Навыки самообслуживания детей 3 4 лет

Перед тем, как отправить малыша в детский сад необходимо научить его целому спектру важных вещей, среди которых умение одеваться без помощи взрослых. Как научить ребенка одеваться самостоятельно, и в каком возрасте это нужно делать? Об этом читайте в статье.

Достигнув однолетнего возраста, ребенок начинает придумывать игры с родительской одеждой, наряжается в вещи мамы и папы. Когда крохе исполняется полтора года, можно смело посвятить его в тонкости правильного ношения вещей. А навыки самообслуживания детей 3-4 лет уже должны быть развиты достаточно хорошо

Позволяйте малышу одеваться самостоятельно с раннего возраста

Не останавливайте малыша и не отбирайте у него вещи в том случае, если он решил одеться самостоятельно. Лучше похвалите его и дайте ребенку возможность импровизировать.

Пусть у ребенка будет удобная одежда

Для обучения малыша выбирайте вещи, которые несложно одевать. Одежда для детей, даже носки, не должна быть узкой и сковывающей, у малыша не должно появляться лишних сложностей. Отдайте предпочтение вещам с минимальным количеством разнообразных пуговиц и застежек.

Сделайте одевание игрой

Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, то отличным помощником станут тематические сюжетные игры. Например, если ребенок не хочет одеваться на улицу, предложите ему собрать на прогулку куклу, плюшевую игрушку, подойдите к делу творчески. Как вариант, подберите одинаковые комплекты одежды для себя и ребенка и покажите на собственном примере, как и в какой последовательности надо одеваться.

Навыки самообслуживания детей 3 4 лет

Позвольте ребенку одеться без вашей помощи

Когда малыш начнет одеваться, просто наблюдайте за ним, пусть он сделает все так, как считает нужным. Окажите ему помощь, если он будет нервничать из-за того, что не справляется с вещью или в том случае, если он сам попросит вас об этом.

Не спешите переодевать малыша

Если попытки ребенка не увенчались особенным успехом, не стремитесь поскорее исправить его ошибки и быстрее все переодеть. Работайте над этим постепенно, чтобы ребенок не боялся ошибиться в будущем.

Начните с простого

Первым шагом будет обучение ребенка надевать трусики, майки, шорты и тапочки. Затем переходите к кофтам и штанам без застежек и кнопок. Потом переходите к более сложным вещам – одежде с молниями и пуговицами, учите надевать комбинезоны и курточки, затем обувь на липучках. Не торопитесь со шнурками, постепенно ребенок научится завязывать их самостоятельно.

Читайте о том, как научить ребенка завязывать шнурки

Одежда с рисунками

Желательно, чтобы на всех вещах были рисунки спереди для того, чтобы ребенку было легче определить, как правильно надеть футболку или штаны.

Не торопите малыша

Не подгоняйте ребенка перед прогулкой. Запаситесь временем и терпением, рационально планируйте время сборов, чтобы потом не ругать ребенка и не заканчивать этот важный процесс за него.

Одеваюсь сам — видео

Памятка родителям будущих первоклассников

«Что должен уметь ребёнок к школе: навыки самообслуживания»

Когда ребенок становится относительно взрослым, лет в 6-7, он продолжает учиться самообслуживанию. Только теперь основные силы бросаются не на познание чего-то нового, а на усовершенствование и усложнение уже освоенных навыков.

В этом возрасте большое значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию и близкому к нему бытовому труду. Это помогает повысить чувство ответственности и осознания значения своего труда. Так у ребенка вырабатывается понятие, что в жизни для достижения результата нужно приложить усилия.

В 6-7 лет ребенок должен:

• обладать хорошей координацией и развитой мелкой моторикой;

• быть способен концентрировать внимание и удерживать его около получаса (в этом возрасте он уже пытается им управлять);

• справляться с молниями и пуговицами, шнурками, т.е. уметь самостоятельно одеваться;

уметь себя обслуживать самостоятельно — кушать, пить, а также соблюдать гигиену;

• хорошо знать не только своё имя, но и фамилию с отчеством;

Навыки самообслуживания детей 3 4 лет

• четко и правильно называть адрес, имена и отчества родителей (к этому возрасту ребенок обычно хорошо ориентируется в составе собственной семьи, знает степень родства, кто кому и кем приходится, знает, кем работают его родители и т.д.);

• понимать и уметь обратиться к взрослому с вопросом или просьбой о какой-либо помощи.

Действия родителей:

• учите ребенка навыкам самообслуживания, но теперь демонстрируйте, как можно выполнить поставленную задачу лучше и проще

• старайтесь научить его проверять самого себя: правильно ли он оделся или тщательно ли почистил зубы, хорошо ли вымыл тарелку и т.д.

• Продолжайте работу над тем, чтобы ребенок каждую вещь клал на свое место и убирал по местам игрушки

• Приучайте ребенка бережно относиться к своим вещам: чинить сломанные игрушки, чистить одежду, обувь

Навыки самообслуживания детей 3 4 лет

Сейчас важно закрепить самостоятельность у ребенка:

Поощряйте его в стремлении к самостоятельности. Хвалите ребенка, что бы он ни делал, и насколько хорошо бы у него это ни получалось.

