Особенности физического развития детей

Физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет: ключевые показатели

Трехлетний возраст – своего рода новая ступень в развитии ребенка. Это уже не карапуз, а вполне самостоятельный маленький человечек. В этот период происходит постепенное исчезновение младенческих черт и появление новых, характерных только для дошкольников.

Показатели роста и веса

В период с 3 до 6 лет увеличение веса происходит в основном за счет развития мышц. Рост мышечных тканей постепенно замедляется, отставая от роста жировых тканей. Это объясняет тот факт, что дошкольники чаще всего выглядят более стройными по сравнению с малышами. У мальчиков в этом возрасте больше мышечных тканей, у девочек – жировых.

Средний показатель роста у мальчиков в возрасте 3 лет – 97 см. Девочки-ровесницы традиционно ниже на 2,5 см.

Вес у мальчиков в 3 года достигает в среднем 14,5 кг, а в 6 лет – 21,8 кг. Девочки легче ровесников примерно на 450 г.

Развитие двигательной активности

Начиная с 3-летнего возраста у детей увеличивается скорость движений и улучшается их координация. К 4 годам усиливается чувство равновесия. Это происходит из-за изменений пропорций тела, вследствие чего смещается центр тяжести.

С каждым годом в интервале от 3 до 6 лет дети начинают двигаться с большей скоростью. Они демонстрируют хорошую реакцию и умение выполнять несколько видов деятельности одновременно. Это относится к активным играм.

Умение держать равновесие в возрасте 3–6 лет позволяет детям осваивать новые виды физической активности, к примеру, катание на лыжах и коньках.

Развитие тонкой моторики

Если в 3 года дети плохо справляются с умением самостоятельно застегивать одежду, без расплескивания наливать жидкость в посуду, к 4 годам наступает период улучшения координации движений.

Процесс развития тонкой моторики происходит постепенно. Сначала дети все делают неуклюже. И здесь родителям важно проявить терпение и не ругать за пролитую воду, разбитую чашку или спутанные шнурки.

К 4 годам дети умеют самостоятельно застегивать и расстегивать молнии, кнопки и пуговицы, поворачивать дверную ручку, без помощи взрослых быстро одеваться и раздеваться. К приобретенным навыкам прибавляются умение умываться и чистить зубы, резать ножницами бумагу и ткань.

В 5-летнем возрасте дети уже умеют самостоятельно вставлять и завязывать шнурки.

Развитие костной системы

В период от 3 до 6 лет костная система ребенка претерпевает серьезные изменения:

  • с 3 лет хрящи постепенно превращаются в твердые кости, которые увеличиваются в объеме;
  • с 4–5 лет начинают выпадать «молочные» зубы;
  • с 6 лет появляются первые постоянные зубы.

Во время формирования костной системы ребенка важно обеспечивать его потребность в питательных веществах. Недоедание может стать причиной угрозы для полноценного развития маленького человечка.

Необходимо соблюдать и гигиену полости рта. Если не приучать ребенка к ежедневной чистке зубов, они могут начать портиться. А преждевременное разрушение молочных зубов рискует привести к смещению постоянных.

Особенности питания в период 3–6 лет

Для полноценного развития ребенку в возрасте 3–6 лет требуется 1800 калорий в день. Рацион должны составлять продукты, обладающие высокой питательной ценностью: мясо, яйца, блюда из разных круп, фрукты и сырые овощи.

В этом возрастном периоде дети часто высказывают капризы во время еды. Чтобы свести к минимуму отказы, необходимо превращать завтраки, обеды и ужины в красивый ритуал, даже простые и будничные блюда оформлять затейливо.

Многие родители делают ошибку, балуя ребенка высококалорийными продуктами, но с небольшой питательной ценностью. А это риск нарушения обмена веществ и появления избыточного веса.

Умения и навыки

В возрасте от 3 до 6 лет ребенок умеет:

  • контролировать движения частей тела;
  • ловить мяч двумя руками;
  • многократно ударять об пол мячом и ловить его;
  • удерживать равновесие, стоя на одной ноге, в течение 15 секунд;
  • хорошо прыгать;
  • самостоятельно ходить по бревну;
  • кататься на двухколесном велосипеде;
  • прыгать через скакалку;
  • танцевать;
  • знать разницу между правой или левой рукой;
  • уверенно расстегивать и застегивать застежки на одежде.

