Логопедическое обследование детей 4 лет

Автор: Макаревич Наталья Юрьевна, учитель-логопед ОГКУ «ЦСПСиД «Огонёк» г. Томска»
Описание материала: материал носит практический характер, предназначен для учителей-логопедов и дефектологов, занимающихся с «безречевыми» детьми младшего дошкольного возраста.
* * *
Особую проблему в плане логопедического обследования представляют так называемые «безречевые» дети – это полиморфная группа, в которую входят дети с различными нарушениями развития комплексного органического характера: собственно речевыми (алалия, задержка речевого развития, анартрия), эмоционально-личностными (расстройства аутичного спектра, мутизм), с нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич), нарушениями слуха и интеллекта, а также комплексными нарушениями развития. Сравнительно недавно стали также выделять детей с дисфункцией сенсорной интеграции.
Традиционные приёмы проведения полноценного логопедического обследования данных детей неэффективны, кроме того, часто необходимо длительное время для установления с ними положительного эмоционального контакта. Поэтому нами был разработан специальный комплекс диагностических игр с использованием «живого» песка и фитбола, который позволяет проводить логопедическое обследование «безречевых» детей комплексно с минимальными временными и энергетическими затратами, одновременно решая вопрос установления положительного эмоционального контакта с ребёнком.
Все подобранные игры направлены на одновременное обследование целого ряда параметров. Так, каждая игра с «живым» песком позволяет одновременно выявить степень сформированности и специфику как речевых, так и неречевых функций, имеющихся в структуре дефекта.
Например, игры по поиску в песке игрушек, подобранных по лексическим темам в соответствии с возрастной нормой, которые позволяют обследовать состояние импрессивного словаря ребёнка, в том числе понимание грамматических категорий, состояние слухового внимания и фонематического слуха, а также сформированность ВПФ (внимания, памяти, мышления).
Гармоничным дополнением является включение в процесс логопедического обследования подвижных игр с фитболом. Они не только позволяют переключить внимание ребёнка, предотвратить утомляемость, повышая его работоспособность, но и выявить у него сформированность моторной сферы (качество движений, их координированность, объём и силу, ритмичность, умение выполнять основные движения в соответствии с возрастом), а также выявить наличие/отсутствие дисфункции сенсорной интеграции (состояние и взаимодействие, прежде всего, вестибулярной и проприоцептивной систем).

Базовые игры с «живым» песком.
Оборудование: «живой» песок, мелкие игрушки/картинки по лексическим темам, су-джок, массажные мячики, геометрические фигуры и другое.
Игра 1. «Ладошки»: оставить отпечаток ладони на песке, нарисовать глаза, нос, улыбку.
Игра 2. «Прятки» (игрушки по лексическим темам): найти спрятанные игрушки/картинки в песке. Затем прятать определённые игрушки/картинки по инструкции.
Игра 3. «Сказка»: разыгрывание простой сказки с игрушками по выбору логопеда («Теремок», «Колобок» и другие), либо разыгрывается сюжет с любыми из понравившихся ребёнку игрушек (простая сюжетно-ролевая игра).

Базовые игры с фитболом.
Оборудование: фитбол, музыкальное сопровождение, предметы по лексическим темам, коробка.
1.Перекатывание фитбола друг другу с максимально кратким речевым сопровождением (лови, кати, ап, поймал).
2.Прыжки на фитболе, сидя или стоя, под стихотворные тексты (например, «По кочкам») или логоритмические песни (например, «Три медвежонка», «Лягушата»).
3.Удары руками в заданном ритме по фитболу (под счёт, ритм стихотворений и песен).
4.Раскачивания на фитболе:
— ребёнок лежит на фитболе на животе, педагог держит его за ноги; впереди лежит в соответствии с интересами ребёнка игрушка, например, машинка, ребёнок должен дотянуться до неё и схватить; затем игрушка располагается на более далёкое расстояние;
— перед ребёнком несколько однотипных игрушек (например, мячиков), и коробка – нужно брать предметы по одному и бросать в ящик, если возможно, то считая;
— перед ребёнком на выбор различные (по форме, цвету, величине, обобщающему признаку) предметы на классификацию, начиная с двух, – нужно выбрать предметы по инструкции педагога;
— при выявлении высокого уровня понимания речи ребёнком – выбор предмета/объекта по описанию или после отгадывания загадки.

