Логическое мышление у дошкольников

У всесторонне развитой личности – ярко выраженное логическое мышление, выработанное в процессе тренировки внимания, логики и памяти. Благодаря активным познавательным функциям, человек способен достичь невероятных успехов в учебе и реализоваться творчески, поэтому развитие логического мышления у детей должно быть приоритетным направлением обучения и воспитания.

Развитие логического мышления у детей – крайне важный аспект воспитания ребенка. Родители должны озаботиться тем, чтобы научить малыша правильно мыслить. Нужно тренировать мозг ребенка, чтобы он постоянно находился в активном процессе.

Логика ребенка формируется в процессе:

  • познаний;
  • открытий;
  • умозаключений.

Необходимость развития логического мышления

Формирование логического мышления – необходимая часть жизни успешного человека. Отходя от стереотипов, малыш устанавливает причинно-следственную связь и закономерность событий, явлений, действий, — а значит, тренирует мышление. Ребенку с логическими навыками проще выбрать рациональный способ решения стоящих перед ним задач – как в игровой ситуации, так и в учебе. Поэтому внимание педагогов и психологов обращено на комплексное развитие логики детей дошкольного возраста – как способ воспитания интеллектуально зрелой личности.

Логическое мышление у дошкольников

Специфика мышления ребенка в разном возрасте

Развитие логического мышления у детей разделяется на возрастные этапы:

  • в раннем возрасте (1-3 года) у малыша преобладает предметно-действенный тип мышления, поэтому «познание мира» происходит тактильно, буквально — «на зуб»;
  • с 3-4 лет у ребенка действует наглядно-образное мышление, поэтому он реагирует не только на запах, звук и ощущение при касании, но и картину. Окончательное формирование зрительных, слуховых и тактильных рецепторов продлится до 5-6 лет, поэтому родителям, воспитателям важно правильно определить творческую составляющую маленькой личности, чтобы дать возможность ей полноценно реализоваться;
  • развитие логики детей 7 лет сопряжено с серьезной социальной градацией: малыш идет в школу. На этом этапе он оперирует абстрактными и отвлеченными понятиями, буквами, цифрами и другими символами, «понять» которые тактильно, осязанием или визуально невозможно – их нужно «представлять в уме».

Логическое мышление у дошкольников

Развитие логики у детей 6-7 лет

Развитие логического мышления у дошкольников крайне важно. Потому что в это время количество нейронных связей у малыша максимально много. А чем больше этих связей, тем активнее работает мозг человека, тем больше он восприимчив к новой информации и тем быстрее он поглощает свежие навыки.

Именно в позднем дошкольном и начальном школьном возрасте закладывается интеллектуальная база для дальнейшего изучения сложных дисциплин – иностранных языков, алгебры, геометрии, физики, химии, черчения. Разумеется, без интуитивных навыков и «железной логики» здесь не обойтись, поэтому основной акцент обучения необходимо делать на развитие логического мышления детей дошкольного возраста.

Развитие логики у детей до 14 лет

Дошкольное образование играет решающую роль в формировании основных умений и навыков будущего первоклассника. Академического курса детского сада недостаточно для воспитания и развития индивидуальных интеллектуальных способностей. Важную социальную функцию выполняет среда обучения. Опыт показывает, что домашняя подготовка один на один пусть даже с самым опытным педагогом-наставником, малоэффективна: ребенку необходим микросоциум, то есть, коллектив.

Многие родители задаются вопросом, как развивать у ребенка логическое мышление. Сейчас центры раннего детского развития предлагают различные программы дошкольного обучения, ориентированные как на дидактику, так и творчество. Огромной популярностью пользуется метод ментальной арифметики, благодаря которому развитие логического мышления детей 6-7 лет происходит гораздо эффективнее и в комплексе. В чем же его принцип?

Гармоничное развитие всех 3-х типов мышления:

  • конкретно-наглядного (наглядно-действенного);
  • абстрактного;
  • теоретического (абстрактно-логического).

Благодаря одновременной стимуляции как левого, так и правового полушарий мозга, эффект достигаем в процессе обучения ментальной арифметики, основанной на древнем методе счета абакус. Профессиональное изложение методики предлагает «Академия развития интеллекта AMAKids». Созданные на основе психолого-педагогических разработок дидактические игры настолько же увлекательны, как и обучающие: благодаря ментальной арифметике развитие логики у детей до 14 лет происходит поэтапно в ходе:

  • тренировки внимания и памяти;
  • формирования воображения и свободомыслия;
  • упражнений на увеличения скорости практического мышления;
  • отработки мелкой моторики пальцев;
  • творческого воспитания и т.д.

Логическое мышление у дошкольников

Яркие сюжетные занятия, построенные в форме игры, помогут ребенку воспитать в себе личностные качества, выработать лидерские навыки, обнаружить и раскрыть творческий потенциал, научиться читать, писать и рисовать.

В «Академии развития интеллекта AMAKids» ваш малыш приобретет добрых и надежных друзей, воспитав в себе моральные, духовные качества.

