Психология развития ребенка 3 лет

Психология развития ребенка 3 лет

Что должен уметь ребенок в 3 года? Каковы нормы психического развития детей 3 лет?

В том случае, если родители постоянно и систематически занимаются со своим малышом так, как и должно с ним заниматься, он в психическом отношении обнаруживает к трем годам жизни значительный прогресс.

И психическое развитие его соответствует возрастной норме:

♦ ребенок с удовольствием общается с мамой и папой, а также с другими взрослыми — знакомыми и незнакомыми; с интересом общается с детьми, хорошо с ними играет; возраст детей, с какими играет малыш, не имеет для него значения;

♦ в своем поведении ребенок стремится быть похожим на маму и папу; родители для него по-прежнему — эталон;

♦ маму и папу, других домашних и даже многих дальних родственников и знакомых (с какими общается часто) ребенок легко узнает по голосу;

♦ ребенок умеет различать основные цвета и помнит, как цвета называются;

♦ малыш любит слушать музыку, легко запоминает мелодию, какая ему нравится; если он слышит свою любимую мелодию, то может начать ее подпевать; однако, с музыкальным слухом у него еще не все в порядке, и то, что исполняет малыш, может разительно отличаться от его любимой мелодии;

♦ ребенок имеет основания похвалиться весьма значительным запасом слов; у иных детей этого возраста запас составляет более трехсот слов; малыш уже составляет простейшие фразы, вполне ясно обозначает свои желания, выражает свои мысли;

♦ интересуется практически всем, что видит; задает очень много вопросов, и настойчиво требует ответов на них; иногда выспрашивает значение незнакомых слов;

♦ может разделять предметы по группам, основываясь на каких-то определяющих признаках; к примеру, ряд предметов «тарелка, рубашка, чашка, шапка, ложка, носочки» он легко разделит на две группы: «тарелка, чашка, ложка» и «рубашка, шапка, носочки»; также ребенок этого возраста способен определить признак, объединяющий какие-либо предметы: «стакан, градусник, лампочка, зеркало» — все эти предметы стеклянные, «игла, нож, вязальная спица, шило» — все эти предметы острые и т.д.;

♦ время от времени ребенок фантазирует; он рассказывает небылицы, какие будто бы с ним происходили; не следует принимать его фантазии за обман; возможно, ребенку скучно, возможно, он в чем-то нуждается; в чем — это становится ясно, если проанализировать его фантазии;

♦ играя, ребенок разговаривает с куклами, с другими игрушками; он проговаривает ответы кукол и других игрушек; он склонен относиться к неодушевленным предметам как к одушевленным — заботиться о них, жалеть их, сердиться на них, наказывать их и т. п.;

♦ малыш быстро перенимает игры, какие показывают ему мама и папа или другие взрослые; игры ребенка становятся все сложнее; быстро освоив предложенные ему правила игры, ребенок может пойти дальше и еще более усложнить игру, добавив в нее новые правила; в этом следует видеть проявляющуюся способность к творчеству; любит игры в компании таких же малышей — это показывает, что он уже с раннего возраста готов к игре в команде;

♦ ребенок с интересом рассматривает картинки в детских журналах и книжках; может рассказывать сам себе или кукле то, что видит на картинках; водя по картинке пальцем, может составлять по ней целый рассказ — как правило, он рассказывает то, что рассказывала ему мама; с не уменьшающимся удовольствием малыш рассматривает картинки в старых, хорошо изученных им книжках; у него есть любимые книжки, какие он перелистывает чаще других;

♦ большое удовольствие малыш получает от рисования; ребенка интересует не столько результат, сколько сам процесс рисования; поэтому в том, что рисует малыш, не следует искать какого-то смысла; рисунки его можно назвать не иначе, как каракулями; однако, с течением времени среди каракулей все чаще появляются фигуры, в которых можно угадать круги, треугольники, прямоугольники и пр.; различая цвета, ребенок, однако, не пользуется этим навыком; взяв из коробки какой-нибудь один карандаш, он может «изрисовать» им половину альбома;

♦ ребенок с большим удовольствием занимается лепкой; как и в рисовании, в лепке его интересует не конечный результат, а само действие; ребенку нравится, как мнется пластичный материал в его пальцах, как материал слушается его пальцев, как сами по себе возникают неожиданные формы;

♦ очень интересуется своим отражением в зеркале; стоя перед зеркалом, может строить себе рожицы; не только девочки, но и мальчики примеряют перед зеркалом вещи, принадлежащие маме или папе; это можно рассматривать как одно из проявлений стремления ско­рее стать взрослыми.

Мы обрисовали в общих чертах психический «профиль» ребенка в возрасте трех лет. Развитие большинства детей соответствует этому «профилю». Если мама видит, что ее малыш какого-то из описанных навыков не освоил, она должна активизировать свои усилия и навыку ребенка обучить.

Период раннего детства заканчивается кризисом трех лет. В этот период происходит смена деятельности ребенка – родитель исключается из цепочки манипуляции с предметами. Взрослый становится примером, с которым ребенок сравнивает себя. Кризис трех лет сложнее и важнее предшествующего ему кризиса одного года, это сложный кризис.

Суть кризиса

В возрасте трех лет происходят серьезные скачки в развитии ребенка, притом в большей степени в психическом развитии – начинает развиваться самосознание, Я-концепция и самооценка. Значительно быстрее происходит усвоение языка (90 % речи формируется в этот момент).

