Развитие мелкой моторики у детей 3

Не секрет, что степень функционального развития головного мозга влияет не только на успешное обучение ребенка в школе, но и на его адаптацию к социальной жизни. Каким же "волшебным образом" упражнения для развития мелкой моторики рук у детей влияют на развитие мозга?

Существуют специальные упражнения и игры на развитие мелкой моторики, которые способствуют активизации работы обоих полушарий мозга, улучшению связей внутри полушарий. Что это означает?! Да, все очень просто. Игры на развитие пальцев рук положительно влияют на:

  • моторную ловкость,
  • формирование целенаправленных движений,
  • умение выполнять ряд последовательных двигательных действий.

Правое полушарие мозга отвечает за пространственно-образное мышление, а левое за абстрактно-логическое. Так вот, ученые выяснили, что проекция руки в коре головного мозга занимает 1/3 всей площади двигательной зоны. Это говорит о том, что при выполнении двигательных упражнений образуются кинестетические импульсы, идущие от нервных окончаний пальцев рук в кору головного мозга.

Регулярным повторением мы "обучаем" кору головного мозга новым двигательным навыкам, что в свою очередь способствует расширению функциональных возможностей кистей и пальцев рук ребенка.

Игры на развитие мелкой моторики

Перед тем как начать выполнять с ребенком упражнения для развития мелкой моторики рук, познакомимся с общими рекомендациями.
1. Упражнения выполняем ежедневно в первой половине дня. Начинаем с 5-ти минут и доводим по мере их освоения до 10-20 минут.
2. Исключаем все отвлекающие факторы: посторонние разговоры, телевизор, игрушки и т.д.
3. Взрослый показывает упражнения ребёнку в медленном темпе. Затем помогает ему их освоить с использованием своей руки (совместно). После этого просит ребенка выполнить задание самостоятельно.
4. Все игры выполняются сначала ведущей рукой, затем противоположной, после обеими руками.
5. После каждого упражнения необходимо научить ребёнка умению расслаблять руки (для этого нам помогут упражнения "Мороженное тает", "Вареные макаронки").
6. При использовании мелких деталей соблюдаем правила безопасности!
Вооружаемся позитивным, бодрым настроением и начинаем!

Упражнения на расслабление.

"Мороженное тает"
Ребенок сидит за столом. Руки согнуты в локтях и опираются локтевым суставом о стол. Кисти рук направлены вверх и напряжены. Взрослый озвучивает, что ручки ребенка — это мороженное. Оно начинает таять.
Ребёнка просят расслабить кисти рук, чтобы они медленно опускались, как будто они сделаны из тающего мороженного.
! Повторить несколько раз пока кисти рук у ребёнка не расслабятся полностью.

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны и напряжены. Взрослый озвучивает, что его руки превращаются в вареные макаронки. Ребенок делает медленный, глубокий вход, сгибается вперед корпусом. С медленным выдохом руки опускаются и болтаются из стороны в сторону.
! Повторить несколько раз до полного расслабления рук и предплечья.

Упражнение №1 "Счетные палочки"
1. Раскладываем счетные палочки (можно использовать трубочки от коктейля, разрезав их пополам) на столе перед ребёнком.
2. Ребёнок берёт каждую палочку двумя одноимёнными пальцами правой и левой руки (указательными, средними, безымянными, мизинцами) и перекладывает на другое место.

Упражнение №2 "Весёлый карандашик"
1. Ребёнок кладет граненный карандаш между ладонями.
2. Плотно прижимает ладони между собой.
3. Медленно прокатывает карандаш от запястья к кончикам пальцев и наоборот.
4. При усложнении задания: можно использовать два карандаша.

Упражнение №3 "Фокус"
1. Ребёнок берет ведущей рукой детский носовой платок за уголок.
2. Затем медленно начинает пальцами вбирать его в ладонь (другая рука не помогает).
3. После другой рукой, затем двумя руками одновременно.

Упражнение №4 "Бусы"
1.Ребёнок берёт бусы за края на вытянутой нитке обеими руками.
2. Перебирает медленно руками по одной бусине двигаясь к центру.
3. После, от центра медленно перебирает руками по одной бусине к краям бус.
4. Для начала можно взять более крупные бусы, после более мелкие.

Упражнение №5 "Горошек"
1. Насыпать горох на блюдце.
2. Ребёнок берёт большим и указательным пальцами горох, удерживая его в руке.
3. Задача ребёнка: собрать и удержать в руке как можно больше горошка.
4. Работаем также с другой рукой, после двумя руками одновременно.

Упражнение №6 "Волшебные шарики"
1. Нарезаем фольгу на квадратики 5х5.
2. Ребёнок скатывает каждый квадратик в плотный комочек двумя пальцами (большой-указательный; большой-средний; большой-безымянный; большой-мизинец) сначала одной руки, затем — другой; после двумя руками.

