выполнять сами. Родители должны контролировать процесс, слегка помогая советом и делом, когда это потребуется.

Мыслить неординарно и глубже, чем это делают все, можно научиться с помощью простых упражнений. Как развить у взрослых образное мышление? Выделяя на упражнения от 15 минут времени каждый день, вы гарантируете себе эффективный результат.

Развитие абстрактного мышления у человека

  1. Читайте надписи справа налево, гуляя по городу или по дороге на работу. Таким образом вывеска Магазин меха приглашает будет читаться как: теашалгирп ахем низагаМ.
  2. Когда вы напрасно тратите время на что-то необходимое (например, на очередь), доставайте книгу и читайте ее снизу вверх. Таким образом вы получите последовательность событий, противоположную настоящей.
  3. Как развить абстрактное мышление у ребенка? Придумывайте вместе с ним странные и необычные мужские и женские имена. За время одного упражнения можно около пяти. Например, Лаприонида и Намертил.
  4. На листе бумаги нарисуйте вымышленное животное, которое может иметь части тела реально существующих животных. Например, туловище медведя, поросячий пятачок и уши слона. Придуймате название для этого существа.
  5. Придумайте словосочетания, которые будут противоречивы. Например, черный снег, низкий небоскреб, жесткий пух.
  6. Как развивать креативное мышление? Выберите слово и представьте его аббревиатурой. Затем попробуйте ее расшифровать. Например, НЕБО — немой эллипс богатых оленей.
  7. Перечислите несколько назначений обычного предмета. При этом не следует ограничиваться его стандартными функциями. Например, за столом можно не только обедать или читать книгу, но и спать на нем после тяжелого дня или построить домик из него.
  8. Развитие мышления в пожилом возрасте. Тут помогут ассоциации. Для того, чтобы развить ассоциации, возьмите лист бумаги и напишите на нем как можно больше слов на одну букву за четыре минуты. Например, шШиншилла, шуба, штамп, шарф, и тому подобное.
  9. Как развить дивергентное мышление? Выберите слово (существительное) и на листе в один столбик напишите десять прилагательных, которые ему подходят, а в другой — которые не подходят. Старайтесь пользоваться прилагательными из разных сфер. Например, ум — чистый, ясный, глубокий, учительский, в другом столбце — вкусный, колючий, мягкий.
  10. Упражнение, которое следует выполнять несколько раз в день: когда вы наблюдаете любую картину из жизни, старайтесь дать ей название, как художник. Неважно, сатирическое или серьезное, главное — чтобы оно полностью отражало суть картины.

Используя эти простые приемы, через некоторое время вы будете замечать, что смотрите на мир уже совсем не так, как большинство серой массы. Вы сможете находить нестандартные решения в обыденных задачах. И кто знает, к каким успехам это вас приведет…

Способность фантазировать присуща всем здоровым детям. Конечно, это умиляет родителей, но немногие с раннего возраста уделяют воображению ребенка должное внимание. И зря, ведь эту сферу очень важно развивать. Кем бы ваш малыш ни решил стать, когда вырастет, как бы не повернулась его жизнь, хорошее воображение в любом случае сослужит ему добрую службу.

Как развить образное мышление

Развиваем воображение у самых маленьких

Уже к трем-четырем годам ребенку не обязательно брать в руки предмет, чтобы о нем рассуждать – он способен достаточно точно его представить. Родители же могут помочь развиться образному мышлению следующими способами:

  1. Сказки. Пока малыш еще не может читать сам, пусть слушает сказки. Причем желательно в вашем исполнении, ведь голоса близких очень важны для психо-эмоционального развития ребенка. Проявляйте актерские таланты: имитируйте голоса разных персонажей, сопровождайте сказку мимикой и жестами.
  2. Рисование – это, по сути, перенос на бумагу эмоций и чувств ребенка. Не даром с рисунками работают психологи. Его можно совместить с развитием памяти – попросите кроху изобразить недавнюю совместную прогулку или персонажа увиденного мультика.
  3. Перевоплощение. Дети любят игры, основанные на имитации. Не называйте это баловством, пусть ребенок изображает из себя волка, принца или облачко – все это поможет ему в развитии образного мышления.
  4. Загадки. Описываемый предмет обычно легко угадывают маленькие дети, а у взрослых загадки вызывают трудности. Все из-за того, что в малом возрасте фантазия еще не скована никакими рамками. И чем сильнее подтолкнуть ее сейчас, тем лучше она сохранится в будущем.

