Особенности развития детей 5 лет

Особенности развития детей 5 лет

Что должен знать и уметь ребёнок в 5 лет. Характеристика ребёнка 5 лет.

Вашему ребенку пять лет. Именно в этом возрасте окончательно формируются главные черты характера маленького человека. У вас еще есть время скорректировать и закрепить навыки, приобретенные ребенком.

Порой родители недоумевают, отчего их ребенок не похож на них: в нем нет их сосредоточенности, аккуратности, стремления к познанию нового. От кого же унаследовал малыш капризность и лень?

А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Ведь воспитывать — это не только назидать, но и помогать ребенку в познании окружающего мира, содействовать ему, попросту научиться разговаривать с ребенком на его языке — на языке игры.

Часто родители с гордостью говорят о том, что ребенок предпочитает играть сам, один, с игрушками. Это не доставляет никаких хлопот, позволяет маме и папе иметь свободное время. Конечно, хорошо, что малыш может себя занять, но не стоит слишком уж увлекаться этим. Ничто не заменит ребенку общения с родными. Малыш пятого года жизни тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ними, поделиться своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Ему уже под силу терпеливо, до конца выслушать ваш ответ на вопрос, ваши объяснения.

В процессе игр старайтесь еще раз закрепить у ребенка знания в самых разных областях: определение формы, размера, цвета предмета; соотношение предметов по длине, высоте, ширине; определение материала, из которого изготовлен предмет; понимание значения предлогов (в, под, над), расположения предметов в пространстве (снизу, справа, слева), умение вежливо разговаривать, обращаться с просьбой, благодарить, терпеливо выслушивать собеседника.

Игры имеют огромное значение для воспитания ребенка, особенно когда они проводятся в группе детей. Они являются своего рода тренингом социального развития ребенка (умения контактировать со сверстниками, подчиняться определенным правилам, уступать, принимать роль, лидировать). В игре формируются творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Позвольте своему ребенку развивать игровую фантазию. Разрешите ему пользоваться разнообразными (ненужными на ваш взгляд) вещами: тряпочками, палками, железяками и прочим хламом. Невозможно предугадать детскую фантазию. Именно в игре ребенок реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

Отнеситесь к детской игре в этом возрасте со всей серьезностью, всячески поддерживайте любые стремления детей к играм. Помогите ребенку, поощряя его достижения. Существует золотое правило: поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению.

Особенности развития ребёнка 5 лет

В пять лет у ребенка хорошее психомоторное развитие. Он вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются. Активно используйте познавательные игры-прогулки на свежем воздухе, игры на физическое развитие ребенка.

У ребенка стабилизируется координация мелких движений рук и зрительного контроля, что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной и творческой деятельности. Он с большим удовольствием рисует, вырезает и клеит, строит замки и фантастические конструкции, украшает дом подручным материалом.

В этом возрасте ребенок начинает увлеченно играть. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. Играют не только в «больницу», «школу», но способны к театрализации полюбившихся сказок и мультфильмов.

В этом возрасте ребенок не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает язык. Словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями. К пяти годам ребенок использует практически все части речи, его словарный запас значительно увеличивается.

Особенностью речи ребенка пяти лет является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, сочиняет стихи, песенки, пересказывает, обменивается впечатлениями. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Благодаря этому происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Ребенок может решать довольно сложные задачи, если при этом вы предоставите ему возможность наблюдать доступные для его понимания факты. Он уже может обобщать, устанавливать связи, классифицировать предметы по определенному признаку на более высоком уровне по сравнению с предыдущими годами. Однако логика его мышления довольно своеобразна.

Память ребенка пяти лет находится в состоянии перехода от непроизвольного к сознательному запоминанию. Ребенок легко может заучить стихотворение, песенку. Проследите, чтобы наряду с простым запоминанием у ребенка развивалась смысловая память — ребенок должен хорошо понимать, что он заучивает.

Итак, к пяти годам ребенок:

❀ обладает словарным запасом около 3000 слов;

❀ знает свой адрес;

❀ пользуется предложениями из 5-6 слов;

❀ пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными;

❀ правильно произносит практически все звуки;

❀ определяет право — лево у себя, но не у других;

❀ знает простые антонимы (большой — маленький; твердый — мягкий);

❀ пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем;

❀ считает до двадцати, знает десятки;

❀ определяет большее и меньшее количество;

❀ знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

муниципальное бюджетное дошкольное

«Детский сад №315»

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Возрастные особенности ребенка 5 — 6 лет

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

Ребенок 5 – 6 лет знает свое полное имя и фамилию, возраст, домашний адрес и телефон, имя и отчество родителей и других членов семьи. Может рассказать о своей семье, домашнем труде взрослых, заботе их друг о друге, совместных делах дома. Проявляет заботу о близких, замечает заботу о себе.

Развивается инициатива, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, произвольность поведения.

Может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил. Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил. Без контроля взрослого может выполнять трудовые обязанности. Поведение становится более сдержанным. Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, помогает.

В этом возрасте ваш ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

Ребенок 5 — 6 лет желает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения «неприличных» слов, в 6-летнем — детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: «А вдруг я не буду красивой?»

Ваш ребенок с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных взрослыми границ, с целью заполучить то, что хочет.

В общении со сверстниками ребенок познает правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.

Теперь ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела».