Хорошо развитое логическое мышление обеспечивает ребенку высокую обучаемость. Кроме того, в современной системе образования многие проверочные задания направлены не на простое воспроизведение полученных знаний, а на их обобщение и систематизацию, а также практическое использование. Поэтому дети, у которых логические операции лучше сформированы, имеют преимущество по сравнению с остальными. Многие родители уделяют развитию логического мышления особое внимание уже в дошкольном детстве. И это правильно. Ведь старший дошкольный возраст — 5-7 лет — сензитивен (наиболее благоприятен) к формированию основных приемов логического мышления: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации и т. д.

Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений на развитие логики у дошкольников.

    1. «Продолжи ряд»: взрослый начинает выкладывать ряд из геометрических фигур или картинок, соблюдая определенную последовательность. Например, два желтых треугольника, один красный, снова два желтых. Ребенок должен понять правило, по которому строится ряд, и продолжить его. Если ребенок выложил ряд правильно, можно предложить ему отвернуться, нарушить последовательность в одном или нескольких местах, забрав фигуру или добавив лишнюю, а потом попросить ребенка исправить ошибки.
    2. «Логический поезд»: для игры нужны карточки с изображением предметов и животных, например, от лото. Ребенку и взрослому раздается одинаковое количество карточек. Первая карточка кладется произвольно. Следующую надо положить так, чтобы выбранная картинка имела что-то общее с первой. Эту связь надо пояснить («прицепить вагончик»). Во время игры необходимо стимулировать ребенка вопросами: «А что еще общего может быть между этими картинками?» Это делается для того, чтобы ребенок учился использовать разные основания для обобщения. Дети, как правило, ориентируются на цвет, форму, материал, величину, то есть на внешние качества предмета. Это самый низкий уровень обобщения. Задача взрослого — показать, что картинки можно сравнивать по ситуативному и категориальному (наиболее высокий уровень обобщения) основанию. К обобщению по ситуативному признаку относится, например, сравнение белки и лягушки на основе того, что они умеют прыгать. Обобщая по категориальному признаку, мы скажем, что пчела и кузнечик насекомые.
    3. «Заполни таблицу»: рисуем таблицу 3х3 и предлагаем ребенку набор из 9 картинок, в котором, например, 3 одинаковых цветочка, 3 одинаковых грибочка и 3 одинаковых мячика. Ребенок должен разложить предметы так, чтобы ни в строчках, ни в столбцах таблицы предметы не повторялись. Если ребенок быстро и с удовольствием рисует, можно предложить ему рисовать предметы в таблице. Когда ребенок научится легко справляться с данным заданием, предложите ему по такому же принципу заполнить таблицу 4х4. Это, естественно, будет сложнее. И не торопитесь подсказывать ребенку наиболее легкую стратегию, например, положить сначала одинаковые картинки по диагонали. Хорошо, если он сам ее выработает или научится справляться с заданием по-своему.
    4. «Логические концовки»: начните предложение, и попросите ребенка его закончить. Варианты могут быть самыми разными, например:
    — Если река глубже ручейка, то ручеек … (мельче реки).
    — Если Петя старше Саши, то Саша… (младше Пети).
    — Если мама пришла с работы раньше папы, то папа пришел… (позже мамы).
    — Если тополь выше березы, то береза… (ниже тополя).
    А затем предложите ребенку придумать такую же задачку для вас.
    5. «Аналогии»: вы говорите три слова, например: «Кошка — котенок, а свинья — . ». Задача ребенка — подобрать слово, которое связано с третьим так же, как первое со вторым.
    — Градусник — температура, а часы — … (время).
    — Собака — конура, а человек — … (дом).
    — Холодный — горячий, а кислый — … (сладкий).
    — Хоккей — шайба, а бадминтон — … (воланчик).
    — Корова — 4, а курица — … (2 ноги).

Показателем развитого логического мышления будет, если ребенок сможет сам составлять подобные задачи.

Последние два упражнения хороши еще и тем, что не требуют никаких материалов, т.е. их можно проводить по дороге в садик, на прогулке, а также с несколькими детьми одновременно, устраивая небольшие соревнования.

Исследования психологов подтверждают, что специальная работа по развитию мышления является высокоэффективной. Но помните, что для развития дошкольника очень важен интерес, непринужденная атмосфера. Превратите эти задания в увлекательную игру, и вы обязательно увидите результат.

А также задания на логику для дошкольников ваш ребенок может выполнить на нашем сайте в разделе Логика.

Желаем удачи!

Автор: Психолог-консультант проекта «Разумейкин» Найденова Наталья

Для детей старшего дошкольного возраста
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система «Гармония», «Школа 2100» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

Основными показателями умственного развития старших дошкольников в первую очередь является развитие творческого мышления и овладения способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), на основании которого осуществляется деятельность дошкольных образовательных организаций, в качестве задач определены следующие: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования…с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей и др.

В процессе работы должны использоваться разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные. Приоритетное место отводится практическим методам (игра, упражнение, моделирование, элементарные опыты).

В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при формировании математических способностей дошкольников. В последние годы проведены исследования игр с математическим содержанием: сюжетно-дидактические игры математического содержания (А. А. Смоленцева); обучающие игры с элементами информатики и моделирования (А. А. Столяр); игры, направленные на интеллектуальное развитие детей (А. А. Зак, З. А. Михайлова), строительно-конструктивные игры

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Очевидно, что конструктивная деятельность ребенка в процессе выполнения данных упражнений развивает не только математические способности и логическое мышление ребенка, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, пространственные представления, точность и т. д.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка.

