Методы и приемы развития творческих способностей

Для развития творческих способностей необходимо приложить максимум усилий. Огромное значение имеет внутренняя самостоятельная работа. Каким же образом можно побудить ученика к такой деятельности?

1.Чтобы научить ребенка думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень много придумывать, открывать и изобретать.

2. Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения — это система вопросов и заданий, которые ставятся перед учениками.

3. Задачи, которые ставятся перед учащимися, должны медленно, но неуклонно усложняться. Причем успех не должен быть полностью гарантирован еще до начала всяких усилий, ибо такая гарантия убивает поисковую активность.

К.Д. Ушинский писал: “Не одно талантливое, нервное и впечатлительное дитя сделалось тупым и ленивым именно потому, что в нём преждевременными попытками подорвана уверенность в своих силах, столь необходимая для человека при всяком деле”. Педагог Е.А. Макарова, занимающаяся художественным воспитанием, подметила, что те дети, которые наряду с общественно — образовательной школой серьезно занимаются чем-то еще в кружках, секциях или глубоко интересуются наукой, оказываются в более выгодном положении, чем остальные. Они психологически более устойчивы, у них выше уровень самодостаточности, их развитие происходит более гармонично, и они быстрее духовно созревают. Что же необходимо изменить в образовательном процессе, управлении им, чтобы содействовать развитию творческой личности? Для этого надо решить 2 проблемы:

проблема создания личностью себя самой;

проблема создания социокультурной среды, открывающей возможности осуществления творчества.

Для реализации творческих способностей необходимо:

1. Рефлексивное видение учащимся целесообразности своих действий и их оснований, что предполагает постоянное инициирование учителем ее в образовательном процессе;

2. Создание учителем банка разнообразных учебно-творческих задач с целью их использования как условий для развития различных компонентов творческих способностей личности;

3. Создание условий для схематизации заданий. Практически давно установлено, что схематизация стимулирует развитие творческих способностей ребенка;

4. Использование групповых и индивидуальных методов развития творческих способностей.

Для развития творческих способностей учащихся учитель должен использовать следующие развивающие методы, средства и приемы обучения: метод проблемного обучения, метод проб и ошибок, метод решения задач по аналогии, метод мышления по ассоциации, метод мозгового штурма, метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа, метод решения задач по алгоритму. Рассмотрим данные методы подробнее.

Метод проблемного обучения заключается в том, что учебная деятельность предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Существуют следующие приемы создания проблемы. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения, сталкивает противоречия практической деятельности и излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций, побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты, ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения, ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление психологической инерции и т.д.)

Ю.Г. Тамберг выделил в данном методе 4 уровня сложности:

1 уровень — не может ни решить, ни понять ход решения, ни понять ответ.

2 уровень — не может решить , но может понять ход решения и ответ.

3 уровень — самостоятельно решить не может, но с помощью нескольких наводящих вопросов решает сам.

4 уровень — ребенок решает задачу самостоятельно

Следует давать задачи первых трех уровней. Не бойтесь давать детям задачи третьего уровня сложности. Их надо решать не в режиме “Реши сам”, а в режиме “Давайте решим вместе”. Во-первых, вы интересно общаетесь, во-вторых, ребенок учится не бояться решать трудные задачи, в-третьих, эти задачи пойдут в его копилку задач, в-четвертых, это развивает ребенка и дает ему уверенность в своих силах.

Мы рассмотрели метод проблемного обучения. Рассмотрим следующий метод — проб и ошибок.

Этот метод зарождается в раннем детстве, когда ребенок начинает познавать мир: трогает руками, пробует, смотрит, слушает — накапливает образы и понятия, ищет связи между своими действиями и результатами этих действий. В основе этого метода решается вопрос “ А что, если попробовать сделать так?”. Этим с методом хорошо решать задачи, где не более 10 проб и ошибок. Этот метод учит упорству и терпению, учит не отчаиваться при неудачах. Мы же знаем, что учиться надо и на ошибках, и на успехах, и на победах, и на поражениях, своих и чужих.

Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя
В Федеральной программе развития образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей. Сегодня .

Функциональная готовность дошкольников к работе на компьютере
Общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации силы. Нередки случаи, когда дети с трудом осваивают навыки общения с компьютером и управления им, некоторые наотрез отказываются учиться на нем работать. Но и .

Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников
Учитывая нарастающие темпы преобразований в обществе, и, следуя очевидной логике Концепции модернизации российского образования, которая предполагает ориентацию образовательной системы на новое качество, возможно предположить, что педагогическая поддержка старшеклассников в профессиональном самоопр .

