Как развить творческие способности у детей

Занимаясь воспитанием детей, очень часто, мы считаем наиболее важным развивать их речь, мышление и память, чтобы максимально подготовить ребёнка к учебному процессу в школе. Но, по мнению психологов, развивать малыша нужно как можно более всесторонне, не забывая раскрывать его внутренний мир.

Проявление тех или иных творческих способностей у подрастающих деток проявляется по-разному. И даже в одной семье, дети одних родителей могут кардинально отличаться друг от друга и иметь совершенно разные наклонности, ведь природные задатки у каждого индивидуальны.

Но наличие любых творческих навыков способствуют у малыша:

  • развитию общения;
  • стремлению к познанию окружающего мира;
  • умению мыслить нестандартно;
  • свободному воображению;
  • развитию интуиции и фантазии.

С чего же начать?

Давайте будем начинать с себя, то есть с реальных мам и пап. Если вы сами обладаете какими-либо творческими способностями, то вашим деткам уже очень сильно повезло. Ведь рядом с увлекающимися интересными людьми и окружающим их становится невероятно интересно.

Любители музыки, непременно периодически слушают её дома, ходят на концерты, разговаривают об этом с детьми. Люди с хорошими художественными способностями во все времена пользовались у подрастающего поколения большим авторитетом, ведь они на ваших глазах могут нарисовать, всё что угодно.

А как это увлекательно следить за тем, как рождается рисунок… Даже если у вас лично нет никаких творческих способностей, но есть огромное желание развивать своего ребёнка, то всё обязательно получится. Я вам подскажу, как нужно действовать.

Больше общайтесь с детьми

Разговаривайте со своими детками с самого рождения. Для малыша нет ничего лучше ласкового маминого или папиного голоса, повествующего обо всём на свете. Показывайте ребёнку окружающий мир, рассказывайте всё, что знаете сами. И очень скоро, уже в три-четыре года ваш ребёнок начнёт сам сочинять истории из жизни окружающих его предметов. Здесь вам важно поддержать сына или дочь, внимательно выслушать, задать уточняющие вопросы. Обращайтесь к своему маленькому собеседнику с неизменной улыбкой. И пусть его первые рассказы чаще всего будут его фантазиями, но самое главное – развитие творческой личности уже началось.

Совместное творчество – начало большого пути

Детские психологи определяют семь основных этапов развития творческой личности ребёнка. На этом строятся основы занятий с детьми в детском саду. Но даже если ваш малыш не посещает детский сад, теперь вы будете знать, на какие виды совместных занятий стоит обратить особое внимание.

1 Чтение

Самое лучшее, что вы можете сделать – завести ритуал чтения перед сном. Так начинается любовь к книге, к познанию неизведанного и желанию научиться читать самостоятельно. После прочтения сказки или отдельной главы, не забудьте задать малышу вопросы по содержанию книги, поинтересуйтесь всё ли было понятно, рассмотрите и обсудите вместе картинки.

2 Познание окружающего мира

Все новые места, где вы бываете с ребёнком вызывают у него огромный интерес. Постарайтесь терпеливо отвечать на все детские вопросы. Даже если вы торопитесь, остановитесь на мгновение и посмотрите вслед проехавшей диковинной машине, расскажите ребёнку для чего такая машина предназначена.

Очень полезно посещение с детьми различных выставок, театральных представлений, детских утренников, парков аттракционов, зоопарков и т.д. Все эти мероприятия призваны расширить кругозор маленького человечка. А наша задача всё правильно организовать и доступно объяснить.

3 Развивающие игрушки

Старайтесь, чтобы все имеющиеся в доме игрушки приносили определённую пользу. Самыми полезными игрушками, я бы назвала: конструкторы, мозаику, пазлы, настольные игры и прочее. И конечно, все игрушки должны соответствовать возрасту.

4 Рисование

Чтобы рисование доставляло малышу радость, придётся первое время уделять ему много внимания:

  • научить правильно держать кисточку
  • объяснить, как можно смешивать краски в палитре для получения нового цвета
  • вместе придумать место для хранения карандашей, фломастеров, красок и альбомов
  • завести папку или коробку для хранения готовых рисунков

Постарайтесь, чтобы сначала ребёнок освоил рисование простых геометрических фигур, а затем уже на их основе можно придумывать первые маленькие картины. Покажите малышу ваше бережное отношение к каждой его работе, способствуйте, чтобы каждый рисунок был дописан до конца, но старайтесь дать больше самостоятельности.

5 Лепка

Лепка является одним из самых полезных видов творчества для наших деток, она не только способствует развитию моторики и гибкости пальчиков, но и отлично развивает фантазию, пробуждает в маленьком создателе первые творческие навыки и умения. Выбирайте мягкий и яркий пластилин, также для работы можно использовать глину. Покажите малышу, как сделать шарики и колбаски, а дальше он будет проявлять свою фантазию и умения.

6 Аппликация

Аппликация важна для развития:

  • умения сочетать цвета;
  • моторики;
  • терпения.

Это один из самых кропотливых видов детского творчества. Не бойтесь давать ребёнку в руки ножницы, пусть с вашей помощью он научится вырезать простые фигуры, красиво компоновать их на бумаге и склевать рисунки.

Сегодня в продаже имеются очень стильные и красочные наборы для аппликации, какое удовольствие получают дети от самостоятельной работы с такими наборами.

7 Музыка

Хорошо бы музыка присутствовала в жизни вашего ребёнка с самого рождения. Спокойная классическая музыка способствует развитию образного мышления и памяти, воспитывает вкус к красоте. Очень нравится детям петь совместно со взрослыми, для этого достаточно иметь дома много записей различных детских песен.

Если вы сами лишены музыкальных способностей, то возможно вам стоит подобрать для ребёнка подходящий музыкальный кружок. Здесь можно выбрать любой вид танцев или игру на каком-либо музыкальном инструменте.

