Методы развития речи

Основные цели и задачи

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произносить свои первые слова. В то же время со стороны взрослых должно быть приложено немало усилий, чтобы речь развивалась своевременно и правильно.

Обучение дошкольников речи – это важная часть интеллектуального воспитания и мышления. Именно владение речевыми навыками является одним из основных критериев готовности ребенка к обучению в школе.

Согласно ФГОС, решаются следующие задачи развития речи дошкольников:

  • Формирование речевых навыков таким образом, чтобы дети дошкольного возраста свободно общались между собой.
  • Обогащение активного словарного запаса.
  • Приобщение к чтению литературы.
  • Развитие творческой речи у ребенка: сочинение стихотворений, сказок, рассказов.
  • Приучение детей к правильной постановки ударений и интонации.

Методика обучения позволяет научить детей общаться со своими сверстниками и взрослыми, свободно выражать свои мысли и проявлять свои творческие навыки.

Основные этапы развития речи

С первых дней и месяцев своей жизни ребенок учится познавать окружающий его мир. Дети кричат с целью привлечения к себе внимания, с четырех месяцев происходит «гуление», а с шести месяцев дети начинают лепетать.

К концу первого года и началу второго появляются первые осмысленные слова, но в большинстве случаев они выражают исключительно потребности самого ребенка («дай», «на»). Примерно во второй половине второго года жизни малыша слова начинают обозначать какой-то предмет. К концу 2 года жизни слова начинают грамматически оформляться.

На третьем году жизни ребенок учится произносить простые предложения, его словарный запас становится больше, поэтому он может вести диалог, описывать какую-то ситуацию. Формирование первых навыков диалога приводит к налаживанию коммуникации со своими сверстниками и взрослыми.

К пяти годам дети уже обладают достаточно большим словарным запасом. Они могут своими словами пересказывать сказки, петь песни и т.д

Развитие речи ребенка до школы: основные методики

Существуют различные методы развития речи у детей дошкольного возраста. Каждая из них может использоваться, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Есть методика развития речи дошкольников по Яшиной и Алексеевой, которая проходит в несколько этапов.

Она включает в себя:

  • Обогащение словарного запаса.
  • Правильное звукопроизношение.
  • Формирование грамматического построения предложений.
  • Обучение ведению монолога, диалогов и связанного повествования.

Методика включает в себя следующие приемы:

  • Наглядные – наблюдение, изучение предметов, знакомство с рисунками и фотографиями.
  • Словесные – чтение, описание, рассказ, проведение беседы.
  • Практические – рисование, ролевые игры и т.д.

В этой методики широко используются различные словесные приемы: речевой образец, проговаривание и повторение, объяснение, указание и оценка детской речи.

Правильная речь педагога, по сути, является средством подражания для детей, т.е. это речевой образец. В младших группах используются игровые занятия, а в старших – методика используется для сравнения и коррекции дефектов речи.

Другой словесный прием – это проговаривание и повторение, которые позволяют детям запоминать звуки и правильно произносить их. Важно, чтобы это вызывало интерес у ребенка, иначе занятия будут ассоциироваться с негативными эмоциями.

Объяснение – это раскрытие педагогом сущности какого-либо образа или явления действиями. Используется для объяснения правил в дидактических играх, раскрытия смысла слов.

Указание – разъяснение, как надо действовать ребенку, чтобы достичь необходимого результата. Указания бывают обучающие, дисциплинирующие и организационные.

Оценка – это суждение воспитателя об ответе ребенка, которое раскрывает уровень усвоения им знаний и речевых навыков. Оценка необходима для того, чтобы дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.

Классификацию методов речевого развития учащихся можно представить в следующем виде.

1. Рецептивный метод (информационно-рецептивный, или информационный, или объяснительно-иллюстративный) — беседа, рассказ учителя, чтение текста, чтение правила или памятки, показ речевого образца, знакомство со словарной статьей в словаре и т.п. Этот метод используется для формирования знаний о речи и речеведческих понятиях, о способах речевой деятельности.

Важным рецептивным приемом развития речи является заучивание наизусть, которое обеспечивает насыщение творческой памяти учащихся образцами речи.

2. Репродуктивный метод. С его помощью формируются речевые навыки и умения. Учащиеся реализуют на практике полученные знания о речи, в частности, решают типовые речевые задачи, выполняют анализ слова или текста по данному ранее образцу (при этом, например, формируются алгоритмы порождения и алгоритмы восприятия текста). Типичными приемами репродуктивного метода можно считать составление словосочетаний, предложений, изложение и пересказ текста.

