Основные признаки физического развития подростка

Конспект урока

Физическая культура, 5 класс

Урок №4. Основные показатели физического развития

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Понятие «Физическое развитие».
  2. Основные показатели физического развития.
  3. Способы измерений, применяемые для определения уровня физического развития.
  4. Сравнение индивидуальных показателей физического развития со средними стандартными показателями для учащихся 5 класса.

Глоссарий по теме:

Физическое развитие – это процесс изменения форм (длина и масса тела) и функций организма (дееспособность основных систем организма) человека под влиянием условий внешней среды и процесса воспитания.

Длина тела – расстояние от стоп (расположенных в горизонтальном положении) до макушки головы. Измеряется в сантиметрах.

Масса тела – один из ведущих показателей здоровья и физического развития. Измеряется в килограммах

Окружность грудной клетки – это линия, охватывающая туловище человека на уровне нижнего края лопаток сзади и середины грудины – спереди. Измеряется в сантиметрах.

Средние показатели физического развития – это усреднённые показатели длины, массы тела и окружности грудной клетки у людей в различном возрасте.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Основная литература:

Физическая культура. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. П. Матвеев. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 112 с.: ил. (страницы 9-10)

Дополнительная литература:

  1. Если мы – мальчишки, то мы – богатыри. – М.: ОНИКС, 2012. – 64 с., ил.
  2. Залесский, М.З. Как стать сильным /М.З. Залесский. – М.: РОСМЭН, 2000. – 128 с., ил.
  3. Качур, Е. Если хочешь быть здоров /Е. Качур. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 68 с., ил.
  4. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

  1. Официальный сайт – https://medelement.com/page/view/p/3

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Жизнь любого живого организма, в том числе и человека, сопровождается постепенными изменениями размеров и состава тела, а также способностью приспосабливаться к условиям жизни и деятельности.

Каждый день с момента рождения с телом происходят разные превращения:

  • изменяется длина рук, ног, размер головы;
  • становятся крупнее и крепче кости, увеличивается размер мышц;
  • укрепляются все системы организма, человек становится сильнее, выносливее.

Человек приобретает возможность выполнять всё большее количество движений.

Изменение характеристик человеческого тела называется физическим развитием.

О состоянии своего физического развития можно узнать по показателям окружности грудной клетки, осанке, росте (длине) и весе (массе) тела.

Рост (длина тела) измеряется с помощью приспособления, которое называется ростомер. Ростомер – это планка со шкалой в виде линейки. Для измерения роста необходимо встать спиной к планке. Прижать к планке пятки, таз и спину в области лопаток. Ноги должны быть выпрямлены, голова ровно, взгляд направлен вперёд. Рост измеряется в сантиметрах.

Вес (масса тела) измеряется с помощью напольных весов. Напольные весы – это небольшая платформа со специальным устройством для определения массы тала и электронным дисплеем, на котором отображается масса человека. Масса измеряется в килограммах.

Окружность грудной клетки измеряется с помощью сантиметровой ленты. Лента размещается вокруг грудной клетки: сзади – под нижними краями лопаток, спереди – по средней части грудной клетки.

В таблице представлены средние показатели величин длины, массы тела и окружности грудной клетки для детей, обучающихся в 5 классе.

Основные признаки физического развития подросткаКто такие подростки? Каковы особенности физического развития подростков? На что должны обратить внимание родители подростков? Давайте выясним это.

В подростковый возраст, который еще часто называют переходным возрастом, девочки вступают в 9-10 лет, а мальчики чуть позже – в 11-12 лет. Собственно подростками девочки являются примерно до 13 лет, а мальчики до 15, т.е. около трех лет. Но также подростками часто называют юношей или девушек, еще не достигших 16-18 лет, – возраста, когда завершается формирование пропорций тела, рост и окостенение скелета. В общей сложности период с 10-12 до 16-18 лет принято называть периодом полового созревания.

Что же происходит с организмом ребенка в подростковом возрасте?