Старайтесь, чтобы развитие вашего малыша было разносторонним, не забывайте поощрять и хвалить первые творческие работы. Создавайте вокруг ребёнка атмосферу, благоприятную для любых занятий и развития по-настоящему творческой личности.

Творческое мышление заняло третье место в десятке важнейших soft skills 2020 года. Чтобы творчески мыслить, не обязательно рождаться талантливым гением. Креативное мышление школьников — навык, который поддаётся тренировке.

Что такое креативное мышление

Согласно определению из «Большой психологической энциклопедии», творческое, или креативное, мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов.

Проще говоря, креативное мышление — это создание необычных и хороших решений исходной проблемы.

Креативное мышление помогает быстрее реагировать на задачи, умело выходить из сложных ситуаций, жить не по шаблону и генерировать классные идеи. Люди, обладающие креативным мышлением, умеют мыслить за рамками общепринятого и находить нестандартные решения для стандартных ситуаций.

Как проверить уровень креативного мышления

Способов много, но поскольку творческое мышление часто делят на два типа — дивергентное и конвергентное, — рассмотрим тесты для проверки именно их.

  • Дивергентное мышление — способность придумать несколько решений для одной и той же задачи.
  • Конвергентное мышление — способность выбрать самый оптимальный способ решения из имеющихся.

Тест вербальной креативности Медника

Что проверяет: конвергентное мышление.
Суть: берутся три слова, к которым нужно подобрать четвёртое, сочетающееся с каждым из них.

Например: «громкий», «правда», «шёпот». В качестве ответа подойдёт «говорить» — «громко говорить», «говорить правду», «говорить шёпотом».

Для развития креативного мышления нужно стараться использовать яркие и оригинальные словосочетания, а также придумать как можно больше ответов на каждую тройку слов.

Тест Гилфорда на использование предмета

Что проверяет: дивергентное мышление.
Суть: выбрать любой предмет и придумать как можно больше способов его использования.

Например, стакан. Возможные способы использования: подслушать соседей, в качестве подсвечника, как музыкальный инструмент, подставка для карандашей или зубных щёток, вместо скалки и так далее.

Психолог Джой Пол Гилфорд, который разработал тест, выделяет четыре критерия для оценивания результатов:

  • Гибкость. Количество уникальных категорий использования — то есть целей применения.
  • Новизна. Оригинальность идеи. Можно определять субъективным методом — как кажется остальным участникам, если тест проводится в компании. А можно более объективным — посчитать, сколько раз это предложили остальные.
  • Полезность. Действительно ли идею можно использовать? Какова вероятность, что вы так сделаете?
  • Беглость. Общее количество вариантов, которые не повторяются. У каждого предложенного ответа должна быть цель, которая не похожа на остальные и никак с ними не перекликается.

Как развить креативное мышление

Формирование креативного мышления обуславливается разными факторами. Влияет воспитание, детство, круг близких, установки в семье и другой опыт. Все мы разные, и креативные способности у каждого ребёнка развиты по-своему. Но можно пробовать разные способы для отработки навыка — обязательно найдётся то, что сработает у вас.

1. Техника креативного письма

Благодаря этой технике развития креативного мышления ребёнок задействует воображение. Вот возможные задания на креативное мышление:

  • поменять место действия в известной сказке,
  • переписать концовку рассказа,
  • изменить характер главного персонажа в книге.

Ребёнок по-новому взглянет на устоявшиеся шаблоны и варианты развития событий.

2. Игры и занятия на творчество и логику

Развитию креативного мышления у детей способствует:

  • рисование и лепка,
  • конструкторы и пазлы,
  • головоломки и задачи на логику,
  • шахматы и другое.

3. Упражнение «Откуда, почему, что, как»

Предлагается предмет или картинка предмета, назначение которого не вполне очевидно. Ребёнок угадывает:

  • для чего предназначен предмет,
  • из какой он сферы,
  • как используется.

Если упражнение выполняют несколько детей сразу, ответы не должны повторяться. Задание активирует быстроту мышления и мотивирует на инновационные идеи.

4. Упражнение «Ассоциации»

Цель игры — назвать любой предмет и подбирать к нему самые неожиданные метафоры, эпитеты, сравнения, которые приходят в голову.

Умение подмечать необычное в обычном легко почерпнуть из художественной литературы. Например, этим славился русско-американский писатель Владимир Набоков — он мог назвать волосы «ржавыми», петербургскую слякоть «фиолетовой», а улицы «бледными». Или сказать: «аллея шла с едва заметным наклоном, начинаясь почтамтом и кончаясь церковью, как эпистолярный роман». Перенимайте манеру писателей смотреть на мир — это гарантирует развитие креативного мышления.

Резюме

Креативное мышление — это способность принимать нестандартные решения, генерировать идеи, смотреть на мир иначе. Кроме того, это актуальный навык на рынке труда.

Чтобы развивать творческий потенциал, используйте специальные техники и не забывайте про расширение кругозора. Познания в разных областях помогают генерировать нетривиальные идеи и шире смотреть на происходящее, а значит, способствуют креативному мышлению.

В «Домашней школе Фоксфорда» развитие креативного мышления — часть программы персонального сопровождения. На занятиях с наставниками ребята учатся выходить за рамки привычного и генерировать нестандартные идеи.

Помните: чем чаще вы говорите возможностям «да», тем больше этих возможностей становится.

Как развить творческие способности у детей

Как развивать творческие способности у детей? Воспитание творческих способностей ребенка нужно начинать с понятия «красота». В каких бы формах она ни проявлялась – в музыке и звуках, в природе, в изобразительном искусстве – если она одухотворена, то всегда несёт в себе добро. Духовная жизнь ребёнка зависит от того, сможет ли он глубоко воспринимать все виды искусств. Впечатления, знания и представления, пройдя через душу, в конце концов, станут его собственными и определят в дальнейшем нравственную и гражданскую позицию.