Репродуктивный метод может быть полным и неполным. Так, полностью воспроизводятся в речи слова, фразеологизмы; могут репродуцироваться (воспроизводиться) речевые стереотипы (например, формулы вежливости). Неполностью воспроизводятся языковые модели, когда, например, грамматическая конструкция и значение сохраняются, а лексическое наполнение модели меняется [1] . Среди методов развития речи преобладают именно приемы неполного репродуктивного метода, что выражается, например, в таких речевых упражнениях, как вставка слов по смыслу в предложение или текст, преобразование деформированных предложений и текстов, выбор лексических или грамматических синонимов, выяснение значения слова и т.п.

Особенностью данного метода применительно к развитию речи учащихся является показ образцовых текстов, подражание которым должно стимулировать потребность создания собственного текста подобного уровня. Репродукция в этом случае является лишь этапом, необходимым компонентом продуктивной речевой деятельности ребенка.

В рамках репродуктивного метода существенное место занимают алгоритмические предписания о том, как работать над текстом, как работать над словом (памятки). Они помогают наиболее эффективно реализовать репродуктивный метод при формировании основных действий по порождению речи — действия порождения замысла (смыслообразование) и действия воплощения этого замысла в тексте.

3. Продуктивный метод. Он включает в себя исследовательский и творческий методы. В свою очередь, правомерно, вслед за И.Я. Лернером, выделить здесь же проблемное изложение и частично-поисковый, или эвристический, методы. Для начальной школы характерна в большей степени эвристическая беседа, а не исследовательский метод в чистом виде. На последующих этапах обучения преобладает уже проблемное изложение.

Продуктивные методы проблемного, частично-поискового характера реализуются при составлении плана текста, при анализе текста, включающего определение темы, основной мысли, озаглавливание, выделение его частей; при составлении текста по определенному плану (сочинение) и т.п. Многочисленные речевые задачи проблемного характера, редактирование текста тоже можно отнести к продуктивному методу развития речи.

Особого рассмотрения требует вопрос словесного творчества детей. Лингвисты, психологи и методисты сходятся на понимании творчества как процесса, в результате которого возникает новый, ранее не существовавший продукт. Это может быть самостоятельно созданный учащимся текст (сочинение), например, придуманная сказка или загадка. Следует оговориться, что детское словотворчество (не отождествлять со словесным творчеством) не следует относить к собственно творчеству, поскольку «словотворчество ребенка — это творчество поневоле, творчество без установки на творчество» [2] .

Мы полагаем, что в рамках продуктивного метода правомерно выделение творческого метода, имея в виду, что словесное творчество на уроке (создание ребенком собственных монологических высказываний) является лишь субъективно новым для учащегося, хотя сам процесс является безусловно творческим.

Ведущим методом развития речи школьников признается продуктивный метод. Анализ педагогического опыта отечественных и зарубежных педагогов и методистов (С. Т. Шацкого,

В. А. Сухомлинского, С. Френе, Дж. Родари), а также разработанные в психологии основы формирования письменной речи младших школьников (В. Я. Ляудис — И. П. Негурэ) и учащихся среднего звена (А. К. Маркова) убедительно свидетельствуют, что условием эффективного развития речи учащихся является активное включение в процесс обучения детского словесного творчества. При этом двумя основными действиями, которые формируются у учащихся, должны стать действие порождения смыслового содержания текста (смысло- и целеобразование) и действие по словесному его выражению.

Продуктивный метод направлен прежде всего на обучение действию смыслообразования и действию выражения этого замысла, а ситуация словесного творчества является наиболее адекватной задаче формирования действий порождения смыслового содержания и выражения его в письменном тексте [3] . В этом случае работа над словом, словосочетанием, предложением приобретает для ребенка конкретный смысл — сделать свою речь доступной, понятной для других, донести свой замысел до слушателя и читателя. Отсюда следует и высокий уровень мотивации речевой деятельности.

Отдельно следует рассмотреть каждый из названных методов с точки зрения формирования обобщенных речеведческих понятий, а также формирования и развития речевых умений и навыков. Так, рецептивный и репродуктивный методы обеспечивают прежде всего формирование обобщенного речевед- ческого понятия и на этой основе выработку умений и навыков. Продуктивные методы обеспечивают не только формирование и развитие умений и навыков речевой деятельности, но и способствуют развитию речевых способностей учащихся.

