Нервно-психическое развитие ребенка

Первые годы жизни ребенка — очень важное время, от которого зависит, каким вырастет маленький человек, как сформируются особенности его психики и навыки поведения. Знаменитый психолог Лев Семенович Выготский считал, что важнейшими условиями формирования личности ребенка является окружающая его микросреда, в которой он растет. Он описал закономерности протекания нервно психического развития детей до 1 года и старше.

Нервно-психическое развитие ребенка

Этапы и закономерности НПР

Четыре закона формирования психических функций по Выготскому:

  • Детская психика развивается в своем собственном ритме, этот процесс сложно организован во времени, его темп может меняться. Год во младенчестве и в отрочестве существенно различаются по значимости.
  • Развитие — это последовательность качественных изменений. Малыша не следует воспринимать как маленькое подобие взрослого, просто с меньшим жизненным опытом: это качественно отличающееся по своим психическим параметрам существо.
  • Разные функции психики формируются неравномерно, каждая из них имеет свое оптимальное время.
  • Высшие психические функции изначально возникают в общении со значимыми людьми как форма группового поведения, и лишь потом «присваиваются» психикой самого маленького человека, становясь его собственными.

Нервно-психическое развитие ребенка

Выготский считал, что обучение является основным фактором психического прогресса. Он открыл так называемую «зону ближайшего развития»: это разница того уровня, что есть сейчас, и того, где могло бы произойти улучшение навыка с помощью правильно подобранных заданий. Это значит, что хорошее обучение предполагает наличие чуть более сложных задач, чем малыш готов решить на данном уровне. Нужно, чтобы он все время немного преодолевал себя, делал прежде невозможные вещи, таким образом все время продвигаясь вперед, не останавливаясь на достигнутом. Идеи, которые предложил Выготский, были затем развиты другими отечественными психологами, такими как Б. Д. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Л. Я. Гальперин и другими, заложившими основы отечественной возрастной психологии.

Психология развития ребенка, или возрастная, выделяет основные этапы, которые проходит детская психика в процессе формирования:

Нервно-психическое развитие ребенка

  1. Овладение мелкой и крупной моторикой. Нервно психическое развитие детей с рождения до 1 года характеризуется появлением основных навыков движения.
  2. Сенсорное восприятие. У малыша до трех лет формируются навыки реагирования на воспринимаемый мир.
  3. Мышление. С трех до двенадцати лет ребенок учится обдумывать и мыслить индивидуально.
  4. Окончательное становление психики, формирование личности происходит от двенадцати до четырнадцати лет.

Каждому возрастному периоду соответствует своя ведущая деятельность, в которой происходит перестройка основных психических процессов, меняющаяся с течением времени под влиянием новых возникающих мотивов, побуждающих детей к смене положения в окружающем сообществе людей.

Нервно-психическое развитие ребенка

Есть определенные видимые признаки того, что психологическое развитие ребенка протекает в пределах нормы, их должен знать каждый родитель. Психическое развитие детей до года протекает особенно интенсивно, каждый месяц возникают новые изменения. Однако приведенные сроки являются очень приблизительными: если что-то происходит чуть позже, это еще не повод для беспокойства. Одни навыки могут опережать по срокам, другие — немного отставать.

Внутриутробный период и первые дни жизни

Нервная система закладывается на третьей-четвертой неделях формирования плода, затем проходит четыре основных этапа:

  1. Вначале возникает нервная пластинка. Края пластинки затем смыкаются и образуют нервную трубку.
  2. Из части нервной трубки развивается спинной мозг, другая (передняя) часть разделяется на несколько мозговых пузырей.
  3. Происходят перемещение нервных клеток и их распределение.
  4. Миелинизация проводящих путей, происходящая последовательно в головном мозге, затем в спинном.

За три месяца до рождения мозг плода уже сформирован в достаточной степени, включая кору больших полушарий. Нервная система уже способна нормально обеспечить внутриутробное существование организма. Мозг новорожденного хорошо снабжается кровью, однако его ткань имеет в своем составе много воды, что может вызвать осложнения при болезнях, такие как отек. Серое вещество мозга слабо отделено от белого, наиболее незрелой является кора больших полушарий — она полностью сформируется только к 5-6 годам.

Новорожденный, едва появившись на свет, уже обладает врожденными рефлексами, способствующими его настройке на окружающую среду, помогая приспосабливаться к ней. С момента рождения он реагирует на раздражители: световые, температурные, болевые, но эти реакции не скоординированы и вызывают ответ в виде движений всем телом. Это свидетельствует о том, что возбуждение легко переходит с одного участка мозга на другие.

Нервно-психическое развитие ребенка

Рефлекторной реакцией на голод, холод и боль является крик. Это механизм, заложенный природой и способствующий выживанию младенца. Прикасание к губам вызывает второй основной рефлекс — сосательный, в результате которого на участки мозга распространяется торможение, продолжающееся весь период сытости. Поэтому, наевшись, обычно младенец засыпает. В первые дни жизни кора не участвует в реакции на раздражители, но ее клетки могут возбудиться благодаря импульсам, приходящим из лежащих ниже отделов мозга. В основном — это различение света и отдельных цветов.

Нервно-психическое развитие детей до одного года имеет свои характерные особенности. В первую пару лет мозг интенсивно растет, увеличивается его масса за счет образования и ветвления аксонов и дендритов. Наиболее быстро растет мозжечок, отвечающий за координацию движений, происходит миелинизация нервных волокон — покрытие их жироподобным веществом — миелином, отвечающим за изоляцию. По мере протекания этого процесса повышается проводимость нервных клеток, ускоряется образование новых нейронных связей.