В этом возрасте дети очень чувствительны к отношениям в семье. У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших и добрых родителей есть и плохие. Плохие — это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Мальчик, не бывший в детстве Сыном Отца, лишенный его положительного влияния, может не стать Отцом для своего Сына и не передать ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов.

Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола. Подобным образом устанавливается модель будущих семейных взаимоотношений.

Начинает осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов. До 5 лет мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки — выйти за отца. С 5 до 8 лет «женятся» или «выходят замуж» уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых.

Начинает задавать вопросы, связанные со смертью. Могут усиливаться страхи, особенно ночные и перед засыпанием. В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне. Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Вам как родителям важно:

С уважением относитесь к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различайте «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

Поддерживайте в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Предоставьте ребенку возможности для разного творчества.

Будьте внимательны к желаниям ребенка, но и умейте сказать «Нет!», когда его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Помните, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.

Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, помогая ему только в случае эмоциональных затруднений. Обсуждайте сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривайте варианты выхода из нее.

Ребенку необходимо общение с близкими, отдых всей семьей. Обсуждайте с ребенком совместные планы.

Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.

Помните, что ваш ребенок охотнее откликнется на просьбу о помощи, чем на ваши приказы. Обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию (ответственность, самостоятельность). Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его инфантильность, пассивность.

Не пугайтесь и не увиливайте от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечайте ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Объясните ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запаситесь детской литературой на эту тему.

На вопросы о смерти отвечайте по возможности честно в соответствии с вашими представлениями. Помните, что отсутствие информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.

Помогите ребенку справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Выслушайте ребенка, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддержите его в момент проживания страха, будьте рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставляйте ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращайтесь за помощью к психологу.

Развитие ребенка 5-6 лет

Что должен уметь делать ребенок в этом периоде

Содержание статьи.

Для быстрого переход на нажмите на название раздела

Ребенку исполнилось 5 лет, малыш еще повзрослел на год и продолжает активно познавать мир.

Особенности развития детей 5 лет

Развитие ребенка 5- 6 лет так же важно, как и в предыдущие годы. Еще более, физически окрепшие детки все так же остаются активными и энергичными. Они подвижны, им интересно общаться со сверстниками, именно в этом возрасте оценки и мнение товарищей становятся для них существенными.

Им все больше нравятся ролевые игры, и в игре, они уже самостоятельно договариваются, кто кем будет, обсуждают правила игры. Если во время игры возникают споры, то дети пытаются объяснить свои действия, ссылаясь на правила игры. Особенность периода заключается в появление производительности, это значит, что ребенок может самостоятельно регулировать свое поведение, может довести начатое дело до конца.

Особенности развития детей 5 лет

Как и предшествующие периоды жизни, период развития ребенка 5- 6 лет, очень важен для ребенка.

Дети перешли из среднего дошкольного периода, в старший дошкольный период. Именно с этого возраста начинается подготовка к школе. У ребенка уже имеется собственное мнение, свой взгляд на мир, он самостоятельная личность. В этом периоде взрослому важно найти подход к ребенку, чтобы и в дальнейшем поддерживать близкие, теплые отношения. Взрослый человек, все так же, остается авторитетной личностью для ребенка. Им по-прежнему интересно общаться со взрослым. Разнообразное общение ребенка со взрослым является важным условием полноценного развития маленького человечка.

В этом возрасте детям хочется, что — то мастерить, творить, создавать, рисовать. Все больше проявляется интерес к книгам. В этом возрасте ребенок уже может учиться читать по слогам. Он внимательно слушает педагога. В 5 лет можно начинать обучение чтению, это самый подходящий возраст.

Детям 5 – 6 лет легко дается обучение, им хочется обучаться, потому что им это интересно. Ребенок может понимать и удерживать цель занятия. Обучение все так же проходит через игру и может носить систематический характер.

Особенности развития детей 5 лет

Отличное время чтобы расширять кругозор ребенка, развивать способности и таланты, привлекать к труду, тренировать память. Дети активно интересуются окружающим миром. Они ежедневно делают для себя какие — то маленькие открытия.

У деток 5 -6 лет начинает развиваться логическое мышление, хорошо развита мелкая моторика, они хорошо рисуют, правильно держат ручку, складывают пазлы, режут ножницами, делают аппликации.

У них отлично развита фантазия и память. Родителям надо с уважением относиться к детским фантазиям и уметь различать, где ребенок «врет», а где просто фантазирует.

Теперь в жизни ребенка постоянно присутствуют навыки общения, он здоровается и прощается, он благодарит и просит прощения, просить разрешения взять ту или иную вещь и спокойно ждать своей очереди. Дети научились делиться и уступать друг другу.

В этом возрасте ребенок может сопереживать, любить. Он уже может контролировать свои эмоции, он становится сдержаннее, но его очень легко обидеть. Родителям стоит быть внимательными к ребенку, разделять его тревоги. Сейчас ребенок может словами выразить все что он хочет. В нем крепнет уверенность в своих силах, ведь его уже все понимают. Ребенок более усидчив и терпелив.

В период развития 5- 6 лет дети уже четко понимают свою половую принадлежность. У них сформировались представления, какими качествами должен обладает мужчина, а какими женщина. Мальчики теперь выделяют у девочек такие качества как красота, нежность и ласка. А девчонки, замечают в мальчиках, силу и способность заступиться.

