Развитие детей 1 2 года

Развитие детей 1 2 года

Рождение ребенка – это самое прекрасное мгновение в жизни каждой семьи. С появлением малыша меняются семейные взаимоотношения, повышается ответственность за нового человечка. Время так стремительно бежит, что зачастую родители не замечают, когда же прошел первый и начался второй год жизни их ребенка, который знаменуется завершением младенчества. На этом этапе родителям важно знать, как должно проходить в норме развитие ребенка 1-2 лет по основным сферам.

Наступает новый период в психофизическом развитии ребенка, который носит название ранний возраст. Данный возрастной период отмечается качественными и количественными изменениями, происходящими с малышом. Знание этих изменений поможет каждому родителю ориентироваться в вопросах развития и быть уверенным, что с ребенком все хорошо.

Если вас интересует развитие ребенка до года вы можете прочесть другую статью журнала «Синьорина».

А вот как развивается ребенок раннего возраста (от 1 до 2 лет):

Физическое развитие ребенка 1 — 2 лет.

Малыш хорошо ходит, бегает, лазает, пытается подпрыгивать, перешагивает через препятствия, лежащие на полу, самостоятельно садится и сидит, бросает и ловит мяч, повторяет за движениями взрослого, например, поднимает руки, наклоняется, захватывает предметы и т.д.

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 1 — 2 лет

  • ребенок 1 — 2 лет знает свое имя и имена своих родителей, дедушек и бабушек, близких тетей и дядей;
  • эмоционально реагирует на общение со взрослыми и детьми, на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей и желаний (смеется, кричит, плачет, капризничает и т.д.);
  • проявляет первые самостоятельны желания (появляются слова «хочу», «не хочу», которые могут быть искажены в произношении, например, «фочу» и т.д.); вступает в игровое взаимодействия с детьми (наблюдает за действиями другого ребенка, подражает его действиям, делится игрушками и сладостями и т.д.);
  • имеет представление о своем внешнем виде.

Познавательное развитие ребенка 1 — 2 лет

  • малыш ориентируется в двух и более контрастных величинах;
  • собирает двух и трехместную матрешку и пирамидку; ориентируется в двух формах, например, шар и куб;
  • экспериментирует с песком, водой, камнями;
  • пытается подобрать путем прикладывания геометрическую форму к соответствующему отверстию грани игрушки, типа «Почтовый ящик»;
  • знает три-четыре цвета;
  • ориентируется в трех разных величинах одной формы, например, шар большой, этот поменьше, а тот — маленький;
  • выполняет несложные просьбы, например, принеси куклу, поставь чашку и т.д.;
  • начинает использовать предметы- заместители (палочка вместо ложки и т.п.);
  • выполняет два-три игровых действия с игрушками, например, поит куклу и укладывает ее спать, подбрасывает и прокатывает мяч и т.д.;
  • называет предметы и людей на картинках, понимает короткий рассказ или сказку, показывает части тела, переворачивает страницы книг и журналов («читает»);
  • рассматривает фотографии и узнает на них близких родственников;
  • в отдельных случаях проявляет смекалку и сообразительность, например, подставляет скамеечку, чтобы залезть на что-то;
  • начинает распознавать вес, температуру и фактуру предметов (тяжелый, горячий, твердый);
  • различает «много» и «один» предметов;
  • знает и называет живые и неживые объекты, погодные явления.

Речевое развитие ребенка 1 — 2 лет

  • ребенок правильно произносит отдельные гласные и согласные звуки, называет основные предметы и действия с ними, использует высказывания из двух-трех слов, например, «мама ня» («мама возьми»), «ляля па» («кукла упала»), «дай ка» («дай камень»), и другое;
  • соотносит слова с предметами, людьми и действиями.

Обратите внимание на развитие мелкой моторики у детей, которое тесно связано с речью.

Развитие детей 1 2 года

Рождение ребенка – это самое прекрасное мгновение в жизни каждой семьи. С появлением малыша меняются семейные взаимоотношения, повышается ответственность за нового человечка. Время так стремительно бежит, что зачастую родители не замечают, когда же прошел первый и начался второй год жизни их ребенка, который знаменуется завершением младенчества. На этом этапе родителям важно знать, как должно проходить в норме развитие ребенка 1-2 лет по основным сферам.

Наступает новый период в психофизическом развитии ребенка, который носит название ранний возраст. Данный возрастной период отмечается качественными и количественными изменениями, происходящими с малышом. Знание этих изменений поможет каждому родителю ориентироваться в вопросах развития и быть уверенным, что с ребенком все хорошо.

Если вас интересует развитие ребенка до года вы можете прочесть другую статью журнала «Синьорина».

А вот как развивается ребенок раннего возраста (от 1 до 2 лет):

Физическое развитие ребенка 1 — 2 лет.

Малыш хорошо ходит, бегает, лазает, пытается подпрыгивать, перешагивает через препятствия, лежащие на полу, самостоятельно садится и сидит, бросает и ловит мяч, повторяет за движениями взрослого, например, поднимает руки, наклоняется, захватывает предметы и т.д.

