Особенности внимания детей дошкольного возраста

Родители всегда хотят, чтобы их дети развивались в достаточной степени, изучают методики, теории и прикладывают немало усилий для достижений цели развития своих чад. Для развития внимания детей дошкольного возраста, важно понимать, что такое внимание и как оно развивается у детей в разных возрастных периодах жизни.

Итак, что же такое внимание и какое значение оно имеет?

Одним из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности являются достаточно развитое внимание.
Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, а память хранит добытые в ее результате сведения.
Внимание – это психический процесс, который является формой отражения действительности. Внимание обеспечивает единство отражаемого и отраженного. Человек с помощью внимания овладевает содержанием ощущений, восприятия, представлений.

У детей дошкольного возраста во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действия детям в возрасте до трех лет практически недоступно; в 4,5-5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого; в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.
На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.
Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

Понимая и зная эти особенности, можно начинать грамотно развивать внимание детей дошкольного возраста.

Выделим особенности развития внимания в раннем детстве:

— расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок;

— малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;

— под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;

— внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, — наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

§ 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», — говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

ВНИМАНИЕ

Внимание — это форма организации познавательной деятельности. Уровень успеваемости ребенка, продук­тивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание.

Выделяют три основных вида внимания: непро­извольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников. В со­знании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально.

С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от чело­века волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, ко-. торые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида вни­мания — послепроизвольного.

Наблюдая за поведением ребенка во время занятий в детском саду, за поведением в школе, можно узнать, какие виды внимания преобладают в учебной деятельности ребенка. Кроме этого, можно определить и уровень развития свойств внимания: объема, ус­тойчивости, распределения, переключения.

По тому, сколько объектов ребенок может созна­тельно удержать в своем сознании в короткий про­межуток времени, судят об объеме внимания.

Устойчивость внимания — это способность сохра­нять долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Проти­воположным устойчивости внимания свойством яв­ляется отвлекаемость внимания.

Распределение внимания — это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.

Переключение внимания — это сознательный пе­реход от одного объекта к другому. Быстрота пере­ключения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Характерной особенностью внимания ребенка до­школьного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточен­ным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте Редко возникает под влиянием какой-либо постав­ленной цели. Следовательно, оно является непроиз­вольным.

Ученые-психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Для того, чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4—5-летнего возраста просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то ребенок будет в состоянии произ­вольно и в течении довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных пред­метах и их отдельных деталях, свойствах.

Объем внимания детей дошкольного возраста невелик. Дошкольники сосредоточивают внимание на привлекательных картинках обычно на 12—20 секунд.

Устойчивость внимания зависит от индивидуаль­ных особенностей детей дошкольного возраста. Нер­вные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. Причем, как отмечает Немов Р. С., разница в устойчивости внимания может достичь 1,5—2 раза.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Вы здесь

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом — ее качественное выполнение. В своей элементарной форме внимание выступает как ориентировочный рефлекс «что такое?», выполняя биологическую защитную функцию. Так, человек выделяет раздражитель и определяет его положительное или отрицательное значение.

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого.

В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», — говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели.

Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте:

  • значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость;
  • складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
  • внимание становится опосредованным;
  • появляются элементы послепроизвольного внимания.

Особенности внимания детей дошкольного возраста

В книге проанализированы современные психологические подходы к проблеме внимания, подробно рассмотрены его основные виды и свойства, их развитие в период дошкольного детства. Описана специфика нарушений внимания у детей с СДВГ и РАС. Представлены методы диагностики внимания в дошкольном возрасте, а также диагностические методики оценки развития внимания у детей 4—7 лет.
Показана специфика современных коррекционно-развивающих программ, возможность их выбора с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. Приводятся игры, задания, упражнения, которые позволяют успешно развивать внимание дошкольников, что необходимо для подготовки к обучению
в школе и интеллектуального развития. Издание адресовано прежде всего педагогам и специалистам дошкольных образовательных организаций, родителям дошкольников, также может быть
интересным и полезным студентам педагогических вузов, слушателям факультетов повышения квалификации.