Особенности развития детей 5 лет

Формирование самооценки ребенка, а также формирование социального статуса ребенка зависит в первую очередь от родителей, а так же от тех взрослых которые его окружают.

Развитие ребенка 5 — 6 лет во многом зависит от взрослых, которые его окружают.

Конечно, могут присутствовать и возрастные проблемы. Которые, проявят себя как гиперактивность, неуправляемость, агрессивность, или нарушением сна. Бывает что ребенок плохо идет на контакт с другими детьми, обижает своих друзей. Причины этого могут быть разные, возможно трудности в детском саду, возможно домашние проблемы. В этом случае стоит обратиться за помощью либо к психологу, либо к неврологу. Разобравшись в глубине вопроса, они подскажут, как правильно вести себя с ребенком и исправят недостатки в воспитании.

Теперь давайте рассмотрим конкретно, что должен уметь делать ребенок 5-6 лет.

Особенности развития детей 5 лет

Здравствуйте, дорогие посетители нашего блога! Сегодня наша статья посвящена дошкольникам. Поговорим про особенности развития ребенка 5 года жизни! В чем они заключаются. Что должны предпринимать родители для всестороннего развития любимого малыша. Все подробности в статье ниже!

Воспитание ребенка в пять лет

Ребенок, достигая пятилетнего возраста, становится активнее и любознательней. Стремится проявлять и укреплять творческие, индивидуальные навыки. В этот период времени главное для родителей правильно направить ребенка. Поддержать! Дошкольник старшего возраста имеет: свои интересы, круг общения. В это время активно познается окружающий мир. Складывается свое мнение обо всем.

Особенности развития ребенка 5 года жизни

Особенности развития детей 5 летУ детей хорошо развиты и закреплены приобретенные ранее навыки.Мелкая моторика достигла нового уровня и регулярно совершенствуется. Ориентация становится лучше, повышается выносливость.

Ребенок начинает задавать первые «неудобные» для взрослых вопросы. Его интересуют отличия между девочками и мальчиками. Родители должны быть готовы к этому. Ответить на все — как, зачем и почему, поможет соответствующая литература. А отвечать на такие вопросы крайне необходимо. Чтобы ребенок видел, родители уважают его интересы. И в будущем, — понимал. что за помощью в затруднительных ситуациях сможет обратиться к близким людям.

В этом возрасте дошкольники активно прибавляют в весе и росте. Вес мальчиков доходит до 20 кг., а рост — 116 см. Девочки чуть легче — 19 кг., при росте 111 см. В 5 лет идеально будет отдать ребенка в спортивную секцию. Допустимые варианты: легкая атлетика, гимнастика, фигурное катание, футбол. Ребенок вполне готов к спортивным нагрузкам, как физически так и морально!

Особенности психологического развития

В этот возрастной период очень обостряется чувство сострадания. Ребенок не может пройти мимо котенка на улице, сочувствует болеющим и одиноким людям. Впервые возникают мысли о любви и смерти. При чем мысли о смерти гораздо более эмоциональные и яркие. Именно сейчас родители должны быть деликатными и внимательными по отношению к своему сыну(дочке). Чтобы страхи от возможности потерять близких и смерти, не усугубились.

Что должен знать и уметь дошкольник в 5 лет

  • Особенности развития детей 5 летОсознанно нарисовать рисунок с законченным сюжетом.
  • Ориентироваться в названии цвета, знать некоторые оттенки.
  • Четко знать свое полное имя и фамилию. Домашний адрес и телефон. А также данные родителей.
  • Ориентироваться на местности (знать дорогу от садика до дома).

Также ребенок должен понимать правильное проявление коммуникативных навыков общения. Родители должны донести до малыша, что нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми. Тем более, никуда с ними не уходить. Должны быть приложены максимальные усилия, чтобы ребенок хорошо ориентировался в социуме.

Воспитание ребенка пяти лет

Особенности развития детей 5 летВ 5 лет ребенок впитывает все как «губка». Ему все интересно и он готов к познанию нового. Поэтому можно добавить в его развитие дополнительные моменты. Малышу вполне занятно будет узнать о строении вселенной, звездах и космосе. Возможно появится заинтересованность — биологией, строением человека. А приобретенный глобус расскажет малышу о путешествиях и различных странах. Кто знает? Возможно именно сейчас закладываются первые зерна в выбор будущей профессии.

Развитие малыша это сложный, многоуровневый процесс. Не стоит превращать этот процесс в постоянное обучение. Лучше проводить все в виде интересных игровых и развивающих занятий. Родителям следует участвовать во всех делах, которые интересуют ребенка. Тогда получите совместное удовольствие и от общения и от приобретенных знаний!

Мы рассказали основные моменты про особенности развития ребенка 5 года жизни. Рекомендуем обязательно прочитать статью «Физическое развитие детей и спорт». В Европе все больше детей и подростков страдают ожирением и фактически не занимаются спортом. Власти бьют тревогу: родители должны включиться в процесс вовлечения детей, мотивировать к физической активности. В России проблема пока не стоит столь остро, но все же сегодня мы расскажем вам, как привить своим детям любовь к спортивному образу жизни. Подробности в статье!