Таким образом, использование представленного комплекса игр для организации логопедического обследования «безречевых» детей значительно повышает его эффективность, экономит трудо- и энергозатраты, одновременно позволяя установить с ребёнком положительный эмоциональный контакт и мотивировать его на совместную деятельность.

Логопедическое обследование детей 4 лет

На предварительном этапе логопедического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР неврологом, педиатром и другими детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития.

Обследование речи детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи (слайд 2,3)- способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т.д.
Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов
— где проверяется способность понимания и использования ребенком предлогов (слад 4)
— проверка способности образовать форму множественного числа имен существительных. Ребенку предлагается назвать пары картинок (слад 5)
-проверка способности пользоваться суффиксальным способом словообразования, где предлагается назвать большой и маленький предметы. Причем маленький предмет ребенок должен назвать ласково (слад 6)
далее ребенок образует приставочные глаголы с опорой на картинки, продолжая рассказ начатый логопедом (слайд 7)

-образование притяжательных и относительных прилагательных (слайд 8,9)
— проверка способности согласовывать имена существительные с именами прилагательными (слайд 10)
— проверка способности ребенка согласовывать имена числительные с именами существительными. Предлагается сосчитать на картинках предметы и ответить на вопрос «сколько?» (слайды 11,12,13)
— проверка навыков управления и согласования (слайды 14,15,16)

Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.
— подбирается материал по разным лексическим темам, где выявляется способность ребенка к обобщению (слайды 17-30)
— также предлагаются картинки с предметами для называния деталей составляющих данный предмет (слайд 31)
— картинка для называния частей тела(слайд 32)
— подбор слов-антонимов (слайды 33,34)
— слов — синонимов (слайды 35,36)

Состояние артикуляционной моторики – ученикам предлагается выполнить по подражанию серию упражнений: «Улыбка», «Хоботок», «Блинчик», «Иголка», «Заборчик», «Качели», «Лошадка». Отмечаются выполнение с точным соответствием всех характеристик движения: доступность движений; объём; тонус; темп выполнения и переключаемость; длительный поиск позы; отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы (слайд 37)
Состояние звукопроизношения – подбирается картинный материал на все группы звуков, которые обследуются в разных позициях: в начале, середине, конце слова (слайды 38-57)
— состояние слоговой структуры слов – сначала «выплывают» картинки в названиях которых более простая структура слов, затем сложная слоговая структура (слайды 58-59)
Обследование фонематических процессов – ребенок должен указать картинки, названия предметов на которых отличаются друг от друга только одним звуком. Предоставляются картинки на дифференциацию различных групп звуков (слайды 60,61,62)
Обследование навыков звукового анализа и синтеза – (на слайде 63) представлены картинки односложных слов, которые позволят выявить навыки звукового анализа и синтеза.
— «Назови первый звук в слове сок …»
— «Назови последний звук в слове мак…»
— «Какой звук в слове нос слышен в середине?»
— «Определи последовательность звуков в слове сом»
— «Определи количество звуков в слове рак»
— «Догадайся, какое слово загадано. В этом слове есть звуки: [к], [ о], [ т]
Аналогично обследование навыков звукового анализа и синтеза происходит в сложных словах (слайд 64)

Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с дизартрией). ОНР (общее недоразвитие речи) следует отличать от ЗРР (задержки речевого развития) при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.
Применение компьютерных технологий предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. В процессе занятия с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Диагностический материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание.

Автоматизированная методика «Логопедическое обследование детей» для тестирования и обработки данных, которая предназначена для диагностики речевого развития детей с 4 до 8 лет.

  • Описание
  • Характеристики
  • Комплектация
  • Гарантии

Описание

«Логопедическое обследование детей» представляет собой комплекс, включающий компьютерную программу и набор методических материалов. Процедура обследования проводится за компьютером. Предъявляемые ребенку на экране задания, выполненные в оригинальном цветовом и дизайнерском оформлении, с одновременной возможностью фиксации специалистом ответов и внесении необходимых комментариев, создают максимально комфортные условия для работы специалиста и успешности прохождения обследования ребенком.

По своему усмотрению, специалист может использовать для обследования материалы из методического набора, фиксируя при этом ответы в программе. Вся информация сохраняется и обрабатывается автоматически.

Структура обследования

Обследование проводится по 15 разделам. Каждый раздел состоит из ряда заданий, содержащих как инструкции для специалиста, так и задания, картинки и звуковые фрагменты для детей.

