Развитие ребенка 2 3 лет

Чем интересен этот возраст? Каковы его особенности? На что стоит обращать особое внимание? Что происходит с психикой ребенка в этот период?
Со всеми этими вопросами мы постараемся сегодня разобраться.

Возраст от двух до трех лет принято считать переходным в психологическо аспекте. От чего и к чему малыш переходит? От младенчества к младшему дошкольному возрасту (с3х лет).

Это очень важный период в развитии ребенка именно потому, что то что вы дадите ребенку в этот период жизни и будет фундаментом для всей его дальнейшей жизни. Итак, что особенного в ребенке в период от двух до трех лет? В этом возрасте малыш уже далеко не младенец, но еще и не младший дошкольник. Он уже имеет не малый словарный запас, может составлять простые предложения, склонять слова, выдумывать «свои» игры, по своему манипулировать взрослыми, проявлять свои интересы и характер. Но в тоже время, ребенок
во многом беспомощен, например, в самообслуживании или в тех же играх, многое может не получаться, не всегда его понимают окружающие.

Мышление ребенка в этом возрасте в основном наглядно-действенное. Это начит, что познание окружающиего мира происходит в процессе реальных манипуляций с теми или иными предметами. Только с помощью проб и ошибок ребенку удается научиться чему-то новому.

В период от 2-3 лет очень важную роль в развитии ребенка играет «большой человек», т.к. обучение происходит не только по средстав собственного опыта, но и на основании подражаний. Взрослый необходим ребенку в первую очередь как источник помощи и защиты. Но, в присутствии того (это может быть не бязательно мама или папа, сюда входят, и няни, и бабушки, и воспитатели), кто вызывает симпатию и положительные эмоции, ребенок начнет ему подражать. При чем во всем, как в хорошем, так и в плохом.

Внимание ребенка в это м возрасте еще довольно рассеяно. Ребенок будет играть и увлекаться только тем, что реально его интересует. При этом, в случае необходимости, взрослому очень легко отвлечь малыша от какой-то деятельности чем-то более значимым. Это позволяет нам манипулировать процеессом игры или досуга ребенка.

После двух лет, практически каждый день в обиходе ребенка появляются новые слова, которые начинают формировать простые предложения. Ребенок еще не пользуется первым лицом, поэтому чаще всего говорит не «я покушала», а «Маша покушала». Это считается нормой и к трех-летнему возрасту должно формироваться понятие «Я-ты» вместо «Маша-мама». Также именно ближе к трем годам дети начинают склонять слова в предложениях.

Другая важная особенность детей 2-3 лет – низкие пороги сенсорной чувствительности и недостаточная сформированность механизмов изиологической саморегуляции организма. Говоря простым, человеческим языком, если у малыша тугая резинка на колготах, болит голова, чешется животик, он не ыспался, голоден или наоборот переел, то ни о каком познании окружающего мира речи быть не может. Такой ребенок не проявит особого интереса к осторонним предметам и взрослым. Скорее всего он просто будет плаксивым и раздражительным.

Между собой, ровестники пока играть не могут и общаться вербально тоже. Чаще всего, сверстники 2-3 лет играют рядом друг с другом, а не вместе. Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок взял игрушку, которая интересует и меня; другой ребенок привлек на себя внимание значимого для меня взрослого; другой ребенок наступил мне на ногу; он пролил компот на скатерть.

Именно в этот период начинают проявляться впервые такие качества личности, как ответственность, самостоятельность, настоячивость, целеустремленность и инициативность.
А значит, давайте ребенку больше свободы, страйтесь не делать за него то, с чем он может справиться сам (деже если у него это пока плохо получается). Приучайте к отвественности, например, напоминайте собирать за собой игрушки, мыть руки до еды, переодеваться после улицы и пр. Не присикайте его любопытство. Если ребенку нравится рассматривать снежинки в окне, мыть посуду, задувать свечи по сотому кругу — дайте ему такую возможность. Значит для него это сейчас важно и значимо. Если присекать такие порывы бесконечно, особенно фразой «ты еще маленький, у тебя не получится», и делать все вместо ребенка, то через пару лет Вы будете счастливыми обладателями тре- четырехлетнего «младенца», который
совершенно беспомощен, капризен и совершенно несамостоятелен. ( я уже молчу про того взрослого, который вырастет из такого ребенка. скорее всего он просто будет плыть по течению сслыясь на судьбу в своих неудачах, не проявлять никакого интереса в собственном развитии и карьерном росте). Кроме того, начиная с двух лет, очень легко прививается музыкальность, чувство ритма, грамотность, эстетическое воспитание. Дети впитывают в себя все как губки и именно от того, что Вы в них заложете зависит то, какими они вырастут.