Нервно-психическое развитие ребенка

Психические изменения первых месяцев жизни

Нервно-психическое развитие ребенка раннего возраста оценивается по степени выраженности рефлексов и сформированности навыков, характерных для каждого месяца.

III. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Основные критерии физического развития:

Масса тела, рост, окружности головы и грудной клетки, индексы упитанности. Метод расчета физического развития (за эмпирическими формулами):

1) массатела:

— в первое полугодие:

m= mо + 800 х n

(где п — количество месяцев; 800 — помесячный прирост);

во второе полугодие:

m= mо + 800 х 6 + 400 х (n6)

(где то — масса при рождении, п — возраст в месяцах);

— от 2 до 10 лет:

m (кг) = 10 + 2n

(где п — возраст ребенка (годы), 10 — масса в 1 год, 2 — ежегодная прибавка массы);

-старше 10 лет:

m(кг) = 30 + 4(n-10)

(где п — возраст ребенка (количество лет), 10 — от 10 лет, 30 — масса в 10 лет).

2) рост

— до 1 года:в I квартале рост увеличивается на 3 см ежемесячно;

во I! квартале — на 2.5 см в III квартале — на 2.0 см в IV квартале — на 1.5 см

от 1 года до 4 лет: a= 100 — 8 (4 — n)

n — количество лет; 4 — (до 4 лет), 8 — прирост ежегодный в см до 4 лет, 100 — рост в 4 года.

— старше 4 лет: а = 100 + 6 (n — 4)

n — количество лет, 4 — от 4 лет, 6 — ежегодный прирост после 4 лет,

100 — рост в 4 года (см).

3) окружность головы:

-до 6мес: 43-1.5х(6-n)

n — возраст в месяцах

6 — до 6 месяцев

43 — окружность головы в 6 мес.

— после 6 мес: 43 + 0.5 (n — G)

n — возраст в месяцах.

— от 1 года до 5 лет: 50-1 (5 — n)

n — количество лет

1 — ежегодный прирост (в см)

50 — окружность головы в 5 лет

от 5 лет и старше : 50 + 0.6 (n-5).

4) окружность грудной клетки:

-до 6мес: 45-2(6-п)

45- окружность гр. клетки в б месяцев, 2 — коэффициент, б -до 6 мес,

n — количество месяцев.

— после 6 мес: 45 + 0.5 (n — 6)

0.5 прирост после 6 мес

— от 1года до 10 лет: 63 — 1.5 (10 — n) 63 — окружность гр. кл. в 10 лет

n — количество лет
— после 10 лет: 63 + 3 (n — 10)1.5 или 3 — среднее увеличение гр. клетки.

VI. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ.

Новорожденный ребенок Транзиторные рефлексы:

1) сосательный если положить в рот соску, то он начинает сосать (физиологичен
до 1 года);

2) поисковый — при поглаживании кожи в углу рта — поворачивает голову
(сохраняется до 1 года);

3) ладонно-ротовой (рефлекс Бабкина) — при надавливании на ладонь возле
большого пальца ребенок открывает рот (до 3-х месяцев);

4) хватательный рефлекс (Робинсона) — если положить в его ладонь палец, то
ребенок сильно его удерживает (до 2-4 месяцев);

5) рефлекс ползания (Баузра) — в положении на животе подставить под подошвы
ладонь — ребенок активно ползет (сохраняется до 4-х месяцев);

6) рефлекс опоры- ребенка берут под мышки со стороны спины, поддерживая
головку большими пальцами, и ставят на стол, — ребенок стоит всей ступней (до 2-
х месяцев).

1 месяц: следит за движущимся предметом,

прислушивается к голосу,

лежа на животе, поднимает и пытается удерживать голову,

говорит неясные звуки.

2 месяца: длительно следит за движущейся игрушкой,

поворачивает голову на звук, улыбается при разговоре, лежа на животе, удерживает голову, говорит некоторые звуки.

3 месяца: внимательно всматривается в говорящего,

ищет глазами человека, который говорит,

держит голову, находясь в вертикальном положении,

4 месяца: узнает мать,

реагирует на музыку,

пытается взять игрушку,

упирается ногами, находясь в вертикальном положении,

выговаривает разные звуки.

5 месяцев: различает близких людей,

различает интонации в голосе, радуется детям, берет у них игрушки, удерживает игрушки, поворачивается со спины на живот, стоит при поддержке «под мышки», долго гулит, ест с ложечки густую еду.

6 месяцев: реагирует на свое имя,

свободно берет игрушки, перекладывает игрушки из руки в руку, переворачивается с живота на спину, пробует ползать, начинает лепетать, пьет из чашки.

7 месяцев: долгое время играет игрушкой,

хорошо ползает, пытается садиться, узнает предметы, долго лепечет, говорит слоги.

8 месяцев: долго играет с игрушками,

повторяет движения взрослых с игрушками, сам садится, ложится, хорошо знает свое имя, повторяет слоги за взрослым.

9 месяцев: двигается под музыку,

делает «до свидания», повторяет слоги взрослого, садится на горшок.

10 месяцев: выполняет различные действия с игрушками по просьбе взрослого,

ходит, держась за руку, подает известный ему предмет, повторяет слова.

11 месяцев: выполняет действия с игрушками по просьбе, говорит первые слова.

12 месяцев: различает предметы, ищет игрушки, самостоятельно ходит, говорит 8-10 слов, самостоятельно пьет из чашки (берет и ставит).