Развитие творческих способностей детей немыслимо без бесчисленных диалогов о прекрасном. Музыка, игровые ситуации, зрительные образы и художественные тексты – вот основной арсенал средств для создания атмосферы увлечённости. Учите вашего ребёнка непросто воспринимать красоту, подведите его к тому, чтобы он сам смог её создавать.

Танцы и театральное действие для раскрытия творческого потенциала ребёнка

Замечательно, если ваш малыш занимается танцами (современными, Как развить творческие способности у детейлатиноамериканскими, классическими). Расскажите ему о балете, а лучше сводите в театр (первыми спектаклем может стать «Щелкунчик» П.И. Чайковского). Перед походом прочитайте сказку Гофмана или просто перескажите сюжет. Объясните, что в балете артисты не поют и не разговаривают. Они рассказывают о чувствах и переживаниях своих героев при помощи пластики движений и мимики. Ещё одним выразительным средством является костюм – воздушная и лёгкая пачка балерины или трико танцора, пуанты на ногах – все это призвано образно раскрыть характер персонажей.

Ребенок должен уловить связь между музыкой и происходящим на сцене действием. Анализируйте вместе с ним музыкальный материал – когда звучит веселая мелодия, а когда тревожная и напряженная. Попутно вы можете рассказать о музыкальных инструментах. Сделать это следует в простой, доступной ребенку форме. Дирижер оркестра – руководитель! От него зависят и музыканты, и танцовщики; сам оркестр подразделяется на несколько групп – струнную, духовую и ударную. Не нагружайте ребенка всеми известными вам подробностями сразу – распределите материал равномерно. Помните – вашему чаду должно быть интересно! В противном случае вы добьетесь обратного эффекта, и превратите увлекательный экскурс в нудное занятие.

Как развивать творческие способности у детей в изобразительном искусстве

Как развить творческие способности у детейРазвитие художественно творческих способностей детей нужно начинать со знакомства малыша с различными жанрами. Запаситесь красками, кисточками и большими листами бумаги: сегодня вы и ваш малыш – художники! Помните что для ребенка это должно быть веселой игрой , не заставляйте его насильно иначе ничего не выйдет. Поставьте на стол вазу с цветами, положите несколько яблок и других фруктов – натюрморт («неживая природа» в переводе с французского) готов! Пусть ребенок попробует сам изобразить предметы, поощряйте его, но не довлейте.

Таким же образом вы можете постепенно рассказать ему обо всех остальных жанрах. Моделью для портрета станьте сами; возьмите карандаши и бумагу на прогулку и нарисуйте там пейзаж. Для батального жанра, прочитайте вслух какой-нибудь рассказ , например о войне , и попросите ребенка зарисовать его впечатления. Закрепляйте материал, спрашивая у малыша, какими отличительными свойствами обладает каждый жанр.

Посещайте с ребенком различные музеи и выставочные залы, знакомьте с биографиями известных художников и скульпторов. Расспрашивайте о том, что он видит на картине, нравится ему изображение или нет и почему.

Как развивать музыкальные способности у детей

Пойте для ребенка и вместе с ним. Отхлопывайте различные ритмы, начинайте с Как развить творческие способности у детейсамых простых и постепенно усложняйте рисунок. Объясните малышу, в чем разница между танцевальной, песенной и маршевой музыкой. Если вы умеете играть на фортепиано, то разучите как можно больше различных детских песенок и устраивайте домашние концерты для друзей. Это научит ребенка самовыражению, и, возможно, определит всю его дальнейшую жизнь. Самым сильным воздействием обладает живая музыка, поэтому сделайте посещения концертного зала регулярным и обычным явлением вашей жизни.

Музыка имеет огромное влияние на развитие ребенка поэтому обращайте побольше внимания на то как ваш ребенок развивается в этой области и что он слушает.

Помните, творческие способности есть в каждом ребенке, важно во время их развить.

Как развить творческие способности у детей

Таланты и способности начинают проявляться у детей в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка формируется интерес к окружающему миру. Однако многие родители начинают задумываться о развитии способностей своего чада только тогда, когда тот начинает ходить в школу. В каком возрасте начинать заниматься развитием интеллектуального и творческого потенциала ребенка? Психологи называют различные сроки – от полутора до пяти лет.

Этапы формирования способностей у детей

Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:

  • один-два года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.
  • три-четыре года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего развития ребенка большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.
  • пять-шесть лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Любой детский психолог посоветует родителям не пресекать инициативность своего чада, даже если они знают, что его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.

Занятия живописью направлены на развитие у детей творческого начала. О том, как научить ребенка основам рисунка, рассказывает психолог и педагог по живописи Мария Климакова.

  • семь-восемь лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта. Взрослым, практикующим ответственное родительство, желательно поддерживать его интерес к выбранному занятию. Помните, поощряя и запрещая, родители формируют характер ребенка.
  • 9-14 лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.

Как развить способности у ребенка: 8 рекомендаций папам и мамам

Специалисты дают родителям следующие рекомендации по развитию способностей у ребенка:

  1. Поощряйте увлечения и интересы детей в самых разных областях. Если ребенок любит музыку, легко попадает в ритм мелодии или сочиняет свои собственные песни, отведите его в музыкальную студию. Если книгам и другому «умному» времяпровождению он предпочитает активные игры, займитесь с ним спортом и так далее.
  2. Не стоит навязывать свою точку зрения ребенку. Нередко родители забывают об этой прописной истине, пытаясь через детей претворять в жизнь нереализованные мечты и амбиции. Чтобы этого не происходило, взрослым придется учитывать интересы и желания ребенка, а не свои собственные.
  3. Предоставьте ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно. Для этого постарайтесь обеспечить его всем необходимым (например, карандашами и красками, если он рисует, или спортивной одеждой, обувью и инвентарем, если он занимается спортом) и позвольте по мере возможности самостоятельно планировать занятия.
  4. Не стоит критиковать детей, если их опыт оказался не таким удачными, как вы ожидали. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу.
  5. Не сомневайтесь в ребенке и не сравнивайте его с другими детьми, даже если они объективно делают что-то лучше, иначе ваш малыш может потерять интерес к занятию. Помните, ваш сын или дочь при любой неудаче ждут от вас поддержки, а не осуждения или критики.
  6. Подготовьте ребенка к занятиям спортом или творческой деятельностью, объяснив своему чаду, почему ему стоит прислушиваться к мнению тренера и какой результат он получит, посещая те или иные занятия.

