Особенности детей среднего дошкольного возраста

Консультация для родителей средней группы «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста»

Цель: Познакомить родителей с возрастными нормами развития детей 4-5 лет. Расширить знания родителей характерных особенностях детей, присущих данному возрасту. Дать рекомендации по воспитанию детей.

Теперь кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте, но и через рассказ.

Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу.

Благодаря вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира «здесь и сейчас». Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут и т.п. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.
Четырехлетний ребенок часто задает вопрос: «Почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений и прежде всего причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.
Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг с другом», — не вводя понятие статического электричества. Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию. Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаключения. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка. Затем сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: «Так это что, все будет вниз падать, если его отпустить?».
Внимательно выслушивайте все рассуждения и не торопитесь вносить в них свои корректив. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать. Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.
У некоторых детей негромкая речь «для себя» — так называемое «приборматывание» по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте, еще сохраняется. Она помогает малышу организовать и спланировать свою деятельность. Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы.
Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок четырех лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры — например, замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т.п. Игра в бытовую ситуацию — поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи — воспроизводит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.
Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.
В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие герои.

Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообразной одежды, перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предметы, которые можно использовать для игры в «волшебный мир». Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью). В целом четырехлетка — жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.

Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дадут воспитатели. Например, дети не хотят играть с девочкой, которую постоянно ругают за то, что она медленно есть, хотя это обстоятельство не имеет отношения к ее возможностям как игрового партнера.
Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка, а не ему самому, и только «с глазу на глаз», а не при всех.

Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом появляются первые друзья — те, с кем у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание.

Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий:
Дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие
Сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют сами дети.
Характер исполнения роли также определяется детьми: «Ты будешь дочка. Ты не хочешь есть суп. А я тебя буду ругать!». Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им свои сюжеты. Развивающий потенциал игры заключается именно в том, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность. В своих ролевых играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель и ткани, создавать домики, укрытия, «пещерки».

Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и «пикники». Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники красивые уголки природы. Выходите, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите «экскурсии» на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту и т.п.

После четырех с половиной лет многие начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.

Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом. Если малыш не захотел поделиться конфетами с другом, «пожадничал», он должен сам понять это, но ни в коем случае не обобщайте, не называйте его жадным.

Автор: Стыценко Светлана Вячеславна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ-детский сад №30
Населённый пункт: город Серпухов,Московская область
Наименование материала: статья
Тема: «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста»
Дата публикации: 15.02.2019
Раздел: дошкольное образование

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста.

(консультация для родителей)

Уважаемые родители! А знаете ли вы, особенности наших детей? Что

представляют собой дети в возрасте 4-5 лет?

Чтобы не навредить ребенку в его развитии, и раскрытию как личность,

нужно выяснить, какие на этом возрастном этапе «ранимые месте» в его

организме и постараться учитывать и не заглушать.

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп

развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей,

их возрастные особенности.

Именно об этом сейчас я коротко расскажу вам.

Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу детского сада.

Движения детей стали увереннее и разнообразнее.

перевозбуждении ребенка, попробуйте переключить его внимание на более

спокойное занятие. У детей активно проявляется общение со сверстниками.

активно стремятся к познаниям, интеллектуальному общению.

потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. У детей 4 – 5

лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию,

количеству ролей и ролевых диалогов. Игра продолжает оставаться основной

формой организации жизни детей.

творчества, рациональное размещение игрового оборудования.

Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться такие черты как некоторая

произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и

самостоятельности, попытки объяснить интересующие явления окружающей

жизни. Любознательность, потребность самостоятельности и активности, в

первую очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Вместе с тем

неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость,

конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми

ситуациями. На пятом году жизни активно проявляется стремление

детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне

удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в

содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся

более длительными и активными.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников со

взрослыми, ребята охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах

(совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но

наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному

общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей:

«Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка,

способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами

пробуждают интерес к окружающему миру. Нередко средний дошкольник

многократно обращается к взрослому с одними и теми же вопросами, и от

взрослого требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них

Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от

вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо,

без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к

детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с

детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую

познавательную активность в нужное русло, с другой — укрепляет доверие

дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к

старшим. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на

волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости,

негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными

словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к

негативным проявлениям в поведении ребенка. Следует обратить внимание

на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают

постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты

Внимательное, заботливое отношение взрослого к детям, умение

поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность,

организация разнообразной деятельности составляют основу правильного

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) происходят дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимы длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов.
Продолжает расширяться круг общения ребенка с миром взрослых и детей. Взрослый воспринимается им как образец, он берет с него пример, хочет во всем походить на него. В результате возникает противоречие между желаниями ребенка и его возможностями. Разрешается оно в самодеятельной игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности. Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность в этом возрасте.
Возникает и развивается новая форма общения со взрослым — общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. На ее основе (в первую очередь игры) формируется детское сообщество. На пятом году жизни ребенок постепенно начинает осознавать свое положение среди сверстников.
Возраст от 4 до 5 лет уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В среднем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.
Познавательное развитие продолжается по следующим направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представления и знания его о мире.
Формирование символической функции способствует становлению у детей внутреннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений, что позволяет им каждый день делать удивительные «открытия».
К 5 годам начинает формироваться произвольность — в игре, рисовании, конструировании и др. (деятельность по замыслу).
В среднем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к миру (природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличают целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание.

Базисные характеристики личности ребенка к концу возрастного периода
В среднем дошкольном возрасте (к 5 годам) складывается психологический портрет личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек» ), а также креативности.
Компетентность. Социальная компетентность ребенка к концу среднего дошкольного возраста характеризуется возросшим интересом и потребностью в общении, особенно со сверстниками, осознанием своего положения среди них. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие.
Интеллектуальная компетентность характеризуется прежде всего высокой мыслительной активностью. Пятилетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменениями в живой и неживой природе, происхождением человека и т.д.), профессиональной деятельностью взрослых. Ребенок владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности.
В области овладения родным языком для него характерны многообразные игры со звуками, рифмами, смыслами.
Физическая компетентность связана с возникновением интереса к выполнению необходимых гигиенических процедур, режиму дня, регулированию двигательной активности, совершенствованию движений.
Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которые лежат в основе нравственных поступков.
Произвольность проявляется в том, что ребенок начинает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, запомнить стихотворение, слова песни, правила игры и т.д.).
Креативность наиболее ярко проявляется в специфических видах детской деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке, музицировании, а также в речи. Ребенок может увидеть в одном и том же материале, его формах и линиях различные образы и отразить свое видение в рисунках, поделках из природного материала и т.д. Может использовать эти образы в игре, выразительном движении, при сочинении сказок. Получает особое удовольствие от экспериментирования с разными материалами, звуками, словами, в результате которого возникает оригинальный продукт.
Инициативность проявляется в выборе тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, вопросах и предложениях, с которыми он обращается к взрослому и сверстникам, организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.
Самостоятельность проявляется в элементарном самообслуживании (одевании, раздевании, умывании), выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными), организации предметной среды для самодеятельных игр, использовании имеющихся знаний и способов в разных продуктивных видах деятельности.
Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые поступки, выбирать ту или иную деятельность, ее средства, партнеров (как детей, так и взрослых), защищать свою позицию. Чувство свободы позволяет ребенку быть более открытым, эмоционально раскрепощенным.

Автор: Стыценко Светлана Вячеславна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ-детский сад №30
Населённый пункт: город Серпухов,Московская область
Наименование материала: статья
Тема: «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста»
Дата публикации: 15.02.2019
Раздел: дошкольное образование

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста.

(консультация для родителей)

Уважаемые родители! А знаете ли вы, особенности наших детей? Что

представляют собой дети в возрасте 4-5 лет?

Чтобы не навредить ребенку в его развитии, и раскрытию как личность,

нужно выяснить, какие на этом возрастном этапе «ранимые месте» в его

организме и постараться учитывать и не заглушать.

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп

развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей,

их возрастные особенности.

Именно об этом сейчас я коротко расскажу вам.

Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу детского сада.

Движения детей стали увереннее и разнообразнее.

перевозбуждении ребенка, попробуйте переключить его внимание на более

спокойное занятие. У детей активно проявляется общение со сверстниками.

активно стремятся к познаниям, интеллектуальному общению.

потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. У детей 4 – 5

лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию,

количеству ролей и ролевых диалогов. Игра продолжает оставаться основной

формой организации жизни детей.

творчества, рациональное размещение игрового оборудования.

Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться такие черты как некоторая

произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и

самостоятельности, попытки объяснить интересующие явления окружающей

жизни. Любознательность, потребность самостоятельности и активности, в

первую очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Вместе с тем

неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость,

конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми

ситуациями. На пятом году жизни активно проявляется стремление

детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне

удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в

содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся

более длительными и активными.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников со

взрослыми, ребята охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах

(совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но

наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному

общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей:

«Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка,

способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами

пробуждают интерес к окружающему миру. Нередко средний дошкольник

многократно обращается к взрослому с одними и теми же вопросами, и от

взрослого требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них

Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от

вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо,

без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к

детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с

детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую

познавательную активность в нужное русло, с другой — укрепляет доверие

дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к

старшим. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на

волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости,

негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными

словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к

негативным проявлениям в поведении ребенка. Следует обратить внимание

на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают

постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты

Внимательное, заботливое отношение взрослого к детям, умение

поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность,

организация разнообразной деятельности составляют основу правильного

Содержимое публикации

Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

Главное направления развития речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, освоении способов словообразования, взрыв словесного творчества. Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета («мяч — это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие лова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.).

Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, то есть все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

-неправильное произношение шипящих и сонорных звуков;

-недостаточно развитая интонационная выразительность;

-недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа). Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование, нарушают структуру и последовательность изложения, не могут вязать между собой предложения и части высказывания.

Речевой навык не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (прежде всего родителей), то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому очень важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Лучше обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере привлекайте внимание ребенка к окружающему.

Особенности детей среднего дошкольного возраста

Особенности детей среднего дошкольного возраста

Особенности детей среднего дошкольного возраста

Особенности детей среднего дошкольного возраста

Особенности детей среднего дошкольного возраста

Особенности детей среднего дошкольного возраста

Особенности детей среднего дошкольного возраста

Особенности детей среднего дошкольного возраста

Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста

И так, малышу уже 4 года. Много это или мало?

Как к нему относиться, чему учить, что требовать?

У родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возникает много вопросов. Попробуем ответить на некоторые из них.

И так, малышу уже 4 года. Много это или мало?

Как к нему относиться, чему учить, что требовать?

У родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возникает много вопросов. Попробуем ответить на некоторые из них.

С 4-5 лет начинается новый этап развития ребёнка – это этап становления личности. В этом возрасте ребенок уже стремится сам решать вопросы и задачи. Совсем недавно он прибегал к помощи родителей при решении любых своих трудностей. Вы постоянно слышали его просьбы помочь одеться, обуться, найти карандаши, сложить игрушки и т. д. А теперь вы чаще всего слышите: «Я сам! » Не стоит этого пугаться. Малыш не игнорирует вас, у него просто появилось свое мнение (по поводу одежды, игрушек, выбора фильма или книги). Родители должны научиться прислушиваться к мнению малыша, считаться с ним. Ведь ребенок хочет быть услышанным. Малыш готов с удовольствием помочь родителям в уборке дома или в мытье посуды и может выполнить одновременно 2-3 поручения сразу. Он многое может и умеет. К концу среднего дошкольного возраста уже заложен фундамент интеллекта.

Поэтому отметим одну из особенностей детей среднего возраста — стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых.

Вторая особенность малыша среднего возраста — ребенок начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. Ничто так не может научить ребенка, как собственный пример родителей. Грубость, жестокость, безразличие, неуважение к окружающим со стороны родителей абсолютно недопустимы. Никогда не выясняйте отношения в присутствии детей, не спешите с выводами в отношении наказания. Прежде чем наказывать или ругать, разберитесь в сути поступка. Ни в коем случае не срывайте на ребенке свое зло и не выплескивайте на него свой негатив! Дети всегда это чувствуют. Ни при каких обстоятельствах не допускайте лжи. Если вы что-либо пообещали малышу, то обязательно это сделайте. Но если вы не уверены, то лучше об этом промолчать. Вашему ребенку очень важны честность и доверие. Не ограждайте своего ребенка от всех проблем и душевных потрясений. Ведь малыш должен постепенно сам учиться разделять добро и зло, а взрослые должны лишь помочь ему правильно ориентироваться в жизни. Отсюда вытекает еще одна особенность — для детей среднего дошкольного возраста характерно наличие у ребёнка потребности в совместной деятельности со взрослыми.

У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и вы все больше и больше будете замечать, как от внутрисемейных отношений ваш малыш переходит к более широким отношениям с миром. Уже в 4 года он не может обходиться без сверстников. Вся жизнь малыша теперь в игре. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Играя, ребёнок учится сотрудничать и разрешать конфликты, пытаясь уладить недоразумения и ссоры. В игре формируется самооценка малыша. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка.