Физическое развитие девочек и мальчиков происходит несколько разными темпами. До 13-14 лет девочки значительно опережают мальчиков в росте, весе, у них быстрее увеличивается грудная клетка, однако после 14 лет все показатели развития выше у мальчиков. К 14-15 годам и у мальчиков, и у девочек заканчивается формирование вторичных половых признаков.

В среднем за период полового созревания масса тела подростков увеличивается на 34 кг у юношей и 25 кг у девушек, рост – на 35 см и 25 см соответственно. За всеми этими внешними изменениями стоит напряженная деятельность всех органов и систем организма.

Формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем в подростковом возрасте еще продолжается. Отсюда характерная неуклюжесть и угловатость подростков, резкие перепады настроения, частые жалобы подростков на общую слабость или даже на сердце. Но это совершенно нормально, поскольку не все системы организма развиваются равномерно и, например, увеличение массы сердечной мышцы (миокарда) может немного отставать от увеличения общей массы тела подростка.

В среднем, в состоянии покоя пульс пятнадцатилетнего подростка равен 70 уд./мин. у мальчиков и 72 уд./мин. у девочек. Уже к 18 годам пульс подростка приближается к показателям взрослого человека: 62 уд./мин. у юношей и 70 уд./мин. у девушек. Артериальное давление у подростков семнадцати лет также приближается к «взрослым» показателям и составляет 120/65 и 115/60 у юношей и девушек соответственно.

Физическое развитие подростка оказывает огромное влияние также на его социальное и личностное развитие. Ведь акселерация, т.е. ускорение роста и развития подростков по сравнению с предыдущими поколениями, рождает определенные противоречия между физической и социальной зрелостью.

Например, ранее, в 30 — 40-е годы ХХ века, наступление половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности и самостоятельной жизни, а на сегодняшний день уже полностью физически и психически сформировавшиеся 17-18-летние юноши и девушки все еще остаются на положении детей.

Современные подростки редко занимаются физическим трудом или спортом, практически не выполняют никаких домашних обязанностей, не чувствуют ответственности за свои поступки. Отсюда: слабое здоровье, инфантильность, лень. Поэтому подросткам очень нужна помощь – помощь любящих и заботливых родителей, которые помогут им полноценно развиваться и войти во взрослую жизнь.

Социальная ситуация развития

Подростковый период — период завершения детства и плавного перехода к взрослости. Данный период совпадает с хронологическим возрастом с 10–12 лет до 17–19 лет, хотя в настоящее время некоторые ученые выделяют его вплоть до 23 лет. Мы будем разделять подростковость на младший этап (с 5 по 9 класс) и старший этап (10–11 класс), который характеризуется выбором жизненного пути и профессии.

Социальная ситуация на первый взгляд остается прежней: ребенок-подросток продолжает жить в той же семье, ходит часто в ту же школу, он окружен теми же сверстниками, т.е. внешние обстоятельства жизни могут ничем не отличаться от условий жизни прошлого периода. Меняется лишь внутренняя позиция ребенка, формируются новые ценности, подросток по-новому начинает относиться к себе и от этого меняется его отношение к окружению — к семье, к школе, к сверстникам. Сравнение себя с взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый.

Поэтому у подростка впервые возникает чувство взрослости — стремление быть и считаться взрослым, действовать, как взрослый, желание показать свою взрослость, чтобы ее признавали окружающие.

Это чувство возникает на основании:

  • Сдвигов в физическом развитии и половом созревании;
  • Растущей самостоятельности;
  • Результатов сравнения себя с взрослыми — между подростком и взрослым больше сходств, чем различий.

Представление о том, что «я уже не ребенок» — центральное новообразование подросткового периода. Однако подросток еще не может быть полностью самостоятельным и действительно взрослым. Он ощущает, что его взрослость еще не совсем «подлинная», подросток чувствует неуверенность в своей новой позиции, которую отстаивает. Складывается несоответствие между осознанием себя взрослым, и объективным положением ребенка зависимого от родителей. У подростка нет возможности включиться в настоящую взрослую жизнь «на равных». Именно это противоречие и пытается преодолеть подросток. Он стремится выстроить свои отношения с окружающими по-новому, согласно своему представлению о себе и мире.