Как развить творческие способности у детей

  1. Если ребенок отказывается заниматься выбранным ранее видом деятельности, не стоит ругать его. Постарайтесь разобраться, что это – обычная лень или его привлекает другой вид деятельности? Иногда лучше сменить несколько увлечений, чем годами заставлять ребенка заниматься тем, что не вызывает у него интереса. Настаивая на своем, вы можете надолго отбить у него желание заниматься чем-либо.
  2. Проследите, чтобы ребенок регулярно посещал занятия. Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать чадо к занятию своим хобби – например, почитайте ему биографии известных людей, достигших успеха в той же сфере, или расскажите о собственном положительном опыте.

Всем известно, что самая лучшая форма обучения для детей – игровая. Я-родитель представляет вашему вниманию развивающую игру для дошкольников, направленную на формирование и развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.

Екатерина Кушнир

У каждого ребенка может быть не один, а несколько талантов. Я-родитель предлагает понять, какой талант у вашего ребенка и как его развить.

Как развить творческие способности у детей

Развитие творческих способностей у детей методами ИЗО

Автор: Оленик Виктория Геннадьевна, воспитатель филиала «Центральный военный детский санаторий» ФГКУ СКК «Северо – Кавказский» МО РФ г. Пятигорск Ставропольский край

Статья предназначена родителям, которые поддерживают творческие наклонности своего ребенка. Даны рекомендации по освоению основных направлений в изобразительном искусстве.

Развивайте творчество в себе и своем ребенке

Рисование – один из видов изобразительной деятельности, в полной мере которого проявляется творчество детей разного возраста. Порой они начинают рисовать раньше, чем говорить. Как важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути. Главное – помочь ребенку увидеть мир, вселить в него уверенность в свои силы. Зажечь огонек радости и творчества можете и вы, родители!

Как развить творческие способности у детей

Давайте с Вами вместе проанализируем все пути формирования знаний, навыков в области изобразительного искусства.

Первая задача – необходимо обогащать знания, представления детей о тех предметах и явлениях, которые они наблюдают, например, на прогулке в парке, при посещении театра, цирка. По мере получения новых впечатлений в процессе наблюдений рисунки детей обогащаются, изменяются, приобретают новые черты.

Обращайте внимание на то, что предметы, которые окружают вас и ваших детей могут быть разными: отличаться по цвету, по величине, по положению в пространстве. Может изменяться внешний вид предметов, например, деревья в разные времена года.

Как развить творческие способности у детей

Для закрепления знаний можно предложить детям знакомство с произведениями искусства и для этого всей семьей посетите музей искусств. Покажите детям, какие художественные средства используют художники, изображая одно и то же явление на картинах.

После таких бесед рисунки ребят становятся более выразительными, интересными по цвету, разнообразнее по замыслу.

Еще одно средство способствует улучшению выразительности детских рисунков – это рассматривание иллюстраций в книгах. Вы с детьми часто читаете сказки и рассматриваете к ним иллюстрации. И на основе полученных впечатлений дети могут нарисовать героев сказок, животных. Подойдут такие темы: «Три медведя», «Сказочная птица», «Сказочный дворец» и т.д.

Необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления, воображения, памяти. Поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации этих процессов. Понаблюдайте с детьми из окна вашего дома на облака, которые плывут по небу. Вот вам и игра «На что похожи облака?», «Найди предметы, окрашенные в холодные и теплые цвета».

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять глубоким содержанием и совершенной формой. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимыми средствами воспитания любви к Родине, окружающей среде, природе, с которой ребенок встречается с малых лет.

Как развить творческие способности у детей

Лучше всего раскрасить красками дымковскую (вятскую) игрушку. Элементы узора очень просты: прямые и волнистые линии, кружочки, точки. Если нет объемной фигурки, предложите ребенку бумажный силуэт барышни или лошадки. Также в книжных магазинах вы можете найти раскраски, в которых есть вся необходимая информация о народных игрушках, элементах узоров.

Овладение рисованием требует не только развитие восприятия, формирования образных представлений, воображения, но и развитие специальных движений руки, усвоение графических навыков и умений, позволяющих воплотить в рисунке образы представлений и воображения. Чтобы у детей развивалась мелкая моторика рук, можно использовать пальчиковую гимнастику. Инсценировать стихи, игры-потешки при помощи рук («Пять братьев», «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Котята»), разминать пальцами пластилин, глину, запускать мелкие волчки, разглаживаем руками смятый лист бумаги – вот какие игры можно предложить всем членам вашей семьи. Эти упражнения способствуют развитию движений рук и ручной умелости, способности правильно держать кисть, карандаш в руке и владеть им. Особенно такие занятия необходимы для детей с ограниченными возможностями.

Итогом всей творческой деятельности всегда являются выставки, вернисажи.

Родители, организуйте выставку рисунков вашего ребенка. Самые интересные работы поместите в рамки, и украсьте ими пустую стену. Эта выставка не оставит равнодушными ваших гостей! Выставки детских работ повышает интерес к изобразительной деятельности, воспитывает бережное отношение к продуктам своего труда и труда своих товарищей, а впоследствии и окружающих людей.

Самостоятельная художественная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. Для этого в комнате ваших детей должен быть уголок для художественно-творческой деятельности, где ребенок сам выбирает материалы, средства для выполнения своего замысла.

