Развитие ребенка 1 2 года

Развитие ребенка 1 2 года

Срок появления новых двигательных навыков зависит от индивидуальных особенностей ребенка и правильной организации окружающего его пространства. После года очень важно, мотивируют ли взрослые малыша активно двигаться: игры на свежем воздухе, короткие по времени зарядки и т.д.

Кстати, примерный комплекс упражнений я давал в статье «Зарядка для детей 2-3 лет». Отдельные упражнения можно пробовать выполнять с малышом после 1 года.

Что должен уметь ребенок к 2-м годам? С 9 по 18 месяцев малыш учится самостоятельно ходить. Это основной навык, который нужен для освоение других.

С 12 месяцев ребенок может:

  • шагать по ступеням высотой около 10-20 сантиметров приставным шагом, держась рукой за опору. Появление этого навыка может задержаться до 18 месяцев;
  • подпрыгивать на месте с отрывом от земли, держась руками за руки взрослого. В норме, если малыш научился так прыгать и в 14 месяцев;
  • залезть на предмет высотой 15-20 сантиметров и слезть с него. До 14 месяцев это умение появляется у большинства здоровых детей;
  • залезть на горку. Родители могут ждать данный навык до 18 месяцев без лишней тревоги;
  • быстро ходить. Кто-то учится этому в год, у кого-то получается быстро ходить ближе к 2-м (в 22 месяца);
  • ходить по узкой наклонной доске с помощью взрослого. Здоровый малыш осваивает эту ходьбу до 22 месяцев.

Двигательные навыки с 14 месяцев:

  • ходьба по наклонной плоскости самостоятельно без поддержки взрослых. Может появиться позже — в 20 месяцев;
  • подлезание под предмет осваивается до 20 месяцев;

Что должен уметь ребенок в 1,5 года:

  • уверенно ходить со сменой направления. Этому дети учатся до 24 месяцев;
  • ходить по бревну с помощью мамы или папы. Задержка появления навыка до 20 месяцев считается нормой;
  • бегать, не отрывая обе ноги от земли. Часть детей может так бегать ближе к 2-м годам.

Это основные двигательные навыки, которые осваивают дети с года до 2-х лет. Сроки появления даны приблизительные для того, чтобы родители могли понять, как идет физическое развитие с 12 по 24 месяцев.

Развитие ребенка 1 2 года

Рождение ребенка – это самое прекрасное мгновение в жизни каждой семьи. С появлением малыша меняются семейные взаимоотношения, повышается ответственность за нового человечка. Время так стремительно бежит, что зачастую родители не замечают, когда же прошел первый и начался второй год жизни их ребенка, который знаменуется завершением младенчества. На этом этапе родителям важно знать, как должно проходить в норме развитие ребенка 1-2 лет по основным сферам.

Наступает новый период в психофизическом развитии ребенка, который носит название ранний возраст. Данный возрастной период отмечается качественными и количественными изменениями, происходящими с малышом. Знание этих изменений поможет каждому родителю ориентироваться в вопросах развития и быть уверенным, что с ребенком все хорошо.

Если вас интересует развитие ребенка до года вы можете прочесть другую статью журнала «Синьорина».

А вот как развивается ребенок раннего возраста (от 1 до 2 лет):

Физическое развитие ребенка 1 — 2 лет.

Малыш хорошо ходит, бегает, лазает, пытается подпрыгивать, перешагивает через препятствия, лежащие на полу, самостоятельно садится и сидит, бросает и ловит мяч, повторяет за движениями взрослого, например, поднимает руки, наклоняется, захватывает предметы и т.д.

Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 1 — 2 лет

  • ребенок 1 — 2 лет знает свое имя и имена своих родителей, дедушек и бабушек, близких тетей и дядей;
  • эмоционально реагирует на общение со взрослыми и детьми, на удовлетворение и неудовлетворение своих потребностей и желаний (смеется, кричит, плачет, капризничает и т.д.);
  • проявляет первые самостоятельны желания (появляются слова «хочу», «не хочу», которые могут быть искажены в произношении, например, «фочу» и т.д.); вступает в игровое взаимодействия с детьми (наблюдает за действиями другого ребенка, подражает его действиям, делится игрушками и сладостями и т.д.);
  • имеет представление о своем внешнем виде.

Познавательное развитие ребенка 1 — 2 лет

  • малыш ориентируется в двух и более контрастных величинах;
  • собирает двух и трехместную матрешку и пирамидку; ориентируется в двух формах, например, шар и куб;
  • экспериментирует с песком, водой, камнями;
  • пытается подобрать путем прикладывания геометрическую форму к соответствующему отверстию грани игрушки, типа «Почтовый ящик»;
  • знает три-четыре цвета;
  • ориентируется в трех разных величинах одной формы, например, шар большой, этот поменьше, а тот — маленький;
  • выполняет несложные просьбы, например, принеси куклу, поставь чашку и т.д.;
  • начинает использовать предметы- заместители (палочка вместо ложки и т.п.);
  • выполняет два-три игровых действия с игрушками, например, поит куклу и укладывает ее спать, подбрасывает и прокатывает мяч и т.д.;
  • называет предметы и людей на картинках, понимает короткий рассказ или сказку, показывает части тела, переворачивает страницы книг и журналов («читает»);
  • рассматривает фотографии и узнает на них близких родственников;
  • в отдельных случаях проявляет смекалку и сообразительность, например, подставляет скамеечку, чтобы залезть на что-то;
  • начинает распознавать вес, температуру и фактуру предметов (тяжелый, горячий, твердый);
  • различает «много» и «один» предметов;
  • знает и называет живые и неживые объекты, погодные явления.