Не можем мы обойти стороной еще одну особенность детей среднего возраста — активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Возраст 4 — 5 лет – возраст «почемучек». И, конечно же, познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. Берегитесь, уважаемые родители! Ведь чтобы отвечать на вопросы ребенка, нужно много знать. А вопросы у детей порой возникают очень неожиданные.

На 4-5 году жизни развиваются творческие способности. И это еще одна особенность. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий. В нём появляются абстрактные понятия (счастье, добро, любовь). Ребёнок уже может чётко назвать своё имя, фамилию, свой возраст и даже адрес проживания. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Возрастает объем памяти, начинает развиваться образное мышление, увеличивается устойчивость внимания.

В среднем дошкольном возрасте ребёнок начинает напоминать «вечный двигатель». Сидит только тогда, когда что-то делает. Он может двигаться 24 часа в сутки, «исследуя» всё, что попадается на пути. Поэтому, дорогие мамочки и папочки, вам необходимо задуматься о безопасности своего растущего малыша. Выделим еще одну особенность среднего дошкольного возраста, появляющуюся как следствие развитого воображения — страхи. Средний дошкольный возраст – период расцвета страхов. Ребёнок боится сказочных персонажей, темноты, неприятных снов, собак, глубины. Их очень много, этих детских страхов. И к ним нельзя относиться пренебрежительно. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. И здесь, как и всегда, мы, взрослые, должны быть рядом, чтобы поддержать своего малыша.

Воспитание ребенка – процесс многогранный. В мире существует огромное количество пособий по вопросам воспитания. Но, к сожалению, ни одно из них не дает исчерпывающего ответа на все интересующие родителей вопросы. К тому же, каждый ребенок очень индивидуален. Педагоги могут ответить на вопросы воспитания лишь теоретически, а как правильно воспитать своего ребенка, знают только любящие родители.

Особенности детей среднего дошкольного возраста

Особенности детей среднего дошкольного возраста

Особенности детей среднего дошкольного возраста

Особенности детей среднего дошкольного возраста

Особенности детей среднего дошкольного возраста

Особенности детей среднего дошкольного возраста

Особенности детей среднего дошкольного возраста

Особенности детей среднего дошкольного возраста

Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста

И так, малышу уже 4 года. Много это или мало?

Как к нему относиться, чему учить, что требовать?

У родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возникает много вопросов. Попробуем ответить на некоторые из них.

И так, малышу уже 4 года. Много это или мало?

Как к нему относиться, чему учить, что требовать?

У родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возникает много вопросов. Попробуем ответить на некоторые из них.

С 4-5 лет начинается новый этап развития ребёнка – это этап становления личности. В этом возрасте ребенок уже стремится сам решать вопросы и задачи. Совсем недавно он прибегал к помощи родителей при решении любых своих трудностей. Вы постоянно слышали его просьбы помочь одеться, обуться, найти карандаши, сложить игрушки и т. д. А теперь вы чаще всего слышите: «Я сам! » Не стоит этого пугаться. Малыш не игнорирует вас, у него просто появилось свое мнение (по поводу одежды, игрушек, выбора фильма или книги). Родители должны научиться прислушиваться к мнению малыша, считаться с ним. Ведь ребенок хочет быть услышанным. Малыш готов с удовольствием помочь родителям в уборке дома или в мытье посуды и может выполнить одновременно 2-3 поручения сразу. Он многое может и умеет. К концу среднего дошкольного возраста уже заложен фундамент интеллекта.

Поэтому отметим одну из особенностей детей среднего возраста — стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых.

Вторая особенность малыша среднего возраста — ребенок начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. Ничто так не может научить ребенка, как собственный пример родителей. Грубость, жестокость, безразличие, неуважение к окружающим со стороны родителей абсолютно недопустимы. Никогда не выясняйте отношения в присутствии детей, не спешите с выводами в отношении наказания. Прежде чем наказывать или ругать, разберитесь в сути поступка. Ни в коем случае не срывайте на ребенке свое зло и не выплескивайте на него свой негатив! Дети всегда это чувствуют. Ни при каких обстоятельствах не допускайте лжи. Если вы что-либо пообещали малышу, то обязательно это сделайте. Но если вы не уверены, то лучше об этом промолчать. Вашему ребенку очень важны честность и доверие. Не ограждайте своего ребенка от всех проблем и душевных потрясений. Ведь малыш должен постепенно сам учиться разделять добро и зло, а взрослые должны лишь помочь ему правильно ориентироваться в жизни. Отсюда вытекает еще одна особенность — для детей среднего дошкольного возраста характерно наличие у ребёнка потребности в совместной деятельности со взрослыми.

