Профилактика вредных привычек у детей

Не все современные программы по пропаганде здорового образа жизни эффективны. По данным исследований, подростки начинают употреблять наркотические вещества из любопытства. Приобщение к алкоголю во многих случаях и вовсе начинается в семье. Такая профилактическая работа как предупреждение о последствиях не приносит пользу, потому что дети живут одним днем. Единичные лекции медиков положительно влияют, разве что, на легковнушаемых детей, а часто даже вредят, вызывая интерес. При этом школьники – известная группа риска. Чем младше ребенок, тем быстрее у него развивается физическая зависимость, с которой уже не справиться ни педагогически, ни психологически. Поэтому очень важны первичная профилактика и системная работа.

Читайте также:

В обучении есть незаметные для многих факторы риска, которые могут негативно повлиять на здоровье и привычки ребенка:

  • Стрессовая тактика педагогических воздействий.
  • Неадекватность требований к ребенку.
  • Несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям учащихся.
  • Сверхраннее начало обучения.
  • Интенсификация и нерациональная организация учебного процесса.
  • Недостаточная квалификация педагогов в вопросах возрастной физиологии и психологии.

«Примерная основная образовательная программа начального общего образования» предусматривает формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Корпорация «Российский учебник» предлагает УМК «Все цвета, кроме черного» для 1-6 классов, который позволяет организовать систему профилактики вредных привычек. Комплект был разработан в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 гг.». Авторы учли возрастные категории, типичные проблемы ранней профилактики и разнообразие специфик образовательных учреждений. С 2003 года курс прошли около 2 000 000 школьников в 40 регионах России.

Ведение профилактической работы

Первичная педагогическая профилактика наркозависимости означает комплекс мер, предпринятых до первой пробы и для ее предотвращения. Цель курса «Все цвета, кроме черного» — общее формирование культуры здоровья, вытеснение из сферы интересов детей и подростков деятельности, связанной с употреблением вредных веществ.

Условия профилактической работы:

  • Соблюдение СанПиНов.
  • Рациональная организация развивающих занятий
  • Индивидуализация обучения.

Этапы формирования культуры здоровья в школе:

  1. Подготовка:

Обустройство внутришкольной среды.

Рациональная организация учебного процесса.

Эффективная организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Просветительская работа с родителями.

  1. Организация системной работы в рамках курса.
  2. Заключительный мониторинг, оценка эффективности программы.

Формы реализации курса:

  • Интеграция в базовые образовательные курсы: «Природоведение», «Окружающий мир», «ОБЖ», «Чтение», «Уроки здоровья». Актуально для начальной школы. Реализуют педагоги.
  • Факультативные занятия. Актуально для средней школы. Реализуют педагоги и психологи.
  • Внеурочная работа: классные часы. Реализуют педагоги, воспитатели, психологи, валеологи.
  • Досуговые мероприятия: экскурсии, викторины, конкурсы, праздники. В дополнение к системной работе с пособиями. Реализуют педагоги, воспитатели, родители.

Выявление и коррекция сложностей в рамках программы

УМК «Все цвета, кроме черного» включает множество занимательных заданий для детей, которые помогают выявить основные проблемы, обращают на них внимание педагогов и родителей, направляют ребенка к заботе о своем здоровье. Например, задание «Режим дня» позволяет наглядно определить, соответствует ли деятельность ребенка установленным нормам. Сказки и диалоги учат школьника оценивать свои и чужие поступки, групповые игры развивают навыки общения и объединяют класс. Для педагогов программа становится курсом практический психологии, а для ребенка – способом узнать себя, поэтому если ученик не хочет публично обсуждать выполненное в рабочей тетради задание, не нужно заставлять его это делать.

Привет всем! Каждый человек проходит эмбриональное развитие и на разных стадиях человек изменяется, у него формируются новые привычки и нормы поведения. К сожалению, у каждого человека имеются вредные привычки и возраст здесь играет малую роль. Вредные привычки бывают как у взрослых, так и у подростков, а также у детей более младшего возраста. Взрослым избавиться от таких привычек проще, в то время как для детей это более трудновыполнимая задача и зачастую эти привычки играют очень отрицательную роль в жизни детей. Статья разбирает вредные привычки у детей и приводит варианты решения проблемы.

Что такое вредные привычки у ребенка?

Вредные привычки у ребёнка — это действия ребёнка, которые по общественным или семейным правилам признаются плохими и нежелательными для совершения. С психологической точки зрения привычками называются действия, которые ребёнок повторяет, но зачастую не делает этого осознанно.

Ключевые причины, почему дети такое делают:

  • наличие проблем психологического или физиологического плана;
  • попытки привлечь к себе чужое внимание;
  • попытки себя успокоить или развлечь;
  • подражание старшим или детям своего возраста.

Профилактика вредных привычек у детейВиды вредных привычек у детей

Такие привычки у детей подразделяются на следующие виды: патология и норма.

Первый вид включает в себя:

    , губ, пальцев или иного;
  • сосание пальцев;
  • выдергивание волос и так далее.

Второй вид включает в себя:

    ;
  • ковыряние в носу;
  • чавканье и так далее.