1. Звукопроизношение

У ребёнка с общим недоразвитием речи нарушение звукопроизношения может затрагивать все группы звуков, включая и гласные. Гласные звуки обследуются в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю, й. Отмечается, хорошо ли ребенок открывает рот, выразительна ли его артикуляция во время произнесения гласных звуков. Обследование согласных звуков проводится в следующей последовательности: губно-губные и губно-зубные, заднеязычные, язычно-зубные, язычно-альвеолярные (сонорные), язычно-передненёбные (шипящие и свистящие).

Для обследования звукопроизношения используется набор рисунков, картинок. Предметы на рисунках подобраны так, чтобы исследуемые звуки находились в трех позициях – в начале, середине и в конце слова. Звонкие согласные в конечной позиции не предлагаются, так как при произношении они оглашаются. Результаты обследования должны отражать:

  • форму нарушенного произношения (при изолированном произнесении): норма, отсутствует, заменяется, искажается
  • положение нарушенного звука: в начале, в середине, в конце слова
  • наличие синкинезий, гиперкинезов лицевых, мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции

По результатам обследования всех звуков определяется уровень нарушенного звукопроизношения. (Дифтонги – я, е, ё, ю, бальной системой не оцениваются). За каждый правильно произносимый звук ребёнок получает 1 балл.

По словесной инструкции логопеда:

  • Показать предметы: стол, яблоко, кукла, чашка.
  • Части предмета: ножка стола, рука, нога, глазки, ручка чашки.
  • Понимание обобщающих слов

Выбирать картинки по темам: игрушки, посуда, одежда.

  • Понимание действий.

Показать, где девочка: играет, спит, рисует, ест.

  • Выполнить поручения по речевой инструкции: дай куклу, покорми куклу, посади куклу.
  • Понимание форм единственного и множественного числа существительных. Показать на картинках: чашка-чашки, гриб-грибы, кукла-куклы, мяч-мячи.
  • Понимание прежложно-падежных конструкций с предлогами в, на, под.

Положи мячик в коробку. Положи мячик на стол. Положи мячик под стол.

  • Понимание существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Покажи на картинках: дом-домик, ложка-ложечка, мяч-мячик, кукла-куколка.
  • Назови существительные
Игрушки Одежда Части тела Посуда
Машина Шапка Нос Чашка
Кукла Платье Уши Ложка
Пирамида Брюки Глаза Тарелка
Мишка Юбка Рот Вилка
Мяч Шарф Волосы Нож
  • Глаголы (вопросы по картинкам)

— Покажи где ___________? (идет, стоит, сидит, рисует, пьет)

    Действия, сходные по ситуации. Инструкции —— —- —(

Вышивает, вяжет, шьет

  • Прилагательные
  • По картинкам назвать
  • Назови: большой — маленький, тонкий – толстый, длинный -короткий, веселый — грустный.

экспрессивной речи (активной)

Обследуется при наличии фразовой речи.

  1. Употребление имен существительных в И.п. единственного и множественного числа.

Стол-столы, мяч-мячи, кукла-куклы, рука-руки, шар-шары, глаз-глаза

  1. Употребление имен существительных в В.п единственного числа без предлога. Назови, что видишь на картинке.

Образец: Я вижу мяч, вижу куклу, вижу собаку, вижу дом.

  1. Употребление имен существительных в Р.п. единственного числа без предлога. Назвать по картинкам.

Это хвост кого? – лисы; это сумка кого? – мамы; это машина кого? – мальчика

  1. Согласование имен существительных с прилагательными. Назвать цвет предметов — шар какой? – красный, машина какая? – зеленая, яблоко какое? – желтое.
  2. Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как назвать маленький предмет? (По картинкам.)

Стол – столик, нос – носик, дом – домик, ложка – ложечка, кукла – куколка, кровать – кроватка.

Обследуется при наличии фразовой речи:

  • перессказ рассказа;
  • составление рассказа по картинке.

Определение симптоматики и механизмов нарушений.

  1. Воспроизведение звукоподражаний. Повторить за логопедом:

кукла плачет – а-а-а…,

ребенок плачет – уа-уа-уа…,

поезд гудит – у-у-у…,

ослик кричит – иа-иа-иа…,

мышка пищит – и-и-и…,

кошка мяукает – мяу-мяу-мяу…

  1. Исследование звуко- слоговой структуры слов. (Назови по картинке.) Повтори за логопедом: дыня, самолет, петушок, велосипед.