Упражнение №7 "Рыбалка"
1. Налить воду в миску и положить в нее небольшие плавающие игрушки или предметы (маленькие крышки или скатанные шарики из фольги).
2. Ребенка просят ложкой вылавливать предметы по одной штуке ведущей рукой, затем другой.
3. После предложить вылавливать предметы по очереди, то правой, то левой рукой.

Вы можете дать волю своей фантазии и придумать свои игры для развития мелкой моторики рук, используя при этом различные бытовые предметы. Желаем вам творческих успехов и развития!

Голубкина Ольга, Савкина Марина, учителя-дефектологи Центра им.Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Развитие мелкой моторики у детей 3

Про необходимость развития мелкой моторики у детей известно практически всем родителям. Она стимулирует работу речевого центра, мышления и внимания, помогает ребенку подготовиться к обучению в школе, упрощает освоение письма.

Для того, чтобы помочь своему сыну или дочке, совсем не обязательно приобретать дорогие учебные пособия или тратить много времени на специальное обучение. Немного внимания, хорошее настроение — и маленькие пальчики постепенно станут умелыми и ловкими, улучшится развитие речи и появятся новые навыки.

Занятия с детьми 2-3 лет

Говорят, что все новое — это хорошо забытое старое. Для развития мелкой моторики у малышей идеально подходят самые простые игры, в которые испокон веков играли с детьми:

  • «Сорока-ворона». Возьмите пальчик ребенка в свою руку и водите им по ладошке его другой руки, рассказывая известную считалочку. Потом загибайте его пальчики — «этому дала, этому дала». Таким образом производится легкий массаж нервных окончаний на ладони и развивается координация движений отдельных пальцев. Научите ребенка играть в «сороку» самостоятельно.
  • «Пальчик, пальчик, где ты был?» Эта игра построена на тех же принципах. Очень важно, чтобы ребенок научился загибать пальчики по одному, независимо от других.
  • Для массажа логопеды часто используют специальные шарики с пластмассовыми выступами-«колючками» или резинки-спиральки. А вы возьмите обычные шишки. Покажите ребенку, как можно покатать ее между ладоней, покрутить, подбрасывать и ловить. Вот так на прогулке можно не только играть, но и поговорить о природе, узнать, как отличаются шишки сосны и ели, а также стимулировать мелкую моторику.
  • Поиграем в Золушку? Дайте ребенку перебирать фасоль — например, предложите отобрать белую от красной. Заодно и сказку расскажите.

Развитие мелкой моторики в 4-5 лет

Младшим дошкольникам ловкие пальчики помогут освоить массу новых и важных дел. Самое время учиться шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы. Можно купить игры-шнуровки, а можно просто хорошенько помыть ботинок и усесться с ним и с ребенком на диване. А вы умеете шнуровать обувь разными способами?

Во что можно поиграть

  • В этом возрасте большое место в детских занятиях занимает творчество. Рисование красками, карандашами и мелками, лепка, конструирование — все эти занятия не только стимулируют фантазию, пространственное мышление и внимание, но и развивают моторику рук. Если ваш ребенок любит творческие занятия — прекрасно, если не очень — старайтесь увлечь его сами, придумывайте интересные задания. Например, рисование кляксами, ватными тампонами, штриховку, раскрашивание объемных игрушек, создание открыток в подарок членам семьи.
  • Театр теней — отличная идея для развлечения и развития детей. Вспомните свое детство и покажите ребенку, каким образом нужно сложить ладони, чтобы получились петушок, собака, заяц и т.д. Придумайте вместе про них сказку. Вот вам и прекрасное занятия по развитию речи.
  • Игры в песочнице — отнюдь не исключительная прерогатива малышей. В 4-5 лет дети уже могут значительно больше, чем просто сделать куличик. Организуйте во дворе возведение настоящего замка со рвом, дорогами, украшениями и прочим. Точные и слаженные действия пальцами прекрасно стимулируют моторику. Прогулка получится полезной не только для здоровья, но и развития.
  • Лето кончилось и на улице зима? Это не значит, что заниматься негде. Готовьтесь вместе к Новому году! Заворачивание орехов в фольгу, скатывание кусочков ваты в «снежные» комочки, упаковывание подарков — все это прекрасная возможность развить мелкую моторику и создать радостное предпраздничное настроение. Вырезайте вместе снежинки, рисуйте зубной пастой на окнах — ребенку эти занятия доставят огромную радость, а вы будете довольны развитием своего сокровища.

