Мышление младенца

Психика ребенка начинает формироваться еще в утробе матери и продолжает развиваться после рождения. Именно первый год жизни играет важнейшую роль в формировании не только физического, но и психологического, и эмоционального состояния вашего чада. Чтобы обеспечить ему развивающую среду, нужно понимать особенности развития психики новорожденного. Особенностям психологии развития ребенка от рождения до года и посвящена данная статья.

Особенности психики новорожденных

После рождения малыш беспомощен, его мозг сформирован не до конца, потому выжить ему помогают только рефлексы: пищевые и безусловные, ориентировочные и защитные. Спустя пару недель начинают формироваться условные рефлексы, например, когда мама берет кроху на руки и придает ему позу для кормления.

Поскольку кора головного мозга младенца продолжает формироваться, его психика подчинена подкорковым центрам. В связи с этим физические ощущения новорожденного напрямую связаны с его эмоциями. Малыш не осознает границу между своим телом и окружающим миром. Для развития коры мозга новорожденного рекомендуются упражнения для фиксирования взгляда с использованием ярких погремушек достаточно сложной формы.

Мышление младенца

Важными вехами развития новорожденных детей являются проявления слухового и зрительного сосредоточения в ответ на общение с мамой или другими родственниками. Кульминацией же младенчества становится «комплекс оживления». Это яркая эмоциональная реакция на приближение мамы, которая включает концентрацию взгляда на мамином лице, улыбку и активные движения ручками и ножками. На этом период новорожденности заканчивается, и начинается этап младенчества, знаменующий потребность ребенка в общении со взрослыми.

Младенческая необходимость в общении

Младенчество начинается со второго или третьего месяца жизни новорожденного, когда он начинает осваивать навыки общения со взрослыми. Комплекс оживления при виде мамы эволюционирует и становится более бурным, а после достижения крохой четырехмесячного возраста постепенного угасает. Комплекс оживления выполняет сразу две функции.

  • он служит ответной реакцией на приближение взрослого.
  • он служит для активного привлечения внимания мамы, когда малютке требуется общение.

На этом этапе малыш воспринимает маму как целостную личность, независимо от ее одежды, настроения, действий и других признаков. Любовь младенца к маме безусловна, поскольку ребенок любит ее не за ее действия, а за то, что она есть в его жизни. Помните, что в этот период недостаток эмоционального и физического контакта с мамой может привести к серьезным задержкам в психологическом развитии ребенка.

Мышление младенца

На протяжении первого полугодия жизни младенец осваивает новые способы общения с окружающими людьми. При этом он использует все доступные ему способы, чтобы привлечь внимание взрослого. Малыш еще не различает интонации и соответствующие эмоции, направленные на него, потому на любое общение с мамой реагирует исключительно положительно. Единственным поводом для капризов и плача в этом возрасте может стать нехватка внимания и заботы со стороны взрослых.

Общение с мамой и другими взрослыми оказывает огромное влияние на развитие психики младенца. Он начинает осознавать себя как независимое существо, благодаря чему формируется его самоощущение, которое позднее перерастет в самосознание. Именно положительное эмоциональное общение с взрослыми становится основой дальнейшего прогресса. В частности, усиливается детская тяга к познанию окружающего мира, начиная с ближайших предметов. Когда у крохи возникает интерес к различным объектами и развивается хватательный рефлекс, первая половина младенчества считается завершенной.

Развитие самосознания и речи у младенца

К шести месяцам малютка начинает активно познавать мир через окружающие предметы, одновременно изменяется и его отношение ко взрослым. Если раньше малышу было достаточно внимания и ласки, то теперь он жаждет совместной продуктивной деятельности. Взрослый рассматривается как партнер по играм, при этом младенец получает гораздо больше удовольствия от активной совместной деятельности. Если же мама просто наблюдает за малышом со стороны, кроха совершает гораздо меньше специфических действий, а значит, его развитие происходит медленнее. Прогресс ребенка тем заметнее, чем эффективнее происходит его сотрудничество со взрослыми, и тем крепче становится эмоциональная связь между ними.

Вместе с тем, на данном этапе изменяются и эмоции ребенка. Помимо положительной реакции на взрослого у него появляется и целая гамма негативных эмоциональных проявлений. Малыш учится злиться, грустить, тосковать, раздражаться. При этом младенец сохраняет привязанность к близким родственникам, а к незнакомым людям относится недоверчиво, иногда даже боится их.

Второе полугодие младенца особенно важно еще и потому, что в этом возрасте происходит подготовка к активной речи. У малютки улучшается слух, он много лепечет и пытается подражать звукам, которые произносят окружающие. Поэтому так важно постоянно разговаривать с крохой, читать ему книги, стихи, напевать простые песенки. Чем больше малыш будет слышать мамину речь, тем быстрее он научится говорить и тем активнее будет пополняться его словарный запас. Психологи рекомендуют вести с ребенком «беседы», отвечать на его лепетание и озвучивать свои действия, чтобы он учился связывать отдельные слова с предметами. Если вы живете в двуязычной среде или хотите поскорее начать обучение малыша иностранному языку, знакомьте младенца с обоими языками с первых дней. Уже в восемь месяцев детки теряют способность распознавать звуки, которые не используются в их родном языке.

Мышление младенца

К первому дню рожденья крошки уже имеют представление о себе, они могут узнавать свое отражение в зеркале. За счет активной игровой деятельности и частого контакта со взрослыми, малыши начинают понимать, что могут влиять на окружение за счет собственной активности.