Стимулирование физического развития ребенка

Для полноценного физического развития ребенка ему необходимо создавать комфортные условия. Наряду с правильным питанием и полноценным отдыхом он должен находиться в обществе других детей. Ведь совместные игры всегда благотворно влияют на развитие ребенка, как физическое, так и психоэмоциональное.

Вместимость детского желудка вдвое меньше, чем у взрослого человека. Ребенку трудно переваривать обильную пищу, поэтому желательно кормить его чаще, но понемногу. Легкие перекусы помогут предотвратить детские капризы из-за чувства голода.

Олеся Бутузова, врач-педиатр: «Чтобы ребенок рос и развивался гармонично, родители должны принимать активное участие в его жизни. Причем не только в качестве повара диетических блюд или антропометриста, измеряющего рост и вес каждые 2 месяца. Родители должны стать друзьями, принимающими участие в играх детей. Ведь именно игровая деятельность – локомотив детского развития. Помните, не следует ждать от ребенка умения забивать мяч в ворота или ездить на двухколесном велосипеде, если вы не показали ему пример. Как бы это ни казалось странным, дети не умеют играть. Всему этому их нужно НАУЧИТЬ».

Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макарова Л. В., Лукьянец Г. Н., Орлов К. В.

Изучалось физическое развитие мальчиков и девочек 10 и 11 лет Московского региона. Выявлено, что показатели физического развития обследованных нами детей близки к показателям современных детей г.Москвы. Эти дети по ряду показателей опережают своих сверстников предыдущих поколений и жителей некоторых субъектов РФ.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макарова Л. В., Лукьянец Г. Н., Орлов К. В.

Studied the physical development of boys and girls 10 and 11 years in the Moscow region. Revealed that the physical development of children surveyed close to those of modern children of Moscow. These children are a number of indicators ahead of their peers of previous generations and residents of some Russian regions.

Текст научной работы на тему «Особенности физического развития детей 10-11 лет»

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ

Л.В. Макарова1, Г.Н. Лукьянец, К.В. Орлов ФГНУ Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Изучалось физическое развитие мальчиков и девочек 10 и 11 лет Московского региона. Выявлено, что показатели физического развития обследованных нами детей близки к показателям современных детей г. Москвы. Эти дети по ряду показателей опережают своих сверстников предыдущих поколений и жителей некоторых субъектов РФ.

Ключевые слова: физическое развитие, дети 10 и 11 лет, избыток массы тела, дефицит массы тела, гармоничное развитие

Peculiarities of physical development in 10-11 year-old children. The paper presents the study of physical development of boys and girls aged 10-11 years old in Moscow region. It was revealed that indices of physical development of children studied are close to those of children in Moscow. On a number of indices these children are ahead of their peers ofprevious generations and residents of some other Russian regions.

Keywords: physical development, 10-11 year-old children, surplus of body weight, deficiency of body weight, harmonious development

Проблема здоровья школьников — одна из самых важных в контексте образовательной реформы. Цифры, которые характеризуют состояние здоровья современных детей, не вселяют оптимизма. Здоровье является интегральным критерием и чувствительным индикатором соответствия условий жизни и обучения возрастным возможностям ребенка. Обстоятельства и время породили не только особые экономические, географические, экологические, климатические, социологические черты сформировавшихся мегаполисов, но они изменили и физиологический и психологический статус выросшего в этих условиях современного ребенка. Именно поэтому проведение мониторинга различных характеристик состояния здоровья школьников является неотъемлемой частью любых научных исследований. На современном этапе эти исследования приобретают особую актуальность в связи с активными преобразованиями, в том числе и социальными, происходящими в России. Кроме того, реформы, проводимые в системе образования, широкое использование в процессе обучения различных педагогических инноваций, в том числе и технических, увеличивают риск влияния факторов школьной среды на здоровье и функциональное состояние организма школьников.

Новое тысячелетие, взявшее курс на уплотнение население, к настоящему времени не приостановило урбанизационных процессов. Напротив, как показало время, эти процессы усиливаются, и вместе с ними продолжают быть актуальными проблемы влияния факторов городской среды, негативно отражающихся на здоровье населения, и, особенно, молодого, выросшего в этом тысячелетии.

Одним из важнейших показателей здоровья ребенка является его физическое развитие. Сам по себе этот показатель может дать представление о статусе ребен-

Контакты:1 Л.В.Макарова — E-mail:

ка. Диагностика отклонений в сроках возрастного развития и степень дисгармоничности морфофункционального созревания позволяет не только констатировать определенные изменения в состоянии здоровья, но, также, определить потенциальный риск возникновения того или иного заболевания.