Существенно меняется самовосприятие. Уже в 1,5 года ребенок узнает себя в зеркале и начинает идентифицировать свое отражение со своим телом. 3 года – новый этап самоидентификации. Ребенок активно изучает свое Я и все, что с ним связано: тень, пол и имя. Все чаще ребенок употребляет «я» (будучи малышом, он говорил о себе в третьем лице). В связи с изучением себя настоящего возникает особый интерес к людям с таким же именем или другими сходными элементами.

Особенности раннего детства

Дети в возрасте трех лет имеют характерные особенности: нерешительность, действия импульсивны, принятие решений неустойчиво, желания сдерживаются с трудом, моральные мотивы уступают всем остальным. Отсутствует соподчинение мотивов, дети хотят все и сразу. К концу периода при умении обобщать, развитой речи и эмоционально-положительном отношении к действительности отмечается начальное структурирование мотивов.

В период от года до трех лет у ребенка стремительно накапливаются страхи. Это связано с расширением рамок жизненного опыта, развитием способностей восприятия и интеллекта, большим объемом поступающей информации. Самый первый и популярный страх – страх исчезнуть (дети наблюдают, как исчезают предметы из поля зрения) и оказаться унесенным в туалете (вода журчит по водопроводу). Однако испугать ребенка может что угодно – маски, парики, кукла без руки. Нередко дети боятся спать в одиночестве, испытывают страх перед движущимся транспортом или животными. По мере развития мышления и освоения более тонких его способов, детские страхи пропадают сами собой.

Страхи могут укореняться и усугубляться, если родители проявляют гнев в отношении ребенка, раздражительность, нетерпимость. Вдобавок к этому у ребенка возникает чувство отверженности. Не лучшей тактикой является и гиперопека, стремление уберечь ребенка от всех страхов. Оптимальный вариант – постепенное приобщение ребенка к пугающим предметам и наглядный пример.

Через взаимодействие с родителями и наблюдение за их примером ребенок:

  • усваивает свой пол и особенности социальных ролей;
  • стремится получить признание и уважение взрослых, получить похвалу (в зависимости от того, какое поведение будут поощрять родители, формируются стереотипы);
  • активно ищет новые способы взаимодействия с предметами.

Главная особенность этого этапа взросления – эгоцентризм. Ребенок понимает, что он отличается от других людей и всего мира, но вместе с тем считает, что весь мир вращается вокруг него.

Заподозрить начало кризиса трех лет можно по следующим признакам:

  • острый интерес ребенка к собственному отражению в зеркале;
  • озабоченность ребенка своей внешностью, заинтересованность тем, как он выглядит в глазах других людей.

Признаки кризиса

Психология развития ребенка 3 лет

Кризис трех лет, или кризис «я сам» – один из самых острых. Ребенок становится поистине неуправляемым, впадает в ярость. Принято выделять 7 основных проявлений кризиса:

  • Негативизм. Ребенок отрицает все, что исходит от взрослого, даже если это актуальное в настоящий момент желание самого ребенка.
  • Упрямство. Ребенок до последнего настаивает на своем требовании. И дело не в том, что ему что-то очень нужно. Суть в том, чтобы просьбы ребенка обязательно выполняли.
  • Строптивость, направленная на прежний образ жизни, нормы общества и воспитания.
  • Своеволие. Главное проявление кризиса – «я сам».
  • Протест. Ребенок постоянно находится в конфронтации с миром взрослых, бунтует, воюет.
  • Обесценивание взрослых. Ребенок обзывает родителей, дразнит, ругается, кусается, дерется.
  • Деспотизм. Ребенок заставляет родителей потакать всем его прихотям, младших братьев и сестер ревнует.

Риски

Если главная потребность младенчества (потребность в безопасности) была удовлетворена, то в раннем возрасте формируется потребность в любви. Притом особенно остро проявляется потребность в любви родителя противоположного пола. Именно в этот момент при неудовлетворенной потребности закладывается основа Эдипова комплекса и комплекса Электры.

Если на предыдущем этапе развития ребенок испытывал потребность в речевом контакте, то в раннем детстве актуальна потребность в тактильных ощущениях. Если она не удовлетворена, то ребенок на всю жизнь остается тактильно бесчувственным.

Если родители ограничивают самостоятельность и высмеивают попытки ее проявить, то на смену волевой регуляции ребенка приходит чувство вины и стыда, неуверенность в себе. Это опасно жизненной пассивностью в дальнейшем, отрицанием собственного участия в ходе жизни, нерешительностью и неспособностью менять и строить жизнь, согласно собственным потребностям и желаниям.

Рекомендации родителям

Родителям предстоит набраться терпения на период кризиса трех лет. Разумеется, нельзя забывать о безопасности ребенка, но нужно максимально предоставлять ему свободу и ждать, пока тот сам завяжет шнурки или наденет шапку (происходит это, как правило, очень долго). Запреты на опасные ситуации должны быть четкими и однозначными.

Недопустимо употребление в адрес ребенка слова «маленький» и подобных ему. Ведь в собственном восприятии ребенок уже совсем не маленький, а самостоятельный и большой, он хочет действовать как взрослые. Кроме негативных реакций и попыток хоть как-то возвыситься («Ты дура») вы ничего не получите, если будете относиться к ребенку так же, как на более раннем этапе развития (его самоощущение поменялось).

Конечно, несмотря на всю самость, ребенок видит, что у него пока не все получается так, как у взрослых. Не унижайте его в этот момент, помогите, ненавязчиво научите («А можно я попробую»).

Послесловие

Таким образом, кризис трех лет характеризуется освоением ребенком «должен» и «хочу», их сопоставлением и разграничением. Возникает потребность самостоятельного выбора, развивается воля.