Причины вредных привычек у детей

В первый вид входит куда большее количество привычек и все они разные, но происходят от одинаковых причин: строгость воспитания со стороны родителей, мало заботы и внимания. Выполняя по привычке такие действия, дети компенсируют всё это и пытаются себя успокоить.

Привычки второго вида тоже может быть много, они являются следствием того, что родители не привили ребёнку правильные культурные ценности.

Как вредные привычки влияют на ребенка?

Любая вредная привычка оказывает негативное влияние на ребёнка и его социальную жизнь. Если их своевременно не устранить, то они негативно скажутся на здоровье и общественной репутации ребёнка. Подробнее о вредных привычках детей дошкольного и школьного возраста, а также их вреде, приведено ниже.

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

Профилактика вредных привычек у детейНаиболее частые вредные привычки детей такого возраста:

  • сосание пальцев;
  • кусание ногтей, карандашей;
  • ковыряние в носу;
  • ябедничество;
  • ругательство.

Вредные привычки у детей школьного возраста

К наиболее частым вредным привычкам детей такого возраста могут относиться все те привычки, что могут быть и у детей дошкольного возраста, в особенности, если никто не работал над их устранением. Кроме того, в школьные годы могут наблюдаться такие вредные привычки:

  • воровство;
  • обман; ; ;
  • употребление наркотиков;
  • жевание жвачки; от TV или смартфона.

Как избавить ребенка от вредной привычки?

Как же отучить ребёнка от вредной привычки? Существует следующий алгоритм, который поможет бороться с проблемой и решить её:

  • Определить причину возникновения привычки.
  • Поговорить с ребёнком, чтобы он осознал, что это плохая привычка.
  • Помогать ему избавиться от этой привычки.

В зависимости от привычки, есть следующие варианты, как избавить от неё ребёнка:

  • сосание пальцев — нужно сыграть с ребёнком в игру: мальчикам объяснить, что пальчики тоже живые и если их сосать, им будет больно. Девочкам рассказать о том, что у девушек должны быть красивые пальчики и, если они продолжат сосать их, то красота будет утрачена;
  • покусывание ногтей, карандашей— чаще всего, дети делают это из-за нервов и попытки выяснить причины часто могут не дать результатов. Поэтому детям нужно рассказать про последствия такой привычки (например, про микробов и их негативное влияние на организм);
  • ковыряние в носу — часто дети делают это из-за недостаточной влажности в помещении, поэтому стоит её повысить, а ребёнку рассказать, что это некрасиво и вредно, так как ковыряние в носу приводит к уничтожению естественных фильтров, которые располагаются в носовом проходе;
  • ябедничество— обычно ябедничают маленькие дети и во многом потому, что не понимают своих поступков. С ними надо поговорить, объяснить разницу того, как стоит и не стоит поступать, после этого привычка скорректируется.
  • воровство, обман— такие поступки чаще тоже происходят из непонимания, что есть хорошо, а что — плохо. Ребёнку нужно охарактеризовать эти поступки, пояснить их негативные последствия. Для простоты понимания, пояснение ему можно давать, показав какой-то тематический мультфильм;
  • жевание жвачки, ругательство, курение, алкоголизм, употребление наркотиков— такие привычки являются следствием подражания. Первое, что необходимо сделать — проговорить вред данных привычек, а далее, в зависимости от степени привычки, возможно придется прибегать к лечению у специалистов, потому что такие привычки быстро вызывают зависимости, которые в домашних условиях уже не решить;
  • зависимость от TV, компьютера и смартфона— эта привычка часто появляется у детей, так как сейчас таков современный мир. Нужно пояснить ребёнку о вреде такой зависимости (головные боли, быстрая утомляемость, проблемы со спиной и зрением) и отвлекать его на иные, более подвижные игры или интересные задачи, которые требуют решения.

Профилактика вредных привычек у детей и подростков

Как уберечь детей от возникновения вредных привычек? Успешная профилактика достигается путём выполнения следующих рекомендаций:

  • Своевременные рассказы о том, что есть хорошо, а что плохо. Рассказы о плохих привычках и о том, какое негативное влияние они оказывают на здоровье.
  • Проявление внимания к ребёнку, решение его проблем и беспокойств своевременным образом.
  • Привитие правильных культурных ценностей.
  • Правильное питание и планирование корректного распорядка дня.
  • Родители должны поддерживать связь с воспитателями и учителями, чтобы быть в курсе поведения своего ребёнка в обществе и своевременно проводить воспитательную работу дома, если она необходима.

Последствия вредных привычек

Мы уже разобрались, почему у детей различного возраста появляются вредные привычки и как им можно противостоять. Всегда стоит заниматься профилактикой вредных привычек, чтобы избежать негативных последствий в будущем. Не стоит также забывать, что если простая вредная привычка у вашего ребёнка перетекла в серьёзную зависимость, то здесь потребуется консультация соответствующего специалиста.

Подростки, нуждаясь в поддержке и одобрении и не дополучая (или вовсе не получая поддержку и внимание от родителей), начинают искать внимание на стороне. Если интересы ребенка направлены в мирное русло, вам повезло. Но, не обладая достаточным жизненным опытом, подростки могут найти неподходящую компанию, в которой принято уходить от проблем с помощью наркотиков и алкоголя.

