Психология детей 3 года

Психология детей 3 года

Первые три года ребенок физически и психически зависим от матери, он не отпускает ее ни на шаг, тяжело переживает разлуку. В этот период малыш впитывает в себя, как губка, огромное количество информации, которая непрерывно накапливается.

Проходит время, малыш крепнет физически (уже ловко и уверенно управляет своим телом) и психически (его мозг достигает определенной стадии развития). Исследуя пространство, ребёнок видит результаты своей деятельности, приходит в восторг от осознания того, что может влиять на окружающий мир. Он подражает взрослым, использует их лексику, «примеряет» на себя разные роли, начинает играть в ролевые игры. Проявляет интерес к сверстникам и начинает взаимодействовать с детьми, играет в совместные игры с ними.

Его уверенность в себе достигает вселенского масштаба: «Ура! Я САМ это умею! Я САМ это могу! Я БОЛЬШОЙ, как мама и папа!».

Но многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний конфликт) – с одной стороны, а с другой — он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний конфликт) — как раз именно здесь и происходит внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». Эти процессы и являются так называемым «кризисом Я сам».

Существует целый перечень признаков «кризиса трёх лет», но все они — следствия одной причины, кратко и емко описывающей поведение ребенка в период кризиса трех лет:

Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.

Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!». Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил!

Попробуйте вместо утвердительной формы «Идем гулять!» просто спросить малыша о его желании: «Сашенька, мы гулять пойдем?».

Часто спасает фраза «Давай вместе!». Например, ребёнок говорит: «Не буду умываться!» заменяем фразой «Давай вместе будем умываться!», а дальше задача сделать так, чтобы ему было интересно умываться. Например, читаем стишок «Водичка, водичка, умой мое личико. » или умываем мишку.

В некоторых ситуациях можно применить маленькую военную хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?».

Ну, и совсем в крайних случаях, можно предложить ребенку сделать противоположное, с расчетом на то, что малыш из чувства негативизма сделает то, что надо. Например, скажите: «Гулять сегодня не пойдем!», тогда малыш будет настаивать на прогулке. Но часто прибегать к этому способу не стоит, так как это обман.

Психология детей 3 года

Первые три года ребенок физически и психически зависим от матери, он не отпускает ее ни на шаг, тяжело переживает разлуку. В этот период малыш впитывает в себя, как губка, огромное количество информации, которая непрерывно накапливается.

Проходит время, малыш крепнет физически (уже ловко и уверенно управляет своим телом) и психически (его мозг достигает определенной стадии развития). Исследуя пространство, ребёнок видит результаты своей деятельности, приходит в восторг от осознания того, что может влиять на окружающий мир. Он подражает взрослым, использует их лексику, «примеряет» на себя разные роли, начинает играть в ролевые игры. Проявляет интерес к сверстникам и начинает взаимодействовать с детьми, играет в совместные игры с ними.

Его уверенность в себе достигает вселенского масштаба: «Ура! Я САМ это умею! Я САМ это могу! Я БОЛЬШОЙ, как мама и папа!».

Но многие желания ребенка не соответствуют его реальным возможностям (внутренний конфликт) – с одной стороны, а с другой — он сталкивается с постоянной опекой взрослых (внешний конфликт) — как раз именно здесь и происходит внутреннее противоречие между «хочу» и «могу». Эти процессы и являются так называемым «кризисом Я сам».

Существует целый перечень признаков «кризиса трёх лет», но все они — следствия одной причины, кратко и емко описывающей поведение ребенка в период кризиса трех лет:

Ребенок поступает вопреки не только родителям, но порой даже своему собственному желанию. Малыш отказывается выполнять просьбы не потому, что ему не хочется, а только потому, что его об этом попросили.

Например, мама предлагает идти на прогулку. Малыш, который обожает гулять, почему-то заявляет: «Не пойду!». Почему? Потому что это мама предложила идти гулять, а не он сам так решил!

Попробуйте вместо утвердительной формы «Идем гулять!» просто спросить малыша о его желании: «Сашенька, мы гулять пойдем?».

Часто спасает фраза «Давай вместе!». Например, ребёнок говорит: «Не буду умываться!» заменяем фразой «Давай вместе будем умываться!», а дальше задача сделать так, чтобы ему было интересно умываться. Например, читаем стишок «Водичка, водичка, умой мое личико. » или умываем мишку.

В некоторых ситуациях можно применить маленькую военную хитрость. Например, вместо вопроса, «Ты будешь кушать?», задайте вопрос, содержащий несколько вариантов для выбора, но на который нельзя ответить нет: «Ты будешь кушать гречневую кашу или рисовую?».

Ну, и совсем в крайних случаях, можно предложить ребенку сделать противоположное, с расчетом на то, что малыш из чувства негативизма сделает то, что надо. Например, скажите: «Гулять сегодня не пойдем!», тогда малыш будет настаивать на прогулке. Но часто прибегать к этому способу не стоит, так как это обман.