Содержание

Современные подходы к проблеме внимания в психологии

  • Проблема внимания в общей психологии
  • Теоретические направления в исследованиях внимания
  • Внимание как активность личности
  • Теория установки Д.Н. Узнадзе
  • Внимание как способ управления поведением и функция контроля
  • Внимание и перцепция
  • Основные виды и свойства внимания
  • Проблема управления вниманием в общей психологии

Специфика внимания дошкольников

  • Социализация внимания в дошкольном возрасте
  • Формирование произвольного внимания в дошкольном возрасте
  • Развитие свойств внимания в дошкольном возрасте
  • Особенности внимания детей с СДВГ
  • Особенности внимания детей с РАС

Экспериментальное исследование особенностей внимания дошкольников

  • Диагностика внимания детей в отечественных и зарубежных исследованиях
  • Методы диагностики и оценки внимания
  • Диагностика внимания детей с ОВЗ
  • Развитие внимания у детей с СДВГ
  • Особенности проведения диагностики внимания дошкольников
  • Анализ результатов обследований

Программы развития внимания для детей дошкольного возраста

Заключение

Приложение

Приложение 1. Анкета для определения гиперактивности (по Д. Коннорсу) [24

Приложение 2. Диагностические методики

Приложение 4. Коррекционно-развивающие игры и упражнения для гиперактивных детей дошкольного возраста (А.Л. Сиротюк)

Упражнения на растяжку

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Упражнения на релаксацию

Список использованной и рекомендуемой литературы

Авторы: Григорян Эмма Гамлетовна

Возможно, срок действия подписки еще не наступил или вы не оформили подписку.

Для того, что бы просматривать электронную версию журнала, вам необходимо приобрести одну из электронных подписок.

Ознакомиться с предложениями вы можете на странице «Электронные подписки»

Что такое внимание?

Внимание – это психическая процедура познания, которая направлена на то, чтобы отразить свойства, состояние и характеристику объекта или действия.

Фокусирование на конкретных вещах характеризуется избирательной направленностью и формирует индивидуальное отношение.

Вниманию может подвергаться все на свете: люди и животные, их поведение, растения, предметы быта. Стоит отметить, что человек внимателен только к тем вещам, которые ему интересны или необходимы.

Основные причины невнимательности детей

  • Гиперактивность. Этот модный нынче диагноз, который ставят каждому второму, в половине случаев все же оказывается оправдан. Одна из его отличительных особенностей – невозможность сосредоточиться, сконцентрировать внимание. Гиперактивные дети очень активны и подвижны, их внимание быстро переключается, им сложно усидеть на одном месте. Родителям таких детей нужно проявлять особую терпеливость и последовательность.
  • Ослабленный иммунитет, хронические болезни. Часто болеющие дети отличаются повышенной утомляемостью и низкой работоспособностью. Чтобы помочь такому ребенку, установите для него режим дня – чередуйте работу и отдых.
  • Психологическое или физическое переутомление. Оно также приводит к снижению работоспособности. Главное средство — также правильный режим дня.
  • Отсутствие интереса к предлагаемой деятельности. Лучше проводить занятия в игровой форме.

Особенности внимания детей дошкольного возраста

Как развить внимание у ребенка?

Развитие внимания у детей дошкольного возраста должно идти чуть ли не с младенчества. Обращать внимание – это одно из самых первых действий, которые учится делать ребенок. В первые месяцы своей жизни малыши проявляют внимание неосознанно, реагируя на звуки, на движение каких-либо предметов, вещей или героев мультфильмов, на яркие цвета и т.д.

Примерно к шести месяцам малыши проявляют свое внимание к окружающему их миру уже более осознанно: начинают брать в руки предметы, до которых могут дотянуться, пытаются проверить их прочность, стуча ими об пол или просто пытаясь грызть, реагируют на слова и т.д. Уже с этого возраста можно начинаться заниматься развитием внимания ребенка, причем делать это даже нужно. Чем раньше развитию внимания у детей уделяется внимание, тем легче малышам в будущем познавать окружающий их мир, а также учиться в школе. Большинству мам и пап кажется, что их человечек еще слишком маленький, поэтому о развитии внимания не может быть и речи. Однако маленькое сокровище уже обращает внимание на все происходящее, а значит, развивать это, обучая концентрации на предметах, на действиях и событиях, можно.

