Обучение детей с задержкой психического развития

Алёна Рогалёва
студентка факультет информатики, математики и физики
С.В. Сидоров
кандидат педагогических наук, доцент

Шадринский государственный педагогический университет

Статья опубликована в сборнике: Педагогическая и гуманитарная сферы: история и современность. – Шадринск : ШГПУ, 2019.
Наше общество включает различные категории людей, от нормально развивающихся до людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Каждая из этих групп имеет право на образование. До сегодняшнего времени школы разделялись на спецшколы и школы для нормально развивающихся детей. Не так давно в Российской Федерации ввели инклюзивное образование (совместное образование нормально развивающихся и детей с ОВЗ). Данное образование помогает детям с инвалидностью включиться в общество и обществу принять таких людей. Возникает множество споров о данном нововведении, кто-то за, кто против. В большинстве случаев данная программа преимущественна только для детей с ОВЗ: более высокий уровень социальных взаимоотношений с нормально развивающимися сверстниками, улучшается компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидами, дети с ОВЗ имеют более насыщенную учебную программу и т.д.

Хочется более углублённо разобраться в вопросе воспитания и образования детей с задержкой психического развития (ЗПР). Процент детей с ЗПР растёт с каждым годом, но это не значит, что они не имеют право на образование и не нуждаются в нём. Диагноз ЗПР ставится детям до 12-13 лет. Это замедление различных психологических функций таких, как восприятие, мышление, способность запоминать и обрабатывать информацию [1].

Выделим основные требования к педагогическому процессу в условиях инклюзии [1]:

  • обучение соответствует уровню конкретного школьника,
  • индивидуальный подход и обучение в малых группах,
  • многозадачность процесса обучения,
  • вовлеченность и участие близких родственников,
  • регулярный контроль динамики состояния.

Работу педагога определяют типы данной патологии.

  1. Церебрально-органическая патология отличается самым неблагоприятным прогнозом, Затрудняется обучение из-за психоэмоциональной незрелости. Присутствует нарушение восприятия информации, заторможенности мыслительных реакций, безразличия к окружающему миру. Обучение заключается в устранении патологий нервной системы.
  2. Соматогенная задержка определяется задержкой психофизического развития. При обучении дети неуверенные, испытывают страх, нарушено развитее межличностных связей. Обучение заключается в поощрение, развивая уверенность, помогая в социальной адаптации. Одновременно проводятся занятия ЛФК для стимулирования физического развития.
  3. Психогенная задержка формируется вследствие психологических травм и приводит к нарушению психических реакций. Обучение основано на получение новых знаний, улучшении нервно-психических функций и развитии интеллекта.
  4. Конституционная патология определяется невнимательностью, внушаемостью, сложностью сосредоточиться на определённой задаче, уроке. Обучение основывается на выработке усидчивости, внимания [2].

Обучение детей с ЗПР может проходить в специализированных заведениях и массовых школах. Специализированные заведения относятся к 7 типу коррекционного учреждения. Они дают начальное и общее образование. Как и во всех других типах коррекционных учреждений, набор классов ведётся по вынесенным диагнозам медицинской комиссии и с разрешения родителей.

В одном классе (группе) может быть не более 12 детей, так как необходим личностный подход к каждому из учащихся. Обучение проходит по таким же учебникам, что и в общеобразовательных школах, их материал сокращают и упрощают для лучшего усваивания.

Дети с ЗПР быстро устают, материал усваивается только первые 20 минут, дальше наступает утомляемость. Для более эффективного обучение педагогу следует использовать дополнительные дидактические материалы, приводить примеры и аналогии, чтобы заинтересовать учащихся. Требуется уделять внимание отдельно каждому ученику, выяснять какие трудности возникли, и решать их.

Особенностью коррекционно-развивающего обучения является его многопрофильность и многозадачность [3], ведь кроме общеобразовательной программы педагоги и медики проводят индивидуальные занятия, чтобы выяснить причину отставания в развитии, провести коррекцию и отследить динамику.

В массовых школах дети с ЗПР составляют самую многочисленную группу среди учеников с ОВЗ. Зачастую отношение к ним как к более лёгкой инклюзивной группе приводит к пренебрежению создания нужных условий для их обучения.

