Психические процессы детей дошкольного возраста

Вы будете перенаправлены на Автор24

Деление человеческого сознания на составляющие его психические процессы в настоящее время является условным, такой подход к феномену психики все больше вытесняет подход интегративный, однако подобное деление не теряет своей актуальности в области педагогики и пропедевтики. Выделение психических процессов стало результатом существенного влияния механистических представлений на психологию в XX веке, когда она стала претендовать на звание самостоятельной науки. Как известно, каждой научной отрасли свойственно иметь свой объект исследований, который в целях изучения разбивают на составные части. Так произошло и с психологией на заре ее становления: были выделены и классифицированы психические явления, психические процессы и т.д.

Психические процессы образуют самостоятельную группу в системе психических явлений, наряду с психическими состояниями и психическими свойствами. Их особенностью выступает кратковременный, быстротечный характер. Психические процессы можно описать как процессы, позволяющие индивиду воспринимать объективную действительность с помощью деятельности центральной нервной системы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психические процессы развития ребенка 430 руб.
  • Реферат Психические процессы развития ребенка 240 руб.
  • Контрольная работа Психические процессы развития ребенка 250 руб.

Некоторые авторы (в частности, Л. М. Веккер) выделяют различные уровни протекания психических процессов: примитивный уровень, базирующийся на нервных процессах, опосредованных нейронными связями, и уровень сознательный, включающий в себя познавательные процессы.

Наиболее известной является классификация психических процессов, в соответствии с которой их делят на:

  • познавательные (мышление, внимание, воображение);
  • эмоциональные (эмоции, чувства, аффекты);
  • волевые (принятие решения, усилие).

Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста

К дошкольникам относятся дети от 3 до 7 лет. Данный возрастной период с уверенностью можно охарактеризовать как один из наиболее важных в жизни людей: от того, насколько успешно будет пройден этот этап, во многом зависит дальнейшая судьба человека.

В дошкольном возрасте закладываются основные черты характера, активно развивается сознание, усложняются формы поведения.

У трехлетних детей начинают активно развиваться сенсорные способности, служащие фундаментом для дальнейшего умственного развития ребенка. Им осваиваются так называемые «сенсорные эталоны» — общепринятые образцы внешних качеств воспринимаемых предметов. Объекты вокруг как бы разделяются ребенком на две группы – обозначающие и обозначаемые. К примеру, утверждение «слон – серый и большой» содержит в себе два эталона – размера и цвета.

Долгое время дошкольник учится использовать эталоны в качестве средств восприятия, развитие навыка происходит в несколько этапов:

Психические процессы детей дошкольного возраста

Рисунок 1. Развитие навыка использования эталонов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стоит отметить, что процесс развития сенсорных способностей включает в себя не только усвоение эталонов, но и овладение действиями по их использованию, которые именуются перцептивными.

Существенным своеобразием отличается мышление малышей-дошкольников, которому присущ ряд общих черт, таких, как:

  • эгоцентризм – это главная характеристика незрелого мышления, заключающаяся в неспособности детей к осознанию того факта, что другие люди могут видеть мир не таким, каким его видят они сами; ребенок судит об окружающей действительности исключительно со своей точки зрения, которая воспринимается им как абсолютная;
  • анимализм (одушевление предметов);
  • реализм, подразделявшийся швейцарским учёным, известным исследователем в области детской психологии Ж. Пиаже на две формы: моральный реализм и реализм интеллектуальный;
  • артифициализм – свойство детского мышления приписывать искусственное происхождение естественным явлениям, таким, как стук человеческого сердца, движение реки и т.д.;
  • синкретизм – осмысление объекта, основанное на характеристике одной или нескольких его несущественных деталей, восприятие целого без анализа.

Развитие детского мышления характеризует, в частности, постепенная замена привычного хаотического, поискового действия на более разумное, проблемное. Так, самые маленькие дошкольники (3-4 года), когда по сюжету эксперимента происходит внезапная поломка игрушки, обычно не ищут причины случившегося, а пытаются восстановить работу игрушки с помощью набора беспорядочных действий: трясут ее, стучат ею по столу и т.д. В действиях пятилеток уже прослеживаются попытки установить причину поломки: дети рассматривают игрушку с разных сторон, крутят колесики, нажимают поочередно на разные кнопки. Еще более целенаправленными представляются действия старших дошкольников – сначала они внимательно осматривают игрушку, и только после этого приступают к манипуляциям с ней, очевидно, после того, как найдут в уме решение проблемы.