В двухлетнем возрасте детки уже приобретают определенные навыки манипулирования предметами (копают лопатками песок, набирают воду в стаканы и потом поливают что-то и т.д.). Мало того, такие манипуляции уже становятся действиями для достижения определенной цели, для решение простых задач. Это является первым проявлением ребенком внимания (произвольного) и его дальнейшее развитие происходит под влиянием мам и пап. Именно они обращают внимание своего ребенка на ситуации, в которых необходимо определенным образом себя вести или что-то делать: мыть руки после улицы, стараться следить за собою, акцентируют внимание ребенка на светофорах и т.д.

Все эти действия – уже развитие внимания ребенка, ведь так он учится не только соблюдать какие-то правила, но и обращать внимание, следить за тем, когда именно нужно делать что-то конкретное. Действия по развитию внимания у детей дошкольного возраста (4-5 лет) уже можно причислить к обязательным и необходимым, ведь это уже период подготовки к школе. В этом возрасте детки уже самостоятельно, пусть и неосознанно, проявляют устойчивое внимание и наглядно это видно, если ребенку интересна игра, если его захватила сказка, если взрослый ему рассказывает что-то интересное. Этот период наиболее благоприятен для целенаправленного развития внимания у дошкольников, ведь в этом возрасте малыши впитывают практически все и многому учатся очень быстро.

Особенности внимания детей дошкольного возраста

Упражнения для тренировки внимания у ребенка

Развитие внимания у детей школьного возраста происходит с помощью специальных упражнений. Предлагаем вам несколько:

  • Вариация предыдущего задания – найди два одинаковых. Ребенку предлагается иллюстрация, на которой изображено несколько предметов, например ваз, которые отличаются между собой незначительными деталями. Дошкольник должен внимательно рассмотреть модели и найти среди них две идентичные. На первых этапах работы лучше использовать картинки с явными отличиями, это поможет ребенку обрести уверенность в себе и подкрепит его интерес. Далее задания усложняются.
  • Работа с картинками. Есть специальные иллюстрации, на которых животные, например тигры или волки, представлены в завуалированной форме. Можно предложить ребенку найти их все.
  • Соотнесение предмета и его тени.

Особенности внимания детей дошкольного возраста

Методики для развития внимательности у детей

Родители должны помнить про особенности развития внимания у детей дошкольного возраста. После 4-го дня рождения вы можете прийти и в наш центр развития ребенка «СМАРТУМ». У нас развитием внимания у дошкольников занимаются опытные специалисты и на занятиях применяются не только современные, но и уже опробованные, доказавшие свою эффективность и позволяющие добиться прекрасных результатов, методики. И в младшем дошкольном, и в старшем дошкольном, и даже в младшем школьном возрасте дети еще играют с превеликим удовольствием. Именно в игровой, непринужденной форме и строятся все наши занятия. В их процессе развитие внимания у детей младшего школьного и дошкольного возраста происходит подсознательно.

На занятиях детки приобретают навыки управлять проявлением внимания, а также у них формируется устойчивое, сконцентрированное внимание к тому, что они видят и слышат. Все это помогает детишкам отлично учиться и в начальной школе, и в последующих, старших классах. В процессе подготовки к школе очень важно учитывать, что к развитию внимания у будущих младших школьников всегда предъявляются довольно высокие требования, ведь они должны будут учиться и тому, что им интересно, и тому, что будет казаться им скучным. По этой причине развитию внимания дошкольников, умению внимательно относиться ко всему необходимо подходить с максимальной ответственностью.

Если вам хочется, чтобы ваше сокровище считалось самым внимательным, самым прилежным и способным учеником в классе – приходите к нам. Мы стараемся сделать процесс развития любых способностей ребенка приятным и веселым, чтобы к нам они с радостью спешили, а не шли в еще одну школу!

Внимание – это характеристика психической деятельности, которая может быть выражена сосредоточенностью и направленностью сознания на некоторый объект. Направленность сознания представляет собой избирательность психической деятельности, выбор определенного объекта из перечня возможных.

Особенности внимания у дошкольников

Чаще всего внимание в психологии не рассматривается в качестве отдельного психического процесса, в отличие, например, от восприятия, памяти и мышления. Тем не менее, с помощью внимания обеспечивается успешная и четкая работа человеческого сознания.