Ниже приведены основыные требования касательно психо-физиологического развития ребенка в возрасте от 2х до 3х лет.

Логическое мышление. Ребенок должен уметь выполнять простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия, а также рисовать, строить, составлять простые пазлы и кубики с картинками.

Развитие речи. Ребенок после двух лет должен оперировать словарным запасом около ста слов, еще не вполне четко произносимых;
к трем годам в речи присутствует 1200-1500 слов и более, начинает склонять слова; уже умеет составлять короткие рассказы об окружающей обстановке,
ребенку понятны фразы или рассказы взрослого о том, что не находится в поле его зрения
Ребенок разучивает простенькие стишки и потешки.

Окружвющий мир. Ребенок должен знать части тела и лица, уметь называть что, плавает, летает и ездит.

Навыки обихода. Ребенок должен уметь спускаться и подниматься по лестнице, одеваться и раздеваться, самостоятельно ходить на горшок, ходить задом наперед, сохранять равновесие
на перекладине, рисовать вертикальную линию, резать бумагу держа ножницы одной рукой, мыть и вытирать руки.

Воображение. Малыш должен уметь показать как мышка на цыпочках тихонько бегает, зайка прыгает, мишка косолапый переваливается с ноги на ногу, повторять и другие элементарные действия,
которые он где-то видел.

Внимание. В этом возрасте внимание ребенка считается еще рассеянным и это норма. Но, ближе к трем годам, ребенок уже может неотрывно сосредоточить свое внимание в течении
12-15 минут.

Память. Помимо развития слуховой памяти в виде разучивания стишков, ребенок уже может вспомнить что было пару часов назад, вчера, в зоопарке на выходных и т.д.

Развитие ребенка 2 3 лет

Развитие ребенка в возрасте 1–3 года

Развитие ребенка 2 3 лет

Кризис 2-х лет у детей: период отрицания всех и вся

Растим ребенка

  • Беременность и роды
  • Развитие детей
  • Воспитание
  • Здоровье и безопасность
  • Обучение
  • Грудное вскармливание
  • Уход, гигиена, режим дня

kukuriku.ru — все о детях и для детей: беременность и роды, развитие и воспитание детей, здоровье, развивающие занятия с детьми, творчество, стихи, сказки, раскраски.

Растим ребенка

  • Беременность и роды
  • Развитие детей
  • Воспитание
  • Здоровье и безопасность
  • Обучение
  • Грудное вскармливание
  • Уход, гигиена, режим дня

Развиваемся онлайн

  • Занятия с детьми
  • Кладовая
  • Своими руками
  • Полезности
  • Курсы для мам

О проекте

  • О проекте
  • Сотрудничество
  • Контакты

kukuriku.ru — все о детях и для детей: беременность и роды, развитие и воспитание детей, здоровье, развивающие занятия с детьми, творчество, стихи, сказки, раскраски.

Присоединяйтесь к нам:

Все публикации на сайте носят исключительно информационный характер, ни при каких обстоятельствах не могут быть восприняты как экспертная консультация и не отменяют посещения профильных специалистов.

Все права на материалы, опубликованные на сайте, принадлежат правообладателю, и защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Перепечатка материалов возможно только при соблюдении «Правил перепечатки материалов с сайта Кукурику.ру»

Развитие ребенка 2 3 лет

Любую маму волнует развитие ребенка, ведь недаром говорят: «Что посеешь, то и пожнешь!» Эта поговорка может стать девизом всех родителей, которые воспитывают ребенка, в том числе и малыша раннего возраста (период от одного года до трех лет). В этой статье «Синьорины» собраны основные фрагменты мозаики, определяющие развитие ребенка 2 — 3 лет.

