Первые годы жизни

Мы составили список необходимых вещей, исключили всё, что хочется купить просто потому, что: «О господи какие ползунки, какие игрушки!» и т.д. Всему есть мера, сейчас разложим всё по полкам.

Первые годы жизни

Первые 6 месяцев

В этот период будьте максимально практичными, потому что ребёнок быстро растёт и на первых порах ему много не нужно. Половина товаров для новорождённых — это товары для родителей. Младенцу нужна мама, еда, одежда и место для сна, если брать грубо.

То, что можно не покупать

  • Балдахин для кроватки — это нефункционально. Ребёнок немного подрастёт, начнёт вставать в кроватке и может опрокинуть его на себя. Ещё один аргумент против — пыль. И последнее — балдахин в принципе не самая важная вещь для ухода за ребенком.
  • Анатомическая ванночка — она понадобится только первые 2 недели, после ребёнку будет тесно, можно обойтись обычной детской ванночкой, а потом купать ребенка в нормальной ванне. Или купайте сразу в большой ванне, просто купите надувной воротник для купания.
  • Пеленальный столик или пеленальная доска — это вещь красивая, удобная, но не первой необходимости, пеленать можно и на кровати, и на любом подходящем по высоте столе. Можно сделать так: сложить в несколько раз жесткий плед, сверху постелить клеенку и тёплую (байковую) пеленку. Можно класть хоть на диван,хоть на свою кровать и пеленать.
  • Расчёска и детские круглые ножницы — ножницы подойдут и ваши, только обработайте их спиртом. Расчёска не нужна вообще первое время, чего там расчёсывать, да и кожа головы ещё очень нежная.
  • Ушные палочки с ограничителем — не нужно раньше времени лезть ребенку в уши. Если кормите грудью, то ушной проход малыша очищается сам в процессе сосания.
  • Одеяло — можно купить, но вообще в каждом доме найдется, чем укрыть ребёнка, так что, если бюджет ограничен, то оставьте его пока в магазине.

Надо купить

  • Кроватку.
  • Матрас (наполнитель кокосовая стружка, не паралон) и наматрасник (непромокаемый).
  • Коляску.
  • Переноску либо слинг, либо эргорюкзак (в зависимости от времени года и от того, как вам комфортнее).
  • Конверт-транформер (удобная и практичная вещь — он раскладывается в одеяло, будет в чём выписать ребёнка, а потом чем укрыть).
  • Одежду.
  • Пелёнки (обычные и непромокаемые 4-5 штук).
  • Бутылочку.
  • Соску.
  • Подушку для кормления (если вы покупали себе подушку для беременных, то она отлично подойдёт).
  • Шезлонг.

Некоторые вещи мы подчеркнули — это не просто так, читайте дальше.

Подушка для кормления Comfort Baby

Детский матрас Baby Comfort

Подушка для беременных Ultra

Отдельно распишем предметы гигиены и одежду

Одежда
Не покупайте много, ребенок будет быстро расти поэтому на первый год обеспечьте минимум одежды, остальное берите у знакомых, покупайте с рук.

  • Боди с коротким и длинным рукавом — по 3-4 штуки.
  • Распашонки — 2-3 штуки.
  • Носки теплые и хлопковые — 8-10 пар.
  • Пинетки — 1-2 пары.
  • Комбинезон для прогулок.
  • Теплый комбинезон (шерстяной или флисовый).
  • Шапочка для дома и тёплая на улицу.
  • Человечки или слипики (комбинезон с закрытыми ручками и ножками) — 2 штуки.
  • Травы для купания (череда, ромашка, календула).
  • Присыпка.
  • Бепантен (от покраснений и раздражений).
  • Подгузники.
  • Зелёнка и перекись водорода для обработки пупка.
  • Детский стиральный порошок.
  • Массажное масло.

На форумах мамы в своих списках часто отдельно расписывают аптечку. Не делайте этого, минимум мы указали, а остальное купите при необходимости.

А это вам подарят

Настало время для тех вещей, что мы подчеркнули.
Сделайте список для друзей и родственников, чтобы они точно знали, что дарить. Ведь в любом случае они будут делать подарки, а вот будут ли они полезными, большой вопрос, поэтому позаботьтесь об этом заранее. Ну и ориентируйтесь по бюджету родственников.
А в списке может быть как раз то, что мы подчеркнули:

  • коляска,
  • переноска,
  • шезлонг,
  • кроватка,
  • конверт-трансформер.

