Развитие коммуникативных навыков у дошкольников

Дети впитывают информацию как губка: это общеизвестный факт. Все полезные навыки закладываются с детства. И один из наиболее важных навыков, которые необходимо привить малышу с самого раннего возраста: это навык общения. В дальнейшем это поможет ребенку найти друзей, построить хорошие отношения в школе, институте, на работе, в личной жизни. Умение общаться — навык, который повлияет на всю дальнейшую жизнь. Развивать его необходимо с самого раннего возраста.

Для начала давайте разберемся в терминологии. Что такое коммуникативные способности? Это особенности каждой личности, которая обеспечивает межличностные взаимодействия. Можно ли их развить и улучшить? Определенно да. Мы расскажем, как это сделать.

Согласно мнению психологов, занимаясь развитием коммуникативных навыков, необходимо, в первую очередь, уделять внимание трем составляющим.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников

  • Первая — область желания. Иными словами, родителям предстоит мотивировать малыша на общение с другими людьми. Это — основа развития навыков коммуникации, поскольку без нее ничего не получится.
  • Вторая — область знания. Ребенку нужно понимать, как общаться с другими людьми. Какие существуют правила общения. Задача родителей — объяснить, как это делать. Что допустимо, а что — нет. Маленький пока не умеет этого, поэтому с детства заложить навыки эффективной коммуникации с окружающими будет несложно. Расскажите малышу, как вести себя в конфликтных ситуациях, как отстаивать свою позицию, как поддерживать разговор.
  • Третья — область умений. В рамках нее существует масса компонентов. Среди них и активное слушание собеседника, и умение заинтересовывать, и развитие эмпатии и доброжелательности. Используя эти приемы, малыш будет успешно развивать свои коммуникативные навыки.

Как развить область желания?

Здесь все относительно просто. Каждый любит играть. Поэтому задача родителей — найти такие игры, которые не просто будут развивать коммуникативные навыки. Мотивация тоже важна. Мы расскажем о нескольких из них.

  • Придумывайте истории вместе. Дайте начало истории и попросите малыша закончить ее. Помогайте, если он начнет испытывать сложности. Это поможет ребенку научиться четко выражать свои мысли, а также выстраивать последовательные предложения.
  • Слова-паразиты. “Как это сказать”, “нууу”, “не знаю, но” и другие вводные слова следует минимизировать в речи. Попросите малыша пересказать хорошо знакомую сказку и не использовать стоп-слова. За успешное выполнение упражнения пообещайте награду. Это поможет впоследствии минимизировать количество слов-паразитов в речи.
  • Используйте картинки и фотографии. Попросите рассказать, что происходит на картинке. Это упражнение развивать способность структурировать свои мысли и интересно рассказывать о происходящем.
  • Эмоциональный интеллект. Читая сказку, прерывайтесь на анализ. Попросите рассказать его, почему, по его мнению, принц поступил так, а не иначе? Почему королева разгневалась? Почему Золушка поехала на бал и так далее. Это научит его впоследствии понимать мотивацию поступков других людей и разовьет способность чувствовать эмоции.

Еще одна порция полезных советов

  1. Чтобы развить коммуникативные навыки у ребенка-дошкольника, достаточно простых упражнений. Мы собрали основные советы. Некоторые из них очень простые, некоторые — несколько более сложные. Но здесь важен комплексный подход. Итак:
  2. Занимайтесь с малышом регулярно. Если ребенок замкнут — старайтесь инициировать диалог самостоятельно.
  3. Учитывайте интересы малыша. Если ребенку неинтересна тема разговора, скорее всего, он будет поддерживать ее неохотно.
  4. Спрашивайте “Как прошел день?”. Это позволит не только быть в курсе дел своего малыша, но и научит быть его более открытым.
  5. Практикуйте совместное чтение. Сказка на ночь — отличный вариант, но необязательно использовать именно его. Это поможет малышу развить понимание сюжета, обогатит его словарный запас и разовьет эмоциональный интеллект.
  6. Спрашивайте мнение ребенка. Нравится или не нравится? Почему? Что ты думаешь по этому поводу? Как бы ты поступил, окажись на его месте? Это развивает способность принимать решения и анализировать поступки других людей.