Речевое развитие ребенка 1 — 2 лет

  • ребенок правильно произносит отдельные гласные и согласные звуки, называет основные предметы и действия с ними, использует высказывания из двух-трех слов, например, «мама ня» («мама возьми»), «ляля па» («кукла упала»), «дай ка» («дай камень»), и другое;
  • соотносит слова с предметами, людьми и действиями.

Обратите внимание на развитие мелкой моторики у детей, которое тесно связано с речью.

Что должен уметь ребенок в полтора года:

  • уверенно ходить;
  • говорить до сорока слов;
  • есть ложкой;
  • пить из чашки и т. д.

В этом возрасте дети начинают проявлять собственное я и демонстрировать характер.

Развитие ребенка 1 2 года

Что умеет делать ребенок

С года до двух ваш кроха стремительно меняется, превращается из младенца в человека с собственным я, который выделяет себя из мира вокруг и уже многому научился.

На свете нет двух одинаковых детей, но существует общий перечень того, что должен уметь ребенок в 18 месяцев, обычно к этому возрасту малыш:

  • уверенно самостоятельно ходит, огибает препятствия, пытается бегать;
  • сам садится на стульчик и встает с него;
  • приставными шажками поднимается по небольшой лесенке или по наклонной плоскости;
  • присаживается на корточки;
  • крепко держит в кулаке ложку, сам ест, пьет из чашки; пока пачкается и проливает, но это нормально — научится;
  • откусывает понемногу от целого куска хлеба;
  • пытается танцевать под музыку;
  • берет предметы в обе руки.

Это период стремительного интеллектуального развития. К полутора годам детки умеют:

  • собирать пирамидки из 2-3 колец, строить башенки из кубиков;
  • различать два-три основных цвета;
  • знать и показывать части тела (правильно отвечать на вопросы «Где ручки?», «Где ушки?» и т. д.);
  • брать некрупные предметы большим и указательным пальцами;
  • пытаются рисовать — черкают линии на бумаге;
  • ориентируются в размерах — различают понятия «больше» и «меньше»;
  • подражают действиям взрослых — листают книги, изображая чтение, и т. п.;
  • просятся на горшок.

Это приблизительный перечень того, что должен уметь ребенок в 1,5 года, если его развитие идет обычными темпами.

Особенности психоэмоционального развития

В полтора года дети все больше проявляют эмоции — беспокоятся, радуются, огорчаются, отвлекаются, успокаиваются. Знают и любят, когда их хвалят, понимают слова «можно», «нельзя», «возьми», «дай». Они реагируют на эмоциональную окраску речи взрослых, подражают ей.

ВАЖНО!
Строгое мамино «нельзя» на попытку залезть в шкаф маленький непоседа услышит и поймет, но в шкаф все равно полезет — у него еще недостаточно умения контролировать собственные действия, а разгон он уже взял. Вывод: запрета мало, сработает только переключение внимания на что-то другое.

В полтора года малыши становятся более самостоятельными и уверенными в себе. Они интересуются другими детьми, но пока играть умеют только рядом друг с другом, но не вместе: чтобы делиться игрушками, а не отнимать их, они еще малы.

Речевые навыки

В среднем малыши начинают говорить в год (плюс-минус несколько недель). Как только этот процесс начался, словарный запас увеличивается очень быстро: от года до двух речь изменяется значительнее и динамичнее, чем за всю остальную жизнь. И если все, что должен уметь ребенок в 14 месяцев, — это произносить несколько слогов или односложных слов, то после полутора лет в его активном лексиконе их уже до 40, а понимает он в несколько раз больше. Пока кроха пользуется короткими или упрощенными словами, но уже применяет их правильно в соответствии с ситуацией: «кис-кис», «мама», «дай», «нет», «ам-ам». К двум годам его речь станет более похожа на взрослую — со словосочетаниями и предложениями.

ВАЖНО!
Маленькие дети — уже люди с характером, есть разговорчивые, а есть не очень. Если вам кажется, что ваш кроха говорит мало, проконсультируйтесь со специалистом, но больше для собственного успокоения.

Питание и распорядок дня

В полтора года малышам необходимо до 13 часов сна в сутки; максимальный период бодрствования для них — 5,5 часа. Если младенцы первого года жизни днем спят два раза, то на втором году переходят на другой режим:

  • подъем, умывание, зарядка — 07:00–08:00;
  • завтрак — 08:00–08:30;
  • игры, занятия, прогулка — 08:30–12:00;
  • обед — 12:00–12:30;
  • дневной сон — 12:30–16:00;
  • полдник — 16:00–16:30;
  • игры, прогулка — 16:30–19:00;
  • ужин — 18:00–18:30;
  • вечернее бодрствование, купание — 18:30–20:30;
  • ночной сон — 20:30–07:00.

Педиатры советуют четырехразовое питание с интервалами в 3,5–4 часа.

Завтрак необходим не позднее чем через полтора часа после пробуждения, а ужин — не меньше чем за час до сна. Кроме основных трапез, возможны два легких перекуса — в первой половине дня и вечером.