на первом году жизни нервно-психическое развитие оценивается на основании

— действий с предметами;

на втором году жизни основными показателями являются:

— развитие активной речи,
-сенсорное развитие,
-игра с предметами,

-конструктивная и образовательная деятельность,

Интегральной оценкой уровня нервно-психического развития ребенка является коэффициент умственного развития (QD):

ОО = ВПР х 100/КВ

ВПР— возраст психического развития;

KB — календарный возраст ребенка.

Оценка величины QD производится по шкале.

Ребенок в возрасте 1 года 3 месяцев (15 мес.):

РП – запас понимаемых слов быстро расширяется;

РА– лепечет и произносит отдельные облегченные слова во время ярких эмоциональных переживаний;

СР – различает по величине 2 полных куба (разница граней – 3 см);

Д – ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится);

Н – самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 года 6 месяцев (18 мес.):

РП – обобщает предметы по существенным признакам в понимание речи;

РА – облегченными или полными словами правильно называет предмета и действия в момент сильной заинтересованностью (словарный запас 30-40 слов);

СР – различаю 3-4 контрастные формы предметов (шар, куб, кирпичики, призма);

И – воспроизводит в игре отдельные часто наблюдаемые действия;
Д– перешагивает (без поддержки или может пользоваться поддержкой) через палку, лежащую на полу;

Н – самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Ребенок в возрасте 1 год 9 месяцев (21 мес.):

РП – понимает вопрос взрослого о предметах и действиях, изображенных на картинках;

РА – во время игры словами и двухсложными предложениями обозначает свои действия;

РС – различает 3-4 контрастные величины предметов (кубы с разницей граней 3 см.);

Д – перешагивает приставным шагом через параллельно положенные на полу 3 палки;

Н – раздевается (полностью) с небольшой помощью взрослого.

Ребенок в возрасте 2 лет (24 мес.):

РП – понимает без иллюстраций короткий рассказ о ранее знакомых событиях;

РА – при общение со взрослыми пользуется трехсложными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения (словарный запас 200-300 слов);

СР – подбирает по образцу и вербальной инструкции взрослого 3 предмета разных цветов (красный, синий, зеленый);

И– воспроизводит в игре ряд последовательных действий (начало сюжетной игры);

Д – перешагивает чередующимся шагом через 3 параллельно положенные на полу палки; перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую над полом на 10 см.;

Н – частично надевает одежду.

Ребенок в возрасте 2 года 6 месяцев:

Г – говорит многословными предложениями (не более 3 слов);

В– появляются вопросы: «где?», «куда?»;

ВФ – подбирает по образцу разнообразные предметы основных цветов;

И – игра носит сюжетный характер;

КД – самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их;

НО – полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки;

НК – Есть аккуратно;

Д – перешагивает (без поддержки) через палку или веревку, приподнятую от пола на 15 см., перепрыгивает через палку лежащую на полу.

Ребенок в возрасте 3 лет:

РА – словарный запас – 1200-1300 слов;

Г– начинает употреблять сложные придаточные предложения;

В – появляются вопросы: «почему?», «когда?»;

ВФ – в своей деятельности использует правильные геометрические фигуры, по назначению;

ВЦ – называет 4 основных цвета;

И – появляются элементы простой игры;

КД – появляются сложные сюжетные постройки;

ИЗ – с помощью пластилина или карандаша изображает простые предметы и называет их;

НО– самостоятельно одевается, может застегнуть пуговице, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого;

НК – Пользуется салфеткой, по мере необходимости, без напоминания;

Д – Перешагивает без поддержки через палку или веревку, приподнятую от пола на 20 см., перепрыгивает через палку, лежащую на полу.

Ребенок в возрасте 4 лет:

МР – группирует предметы по классам: классифицирует картинки и определяет среди них лишнюю (не похожую на другие); складывает из 3 частей разрезанные картинки; составляет рассказ по сюжетной картинке, отвечая на вопросы взрослого;

ВП – из 4-5 показанных предметов вспоминает название 1-2 после того, как их убирает взрослый;

М – застегивает пуговицы, молнию, всегда или иногда зашнуровывает шнурки, срисовывает квадрат, после показа рисует человека из 3 частей; подпрыгивает на 2 ногах, продвигаясь вперед; балансирует около 5 сек на 1 ноге;

С– умеет играть с детьми, не сорясь и соблюдая правила игры; знает свои имя, фамилия, пол.

Ребенок в возрасте 5 лет:

МР – строит и составляет по образцу различные узоры (из кубиков, мозаики и Lego); может составить из несколько предложений рассказ по картинке с открытым и скрытым смыслом;

ВП – запоминает последовательность разложенных на столе картинок (4-5), находит одинаковые детали или предметы на 2 положенных рядом картинках; запоминает 1-2 четверостишья, скороговорки или считалки;

М – самостоятельно одевается и раздевается; рисует фигуру человека из 3-6 частей; прыгает на 1 ноге продвигаясь вперед;

С – умеет играть с детьми разного возраста, не сорясь и соблюдая правила.

Ребенок в возрасте 6 лет:

РН – понимает значение слов из бытовой лексики, называет, из чего сделано отдельные предметы; составляет рассказ по 2-3 картинкам, связанных с содержанием; решает простые логические задачи (отгадывает загадки, подбирает недостающие предметы к ряду);

ВП – запоминает и рассказывает стихи и сказки; запоминает 6-8 слов и однозначных цифр, названных взрослым;

М – рисует человека из 6 частей, рисует круг; может аккуратно закрасить его карандашом; прыгает в дину с места не менее, чем на 40 см;

С – знает, как найти свой дом, что надо делать, если потеряет чужую игрушку, и т. п.; оценивает поступки и поведение окружающих; дает самооценку, знает имя и отчество родителей.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ № 13 I к.