Таким образом, для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Содержание.

Для быстрого переход на нажмите на название раздела

Логическое мышление у дошкольников

  • Развитие логики и мышления 3-4 года
  • Развитие логики и мышления 4-5 лет
  • Развитие логики и мышления 5-6 лет
  • Развитие логики и мышления 6-7 лет
  • Правила для развития логического мышления у ребенка.

Нужно ли развивать логику ребенку? А можно обойтись без развития логики?

С каждым годом ребенок получает все больше информации. Он знакомится с множество цветов, с множеством разнообразия форм предметов, которые вокруг. И это все, ребенок воспринимает интуитивно, без специальной подготовки.

А вот, логическое мышление помогает ребенку преобразовывать получаемую информацию, и усвоить данную информацию с максимальной пользой.

Логическое мышление у дошкольников

Приобретая новые знания, навыки и умения, ребенок закладывает себе «фундамент», для дальнейшего успешного обучения в старшем возрасте. Развитая логика и мышление у ребенка – успешная подготовка к школе и целостное развитие ребенка.

Если ребенок не овладел логическим мышлением, то в будущем обучении, ему придется нелегко. А может и вовсе, пропасть интерес к изучению и познанию нового.

У каждого возрастного периода, наблюдаются определенные особенности развития. Чем ребенок старше, тем сложнее психические процессы, происходящие в голове ребенка.

Логическое мышление у дошкольников

Для детей до двух лет , характерно наглядно –действенное мышление . Новые знания ребенок получает через манипуляции с реальными предметами. В этом возрасте дети стремятся к получению желаемого результата.

Детям 2-7 лет , свойственно наглядно –образное мышление. В этом возрасте уже ребенок может пользоваться определенными образами предметов, чтобы решить нужную для него задачу. В этом возрасте дети уже могут предугадывать результат.

Например: ребенок может представить себе, как должна вести себя девочка, которая изображена на картинке, если она попала под дождь.

Логическое мышление у дошкольников

Есть еще словесно — логическое мышление, которое появляется у детей в шестилетнем возрасте . Ребенок может пользоваться абстрактными понятиями, при этом не использовать наглядные формы, а только основываться на рассуждениях, ребенок делает умозаключения.

Например: из рассуждений о том, что выйдя на улицу зимой без шапки, ребенок делает умозаключение, что после этого, можно заболеть.

Данный вид мышления стоит поддерживать и развивать.

Простые правила для развития логического мышления у ребенка.

Всегда, развитие ребенка дошкольного возраста происходит на основе игры. Игровая деятельность – это путь к формированию воображения, развитию речи и пространственного мышления, к полноценному умственному развитию и многому, многому другому.

Воображение в дошкольном возрасте еще недостаточно хорошо развито, поэтому в процессе обучения используйте как можно больше наглядных пособий. Используйте обязательно цветной и яркий наглядный материал, чтобы он привлекал к себе внимание ребенка, такой материал, непременно, превратит любое занятие в увлекательную игру. Это могут быть картинки, пазлы, игрушки, игры, палочки для счета, бусины, прищепки и т.п

  • Логическое мышление у дошкольников
  • Логическое мышление у дошкольников
  • Логическое мышление у дошкольников

Чем старше будет становиться ребенок, тем меньше ему потребуется демонстрационного материала. С возрастом, ребенок будет решать задачи в уме, с помощью словесно – логического мышления.

На нашем сайте игры- задания на развитие логического мышления для детей, поделены по возрастам:

В каждом разделе будут собраны основные виды упражнений на логику, которые
будут доступны для понимания ребенка соответствующего возрастного периода.

Старайтесь, чтобы занятия с ребенком проходили весело и интересно. Чтобы ребенок был в хорошем расположении духа.

Логическое мышление у дошкольников

Никогда не спешите и не торопите ребенка, дайте ему время подумать, по рассуждать. Стремитесь к тому, чтобы ребенок как можно больше философствовал, и делал свои умозаключения. Всегда просите его, чтобы он обосновал свои ответы. Если ребенок ответил не так, как Вы ожидали, то попросите его чтобы он объяснил, почему он так думает. А потом, похвалите его за его объяснения, и найдите общий совместный ответ.

Не стоит заставлять ребенка, если видите, что он не расположен к занятиям. Лучше перенесите на другой раз. ,

Хвалите ребенка и восхищайтесь им!

Логическое мышление у дошкольников

Дошкольное воспитание. Логика.

Содержание.

Для быстрого переход на нажмите на название раздела

Логическое мышление у дошкольников

  • Развитие логики и мышления 3-4 года
  • Развитие логики и мышления 4-5 лет
  • Развитие логики и мышления 5-6 лет
  • Развитие логики и мышления 6-7 лет
  • Правила для развития логического мышления у ребенка.

Нужно ли развивать логику ребенку? А можно обойтись без развития логики?

С каждым годом ребенок получает все больше информации. Он знакомится с множество цветов, с множеством разнообразия форм предметов, которые вокруг. И это все, ребенок воспринимает интуитивно, без специальной подготовки.

А вот, логическое мышление помогает ребенку преобразовывать получаемую информацию, и усвоить данную информацию с максимальной пользой.