Занятия с детьми 6-7 лет

Вашему чаду скоро идти в школу. Но не стоит уповать лишь на курсы подготовки дошкольников. Там ребенка научат буквам и счету, однако главное все-таки прочно заложенная база. Тренировка мелкой моторики выходит на новый уровень:

  • Самое время привлекать сына или дочь к помощи по дому. Для детей можно завести специальный нож, которым они не могли бы пораниться, и пусть участвуют вместе с мамой в приготовлении пищи. Порезать вареные овощи не сложно, а ведь таким образом и пальчики станут более умелыми, и нужные навыки привьются сами собой.
  • Папа может показать, как пользоваться отверткой. Закручивание винтов и шурупов также пойдут на пользу моторике. Ребенку можно предложить выбирать из коробки нужные гвозди, гайки и прочие мелкие детали.
  • Научите детей плести венки, косы куклам, делать бусы и другие украшения.
  • Хорошее занятие, развивающее логику и полезное для развития координации пальцев — выкладывание фигур из спичек, решение задачек со счетными палочками.

Мы предложили самые простые занятия, которые помогут стимулировать развитие мелкой моторики у ребенка в элементарных бытовых условиях. Что называется, не отходя от домашних дел. Однако, несомненно, во многих семьях есть и специальные игрушки и пособия для детского развития. Не стоит их недооценивать. В зависимости от возраста ребенка используйте:

  • Всевозможные мозаики и паззлы. Для малышей выбирайте наборы с крупными деталями, по мере освоения приобретайте более мелкие и сложные.
  • Сортеры, пирамиды, вкладыши и рамки.
  • Наборы для творчества, создания украшений и поделок.
  • Книжки с наклейками.
  • Различные настольные игры, направленные на контроль движений рук. К примеру, большой популярностью пользуется игра «Дженга» и ее более детский вариант «Веселый бегемот», в которых надо аккуратно вытаскивать палочки или брусочки, чтобы не уронить выстроенную конструкцию. Кстати, в «Дженгу» с удовольствием сыграют и взрослые.

Привлекайте детей к своим делам и сами находите время поиграть вместе. Хорошие отношения в семье и умный, развитый ребенок станут вам наградой.

В статье показано значение развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраств.

Скачать:

Вложение Размер
kak_razvivat_melkuyu_motoriku_ruk_u_detey_3.docx 15.16 КБ

Предварительный просмотр:

Как развивать мелкую моторику рук у детей 3–4 лет

Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы ему, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять ещё и другие разнообразные бытовые и учебные действия.

Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Это уже давно доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что он ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. Чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок адаптируется к окружающему его миру!

Все ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что у детей уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.

1. Пальчиковые игры — это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

2. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.

3. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.

4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами — их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д.

Также для развития мелкой моторики рук можно использовать:

• игры с глиной, пластилином, тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции — раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.

• рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины, раскраски.

• мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

• застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» — играют немаловажную роль для пальцев рук.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

1. Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу! Много – не значит хорошо!

2. Не прерывайте занятия на длительный срок.

3. Если ребенок не испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или же заменить другим.

4. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а его участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач) .

5. Не делайте ничего через силу! Занятия должны приносить ему радость и желание.

6. Не жалейте денег на качественные материалы и оборудование.

7. Придумывайте сюжеты заранее, используя уже имеющийся опыт ребенка (сказки, стихи, походы в зоопарк, театры) .

Материал с сайта https://www.maam.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Зачем нужно развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста»

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так.

Консультация для родителей: «Как развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 лет»

Развитие мелкой моторики руки играет огромную роль в подготовке детей к школе. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении.

Консультация для родителей. Как развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 лет.

Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка явля.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук у детей»

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук у детей».

«Развиваем мелкую моторику рук у детей» консультация для родителей

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук у детей» консультация для родителей.

Консультация для родителей «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук у детей»

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка.Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику.

Советский педагог — новатор В. А. Сухомлинский писал, что детские способности и умения находятся на кончиках их пальцев. Через кончики пальцев дети знакомятся с окружающим миром. Тренировка пальцев и кистей рук стимулирует речевое развитие и мышление ребенка, готовит руку к письму. Это лишь немногие причины для того, чтобы воспитатели начали регулярно давать детям упражнения на мелкую моторику.

Что такое мелкая моторика

Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Такое умение формируется за счет совместной деятельности нервной, мышечной и костной систем. Чтобы мелкая моторика малыша развивалась постепенно и правильно, нужно учитывать его возраст. Например:

1) годовалый ребенок только начинает тренировать свои пальчики. Для этого он хватает игрушки, сжимает их и разжимает;

2) трехлетний ребенок спокойно держит карандаш и хватает мелкие предметы;

3) в 6 лет ребенок уже может писать буквы и цифры.