У каждого в жизни бывают трудности, подростки переживают их сложнее в силу своей эмоциональности, связанной с гормональной перестройкой организма. Если в семье принято поддерживать друг друга, они ищут помощи у родителей, если нет, – у своих сверстников. Именно в такие минуты слабости или чтобы не отставать от других, подростки начинают курить, употреблять алкоголь или наркотики.

Курение

Курение настолько распространено в подростковой среде, что некоторые уже и не считают его вредной привычкой, особенно родители, которые и сами курят. Впрочем, пагубного действия никотина, даже на организм взрослых, никто не отменял. Для подростков он вреден вдвойне, ведь их организм все еще формируется, и для его нормального формирования, которое продолжается примерно до 23 лет, требуются кислород и питательные вещества, а не отравление токсинами, которых никотин содержит в избытке.

Употребление алкоголя

Чем раньше приобретена алкогольная зависимость, тем сложнее с ней бороться. У детей привыкание возникает очень быстро. Согласно медицинским данным, если подросток употребляет алкоголь даже раз в неделю, будь то шампанское, коктейли или пиво, у него развивается психологическая и физиологическая зависимость от спиртного, причем в кратчайшие сроки. Если систематически употреблять спиртное с 13 лет, то к 15 годам сформируется зависимость от этанола. И надо называть вещи своими именами – систематическое употребление алкоголя – это вид наркомании.

Зачастую подростки начинают курить или выпивать за компанию. Как правило, на первую сигарету или первую рюмку организм реагирует негативно: головокружением, слабостью, тошнотой. По сути это – отравление, и реакция организма соответствующая. Но, если парень или девушка преодолели физическое отвращение, впоследствии эта привычка может перерасти в зависимость.

Наркомания

Наркомания считается наиболее пагубной привычкой, поскольку молниеносно разрушает организм и личность подростка и не требует длительного привыкания. От приема ряда наркотиков стойкая зависимость возникает с первого раза. Если подросток довольно инфантилен и у него отсутствует критическое мышление, он не способен сам принимать решения и может поддаться на уговоры, чтобы не отставать от других. Второй мотив обретения это пагубной зависимости – желание отрешиться от проблем, уйти в иллюзорный мир, чтобы не видеть происходящего. Как правило, этот мотив пристрастия к наркотикам присущ детям из неблагополучных семей, где родители пьют, избивают друг друга и детей, не проявляют ни любви, ни заботы.

Игровая зависимость

Если у подростка большая часть жизни проходит в интернете, а общение сводится лишь к разговорам по скайпу с другими геймерами, следует насторожиться. Скорее всего, виртуальная жизнь доминирует над реальной жизнью подростка.

Телевизионная зависимость

Этот род зависимости наблюдается не только у подростков, но и у взрослых людей, большая часть свободного времени которых проходит за просмотром сериалов и телепрограмм. Чаще всего у этой зависимости есть банальная причина – скука и нежелание осваивать что-то новое.

Интернет-зависимость

Есть и такой род зависимости, распространенной среди подростков и молодежи, когда желание войти в интернет становится навязчивым, и даже день, прожитый без всемирной паутины, становится невыносимым.

Как помочь подростку избавиться от вредных привычек

Вредные привычки проще предотвратить, чем с ними бороться. Кстати, профилактика должна начаться задолго до наступления пубертатного периода.

1. Еще в детстве обратите внимание, чем нравится заниматься вашему ребенку, и дайте ему возможность довести это умение до мастерства. Не важно, спорт это, музыка или умение рисовать. Впоследствии эти интересы и наличие друзей со сходными увлечениями не дадут ему сбиться с правильного пути.

2. Развивайте у детей критическое мышление, чтобы, став подростками, они могли противостоять пагубному влиянию сверстников.

3. Будьте примером для своих детей! Можно бесконечно говорить о вреде курения, но если мать курит, дочь тоже будет курить.

4. Займите свободное время подростка спортом, изучением иностранных языков и прочими полезными увлечениями, тогда на вредные не останется ни энергии, ни времени, ни желания.

5. Не прессуйте ребенка, а будьте ему другом, чтобы он мог делиться с вами не только успехами, но и проблемами, и честно отвечайте на все его, даже щекотливые, вопросы.

6. Хвалите и поощряйте любые успехи! Не оставляйте достижения подростка без внимания!

7. Если дома принято сопровождать праздники шампанским или вином, не вводите табу на алкоголь для подростка. Запретный плод сладок. Пусть лучше удовлетворит свое любопытство и попробует качественный алкоголь дома, тогда не возникнет желания пить в подворотне. При этом объясните разницу между «выпить» и «напиться».

Если, несмотря на превентивные меры, обнаружили у подростка одну или несколько из перечисленных вредных привычек, не спешите кричать, ругать и стыдить его. Найдите причину, почему она появилась. Если привычка вызвана проблемами в общении с одноклассниками, безответной любовью или нехваткой родительского внимания, помогите ребенку справиться с этими проблемами, и окружите его заботой и вниманием.