В состав любого познавательного процесса входят единство образа и деятельности. Внимание при этом не обладает своим особым содержанием, проявляясь в рамках восприятия, мышления. Оно является аспектом всех познавательных процессов сознания, при этом представляя собой ту их сторону, где они выступают в качестве деятельности, направленной на объект.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Развитие устойчивого внимания у детей дошкольного возраста 450 руб.
  • Реферат Развитие устойчивого внимания у детей дошкольного возраста 230 руб.
  • Контрольная работа Развитие устойчивого внимания у детей дошкольного возраста 240 руб.

Устойчивость внимания характеризуется тем, что внимательным постоянно быть невозможно, но само внимание находит проявление в определенных, конкретных психических процессах. Человек всматривается, вслушивается, принюхивается, решает задачи и др. В этих процессах растет активность познавательной деятельности при отражении объективной реальности.

Внимание в первую очередь представляет собой динамическую характеристику протекания познавательной деятельности, выражающую преимущественную связь между психической деятельностью и определенным объектом, на котором она сосредоточена как в фокусе.

Виды внимания

Внимание обладает низшими и высшими формами. Первые из них представлены непроизвольным вниманием, вторые включают произвольные виды внимания. Также оно может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Данные виды можно отличать друг от друга лишь в соответствии с их сложностью.

У дошкольников непроизвольное внимание легко возникает и переключается. Оно работает за счет сильного, контрастного или значимого раздражителя, вызвавшего эмоциональный отклик. Для ребенка основой здесь является ориентировочный рефлекс или доминанта, через которую характеризуется более или менее устойчивый интерес.

Произвольное внимание происходит за счет постановки (принятия) задачи, на которую оно направлено. Для него необходимы волевые усилия и характерна утомляемость. Ведущую роль здесь играет вторая сигнальная система (слова, речь).

Выделяют и послепроизвольное внимание (процесс вхождения в деятельность и возникающий по этой причине интерес), при котором происходит сохранение целенаправленности и снятие напряжения. Такое внимание рассматривается в рамках доминанты, характеризующей возникший при осуществлении деятельности интерес.

Непроизвольное внимание определяют несколько факторов:

  • Степень интенсивности раздражителя;
  • Качественная составляющая раздражителя;
  • Количество повторений;
  • Внезапность возникновения объекта, его новизна и движение;
  • Согласие с наличным содержанием сознания.

Развитие устойчивого внимания

Устойчивое внимание у детей дошкольного возраста развивается через прохождение 3 этапов:

  1. первичное внимание, которое вызывается различными раздражителями, производящими сильное воздействие на нервную систему;
  2. вторичное внимание, проявляющееся в виде сосредоточенности на одном объекте, вне зависимости от наличия других (дифференциация);
  3. постпроизвольное внимание, при котором происходит удержание объекта во внимании без использования специальных усилий.

Непроизвольное (непреднамеренное) внимание вызвано соответствующими особенностями действующих в этот момент объектов без намерения проявлять в их отношении внимательность. Проявление непроизвольного внимания может быть определено физическими, психофизиологическими и психическими факторами, имея связь с общей направленностью личности.

Для того чтобы этот вид внимания был устойчив, необходима новизна или необычность объектов, их резкая смена, а также субъективные факторы, в рамках которых происходит проявление избирательного отношения человека к окружающему миру.

Основной функцией непроизвольного внимания является быстрая и правильная ориентация человека в постоянно изменяющихся условиях, выделение объектов, способных иметь сейчас наибольший жизненный смысл.

Детерминанты вынужденного внимания предположительно находятся в видовом опыте организма. Научение этой форме внимания имеет незначительную роль, поэтому ее назвали врожденной, естественной или инстинктивной. В этом случае происходит уменьшение внешней и внутренней деятельности до минимума, а также она может начать принимать автоматический характер.

Еще одна разновидность внимания зависит от индивидуального опыта дошкольника. Ее формирование происходит на инстинктивной основе, но с отсрочкой, в процессе стихийного научения и адаптации ребенка к соответствующим условиям жизни.

Третья разновидность внимания называется привычным вниманием. Одни исследователи считают ее следствием или особым случаем произвольного внимания, некоторые предпочитают рассматривать ее в качестве переходной формы. Со стороны субъекта такой тип внимания характеризуется установками, намерением выполнять определенную деятельность.