Логическое мышление у дошкольников

Приобретая новые знания, навыки и умения, ребенок закладывает себе «фундамент», для дальнейшего успешного обучения в старшем возрасте. Развитая логика и мышление у ребенка – успешная подготовка к школе и целостное развитие ребенка.

Если ребенок не овладел логическим мышлением, то в будущем обучении, ему придется нелегко. А может и вовсе, пропасть интерес к изучению и познанию нового.

У каждого возрастного периода, наблюдаются определенные особенности развития. Чем ребенок старше, тем сложнее психические процессы, происходящие в голове ребенка.

Логическое мышление у дошкольников

Для детей до двух лет , характерно наглядно –действенное мышление . Новые знания ребенок получает через манипуляции с реальными предметами. В этом возрасте дети стремятся к получению желаемого результата.

Детям 2-7 лет , свойственно наглядно –образное мышление. В этом возрасте уже ребенок может пользоваться определенными образами предметов, чтобы решить нужную для него задачу. В этом возрасте дети уже могут предугадывать результат.

Например: ребенок может представить себе, как должна вести себя девочка, которая изображена на картинке, если она попала под дождь.

Логическое мышление у дошкольников

Есть еще словесно — логическое мышление, которое появляется у детей в шестилетнем возрасте . Ребенок может пользоваться абстрактными понятиями, при этом не использовать наглядные формы, а только основываться на рассуждениях, ребенок делает умозаключения.

Например: из рассуждений о том, что выйдя на улицу зимой без шапки, ребенок делает умозаключение, что после этого, можно заболеть.

Данный вид мышления стоит поддерживать и развивать.

Простые правила для развития логического мышления у ребенка.

Всегда, развитие ребенка дошкольного возраста происходит на основе игры. Игровая деятельность – это путь к формированию воображения, развитию речи и пространственного мышления, к полноценному умственному развитию и многому, многому другому.

Воображение в дошкольном возрасте еще недостаточно хорошо развито, поэтому в процессе обучения используйте как можно больше наглядных пособий. Используйте обязательно цветной и яркий наглядный материал, чтобы он привлекал к себе внимание ребенка, такой материал, непременно, превратит любое занятие в увлекательную игру. Это могут быть картинки, пазлы, игрушки, игры, палочки для счета, бусины, прищепки и т.п

  • Логическое мышление у дошкольников
  • Логическое мышление у дошкольников
  • Логическое мышление у дошкольников

Чем старше будет становиться ребенок, тем меньше ему потребуется демонстрационного материала. С возрастом, ребенок будет решать задачи в уме, с помощью словесно – логического мышления.

На нашем сайте игры- задания на развитие логического мышления для детей, поделены по возрастам:

В каждом разделе будут собраны основные виды упражнений на логику, которые
будут доступны для понимания ребенка соответствующего возрастного периода.

Старайтесь, чтобы занятия с ребенком проходили весело и интересно. Чтобы ребенок был в хорошем расположении духа.

Логическое мышление у дошкольников

Никогда не спешите и не торопите ребенка, дайте ему время подумать, по рассуждать. Стремитесь к тому, чтобы ребенок как можно больше философствовал, и делал свои умозаключения. Всегда просите его, чтобы он обосновал свои ответы. Если ребенок ответил не так, как Вы ожидали, то попросите его чтобы он объяснил, почему он так думает. А потом, похвалите его за его объяснения, и найдите общий совместный ответ.

Не стоит заставлять ребенка, если видите, что он не расположен к занятиям. Лучше перенесите на другой раз. ,

Хвалите ребенка и восхищайтесь им!

Логическое мышление у дошкольников

Дошкольное воспитание. Логика.

Хорошо развитое логическое мышление обеспечивает ребенку высокую обучаемость. Кроме того, в современной системе образования многие проверочные задания направлены не на простое воспроизведение полученных знаний, а на их обобщение и систематизацию, а также практическое использование. Поэтому дети, у которых логические операции лучше сформированы, имеют преимущество по сравнению с остальными. Многие родители уделяют развитию логического мышления особое внимание уже в дошкольном детстве. И это правильно. Ведь старший дошкольный возраст — 5-7 лет — сензитивен (наиболее благоприятен) к формированию основных приемов логического мышления: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации и т. д.

Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений на развитие логики у дошкольников.

