Психологическое развитие дошкольника

Ребенок дошкольного возраста с психологической точки зрения — это человек, способный переосмыслять предметный мир, играть. В отличие от ребенка раннего возраста, он стал «свободен» от конкретной функции предмета, может «отрывать» ее от предмета и использовать в зависимости от своего замысла. Дошкольник входит в параллельную реальность — вымышленную, символическую, созданную его воображением. За эту вновь возникшую способность дошкольника называют волшебником. Особенность возраста в том, что ребенок иногда путает эти реальности. Опыт их различения он приобретает во взаимодействии со взрослым, который читает ему тексты сказок, задает критические вопросы или умело играет с ребенком.

Социальная ситуация развития ребенка трех-семи лет связана с конфликтом между потребностью переосмысления окружающего мира для реализации возможностей своего «Я» и отсутствием у него специальных действий (игровых), а также низким уровнем развития воображения, без которого полноценная игровая деятельность невозможна.

Воображение как центральное новообразование возраста и игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте представляют из себя некое единство. Рассмотрим в комплексе данные компоненты возраста.

Что такое игра? В психологии под игровой деятельностью понимают ситуацию «расхождения оптического и смыслового поля» (Л. С. Выготский), ситуацию взятия на себя роли (Д. Б. Эльконин). Например, кубик — это машинка, колесико от пирамидки — баранка, ситуации «как — будто» («Пусть это будет наш дворец»), приписывание себе какой-нибудь роли («Я — машина», «Я — мама» и т. п.). Игра относится к поведению, которое обусловлено внутренними потребностями и интересами человека, в отличие от поведения, определяемого внешней необходимостью. Игра направлена на получение радости, у нее нет материализованного результата, только душевное преобразование субъекта. Стремление получить радость через «свободную игру человеческих сил» можно проиллюстрировать фактами спонтанно возникающих игр у взрослого человека. Своеобразие игры в том, что она может быть включена в любой другой вид деятельности. Эту особенность игры общество всегда использовало как средство обучения детей и взрослых труду, познанию, любому делу. Современные психологи и психотерапевты используют «игру в другого» как эффективный прием преодоления внутренних конфликтов. Значение игры, наиболее позднего вида деятельности, появившегося в ходе эволюции человека, активно изучалось многими знаменитыми психологами. Так, С. Л. Рубинштейн отмечал, что игра — это способ познания; А. В. Запорожец считал, что это школа эмоций. Л. С. Выготский называл игру и искусство средством «взрывного уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения». Иногда игра переводится в профессиональное русло: актерскаую деятельность, спортивные игры, игры с правилами. Отличие игровых видов деятельности от игры ребенка заключается в том, что они, как правило, имеют общественно полезный смысл и направлены на реализацию учебных, деловых, социально-значимых целей.

Дошкольное детство — период познания мира человеческих отношений, творчества, период первоначального становления личности.

У ребенка, достигшего 7-летнего возраста, язык становиться средством мышления и общения, а так же средством изучения, т.к. в дошкольном периоде родители начинают обучать его чтению и письму. Завершается процесс фонематического развития, развивается звуковая сторона речи, т.е. к 7 годам дети слышат и говорят правильно. Все сугубо индивидуально: если родители уделяли общению с ребенком много времени, то речь его будет соответствовать нормам развития данного периода. Например, к 1,5 годам дети активно используют в своей речи около 100 слов, к 3-м годам — чуть более 1000, а к 6 — до 3000 слов.

Они не только строят фразы, но и способны к самостоятельному словообразованию (словотворчеству). Например: «Пойдем в лес заблуждаться», «Дым трубиться», «Снова дождь налужил», «Отскорлупай мне яйцо», «Я непокушанный пойду гулять» и т.д. (советую прочитать книгу К. И. Чуковского «От двух до пяти»). На самом деле, к концу дошкольного возраста дети овладевают всеми формами взрослой речи: умеют составлять монологи, рассказы, указывая на собственные мысли и переживания. Очень важно в этот период полноценное общение с другими детьми и близкими — это пополняет их словарный запас, учит рассуждать вслух, ставить вопросы и давать ответы, строить диалоги.

В дошкольном периоде активно развивается память: с 3 до 7 лет дети запоминают с легкостью самый разнообразный материал (в другие возрастные периоды легкого запоминания не происходит). Если словесный материал вызывает у ребенка эмоциональный отклик, он легко его запомнит (например, переживает за убегающего зайца и ругает волка, чтобы не догнал). Чем осмысленнее материал, тем лучше запоминание. Смысловая память развивается параллельно механической. До 4 лет развита только непроизвольная память, а к 5 годам начинает формироваться произвольная. Сознательное запоминание и припоминания появляются эпизодически. Обычно они проявляются, когда родители дают кокие-либо поручения, или в игре, или во время занятий по подготовке к школе.

(Для справки: непроизвольная память — это память без установки на запоминание в обычной деятельности, а произвольная — это запоминание в форме сознательной деятельности, включающая специальные установки на запоминание)

В дошкольном возрасте восприятие окружающего мира становиться более многоплановым, т.к. появляется опора на еще маленький, прошлый, но все-таки уже жизненный опыт, т.е. предметы, явления и связи между ними разнообразнее, т.к. ранее ребенок с ними уже был знаком. Развивается апперцепция — т.е. зависимость восприятия чего-либо от предшествующего опыта. Чем старше становиться ребенок, тем больше повышается роль апперцепции (вот почему взрослые люди имея разные условия своего развития и разный жизненный опыт одни и те же вещи воспринимают по-разному). Поэтому родители должны постоянно объяснять дошкольнику содержание рассматриваемых им картинок, обращать внимание на детели, помогать делать правильные выводы об увиденном (дети пока мыслят образно, они еще не овладели взрослой логикой рассуждения).

Говоря о развитии мышления данного периода, следует отметить, что наблюдается переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, а к 7 годам — к словесному мышлению. Дети обладают своей детской логикой )например, на вопрос: «Почему идет дождь?» – ребенок ответит: «Небо плачет»), но могут решать и довольно сложные задачи, рассуждая при этом правильно. Если вы хотите получить правильные рассуждения, то постарайтесь четко сформулировать свой вопрос, дайте возможность ребенку его запомнить и понять, а так же представить его себе. Например: «Что быстрее утонет: надувной шарик или кусок мыла?». Ребенок скажет шарик (т.к. он больше размером). Проделайте опыт и он поймет, что размер предмета здесь не причем. Если ребенок, решая поставленную вами задачу, понимает ее и наблюдает за ее решением, он сможет логически правильно рассуждать.

В дошкольном возрасте дети начинают осваивать понятия «живой» и «неживой» предмет, «день» и «час» и т.д. Например, если вашему ребенку 3-4 года и вы сказали уходя, что прийду через полчаса – это ему ни о чем не говорит, а если ребенку 6-7 лет, он будет четко понимать, через какое время вы вернетесь.

В дошкольном периоде развития начинает формироваться самосознание, эмоциональная и мотивационная сферы, первоначальный склад личности.

Ссылка на основную публикацию