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 1 — 2 лет

  • ребенок 1 — 2 лет знает свое имя и имена своих родителей, дедушек и бабушек, близких тетей и дядей;
  • эмоционально реагирует на общение со взрослыми и детьми, на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей и желаний (смеется, кричит, плачет, капризничает и т.д.);
  • проявляет первые самостоятельны желания (появляются слова «хочу», «не хочу», которые могут быть искажены в произношении, например, «фочу» и т.д.); вступает в игровое взаимодействия с детьми (наблюдает за действиями другого ребенка, подражает его действиям, делится игрушками и сладостями и т.д.);
  • имеет представление о своем внешнем виде.

Познавательное развитие ребенка 1 — 2 лет

  • малыш ориентируется в двух и более контрастных величинах;
  • собирает двух и трехместную матрешку и пирамидку; ориентируется в двух формах, например, шар и куб;
  • экспериментирует с песком, водой, камнями;
  • пытается подобрать путем прикладывания геометрическую форму к соответствующему отверстию грани игрушки, типа «Почтовый ящик»;
  • знает три-четыре цвета;
  • ориентируется в трех разных величинах одной формы, например, шар большой, этот поменьше, а тот — маленький;
  • выполняет несложные просьбы, например, принеси куклу, поставь чашку и т.д.;
  • начинает использовать предметы- заместители (палочка вместо ложки и т.п.);
  • выполняет два-три игровых действия с игрушками, например, поит куклу и укладывает ее спать, подбрасывает и прокатывает мяч и т.д.;
  • называет предметы и людей на картинках, понимает короткий рассказ или сказку, показывает части тела, переворачивает страницы книг и журналов («читает»);
  • рассматривает фотографии и узнает на них близких родственников;
  • в отдельных случаях проявляет смекалку и сообразительность, например, подставляет скамеечку, чтобы залезть на что-то;
  • начинает распознавать вес, температуру и фактуру предметов (тяжелый, горячий, твердый);
  • различает «много» и «один» предметов;
  • знает и называет живые и неживые объекты, погодные явления.

Речевое развитие ребенка 1 — 2 лет

  • ребенок правильно произносит отдельные гласные и согласные звуки, называет основные предметы и действия с ними, использует высказывания из двух-трех слов, например, «мама ня» («мама возьми»), «ляля па» («кукла упала»), «дай ка» («дай камень»), и другое;
  • соотносит слова с предметами, людьми и действиями.

Обратите внимание на развитие мелкой моторики у детей, которое тесно связано с речью.

Все для раннего Развития Детей

Страницы

  • Главная страница
  • Дети до 1 года
  • Дети от 1 до 2 лет
  • Дети от 2 до 3 лет
  • Дети от 3 до 4 лет
  • Дети от 4 до 5 лет
  • Дети от 5 до 7 лет
  • Мир Вокруг Нас
  • Здоровье Детей
  • Математика-Логика
  • Азбука-Грамматика
  • Английский для Детей
  • Развивающие КНИГИ
  • Развивающие Игрушки
  • Раскраски
  • Сайт

Дети от 1 до 2 лет

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 1 до 2 лет.

Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.

В данном разделе «Дети от 1 до 2 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.

Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.

Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 1 до 2 лет должен уметь:

1.Ребенок должен уметь складывать башню или дом из 4-6 кубиков
2. Ребенок дожжен стремится разобрать на части или разломать предмет, чтобы изучить его (проявление исследовательской позиции)

Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 1 до 2 лет должен уметь:

1.Ребенок должен уметь произносить простые слова
2. Ребенок должен уметь называть всех членов семьи по именам.

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 1 до 2 лет должен уметь:

1.Ребенок должен знать части тела и лица.

Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 1 до 2 лет должен уметь:

1. Ребенок должен проситься на горшок.
2. Ребенок должен уметь вставать на ножки без посторонней помощи, самостоятельно ходить,
3. Ребенок должен уметь пить из чашки и пытаться есть самостоятельно.
4. Ребенок должен понимать требования родителей
5. Ребенок должен уметь ударить по мячу ногой.
6. Ребенок пытается подражать другим детям или взрослым.
7. Ребенок дает игрушку в ответ на просьбу.
8. Ребенок умеет открывать ящики

Читайте также статью для Родителей Что нужно знать о Развитии Ребенка.

Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйте пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.

Все для раннего Развития Детей

Страницы

  • Главная страница
  • Дети до 1 года
  • Дети от 1 до 2 лет
  • Дети от 2 до 3 лет
  • Дети от 3 до 4 лет
  • Дети от 4 до 5 лет
  • Дети от 5 до 7 лет
  • Мир Вокруг Нас
  • Здоровье Детей
  • Математика-Логика
  • Азбука-Грамматика
  • Английский для Детей
  • Развивающие КНИГИ
  • Развивающие Игрушки
  • Раскраски
  • Сайт

Дети от 1 до 2 лет

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 1 до 2 лет.

Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.

В данном разделе «Дети от 1 до 2 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.

Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.