    1. «Продолжи ряд»: взрослый начинает выкладывать ряд из геометрических фигур или картинок, соблюдая определенную последовательность. Например, два желтых треугольника, один красный, снова два желтых. Ребенок должен понять правило, по которому строится ряд, и продолжить его. Если ребенок выложил ряд правильно, можно предложить ему отвернуться, нарушить последовательность в одном или нескольких местах, забрав фигуру или добавив лишнюю, а потом попросить ребенка исправить ошибки.
    2. «Логический поезд»: для игры нужны карточки с изображением предметов и животных, например, от лото. Ребенку и взрослому раздается одинаковое количество карточек. Первая карточка кладется произвольно. Следующую надо положить так, чтобы выбранная картинка имела что-то общее с первой. Эту связь надо пояснить («прицепить вагончик»). Во время игры необходимо стимулировать ребенка вопросами: «А что еще общего может быть между этими картинками?» Это делается для того, чтобы ребенок учился использовать разные основания для обобщения. Дети, как правило, ориентируются на цвет, форму, материал, величину, то есть на внешние качества предмета. Это самый низкий уровень обобщения. Задача взрослого — показать, что картинки можно сравнивать по ситуативному и категориальному (наиболее высокий уровень обобщения) основанию. К обобщению по ситуативному признаку относится, например, сравнение белки и лягушки на основе того, что они умеют прыгать. Обобщая по категориальному признаку, мы скажем, что пчела и кузнечик насекомые.
    3. «Заполни таблицу»: рисуем таблицу 3х3 и предлагаем ребенку набор из 9 картинок, в котором, например, 3 одинаковых цветочка, 3 одинаковых грибочка и 3 одинаковых мячика. Ребенок должен разложить предметы так, чтобы ни в строчках, ни в столбцах таблицы предметы не повторялись. Если ребенок быстро и с удовольствием рисует, можно предложить ему рисовать предметы в таблице. Когда ребенок научится легко справляться с данным заданием, предложите ему по такому же принципу заполнить таблицу 4х4. Это, естественно, будет сложнее. И не торопитесь подсказывать ребенку наиболее легкую стратегию, например, положить сначала одинаковые картинки по диагонали. Хорошо, если он сам ее выработает или научится справляться с заданием по-своему.
    4. «Логические концовки»: начните предложение, и попросите ребенка его закончить. Варианты могут быть самыми разными, например:
    — Если река глубже ручейка, то ручеек … (мельче реки).
    — Если Петя старше Саши, то Саша… (младше Пети).
    — Если мама пришла с работы раньше папы, то папа пришел… (позже мамы).
    — Если тополь выше березы, то береза… (ниже тополя).
    А затем предложите ребенку придумать такую же задачку для вас.
    5. «Аналогии»: вы говорите три слова, например: «Кошка — котенок, а свинья — . ». Задача ребенка — подобрать слово, которое связано с третьим так же, как первое со вторым.
    — Градусник — температура, а часы — … (время).
    — Собака — конура, а человек — … (дом).
    — Холодный — горячий, а кислый — … (сладкий).
    — Хоккей — шайба, а бадминтон — … (воланчик).
    — Корова — 4, а курица — … (2 ноги).

Показателем развитого логического мышления будет, если ребенок сможет сам составлять подобные задачи.

Последние два упражнения хороши еще и тем, что не требуют никаких материалов, т.е. их можно проводить по дороге в садик, на прогулке, а также с несколькими детьми одновременно, устраивая небольшие соревнования.

Исследования психологов подтверждают, что специальная работа по развитию мышления является высокоэффективной. Но помните, что для развития дошкольника очень важен интерес, непринужденная атмосфера. Превратите эти задания в увлекательную игру, и вы обязательно увидите результат.

А также задания на логику для дошкольников ваш ребенок может выполнить на нашем сайте в разделе Логика.

Желаем удачи!

Автор: Психолог-консультант проекта «Разумейкин» Найденова Наталья

Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

магазин детских развивающих игрушек

  • Каталог
  • Доставка
  • Контакты
  • Как заказать
  • Обратная связь
  • Читать статьи

Развитие логического мышления у дошкольников

Логическое мышление у дошкольников Чтобы постигать новое, дошкольник должен обладать способностью сравнивать между собой объекты и категории, выделять общие черты и различия, находить причинно-следственные связи между явлениями. Важная задача дошкольного периода — это не столько количественное накопление знаний, сколько — качественная сторона познавательной активности, которая проявляется в способности ребенка выделять задачу и находить способы ее решения в самостоятельном активном поиске.

Логическое мышление дошкольника представляет собой комплекс определенных мыслительных операций: классификацию, сравнение, умение самостоятельно анализировать и обобщать, строить логические утверждения и отрицания.
Логическое мышление нуждается в целенаправленном развитии, которое происходит именно в опыте решения разнообразных логических задач и выполнения упражнений.

Формирование логического мышления заканчивается в подростковом возрасте, однако активный старт этого процесса отмечается именно в дошкольном детстве. Вот почему так важно дать ребенку дошкольного возраста возможность пройти путь от предметных игр и манипуляций с игрушками до более сложных интеллектуальных головоломок.
Все игры и пособия, которые предназначены для развития логического мышления дошкольника, можно условно разделить на несколько типов.

1. К первой категории относятся упражнения, способствующие формированию такой важной для логического мышления функции как память. Перед дошкольником нужно будет поставить игровую задачу, в которой ему предстоит запоминать. Давайте ему для этого ряды картинок, которые он должен будет запомнить, разбив по группам (например, транспорт, мебель, растения, одежда, посуда, животные и т. д.). С этой целью можно использовать яркие привлекательные дидактические карточки с изображениями. Хорошая тренировка памяти возможна также с применением различных кубиков, объемных букв или цифр: выкладывая перед ребенком ряды из тех или иных элементов, предлагайте ему повторить увиденную последовательность.

2. Особую категорию игр составляют логические упражнения, в которых ребенку нужно будет отыскать закономерность или найти недостающую фигуру. Чтобы выполнить такие игровые задания, ребенку нужно будет провести простой анализ путем сравнения предметов, входящих в горизонтальный или вертикальный ряд.