Когда у ребенка формируются или совершенствуются навыки самообслуживания, похвала гораздо важнее, чем порицание.

Не нужно спешить на помощь, если у ребенка что-то не получается. Дайте ему возможность попробовать самому столько раз, сколько потребуется. Не торопите его, если он к чему-то не готов.

Относитесь с пониманием и не переживайте, если у ребенка сейчас что-то не получается. Пройдет совсем немного времени – и его навыки значительно улучшаться

Навыки самообслуживания детей 3 4 лет

Дети становятся старше и учатся многие вещи делать самостоятельно: раздеваться, завязывать шнурки, заливать молоком утренние хлопья. Наблюдать, как развивается самостоятельность ребенка , может быть тяжело, но это важная часть его личного и социального роста. В статье мы подробнее расскажем, когда и в какой последовательности формируются навыки самообслуживания у детей .

Когда начинает появляться самостоятельность?

Вероятно, малыш начнет делать самые простые вещи для себя после первого дня рождения. Но каждый карапуз развивается в собственном темпе, поэтому твой может уделять энергию одним навыкам в ущерб другим. Не волнуйся: скоро он наверстает упущенное, и догонит сверстников.

Быстро и яростно навыки самообслуживания у детей появляются к 18 месяцам. Конечно, пройдут годы, прежде чем новые умения станут идеальными. Малыш продолжит нуждаться в помощи взрослых, но первые попытки самостоятельно одеться, вымыть руки, поесть или сходить в туалет будут наблюдаться уже сейчас. После 4 лет эти задачи будут выполняться с большей уверенностью.

Как развивается самостоятельность ребенка?

Значительных успехов в умении ухаживать за собой он не продемонстрирует до 1-3 лет, но первые пробуждения появятся довольно рано. В 8 месяцам кроха начнет понимать, как разные объекты связаны друг с другом и может использовать их по назначению – расчесывать волосы расческой, разговаривать по игрушечному телефону.

Спустя несколько недель он начнет пить из чашки, а затем проявит инициативу взять чашку без помощи взрослых. Однако захватывать и удерживать чашку одной рукой у него получится лишь спустя 2 года. К 11 месяцам малютка будет протягивать взрослым руку или ногу, помогая надеть одежду.

По-настоящему малютка начнет развивать самоощущение после первого дня рождения. К 18 месяцам он научится узнавать себя в зеркале – теперь отображение не покажется ему «другим» малышом.

Вскоре ты впервые услышишь от чада кармическое слово «нет». Это его способ отстоять независимость и почувствовать влияние на внешний мир.

7 этапов развития навыков самообслуживания у детей

Навыки самообслуживания детей 3 4 лет

По мере возрастания самоощущения, постепенно возрастет количество достижений малыша в умении ухаживать за собой. Последующие три года он посвятит формированию и оттачиванию моторных навыков:

  1. Использование вилки и ложки . Многие малыши начинают пользоваться посудой с 13 месяцев, и большинство осваивают этот важнейший навык к 17-18 месяцам. К 4 годам карапуз сможет держать посуду, как взрослый, и сможет сидеть за общим столом. До этого момента будь готова помогать.
  2. Раздевание. Научившись снимать с себя одежду, карапуз пока не сможет самостоятельно одеться и с удовольствием побегает по дому нагишом. Но умение раздеться – ключевое достижение. Большинство детей осваивают его в промежутке от 13 до 24 месяцев.
  3. Умение чистить зубы . В 16 месяцев малыш может проявить инициативу почистить свои десны и зубы, но сам вряд ли сможет справиться с удержанием щетки и тюбика зубной пасты. Это умение придет между третьим и четвертым днями рождения. Но и дошкольники плохо справляются с чисткой, о чем родителям усердно напоминают стоматологи. Они рекомендуют тщательно чистить зубы детям дошкольного возраста вечером и, при необходимости, дольше. Утром малыш может почистить зубы сам, или позволяй начинать чистку, но присоединяйся к завершению процедуры.
  4. Умение мыть и сушить руки . В 2 года самостоятельность ребенка достигнет момента, когда он научится посещать туалет без участия взрослых. Привяжи это умение к привычке мыть и вытирать руки полотенцем. Личная гигиена – отличная профилактика болезней.
  5. Одевание . В 3 года осваивается умение надевать свободную одежду – куртку или свитер на молнии. Спустя пару месяцев малышу удастся справиться с футболкой. Чтобы полностью одеться, ему придется дорасти до 3-4 лет. В 3 года он будет способен снять обувь без помощи взрослых.
  6. Использование туалета . Большинство малышей физически не готовы к горшку до 18-24 месяцев. Два ключевых признака готовности – возможность самостоятельно натянуть штаны и понимать свое желание до того, как произойдет опорожнение.
  7. Приготовление завтрака . Последний и самый сложный навык самообслуживания у детей , который начинается с умения залить молоком тарелку с хлопьями. Обычно умение самостоятельно утолять голод появляется до 3 лет или позже. Чтобы помочь малышу, оставляй необходимые ингредиенты и тарелки в доступном месте.