ВАЖНО!
Еда ребенка должна быть сбалансирована по составу (жиры, углеводы, белки, витамины), каждый прием пищи должен содержать хотя бы одно горячее или теплое блюдо и свежие фрукты и овощи.

Особенности гигиены

Из всех гигиенических процедур единственное, что должен уметь ребенок в 1,6 года самостоятельно, — вытирать руки полотенцем. Во всем остальном ему требуется помощь, но чем дальше, тем меньше.

Большинство деток в полтора года умеют проситься на горшок, постепенно научатся снимать и надевать штанишки, мыть руки, чистить зубы.

Какие занятия помогут развивать ребенка

Для развивающих игр в этом возрасте пригодятся:

  • книжки с картонными страницами со стихами и сказками, с яркими крупными картинками;
  • пластиковые игрушки — кубики, овощи и фрукты, детская посуда, фигурки животных, кукольная мебель и т. д.;
  • музыкальные инструменты — пищалки, барабаны, дудки, ксилофон;
  • мячи разного диаметра;
  • пирамидки;
  • матрешки, неваляшки;
  • куклы или мягкие игрушки — их он сможет одевать, укладывать спать, сажать на горшок и т. д.;
  • фигурки для песочницы или кинетического песка;
  • конструкторы Lego с крупными деталями, сборные игрушки, мозаики и т. д.

ВАЖНО!
Мягкие игрушки выбирайте только те, что перенесут стирку.

Кроме покупных игр, подойдет то, что есть в доме. Примеры:

📖Возрастные особенности детей от 1 года до 2 лет.

Ведущая потребность ­ — в общении;

Ведущая деятельность — ­ предметно­манипулятивная;

Ведущая функция – восприятие;

🎈Эмоциональное состояние ребенка.

У детей этого возраста очень яркие, но неустойчивые эмоции. Смех часто сменяется плачем и наоборот, ребенок легко может заплакать, но и очень быстро успокаивается, главное, уметь вовремя переключить внимание, отвлечь от раздражителя.
Эмоциональное состояние неустойчивое, ребенок то обнимает и целует взрослого, то тут же может толкать его и ругать, проявлять против него протест. Таким образом, чувства детей 2-го года жизни безграничные, но непродолжительные.
В этом возрасте игрой ребенка нужно руководить, придумывать сюжет, подталкивать к игровым действиям, одним словом, учить, ведь такие маленькие дети повторяют за взрослым все. Что видят, и как вы научите своего ребенка играть, такие действия он и будет выполнять. Ребенок 2-го г.ж. может недолго играть самостоятельно, затем требует вмешательства взрослого.

Мышление у детей наглядно действенное, т.е. ребенок видит предмет и сразу тянется к нему, выполняет действия с ним. Однако до двухлетнего возраста ребенка мало занимает эмоционально смысловое значение игрушки. Его больше интересует то, что с этой игрушкой можно делать. Отмечено, что дети этого возраста любят подолгу повторять разные действия с одним и тем же предметом. Это объясняется тем, что они проявляют интерес к его разным свойствам. Малышу интересно узнавать, что кубики можно не только ставить один на другой, но и приставлять один к другому, грузить на машину, укладывать в коробочку и закрывать ее. Однако иногда ребенка нужно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д. Показывайте ребенку, как пользоваться игрушечными молотком, совочком, лопаткой и т. д. На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания;
К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени
Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют.

Особенно велики достижения ребенка в овладении речью: если к 1 году ребенок только начинал понимать речь взрослого, то к 2 годам он уже начинает говорить фразами, употреблять глаголы, местоимения, наречия, склонять существительные. Расширяется интерес ребенка ко всему окружающему. Дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением;
До 1,6—1,8 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря;
На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?»;
К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Этому способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с ребенком;
К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300 слов;
Малышу нравится слушать рассказы, сказки, стихи, потешки – это значит, что ребенок начинает познавать мир с помощью языка.

Развитие памяти.

Память непроизвольная, т.е. не может ребенок специально выучить, запомнить какую-либо информацию. Только при многократном повторении у него формируется память. 75% детских припоминаний приходятся на возраст 3-4 года, т.е. к концу раннего возраста складывается долговременная память и её основные механизмы.

Игра.

Игра предметно-манипулятивная, т.к. объект познания – предметы, их внутреннее устройство. Способ познания — разобрать, сломать. В этом возрасте ребенок выполняет различные действия с игрушками, которые наблюдал у взрослых, таким образом появляются игры подражания.

Отношения со взрослыми и сверстниками.

Взрослый интересен как источник информации, защиты и ласки. Поэтому долгое расставание воспринимается болезненно. Но несмотря на это у них проявляется потребность в самостоятельности, происходит формирование личности. Сверстник в этом возрасте малоинтересен, т.к. вместе играть не умеют. Игра в данном возрасте чаще индивидуальная. Лишь на четвертом году дети начинают проявлять интерес к сверстнику, как партнеру по игре. Больше интересуют старшие дети, которые являются ведущими в деятельности.

Формирование личности (Я).

Связано со становлением самосознания: он узнает себя в зеркале, знает и отзывается на свое имя, осознает свое место среди сверстников.

Таким образом, формирование личности, игра, развитие речи, памяти, отношений со взрослыми являются основными направлениями в развитии детей.