В случае если вы не кормите грудью

  • бутылочки: 2 большие и одна маленькая;
  • детское питание;
  • подогреватель для детского питания (смесь всегда будет нужной температуры);
  • ершик, чтобы было удобно мыть бутылочку.

Следующие 6 месяцев

Докупайте вещи, которые обеспечат вам отдых, а ребенку досуг.

  • Манеж.
  • Стульчик для кормления.
  • Посуда для ребёнка.
  • Слюнявчик побольше.
  • Игрушки — только много не берите, несколько погремушек, резиновые игрушки для ванны, машинка какая-нибудь, кубики, первые книжки, простой конструктор.
  • Ходунки.

Первые годы жизни

В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.

Физическое развитие годовалого ребенка

Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.

Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Первые годы жизни

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.

Психомоторное развитие в 1 год

Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:

  • Открывать и закрывать двери, шкафы;
  • Выдвигать ящики;
  • Зачерпывать воду;
  • Собирать пирамидки из 2-3 колец;
  • Строить башни из 2 кубиков;
  • Складывать вещи в коробку;
  • Играть с сортерами;
  • Бросать мячик;
  • Катать мяч по полу;
  • Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.

В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.

Первые годы жизни

Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка

Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.

Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.

Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.

Первые годы жизни

Навыки самообслуживания

Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.

Первые годы жизни

В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.

Физическое развитие годовалого ребенка

Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.

Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Первые годы жизни

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.

Психомоторное развитие в 1 год

Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:

  • Открывать и закрывать двери, шкафы;
  • Выдвигать ящики;
  • Зачерпывать воду;
  • Собирать пирамидки из 2-3 колец;
  • Строить башни из 2 кубиков;
  • Складывать вещи в коробку;
  • Играть с сортерами;
  • Бросать мячик;
  • Катать мяч по полу;
  • Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.

В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.

Первые годы жизни

Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка

Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.

Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.

Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.

Первые годы жизни

Навыки самообслуживания

Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.

Закладываем фундамент здоровья

Первые годы жизни

На первом году жизни происходит самый интенсивный рост и развитие ребенка. Важен контроль всех систем организма, всесторонняя оценка и своевременная координация. Личный педиатр – надежный и квалифицированный помощник в этот ответственный период жизни малыша. Ответы на волнующие вопросы, рекомендации по организации правильного ухода помогут малышу приспособиться к окружающему миру

Стандартная программа (до 1 года)

Осмотры врача-педиатра при заболевании

Плановые осмотры врача-педиатра

Плановые осмотры врачей-специалистов

До 5 осмотров (общее количество)

Осмотры врачей-специалистов при заболевании

Забор материала и лабораторные исследования

Клинический анализ крови, общий анализ мочи, копрограмма, энтеробиоз я/г, бактериологические посевы, биохимические,
исследования (до 5 параметров).

Всего до 10 исследований

Скорая медицинская помощь

Связь по телефону с личным врачом-педиатром

с 8.00 до 20.00 по рабочим дням

Информационная поддержка колл-центра

Не ограничено, круглосуточно

Цена при единовременном платеже: 70 900,00 руб.

Цена при оплате в рассрочку в два этапа (60% и 40%): 74 600,00 руб.

Оптимальная программа (до 1 года)

Осмотры врача-педиатра при заболевании

Плановые осмотры врача-педиатра

Плановые осмотры врачей-специалистов

Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ
от 10.08.2017 г. № 514Н (до 10 визитов)

Забор материала и лабораторные исследования

Клинический анализ крови, общий анализ мочи, копрограмма, энтеробиоз я/г, бактериологические посевы, биохимические,
исследования (до 5 параметров), ПЦР до 7 шт. Всего до 20 исследований

Плановые диагностические исследования

Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ
от 10.08.2017 г. № 514Н ( до 5 УЗД + Аудиоскрининг)

До 5 процедур (общее количество)

Скорая медицинская помощь

Связь по телефону с личным врачом-педиатром

с 8.00 до 20.00 по рабочим дням

Информационная поддержка колл-центра

Не ограничено, круглосуточно

Цена при единовременном платеже: 84 900,00 руб.

Цена при оплате в рассрочку в два этапа (60% и 40%): 89 400,00 руб.

Оптимальная Плюс программа (до 1 года)

Осмотры врача-педиатра при заболевании

Плановые осмотры врача-педиатра

Плановые осмотры врачей-специалистов

Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ
от 10.08.2017 г. № 514Н (до 10 визитов)

Осмотры врачей-специалистов при заболевании

Забор материала и лабораторные исследования

Клинический анализ крови, общий анализ мочи, копрограмма, энтеробиоз я/г, бактериологические посевы, серологические исследования, биохимические,
исследования (до 5 параметров), ПЦР до 7 шт.