б, п, м_____________________________________

д, т, м_____________________________________

г, х, к_____________________________________

  • Свистящие__________________________________________
  • Шипящие__________________________________________
  • Аффрикаты________________________________________

9. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата (нужное подчеркнуть)

  1. Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы).
  2. Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов).
  3. Челюсти.
  4. Прикус (прогнатия, прогнетия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный).
  5. Твердое небо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина).
  6. Мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка).
  7. Язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).
  1. Состояние мимической мускулатуры:
  • Поднять брови вверх (удивиться).
  • Нахмурить брови (рассердиться).
  • Прищурить глаза.
  • Надуть щеки (толстячок).
  • Втянуть (худышка).

Отметить наличие или сглаженность носогубных складок.

  1. Состояние артикуляционной моторики. Выполнить по подражанию:
  • Губы –улыбка –трубочка.
  • Язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник».
  • Мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.

11. Состояние дыхательной и голосовой функции (нужное подчеркнуть)

  1. Громкость (нормальный, тихий, громкий).
  2. Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хрпиплый).
  3. Атака голоса (мягкая, твердая).
  4. Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).

Особенности динамической стороны речи (при наличии фразовой речи).

  1. Тембр (нормальный, быстрый, медленный).
  2. Ритм (нормальный, аритмия).
  3. Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).
  4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

Логопедическое обследование — это комплексная диагностика состояния речевой деятельности. Включает сбор и анализ анамнеза, осмотр анатомического строения артикуляционного аппарата, оценку фонетическо-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Цель настоящего мероприятия — выявление имеющихся недостатков в речевой системе, определение их причин, характера, глубины и степени, а также установление компенсаторных механизмов организма и построение маршрута индивидуальной коррекционной помощи.

Задачи логопедического обследования

Диагностика проводится логопедом и носит комплексный характер. При этом принимаются во внимание возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребенка-логопата. Основными задачами данной процедуры являются:

  • диагностика степени сформированности различных сторон речи;
  • пристальное изучение недостатков конкретных компонентов речевой системы, анализ особенностей недоразвития;
  • развитие потенциальных компенсаторных возможностей и прогнозирование динамики логопедической работы;
  • констатация общего уровня речевого развития, логопедического заключения для определения адаптивной программы и форм обучающего процесса.

В процессе обследования выявляются и невербальные характеристики, показатели сенсорного развития. Определяется умение ребенка различать цвета, форму предметов, способность к анализу, синтезу и классификации, состояние ориентировки в пространстве.

Технология логопедического обследования

В технологическую последовательность входит 6 этапов (Грибова О. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.):

  • ориентировочный,
  • деференцировочный,
  • диагностический,
  • аналитический,
  • прогностический,
  • информирование родителей.

Принципы логопедического обследования

Логопедическое обследование начинается с анализа медицинской и психолого-педагогической документации, имеющейся на диагностируемого ребенка, со сбора анамнестических сведений от педагогов и родителей, а затем проводится исследование состояния общей и ручной моторики, речевого аппарата , фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодики), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, связной речи, чтения и письма. Результаты диагностики заносятся в речевую карту — карта обследования речи.

Экспресс-диагностика в работе логопеда

Экспресс-диагностика осуществляется при первичном осмотре ребенка логопедом детской поликлиники или специализированного детского цента. Данная методика не предполагает длительного наблюдения за ребенком и углубленного анализа анамнестических сведений. В результате такой диагностики выявляются речевые недостатки и определяется предварительное заключение, которое впоследствии подтверждается и уточняется при оформлении ребенка с нарушением речи на логопункт или в компенсирующее детской учреждение.

Применение иллюстративных дидактических материалов предоставляет широкие возможности применения различных анализаторных систем в ходе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи.

Предлагаемое пособие для экпресс-диагностики поможет провести диагностику с дошкольниками и за короткий временной промежуток определить имеет ли ребенок дефект речи.

Для выяснения способности ребенка к самостоятельным развернутым высказываниям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок.

По завершении обследования родитель также получает рекомендации специалиста. При необходимости выписывает справку логопеда — такой документ часто нужен для поступления в школу или для комиссии по комплектованию в логопедические детские сады.

Для более полного логопедического обследования предлагается иллюстрированный альбом Волковской Т.Н. В данном альбоме даны подробные методические рекомендации по обследованию импрессивной (понимание речи) и экспрессивной (самостоятельной) речи детей с речевыми аномалиями. Пособие способствует эффективному логопедическому обследованию фонематической, лексической и грамматической стороны речи, связной речи. Предложены варианты речевых карт и формулировки логопедических заключений. Название: Иллюстративная методика логопедического обследования.