Именно возросшее самосознание младенца становится причиной кризиса первого года, который завершает этап младенчества и знаменует начало раннего детства. В основе первого возрастного кризиса лежит противостояние детского желания независимости и осознание своей беспомощности в отсутствии взрослых.

На протяжении первых шести месяцев для малыша жизненно важно общение с мамой, ее ласки и нераздельное внимание, позднее проявляется необходимость в совместной деятельности, а также подготовка к активной речи. Чтобы гарантировать правильное эмоциональное и психологическое развитие ребенка от рождения до года, важно разговаривать и играть с крохой, уделять ему достаточно внимания, заботы и ласки.

Скачайте чек-лист «Психологическое развитие ребенка с рождения до трех лет»

​Не все родители понимают, что к трем годам ребенок становится самостоятельной личностью. Узнайте, как развивается психика ребенка от рождения до трех лет, скачав чек-лист!

В 1960-е годы психологи были уверены, что дети способны к логическим рассуждениям в возрасте семи лет. В 1970-х – что четырёхлетние дети могут делать транзитивные выводы, если снизить сложность задачи. Новое исследование показало, что уже десятимесячные младенцы способны понимать социальную иерархию подчинения.

Скриншот из видео эксперимента: ребёнку показывают кукольный спектакль

В 1960-е годы швейцарский психолог и философ Жан Пиаже, известный работами по изучению психологии детей, провёл эксперимент с участием детей в возрасте семи и восьми лет. Если Ваня выше Маши, а Маша выше Коли, то Ваня – выше Коли: ребёнок в этом возрасте способен сделать такой вывод, даже если он не видит одновременно всех людей из этого задачи. Жан Пиаже выделил возраст 7-11 лет как «период конкретных операций», в котором у детей появляются способности к логическим рассуждениям, когда они думают о реальных вещах, и способность делать транзитивные выводы и понимать иерархию взаимоотношений.

В конце 1970-х годов исследователи обнаружили, что дети способны делать транзитивные выводы уже в возрасте четырёх лет, если снизить сложность решаемой проблемы.

Команда учёных Университета Эмори в этот раз сумела доказать, что дети в возрасте десяти месяцев уже способны решать логические задачи: младенцы понимают социальную иерархию доминирования. Стелла Лоренсу (Stella Lourenco) объединилась с психологом Робертом Хэмптоном, который работает в лаборатории Йеркского национального центра изучения приматов и в рамках своих исследований продемонстрировал, что обезьяны могут делать транзитивные выводы, и с Региной Пэкстон Гэйзес (Regina Paxton Gazes), бывшим аспирантом в лаборатории Хэмптона и научным сотрудником зоопарка Атланты.

Гэйзес разработала невербальные эксперименты для младенцев. Сначала детям показывали видео с тремя куклами – слоном, медведем и гиппопотамом одного размера, расставленными в рамках социальной иерархии слева направо. Слон держит игрушку, затем медведь силой отнимает игрушку у слона, а гиппопотам отнимает её у медведя. Сценарий предполагает, что медведь доминирует над слоном, а гиппопотам доминирует над медведем. В финале детям показывали сценку, где слон отнимает игрушку у гиппопотама, и этот сценарий гораздо больше занимал младенцев, чем все остальные.

«Доминирование слона нарушает понимаемые ребёнком отношения, потому что медведь до этого забрал у него игрушку, а гиппопотам забрал её у медведя. Дети больше внимания уделяли этому сценарию, потому что он нарушает транзитивные выводы, и младенцы пытаются понять, почему ситуация не такая, какой они её прогнозировали», — объясняет Лоренсу.

Для второго эксперимента исследователи добавили четвёртого героя, который ещё не взаимодействовал с персонажами: жирафа. Этот сценарий не заинтересовал детей.

В эксперименте приняли участие тридцать два младенца от десяти до тринадцати месяцев. Двадцать три из них более живо реагировали на сценарии, в которых прослеживалось неожиданное поведение героев, чем на все остальные сценки. Учёные предполагают, что транзитивные выводы для социальной иерархии важны для эволюции, поэтому человек способен делать их в таком раннем возрасте. Выводы учёных из этого эксперимента могут стать инструментом для оценки развития ребёнка.

  • Facebook
  • Youtube
  • Twitter
  • Instagram

Помощь при рождении ребенка в Украине. Как оформить и сколько выплатят

Масленица по-украински: чем отличаются традиции празднования?

Как приготовить вареники: 4 рецепта теста и 5 начинок

Мамские шуточки: правдивые картинки из жизни мамы

Василиса Фролова стала мамой: первое фото с крохой

Календарь прививок

Календарь беременности

Таблица прикорма

Твой Малыш

«Твой Малыш» – уникальный украинский журнал для современных родителей.
На его страницах найдете наиболее полную качественную информацию о беременности и родах,
уходе за новорожденным и маленькими детками.

  • Главная
  • Первый год
  • Раннее развитие

Мышление младенца

Мышление младенца

Развитие ребенка до года затрагивает все сферы. Он стремится двигаться, учится осознавать мир вокруг, проявляет интерес к людям и предметам. Чтобы правильно построить программу раннего развития, обсудим, какие этапы проходит мышление ребенка в этот период

Говоря о развитии ребенка первого года жизни, родители иногда придерживаются полярных точек зрения. Одни считают, что вырастить гения можно с пеленок, начиная обучать кроху буквам. Другие относятся к новорожденному как к несмышленому карапузу, полноценно общаться с которым можно будет начать позже. Истина – посередине. Чтобы понять, как способствовать развитию детей до года, внимательным мамам и папам нужна информация о том, как же развивается мышление малыша в первый год его жизни.