Всего до 20 исследований

Плановые диагностические исследования

Согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ
от 10.08.2017 г. № 514Н

(до 5 УЗД + Аудиоскрининг)

до 5 процедур (общее количество)

Скорая медицинская помощь

Связь по телефону с личным врачом-педиатром

с 8.00 до 20.00 по рабочим дням

Информационная поддержка колл-центра

Не ограничено, круглосуточно

Цена при единовременном платеже: 99 800,00 руб.

Цена при оплате в рассрочку в два этапа (60% и 40%): 105 100,00 руб.

Расширенная программа (до 1 года)

Осмотры врача-педиатра при заболевании

Плановые осмотры врача-педиатра

Плановые осмотры врачей-специалистов

Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 10.08.2017 г. № 514Н (до 10 визитов)

Осмотры врачей-специалистов при заболевании

Забор материала и лабораторные исследования

До 30 исследований (за исключением комплексных панелей и генетических исследований)

Плановые диагностические исследования

Согласно Приказа Министерства здравоохранения РФ от 10.08.2017 г. № 514Н (до 5 УЗД + Аудиоскрининг)

Диагностические исследования при заболевании

УЗИ органов брюшной полости и почек, мочевого пузыря, тазобедренных суставов, головного мозга (НСГ), УЗИ сердца (ЭХОКГ), Рентгенография — не ограничено

Врачебные процедуры и манипуляции, инъекции

До 10 процедур (общее количество)

Скорая медицинская помощь

Связь по телефону с личным врачом-педиатром

с 8.00 до 20.00 по рабочим дням

Информационная поддержка колл-центра

Не ограничено, круглосуточно

Консультация по грудному вскармливанию

Цена при единовременном платеже: 132 400,00 руб.

Цена при оплате в рассрочку в два этапа (60% и 40%): 139 400,00 руб.

Цены от 1 марта 2020 года при условии обслуживания в городе, без коэффициента удаленности.

При наблюдении ребенка ТОП-педиатром цена программы повышается. Стоимость абонементных программ у ТОП-педиатров.

Обращаем Ваше внимание, что приведенные программы являются примерными и не учитывают индивидуальных особенностей пациентов. Стоимость программы обслуживания (абонемента), приведенная на сайте не является офертой.

Окончательная стоимость программы будет сформирована для каждого конкретного пациента после предварительной консультации с врачом. По результатам консультации врач сможет определит для пациента группу здоровья и оптимальное наполнение программы.

При определении групп здоровья врач будет руководствоваться Приказом Минздрава РФ от 30.12.2003 № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей», а также примет во внимание историю болезни пациента, наличие хронических заболеваний, частоту обращения за медицинской помощью в предыдущие периоды. По этим данным определяется потребность пациента в консультациях конкретных специалистов, плановый объем диагностических процедур и исследований, иные услуги, которые целесообразно включить в программу или исключить из нее.

Замена услуг по утвержденной программе не осуществляется.

Диспансерное наблюдение по поводу хронических заболеваний вне обострения данными программами не предусмотрено.

Первые годы жизни

Наиболее стремительно человек растет на первом году жизни.

Только за первый месяц малыш прибавляет в весе 600-1000 грамм, а в росте – 2-3 сантиметра. Далее каждый месяц ребенок в среднем будет прибавлять 500-900 грамм, а вырастать на 2-3 сантиметра.

Во втором полугодии ребенок растет уже не так быстро, в среднем он прибавляет 400-500 грамм, а рост увеличивается на 1-2 сантиметра в месяц. Считается, что к полугоду вес ребенка должен удвоиться, а к году — утроиться .

Конечно, эти показатели усредненные. Многое зависит от исходного веса, наследственности, способа вскармливания и т.д. Если ребенок весел и здоров, но немного отстает в весе, то поводов для беспокойства нет – у каждого свои темпы роста.

1 месяц

Младенец уже не кажется таким беспомощным и несмышленым, как выглядел в первые дни после рождения. К этому времени он уже пытается следить за яркой погремушкой, если ей плавно поводить у него перед глазами. Когда к малышу обращаются с ласковыми словами, он начинает прислушиваться, издавать первые звуки, улыбаться. Если ребенка положить на живот, он попытается удержать голову.