Психология детей 3 года Психология детей 3 года Психология детей 3 года Психология детей 3 года Психология детей 3 года

Проявления кризиса 3-х лет

Знакома ли вам такая картина? Малыш в магазине бьётся головой о пол и отказывается уходить без желанной игрушки. На улице кроха снимает и бросает шапку, кривляясь и заявляя, что не наденет её. Примеров множество. Мы хватаемся за голову и судорожно перебираем в голове причины такого поведения. На самом деле ничего страшного, неизведанного и удивительного. Это всего лишь кризис трёх лет!

Проявления этого самого кризиса у всех деток свои, индивидуальные. Упрямство, неуправляемое поведение, желание настоять на своём, стремление к чрезмерной самостоятельности и любое отклонение опёки, необоснованная агрессия, слёзы и попытки «лезть на рожон» — часто встречающиеся признаки кризиса 3-х лет.

Не волнуйтесь, если пришла пора и вам столкнуться с этим периодом развития детей. Простые правила поведения помогут свести к минимуму нежелательные проявления кризиса.

Правило №1. Спокойная мама—спокойный малыш

Малыш часто злится, закатывает истерики, ругается и плачет? Сложно не выйти из себя! Постарайтесь остаться спокойной, ведь ваша раздражительность лишь усиливает негативные реакции ребёнка. Плюс, не давайте карты в руки маленькому манипулятору. Он поймет, как можно вывести родителей из себя, и при необходимости воспользуется этим повторно. Помните: дети слушаются только тех, кто не показывает сильных эмоций.

Правило №2. Я тебя люблю

В этот непростой этап развития ребёнка ему особенно важно слышать, что его любят, ценят. Если же он неправ, в мягкой форме объясните ему этот момент. Крики и недовольство, критика и ругань приведут к формированию комплексов, в том числе и комплекса неполноценности. Добиться послушания можно не только запугав и надавив, а любовью, лаской и, конечно, терпением.

Правило №3. Никаких сравнений

Не сравнивайте достижения своего ребёнка с поступками и успехами других детей. В таком возрасте дух соперничества развит слабо, поэтому дифирамбы в адрес другого малыша могут вызвать самые недобрые чувства к тому, с кем его сравнивают родители. Проводя такую политику, послушания вы не добьетесь, а на развитие ребёнка она может повлиять негативно.

Правило №4. Не подавляйте самостоятельность

Три года – период тяги к самостоятельности. Задача родителей – стимулировать и развивать её. Пусть сам выберет одежду для прогулки, разберет игрушки. Даже если кроха сделает это не очень хорошо — похвалите, одобрите его действия. Ему необходимы ваша поддержка и одобрение.

Правило №5. Право выбора

У ребёнка всегда должен быть выбор. Интересуйтесь, что он хочет съесть, какой мультфильм посмотреть, какую шапочку надеть на прогулку. Это важно для развивающейся личности и становления психики ребёнка.

Соблюдайте грань между лояльностью и вседозволенностью. Маленькие хитрости никто не отменял. Если знаете, что за окном холодно, предложите на выбор 2 шапки по погоде. Поверьте, если предоставить малышу, как взрослому, возможность выбирать, вероятность скандала снизится.

Ребёнок 3 года: психология и особенности поведения

У трёхлеток в этом возрасте происходит очередной кризис и об этом написано немало книг и статей на тему: ребёнок, 3 года, психология, особенности поведения. И это правильно, ведь психология ребенка 3 лет – это особый пласт, который, может быть, надо изучать и дальше.

Что же происходит, когда начинается кризис трёх лет? Это переход к новому типу взаимоотношений с миром, иное восприятие себя и окружающих людей.

Типичные симптомы кризиса:

  • малыш начинает отстаивать своё «Я»;
  • хочет всё решать самостоятельно;
  • становится упрямым;
  • возникает чувство собственности и ревности.

Как при этом вести себя родителям? В первую очередь, мудро. Хвалить ребёнка за успехи, но твёрдо пресекать непослушание, не показывать, что ими можно манипулировать.

Воспитываем, играя!

Покажите ребёнку правила поведения незаметно, на примерах в игре. Ведь дети не студенты в университете, готовые слушать ваши лекции. Возьмите куклу или мишку с собой на прогулку. Положите игрушку на пороге и изобразите, что она плачет и не хочет надевать шапочку. Попросите ребёнка объяснить игрушке, что на улице холодно и надо защитить ушки. Попросите примером показать, как можно быстро и без слез собраться на улицу.

Творческий подход в воспитании ребёнка сбережет ваши нервы и поможет сформировать в крохе, в период его кризиса, правильное поведение!

Содержание статьи

  • Когда ожидать начало кризиса трехлетки
  • Причины возникновения
  • Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений
  • Рекомендации для родителей: как себя вести

Кризисный период – это новый этап, резкий скачок в психоэмоциональном развитии ребенка, появление у него новых понятий о жизни, навыков и особенностей поведения. По мере выхода из кризиса малыш развивает, закрепляет и совершенствует новые навыки.