Общение важно не только для дошкольника, но именно в этом возрасте заложить базу очень важно. Малыш, получивший навыки коммуникации в раннем возрасте, будет успешнее развивать их еще до того, как пойдет в школу, когда способности выражать свои мысли и анализировать сказанное учителем станут одним из важнейших умений на первое время.

Дети впитывают информацию как губка: это общеизвестный факт. Все полезные навыки закладываются с детства. И один из наиболее важных навыков, которые необходимо привить малышу с самого раннего возраста: это навык общения. В дальнейшем это поможет ребенку найти друзей, построить хорошие отношения в школе, институте, на работе, в личной жизни. Умение общаться — навык, который повлияет на всю дальнейшую жизнь. Развивать его необходимо с самого раннего возраста.

Для начала давайте разберемся в терминологии. Что такое коммуникативные способности? Это особенности каждой личности, которая обеспечивает межличностные взаимодействия. Можно ли их развить и улучшить? Определенно да. Мы расскажем, как это сделать.

Согласно мнению психологов, занимаясь развитием коммуникативных навыков, необходимо, в первую очередь, уделять внимание трем составляющим.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников

  • Первая — область желания. Иными словами, родителям предстоит мотивировать малыша на общение с другими людьми. Это — основа развития навыков коммуникации, поскольку без нее ничего не получится.
  • Вторая — область знания. Ребенку нужно понимать, как общаться с другими людьми. Какие существуют правила общения. Задача родителей — объяснить, как это делать. Что допустимо, а что — нет. Маленький пока не умеет этого, поэтому с детства заложить навыки эффективной коммуникации с окружающими будет несложно. Расскажите малышу, как вести себя в конфликтных ситуациях, как отстаивать свою позицию, как поддерживать разговор.
  • Третья — область умений. В рамках нее существует масса компонентов. Среди них и активное слушание собеседника, и умение заинтересовывать, и развитие эмпатии и доброжелательности. Используя эти приемы, малыш будет успешно развивать свои коммуникативные навыки.

Как развить область желания?

Здесь все относительно просто. Каждый любит играть. Поэтому задача родителей — найти такие игры, которые не просто будут развивать коммуникативные навыки. Мотивация тоже важна. Мы расскажем о нескольких из них.

  • Придумывайте истории вместе. Дайте начало истории и попросите малыша закончить ее. Помогайте, если он начнет испытывать сложности. Это поможет ребенку научиться четко выражать свои мысли, а также выстраивать последовательные предложения.
  • Слова-паразиты. “Как это сказать”, “нууу”, “не знаю, но” и другие вводные слова следует минимизировать в речи. Попросите малыша пересказать хорошо знакомую сказку и не использовать стоп-слова. За успешное выполнение упражнения пообещайте награду. Это поможет впоследствии минимизировать количество слов-паразитов в речи.
  • Используйте картинки и фотографии. Попросите рассказать, что происходит на картинке. Это упражнение развивать способность структурировать свои мысли и интересно рассказывать о происходящем.
  • Эмоциональный интеллект. Читая сказку, прерывайтесь на анализ. Попросите рассказать его, почему, по его мнению, принц поступил так, а не иначе? Почему королева разгневалась? Почему Золушка поехала на бал и так далее. Это научит его впоследствии понимать мотивацию поступков других людей и разовьет способность чувствовать эмоции.

Еще одна порция полезных советов

  1. Чтобы развить коммуникативные навыки у ребенка-дошкольника, достаточно простых упражнений. Мы собрали основные советы. Некоторые из них очень простые, некоторые — несколько более сложные. Но здесь важен комплексный подход. Итак:
  2. Занимайтесь с малышом регулярно. Если ребенок замкнут — старайтесь инициировать диалог самостоятельно.
  3. Учитывайте интересы малыша. Если ребенку неинтересна тема разговора, скорее всего, он будет поддерживать ее неохотно.
  4. Спрашивайте “Как прошел день?”. Это позволит не только быть в курсе дел своего малыша, но и научит быть его более открытым.
  5. Практикуйте совместное чтение. Сказка на ночь — отличный вариант, но необязательно использовать именно его. Это поможет малышу развить понимание сюжета, обогатит его словарный запас и разовьет эмоциональный интеллект.
  6. Спрашивайте мнение ребенка. Нравится или не нравится? Почему? Что ты думаешь по этому поводу? Как бы ты поступил, окажись на его месте? Это развивает способность принимать решения и анализировать поступки других людей.