В доверительной беседе, желательно с подтверждающими фото из интернета, расскажите об алкоголизме и наркомании и о том, как они разрушают личность и жизнь.

Если привычка уже переросла в зависимость, потребуется помощь профессионалов. Сама собой она не пройдет, а вашего опыта не хватит, чтобы с ней справиться, особенно это касается наркотиков.

Любите детей безусловной любовью и поддерживайте их в любом возрасте. Подростки кажутся взрослыми только физически, психика их все еще не окрепла. В силу гормональных изменений подросток обязательно к чему-нибудь пристрастится, помогите ему пристраститься к тому, что разовьет его как личность и пригодится во взрослой жизни.

Вредные привычки являются одной из самых больших проблем современного общества. Курение и злоупотребление алкоголем являются самыми опасными вредными привычками и приносят огромнейший вред не только лицам, страдающим этими привычками-заболеваниями, но и окружающих их людям и всему обществу в целом.

КУРЕНИЕ одна из самых распространенных вредных привычек. Специалисты все чаще относят эту привычку к наркомании. Курильщики вдыхают в легкие продукты горения и насыщают организм целым набором ядовитых веществ. Кроме этого все эти гадости вдыхают окружающие курильщика люди и очень часто это еще и дети.

АЛКОГОЛИЗМ давно уже вышел из понятия вредная привычка, алкоголизм – это болезнь. При алкоголизме нарушается работа не только организма человека, но и происходят психологические процессы, ведущие к необратимой деградации личности. Лечение алкоголизма требует участия врачей различных специализаций, в том числе и психологов.

НАРКОМАНИЯ Самым ужасным проявлением наркомании является детская и подростковая наркомания. У детей и подростков зависимость от наркотических веществ возникает намного быстрее, чем у взрослых, а разрушительное действие выражается намного сильнее. У подростков, которые употребляют наркотики, возникает слабоумие, а риск психических заболеваний возрастает в несколько раз. При этом моральная деградация и разрушение личности происходит намного быстрее. Воздействие наркотических препаратов значительно замедляют физическое развитие организма подростка. Наркоманы-подростки явно отстают от своих сверстников по росту и весу.

ВЛИЯНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. Очень часто люди, страдающие вредными привычками, не знают о влиянии этих привычек на здоровье или же не осознают всю опасность, которую таят в себе алкоголь и табак. И нередки случаи когда человек, просто поняв какой вред наносит себе и окружающим, расстается с вредными привычками.

Влияние курения на здоровье человека:

  • Портится структура ногтей и волос, меняется цвет кожи.
  • Желтеют и слабеют зубы, появляется неприятный запах изо рта.
  • Сосуды курильщика становятся хрупкими и неэластичными.
  • Табакокурение способствует гниению органов желудочно-кишечного тракта. · Повышается риск возникновения язвы желудка.
  • Нарушается кислородный обмен в организме и как следствие затрудняется очистка крови.
  • Никотин способствует повышению давления.
  • Увеличивается вероятность возникновения инсультов, инфарктов, стенокардии и других заболеваний сердечно-сосудистой системы.
  • Нарушается защита дыхательных путей, в результате чего курильщики более подвержены заболеваниям горла, бронхов и легких, а так же тяжелее переносят данные заболевания.
  • Курение способствует развитию онкологических заболеваний.
  • Курение беременных женщин очень негативно сказывается на здоровье ребенка. Очень часто такие дети отстают в развитии и чаще болеют.

Влияние алкоголя на здоровье человека.

В России ежегодно от алкоголя гибнет около 700 тысяч человек. Это население одного крупного города. Это страшная статистика… Алкоголизм поражает людей из всех социальных слоев населения вне зависимости от пола, возраста, образования и материального положения. Более всего риску алкогольной зависимости подвержены женщины и несовершеннолетние.

  • Разрушается иммунная система организма.
  • Нарушается деятельность печени, которая несет в организме главную очистительную функцию.
  • Нарушается работа органов пищеварения, что приводит к тяжелым заболеваниям пищевода, желудка, поджелудочной железы.
  • Нарушается регуляция уровня сахара в крови.
  • Алкоголь неминуемо приводит к заболеваниям сердечно сосудистой системы, т.к. алкоголь разрушает эритроциты (клетки крови), которые перестают правильно выполнять свои функции.
  • Употребление алкоголя в период беременности ведет к тяжелейшим последствиям для ребенка, а так же пагубно влияет на все следующие поколения.
  • Алкоголь сокращает жизнь человека на 10-15 лет
  • Алкоголь нарушает работу нервной системы и приводит к потере памяти и внимания, проблемам умственного развития, мышления, психики и очень часто к полной деградации личности.
  • Главный «удар» алкогольных напитков приходится на головной мозг. Алкоголь приводит к разрушению коры головного мозга и отмиранию целых его участков.