Методы и приемы развития творческих способностей

ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

Методы и приемы развития творческих способностей учащихся начальных классов как одно из направлений реализации ФГОС

Доступные к загрузке файлы

1. Презентация к медианару .pptx

2. Материал к медианару .docx

Методы и приемы развития творческих способностей

ООО «Знанио» Образовательная лицензия №5257

Ваше свидетельство

Получите официальное свидетельство о прослушивании медианара мгновенно

хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Поделитесь материалом с коллегами:

Методы и приемы развития творческих способностей

Методы и приемы развития творческих способностей

Методы и приемы развития творческих способностей учащихся начальных классов как одно из направлений реализации ФГОС

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы найти, рассмотреть и развить способности всех его представителей. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит
в том, чтобы найти, рассмотреть и развить способности всех его представителей. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка.

Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Бесплатные медианары для учителей с выдачей свидетельства по окончанию, стали для меня настоящим открытием. Буквально за несколько часов я узнала большое количество полезной информации, которая пригодится мне во время проведения уроков в школе. Вся информация изложена в легкой форме и полностью соответствует действительности.

Терентьева Надежда
Школа № 112 Выборгского района Санкт-Петербурга

Совсем недавно стал участником мединара «Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС». Мне очень понравилось, так как в ходе мединара я узнал много интересной и увлекательной информации, которая сильно помогает мне в процессе повседневной профессиональной деятельности.

Данилов Владислав
Школа № 84 города Новосибирска

Творческие способности необходимы и важны для каждого рода профессионального занятия, поэтому формировать воображение, образное мышление и фантазию необходимо с раннего детского возраста. Активизируя сенсорные каналы, отдавая предпочтение формированию навыков мышления и памяти, часто родители сбрасывают со счетов творческий потенциал малыша – и напрасно. Процесс обучения школьным дисциплинам будет намного эффективнее, если проявить к нему креативный подход – то есть, использовать творческие возможности. Отсюда вывод: творческое развитие детей необходимо так же, как интеллектуальное и физическое.

Методы и приемы развития творческих способностей

Что относят к творческим способностям?

Что входит в понятие базы творческих возможностей человека? Это комплексный аспект, включающий:

  • целеустремленность к познаниям и открытиям;
  • инициативность; фантазию;
  • воображение;
  • интуицию;
  • образное и логическое мышление;
  • активность;
  • использование теоретических навыков на практике

Развитие творческих способностей у детей начинается с первых месяцев жизни. «Почемучка», дополняющий «экспериментатора», просыпается в малыше с активизацией способности мыслить и говорить. Поэтому к проявлению креативного потенциала необходимо относиться с должной серьёзностью, ведь перед вами не просто веселый игривый малыш – перед вами формирующийся маленький гений. К творческому потенциалу относится:

  • склонности привирать, выдумывать и фантазировать;
  • оригинально двигаться под музыку;
  • рисовать и создавать необычные образы;
  • рифмовать, копировать, передразнивать.

Методы и приемы развития творческих способностей

Творческие способности в разном возрасте

В возрасте 2-5 лет у малыша формируется база его личности, поэтому творческий потенциал раскрывается наиболее ярко. На данном этапе малыш очень любопытен, его память избирательна и основана на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребёнку свойственна твёрдость в достижении целей, у него повышено внимание, развивается фантазия и эмоциональный уровень. Ребёнок чувствует большой интерес к новым знаниям и навыкам, он готов применять любые способы креативного развития.

В 6-10 лет у ребёнка сложный период, потому что он начинает ходить в школу и получать образование. Творческие способности на данном этапе зависят от обстоятельств учебы и коммуникации. Малыш в этот период хочет самостоятельно добывать знания.

В 11-14 лет у ребёнка не только возникает много вопросов, но и он сам теперь может проводить исследования и эксперименты, ставить опыты, придумывать гипотезы. Возможно, количество интересов у него уменьшится, но глубина их исследований будет велика. В подростковом возрасте у ребёнка появляются серьезные философские вопросы. В чем смысл жизни? Для чего я живу? Есть ли Бог на Земле?