С течением месяцев и лет, ребенок начнет лучше и лучше заботиться о себе. Прежде чем ты это осознаешь, он сможет самостоятельно завязать шнурки обуви и принять душ или ванну. Когда подобное произойдет – просто вопрос времени. Аналогично дела обстоят с умением постирать белье и приготовить ужин, а также самостоятельно отправиться в кино.

Роль родителей

Навыки самообслуживания детей 3 4 лет

Поощрение – ключевой фактор детского развития . Когда ребенок испытывает новые навыки, скажи, что гордишься, похвали за приложенные усилия и призови попробовать снова. Поступай аналогично даже при неудачных попытках.

Чтобы мотивировать самостоятельность ребенка , не вмешивайтесь с помощью слишком быстро. Важно, чтобы у него хватало времени справиться с заданием самостоятельно, в собственном темпе (не требуй того, что он не готов сделать).

Оставайся гибкой. Карапуз научился мыть руки, но оставил грязную ванну? Самостоятельно оделся, но неделю бегает в старой грязной водолазке, ярко-красной юбке, синих джинсах и шлепанцах? Пускай, не прерывай инициативу . Чем больше практики, тем лучше результат.

Обязательно следи за ребенком, когда он начинает экспериментировать с самостоятельными действиями. Установи ограничения и дай пояснения: скажи, почему небезопасно включать духовку без родителей или дотрагиваться острым ножом к собственной коже. Он, вероятно, не обрадуется запретам и наставлениям, но с возрастом поймет идею.

Когда следует беспокоиться?

Навыки самообслуживания у детей формируются по-разному, и все зависит от конкретной личности. Если твой малыш не проявил интереса к тому, чтобы что-то сделать для себя до 2 лет, сообщи эту информацию на очередной консультации педиатра. Учитывай, что недоношенные дети достигают этого этапа в развитии позже сверстников.

Заключение

После первого дня рождения ты перестанешь быть для малыша всем миром и условием выживания. Крохотными шагами начнет развиваться самостоятельность ребенка – он научится сам себя кормить, снимать одежду и обувь, а затем перейдет к более сложным навыкам самообслуживания. У разных детей стремление к независимости проявляется по-разному, поэтому не торопи свою кроху. Пускай развивается своим темпом.

Перед тем, как отправить малыша в детский сад необходимо научить его целому спектру важных вещей, среди которых умение одеваться без помощи взрослых. Как научить ребенка одеваться самостоятельно, и в каком возрасте это нужно делать? Об этом читайте в статье.

Достигнув однолетнего возраста, ребенок начинает придумывать игры с родительской одеждой, наряжается в вещи мамы и папы. Когда крохе исполняется полтора года, можно смело посвятить его в тонкости правильного ношения вещей. А навыки самообслуживания детей 3-4 лет уже должны быть развиты достаточно хорошо

Позволяйте малышу одеваться самостоятельно с раннего возраста

Не останавливайте малыша и не отбирайте у него вещи в том случае, если он решил одеться самостоятельно. Лучше похвалите его и дайте ребенку возможность импровизировать.

Пусть у ребенка будет удобная одежда

Для обучения малыша выбирайте вещи, которые несложно одевать. Одежда для детей, даже носки, не должна быть узкой и сковывающей, у малыша не должно появляться лишних сложностей. Отдайте предпочтение вещам с минимальным количеством разнообразных пуговиц и застежек.

Сделайте одевание игрой

Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, то отличным помощником станут тематические сюжетные игры. Например, если ребенок не хочет одеваться на улицу, предложите ему собрать на прогулку куклу, плюшевую игрушку, подойдите к делу творчески. Как вариант, подберите одинаковые комплекты одежды для себя и ребенка и покажите на собственном примере, как и в какой последовательности надо одеваться.

Навыки самообслуживания детей 3 4 лет

Позвольте ребенку одеться без вашей помощи

Когда малыш начнет одеваться, просто наблюдайте за ним, пусть он сделает все так, как считает нужным. Окажите ему помощь, если он будет нервничать из-за того, что не справляется с вещью или в том случае, если он сам попросит вас об этом.

Не спешите переодевать малыша

Если попытки ребенка не увенчались особенным успехом, не стремитесь поскорее исправить его ошибки и быстрее все переодеть. Работайте над этим постепенно, чтобы ребенок не боялся ошибиться в будущем.

Начните с простого

Первым шагом будет обучение ребенка надевать трусики, майки, шорты и тапочки. Затем переходите к кофтам и штанам без застежек и кнопок. Потом переходите к более сложным вещам – одежде с молниями и пуговицами, учите надевать комбинезоны и курточки, затем обувь на липучках. Не торопитесь со шнурками, постепенно ребенок научится завязывать их самостоятельно.

Читайте о том, как научить ребенка завязывать шнурки

Одежда с рисунками

Желательно, чтобы на всех вещах были рисунки спереди для того, чтобы ребенку было легче определить, как правильно надеть футболку или штаны.

Не торопите малыша

Не подгоняйте ребенка перед прогулкой. Запаситесь временем и терпением, рационально планируйте время сборов, чтобы потом не ругать ребенка и не заканчивать этот важный процесс за него.