Логическое мышление
-Развитие Мышления, Памяти, Внимания
Ребенок в возрасте от 1 до 2 лет должен уметь:

1.Ребенок должен уметь складывать башню или дом из 4-6 кубиков
2. Ребенок дожжен стремится разобрать на части или разломать предмет, чтобы изучить его (проявление исследовательской позиции)

Развитие Речи
Ребенок в возрасте от 1 до 2 лет должен уметь:

1.Ребенок должен уметь произносить простые слова
2. Ребенок должен уметь называть всех членов семьи по именам.

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 1 до 2 лет должен уметь:

1.Ребенок должен знать части тела и лица.

Навыки обихода
Ребенок в возрасте от 1 до 2 лет должен уметь:

1. Ребенок должен проситься на горшок.
2. Ребенок должен уметь вставать на ножки без посторонней помощи, самостоятельно ходить,
3. Ребенок должен уметь пить из чашки и пытаться есть самостоятельно.
4. Ребенок должен понимать требования родителей
5. Ребенок должен уметь ударить по мячу ногой.
6. Ребенок пытается подражать другим детям или взрослым.
7. Ребенок дает игрушку в ответ на просьбу.
8. Ребенок умеет открывать ящики

Читайте также статью для Родителей Что нужно знать о Развитии Ребенка.

Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйте пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.

5 способов побудить ребенка начать ходить

Все мамы и папы с особым нетерпением ждут того момента, когда их малыш наконец пойдет. Конечно, всему свое время: одни дети активно пробуют это делать уже в 9 месяцев, другие — спокойно ждут и начинают топать только после года. Но если ваше нетерпение велико, и вы ждете-не дождетесь первого шага своего ненаглядного чада, мы готовы поделиться секретами, как ускорить этот процесс.

Скажи «мама»: 5 способов разговорить ребенка-молчуна

Вот уже пройден первый возрастной рубеж, задута первая свечка на именинном тортике, а он все молчит и никак не желает порадовать семью первыми словами и не понимает, как сильно вам хочется, чтобы малыш поскорее перешел от «агу-агу» к «ма-ма» и «па-па»! Что ж, простые советы помогут вам разговорить кроху и расширить его словарный запас.

Из паиньки в бунтари: 5 главных кризисов взросления и что о них нужно знать

Педагоги уверены — часто плохое поведение ребенка провоцируют родители. А все потому, что не готовы смириться с тем, как быстро растет их малыш.

Приучаем малыша к горшку: 12 советов психолога

Обычно душу разрывают сразу два противоречивых желания. С одной стороны, хочется поскорее отказаться от подгузников. Но каждый ребенок развивается в своем темпе, и не каждая мама физически настолько крепка, чтобы держать младенца над унитазом в общей сложности по три часа в день.

Есть ли повод для паники: что делать, если ребенок немного отстает от нормы

Мы, родители, все одинаковы. Если нам кажется, что драгоценный отпрыск хоть в чем-то уступает другим, — повод бить тревогу! Почему же мы так беспокоимся о том, чтобы наш ребенок непременно вписывался в стандарты развития, а еще лучше — и опережал бы сверстников по всем показателям?

Ранние дети: хорошо ли, если ребенок делает первые шаги до года

Малышу едва исполнилось 9 месяцев, а он уже встает на ножки и пытается делать первые шажки. Придется учиться соответствовать его ритму, не пугаясь быстрых перемен, но и не торопя события.

Методика Монтессори: самые скандальные мифы

Методика Монтессори построена на принципах свободного выбора и самостоятельности, а современным родителям очень близки эти идеи. Несмотря на это, вокруг популярной доктрины и ее основательницы упорно ходят самые разные слухи.

Автономный ребенок: методы Монтессори, которые можно применять дома

Методика Монтессори не ограничивается педагогическими приемами, которые применяются исключительно в частных Монтессори-садах. Хотите вырастить автономного и ответственного человека — возьмите эти советы на вооружение.

Без него не будет слов: как развивать фонематический слух

Фонематический слух очень важен для ребенка. Без него нельзя отличить один звук речи от другого, правильно воспринимать слова и правильное их понимать. Специалисты советуют развивать такой слух у малыша с первых дней жизни.

Ребенок раздает игрушки: чем может быть опасна детская щедрость

На прогулке малыш ревностно охраняет свое «добро», игнорируя ваши предложения поделиться с коллегой по песочнице? Почему в возрасте двух-трех лет ребенка невозможно заставить одолжить игрушку товарищу? И стоит ли пытаться?

Ребенок влюбился: 5 неправильных реакций родителей

Настает момент, когда мы узнаем: наш ребенок влюблен. Разумеется, мы предполагали, что однажды услышим от него эти слова, но не так рано! И как на это прикажете реагировать? Сегодня мы поговорим о 5 самых распространенных ошибках, которые в этой деликатной ситуации совершают большинство родителей.

Малец-творец: как выбрать вид творчества для ребенка

Ребенку легко и приятно заниматься любым видом творчества, потому что в основе творчества всегда есть игра.

Учим ребенка различать цвета: почему это на самом деле важно

Для развития малышу необходимо научиться различать цвета, ведь процесс восприятия очень тесно связан с особенностями мышления и фантазии. Как помочь ему в этом?