Физические изменения и их влияние

Процесс физических изменений, возникающих при вступлении в подростковый возраст, называется — пубертат или период полового созревания. Этот процесс контролируется гормонами, синтезируемыми эндокринными железами, которые постоянно поступают в кровь. Резкое увеличение их выработки происходит в возрасте около 11 лет у девочек и 12–13 лет у мальчиков, хотя существуют значительные вариации в несколько лет (разница наступления пубертата между детьми одного школьного класса может быть до 5 лет). Заканчивается этот период у девушек к 16–17 годам, у юношей к 18–19 годам.

Биологическими признаками этого периода является: заметное ускорение темпов роста, быстрое развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков, таких как волосяной покров на теле, увеличение мышечной и жировой массы тела, рост гениталий, ломка голоса у мальчиков. Женский пубертат обычно начинается с развития груди и бурного роста тела, и только после этого наступает менархе (научное понятие, означающее первую менструацию, которая происходит в 12–13 лет). Первым признаком пубертата у мальчиков является увеличение яичек, появление лобковых волос и увеличение пениса. В среднем в возрасте 13,5 лет происходит спермархе (первая эякуляция). Бурный рост мальчиков начинается позже, чем у девочек и представляет собой более интенсивный и длительный процесс.

Основные признаки физического развития подросткаЦифрами указан диапазон начала наступления и завершения процесс. Цветовой градацией указана их продолжительность.

Интенсивный рост тела, обычно сопровождается неуклюжестью и неловкостью. Подросток словно заново учится управлять своим «новым» телом. В некоторой степени неуклюжесть вызвана тем, что интенсивный рост не всегда симметричен, поэтому одна нога или рука может быть временно длиннее, чем другая. Интенсивный рост сопровождается повышенным аппетитом, организм требует питательные вещества, необходимые для стремительных преобразований.

Высокая скорость, с которой происходят физиологические перемены, вызывает повышенный интерес к своей внешности, требуя осознания и принятия нового телесного «Я». Подростки постоянно сравнивают себя с другими людьми и с выдуманным идеалом. Обнаруживаемые различия ведут к росту озабоченности своим внешним видом, различия вызывают тревожность и неуверенность в себе. Мальчики обычно озабочены низким ростом и недостаточным развитием мускулатуры, а девочки — излишним весом и высоким ростом. Преждевременное половое развитие может вызвать некоторые преходящие трудности у подростков. Обладая взрослым телом, но детским сознанием, они не могут еще соответствовать определенным социальным ожиданиям.

Слишком быстрое или слишком медленное развитие, резкое отличие от сверстников, несовпадение своего физического «Я» с эталонами красоты — эти факторы имеют громадное значение для самооценки подростков. Подростки значительно чаще, чем люди других возрастов, становятся жертвами синдрома дисморфофобии. Это убежденность в наличии конкретного физического недостатка, когда некоторые несовершенства или особенности внешности превращаются в бред мнимого уродства (узкий лоб, нос искривлен «как у Бабы-яги», неправильная форма лица и т. д.)

В подростковом возрасте часто чередуются периоды повышенной активности — значительного роста энергии (повышенная возбудимость, шумливость, неусидчивость) и периодов повышенной утомляемости — снижение работоспособности и продуктивности (увеличивается число ошибочных действий, подросток не может стоять прямо, постоянно стремится на что-либо опереться, жалуется на отсутствие сил).

В целом, пубертат (половое созревание) и его гормональные влияния воздействуют на эмоциональное состояние подростков — перепады настроения и его неустойчивость. Однако биологические факторы не являются для подростков судьбоносными, и объяснять ими все особенности данного возрастного этапа не правильно. На поведение подростков влияют также социальная и экономическая среда, обстановка в семье и школе, отношения со сверстниками, социальные сети, мода и культура, внутренние факторы и индивидуальные особенности развития.

Как помочь ребенку преодолеть с пользой этот период? Ответ вы найдете в нашей статье о принципах развития ребенка в подростковый период.

Основные признаки физического развития подросткаКто такие подростки? Каковы особенности физического развития подростков? На что должны обратить внимание родители подростков? Давайте выясним это.