Типичны и симптомы кризиса 3-х лет, которые индивидуальны у каждого малыша, но имеют и целый ряд общих черт. Из послушного, спокойного и ласкового малыш превращается в капризного бунтаря. Он нарушает установленные правила, делает все наперекор маме или папе, устраивает истерики и всячески отстаивает свои права на самостоятельные действия. Иногда родители теряются – как себя вести с ребенком, что делать, если у него случилась истерика.

Когда ожидать начало кризиса трехлетки

Первые признаки кризиса наступают не ровно в три года, у большинства малышей они могут проявиться в период от 2,5 до 4 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей характера, методов воспитания и отношения родителей основные проявления могут продолжаться на протяжении от 2-4 месяцев до полутора лет и более. Источник:
Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова.
Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.

Причины возникновения

Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.

  • Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.
  • Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.
  • Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.
  • Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.
  • Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.

Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений

В той или иной мере проявления имеют сходные черты у всех детей, различается только степень тяжести ключевых характеристик кризиса 3 лет. Общие проявления родители описывают как изменения поведения и непослушность, скандалы и истерики, слезы буквально из-за каждой мелочи. Психологи выделяют 7 основных симптомов кризисного поведения:

  • Негативизм. Ребенок наотрез отказывается следовать указаниям взрослых, даже если эта просьба выгодна самому малышу. На любые просьбы – четкое «нет».
  • Строптивость. Малыш резко меняет свои привычки, не желает придерживаться режима. За счет скандалов и истерик пытается отвоевать право делать так, как хочет он.
  • Упрямство. Ребенок принимает какое-либо решение и четко придерживается этой линии. Его невозможно заставить, уговорить или мотивировать на те или иные привычные действия. Он будет рыдать, но четко стоять на своем.
  • Своеволие. Малыш хочет делать что-либо самостоятельно, игнорируя подсказки или слова родителей.
  • Протест. Особенности этой характеристики – буря эмоций в отношении указок родителей, что он должен делать. Если что-либо за него выбрали или решили родители, ребенок отказывается от этих вещей или действий.
  • Обесценивание. Малыш перестает ценить те вещи или действия, которые ранее были для него важными, любимыми или дорогими. Он может кидать и ломать любимые игрушки, обзывать родителей, драться с братьями-сестрами, отказываться от любимых лакомств.
  • Деспотизм. Ребенок пытается командовать членами семьи, требует подчинения и беспрекословного послушания. Если его прихоти не выполняются, следует истерика и крики, топанье ногами и повышение голоса. Источник:
    Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова.
    Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.

Рекомендации для родителей: как себя вести

Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.

Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:

  1. Запасайтесь терпением. Ребенку так же нелегко, как и вам. Он не понимает, что с ним происходит и пытается найти реально доступный для него выход. Не кричите, не наказывайте его, такие действия только ухудшат ситуацию.
  2. Пытайтесь договариваться. Родители постепенно понимают, как пережить очередную истерику в магазине или гостях. Можно заранее определить, что вы купите игрушку, но если начнутся капризы, вы немедленно уйдете без покупок. Если ребенок выдержит условия договора, важно похвалить его за примерное поведение.
  3. Установите границы дозволенного. Ребенок четко должен знать, какое поведение допустимо, а какие границы переходить нельзя. Не отменяйте запреты, если начинается плач, будьте последовательны в словах и действиях. После того как ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему вы так поступили.
  4. Используйте слово «нельзя» разумно и рационально. Чем больше у детей запретов, тем сильнее соблазн их нарушить. В период кризиса «нельзя» должно распространяться на то, что нанесет вред здоровью ребенка и окружающих, домашних животных, может испортить чужое имущество.

В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.

Источники:

  1. Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.
  2. Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.

Возраст ребенка дошкольного возраста можно разделить на три возрастные категории – до года, от года до трех и наиболее сознательный возраст после трех лет, ведь психология детей 3-4 года значительно отличается от психологии детей более раннего возраста.

Давайте рассмотрим поближе, какая же психология детей 3-4 лет.

Обычно после того как малыш перейдет рубеж трех лет, многие родители начинают замечать значительные изменения в поведении своего чада, к которым они порой являются абсолютно неготовыми, что в свою очередь приводит к ряду проблем в семейных отношениях не только между родителями и детьми, а также и между взрослыми членами семьи.

Психология детей 3 года

Поведение малыша, зачастую меняется до неузнаваемости, и еще вчерашний идеальный ребенок, становится просто невыносимым, неуправляемым, капризным, озлобленным, упрямым плаксой. И естественно, обнаружив такие серьезные перемены, многие мамы и папы оказываются в полной растерянности, не зная как построить свою линию поведения, чтобы поладить с трехлетним ребенком.