Методы и приемы развития творческих способностей

Методы развития

Способы развития творческих способностей детей великое множество. Вот самые известные из них:

  • Разговоры об окружающем мире. Говорите с ребёнком обо всем, что вас окружает. Это может быть детская площадка или квартира. Дальше – больше. Поговорите о городе, в котором вы живете, о природе, которую видите. Закончить можно беседой о космосе.
  • Обучающие упражнения. Найдите игры, которые развивают необходимые для творческого ребёнка качества: память, воображение, внимание, логику.
  • Рисование. Даже если у вашего малыша нет особого таланта, этот процесс пойдёт ему на пользу. Ведь на бумаге можно изобразить все то, что рисует фантазия в детской голове.
  • Чтение книг. Каждый вечер проводите семейные чтения. Читайте интересные истории, рассказы о животных, волшебные сказки, мифы и легенды. А потом обсуждайте прочитанное. Что кому понравилось, что не понравилось и почему. Учитесь аргументировать и спорить.

Методы и приемы развития творческих способностей

Условия для успешного развития талантов

Чтобы в ребёнке открылся творческий талант, необходимо подготовить условия развития и средства развития для этого процесса. Часто ребёнок не отличается особым творческим дарованием – он не умеет и не любит рисовать, не склонен к фантазиям и прочим художественным проявлениям, но это не значит, что у него нет креативного потенциала. Творческое развитие детей дошкольного возраста нацелено на применение игровых методов, в ходе которых важно диагностировать творческую активность малыша и определить вид доминирующего, преобладающего вида скрытой способности, а быть может и таланта.

За воображение и фантазию человека отвечает правое полушарие мозга, развитие которого происходит в симбиозе со стимуляцией левого. Этот эффект достигается в процессе обучения детей ментальной арифметике, основанной на системе счета соробан. Уникальные педагогические техники с успехом внедряются специалистами «Академии развития интеллекта AMAKids», которые помимо формирования основных умственных способностей раскрывают эстетический потенциал малыша. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях в AMAKids – это также музыкальные, изобразительные, театральные виды деятельности, гармонирующие с математическими упражнениями и механическими заданиями. Задания бывают на логику, развитие творческого мышления, интуицию, мелкую моторику, обучение навыкам чтения и письма.

Методы и приемы развития творческих способностей

По мере взросления ребёнка усложняются задачи, направленные на формирование его креативного потенциала. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста предусматривает внедрение комплексных задач, формирующих личностные качества – таких как лидерство.

Программа формирования творческого потенциала детей различных возрастных групп в «Академии развития интеллекта AMAKids» нацелена на использование только эффективных методов работы. Каждое занятие построено с учетом количества слушателей группы, их физиологических особенностей, интеллектуальной базы. Итоговые результаты инновационных методик видны с первых уроков, ребёнок с интересом познает окружающий мир, общается с одногодками, играет в развивающие игры, рисует, лепит, поёт, пишет.

На вопрос, с какого возраста следует рассматривать практическое развитие творческого потенциала детей, ответят специалисты центра. Опытные педагоги-наставники с удовольствием пообщаются с ребёнком, проведут диагностику умственных задатков и творческих способностей, а также порекомендуют действенные индивидуальные методы, стимулирующие развитие творческой личности ребёнка.

Высшая степень формирования креативного потенциала малыша – возможность доказать его неординарность и талантливость. И вместе мы это сделаем!

Творческие способности необходимы и важны для каждого рода профессионального занятия, поэтому формировать воображение, образное мышление и фантазию необходимо с раннего детского возраста. Активизируя сенсорные каналы, отдавая предпочтение формированию навыков мышления и памяти, часто родители сбрасывают со счетов творческий потенциал малыша – и напрасно. Процесс обучения школьным дисциплинам будет намного эффективнее, если проявить к нему креативный подход – то есть, использовать творческие возможности. Отсюда вывод: творческое развитие детей необходимо так же, как интеллектуальное и физическое.

Методы и приемы развития творческих способностей

Что относят к творческим способностям?

Что входит в понятие базы творческих возможностей человека? Это комплексный аспект, включающий:

  • целеустремленность к познаниям и открытиям;
  • инициативность; фантазию;
  • воображение;
  • интуицию;
  • образное и логическое мышление;
  • активность;
  • использование теоретических навыков на практике

Развитие творческих способностей у детей начинается с первых месяцев жизни. «Почемучка», дополняющий «экспериментатора», просыпается в малыше с активизацией способности мыслить и говорить. Поэтому к проявлению креативного потенциала необходимо относиться с должной серьёзностью, ведь перед вами не просто веселый игривый малыш – перед вами формирующийся маленький гений. К творческому потенциалу относится:

  • склонности привирать, выдумывать и фантазировать;
  • оригинально двигаться под музыку;
  • рисовать и создавать необычные образы;
  • рифмовать, копировать, передразнивать.