Новорожденный

Основа развития ребенка в первые 2-3 недели – тактильные ощущения. С их помощью малыш формирует базовые представления о мире на основе слуха, осязания и обоняния. Крохе пока сложно отделить себя от мамы, для него взрослый – физическое продолжение его самого.

Малыш в 2-3 недели

Стремительно развивается зрение. Малыш четче видит окружающих, сопоставляет зрительный образ с полученной ранее информацией на уровне сенсорики. Ребенок начинает ощущать взаимосвязь своего настроения с присутствием значимого взрослого (мамы).

А еще уже в этом возрасте ищет способы эмоционального взаимодействия с окружающими (осознает, какая его реакция вызовет желанные для него ответ и пользуется этим).

«Движение» (3-6 месяцев)

Этот период развития детей до года дарит крохе свободу движения. Он осознает, что может контролировать свое тело, начинает ощущать его границы и возможности. Каждый раз с освоением нового двигательного навыка, ребенок более активно исследует окружающий мир.

Одновременно снижается концентрация малыша только на себе. Он для себя еще центр мира, но уже находится на пороге понимания, что для достижения цели следует прикладывать усилия и двигаться.

Занимаясь в этот период ранним развитием, не стоит делать акцент на фактической информации. Правила развития ребенка гласят, что лучше уделить время развитию органов чувств и спорту.

Мышление младенца

Малыш в 5-7 месяцев

Развитие мышления ребенка продолжается. В этом возрасте появляются зачатки ощущения себя как отдельной личности. Он уже научился разделять «своих» и «чужих» взрослых, различает для себя их особенности, с каждым формирует разные модели поведения (может испугаться незнакомца, улыбаться только папе и т.д.)

Хотя родителям кажется, что ребенок уже достаточно подрос, ему все еще необходим тесный контакт с близкими, так возникает особое базовое доверие к миру.

«Предговорение» (8-12 месяцев)

До первых предложений малыша пройдет еще достаточно времени, но его мозг уже готовится к этому, занимаясь сопоставлением того, что слышит, с теми предметами и явлениями, которые видит. Закрепляются первые взаимосвязи: «предмет (действие) — слово (название)». Так зарождается абстрактное мышление на уровне понятий.

Правила развития ребенка рекомендуют больше разговаривать с ним, читать книги, называть все вокруг, закладывая основы будущего словарного запаса.

Зная эти этапы развития ребенка, ты сможешь лучше понять своего малыша. Пусть ваше общение радует тебя каждый день!

Автор — Марина Озерова (магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков)

В раннем детстве (1-3 года) у ребенка мышление НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ. Он решает умственную задачу путем физических манипуляций с физическим предметом. То есть, чтобы задуматься и что-то придумать, ему нужно повертеть в руках вещь, погрызть ее, покидать, отколупнуть кусочек, и т.п. Только ВЗАИМОДЕЙСТВУЯ с предметом, ребенок его исследует (видит, слышит, осязает и т.п.). Малыш, смотрящий на манипуляции предметами воспитателя (родителя), или наблюдающий нечто движущееся на экране (мониторе) НЕ ДУМАЕТ. Ему НЕЧЕМ думать в этот момент, у него мышление построено НА СОБСТВЕННЫХ МАНИПУЛЯЦИЯХ.

Формирование понятий

Например, для младенца «стул» — только один, на который садится мама. Второй «стул» — это уже новый, незнакомый предмет. Пройдет еще много времени (и стульев, виденных в разных ситуациях), прежде чем это станет общим понятием — стул это то, на чем сидят. То есть, период раннего детства — это исследование множества конкретных случаев, а затем — обобщение понятий. И главным образом, исследование через двигательный канал восприятия.

Например, как происходит усвоение величины объекта? Если малыш влезает на высокий табурет («высоко»), если садится на низкий — «низко», если пытается запихнуть большой мяч в маленькую коробочку — «большой». Всё остальное (показать на карточках, на экране и т.п.) — не задевает мышление ни на миллиметр. Потому что оно не может перепрыгнуть через несколько ступеней, оно развивается постепенно, хоть что делайте с ним. Оно в ответ на наши потуги может развиваться неправильно (не пройдет сполна эту ступень, не наберет нужной информации), но оно не может перестать развиваться в том виде, в котором задумано природой.