В семье легко найти подход к ребенку, который стремится утвердиться в своей художественной практике. Важно, чтобы эти попытки были связаны со всем семейным укладом, чтобы ребенок чувствовал себя активным членом маленького, близкого ему коллектива. Если дома взрослые поощряют и поддерживают творческие наклонности ребенка, то они будут успешно развиваться.

Творческие способности даны каждому человеку от природы. И успех реализации нашей креативности напрямую зависит от того, будем ли мы развивать собственные таланты.

Способ №1: Наблюдайте за природой в разное время года

Природа полна новых красок и форм, и сама по себе является источником вдохновения. При этом ребёнок не обладаем целостным видением реальности, он фокусируется на отдельных предметах или явлениях. Наблюдение за одним и тем же растением в разное время года или пейзажем утром и вечером, расширяет восприятие мира малыша, развивая творческое мышление.

Как развить творческие способности у детей

Способ №2: Создавайте образы в обычных предметах

Рассказывая ребёнку об окружающем мире, старайтесь показать его многообразие, развивая тем самым воображение крохи. Например: рассматривайте вместе облака и придумывайте на что они похожи. Или собирайте камушки и, сравнив их форму и цвет, дайте им названия.

Способ №3: Рассматривайте рисунки в детских книгах

Для того чтобы у малыша появилось желание рисовать, можно вместе с ним обсуждать иллюстрации в сказках и комиксах, обращая внимание на разные детали: глаза персонажа, его одежда и поза. А потом можно предложить ребёнку нарисовать своего героя к сказке.

Как развить творческие способности у детей

Способ №4: Развивайте мелкую моторику

Работа и развитие речевого центра мозга напрямую связана с мелкой моторикой рук. Чтобы речь вашего чада была более развитой, его жизнь нужно наполнять мануальными играми, подходящими по интересам. Это может быть перебирание ярких бусин, собирание пазлов, мозаики, игра в конструктор, а также пальчиковая гимнастика (проговаривание стихов вместе с игрой пальцев — например, любимая всеми «Сорока-Ворона»).

Способ №5: Поощряйте работу малыша

Для того чтобы показать ребёнку, что вы гордитесь его творческими успехами, и поддержать бережное отношение к приложенным стараниям крохи, устройте выставку его работ. Поместите картины в рамки, а работы, сделанные из пластилина, — на специальные подставки. Для этого не обязательно арендовать зал в музее: можно устроить просмотр в собственной квартире, пригласив в дом друзей малыша вместе с родителями.

Как развить творческие способности у детей

Способ №6: Создайте «уголок» творчества

Ничто так не вдохновляет, как организованное рабочее пространство. Пусть у ребёнка будет свой стол, где будут лежать все материалы для творчества. Так малыш сможет в любой момент продолжить свою работу. Не принуждайте его наводить порядок в «мастерской» — пусть это будет единственное место, где царит художественный беспорядок.

Способ №7: Не наказывайте кроху за творческие перфомансы

Порой дети так увлекаются творчеством, что пачкают окружающие предметы. Ни в коем случае не ругайте малыша за эти небольшие огрехи. Творческий поток нуждается в пространстве и свободе. И если установить чёткие рамки и систему наказаний, то ребёнок может вовсе утратить желание творить.

Как развить творческие способности у детей

Способ №8: Задавайте необычные вопросы

Так вы будете стимулировать воображение и мыслительную деятельность малыша, расширяя его кругозор. К примеру, это могут быть вопросы «о будущем»: «Что будет, если. », «Представь себе, что. », «Как если бы. », «Какие волшебные свойства есть у. ».

Способ №9: Чередуйте активности

Пусть у ребёнка будет разнообразная творческая активность: рисование разными материалами, лепка, аппликация, сочинение стихов. Лучше не навязывать карапузу что-то одно, а спрашивать, чем бы ему хотелось позаниматься, и предоставлять свободу выбора.

Как развить творческие способности у детей

Способ №10: Поддерживайте тёплую атмосферу в семье

Творчество, как нежное растение, развивается и растёт быстрее в здоровом климате. Для детей важно ощущать заботу и внимание, а также знать, что родители поддерживают их начинания и гордятся ими.

В психологии под креативностью (от англ. creative – «создавать») понимают способность нестандартно мыслить, находить новые решения в привычных ситуациях. Креативная личность – это та, которая может решить проблему абсолютно новым методом либо путем добавления всего одной детали. Причем наличие творческого мышления не коррелирует с интеллектом – даже если человек умен, это совершенно не значит, что он является такой личностью. А вот с чем есть прямая связь, так это со способностями индивида быстро находить разное применение полученной им информации.

Креативность начали изучать в связи с творческим потенциалом человека, без учета его интеллектуальных способностей. Сейчас творческое мышление изучают в связи с личностью и в связи с интеллектом. Были выделены более десятка интеллектуальных особенностей, каждая из которых характеризует способность нестандартно мыслить – в их числе быстрота мысли, гибкость мышления, возможность разрабатывать гипотезы, мышление без стереотипов и т.п. Сколько бы исследований креативности не проводили ученые, им так и не удалось сойтись в едином мнении относительно того есть ли связь между интеллектуальным развитием и способностью творить.

Лучше всего креативность развивается в юном возрасте. Кроме того было установлено, что на развитие творческого начала влияет среда, в которой растет ребенок, его личностные особенности и способности. Ни один мальчик или девочка не рождается творцом, этому во многом способствуют родители и педагоги, помогая раскрывать заложенной природой таланты. Если позволить этим талантам раскрыться, то ребенок вырастет незаурядной личностью. И напротив, если среда не способствует развитию творческих способностей, то результат будет плачевным.

Наличие способностей выявляют специальные тесты, однако использовать только их недостаточно. У некоторых специалистов есть мнение, что измерять способности нужно, еще и анализируя то, что может создавать данный индивид.