Первые три года: как развивается интеллект малыша, начиная с рождения

Развитие ребенка в первые три года — процесс непростой. О связи пространственного восприятия и развития интеллекта рассказывает наш эксперт.

Секреты пластилина: как выбрать, как сделать самим, и что лепить

Пластилин был и остается «средством номер один» для детского развития и беспроигрышным вариантом, когда нужно чем-то занять ребенка. Как выбрать готовую массу, как сделать собственный безопасный пластилин, что лепить с малышами разного возраста, — рассказываем.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 9
  • Следующая
  • О проекте
  • Правила пользования сайтом
  • Условия цитирования
  • Пользовательское соглашение
  • Правила участия в конкурсах
  • Карта сайта

«Сетевое издание «Parents.ru (Родители.ру)» Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС77-63511, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 ноября 2015 года 16+.

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Елена Михайловна Красникова

Copyright (с) ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг», 2021.

Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.

Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА ДО 2 ЛЕТ

Возрастные особенности ребенка от года до 2-х лет.

К 1 году и 3-м месяцам, ребёнок самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнить простые просьбы взрослого (накормить куклу, построить домик и т.п.), правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их.

Начинает активно употреблять облегчённые слова (собака – «ав-ав», машина – «би-би» и т.д.), может перешагивать через предметы, лежащие на полу, бегать, держать чашку при питье, более умело пользуется ложкой.

Полуторагодовалый малыш нанизывает кольца пирамидки, складывает башню из кубиков, знает почти все свои игрушки и подаёт их по просьбе. Родители должны регулярно высаживать ребёнка на горшок – каждый раз перед сном и после сна, после еды, перед прогулкой и после неё. За успех можно похвалить, но делать строгий выговор за мокрые штанишки, настойчиво удерживать на горшке, требуя результата, и гневиться за его отсутствие, не следует. Это вызывает у ребёнка негативную реакцию и может способствовать развитию упрямства.

На втором году жизни у ребёнка заметно меняется характер. Он начинает проявлять повышенный интерес к окружающим предметам, старается заглянуть во все уголки квартиры, залезть в ящики стола или шкаф. Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету. Это вызвано тем, что у ребёнка ещё не выработались определённые модели поведения и в некоторых случаях, когда ему говорят слово «нельзя», он просто не знает как нужно себя повести, поэтому продолжает шкодить.

В 1 год и 9 месяцев ребёнок толкает мяч ногой, поднимается по лестнице, отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок. В его словаре около 20 слов. Предпринимает самостоятельные попытки одеваться и раздеваться.

В 2 года ребёнок бросает мяч из-за головы, использует короткие предложения, понимает определяющие предлоги (на, под, рядом, сзади). Может называть своё имя, говоря о себе. Ребёнок умеет самостоятельно есть, расстёгивает большие пуговицы, моет и вытирает руки, охотно играет в простые игры, с помощью взрослого чистит зубы. На этом этапе развития нужно обогатить мир ребёнка развивающими игрушками, они способствуют развитию интеллекта, творческих задатков и абстрактного мышления.

Не буду, не хочу! Послушание – одно из слагаемых воспитания. С его помощью взрослые пытаются уберечь ребенка от ошибок, передают собственный жизненный опыт, помогают избежать опасных поворотов. И нередко отказы малыша подчиняться взрослые воспринимают как «вызов». Но период отрицания – неизбежная фаза развития крохи: от нее зависят будущие его волевые качества.

«В полтора года Гера превратился в «нехочуху». Я предлагаю ему банан, любимое лакомство, − он убегает с криком: «Не хочу!». Пытаюсь умыть − вырывается, упорно твердя: «Неть-неть!». Даже на утреннее приветствие отвечает недовольным отрицанием». (Галина, мама Германа 1 г. 7 мес.)

В возрасте 1,5−2 лет происходит скачок в физическом и умственном развитии ребенка. Малыш уже понимает значение многих слов, учится говорить, объясняться с окружающими. Одним из первых в словарном запасе ребенка появляется слово «нет», имеющее ярко выраженную отрицательную окраску. Дети рано осознают, что с помощью этого короткого слова, несущего сильный эмоциональный заряд, способны донести до взрослых свое мнение. Примерно в этот же период у детей (у некоторых позже – около 3 лет) наступает так называемый «возраст систематического отказа», когда малыш к месту и не к месту начинает отнекиваться, отказываясь даже от любимых блюд или желанной игрушки. Иногда складывается впечатление, будто ребенок больше не нуждается в одобрении родных, а, наоборот, всячески пытается рассердить родителей, делает все наперекор, провоцируя конфликт: мама предлагает почитать книжку − кроха кричит: «Гулять!», но стоит маме убрать книгу и начать собираться, как ребенок кидается с криками: «Почитай!». Родители нередко списывают такие проявления на «испортившийся характер», «дурную наследственность», «плохое воспитание».