Представим себе ситуацию, мама объясняет полугодовалому малышу, что такое собака. Допустим, ни разу до этого он ее не видел. Она рассказывает, что это млекопитающее животное, у него 4 лапы, хвост, голова, туловище. Размеры варьируются в зависимости от породы. Собака издает примерно такие звуки. Скажите, пожалуйста, если малышу продолжать объяснять в том же духе, но так и не показать собаку, он хорошо усвоит, что это такое? Любое слово, которое мы говорим, опирается на ранее усвоенный ПРАКТИЧЕСКИЙ опыт. То есть, чтобы понять, что такое «лапа», ребенок должен сначала видеть это «в реале» (а не на картинке в книжке. ). Нет, обычно знакомство с окружающим миром для младенца идет так: «видишь, кто это? это собака! собака! она говорит „гав-гав“!» и т.п. Потом мама спрашивает: «где же СОБАКА?» и малыш поворачивает головку в поисках объекта. Но если с этим примером ясно, почему с интеллектом в раннем детстве мы поступаем примерно так же? То есть, начинаем вкладывать нечто, для чего нет никаких оснований и опоры сенсорного опыта? Для малыша передвижение даже очень красивых картинок на экране не связано с работой мышления. Для малыша «работа по карточкам» не связана с интеллектуальным развитием, потому что ему необходимо манипулировать с настоящими предметами, а не с их изображениями! В этом случае работает принцип «лучше меньше, да лучше». Родители почему-то боятся, что если ребенок не выучит пару сотен пород собак, то его интеллектуальное развитие остановится. Это совсем не так 🙂 Ребенку НЕЗАЧЕМ заучивать десятки и сотни понятий. Ему необходимо хотя бы одно ВЫВЕСТИ самому! То есть, вместо того, чтобы учить ребенка узнавать по карточке (в развивающей программе на компьютере) «что длиннее — что короче», дайте ему замотаться двумя лентами, и разматывайте сначала одну (короткую), потом другую (длинную), а он там внутри будет работать юлой 🙂вот это усвоение соотношений длины. Или прыгать кто дальше, и потом измерять. Кстати, чем будем измерять? линейкой? Нет, «попугаями» 🙂 помните 38 попугаев? измеряем мамиными шагами, ребенкиными прыжками, сколько раз в этом поместится любимая кукла, и т.п. — ищите «измерители» вокруг себя!

Вернемся к собакам и «познанию животного мира» — лучше не выучить полторы тысячи называний животных и среду их обитания, а иметь в доме ровно одного щенка, наблюдать на прогулке за гусеницей или паучком. Некоторые думают, что если городские жители не имеют возможности показать ребенку всех животных в естественной среде обитания, то лучше засесть за компьютер и выучить названия и посмотреть изображения. Опять же — вернемся к характеристике мышления. Лучше досконально исследовать один объект (домашний кот исследуется по полной :)), нежели зазубрить безосновательно тысячу. Все последующие варианты налагаются на ранее усвоенный. То есть, если первые познания животного мира (упомянутый домашний щенок и гусеницы на прогулке) были исследованы с максимумом возможностей ВСЕХ рецепторов (помним про кинестетический канал?), значит, все последующие образы будут богаче и ярче. Грубо говоря, одно очень качественное исследование задает планку всем последующим. поэтому не надо учить названия животных! надо купить ребенку домашнее животное! вот это будет познание животного мира. А потом придет время — увидит он еще сто животных. Хотя бы даже на картинке. Но понимание этого будет качественно другим, оно будет опираться на РЕАЛЬНЫЙ ЖИВОЙ МНОГОГРАННЫЙ образ.

То же самое со всем остальным. Как учить малыша математике?! Никак. Если он варит с вами суп, он учится математике — там полно соотношений величин, скоростей, форм, физических объектов, и т.п. Следует помнить, что для ребенка познание окружающего мира НЕДОСТУПНО лишь в вербальной форме (вербальная сфера, речь еще не стала ведущей!). Поэтому чтение энциклопедий, документальные фильмы и прочее опять же благополучно минуют мышление и перегружают механическую память.

Что такое совершенствование интеллектуальных операций и какие они бывают на свете мы поговорим подробно.

Дети очень сильно отличаются от взрослых людей абсолютно по всем параметрам, в том числе и своим мышлением. Чтобы правильно уметь общаться с ребенком, не допуская ошибок, находить пути к процессу его воспитания, необходимо ясно понимать, как устроено детское мышление и в чем особенности его развития.

Психологические особенности

У детей, как и у взрослых, мыслительная деятельность обусловлена различными психологическими особенностями и аспектами. В первую очередь это связано с их возрастным развитием и поэтапной сменой типов мышления, которые постепенно наслаиваются друг на друга по принципу усложнения.

В младенчестве мышление детей можно назвать сензитивным, то есть чувствительным к внешним раздражителям и событиям.

Основными операциями, которые может выполнить в этот период сознание крохи, являются восприятие информации через слух и прикосновения к нему субъектов извне. Отталкиваясь от полученной информации и возникших чувств, развивающееся сознание дает соответствующие различные реакции. Ребенок сензитивен.

В 1,5-2 года наиболее интенсивно развивается способность наблюдать и производить какие-либо действия с окружающими предметами.

К 3-4 годам формируется способность сознания не только наблюдать и совершать действия, но наблюдать и создавать в уме свои первые представления и образы, которые ребенок уже может продемонстрировать отвлеченно от самого объекта реальности.

К 5 годам у детей начинает зарождаться словесно-логический тип осмысления информации.

Поэтому для развития мышления в дошкольном возрасте обязательным условием является присоединение к играм первых обучающих программ.

У младших школьников возраста 6-7 лет словесно-логическое мышление выходит на первый план и становится доминирующим среди других типов познания, продолжая свое интенсивное развитие в период с 8 до 10 лет.

В 11-14 лет ярко выраженной становится потребность молодого человека к самостоятельному познанию мира. У подростков этого возраста мышление становится значительно сложнее, оно переходит на более высокий уровень умственной деятельности. Психологи считают этот период особенным в формировании личности человека.

Предпосылки развития мышления складываются в манипулировании предметами к концу первого года жизни ребенка. Действия с предметами развиваются у младенца последовательно. Можно выделить: активное бодрствование, сенсорную активность, «преддействие», простое «результативное» действие, «соотносящее» и функциональное. Рассмотрим их подробно, с использованием данных С.Л. Новоселовой и М.Ю. Кистяковской.