Развитие психических процессов в младшем школьном возрасте

В возрасте 6-8 лет у ребенка наступает новый жизненный этап, связанный с началом обучения в школе. В этот период происходят значительные изменения в привычном укладе жизни: возникает иная социальная ситуация, меняется референтная группа, появляются новые обязанности и учебная нагрузка. Ведущей деятельностью становится деятельность учебная, которая теперь превосходит игровую по объемам и является непосредственно направленной на усвоение науки и культуры.

Процесс мышления у младших школьников характеризуется меньшей, чем у дошкольников, опосредованностью умственных операций текущей воспринимаемой ситуацией. Происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, в процессе обучения формируется способность рассуждать от частного к общему, и в обратном направлении. Воображение становится более управляемым, образы возникают в связи с задачами деятельности ребенка. Начинает формироваться воля, благодаря чему дети становятся способны к концентрации внимания на протяжении более длительного периода времени. Однако внимание всё еще отличается непроизвольностью и нестабильностью.

Психические процессы детей дошкольного возраста

Восприятие . В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы — ребёнок успешно различает как основные геометрические формы, так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы, и т. п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько разных признаков.

Внимание. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость внимания (20-25 минут), что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. Объем внимания составляет 7 – 8 предметов.

Память. В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им без специальной цели запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение (шёпотом, либо про себя). Также ребёнок может использовать более сложный способ — логическое упорядочивание (разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа). Ребёнок начинает использовать новое средство – слово: с его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.

Мышление. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок может совершать в уме, не прибегая к практическим действиям даже в случаях затруднений. К концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Здесь обязательно потребуется помощь взрослого, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно – логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может дать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6 – 8 последовательных картинок.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные.

Основные достижения дошкольного возраста 6-7 лет связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Развитие личности

Изменения в сознании характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана действий – способность оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане.

Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии – способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраста 6 – 7 лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.

В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни.

Самооценка ребенка достаточна устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результата деятельности, чем поведения.

Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно – ролевая игра. В сюжетно – ролевых играх дошкольники начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.

Психические процессы детей дошкольного возраста

Консультация для родителей «Особенности развития психических процессов у детей 5-7 лет»

Развитие психических процессов у детей 5-6 лет

Ни для кого не секрет, что развитие психических процессов — одно из важнейших условий для успешного обучения ребёнка в школе. Иногда плохая успеваемость связана с маленьким объёмом памяти, бедным воображением или слабо развитым мышлением. Развить процессы помогают простые упражнения. Но сначала давайте вспомним особенности познавательной сферы 5-ти летнего дошкольника.

В возрасте 5-6 лет активно происходит смена игровой деятельности на познавательную. Поведением ребёнка движет желание узнать, познать и применить полученные знания. Старший дошкольник с радостью принимается решать логические задачи, что-то запоминать, фантазировать. В этом возрасте психические процессы, такие как внимание, память, мышление, восприятие и др. принимают произвольный характер. Теперь ребёнок запоминает по инструкции взрослого, делает выводы на основании сведений полученных ранее.

Восприятие и внимание детей 5-6 лет

Восприятие становится более детальным, объём его возрастает до 5-6 объектов одномоментно. Ребёнок с лёгкостью воспринимает зашумлённые, наложенные изображения, разные оттенки цветов, разнообразные плоскостные и объёмные формы. Основная работа по развитию восприятия строится на развитии умения выделять в предметах одинаковые признаки.

Внимание становится более устойчивым и управляемым. Важно в этот период развивать умение распределять и переключать своё внимание. Для этого используют специальные упражнения и игры на внимание. Активно развивается зрительная и слуховая память. Количество слов или картинок, которые ребёнок может запомнить возрастает до 6-7 штук.

Мышление и воображение детей 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте начинает развиваться образное мышление. Ребёнок способен делать умозаключения не только со зрительной опорой, но и в уме. В этом возрасте старший дошкольник с лёгкостью воспринимает знаковую систему, поэтому самое время начать знакомство с цифрами и буквами. При группировании предметов ребёнок может учитывать два и более признаков, анализировать и рассуждать.

