Особенности одаренных детей, цели и задачи работы с одаренными детьми, методика диагностики, полезные советы родителям
Просмотр содержимого документа
«Особенности одаренных детей»
Программа работы учителя с одаренным ребенком в рамках реализации индивидуально-дифференцированного подхода.
Особенности одаренных детей
Внешние проявления одаренности в различных интеллектуальных и личностных способностях многообразны. Они выражаются в детстве прежде всего как более быстрое развитие (речь и мышление), как быстрота и точность выполнения умственных операций, как ранняя увлеченность (музыкой, рисованием, чтением, счетом), как стремление к творчеству, как любознательность ребенка, как его высокая познавательная, исследовательская активность обнаружения нового в обычном, как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому. Одаренного ребенка отличает богатство активного словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций, по уровню умственного развития (и прежде всего по уровню развития умственной рефлексии) одаренные дети превосходят не только сверстников (в среднем на два года), но и многих взрослых. Нередко такие дети обнаруживают уже в младшем школьном возрасте несвойственную даже школьникам средних классов рефлексию.
Непременная отличительная черта одаренного ребенка — оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. По оригинальности главным образом и оценивается способность к творчеству. Оригинальность рождается из преодоления «правильного», очевидного, общепринятого.
Успешность усвоения учебного материала и способность к творчеству — наиболее известные признаки одаренности. Менее же известны такие признаки одаренности и творческих способностей, как возникновение вопросов, проблем, догадок, которые непосредственно не связаны с успешностью обучения, но, возможно, в большей степени характеризуют талантливого человека: высоким ступеням развития соответствует высокая активность в постановке исследовательских вопросов.
Интересно отметить и такой личностный фактор творческого мышления, одаренности, как сомнение. Сомнение личности можно рассматривать не только как неуверенность или заниженную самооценку своих возможностей, сколько как проявление нормальной исследовательской активности, один из ее стимулов. Интеллектуально активные дети высказывают сомнения даже по поводу своих безусловно правильных ответов, оставляя тем самым место для последующего поиска, для дальнейшего исследования решаемой задачи. Дети же с низкими возможностями к обучению и интеллектуальному развитию меньше сомневаются, обладают большей уверенностью, даже если в действительности ошибаются.
Особенность, очень ярко отличающая одаренных детей от обычных, — склонность к умственному труду, стремление к постоянному поглощению новых знаний, новой информации, т. е. познавательная потребность. Развитие познавательной потребности у таких детей характеризуется возникающими время от времени резкими «скачками», значительным и быстрым повышением уровня сложности удовлетворения познавательной потребности, причем «скачки» эти совершаются произвольно, т. е. вполне сознательно. Одаренные дети сами задают высокий уровень своей познавательной потребности, выбирая неадекватную, иногда чрезмерно трудную познавательную деятельность. Наблюдения показывают, что повышение уровня познавательной потребности происходит по очевидному и хорошо осознаваемому стремлению самого ребенка.
Н. С. Лейтес выделил три категории одаренных детей:
1) дети с ускоренным умственным развитием, опережающие на несколько лет физический возраст. Для них характерна поразительная умственная активность, ненасытность познавательной потребности;
2) дети с ранней умственной специализацией — у них при обычном общем уровне интеллекта обнаруживается особая расположенность к какой-нибудь отдельной области науки или техники, в которой они значительно превосходят своих сверстников по успешности обучения, тогда как другие разделы школьной программы могут вызывать у них затруднения;
3) дети с отдельными незаурядными способностями.
Для одаренных детей характерны: высокий энергетический уровень, повышенный потенциал умственной и вообще жизненной энергии и низкая продолжительность сна; в целом они отличаются крепким здоровьем и хорошим физическим развитием.
В силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям.
Такое качество интеллекта одаренного ребенка как дивергентность творческого мышления (ему соответствуют четыре основные характеристики: быстрота, гибкость, оригинальность и точность) часто оценивается окружающими взрослыми как отклонение. Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентирование на получение положительной оценки взрослых). В подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление диктуемым правилам, групповым нормам.
На основании литературных данных М. Карне (США) выделила следующие моменты, характерные для жизни одаренных детей и могущие повлечь за собой нарушения поведения и трудности социальной адаптации.
1. Неприязнь к школе прежде всего из-за несоответствия учебного плана способностям ребенка.
2. Предпочтение сложных игр и безразличие к тем, которыми увлекаются их сверстники, может приводит одаренных детей к изоляции.
3. Одаренные дети склонны отвергать стандартные требования и тем самым не склонны к конформизму.
4. Погружение в философские проблемы в гораздо большей степени, чем это характерно для среднего ребенка.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
6. Стремление к совершенству, внутренняя потребность совершенства, которая проявляется весьма рано.
7. Ощущение неудовлетворенности, критическое отношение к собственным достижениям, следствием чего может быть ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
8. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные нереалистические цели: отсюда — переживания по поводу невозможности их достижения. Но, с другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
10.Потребность во внимании взрослых часто приводит одаренных детей к монополизации, что вызывает раздражение других детей.
11. Недостаточная терпимость по отношению к детям, стоящим ниже в интеллектуальном развитии.
(Учителю об одаренных детях. Под редакцией В. П. Лебедевой В.И. Панова)