Активное бодрствование наблюдается у малыша с двух до 4,5 недель. В возрасте от 1-1,5 до 2,5-3 мес. наблюдается сенсорная активность: рассматривание, прислушивание. С 2,5—3 до 4-4,5 мес. появляется «преддействие». Ребенок ощупывает и осматривает случайно задетый предмет, похлопывает его без зрительного контроля. Ребенок выделяет единый предмет как комплекс принадлежащих ему свойств.

К 3 мес., если малышу систематически вкладывать в руки игрушки, он начинает их удерживать. А с 3-4 мес. он может не только удерживать игрушку, но приближать ее ко рту и захватывать ртом. Ребенок манипулирует с игрушкой, применяя по отношению к ней способы обследования, которые превращаются в ориентировочные действия. От зрительной ориентировки в свойствах предмета он переходит к практической ручной и осязательной с помощью губ и языка.

Очень важным событием в развитии предметных действий выступает развитие реакции хватания, которая дает возможность малышу манипулировать с предметом и в дальнейшем усваивать предметное действие.

Позднее, с 4 до 7 мес., появляется «простое» и «результативное» действие. Младенец активно обнаруживает скрытые свойства объектов, он притягивает и рассматривает предметы, хватает и отбрасывает их, причем в определенное место, например на пол, чтобы услышать звук. Малыш размахивает погремушкой, чтобы вызвать звучание, раскачивает предмет с перекатыванием в нем другого, находит отверстие в предмете, стягивает один предмет с другого. Ребенок выделяет связи звучания с падением предмета, движения с притягиванием и отталкиванием. После 6 мес., накапливая опыт действий с разнообразными предметами, ребенок начинает учитывать особенности формы, величины. Он действует так, чтобы получить результат, выявляющий специфические свойства предмета: резиновый шарик сжимается, погремушка грохочет, колокольчик звенит. После 6 мес. ребенок продолжает активно действовать с предметами. На первых порах в этих действиях преобладают неспецифические манипуляции. Малыш еще не учитывает особенности объектов, а исследует их одинаково: размахивает, стучит, трясет, пробует на вкус. Главные и второстепенные признаки для него оказываются слитыми. Но сам процесс манипулирования позволяет установить некоторые простейшие связи между предметами и их частота, то есть действия выступают как способ изучения объектов. Манипулирование ведет к совершенствованию самих действий. А это совершенствование, в свою очередь, приводит к установлению новых связей и отношений. Накопление опыта манипулирования влечет за собой ycтановление простейших причинно-следственных связей. Ребенок замечает, что если погремушку потрясти, она издает звук, если мячик толкнуть, то он покатится. Малыш наблюдает, как с помощью одного предмета можно воздействовать на другой. Он видит, что между предметами можно установить определенное соответствие, например надеть колечко на штырь, закрыть крышкой коробочку. Установление этих связей малышом приводит к тому, что он фиксирует в сознании результат своих действий и стремится его повторить. Поэтому он снова я снова трясет игрушку, чтобы услышать, как она звенит, выбрасывает из кроватки игрушки, прислушиваясь к издаваемым ими звукам. Так ребенок начинает проникать в чувственно воспринимаемые признаки объектов.

Развитие «соотносящих» действий происходит у ребенка в возрасте с 7 до 10 мес. Малыш соотносит предмет с определенным местом в пространстве, части с целым предметом. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает их на определенное место, придает предмету устойчивость, всовывает и нанизывает, перемещает предмет толчками в определенном направлении, отталкивает его для того, чтобы достать знакомый предмет, захлопывает крышку, воспроизводит вращение предмета ударом по нему, воспроизводит звук специальным постукиванием с употреблением орудия. Так он устанавливает связь предмета с определенным местом и предметов между собой на основании их формы и объема, дифференцирует в предмете части и в связи С этим осваивает такие свойства, как разъединение и соединение, возможность предмета быть пустым и наполненным. Малыш открывает возможность направить движение предмета в определенную сторону и установить различные пространственные соотношения (в, на, под, за, над). В возрасте 8-9 мес. ребенок уже производит действия в соответствии со свойствами предметов: катает шарики, открывает и закрывает коробочки, накладывает кирпичики один на другой. Сначала малыш знакомится со свойствами предметов в процессе выполнения действий, а затем по внешнему виду без ошибок выбирает нужный предмет. Стремясь достигнуть желаемого результата, ребенок проявляет немалую сообразительность. Так, чтобы вынуть мелкий предмет из более крупного, он переворачивает коробку, а если не получается снять кольца, он переворачивает стержень и стряхивает их.

На следующем возрастном этапе от 10-11 мес. до 1 года 2 мес.-1 года 3 мес. у ребенка возникает функциональное действие, формирование которого выходит за пределы младенчества.

К концу года младенец не только действует с предметами, которые находятся под руками, но может принести недостающий предмет. Малыш ищет именно тот предмет, который необходим ему для выполнения определенного действия.

К концу первого года жизни ребенок замечает не только прямой, но и косвенный результат своих действий. Теперь малыш переносит знакомый способ с предметов, с помощью которых ему этот способ показали, на всевозможные другие (например, катает в коляске не только куклу, но и машину, зайку). Малыш перемещает или изменяет предмет, чтобы вызвать появление скрытых свойств, приводит два предмета во взаимное соответствие, получает знакомые изменения на новых предметах или получает не прямой, а косвенный результат.