Влияние наркотиков на здоровье человека:

  • Больше всего разрушительное влияние наркотических препаратов сказывается на сердечно-сосудистой системе: Независимо от того, какой наркотический препарат принимает наркоман, он приводит к износу сердца. Если наркоман не скончается от пневмонии или передозировки, то спустя 3-4 года его сердце будет напоминать сердце восьмидесятилетнего старика. В последствие у него возникает сердечная недостаточность, которая в дальнейшем приводит к летальному исходу.
  • Наркотики оказывают негативное влияние на легкие. При курении наркотических веществ легкие курильщика попадает в четыре раза больше различных смол и сажи, чем при курении обычных сигарет. Возникает высокий риск заболевания раком легких. Также нарушение процесса дыхания приводит к кислородному голоданию всех органов. Передозировка вызывает паралич дыхательного центра, в результате чего наступает смерть из-за остановки дыхания.
  • Любые наркотические препараты вызывают у человека зависимость, и именно этот фактор губительно влияет на его психику. У человека возникают различные психозы, изменения характера, снижаются умственные способности, наблюдается моральная деградация и полный распад личности. Употребление наркотиков приводит к такому тяжелому заболеванию, как шизофрения.
  • Также у всех наркоманов сильно снижается иммунитет. Именно из-за этого такое заболевание как пневмония, стоит на втором месте среди причин смерти наркоманов. Вредное влияние наркотических веществ можно видеть на обмене кальция в организме. Кости у наркоманов начинают истончаться и становятся довольно хрупкими. В первую очередь страдают зубы, достаточно 3-4 лет регулярного употребления наркотиков, чтобы полностью лишиться их.
  • У наркоманов в первую очередь пропадает аппетит, затрудняются процессы переваривания пищи. В первую очередь нарушаются моторные функции кишечника, которые вызывают либо болезненные спазмы в животе, либо хронический запор; развивается цирроз печени;
  • Употребление наркотических препаратов влияет на наследственность, что может вызвать необратимые изменения в человеческих хромосомах, навсегда обрекая свою жертву рождать мутантов;
  • Дети родителей-наркоманов в 3-4 раза чаще становятся наркоманами в подростковом возрасте.

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.

Бороться со своими вредными привычками нелегко, ведь борьба с самим собой – дело сложное. Если вы осознали, что табак, алкоголь или наркотики вредят вашей жизни и жизни окружающих людей, то приложите все усилия чтобы справиться с этой пагубной зависимостью. Читайте литературу, смотрите передачи, обращайтесь к специалистам и вы обязательно найдете метод и справитесь с этой задачей. Курение и употребление алкоголя – это зло для каждого отдельного человека и для всего общества. Отказываясь от вредных привычек, вы делаете выбор в пользу здоровья, счастья и долголетия!

Самые распространённые из этих вредных привычек — когда ребёнок грызёт ногти, или постоянно теребит свои волосы, вырывает их, или грызёт ручки и карандаши. Вполне естественный вопрос родителей в таких случаях — можно ли научить ребёнка контролировать свои действия? Прежде всего, нужно задать себе вопрос — а когда именно вы заметили, что определённое действие стало уже привычкой вашего ребёнка?

Привычка грызть карандаши, ручки, другие твёрдые предметы, обгрызание ногтей на руках — всё это может наблюдаться, когда ребёнок испытывает тревогу и не чувствует уверенности в себе. Возможно, появление вредных привычек совпадает с началом школьного обучения. Тогда это говорит о том, что ребёнок испытывает затруднения в школе. Он боится дать неправильный ответ, находится в сильном напряжении, когда его спрашивают. Может быть темп, в котором он вынужден готовить домашние задания, слишком быстрый, а ему нужно выполнять задания маленькими частями, заниматься с более частыми перерывами.

Что могут сделать родители для ребёнка с вредными привычками?

1) Важно успокоить ребёнка и сказать, что вы сможете преодолеть трудности. С родителями он должен расслабляться, а не испытывать такое же напряжение, как в школе.

2) Убедитесь сначала, что ребёнок усвоил текущий материал, покажите ему его успехи. Поддерживайте, подбадривайте, хвалите его. Ваша задача- добиться уверенности ребёнка в своих силах.

3) Родители не должны требовать от ребёнка «немедленно прекратить» осуществлять нежелательные действия. Этим можно только спровоцировать нервный срыв у ребёнка, появление тиков. Практически все вредные привычки преследуют одну цель- снятие высокого психо- эмоционального напряжения.

4) Большинство детей шестилетнего возраста проходят через стадию « грызения ногтей». Привлекая внимание ребёнка к этому, вы сами создаёте проблему из поведения, которое может быть преходящим.

5) Если, несмотря на вашу поддержку, поведение ребёнка не меняется, следует обратиться к детскому психологу и невропатологу.

Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к врачу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяльника, наволочки и т.д.), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в постельке. Он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске. Его редко брали на руки, не укачивали, когда ему было не уснуть, ему уделяли мало внимания, ласки. И все это — причины возникновения вредных привычек. Нередко вредные привычки возникают у детей в связи с тревожно- мнительным воспитанием.

Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такое действие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой.