Все рассмотренные виды внимания объединяет то, что их побудительные причины находятся за пределами сознания человека. Для непреднамеренного внимания присущи следующие особенности:

  • человек не производит предварительно подготовку к восприятию объекта или действию;
  • обусловленность интенсивности непреднамеренного внимания через особенности раздражителей;
  • временная непродолжительность (внимание длится до того времени, пока действуют определенные раздражители, оно прекращается в случае, если его не закрепить на момент прекращения их действия).

Если внимание неустойчиво, то данная особенность лишает его способности обеспечить хорошее качество деятельности ребенка дошкольного возраста.

Особенности внимания детей дошкольного возраста Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Кузьменко Татьяной Александровной, педагогом-психологом МБДОУ «ДСОВ № 113» г. Братска Иркутской области. Сегодня Татьяна Александровна в своей статье познакомит вас с особенностями внимания у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Данный материал будет интересен педагогам ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Александровны :

«Недостаточный уровень внимания является одной из наиболее существенных особенностей познавательной сферы детей с ЗПР. Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из важных и актуальных проблем. По всем показателям попадают дети с задержкой психического развития в группу риска».

Полезного чтения…

Ключевые слова: внимание, задержка психического развития, произвольное, непроизвольное внимание, дети с ЗПР, распределение внимания, причины нарушения внимания, устойчивость внимания.

Психология внимания — одно из важнейших звеньев в цепи сознания. Наряду со всеми видами психических процессов – внимание помогает нам познать мир и самого себя.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознание человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

В психологической науке выделяют несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное, построизвольное .

Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.

Произвольное внимание – сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий.

Произвольное внимание отличается от непроизвольного, оба вида внимания связанны друг с другом, т.к. произвольное внимание возникло из непроизвольного.

Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, хотя непроизвольное внимание может длиться часами.

Внимание человека обладает различными качествами:

Концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте;

Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;

Переключение – намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;

Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности;

Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.

Таким образом, внимание и все познавательные процессы, являются необходимым условием для качественной и продуктивной деятельности личности.

Недостаточный уровень внимания является одной из наиболее существенных особенностей познавательной сферы детей с ЗПР.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из важных и актуальных проблем. По всем показателям попадают дети с задержкой психического развития в группу риска.

Внимание у этих детей неустойчивое, отмечается периодическое колебание, неравномерная работоспособность. Таких детей трудно сконцентрировать внимание, удержать в деятельности. Дети часто отвлекаются, действуют импульсивно, наблюдается и проявляется инертность. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Причины нарушения внимания у детей с ЗПР:

  1. Имеющие астенические явления оказывают свое влияние;
  2. Несформированность механизма произвольности у детей;
  3. Несформированность мотивации (дети проявляют хорошую концентрацию внимания, когда интересно, а где требуется проявить другой уровень мотивации – нарушение интереса).

Особенность внимания у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста изучали многие исследователи.

Внимание у детей с ЗПР нестабильно и включает в себя следующие нарушения: неустойчивость, повышенную отвлекаемость, не умение произвольно сосредоточиться на воспринимаемых объектах, заметное снижение работоспособности, снижение познавательной активности, как указывает Т.В. Егорова (1969).

В.В.Лебединский говорит, сто внимание у детей с ЗПР, почти никогда не бывает нормальным: или оно быстро ослабевает, или оно настолько отвлекаемо, что не возможна ни какая концентрация.

Как отмечают Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Ципина и д.р. произвольное целенаправленное внимание у детей с ЗПР, всегда более и менее нарушено: легко рассеивается, плохо фиксируется и трудно привлекается.

В специальных психолого – педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР.

  • Неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности внимания, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы;
  • Снижение объема внимания;
  • Сниженная избирательность внимания;
  • «Прилипание внимания».

При изучении специальной литературы, как показал анализ, отдельно проблемой исследования и коррекции нарушений внимания у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста практически не занимались. В исследованиях по проблеме нарушения познавательных процессов при ЗПР, можно найти отклонения в функционировании внимания. Нарушение внимания, зависят от общей структуры дефекта при ЗПР. Дети с ЗПР при нарушении внимания отличаются сниженной умственной работоспособностью. У детей дошкольного возраста с ЗПР непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое и неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание детей и безо всяких усилий с их стороны.

Существуют различные тесты на внимания и упражнения на его тренировку, которые можно использовать при обучении детей, потому что как интересны, так и полезны для общего развития ребенка.