Важно понимать, что психология детей 3-х лет, значительно меняется, и дети, по сути, в этом невиноваты, просто происходит полное становление их, как самостоятельной личности. Родителям в этот период, следует быть очень внимательными, набраться терпения, мудрости и стараться полностью контролировать все детские поступки, адекватно их воспринимать, и стараться спокойно объяснять ребенку, что можно делать, а что нельзя, какой поступок хороший и правильный, а какой плохой и повторять больше его не стоит. Несмотря на то, что сделать это порой буде сложно, нельзя упускать не единого момента, так, как совершив определенный поступок, малыш постоянно следит за реакцией взрослых.

Психология детей 3 года

Старайтесь все время обсуждать и объяснять ребенку мотивацию своих просьб, интересуйтесь его пожеланиями, чтобы он понял и прежде чем что-то сделать пытался осмыслить свои дальнейшие действия. Если в процессе такого сложного общения, вы чувствуете, что ваше терпение заканчивается, постарайтесь сдержаться, выйдите из комнаты, оставив ребенка самого, и успокойтесь. Повышенные тона, ремень, угол, наказание в подобных ситуациях в большинстве случаев оказывается безрезультатным и бесполезным мероприятием. Лучше объясните малышу, объясните почему вы рассердились, и что вы не желаете разговаривать с ним в этот момент, а когда немного успокоитесь, объясните ему в чем он не прав.

Психология детей 3 года

Также зачастую психология ребенка в 3 года, предполагает острое развитие такого чувства как страх. Малыш начинает бояться тех вещей, на которые ранее попросту не обращал абсолютно никакого внимания. Дети начинают бояться темноты, высоты, большого открытого пространства, чужих людей, новой обстановки и так далее. У многих ребятишек появляется необъяснимый ночной страх , ваше чадо может начать просыпаться среди ночи с сильным плачем или кричать во сне, не желать засыпать самостоятельно и спать один. Практически все мы испытывали в своем детстве нечто подобное, только уже давно позабыли об этом.

Психология детей 3 года

Мамам и папам нужно обязательно помочь своему ребенку избавиться от таких ночных страхов или хотя бы уменьшить их. Важно убедить малыша, что ничего страшного вокруг него нет и быть не может, что он находится под вашей постоянной защитой и опекой, что сильный папа сможет защитить его от любых недоброжелателей, а мудрая мама предотвратит любые неприятности.

Однако, как установили психологи, зачастую основной причиной детских страхов является нестабильная обстановка в семье, чрезмерные ссоры и конфликты между взрослыми, неблагоприятная атмосфера провоцирует повышенную нервозность у ребенка. Он начинает признавать себя виновным в гневе папы или слезах мамы, пытается заниматься самобичеванием и находится в очень сложном психологическом состоянии. Поэтому взрослым важно, во что бы то не стало, избегать каких либо ссор и конфликтов в присутствие их детей, поверьте малыш чувствует намного глубже и больше, чем вам кажется и если даже при вашей небольшой размолвке вам кажется, что он вас не слышит и продолжает играть или заниматься какими-то своими делами, не будьте в этом так уверены, все может быть очень сложно и непредсказуемо.

Психология детей 3 года

Также, чтобы у ребенка был здоровый полноценный сон, уже после двух лет не следует перегружать малыша вечером, за четыре-пять часов до сна, чрезмерно большим количеством различной информации,

Максимально сократить просмотр телевизора или вовсе отказаться от него во второй половине дня.

Еще не следует отдавать предпочтение перед сном шумным и активным играм. Мнение взрослых о том, что ребенок набегается, напрыгается, истратит всю свою энергию и заснет «мертвецким сном» очень ошибочно, к сожалению, психология ребенка 2 — 3 года значительно отличается от психологии взрослого человека и

в большинстве случаев ожидаемый результат оказывается противоположным – ребенок плохо спит, крутится во сне, плачет или вовсе не может заснуть.

Не стоит забывать и о рационе питания ребенка, не перегружайте организм малыша во второй половине дня тяжелой, жирной или очень сладкой пищей, которая усложняет процесс пищеварения и крайне негативно отражается на состоянии ребенка, особенно в ночное время.

Психология детей 3 года

Не стоит забывать и о том, что большинство детей именно с трех лет начинают посещать детский сад. Эта значимая перемена в их слаженной, привычной жизни, нередко приводит к самым неожиданным изменениям в поведении и психологии ребенка. В период адаптации у детей проявляется чрезмерная капризность, упрямство, не желание подчиняться взрослым и т.д. Все это происходит из-за того что малыш, начинает понимать, что он больше не является главным членам семьи, его отправляют в общество, где его окружают такие же как и он маленькие дети. Некоторые дети начинают ощущать себя ненужными, лишними, обделенными. Очень важно родителям не упустить этот момент и доходчиво объяснить своему чаду о его новом интересном статусе. Убедить его в том, что мама, папа и все остальные члены семьи по прежнему его очень любят и ценят, что детский сад подарит ему массу новых интересных эмоций, общений с ровесниками, игры, прогулки и т.д., кардинально отличаются от тех, которые он знал до сих пор.