Особенности развития детей 5 лет

Здравствуйте, дорогие посетители нашего блога! Сегодня наша статья посвящена дошкольникам. Поговорим про особенности развития ребенка 5 года жизни! В чем они заключаются. Что должны предпринимать родители для всестороннего развития любимого малыша. Все подробности в статье ниже!

Воспитание ребенка в пять лет

Ребенок, достигая пятилетнего возраста, становится активнее и любознательней. Стремится проявлять и укреплять творческие, индивидуальные навыки. В этот период времени главное для родителей правильно направить ребенка. Поддержать! Дошкольник старшего возраста имеет: свои интересы, круг общения. В это время активно познается окружающий мир. Складывается свое мнение обо всем.

Особенности развития ребенка 5 года жизни

Особенности развития детей 5 летУ детей хорошо развиты и закреплены приобретенные ранее навыки.Мелкая моторика достигла нового уровня и регулярно совершенствуется. Ориентация становится лучше, повышается выносливость.

Ребенок начинает задавать первые «неудобные» для взрослых вопросы. Его интересуют отличия между девочками и мальчиками. Родители должны быть готовы к этому. Ответить на все — как, зачем и почему, поможет соответствующая литература. А отвечать на такие вопросы крайне необходимо. Чтобы ребенок видел, родители уважают его интересы. И в будущем, — понимал. что за помощью в затруднительных ситуациях сможет обратиться к близким людям.

В этом возрасте дошкольники активно прибавляют в весе и росте. Вес мальчиков доходит до 20 кг., а рост — 116 см. Девочки чуть легче — 19 кг., при росте 111 см. В 5 лет идеально будет отдать ребенка в спортивную секцию. Допустимые варианты: легкая атлетика, гимнастика, фигурное катание, футбол. Ребенок вполне готов к спортивным нагрузкам, как физически так и морально!

Особенности психологического развития

В этот возрастной период очень обостряется чувство сострадания. Ребенок не может пройти мимо котенка на улице, сочувствует болеющим и одиноким людям. Впервые возникают мысли о любви и смерти. При чем мысли о смерти гораздо более эмоциональные и яркие. Именно сейчас родители должны быть деликатными и внимательными по отношению к своему сыну(дочке). Чтобы страхи от возможности потерять близких и смерти, не усугубились.

Что должен знать и уметь дошкольник в 5 лет

  • Особенности развития детей 5 летОсознанно нарисовать рисунок с законченным сюжетом.
  • Ориентироваться в названии цвета, знать некоторые оттенки.
  • Четко знать свое полное имя и фамилию. Домашний адрес и телефон. А также данные родителей.
  • Ориентироваться на местности (знать дорогу от садика до дома).

Также ребенок должен понимать правильное проявление коммуникативных навыков общения. Родители должны донести до малыша, что нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми. Тем более, никуда с ними не уходить. Должны быть приложены максимальные усилия, чтобы ребенок хорошо ориентировался в социуме.

Воспитание ребенка пяти лет

Особенности развития детей 5 летВ 5 лет ребенок впитывает все как «губка». Ему все интересно и он готов к познанию нового. Поэтому можно добавить в его развитие дополнительные моменты. Малышу вполне занятно будет узнать о строении вселенной, звездах и космосе. Возможно появится заинтересованность — биологией, строением человека. А приобретенный глобус расскажет малышу о путешествиях и различных странах. Кто знает? Возможно именно сейчас закладываются первые зерна в выбор будущей профессии.

Развитие малыша это сложный, многоуровневый процесс. Не стоит превращать этот процесс в постоянное обучение. Лучше проводить все в виде интересных игровых и развивающих занятий. Родителям следует участвовать во всех делах, которые интересуют ребенка. Тогда получите совместное удовольствие и от общения и от приобретенных знаний!

Мы рассказали основные моменты про особенности развития ребенка 5 года жизни. Рекомендуем обязательно прочитать статью «Физическое развитие детей и спорт». В Европе все больше детей и подростков страдают ожирением и фактически не занимаются спортом. Власти бьют тревогу: родители должны включиться в процесс вовлечения детей, мотивировать к физической активности. В России проблема пока не стоит столь остро, но все же сегодня мы расскажем вам, как привить своим детям любовь к спортивному образу жизни. Подробности в статье!

Содержимое публикации

педагог-психолог МАДОУ детский сад № 34

Русакова Наталья Валентиновна

Характеристика возрастных особенностей развития детей от 4 до 5 лет

4–5-летними детьми социальные нормы и правила поведения все еще не осознаются, однако уже начинают складываться обобщенные представления о том, «как надо (не надо) себя вести». Поэтому дети обращаются к сверстнику, когда он не придерживается норм и правил со словами «так не поступают», «так нельзя» и т. п. К 5 годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца.

В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие их: мыло, полотенце, носовой платок, салфетка, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков дети свободно переносят в сюжетно-ролевую игру.

К 4-5 годам ребенка начинает волновать тема собственного здоровья, он способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

4-5-летние дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я – мальчик, я ношу брюки, у меня короткая прическа», «Я – девочка, у меня косички, я ношу платье»). Дети проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик — сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, женщина. Овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера. Мальчики стараются выполнять задания, требующие проявления силовых качеств, а девочки реализуют себя в играх «Дочки-матери», «Модель», «Балерина», они больше тяготеют к «красивым» действиям. К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, видах отдыха, о специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. В этом возрасте умеют распознавать и оценивать адекватно гендерной принадлежности эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.