Проблеме изучения физического развития детей посвящено много исследовательских работ. Между тем, она не теряет своей актуальности и на сегодняшний день. Значимость такого рода исследований продиктована важностью выявления особенностей морфофункционального состояния современного ребенка, поскольку процесс развития его организма динамичен, условия изменчивы, и важно уловить результат взаимодействия условий проживания, показателей роста и развития детей

Целью данного исследования являлось изучение возрастных и половых особенностей физического развития детей 10-11 лет.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Под наблюдением находилось 1278 учащихся 10-11 лет школ г. Москвы. В их числе 695 детей 10 лет (316 мальчиков и 379 девочек) и 583 школьника 11 лет (295 мальчиков и 288 девочек).

Для выявления особенностей физического развития в группах мальчиков и девочек 10-11 лет произведено определение длины, массы тела, уровня физического развития и степень его гармоничности.

Сбор антропометрических данных производился по стандартной методике [3]. Масса тела измерялась с точностью до 100 г. Длина тела замерялась с помощью штангового антропометра с точностью до 0,5 см.

При оценке физического развития детей, как важнейшей характеристики состояния здоровья необходим учет биологического возраста. И это связано не только с тем, что 10-11-летний возраст приближает детей вплотную к пубертатному периоду, но и с тем, что выявление детей с крайними вариантами развития дает возможность установить риск того или иного заболевания, выявить состояние «предболезни». В системе гигиенической донозологической диагностики информативным является использование региональных модифицированных шкал регрессии и комплексной схемы, т. е. методик, использующих региональные нормативы и являющихся методиками комплексной оценки физического развития [15].

Визуальная оценка стадии полового развития производилась по наличию и степени развития вторичных половых признаков у девочек: молочных желез (Ма), лобкового (Р), аксилярного (Ах) оволосения и характеру менструальной функции (Ме); у мальчиков — лобкового (Р), аксилярного (Ах) оволосения. Стадия обозначалась формулой АхР для мальчиков и МаАхРМе для девочек.

При проведении статистического анализа по всем показателям сравнивались статистически между собой группы: 1) возрастные; 2) мальчики с девочками; 3) мальчики с девочками внутри каждой возрастной группы. Значимые на двустороннем уровне p Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Анатомо-физиологические особенности ребенка, их учет в процессе занятий физическими упражнениями

Сохраняющаяся тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения требует изменения отношения к организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. К особенностям организации следует отнести учет возрастных особенностей детей.

Возрастные особенности — это характерные для определенного периода жизни человека его анатомо-физиологические и психические качества. Для чего нужны знания возрастных особенностей педагогу, работающему в области физической культуры с детьми дошкольного возраста? Направления их учета указаны на рис. 11.

Таким образом, знания и учет особенностей возрастного развития ребенка в процессе занятий физическими упражнениями позволят:

  • 1. Организовать нужный объем двигательной активности.
  • 2. Проводить диагностику физической, функциональной подготовленности.

Особенности физического развития детей

Рис. 11. Основные направления учета особенностей возрастного развития дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями

  • 3. Подобрать упражнения и инвентарь.
  • 4. Проводить профилактику нарушений стопы, осанки.
  • 5. Регулировать физическую нагрузку при развитии физических качеств.
  • 6. Осуществлять взаимодействие занимающихся в процессе выполнения физических упражнений.
  • 7. Подобрать нужную методику обучения движениям.

Учебный материал данной главы достаточно полно освещен в пособиях прошлых лет и доступен для изучения, поэтому мы ограничимся лишь основной информацией, касающейся особенностей возраста ребенка-дошкольника.

Педагогу, работающему с детьми, важно знать основные положения о главных чертах возрастного развития:

  • • Развитие ребенка совершается постепенно и последовательно.
  • • Между духовным и физическим развитием существует такая же неразрывная связь, как и между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, и правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоничное, всестороннее развитие.
  • • Различные стороны психической деятельности детей участвуют в процессе развития не одновременно, и скорость их развития и энергия не одинаковы.
  • • Развитие может идти средним ходом либо ускоряться в зависимости от различных причин.
  • • Нельзя искусственно форсировать детское развитие, важно каждому возрастному периоду дать «изжить себя».
  • • При выполнении физических упражнений в организме детей совершается ряд физиологических, психических, биохимических и др. процессов. Положительный эффект от воздействия упражнений будет возможен при условии учета закономерностей физического воспитания и особенностей психофизического развития (табл. 3).