Возраст 5-6 лет характеризуется расцветом фантазии, которая проявляется в игре, конструировании и рисовании. Ребёнок занимается словотворчеством и сочинительством. Но этот процесс развивается только в результате постоянной работы над развитием воображения.

Старший дошкольник использует в речи почти все части речи, грамматически верно выстраивают предложения. Предлагайте ребёнку как можно чаще рассказывать, пересказывать, составлять рассказы по картинке (или серии картинок), используя описание и прямую речь героев.

Напомним, что развитие психических процессов происходит комплексно. Развивая внимание, мы стимулируем память и восприятие. Процесс мышления запускает процесс припоминания, восприятие и воображение.

При системном подходе к поступлению в школу у ребёнка будет сформирована психологическая готовность к школе. Помочь в этом смогут специальные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, памяти, восприятия и воображения.

Психические процессы детей дошкольного возраста

Развития психических процессов у детей 6-7 лет

Ещё один год пролетит очень быстро и ребёнок пойдёт в первый класс. Нужно не упустить момент и создать все условия для развития психики дошкольника, обеспечив тем самым лёгкий переход к школьной жизни. Чем более развиты психические процессы 7ми-летки, тем проще ему адаптироваться к школе. Давайте вспомним, что происходит с психикой ребёнка 6-7 лет.

Изменения самосознания приводят к появлению умения контролировать свои мысли и действовать во внутреннем плане, то есть выполнять действия в уме, без наглядной опоры. Ребёнок в состоянии проанализировать свои действия и понять причину плохих (или хороших) результатов.

Важное новообразование данного возраста — развитие произвольности всех психических процессов. Внимание становится подвластным ребёнку. Он может сосредоточенно работать в течение 20-25 минут, выполнять работу в одном темпе, не отвлекаться на внешние раздражители. Ребёнок доводит начатое дело до конца.

Память и восприятие детей 6-7 лет

К концу дошкольного возраста происходит активное развитие слуховой и зрительной памяти. Ребёнок может запомнить (специально) 9-10 предметных картинок или слов. Долговременная память всё ещё требует специальных тренировок. Ребёнок сам для себя уже выбрал более удобные и продуктивные способы запоминания (проговаривание, ассоциации, зарисовки и т.д.) Необходимо всячески поощрять ребёнка за то, что он с удовольствием запоминает.

Процесс восприятия становится более объёмным, повышается количество воспринимаемых предметов до 7-8, но некоторые дети всё ещё испытывают трудности, когда в работе нужно учитывать 2 и более признаков. Будущий школьник прекрасно ориентируется в плоскостных и объёмных формах, различает множество оттенков цветов. В этом возрасте ваша дочь или сын могут представить смену времён года, последовательность месяцев и дней недели. Хорошо ориентируются в частях суток.

Воображение и мышление детей 6-7 лет

Происходят изменения и в мышлении старшего дошкольника. Теперь совсем не обязательна наглядность при решении логических задач. Ребёнок может оперировать образами и в уме решать задачи на логику, потому что именно в возрасте 6-7 лет активно развивается образно–логическое мышление. Ребёнок с лёгкостью обобщает, классифицирует предметы, группирует их по нескольким признакам, устанавливает причинно–следственные связи. Это период развития любознательности и экспериментирования.

В 7 лет происходит скачок в развитии творческого воображения. Ребёнок создаёт яркие образы, комбинирует ситуации, сочетает не сочетаемое, сочиняет занимательные истории и сказки. Хоть и кажется, что ребёнок совсем большой, взрослый, игру никто не отменял. Только организовывая весёлые игры, вы сможете развивать память, восприятие и т.д., трудолюбие и аккуратность, усидчивость и умение анализировать…

Важно помнить, что всё чего не хватает ребёнку можно пополнить через игру. Посвятите этот год весёлым играм, которые останутся в памяти на долго и принесут хороший результат.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Деление человеческого сознания на составляющие его психические процессы в настоящее время является условным, такой подход к феномену психики все больше вытесняет подход интегративный, однако подобное деление не теряет своей актуальности в области педагогики и пропедевтики. Выделение психических процессов стало результатом существенного влияния механистических представлений на психологию в XX веке, когда она стала претендовать на звание самостоятельной науки. Как известно, каждой научной отрасли свойственно иметь свой объект исследований, который в целях изучения разбивают на составные части. Так произошло и с психологией на заре ее становления: были выделены и классифицированы психические явления, психические процессы и т.д.