В подростковый возраст, который еще часто называют переходным возрастом, девочки вступают в 9-10 лет, а мальчики чуть позже – в 11-12 лет. Собственно подростками девочки являются примерно до 13 лет, а мальчики до 15, т.е. около трех лет. Но также подростками часто называют юношей или девушек, еще не достигших 16-18 лет, – возраста, когда завершается формирование пропорций тела, рост и окостенение скелета. В общей сложности период с 10-12 до 16-18 лет принято называть периодом полового созревания.

Что же происходит с организмом ребенка в подростковом возрасте?

Физическое развитие девочек и мальчиков происходит несколько разными темпами. До 13-14 лет девочки значительно опережают мальчиков в росте, весе, у них быстрее увеличивается грудная клетка, однако после 14 лет все показатели развития выше у мальчиков. К 14-15 годам и у мальчиков, и у девочек заканчивается формирование вторичных половых признаков.

В среднем за период полового созревания масса тела подростков увеличивается на 34 кг у юношей и 25 кг у девушек, рост – на 35 см и 25 см соответственно. За всеми этими внешними изменениями стоит напряженная деятельность всех органов и систем организма.

Формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем в подростковом возрасте еще продолжается. Отсюда характерная неуклюжесть и угловатость подростков, резкие перепады настроения, частые жалобы подростков на общую слабость или даже на сердце. Но это совершенно нормально, поскольку не все системы организма развиваются равномерно и, например, увеличение массы сердечной мышцы (миокарда) может немного отставать от увеличения общей массы тела подростка.

В среднем, в состоянии покоя пульс пятнадцатилетнего подростка равен 70 уд./мин. у мальчиков и 72 уд./мин. у девочек. Уже к 18 годам пульс подростка приближается к показателям взрослого человека: 62 уд./мин. у юношей и 70 уд./мин. у девушек. Артериальное давление у подростков семнадцати лет также приближается к «взрослым» показателям и составляет 120/65 и 115/60 у юношей и девушек соответственно.

Физическое развитие подростка оказывает огромное влияние также на его социальное и личностное развитие. Ведь акселерация, т.е. ускорение роста и развития подростков по сравнению с предыдущими поколениями, рождает определенные противоречия между физической и социальной зрелостью.

Например, ранее, в 30 — 40-е годы ХХ века, наступление половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности и самостоятельной жизни, а на сегодняшний день уже полностью физически и психически сформировавшиеся 17-18-летние юноши и девушки все еще остаются на положении детей.

Современные подростки редко занимаются физическим трудом или спортом, практически не выполняют никаких домашних обязанностей, не чувствуют ответственности за свои поступки. Отсюда: слабое здоровье, инфантильность, лень. Поэтому подросткам очень нужна помощь – помощь любящих и заботливых родителей, которые помогут им полноценно развиваться и войти во взрослую жизнь.

На подростковый возраст приходится активный рост и изменение пропорций тела, связанное с гормональной перестройкой организма. Стремительно меняющийся физический облик и в целом внешний вид становится предметом исследования, подражания и особой заботы подростка. Все мальчики и девочки оценивают собственные признаки мужественности и женственности через сравнение себя с другими подростками. В норме усвоение мужских и женских ролей происходит через оформление внешнего поведения и внутреннего духовного статуса мужчины и женщины, ориентировки на их профессиональные виды деятельности.

Физическое развитие этого возраста связано с экспериментированием со своим телом и (иногда) проявлением дисморфобии — навязчивого страха телесного уродства или дефекта. Сомнения и тревоги по поводу своего будущего облика проявляются у ребенка раздражительностью, сочинительством небылиц, манерой одеваться. Средством успокоения для подростка обычно выступает конформистская тенденция одеваться, как все в референтной (значимой для человека) группе («социальная мимикрия»). Стремление влиять на облик своего тела проявляется в том, что молодые люди начинают посещать спортивные секции или тренажерные залы, следить за своим питанием, прибегать к разного рода диетам, пластическим операциям.