Цель занятия:

— дать студентам представление о нервно-психическом развитии детей старше 1 года жизни

Студент должен знать:

— основные показатели нервно-психического развития детей разных возрастных периодов

— основные этапы формирования психического развития ребенка

Студент должен уметь:

— определить качественно-количественную оценку развития детей 1-2-3 года жизни

Вопросы для самоподготовки:

1) Критерии оценки психомоторного развития детей.

2) Количественно-качественная оценка уровня развития детей по К.Л.Печоре.

3) Показатели НПР на втором году жизни.

4) Показатели НПР на третьем году жизни.

5) Показатели НПР на четвертом году жизни.

6) Показатели НПР на пятом году жизни.

7) Показатели НПР на шестом, седьмом году жизни. Показатели НПР на первом году жизни, их динамика.

Литература для подготовки:

Основная:

1. Шабалов Н.В. Педиатрия.

2. Капитан Т.В. Пропедевтика детского возраста с уходом за детьми.

3. Учебно-методическое пособие на кафедре.

4. Лекции, прочитанные на кафедре.

Дополнительная:

  1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней

Контроль знаний: устный опрос

Уровни и методы оценки психомоторного развития Для оценки психомоторного развития выделяют 2 уровня — психический и моторный. В психическом развитии учитываются развитие речи и социальная адаптация. В моторном развитии выделяются общая моторная деятельность и ручная умелость. Психомоторное развитие учитывается при состоянии здоровья ребенка до 6 лет жизни в следующие возрастные интервалы: 1) до 1 года — 1 раз в месяц; 2) до 3 лет — 1 раз в 3 месяца; 3) с 3 до 6 лет — 1 раз в 6 месяцев. После проведенного обследования ребенка указывается соответствие психомоторного развития возрасту или задержка, опережение. Обычно уточняется, по каким подуровням и на сколько возрастных интервалов имеется задержка или опережение психомоторного развития. Степень психомоторного развития позволяет определить наблюдение за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Оценку психомоторного развития проводят эмпирическим методом, табличным, центильным. При оценке эмпирическим методом психомоторного развития учитываются основные показания нервно-психического развития.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.
Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.
В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.
Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.
Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.
Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

Основными задачами контроля за НПР ребенка являются:

1. определение уровня НПР;

2. наблюдение в динамике за изменением НПР;

3. своевременная корректировка НПР.

Методологической основой контроля за НПР по Щелованову является опора на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка:

1. Необыкновенно быстрый темп развития требует быстрой смены условий воспитания и, следовательно, частого проведения контроля (на l-м году — ежемесячно, на 2-м году — 1 раз в квартал, на 3-м году — 1 раз в полгода, с 4-х лет — 1 раз в год). Таким образом, эпикризные сроки (э. с.) контроля НПР:

1-й год жизни: 1 месяц .. 12 месяцев. Основной показатель для фельдшера — положительная динамика.

2. В связи с тем, что ребенок — существо «биосоциальное», контроль за НПР должен быть комплексным, с обязательным учетом состояния здоровья, анамнеза, поведения и т. п.

3. Ребенок развивается гетерохронно, т. е. неравномерно.

Средний мед. работник при оценке НПР смотрит в эпикризный срок, те линии (показатели), которые к этому моменту развиваются наиболее интенсивно, т. е. ведущие линии.

Количественная оценка НПР детей:

· до месяца оцениваются отдельные анализаторы: СА, ЗА, ДА; группы развития не определяются у новорожденного ребенка;

§ от l-го месяца до трех лет (по четырем группам развития);

§ от 4 до 7 лет и старше (без отклонений; с отклонениями: соматовегетативного, эмоционального или психомоторного характера).

Группы развития не определяются у новорожденного ребенка.

При задержке в развитии ребенка в возрасте 1 месяца за эпикризный срок принимают 10 дней.

Эпикризный срок — это период в жизни ребенка, за который, он приобретает новые навыки, то есть интервал времени, за который могут произойти существенные изменения в НПР ребёнка первого года жизни. На первом году жизни один эпикризный срок составляет 1 месяц. На втором году жизни — З месяца. С двух до трех лет — 6 месяцев. И с четырехлетнего возраста эпикризный срок соответствует одному году.

Линия развития — это существенный показатель НПР, который формируется в более или менее одинаковом периоде времени и поэтому может быть использован как критерий оценки НПР.

Он обычно обозначается большой (или большой и маленькой) русской буквой ( Аз — анализатор зрительный).

На, первом году жизни возраст овладения умением считается нормальным, если он соответствует табличному плюс-минус 15 дней. Например: ребёнок в три месяца должен уметь лежать на животе, опираясь на предплечья; развитие этого умения будет считаться своевременным, если оно произошло с двух мес. 16 дней до трех мес. 15 дней жизни.

Нервная система с одной стороны, осуществляет координацию физиологических и метаболических процессов, происходящих в различных тканях, органах и системах, а с другой — при ее посредстве устанавливается связь организма в целом с окружающей средой. Интенсивность развитие нервной системы в период младенчества способствует тому, что ребенок делает огромный скачок в нервно-психическом развитии. Темп развития нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни

Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам (утраивается к 3 годам) и к году составляет 1/11-1/12 от массы тела, масса спинного мозга удваивается- к 10 месяцам (утраивается к 3-5 годам).

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов (стойкие пожизненные автоматизмы, транзиторные рудиментарные рефлексы, автоматизмы, только появляющиеся). Основная часть рефлексов новорожденных угасает к 3 месяцам (лишь несколько из них — к 4-6 месяцам).