Как развить образное мышление

Фантазия у детей постарше

О том, как сильно помогают развивать воображение книги, знают все. Но и кроме них есть немало методик:

Друдлы и кляксы: видим невидимое. Игра, разработанная для творческих взрослых, получила признание и у детишек. Суть ее проста: вы предлагаете ребенку цветовые кляксы или друдлы (специальные картинки с однотипным простым элементом), а он должен на их основе создать рисунок.

Сочинительство. Если малыш захочет организовать для вас праздничный концерт, рассказывая стихи и истории собственного сочинения, всячески его поощряйте. Также прекрасной практикой будет рассказывание сказок для младших братьев и сестер.

Описательное погружение. Обычно эту методику используют психологи в детских садах и школе. Описывая ребенку условия (например: «представь, что наша комната заполняется водой, но это никак не мешает нам здесь находиться»), попросите его дополнить картину своим виденьем.

Как развить образное мышление

Замечание напоследок

Иногда лучшее, что родители могут сделать для своего чада, — это не мешать развиваться его творческим способностям. Внимательно слушайте и смотрите на своего ребенка. Конечно, вы тут самый взрослый и умный, а его суждения могут быть с вашей точки зрения неоригинальными и неинтересными. Это не повод для пренебрежения и, тем более, насмешек! Ребенок со многим сталкивается впервые, и умение выдать адекватную реакцию – уже талант, так не препятствуйте же его развитию.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»

Казалось бы, что может быть общего между такими разными профессиями, летчик, архитектор и модельер. Скорее всего, ничего. Но каждый ребенок в дошкольном возрасте может с легкостью играть и представлять себя любым из них. Есть еще один фактор, объединяющий все вышеперечисленные профессии. Это пространственное мышление, которое должно быть хорошо развито. Далее речь пойдет о том, когда и каким образом следует развивать данную способность у детей.

Один из главных факторов в учебе

Наглядно-образное мышление имеет четкое определение. Это способность мысленно представить предмет, и возможность управлять им при помощи воображения.

Весь процесс учебы напрямую зависит от пространственного мышления, которое является частью наглядно-образного мышления. Когда ребенок осваивает чтение, подключается воображение и манипуляция образами. Хорошо развитый навык образного мышления помогает детям развивать арифметические способности.

Как развить образное мышление

Чтение для детей является трудной задачей. Детский мозг осваивает его постепенно. Однако родителям рекомендуется начинать развивать процесс пространственного мышления с трехлетнего возраста. Впоследствии, это поможет ребенку осваивать многие дисциплины школьной программы, и в частности овладеть чтением. Дети с хорошо развитыми способностями пространственного мышления легко осваивают не только арифметику. Они быстро учатся рисовать и писать. Это научно доказанный факт.

Детская пространственная ориентация

Примерно к третьему году жизни дети начинают понимать, правая и левая стороны. Могут определять расстояние «далеко – близко» и размеры предметов «маленькие – большие». Таким образом, ориентация в пространстве, становиться неотъемлемой составляющей жизни ребенка.

В возрасте четырех лет, дети начинают манипулировать воображаемыми объектами, перемещая их в пространстве. Ребенок может мысленно выстроить конструкцию, а затем воплотить это в реальности. Также дети начинают запоминать маршруты передвижений и могут рассказать о них. Это новая ступень в развитии наглядно-образного мышления.

Примерно к семи годам, темпы развития пространственного мышления увеличиваются в несколько раз. Дети стремительно познают мир. К тому моменту как ребенок идет в школу, в его арсенале много способностей. От простейшего рисунка-чертежа окружающих его объектов, до постройки задуманных в воображении конструкций.

Как развивать способности у детей

Для того, чтобы начать развивать у детей способности к пространственному мышлению, не требуется составлять план занятий. Задачи, связанные с этой способностью окружают нас повсюду.

Как развить образное мышление

Родителям необходимо элементарно увлечь ребенка, чтобы этот навык приобретался в игровой форме.

Очень хорошо способствуют развитию походы, прогулки и поездки с использованием карты местности. Можно увлечься квестом или поиграть в поиск сокровищ, где необходимо ориентироваться по карте. Старайтесь точно показать ребенку, где вы сейчас находитесь, попросите его принять участие в составлении маршрута.