Ребенок анализирует «хочу», «должен» и «нельзя» и в итоге формулирует «могу». При вседозволенности со стороны родителей или наоборот строгих ограничениях кризис затягивается. Оптимальный вариант воспитания на этом этапе – направить ребенка в ту деятельность, где он сможет полноценно проявлять свою самостоятельность. Как правило, речь идет о ролевой игре. Она позволяет проигрывать сценарии, применять на себя роли и обязанности, развивать свою самостоятельность, учиться принимать решения.

До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми до пяти лет методов и приемов. Ребенок 3-5 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры с взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.

Другая важная особенность детей 3-5 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности и недостаточная сформированность механизмов физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоят неудобная обувь, резинка колгот или пояса брюк, ленты и резинки в прическе, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т.п. Педагог должен быть уверен, что каждому ребенку в данный момент времени комфортно и его ничто не беспокоит. Общение носит ситуативно-личностный характер: каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Взрослый необходим ребенку в первую очередь как источник помощи и защиты. Это обусловливает кратковременность предлагаемых форм обучения и то, что все они позволяют воспитателю говорить понемногу, но как бы с каждым ребенком в отдельности, и не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Мы уже отмечали ту особенность, что обучаться ребенок будет только от того взрослого, которому он доверяет и симпатизирует.

Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания приятному взрослому. Таким образом, ребенок может обучаться начальным навыкам практического сравнения, определения количества предметов. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Сверстник еще не представляет для ребенка данного возраста особого интереса и воспринимается часто как предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть и т.п. Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство. Опыт работы показал, что часть детей имеет и сохраняет при благоприятных условиях интерес и способность видеть красоту в простом сочетании цветовых пятен и линий, в изысканности конструкции независимо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный реальный предмет, может ли быть названа каким-то привычным словом. В этом смысле часть детей, наряду с изобразительной тенденцией, демонстрирует и выразительную тенденцию в своем творчестве – если педагог не ставит своей задачей перевести всех детей на стезю предметно-имитирующего творчества. Для таких детей характерно меньшее стремление к постановке заранее цели своей работы, но зато им присущ большая способность получать наслаждение от процесса творчества и большая свобода в оценке результата, поскольку они не скованы рамками первоначального плана создания предметного изображения. В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:

· наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;

· речь находится в стадии формирования;

· обучение эффективно только на фоне психоэмоционально-комфортного состояния ребенка;

· внимание, мышление, память непроизвольны.

Возраст ребенка дошкольного возраста можно разделить на три возрастные категории – до года, от года до трех и наиболее сознательный возраст после трех лет, ведь психология детей 3-4 года значительно отличается от психологии детей более раннего возраста.

Давайте рассмотрим поближе, какая же психология детей 3-4 лет.

Обычно после того как малыш перейдет рубеж трех лет, многие родители начинают замечать значительные изменения в поведении своего чада, к которым они порой являются абсолютно неготовыми, что в свою очередь приводит к ряду проблем в семейных отношениях не только между родителями и детьми, а также и между взрослыми членами семьи.

Психология развития ребенка 3 лет

Поведение малыша, зачастую меняется до неузнаваемости, и еще вчерашний идеальный ребенок, становится просто невыносимым, неуправляемым, капризным, озлобленным, упрямым плаксой. И естественно, обнаружив такие серьезные перемены, многие мамы и папы оказываются в полной растерянности, не зная как построить свою линию поведения, чтобы поладить с трехлетним ребенком.

Важно понимать, что психология детей 3-х лет, значительно меняется, и дети, по сути, в этом невиноваты, просто происходит полное становление их, как самостоятельной личности. Родителям в этот период, следует быть очень внимательными, набраться терпения, мудрости и стараться полностью контролировать все детские поступки, адекватно их воспринимать, и стараться спокойно объяснять ребенку, что можно делать, а что нельзя, какой поступок хороший и правильный, а какой плохой и повторять больше его не стоит. Несмотря на то, что сделать это порой буде сложно, нельзя упускать не единого момента, так, как совершив определенный поступок, малыш постоянно следит за реакцией взрослых.

Психология развития ребенка 3 лет

Старайтесь все время обсуждать и объяснять ребенку мотивацию своих просьб, интересуйтесь его пожеланиями, чтобы он понял и прежде чем что-то сделать пытался осмыслить свои дальнейшие действия. Если в процессе такого сложного общения, вы чувствуете, что ваше терпение заканчивается, постарайтесь сдержаться, выйдите из комнаты, оставив ребенка самого, и успокойтесь. Повышенные тона, ремень, угол, наказание в подобных ситуациях в большинстве случаев оказывается безрезультатным и бесполезным мероприятием. Лучше объясните малышу, объясните почему вы рассердились, и что вы не желаете разговаривать с ним в этот момент, а когда немного успокоитесь, объясните ему в чем он не прав.

Психология развития ребенка 3 лет

Также зачастую психология ребенка в 3 года, предполагает острое развитие такого чувства как страх. Малыш начинает бояться тех вещей, на которые ранее попросту не обращал абсолютно никакого внимания. Дети начинают бояться темноты, высоты, большого открытого пространства, чужих людей, новой обстановки и так далее. У многих ребятишек появляется необъяснимый ночной страх , ваше чадо может начать просыпаться среди ночи с сильным плачем или кричать во сне, не желать засыпать самостоятельно и спать один. Практически все мы испытывали в своем детстве нечто подобное, только уже давно позабыли об этом.

Психология развития ребенка 3 лет

Мамам и папам нужно обязательно помочь своему ребенку избавиться от таких ночных страхов или хотя бы уменьшить их. Важно убедить малыша, что ничего страшного вокруг него нет и быть не может, что он находится под вашей постоянной защитой и опекой, что сильный папа сможет защитить его от любых недоброжелателей, а мудрая мама предотвратит любые неприятности.