В связи с развитием мозжечка развиваются моторные функций, а значит, совершенствуется координация движений.

Условные рефлексы формируются с трудом, в первое время основным таким рефлексом является пищевая доминанта (плачущий ребенок в положении при кормлении грудью успокаивается). Дифференцировка условных рефлексов обычно начинается с конца 2-го — начала 3-го месяца жизни. По мере роста и развития появляется множество условных рефлексов, что проявляется в различных эмоциях детей при общении с ними. Следует отметить, что характерным свойством условных связей, образующихся у детей, является их прочность и скорость образования. К 6 месяцам уже возможно образование условных рефлексов со всех воспринимающих органов (глаза, уши, нос, кожа).

Эмоции новорожденного исключительно отрицательны по своему характеру, однообразны (крик) и всегда рациональны, так как служат надежным сигналом любого неблагополучия как во внутренней, так и во внешней для ребенка среде. Примерно с 6 недель формируется начало улыбки, с 9 до 12 недель к улыбке присоединяется смех и общее двигательное оживление со вскидыванием ручек, перебиранием ножек, радостным повизгиванием. Приближение незнакомого человека к ребенку

4-5 мес вызывает сначала прекращение движений и гуления, широкое открытие глаз, часто открывание рта (ориентировочная реакция)

В возрасте около 5 мес ребенок узнает мать среди других людей. После 6-7 мес формируется активная познавательная деятельность ребенка, он непрерывно манипулирует с предметами и игрушками. В это время существенно обогащается лепет и возникает сенсорная речь, т.е. понимание значения отдельных слов, произносимых взрослыми.

После 9 мес эмоциональная жизнь ребенка существенно обогащается, усиливается и проявление эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на разных людей очень дифференцированы. Возникает робость и стеснительность.

Сенсорная речь после 9 месяцев обогащается настолько, что может использоваться для организации действий ребенка. Он может понимать запрет и другие простые инструкции. Формируется и настоящая, т.е. моторная речь.

Основные критерии (линии) развития.

Аз — анализатор зрительный.

Ас — анализатор слуховой.

До — движения общие.

Др — движения руки.

Ра — речь активная.

Рп — речевые понимания,

И — игра и действия с предметом.

НПР — нервно-психическое развитие.

Формулы НПР детей 1-го года жизни.

мес. — Аз Ас До Э Ра.

мес. — Ас Аз До Э Ра.

мес. — Аз До Э Др.

мес. — Аз Ас Э До Др Ра Н.

мес. — Аз Ас Др Ра Н Э До.

мес. — Ас Др До Ра Н.

мес. — Др До Рп Ра Н.

мес. — Э Др До Р Рп Ра Н.

мес. — Э Ас Др До Рп Ра Н.

мес.- Э Др До Рп Ра Н.

11мес — Э Др До Рп Ра Н.

12 мес — Э Аз Др До Рп Ра Н.

| следующая лекция ==>
Физическое развитие детей грудного возраста | Массаж и гимнастика

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Нервная система с одной стороны, осуществляет координацию физиологических и метаболических процессов, происходящих в различных тканях, органах и системах, а с другой — при ее посредстве устанавливается связь организма в целом с окружающей средой. Интенсивность развитие нервной системы в период младенчества способствует тому, что ребенок делает огромный скачок в нервно-психическом развитии. Темп развития нервной системы происходит тем быстрее, чем меньше ребенок. Особенно энергично он протекает в течение первых 3 месяцев жизни

Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам (утраивается к 3 годам) и к году составляет 1/11-1/12 от массы тела, масса спинного мозга удваивается- к 10 месяцам (утраивается к 3-5 годам).

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов (стойкие пожизненные автоматизмы, транзиторные рудиментарные рефлексы, автоматизмы, только появляющиеся). Основная часть рефлексов новорожденных угасает к 3 месяцам (лишь несколько из них — к 4-6 месяцам).

В связи с развитием мозжечка развиваются моторные функций, а значит, совершенствуется координация движений.

Условные рефлексы формируются с трудом, в первое время основным таким рефлексом является пищевая доминанта (плачущий ребенок в положении при кормлении грудью успокаивается). Дифференцировка условных рефлексов обычно начинается с конца 2-го — начала 3-го месяца жизни. По мере роста и развития появляется множество условных рефлексов, что проявляется в различных эмоциях детей при общении с ними. Следует отметить, что характерным свойством условных связей, образующихся у детей, является их прочность и скорость образования. К 6 месяцам уже возможно образование условных рефлексов со всех воспринимающих органов (глаза, уши, нос, кожа).

Эмоции новорожденного исключительно отрицательны по своему характеру, однообразны (крик) и всегда рациональны, так как служат надежным сигналом любого неблагополучия как во внутренней, так и во внешней для ребенка среде. Примерно с 6 недель формируется начало улыбки, с 9 до 12 недель к улыбке присоединяется смех и общее двигательное оживление со вскидыванием ручек, перебиранием ножек, радостным повизгиванием. Приближение незнакомого человека к ребенку

4-5 мес вызывает сначала прекращение движений и гуления, широкое открытие глаз, часто открывание рта (ориентировочная реакция)

В возрасте около 5 мес ребенок узнает мать среди других людей. После 6-7 мес формируется активная познавательная деятельность ребенка, он непрерывно манипулирует с предметами и игрушками. В это время существенно обогащается лепет и возникает сенсорная речь, т.е. понимание значения отдельных слов, произносимых взрослыми.

После 9 мес эмоциональная жизнь ребенка существенно обогащается, усиливается и проявление эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на разных людей очень дифференцированы. Возникает робость и стеснительность.