Физиологическое развитие ребёнка в 1 год и 2 месяца

В начале второго года жизни некоторые малыши уверенно ходят без чьей-либо помощи. Если этого не происходит – не расстраивайтесь. Многие дети вплоть до 15-го месяца делают неуверенные шаги, все еще опираясь на предметы мебели. Но все же потом малыши осваивают ходьбу очень резво.

Развитие ребенка 1 2 года

Ребёнок в 1 год и 2 месяца уверенно берёт и держит предметы, у него улучшается мелкая моторика. Это период желания ребёнка засунуть свои пальчики везде, поэтому следите за безопасностью любопытного крохи. Очень важно в этот период поставить заглушки на все розетки – чтобы малыш ненароком не засунул туда пальчики. Также стоит убрать в недоступные для ребёнка места клетки с животными, куда неугомонный малыш может просунуть палец между прутьями. Так развивается моторика его пальцев, его ладошки, укрепляются мышцы рук и развиваются двигательные навыки. В связи с тем, что происходит развитие вестибулярного аппарата ребёнка, он активно мотает головой, может даже кружиться вокруг себя. Даже если малыш падает, то он должен самостоятельно подниматься на ножки.

В этом возрасте у ребёнка обычно уже срастаются кости черепа и закрывается родничок.

Речевое развитие ребёнка в 1 год и 2 месяца пока ограничено односложными словами и звуками, но хорошо понимает речь окружающих, выполняет просьбы. Малыш зовёт маму и папу, называет домашних животных по кличкам, может выражать свои просьбы типа «дай» и «на». Ребёнок в этом возрасте обычно знает понятия – горячо-холодно, мягкое-твердое, колючее-гладкое, сухое-мокрое.

Питание ребёнка в 1 год и 2 месяца

В начале второго года жизни ребёнка нужно постепенно переводить на трёхразовое питание: завтрак, обед и ужин. Между завтраком и обедом можно давать ребёнку фруктовый сок, а между обедом и ужином – полдник. На ночь – молоко или кисломолочный продукт.

В начале второго года жизни в рацион ребёнка можно начать вводить белое мясо, а также делать паштет из субпродуктов с добавлением только соли. Из привычных видов мяса делайте рубленые котлеты и другие разнообразные блюда – чтобы малышу было интересно пробовать новое и он без капризов ел мясо, которое так необходимо ему для роста. Разумеется, никаких пряностей и приправ в детской еде быть не должно. В качестве питья малышу можно давать кисели, компоты, воду, соки, молочные и кисломолочные продукты.

На втором году жизни малышу всё ещё противопоказаны любые колбасные изделия, а также копчёное мясо, даже в том случае, если оно первосортное и нежирное. Все эти продукты содержат пряности, которые противопоказаны маленькому ребёнку. По той же причине детям в начале второго года жизни нельзя есть маринованную, солёную и сушёную рыбу.

На втором году жизни, если вы даже отлучили ребёнка от груди, хотя бы эпизодические кормления грудью будут отличной помощью в поддержании крепкого здоровья малыша. Поэтому не отказывайте малышу в кормлении грудью хотя бы раз в несколько дней.

Особенности воспитания ребёнка в 1 год и 2 месяца

В этом возрасте он очень любит есть вместе со всеми. Процесс еды должен стать для него интересным занятием. Развитие ребенка 1 2 годаЧасто малыш играет с едой, раскидывает её, но вы не должны ругать его за это.

Если вы видите, что у него не получается есть самостоятельно – ни в коем случае не делайте всё за него. Вы можете помочь лишь в крайнем случае, например, если ребёнок уронил ложку и не может её поднять, так как крепко сидит в детском стульчике. Так вы воспитываете в нём самостоятельность и проявляете уважение к нему как к личности.

Когда малыш прижимается к вам в поиске защиты – ни в коем случае не прогоняйте его. Обнимите его, погладьте по голове и успокойте – в этом возрасте для ребёнка очень важно чувствовать близость родных.

Малыши в 1 год и 2 месяца способны стремительно передвигаться по квартире, вытаскивать всё из шкафов и устраивать беспорядки, при этом плохо концентрируя внимание на одной деятельности. Кроме того, в характере ребёнка начинают прослеживаться бунтарские нотки – когда он во всём противоречит родителям. Вам нужно спокойно реагировать на подобные протесты.

Специалисты списывают эти проявления на так называемый кризис первого года жизни. Скорее всего, к двум годам он пройдёт, и вы сможете с малышом обо всём договариваться.

Игры с ребёнком 1 года и 2 месяцев

Как правило, на данном этапе развития ребёнок может заниматься чем-то в одиночку. Игра в одиночестве является ведущей деятельностью ребёнка. Именно в игре он развивается, познавая законы физики, причинно-следственные связи, копируя жизнь взрослых. Однако малыш не всегда хочет играть сам и часто зовёт вас в свой мир.

Так, научите ребёнка играть в ролевые игры, для чего прекрасно подойдут куклы и мягкие игрушки. Кукол можно понарошку кормить, укладывать спать, катать в коляске. Если ребёнку понравится эта игра, в будущем её можно использовать в качестве небольших хитростей. Например, когда малыш не хочет идти спать или есть, заинтересуйте его любимой игрушкой: пусть засыпает или ест кашу вместе с плюшевым мишкой.
Игры с кубиками тоже могут очень увлекать ребёнка. Стройте из кубиков домики, башни или поезда. Включайте свою фантазию, и малыш вас отблагодарит улыбкой и радостью.