Отказы ребенка нужно воспринимать спокойно: нервная реакция усугубляет ситуацию. Однако дело в том, что примерно в 2−3 года у детей формируются волевые качества, стремление к независимости, самостоятельности, которое знаменитый психолог Эрик Эриксон назвал «автономией». Дети перестают нуждаться в чрезмерной заботе со стороны взрослых и хотят сами делать выбор. Зачастую ребенок еще не способен грамотно выразить свои желания и, чаще всего, даже не может разобраться в своих чувствах и переживаниях и потому, раздираемый противоречиями, начинает все отрицать, от всего отказываться. Однако именно такое «взбалмошное» поведение говорит о нормальном психическом развитии малыша. Ребенок по-прежнему нуждается в признании взрослых, хочет заслужить похвалу, но при этом стремится выделиться, обрести собственное «я». Поэтому родителям не стоит сердиться на малыша, а следует «расширить жизненное пространство», предоставить возможность выбора.

Чрезмерные ограничения, постоянные запреты, пренебрежение к достижениям ребенка лишь закрепляют строптивое поведение. Возбудимые дети могут впадать в истерику, валиться на пол, стучать ногами, рыдать. Однако родителям важно не поддаваться на провокацию, но в то же время «ослабить вожжи», снять часть запретов и предоставить малышу определенную свободу. Разумеется, при этом взрослые могут (и должны) направлять ребенка, но аккуратно, незаметно, без давления.

Источник: психолог Лариса Захарова

Журнал «Счастливые родители», №135.

Список использованной литературы:

1. Ахмылова, Н. Сыпь песочек, лей водичку / Н. Ахмылова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 8. – С.66-68.

2. Забегайлова, С. Какую книжку купить ребенку? / С. Забегайлова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 1. – С.70-71.

3. Карельская, Е. Г. Речистые наши малыши / Е. Г. Карельская // Лиза. Мой ребенок. –2007. – N 9. – С. 134-136.

4. Матушкина, О. Я – знайка! / О. Я. Матушкина // Лиза. Мой ребенок. – 2008. – N 5. – С. 118-123.

5. Павлова, Л. Педагогика для самых маленьких : девятый месяц / Л. Павлова // 9 месяцев. – 2010. – N 9. – С.90-98.

6. Павлова, Л. Педагогика для самых маленьких : восьмой месяц /Л. Павлова // 9 месяцев. – 2010. – N 8. – С.82-87.

7. Смирнова, Е. Мария Монтессори : система дошкольного воспитания / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2007. – N 2. – C. 110-114.

8. Шибанова, А. Ай да наши пальчики! / А. Шибанова // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 7. – С.142-144.

9. Я хочу быть умницей // Лиза. Мой ребенок. – 2007. – N 2. – С.86-91.

Развитие детей 1 2 года

В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.

Физическое развитие годовалого ребенка

Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.

Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Развитие детей 1 2 года

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.

Психомоторное развитие в 1 год

Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:

  • Открывать и закрывать двери, шкафы;
  • Выдвигать ящики;
  • Зачерпывать воду;
  • Собирать пирамидки из 2-3 колец;
  • Строить башни из 2 кубиков;
  • Складывать вещи в коробку;
  • Играть с сортерами;
  • Бросать мячик;
  • Катать мяч по полу;
  • Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.

В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.

Развитие детей 1 2 года

Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка

Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.

Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.

Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.

Развитие детей 1 2 года

Навыки самообслуживания

Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.

1 год — 1год 3 месяца
Появляется большой познавательный интерес к окружающим предметам, вещам, игрушкам. Может самостоятельно, хотя и не очень аккуратно, есть ложкой нежидкую пищу. Во время игры воспроизводит действия, которым обучен, при этом лепечет, проявляет положительные эмоции отдельными возгласами и словами. Понимает и знает много слов, словарный запас увеличивается. Во время ходьбы часто меняет положение туловища — приседает, наклоняется, бежит, поворачивается, останавливается. Может влезть на лесенку высотой 1 м, слезть с нее приставным шагом, перелезть через бревно. Бросает двумя руками средних размеров мяч

1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев
Хорошо ходит, умеет перешагивать приставным шагом через препятствия, понимает много слов. С желанием рассматривает картинки, умеет закрывать двери, хорошо понимает приказания, выражает свое согласие или несогласие, предпочитает быть среди людей. Перешагивает через лежащую на полу палку, перелезает через бревно, бросает одной рукой мяч на расстояние 50 см. Бросает одной рукой маленькие мячи в крупную цель, расположенную на расстоянии до 40 см, поднимается, не держась руками, на высоту 10 см и опускается с нее. Может подолгу играть

1 год 6 месяца — 1 год 9 месяцев
Возрастает интерес к общению со взрослыми, просит дать ему различные предметы, отвечает на простые вопросы двухсловными предложениями. Во время игры копирует движения родителей, с удовольствием рассматривает картинки, слушает детские песенки и стишки. Различает понятия «большой», «маленький». Может подняться вверх и спуститься вниз по наклонной доске длиной 2 м, приподнятой одним концом на 20—25 см от пола, влезать на стремянку высотой 1,5 м и слезать с нее приставным шагом. Перепрыгивает через веревку, приподнятую над полом на 15—18 см от пола. Бросает маленькие мячи одной рукой в цель, находящуюся на уровне груди, на расстояние 50—70 см. Поднимается на высоту 15 см и спускается с нее

1 год 9 месяца — 2 год 0 месяцев
Понимает почти все, что говорят родители. К концу 2-го года жизни должен уметь произносить до 200—300 слов, разговаривать двух-трех-словными предложениями. Умеет задавать вопросы «что?», «где?», «куда?» Различает форму предмета, имеет представление о размере и расстоянии, окончательно знакомится с окружающими предметами, их назначением, а также с частями своего тела. При помощи взрослых может сам раздеться и одеться, появляются черты самостоятельности. В состоянии преодолеть на пути различные прелятствия (ямку, камень, палку) не приставным, а чередующимся шагом.