Анатомо-физиологические особенности дошкольников, их учет в процессе физического воспитания

Особенности физического развития детей

Воспитание > Особенности дошкольного периода

Особенности физического развития

Дошкольный период физического развития еще называют «периодом первого вытяжения». Ребенок за год вырастает на 7-10 см. В 5 лет средний рост ребенка равен 106,0-107,0 см при весе — 17,0-18,0 кг. В 6 лет ребенок прибавляет примерно по 200 г в месяц и вытягивается на полсантиметра.

Особенности физического развития детейВ дошкольном возрасте части тела развиваются неравномерно. В 6 лет у детей обоих полов расширяются плечи и таз, вытягиваются конечности. Однако, например, у девочек грудная клетка развивается интенсивнее, чем у мальчиков. Зато мальчики увереннее прибавляют в весе.

В 5-6 лет опорно-двигательный аппарат еще до конца не окреп. Носовая перегородка еще также не окрепла, поэтому при проведении игр и во время занятий на физкультуре детям следует быть особенно острожными. Ведь даже незначительные повреждения носа или уха могут обратиться в травму.

Детям 5-7 лет нельзя носить тяжести, так как существует угроза искривления позвоночника.

Нельзя тянуть детей за руки, поскольку существует вероятность вывихнуть локтевой сустав. Дело в том, что локтевой сустав растет быстро, а его «фиксатор» — кольцеобразная связка свободна. Поэтому при стягивании кофты с узкими рукавами надо также соблюдать осторожность.

К 5-7 годам у детей еще не завершено формирование стопы. Родителям следует быть внимательнее при выборе детской обуви во избежание плоскостопия. Никогда не надо покупать обувь на вырост, размер должен быть подходящим; подошва не должна быть жесткой. Плоскостопие может развиться у детей с избыточной массой тела.

У детей к 6 годам уже хорошо сформированы крупные мышцы туловища и конечностей, а мелкие мышцы, например, кистей рук, еще надо разрабатывать.

В период дошкольного возраста идет интенсивный процесс развития центральной нервной системы. В головном мозге увеличиваются лобные доли. Окончательное разделение нервных элементов в так называемых ассоциативных зонах позволяет проводить сложные интеллектуальные операции: обобщение, установление причинно-следственных связей. Так, например, дети дошкольного возраста понимают не только, что стол, стул, шкаф — мебель, но и, что мебель, посуда — продукты ручного труда.

В дошкольном возрасте у детей активизируются основные процессы нервной системы — торможение и возбуждение. При активизации процесса торможения ребенок с большей охотой следуют установленным правилам, контролируют свои поступки.

Дошкольники могут регулировать работу мышц: могут ускорять и замедлять бег.

У 5-летних детей размер сердца в пять раз больше, чем у новорожденных. Активно развивается сердечная деятельность, но это длительный процесс, который не заканчивается и в подростковом возрасте.

Поскольку дыхательные пути еще продолжают развиваться у детей 5-7 лет, и по размерам значительно уже, чем у взрослых, в помещениях, где находятся дети, должен соблюдаться температурный режим. Иначе его нарушения могут привести к заболеваниям органов дыхания еще в детском возрасте. Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания.

В медицине и физиологии период от 5 до 7 лет называется «возрастом двигательной расточительности». Родители и воспитатели должны регулировать и контролировать физическую деятельность детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6– 7 до 11 лет (I – IV классы).

В данном возрасте происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих двигательную активность ребенка. Однако в начале периода эти системы еще далеки от созревания, сам процесс развития моторики еще далек от завершения, хотя и протекает в этом возрасте с высокой степенью интенсивности.

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 – 9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеет тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

В младшем школьном возрасте почти все показатели физических качеств демонстрируют очень высокие темпы прироста (табл. 3.4). Исключение составляет лишь показатель гибкости, темпы прироста которого в этот период начинают снижаться.