В 4–5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от 2 до 5 детей, продолжительность совместных игр составляет в среднем 15–20 минут, иногда может достигать 40–50 минут. Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), все более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребенок еще не относится к другому ребенку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга, часто в таком общении происходит дальнейшее развитие сюжета. При разрешении конфликтов в игре дети все чаще стараются договориться с партнером, объяснить свои желания, а не настоять на своем.

Развивается моторика дошкольников. В 4–5 лет дети умеют перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от пола), руки на поясе. Подбрасывают мяч вверх и ловят его двумя руками (не менее 3–4 раз подряд в удобном для ребенка темпе). Нанизывают бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жестким наконечником). Ребенок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширить и обогатить репертуар уже освоенных основных движений более сложными.

К 5 годам внимание становится более устойчивым, чем у 3-х летнего малыша (если он пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является появление в деятельности ребенка действия по правилу – необходимого элемента произвольного внимания. Дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

Интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет ребенок может запомнить уже 5-6 предметов (из 10–15), изображенных на предъявляемых ему картинках.

Происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать с взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую познавательную информацию. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), хотя отмечаются и ситуации «чистого общения».

Пятилетки умеют согласовывать слова в предложении, способны элементарно обобщать,

объединяя предметы в родовые категории (одежда, мебель, посуда). Речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта, самостоятельно рассказывать.

С нарастанием осознанности и произвольности поведения, становится возможным решение сложных задач в области безопасности. У детей 4-5 лет не сформированы волевые процессы, поведение зависит от эмоций, доминирует эгоцентрическая позиция в мышлении и поведении.

В среднем дошкольном возрасте на базе освоенных трудовых процессов активно развиваются компоненты детского труда — целеполагание и контрольно-проверочные действия. Это повышает качество самообслуживания, позволяет детям осваивать элементарно-бытовой труд (в помещении и на улице).

В музыкальной и изобразительной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения художественные, музыкального и изобразительного искусства, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных.

Начинают более целостно воспринимать сюжет музыкального произведения, понимать музыкальные образы. Активнее проявляется интерес к музыке, разным видам музыкальной деятельности. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с музыкально-художественной деятельностью, у мальчиков и девочек. Дети эмоционально откликаются на звучание музыкального произведения, увлеченно говорят о нем (о характере повествования и музыкальных образов, средствах музыкальной выразительности), соотнося их с жизненным опытом. Музыкальная память позволяет детям запоминать, узнавать и называть любимые мелодии.

Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на детском музыкальном инструменте, воспроизвести простой ритмический рисунок.). Дети делают первые попытки творчества: создать танец, придумать игру в музыку, импровизировать несложные ритмы марша или плясовой. На формирование музыкального вкуса и интереса к музыкально-художественной деятельности в целом активно влияют установки взрослых.

Особенности развития детей 5 лет

В пять лет ребенок вступает в особый период своей жизни – старший дошкольный возраст. Психологи называют его базовым, так как в этот период закладываются 90 процентов черт личности взрослого человека. Он уже отходит от авторитета и полного принятия мнения взрослого, продолжаются активные процессы самоидентификации, начавшиеся в три года. У малыша формируется свое мнение и свой взгляд на мир. Для взрослых в этот период важно найти подход к ребенку, чтобы сохранить с ним эмоциональную связь и помочь ему сделать первые шаги к взрослению.

Что умеет ребенок в 5–6 лет?

Здоровый малыш с пяти до шести лет:

Хорошо развит физически: может менять скорость и направление ходьбы или бега, ходить на пятках и носках, приставными шагами, высоко поднимая колени. Может совершать различные манипуляции с мячом: ловить, забрасывать, подбрасывать, прыгать на двух ногах, в том числе через препятствия. Спрыгивать с небольшой высоты, играть в спортивные игры, соблюдая правила;

Обладает навыками самообслуживания: сам чистит зубы, моет руки, раздевается и одевается, складывает свою одежду, спокойно сидит за столом;

Владеет навыками общения: здоровается и прощается, благодарит и просит прощения, взаимодействует с людьми, активно включается в игровую и познавательную деятельность со сверстниками, понимает инструкции взрослого и действует в соответствии с ними;

Развивается интеллектуально: знает геометрические формы, фигуры, цвета. Способен к целенаправленному запоминанию, прослеживает пространственно-временные и причинно-следственные связи, начинает анализировать, группировать, обобщать, считает минимум до десяти и знает цифры, решает простые задачи на сложение и вычитание, знаком с днями недели и месяцами;

Развивает речь: оперирует всеми частями речи, знает синонимы и антонимы, умеет присоединять суффиксы к словам, образует прилагательные от существительных, подбирает слова с одинаковым корнем, делит слова на слоги, произносит все звуки, может придумать короткий рассказ.

10 принципов развития ребенка 5–6 лет

Я – Родитель предлагает вам десять принципов воспитания ребенка (https://www.ya-roditel.ru/parents/base/) в возрасте от пяти до шести лет, которые помогут ему успешно преодолеть сложности данного этапа развития.