2 год 0 месяца — 2 год 6 месяцев
Употребляет предложения, состоящие не менее чем из 3 слов. Может подбирать фигуры разной геометрической формы, а также различать их по цвету (красный, синий, зеленый, желтый). Поднимается по наклонной доске, приподнятой одним концом на 30 см над полом, влезает на табурет высотой 20 см, перешагивает через палку, приподнятую на 20— 30 см над полом, взбирается на стремянку на высоту 1,5 м, бросает мяч одной рукой в цель диаметром 50—60 см на расстояние 80—100 см. Координация движений совершенствуется, ребенок становится более ловким и подвижным. Проявляет самостоятельность при кормлении, одевании — раздевании, в игре, на прогулке.

2 год 6 месяца — 3 год 0 месяцев
Моет руки перед едой, самостоятельно ест, одевается и раздевается. Умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки и пояс. Лепит и рисует, самостоятельно играет. Полностью осознает свое «я». Различает все цвета, узнает предметы по картинкам. Запас слов на 3-м году жизни возрастает до 500 —700. Поднимается и опускается по наклонной доске шириной 15 см, длиной 2 м, приподнятой одним концом на 30—35 см от пола, влезает на табурет высотой 25 см, перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на 30—35 см, бросает большой мяч на расстояние 70—100 см. Ходит по доске шириной 15 см, горизонтально расположенной на высоте 30—35 см от пола

Физиологическое развитие ребёнка в 1 год и 2 месяца

В начале второго года жизни некоторые малыши уверенно ходят без чьей-либо помощи. Если этого не происходит – не расстраивайтесь. Многие дети вплоть до 15-го месяца делают неуверенные шаги, все еще опираясь на предметы мебели. Но все же потом малыши осваивают ходьбу очень резво.

Развитие детей 1 2 года

Ребёнок в 1 год и 2 месяца уверенно берёт и держит предметы, у него улучшается мелкая моторика. Это период желания ребёнка засунуть свои пальчики везде, поэтому следите за безопасностью любопытного крохи. Очень важно в этот период поставить заглушки на все розетки – чтобы малыш ненароком не засунул туда пальчики. Также стоит убрать в недоступные для ребёнка места клетки с животными, куда неугомонный малыш может просунуть палец между прутьями. Так развивается моторика его пальцев, его ладошки, укрепляются мышцы рук и развиваются двигательные навыки. В связи с тем, что происходит развитие вестибулярного аппарата ребёнка, он активно мотает головой, может даже кружиться вокруг себя. Даже если малыш падает, то он должен самостоятельно подниматься на ножки.

В этом возрасте у ребёнка обычно уже срастаются кости черепа и закрывается родничок.

Речевое развитие ребёнка в 1 год и 2 месяца пока ограничено односложными словами и звуками, но хорошо понимает речь окружающих, выполняет просьбы. Малыш зовёт маму и папу, называет домашних животных по кличкам, может выражать свои просьбы типа «дай» и «на». Ребёнок в этом возрасте обычно знает понятия – горячо-холодно, мягкое-твердое, колючее-гладкое, сухое-мокрое.

Питание ребёнка в 1 год и 2 месяца

В начале второго года жизни ребёнка нужно постепенно переводить на трёхразовое питание: завтрак, обед и ужин. Между завтраком и обедом можно давать ребёнку фруктовый сок, а между обедом и ужином – полдник. На ночь – молоко или кисломолочный продукт.

В начале второго года жизни в рацион ребёнка можно начать вводить белое мясо, а также делать паштет из субпродуктов с добавлением только соли. Из привычных видов мяса делайте рубленые котлеты и другие разнообразные блюда – чтобы малышу было интересно пробовать новое и он без капризов ел мясо, которое так необходимо ему для роста. Разумеется, никаких пряностей и приправ в детской еде быть не должно. В качестве питья малышу можно давать кисели, компоты, воду, соки, молочные и кисломолочные продукты.

На втором году жизни малышу всё ещё противопоказаны любые колбасные изделия, а также копчёное мясо, даже в том случае, если оно первосортное и нежирное. Все эти продукты содержат пряности, которые противопоказаны маленькому ребёнку. По той же причине детям в начале второго года жизни нельзя есть маринованную, солёную и сушёную рыбу.