Таблица 3.4 Темпы прироста различных физических способностей у детей младшего школьного возраста (%)

Двигательные способности Среднегодовой прирост Общий прирост
Мальчики Девочки Мальчики Девочки
Скоростные 5,7 6,0 17,2 18,0
Силовые 12,7 8,7 38,0 26,0
Общая выносливость 7,9 5,5 31,6 22,1
Скоростная выносливость 3,4 3,6 13,4 14,4
Силовая выносливость 10,4 7,4 11,7 29,7

В возрасте 7–10 лет происходит также бурное развитие биодинамики движений ребенка, и прежде всего их координационного компонента.

Таким образом, возрастной интервал 7 – 10 лет наиболее благоприятен для развития практически всех двигательных и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности человека.

Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7 – 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16 – 30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30 – 45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере – на 50 – 70%.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6 – 7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

| следующая лекция ==>
Средства физического воспитания детей школьного возраста. | Особенности методики физического воспитания.

Дата добавления: 2018-09-24 ; просмотров: 2967 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Анатомо-физиологические особенности ребенка, их учет в процессе занятий физическими упражнениями

Сохраняющаяся тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения требует изменения отношения к организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. К особенностям организации следует отнести учет возрастных особенностей детей.

Возрастные особенности — это характерные для определенного периода жизни человека его анатомо-физиологические и психические качества. Для чего нужны знания возрастных особенностей педагогу, работающему в области физической культуры с детьми дошкольного возраста? Направления их учета указаны на рис. 11.

Таким образом, знания и учет особенностей возрастного развития ребенка в процессе занятий физическими упражнениями позволят:

  • 1. Организовать нужный объем двигательной активности.
  • 2. Проводить диагностику физической, функциональной подготовленности.

Особенности физического развития детей

Рис. 11. Основные направления учета особенностей возрастного развития дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями

  • 3. Подобрать упражнения и инвентарь.
  • 4. Проводить профилактику нарушений стопы, осанки.
  • 5. Регулировать физическую нагрузку при развитии физических качеств.
  • 6. Осуществлять взаимодействие занимающихся в процессе выполнения физических упражнений.
  • 7. Подобрать нужную методику обучения движениям.

Учебный материал данной главы достаточно полно освещен в пособиях прошлых лет и доступен для изучения, поэтому мы ограничимся лишь основной информацией, касающейся особенностей возраста ребенка-дошкольника.

Педагогу, работающему с детьми, важно знать основные положения о главных чертах возрастного развития:

  • • Развитие ребенка совершается постепенно и последовательно.
  • • Между духовным и физическим развитием существует такая же неразрывная связь, как и между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, и правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоничное, всестороннее развитие.
  • • Различные стороны психической деятельности детей участвуют в процессе развития не одновременно, и скорость их развития и энергия не одинаковы.
  • • Развитие может идти средним ходом либо ускоряться в зависимости от различных причин.
  • • Нельзя искусственно форсировать детское развитие, важно каждому возрастному периоду дать «изжить себя».
  • • При выполнении физических упражнений в организме детей совершается ряд физиологических, психических, биохимических и др. процессов. Положительный эффект от воздействия упражнений будет возможен при условии учета закономерностей физического воспитания и особенностей психофизического развития (табл. 3).

Анатомо-физиологические особенности дошкольников, их учет в процессе физического воспитания

Физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет: ключевые показатели

Трехлетний возраст – своего рода новая ступень в развитии ребенка. Это уже не карапуз, а вполне самостоятельный маленький человечек. В этот период происходит постепенное исчезновение младенческих черт и появление новых, характерных только для дошкольников.

Показатели роста и веса

В период с 3 до 6 лет увеличение веса происходит в основном за счет развития мышц. Рост мышечных тканей постепенно замедляется, отставая от роста жировых тканей. Это объясняет тот факт, что дошкольники чаще всего выглядят более стройными по сравнению с малышами. У мальчиков в этом возрасте больше мышечных тканей, у девочек – жировых.

Средний показатель роста у мальчиков в возрасте 3 лет – 97 см. Девочки-ровесницы традиционно ниже на 2,5 см.

Вес у мальчиков в 3 года достигает в среднем 14,5 кг, а в 6 лет – 21,8 кг. Девочки легче ровесников примерно на 450 г.

Развитие двигательной активности

Начиная с 3-летнего возраста у детей увеличивается скорость движений и улучшается их координация. К 4 годам усиливается чувство равновесия. Это происходит из-за изменений пропорций тела, вследствие чего смещается центр тяжести.

С каждым годом в интервале от 3 до 6 лет дети начинают двигаться с большей скоростью. Они демонстрируют хорошую реакцию и умение выполнять несколько видов деятельности одновременно. Это относится к активным играм.