2 месяца

В этом возрасте малыш легко следит за движущимся предметом, поворачивает голову к источнику звука, много улыбается. Издает достаточно много звуков – гулит. Хорошо держит голову лежа на животе.

3 месяца

В три месяца ребенок может сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете. Если подвесить над ним игрушки, то он будет пытаться достать их рукой. А если вложить ему в ладонь погремушку, то он сможет какое-то время удерживать ее. При ласковом обращении к малышу, он начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – это называется комплекс оживления. В положении лежа на животе он долго удерживает голову в вертикальном положении, опираясь на предплечья. Пытается переворачиваться со спины на живот.

4 месяца

Младенец уже может узнавать мать, отца, смеяться при общении с ними. Легко находит глазами источник звука, поворачивает голову в его сторону. Может самостоятельно взять погремушку в руки и долго ее удерживать, разглядывать. Все его движения становятся более осознанными. Малыш часто изучает свои руки – долго рассматривает их, то приближая, то отдаляя их от глаз.

5 месяцев

В этом возрасте ребенок начинает различать своих и чужих, строгий и ласковый тон, откликаться на свое имя. Может подолгу разговаривать сам с собой. Способен брать игрушку из рук взрослого и долго с ней играть. Пытается переворачиваться с живота на спину и ползать. Если малыша поддерживать под мышки, он опирается на ножки и ровно стоит.

6 месяцев

Поскольку этот возраст совпадает с возрастом введения прикорма, ребенок учится есть из ложки, пить из чашки и сидеть в детском стуле. Большинство полугодовалых детей уже четко знают свое имя и реагируют на него. Они начинает лепетать, при этом слышны отдельные слоги «ба», «ма». В этом возрасте обычно прорезываются первые зубы, поэтому по ночам малыш может плохо спать и капризничать. Днем периоды бодрствования достигают 5-8 часов в сутки.

7 месяцев

В семь месяцев ребенок способен свободно манипулировать игрушкой – бросать, стучать, размахивать, перекладывать. Если игрушку отложить на небольшое расстояние, малыш может самостоятельно доползти до нее. Во время бодрствования он подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги, а на вопрос «где» пытается разыскать знакомый предмет. На протяжении этого месяца жизни ребенок продолжает оттачивать те навыки и умения, которые уже были освоены им ранее. Так, например, он уже пытается самостоятельно садиться, быстро ползать в разных направлениях. Некоторые малыши даже пытаются вставать, держась за решетку кровати или диван.

8 месяцев

Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им.

9 месяцев

В этом возрасте ребенок тянется к общению с себе подобными. Он будет с удовольствием играть с другим ребенком, подражать ему, «разговаривать» с ним. Некоторые малыши ходят, держась за ручку или за любую другую опору. Однако основным способом передвижения остается ползание. И иногда ребенок ползает быстрее, чем мама бегает. Поэтому самое время позаботиться о безопасности дома, в котором живет малыш. Убрать повыше все бьющиеся предметы, горшки с цветами, компьютерный системный блок, обезопасить электрические розетки и т.д.

10 месяцев

Совершенствование полученных навыков идет полным ходом – ребенок по просьбе выполняет ранее заученные действия, на вопрос «где», «дай» отыскивает искомый предмет. Если, родители учили ребенка есть ложкой и пить из чашки, то в этом возрасте он способен делать это самостоятельно. Подражает взрослым – повторяет новые слоги, действия с игрушками.

11 месяцев

Время первых шагов, первых сложенных пирамидок, первых слов – «ма-ма», «дай», «бай-бай». Лепет ребенка становится более разнообразным и сложным. В этом возрасте малыш начинает различать «своих» и «чужих». Совершенствуются моторные навыки — движения становятся более координированными и уверенными. Некоторые дети начинают ходить именно в этот период времени.

12 месяцев

В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.

К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами.

Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает. А даже если ни в чем не опережает, то все равно сядет (встанет, пойдет, заговорит) рано или поздно. Главное, любить ребенка таким, какой он есть.

Выпускающий редактор — Филиппова Галина

Период новорожденности знаменует начало младенческого возраста и охватывает первые недели жизни малыша. Главной его особенностью выступает отсутствие поведения в собственном смысле слова.

Наблюдаются лишь инстинктивные формы – безусловные рефлексы. Поведение ребенка связано с выделением какого-то объекта из окружающего мира. Новорожденный же большую часть времени спит и просыпается лишь для того, чтобы поесть. Он совершенно беспомощен и без опеки и заботы взрослого может погибнуть.