Психические процессы образуют самостоятельную группу в системе психических явлений, наряду с психическими состояниями и психическими свойствами. Их особенностью выступает кратковременный, быстротечный характер. Психические процессы можно описать как процессы, позволяющие индивиду воспринимать объективную действительность с помощью деятельности центральной нервной системы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Психические процессы развития ребенка 400 руб.
  • Реферат Психические процессы развития ребенка 220 руб.
  • Контрольная работа Психические процессы развития ребенка 190 руб.

Некоторые авторы (в частности, Л. М. Веккер) выделяют различные уровни протекания психических процессов: примитивный уровень, базирующийся на нервных процессах, опосредованных нейронными связями, и уровень сознательный, включающий в себя познавательные процессы.

Наиболее известной является классификация психических процессов, в соответствии с которой их делят на:

  • познавательные (мышление, внимание, воображение);
  • эмоциональные (эмоции, чувства, аффекты);
  • волевые (принятие решения, усилие).

Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста

К дошкольникам относятся дети от 3 до 7 лет. Данный возрастной период с уверенностью можно охарактеризовать как один из наиболее важных в жизни людей: от того, насколько успешно будет пройден этот этап, во многом зависит дальнейшая судьба человека.

В дошкольном возрасте закладываются основные черты характера, активно развивается сознание, усложняются формы поведения.

У трехлетних детей начинают активно развиваться сенсорные способности, служащие фундаментом для дальнейшего умственного развития ребенка. Им осваиваются так называемые «сенсорные эталоны» — общепринятые образцы внешних качеств воспринимаемых предметов. Объекты вокруг как бы разделяются ребенком на две группы – обозначающие и обозначаемые. К примеру, утверждение «слон – серый и большой» содержит в себе два эталона – размера и цвета.

Долгое время дошкольник учится использовать эталоны в качестве средств восприятия, развитие навыка происходит в несколько этапов:

Психические процессы детей дошкольного возраста

Рисунок 1. Развитие навыка использования эталонов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стоит отметить, что процесс развития сенсорных способностей включает в себя не только усвоение эталонов, но и овладение действиями по их использованию, которые именуются перцептивными.

Существенным своеобразием отличается мышление малышей-дошкольников, которому присущ ряд общих черт, таких, как:

  • эгоцентризм – это главная характеристика незрелого мышления, заключающаяся в неспособности детей к осознанию того факта, что другие люди могут видеть мир не таким, каким его видят они сами; ребенок судит об окружающей действительности исключительно со своей точки зрения, которая воспринимается им как абсолютная;
  • анимализм (одушевление предметов);
  • реализм, подразделявшийся швейцарским учёным, известным исследователем в области детской психологии Ж. Пиаже на две формы: моральный реализм и реализм интеллектуальный;
  • артифициализм – свойство детского мышления приписывать искусственное происхождение естественным явлениям, таким, как стук человеческого сердца, движение реки и т.д.;
  • синкретизм – осмысление объекта, основанное на характеристике одной или нескольких его несущественных деталей, восприятие целого без анализа.

Развитие детского мышления характеризует, в частности, постепенная замена привычного хаотического, поискового действия на более разумное, проблемное. Так, самые маленькие дошкольники (3-4 года), когда по сюжету эксперимента происходит внезапная поломка игрушки, обычно не ищут причины случившегося, а пытаются восстановить работу игрушки с помощью набора беспорядочных действий: трясут ее, стучат ею по столу и т.д. В действиях пятилеток уже прослеживаются попытки установить причину поломки: дети рассматривают игрушку с разных сторон, крутят колесики, нажимают поочередно на разные кнопки. Еще более целенаправленными представляются действия старших дошкольников – сначала они внимательно осматривают игрушку, и только после этого приступают к манипуляциям с ней, очевидно, после того, как найдут в уме решение проблемы.