3. Важную роль в формировании логического мышления играет умение воссоздавать изображенные на схеме фигуры из нескольких элементов. С этой целью можно использовать различные головоломки на плоскости, состоящие из геометрических деталей. Для этого отлично подойдут известные многим мировые головоломки, такие как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагр» или «Пентамино». Показывайте ребенку схематичную фигуру, составленную из треугольников, прямоугольников, квадратов и ромбов и просите его выложить точно такую же.

4. Развить навыки классификации ребенку помогут игры типа: «Найди лишнее». В них дошкольнику предстоит из нескольких изображений отыскать то, которое не подходит к данной группе по какому-либо критерию. Детям 3 лет можно предложить самые простые игры данного типа, постепенно наращивая их сложность. В детских магазинах сегодня не трудно найти специальные игровые наборы карточек для выполнения подобных увлекательных занятий. Полученные в ходе таких игр навыки позволят детям быстрее овладеть смысловой группировкой, с которой они столкнутся в школе.

5. Пространственное восприятие и внимание являются основой и составной частью логического мышления, поэтому важно давать дошкольнику задания и на развитие этих процессов тоже. Предлагайте детям карточки, на которых нужно отыскать различия между двумя изображениями — это поможет улучшить концентрацию внимания. Пространственно-логическое мышление развить помогут самые разнообразные объемные головоломки и конструкторы, благодаря которым ребенок сможет научиться представлять в воображении положение предмета, размещать объекты в пространстве в соответствии с созданным в голове образом. Из современных объемных головоломок очень интересны оригинальные сборные фигуры от Qiddicome, изготовленные из натурального дерева и имеющие различные уровни сложности. Такие головоломки подойдут как для 3-летних малышей, так и для будущих первоклашек.

6. Развить аналитическое и стратегическое мышление помогут разнообразные настольные интеллектуальные игры, в которых ребенку предстоит просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Например, это могут быть любимые всеми шахматы или шашки, домино, загадки-шарады или популярные сегодня игры-квесты. Для формирования способностей проводить анализ, детям подойдет упражнение «Небылицы», в котором им предстоит отыскать на картине экстравагантного художника те детали или фрагменты, которые нарисованы неверно.

7. Словесно-логическое мышление помогут развить разнообразные игры в слова. Например, широко известные настольные забавы, которые любимы уже ни одним поколением детей: игры типа «Эрудит» или «Словодел».

Игры на логику с дошкольниками можно проводить не только на специальных занятиях сидя за столом, но и — в любое удобное для этого время, даже в путешествиях на на прогулке. Большинство упражнений не требует каких-либо специальных приспособлений, например, те же игры на классификацию можно устроить, просто назвав ребенку ряд слов и предложить ему исключить то, которое не подходит к данной последовательности.

Главная особенность игр на логику, которые необходимо проводить с детьми дошкольного возраста — это их регулярность. Только систематические занятия будут способствовать развитию важных мыслительных операций, которые являются составной частью развития логического мышления: сравнения, классификации, синтеза и анализа.

Развитие логического мышления ребенка – обязательный процесс в формировании личности. Он может протекать независимо и интуитивно (без стимулирования со стороны взрослых) и целенаправленно (с помощью игр и упражнений). В первом случае база навыков, скорее всего, будет беднее, при первых самостоятельных решениях ребенок будет испытывать стресс. Во втором случае малыш сможет сам решать бытовые задачи, устанавливать контакты с окружающим миром без дискомфорта.

Методы формирования логического мышления зависят от возраста ребенка. У старших дошкольников наглядно-действенное и наглядно-образное мышление дополняется словесно-логическим. Оно прогрессирует в соответствии с возрастом, только если предыдущие два этапа были успешно освоены ребенком. Словесно-логическое мышление предполагает, что ребенок уже может оперировать понятиями и выстраивать логические цепочки рассуждений.

Дети старшего дошкольного возраста уже не просто знают предметы, их свойства, могут находить связи между ними, но и способны строить на основе этих знаний логические рассуждения. Перед решением каких-либо задач (например, бытовых) ребенок может продумывать план работы и следовать ему.

Логическое мышление у детей дошкольного возраста работает комплексно, то есть они задействуют более ранние стадии развития мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) и позднее (словесно-логическое). Их взаимодействие дает необходимый результат.

Ребенок не перемещается из одной плоскости мышления в другую, более совершенную. Он просто подключает новую группу навыков и уже пользуется системой логических операций. Поэтому важно на каждом этапе развития мышления проводить диагностику: насколько правильно ребенок усваивает навыки.

Рассмотрим, на какие аспекты развития родителям нужно обратить особое внимание.

Логическое мышление у дошкольников

Логическое мышление у дошкольников

Самым эффективным средством развития абстрактно-логического мышления (второе название словесно-логического мышления) дошкольников все еще остаются игры. Но по мере взросления игровая методика должна совершенствоваться, дополняться новыми задачами. Например, когда вы что-то конструируете с ребенком, сосредотачивайтесь не только на самом процессе, но и подталкивайте малыша к анализу. Обсуждайте, из каких деталей состоит сооружение, каким образом они скрепляются, почему имеют такую форму и т.д.

В этом возрасте ребенок уже готов к долгосрочным опытам, он может следить за развитием каких-либо явлений, разделять его на этапы, объяснять их взаимосвязь.