Поэтому период новорожденности рассматривается как переходный между внутриутробным и внеутробным. Ребенок уже отделился от матери физически, но не физиологически, потому что она обеспечивает все его жизненно важные функции, начиная с кормления. С первого дня жизни малыша его жизнь социально опосредована.

Такое опосредование состоит прежде всего в уходе за ребенком. Применяемые при этом средства – предметы для кормления, купания, сна, то есть для удовлетворения физиологических потребностей, социально сформированы, выработаны в процессе культурно-исторического развития общества. А с другой стороны, важнейшим средством опосредования выступает сам социально организованный образ жизни младенца, и прежде всего режим дня, предполагающий соответствующее чередование сна и бодрствования.

По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления ребенка в положении под грудью. Такое сосредоточение – очень важное приобретение новорожденного, поскольку определяет в дальнейшем развитие всех многообразных собственно человеческих форм поведения.

Взрослый является центром ситуации развития младенца. Он организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Подчеркнем, что особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и, более того, создает предпосылки для их формирования.

Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций. Первые эмоции новорожденного отрицательные, ведь для него важно показать окружающим, что ему угрожает, что его не удовлетворяет. В ответ на доброжелательное внимание, любовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания.

Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый.

Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития – период младенчества. На границе этих периодов вырабатывается особое поведение ребенка – «комплекс оживления», специфический акт поведения младенца в отношении взрослого. Он включает, кроме эмоциональных реакций, двигательные и вокализации.

Таким образом, взрослый стимулирует развитие важных потребностей малыша – социальных потребностей в познании и общении.

Несмотря на кратковременность периода новорожденности, происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:

  • отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности;
  • выделение первого объекта в окружающей действительности (взрослый, ухаживающий за ребенком);
  • появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого (положительная эмоциональная реакция и свидетельствующая о ней улыбка);
  • зарождение и развитие первой формы поведения – комплекса оживления;
  • развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого.

Суммируя все вышесказанное, можно выделить особенности развития ребенка в период новорожденности. К ним относятся: отсутствие сложившихся форм поведения при наличии минимального количества врожденных рефлексов и наиболее быстрое развитие органов чувств по сравнению с движениями, а главное — социальная опосредованность жизни с первых ее дней.

Первый год жизни малыша очень ответственный и радостный для родителей. За этот год ребенок из беспомощного маленького комочка превращается в самостоятельного человека, способного не только говорить и стоять на ногах, но и обладающего своими предпочтениями, характером и вкусом.

Каждый новый навык малыша приносит родителям гордость и огромную радость за свое сокровище. Темпы развития малышей первого года жизни зависят от множества факторов, поэтому ожидать строгого соответствия в развитии ребенка определенным стандартам было бы ошибкой со стороны родителей. Однако существуют ориентировочные нормы, по которым можно судить о развитии ребенка, которому исполнился 1 год.

Вот какие эти нормы, которые должен уметь выполнять годовалый ребенок:
1. В конце первого года жизни малыш осваивает самостоятельную ходьбу. Некоторые дети, в основном девочки, в это время уже начинают ходить без поддержки, а другие — делают только первые шаги. Большинство детей в этом возрасте, освоив ходьбу, предпочитают ползать, а не ходить. Ведь «ходьба на четырех» гораздо комфортнее и надежнее, чем качаться на двух ногах.

Не следует торопить малыша, пусть он наберется уверенности. Родителям детей, которые в возрасте 1 год только ползают, не нужно старательно заставлять малыша вставать на ноги, а надо хвалить его и поддерживать за освоение новых навыков в передвижении. Набрав уверенности, под одобряющие улыбки родителей, малыш очень скоро сам встанет на ножки и начнет ходить.

Первые годы жизни

2. В возрасте 1 год малыш старается подражать услышанным звукам, словарный запас у него достигает обычно 10 слов. Чаще всего это слова: «Ма-ма», «Па-па», «Ба-ба», «Ням-ням» и другие. Он уже понимает требование родителей, знает всех членов семьи по имени, хоть и не называет их. Пассивный словарный запас у малыша огромен, он узнает членов семьи на фотографиях, на картинке животных, показывает свой нос, ротик, глазки и другие части тела по просьбе родителей.

Малыш уже улавливает интонацию взрослых и обижается, если его ругают. Он умеет обобщать предметы, людей и животных. Например, если он называет «пи-пи» свою машинку, то при поездке на машине он также повторяет «пи-пи». Годовалый малыш хорошо воспринимает простые мелодии и чувствует их ритм.