Учитывайте возраст ребенка при выборе заданий, чтобы у него не возникло сложностей с выполнением упражнений и появился интерес к ним.

6 упражнений по развитию мелкой моторики для детей до 3 лет

Подбор подходящих упражнений может занимать у воспитателей много времени. Выпускники нашей Академии протестировали различные варианты и остановились на шести упражнениях для ясельной группы. Для подготовки упражнений потребуются только подручные материалы и не больше 10 минут времени.

Собери бусы

Цель: развитие мелкой моторики рук, образного восприятия, умения выполнять работу по образцу.

Материалы: карточки с изображением цветных бусинок в определенной последовательности, шнурок, цветные бусины.

Каждому ребенку выдайте одну карточку, шнурок и контейнер с бусинками. Малыш должен нанизать бусины на шнурок в той последовательности, которая показана на карточке. Начинать упражнение можно с крупных бусинок, когда на карточках нарисована последовательность из 3 — 4 бусин. Как только ребенок научится справляться с этими заданиями, можно усложнить задачу. Для этого возьмите бусы меньшего размера и карточки с большим количеством бусин.

Ювелир

Цель: развитие мелкой моторики, концентрации внимания и усидчивости.

Материалы: пустой контейнер, пинцет, контейнер с бусинами.

Перед каждым ребенком поставьте поднос. На подносе разместите пинцет и два контейнера — с бусинами и пустой. Ребенок должен подхватить пинцетом бусину из контейнера и положить её в пустой контейнер. И так, пока контейнер с бусинами не опустеет, а пустой контейнер не наполнится. Если бусины выскальзывают из пинцета, поддержите малыша. Ему нужно потренироваться и понять, как правильно захватывать бусины. Упражнение можно усложнить, попросив ребенка разложить бусины по цветам или размерам.

Волшебный шнурок

Цель: развитие мелкой моторики, образного мышления и пространственного воображения.

Материалы: веревочка или шнурок.

Выложите веревочку или шнурок на столе перед малышом зигзагом. Скажите ему: «Представь, что веревочка — это ручеек и тебе нужно через него перепрыгнуть с помощью твоих пальчиков». После того, как ребенок каждым пальчиком перепрыгнет через веревочку, предложите ему представить, что веревочка — это лестница. Теперь задача ребенка наступить на веревку.

Пластилиновая разминка

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Выдайте каждому ребенку кусочек пластилина. Задача — хорошо размять пластилин, чтобы подготовить его к поделкам. Для большего эффекта берите обычный российский пластилин, а не легкие иностранные массы для лепки. Разминать российский пластилин намного сложнее и в то же время полезнее.

Сюрприз

Цель: развитие мелкой моторики, фантазии, воображения и сенсорных ощущений.

Материалы: большой контейнер или таз с сыпучими материалами (рис, гречка, песок, манка), мелкие предметы и фольга.

Перед началом игры заверните мелкие предметы в фольгу и спрячьте их поглубже в контейнер с сыпучим материалом. Расскажите детям историю, что они искатели приключений и должны найти клад, который зарыт в этой емкости. Тогда малыши будут с интересом искать спрятанные предметы и освобождать их от фольги, чтобы узнать, что спрятано внутри.

Поход за ягодами

Цель: развитие мелкой моторики, воображения, фантазии.

Материалы: скотч, стулья, мелкие легкие предметы (крышки от детского питания, ручки, небольшие пластиковые фигурки, камушки, помпоны из ниток), контейнеры или корзинки для детей.

Перед началом упражнения поставьте два стула (можно больше) на расстоянии 1,5 — 2 метра друг от друга и натяните между ними сетку из скотча. Закрепите на липкую сторону мелкие предметы, равномерно распределяя их по всей площади. Выдайте детям корзины или контейнеры и скажите, что идете в лес за ягодами. Предметы, которые приклеились к скотчу, — это ягоды, и малышам нужно их собрать. Обычно это упражнение вызывает смех и радость.

Совмещайте упражнения с игровыми элементами и захватывающими историями, чтобы дети полюбили ваши занятия. А в следующий раз вас ждет подборка упражнений по мелкой моторике для детей 4 — 6 лет.

Познавая окружающий мир, малыш пытается выполнять пальчиками многочисленные движения: он хватает предметы, перебирает мелкие детали, одевает и раздевает кукол, лепит или делает аппликации, пытается застегивать молнии, кнопки, пуговицы… Сначала пальчики крохи совсем его не слушаются, но со временем мастерство владения ими оттачивается до такой степени, чтобы конкурировать даже со взрослыми. Чтобы ваш малютка интенсивнее продвигался в своем познании окружения, предлагаем несколько отличных идей, как развивать мелкую моторику у ребенка до трех лет.