Развитие психических процессов в младшем школьном возрасте

В возрасте 6-8 лет у ребенка наступает новый жизненный этап, связанный с началом обучения в школе. В этот период происходят значительные изменения в привычном укладе жизни: возникает иная социальная ситуация, меняется референтная группа, появляются новые обязанности и учебная нагрузка. Ведущей деятельностью становится деятельность учебная, которая теперь превосходит игровую по объемам и является непосредственно направленной на усвоение науки и культуры.

Процесс мышления у младших школьников характеризуется меньшей, чем у дошкольников, опосредованностью умственных операций текущей воспринимаемой ситуацией. Происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, в процессе обучения формируется способность рассуждать от частного к общему, и в обратном направлении. Воображение становится более управляемым, образы возникают в связи с задачами деятельности ребенка. Начинает формироваться воля, благодаря чему дети становятся способны к концентрации внимания на протяжении более длительного периода времени. Однако внимание всё еще отличается непроизвольностью и нестабильностью.

Психические процессы детей дошкольного возраста

Восприятие . В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы — ребёнок успешно различает как основные геометрические формы, так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы, и т. п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). Однако и у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько разных признаков.

Внимание. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость внимания (20-25 минут), что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. Объем внимания составляет 7 – 8 предметов.

Память. В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им без специальной цели запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение (шёпотом, либо про себя). Также ребёнок может использовать более сложный способ — логическое упорядочивание (разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа). Ребёнок начинает использовать новое средство – слово: с его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти.

Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.

Мышление. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок может совершать в уме, не прибегая к практическим действиям даже в случаях затруднений. К концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Здесь обязательно потребуется помощь взрослого, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно – логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может дать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6 – 8 последовательных картинок.

Речь. Продолжают развиваться звуковая сторона речи, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как все более богатый словарный запас, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные.

Основные достижения дошкольного возраста 6-7 лет связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Развитие личности

Изменения в сознании характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана действий – способность оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане.

Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе, его образе Я. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии – способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраста 6 – 7 лет является сензитивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий.

В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни.

Самооценка ребенка достаточна устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результата деятельности, чем поведения.

Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Ведущей деятельностью остается сюжетно – ролевая игра. В сюжетно – ролевых играх дошкольники начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому.

Психические процессы детей дошкольного возрастаДошкольный возраст — период от 3 до 7 лет.

В это время детский организм и нервная система начинают развиваться активнее.

Ребенок становится более самостоятельным, его отношения со взрослыми начинают постоянно расширяться.

  1. Ведущие потребности дошкольника
  2. Ключевые особенности психологии дошкольного возраста
  3. Как помочь развивать психологические процессы?
  4. Полезное видео

Ведущие потребности дошкольника

В процессе своего развития ребенок в дошкольном возрасте сталкивается с рядом противоречий, которые возникают на фоне новых потребностей. В этом возрасте малыш имеет следующие ведущие потребности:

  • получение новых впечатлений;
  • двигательная активность;
  • общение.

Общаясь с людьми ребенок постоянно открывает для себя новые знания и умения. Получение социального опыта происходит посредством инициативного восприятия, а не пассивным методом.

Новые впечатления способствуют развитию познавательных способностей ребенка. Изучение реального мира развивает любопытство. У дошкольников старшего возраста постепенно начинает появляться интерес к обучению.

В это время следует обращать особое внимание на психологическое развитие ребенка. Заторможенность может быть вызвана следующими факторами:

  • поведенческие отклонения — враждебность, вранье;
  • эмоциональной-личностные проблемы — чувство страха, плохое настроение и повышенная тревожность;
  • неврологические отклонения — нарушение режима сна, быстрая утомляемость;
  • проблемы с общением — чрезмерная обидчивость, отстраненное, постоянное желание быть лидером;
  • отсталость в интеллектуальном развитии — неспособность концентрации внимания, сложности с пониманием нового материала.

При наличии таких проблем родители должны скорректировать поведение малыша, больше заниматься с ним и следить за его развитием. В противном случае, в дальнейшем могут возникнуть отклонения в познавательной и мыслительной-психических процессах.

Ключевые особенности психологии дошкольного возраста

Психические процессы детей дошкольного возрастаХарактерная особенность дошкольного возраста — активное развитие внимания, памяти, речи, и мышления.