Одеваюсь сам — видео

Навыки самообслуживания детей 3 4 лет

Дети становятся старше и учатся многие вещи делать самостоятельно: раздеваться, завязывать шнурки, заливать молоком утренние хлопья. Наблюдать, как развивается самостоятельность ребенка , может быть тяжело, но это важная часть его личного и социального роста. В статье мы подробнее расскажем, когда и в какой последовательности формируются навыки самообслуживания у детей .

Когда начинает появляться самостоятельность?

Вероятно, малыш начнет делать самые простые вещи для себя после первого дня рождения. Но каждый карапуз развивается в собственном темпе, поэтому твой может уделять энергию одним навыкам в ущерб другим. Не волнуйся: скоро он наверстает упущенное, и догонит сверстников.

Быстро и яростно навыки самообслуживания у детей появляются к 18 месяцам. Конечно, пройдут годы, прежде чем новые умения станут идеальными. Малыш продолжит нуждаться в помощи взрослых, но первые попытки самостоятельно одеться, вымыть руки, поесть или сходить в туалет будут наблюдаться уже сейчас. После 4 лет эти задачи будут выполняться с большей уверенностью.

Как развивается самостоятельность ребенка?

Значительных успехов в умении ухаживать за собой он не продемонстрирует до 1-3 лет, но первые пробуждения появятся довольно рано. В 8 месяцам кроха начнет понимать, как разные объекты связаны друг с другом и может использовать их по назначению – расчесывать волосы расческой, разговаривать по игрушечному телефону.

Спустя несколько недель он начнет пить из чашки, а затем проявит инициативу взять чашку без помощи взрослых. Однако захватывать и удерживать чашку одной рукой у него получится лишь спустя 2 года. К 11 месяцам малютка будет протягивать взрослым руку или ногу, помогая надеть одежду.

По-настоящему малютка начнет развивать самоощущение после первого дня рождения. К 18 месяцам он научится узнавать себя в зеркале – теперь отображение не покажется ему «другим» малышом.

Вскоре ты впервые услышишь от чада кармическое слово «нет». Это его способ отстоять независимость и почувствовать влияние на внешний мир.

7 этапов развития навыков самообслуживания у детей

Навыки самообслуживания детей 3 4 лет

По мере возрастания самоощущения, постепенно возрастет количество достижений малыша в умении ухаживать за собой. Последующие три года он посвятит формированию и оттачиванию моторных навыков:

  1. Использование вилки и ложки . Многие малыши начинают пользоваться посудой с 13 месяцев, и большинство осваивают этот важнейший навык к 17-18 месяцам. К 4 годам карапуз сможет держать посуду, как взрослый, и сможет сидеть за общим столом. До этого момента будь готова помогать.
  2. Раздевание. Научившись снимать с себя одежду, карапуз пока не сможет самостоятельно одеться и с удовольствием побегает по дому нагишом. Но умение раздеться – ключевое достижение. Большинство детей осваивают его в промежутке от 13 до 24 месяцев.
  3. Умение чистить зубы . В 16 месяцев малыш может проявить инициативу почистить свои десны и зубы, но сам вряд ли сможет справиться с удержанием щетки и тюбика зубной пасты. Это умение придет между третьим и четвертым днями рождения. Но и дошкольники плохо справляются с чисткой, о чем родителям усердно напоминают стоматологи. Они рекомендуют тщательно чистить зубы детям дошкольного возраста вечером и, при необходимости, дольше. Утром малыш может почистить зубы сам, или позволяй начинать чистку, но присоединяйся к завершению процедуры.
  4. Умение мыть и сушить руки . В 2 года самостоятельность ребенка достигнет момента, когда он научится посещать туалет без участия взрослых. Привяжи это умение к привычке мыть и вытирать руки полотенцем. Личная гигиена – отличная профилактика болезней.
  5. Одевание . В 3 года осваивается умение надевать свободную одежду – куртку или свитер на молнии. Спустя пару месяцев малышу удастся справиться с футболкой. Чтобы полностью одеться, ему придется дорасти до 3-4 лет. В 3 года он будет способен снять обувь без помощи взрослых.
  6. Использование туалета . Большинство малышей физически не готовы к горшку до 18-24 месяцев. Два ключевых признака готовности – возможность самостоятельно натянуть штаны и понимать свое желание до того, как произойдет опорожнение.
  7. Приготовление завтрака . Последний и самый сложный навык самообслуживания у детей , который начинается с умения залить молоком тарелку с хлопьями. Обычно умение самостоятельно утолять голод появляется до 3 лет или позже. Чтобы помочь малышу, оставляй необходимые ингредиенты и тарелки в доступном месте.

С течением месяцев и лет, ребенок начнет лучше и лучше заботиться о себе. Прежде чем ты это осознаешь, он сможет самостоятельно завязать шнурки обуви и принять душ или ванну. Когда подобное произойдет – просто вопрос времени. Аналогично дела обстоят с умением постирать белье и приготовить ужин, а также самостоятельно отправиться в кино.

Роль родителей

Навыки самообслуживания детей 3 4 лет

Поощрение – ключевой фактор детского развития . Когда ребенок испытывает новые навыки, скажи, что гордишься, похвали за приложенные усилия и призови попробовать снова. Поступай аналогично даже при неудачных попытках.