Происходит серьезная перестройка ориентации. Природно ребенок стремится к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне того, что способствует его развитию. Если рядом мать, он удовлетворен, спокоен и получает все необходимое — от утешения и ласки до развивающих стимулов. Но она отсутствовала, а жизнь продолжалась. И он как бы вернулся во внутриутробное состояние. Он утешает и успокаивает себя сам и ищет источники впечатлений в себе, замыкается на себе. Теперь он привык быть один и мать, вмешиваясь, только мешает ему.

Сосание пальца или одежды, ковыряние пупка и другие аналогичные действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития, инфантилизацией. Налицо вредная привычка. Она становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствие внимания, ласки, общения. Вредная привычка как ритуал утешает днем, успокаивает при засыпании. Грызение же ногтей, губы, щеки, кожи на пальцах еще и выражение глубокой неуверенности в себе, чувства вины, а также связанный со всем этим ритуал самонаказания. Ребенок грызет себя до крови и только тогда удовлетворен. Ребенка не наказывают за вредную привычку. Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и ещё более замыкается в себе.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя — родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой — всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

О формах и методах профилактики вредных привычек

Рекомендации классному руководителю «о формах и методах профилактики вредных привычек и формирование культуры ЗОЖ у учащихся»

Основная цель здоровье сберегающей деятельности: воспитание ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, стремление к здоровому образу жизни.

Главная задача здоровье сберегающей деятельности – формировать у учащихся умение противостоять и бороться с вредными привычками.

Классными руководителями регулярно проводятся мероприятия, посвященные проблемам здорового образа жизни (классные часы, тренинги, интерактивные игры). Большое внимание уделяется в работе с классом по формированию у учащихся умения противостоять и бороться с вредными привычками. Но для того, чтобы бороться с вредными привычками учащихся, необходимо в первую очередь сформировать у ребят отрицательное к ним отношение. Учитывая, что все дети разные и в работе по профилактике вредных привычек и формирование культуры здорового образа жизни, стандарта работы нет. Каждый классный руководитель применяет в профилактической работе с детьми формы, приёмы и методы, адекватные ситуации:

  • Индивидуальные: такие как беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы.
  • Групповые: такие как советы дел, творческие группы, органы самоуправления.
  • Коллективные: такие как коллективные дела, конкурсы, концерты, походы, слёты, соревнования, привлекает к общешкольным акциям.

Для эффективности внеклассной работы в этом направлении чаще всего используются следующие формы работы:

  • просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;
  • обсуждение кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;
  • изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;
  • тематические викторины, классные часы, беседы;
  • выступление агитбригад;
  • конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека и демонстрирующих силу человеческого духа;
  • выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;
  • интерактивные игры.

При проведении профилактической работы классный руководитель должен учитывать организационные принципы профилактики, определенные в Концепции Комплексной активной профилактики и реабилитации:

1 принцип — комплексность — подразумевает комплексное взаимодействие органов и учреждений.

2 принцип — дифференцированность профилактических подходов: по возрасту, по ситуации, по степени наличия факторов риска, развития вредных привычек. Так, при планировании и реализации работы с младшими школьниками, основной целью ставим формирование негативного отношения к вредным привычкам, через воспитание мотивации здорового образа жизни.

3 принцип – аксиологичность, предполагает формирование у детей и подростков представлений о, здоровом образе жизни, законопослушности. Воспитание у ребенка готовности избежать приобщения к одурманиванию невозможно без осознания им личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма. С этой целью классный руководитель проводит различные беседы, посещение медико-педагогического центра, классные часы.

4 принцип – многоаспектность, включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности.

5 принцип – непрерывность, профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования.

Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике:

1) воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов.

2) оздоровительное воспитание — пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек. Реализуя работу в данном направлении, в школе проводятся мероприятия для учащихся, используются разнообразные формы работы:

• Физкультминутки на каждом уроке
• Ежедневная утренняя гимнастика
• Динамические паузы, проводимые на каждом уроке
• День здоровья
• Тематические классные часы
• Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет
• Конкурс агитбригад “Мы за здоровый образ жизни”
• Участие в спортивных мероприятиях.

3) Общественные меры борьбы — привлечение общественности к работе.

4) Работа с родителями — здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организовывала тесное сотрудничество с родителями учащихся. Проводятся общешкольные родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ, с участием специалистов КДН, психологов, медицинских работников, социального педагога. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей, профилактике правонарушений среди обучающихся является регулярное личное посещение совместно с социальным педагогом учащихся дома. Это наиболее распространённая и эффективная форма индивидуальной работы с родителями.

Посещая регулярно семьи учащегося, классный руководитель накапливает ценный материал, изучает взаимоотношения между детьми и родителями. Вместе с тем он добивается, чтобы родители стали ближайшими помощниками школы в формировании учащихся моральных качеств. К сожалению, родители не всегда поддерживают требования школы, классного руководителя. Приглашать родителей следует не только после того, как ученик нарушил дисциплину или стал плохо учиться. Иногда он ведет себя неплохо, хорошо учится, но не участвует в общественно полезной работе. Не занятое свободное время порождает лень, замкнутость, нарушение поведенческих качеств.