В развитии дети с ЗПР различаются. Есть дети, которые при специальной поддержке на равных обучаются с нормально развивающимися сверстниками, а есть, те которым всё же необходима коррекционная помощь. При поступлении таких детей в школу мы можем проследить различные варианты их развития:

  • ребёнок развивается, приближаясь к возрастной норме, и обучается в обычной среде, но ещё требуется наблюдение за его успеваемость, поведением, адаптацией и своевременная психолого-педагогическая поддержка;
  • средняя ступень развития ребёнка: он не приближается по уровню развития к возрастным нормам, но наблюдается перспектива сближения в условиях специального обучения;
  • ребёнок не приближается к возрастным нормам развития и вероятность сближения осуществима только при специально организованном обучении [2].

Из вышеперечисленных вариантов развития детей с ЗПР в условиях инклюзии рекомендуется обучаться только тем, чей уровень развития близок возрастной норме.

Итак, инклюзивная форма обучения предполагает, что ребёнок с ЗПР получает образование, сопоставимое по конечному уровню с образованием нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. При этом обязательным является создание адекватных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей детей, помощь в формировании полноценной жизненной компетенции.

Определение понятия «задержка психического развития»
и клинико-психолого-педагогическая характеристика детей

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников.
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.
Специальное комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной специальной психологии в 60—70-е гг. Это было вызвано потребностями школьной практики, когда в связи с переходом на новые усложненные программы резко возросли образовательные проблемы у стойко неуспевающих школьников.
К этому времени был накоплен значительный опыт дифференциальной диагностики и обобщен зарубежный опыт изучения и обучения школьников этой категории.

Изучение (Т. А. Власовой, В. И. Лубовским) зарубежного опыта исследований детей, испытывающих трудности в обучении в школе, показало, что однозначной трактовки сущности и причин этих затруднений нет. В США, Англии, Германии эта категория детей обозначалась как Поделись с друзьями

Определение понятия «задержка психического развития»
и клинико-психолого-педагогическая характеристика детей

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников.
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.
Специальное комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной специальной психологии в 60—70-е гг. Это было вызвано потребностями школьной практики, когда в связи с переходом на новые усложненные программы резко возросли образовательные проблемы у стойко неуспевающих школьников.
К этому времени был накоплен значительный опыт дифференциальной диагностики и обобщен зарубежный опыт изучения и обучения школьников этой категории.

Изучение (Т. А. Власовой, В. И. Лубовским) зарубежного опыта исследований детей, испытывающих трудности в обучении в школе, показало, что однозначной трактовки сущности и причин этих затруднений нет. В США, Англии, Германии эта категория детей обозначалась как Поделись с друзьями

Количество часов: 36-72

Обучение детей с задержкой психического развития

Выдаваемые документы: удостоверение установленного образца

Форма обучения: Дистанционная, Очная

Ближайшие даты обучения: 22.03.2021, 05.04.2021

(36 часов – 2 и 3 модули; 72 часа с 1 по 4 модуль)

Программа содержит следующие разделы:

Модуль 2
Создание условий для получения образования обучающимися с ЗПР. Психологические основы организации и осуществления коррекционной помощи ребенку с ЗПР. Особые образовательные потребности детей с ЗПР. Особенности организации образования детей с ЗПР: охранительный режим и специальная организация работы в классе. Специальные образовательные условия: предметно-пространственные и социально-дидактические характеристики адаптивной среды. Основные направления психолого-педагогического сопровождения образования детей с ЗПР. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе. Особенности взаимодействия с родителями детей, воспитывающими детей с ОВЗ.

Модуль 3
Адаптированные образовательные программы для детей с ЗПР. ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ЗПР при реализации требований ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС НОО, ФГОС ООО. Особенности АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1 и 7.2): система оценки, предметная и коррекционно-развивающая область, программа коррекционной работы, результаты освоения. Локальная нормативная документация образовательной организации при обучении детей с ЗПР.

Модуль 4
Методические (педагогические) подходы к обучению детей с задержкой психического развития. Специальные подходы к организации учебного процесса. Коррекционная направленность урока: средства, методы и технологии коррекционно-развивающей работы. Требования к использованию общепедагогических методов обучения и воспитания в образовании детей с ЗПР. Содержание работы по формированию жизненных компетенций. Формирование и развитие универсальных учебных действий у детей с ЗПР.

Ссылка на основную публикацию