Чтобы мотивировать самостоятельность ребенка , не вмешивайтесь с помощью слишком быстро. Важно, чтобы у него хватало времени справиться с заданием самостоятельно, в собственном темпе (не требуй того, что он не готов сделать).

Оставайся гибкой. Карапуз научился мыть руки, но оставил грязную ванну? Самостоятельно оделся, но неделю бегает в старой грязной водолазке, ярко-красной юбке, синих джинсах и шлепанцах? Пускай, не прерывай инициативу . Чем больше практики, тем лучше результат.

Обязательно следи за ребенком, когда он начинает экспериментировать с самостоятельными действиями. Установи ограничения и дай пояснения: скажи, почему небезопасно включать духовку без родителей или дотрагиваться острым ножом к собственной коже. Он, вероятно, не обрадуется запретам и наставлениям, но с возрастом поймет идею.

Когда следует беспокоиться?

Навыки самообслуживания у детей формируются по-разному, и все зависит от конкретной личности. Если твой малыш не проявил интереса к тому, чтобы что-то сделать для себя до 2 лет, сообщи эту информацию на очередной консультации педиатра. Учитывай, что недоношенные дети достигают этого этапа в развитии позже сверстников.

Заключение

После первого дня рождения ты перестанешь быть для малыша всем миром и условием выживания. Крохотными шагами начнет развиваться самостоятельность ребенка – он научится сам себя кормить, снимать одежду и обувь, а затем перейдет к более сложным навыкам самообслуживания. У разных детей стремление к независимости проявляется по-разному, поэтому не торопи свою кроху. Пускай развивается своим темпом.

Навыки самообслуживания детей 3 4 лет

  • Главная
  • Все выпуски
  • Выпуск 27 января 2015 года
  • Навыки самообслуживания у детей 2-3 лет

Навыки самообслуживания у детей 2-3 лет

Настя начала ходить в детский садик, и у мамы Кати возникли вопросы — должен ли ребёнок уметь самостоятельно есть, пить из кружки и сам одеваться в 2,5 — 3 года? О навыках самообслуживания у малышей она побеседовала с воспитателями и психологом детского сада.

Катя Назаренко

О таких, как я, говорят «человек-оркестр» или «суслик-агроном». Родилась в Ленинграде 10 июня 1980 года. Окончила СПбГУ, филологический факультет, отделение русского языка и литературы, специализация — русский язык как иностранный.

Самое популярное в рубрике

Сезонная аллергия

Всегда ли насморк и кашель означают, что у малыша простуда? А может, это поллиноз — аллергическая реакция на пыльцу растений? Как предупредить и купировать приступы сезонной аллергии? Советы маме Кате даёт врач-аллерголог, доцент Анна Галустян.

Корректировка фигуры одеждой

Мама Катя обратилась к костюмерам Пятого канала за помощью в выборе одежды, подходящей для изменившейся после родов фигуры. О возможностях корректирующего белья маме Кате рассказал врач-флеболог Денис Мещеряков.

Как избавить мужа от храпа

У мамы Кати проблема — муж храпит, она не высыпается. Что же делать с храпом? Ответ на этот вопрос всей семьёй искали на приёме у врача-отоларинголога Александра Вертоголова.

Причёска для девочки

Папа Лёша отлично справляется со сборами Насти в детский сад, за одним исключением — он не может сделать дочке красивую и аккуратную причёску. Мама Катя решила исправить положение и научить мужа и других пап страны заплетать косы дочкам.

Соляные лампы

Помогает ли укреплению иммунитета посещение соляной пещеры и использование соляных ламп? За разъяснениями мама Катя обратилась к врачу-педиатру Нине Клесовой. А с выбором соляной лампы для дома ей помогла консультант по медицинской технике Софья Галаева.

Диета ребёнка после отравления

Простая чистая вода поможет вывести из организма токсины. Из рациона убираем углеводы, это также поможет быстрее вернуться в норму.

Как бороться с «заеданием» негативных эмоций

Маму Катю «хлебом не корми — дай что-нибудь поесть». В попытках разобраться с причинами такого «пищевого поведения» она обратилась за помощью к врачу-диетологу Михаилу Гаврилову.

Одежда для детей

Какую одежду лучше выбирать для малышей? Чему отдать предпочтение — красоте или удобству? Из каких тканей должны быть вещи для детей? Стилист-имиджмейкер Лера Чернова помогла маме Кате и Насте разобраться в этих вопросах.

Идеальный завтрак для дошкольника

Правда ли, что каша — лучший вариант завтрака для ребёнка? И какие каши наиболее полезны? Об этом мама Катя побеседовала со специалистом по правильному питанию, врачом-диетологом Андреем Оструном.

Ткани для детской одежды

Какие материалы предпочтительнее для детской одежды? Мама Катя обратилась за советом к специалисту — дизайнеру Анне Геллер.

Мытьё головы

Настя очень любит купаться в ванной, но категорически против мытья головы. Это превращается для её родителей в большую проблему. Детский психолог Алёна Сверба даёт советы, как приучить ребенка не бояться мыть голову.

Прощание с соской

В каком возрасте и как малышам нужно «прощаться» с соской? Советы маме Кате дают врач-стоматолог Светлана Кошелева и педиатр, кандидат медицинских наук Михаил Ткаченко.