Типология методов и приемов развития речи учащихся обобщенно представлена в таблице 1.

Приведенный перечень приемов далеко не исчерпывающий, он лишь иллюстрирует примерные виды работ, реализующие тот или иной метод.

Названные типы методов, взаимодействуя между собой в процессе обучения, будучи взаимосвязанными и взаимозависимыми, образуют целостную систему, выступая как звенья единого процесса обучения. Границы между названными методами условны, но каждый метод сохраняет свою специфику и характеризуется особой деятельностью учителя и учащихся.

Методы развития речи

Новейшие методики развития и исправления речи дошкольников

Освоение ребенком речевой коммуникации непосредственно влияет на его поведение и развитие личности. Именно поэтому при выявлении у малыша или дошкольника различных дефектов произношения необходимо обратиться к специалисту-логопеду, чтобы тяжелые нарушения не отразились на интеллектуальном развитии и формировании речи в целом.

В последние годы наблюдается рост количества детей с недостатками речи, что требует коррекционной работы. Дефектологи, психологи и педагоги-логопеды разрабатывают новые и совершенствуют существующие методики и формы работы с малышами-логопатами.

Особенности использования современных методик

Так, одной из действенных методик является сказкотерапия, помогающая в разы сократить сроки исправления дефектов речи у детей дошкольного возраста. Терапия сказками эффективно используется в комплексе с логопедической гимнастикой, релаксацией. Такая коррекционная работа нацелена на исправление нарушений речи и психофизического состояния детей на индивидуальных и групповых занятиях с педагогом.

В комплексе с игровыми приемами и традиционными методиками сказкотерапия дает максимальную эффективность исправления изъянов в речи малышей, что способствует нормальному развитию ребенка. Ключевым отличием такого комплекса мер является тот факт, что уроки по постановке конкретного звука или сочетания звуков изучаются в рамках одной темы, а упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Это позволяет достичь автоматизма в правильном воспроизведении звуков ребенком.

Благодаря организации занятий в форме спектакля или игры, в которую вовлечены все дети в группе, педагог добивается стабильного внимания и интереса детей. Разнообразие игр способствует формированию связной и осознанной речи, грамотному построению предложений, активному интеллектуальному развитию.

Современная методика предполагает комбинацию нескольких направлений коррекции:

  • развитие моторики и сенсорного восприятия;
  • артикуляционная гимнастика;
  • развитие мимики;
  • вовлечение ребенка в игровой процесс и выполнение определенный ролей;
  • формирование всесторонне развитой и интеллектуальной личности, которая стремится к постоянному познанию окружающего мира.

Сюжетные занятия по формированию и развитию правильной речи существенно отличаются от учебной модели, поскольку детям интересно участвовать в игровом процессе, узнавать новые слова и учиться грамотно строить осмысленные предложения. Такой нетрадиционный метод рекомендуется для детей со сложными дефектами и позволяет добиться положительной динамики при регулярных занятиях.

Развивать речь младших школьников на уроках русского языка можно с помощью трех групп методов: имитативных, коммуникативных и метода конструирования. Все три группы методов сочетаются в работе учащихся и учителя, дополняют одна другую и в совокупности создают базу для системы развития речи учащихся, которая тесно связана с курсом русского языка, литературы, риторики, с социальной деятельностью детей.

Имитативные методы по-другому можно назвать методами «по образцу». В рамках имитационных методов находят место и анализ образцовых текстов, и синтез собственных языковых конструкций, и поисковая деятельность — выбор слов и других средств языка, и моделирование образцовых текстов, и конструирование по этим моделям предложений и текста, и обобщение, вывод правил, и даже творчество — пересказы и письменные изложения с творческими дополнениями или изменениями, инсценирование, драматизация, художественное чтение и рассказывание, подражательное и собственное литературное творчество.

Методы обучения речи «по образцу» имеют свой обширный набор приемов, типов ученических работ: это многочисленные виды пересказа прочитанных текстов, письменные изложения разнообразных типов: с языковым разбором текста, с иллюстрированием, с изменением жанра. В арсенал методов «по образцу» входят и более мелкие, частные упражнения: составление предложений или компонентов текста по типу данного или по модели, которая тоже, возможно, составлена учащимися; отработка произношения, интонации, пауз, ударений по примеру исполнения учителем, и особенно — по пониманию замысла автора — писателя или на основе артистического исполнения различные рассказы и письменные сочинения по аналогии с прочитанным, а в литературно-творческих кружках — переводы, подражания, пародии. «По образцам» школьники работают над типами речи и над различными жанрами : над описанием, повествованием, рассуждением; над стилистическими, композиционными, содержательными особенностями рассказа, очерка, газетной заметки, отзыва о прочитанной книге или о спектакле, характеристики, а также над составлением так называемых «деловых бумаг» — объявления, заявления, делового письма, телеграммы, дневниковых записей.