Однако, как установили психологи, зачастую основной причиной детских страхов является нестабильная обстановка в семье, чрезмерные ссоры и конфликты между взрослыми, неблагоприятная атмосфера провоцирует повышенную нервозность у ребенка. Он начинает признавать себя виновным в гневе папы или слезах мамы, пытается заниматься самобичеванием и находится в очень сложном психологическом состоянии. Поэтому взрослым важно, во что бы то не стало, избегать каких либо ссор и конфликтов в присутствие их детей, поверьте малыш чувствует намного глубже и больше, чем вам кажется и если даже при вашей небольшой размолвке вам кажется, что он вас не слышит и продолжает играть или заниматься какими-то своими делами, не будьте в этом так уверены, все может быть очень сложно и непредсказуемо.

Психология развития ребенка 3 лет

Также, чтобы у ребенка был здоровый полноценный сон, уже после двух лет не следует перегружать малыша вечером, за четыре-пять часов до сна, чрезмерно большим количеством различной информации,

Максимально сократить просмотр телевизора или вовсе отказаться от него во второй половине дня.

Еще не следует отдавать предпочтение перед сном шумным и активным играм. Мнение взрослых о том, что ребенок набегается, напрыгается, истратит всю свою энергию и заснет «мертвецким сном» очень ошибочно, к сожалению, психология ребенка 2 — 3 года значительно отличается от психологии взрослого человека и

в большинстве случаев ожидаемый результат оказывается противоположным – ребенок плохо спит, крутится во сне, плачет или вовсе не может заснуть.

Не стоит забывать и о рационе питания ребенка, не перегружайте организм малыша во второй половине дня тяжелой, жирной или очень сладкой пищей, которая усложняет процесс пищеварения и крайне негативно отражается на состоянии ребенка, особенно в ночное время.

Психология развития ребенка 3 лет

Не стоит забывать и о том, что большинство детей именно с трех лет начинают посещать детский сад. Эта значимая перемена в их слаженной, привычной жизни, нередко приводит к самым неожиданным изменениям в поведении и психологии ребенка. В период адаптации у детей проявляется чрезмерная капризность, упрямство, не желание подчиняться взрослым и т.д. Все это происходит из-за того что малыш, начинает понимать, что он больше не является главным членам семьи, его отправляют в общество, где его окружают такие же как и он маленькие дети. Некоторые дети начинают ощущать себя ненужными, лишними, обделенными. Очень важно родителям не упустить этот момент и доходчиво объяснить своему чаду о его новом интересном статусе. Убедить его в том, что мама, папа и все остальные члены семьи по прежнему его очень любят и ценят, что детский сад подарит ему массу новых интересных эмоций, общений с ровесниками, игры, прогулки и т.д., кардинально отличаются от тех, которые он знал до сих пор.

Психология развития ребенка 3 летДошкольный возраст — период от 3 до 7 лет.

В это время детский организм и нервная система начинают развиваться активнее.

Ребенок становится более самостоятельным, его отношения со взрослыми начинают постоянно расширяться.

  1. Ведущие потребности дошкольника
  2. Ключевые особенности психологии дошкольного возраста
  3. Как помочь развивать психологические процессы?
  4. Полезное видео

Ведущие потребности дошкольника

В процессе своего развития ребенок в дошкольном возрасте сталкивается с рядом противоречий, которые возникают на фоне новых потребностей. В этом возрасте малыш имеет следующие ведущие потребности:

  • получение новых впечатлений;
  • двигательная активность;
  • общение.

Общаясь с людьми ребенок постоянно открывает для себя новые знания и умения. Получение социального опыта происходит посредством инициативного восприятия, а не пассивным методом.

Новые впечатления способствуют развитию познавательных способностей ребенка. Изучение реального мира развивает любопытство. У дошкольников старшего возраста постепенно начинает появляться интерес к обучению.

В это время следует обращать особое внимание на психологическое развитие ребенка. Заторможенность может быть вызвана следующими факторами:

  • поведенческие отклонения — враждебность, вранье;
  • эмоциональной-личностные проблемы — чувство страха, плохое настроение и повышенная тревожность;
  • неврологические отклонения — нарушение режима сна, быстрая утомляемость;
  • проблемы с общением — чрезмерная обидчивость, отстраненное, постоянное желание быть лидером;
  • отсталость в интеллектуальном развитии — неспособность концентрации внимания, сложности с пониманием нового материала.

При наличии таких проблем родители должны скорректировать поведение малыша, больше заниматься с ним и следить за его развитием. В противном случае, в дальнейшем могут возникнуть отклонения в познавательной и мыслительной-психических процессах.

Ключевые особенности психологии дошкольного возраста

Психология развития ребенка 3 летХарактерная особенность дошкольного возраста — активное развитие внимания, памяти, речи, и мышления.

В течение всего дошкольного периода у малыша преобладает непроизвольное внимание, которое со временем начинает переходить в произвольное.

Ребенок начинает сознательно удерживать или направлять определенные предметы.

СПРАВКА. Произвольное сосредоточение на чем-то может длится около 30 минут.

Аналогичные процессы происходят с памятью. До 7 лет у детей формируется произвольная зрительная и слуховая память. Под конец дошкольного периода ребенок уже должен иметь наглядно-образное мышление. Начинает активно развиваться логическое мышление.

Это способствует тому, что ребенок учится выделять признаки отдельных предметов, учиться сравнивать их и обобщать. К 6-7 годам у большинства детей уже присутствует диалогическая речь и отдельные виды монологической.