Проблемы биологического созревания могут проявляться в специфическом сексуальном поведении (пубертатная мастурбация, сексуальные игры, начало половой жизни). Повышается интенсивность полового влечения, которое спадает к 17—18 годам. Этот период жизни называют периодом подростково-юношеской гиперсексуальности, а сам подростковый период развития иногда называют пубертатным возрастом или возрастом полового созревания. Экспериментирование со своим телом осложняется крайне неподготовленным сознанием отрока.

В связи с телесными изменениями чувствования подростка становятся острыми, прикосновениям придается особый смысл. Ценятся прикосновения привлекательных для подростка лиц, и наоборот, чужеродные прикосновения вызывают сильные отрицательные эмоции, физическое напряжение. Взрослым важно правильно выбирать дистанцию в ситуации общения с подростком, рефлексировать на реакцию ребенка в случае прикосновения к нему.

Изменение запаха тела подростка в этом возрасте побуждает их иначе следить за собой и принюхиваться к запахам других людей. Особым образом встает вопрос воспитания гигиены тела. Для некоторых подростков запах может стать точкой стабильности в сохранении представлений о себе физическом. Поэтому они редко моются, отказываются переодевать одежду, подстригаться (чаще это встречается у мальчиков). Косвенные методы воспитания, а не прямые указания на неопрятность, помогают подростку пережить это тревожное для него время. Из консультативной практики психолога приведем пример. Мама, у которой стали возникать конфликты с сыном по вопросам гигиены, однажды пожаловалась ему, как ей было неприятно стоять в автобусе рядом с молодым человеком, от которого дурно пахло потом. Кроме того, мама высказала сожаление, что навряд ли этот парень понравится какой-нибудь девушке. Такое непрямое (по отношению к сыну) высказывание мамы, отражающее ее отношение к социальному поведению других людей, позволило за один раз решить возникшие проблемы с сыном.

Каковы основные признаки физического развития подростка

Ответы и объяснения 1

Физическое развитие человека — явление сложное, слагающееся из многих элементов. При массовом исследовании, имеющем целью изучение уровня физического развития практически здоровых детей и подростков, обучающихся в школе, необходимо выбрать некоторый минимум важнейших итоговых признаков, поддающихся количественному учёту при помощи простых и точных приёмов исследования. Такими признаками являются рост (стоя и сидя), вес и окружность грудной клетки.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Другие предметы.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

В данном разделе публикуются вопросы и ответы на них к непопулярным предметам.

Сколько было сказано и написано про особенности подросткового возраста, но, тем не менее, этот период жизни остается самым загадочным и непредсказуемым. Попробуем кратко охарактеризовать этот отрезок жизни, чтобы понять, почему так происходит.

Основные признаки физического развития подростка

Подростковый возраст и его особенности

Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем.

Ребенок достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения.

Половое созревание, характеризующее данный возраст, сопровождается ускорением физиологического и социально-психологического развития, изменениями характера, поведенческих реакций, восприятия мира в целом.

Основные признаки физического развития подростка

Анатомо – физиологические особенности подростков

Подростковый период характеризуется, прежде всего, физическими изменениями – меняются пропорции тела подростка, его рост и вес. Рост тела происходит несоразмерно – сначала размеров взрослого человека достигает голова, руки и ноги, а затем туловище. Это провоцирует внутренний конфликт и непринятие себя подростком.

Отмечается быстрое развитие мышечной системы, что отрицательно сказывается на сердечно-сосудистой системе. Перепады тонуса, сосудистого и мышечного, приводят к быстрой утомляемости и резкой смене эмоционального состояния у подростков. Такие сбои наблюдаются и в других органах: сердце, легких, нарушается кровоснабжение мозга.

Стремительный рост органов и тела обусловлен влиянием половых гормонов. Этот процесс характеризуется появлением вторичных половых признаков.

Основные признаки физического развития подростка

Психологические особенности подросткового возраста

Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.

Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.

В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.

Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.

Основные признаки физического развития подростка

Поведенческие особенности подросткового возраста

Для подросткового возраста характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает острый интерес. С одной стороны, подросток стремится к независимости, а с другой — испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками. Он находится на границе между детством и взрослостью.