Психология детей 3 года

Итак, поговорим немного о том, с какими проблемами можно столкнуться в этом возрасте. Именно 3 года, считается наверно одним из первых сложных периодов, как для родителей, так и для малыша. Именно на этот возраст выпадает такой неприятный «кризис 3-х лет». Многие родители сталкиваются с подобной проблемой, оказываясь совершенно не готовыми к поджидающим их переменам.

Этот кризис проявляется многими, часто очень неприятными изменениями в поведении малыша. Может случиться так, что Ваш «идеальный» в поведении и характере ребёнок становится совершенно другим, и Вы перестаёте узнавать в этом маленьком разбойнике своего некогда послушного малыша. В характере ребёнка могут появиться такие черты как: капризность, злость, агрессивность, упрямство, эгоизм, непослушание и т. д. Некоторые мамы начинают жаловаться, что ребёнок начинает всё делать «как бы назло» и делает специально не то, о чём его просят.
Вы должны понимать, что такие перемены возникают у очень многих детей и они, в сущности, не виноваты в этом. В этом возрасте ребёнок начинает более чётко осознавать себя как самостоятельную личность.

Сейчас от родителей зависит очень много и конечно нужно контролировать поступки ребёнка и стараться объяснить ему, что можно делать, а что нельзя. Не смотря на то, что иногда будет сложно сохранять терпение, придётся это делать, т. к. ребёнок внимательно следит за реакцией взрослых на его поступки. Сохраняйте твёрдость, идите с ребёнком на разговор, постоянно старайтесь объяснить мотивацию своих просьб, старайтесь чаще спрашивать малыша, чтобы он также старался осмыслить свои действия. Если Вы чувствуете, что скоро потеряете терпение, выйдите из комнаты, предоставив ребёнку возможность остаться одному и избегая тем самым вспышки гнева со своей стороны. Не лучшим выходом будет браться за ремень, и наказывать ребёнка, зачастую это бывает бесполезно. Лучше объясните малышу, что в данный момент не хотите с ним разговаривать и поговорить чуть позже, расскажите, почему Вы сейчас сердитесь на него и когда перестанете это делать. У каждого ребёнка этот период длиться различное время и проходит по-разному. Обычно сложные времена проходят к 4 годам. Следующий подобный кризис может проявиться в возрасте около 6-7 лет.

Психология детей 3 года

В возрасте 3 лет многие дети начинают испытывать страхи. Ребёнок может бояться темноты, чужих людей, новой обстановки и т. д. Многих детей начинает беспокоить именно «ночной страх». Ребёнок может проснуться среди ночи с криком, он начинает плакать, не хочет засыпать и оставаться один. Наверно многие взрослые вспомнят, что тоже в детстве испытывали подобные страхи, поэтому постарайтесь отнестись к этому с должным пониманием. Родителям нужно помочь своему малышу избавиться или хотя бы уменьшить этот страх темноты. Старайтесь разговаривать с ребёнком и при этом находить успокаивающие слова, убеждающие его в том, что ничего страшного рядом нет. Одной из причин ночного страха может быть плохая обстановка в семье. Частые ссоры родителей, негативная атмосфера провоцирует повышенную нервозность у ребёнка. Необходимо обязательно всегда избегать конфликтов в присутствии малыша, он чувствует гораздо больше, чем Вы думаете. Перед сном не следует перегружать малыша информацией, избегайте просмотров того, что может травмировать психику ребёнка. Отнеситесь серьезно к рациону и режиму своего ребёнка.

Автор: Нина Румянцева
Дата публикации 22.08.2011
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми до пяти лет методов и приемов. Ребенок 3-5 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры с взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.

Другая важная особенность детей 3-5 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности и недостаточная сформированность механизмов физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоят неудобная обувь, резинка колгот или пояса брюк, ленты и резинки в прическе, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т.п. Педагог должен быть уверен, что каждому ребенку в данный момент времени комфортно и его ничто не беспокоит. Общение носит ситуативно-личностный характер: каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Взрослый необходим ребенку в первую очередь как источник помощи и защиты. Это обусловливает кратковременность предлагаемых форм обучения и то, что все они позволяют воспитателю говорить понемногу, но как бы с каждым ребенком в отдельности, и не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Мы уже отмечали ту особенность, что обучаться ребенок будет только от того взрослого, которому он доверяет и симпатизирует.

Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания приятному взрослому. Таким образом, ребенок может обучаться начальным навыкам практического сравнения, определения количества предметов. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Сверстник еще не представляет для ребенка данного возраста особого интереса и воспринимается часто как предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть и т.п. Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство. Опыт работы показал, что часть детей имеет и сохраняет при благоприятных условиях интерес и способность видеть красоту в простом сочетании цветовых пятен и линий, в изысканности конструкции независимо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный реальный предмет, может ли быть названа каким-то привычным словом. В этом смысле часть детей, наряду с изобразительной тенденцией, демонстрирует и выразительную тенденцию в своем творчестве – если педагог не ставит своей задачей перевести всех детей на стезю предметно-имитирующего творчества. Для таких детей характерно меньшее стремление к постановке заранее цели своей работы, но зато им присущ большая способность получать наслаждение от процесса творчества и большая свобода в оценке результата, поскольку они не скованы рамками первоначального плана создания предметного изображения. В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:

· наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;

· речь находится в стадии формирования;

· обучение эффективно только на фоне психоэмоционально-комфортного состояния ребенка;

· внимание, мышление, память непроизвольны.