1. Начинайте готовить ребенка к обучению

Особенности развития детей 5 лет

С пяти лет ребенок может и хочет систематически учиться. Для того, чтобы в будущем малышу было легче адаптироваться к школе, постарайтесь организовать регулярные обучающие занятия для ребенка. Это могут быть как развивающие занятия с педагогом с обучением грамоте и основам математики, так и домашние уроки вместе с родителями. Не стоит относиться к занятиям так же серьезно, как в школе, – обучение проводится в более легкой и игровой форме, однако оно способствует формированию привычки к регулярному получению и усвоению знаний.

2. Формируйте навык концентрации внимания

Пяти-шестилетка еще очень нуждается в игре, он не умеет в нужной мере контролировать свое внимание и отвлекается на внешние раздражители. Задача родителей – постепенно, в игровой форме, помочь ему сформировать навык удержания внимания на одной задаче с целью довести ее до завершения.

3. Расширяйте кругозор ребенка

Доказано, что в пять лет ребенок способен запомнить максимальный объем информации. Именно сейчас он начинает активно интересоваться окружающим миром. Взрослым стоит поощрять этот интерес: читайте с малышом энциклопедии об окружающем мире, посещайте музеи и выставки, рассказывайте о том, что знаете сами.

4. Тренируйте память

Пока у малыша в большей степени функционирует непроизвольная память, он хорошо запоминает только то, что ему интересно. Нужно тренировать и память произвольную: учить стихи, пересказывать рассказы, играть в игры на запоминание.

5. Следите за развитием речи

Родителям важно обратить внимание на то, насколько четко ребенок произносит звуки, связна ли его речь, может ли он четко выразить свои мысли. При появлении проблем стоит обратиться к логопеду: сейчас самое время для коррекции речевых нарушений. Лучше устранить все проблемы до школы, чтобы они не стали причиной трудностей в обучении и общении со сверстниками.

6. Начинайте учить чтению

Многие дети, с которыми часто занимались, уже сами проявляют интерес к грамоте. Необходимо больше читать ребенку, выбирая яркие и интересные книги. Читая, посадите ребенка так, чтобы он видел текст: водите пальцем по строкам или используйте закладку для чтения. Так закладывается связь между звучанием слов и их написанием.

7. Играйте в сюжетно-ролевые игры

В пять-шесть лет ребенок начинает придавать значение правилам игры и соблюдать их. Также в этом возрасте начинает бурно развиваться фантазия. Поэтому важна осмысленная игровая деятельность. Если ребенок не ходит в детский сад, он обязательно должен регулярно проводить время вместе со сверстниками: сейчас он особенно нуждается в обществе детей того же возраста и совместных, так называемых, свободных играх.

8. Развивайте таланты ребенка

Особенности развития детей 5 лет

Старший дошкольный возраст – самый плодотворный возраст для занятий рисованием, музыкой, конструированием. Если вы не сделали этого раньше, то теперь самое время выбрать малышу кружок по интересам. Хорошо, если родители найдут время и для домашних занятий: ребенок уже может вырезать ножницами, самостоятельно делать аппликации, рисовать, лепить.

9. Привлекайте ребенка к трудовой деятельности

С возраста пяти–шести лет ребенок уже готов к осмысленной трудовой деятельности. Нужно понемногу приучать его к домашнему труду, пусть у него будут свои обязанности по дому.

10. Подавайте детям хороший пример

Родители по-прежнему остаются для ребенка главным авторитетом. Одновременно он приобретает способность анализировать и оценивать их поведение, подмечать особенности взаимоотношений между взрослыми. Поэтому грамотное поведение родителей и позитивные отношения в семье станут залогом полноценного развития и душевного здоровья ребенка.

Насколько самостоятелен будущий школьник?
ПРОЙТИ ТЕСТ!

Особенности психофизического развития детей 5-го года жизни

Это возраст дальнейшего развития способностей. Ребёнок занявшись чем-то интересным, меньше отвлекается от своего занятия, чем раньше. Его игры становятся более длительными и сложными. Ребенок учится действовать последовательно, подчиняется правилам: не только тем, которые диктуем ему мы, но и тем, которые он сам вырабатывает для себя.

Он уже лучше запоминает, пытается рассуждать. Эти рассуждения еще очень наивны и нередко вызывают у нас улыбку. Ребенок стремится понять взаимосвязь событий, догадаться о причинах того, что происходит вокруг него.

Он уже способен оценивать свойства вещей, сравнивая их друг с другом, замечать сходства и различия между ними. К 5 годам у детей возрастает потребность в общении, особенно со сверстниками, осознании своего положения среди них. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, проявить внимание, сочувствие.

Гордость за собственные достижения, стремление продемонстрировать свои умения перед сверстниками особенно важны для ребенка в среднем возрасте, так как у него формируется потребность в уважении.

На 5-году складываются представления, как надо вести себя, поэтому они обращаются к сверстникам: «надо делиться», «нельзя обижать другого». Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые поступки, выбирать ту или иною деятельность (игру), детей, с кем играть.

А теперь я хочу остановиться на наиболее информативном и сложном показателе развития – это умственное развитие. В широком смысле слова под умственным развитием понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания. Какие же изменения происходят.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка. Характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники,

удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становися предметом активности детей. Они удачно ими тируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных пер сонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развива ется грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с дру гом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Ребенок в этом возрасте не только хорошо владеет представлениями об основных цветах спектра, но и имеет представление об оттенках.

Может сопоставить по величине 7-10 предметов одинаковой формы.