В этом возрасте дети очень послушные, они с удовольствием выполняют такие просьбы родителей, как «подай», «подними», » убери», «поцелуй», «обними» и так далее. Он хорошо понимает значение слова «нельзя». Малыш способен различать основные цвета: красный, синий, зеленый, черный и белый. Он при просьбе: «Подай, пожалуйста, мне синий кубик» находит его среди игрушек и протягивает взрослому.

Первые годы жизни

3. Годовалый ребенок активно передвигается по комнате и играет с другими людьми. Он внимательно изучает свои игрушки и окружающие предметы, гремит и стучит ими, бросает и ползает за ними. Ему очень нравится складывать предметы в коробочки и доставать их оттуда, открывать шкафчики и закрывать их дверца. Он внимательно наблюдает за взрослыми и пытается повторять их движения.

Если ему покупают новую игрушку, он протягивает его взрослым, чтобы они показали, как им надо играть. Малыш годовалого возраста любит катать игрушки на колесиках, собирать кубики и играть в прятки. Он уже умеет искать спрятанные игрушки, а также всегда держит родителей в поле своего зрения. Если видит, что они ушли в другую комнату, быстро ползает или идет за ними.

Опорожнять содержимое ящиков для белья и кухонного шкафа, передвигать предметы интерьера, опрокидывать стулья, тянуть за собой все, что ему под силу, раскрашивать стены и книги, пробовать на вкус предметы, попадающие ему на пути — вот любимые занятия малышей этого возраста. Он радуется тому, что ему удается выполнять те же движения, что и взрослым. Ругать его за это и тем более наказывать нельзя, ведь он их делает не из-за вредности. Просто за малышом, которому исполнился один год, надо все время следить и с терпением учить их понимать, что такое «плохо» и что такое «хорошо».

4. Ребенок в возрасте 1 год приобретает простые навыки самообслуживания. Он уже умеет пить из чашки, пытается кушать ложкой, сам протягивает руку за хлебом, берет кусочки еды и преподносит их ко рту. У него уже имеется 12 зубов: восемь из которых резцы, а четыре — жевательные. Рацион питания малышей в этот период должен быть разнообразным, богатым витаминами, кальцием и фосфором.

5. Годовалый ребенок должен уже проситься на горшок. Если ваш малыш этого еще не делает, то виноваты в этом сами родители. Лучше всего начинать приучать малыша к горшку с шестимесячного возраста, а если вы это время упустили, то начинайте это делать сейчас. Малыш, которому исполнился 1 год, уже хорошо понимает, что требуют от него родители и быстро привыкает к горшку. Но поступать опрометчиво и заставлять малыша часами сидеть на горшке не следует, процесс приучения должен быть постепенным, но регулярным.

Все дети развиваются по-разному, своим индивидуальным путем. Поэтому эти нормы развития ребенка и являются ориентировочными. Если ваш ребенок еще не соответствует какой-то норме из вышеописанных, то это не значит, что он отстает в развитии. Наверняка, он умеет что-то другое, чего не умеют другие. Главное в развитии ребенка первого года жизни — это его здоровье и желание познавать окружающий мир. Задача родителей — поддерживать его и помочь малышу в этот не простой для него период жизни.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Первые годы жизни

Когда Вашему малышу исполнится 1 год, Вы будете удивлены, как много он умеет делать!

Ребенок, который еще недавно постоянно нуждался в Вашей помощи, начинает проявлять первые признаки самостоятельности. Кроме того, у Вашего годовалого малыша уже начинает формироваться свой собственный характер.

Движения

За это время малыш научился самостоятельно переворачиваться, ползать, сидеть и свободно стоять – как минимум, несколько секунд. Также он совершал попытки пойти и, возможно, уже ходит, держась за Вашу руку. Некоторые малыши в год уже могут вскарабкаться на небольшую ступеньку!

В течение года формируется активная познавательная деятельность: двигаясь, малыш осваивает пространство, а также изучает предметы, хватая их руками.

Первые годы жизни

Социальное развитие

Малыш хорошо различает взрослых людей и узнает среди них маму, реагируя на нее особым образом. В ответ на просьбу дает маме предмет, имитирует жесты взрослых – например, хлопает в ладоши, делает «пока-пока».

Самостоятельность

Малыш начинает проявлять признаки самостоятельности: пытается помочь маме при одевании, может проявлять желание кушать самостоятельно или совсем отказываться от еды, которую Вы ему предложили. К первому году жизни ребенок может сигнализировать о своих потребностях не только при помощи крика – он уже активно «общается» при помощи указательного пальца.