Психология детей 3 года

Воспитание ребенка в 3-4 года – дело непростое, ведь это тот самый возраст, когда ребенок уже несколько повзрослел, но при этом остается маленьким. В это время родители должны быть особенно деликатными – только так можно незаметно для ребенка и в мягкой форме корректировать его характер.

Обычно маленькие дети проявляют свой характер путем скандалов и истерик. Поэтому воспитание ребенка 3, 4 лет идет сложно, психология и советы на этот счет актуальными для всех родителей. Когда дети топают ногами, плачут, разбрасывают игрушки, родители просто не знают, как успокоить свое чадо. Так что же предпринять в таком случае и что будет более эффективным: запреты и наказания или специальное воспитание?

Почему дети в 3, 4 года не слушаются

Для того чтобы понять воспитание ребенка, нужно понять первопричины его плохого поведения. Причем в этом возрасте для детей разных полов они будут одинаковыми. То есть, малыши пребывают в состоянии фрустрации, когда желания их просто не могут быть удовлетворены в полном объеме. То есть, малыш понимает, что дозволено ему не все, что он вынужден подчиняться определенным правилам – это и есть процесс взросления. Любой наблюдательный и чуткий родитель прекрасно понимает, когда капризы начинаются для того, чтобы чего-то добиться. Но ведь иногда причины такого непослушания могут скрываться и в другом, к примеру, в недомогании, проблемах в детском саду и пр.

Психология, советы применимые в таких случаях

В таком возрасте для детей характерно наиболее явное и активное подражание взрослым. Они вроде губки перенимают манеры поведения и новые слова. Поэтому родители непременно должны контролировать свои поступки и речь, а также предлагать ребенку такие игры, которые бы наилучшим образом способствовали познанию окружающего мира. Также будет полезно регулярное чтение сказок, которые помогут сформировать у малыша ценности.

Приблизительно с трех лет сам ребенок тренируется в общении со сверстниками, поэтому ему необходимо предоставить такую возможность – пусть он на детской площадке и во всевозможных кружках общается с детьми, близкими ему по возрасту. Правда, в этот же период родителям приходится столкнуться и с проблемами адаптации ребенка в детском саду.

Зачастую к трем годам дети становятся агрессивными и просто упрямыми, стремятся к независимости. Поэтому взрослым необходимо со своей стороны максимально поощрять проявления детской самостоятельности, но при этом не поддаваться на манипуляции своего чада и своевременно проявлять строгость. Поэтому знание психологии воспитания ребенка 3, 4 лет очень важно.

Причин плохого поведения детей такого возраста может быть несколько. Самыми распространенными из них психологи называют следующие:

1. Борьба за родительское внимание. Нередко причина непослушания – это лишь желание ребенка привлечь к себе родительское внимание. Особенно остро оно проявляется в тех случаях, когда родители не просто постоянно занимаются своими делами, но и не уделяют своему ребенку столь необходимого ему внимания. Ведь сам малыш пока не имеет представления о конструктивном взаимодействии со взрослыми, а также о том, как с ними нужно строить диалог, нормальные взаимоотношения. Поэтому он выбирает самый простой и доступный для себя способ.

2. Самоутверждение ребенка, идущее в разрез с гиперопекой родителей. После двухлетнего возраста дети начинают все активнее заявлять о своем стремлении к самостоятельности. А родители, хоть и из самых лучших побуждений, постоянно навязывают им свою точку зрения, контролируя, упрекая и поучая. Неудивительно, что ребенок борется с такой критикой своим непослушанием.

3. Желание отомстить. Нередко по тем или иным причинам родители доставляют ребенку «неприятности». Это может быть невкусная каша или убранная любимая игрушка и пр.

4. Неуверенность в собственных силах. В том случае, когда малыш в чем-то разочаровывается или даже отчаивается, то его поведение вполне может стать неадекватным. Причем корни этой причины сводятся к заниженной самооценке ребенка, его неуверенности, что и выражается в своеобразном протесте.

Советы родителям

На каждом из этапов взросления малыша у него идет формирование тех или иных эмоционально-волевых качеств. Психологи сформулировали целый ряд советов, следование которым способствует созданию условий для развития в ребенке определенных личностных черт. Поэтому:

1.​ С самого раннего детства родители должны демонстрировать ребенку позитивные эмоции. Делается это путем простых прикосновений и обращений к ребенку с определенной интонацией. Так как на первом году жизни у малышей идет формирование базального доверия к миру. Именно оно является фундаментом для формирования будущей зрелой и здоровой личности. То самое базальное доверие – это основная черта личности, которая определяет положительное отношение к окружающему миру.