Таким образом, манипулирование с предметами на протяжении первого года жизни качественно изменяется: ребенок переходит от общей ориентировки в окружающем к ориентировке в свойствах объектов. На этой основе формируются сначала действия, отражающие специфику предмета, например игрушки, а позднее — действия с предметами, совершаемые с практической или игровой целью. Открытие связей в предметах, получение результата вызывает у младенца яркие положительные эмоции.

Особенности развития мышления в младенческом возрасте:

  • — к концу первого года жизни ребенок постигает некоторые простейшие причинно-следственные связи, которые в восприятии не даны;
  • — мышление, не являясь самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия, оно включено в практические манипуляции с предметами;
  • — возникают предпосылки развитая любознательности.

Первый год жизни очень важен для крохи. В этот период происходит интенсивное развитие ребенка, и мама должна создать для него самую благоприятную развивающую обстановку. Многие родители считают, что развитие их малыша тем будет лучше, чем больше он будет посещать разного рода развивающие занятия. По утверждению многих психологов, это заблуждение.

Эмоциональное развитие

Чаще носите малыша на руках. Не бойтесь, что он привыкнет к ним. После года малыш будет ориентирован на внешний мир, поэтому нормально развивающийся ребенок с удовольствием будет исследовать интересное окружение. Беря младенца на руки, пойте ему песенки, рассказывайте потешки. Встречаясь с ним глазами, улыбайтесь ему.

Для эмоционального развития ребенка до года также важен тактильный контакт с мамой. Чаще обнимайте малыша, поглаживайте его. Массаж – отличное упражнение для интенсивного развития младенца: своими мягкими прикосновениями вы не только разогреваете маленькие мышцы, а и насыщаете кроху физическим и эмоциональным теплом. Надо ли говорить, какую роль в эмоциональном общении играет грудное вскармливание.

Развитие мышления

  • У маленького человечка мышление начинает развиваться в плоскости взаимодействия с предметами.

Он манипулирует ими, пытается строить причинно-следственные связи, находить им применение и т.д. Поэтому лучше, если вы не будете заваливать кроху всевозможными игрушками, а подберете для него безопасные предметы из домашнего обихода. Развивающие игрушки, безусловно, нужны, но нужно дать простор фантазии ребенка. Поверьте, игрушки могут ему быстро наскучить (если не покупать их каждые три дня), а баночки, кастрюли, коробки и прочая утварь займут малыша надолго. Кроме того, для интенсивного умственного развития старайтесь исчерпать все возможности взаимодействия с предметом. Усложненные игрушки, напичканные электроникой, не имеют большого арсенала действий. Нажал на кнопочку – извлек звук и все.

  • Для развития мышления ребенка до года он должен видеть результат своих действий.

Бросил игрушку – она упала, потянул за пеленку – она оказалась в руках. Создавайте для малютки благоприятную обстановку, чтобы он исследовал мир и делал свои выводы. Пусть в конце дня у вас будет беспорядок и даже пара разбитых чашек, но зато какой бесценный опыт приобретет малыш за этот день! Только обезопасьте окружение крохи. Правда, прикоснуться к умеренно горячему утюгу иногда бывает полезно – маленький исследователь будет знать, что кое-где его подстерегает опасность.

Предпосылки развития мышления складываются в манипулировании предметами к концу первого года жизни ребенка. Действия с предметами развиваются у младенца последовательно. Можно выделить: активное бодрствование, сенсорную активность, «преддействие», простое «результативное» действие, «соотносящее» и функциональное. Рассмотрим их подробно, с использованием данных С.Л.Новоселовой и М.Ю.Кистяковской.

Активное бодрствование наблюдается у малыша с двух до 4,5 недель. В возрасте от 1-1,5 до 2,5-3 мес. наблюдается сенсорная активность: рассматривание, прислушивание. С 2,5-3 до 4-4,5 мес. появляется «преддействие». Ребенок ощупывает и осматривает случайно задетый предмет, похлопывает его без зрительного контроля. Ребенок выделяет единый предмет как комплекс принадлежащих ему свойств.

К 3 мес, если малышу систематически вкладывать в руки игрушки, он начинает их удерживать. А с 3-4 мес. он может не только удерживать игрушку, но приближать ее ко рту и захватывать ртом. Ребенок манипулирует с игрушкой, применяя по отношению к ней способы обследования, которые превращаются в ориентировочные действия. От зрительной ориентировки в свойствах предмета он переходит к практической ручной и осязательной с помощью губ и языка.

Очень важным событием в развитии предметных действий выступает развитие реакции хватания, которая дает возможность малышу манипулировать с предметом и в дальнейшем усваивать предметное действие.