Первые годы жизни

Зрение

Достигнув года, малыш узнает предметы на картинках, хорошо различает цвета и видит окружающий мир почти как взрослый. У ребенка возникает представление о пространстве – о глубине и отдаленности расположения предметов, и даже об их геометрической форме.

Обоняние

В течение первого года жизни малыша его способность к восприятию и различению запахов значительно развивается, а реакция на приятные и неприятные запахи становится разной.

В возрасте одного года ребенок понимает отдел ь ные слова и даже простые инструкции – например, запрет. Он уже может называть предметы первыми двумя буквами, активно подражает знакомым звукам – «му-му», «ав-ав».

К окончанию первого года малыш может освоить словарный запас из нескольких полезных слов!

Первые годы жизни

Эмоции

В течение первых 12 месяцев эмоциональная жизнь ребенка существенным образом обогащается: малыш не просто улыбается, но теперь еще и смеется. Кроме того, усилилось проявление прочих эмоций – например, возникают робость и стеснительность, с которыми малыш справляется благодаря своему любопытству.

Годовалый малыш с удовольствием сам играет со множеством игрушек: катает большой мяч взад и вперед, тянет за собой предметы на веревочке, вставляет маленький стаканчик в стаканчик побольше и даже пробует сам рисовать карандашом!

Оценивая навыки, приобретенные малышом за первый год жизни, нужно учитывать его темперамент и другие особенности, ведь каждый ребенок уникален.

Материал подготовлен на основании Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ. — Москва. Союз педиатров России, 2011. — 68 с.

Период новорожденности знаменует начало младенческого возраста и охватывает первые недели жизни малыша. Главной его особенностью выступает отсутствие поведения в собственном смысле слова.

Наблюдаются лишь инстинктивные формы – безусловные рефлексы. Поведение ребенка связано с выделением какого-то объекта из окружающего мира. Новорожденный же большую часть времени спит и просыпается лишь для того, чтобы поесть. Он совершенно беспомощен и без опеки и заботы взрослого может погибнуть.

Поэтому период новорожденности рассматривается как переходный между внутриутробным и внеутробным. Ребенок уже отделился от матери физически, но не физиологически, потому что она обеспечивает все его жизненно важные функции, начиная с кормления. С первого дня жизни малыша его жизнь социально опосредована.

Такое опосредование состоит прежде всего в уходе за ребенком. Применяемые при этом средства – предметы для кормления, купания, сна, то есть для удовлетворения физиологических потребностей, социально сформированы, выработаны в процессе культурно-исторического развития общества. А с другой стороны, важнейшим средством опосредования выступает сам социально организованный образ жизни младенца, и прежде всего режим дня, предполагающий соответствующее чередование сна и бодрствования.

По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления ребенка в положении под грудью. Такое сосредоточение – очень важное приобретение новорожденного, поскольку определяет в дальнейшем развитие всех многообразных собственно человеческих форм поведения.

Взрослый является центром ситуации развития младенца. Он организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Подчеркнем, что особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и, более того, создает предпосылки для их формирования.

Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций. Первые эмоции новорожденного отрицательные, ведь для него важно показать окружающим, что ему угрожает, что его не удовлетворяет. В ответ на доброжелательное внимание, любовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания.

Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый.

Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития – период младенчества. На границе этих периодов вырабатывается особое поведение ребенка – «комплекс оживления», специфический акт поведения младенца в отношении взрослого. Он включает, кроме эмоциональных реакций, двигательные и вокализации.

Таким образом, взрослый стимулирует развитие важных потребностей малыша – социальных потребностей в познании и общении.

Несмотря на кратковременность периода новорожденности, происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:

  • отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности;
  • выделение первого объекта в окружающей действительности (взрослый, ухаживающий за ребенком);
  • появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого (положительная эмоциональная реакция и свидетельствующая о ней улыбка);
  • зарождение и развитие первой формы поведения – комплекса оживления;
  • развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого.

Суммируя все вышесказанное, можно выделить особенности развития ребенка в период новорожденности. К ним относятся: отсутствие сложившихся форм поведения при наличии минимального количества врожденных рефлексов и наиболее быстрое развитие органов чувств по сравнению с движениями, а главное — социальная опосредованность жизни с первых ее дней.