Имитационный метод очень развит в начальной школе, но он не может быть достаточным: обучение «по образцам» лишь подготавливает учащихся к другим методам развития речи.

Коммуникативные методы опираются на теорию речевой деятельности, в частности на анализ речевого акта: метод учитывает все его ступени — и ситуативную, и мотивационную, и восприятие собеседником, и обратную связь. Коммуникативные методы имеют свой набор приемов, средств обучения, типов заданий упражнений: создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни; ролевые игры, труд, походы и экскурсии, картины, специально организованные наблюдения, другие способы накопления материала, впечатлений; любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний; рисование картин, ведение записей и дневников; создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных; выбор разнообразных жанров — докладов, выступлений по радио, телепередачи, рекламы.

Этот метод предполагает систему умений учащихся, реализуемых в процессе различного рода письменных и устных речевых упражнений — сочинений и пр. Обычно выделяют семь групп таких умений, в своей последовательности создающих методику:

  • — умения, связанные с темой сочинения, с ее пониманием, определением ее границ, субординацией тем, раскрытием темы;
  • — умение подчинить свое сочинение определенному замыслу, выразить в нем свою мысль, свою позицию, свои эмоции, отношение к лицам, их поступками пр.;
  • — умения собирать, накапливать материал, отбирать важное, главное и второстепенное в соответствии с темой и замыслом;
  • — умение систематизировать материал, располагать его, обдумывать и составлять план, работать над композицией — началом, завершением;
  • — умения в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, сочетания, фразеологию, о6разы; подготовка фрагментов будущего текста, в устном варианте — обдумывание интонаций, обращений и пр.;
  • — умение составлять текст- в устной речи — импровизировать, в письменной — записывать без ошибок, располагать текст на листах, делить его на абзацы.
  • — умение совершенствовать написанное, редактировать, проверять орфографию, пунктуацию.

Метод конструирования- синтетический метод. Он связан с первыми двумя. В системе обучения «по образцам» виды текста анализируются и моделируются, и впоследствии конструирование собственных текстов осуществляется по этим моделям. Конструирование связано и с коммуникативным методом, поскольку он обеспечивает мотивацию речи, ее действенность, определяет социальные и личностные функции речи.

Метод конструирования текста располагает большим на6ором приемов и типов речевых упражнений; большинство из них обычно выполняют подготовительную или вспомогательную функцию: они вплетаются в процесс подготовки речевого упражнения на разных его этапах. Это словарная работа, работа над словосочетанием, работа над предложением, логическая: работа с понятиями и построение их определений, сравнение предметов, явлений природы по их признакам, упражнения, опирающиеся на теории текста: моделирование структуры текста образцов и подчинение собственного текста этой модели, редактирование своего текста; отработка типов связи в тексте; составление текстов различных функционально-смысловых типов: описания, повествования и рассуждения, а также разных жанров: рассказа, пейзажной зарисовки, описания картины, очерка, статьи в газету, письма, пьесы; передача сюжета в диалогической форме.

Как мы видим, такой вид работы над развитием речи младших школьников, как сочинение используют все перечисленные методы.

Методика развития речи – это педагогическая дисциплина, занимающаяся исследованием закономерностей процесса развития речи дошкольников и разработкой методов ее формирования.

Развитие речи и методы исследования данного процесса затрагивали ученых еще в Античные времена. Это обуславливает длительный период становления методики развития речи в качестве отдельной науки.

Зарождение методики развития речи

Вопросы развития речи прослеживаются в трудах ученых и философов Античности. В этот период происходит зарождение основ методики развития речи.