Общение важно не только для дошкольника, но именно в этом возрасте заложить базу очень важно. Малыш, получивший навыки коммуникации в раннем возрасте, будет успешнее развивать их еще до того, как пойдет в школу, когда способности выражать свои мысли и анализировать сказанное учителем станут одним из важнейших умений на первое время.

В статье представлена система работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников в процессе организации конструктивной деятельности.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников определяется социальным заказом общества.

Коммуникативные навыки позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.

Формировать коммуникативные навыки у дошкольников возможно в процессе организации конструктивной деятельности.

Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета. Оно играет важную роль в умственном, трудовом, нравственном развитии детей. Этот вид деятельности носит познавательный и творческий характер. Конструирование является одним из важных видов деятельности в развитии ребенка, так как в его ходе в значительной степени определяются как познавательные и практические действия, так и дидактическое мышление.

Отечественные психологи отмечают, что именно в дошкольном возрасте имеются богатейшие возможности для развития коммуникации со сверстниками, так как ребенок способен выделять сверстника как социальное существо, у него возникает интерес к ровеснику, ему важно доброжелательное внимание к себе, он осознаёт и познаёт себя посредством отражения в человеке своего возраста. Дошкольный возраст благоприятен для овладения базовыми коммуникативными умениями (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И.).

Е.М. Мастюкова, М.И. Ипполитова и Л.А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей.

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Конструирование, как вид детской деятельности, включающий в себя физиологическое стимулирование функции пальцев рук, развивающий пространственные представления о предмете, способствующий анализированию и синтезированию объектов окружающего мира, обогащаемый словарь ребенка и сенсорное восприятие – это неоспоримое средство развития коммуникативных навыков.

Для того чтобы развивать у детей коммуникативные навыки необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает конструирование, которое даёт возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребёнку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

Применение комплексного подхода в работе по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством конструирования помогает:

  • формировать умение описывать схемы, образцы, объекты, конструкции, свои постройки;
  • развивать способность воспринимать информацию, выражать собственные эмоции;
  • развивать умение комментировать свои действия, рассказывать о своей деятельности.

При организации образовательной деятельности с детьми использовался технический тип детского конструирования. Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет его в своем воображении.

В ходе конструирования дети познакомились с основными деталями конструктора (назначением, особенностями); простейшими основами механики (устойчивость конструкции, прочность соединения, виды соединения деталей); названиями деталей конструктора; технологической последовательностью изготовления несложных конструкций.

Во время конструирования у детей развивалась сложная координация движений кисти рук, формировалась способность комбинировать и чувствовать форму, создавать объемные поделки и умение пространственно мыслить, а главное комментировать действия с элементами конструктора, выполнять словесные инструкции.

Дети с интересом обсуждали постройки, распределяли обязанности в команде (кто что строит и к чему присоединяет), анализировали результаты коллективного конструирования.

У ребят появилась самостоятельность при решении творческих задач, развилась гибкость мышления, сформировались коммуникативные навыки.

Дети научились пояснять и объяснять свои действия. Увеличилось количество детей, которые в свободной деятельности умеют договариваться со сверстниками о предстоящей игре, самостоятельно решать в игре конфликтные ситуации.

Работа невозможна без тесной связи с семьями воспитанников.

Привлечение родителей к участию в конструировании способствовало эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей, осознанию и укреплению единства позиций детского сада и семьи в понимании перспектив развития ребенка.

В результате целенаправленной системы работы по конструированию удалось развить коммуникационные навыки детей. Коллективные обсуждения построек, беседы, вопросы способствовали расширению пассивного и активного словаря. У детей появилось больше поводов для общения.