Сенсорная речь после 9 месяцев обогащается настолько, что может использоваться для организации действий ребенка. Он может понимать запрет и другие простые инструкции. Формируется и настоящая, т.е. моторная речь.

Основные критерии (линии) развития.

Аз — анализатор зрительный.

Ас — анализатор слуховой.

До — движения общие.

Др — движения руки.

Ра — речь активная.

Рп — речевые понимания,

И — игра и действия с предметом.

НПР — нервно-психическое развитие.

Формулы НПР детей 1-го года жизни.

мес. — Аз Ас До Э Ра.

мес. — Ас Аз До Э Ра.

мес. — Аз До Э Др.

мес. — Аз Ас Э До Др Ра Н.

мес. — Аз Ас Др Ра Н Э До.

мес. — Ас Др До Ра Н.

мес. — Др До Рп Ра Н.

мес. — Э Др До Р Рп Ра Н.

мес. — Э Ас Др До Рп Ра Н.

мес.- Э Др До Рп Ра Н.

11мес — Э Др До Рп Ра Н.

12 мес — Э Аз Др До Рп Ра Н.

| следующая лекция ==>
Физическое развитие детей грудного возраста | Массаж и гимнастика

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Для оценки нервно-психического развития ребенка от 3 до 7 лет обычно пользуются данными наблюдений за его поведением во время различных режимных моментов. При этом учитываются следующие ведущие показатели:

* моторное развитие и зрительная координация (равновесие в ходьбе, статическое равновесие, прыжки и т. д.);
* развитие речи (звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов, пересказы и т. д.);
* познавательная деятельность (количество и счет, величина, ориентировка во времени и пространстве, конструирование, воспроизведение, ощущение цвета, формирование обобщений);
* социально-культурное развитие (культурно-гигиенические навыки, самостоятельность, трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими).

Для оценки нервно-психического развития дошкольников и школьников применяются специальные тесты, таблицы, шкалы и анкетирование.

Уровень нервно-психического развития принято оценивать по 4 группам развития, три из которых — варианты нормального развития, а четвертая — развитие, пограничное с нормой.

* 1 -я группа — дети с развитием в пределах нормы или опережающие развитие по одному или нескольким показателям.
* 2-я группа — дети с задержкой в развитии на 1 эпикризный срок (до года — на 1 месяц, до 2 лет — на 3 месяца, до 3 лет — на 6 месяцев) и дети с негармоничным развитием по одному или нескольким показателям.
* 3-я группа — дети с задержкой на 2 эпикризных срока и дети с негармоничным развитием (часть показателей ниже на 1, а часто на 2 эпикризных срока).
* 4-я группа — дети с задержкой на 3 эпикризных срока.

Кроме того, выделяют три степени задержки нервно-психического развития:

* I степень — по 1—2 показателям;
* II — по 3—4 показателям;
* III — по 5—7 показателям.

Таким образом, оценивать нервно-психическое развитие ребенка рекомендуется по следующей схеме:

* его уровень по ведущим линиям развития, характерным для данного возраста;
* соответствие или несоответствие уровня нервно-психического развития ребенка данному возрасту с учетом групп развития и степени задержки;
*оценка динамики развития ребенка по сравнению с предыдущим уровнем, наличие или отсутствие индивидуальных особенностей.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ № 13 I к.

Цель занятия:

— дать студентам представление о нервно-психическом развитии детей старше 1 года жизни

Студент должен знать:

— основные показатели нервно-психического развития детей разных возрастных периодов

— основные этапы формирования психического развития ребенка

Студент должен уметь:

— определить качественно-количественную оценку развития детей 1-2-3 года жизни

Вопросы для самоподготовки:

1) Критерии оценки психомоторного развития детей.

2) Количественно-качественная оценка уровня развития детей по К.Л.Печоре.

3) Показатели НПР на втором году жизни.

4) Показатели НПР на третьем году жизни.

5) Показатели НПР на четвертом году жизни.

6) Показатели НПР на пятом году жизни.

7) Показатели НПР на шестом, седьмом году жизни. Показатели НПР на первом году жизни, их динамика.

Литература для подготовки:

Основная:

1. Шабалов Н.В. Педиатрия.

2. Капитан Т.В. Пропедевтика детского возраста с уходом за детьми.

3. Учебно-методическое пособие на кафедре.

4. Лекции, прочитанные на кафедре.

Дополнительная:

  1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней

Контроль знаний: устный опрос

Уровни и методы оценки психомоторного развития Для оценки психомоторного развития выделяют 2 уровня — психический и моторный. В психическом развитии учитываются развитие речи и социальная адаптация. В моторном развитии выделяются общая моторная деятельность и ручная умелость. Психомоторное развитие учитывается при состоянии здоровья ребенка до 6 лет жизни в следующие возрастные интервалы: 1) до 1 года — 1 раз в месяц; 2) до 3 лет — 1 раз в 3 месяца; 3) с 3 до 6 лет — 1 раз в 6 месяцев. После проведенного обследования ребенка указывается соответствие психомоторного развития возрасту или задержка, опережение. Обычно уточняется, по каким подуровням и на сколько возрастных интервалов имеется задержка или опережение психомоторного развития. Степень психомоторного развития позволяет определить наблюдение за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Оценку психомоторного развития проводят эмпирическим методом, табличным, центильным. При оценке эмпирическим методом психомоторного развития учитываются основные показания нервно-психического развития.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.
Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.
В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.
Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.
Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.
Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

Основными задачами контроля за НПР ребенка являются:

1. определение уровня НПР;

2. наблюдение в динамике за изменением НПР;

3. своевременная корректировка НПР.