Очень полезно изучать географические карты: район, город, страна, материк. Это необходимо детям в любом возрасте. Знакомить ребенка с понятием масштаба: что такое континенты и где они расположены. Дети до 7 лет довольно тяжело улавливают разницу.

При поездке на автомобиле включайте голосовое сопровождение в навигаторе. Пусть ребенок наблюдает, как родители ориентируются на местности. Детям постарше, вполне по силам проложить маршрут до пункта назначения. Это упражнение приносит большую пользу! Можно прогуляться по парку, прихватив с собой карту. Или пройтись по городским улицам, организовать турпоход, заранее установив маршрут передвижения. Это также хорошо развивает пространственное мышление детей.

Полезные упражнения

Ниже приведен список упражнений, призванных облегчить задачу родителям. Построен он в порядке возрастания: от легких к сложным.

Как развить образное мышление

  1. В общении с детьми старайтесь как можно чаще пользоваться словами определяющими пространство: низкий, большой, внутри, поперек и т.д. Левее, ниже, выше, правее, впереди. Помимо использования этих слов, объясняйте, что каждое из них означает, когда их использовать. Если придать этому процессу игровую форму, ребенку будет легче усвоить значение слов.
  2. Учите ребенка показывать жестами движение предметов. Старайтесь не использовать при этом словесные объяснения. Таким образом, малыш учится воспринимать наглядные образы.
  3. С детьми дошкольного возраста можно играть в совпадения. Находите предметы по разным признакам: форма, цвет, размер. Усложняйте задание. Сыграйте в игру – «Кто больше отыщет предметов красного цвета».
  4. Покупайте разные интересные конструкторы. Это касается и девочек. Они с большим интересом строят замки и домики для принцесс и кукол. Ну а мальчикам, строить крепость для солдатиков или гараж для машины доставляет истинное удовольствие. Для них это классическая игра. Не стоит покупать однотипные конструкторы. Подходите к этому вопросу творчески. Строительные наборы могут быть пластмассовые («Лего» и ему подобные), железные отечественного производства и деревянные.
  5. Учите ребенка решать различные головоломки: оригами, кубик Рубика. Можно использовать и компьютерные игры, например – Тетрис.
  6. Детям постарше можно предложить квест. Составить план квартиры и обозначить на нем спрятанный предмет. Ребенок с помощью чертежа должен его найти.
  7. Учите детей простейшим чертежам. Обращайте внимание на то, что фигуры в проекции и на плоскости имеют разный вид.
  8. И конечно, не стоит забывать настольные игры. Они хорошо развивают способность мыслить наглядно.

Это умение поможет в дальнейшем выбрать одну из множества востребованных теперь профессий – дизайнер, архитектор, модельер одежды, конструктор, художник, скульптор, пилот и др. Без развитого пространственного мышления заниматься ими невозможно.

Казалось бы, что может быть общего между такими разными профессиями, летчик, архитектор и модельер. Скорее всего, ничего. Но каждый ребенок в дошкольном возрасте может с легкостью играть и представлять себя любым из них. Есть еще один фактор, объединяющий все вышеперечисленные профессии. Это пространственное мышление, которое должно быть хорошо развито. Далее речь пойдет о том, когда и каким образом следует развивать данную способность у детей.

Один из главных факторов в учебе

Наглядно-образное мышление имеет четкое определение. Это способность мысленно представить предмет, и возможность управлять им при помощи воображения.

Весь процесс учебы напрямую зависит от пространственного мышления, которое является частью наглядно-образного мышления. Когда ребенок осваивает чтение, подключается воображение и манипуляция образами. Хорошо развитый навык образного мышления помогает детям развивать арифметические способности.

Как развить образное мышление

Чтение для детей является трудной задачей. Детский мозг осваивает его постепенно. Однако родителям рекомендуется начинать развивать процесс пространственного мышления с трехлетнего возраста. Впоследствии, это поможет ребенку осваивать многие дисциплины школьной программы, и в частности овладеть чтением. Дети с хорошо развитыми способностями пространственного мышления легко осваивают не только арифметику. Они быстро учатся рисовать и писать. Это научно доказанный факт.