У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и вы все больше и больше будете замечать, как от внутрисемейных отношений ваш малыш переходит к более широким отношениям с миром. Уже в 4 года он не может обходиться без сверстников. Вся жизнь малыша теперь в игре. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Играя, ребёнок учится сотрудничать и разрешать конфликты, пытаясь уладить недоразумения и ссоры. В игре формируется самооценка малыша. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка.

Не можем мы обойти стороной еще одну особенность детей среднего возраста — активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Возраст 4 — 5 лет – возраст «почемучек». И, конечно же, познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. Берегитесь, уважаемые родители! Ведь чтобы отвечать на вопросы ребенка, нужно много знать. А вопросы у детей порой возникают очень неожиданные.

На 4-5 году жизни развиваются творческие способности. И это еще одна особенность. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий. В нём появляются абстрактные понятия (счастье, добро, любовь). Ребёнок уже может чётко назвать своё имя, фамилию, свой возраст и даже адрес проживания. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Возрастает объем памяти, начинает развиваться образное мышление, увеличивается устойчивость внимания.

В среднем дошкольном возрасте ребёнок начинает напоминать «вечный двигатель». Сидит только тогда, когда что-то делает. Он может двигаться 24 часа в сутки, «исследуя» всё, что попадается на пути. Поэтому, дорогие мамочки и папочки, вам необходимо задуматься о безопасности своего растущего малыша. Выделим еще одну особенность среднего дошкольного возраста, появляющуюся как следствие развитого воображения — страхи. Средний дошкольный возраст – период расцвета страхов. Ребёнок боится сказочных персонажей, темноты, неприятных снов, собак, глубины. Их очень много, этих детских страхов. И к ним нельзя относиться пренебрежительно. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. И здесь, как и всегда, мы, взрослые, должны быть рядом, чтобы поддержать своего малыша.

Воспитание ребенка – процесс многогранный. В мире существует огромное количество пособий по вопросам воспитания. Но, к сожалению, ни одно из них не дает исчерпывающего ответа на все интересующие родителей вопросы. К тому же, каждый ребенок очень индивидуален. Педагоги могут ответить на вопросы воспитания лишь теоретически, а как правильно воспитать своего ребенка, знают только любящие родители.

Содержимое публикации

Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста.

Главное направления развития речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, освоении способов словообразования, взрыв словесного творчества. Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета («мяч — это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие лова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.).

Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, то есть все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

-неправильное произношение шипящих и сонорных звуков;

-недостаточно развитая интонационная выразительность;

-недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа). Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование, нарушают структуру и последовательность изложения, не могут вязать между собой предложения и части высказывания.

Речевой навык не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (прежде всего родителей), то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому очень важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Лучше обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере привлекайте внимание ребенка к окружающему.

Автор: Стыценко Светлана Вячеславна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ-детский сад №30
Населённый пункт: город Серпухов,Московская область
Наименование материала: статья
Тема: «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста»
Дата публикации: 15.02.2019
Раздел: дошкольное образование

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста.

(консультация для родителей)

Уважаемые родители! А знаете ли вы, особенности наших детей? Что

представляют собой дети в возрасте 4-5 лет?

Чтобы не навредить ребенку в его развитии, и раскрытию как личность,

нужно выяснить, какие на этом возрастном этапе «ранимые месте» в его

организме и постараться учитывать и не заглушать.

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп

развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей,

их возрастные особенности.

Именно об этом сейчас я коротко расскажу вам.

Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу детского сада.

Движения детей стали увереннее и разнообразнее.

перевозбуждении ребенка, попробуйте переключить его внимание на более

спокойное занятие. У детей активно проявляется общение со сверстниками.

активно стремятся к познаниям, интеллектуальному общению.

потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. У детей 4 – 5

лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию,

количеству ролей и ролевых диалогов. Игра продолжает оставаться основной

формой организации жизни детей.

творчества, рациональное размещение игрового оборудования.

Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться такие черты как некоторая

произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и

самостоятельности, попытки объяснить интересующие явления окружающей

жизни. Любознательность, потребность самостоятельности и активности, в

первую очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Вместе с тем

неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость,

конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми

ситуациями. На пятом году жизни активно проявляется стремление

детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне

удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в

содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся

более длительными и активными.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников со

взрослыми, ребята охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах

(совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но

наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному

общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей:

«Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка,

способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами

пробуждают интерес к окружающему миру. Нередко средний дошкольник

многократно обращается к взрослому с одними и теми же вопросами, и от

взрослого требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них

Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от

вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо,

без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к

детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с

детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую

познавательную активность в нужное русло, с другой — укрепляет доверие

дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к

старшим. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на

волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости,

негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными

словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к

негативным проявлениям в поведении ребенка. Следует обратить внимание

на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают

постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты

Внимательное, заботливое отношение взрослого к детям, умение

поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность,

организация разнообразной деятельности составляют основу правильного

Особенности детей среднего дошкольного возрастаРазвитие ребёнка в дошкольном возрасте – один из основных моментов формирования личности.

В этот период закладываются основные качества личности.

Особенности развития дошкольников по возрастам

В дошкольном возрасте ребёнок сталкивается со стремительным расширением границ своего мира и отношений людей. У него появляются социальные обязанности, он осваивает новые виды деятельности.

У малыша пробуждается стремление к самостоятельности и участию во взрослой жизни. В результате этого ребёнка начинает занимать игра, в которой он копирует действия взрослых. Также им обретается определённая самостоятельность, но постоянно мягко контролируемая родителями.

Младший

Особенности детей среднего дошкольного возрастаПериод длится с 3 до 4 лет. На этот возраст приходится первый личностный кризис, при которым малыш начинает отстаивать понятие «Я сам».

Отмечается три основных вида деятельности:

  • игра;
  • рисование;
  • конструирование.

Обратите внимание! У ребёнка наблюдается достаточная согласованность мотивов и желаний. Поведение начинает становиться несколько соответствующим определённым правилам и выбранным образцам.

Средний

Период с 4 до 5 лет. Возрастает потребность в общении не только в кругу семьи, но и со сверстниками для выстраивания социальных связей и механизмов. На этом фоне повышаются познавательные навыки и формируется основное проявление характера.

Ребёнок отстаивает свою самостоятельность, переставая строго соблюдать правила, устанавливаемые взрослыми. Основным средством для общения и построения социальных связей становится речь. Творческие способности ребёнка активизируются и становятся более выраженными.

Старший

Особенности детей среднего дошкольного возрастаПериод с 5 до 7 лет, в который, кроме окончательного формирования основных черт характера, появляется и умение скрывать их при необходимости, хотя и не совершенное.

Словарный запас ребёнка резко расширяется, а мышление становится образным.

Важно! Детям требуется поддержка родных, к которым они сильно привязаны, и слова которых воспринимают как чистую истину. От этого родителям при общении с малышом следует правильно подбирать слова.

Ребёнок уже точно разделяет первичные и вторичные потребности и выбирает то, что для него является наиболее ценным. Активно формируется интерес к коллективной работе и получению новых знаний.

Что должен знать дошкольник и ведущие виды деятельности

Основными видами деятельности детей дошкольного возраста являются:

  • игровая;
  • познавательная;
  • социальная.

К концу дошкольного периода ребёнок должен иметь определённые знания. Дети уже легко ориентируются в пространстве, легко адаптируются в окружении чужих людей, могут определить время как по стрелкам, так и на табло с цифрами, отличают предметы по размерам и глубине.

Также дошкольник должен знать свой точный адрес с ближайшими остановками общественного транспорта и правила поведения на улице, если он останется один. Перед школой малыши уже могут самостоятельно делать выводы из того, что услышали или увидели.

Диагностика развития

Особенности детей среднего дошкольного возрастаДиагностика развития ребёнка дошкольного возраста включает в себя определение его интеллектуального и социального развития, а также степень сформированности личности.

Для этого применяются тестовые игровые методы и художественный тест, при котором оценивается рисунок, сделанный малышом.

Разговорные тесты требуются для определения способности малыша полноценно и связно описывать предметы, явления или чувства.

Тестирование на определение развития дошкольника требуется в первую очередь перед школой.

Дошкольный период развития детей наиболее активный по объёму получаемых навыков и знаний, количеству новых видов деятельности и потребностей. До 7 лет закладывается фундамент личности.

Ссылка на основную публикацию