Навыки самообслуживания детей 3 4 лет

  • Главная
  • Все выпуски
  • Выпуск 27 января 2015 года
  • Навыки самообслуживания у детей 2-3 лет

Навыки самообслуживания у детей 2-3 лет

Настя начала ходить в детский садик, и у мамы Кати возникли вопросы — должен ли ребёнок уметь самостоятельно есть, пить из кружки и сам одеваться в 2,5 — 3 года? О навыках самообслуживания у малышей она побеседовала с воспитателями и психологом детского сада.

Катя Назаренко

О таких, как я, говорят «человек-оркестр» или «суслик-агроном». Родилась в Ленинграде 10 июня 1980 года. Окончила СПбГУ, филологический факультет, отделение русского языка и литературы, специализация — русский язык как иностранный.

Самое популярное в рубрике

Сезонная аллергия

Всегда ли насморк и кашель означают, что у малыша простуда? А может, это поллиноз — аллергическая реакция на пыльцу растений? Как предупредить и купировать приступы сезонной аллергии? Советы маме Кате даёт врач-аллерголог, доцент Анна Галустян.

Корректировка фигуры одеждой

Мама Катя обратилась к костюмерам Пятого канала за помощью в выборе одежды, подходящей для изменившейся после родов фигуры. О возможностях корректирующего белья маме Кате рассказал врач-флеболог Денис Мещеряков.

Как избавить мужа от храпа

У мамы Кати проблема — муж храпит, она не высыпается. Что же делать с храпом? Ответ на этот вопрос всей семьёй искали на приёме у врача-отоларинголога Александра Вертоголова.

Причёска для девочки

Папа Лёша отлично справляется со сборами Насти в детский сад, за одним исключением — он не может сделать дочке красивую и аккуратную причёску. Мама Катя решила исправить положение и научить мужа и других пап страны заплетать косы дочкам.

Соляные лампы

Помогает ли укреплению иммунитета посещение соляной пещеры и использование соляных ламп? За разъяснениями мама Катя обратилась к врачу-педиатру Нине Клесовой. А с выбором соляной лампы для дома ей помогла консультант по медицинской технике Софья Галаева.

Диета ребёнка после отравления

Простая чистая вода поможет вывести из организма токсины. Из рациона убираем углеводы, это также поможет быстрее вернуться в норму.

Как бороться с «заеданием» негативных эмоций

Маму Катю «хлебом не корми — дай что-нибудь поесть». В попытках разобраться с причинами такого «пищевого поведения» она обратилась за помощью к врачу-диетологу Михаилу Гаврилову.

Одежда для детей

Какую одежду лучше выбирать для малышей? Чему отдать предпочтение — красоте или удобству? Из каких тканей должны быть вещи для детей? Стилист-имиджмейкер Лера Чернова помогла маме Кате и Насте разобраться в этих вопросах.

Идеальный завтрак для дошкольника

Правда ли, что каша — лучший вариант завтрака для ребёнка? И какие каши наиболее полезны? Об этом мама Катя побеседовала со специалистом по правильному питанию, врачом-диетологом Андреем Оструном.

Ткани для детской одежды

Какие материалы предпочтительнее для детской одежды? Мама Катя обратилась за советом к специалисту — дизайнеру Анне Геллер.

Мытьё головы

Настя очень любит купаться в ванной, но категорически против мытья головы. Это превращается для её родителей в большую проблему. Детский психолог Алёна Сверба даёт советы, как приучить ребенка не бояться мыть голову.

Прощание с соской

В каком возрасте и как малышам нужно «прощаться» с соской? Советы маме Кате дают врач-стоматолог Светлана Кошелева и педиатр, кандидат медицинских наук Михаил Ткаченко.

Физическое развитие.

1. Ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

2. Ребенок приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослого) .

3. Ребенок пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, туалетной бумагой).

4. Ребенок владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

5. Ребенок умеет ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении.

6. Ребенок умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя, сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости.

7. Ребенок может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.

8. Ребенок энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.

9. Ребенок может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, ударять мячом о пол, бросать вверх 2-3 раза подряд и ловить.

10. Ребенок может метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Речевое развитие.

1. Ребенок отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

2. Ребенок рассматривает игрушки, сюжетные картинки.

3. Ребенок использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

4. Ребенок пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, вопросы воспитателя.

5. Ребенок называет произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него.

6. Ребенок может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

Формирование познавательных действий, конструктивно-модельная деятельность.

1. Ребенок знает, называет и правильно использует детали строительного материала.

2. Ребенок умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.

3. Ребенок изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

4. Ребенок умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме.

1. Ребенок может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

2. Ребенок умеет находить в окружающей обстановке один и несколько одинаковых предметов.

3. Ребенок правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же».

4. Ребенок различает круг, квадрат, треугольник, предметы с углами и круглые формы.

5. Ребенок понимает смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, над – под; понятия времени суток: утро – вечер – день – ночь.

6. Ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет, называет признаки (цвет, форму, материал).

7. Ребенок ориентируется в помещениях детского сада и на участке.

Формирование целостной картины мира и представлений о социальных ценностях.