Методологической основой контроля за НПР по Щелованову является опора на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка:

1. Необыкновенно быстрый темп развития требует быстрой смены условий воспитания и, следовательно, частого проведения контроля (на l-м году — ежемесячно, на 2-м году — 1 раз в квартал, на 3-м году — 1 раз в полгода, с 4-х лет — 1 раз в год). Таким образом, эпикризные сроки (э. с.) контроля НПР:

1-й год жизни: 1 месяц .. 12 месяцев. Основной показатель для фельдшера — положительная динамика.

2. В связи с тем, что ребенок — существо «биосоциальное», контроль за НПР должен быть комплексным, с обязательным учетом состояния здоровья, анамнеза, поведения и т. п.

3. Ребенок развивается гетерохронно, т. е. неравномерно.

Средний мед. работник при оценке НПР смотрит в эпикризный срок, те линии (показатели), которые к этому моменту развиваются наиболее интенсивно, т. е. ведущие линии.

Количественная оценка НПР детей:

· до месяца оцениваются отдельные анализаторы: СА, ЗА, ДА; группы развития не определяются у новорожденного ребенка;

§ от l-го месяца до трех лет (по четырем группам развития);

§ от 4 до 7 лет и старше (без отклонений; с отклонениями: соматовегетативного, эмоционального или психомоторного характера).

Группы развития не определяются у новорожденного ребенка.

При задержке в развитии ребенка в возрасте 1 месяца за эпикризный срок принимают 10 дней.

Эпикризный срок — это период в жизни ребенка, за который, он приобретает новые навыки, то есть интервал времени, за который могут произойти существенные изменения в НПР ребёнка первого года жизни. На первом году жизни один эпикризный срок составляет 1 месяц. На втором году жизни — З месяца. С двух до трех лет — 6 месяцев. И с четырехлетнего возраста эпикризный срок соответствует одному году.

Линия развития — это существенный показатель НПР, который формируется в более или менее одинаковом периоде времени и поэтому может быть использован как критерий оценки НПР.

Он обычно обозначается большой (или большой и маленькой) русской буквой ( Аз — анализатор зрительный).

На, первом году жизни возраст овладения умением считается нормальным, если он соответствует табличному плюс-минус 15 дней. Например: ребёнок в три месяца должен уметь лежать на животе, опираясь на предплечья; развитие этого умения будет считаться своевременным, если оно произошло с двух мес. 16 дней до трех мес. 15 дней жизни.

По мере взросления у ребенка появляются внешние и внутренние изменения, связанные с процессами роста, физическим и эмоциональным развитием.

Нервно-психическое развитие детей – это одно из внутренних изменений, связанных с формированием процессов нервной деятельности малыша.

Нервно-психическое развитие ребенка

В процессе анализа и оценки умственного и психического развития ребенка необходимо учитывать ряд фактов и моментов, связанных с биологическими и индивидуальными особенностями.

Психическое развитие детей раннего возраста

Младенец, только принесенный из роддома, большую часть времени находится в состоянии сна или дремоты, иногда даже не просыпаясь в необходимое для кормления время. Если переместить новорожденного, положив его на бок, он рефлекторно принимает позу эмбриона, сжимая ножки и ручки и подтягивая их к животу. Психическое развитие ребенка в возрасте нескольких месяцев со дня рождения – это такие вызванные врожденные рефлексы, как сосательный, ротовой, поисковый, спинальный. Со временем развиваются хватательный рефлекс, рефлекс ползания и опоры.

Специфика психического развития заключена в наблюдении за тем, как постепенно формируются навыки у малыша. Например, на первых неделях жизни возникает рефлекс подготовки к кормлению и вырабатывается условный рефлекс поворота головы, если к кроватке подходит кто-то из взрослых.

Оценка нервно-психического развития в возрасте 3-х месяцев складывается из наблюдений за тем, насколько малыш активен, какой промежуток времени между кормлением он находится в состоянии бодрствования. В этот период кроху уже начинает узнавать близких, гулит, улыбается. При этом увеличивается количество целенаправленных движений – он устойчиво держит головку, тянется ручками к интересующему его предмету. В положении лежа на животе появляется рефлекс Ландау – малыш приподнимает голову, опираясь на руки выравнивает верхнюю часть тельца.

Нервно-психическое развитие детей до года обусловлено быстрым развитием и ростом. В шесть месяцев кроха уже достаточно осмысленно наблюдает за передвижением взрослых, эмоционален и подвижен. Период бодрствования увеличивается до 8-10 часов, при этом сон днем сокращается до 2- раз.

При этом у психически здорового малыша продолжают активно формироваться сложные поведенческие рефлексы. Дети в возрасте полугода ворочаются в кроватке, переворачиваясь с боку на бок. Приобретенный в раннем возрасте рефлекс Ландау принимает другую форму – лежа на животе, малыш может уже не только держать голову, но и сгибать и разгибать ножки.

Одной из особенностей психического развития у детей раннего возраста, становятся потребность в общении. Со временем, малыш начинает понимать речь взрослого человека, различает тембр мамы и папы, с удовольствием тянет навстречу вашим рукам свои ручки, требуя, чтобы на него обратили внимание.

В возрасте до года, малыш начинает познавать мир, с удовольствием вслушивается в сказанные вами слова, начинает подражать им, агукая и гуля. Общение играет важную роль в психическом развитии детей до года. К году малыш должен уже понимать вашу речь, говорить некоторые несложные фразы, свободно стоять на ногах, уверенно ползать.