Развитие мелкой моторики у детей ставит перед собой три основные задачи:

  • совершенствование хватательных действий (захват предметов ладонью, щепотью, «пинцетом»);
  • развитие соотносящих движений (умение соотносить несколько предметов между собой);
  • тренировка пальчиков для выполнения бытовых, игровых, творческих и прочих действий.

Посмотрим на конкретных примерах, какие развивающие игры для мелкой моторики можно использовать в домашних условиях.

Упражнения с бумагой

Бумага представляет для малыша огромный интерес: кроме того, что на ней можно рисовать, она таит в себе много увлекательных вещей.

  • Ее можно мять, рвать, делать из нее поделки, заворачивать в нее мелкие предметы.
  • Из скомканных бумажных шариков можно устроить настоящую спортивную игру на меткость: попадание ими в корзину с небольшого расстояния.
  • Можете порадовать своего неуемного фантазера интересной творческой идеей: создавать чудесные аппликации из кусочков рваной бумаги.
  • Научите малютку разрывать бумагу на полосочки. Сложив их в коробку и перевернув ее, вы получите настоящий бумажный дождь, от которого ребенок будет в восторге.

Давая карапузу бумагу, четко оговорите с ним правила ее использования. Увлекшись, малыш может задействовать и обои на стенах, и любимые мамины книги или журналы… Чтобы не происходило этих неприятных казусов, обеспечьте кроху старыми рулонами обоев.

Развитие мелкой моторики у детей 3

Развитие силы пальчиков

Пальчики маленького ребенка не только непослушны, но и слабы, что уменьшает арсенал его движений и часто бывает причиной досады крохи. Чтобы развить их силу, воспользуйтесь несколькими упражнениями.

Дайте малышу резиновую грушу и покажите, как она «стреляет» воздухом. Выдуваемой струей воздуха можно играть «в футбол», загоняя в ворота небольшой кусочек ваты. Можно поэкспериментировать с грушей и в ванной, играя с водой.

Среди игр, также, вдавливание предметов в тесто или пластилин. Отличным занятием является игра с изюмом. Покажите карапузу, как украсить будущий пирог изюминками. С пластилином работать сложнее.

Мелкая моторика отлично развивается разминанием пластилина. Этот подготовительный этап перед лепкой очень важен. Крохе тяжело начинать работать с непослушным застывшим пластилином, поэтому такая работа полезна для тренировки физической силы.

Игры с заводными игрушками, музыкальными шкатулками также способствуют развитию. Дайте малышу возможность самому их заводить.

Развитие мелкой моторики у детей 3

Тренировка хватательных движений

Одна из самых сложных задач для ребенка до трех лет – научиться уверенно брать мелкие предметы методом «пинцетного захвата» – большим и указательным пальцами. Сначала кроха будет брать предметы щепотью, то есть тремя пальцами. Но со временем у него выработается умение захватывать «пинцетом». Поставьте перед малышом несколько посильных задач, выполняя которые, он будет тренировать это умение. Можете взять на заметку следующие упражнения:

Сортировка мелких предметов. Здесь вашей фантазии нет предела: сортируйте по цвету, по форме, по размеру и т.д.

Проталкивание пуговиц разного размера в соответствующие отверстия. Этот несложный сортер вы вполне можете сделать сами из ненужной коробки с мягкой пластиковой или картонной крышкой. В нашей статье про разнообразие игр с пуговицами и прищепками найдете еще массу увлекательных занятий для чада.

Опускание мелких предметов в бутылку (можно использовать фасоль, горох, макароны). В конце этой игры малыш ждет интересный сюрприз: он может поиграть получившейся самодельной погремушкой.

Развитие мелкой моторики у детей 3

Развиваем соотносящие действия

Умение соотнести две и больше частей одного или нескольких предметов – работа, требующая особой сосредоточенности и усилий для маленького труженика. Следующие занятия и игры помогут малышу усовершенствовать это умение.

  • Одна из самых простых задач – собрать пирамидку. Кольца достаточно крупные, и нанизывание их на стержень не составляет особого труда.
  • Игры со шнуровками. Чтобы дети с удовольствием выполняли это упражнение, подбирайте сюжетные шнуровки (например, «пришить» яблоко к спинке ежика, одежду и обувь – к кукле и т.д.).
  • Нанизывание бусин или других мелких предметов на шнурок – отличные игры. Такие самодельные бусы – одна из любимых игрушек малышей.
  • Игры с конструкторами. Хорошо, если у малыша есть несколько конструкторов с деталями разного размера и с разным принципом их соединения.