Роль собственных исследований возрастает, но родители все так же остаются напарниками и проводниками в окружающий мир. Поэтому вовлеченность в игровой процесс взрослых важна, но она обретает более наблюдательный характер.

В старшем дошкольном возрасте игры должны включать в себя следующие составляющие:

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЗоя Чиняева

Похожие презентации

Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «Развитие логического мышления у дошкольников Развитие логического мышления у дошкольников Выполнила: Старший воспитатель ГБОУ детский сад 1343 ЮВОУО Андрианова.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Развитие логического мышления у дошкольников Развитие логического мышления у дошкольников Выполнила: Старший воспитатель ГБОУ детский сад 1343 ЮВОУО Андрианова Екатерина Александровна

2 1.Сравнение 2.Классификация 3.Закономерность 4.Умозаключение 5.Пространственное мышление

3 Сравнение-это мысленное становление сходства или различия предметов по существенным несущественным признакам. 1. По форме 2.По цвету 3.По длине 4.По ширине 5.По величине

4 1.Существенные признаки 2.Несущественные признаки Сравнение

5 Сходства Насекомые Различия Летает Не летает

11 Сходства. Акула и дельфин живут в воде. У них есть плавники и хвост. Различия. Акула-рыба, а дельфин –морское животное. Акула- опасна для людей. Дельфин может дружить с человеком и даже помогать ему.

14 Существенные признаки (основная классификация) Несущественные признаки (вспомогательная классификация)

15 — Это овощи или -это предметы зеленого цвета

16 Ребенок учиться классифицировать предметы- относить их к определенной группе( одежда, мебель, домашние животные и т.д), называть группу предметов обобщающим словом.

17 Называем признак предмета противопоставляющий их (мороженое холодное, а суп горячий) Относить к определенной группе предметов (одежды, мебели, дом. животн. и т.д.) называть обобщ.словом Выделять лишний по какому-то признаку предмет из группы предметов. Называть признак, объеденяющий предметы (это все металлическое, эти предметы могут летать и т.д.)

19 Найди в каждом ряду предмет, который не подходит к остальным

20 Какой признак объединяет предметы каждой группы?

22 Назови обобщающее понятие для слов каждой группы 1.Январь,сентябрь,июль,май 2.Вторник, четверг, пятница, суббота 3.Зима, весна, лето, осень 4.Марина, Таня, Света, Наташа 5.Жучка, Тобик, Тризор, Полкан

23 Найди в каждой группе слово, которое не подходит к остальным. Объясни почему. 1.Мама, дочка, бабушка, девочка 2.Красивый, длинный, большой, широкий 3.Бегать, прыгать, думать, ползать 4.Белый, зеленый, умный, красный 5.Храбрость,честность,доброта, знания

24 Закономерность Закономерности- это связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных законов.

25 Найди закономерность. Посмотри на изображение предметов и назови тот, которым нужно закончить ряд.

26 Оля собирала бусы. Найди в них ошибки.

27 Какой предмет должен быть в пустой клеточке?

28 Какие предметы на картинке связаны между собой? Что было сначала, что потом?

29 Прочитай предложения. Какие из них и как нужно изменить, чтобы высказывания стали верными? 1.После утра наступает день. 2.Перед осенью идет весна. 3.На яблоне выросло много яблок. 4.Осенью на деревьях распустились листья. 5.По реке едут автобусы и машины.

30 Прочитай предложения. Выбери в скобках подходящее слово. 1.Мы пошли гулять и взяли с собой (зонтики, игрушки), потому что на улице шел дождь. 2.Сережа вошел в комнату и включил (свет,вода), потому что наступил вечер. 3.Мама налила в кастрюлю (вода,сок), чтобы приготовить суп. 4.Маша взяла (краски и альбом, ножницы и клей), чтобы нарисовать рисунок. 5.На улице Марина надела (варежки,панамку), потому что было холодно.

31 Умозаключение Умозаключение- это форма мыслительной деятельности, при помощи которой из одного или нескольких суждений делается заключение.

32 Умозаключение по аналогии ?

34 Закончи предложение … 1.На кровати лежат, а на стуле… 2. Яблоки растут в саду, а овощи в… 3.На машине едут, а на самолете…

35 Кого на рисунке больше: цыплят или птиц?

36 Закончи рассуждения: У всех птиц есть крылья. Петух- птица, значит… Все обезьяны любят бананы. Мартышка- обезьяна, значит…

37 Закончи рассуждения: У всех деревьев есть корни. Дуб- дерево, значит… Все осенние месяцы дождливые. Октябрь- осенний месяц, значит…

38 Послушай рассуждение: Ворона, синица, кукушка- птицы. Ворона умеет летать, синица умеет летать, кукушка тоже умеет летать. Значит все птицы умеют летать?

39 Пространственное мышление Пространственное мышление- это способность воспринимать и анализировать пространственные отношения между предметами. Ребенок учится устанавливать несложные связи и отношения между объектами, расположенными в пространстве.

41 Покажи предмет, и назови из каких геометрических фигур он составлен

42 Найди фрагмент, вырезанный из фигуры.

43 Обведи в кружок тех животных, которые смотрят направо, а тех, кто смотрит налево,- в прямоугольник.