Детская пространственная ориентация

Примерно к третьему году жизни дети начинают понимать, правая и левая стороны. Могут определять расстояние «далеко – близко» и размеры предметов «маленькие – большие». Таким образом, ориентация в пространстве, становиться неотъемлемой составляющей жизни ребенка.

В возрасте четырех лет, дети начинают манипулировать воображаемыми объектами, перемещая их в пространстве. Ребенок может мысленно выстроить конструкцию, а затем воплотить это в реальности. Также дети начинают запоминать маршруты передвижений и могут рассказать о них. Это новая ступень в развитии наглядно-образного мышления.

Примерно к семи годам, темпы развития пространственного мышления увеличиваются в несколько раз. Дети стремительно познают мир. К тому моменту как ребенок идет в школу, в его арсенале много способностей. От простейшего рисунка-чертежа окружающих его объектов, до постройки задуманных в воображении конструкций.

Как развивать способности у детей

Для того, чтобы начать развивать у детей способности к пространственному мышлению, не требуется составлять план занятий. Задачи, связанные с этой способностью окружают нас повсюду.

Как развить образное мышление

Родителям необходимо элементарно увлечь ребенка, чтобы этот навык приобретался в игровой форме.

Очень хорошо способствуют развитию походы, прогулки и поездки с использованием карты местности. Можно увлечься квестом или поиграть в поиск сокровищ, где необходимо ориентироваться по карте. Старайтесь точно показать ребенку, где вы сейчас находитесь, попросите его принять участие в составлении маршрута.

Очень полезно изучать географические карты: район, город, страна, материк. Это необходимо детям в любом возрасте. Знакомить ребенка с понятием масштаба: что такое континенты и где они расположены. Дети до 7 лет довольно тяжело улавливают разницу.

При поездке на автомобиле включайте голосовое сопровождение в навигаторе. Пусть ребенок наблюдает, как родители ориентируются на местности. Детям постарше, вполне по силам проложить маршрут до пункта назначения. Это упражнение приносит большую пользу! Можно прогуляться по парку, прихватив с собой карту. Или пройтись по городским улицам, организовать турпоход, заранее установив маршрут передвижения. Это также хорошо развивает пространственное мышление детей.

Полезные упражнения

Ниже приведен список упражнений, призванных облегчить задачу родителям. Построен он в порядке возрастания: от легких к сложным.

Как развить образное мышление

  1. В общении с детьми старайтесь как можно чаще пользоваться словами определяющими пространство: низкий, большой, внутри, поперек и т.д. Левее, ниже, выше, правее, впереди. Помимо использования этих слов, объясняйте, что каждое из них означает, когда их использовать. Если придать этому процессу игровую форму, ребенку будет легче усвоить значение слов.
  2. Учите ребенка показывать жестами движение предметов. Старайтесь не использовать при этом словесные объяснения. Таким образом, малыш учится воспринимать наглядные образы.
  3. С детьми дошкольного возраста можно играть в совпадения. Находите предметы по разным признакам: форма, цвет, размер. Усложняйте задание. Сыграйте в игру – «Кто больше отыщет предметов красного цвета».
  4. Покупайте разные интересные конструкторы. Это касается и девочек. Они с большим интересом строят замки и домики для принцесс и кукол. Ну а мальчикам, строить крепость для солдатиков или гараж для машины доставляет истинное удовольствие. Для них это классическая игра. Не стоит покупать однотипные конструкторы. Подходите к этому вопросу творчески. Строительные наборы могут быть пластмассовые («Лего» и ему подобные), железные отечественного производства и деревянные.
  5. Учите ребенка решать различные головоломки: оригами, кубик Рубика. Можно использовать и компьютерные игры, например – Тетрис.
  6. Детям постарше можно предложить квест. Составить план квартиры и обозначить на нем спрятанный предмет. Ребенок с помощью чертежа должен его найти.
  7. Учите детей простейшим чертежам. Обращайте внимание на то, что фигуры в проекции и на плоскости имеют разный вид.
  8. И конечно, не стоит забывать настольные игры. Они хорошо развивают способность мыслить наглядно.

Это умение поможет в дальнейшем выбрать одну из множества востребованных теперь профессий – дизайнер, архитектор, модельер одежды, конструктор, художник, скульптор, пилот и др. Без развитого пространственного мышления заниматься ими невозможно.

Ссылка на основную публикацию