Медицинское сопровождение

В начале второго года жизни детям назначаются прививки против кори, краснухи и эпидпаротита, а также против гепатита В.

Если вас беспокоит что-то в развитии двигательных способностей ребёнка — обратитесь к детскому ортопеду. По проблемам с нервной системой вас проконсультирует детский невролог. Если при введении некоторых продуктов (например, мёда), появились признаки аллергии, обратитесь к детскому аллергологу или педиатру.

Если вы не хотите, чтобы кроха рисовал на обоях, поливал водой диван или отвинчивал ножки у стула, придется постоянно придумывать для него увлекательные задания!

Развитие ребенка 1 2 года

Ура, нам годик! Шустрый годовасик необычайно активен, он всюду сует свой маленький любопытный носик, всем интересуется, но увлечься игрушками так, как это делают детки постарше, еще не сможет. Все занятия, предложенные ему взрослыми, он воспринимает с восторгом, во всем старается принять участие, но концентрации внимания пока не хватает.

В мирное русло

Для малыша, который только что научился ходить, будет интересен каждый закуток, каждый шкафчик, дверца или полочка. Однако, несмотря на то что занять себя кроха сможет и самостоятельно, оставлять его одного в комнате нельзя!
Не забывайте о том, что кроха ничего не знает о физических свойствах предметов, у него нет страха смерти, он не боится высоты, удушья, отравления…

Карапуз еще не имеет никакого представления о последствиях своих игр! Для того чтобы малыш не пострадал сам и не разнес вашу квартиру, направьте его энергию в мирное русло, предложив ему игры с различной степенью самостоятельности. При этом помните, что контроль за ребенком необходим всегда.

Есть два варианта занятий: совместные игры малыша и мамы и самостоятельная деятельность ребенка, когда маме нужно высвободить немного времени для себя.

Развитие ребенка 1 2 года

Вместе с мамой

  1. Книжки с картинками. Обычно в этом возрасте малыши еще не способны слушать длинные сказки. Ограничьтесь чтением коротких стихов, называя и показывая различные предметы.
  2. Рисование. Под силу даже годовичку, нужно только обзавестись пальчиковыми красками. Они не токсичны, легко смываются с поверхностей и созданы специально для малышей. А самое главное — ими могут пользоваться юные художники, которые еще не умеют держать в руках кисточку. Детские художества развивают мелкую моторику, способствуют формированию цветового восприятия и к тому же прекрасно поднимают настроение. Для создания первого шедевра используйте обратную сторону листа старых обоев. Рисовать можно и в ванной, на кафельной стенке, это очень удобно, поскольку сразу можно помыть и стену, и самого художника.
  3. Кубики и пирамидки. Покажите ребенку, как складывать кубики (ставить их в ряд или один на другой). Три кубика — это башня, которую так весело ломать. Станете строить из кубиков домик или гараж, малыш обязательно подключится к вам и начнет играть сам. Тогда его на несколько минут можно оставить заниматься дальше кубиками самостоятельно. Пирамидки нужны для того, чтобы ребенок научился понимать цвета и размеры. Покажите, где самое большое колесико, где самое маленькое. Пусть попробует надеть колечки самостоятельно.

Развитие ребенка 1 2 года

Таким образом, к полутора годам карапуз будет уже способен отнести белье в стиральную машину, положить грязную бутылочку в раковину, собрать свои игрушки.

Развитие ребенка 1 2 года

Я играю сам!

Каждый новый предмет малыш желает не только посмотреть, но и потрогать и попробовать на вкус. Для мамы, выполняющей функцию ангела-хранителя, этот период времени очень непрост, поскольку нужно и следить за безопасностью ребенка, и успеть выполнить массу домашних дел. Выход один — увлечь кроху чем-то на 15–20 минут. Самое важное условие для таких занятий — безопасность.

Спрячьте подальше все, что может причинить вред его здоровью: мелкие и острые предметы, дезодоранты и освежители воздуха, лаки для ногтей, зажигалки, спички и т.д. Даже если ваш малыш играет спокойно и тихо, проверяйте его, чтобы быть уверенными, что ничем опасным он не занят.

  1. Работаем вместе. Если вы читаете, пусть ребенок сидит рядом и смотрит картинки в своих детских книжках, говорите по телефону — вручите и крохе старую трубку, пишете текст — посадите его рядом и дайте карандаш и листок бумаги. Даже когда вы на кухне готовите обед, дайте карапузу кастрюлю — пусть барабанит по ней или складывает туда неопасные и неострые ложки-поварешки.
  2. Новые старые игрушки. Ребенку обычно быстро надоедают даже самые красивые и интересные игрушки, и каждый раз он будет ждать „чего-нибудь новенького”. Однако, чем больше игрушек у малыша, тем меньше они ему интересны. Заведите специальный сундук, из которого можно будет доставать несколько забытых „новых” вещичек, припрятывая старые.
  3. Матрешка. Сейчас малышу очень интересны игрушки, которые можно вставлять одну в другую (по типу матрешки). Кроме классической игрушки это может быть набор цветных стаканчиков, кухонные кастрюльки.