Важно: инструкции по выполнению заданий логопед проговаривает доброжелательно, в умеренном темпе, задавая интонационную тональность в ходе диагностической процедуры.

Скрининговая диагностика логопеда также широко применяется для изучения речевой функции детей дошкольного возраста.

Справочная таблица составлена по методическому пособию ГрибовойО.Е. «Технология организации логопедического обследования»; состоит из пяти этапов, их целей и структуры обследования дошкольников.

Таблица технология организации логопедического обследования

Цели и задачи обследования

Структура логопедического обследования

1. Ориентировочный этап

— Cбор анамнестических данных;

— выяснение запроса родителей;

— выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

— Изучение медицинской и педагогической документации.

К медицинской документации относятся медицинская карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невропатолога, психоневролога, отоларинголога и др. Кроме того, могут быть предоставлены заключения специалистов, консультации которых получены по собственной инициативе родителей в различных медицинских учреждениях, в том числе и негосударственных: аудиограммы, заключения о результатах ЭЭГ, РЭГ, ЭХО-ЭГ и другие. К педагогической документации относятся хар-ки на ребенка педагогов, работающих с ним: воспитателя детского сада или учителя школы, психолога, социального педагога, логопеда и др. К ней же можно отнести школьный дневник, в котором отмечаются результаты текущей, промежуточной и итоговой успеваемости ребенка.

— Изучение работ ребенка.

К данному виду документации можно отнести рисунки, школьные тетради и дневник.

— Беседа с родителями.

Беседу предпочтительно проводить непосредственно с родителями (матерью и/или от­цом) или лицами, их заменяющими в соответствии с законодательством.

2. Диагностический этап

— какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

— какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;

— характер несформированности языковых средств.

— в каких видах речевой деятельности проявляются недо­статки (говорении, аудировании, чтении, письме);

— какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

— Установление контакта с ребенком

— грамматический строй речи;

— слоговая структура слова;

— строение артикуляционного аппарата;

— письменная речь (у младших школьников);

— процесс чтения (у младших школьников);

— устная речь по показаниям (у младших школьников);

— психические процессы, оптико-пространственные представления, графомоторные навыки по показаниям (у младших школьников);

3. Аналитический этап

Интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты.

— данные о физическом и психическом здоровье ребенка;

— раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, звуко-произношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова, чтению и письму;

— специальное место для записи логопедического заключения.

4. Прогностический этап

Определение прогноза дальнейшего развития ребенка, выяснение основных направлений коррекционной работы с ним, решение вопроса о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.

— Самостоятельные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения.

— Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения. Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями (сочетание стандартной образовательной коррекционной программы и индивидуальной программы).

— Занятия в условиях интеграции (дифференцированное обучение по общеобразовательным программам в условиях общеобразовательного учреждения) в сочетании с индивидуальными занятиями по индивидуальной программе.

— Занятия со специалистами в домашних условиях.

— Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов.

— Занятия в условиях стационарного лечения, санатория, группы круглосуточного пребывания, школы-интерната и тому пподобное

5. Этап информирование родителей

Заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с ними.

Беседа с родителями в отсутствии ребенка

Источник : Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие

Логопедическое обследование — это комплексная диагностика состояния речевой деятельности. Включает сбор и анализ анамнеза, осмотр анатомического строения артикуляционного аппарата, оценку фонетическо-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Цель настоящего мероприятия — выявление имеющихся недостатков в речевой системе, определение их причин, характера, глубины и степени, а также установление компенсаторных механизмов организма и построение маршрута индивидуальной коррекционной помощи.

Задачи логопедического обследования

Диагностика проводится логопедом и носит комплексный характер. При этом принимаются во внимание возрастные, психологические и интеллектуальные особенности ребенка-логопата. Основными задачами данной процедуры являются:

  • диагностика степени сформированности различных сторон речи;
  • пристальное изучение недостатков конкретных компонентов речевой системы, анализ особенностей недоразвития;
  • развитие потенциальных компенсаторных возможностей и прогнозирование динамики логопедической работы;
  • констатация общего уровня речевого развития, логопедического заключения для определения адаптивной программы и форм обучающего процесса.

В процессе обследования выявляются и невербальные характеристики, показатели сенсорного развития. Определяется умение ребенка различать цвета, форму предметов, способность к анализу, синтезу и классификации, состояние ориентировки в пространстве.