ВАЖНО. Психологическое становление личности тесно связано с самопознанием ребенка.

Психология развития ребенка 3 летК концу дошкольного возраста у малыша уже формируется самооценка.

В ее основе лежит осознание своей успешной деятельности, ободрение взрослых, а также оценка его сверстников.

Ребенок уже способен осознавать какое место он занимает в семье и детском коллективе.

Специалисты рекомендуют играть с ребенком в развивающие игры. Они должны быть направлены на развитие логики, мышления.

В процессе игры формируется также характер малыша. Для дошкольника социально-эмоциональная сторона деятельности является одной из самых важных. В процессе игры он учится сотрудничать, следовать установленным правилам. Важно научить ребенка правильно принимать поражение.

Ближе 7 годам возникает кризис. Главное его проявление — потеря непосредственности. Ребенок начинает манерничать и паясничать.

Как помочь развивать психологические процессы?

Психология развития ребенка 3 летДошкольный период является важным этапов в развитии психологических процессов ребенка.

Родители должны учить ребенка планировать свою деятельность.

В этом случае необходимо использовать воображение как предпосылку для формирования у ребенка внутреннего плана.

Внешний контроль должен осуществляться посредством речи.

Чтобы развить элементы сотрудничества взрослым рекомендуется вести какую-то совместную деятельность.

Это может быть совместное выполнение какого-то простого домашнего дела или приготовление блюда. Особенно это важно для ребят 4-5 лет.

Родители должны развивать у ребенка эмпатийные представления, а также побуждать его к проявлению инициативы в разных видах деятельности.

Полезное видео

Рекомендуем посмотреть видео-лекцию по нашей теме:

Дошкольный возраст — важный период, когда ребенок становится самостоятельным и осознанным. Родители должны помогать развивать и корректировать его интеллектуальные и психологические навыки. Если этого не делать, то возможны проблемы с дальнейшей социализацией и самооценкой.

Психология развития ребенка 3 летЧем интересен этот возраст? Каковы его особенности? На что стоит обращать особое внимание? Что происходит с психикой ребенка в этот период?

Со всеми этими вопросами мы постараемся сегодня разобраться.

Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое.

Возраст от двух до трех лет принято считать переходным в психологическо аспекте. От чего и к чему малыш переходит? От младенчества к младшему дошкольному возрасту (с3х лет).Это очень важный период в развитии ребенка именно потому, что то что вы дадите ребенку в этот период жизни и будет фундаментом для всей его дальнейшей жизни.Итак, что особенного в ребенке в период от двух до трех лет? В этом возрасте малыш уже далеко не младенец, но еще и не младший дошкольник. Он уже имеет не малый словарный запас,может составлять простые предложения, склонять слова, выдумывать «свои» игры, по своему манипулировать взрослыми, проявлять свои интересы и характер. Но в тоже время, ребенок во многом беспомощен, например, в самообслуживании или в тех же играх, многое может не получаться, не всегда его понимают окружающие.

Рассмотрим основные познавательные процессы.

Мышление ребенка в этом возрасте в основном наглядно-действенное. Это значит, что познание окружающиего мира происходит в процессе реальных манипуляций с теми или иными предметами. Только с помощью проб и ошибок ребенку удается научиться чему-то новому.В период от 2-3 лет очень важную роль в развитии ребенка играет «большой человек», т.к. обучение происходит не только по средстав собственного опыта, но и на основании подражаний. Взрослый необходим ребенку в первую очередь как источник помощи и защиты. Но, в присутствии того (это может быть не обязательно мама или папа, сюда входят, и няни, и бабушки, и воспитатели), кто вызывает симпатию и положительные эмоции, ребенок начнет ему подражать. При чем во всем, как в хорошем, так и в плохом.

Кого спасаем первым: маму или ребенка? Давайте представим ситуацию: самолет в полете терпит крушение или происходит разгерметизация. Экипаж отдает распоряжения, раздается команда.

Снова в школу. Почему плачут дети и… родители. Почему детям сложно учиться в школе? В последнее время, количество обращений, ко мне как к специалисту, в связи со «школьными проблемами» у детей растет в геометрической прогрессии.

Внимание ребенка в это м возрасте еще довольно рассеяно. Ребенок будет играть и увлекаться только тем, что реально его интересует. При этом, в случае необходимости, взросломуочень легко отвлечь малыша от какой-то деятельности чем-то более значимым. Это позволяет нам манипулировать процеессом игры или досуга ребенка.

Речь. После двух лет, практически каждый день в обиходе ребенка появляются новые слова, которые начинают формировать простые предложения. Ребенок еще не пользуется первым лицом,поэтому чаще всего говорит не «я покушала», а «Маша покушала». Это считается нормой и к трех-летнему возрасту должно сформироваться понятие «Я-ты» вместо «Маша-мама». Также именноближе к трем годам дети начинают склонять слова в предложениях.

Другая важная особенность детей 2-3 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности и недостаточная сформированность механизмов физиологической саморегуляции организма. Говоря простым, человеческим языком, если у малыша тугая резинка на колготах, болит голова, чешется животик, он не выспался, голоден или наоборот переел, то ни о каком познании окружающего мира речи быть не может. Такой ребенок не проявит особого интереса к посторонним предметам и взрослым. Скорее всего он просто будет плаксивым и раздражительным.

Между собой, ровестники пока играть не могут и общаться вербально тоже. Чаще всего, сверстники 2-3 лет играют рядом друг с другом, а не вместе.Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок взял игрушку, которая интересует и меня; другой ребенок привлек на себя вниманиезначимого для меня взрослого; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть.