Профилактика вредных привычек эффективна, повышения качества ЗОЖ, если:

Курение в среде подростков вызывает тревогу по нескольким причинам:

1) Те, кто начинает ежедневно курить в подростковом возрасте, обычно курят всю жизнь.
2) Курение повышает риск развития хронических заболеваний (заболевание сердца, рак легких и других органов, гангрена ног).
3) Хотя хронические заболевания, связанные с курением, обычно появляются только в зрелом возрасте, подростки – курильщики чаще страдают от кашля, одышки и других респираторных симптомов.

При курении у подростков:

1) сильно страдает память, снижается скорость заучивания и объём памяти;
2) замедляется реакция в движении, снижается мышечная сила;
3) под влиянием никотина ухудшается острота зрения, у курящего подростка начинается мелькание и двоение в глазах, возникают от табачного дыма слезоточивость, покраснение и отёчность век, что приводит к хроническому воспалению зрительного нерва;
4) частое и систематическое курение у подростков истощает нервные клетки, вызывая преждевременное утомление;
5) никотин повышает внутриглазное давление.
6) нарушается нормальный режим труда и отдыха в силу желания закурить, появляющегося во время занятий, в этом случае внимание ученика полностью переключается на мысль о табаке.

Причины употребления алкоголя подростками:
1) подростковый алкоголизм начинается с семейных застолий; со стороны детского восприятия весь праздник строится вокруг водки или вина; ребенку кажется, что взрослые собрались вместе не ради общения, а ради того, чтобы выпить — это и есть ключевой момент в отношении будущего подростка к алкоголю.
2) сложнее ситуация с семьями, где детям легкомысленно дают попробовать пиво или сладкое вино, ребенок приучается к мысли, что это – вкусно;
3) следующей причиной является доступность и дешевизна спиртных напитков, яркие и красочные этикетки которых так и бросаются в глаза;
4) в подростковом возрасте к положительному восприятию алкоголя добавляется стремление подражать старшим; страх перед пьянством у подростков отсутствует, как и опыт употребления спиртного;
5) немалое значение в алкоголизме среди молодежи имеет и подростковый конформизм – подражание другим подросткам в кругу своего общения;
6) еще одна причина подросткового алкоголизма – безнадзорность и уличное воспитание.

При употреблении наркотиков у подростков:

1) утрачивается интерес к учебе, появляются прогулы, исчезновения из дома на много часов или на несколько дней;
2) вслед за поведенческими появляются биологические признаки заболевания: раздражительность, конфликтность, колебания настроения – от беспричинно веселого до мрачного и злобного;
3) отмечается снижение интеллекта;

Какова же роль родителей в формировании полезных и вредных привычек у детей?

1. Сознание ответственности за воспитание детей требует строгого внимания родителей к себе, к своим словам, действиям, поведению, ко всему, в чем выражается внутренний мир. Учить добру, трудолюбию надо не только словами, но и самим делом.

2. Условие правильного семейного воспитания – рационально организованный быт, режим ребенка в семье.

3. Дети очень чутко реагируют на любовь, ласку, очень переживают их дефицит. Родительская любовь создает чувство защищенности, душевный комфорт.

4. Авторитет родителей — это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам, поступкам.

5. Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и происходит более правильное воспитание детей дома.

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители – пример тому.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.

Что нужно делать, чтобы подросток не скатился на дно, не превратился в алкоголика или наркомана?

Прежде всего, здесь важен личный пример:

1) что видит ребенок с детства;
2) как вы, ваши ближайшие родственники, друзья вашей семьи относитесь к курению, спиртному;
3) как у вас принято отмечать праздники.

Задумайтесь :

1) все ли в порядке в вашей семье;
2) уютно ли себя в ней чувствует ваш ребенок;
3) доверяете ли вы ему.

10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Признавайте свои ошибки, просите прощения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других.
3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше.

6.Не унижай!
7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь – и не делаешь.
8. Умейте говорить со своим ребёнком так, как Вам хотелось, чтобы говорили с Вами, проявляя мягкость, исключая назидательность, грубость и хамство.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотела бы, чтобы другие сделали твоему.
10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Самое главное – это ваше воспитание, поддержка и любовь.
Ваш ребёнок, состоявшийся как нравственная и успешная личность — самая высокая мера оценки вашего жизненного пути!

В современном мире выделяют множество видов вредных привычек. Самыми распространёнными и опасными сегодня считаются табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Табакокурение

Табакокурение – бич современности. К счастью, сегодня всё чаще ставится вопрос о том, как снизить количество людей, страдающих от этой вредной привычки. Правительство запрещает продажу сигарет несовершеннолетним, курение в публичных местах, увеличивает стоимость табачных изделий. И всё это приносит пользу, но не уберегает подростков и их друзей от пагубной привычки полностью.

Основная опасность табакокурения – быстрое привыкание и огромный вред для здоровья растущего организма.

Алкоголизм

Основная опасность алкоголизма – незаметно вырастающая привязанность, которую сложно побороть. Так, сначала распитие спиртных напитков или пива происходит только по праздникам, потом чаще, а затем ни одна встреча с друзьями не обходится без бутылки. Здесь родителям также придётся начинать с себя. Если алкоголь – частый гость на столе, то вряд ли «душеспасительные» беседы принесут хоть какую-либо пользу.