Развитие мелкой моторики у детей 3

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Развитие мелкой моторики у детей 3

Крупная моторика — это набор навыков, для выполнения которых нужно задействовать основные мышцы тела. Мы используем такие навыки каждый день: ходим в магазин, бежим за малышом на площадке, поднимаем игрушки с пола, заправляем кровать. Список можно продолжать бесконечно: мы не придаём повседневным движениям большого значения, они получаются у нас на автомате. Хотя всё немного сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Развитие мелкой моторики у детей 3

Крупная моторика регулирует работу мышц и нервной системы, отвечает за координацию и баланс. А ещё это основа мелкой моторики, которая поможет малышу совершать более мелкие движения кистями и пальцами.

Какие навыки крупной моторики должны быть у малышей разного возраста

Сейчас мы расскажем об общих возрастных нормах, но помните, что каждый ребёнок — уникален. Если вас беспокоит физическое развитие вашего малыша, то лучше обратиться к своему педиатру.

  • держит головку, лёжа на животе
  • умеет переворачиваться со спинки на бок
  • переворачивается полностью: с животика на спинку и наоборот
  • делает первые попытки в сидении с вашей поддержкой
  • сидит сам
  • «скользит» животиком, пытается встать на четвереньки
  • начинает ползать
  • подтягивается, чтобы встать
  • делает первые шаги, держась за вас 2 годика
  • ходит (иногда падает)
  • бегает (тоже не без падений)
  • прыгает на двух ножках
  • может стоять на одной ноге
  • поднимается и спускается по ступенькам, держась за вашу руку
  • учится карабкаться по лазалкам на площадке

Развитие мелкой моторики у детей 3

Больше информации о усреднённых нормах веса, роста и поведении малыша — в Календаре развития от «ФрутоНяни». Перейти в него можно по ссылке

Нескучные упражнения для младенцев

Это моя игрушка!

Вариант занятия с ребёнком, который уже умеет хватать и держать предметы. Когда малыш лежит в кроватке, дайте ему в ручки мягкую погремушку и осторожно, слабо потяните её на себя. Пусть малыш попробует перетянуть игрушку к себе. Такое упражнение позволяет тренировать бицепсы, которые отвечают за сгибание рук в локте и повороты кистей.

Экспедиция за детскими сокровищами

Разложите по комнате или манежу любимые игрушки малыша и дайте ему свободу движений: пусть он сам пытается ползти к своим любимым зайчикам, кубикам и пирамидкам. Это разбудит у ребёнка интерес к самостоятельным движениям.

Разноцветные листочки

Упражнение подходит для крох, которые уже делают первые попытки по вставанию на ножки, держась за бортики кроватки. На стену, у которой стоит кроватка, приклейте несколько цветных стикеров — они должны быть недосягаемыми из положения сидя. Но малышу должно быть легко их доставать, поднимаясь на ножки. Карапузу наверняка понравится отрывать листочки со стены. Не оставляйте малыша со стикерами без присмотра.

Развитие мелкой моторики у детей 3

Нескучные упражнения для малышей постарше

Даже для выполнения простых упражнений могут быть свои противопоказания в зависимости от особенностей развития и состояния здоровья малыша. Поэтому перед выполнением таких упражнений необходимо проконсультироваться с педиатром, который малыша наблюдает. Например, заболевания сердечно-сосудистой системы могут быть противопоказанием к активным играм и бегу. Аллергические заболевания требуют осторожности при использовании растворов для мыльных пузырей и игре с подушками (из-за домашней пыли), заболевания опорно-двигательного аппарата ограничивают катания на самокате, велосипеде.

Догонялки с мыльными пузырями

Эта игра подойдёт малышам, которые уже уверенно ходят и бегают. На прогулке или дома выдувайте мыльные пузыри и предложите малышу их полопать ладошками.

Невозможно предсказать траекторию полёта мыльного пузыря — именно поэтому, пытаясь догнать его, малыш будет быстро менять свои движения, подпрыгивать или, наоборот, уворачиваться.

Полоса препятствий

Для этого упражнения нам понадобится беговел, трёхколёсный велосипед или самокат. Сделайте препятствия из пластиковых конусов и предложите ребёнку их обойти. Ещё один вариант упражнения: начертите на асфальте белую линию и попросите малыша проехать по ней как можно более ровно.

Воздушный акробат

Это — домашний вариант упражнения с меловой линией. Просто наклейте малярную ленту на пол, пусть кроха пройдёт по ней с расставленными в стороны руками. В дополнение можно придумать игровую легенду. Например, что лента натянута высоко-высоко над облаками, а под ножками скрываются вершины белоснежных гор.

Совершенствуем навыки

А что ещё поможет деткам 2-3 лет совершенствовать свои навыки крупной моторики? Смотрим!