Развитие креативности делится на две фазы. Первая фаза – это возраст 3-5 лет, когда ребенок подражает взрослому, наделенному способностями, и в этом проявляется механизм формирования творческого начала. Далее в подростковом возрасте, начиная с 13 и до 20 лет, у подрастающего ребенка появляются и закрепляются навыки «специализированной креативности» – он уже способен развивать имеющийся талант в какой-либо определенной сфере. По итогам своей деятельности во второй фазе ребенок либо начинает творить самостоятельно, отказавшись от подражания, либо так и останутся подражателями на всю жизнь.

Как развивать творческие способности

Как известно, развивать детей лучше всего во время игр, чтобы ребенку было интересно учиться, и он получал удовольствие от самого процесса, не думая о конечном результате. Но для достижения этого результата важно обеспечить определенные условия:

  • создать нужную атмосферу – педагог, помогающий взращивать талант, должен иметь правильный подход к детям, принципы его общения с ребенком – доброжелательность и открытость;
  • учитывать особенности ребенка – следует понимать, что все дети разные, и кто-то может тут же переключаться между задачами, а кому-то это не под силу, тогда ребенку нужно дать больше времени и применять способы, которые будут развивать креативность с ускорением мыслительных реакций;
  • поддерживать интерес – скучное занятие это плохое занятие, потому стоит задуматься о том, как привносить элемент новизны в каждый урок;
  • не ждать быстрых результатов – на то, чтобы творческие способности ребенка раскрылись, потребуется время и торопить процесс нельзя;
  • показывать личный пример – педагог для развития креативности у ребенка сам должен быть таковым.

Упражнения для развития творческих способностей

Сделать ребенка креативнее и развить его интеллект помогут несложные упражнения:

  • придумать историю на основе взятых наугад двух слов или словосочетаний, связав их единым сюжетом;
  • нарисовать то, чего не существует – например, животное, дав ему свое название;
  • построить дом на бумаге, выбрав самую необычную конструкцию и представить, как бы это смотрелось, если бы этот дом на самом деле построили;
  • дать новое название привычным вещам, еде или любому другому предмету;

Развивая креативность при общении с кем-либо, не бойтесь озвучивать самые невероятные идеи, придумывайте все время что-то новое. А наедине с собой можно поразмышлять над какой-нибудь проблемой, сосредоточившись на своих мыслях и ощущениях. Подобных упражнений, которые помогут развить творческие способности, очень много – выбирайте те, которые придутся по душе.

Как развить творческие способности у детейКак развивать творческие способности ребенка, что для этого использовать и с чего вообще начать? Или зачем это вообще нужно? Вот главные вопросы, которые возникают, когда мы задумываемся о способности ребенка к творчеству. Эта статья будет посвящена рассмотрению этих вопросов, а так же будут предложены советы по развитию творческих способностей ребенка.

В современно мире многие родители не считают творчество важной составляющей воспитательного процесса. Но творчество нельзя полностью исключить из процесса развития ребенка, оно может развиваться одновременно с изучением всех направлений развития. Развивать творческие способности необходимо с раннего детства, возможно в дальнейшем во взрослой жизни Вашему ребенку это поможет в выборе профессии. Ведь сейчас очень востребованы профессии творческих людей – это актеры, певцы, дизайнеры, архитекторы и др. Но даже если Ваш ребенок не пойдет по пути творческой профессии, развитие творческих способностей позволит ему использовать творческий подход в решении тех или иных вопросах, возникающих в жизни. При этом он будет расти интересной личностью, способной справится с любыми жизненными трудностями.

Что такое творческие способности и когда нужно их развивать?

Творческие способности – это индивидуальные особенности каждого ребенка, которые определяются успешностью выполнения им творческой деятельности в различной сфере. Творческие способности характеризуются:

  • стремлением к изучению нового и необычного;
  • свободным воображением и фантазией;
  • развитой интуицией, вследствие чего появляется, что-то новое;
  • умением применять полученный опыт на практике;
  • способность впитывать много информации.

Конечно в каждом ребенке развитие творческих способностей может укладывается по разному. Кто-то больше в этом заинтересован и ему легче впитывать подаваемую информацию, кому-то это будет сложнее. Но если в ребенке развить хотя бы небольшие творческие способности, ему намного легче будет учится, общаться, преодолевать трудности.

Начинать развивать творческие способности лучше в раннем возрасте ребенка. Ведь именно тогда и формируются задатки, которые потом только совершенствуются и сопровождают нас на всем жизненном пути. Если у человека не были развиты творческие способности в детстве, вряд ли они появятся во взрослой жизни. Именно в детстве начинают хорошо развиваться воображение и фантазия, когда ребенок начинает что-то придумывать, какие-то истории с вымышленными персонажами. Эта как раз и есть та особенность – «умение, что-то сочинить», которая порождает творчество. Поэтому не нужно смеяться над этим или пресекать такие вымыслы, дайте ребенку возможность развивать свое воображение, все равно когда он станет постарше и поймет, что это лишь его воображение. Наблюдать такой пик творческой фантазии можно у детей в 3-4 года. Творческий ребенок может видеть обычные вещи по-своему. Так рассматривая картинки, ребенок может называть предметы не своими именами: стол назвать кроватью, кошку – зайцем и т.п., хотя раньше абсолютно правильно называл. Это не значит, что ребенок забыл названия картинок, просто ему захотелось пофантазировать. И здесь ничего страшного нет, в другой раз он все верно назовет, главное не нужно сразу переубеждать его в обратном, дайте волю его воображению.

Что же способствует развитию творческих способностей ребенка?