Позднее, с 4 до 7 мес, появляется «простое» и «результативное» действие. Младенец активно обнаруживает скрытые свойства объектов, он притягивает и рассматривает предметы, хватает и отбрасывает их, причем в определенное место, например на пол, чтобы услышать звук. Малыш размахивает погремушкой, чтобы вызвать звучание, раскачивает предмет с перекатыванием в нем другого, находит отверстие в предмете, стягивает один предмет с другого. Ребенок выделяет связи звучания с падением предмета, движения с притягиванием и отталкиванием. После 6 мес., накапливая опыт действий с разнообразными предметами, ребенок начинает учитывать особенности формы, величины. Он действует так, чтобы получить результат, выявляющий специфические свойства предмета: резиновый шарик сжимается, погремушка грохочет, колокольчик звенит. После 6 мес. ребенок продолжает активно действовать с предметами. На первых порах в этих действиях преобладают неспецифические манипуляции. Малыш еще не учитывает особенности объектов, а исследует их одинаково: размахивает, стучит, трясет, пробует на вкус. Главные и второстепенные признаки для него оказываются слитыми. Но сам процесс манипулирования позволяет установить некоторые простейшие связи между предметами и их частями, то есть действия выступают как способ изучения объектов. Манипулирование ведет к совершенствованию самих действий. А это совершенствование, в свою очередь, приводит к установлению новых связей и отношений. Накопление опыта манипулирования влечет за собой установление простейших причинно-следственных связей. Ребенок замечает, что если погремушку потрясти, она издает звук, если мячик толкнуть, то он покатится. Малыш наблюдает, как с помощью одного предмета можно воздействовать на другой. Он видит, что между предметами можно установить определенное соответствие, например надеть колечко на штырь, закрыть крышкой коробочку. Установление этих связей малышом приводит к тому, что он фиксирует в сознании результат своих действий и стремится его повторить. Поэтому он снова и снова трясет игрушку, чтобы услышать, как она звенит, выбрасывает из кроватки игрушки, прислушиваясь к издаваемым ими звукам. Так ребенок начинает проникать в чувственно воспринимаемые признаки объектов.

Развитие «соотносящих» действий происходит у ребенка в возрасте с 7 до 10 мес. Малыш соотносит предмет с определенным местом в пространстве, части с целым предметом. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает их на определенное место, придает предмету устойчивость, всовывает и нанизывает, перемещает предмет толчками в определенном направлении, отталкивает его для того, чтобы достать знакомый предмет, захлопывает крышку, воспроизводит вращение предмета ударом по нему, воспроизводит звук специальным постукиванием с употреблением орудия. Так он устанавливает связь предмета с определенным местом и предметов между собой на основании их формы и объема, дифференцирует в предмете части и в связи с этим осваивает такие свойства, как разъединение и соединение, возможность предмета быть пустым и наполненным. Малыш открывает возможность направить движение предмета в определенную сторону и установить различные пространственные соотношения (в, на, под, за, над). В возрасте 8-9 мес. ребенок уже производит действия в соответствии со свойствами предметов: катает шарики, открывает и закрывает коробочки, накладывает кирпичики один на другой. Сначала малыш знакомится со свойствами предметов в процессе выполнения действий, а затем по внешнему виду без ошибок выбирает нужный предмет. Стремясь достигнуть желаемого результата, ребенок проявляет немалую сообразительность. Так, чтобы вынуть мелкий предмет из более крупного, он переворачивает коробку, а если не получается снять кольца, он переворачивает стержень и стряхивает их.

На следующем возрастном этапе от 10-11 мес. до 1 года 2 мес.-1 года 3 мес. у ребенка возникает функциональное действие, формирование которого выходит за пределы младенчества.

К концу года младенец не только действует с предметами, которые находятся под руками, но может принести недостающий предмет. Малыш ищет именно тот предмет, который необходим ему для выполнения определенного действия.

К концу первого года жизни ребенок замечает не только прямой, но и косвенный результат своих действий. Теперь малыш переносит знакомый способ с предметов, с помощью которых ему этот способ показали, на всевозможные другие (например, катает в коляске не только куклу, но и машину, зайку). Малыш перемещает или изменяет предмет, чтобы вызвать появление скрытых свойств, приводит два предмета во взаимное соответствие, получает знакомые изменения на новых предметах или получает не прямой, а косвенный результат.

Таким образом, манипулирование с предметами на протяжении первого года жизни качественно изменяется: ребенок переходит от общей ориентировки в окружающем к ориентировке в свойствах объектов. На этой основе формируются сначала действия, отражающие специфику предмета, например игрушки, а позднее — действия с предметами, совершаемые с практической или игровой целью. Открытие связей в предметах, получение результата вызывает у младенца яркие положительные эмоции.

Особенности развития мышления в младенческом возрасте:

— к концу первого года жизни ребенок постигает некоторые простейшие причинно-следственные связи, которые в восприятии не даны;

— мышление, не являясь самостоятельным процессом, функционирует внутри восприятия, оно включено в практические манипуляции с предметами;

— возникают предпосылки развития любознательности.

Хотя развитие речи и мышления начинается в младенческом возрасте, тем не менее в течение первого года жизни формирование этих двух функций идет относительно независимыми путями, по своим собственным законам.

Речь преимущественно развивается как средство общения на базе данной ребенку от рождения способности к пониманию эмоционального состояния другого человека по его мимике, жестам и пантомимике. Первичному развитию наглядно-действенного мышления предшествует становление манипулятивных движений рук, совершенствование работы органов чувств и формирование всех операционных структур, их координации, о которой писал Ж. Пиаже.

Значительный вклад в дальнейшее развитие этой формы мышления вносит совершенствование ориентировочно — исследовательской деятельности младенцев.

Успешность усвоения речи и понимания ее значительно возрастает, если наряду с собственно речевым общением ребенок имеет возможность активно манипулировать предметами, называемыми взрослым, самостоятельно изучать, исследовать их.

Активные действия детей с предметами возникают между 7 и 10 месяцами жизни. Примерно около года в деятельности ребенка появляется новый момент: он начинает исследовать предметы не только с помощью рук, но также и других предметов, употребляемых им в качестве орудий. Например, взяв в руки палочку, ребенок может прикасаться ею к другим предметам, воздействовать на них (толкать, двигать, переворачивать и тому подобное).