Технология логопедического обследования

В технологическую последовательность входит 6 этапов (Грибова О. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.):

  • ориентировочный,
  • деференцировочный,
  • диагностический,
  • аналитический,
  • прогностический,
  • информирование родителей.

Принципы логопедического обследования

Логопедическое обследование начинается с анализа медицинской и психолого-педагогической документации, имеющейся на диагностируемого ребенка, со сбора анамнестических сведений от педагогов и родителей, а затем проводится исследование состояния общей и ручной моторики, речевого аппарата , фонетической стороны речи (звукопроизношения и просодики), фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, связной речи, чтения и письма. Результаты диагностики заносятся в речевую карту — карта обследования речи.

Экспресс-диагностика в работе логопеда

Экспресс-диагностика осуществляется при первичном осмотре ребенка логопедом детской поликлиники или специализированного детского цента. Данная методика не предполагает длительного наблюдения за ребенком и углубленного анализа анамнестических сведений. В результате такой диагностики выявляются речевые недостатки и определяется предварительное заключение, которое впоследствии подтверждается и уточняется при оформлении ребенка с нарушением речи на логопункт или в компенсирующее детской учреждение.

Применение иллюстративных дидактических материалов предоставляет широкие возможности применения различных анализаторных систем в ходе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи.

Предлагаемое пособие для экпресс-диагностики поможет провести диагностику с дошкольниками и за короткий временной промежуток определить имеет ли ребенок дефект речи.

Для выяснения способности ребенка к самостоятельным развернутым высказываниям предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок.

По завершении обследования родитель также получает рекомендации специалиста. При необходимости выписывает справку логопеда — такой документ часто нужен для поступления в школу или для комиссии по комплектованию в логопедические детские сады.

Для более полного логопедического обследования предлагается иллюстрированный альбом Волковской Т.Н. В данном альбоме даны подробные методические рекомендации по обследованию импрессивной (понимание речи) и экспрессивной (самостоятельной) речи детей с речевыми аномалиями. Пособие способствует эффективному логопедическому обследованию фонематической, лексической и грамматической стороны речи, связной речи. Предложены варианты речевых карт и формулировки логопедических заключений. Название: Иллюстративная методика логопедического обследования.

Важно: инструкции по выполнению заданий логопед проговаривает доброжелательно, в умеренном темпе, задавая интонационную тональность в ходе диагностической процедуры.

Скрининговая диагностика логопеда также широко применяется для изучения речевой функции детей дошкольного возраста.

Справочная таблица составлена по методическому пособию ГрибовойО.Е. «Технология организации логопедического обследования»; состоит из пяти этапов, их целей и структуры обследования дошкольников.

Таблица технология организации логопедического обследования

Цели и задачи обследования

Структура логопедического обследования

1. Ориентировочный этап

— Cбор анамнестических данных;

— выяснение запроса родителей;

— выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

— Изучение медицинской и педагогической документации.

К медицинской документации относятся медицинская карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невропатолога, психоневролога, отоларинголога и др. Кроме того, могут быть предоставлены заключения специалистов, консультации которых получены по собственной инициативе родителей в различных медицинских учреждениях, в том числе и негосударственных: аудиограммы, заключения о результатах ЭЭГ, РЭГ, ЭХО-ЭГ и другие. К педагогической документации относятся хар-ки на ребенка педагогов, работающих с ним: воспитателя детского сада или учителя школы, психолога, социального педагога, логопеда и др. К ней же можно отнести школьный дневник, в котором отмечаются результаты текущей, промежуточной и итоговой успеваемости ребенка.

— Изучение работ ребенка.

К данному виду документации можно отнести рисунки, школьные тетради и дневник.

— Беседа с родителями.

Беседу предпочтительно проводить непосредственно с родителями (матерью и/или от­цом) или лицами, их заменяющими в соответствии с законодательством.

2. Диагностический этап

— какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

— какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;

— характер несформированности языковых средств.

— в каких видах речевой деятельности проявляются недо­статки (говорении, аудировании, чтении, письме);

— какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

— Установление контакта с ребенком

— грамматический строй речи;

— слоговая структура слова;

— строение артикуляционного аппарата;

— письменная речь (у младших школьников);

— процесс чтения (у младших школьников);

— устная речь по показаниям (у младших школьников);

— психические процессы, оптико-пространственные представления, графомоторные навыки по показаниям (у младших школьников);

3. Аналитический этап

Интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты.