Может назвать различия двух фигур разной формы.

Может разделить спектральную сложную фигуру на несколько простых.

Ребенок может по предложенной схеме сделать несложную постройку (из кубиков).

Узнают предметы на схематических изображениях. Ребенок может найти выход из простого лабиринта (2-3 перегородки). Классифицирует, обобщает простые слова, может выделить главные признаки.

Ребенок может дорисовать начальное изображение, дополнить его деталями.

Может сочинить самостоятельно небольшую сказку или историю на заданную тему.

Ребенок может заниматься привлекательной для него деятельностью в течении 15-20 минут.

Ребенок может действовать в соответствии с правилами: отбирать нужные картинки, заштриховать необходимые фигуры.

К 5-годам можно предложить следующую игру на внимание: на листе бумаги в случайном порядке изображены ряды квадратов, кругов и треугольников. Предложить закрасить один вид геометрических фигур, например треугольник.

Ребенок может запомнить по просьбе взрослого 5 названий предметов. Ребенок запоминает поручения взрослого (2-3 последовательных действия).

Что нужно, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным? Чтобы все его возможности могли реализоваться, способности раскрыться?

Наш совет: постарайтесь прислушаться к ребенку, понять и учитывать особенности данного возраста, оценить его собственные индивидуальные возможности.

Особенности развития детей 5 лет

Здравствуйте, дорогие посетители нашего блога! Сегодня наша статья посвящена дошкольникам. Поговорим про особенности развития ребенка 5 года жизни! В чем они заключаются. Что должны предпринимать родители для всестороннего развития любимого малыша. Все подробности в статье ниже!

Воспитание ребенка в пять лет

Ребенок, достигая пятилетнего возраста, становится активнее и любознательней. Стремится проявлять и укреплять творческие, индивидуальные навыки. В этот период времени главное для родителей правильно направить ребенка. Поддержать! Дошкольник старшего возраста имеет: свои интересы, круг общения. В это время активно познается окружающий мир. Складывается свое мнение обо всем.

Особенности развития ребенка 5 года жизни

Особенности развития детей 5 летУ детей хорошо развиты и закреплены приобретенные ранее навыки.Мелкая моторика достигла нового уровня и регулярно совершенствуется. Ориентация становится лучше, повышается выносливость.

Ребенок начинает задавать первые «неудобные» для взрослых вопросы. Его интересуют отличия между девочками и мальчиками. Родители должны быть готовы к этому. Ответить на все — как, зачем и почему, поможет соответствующая литература. А отвечать на такие вопросы крайне необходимо. Чтобы ребенок видел, родители уважают его интересы. И в будущем, — понимал. что за помощью в затруднительных ситуациях сможет обратиться к близким людям.

В этом возрасте дошкольники активно прибавляют в весе и росте. Вес мальчиков доходит до 20 кг., а рост — 116 см. Девочки чуть легче — 19 кг., при росте 111 см. В 5 лет идеально будет отдать ребенка в спортивную секцию. Допустимые варианты: легкая атлетика, гимнастика, фигурное катание, футбол. Ребенок вполне готов к спортивным нагрузкам, как физически так и морально!

Особенности психологического развития

В этот возрастной период очень обостряется чувство сострадания. Ребенок не может пройти мимо котенка на улице, сочувствует болеющим и одиноким людям. Впервые возникают мысли о любви и смерти. При чем мысли о смерти гораздо более эмоциональные и яркие. Именно сейчас родители должны быть деликатными и внимательными по отношению к своему сыну(дочке). Чтобы страхи от возможности потерять близких и смерти, не усугубились.

Что должен знать и уметь дошкольник в 5 лет

  • Особенности развития детей 5 летОсознанно нарисовать рисунок с законченным сюжетом.
  • Ориентироваться в названии цвета, знать некоторые оттенки.
  • Четко знать свое полное имя и фамилию. Домашний адрес и телефон. А также данные родителей.
  • Ориентироваться на местности (знать дорогу от садика до дома).

Также ребенок должен понимать правильное проявление коммуникативных навыков общения. Родители должны донести до малыша, что нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми. Тем более, никуда с ними не уходить. Должны быть приложены максимальные усилия, чтобы ребенок хорошо ориентировался в социуме.

Воспитание ребенка пяти лет

Особенности развития детей 5 летВ 5 лет ребенок впитывает все как «губка». Ему все интересно и он готов к познанию нового. Поэтому можно добавить в его развитие дополнительные моменты. Малышу вполне занятно будет узнать о строении вселенной, звездах и космосе. Возможно появится заинтересованность — биологией, строением человека. А приобретенный глобус расскажет малышу о путешествиях и различных странах. Кто знает? Возможно именно сейчас закладываются первые зерна в выбор будущей профессии.

Развитие малыша это сложный, многоуровневый процесс. Не стоит превращать этот процесс в постоянное обучение. Лучше проводить все в виде интересных игровых и развивающих занятий. Родителям следует участвовать во всех делах, которые интересуют ребенка. Тогда получите совместное удовольствие и от общения и от приобретенных знаний!

Мы рассказали основные моменты про особенности развития ребенка 5 года жизни. Рекомендуем обязательно прочитать статью «Физическое развитие детей и спорт». В Европе все больше детей и подростков страдают ожирением и фактически не занимаются спортом. Власти бьют тревогу: родители должны включиться в процесс вовлечения детей, мотивировать к физической активности. В России проблема пока не стоит столь остро, но все же сегодня мы расскажем вам, как привить своим детям любовь к спортивному образу жизни. Подробности в статье!