Именно в этот период начинают проявляться впервые такие качества личности, как ответственность, самостоятельность, настоячивость, целеустремленность и инициативность. А значит, давайте ребенку больше свободы, страйтесь не делать за него то, с чем он может справиться сам (деже если у него это пока плохо получается). Приучайте к отвественности,например, напоминайте собирать за собой игрушки, мыть руки до еды, переодеваться после улицы и пр. Не присикайте его любопытство. Если ребенку нравится рассматривать снежинки в окне, мыть посуду, задувать свечи по сотому кругу — дайте ему такую возможность. Значит для него это сейчас важно и значимо. Если присекать такие порывы бесконечно, особенно фразой «ты еще маленький, у тебя не получится», и делать все вместо ребенка, то через пару лет Вы будете счастливыми обладателями тре- четырехлетнего «младенца», который совершенно беспомощен, капризен и совершенно несамостоятелен. ( я уже молчу про того взрослого, который вырастет из такого ребенка. скорее всего он просто будет плыть потечению сслыясь на судьбу в своих неудачах, не проявлять никакого интереса в собственном развитии и карьерном росте)Кроме того, начиная с двух лет, очень легко приввается музыкальность, чувство ритма, грамотность, эстетическое воспитание. Дети впитывают в себя все как губки и именно от того,что Вы в них заложете зависит то, какими они вырастут.

Ниже приведены основные требования касательно психо-физиологического развития ребенка в возрасте от 2х до 3х лет.

  • Логическое мышление. Ребенок должен уметь выполнять простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия, а также рисовать, строить, составлять простые пазлы и кубики с картинками.
  • Развитие речи . Ребенок после двух лет должен оперировать словарным запасом около ста слов, еще не вполне четко произносимых;к трем годам в речи присутствует 1200-1500 слов и более, начинает склонять слова; уже умеет составлять короткие рассказы об окружающей обстановке,ребенку понятны фразы или рассказы взрослого о том, что не находится в поле его зрения. Ребенок разучивает простенькие стишки и потешки.
  • Окружающий мир . Ребенок должен знать части тела и лица, уметь называть что, плавает, летает и ездит.
  • Навыки обихода . Ребенок должен уметь спускаться и подниматься по лестнице, одеваться и раздеваться, самостоятельно ходить на горшок, ходить задом наперед, сохранять равновесиена перекладине, рисовать вертикальную линию, резать бумагу держа ножницы одной рукой, мыть и вытирать руки.
  • Воображение . Малыш должен уметь показать как мышка на цыпочках тихонько бегает, зайка прыгает, мишка косолапый переваливается с ноги на ногу, повторять и другие элементарные действия, которые он где-то видел.
  • Внимание . В этом возрасте внимание ребенка считается еще рассеянным и это норма. Но, ближе к трем годам, ребенок уже может неотрывно сосредоточить свое внимание в течении12-15 минут.
  • Память . Помимо развития слуховой памяти в виде разучивания стишков, ребенок уже может вспомнить что было пару часов назад, вчера, в зоопарке на выходных и т.д.

До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не может сосредоточиться или запомнить – он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с детьми до пяти лет методов и приемов. Ребенок 3-5 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры с взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п. Вы увидите, что эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет, потому что успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.

Другая важная особенность детей 3-5 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности и недостаточная сформированность механизмов физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоят неудобная обувь, резинка колгот или пояса брюк, ленты и резинки в прическе, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т.п. Педагог должен быть уверен, что каждому ребенку в данный момент времени комфортно и его ничто не беспокоит. Общение носит ситуативно-личностный характер: каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Взрослый необходим ребенку в первую очередь как источник помощи и защиты. Это обусловливает кратковременность предлагаемых форм обучения и то, что все они позволяют воспитателю говорить понемногу, но как бы с каждым ребенком в отдельности, и не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Мы уже отмечали ту особенность, что обучаться ребенок будет только от того взрослого, которому он доверяет и симпатизирует.

Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания приятному взрослому. Таким образом, ребенок может обучаться начальным навыкам практического сравнения, определения количества предметов. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Сверстник еще не представляет для ребенка данного возраста особого интереса и воспринимается часто как предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть и т.п. Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, то есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная игра. Очень важно в этом возрасте поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира; значит, взрослый должен создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство. Опыт работы показал, что часть детей имеет и сохраняет при благоприятных условиях интерес и способность видеть красоту в простом сочетании цветовых пятен и линий, в изысканности конструкции независимо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный реальный предмет, может ли быть названа каким-то привычным словом. В этом смысле часть детей, наряду с изобразительной тенденцией, демонстрирует и выразительную тенденцию в своем творчестве – если педагог не ставит своей задачей перевести всех детей на стезю предметно-имитирующего творчества. Для таких детей характерно меньшее стремление к постановке заранее цели своей работы, но зато им присущ большая способность получать наслаждение от процесса творчества и большая свобода в оценке результата, поскольку они не скованы рамками первоначального плана создания предметного изображения. В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:

· наглядно-действенное мышление, интеллектуальное развитие ребенка зависит от того, насколько богата окружающая его развивающая среда, позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;

· речь находится в стадии формирования;

· обучение эффективно только на фоне психоэмоционально-комфортного состояния ребенка;

· внимание, мышление, память непроизвольны.

Вы здесь

Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых.

В раннем детстве ребенок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. Перед дошкольником «открывается» мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок-предмет-взрослый.

Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Спектр его деятельности значительно расширяется.

Все виды деятельности дошкольника объединяет их моделирующий характер. Дети моделируют взаимоотношения людей, когда разыгрывают какой-либо сюжет в игре.