Методы и приемы развития творческих способностей

Творческие способности в разном возрасте

В возрасте 2-5 лет у малыша формируется база его личности, поэтому творческий потенциал раскрывается наиболее ярко. На данном этапе малыш очень любопытен, его память избирательна и основана на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребёнку свойственна твёрдость в достижении целей, у него повышено внимание, развивается фантазия и эмоциональный уровень. Ребёнок чувствует большой интерес к новым знаниям и навыкам, он готов применять любые способы креативного развития.

В 6-10 лет у ребёнка сложный период, потому что он начинает ходить в школу и получать образование. Творческие способности на данном этапе зависят от обстоятельств учебы и коммуникации. Малыш в этот период хочет самостоятельно добывать знания.

В 11-14 лет у ребёнка не только возникает много вопросов, но и он сам теперь может проводить исследования и эксперименты, ставить опыты, придумывать гипотезы. Возможно, количество интересов у него уменьшится, но глубина их исследований будет велика. В подростковом возрасте у ребёнка появляются серьезные философские вопросы. В чем смысл жизни? Для чего я живу? Есть ли Бог на Земле?

Методы и приемы развития творческих способностей

Методы развития

Способы развития творческих способностей детей великое множество. Вот самые известные из них:

  • Разговоры об окружающем мире. Говорите с ребёнком обо всем, что вас окружает. Это может быть детская площадка или квартира. Дальше – больше. Поговорите о городе, в котором вы живете, о природе, которую видите. Закончить можно беседой о космосе.
  • Обучающие упражнения. Найдите игры, которые развивают необходимые для творческого ребёнка качества: память, воображение, внимание, логику.
  • Рисование. Даже если у вашего малыша нет особого таланта, этот процесс пойдёт ему на пользу. Ведь на бумаге можно изобразить все то, что рисует фантазия в детской голове.
  • Чтение книг. Каждый вечер проводите семейные чтения. Читайте интересные истории, рассказы о животных, волшебные сказки, мифы и легенды. А потом обсуждайте прочитанное. Что кому понравилось, что не понравилось и почему. Учитесь аргументировать и спорить.

Методы и приемы развития творческих способностей

Условия для успешного развития талантов

Чтобы в ребёнке открылся творческий талант, необходимо подготовить условия развития и средства развития для этого процесса. Часто ребёнок не отличается особым творческим дарованием – он не умеет и не любит рисовать, не склонен к фантазиям и прочим художественным проявлениям, но это не значит, что у него нет креативного потенциала. Творческое развитие детей дошкольного возраста нацелено на применение игровых методов, в ходе которых важно диагностировать творческую активность малыша и определить вид доминирующего, преобладающего вида скрытой способности, а быть может и таланта.

За воображение и фантазию человека отвечает правое полушарие мозга, развитие которого происходит в симбиозе со стимуляцией левого. Этот эффект достигается в процессе обучения детей ментальной арифметике, основанной на системе счета соробан. Уникальные педагогические техники с успехом внедряются специалистами «Академии развития интеллекта AMAKids», которые помимо формирования основных умственных способностей раскрывают эстетический потенциал малыша. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях в AMAKids – это также музыкальные, изобразительные, театральные виды деятельности, гармонирующие с математическими упражнениями и механическими заданиями. Задания бывают на логику, развитие творческого мышления, интуицию, мелкую моторику, обучение навыкам чтения и письма.

Методы и приемы развития творческих способностей

По мере взросления ребёнка усложняются задачи, направленные на формирование его креативного потенциала. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста предусматривает внедрение комплексных задач, формирующих личностные качества – таких как лидерство.

Программа формирования творческого потенциала детей различных возрастных групп в «Академии развития интеллекта AMAKids» нацелена на использование только эффективных методов работы. Каждое занятие построено с учетом количества слушателей группы, их физиологических особенностей, интеллектуальной базы. Итоговые результаты инновационных методик видны с первых уроков, ребёнок с интересом познает окружающий мир, общается с одногодками, играет в развивающие игры, рисует, лепит, поёт, пишет.

На вопрос, с какого возраста следует рассматривать практическое развитие творческого потенциала детей, ответят специалисты центра. Опытные педагоги-наставники с удовольствием пообщаются с ребёнком, проведут диагностику умственных задатков и творческих способностей, а также порекомендуют действенные индивидуальные методы, стимулирующие развитие творческой личности ребёнка.

Высшая степень формирования креативного потенциала малыша – возможность доказать его неординарность и талантливость. И вместе мы это сделаем!

Ссылка на основную публикацию