Ослабленный иммунитет — основная причина многих заболеваний. Закаливание можно начинать с первых дней жизни вашего малыша, но чтобы процедуры закаливания приносили ребенку пользу, необходимо соблюдать ряд правил:

Первые годы жизниТакже считаю необходимым напомнить о противопоказаниях для проведения закаливающих процедур. Абсолютных противопоказаний нет.

Временными противопоказаниями являются:

Итак, с чего начинать закаливание? Воздух в помещении должен быть всегда свежим (регулярно проветривайте помещение), оптимальная температура воздуха для ребенка трех месяцев и старше + 200 С. Проветривать помещение необходимо регулярно не менее 4 — 5 раз в день в течение 10 — 15 минут. Однако малыша лучше на это время поместить в другую комнату.

Воздушные ванны

Закаливание воздухом положительно влияет на функции всех систем организма. Лучше воздушные ванны принимать в утренние часы, при температуре воздуха для ребенка от трех месяцев до года + 200 С. Первая воздушная ванна должна длиться 1 — 2 минуты, постепенно, каждые 5 дней, увеличиваем ее продолжительность на 1 — 2 минуты, доводя к 6 месяцам до 15 — 20 минут и к году до 30 — 40 минут. Во время пеленания ребенок лежит раздетым, но следите, чтобы ножки ребенка оставались теплыми. Если вы видите, что кожа ребенка бледная, а руч- ки и ножки холодные, не прекращайте процедуру, просто уменьшите время. Можно проводить процедуры по 5 — 10 минут несколько раз в день. Один из вариантов закаливания — держать возле себя раздетого ребенка во время одного из кормлений. Воздушная ванна кроме закаливающего эффекта способствует и насыщению крови кислородом через кожу малыша, так как ее проницаемость намного больше у ребенка, а потребность в кислороде и энерготраты в 2,5 раза выше, чем у взрослого.

Прогулки

Ребенок должен ежедневно гулять, даже в холодную погоду. Зимой ребенок с трех до щести месяцев должен гулять не менее 2,5 — 3 часов. С трех месяцев можно гулять в безветренную погоду при температуре — 120 С. С шести месяцев при 150 С. Насморк у грудного ребенка не является противопоказанием для прогулок, нужно только прочистить нос малыша.

Водные процедуры

Закаливание водой оказывает более сильный закаливающий эффект. Поэтому начинать его следует после короткого предварительного курса закаливания воздухом. Элемент закаливания можно внести даже в обычную процедуру купания. Ежедневное купание при температуре + 36 — 370 С в течение 5 минут заканчивать, обливая ребенка водой + 34 — 350 С. Умывание 1 — 2 раза в день водой температуры +280 С, каждые 1 — 2 дня снижаем на 1 градус, доводя до 200 С.

Обтирания

Начинать можно только при полном здоровье ребенка. Местные влажные обтирания со второго-третьего месяца: — махровой рукавицей быстро оботрите ребенка начиная со ступней ног до колен, затем руки от кисти до плеч, после оботрите сухим полотенцем до легкого покраснения. — Температура воды зимой 35 — 360 С, летом — 33 — 340 С. Постепенно 1 раз в 5 дней температуру воды понижаем на 1 градус, доводя до 28 — 300 С. Процедуру следует проводить один раз в день, луч- ше перед дневным сном. Не забывайте ежедневно кипятить рукавичку. Иногда в воду для обтирания можно добавлять морскую соль (2 чайные ложки на стакан воды) для детей старше 6 месяцев. Малышу с 9 месяцев уже можно начинать общие обливания. Ребенок может сидеть или стоять, шланг душа нужно держать близко от тела (20 — 25 см), струя воды должна быть сильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь ручки. После обливания растирают кожу ребенка до легкого покраснения. Вначале температура 35 — 370 С, каждые 5 дней снижаем на 1 градус, доводя до 280 С. Для закаливания водой малышей с диатезом можно использовать травяные ванны. Возьмите 2 — 3 столовые ложки душицы, мать-и-мачехи, календулы, фиалки трехцветной, залейте 3 — 4 стаканами кипятка, настаивайте 2 — 3 часа, процедите и вылейте в ванну с температурой воды 35 — 360 С. Сначала ребенок находится в ванной 2 — 3 минуты, постепенно увеличиваем до 8 — 10 минут, одновременно снижая температуру до 280 С. Такие ванны принимают 1 раз в два дня. Они хорошо влияют на сон, психику и иммунную систему ребенка.

Автор: Е.В. Бирюкова, зав. отделением восстановительного лечения, врач-педиатр МУЗ ДГП № 3.

Ссылка на основную публикацию