Задержка психического развития у детей

Если у вашего малыша замечено замедление темпов роста некоторых функциональных особенностей, соответствующих его возрасту – мышления, памяти, внимания или координации, у него однозначно отмечается кризис в психическом развитии. В раннем возрасте это может быть выявлено в процессе тестирования малыша у врача-психотерапевта, однако и дома вы можете сами определить, развивается ли ребенок.

Очень часто особенности психического развития детей, связанные с задержками, путают с умственной отсталостью, поэтому заметив хоть некоторые симптомы заболевания, поспешите на прием к специалисту. Обратите внимание на ряд случаев, которые могут свидетельствовать о возникновении недуга:

  • Нерешительность и скрытность;
  • Излишняя замкнутость и нелюдимость;
  • Отставание от сверстников в совершении каких-то элементарных действий, связанных с моторикой или мышлением;
  • Агрессивность по отношению к сверстникам или членам семьи;
  • Позднее физическое развитие – поздно начинает держать голову, делать первые шаги, говорить;
  • Нарушения в эмоциональной и волевой сфере. Ребенок не умеет держать себя в руках, нервничает, капризничает.

В каждом индивидуальном случае определить насколько правильны или нет ваши сомнения относительно задержки психического развития у ребенка, сможет только врач.

Нервно-психическое развитие ребенка

Основные закономерности психического развития ребенка

Для того чтобы обеспечить должную профилактику развития и не допустить задержки психического развития необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Обязательное посещение врача в соответствии с графиком. Дети с задержкой психического развития идут по индивидуальному графику, с обязательным посещением невролога.
  2. Должны быть опробованы и использованы все методы и способы развития интеллектуальных особенностей ребенка, особое внимание уделено роли игры в психическом развитии ребенка;
  3. Обязательное наблюдение за детьми, имеющими факторы риска. Для этого врач невролог прописывает схему, разъясняющую этиологию нервных нарушений;
  4. При каждом выявленном нарушении или отклонении в психическом развитии детей дошкольного возраста обязательным является полное выполнение мероприятий, коррекционных мер и назначений специалиста.

Анализ нервно психического развития детей путем оценки. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста такими являются способности малыша адаптироваться в коллективе, устанавливать со сверстниками дружеские отношения. В младших классах ребенок должен выполнять простейшие учебные требования, проявлять самостоятельность в решении школьных задач.

Стратегия исследования психического развития ребенка должна быть выработана у каждого родителя. Если вы не владеете информацией о том, как должен развиваться ребенок эмоционально, соответственно своего возраста, проконсультируйтесь у специалиста.

Доктор Комаровский: оценка психического развития ребёнка

Категория: Манипуляции в педиатрии

Ребёнок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые можно подразделить на 3 категории: стойкие пожизненные автоматизмы; рефлексы, отражающие специфические усло­вия, в которых находится ребёнок на данном промежутке физического развития и которые впоследствии исчезают; реф­лексы, или автоматизмы, которые ещё только начинают проявляться и поэтому не всегда выявляются сразу после рождения.

Показатели нервно-психического развития детей 1-го года жизни (по К. Фрухту)

Возраст Зрительная ориентация А.З.(Аз) слуховая ориентация А.С. (Ас) Эмоции (Э) Движение руки (Д.Р.) Движение общее (Д.О.) Понимаемая речь (Р.П.) Активная речь (Р.А.) Новые умения, навыки (Н)
1 месяц плавное прослеживание движения предмета прислушивается у звуку голоса первая улыбка в ответ на разговор лёжа на животе пытается поднять и удержать голову
2 месяца длительное зрительное сосредоточение на предмете ищущие повороты головы при длительном звуке быстрый ответ улыбкой лёжа на животе поднимает и непродолжительно удерживает голову произносит отдельные звуки
3 месяца зрительное сосредоточение в вертикальном положении комплекс оживления на общение с ним случайно наталкивается руками (над грудью) на игрушку лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке в подмышках крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах
4 месяца узнаёт мать находит глазами невидимый источник звука громко смеётся в ответ на обращение к нему рассматривает и захватывает висящую игрушку гулит придерживает руками грудь или бутылочку
5 месяцев отличает близких от чужих узнаёт голос матери и отца, различает строгую и ласковую интонацию чётко берёт игрушку из рук взрослых и удерживает её долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот. Ровно и устойчиво стоит при поддержке в подмышках подолгу певуче гулит ест с ложки
6 месяцев по разному реагирует на своё и чужое время свободно берёт игрушки из разных положений переворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки, и подползает произносит отдельные слоги снимает с ложки губами
7 месяцев стучит, размахивает игрушками ползает на вопрос «где?» находит взглядом предмет подолгу лепечет пьёт из чашки
8 месяцев движение руки с игрушкой сам садится, ложится, сидит, встаёт. опускается, переступает на вопрос «где?» находит много предметов, выполняет различные действия пьёт из чашки
9 месяцев плясовые движения пирамиды, кубики, то есть совершенствование движений переходит от предмета к предмету знает своё имя слоги спокойно относится к высаживанию на горшок
10 месяцев входит на невысокую поверхность и сходит с неё
11 месяцев стоит самостоятельно, делает самостоятельные шаги первые «дай», «на», «ав», «па»
12 месяцев узнаёт на фотографии знакомых переносит действия с одного предмета на другой ходит самостоятельно без опоры понимает без показа название предметов, «нельзя», имена
  1. Тульчинская В. Д., Соколова Н. Г., Шеховцова Н. М Сестринское дело в педиатриии. Серия ‘Медицина для вас’. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  2. Бисярина В.П. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологическими особенностями детского возраста — Москва: Медицина, 1981.
Ссылка на основную публикацию