На втором году жизни, если вы даже отлучили ребёнка от груди, хотя бы эпизодические кормления грудью будут отличной помощью в поддержании крепкого здоровья малыша. Поэтому не отказывайте малышу в кормлении грудью хотя бы раз в несколько дней.

Особенности воспитания ребёнка в 1 год и 2 месяца

В этом возрасте он очень любит есть вместе со всеми. Процесс еды должен стать для него интересным занятием. Развитие детей 1 2 годаЧасто малыш играет с едой, раскидывает её, но вы не должны ругать его за это.

Если вы видите, что у него не получается есть самостоятельно – ни в коем случае не делайте всё за него. Вы можете помочь лишь в крайнем случае, например, если ребёнок уронил ложку и не может её поднять, так как крепко сидит в детском стульчике. Так вы воспитываете в нём самостоятельность и проявляете уважение к нему как к личности.

Когда малыш прижимается к вам в поиске защиты – ни в коем случае не прогоняйте его. Обнимите его, погладьте по голове и успокойте – в этом возрасте для ребёнка очень важно чувствовать близость родных.

Малыши в 1 год и 2 месяца способны стремительно передвигаться по квартире, вытаскивать всё из шкафов и устраивать беспорядки, при этом плохо концентрируя внимание на одной деятельности. Кроме того, в характере ребёнка начинают прослеживаться бунтарские нотки – когда он во всём противоречит родителям. Вам нужно спокойно реагировать на подобные протесты.

Специалисты списывают эти проявления на так называемый кризис первого года жизни. Скорее всего, к двум годам он пройдёт, и вы сможете с малышом обо всём договариваться.

Игры с ребёнком 1 года и 2 месяцев

Как правило, на данном этапе развития ребёнок может заниматься чем-то в одиночку. Игра в одиночестве является ведущей деятельностью ребёнка. Именно в игре он развивается, познавая законы физики, причинно-следственные связи, копируя жизнь взрослых. Однако малыш не всегда хочет играть сам и часто зовёт вас в свой мир.

Так, научите ребёнка играть в ролевые игры, для чего прекрасно подойдут куклы и мягкие игрушки. Кукол можно понарошку кормить, укладывать спать, катать в коляске. Если ребёнку понравится эта игра, в будущем её можно использовать в качестве небольших хитростей. Например, когда малыш не хочет идти спать или есть, заинтересуйте его любимой игрушкой: пусть засыпает или ест кашу вместе с плюшевым мишкой.
Игры с кубиками тоже могут очень увлекать ребёнка. Стройте из кубиков домики, башни или поезда. Включайте свою фантазию, и малыш вас отблагодарит улыбкой и радостью.

Медицинское сопровождение

В начале второго года жизни детям назначаются прививки против кори, краснухи и эпидпаротита, а также против гепатита В.

Если вас беспокоит что-то в развитии двигательных способностей ребёнка — обратитесь к детскому ортопеду. По проблемам с нервной системой вас проконсультирует детский невролог. Если при введении некоторых продуктов (например, мёда), появились признаки аллергии, обратитесь к детскому аллергологу или педиатру.

Развитие детей 1 2 годаОпытные педагоги и воспитатели самых маленьких деток не просто так говорят, что с 1 года начинается самое интересное общение с малышом – за ним очень интересно наблюдать, каждый день появляется что-то новое. К 2 годам 1 месяцу кроха становится настоящей личностью, вовсю возражает и на все имеет собственное мнение.

Он проявляет первый вкус, размышляет, нравится ему предмет или нет, показывает настроение, с интересом исследует окружающий мир. Его багаж навыков и знаний пока что мал, он может ошибаться, ведь чаще опирается на интуицию и эмоции, поэтому задача родителей – направить развитие малыша в нужное русло, помочь сформировать ему жизненно важные навыки и привычки.

Безусловно, чтобы знать, что нужно развивать, а что в полном порядке и даже опережает сверстников, следует определить, что должен уметь малыш в 2 года 1 месяц. Сразу стоит сказать, что если что-то из представленного ниже списка ваш ребенок пока что не освоил, не стоит предполагать отклонения от нормы. Каждый человек – это индивидуальность, проявляется она по-своему и в свое время, вы лишь можете ускорить этот процесс.

Эмоциональное развитие крохи в 2 года 1 месяц

Многие молодые родители совершенно недоумевают, когда ребенок вдруг в 2-летнем возрасте начинает топать ногами, нервничать, капризничать, устраивать истерики в магазинах, привлекая всеобщее внимание. Одни мамы терпят и копят в себе недовольство, другие кричат и часто берутся за ремень, третьи вовсе обращаются за помощью к невропатологу, считая, что у любимого чада проблемы с восприятием и психикой. На самом деле глупцом можно сделать каждого, нужно только захотеть. А вот для того чтобы найти правильный подход к крохе, нужно постараться и запастись терпением, самому обучиться многому.

Мы взываем к добросовестным родителям, которые больше всего на свете хотят, чтобы их ребенок вырос не солдатом, который ходит по струнке смирно и выполняет приказы. Важно, чтобы малыш рос счастливой личностью, руководствующейся своими желаниями и просьбами со стороны других, исходя из рационального зерна вопроса, а не из слова «надо».