Умение держать равновесие в возрасте 3–6 лет позволяет детям осваивать новые виды физической активности, к примеру, катание на лыжах и коньках.

Развитие тонкой моторики

Если в 3 года дети плохо справляются с умением самостоятельно застегивать одежду, без расплескивания наливать жидкость в посуду, к 4 годам наступает период улучшения координации движений.

Процесс развития тонкой моторики происходит постепенно. Сначала дети все делают неуклюже. И здесь родителям важно проявить терпение и не ругать за пролитую воду, разбитую чашку или спутанные шнурки.

К 4 годам дети умеют самостоятельно застегивать и расстегивать молнии, кнопки и пуговицы, поворачивать дверную ручку, без помощи взрослых быстро одеваться и раздеваться. К приобретенным навыкам прибавляются умение умываться и чистить зубы, резать ножницами бумагу и ткань.

В 5-летнем возрасте дети уже умеют самостоятельно вставлять и завязывать шнурки.

Развитие костной системы

В период от 3 до 6 лет костная система ребенка претерпевает серьезные изменения:

  • с 3 лет хрящи постепенно превращаются в твердые кости, которые увеличиваются в объеме;
  • с 4–5 лет начинают выпадать «молочные» зубы;
  • с 6 лет появляются первые постоянные зубы.

Во время формирования костной системы ребенка важно обеспечивать его потребность в питательных веществах. Недоедание может стать причиной угрозы для полноценного развития маленького человечка.

Необходимо соблюдать и гигиену полости рта. Если не приучать ребенка к ежедневной чистке зубов, они могут начать портиться. А преждевременное разрушение молочных зубов рискует привести к смещению постоянных.

Особенности питания в период 3–6 лет

Для полноценного развития ребенку в возрасте 3–6 лет требуется 1800 калорий в день. Рацион должны составлять продукты, обладающие высокой питательной ценностью: мясо, яйца, блюда из разных круп, фрукты и сырые овощи.

В этом возрастном периоде дети часто высказывают капризы во время еды. Чтобы свести к минимуму отказы, необходимо превращать завтраки, обеды и ужины в красивый ритуал, даже простые и будничные блюда оформлять затейливо.

Многие родители делают ошибку, балуя ребенка высококалорийными продуктами, но с небольшой питательной ценностью. А это риск нарушения обмена веществ и появления избыточного веса.

Умения и навыки

В возрасте от 3 до 6 лет ребенок умеет:

  • контролировать движения частей тела;
  • ловить мяч двумя руками;
  • многократно ударять об пол мячом и ловить его;
  • удерживать равновесие, стоя на одной ноге, в течение 15 секунд;
  • хорошо прыгать;
  • самостоятельно ходить по бревну;
  • кататься на двухколесном велосипеде;
  • прыгать через скакалку;
  • танцевать;
  • знать разницу между правой или левой рукой;
  • уверенно расстегивать и застегивать застежки на одежде.

Стимулирование физического развития ребенка

Для полноценного физического развития ребенка ему необходимо создавать комфортные условия. Наряду с правильным питанием и полноценным отдыхом он должен находиться в обществе других детей. Ведь совместные игры всегда благотворно влияют на развитие ребенка, как физическое, так и психоэмоциональное.

Вместимость детского желудка вдвое меньше, чем у взрослого человека. Ребенку трудно переваривать обильную пищу, поэтому желательно кормить его чаще, но понемногу. Легкие перекусы помогут предотвратить детские капризы из-за чувства голода.

Олеся Бутузова, врач-педиатр: «Чтобы ребенок рос и развивался гармонично, родители должны принимать активное участие в его жизни. Причем не только в качестве повара диетических блюд или антропометриста, измеряющего рост и вес каждые 2 месяца. Родители должны стать друзьями, принимающими участие в играх детей. Ведь именно игровая деятельность – локомотив детского развития. Помните, не следует ждать от ребенка умения забивать мяч в ворота или ездить на двухколесном велосипеде, если вы не показали ему пример. Как бы это ни казалось странным, дети не умеют играть. Всему этому их нужно НАУЧИТЬ».

Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

Физическое развитие ребенка дошкольного возраста – это процесс изменения его внутренних и внешних данных посредством естественных морфофункциональных изменений организма в процессе онтогенеза.