Развитие ребенка 1 2 года

Развитие ребенка 1 2 года

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ «Об авторских и смежных правах — «Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.»

Развитие ребенка 1 2 года

В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.

Физическое развитие годовалого ребенка

Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.

Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Развитие ребенка 1 2 года

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.

Психомоторное развитие в 1 год

Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:

  • Открывать и закрывать двери, шкафы;
  • Выдвигать ящики;
  • Зачерпывать воду;
  • Собирать пирамидки из 2-3 колец;
  • Строить башни из 2 кубиков;
  • Складывать вещи в коробку;
  • Играть с сортерами;
  • Бросать мячик;
  • Катать мяч по полу;
  • Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.

В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.

Развитие ребенка 1 2 года

Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка

Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.

Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.

Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.

Развитие ребенка 1 2 года

Навыки самообслуживания

Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.

1 год — 1год 3 месяца
Появляется большой познавательный интерес к окружающим предметам, вещам, игрушкам. Может самостоятельно, хотя и не очень аккуратно, есть ложкой нежидкую пищу. Во время игры воспроизводит действия, которым обучен, при этом лепечет, проявляет положительные эмоции отдельными возгласами и словами. Понимает и знает много слов, словарный запас увеличивается. Во время ходьбы часто меняет положение туловища — приседает, наклоняется, бежит, поворачивается, останавливается. Может влезть на лесенку высотой 1 м, слезть с нее приставным шагом, перелезть через бревно. Бросает двумя руками средних размеров мяч

1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев
Хорошо ходит, умеет перешагивать приставным шагом через препятствия, понимает много слов. С желанием рассматривает картинки, умеет закрывать двери, хорошо понимает приказания, выражает свое согласие или несогласие, предпочитает быть среди людей. Перешагивает через лежащую на полу палку, перелезает через бревно, бросает одной рукой мяч на расстояние 50 см. Бросает одной рукой маленькие мячи в крупную цель, расположенную на расстоянии до 40 см, поднимается, не держась руками, на высоту 10 см и опускается с нее. Может подолгу играть

1 год 6 месяца — 1 год 9 месяцев
Возрастает интерес к общению со взрослыми, просит дать ему различные предметы, отвечает на простые вопросы двухсловными предложениями. Во время игры копирует движения родителей, с удовольствием рассматривает картинки, слушает детские песенки и стишки. Различает понятия «большой», «маленький». Может подняться вверх и спуститься вниз по наклонной доске длиной 2 м, приподнятой одним концом на 20—25 см от пола, влезать на стремянку высотой 1,5 м и слезать с нее приставным шагом. Перепрыгивает через веревку, приподнятую над полом на 15—18 см от пола. Бросает маленькие мячи одной рукой в цель, находящуюся на уровне груди, на расстояние 50—70 см. Поднимается на высоту 15 см и спускается с нее

1 год 9 месяца — 2 год 0 месяцев
Понимает почти все, что говорят родители. К концу 2-го года жизни должен уметь произносить до 200—300 слов, разговаривать двух-трех-словными предложениями. Умеет задавать вопросы «что?», «где?», «куда?» Различает форму предмета, имеет представление о размере и расстоянии, окончательно знакомится с окружающими предметами, их назначением, а также с частями своего тела. При помощи взрослых может сам раздеться и одеться, появляются черты самостоятельности. В состоянии преодолеть на пути различные прелятствия (ямку, камень, палку) не приставным, а чередующимся шагом.

2 год 0 месяца — 2 год 6 месяцев
Употребляет предложения, состоящие не менее чем из 3 слов. Может подбирать фигуры разной геометрической формы, а также различать их по цвету (красный, синий, зеленый, желтый). Поднимается по наклонной доске, приподнятой одним концом на 30 см над полом, влезает на табурет высотой 20 см, перешагивает через палку, приподнятую на 20— 30 см над полом, взбирается на стремянку на высоту 1,5 м, бросает мяч одной рукой в цель диаметром 50—60 см на расстояние 80—100 см. Координация движений совершенствуется, ребенок становится более ловким и подвижным. Проявляет самостоятельность при кормлении, одевании — раздевании, в игре, на прогулке.

2 год 6 месяца — 3 год 0 месяцев
Моет руки перед едой, самостоятельно ест, одевается и раздевается. Умеет застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки и пояс. Лепит и рисует, самостоятельно играет. Полностью осознает свое «я». Различает все цвета, узнает предметы по картинкам. Запас слов на 3-м году жизни возрастает до 500 —700. Поднимается и опускается по наклонной доске шириной 15 см, длиной 2 м, приподнятой одним концом на 30—35 см от пола, влезает на табурет высотой 25 см, перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на 30—35 см, бросает большой мяч на расстояние 70—100 см. Ходит по доске шириной 15 см, горизонтально расположенной на высоте 30—35 см от пола

Развитие ребенка 1 2 года

Время летит незаметно. Малыш появился на свет совсем недавно, таким маленьким и беспомощным. А теперь его не узнать — он кардинально изменился, теперь это уже не беспомощный постоянно плачущий комочек, полностью и во всем зависящий от взрослых, а самостоятельная личность, которая имеет свои желания, привычки, показывает свою индивидуальность, свой характер.