Появление и развитие звуковой стороны речи ребенка можно проследить следующим образом. Уже на втором месяце жизни у самих детей различаются звуки голоса, свидетельствующие об особенностях их внутренних состояний, например звуки удовольствия или неудовольствия. Начиная с третьего месяца жизни появляются смех и проявление радости, которые к концу первого полугодия приобретают довольно устойчивый характер.

С семи месяцев жизни в голосе ребенка выделяется интонация, связанная с обращением, просьбой. С десяти месяцев появляются голосовые признаки настойчивости. Интонационное структурирование речи происходит в течение первого года жизни и является доминирующим направлением в ее развитии. На основе интонационного структурирования возникает возможность невербального общения взрослого и ребенка еще до того, как ребенок практически начинает овладевать человеческой речью. Первые произносимые им звуки речи несут в себе значительные отпечатки эмоциональной экспрессии.

Рассмотрим теперь, как идет развитие познавательной сферы младенца, подготавливающее формирование интеллекта ребенка.

Новорожденные младенцы не включены в практическую деятельность, они только общаются со взрослыми, а в период бодрствования, находясь в одиночестве, изучают при помощи органов чувств свое ближайшее окружение. С помощью рук, отчасти ног, они манипулируют находящимися в пределах их досягаемости предметами, то есть вырабатывают умения и навыки, которые впоследствии оказываются включенными в процесс решения практических сенсомоторных задач.

По мнению Дж. Брунера, ребенок младенческого возраста познает окружающий мир главным образом благодаря привычным действиям, с помощью которых он на этот мир практически воздействует. Со временем, как правило, уже за пределами младенческого возраста, мир оказывается представленным ребенку еще и в образах, сравнительно свободных от действий, а далее и в понятиях.

Вплоть до конца первого года жизни узнавание объектов ребенком зависит не столько от характера самих этих объектов, сколько от того, какие действия они вызвали.

В этом возрасте ребенок еще не способен четко дифференцировать образ предмета и реакцию на него.

Во втором полугодии жизни ребенка возникает тесная связь между восприятием и действием.

Первоначально действие ребенка совершается только при помощи рефлекторных движений органов чувств, например принимает форму «устремленного взгляда», обнаруживающегося в движениях глаз или ориентации головы.

Позднее появляются схватывание рукой, захватывание ртом, удерживание в руке и тому подобное.

Образовавшаяся связь между восприятием и действием подготавливает развитие интеллектуальных операций, первыми элементарными проявлениями которых выступают сенсомоторные действия ребенка, направленные на поиск предметов и преодоление различных препятствий, возникающих на пути его продвижения.

Просмотров: 2894
Категория: Статьи

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Развитие мышления в раннем возрасте

Предпосылки развития мышления складываются в манипулировании с предметами к концу 1-го года жизни. Процесс манипулирования позволяет установить некоторые простейшие связи между предметами и их частями. Благодаря накоплению опыта ребенок начинает устанавливать простейшие причинно-следственные связи , которые в восприятии не даны. Малыш наблюдает, как с помощью одного предмета можно воздействовать на другой. Он видит, что между предметами можно установить определенное соответствие.

Установление этих связей приводит к тому, что ребенок фиксирует в сознании результаты своих действий и стремится повторить его (трясет игрушку многократно, выбрасывает из кроватки игрушку, прислушиваясь к издаваемым ими звукам).

Соотносящие действия позволяют малышу установить связь предмета с определенным местом и предметов между собой на основании их формы и объема, дифференцирует в предмете части.

Таким образом, мышление, не являясь самостоятельным процессом , функционирует внутри восприятия, но включено в практические манипуляции с предметами. Отношения между предметами выясняются детьми путем практических проб . Это – первичное проявление наглядно-действенного мышления. Но понять и использовать эти связи ребенок может только при показе их взрослым.

К концу периода младенчества возникают предпосылки развития любознательности. Стремясь достигнуть желаемого результата, ребенок проявляет немалую сообразительность. Открытие связей в предметах, получение результата вызывает у младенца яркие положительные эмоции.

Развитие мышления в раннем возрасте.Развитие мышления начинается со 2-го года жизни. Предпосылками являются овладение ходьбой, совершенствование движений, расширение кругозора, овладенье речью.

Ранние формы мышления возникают (по И.М. Сеченову) на основе мускульно-суставного чувства. Мышечное чувство, испытываемое ребенком, служит основой для решения практических задач, которые завершаются успехом.

Особенности практического (действенного) мышления являются: задача дана наглядно; способ ее решения – практическое действие (а не рассуждение в уме).

Мышление ребенка возникает как чисто познавательное отношение к задаче. Уже на 1-м году жизни, ощупывая и манипулируя игрушками, ребенок узнает свойства предметов, устанавливает простейшие связи между ними, осваивает различные действия, которые выполняет все более разумно, для достижения цели. Сначала связь должна быть готова (предмет лежит на подушке) и ее можно использовать непосредственно.

Таким образом, интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия, она опирается на восприятие и выражается в более или менее осмысленных целенаправленных предметных действиях. Поэтому у ребенка на этой ступени лишь наглядно-действенное мышление или « сенсорномоторный интеллект ». Это означает, что умственное развитие преддошкольника происходит в связи с овладением предметно-орудийной деятельностью (а позднее – элементарными формами игры и рисования) и речью.

Ссылка на основную публикацию