Также важно следить, каков круг общения подростков. Если в него входят те, кто занимается спортом, имеет любимое дело, то можно не переживать. Если компания неблагоприятная – то это повод насторожиться.

Токсикомания

При токсикомании человек получает удовольствие от вдыхания паров тех или иных веществ. Справиться самостоятельно с этой проблемой очень сложно. Поэтому, если вы заметили повышенную агрессивность, неадекватное поведение, таинственность и другие нехарактерные манеры поведения у вашего ребенка, следует немедленно обратиться за помощью к специалисту.

Наркомания

При наркомании удовольствие получается от вдыхания, введения внутривенно, глотания, сосания, жевания или курения наркотических веществ. Подростков, имеющих такую вредную привычку, можно вычислить по неадекватному поведению. Обычно перемены замечают не только их родители, но и все окружающие. Кроме того, на руках могут появиться синяки от уколов, а глаза будут выглядеть неестественно и «стеклянно». Основная опасность наркомании – привыкание, зависимость и пагубное влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье подростков. Тем более, что привыкание к наркомании в некоторых случаях может возникнуть уже после первой пробы.

Способы борьбы с вредными привычками.

Например, чтобы справиться с табакокурением, алкоголизмом на начальных стадиях специалисты рекомендуют отвлечься и найти занятие, которое расслабит.

Помогает справиться с тягой к вредной привычке спорт. Неважно, что вы выберите: бег или плаванье, теннис или поднятие тяжестей. Помните, что интенсивность тренировок должна наращиваться постепенно. Лучше всего обратиться за помощью к опытному тренеру, рассказать ему о своей проблеме. Тогда занятия будут полезны и помогут достичь успеха в избавлении от сигареты или алкоголя.

Избавиться от наркомании, токсикомании и алкоголизма в запущенной стадии поможет только специализированная клиника. Комплексное воздействие психотерапии, лекарственных средств и других методик позволяет избавиться от вредных привычек навсегда. Но результат будет максимальным, при условии, если сам человек захочет справиться с зависимостью.

Профилактические меры.

Лучшая профилактика вредных привычек – это:

— здоровый и активный образ жизни;

— воспитание имеет огромное значение. Ребёнок, выросший в некурящей и непьющей семье, где с малых лет с ним ведутся беседы об опасности вредных привычек, не будет курить или увлекаться алкоголем;

— среда, в которой развивается подросток. Если все его сверстники пьют и курят, то против соблазна попробовать сложно устоять. Причём подростки редко осознают, как опасна та или иная привычка;

занятия любимым делом также послужат хорошей профилактикой.

Именно поэтому так ВАЖНО родителям проводить воспитательные беседы, объяснять всю серьёзность проблемы.

ЧАЩЕ в социальных сетях, интернете включать подросткам:

  • выступления людей, поборовших вредную привычку и вернувшихся к нормальному образу жизни;
  • плакаты, брошюры, газеты;
  • лекции и уроки, посвящённые определённой вредной привычке.

Помогите подростку найти себя в жизни, развить умения и желание познавать новое, заниматься любимым делом. И тогда вредные привычки никогда не станут проблемой для него и его близких.

Цель: профилактика вредных привычек, противоправного поведения, безнадзорности и социального сиротства, пропаганда здорового образа жизни.

— администрацией школы
— классными руководителями
— обучающимися

— ПДН
— КДН и ЗП
— наркологическим диспансером

— книжная выставка в библиотеке,
— лекторий 7-9 классов, для начальной школы,
— конкурс рисунков «Минздрав предупреждает».

Классные часы

— по формированию здорового образа жизни

— Здоровое меню. Злые продукты
— Полезные и вредные привычки
— Режим дня школьника
— Профилактика травм и меры первой помощи при них
— Мы то, что мы едим.
— Гигиена нервной системы. Психическое здоровье, его сохранение. Борьба со стрессами.
— Здоровый образ жизни – одно из главных условий жизненного успеха

— Почему важно быть здоровым
— Умей организовать досуг
— Злой волшебник табак
— Невидимые враги человека, которые мешают ему жить
— Безвредного табака не бывает
— Ролевая игра «Я против курения»
— Курильщик- сам себе «могильщик»

— Напитки: полезные и вредные для здоровья
— Диспут «Влияет ли алкоголизм на будущее?»
— «Алкоголь и преступления» (11кл)

— Прекрасное слово – жизнь!
— Первая проба наркотика – начало полета, в конце которого – падение
— Наркотики: употребление, злоупотребление, болезнь
— Круглый стол « Если друг оказался вдруг…»

— «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»
— «Меры профилактики формирования компьютернойзависимости у ребенка»
— «Свободное время – для души и с пользой»
— «Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте»
— «Спасем детей от дыма сигарет»
— «Тематическая беседа «Как определить, что ребенок начал употреблять наркотики?»
— «Как помочь ребенку сказать «нет» алкоголю и наркотикам»
— «Беседа «Что делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики?»
— «Подросток в мире вредных привычек»

Ссылка на основную публикацию