Развитие ребенка в 1 год

Большинство годовалых детей могут ходить, держась за опору, или самостоятельно. Но не смотря на это они все еще могут продолжать активно ползать на четвереньках. Ребенок в 1 год может без труда самостоятельно сесть, присесть, встать. В этом возрасте его подвижность и любознательность возрастает — он легко взбирается на возвышенности (диван, ступеньки), ходит по комнатам, открывает шкафы, роется в них, с огромным удовольствием разглядывая их содержимое. Ему очень нравится пританцовывать или раскачиваться из стороны в сторону под любимую музыку.

Грудничок продолжает осваивать жесты — подражает действиям взрослых, посылает воздушные поцелуи, целует, дует на горячее, машет ручкой пока, кивает «нет» или «да».

С каждым днем карапуз становится все более самостоятельным. Он пытается кушать ложкой и пить из кружки, правда не всегда это получается у него аккуратно.

Он научился бросать предметы и теперь делает это при каждом удобном случае. Умеет чашкой зачерпывать воду в ванной, снимает, надевает бусы через голову, чиркает карандашами. Выполняет простые просьбы — «принеси», «возьми», «дай», «закрой», «открой», «отнеси». Подчиняется словам «можно», «нельзя».

Развитие ребенка 1 2 годаКарапуз уверенно берет предметы, дает их взрослым. Одной рукой может взять два небольших предмета, а двумя — горсть. Из нескольких кубиков может построить башенку, надевать на палочку кольца. Ему очень нравится играть с различными коробочками — открывает и закрывает крышку, складывает в них небольшие игрушки и выкладывает обратно.

Ребенок в год хочет узнавать новые звуки — стучит ложкой по стульчику, стакану, тарелке. Он может экспериментировать со своим голосом — вскрикивает, бормочет, поет. Карапуз радуется любимым игрушкам, веселым играм со взрослыми, приходу близкого человека. Он может смотреть вопросительно на взрослого при затруднении, в незнакомой ситуации. Узнает на фотографии близкого человека, улыбается и показывает пальчиком. Пугается общества незнакомых людей.

К году у ребенка должно прорезаться около 8 зубов — снизу и сверху по 4 центральных резца. У некоторых малышей могут начать прорезаться моляры.

У многих детей на этом этапе развития изменяется поведение, чаще не в лучшую сторону. Они испытывают кризис первого года жизни, который проявляется непослушанием, упрямством, капризами. Ребенок становится эмоционально возбудимым — плачет и кричит по любому поводу. В этому случае стоит набраться большого терпения и ждать, когда этот период пройдет. Шлепать, кричать и ругаться бесполезно. Необходимо успокоить малыша, прижав к себе, покачать, отвлечь книжкой или какой-нибудь игрушкой.

В этом возрасте уже можно начинать приучать малыша к горшку. Знакомство с горшком необходимо проводить после еды, сна, перед прогулкой, каждый час-полтора. Вскоре у него выработается привычка и он сам сообщит, удобным ему способом, что ему нужно в туалет, — кривляньем, словом, определенным звуком или жестом.

Рост и вес малыша в 1 год

Показатели годовалых детей в среднем составляют:

Вес мальчиков 8900 — 11600 кг
Вес девочек, кг 8500 — 10800 кг
Рост мальчиков 72,3 — 79,7 см
Рост девочек 71,4 — 78,5 см
Окружность головы мальчиков 44,5 — 48,6 см
Окружность головы девочек 43,5 — 47,3 см

Речевое развитие

Развитие ребенка 1 2 годаБольшинство детей в этом возрасте могут говорить несколько простых слов — «мама», «папа», «баба», «ням», «би-би», «ав-ав», «ня», «дай», «неть», «дя». При этом пассивный словарный запас их велик. Малыш знает названия почти всех предметов и игрушек, которые присутствуют ежедневно в его окружении. Сказать их названия он пока еще не может, но может принести/показать тот или иной предмет.

Чтобы развитие речи ребенка шло полным ходом, с ним нужно регулярно играть в пальчиковые игры, читать книги, рассказывать обо всем его окружающем не только дома, но и на прогулках. И вскоре малыш заговорит.

Не стоит расстраиваться, если ребенок в 1 год еще не начал говорить. Он обязательно будет это делать, только немного позже. Все дети развиваются индивидуально и ожидать одинаковых результатов от них не стоит. Многое зависит от наследственных факторов, темперамента, индивидуальных особенностей.

Режим дня и сон

Обычно режим дня многих годовалых карапузов изменяется. Теперь они спят один раз днем по 2-2,5 часа, примерно с 14:00 до 16:30. В связи с этим соблюдать 5-ти разовый режим питания уже просто не получится. Теперь ребенок будет кушать 4 раза в день: 09:00 — завтрак, 13:00 — обед, 17:00 — полдник, 20:00 — ужин.

Если режим дня ребенка не подвергался изменениям (он спит по-прежнему 2 раза днем), то режим питания остается прежними — 5-ти разовым.

Питание

Ребенок в 1 год продолжает есть пищу в пюреобразном и мелконашинкованном виде. Он уже должен быть знаком с такими продуктами, как:

  • яйца;
  • макароны;
  • кашами (овсяная, гречневая, рисовая, пшенная, кукурузная);
  • нежирными сортами мяса, рыбы;
  • овощами (кабачок, картофель, морковь, тыква, цветная капуста, брокколи, огурец, помидор);
  • фруктами (яблоко, груша, банан, персик, слива, абрикос);
  • хлебом, сухариками, бубликами, печеньем;
  • сливочным, растительным маслом;
  • молочными и кисломолочными продуктами (творог, сметана, йогурт, детские кефир и молоко);
  • зеленью (укроп, петрушка).