В течение всего дошкольного периода у малыша преобладает непроизвольное внимание, которое со временем начинает переходить в произвольное.

Ребенок начинает сознательно удерживать или направлять определенные предметы.

СПРАВКА. Произвольное сосредоточение на чем-то может длится около 30 минут.

Аналогичные процессы происходят с памятью. До 7 лет у детей формируется произвольная зрительная и слуховая память. Под конец дошкольного периода ребенок уже должен иметь наглядно-образное мышление. Начинает активно развиваться логическое мышление.

Это способствует тому, что ребенок учится выделять признаки отдельных предметов, учиться сравнивать их и обобщать. К 6-7 годам у большинства детей уже присутствует диалогическая речь и отдельные виды монологической.

ВАЖНО. Психологическое становление личности тесно связано с самопознанием ребенка.

Психические процессы детей дошкольного возрастаК концу дошкольного возраста у малыша уже формируется самооценка.

В ее основе лежит осознание своей успешной деятельности, ободрение взрослых, а также оценка его сверстников.

Ребенок уже способен осознавать какое место он занимает в семье и детском коллективе.

Специалисты рекомендуют играть с ребенком в развивающие игры. Они должны быть направлены на развитие логики, мышления.

В процессе игры формируется также характер малыша. Для дошкольника социально-эмоциональная сторона деятельности является одной из самых важных. В процессе игры он учится сотрудничать, следовать установленным правилам. Важно научить ребенка правильно принимать поражение.

Ближе 7 годам возникает кризис. Главное его проявление — потеря непосредственности. Ребенок начинает манерничать и паясничать.

Как помочь развивать психологические процессы?

Психические процессы детей дошкольного возрастаДошкольный период является важным этапов в развитии психологических процессов ребенка.

Родители должны учить ребенка планировать свою деятельность.

В этом случае необходимо использовать воображение как предпосылку для формирования у ребенка внутреннего плана.

Внешний контроль должен осуществляться посредством речи.

Чтобы развить элементы сотрудничества взрослым рекомендуется вести какую-то совместную деятельность.

Это может быть совместное выполнение какого-то простого домашнего дела или приготовление блюда. Особенно это важно для ребят 4-5 лет.

Родители должны развивать у ребенка эмпатийные представления, а также побуждать его к проявлению инициативы в разных видах деятельности.

Полезное видео

Рекомендуем посмотреть видео-лекцию по нашей теме:

Дошкольный возраст — важный период, когда ребенок становится самостоятельным и осознанным. Родители должны помогать развивать и корректировать его интеллектуальные и психологические навыки. Если этого не делать, то возможны проблемы с дальнейшей социализацией и самооценкой.

Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях. От того, как будут развиваться потребности ребенка – дошкольника, зависит развитие и становление его личности.

Взаимодействие ребенка с социальной средой и в первую очередь с социальным окружением (взрослыми и сверстниками), усвоение им опыта взрослых в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, учебной) играют первостепенную роль в его психическом развитии и становлении его личности.

Личность ребенок становится в процессе деятельности и общении, а развитие личности неразрывно связано с развитием психики ребенка.

Развитие психических (познавательных) процессов в дошкольном возрасте идет очень интенсивно. Развивается сенсорика ребенка, т.е. чувственное познание окружающего мира. Идет созревание анализаторов, усвоение сенсорных эталонов: формы, цвета, времени. Усвоение сенсорных эталонов идет постепенно и только в процессе обучения. При восприятии предметов в младшем дошкольном возрасте идет ориентация на цвет и лишь в конце среднего дошкольного возраста – на форму.

У ребенка к 6-ти годам зрительный анализатор уже развит достаточно близко к взрослому. Увеличивается острота зрения, хуже развит глазомер, т.е. ребенок еще пока не может сопоставить предметы по их величине. Слуховые ощущения развиваются медленнее. В младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок начинает различать звуки по высоте, хорошо улавливает ритм и темп, значительно труднее – мелодию и гармонию. Для детей дошкольного возраста характерно речитативное пение.

Значительные трудности дошкольник испытывает при восприятии времени, ему трудно представать прошедшие события и будущее (как его родители были маленькими и как он может стать взрослым). Легче воспринимается — «день» и «ночь», т.е. полярные понятия, труднее промежуточные — «вечер» и «утро». То же самое прослеживается и в сезонном восприятии. Часы и минуты ребенок усваивает лишь к концу дошкольного детства.