Они создают модели, отражающие взаимосвязи между предметами, когда используют заместители вместо реальных предметов. Рисунок является наглядной моделью изображаемого объекта или ситуации. Создаваемые конструкции представляют объемные модели предметов.

В то же время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, то есть по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности малыша. В игре взрослый, его общественные функции, отношения к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, ее действенному воплощению дошкольник усваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам.

Близко к игре стоят продуктивные виды деятельности. В них окружающая действительность опосредуется в форме представления ребенка о предметах и ситуациях.

В бытовой деятельности, связанной с выполнением режимных процессов, ребенок действует в реальной ситуации так же, как и взрослый.

В различных видах труда, доступных дошкольнику, он становится непосредственным сотрудником взрослого, как и в бытовой деятельности. И в тоже время ребенок вступает в отношения со взрослым через социально значимый результат своего труда.

В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения со взрослым прежде всего за счет овладения речью, которая выводит коммуникативные контакты за пределы конкретной ситуации, расширяет их границы. Теперь общение происходит по поводу познавательных, нравственных, личностных проблем. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков.

Ведущим видом деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции.

Таким образом, дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. Главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Если ребенок в конце раннего детства говорит: «Я большой», — то дошкольник к 7 годам начинает считать себя маленьким. Такое понимание основано на осознании своих возможностей и способностей.

Ребенок понимает, что для того, чтобы включиться в мир взрослых, необходимо долго учиться. Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию, то есть пойти в школу, выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность — учебную.

В дошкольном детстве значительные изменения происходят всех сферах психического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно-целевая.

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л. А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия.

В познавательной сфере главным достижением является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический абрис детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой природы, растительного и животного мира.

В сфере развития личности возникают первые этические инстанции, складывается соподчинение мотивов, формируется дифференцированная самооценка и личностное сознание.

Время летит незаметно и вот крохе уже исполнилось 3 годика. Он повзрослел и поумнел, с ним уже проще договориться. Сейчас наступает серьезный период – начинает формироваться личность. Важно не упустить момент и заложить прочный фундамент.

Психологические особенности детей 3 лет

В данном возрасте сознание детей меняется и они начинают воспринимать себя как личность. В связи с этим родители могут сталкиваться с некоторыми трудностями.

У малышей возникает желание самостоятельно управлять своей жизнью. Они попадают в нелегкое положение, так как с одной стороны дети стремятся делать все сами, отвергая помощь близких, а с другой – продолжают тянуться к родителям, понимая, что не могут обойтись без их заботы. Это может стать причиной неуравновешенного поведения, протестов, упрямства, истерик и даже вспышек агрессии.

В этот период взрослым важно с уважением относиться к ребенку, дать ему осознать ценность собственного мнения, вкусов и интересов. Необходимо поддерживать его стремление к самореализации и предоставить ребенку возможность для выражения индивидуальности, ведь он уже четко понимает, что он хочет.

Психология развития ребенка 3 лет

Также психологические особенности ребенка 3 лет заключаются в неуемной любознательности и активности. Он чаще задает вопросы «почему?» и «зачем?». Ребенку интересно абсолютно все, ведь до этого он знакомился с окружающим миром, а теперь хочет его понять. Уровень развития ребенка 3 лет определяется тем, насколько рано он начнет задавать подобные вопросы – чем раньше, тем полноценнее умственное развитие. Родителям важно поддерживать любознательность ребенка и помогать ему познавать мир.

Трехлетний возраст является лучшим периодом для развития детей с помощью игр, например, лепки, рисования и конструирования. Это благоприятно отразится на формировании памяти, восприятия, речи, усидчивости и мышления.

Дети этого возраста становятся более восприимчивыми к критике, порицаниям и сравнениям с другими. Для них важна поддержка и оценка их деятельности, это оказывает влияние на формирование самооценки. Родителям нужно научить ребенка преодолевать трудности, помогая ему достичь положительных результатов.

Эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Малыш начинает радоваться, если у него получается что-то сделать, и огорчаться, если не выходит. Он проявляет гордость за себя и за близких, например, «мой папа самый смелый», «я лучше всех прыгаю».

У него вызывают эмоции красивые и некрасивые вещи, он отмечает между ними разницу и оценивает их. Он замечает радость, недовольство, огорчение окружающих. Может сопереживать персонажам при просмотре мультфильмов или прослушивании сказок: сердиться, печалиться и радоваться.

Кроха может испытывать чувство стыда или огорчения. Знает, когда провинился, переживает, когда его ругают, может долго обижаться за наказание. Понимает, если кто-то другой поступает плохо и дает этому отрицательную оценку. Ребенок может проявлять чувство ревности или заступаться за других.

Речевое развитие ребенка 3 лет

В данном возрасте дети уже хорошо разговаривают, могут высказываться и понимать, чего от них хотят. Если у двухлетних детей речь может развиваться по-разному, и к ней нет требований, то развитый трехлетний ребенок должен обладать некоторыми умениями.

Речевые особенности детей 3 лет:

  • Малыш должен уметь назвать по картинкам животных, одежду, предметы быта, растения и технику.
  • Должен о себе говорить «Я», а употреблять местоимения: «мое», «мы», «ты».
  • Должен уметь разговаривать простыми фразами, состоящими из 3-5 слов. Начинать соединять две простые фразы в сложное предложение, например, «когда мама закончит уборку, мы пойдем гулять».
  • Вступать в диалоги с взрослыми и детьми.
  • Должен уметь рассказать о том, что он делал недавно и чем он занимается сейчас, т.е. вести разговор, состоящий из нескольких предложений.
  • Должен уметь отвечать на вопросы по сюжетной картинке.
  • Должен отвечать, как его зовут, называть фамилию и возраст.
  • Посторонние должны понимать его речь.