В Античное время можно выделить несколько аспектов, положивших начало зарождению методики развития речи:

  • Введение законов Солона в Древней Греции. Они были связаны с развитием ораторского искусства и слова. Каждый мог сам выступать в свою защиту на суде, что требовало развития определенных речевых навыков;
  • Труды Аристотеля по теме развития речи. Аристотель занимался исследованием анализа языка, речи, ее выразительности у ораторов. Он говорил о том, что речь должна быть четкой и ясной, выразительной, чтобы ее смысл был доведен до слушателей и она достигала своего целевого назначения;
  • Развитие ораторского искусства Цицероном. Цицерон стал выдающимся римским оратором. Его речи были широко известны и на них собирались не только римляне: приезжали из других поселений и государств;
  • Труды Сократа о развитии навыков риторического искусства. Сократ разработал рекомендации по формированию у детей навыков выразительного произношения, построения четкой и ясной речи.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа История методики развития речи 450 руб.
  • Реферат История методики развития речи 270 руб.
  • Контрольная работа История методики развития речи 240 руб.

Методика развития речи в эпоху Средневековья

Период Средневековья связан с трудами великого педагога-ученого Я.А. Коменского. Ими были разработаны теории воспитания дошкольников, которые опирались на их риторическое развитие.

Коменский утверждал, что акцентировать внимание на постановке правильного произношения дошкольника необходимо в раннем возрасте, т.е. до трех лет. Далее, неправильное произношение станет привычкой, которую устранить будет весьма проблематично. При этом, он уделяет огромное внимание развитию мимики и жестов детей раннего возраста. Общение начинается с мимики и лежит в основе риторического действия.

С трех до семи лет обучение сводится к расширению лексического запаса дошкольника. Ребенок должен познать как можно больше слов и научится их правильно использовать в различных речевых ситуациях. Основными методами развития речи являются:

  • Чтение и заучивание стихотворений;
  • Знакомство с баснями;
  • Чтение ритмических прибауток;
  • Формирование осознанного восприятия поэтического слова. Ребенок должен понять отличие поэзии от обычной речи;
  • Чтение художественной литературы и сказок про животных.

Развитие речи должно быть реализовано постепенно. Оно требует использование наглядных методов обучения и постепенного усложнения, познаваемых слов.

Я.А. Коменский утверждал, что в основе речевого развития должен лежать принцип единства интеллектуального и речевого развития.

Методика развития речи в эпоху Просвещения

В этот период, речевому развитию уделялось особое внимание. Теории развития речи были изложены в трудах великих ученых: И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов.

И.Г. Песталоцци продолжил развитие взглядов Коменского на речевое развитие дошкольников. Им было выделено три этапа формирования речи дошкольника:

  1. Изучение звуков и звукового состава слова.
  2. Изучение слова.
  3. Изучение речи.

Им была разработана система упражнений, ориентированных на познавательное и речевое развитие, основанных на принципе наглядности.

М.В. Ломоносов утверждал, что для общего развития ребенка, а также для его культурного социального становления требуется развитие речи. По его мнению, красота языка лежит в основе развития подрастающего поколения и общества.

Рисунок 1. Из истории методики развития речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К.Д. Ушинский создал собственную систему изучения языка. Она предполагала изучение языка в начальной школе, но ее идеи могли быть использованы и в дошкольной педагогике.

В основе обучения языку, по мнению Ушинского, лежит принцип народности. Язык связан с народом, его историей. Его знание помогает в постижении связи с народом, проникновению в его дух. Поэтому, обучение и воспитание должно реализовываться на родном языке.

Ушинским был разработан звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.

Становление методики развития речи в качестве научного знания

Как самостоятельная наука, методика развития речи получила развитие в 20-ые годы XX столетия. В это время она стала заменой риторики и впитала в себя множество ее теоретических и практических аспектов.

Особое место в этот период принадлежит трудам Ф. Фребеля. Он считал, что познание языка должно происходить с раннего детства. Требуется обозначать словами не только отдельные объекты, но и их признаки, положения, действия. По его мнению, речь развивается в ходе наблюдения ребенком за окружающим миром и в ходе игры.

Рисунок 2. Становление методики развития речи как науки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Большинство ученых данного периода рассматривали литературу в качестве ведущего средства речевого развития дошкольника. Предполагалось, что ребенок должен знакомиться со сказками, стихотворениями, которые помогут ему в становлении правильной и выразительной речи.

Е.И. Тихеева стала основоположником научной составляющей методики развития речи. Ею была выдвинута мысль о приоритетности речевого развития в воспитательном процессе и разработаны основы воспитательного процесса дошкольной образовательной организации, включающие направления речевого развития: развитие лексики ребенка, занятия по живому слову, развитие речи в раннем и дошкольном возрасте.

Ссылка на основную публикацию