Поэтому если ребенок недоволен и показывает свои эмоции, то, что он чувствует, не скрываясь за маской страха, это значит, что он развивается правильно, что он смышленый, и в конце концов уже сейчас ему хватает ума высказать свое «Я». Родители, поймите раз и навсегда:

  • ребенок в 2 года 1 месяц должен уметь показывать свой отказ и упрямство;
  • не должен общаться с незнакомцами, даже если это ваши соседи или друзья;
  • плачет, когда мама уходит из поля его зрения.

Сейчас он настолько привязан к матери, что ее отсутствие вызывает у малыша панический страх. Поэтому нельзя оставлять кроху наедине с ощущением опасности, возьмите его с собой, постелите на кухне коврик и усадите перебирать гречку, займите увлекательным мультиком или любимой игрушкой.

Как физически развивается ребенок в 2 года 1 месяц

Самое время обратить внимание на физическое развитие малютки. Мнение специалистов относительно этой стадии развития сводится к схеме:

  1. Карапуз должен стоять на ножках и самостоятельно шагать. Отлично, если он вовсю ходит по квартире, осваивая квадратные метры, при этом не падает на сторону, контролирует положение своего тела и равновесие.
  2. Возможно, придется провести ряд развивающих занятий, которые позволят улучшить моторику детских пальчиков. Ребенок способен делать ручонками плавные точные движения. Дайте ему карандаши или цветной фломастер и попросите нарисовать вертикальную линию – она должна получиться ровной и четкой, без отрывов. Потратьте время и постройте вместе с крохой высокую башню из кубиков или конструктора.
  3. Под вашим наблюдением малыш должен уметь разрезать цветную бумагу, газеты. Не важно, сколько он тратит времени на это и как ведет ножницы, главное, чтобы у него получалось пользоваться инструментом.
  4. В 2 года 1 месяц ребенок умеет прыгать на месте, быстро подниматься из положения сидя, спускаться по лестничному пролету, при этом ножки ступают по каждой ступеньке.
  5. Положите перед карапузом мяч, он должен уметь ударять по нему ножкой, сохраняя равновесие.
  6. Интересно, что именно в 2 года 1 месяц родители уже могут определить: их кроха относится к числу правшей или левшей.
  7. Понаблюдайте, как он играет – в идеале присутствует последовательность манипуляций, то есть куклу сначала раздевает, а потом купает, а не наоборот.
  8. Наконец, родителям предоставляется возможность посмотреть на себя со стороны, ведь главным наблюдателем, который повторяет действия взрослых, становится ребенок. Все слова, фразы, эмоции, настроения и поведение малыш впитывает, как губка. Поэтому будьте осторожны в высказываниях, ничего не делайте сгоряча, создайте дома благоприятную и умиротворяющую обстановку.
  9. Если вам необходимо сходить в магазин, взяв с собой малютку, обязательно поясните, куда и зачем вы идете, вовлеките его в процесс, пусть он станет для карапуза осознанным. При желании позвольте крохе самостоятельно уложить в тележку легкие предметы – булочку, макароны, хвалите его за проявленное внимание и участие.
  10. Следующих 2 навыка ребенок в возрасте 2 лет 1 месяца не должен уметь делать, но желательно его обучить. Пора начинать самостоятельно кушать и чистить зубки. Как это происходит? Вы садитесь напротив малыша и показываете, как правильно держать ложку или в каком направлении вести зубную щетку. Создайте стимул, скажите, что все взрослые детки так делают, а ваш малыш вовсе самый лучший и умелый. Вот увидите, ребенок постарается сделать все, чтобы остаться особенным.

Речевые способности в 2 года 1 месяц

Возможность изъясняться также определяет интеллектуальное развитие малютки. Что должен выговаривать ребенок:

  • понять, как правильно строить предложения;
  • выражать свои мысли просто и четко.

Привлекайте кроху к командной игре, когда он пойдет в школу, отсутствие коммуникативных навыков может сыграть с ним злую шутку. Приобщайте к знакомствам с ребятами на площадке, учите делиться с понравившимися детками игрушками. Если дитя вообще не желает идти на контакт с окружающим миром, замкнут в себе, неразговорчив и сторонится буквально всех, возможно, ваш ребенок действительно не похож ни на кого другого. Покажите его специалисту, есть вероятность того, что он имеет способности уникального мышления аутиста.

Отправляя малыша в садик, подумайте, не станет ли это для него шоком. Он должен быть достаточно приспособлен к самостоятельному обслуживанию, уметь кушать так, чтобы еда попадала в рот, а не мимо, уметь и знать, как нужно мыть руки перед принятием пищи. Конечно, помочь во многом может воспитатель, но представьте себе ситуацию – все 20 деток стоят в очереди к 1 человеку, и каждый в ожидании того, что о нем позаботятся. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок не нервничал, сначала обучите его самому необходимому, а потом с чистым сердцем ведите в детский сад.

Схема развития малыша такова, что многое зависит от усилий взрослых, которые уделяют ему время.

Ссылка на основную публикацию