44 Покажи в каждой паре цветов тот, которому соответствует подпись под картинкой. Слева Справа Слева

45 Развивая логическое мышление у дошкольников,мы должны помнить, что высокий уровень сформированности основных операций логики- залог успешного овладения школьной программы и дальнейшего развития личности ребенка в целом.

Здесь вы найдете интересные задания в картинках на развитие логики у детей. Данные материалы пригодятся как родителям, так и педагогам в школах и детских садах.

Вы не знаете, как развить логическое мышление у ребенка? Методические пособия, развивающие логику и мышление – это чудесная возможность обучить малыша сосредоточивать внимание на чем-то, либо на ком-то в течение продолжительного времени; уметь анализировать любую ситуацию, информацию, либо действие; внимательно запоминать предлагаемый материал. Если все эти качества сформируются у ребенка еще до поступления в школу, ему намного легче будет воспринимать школьный материал, и учеба будет для него развлечением, а не пыткой.

В этом разделе вы найдете массу полезных материалов по развитию логики у детей. В каждом человеке от природы заложен огромный потенциал, раскрывать который можно лишь в процессе постоянного саморазвития. Развивая в ребенке логическое мышление, вы помогаете ему сделать еще один шаг вперед в своем развитии, а также даете ему возможность научиться мыслить так, что к любым жизненным проблемам он сможет подходить настолько рационально, что находить пути разрешения этих проблем он сможет даже там, где изначально их вообще не было видно.

Логические задачи и методические пособия, развивающие логическое мышление, выложенные здесь, помогут вашему малышу получить новые мыслительные навыки, и, кстати — чем задания сложнее, а срок их решения ребенком меньше, тем быстрее будет развиваться его логика и интеллект. Эти упражнения помогут научить ребенка анализировать, сравнивать, обобщать и т. д. Выполняя с малышом данные задания, вы сможете помочь ему стать более внимательным и любознательным, разовьете его память и воображение. Решайте задания вместе с ребенком, объясняйте ему то, что он не смог понять сам, после чего обязательно убедитесь — все ли он понял правильно. Внимательно следите за тем, чтобы в процессе занятий малыш не переутомлялся — работайте с ребенком чаще, но не более 20-25 минут подряд, помните, ежедневные тренировки должны приносить ребенку только положительные эмоции.

Задания на внимание в картинках для детей

Логическое мышление у дошкольников

Здесь вы можете скачать задания на внимание в картинках для детей дошкольного возраста. Среди них вы найдете массу интересных задачек на логическое мышление, которые, в первую очередь, развивают внимание и наглядно-образное мышление ребенка.

Логические задачи для детей в картинках

Логическое мышление у дошкольников

Здесь вы можете скачать логические задачи для детей в картинках. Представленные задания развивают и тренируют логическое мышление ребенка, приучают составлять логические цепочки, определять признаки и характеристики предметов, а также выделять из них общие свойства.

Развитие памяти у детей — Задания в картинках

Здесь вы можете скачать задания в картинках на развитие памяти у детей дошкольного возраста. Хорошая память крайне необходима всем детям без исключения. Ведь когда ребенок пойдет в школу, то умение быстро и легко запоминать информацию окажет ему незаменимую помощь в учебе.

Задания на пространственное мышление для детей

Логическое мышление у дошкольников

Здесь вы можете скачать задания в картинках на пространственное мышление детей. Эти задания учат ребенка таким понятиям, как расположенность предметов в пространстве, изменение их размеров в зависимости от дальности или близости предмета к наблюдателю, ориентированность объектов по их направлению.

Найди пару в картинках — Задания для дошкольников

Логическое мышление у дошкольников

Здесь вы можете скачать логические задания в картинках для дошкольников на тему «Найди пару». Такие задания интересны детям в любом возрасте! Да что там говорить. Взрослые сначала сами находят с удовольствием отличия и совпадения картинок, а потом уже дают задания своим детям.

Найди 10 отличий — Картинки для сравнения

Здесь вы можете скачать задания-картинки для сравнения «Найди 10 отличий». Наверняка, вы уже знаете, с каким удовольствием дети выполняют подобные задания по поиску отличий между двумя картинками. Ведь это так интересно!

Найди тень предмета — Задания в картинках

Здесь вы можете скачать логические задания в картинках для детей «Найди тень предмета». Это увлекательное занятие нравится не только дошкольникам, но и детям постарше.

Найди лишний предмет — Задания в картинках

Здесь вы можете скачать задания на логическое мышление «Найди лишний предмет». Представленные задания развивают умение ребенка распределять предметы по смысловым группам, выделяя лишнее, то есть то, что не подходит по смыслу ко всем остальным предметам

Дорисуй картинку — Задания на логику для детей

Здесь вы можете скачать логические задания для детей «Дорисуй картинку». В каждом задании необходимо дорисовать либо недостающие детали, либо вторую половину данного рисунка или узора. Такие занятия развивают внимание, наглядно-образное мышление и позволяют закрепить навыки мелкой моторики ребенка

Дидактическая игра «Ассоциации» для дошкольников

Логическое мышление у дошкольников

Здесь вы можете скачать логические картинки-задания для распечатки, в которых представлена дидактическая игра «Ассоциации». В этой игре ребенку нужно уметь находить логические цепочки между различными объектами — ассоциации.

Ссылка на основную публикацию