2.​ Также важно поощрять любые проявления самостоятельности. Так, ребенка нужно обязательно хвалить за самостоятельное расстегивание и застегивание пуговиц, а также убранные в ящик игрушки и пр. До трех лет у детей формируются такие качества личности, как самостоятельность и целеустремленность.

3.​ С трех до шести лет важно поддерживать проактивность и изобретательность в ребенке. Пусть он самостоятельно решает, как ему поступить и чем заняться. Коррекция нежелательного поведения должна осуществляться путем наказания и поощрения.

Важно помнить, что от воспитания малыша будет зависеть вся его дальнейшая жизнь. Ведь именно родители должны сформировать способность любить, находить свое место в мире и добиваться поставленной цели.

Возраст от трёх до шести лет – время становления ребёнка как отдельной личности. Это необычайно важный и интересный период в жизни малыша. И хотя понятие независимости в этом случае достаточно условное, детская психология меняется, взрослеет.

  1. Какие же особенности говорят нам об этом?
  2. Общение со сверстниками
  3. Особенности психологического развития
  4. Развитие речи
  5. Физическое развитие

Какие же особенности говорят нам об этом?

  • ребёнок психологически отдаляется от матери и активно заявляет о своих желаниях, связанных с собственным «Я»;
  • перестаёт говорить о себе в третьем лице;
  • активно использует разные характерные ролевые игры (девочки – куклы, мальчики – машинки).

Психология детей 3 года

Общение со сверстниками

Именно в возрасте трёх лет родители задумываются над тем, чтобы отдать своего малыша в детский сад или кружок раннего развития. Ребёнок начинает выходить из своего привычного круга общения, интересуясь своими одногодками. Он учится, стаёт самостоятельным, начинает понимать правила поведения в обществе.

Активная социализация отражается и на сюжетах игр. Если в три года они связаны с копированием занятий взрослых и занимают от силы 15 минут, то позже в игры добавляются отношения между людьми и длятся уже около 40 минут.

Психология детей 3 года

Особенности психологического развития

  • начиная с трёх лет, малыш учится выражать при помощи голоса свои эмоции, правильно употребляет числа, род, делит предметы на группы по признакам. Тяга к знаниям может выражаться в разборе любимых игрушек, а самостоятельность – желании делать всё по своему усмотрению. Родителям в этот период нужно проявить терпение и помогать во всех трудных ситуациях;
  • в пять-шесть лет память позволяет ребёнку активно изучать иностранные языки, запоминать стихотворения, песни, новые слова и понятия, выделять их главные признаки, делать логические выводы, запоминать и повторять услышанное;
  • в этом же возрасте кроха учиться договариваться с другими детьми и более активно тянется в обществе сверстников;
  • пять-шесть лет – время развития творческих навыков. Фантазируя, ребёнок при помощи красок, пластилина, клея и бумаги воплощает то, что он видел или слышал. Пора задуматься о тематических кружках и подготовительных студиях!

Развитие речи

В три года ребёнок строит предложения, но не всегда правильно выговаривает звуки и путает порядок букв в словах. Родители должны вместе с ним читать книги, учить стихи, песни, разговаривать, чётко произнося слова и звуки. Интересуйтесь его мнением, помогайте правильно формулировать и выражать мысли.

Он и сам может выступать инициатором общения. В этом случае поддерживайте его, старайтесь отвечать на все вопросы, поддерживайте его тягу к новым знаниям.

Психология детей 3 года

В возрасте пяти-шести лет ребёнок более совершенно излагает свои мысли, придумывает игры, сказки, сюжеты, события, давая волю своей фантазии.

Физическое развитие

В этом возрасте физически ребёнок хорошо развит, любит бегать и прыгать. Падения происходят от невнимательности, хотя вестибулярный аппарат развит ещё не до конца. Хорошей помощью в развитии может стать установленный дома спортивный уголок, который укрепит мышцы малыша и разовьёт навыки работы с гимнастическими снарядами.

Психология детей 3 года

Возраст от трёх до шести лет – подготовительный этап перед школой. Ребёнок уже осознаёт себя личностью, умеет выражать свои мысли и желания, управляет поступками и понимает их последствия. Задача родителей – как можно больше времени проводить вместе с ним, развивая новые знания и умения.

Большинство малышей около двух лет проходят через возраст «нет». Даже те дети, которых считали настоящими маленькими ангелочками, начинают больше напоминать упрямых осликов. Как же реагировать на подобные изменения в поведении ребенка? В каком случае нужно проявить твердость, а в каком лучше уступить?

Вы просите его надеть свитер, сесть за стол, прекратить исследование электрической розетки или вернуть погремушку восьмимесячному братику — с недетским упорством ваше чадо отклоняет любые просьбы и требования.

«На очередном «нет» я сломалась, мое терпение лопнуло — рассказывает Лариса, мама двухлетнего Филиппа. Я мечтала лишь о том моменте, когда он, наконец, ляжет спать, и я получу небольшую передышку».