Что должен уметь ребенок 5 лет:

  • хорошо владеть своим телом;
  • справляться с эмоциями;
  • концентрировать внимание;
  • проявлять интерес к узнаванию нового.

В этом возрасте дети уже полностью осознают себя как личность, стремятся к самостоятельности и к общению со сверстниками.

Особенности развития детей 5 лет

Физическое развитие

Пятилетний ребенок быстро бегает, хорошо прыгает и на двух ногах, и на одной, залезает и спускается по веревочным лестницам и шведским стенкам, перебирается через препятствия, двумя руками играет в мяч, освоил самокат и велосипед.

Всё это он умел делать и раньше, но к 5 годам он становится более выносливым, активен подолгу и меньше устает. Появляется уверенность — ваше чадо уже не остановится в раздумье перед лестницей, она теперь уже не преграда для него.

Костно-мышечный аппарат в 5–6 лет достаточно сформирован, многие малыши начинают всерьез заниматься спортом, и опытные тренеры уже видят их потенциал.

Моторно-двигательные умения

Тренировка мелкой моторики очень важна. Самому справляться с молниями на одежде, застегивать пуговицы, завязывать шнурки — это не только развивает самостоятельность, но и стимулирует работу мозга.

Впереди школа, и то, что должен уметь 5 летний ребенок делать руками — необходимый набор навыков для подготовки к учебе:

  • уверенно держать карандаш;
  • проводить линии в заданном направлении или по точкам, не отрывая карандаш от бумаги;
  • штриховать рисунок прямыми линиями, аккуратно, не выходя за контур;
  • обводить готовый контур рисунка, повторяя начертание;
  • вырезать из бумаги сложные фигуры по контуру;
  • самостоятельно делать аппликации из отдельных элементов по образцу;
  • лепить из пластилина или глины отдельные детали и соединять их в простую составную композицию.

Развитие памяти, мышления, внимания

ВАЖНО!
К пяти годам психические процессы у детей совершенствуются и становятся все более управляемыми. Если раньше концентрация внимания, запоминание происходили самопроизвольно и только на чем-то очень интересном, то пятилетние малыши способны к осознанной познавательной деятельности и к решению более сложных задач.

Список того, что должен уметь ребенок 5–6 лет, уже отвечает требованиям подготовки к школе:

  • удерживать внимание на одном задании до 15 минут;
  • запоминать до 10 картинок, их вид, очередность и т.д.;
  • анализировать предметы, явления, рисунки — находить сходства и отличия, лишние элементы, подбирать обобщенные понятия;
  • удерживать в поле зрения до 10 предметов;
  • определять последовательность событий в сказке или рассказе;
  • запоминать и повторять длинные фразы;
  • заучивать стихи, считалки, песни;
  • собирать самостоятельно пазлы из 20 элементов.

Речь и эмоциональное развитие

В активном лексиконе воспитанника старшей группы детского сада около тысячи слов, которыми он владеет свободно. Понимает в четыре раза больше, и словарный запас все время пополняется.

В норме дети произносят чисто все звуки, кроме «р» — с ним до постоянных передних зубов многим справиться трудно.

Важно, чтобы речь была разнообразной, выразительной и логичной; в 5 лет ребенок должен уметь по стандарту начала подготовки к школе:

  • строить фразы и предложения из 5–6 слов;
  • использовать все части речи — глаголы, существительные, прилагательные, местоимения, числительные;
  • правильно изменять слова по падежам, временам и числам;
  • описывать предметы и наоборот, угадывать по описанию;
  • понимать отличия в описании человека и животных (у людей руки, ноги, волосы, а у животных лапы, шерсть и т.д.);
  • вести диалог — слушать и слышать, точно отвечать на поставленный вопрос;
  • рассказать о себе — имя, возраст, где живет, как зовут родителей, что любит, а что нет;
  • описать день — когда встал, где был, что было на нем надето и т.д.;
  • пересказать сказку, рассказ, мультфильм;
  • знать наизусть стишки, загадки.

Общие знания

У дошкольника 5–6 лет общее представление о мире, в котором он живет, включает знания:

  • о растениях — различает деревья, кустарники, фрукты, овощи;
  • о животных, диких и домашних — зверях, птицах, насекомых, рыбах и т.д.;
  • о временах года, погоде;
  • о своем доме, городе и т.д.

В этом возрасте детсадовец не просто отличает по картинке лошадь от собаки и бабочку от рыбки, но и способен объяснить, в чем разница.

В списке того, что должен уметь ребенок в пять лет, — начальные математические навыки:

  • различать основные геометрические фигуры — треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, круг;
  • знать числа от 1 до 9 и соответствующие цифры, считать до девяти предметов;
  • уметь расставить числа от 1 до 5 в прямом и обратном порядке;
  • сравнивать количество предметов, определять, где больше/меньше/поровну;
  • ориентироваться в пространстве: справа/слева, выше/ниже, впереди/сзади.

Если ваш дошкольник уже научился производить простейшие арифметические действия — прекрасно, если нет — не пугайтесь. Читать и считать в пять лет еще рано.

Ссылка на основную публикацию