Развитие ребенка 1 2 годаЯгоды (вишня, смородина, малина, клубника) даются в отваренном виде (компот, кисель).

Вся еда по-прежнему готовится в отваренном, тушенном виде либо на пару.

Первый год жизни малыша пролетает быстро. В это время малыш открывает для себя мир и осваивает умения, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни — ползание, сидение, простейшие речевые навыки и так далее.

При этом возраст освоения тех или иных навыков указывает на состояние умственного и физического здоровья малыша, а отклонение от нормы может указывать на наличие скрытого расстройства. Но когда исполнится ребенку 1 год и 2 месяца — что ему нужно уметь делать? Что говорят педиатры об особенностях развития ребенка в этом возрасте? И как решать различные проблемы, связанные с неправильным развитием ребенка? Ниже мы в деталях рассмотрим все эти вопросы.

Каким должен быть ребенок в 1 год и 2 месяца в норме?

Согласно требованиям ВОЗ и Американской педиатрической организации в норме ребенок в 1 год и 2 месяца должен быть таким:

  • Вес — от 8 до 12 килограмм, рост — от 70 до 85 сантиметров.
  • Количество сна — 13-14 часов. При этом ночью ребенок должен спать 10-11 часов, а днем — 2-3 часа. Днем ребенок может спать не 1, а 2 раза.
  • Малыш должен питаться 4-5 раз в сутки. В 1 год 2 месяца ребенка нужно постепенно отучать от грудного вскармливания, а молоко рекомендуется давать только утром и сразу же после пробуждения.
  • В 1 года и 2 месяца ребенка нужно постепенно приучать к горшку, при этом само обучение в норме может затянуться надолго (вплоть до трехлетнего возраста). Поэтому не нужно переживать по поводу того, что в таком раннем возрасте ребенок не может самостоятельно ходить на горшок.
  • Моторные навыки, которые ребенок должен освоить к 1 году и 2 месяцам — ползание, самостоятельный подъем на ноги и длительное стояние без поддержки, медленные шаги, простейшие повороты и перекатывания.

В 1 год и 2 месяца малыш должен знать несколько простейших слов-существительных, обозначающие те или иные предметы, с которыми ежедневно сталкивается ребенок — бутылочка, еда, соска, кровать и так далее. Также ребенок может выговаривать некоторые слова-глаголы — лежать, спать, кушать. Еще малыш должен отличать и называть взрослых — мама, папа, братик (либо его имя), сестра (либо ее имя), бабушка, дедушка и так далее. При этом обратите внимание, что количество слов в этом возрасте невелико — обычно 5-15 штук. Поэтому нет ничего плохого в том, что ребенок не может запомнить некоторые предметы, людей или действия, если его словарный запас «переполнен» другими словами.

Развитие ребенка 1 2 года

Еще одна область, на которой мы должны остановиться отдельно — это увлечения и игры ребенка:

  • В 1 год и 2 месяца ребенок активно исследует дом — открывает шкафы, заглядывает за занавески, берет в руки посуду и различные предметы, стягивает с кровати покрывала и так далее.
  • У ребенка должны быть любимые игрушки — это могут быть куклы, солдатики, кубики, различные мягкие игрушки и так далее.
  • При этом в норме малыш должен играть как самостоятельно, так и вместе со своими родителями. Во время утренних прогулок ребенок может пытаться играть с другими детьми.

Какие проблемы могут быть у ребёнка в 1 год и 2 месяца? Как их решать?

Однако далеко не у каждого ребёнка в год и два месяца развитие происходит нормально. Небольшие нарушения развития скорректировать могут родители самостоятельно. Например, если ребенок плохо ходит, то родители должны научить его ходьбе: для этого нужно поставить ребенка на ноги, придерживая его за руки — после этого ребенок начнет делать первые робкие шаги, которые со временем станут все более уверенным и четкими. Если ребенок плохо запоминает слова, то нужно с ним почаще заниматься — нужно показывать пальцем на тот или иной предмет либо человека и называть его.

Развитие ребенка 1 2 года

Некоторые проблемы развития ребенка в год и два месяца требуют обязательного посещения врача-педиатра:

  • недостаток или переизбыток роста либо веса;
  • частичный или полный отказ от пищи;
  • нарушение сна (особенно тревожный симптом — проблемы с ночным сном);
  • ребенок не может запомнить ни одного слова;
  • малыш не проявляет интереса к игрушкам, другим людям либо детям.

Все эти проблемы обычно имеют органическое происхождение — то есть они возникают из-за нарушения умственного или физического здоровья малыша. К счастью, многие из подобных проблем сегодня можно лечить с помощью специальных таблеток или процедур, поэтому врача-педиатра Вы должны посетить с ребенком в обязательном порядке.

Читайте впрок, чтобы быть готовыми, когда Вашему ребёнку будет полтора года!

автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко,
врач-педиатр, к. м. н.

Вам понравилась статья? Просто нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь с друзьями!

Ссылка на основную публикацию