С чем же связана потребность малыша проявлять упрямство? Около двух лет ребенок начинает осознавать свою целостность, как психологическую, так и физическую, он учиться контролировать свои естественные отправления и получает удовольствие от владения своим телом. В этот период он ощущает, что больше не составляет единое целое со своей мамой, что он совершенно отдельная личность. С помощью «нет» малыш раз за разом утверждает свое, совсем свежее чувство «отдельности». Чтобы психологически отделиться от родителей ребенок должен им противодействовать, оказывая сопротивление родительскому контролю, указаниям и просьбам. Только противопоставив себя родителям, он может ступить на путь индивидуализации. Конечно, порой с малышом бывает трудно поладить, но нужно помнить, что этот кризисный период предваряет новую веху в развитии. Поэтому важно понять, как помочь ребенку (а иногда и себе) пройти через кризис, не препятствуя развитию личности.

Обойти препятствие

Давай оденем носочки? Нет, не надо носков! Не стоит проявлять упрямство вслед за ребенком. Вы, безусловно, сможете его переупрямить, но на самом деле, подчинившись вам в этот раз, он не изменит свою позицию. Правда, если вы будете постоянно уступать, малыш может «выйти из берегов», превратившись в маленького тирана. Безусловно, маленькому ребенку важно проявить свою волю и почувствовать, что именно он управляет ситуацией, но не менее важно установить границы, чтобы он учился соизмерять свои желания с требованиями реальности. Чтобы с честью выходить из очередной конфликтной ситуации, в которую вас завело непримиримое упрямство малыша, вам необходимо стать мастером отвлекающих маневров и лирических отступлений. Например, предложите его пальчикам игру в прятки: не хотят ли они спрятаться в носочки, чтобы их никто не нашел? Привлеките его внимание к чему-то, что вызывает у него положительные эмоции: «Твой мишка пойдет с нами на прогулку? Ему, наверное, надо помочь собраться?» Иногда достаточно подождать пять минут, и вновь повторить свою просьбу. Внимание вашего ребенка будет сосредоточено уже на другом. Примените ту же стратегию, если малыш отказывается покинуть игровую площадку: «Кто быстрее добежит до угла вон того дома?» Это хороший способ переключить внимание ребенка на что-то более веселое, интересное или необычное. Когда упрямый малыш начинает слушаться, похвалите его, ведь для него это очевидное усилие.

Если Ваш ребенок не внимает просьбе сесть за стол или начать готовиться ко сну, если между Вашими уговорами и его согласием на действия проходит не менее четверти часа, успокойте себя тем, что это нормально в его возрасте. Маленькому ребенку достаточно трудно незамедлительно среагировать на вашу просьбу, особенно если он занят чем-то более интересным, чем пюре или дневной сон. Поставьте себя на его место. Возникнет ли у Вас желание прервать разговор с любимой подругой, ради того чтобы пойти мыть посуду? Вряд ли тот час же. Может быть, минут через десять. Для ребенка, так же как и для Вас, переключение с одной деятельности на другую происходит легче и не вызывает сопротивления, если он знает об этом заранее. «Потихоньку заканчивай игру, через пятнадцать минут мы будем обедать». Если Вы собираетесь в гости, объявите ему программу и добавьте какие-нибудь приятные подробности: «Мы пойдем к бабушке. Она очень хочет увидеться с тобой и угостить тебя блинчиками». Одевая малыша, расскажите ему, как Вы будете добираться, напомните про блинчики, спросите, сколько он сможет съесть: давай посчитаем, с медом или с вареньем? Он и не заметит, что уже полностью одет и готов к выходу.

Безусловно, существуют вещи, в отношении которых необходимо оставаться непоколебимой. Ребенок должен знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда. В основном они должны касаться безопасности и быть предельно ясными. Нельзя совать пальчики в розетку, залезать на подоконник или вырывать ручку из маминой руки посреди проезжей части. Когда Вы просите малыша убрать пальчики от розетки, он должен их убрать. И если он говорит «нет», спокойно отведите его ручки от заветной цели, здесь не может быть никаких компромиссов. Малыш наверняка постарается отстоять свои права криком и слезами, постарайтесь не противопоставлять свою позицию его, а успокоить и еще раз объяснить, с чем связан запрет.

Время от времени давайте малышу возможность сказать «нет», проявить волю и выразить свои желания. Ребенок должен знать, что это именно он что-то хочет или не хочет, и, принимая его «нет» Вы проявите уважение к его потребностям. Почему бы не позволить малышу проявить свободу выбора там, где это не угрожает его безопасности и здоровью? К тому же будет соблюдаться некоторый баланс между тем, что Вы можете ему разрешить, а что нет.

За столом: «Положить тебе цветную капусту?»
В момент выбора игры: «Хочешь поиграть с кубиками?»
Предлагая ему лишний стакан с напитком: «Хочешь еще сока?»
Поставив его перед выбором: «Какой свитер ты хочешь надеть красный или голубой?»
Предоставить выбор в проявлении чувств: «Хочешь поцеловать сестричку?»

Ссылка на основную публикацию