Литература:

  1. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания- М. Изд. МГУ 1974г.
  2. Лурия А.Р. Курс общей психологии, Психология внимания.- М.Изд. МГУ 1970г.
  3. Микиртумов Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста СПб: Питер 2001.- 256с.
  4. Л.Д. Столяренко Основы психологии. Ростов н/Д. Изд. «Феникс»,1997г.- 736с.
  5. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития Н.Новгород,1994г.
  6. Дети с ЗПР/Под.ред. ВласовойТ.А.

Внимание – это характеристика психической деятельности, которая может быть выражена сосредоточенностью и направленностью сознания на некоторый объект. Направленность сознания представляет собой избирательность психической деятельности, выбор определенного объекта из перечня возможных.

Особенности внимания у дошкольников

Чаще всего внимание в психологии не рассматривается в качестве отдельного психического процесса, в отличие, например, от восприятия, памяти и мышления. Тем не менее, с помощью внимания обеспечивается успешная и четкая работа человеческого сознания.

В состав любого познавательного процесса входят единство образа и деятельности. Внимание при этом не обладает своим особым содержанием, проявляясь в рамках восприятия, мышления. Оно является аспектом всех познавательных процессов сознания, при этом представляя собой ту их сторону, где они выступают в качестве деятельности, направленной на объект.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Развитие устойчивого внимания у детей дошкольного возраста 490 руб.
  • Реферат Развитие устойчивого внимания у детей дошкольного возраста 270 руб.
  • Контрольная работа Развитие устойчивого внимания у детей дошкольного возраста 210 руб.

Устойчивость внимания характеризуется тем, что внимательным постоянно быть невозможно, но само внимание находит проявление в определенных, конкретных психических процессах. Человек всматривается, вслушивается, принюхивается, решает задачи и др. В этих процессах растет активность познавательной деятельности при отражении объективной реальности.

Внимание в первую очередь представляет собой динамическую характеристику протекания познавательной деятельности, выражающую преимущественную связь между психической деятельностью и определенным объектом, на котором она сосредоточена как в фокусе.

Виды внимания

Внимание обладает низшими и высшими формами. Первые из них представлены непроизвольным вниманием, вторые включают произвольные виды внимания. Также оно может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Данные виды можно отличать друг от друга лишь в соответствии с их сложностью.

У дошкольников непроизвольное внимание легко возникает и переключается. Оно работает за счет сильного, контрастного или значимого раздражителя, вызвавшего эмоциональный отклик. Для ребенка основой здесь является ориентировочный рефлекс или доминанта, через которую характеризуется более или менее устойчивый интерес.

Произвольное внимание происходит за счет постановки (принятия) задачи, на которую оно направлено. Для него необходимы волевые усилия и характерна утомляемость. Ведущую роль здесь играет вторая сигнальная система (слова, речь).

Выделяют и послепроизвольное внимание (процесс вхождения в деятельность и возникающий по этой причине интерес), при котором происходит сохранение целенаправленности и снятие напряжения. Такое внимание рассматривается в рамках доминанты, характеризующей возникший при осуществлении деятельности интерес.

Непроизвольное внимание определяют несколько факторов:

  • Степень интенсивности раздражителя;
  • Качественная составляющая раздражителя;
  • Количество повторений;
  • Внезапность возникновения объекта, его новизна и движение;
  • Согласие с наличным содержанием сознания.

Развитие устойчивого внимания

Устойчивое внимание у детей дошкольного возраста развивается через прохождение 3 этапов:

  1. первичное внимание, которое вызывается различными раздражителями, производящими сильное воздействие на нервную систему;
  2. вторичное внимание, проявляющееся в виде сосредоточенности на одном объекте, вне зависимости от наличия других (дифференциация);
  3. постпроизвольное внимание, при котором происходит удержание объекта во внимании без использования специальных усилий.

Непроизвольное (непреднамеренное) внимание вызвано соответствующими особенностями действующих в этот момент объектов без намерения проявлять в их отношении внимательность. Проявление непроизвольного внимания может быть определено физическими, психофизиологическими и психическими факторами, имея связь с общей направленностью личности.

Для того чтобы этот вид внимания был устойчив, необходима новизна или необычность объектов, их резкая смена, а также субъективные факторы, в рамках которых происходит проявление избирательного отношения человека к окружающему миру.

Основной функцией непроизвольного внимания является быстрая и правильная ориентация человека в постоянно изменяющихся условиях, выделение объектов, способных иметь сейчас наибольший жизненный смысл.