В дошкольном детстве осуществляется формирование фундаментальной основы, необходимой для формирования крепкого здоровья ребенка и его полноценного физического развития. Данный период охватывает возрастной диапазон от 3-х до 7-ми лет.

Физическое развитие выражается такими внешними показателями как изменение массы и размера тела ребенка, к качественным показателям относятся изменение функциональных возможностей организма, выражающихся в общем уровне физической работоспособности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Физическое развитие дошкольников 420 руб.
  • Реферат Физическое развитие дошкольников 250 руб.
  • Контрольная работа Физическое развитие дошкольников 190 руб.

В современной системе образования РФ физическому развитию детей дошкольного возраста отводится особое место. Значимость физического развития дошкольников обусловлена тем, что именно в дошкольном детстве, при правильном и целенаправленном воздействии, у детей формируются основные физические качества (выносливость, сила, ловкость, быстрота и т.д.), закладывается основа крепкого здоровья и развиваются навыки необходимые для работоспособности. Кроме того, именно при грамотном подходе к физическому развитию у детей правильно развиваются все внутренние системы организма и их функции, происходит правильной интенсификации рост ребенка.

Таким образом, значимость целенаправленно организованного физического развития детей дошкольного возраста заключается в том, что именно в дошкольном детстве формируются предпосылки духовных, физических и интеллектуальных способностей, необходимых для всестороннего развития личности.

Характеристика физического развития младшего дошкольника

Одной из основных характеристик физического развития детей дошкольного возраста является то, что у детей отмечается ограниченность двигательных возможностей, недостаточная сформированность устойчивости тела, двигательных качеств и навыков. У дошкольников достаточно быстро растет и укрепляется скелет, развиваются нервная и мышечная системы, совершенствуются двигательные навыки. Сила мышц дошкольника не достаточно велика, зато большая подвижность и гибкость отмечаются в суставах организма ребенка.

Формирование двигательных навыков ребенка дошкольника начинается с раннего возраста, когда ребенок только учится самостоятельно ходить. Изначально ходьба недостаточно оформлена, это связано со слабостью мышц и высоким расположением центра тяжести тела, что мешает правильной координации рук и ног. Овладение навыками ходьбы является для ребенка не только физическим открытием, но и эмоциональным, так как с появлением в его жизни самостоятельной ходьбы, ребенок значительно расширяет собственный кругозор.

Еще одной характерной особенностью физического развития ребенка дошкольника является то, что полноценность развития невозможна без достаточной физической активности. Для того, чтобы ребенок правильно и полноценно развивался физически он должен много двигаться. Движение ему предоставляет игра, прогулки и т.д. Если ж ребенка ограничить в двигательной активности, то процесс физического развития не будет полноценным.

Двигательная активность детей раннего возраста может показаться бесцельной, но это не так. Дети познают движения, стремятся их самостоятельно совершенствовать, искать им применение в жизни и т.д.

К трехлетнему возрасту ребенку доступны практически все движения, за исключением бега и прыжков. Бег присутствует в жизни ребенка, но он не сформирован до конца, дети часто падают и теряют равновесие. Именно поэтому важно начинать заниматься физическим развитием ребенка целенаправленно и организованно.

В соответствии с ФГОС ДО, физическому воспитанию детей, отводится одно из важнейших мест в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Занятия по физическому воспитанию в ДОУ в первой младшей и второй младшей группах проводятся два раза в неделю, кроме того ежедневно воспитатели самостоятельно или с помощью музыкального руководителя организуют утреннюю гимнастику.

Основная цель физического воспитания детей младшего дошкольного возраста – формирование и совершенствование у детей необходимых двигательных умений и навыков, сохранение и укрепление физического здоровья каждого ребенка.

Характеристика физического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста

К 4,5 -5 годам двигательные навыки детей уже более совершенны, дети осваивают бег, прыжки, ловлю мяча, перепрыгивание через предметы и препятствия.

В возрасте от 5-ти до 7-ми лет практически вдвое увеличивается сила ребенка, возрастают показатели быстроты и выносливости.

В подготовительной группе, физическое развитие ребенка характеризуется легкостью движений, ритмичностью, наличие глазомера, согласованности в движениях и т.д.

Однако, несмотря на все достижения в физическом развитии, подход к физическому воспитанию детей должен быть индивидуальным. Только в этом случае можно достичь достаточно высоких результатов физического развития.