— данные о физическом и психическом здоровье ребенка;

— раздел, посвященный общей характеристике речи, связной речи, словарному запасу, грамматическому строю, звуко-произношению и фонематическому восприятию, слоговой структуре слова, чтению и письму;

— специальное место для записи логопедического заключения.

4. Прогностический этап

Определение прогноза дальнейшего развития ребенка, выяснение основных направлений коррекционной работы с ним, решение вопроса о его индивидуальном образовательно-коррекционном маршруте.

— Самостоятельные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения.

— Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения. Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями (сочетание стандартной образовательной коррекционной программы и индивидуальной программы).

— Занятия в условиях интеграции (дифференцированное обучение по общеобразовательным программам в условиях общеобразовательного учреждения) в сочетании с индивидуальными занятиями по индивидуальной программе.

— Занятия со специалистами в домашних условиях.

— Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов.

— Занятия в условиях стационарного лечения, санатория, группы круглосуточного пребывания, школы-интерната и тому пподобное

5. Этап информирование родителей

Заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с ними.

Беседа с родителями в отсутствии ребенка

Источник : Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие

Инструментарий учителя — логопеда

1. Т.А.Ткаченко «Альбом индивидуального обследования дошкольника».

2. О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда».

3. Е.Н.Винарская «Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии».

4 . Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций.

5. Г.А.Волкова. «Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики.

6. О.Е.Грибова, Т.П.Бессонова «Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона. Альбом первый».

7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. Пособие: с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования детей» / Под ред. Е.А.Стребелевой.

8. О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина «Логопедическое обследование детей 2-4 лет. Методическое пособие ».

9. З.А.Репина «Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми дефектами речи». Учебное пособие.

1. Т.Б.Филичева «Программа обучения и воспитания детей с фонетико- фонематическим недоразвитием

2. Коррекционно –развивающая, образовательная программа для детей с фонетическим недоразвитием речи: Формирование звукопроизношения у дошкрльников».

3. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Работа с детьми младшего возраста:

1. Н.В.Нищева «Коррекционно –развивающая работа в младшей логопедической группе детского сада».

2. Л.Н.Павлова «Раннее детство: Развитие речи и мышления» Наглядно –дидактическое пособие от 1года до 3 лет.

3. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада».

4. З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста».

5. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Формирование звукопроизношения у дошкольников» Учебный комплект по логопедии.

6. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Учись говорить правильно» Учебный комплект по логопедии.

7. В.Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем».

8. И.Г.Выгодская, Н.А.Гегелия, Т.И.Кочеровская «Исправление нарушения звукопроизношения у подростков».

9. А.И.Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми».

10. М.Ф.Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения».

Работа с детьми сФФН:

11. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН». 1период обучения.

12. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН». 2 период обучения.

13. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН». 3 период обучения.

14. Н.И.Гридчина «Речевые пятиминутки».

15. Е.Ф.Рау «Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного возраста».

16. Н.Г.Алтухова «Научитесь слышать звуки».

17. И.В.Скворцова «Логопедические игры + CD . Для детей 4-6 лет»

18. Методика развития речи детей дошкольного возраста /Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичёва.

19. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред.Селивёрстова В.И.

20. А.И.Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя».

21. Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».

22. Ю.Г.Илларионова «Учите детей отгадывать загадки».

23. Л.Н.Ефименкова «Формирование речи дошкольников».

24. С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях».

25. З.Е.Агранович «Сборник домашних заданий в помощ логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР».

26. В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Осень» в подготовительной группе для детей с ОНР».

27. В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Зима» в подготовительной группе для детей с ОНР».

28. В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи по теме «Лето» у детей 5-7 лет».

29. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».

Преодоление нарушений слоговой структуры слова:

30. З.Е.Агранович «Система работы по преодолению нарешений слоговой структуры слова».

31. А.В.Ястребова «Коррекция заикания у учащихся образовательной школы».

32. И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игре».

33. И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях».

34. Г.А.Волкова «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников».

Другие нарушения речи:

35. С.Л.Таптапова «Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса».

36. М.К.Бурлакова «Коррекционно-педагогическая работа при афазии».

37. Л.С.Цветкова «Афазия и восстановительное обучение».

Преодоление нарушений чтения и письма:

38. Е.Мазанова «Логопедия. Преодоление нарушения письма» Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии».

39. М.М.Безруких, С.П.Ефименкова «Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму».