Детерминанты вынужденного внимания предположительно находятся в видовом опыте организма. Научение этой форме внимания имеет незначительную роль, поэтому ее назвали врожденной, естественной или инстинктивной. В этом случае происходит уменьшение внешней и внутренней деятельности до минимума, а также она может начать принимать автоматический характер.

Еще одна разновидность внимания зависит от индивидуального опыта дошкольника. Ее формирование происходит на инстинктивной основе, но с отсрочкой, в процессе стихийного научения и адаптации ребенка к соответствующим условиям жизни.

Третья разновидность внимания называется привычным вниманием. Одни исследователи считают ее следствием или особым случаем произвольного внимания, некоторые предпочитают рассматривать ее в качестве переходной формы. Со стороны субъекта такой тип внимания характеризуется установками, намерением выполнять определенную деятельность.

Все рассмотренные виды внимания объединяет то, что их побудительные причины находятся за пределами сознания человека. Для непреднамеренного внимания присущи следующие особенности:

  • человек не производит предварительно подготовку к восприятию объекта или действию;
  • обусловленность интенсивности непреднамеренного внимания через особенности раздражителей;
  • временная непродолжительность (внимание длится до того времени, пока действуют определенные раздражители, оно прекращается в случае, если его не закрепить на момент прекращения их действия).

Если внимание неустойчиво, то данная особенность лишает его способности обеспечить хорошее качество деятельности ребенка дошкольного возраста.

Особенности внимания детей дошкольного возраста «На самом деле главные основы воспитания закладываются до пяти лет – это 90 % всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет.”

Макаренко А.С.
педагог и писатель

«Детство — фундамент жизни. Без безмятежного, наполненного детства, последующая жизнь будет ущербной.”

Януш Корчак
польский педагог, писатель

Современное дошкольное образование: расстановка приоритетов

В современных системах образования большинства развитых стран раннему образованию в последнее время придается все большее значение. Осознание важности системного образования детей начиная с самого раннего возраста (от нескольких месяцев) до 7–8 лет (обычно это возраст поступления детей в школу) базируется на результатах многочисленных исследований и на практике некоторых стран. В частности, об этом свидетельствуют чрезвычайно популярные в последнее время данные, полученные в исследовании эффективности международной образовательной программы «High/Scope» [1, 2].

Особенности внимания детей дошкольного возраста

Эти данные показывают эффективность финансовых вложений в разные образовательные ступени с точки зрения их окупаемости для общества и для каждого человека, причем измерения делались на протяжении всего жизненного цикла человека. На графике видно, что самая высокая эффективность характерна именно для программ дошкольного образования, то есть чем серьезнее в стране финансируется дошкольное образование, тем лучшие жизненные результаты демонстрируют люди на протяжении всей жизни. Эти данные вызвали оглушающий резонанс во всем мире и стали почти обязательным сюжетом при обсуждении практически любой проблемы, касающейся образования.

Что касается иностранных языков, то заниматься с детьми английским языком можно с 5 лет. Британские учёные доказали: чем раньше — тем лучше. После обучения на курсах иностранных языков под руководством опытных педагогов ребенок будет наслаждаться книгами, песнями и фильмами на английском, заводить друзей из других стран, это впечатляет!

Современные исследования подтверждают то, что прогрессивная отечественная и зарубежная психология утверждала всегда. А именно, что в дошкольном детстве закладываются все основные параметры и особенности личности и психики человека, во многом определяются направление и качество дальнейшего развития его интеллектуальных, эмоциональных и физических способностей, интересов и возможностей. Игнорирование особенностей развития ребенка в этом возрасте чревато серьезными, глубокими проблемами в его дальнейшей жизни, в том числе в школьном обучении, следующем непосредственно за дошкольным детством.

1. Heckman, J. Policies to foster human capital // Research in Economics (2000) 54.

2. Heckman J., Cunha F., Lochner L., Masterov D. Interpreting the evidence on life cycle skill formation // Handbook of the Economics of Education. Vol. 1. Amstgerdam: Elsevier, 2006.

Источник: «Современные проблемы дошкольного образования» Рубцов В.В., Юдина Е.Г. // Психологическая наука и образование. 2010. №3. – C. 5-19

Ссылка на основную публикацию