«Сухой бассейн»
Цель: Закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.Развитие мелкой моторики у детей 3

Развитие мелкой моторики у детей 3

Развитие мелкой моторики у детей 3Развитие мелкой моторики у детей 3
«Разноцветная мозаика»

Развитие мелкой моторики у детей 3Развитие мелкой моторики у детей 3
Развитие мелкой моторики у детей 3

«Волшебные палочки».Развитие мелкой моторики у детей 3

Цель: Обучать навыкам плетения. Развивать точность движения пальцев, координацию движения обеих рук, ручную умелость, внимание. Воспитывать усидчивость.Развитие мелкой моторики у детей 3

Цель: Продолжать учить детей застегивать и расстегивать различные виды застёжек: пуговицы, кнопки, замки и т.д. Развивать ловкость пальцев, мелкую моторику детей.Развитие мелкой моторики у детей 3

Развитие мелкой моторики у детей 3
«Игры с прищепками»

Развитие мелкой моторики у детей 3Развитие мелкой моторики у детей 3
«Дидактическая игра с крышками»

Развитие мелкой моторики у детей 3
Развитие мелкой моторики у детей 3

Развитие мелкой моторики у детей 3Развитие мелкой моторики у детей 3
«Игры с резинками»

Цель: Учить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления, создавая из них конструкции как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои. Сформировать навыки монтажа и демонтажа, развивать мелкую моторику пальцев рук.Развитие мелкой моторики у детей 3

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекции [2, с. 4].

Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно следующими способами:

игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.);

занятия лепкой, рисованием, различными видами рукоделия;

развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.);

упражнения на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисование по клеткам и трафаретам.

пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;

массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.

Особое внимание хотелось бы уделить последним двум способам.

Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей, как дошкольного, так и школьного возраста. Цель проведения самомассажа — улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше усваивается в стихотворной форме, так как стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук [1, с. 5].

Дети любят всех зверей: (большой)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)

Пеликанов, журавлей, (средний)

Бегемотов, соболей, (безымянный)

Голубей и глухарей, (мизинец)

И клестов, и снегирей; (большой)

Любят горного козла, (указательный)

Обезьянку и осла, (средний)

Дикобраза и ежа, (безымянный)

Черепаху и ужа. (мизинец)

Пальчиковая гимнастика.

Немаловажное значение для развития мелкой моторики детей имеет и пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Коготки» — сильное полусгибание и разгибание пальцев.

Упражнение «Кулак – ладонь». Руки вытянуты вперёд на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

Упражнения артикуляционной гимнастики в сочетании с одновременными движениями рук, имитирующими движения челюсти, языка оказывают благотворное влияние на чёткость произношения звуков, а также развивают мелкую моторику.

Упражнение «Иголочка». Рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. Пальцы рук сжаты в кулак. На счет «раз» высунуть язык, напрячь его и сделать узким так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке. Пальцы распрямляются, ладони параллельно столу. На счет «два» — вернуться в исходное положение [3, с. 17].

Игры с использованием нестандартного оборудования.

Кистевые эспандеры способствуют развитию мышечной силы кистей рук. Включение бельевых прищепок в самомассаж оказывает положительное влияние на развитие координации движений пальцев рук.

Самомассаж с прищепками. Для начала попробуйте выполнить упражнение сами. Прищепки должны быть не слишком тугими.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия – смена рук.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

— Но я же играю с тобою, малыш!

— А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

Упражнения с эспандерами. Даем ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки – смена рук.

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка – умнее!

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики рук относятся: массаж с помощью шарика Су-Джок (с массажным кольцом) или аппликатора Кузнецова. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.

Самомассаж ладоней щеткой для волос или аппликатором Кузнецова. На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения – к себе.

Гладила мама – ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Массаж шариками Су-Джок.

Пальчиковая игра «Игрушки»

Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.

На большом диване в ряд

Игрушки Катины сидят:

(дети катают Су-Джок между ладоней)

Зайчик, мишка, Буратино,

Да веселый Чиполлино,

Пара сереньких мышат.

(поочередно катаем шарик Су-Джок к каждому

пальчику, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы поможем нашей Кате

Все игрушки сосчитать.

(дети катают Су-Джок между ладоней).

Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные виды деятельности. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и пальчиковых игр стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы).

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. СПб.: Литера, 2003.

Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. СПб.: Литера, 2014.

Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. М.: Айрис-пресс, 2011.

Развитие мелкой моторики у детей 3

В пособии представлены организационно-методические, практические основы и диагностика уровня развития мелкой моторики, а также занятия по развитию мелкой моторики у детей 3–5 лет с элементами изодеятельности, пальчикового театра, рукоделия и использованием дидактических игр. Пособие адресовано воспитателям, логопедам и родителям детей дошкольного возраста.