1. Ребенок называет свой город (поселок).

2. Ребенок знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.

3. Ребенок выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.

4. Ребенок проявляет бережное отношение к природе.

Социально-коммуникативное формирование позитивных установок к различным видам труда.

1. Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.

2. Ребенок умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

Социально-игровая деятельность.

1. Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.

2. Ребенок умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

3. Ребенок способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.

4. Ребенок способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться.

5. Ребенок разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок.

6. Ребенок имитирует движения, мимику и интонацию воображаемого героя.

7. Ребенок может принимать участие в беседах о театре (театр – актеры – зрители, правила поведения в зрительном зале).

Формирование основ безопасного поведения.

1. Ребенок соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

2. Ребенок соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.

3. Ребенок имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

Музыкальная деятельность.

1. Ребенок способен слушать музыкальные произведения до конца. Узнает знакомые песни.

2. Ребенок различает звуки по высоте (в пределах октавы). Замечает изменения в звучании (тихо – громко, быстро – медленно).

3. Ребенок поет, не отставая и не опережая других. Испытывает удовольствие от пения.

4. Ребенок умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами.

5. Ребенок называет и различает детские музыкальные инструменты: погремушки, бубен, металлофон.

Изобразительная деятельность.

Рисование.

1. Ребенок изображает отдельные предметы, простые по композиции сюжеты.

2. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.

3. Правильно пользуется кистью, красками.

Лепка.

1. Умеет отделять от большого куска глины маленькие, раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями ладоней.

2. Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разные приемы.

Аппликация.

1. Создает изображения предметов из готовых фигур.

2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.

3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию, умеет аккуратно использовать материалы.

Уверенный в себе, самостоятельный и радующий хорошим поведением ребенок… Просто идеал! Добиться этого несложно. Главное — вовремя начать обучать его основным навыкам: пользоваться вилкой, cамостоятельно одеваться, убирать свои игрушки.

10 марта 2021 · Текст: Елена Воробьева

1) Грязные вещи — в корзину!

Даже 2-летний малыш сможет собрать свои грязные вещи.

Предоставьте ему отдельную корзину для белья. Выбирайте невысокую, чтобы кроха без труда доставал до ее крышки. Поместите ее в комнату малыша, чтобы она служила подсказкой, когда ребенок раздевается.

Играйте! Учитесь, играя! Мы бросаем грязные вещи в корзину, словно мячики. Конечно, сначала малыш не удивит меткостью. Но со временем все получится, ведь ему всегда поможет мама.

Поем песенку. Это скрасит ежедневные заботы. Срифмуйте простую песенку, в которой грязная одежда просится в корзину для белья, чтобы потом отправиться в стиральную машинку и снова радоваться чистоте.

Полезный совет. Лучше всего иметь две корзины для грязного белья — для белых вещей и для цветных. Заодно малыш научится сортировать и начнет учить цвета.

2) Свою постель убираем сами

Не ожидайте хороших результатов слишком быстро! Малыш не в состоянии выполнять эту работу безупречно, по крайней мере на начальном этапе.

Каждое утро. Скажите ребенку, что теперь это его утренняя домашняя обязанность. Попросите накрыть кровать одеялом, чтобы ей не было так одиноко. И пусть не забудет натянуть одеяло на подушку, ведь она тоже хочет «дружить» с одеялом.

Для образца. Учите его правильной технике — покажите, как лучше всего сглаживать бугристые части одеяла, чтобы добиться плоской поверхности; продемонстрируйте также, как можно взбить пух в подушке.

Мягкие товарищи. А теперь попросите кроху разместить свои игрушки где-нибудь в углу кровати.

Последний штрих. А напоследок покажите, как можно расположить подушку в изголовье, чтобы она лежала ровно по отношению к спинке кровати.

Полезный совет. Покрывало убирайте сами, ведь оно тяжелое. А малышу дайте какое-нибудь легкое одеяльце, которое он без труда сможет встряхнуть.

Читайте также

3) Собираем игрушки

Ваш малыш сможет включаться в домашние дела и вносить свой посильный вклад начиная с полутора лет, но будьте готовы к тому, что вам придется частенько напоминать ему об этом.

Доступное хранение. Пусть для игрушек у малыша будут свои невысокие полочки, корзина, коробки, которые могут быть спрятаны под кроватью.

Не дайте улизнуть. Наверняка он захочет, чтобы его работу сделали за него вы. Так что не позволяйте крохе, не убрав игрушек, отправиться заниматься чем-нибудь более приятным.

Чтобы было веселее. Наводя порядок среди своих игрушек, можно напевать веселую песенку. А еще попробуйте дать задание, чтобы уборка проходила с азартом: «Сначала убери все красные игрушки, а потом собери все зеленые».

Полезный совет. Чтобы избавиться от переполненных надоевшими игрушками ящиков и корзин, меняйте их, убирая периодически часть в гараж или в кладовку, а взамен доставайте оттуда новую партию.

4) Едим ложкой

Иногда придется забыть об опрятности, чтобы обучение проходило эффективнее и веселее.

Держи ложку! Как только в меню малыша начнет появляться твердая пища (примерно в 6 месяцев), подарите ему отдельную ложку, пусть хотя бы просто привыкает ее держать во время кормления.