Подростку свойственна реакция эмансипации – желание вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от наставничества и контроля со стороны старшего поколения. Но он не хочет стопроцентного освобождения, более того, боится этого, поскольку осознает, что пока не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно.

В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе. Иногда случаются конфликты между сверстниками. У мальчиков это происходит по причине соревнования за лидерство – кто более сильный, умный, физически развитый и т. д. У девочек конфликты бывают на фоне соперничества за внимание со стороны противоположного пола.

Основные признаки физического развития подростка

Для того чтобы пережить возрастные особенности подростков наиболее благоприятно, на волне взаимопонимания и согласия, необходимо реализовать следующие задачи:

  1. Окружить любовью и взаимопониманием своего ребенка.
  2. Позволить ребенку быть независимым в принятии решений.
  3. Уважать выбранную им позицию.
  4. Ограничения должны быть четко высказанными, понятными для подростка, связаны с ценностями или со значением для его дальнейшей жизни.
  5. Установить ненавязчивое общение с ребенком, пояснить ему, что этот трудный период закончится, оказывать поддержку. Следует попытаться стать для него другом и советчиком.

Таким образом, зная об особенностях этого эмоционально, физиологически и психологически тяжелого периода, ребенку будет проще его пережить, а взрослым легче находить общий язык со своим чадом, помочь преодолеть эту ступеньку, сохранив доверительные отношения.

Подростковый возраст. Сергиенко Е.А.

Подростково-юношеский возраст (от 14 до 18 лет) характеризуется рядом анатомо-физиологических особенностей, обусловленных энергичной нейроэндокринной перестройкой.

В этом возрасте усиливается функциональная активность передней доли гипофиза, щитовидной, половых желез, благодаря чему происходят половое созревание, бурный рост и развитие организма в целом, особенно костно-мышечной системы. Наиболее важное значение для этих процессов имеют половые гормоны и гормон щитовидной железы, продуцируемые под влиянием гормонов передней доли гипофиза.

Ускоренный рост подростков

Ускорение роста начинается: у девочек в 11-13 лет, у мальчиков — в 13-15. Вследствие этого рост девочек 11-13 лет обычно выше роста мальчиков того же возраста. После 13-14 лет темп роста девочек значительно замедляется, а у мальчиков становится более интенсивным, и к 15-16 годам рост мальчиков значительно выше, чем девочек. Начавшееся в пубертатном периоде ускорение роста у мальчиков происходит более равномерно и продолжается дольше, чем у девочек (до 18- 19 лет).

Костная система подростков

Развитие организма — сложный биологический процесс, он характеризуется не только количественным нарастанием массы тела, но и качественными изменениями, структурной дифференцировкой органов и тканей, в том числе и костей. Каждому возрастному периоду соответствует определенная степень дифференцировки костно-хрящевой ткани — появление точек окостенения, образование синостозов между диафизами и эпифизами трубчатых костей. Поэтому на основании появления точек окостенения и синостозов, что определяется при рентгенографическом исследовании, может быть установлено соответствие биологического развития возрасту подростка.

В период пубертатного ускорения роста возникают временные диспропорции в росте костной и мышечной ткани, обусловливающие некоторое нарушение координации движений (неуклюжесть, угловатость), которые после 15-летнего возраста постепенно сглаживаются благодаря усилению и улучшению нервной регуляции движений.

Сердечно-сосудистая система подростков

Наиболее существенные особенности присущи сердечно-сосудистой и нервной системам подростка. В этом возрасте происходит значительное усиление темпов роста сердца во всех направлениях, интенсивно нарастают его размеры в 14-15 лет — резко увеличиваются масса органа, объем полостей; наиболее интенсивно увеличивается левый желудочек. Существенно изменяется гистоструктура миокарда, увеличивается поперечник мышечного волокна, уменьшается количество сосудов на единицу площади миокарда и др. Особенностью подросткового возраста является несинхронность развития отдельных сердечных структур, что приводит к временному несоответствию между функционально важными элементами: бурным развитием миокарда и закончившимся формированием нервных приборов сердца, емкостью сердца и клапанными устьями, емкостью сердечных полостей и просветом сосудов. Комплекс морфоструктурных изменений происходит на фоне интенсивной эндокринной перестройки, неустойчивости регуляторных механизмов, что лежит в основе нередко возникающих в этом возрасте морфологических и функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы, вариантов развития сердца. К ним относятся: изменение конфигурации и размеров сердца (юношеская гипертрофия, малое сердце, митральная конфигурация), неорганические нарушения сердечного ритма, темпа и проводимости, транзиторное повышение артериального давления, неорганический систолический шум и др.