Восприятие пространства и движения так же затруднено. Дети испытывают значительные трудности в ориентировке. Сложно усваиваются такие понятия как справа, слева, спереди, сзади, вверху, внизу, друг за другом и.т.п.. Часто путают правую и левую руки. Обучение ориентировке в пространстве идет только через взрослого.

Внимание и память ребенка носят непроизвольный характер на протяжении всего дошкольного возраста. Но в старшем дошкольном возрасте дети уже могут преднамеренно запомнить какую- либо информацию, если перед ними стоит цель. Память дошкольника – наглядная, что видит и слышит, то лучше запоминает. Поэтому на занятиях в детском саду используется как можно больше наглядности и практических действий.

Воображение дошкольника – воссоздающее, которое основано на имеющемся опыте ребенка. К концу дошкольного возраста появляется – творческое воображение. Если в младшем дошкольном возрасте ребенок не может сказать, что он сейчас нарисует, то уже к концу старшего дошкольного возраста ребенок начинает абстрагировать.

Мышление ребенка развивается на протяжении всего дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте продолжает совершенствоваться предметно – действенное мышление, появляется наглядно – действенное. В среднем дошкольном возрасте зарождается и развивается наглядно – образный вид мышления и к концу дошкольного возраста начинает формироваться абстрактно – логическое мышление. Мышление дошкольника конкретно (реклама «Каждая третья семья России чистит зубы блендометом»). Мыслительные операции (сравнение, анализ и синтез, классификация, систематизация, обобщение, абстрагирование, конкретизация) развиты слабо. Дошкольник мыслит трансдуктивно, т.е. мыслительный процесс идет от частного к частному (красную ягодку не ешь – умрешь). К концу дошкольного возраста появляются элементы дедукции и индукции.

Мышление и речь, взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы, поэтому развивается мышление и развивается речь дошкольника. Идет интенсивное усвоение грамматического строя родного языка. Если в раннем возрасте по развитию речи об умственном развитии ребенка судить нельзя, то уже в дошкольном детстве если идет задержка в развитии речи, то идет и задержка в психическом развитии ребенка. В период от 3-х до 6-ти лет увеличивается активный словарь ребенка с 1000 слов до 14000. По данным известного отечественного психолога Тихеевой, словарный запас ребенка на прямую зависит от речевой среды. Исследования Вадейко доказывают, что чем богаче словарь, тем точнее содержание каждого слова. Если в младшем дошкольном возрасте ребенок использует в своей речи лишь простые предложения, то к концу 5-го года появляются предложения усложненного типа, состоящие из 2, 3-х простых предложений. На основе речевого опыта появляется чувство языка. Дети становятся активными борцами за выполнение языковых норм. Появляется словотворчество. К концу дошкольного детства ребенок должен произносить все звуки родного языка, анализировать звуковой состав слова. Возраст с 3-6-ти сензитивный для усвоения иностранных языков.

Эмоционально – волевая сфера ребенка неустойчива. Эмоции проявляются ярко, спонтанно. Особенно в младшем дошкольном возрасте: ребенок может громко смеяться, а через минуту горько заплакать. Лишь к концу дошкольного детства ребенок способен дифференцировать свои чувства, объяснить причину своих слез или радости. Волевые качества развиты слабо, поэтому регуляция поведения и действий ребенка затруднена.

Итак:в период дошкольного детства развивается вся интеллектуальная сфера ребенка, его психические процессы пока носят непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться произвольность восприятия информации, преднамеренность запоминания и воспроизведения информации. Формируются элементы абстрактно – логического мышления, развивается речь, появляется творческий вид воображения, развивается и совершенствуется эмоционально – волевая сфера личности.

1) Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).

2) Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий — подготовки детей к школьному обучению.

3) Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого — понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям.

Лучший способ добиться правильного решения — так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции.

4) Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000-1100, в 6 лет — 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно — оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» собрал много примеров детского словотворчества (От мятных лепешек во рту — сквознячок; У лысого голова — босиком; Смотри, как налужил дождь; Уж лучше я непокушанный пойду гулять; Мама сердится, но быстро удобряется; ползук — червяк; мазелин — вазелин; мокрес — компрес).