Вовлечение детей в конструирование способствовало развитию коммуникативных навыков, расширению социальных контактов.

Таким образом, планомерная систематическая работа показала, что одним из эффективных подходов к формированию коммуникативных навыков можно считать использование организованной конструктивной деятельности.

В статье представлена система работы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников в процессе организации конструктивной деятельности.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников определяется социальным заказом общества.

Коммуникативные навыки позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм (т.е. понимать позицию и состояние другого человека, несовпадающие с его собственными), распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выстраивать в коммуникативной ситуации свое поведение адекватно и творчески.

Формировать коммуникативные навыки у дошкольников возможно в процессе организации конструктивной деятельности.

Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, направленный на создание определенного предмета. Оно играет важную роль в умственном, трудовом, нравственном развитии детей. Этот вид деятельности носит познавательный и творческий характер. Конструирование является одним из важных видов деятельности в развитии ребенка, так как в его ходе в значительной степени определяются как познавательные и практические действия, так и дидактическое мышление.

Отечественные психологи отмечают, что именно в дошкольном возрасте имеются богатейшие возможности для развития коммуникации со сверстниками, так как ребенок способен выделять сверстника как социальное существо, у него возникает интерес к ровеснику, ему важно доброжелательное внимание к себе, он осознаёт и познаёт себя посредством отражения в человеке своего возраста. Дошкольный возраст благоприятен для овладения базовыми коммуникативными умениями (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И.).

Е.М. Мастюкова, М.И. Ипполитова и Л.А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей.

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Конструирование, как вид детской деятельности, включающий в себя физиологическое стимулирование функции пальцев рук, развивающий пространственные представления о предмете, способствующий анализированию и синтезированию объектов окружающего мира, обогащаемый словарь ребенка и сенсорное восприятие – это неоспоримое средство развития коммуникативных навыков.

Для того чтобы развивать у детей коммуникативные навыки необходимо создать условия, в которых каждый ребёнок мог бы передавать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает конструирование, которое даёт возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребёнку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

Применение комплексного подхода в работе по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством конструирования помогает:

  • формировать умение описывать схемы, образцы, объекты, конструкции, свои постройки;
  • развивать способность воспринимать информацию, выражать собственные эмоции;
  • развивать умение комментировать свои действия, рассказывать о своей деятельности.

При организации образовательной деятельности с детьми использовался технический тип детского конструирования. Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет его в своем воображении.

В ходе конструирования дети познакомились с основными деталями конструктора (назначением, особенностями); простейшими основами механики (устойчивость конструкции, прочность соединения, виды соединения деталей); названиями деталей конструктора; технологической последовательностью изготовления несложных конструкций.

Во время конструирования у детей развивалась сложная координация движений кисти рук, формировалась способность комбинировать и чувствовать форму, создавать объемные поделки и умение пространственно мыслить, а главное комментировать действия с элементами конструктора, выполнять словесные инструкции.

Дети с интересом обсуждали постройки, распределяли обязанности в команде (кто что строит и к чему присоединяет), анализировали результаты коллективного конструирования.

У ребят появилась самостоятельность при решении творческих задач, развилась гибкость мышления, сформировались коммуникативные навыки.

Дети научились пояснять и объяснять свои действия. Увеличилось количество детей, которые в свободной деятельности умеют договариваться со сверстниками о предстоящей игре, самостоятельно решать в игре конфликтные ситуации.

Работа невозможна без тесной связи с семьями воспитанников.

Привлечение родителей к участию в конструировании способствовало эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей, осознанию и укреплению единства позиций детского сада и семьи в понимании перспектив развития ребенка.

В результате целенаправленной системы работы по конструированию удалось развить коммуникационные навыки детей. Коллективные обсуждения построек, беседы, вопросы способствовали расширению пассивного и активного словаря. У детей появилось больше поводов для общения.

Вовлечение детей в конструирование способствовало развитию коммуникативных навыков, расширению социальных контактов.

Таким образом, планомерная систематическая работа показала, что одним из эффективных подходов к формированию коммуникативных навыков можно считать использование организованной конструктивной деятельности.

Ссылка на основную публикацию