На развитие творческих способностей положительно влияют различные виды детской активности. Чаще они как раз закладываются в детском саду, когда ребенок играет в коллективе и они все вместе чем-то интересным занимаются. Но даже если ребенок не ходит в садик, можно самим заниматься с ним, развивая творческие способности. Рассмотрим следующие виды деятельности, которые Вам в этом помогут:

  • Развивающие игры и игрушки – покупайте ребенку самые интересные, развивающие игрушки – это мозаики, конструкторы, пазлы, шнуровки, сортеры – главное, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Подбирайте игрушки так, чтобы они приносили пользу в развитии ребенка.
  • Изучение окружающего мира – находясь на прогулке, обсуждайте с ребенком, что он видит, что происходит. Спрашивайте, а кто это, что он делает, а зачем он это делаете? Дайте ребенку поработать воображением. Комментируйте все Ваши действия, это будут важные уроки в развитии творчества ребенка. Так же находясь дома, обсуждайте окружение, следить за тем, что происходит на улице.
  • Занятие лепкой является важным составляющим в развитии творческого начала. С помощью лепки пластилина ребенок выражает свои фантазии, развивает мелкую моторику, изучает цвета и учится их смешивать. Пластилин поможет ребенку «выплеснуть» все, что творится в его маленькой головке.
  • Занятия по рисованию так же являются хорошим этапом в развитии творчества ребенка. Позвольте ребенку использовать для рисования: краски, фломастеры, карандаши, чтобы он сам смог рассмотреть, что получается в ходе рисования тем или иным предметом. Полученные рисунки рассматривайте вместе, обсуждайте, что же на них нарисовано.
  • Чтение книжек поможет развивать фантазию и воображение. Когда Вы читаете ребенку сказку, рассказ или стихи у ребенка складывается своя картинка о происходящем. Он представляет героя рассказа, а иногда и себя этим героем.
  • Изготовление поделок, аппликаций. Вы можете вместе с ребенком создавать первые картины: растирая пластилин по листу бумаги, катать шарики и приклеивать их к картине или клеить вырезанные части на картину. Научите ребенка вырезать разные предметы.

Полезные советы по развитию творческих способностей.

  • Создавайте ребенку обстановку, которая будет развивать творческие способности
  • Постоянно развивайте творческое воображение ребенка
  • Творите вместе с ребенком – лепите, рисуйте, читайте, изучайте.
  • Снабжайте ребенка всем необходимым материалом для реализации его творческих способностей: красками, пластилином, бумагой, клеи и др.
  • Поддерживайте ребенка в его начинаниях и хвалите за проделанную работу.
  • Не угнетайте фантазию ребенка

Сегодня в статье были рассмотрены способы развития творческих способностей ребенка, что такое творческие способности и чем они характеризуются. Учитывая предложенные виды деятельности по развитию творческого начала ребенка и полезные советы, Вы сможете правильно направить своего ребенка, чтобы у него начинали развиваться творческие способности, которые в дальнейшем помогут ему в принятии важных решений в его жизни.

Остается только добавить высказывания театрального деятеля Генрика Ибсена: «Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна.»

Творческие способности даны каждому человеку от природы. И успех реализации нашей креативности напрямую зависит от того, будем ли мы развивать собственные таланты.

Способ №1: Наблюдайте за природой в разное время года

Природа полна новых красок и форм, и сама по себе является источником вдохновения. При этом ребёнок не обладаем целостным видением реальности, он фокусируется на отдельных предметах или явлениях. Наблюдение за одним и тем же растением в разное время года или пейзажем утром и вечером, расширяет восприятие мира малыша, развивая творческое мышление.

Как развить творческие способности у детей

Способ №2: Создавайте образы в обычных предметах

Рассказывая ребёнку об окружающем мире, старайтесь показать его многообразие, развивая тем самым воображение крохи. Например: рассматривайте вместе облака и придумывайте на что они похожи. Или собирайте камушки и, сравнив их форму и цвет, дайте им названия.

Способ №3: Рассматривайте рисунки в детских книгах

Для того чтобы у малыша появилось желание рисовать, можно вместе с ним обсуждать иллюстрации в сказках и комиксах, обращая внимание на разные детали: глаза персонажа, его одежда и поза. А потом можно предложить ребёнку нарисовать своего героя к сказке.

Как развить творческие способности у детей

Способ №4: Развивайте мелкую моторику

Работа и развитие речевого центра мозга напрямую связана с мелкой моторикой рук. Чтобы речь вашего чада была более развитой, его жизнь нужно наполнять мануальными играми, подходящими по интересам. Это может быть перебирание ярких бусин, собирание пазлов, мозаики, игра в конструктор, а также пальчиковая гимнастика (проговаривание стихов вместе с игрой пальцев — например, любимая всеми «Сорока-Ворона»).

Способ №5: Поощряйте работу малыша

Для того чтобы показать ребёнку, что вы гордитесь его творческими успехами, и поддержать бережное отношение к приложенным стараниям крохи, устройте выставку его работ. Поместите картины в рамки, а работы, сделанные из пластилина, — на специальные подставки. Для этого не обязательно арендовать зал в музее: можно устроить просмотр в собственной квартире, пригласив в дом друзей малыша вместе с родителями.

Как развить творческие способности у детей

Способ №6: Создайте «уголок» творчества

Ничто так не вдохновляет, как организованное рабочее пространство. Пусть у ребёнка будет свой стол, где будут лежать все материалы для творчества. Так малыш сможет в любой момент продолжить свою работу. Не принуждайте его наводить порядок в «мастерской» — пусть это будет единственное место, где царит художественный беспорядок.

Способ №7: Не наказывайте кроху за творческие перфомансы

Порой дети так увлекаются творчеством, что пачкают окружающие предметы. Ни в коем случае не ругайте малыша за эти небольшие огрехи. Творческий поток нуждается в пространстве и свободе. И если установить чёткие рамки и систему наказаний, то ребёнок может вовсе утратить желание творить.

Как развить творческие способности у детей

Способ №8: Задавайте необычные вопросы

Так вы будете стимулировать воображение и мыслительную деятельность малыша, расширяя его кругозор. К примеру, это могут быть вопросы «о будущем»: «Что будет, если. », «Представь себе, что. », «Как если бы. », «Какие волшебные свойства есть у. ».