Начинайте с малого. Положите в ложечку небольшое количество любимого питания и, придерживая своей рукой ложку в ручке малыша, сопровождайте кушанье в его рот. Имейте в виду, что поначалу кроха не сможет брать ртом пищу с ложки как следует. Ловкости он наберется к 1,5 года.

Поощряйте самостоятельность. Позволяйте ребенку пробовать кормить себя самому во время каждого принятия пищи. Эксперты говорят, что ложка для крохи — это очередная игрушка, это часть посуды, с которой можно развлечься, а заодно поучиться ее держать. И не переживайте, что большая часть еды окажется где угодно, только не во рту. На этом этапе малышу интересно даже просто облизывать ложку.

Полезный совет. Во время кормления используйте две ложки: одну для малыша и одну обязательно для вас, иначе трапеза никогда не закончится.

Навыки самообслуживания детей 3 4 лет

Родительское собрание в обычном японском детском саду

Воспитатель: Уважаемые родители. На следующей неделе наши дети будут строить корабль на прогулочной площадке. Мы будем использовать различные материалы: дерево, металл, пластик, стекло… А так же применять в работе все необходимые инструменты: пилы, стеклорезы, молотки и гвозди, использовать лаки и краски. Вы же понимаете, что травм не избежать. Поэтому научите детей безопасному использованию этих инструментов, здоровье ваших детей под вашу ответственность.

Родители ответили воспитателю благодарной улыбкой. Все понимают, что именно так происходит развитие ребенка, развитие познавательной самостоятельности у детей и обучение детей самообслуживанию.

  • развитие самостоятельности у детей раннего возраста
  • развитие навыков самообслуживания у детей
  • обучение детей самообслуживанию
  • развитие самостоятельности у детей

Проблема века

Современные родители считают своим долгом начинать воспитание и обучение своего ненаглядного чадушки ещё задолго до рождения. Курсы и школы для будущих родителей подготовят тело мамочки к родам, научат папу петь колыбельные и дадут ещё массу умных советов по воспитанию будущего гения. Центры раннего развития детей с самого нежного возраста подгрузят вас английским, музыкой, песочной анимацией и другими новомодными веяниями, забывая о том, что прежде, чем учить ребёнка читать сразу на трёх языках, следовало бы научить его самостоятельно помыть ручки, правильно пользоваться вилкой, собрать за собой игрушки и постирать платочек. Вы скажите, что всему этому научит мама дома. Но, увы и ах!

Неумёхи или кому это выгодно

Всё чаще сейчас встречаются детки, которые в возрасте 5-ти лет не могут самостоятельно обуться, одеть рукавички или вытереть себе нос! Куда же смотрят родители? Да кто куда. В домах современных успешных мам и пап всё чаще пользуются услугами домашнего персонала: купить продукты, приготовить еду, загрузить стиральную машинку и сделать уборку в доме, всё это делают мамины помощники, а родители заняты работой или собой. Ах да, малышом занимается няня. А ей и в голову не придёт обучать малыша таким простым, но крайне необходимым для жизни вещам. Ведь гораздо проще самой одеть, а не ждать пока малюсенькие пальчики нащупают пуговичку; поскорее накормить, быстро забросить еду в рот, вытереть и влить компот; самой собрать игрушки, чтобы мама ещё раз убедилась, что няня чистюля и умничка.

Не мешай, я и без тебя устану

Есть и такие мамы, которые все дела по дому делают самостоятельно и каждодневная усталость только подстёгивает их сделать всё быстрее, а значит, самой, пока малыш занят мультфильмами или скучает в манеже. А ведь если взрослые выполняют работу, которую малыш в силу своего возраста уже может сделать сам – то они совершают самое тяжёлое преступление перед будущим крохи. Они лишают его именно в раннем детстве возможности самостоятельно ухаживать за своим телом и личными вещами, возможности почувствовать себя уникальным и самодостаточным человеком.

Всему своё время

Отговорка «но когда — нибудь же он научиться мыть посуду, застилать постель…» Научится, конечно, но его действия будут неловкие, любое домашнее дело будет доставлять ему только раздражение и отвращение, считая, что всё вокруг должно быть так, как в детстве, само собой и ниоткуда. В возрасте до трёх лет закладывается основа не только социального поведения, основные нормы и правила жизни, но и все необходимые навыки самообслуживания. Дети-неумейки капризны и апатичны, не умеют ценить чужой труд, а значит, и к своему труду будут относиться без уважения.

Взять на карандаш

Заботливые мамы и папы регулярно подчитывают различные таблицы с критериями и оценкой знаний и умений малыша: считать до десяти, различать цвета, называть буквы и знать столицы всех стран мира. И мало кто задумывается о том, что умение причесаться и застегнуть молнию пригодиться в жизни гораздо чаще.

Развитие самостоятельности ребенка и его уровень

Специально для тех, кто любит таблицы. Приведены основные навыки самообслуживания детей раннего возраста в зависимости от этапа жизни малыша, а именно от 6 мес до 4 лет. Настоящие навыки как раз и определяют уровень развития самостоятельности дошкольников.

Ссылка на основную публикацию