Статьи по теме:

  • Нормы физического и психического развития детей 0-5 лет
  • Лечебная физкультура и закаливание детей
  • Лечебная физкультура и массаж при сколиозе и плоскостопии у школьников
  • Гиперактивность у детей
  • Полезные закуски и напитки для детей

Нервная система подростков

Подростковому возрасту свойственно снижение порога возбудимости центральной нервной системы, следствием чего является повышенная реактивность, часто неадекватность реакций характеру и силе воздействия, выраженная неустойчивость вегетативной нервной системы. Корковая нейродинамика подростков отличается преобладанием возбудительных процессов над тормозными, поэтому особенности поведения подростков часто характеризуются выраженной эмоциональностью, эффективностью.

В подростковом возрасте значительно усилен обмен веществ, особенно белковый, характерен положительный азотистый баланс, что связано с усиленными процессами роста и развития тканей.

Особенности секреторно-моторной функции желудка у подростков

Определенные особенности присущи и функции желудка. Значительная вегетативная неустойчивость обусловливает выраженную лабильность его секреции. Диапазон колебаний общей кислотности и свободной соляной кислоты в норме у подростков очень велик, что снижает диагностическое значение этого показателя при патологических состояниях. Все же подросткам чаще свойственны гиперсекреция и гиперхлоргидрия натощак и в фазе «последовательной секреции». Моторная функция желудка усилена с отчетливой тенденцией к спастическим состояниям, особенно в области пилорического отдела. Эти возрастные особенности секреторно-моторной функции желудка создают благоприятные предпосылки для развития выраженных функциональных и патологических его изменений.

Приведенные особенности развития организма подростка определяют специфику его реакций на различные внешние условия, в том числе и на профессионально-производственные факторы.

Каковы основные признаки физического развития подростка

Ответы и объяснения 1

Физическое развитие человека — явление сложное, слагающееся из многих элементов. При массовом исследовании, имеющем целью изучение уровня физического развития практически здоровых детей и подростков, обучающихся в школе, необходимо выбрать некоторый минимум важнейших итоговых признаков, поддающихся количественному учёту при помощи простых и точных приёмов исследования. Такими признаками являются рост (стоя и сидя), вес и окружность грудной клетки.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Другие предметы.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

В данном разделе публикуются вопросы и ответы на них к непопулярным предметам.

Основные признаки физического развития подростка

Родители могут помочь своему чаду, если будут знать нормативы развития здорового человека. Зная их, можно внести необходимые коррективы в детский рацион.

Наш эксперт – врач-педиатр Марина Волкова.

Младший школьный возраст

Ускорение роста у девочек наступает после 6 лет, у мальчиков первое ускорение роста приходится на возраст около 5 лет.

Чем помочь

Обеспечить ребенку полноценное питание, богатое витаминами и микроэлементами, с достаточным количеством белковых блюд.

Для роста костей особенно полезны кальций, содержащийся в молочных и кисломолочных продуктах, и фосфор, которого много в рыбе.

Виды спорта с интенсивной нагрузкой на позвоночник в этом возрасте могут стать причиной замедления роста, гораздо полезнее гармоничные виды спорта – игровые и плавание.

Подростковый период: перестройка организма и половое созревание

Повышение скорости роста у мальчиков достигает максимума в возрастном интервале от 13,5 до 15,5 лет, а затем резко замедляется, причем, если в младшем школьном возрасте рост увеличивался за счет вытяжения нижних конечностей, то между 14 и 15 годами ноги перестают расти и наступает пик скорости роста туловища. Ежегодные прибавки составляют 10–12 см, подростки за этот период набирают почти 25% своего взрослого роста. К 15–17 годам, когда длина тела и ног достигает размеров взрослого человека, темпы физического развития несколько снижаются.

