Личностные особенности присущие одаренным детям

Особенности одаренных детей, цели и задачи работы с одаренными детьми, методика диагностики, полезные советы родителям

Просмотр содержимого документа
«Особенности одаренных детей»

Программа работы учителя с одаренным ребенком в рамках реализации индивидуально-дифференцированного подхода.

Особенности одаренных детей

Внешние проявления одаренности в различных ин­теллектуальных и личностных способностях многообразны. Они выражаются в детстве прежде всего как более быстрое развитие (речь и мышление), как быстрота и точность вы­полнения умственных операций, как ранняя увлеченность (музыкой, рисованием, чтением, счетом), как стремление к творчеству, как любознательность ребенка, как его высокая познавательная, исследовательская активность обнаруже­ния нового в обычном, как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому. Одаренного ребенка отличает богатство активного словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций, по уровню умст­венного развития (и прежде всего по уровню развития ум­ственной рефлексии) одаренные дети превосходят не толь­ко сверстников (в среднем на два года), но и многих взрос­лых. Нередко такие дети обнаруживают уже в младшем школьном возрасте несвойственную даже школьникам средних классов рефлексию.

Непременная отличительная черта одаренного ребен­ка — оригинальность его мышления, выражающаяся в непо­хожести, нестандартности решения. По оригинальности главным образом и оценивается способность к творчеству. Оригинальность рождается из преодоления «правильного», очевидного, общепринятого.

Успешность усвоения учебного материала и способ­ность к творчеству — наиболее известные признаки одарен­ности. Менее же известны такие признаки одаренности и творческих способностей, как возникновение вопросов, проблем, догадок, которые непосредственно не связаны с успешностью обучения, но, возможно, в большей степени характеризуют талантливого человека: высоким ступеням развития соответствует высокая активность в постановке исследовательских вопросов.

Интересно отметить и такой личностный фактор творческого мышления, одаренности, как сомнение. Со­мнение личности можно рассматривать не только как не­уверенность или заниженную самооценку своих возможно­стей, сколько как проявление нормальной исследователь­ской активности, один из ее стимулов. Интеллектуально активные дети высказывают сомнения даже по поводу сво­их безусловно правильных ответов, оставляя тем самым место для последующего поиска, для дальнейшего исследо­вания решаемой задачи. Дети же с низкими возможностями к обучению и интеллектуальному развитию меньше сомне­ваются, обладают большей уверенностью, даже если в дей­ствительности ошибаются.

Особенность, очень ярко отличающая одаренных де­тей от обычных, — склонность к умственному труду, стрем­ление к постоянному поглощению новых знаний, новой информации, т. е. познавательная потребность. Развитие познавательной потребности у таких детей характеризуется возникающими время от времени резкими «скачками», зна­чительным и быстрым повышением уровня сложности удовлетворения познавательной потребности, причем «скачки» эти совершаются произвольно, т. е. вполне созна­тельно. Одаренные дети сами задают высокий уровень сво­ей познавательной потребности, выбирая неадекватную, иногда чрезмерно трудную познавательную деятельность. Наблюдения показывают, что повышение уровня познава­тельной потребности происходит по очевидному и хорошо осознаваемому стремлению самого ребенка.

Н. С. Лейтес выделил три категории одаренных детей:

1) дети с ускоренным умственным развитием, опере­жающие на несколько лет физический возраст. Для них характерна поразительная умственная активность, ненасыт­ность познавательной потребности;

2) дети с ранней умственной специализацией — у них при обычном общем уровне интеллекта обнаруживается особая расположенность к какой-нибудь отдельной области науки или техники, в которой они значительно превосходят своих сверстников по успешности обучения, тогда как дру­гие разделы школьной программы могут вызывать у них затруднения;

3) дети с отдельными незаурядными способностями.

Для одаренных детей характерны: высокий энергетический уровень, повышенный потенциал умственной и вообще жизненной энергии и низкая продолжительность сна; в целом они отличаются крепким здоровьем и хорошим физическим развитием.

В силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, неспра­ведливым и негативным воздействиям.

Такое качество интеллекта одаренного ребенка как дивергентность творческого мышления (ему соответствуют четыре основные характеристики: быстрота, гибкость, ори­гинальность и точность) часто оценивается окружающими взрослыми как отклонение. Одаренные дети намного бы­стрее своих сверстников проходят начальные уровни соци­альной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентирование на получение положительной оценки взрослых). В подростковом возрасте они часто как бы ми­нуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивле­ние диктуемым правилам, групповым нормам.

На основании литературных данных М. Карне (США) выделила следующие моменты, характерные для жизни одаренных детей и могущие повлечь за собой нарушения поведения и трудности социальной адаптации.

1. Неприязнь к школе прежде всего из-за несоответствия учебного плана способностям ребенка.

2. Предпочтение сложных игр и безразличие к тем, которыми увлекаются их сверстники, может приводит одаренных де­тей к изоляции.

3. Одаренные дети склонны отвергать стандартные требо­вания и тем самым не склонны к конформизму.

4. Погружение в философские проблемы в гораздо боль­шей степени, чем это характерно для среднего ребенка.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

6. Стремление к совершенству, внутренняя потребность совершенства, которая проявляется весьма рано.

7. Ощущение неудовлетворенности, критическое отноше­ние к собственным достижениям, следствием чего может быть ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

8. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные нереалистические цели: отсюда — переживания по поводу невозможности их достижения. Но, с другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая при­водит к высоким достижениям.

10.Потребность во внимании взрослых часто приводит ода­ренных детей к монополизации, что вызывает раздра­жение других детей.

11. Недостаточная терпимость по отношению к детям, стоящим ниже в интеллектуальном развитии.

(Учителю об одаренных детях. Под редакцией В. П. Лебедевой В.И. Панова)

Ссылка на основную публикацию