Психология развития ребенка 3 лет

Физическое развитие ребенка 3 лет

Из-за ускоренного роста происходит изменение пропорций тела, дети становятся более стройными, заметно меняется их осанка и форма ног. В среднем, рост трехлетних детей составляет 90-100 сантиметров, а вес 13-16 – килограммов.

В этом возрасте ребенок умеет выполнять и совмещать разные действия. Он умеет перепрыгивать через линию, перешагивать через препятствие, спрыгивать с небольшой высоты, стоять на носках несколько секунд, самостоятельно подниматься по лестнице. Малыш должен уметь есть вилкой и ложкой, обуваться, одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы. Уровень развития ребенка 3 лет должен позволять ему самостоятельно регулировать физические потребности – своевременно ходить в туалет, при этом усаживаясь, раздеваясь и одеваясь.

Психология развития ребенка 3 летДошкольный возраст — период от 3 до 7 лет.

В это время детский организм и нервная система начинают развиваться активнее.

Ребенок становится более самостоятельным, его отношения со взрослыми начинают постоянно расширяться.

  1. Ведущие потребности дошкольника
  2. Ключевые особенности психологии дошкольного возраста
  3. Как помочь развивать психологические процессы?
  4. Полезное видео

Ведущие потребности дошкольника

В процессе своего развития ребенок в дошкольном возрасте сталкивается с рядом противоречий, которые возникают на фоне новых потребностей. В этом возрасте малыш имеет следующие ведущие потребности:

  • получение новых впечатлений;
  • двигательная активность;
  • общение.

Общаясь с людьми ребенок постоянно открывает для себя новые знания и умения. Получение социального опыта происходит посредством инициативного восприятия, а не пассивным методом.

Новые впечатления способствуют развитию познавательных способностей ребенка. Изучение реального мира развивает любопытство. У дошкольников старшего возраста постепенно начинает появляться интерес к обучению.

В это время следует обращать особое внимание на психологическое развитие ребенка. Заторможенность может быть вызвана следующими факторами:

  • поведенческие отклонения — враждебность, вранье;
  • эмоциональной-личностные проблемы — чувство страха, плохое настроение и повышенная тревожность;
  • неврологические отклонения — нарушение режима сна, быстрая утомляемость;
  • проблемы с общением — чрезмерная обидчивость, отстраненное, постоянное желание быть лидером;
  • отсталость в интеллектуальном развитии — неспособность концентрации внимания, сложности с пониманием нового материала.

При наличии таких проблем родители должны скорректировать поведение малыша, больше заниматься с ним и следить за его развитием. В противном случае, в дальнейшем могут возникнуть отклонения в познавательной и мыслительной-психических процессах.

Ключевые особенности психологии дошкольного возраста

Психология развития ребенка 3 летХарактерная особенность дошкольного возраста — активное развитие внимания, памяти, речи, и мышления.

В течение всего дошкольного периода у малыша преобладает непроизвольное внимание, которое со временем начинает переходить в произвольное.

Ребенок начинает сознательно удерживать или направлять определенные предметы.

СПРАВКА. Произвольное сосредоточение на чем-то может длится около 30 минут.

Аналогичные процессы происходят с памятью. До 7 лет у детей формируется произвольная зрительная и слуховая память. Под конец дошкольного периода ребенок уже должен иметь наглядно-образное мышление. Начинает активно развиваться логическое мышление.

Это способствует тому, что ребенок учится выделять признаки отдельных предметов, учиться сравнивать их и обобщать. К 6-7 годам у большинства детей уже присутствует диалогическая речь и отдельные виды монологической.

ВАЖНО. Психологическое становление личности тесно связано с самопознанием ребенка.

Психология развития ребенка 3 летК концу дошкольного возраста у малыша уже формируется самооценка.

В ее основе лежит осознание своей успешной деятельности, ободрение взрослых, а также оценка его сверстников.

Ребенок уже способен осознавать какое место он занимает в семье и детском коллективе.

Специалисты рекомендуют играть с ребенком в развивающие игры. Они должны быть направлены на развитие логики, мышления.

В процессе игры формируется также характер малыша. Для дошкольника социально-эмоциональная сторона деятельности является одной из самых важных. В процессе игры он учится сотрудничать, следовать установленным правилам. Важно научить ребенка правильно принимать поражение.

Ближе 7 годам возникает кризис. Главное его проявление — потеря непосредственности. Ребенок начинает манерничать и паясничать.

Как помочь развивать психологические процессы?

Психология развития ребенка 3 летДошкольный период является важным этапов в развитии психологических процессов ребенка.

Родители должны учить ребенка планировать свою деятельность.

В этом случае необходимо использовать воображение как предпосылку для формирования у ребенка внутреннего плана.

Внешний контроль должен осуществляться посредством речи.

Чтобы развить элементы сотрудничества взрослым рекомендуется вести какую-то совместную деятельность.

Это может быть совместное выполнение какого-то простого домашнего дела или приготовление блюда. Особенно это важно для ребят 4-5 лет.

Родители должны развивать у ребенка эмпатийные представления, а также побуждать его к проявлению инициативы в разных видах деятельности.

Полезное видео

Рекомендуем посмотреть видео-лекцию по нашей теме:

Дошкольный возраст — важный период, когда ребенок становится самостоятельным и осознанным. Родители должны помогать развивать и корректировать его интеллектуальные и психологические навыки. Если этого не делать, то возможны проблемы с дальнейшей социализацией и самооценкой.

Ссылка на основную публикацию