Оглавление

  • Введение

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Мелкая моторика — тонкие движения кистей и пальцев рук — необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития общества.

Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

— в связи с развитием познавательных способностей;

— движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук особенно активно протекает в раннем возрасте. Обследование различных предметов руками — условие познания ребенком предметного мира.

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко к речевой зоне. Проведенные М. М. Кольцовой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.

А. В. Запорожец говорил: «Чтобы рука ребенка стала в функциональном отношении подлинно человеческой рукой, превратилась бы в “орудие орудий”, ребенок должен научиться использовать ее безграничные возможности, в соответствии с бесконечным многообразием окружающих условий. На этом пути одним из важнейших этапов является возникновение хватания видимого предмета».

Характерный признак произвольности движений, формирующихся в системе орудийных операций, — возможность постепенного отделения подобных движений от тех предметных условий, на почве которых они сложились.

П. Я. Гальперин впервые ввел четкое различие между двумя видами действий с предметами. В одном случае предметом действуют так, как и рукой; предмет становится как бы простым ее удлинением. Такие действия можно условно назвать ручными. Во втором случае рука подчиняется требованиям орудийных приемов. Ее движения перестраиваются в той мере, в какой они противоречат логике орудия. П. Я. Гальперин наметил стадии овладения орудийными операциями:

— 1-я — повторение однотипных движений, «целенаправленные пробы». Дети настойчиво «охотятся» за одной какой-либо игрушкой;

— 2-я — подстерегание. Ребенок как бы «стережет» появление определенных положений орудия, хотя еще не владеет приемами;

— 3-я — навязчивое вмешательство. Ребенок делает активные попытки создать удачные положения предмета, активно и настойчиво вмешивается в процесс поисков;

— 4-я — объективная регуляция. Ребенок в своем поведении как бы руководствуется правилом: свойства орудия должны соответствовать материальным условиям задачи.

Полученные в исследованиях П. Я. Гальперина факты показывают, как при переходе от «ручных» операций к «орудийным» в практической деятельности ребенка зарождаются интеллектуальные реакции, наглядно-действенное мышление в его наиболее простых и первичных формах.

Основной путь в овладении предметной деятельностью — совместная деятельность ребенка со взрослым, в процессе которой последний постепенно передает ребенку общественно выработанные способы употребления предметов.

Взрослый организует действия ребенка, а затем поощряет их и контролирует ход формирования этих действий. Смысловой центр ситуации, в которой усваиваются предметные действия, — взрослый и совместная деятельность с ним; действие должно производиться так, как показал взрослый. Именно на этой основе своеобразно ритуализируется порядок выполнения действий, в процессе которых их образец реализуется и производит постоянное подравнивание под образец. Ребенок сначала выделяет на основе показанного ему образца действия общую функцию предмета, лишь затем начинает осваивать операционально-технический состав действия внутри образца. Таким образом, отдельные движения не просто приспосабливаются к орудию, а включаются в заданную схему действия.

Иными словами, процесс овладения предметным действием неразрывно связан с построением самим ребенком образца этого действия, носителем которого выступает взрослый.

Существуют разные способы освоения движения: метод пассивных движений, подражание, прямое обучение, обучение по словесной инструкции, метод самостоятельных проб.

Наиболее эффективные способы освоения движений в дошкольном возрасте — методы подражания и пассивных движений.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение движений, действий другого человека. Дошкольники посредством подражания усваивают предметные действия. К началу второго года жизни наблюдается подражание, которое зависит от характера самого действия.

В развитии подражания существенную роль играет речь, вторая сигнальная система, однако специфическая особенность рассматриваемого процесса — наличие наглядного имитационного образа действий другого лица, которыми подражающий руководствуется в своих действиях. Подражание занимает как бы промежуточное место между более простыми способами усвоения чужого опыта, осуществляемыми без посредства имитационного образа. Оно отсутствует у новорожденного и появляется лишь у младших дошкольников. На протяжении детства подражание постепенно отступает на задний план и приобретает второстепенное, вспомогательное значение.

На ранних ступенях развития детей основное значение приобретает метод пассивных движений, поскольку у младенцев 3–4 мес. образовать временны́е связи с помощью подражания невозможно, а данный метод дает положительные результаты. В 4–6 лет подражание более эффективно, чем у малышей, но еще используется дополнительно метод пассивных движений.

В зависимости от сложности стоящих перед ребенком задач некоторые элементарные навыки вырабатываются быстрее путем подражания, чем методом пассивных движений.

Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кисти руки и пальцев: чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять разнообразные бытовые действия. Важно развитие мелкой моторики и для личностного развития ребенка. Владея рукой, дети становятся более самостоятельными, автономными и независимыми от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Ссылка на основную публикацию