В конце этого возрастного периода быстрое увеличение роста заканчивается как у мальчиков, так и у девочек: средний возраст прекращения роста у девочек составляет 16,25 года, а у мальчиков – 17,75. После 15 лет у девочек масса тела нарастает больше, чем увеличивается рост. Этот процесс связан в первую очередь с увеличением массы мышц, развитием костей скелета, увеличением подкожной жировой клетчатки.

После 15 лет интенсивно развиваются мелкие мышцы, совершенствуются двигательные реакции, точность и координация мелких движений, развивается чувство пространственных и мышечных ощущений. При этом временно нарушается гармоничность движений, что проявляется угловатостью, резкостью, неловкостью. Интенсивно возрастает мышечная сила, максимум увеличения которой наступает примерно через 1,5 года после достижения максимального роста. Рост мышц и увеличение мышечной силы интенсивнее происходят у мальчиков, что связано с влиянием андрогенов (мужских половых гормонов).

Чем помочь

Питание в этом возрасте должно быть интенсивным, полноценным, с большим количеством белка, кальция и фосфора.

Возможны занятия интенсивной физической нагрузкой, они способствуют развитию скелета и нарастанию мышц, однако должны сочетаться с равномерным и полноценным отдыхом, релаксацией.

Полезны занятия танцами, плаванием, теннисом и другими видами физической нагрузки, тренирующими координацию движений.

Читайте также:
От чего зависит рост ребенка и можно ли на него повлиять?
Почему ребёнок медленно растёт и как ему помочь
Сладости делают людей ниже. От чего ещё зависит рост?

Половое созревание имеет свои критические возрастные точки, различные у мальчиков и девочек. В среднем в 12–14 лет у девочек наступают первые менструации, но регулярный менструальный цикл в норме устанавливается примерно в течение года. К 15–16 годам вторичные половые признаки у девушек полностью развиваются, однако гормональный фон и репродуктивная функция яичников еще не такие, как у женщин зрелого возраста.

Половое созревание у мальчиков начинается в среднем на 1,5–2 года позже, чем у девочек. Первый признак – оволосение на лобке, затем мутация голоса, изменение формы и увеличение хрящей гортани, рост волос на лице. С 11 лет начинается увеличение яичек, что является первым признаком начала полового созревания, в 12–13 лет происходит увеличение длины и диаметра полового члена. К 16–17 годам размеры наружных половых органов становятся такими же, как у взрослых.

Чем помочь

В 10–11 лет девочку желательно показать детскому гинекологу, чтобы убедиться в гармоничности развития, а с наступлением менструаций важно научить правильной интимной гигиене.

В 12–13 лет мальчика можно сводить к детскому андрологу или детскому хирургу, который подтвердит правильное развитие половых органов, исключит наличие крипторхизма, фимоза и других отклонений в половом развитии.

Смена зубов. К концу подросткового периода присутствуют уже все постоянные зубы, за исключением третьего коренного («зуба мудрости»), который появляется позже.

Чем помочь

Важно следить за правильной сменой и развитием постоянных зубов у ребенка в это время, регулярно посещая стоматолога. Если есть необходимость, заняться исправлением прикуса – потом это будет сделать гораздо труднее.

Научить правильному уходу за ротовой полостью.

Обеспечить питание с достаточным содержанием кальция, который является строительным материалом для зубов, и фтора, предохраняющего от развития кариеса.

Развитие печени. Ее масса увеличивается к 16–17 годам в 10 раз, причем у девочек печень достигает максимального размера к 14–15 годам, а у мальчиков – к 15–16. Работа всей пищеварительной системы отличается большей, чем у взрослых, изменчивостью, поджелудочная железа работает более интенсивно.

Чем помочь

Питание должно быть щадящим, с минимумом острых, жареных, консервированных блюд.

Полезно принимать пищу регулярно, 4–5 раз в день, в одно и то же время, чтобы не вызвать обострений со стороны пищеварительных органов.

Ссылка на основную публикацию