Эффективность физического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста, зависит от соблюдения ряда условий:

  1. Адекватность подобранных методов и средств обучения, их соответствие возрастным возможностям ребенка.
  2. Сочетание традиционных и нетрадиционных методов физического развития. Традиционные методы – это физкультурные занятия, утренняя гимнастика и т.д. К нетрадиционным методам относятся спортивные танцы, ритмическая гимнастика и т.д.
  3. Создание благоприятной психологической атмосферы во время проведения занятий, направленных на физическое развитие детей.
  4. Установление доверительных взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками, основанных на взаимном уважении и любви.

Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Особенности физического развития детей

Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.

Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.

Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)

До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех — окружность груди становится больше окружности головы.

Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.

В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.

Особенности физического развития детей

Физическое развитие детей до 1 года по месяцам

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.

На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.

В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» — улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.

В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.

Пятый месяц — пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.

Шестой месяц — самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.

В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.

Десять месяцев — может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.

К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

Особенности физического развития детей

На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.

Распечатать и на стену! Физическое развитие детей до 1 года в таблице.

​А вы знаете, как должен развиваться малыш до года? Скачайте удобную таблицу физического развития ребенка, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!​

Особенности физического развития детей

Воспитание > Особенности дошкольного периода

Особенности физического развития

Дошкольный период физического развития еще называют «периодом первого вытяжения». Ребенок за год вырастает на 7-10 см. В 5 лет средний рост ребенка равен 106,0-107,0 см при весе — 17,0-18,0 кг. В 6 лет ребенок прибавляет примерно по 200 г в месяц и вытягивается на полсантиметра.

Особенности физического развития детейВ дошкольном возрасте части тела развиваются неравномерно. В 6 лет у детей обоих полов расширяются плечи и таз, вытягиваются конечности. Однако, например, у девочек грудная клетка развивается интенсивнее, чем у мальчиков. Зато мальчики увереннее прибавляют в весе.

В 5-6 лет опорно-двигательный аппарат еще до конца не окреп. Носовая перегородка еще также не окрепла, поэтому при проведении игр и во время занятий на физкультуре детям следует быть особенно острожными. Ведь даже незначительные повреждения носа или уха могут обратиться в травму.

Детям 5-7 лет нельзя носить тяжести, так как существует угроза искривления позвоночника.

Нельзя тянуть детей за руки, поскольку существует вероятность вывихнуть локтевой сустав. Дело в том, что локтевой сустав растет быстро, а его «фиксатор» — кольцеобразная связка свободна. Поэтому при стягивании кофты с узкими рукавами надо также соблюдать осторожность.

К 5-7 годам у детей еще не завершено формирование стопы. Родителям следует быть внимательнее при выборе детской обуви во избежание плоскостопия. Никогда не надо покупать обувь на вырост, размер должен быть подходящим; подошва не должна быть жесткой. Плоскостопие может развиться у детей с избыточной массой тела.

У детей к 6 годам уже хорошо сформированы крупные мышцы туловища и конечностей, а мелкие мышцы, например, кистей рук, еще надо разрабатывать.

В период дошкольного возраста идет интенсивный процесс развития центральной нервной системы. В головном мозге увеличиваются лобные доли. Окончательное разделение нервных элементов в так называемых ассоциативных зонах позволяет проводить сложные интеллектуальные операции: обобщение, установление причинно-следственных связей. Так, например, дети дошкольного возраста понимают не только, что стол, стул, шкаф — мебель, но и, что мебель, посуда — продукты ручного труда.

В дошкольном возрасте у детей активизируются основные процессы нервной системы — торможение и возбуждение. При активизации процесса торможения ребенок с большей охотой следуют установленным правилам, контролируют свои поступки.

Дошкольники могут регулировать работу мышц: могут ускорять и замедлять бег.

У 5-летних детей размер сердца в пять раз больше, чем у новорожденных. Активно развивается сердечная деятельность, но это длительный процесс, который не заканчивается и в подростковом возрасте.

Поскольку дыхательные пути еще продолжают развиваться у детей 5-7 лет, и по размерам значительно уже, чем у взрослых, в помещениях, где находятся дети, должен соблюдаться температурный режим. Иначе его нарушения могут привести к заболеваниям органов дыхания еще в детском возрасте. Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания.

В медицине и физиологии период от 5 до 7 лет называется «возрастом двигательной расточительности». Родители и воспитатели должны регулировать и контролировать физическую деятельность детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Ссылка на основную публикацию