Способ №9: Чередуйте активности

Пусть у ребёнка будет разнообразная творческая активность: рисование разными материалами, лепка, аппликация, сочинение стихов. Лучше не навязывать карапузу что-то одно, а спрашивать, чем бы ему хотелось позаниматься, и предоставлять свободу выбора.

Как развить творческие способности у детей

Способ №10: Поддерживайте тёплую атмосферу в семье

Творчество, как нежное растение, развивается и растёт быстрее в здоровом климате. Для детей важно ощущать заботу и внимание, а также знать, что родители поддерживают их начинания и гордятся ими.

Как развить творческие способности у детей

Развитие способностей — это актуальная тема, которая в последнее время интересует многих людей. Творческие люди добиваются успеха во многих сферах. Как развивать творческие способности у детей? Такой вопрос часто слышат педагоги и воспитатели.

Как развить творческие способности у детей

Чтобы понять, как именно организовать процесс развития, следует выяснить, что подразумевают под обозначением «творческий потенциал». Это понятие обозначает целую совокупность творческих качеств и возможностей личности. С помощью таких качеств человек может выразить себя и стать счастливым.

У всех ли детей есть творческие способности?

Существуют разные точки зрения на эту тему. Большинство специалистов считает, что креативность ребенка — это заслуга его родителей. В детских садах и школах детей ограничивают определенными нормами и рамками. Поэтому наличие нестандартного мышления у малыша — это задача родителей.

Есть мнение, что задатки особых способностей должны быть у ребенка от природы. Под задатками понимают степень развития 1-й и 2-й сигнальной систем мозга. Таким образом, различают художественный тип (преобладает первая сигнальная система), мыслительный тип (преобладает вторая сигнальная система) и средний тип (системы уравновешены).

Дети, которых можно отнести к первому типу, получают яркие непосредственные впечатления от окружающих объектов. Они способны мылить образами. У них живое и богатое воображение. Это эмоциональный тип. Люди, у которых преобладает вторая сигнальная система (мыслительный тип) хорошо анализируют и систематизируют информацию. Они склонны к абстрактному мышлению. В любом случае задатки надо развивать. Сами по себе они могут проявиться только в незначительной степени.

Важные моменты развития

Начинать следует с самого раннего возраста. Специалисты утверждают, что оптимальное время для начала — период с младенчества до 5 лет. Развив способности у ребенка, вы поможете ему стать интересной личностью.

Любое качество формируется только в процессе активной деятельности. Нельзя сделать вывод о наличии каких-либо способностей у человека, не наблюдая его в практической деятельности. Если ребенка еще не обучили музыке, то нельзя говорить о его способностях в этой области. Только в ходе правильного обучения можно сделать тот или иной вывод. Ведь человек не рождается способным к определенной деятельности. Навыки у него формируются в течение жизни. Поэтому правильная организация деятельности малыша имеет огромное значение.

Под влиянием воспитания и обучения ребенок начнет проявлять склонность к определенным сферам деятельности. Если имеются задатки и оптимально организованы занятия, то развитие творческих способностей у ребенка происходит очень быстро. В таком случае создается иллюзия врожденных способностей.

Что относится к творческим способностям

Как развить творческие способности у детей

Психологи различают общие и специальные способности. Первая группа включает в себя те качества, которые помогают человеку достичь успеха в разных видах деятельности. Это точность движений, хорошая память, сообразительность, хорошая речь и др. Во вторую группу входят способности, необходимые для достижения успеха в какой-то определенной области: музыкальной, литературной, изобразительной и т. д. У ребенка могут быть хорошо развиты общие и специальные способности вместе.

У детей выделяют следующие основные группы способностей:

  • творческое воображение (фантазия, интуиция);
  • творческое мышление (живость ума);
  • практическое применение методов организации творческой деятельности (стремление познавать новое, стремление к успеху и открытиям).

Творчество — это увлекательно

Если деятельность малыша связана с творчеством, то она становится привлекательным занятием. В процессе такого занятия ребенок начинает думать и развиваться. Деятельность такого рода связана с новыми открытиями и возможностями. Малыш начинает проявлять ранее скрытые способности.

Первые успехи в деятельности становятся мощным стимулом для ребенка и родителей. Они чувствуют воодушевление и с удовольствием продолжают занятия. Творческая деятельность помогает ребенку укрепить свою самооценку, способствует уверенности в себе и повышает планку притязаний.

Для правильного развития большое значение имеет воображение. Маленькие дети всегда проявляют его в процессе игры. Действуя с предметами в реальности, ребенок придумывает нереальные истории. Не стоит пресекать такие игры, так как в этот период происходит зарождение воображения. Сложившись в игре, оно перейдет и на другие сферы деятельности малыша.

Дети не врут, они просто фантазируют. Воображение проявляется в сочинении сказок, стишков, рисовании. Психологи рекомендуют взрослым развивать это качество. Ведь оно является основой для фантазии и креативного мышления. Существуют разнообразные приемы для развития воображения. Например, можно разглядывать линии, облака, трещины или пятна, пытаясь найти в них сходство с определенными предметами. Придумывайте ребенку задания на сочинение сказок, стихов и занимательных историй.

Творческое начало хорошо проявляется в процессе рисования. Поощряйте инициативу малыша. Просто прекрасно, если ребенок добавляет какие-то свои детали к готовому рисунку, придумывает сюжет, изменяет цвета и т. д. Ваше положительное отношение к таким действиям формирует отличный стимул для дальнейших занятий.

Три способа ускорения творческого развития

1. Создание гармоничной и благоприятной атмосферы, доброжелательность. Родители должны всячески поощрять креативные идеи ребенка. Почаще хвалите малыша, не ругайте его за оплошности в процессе деятельности.

2. Создайте хорошую материальную базу для творческого развития. У ребенка должна быть возможность практиковаться и упражняться.

3. Стимулируйте развитие способностей, помогая малышу решать творческие проблемы. Отвечайте на вопросы ребенка, не отмахивайтесь от них под предлогом занятости.

Ссылка на основную публикацию