40. В.И. Городилова, М.З.Кудрявцева «Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков».

Логопедическое обследование детей 4 лет

Государственное образовательное учреждение

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

центр психолого-медико-социального сопровождения №9

д. Новая Мельница,98а.

Методисту комитета образования

Аналитическая справка по результатам

логопедического обследования детей

в возрасте от 4 до 5 лет

дошкольных образовательных учреждений

Батецкого муниципального района

2009/2010 учебный год

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Исследование проводили: учителя-логопеды МДОУ Батецкого муниципального района.

Сроки проведения: февраль 2010 года.

Причина: запрос комитета образования Батецкого района с целью выявления детей с речевой патологией.

Целевой групповой являлись дети в возрасте 4-5 лет. Количество обследованных детей составляет 29 человек.

Цели исследования:

    Оценка уровня речевого развития детей 4-5 летнего возраста;
    Выявление детей с проблемами в речевом развитии и оказание им своевременной помощи.

Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование.

Используемые методики: исследование заключалось в изучении речевых особенностей ребёнка по методикам , ,

Предметом исследования являлись:

    Изучение анатомического строения органов артикуляции ребенка; Изучение состояния артикуляционной моторики; Изучение состояния звукопроизношения; Изучение состояния звуко-слоговой структуры слова; Изучение состояния фонематических процессов; Изучение состояния словарного запаса; Изучение состояния грамматического строя речи; Изучение состояния связной речи.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Речь представляет собой сложный физиологический, психический, мыслительный, языковой сенсомоторный процесс.

Норма речи — общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности сохранны психофизиологические механизмы речи.

Недоразвитие речи предполагает собой более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Нарушения речи в соответствии с психолого-педагогической классификации подразделяются на две группы.

Первая группа – нарушение средств общения, включающее фонетическое недоразвитие речи (ФНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) и общее недоразвитие речи (ОНР).

Фонетическое недоразвитие речи — нарушение фонематической стороны речи (звукопроизношения, звуко-слоговой структуры слова, просодики) в комплексе или каких-либо отдельных компонентов фонетического строя речи (только звукопроизношения или звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова).

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

При ФФН наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа, синтеза и представлений.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетико-фонематической стороны речи, лексика, грамматический строй.

Вторая группа – нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной стороны речи при правильно сформировавшихся средствах общения.

Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР (ФФН, ФНР).

Речевые нарушения чреваты тем, что затрудняют общение с окружающими, создают препятствия для успешного овладения системой знаний при обучении. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие позволяет ребенку постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев наклады­вает отпечаток на формирование также сенсорной, интеллектуальной и аф­фективно-волевой сферы.

Дошкольный возраст, являясь сензитивным периодом для развития речи, создает оптимальные возможности для её развития. Поэтому устранение многих речевых нарушений у детей в дошкольном возрасте происходит с наибольшей эффективностью, и чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными и результативными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

Нарушение артикуляционной моторики в виде лёгких парезов, тремора и насильственных движений мышц языка приводит к дефектному звукопроизношению.

Недостаточная сформированность звуковой стороны речи ведет к спонтанному развитию навыков звукового анализа и синтеза, к трудностям в овладении грамотой, письмом и чтением.

Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму, что проявляется в не правильном управлении и согласовании различных частей речи. Следствиями этого являются:

· недостаточное понимание учебных заданий;

· трудности овладения учебными понятиями, терминами;

· трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной деятельности.

Бедность словарного запаса, не умение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, недостаточное развитие связной речи ведет к непродуктивному овладению программой родного языка и начальной школы. На более поздних этапах школьного обучения проявляются в том, что ученики испытывают затруднения при написании изложений и сочинений, в усвоении программы общеобразовательной школы в целом.

Таким образом, оценка речевого развития детей в системе комплексного обследования занимает особое место, так как является показателем того или иного отклонения в общей картине психического состояния ребёнка, и, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребёнка правильно строить с ними педагогическое общение и коррекционно-развивающую работу, направленную на подготовку детей к школе и профилактику возможных учебных трудностей.

3. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. При изучении анатомического строения органов артикуляции ребёнка отмечалось наличие или отсутствие аномалий в строении губ, зубов, прикуса, языка, твердого и мягкого неба. Анализ данных исследования показал, что у 3% обследованных детей 4-5 лет в МДОУ Батецкого района имеется патология строения органов артикуляционного аппарата.

2. Изучение состояния артикуляционной моторики:

Ссылка на основную публикацию