Дата добавления: 2017-01-13 ; просмотров: 1537 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Психические процессы детей дошкольного возраста

Димчева Надежда Борисовна
педагог – психолог
Иванова Оксана Викторовна
инструктор по физической культуре
Потоцкая Светлана Викторовна
воспитатель
МБДОУ ДС № 25 «Троицкий»
Старооскольского городского округа

Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь»

ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Дошкольное детство достаточно емкий период в развитии личности, оно занимает временной отрезок от 3 до 6-7 лет. В данном возрасте происходит активное развитие всех психических процессов: мышления, восприятия, памяти, речи, воображения и т.д. Ведущей деятельность в данном возрасте является – игра. Кроме того, рассматриваемый возраст – это возраст «почемучек», когда любопытство детей достигает своего апогея и нет предела его любознательности и вопросам. Словом, все важнейшие психические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.

Дошкольник много времени проводит в игре. Но не потому мы считаем игру ведущей деятельностью ребенка – дошкольника, что он большую часть времени играет, – дело прежде всего в том, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша.

Замечательный советский педагог А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослых имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…».

В жизни детского сада игра занимает одно из ведущих мест. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети играли не просто много, но и хорошо. Заботливо подбирают игрушки, создают такую обстановку, при которой ребенок мог бы поиграть с товарищами и один. Знакомят детей с доступными их пониманию явлениями действительности. Обогащая содержание детских игр, стремятся к тому, чтобы дети играли в такие игры, которые помогают наиболее продуктивно осуществить процесс социализации.

Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста, можно разделить на три основные группы. Первая группа – подвижные игры. К ним относятся разнообразные игры с мячом, со скакалкой, пятнашки, прятки и т.д. Подвижные игры – прекрасное средство физического воспитания дошкольников; играя, дети учатся подчиняться правилам. Косвенным образом воспитываются навыки поведения в коллективе.

Психические процессы детей дошкольного возраста

По определению П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям.

Ко второй группе относятся дидактические игры (лото, пирамидки, мозаика и т.д.). У каждой такой игры своя образовательная задача. Эти игры дают возможность познакомиться с различными предметами и явлениями действительности. У детей формируются представления, развиваются такие познавательные психические процессы, как восприятие, память, мышление. Такие игры имеют большое значение, прежде всего для умственного развития ребенка, в том числе способствуют развитию творческого мышления.

Третью группу составляют наиболее типичные и вместе с тем важные для развития детей дошкольного возраста творческие ролевые игры.

(«Больница», «магазин», «школа», «строитель» и т.д.). В сюжетно – ролевой игре знание детей не только уточняются и расширяются, но и силу их неоднократного, практически – действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщённый характер. Играя, дети относятся к своему воображаемому труду, игрушкам и товарищам по игре так, как в действительной жизни относятся к своему труду и друг к другу взрослые. В.А. Сухомлинский писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В нашем дошкольном учреждении старания педагогов нацелены на полноценную организацию игровой деятельности для воспитанников. Важным фактом является то, чтобы дети в летний оздоровительный период получили полноценное развитие, как физическое, так и умственное.

Список литературы:

  1. Белая, К.Ю., Сотникова, В.М. Разноцветные игры/ К.Ю. Белая, В.М. Сотникова. – М.: Линка-пресс, 2007. – 336 с.
  2. Доронова, Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России/ Т.Н. Доронова – М.: Линка-пресс, 2006. – 208 с.
  3. Пенькова, Л.А. Под парусом Лето плывет по Земле: методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей / Л.А. Пенькова. – М.: Линка-пресс, 2006. – 288 с.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.

Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ

1) Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко).

2) Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольна память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий — подготовки детей к школьному обучению.

3) Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого — понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям.

Лучший способ добиться правильного решения — так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции.

4) Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000-1100, в 6 лет — 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно — оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» собрал много примеров детского словотворчества (От мятных лепешек во рту — сквознячок; У лысого голова — босиком; Смотри, как налужил дождь; Уж лучше я непокушанный пойду гулять; Мама сердится, но быстро удобряется; ползук — червяк; мазелин — вазелин; мокрес — компрес).

Дата добавления: 2017-01-13 ; просмотров: 1538 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Ссылка на основную публикацию