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверенным в том, что малыш растет и изменяется в соответствии с нормой, следует ориентироваться на основные показатели разностороннего развития ребенка раннего возраста от 2 до 3 лет.

В предыдущей статье, мы рассматривали развитие ребенка 1-2 лет. А теперь взгляните, как в норме развивается ребенок в период раннего возраста (с 2 до 3 лет).

Физическое развитие ребенка 2 — 3 лет

Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет:

  • ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на полу, проходит по наклонной доске, ходит на цыпочках;
  • бросает мяч не только взрослому или другому ребенку, но и еще может попадать в цель, например, кольцо или корзину;
  • ловит мяч двумя ручками;
  • подражает действиям взрослого;
  • выполняет одновременно несколько действий, например, топает и хлопает;
  • может кататься на трехколесном велосипеде;
  • делает первые попытки в плавании, катании на коньках, лыжах.

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Ребенок в два годика – великий исследователь и очень творческая личность. В этом возрасте ребенок растет и поправляется уже не так интенсивно, как год назад. Но его мозг, двигательные и физические навыки очень активно развиваются. Что должен уметь ребенок в 2 года?

Физическое развитие ребенка в 2 года

В этом возрасте важно развивать физические навыки ребенка: движение, координацию, согласованность мелкой моторики. Чем больше тренируется малыш, тем лучшие результаты он покажет. К навыкам координации движений относятся навыки моторики – мелкой и крупной.

Крупная моторика малыша в 2 годика

К ней относится умение управлять своим телом в пространстве. Это бег, прыжки, ходьба, повороты. Что умеет ребенок в 2 года из двигательных навыков?

  • Бегать
  • Ходить по лестнице – вверх и вниз
  • Прыгать или проходить сквозь обруч
  • Обходить или перепрыгивать препятствие, которое лежит на твердой поверхности
  • Прыгать на одной ножке (особенно девочки)
  • Маршировать
  • Бить ногой по мячу
  • Ходить спинкой вперед
  • Стоя на перекладине, удерживать равновесие

Мелкая моторика ребенка в 2 года

К мелкой моторике малыша относится то, что он может делать руками – пальчиками, ладошками, кулачками. Это умение должно сочетаться со зрительной координацией – без нее малыш не сможет точно определять месторасположение предметов и управляться с ними. Навыки мелкой моторики малыша в 2 годика включают:

  • Рисование вертикальной линии
  • Ребенок умеет строить башню из конструктора или кубиков (управляется с кубиками — до 6 штук)
  • Резать бумагу, причем ножницы должны быть небольшими, детскими, с закругленными концами

Родителям стоит знать, что в возрасте 2-х лет у малыша уже есть предпочтения, какой рукой действовать – правой или левой. Понаблюдайте за своим ребенком – какой рукой он берет карандаш или ручку. Какой рукой он хватает ложку, какой рукой бьет мячик. Так вы сможете определить, кем растет ваш малыш – правшой или левшой.

Если ребенок одинаково хорошо владеет руками – значит, у него хорошо работает и левое, и правое полушарие мозга. Такие дети называются амбидэкстрами. Это очень редкая особенность. Более четко вы сможете определить, кто ваш ребенок – левша или правша – к тому времени, когда ему исполнится 5 лет.

[1], [2]

Как развивать двигательные навыки ребенка в 2 годика?

Прежде всего, нужно давать ему возможность все время что-то делать руками. Для развития мелкой моторики ребенок будет с удовольствием рисовать или что-то складывать из кубиков. Дело в том, что между мелкими движениями руки и развитием речи существует тесная взаимосвязь.

По оценкам ученых, в коре головного мозга детей есть зоны, которые контролируют мелкую моторику рук. Эти зоны – соседи тех, которые отвечают за развитие речи. И те, и другие зоны взаимодействуют между собой, поэтому, развивая навыки ручного труда, можно развивать и навыки правильной, богатой речи.

Интеллектуальное развитие ребенка в 2 года

Интеллектуальное развитие ребенка в 2 года предполагает активные познавательные процессы. Ребенок в этом возрасте очень много изучает, узнает, поэтому очень быстро развивается. Речь, внимание, мышление, восприятие, память развиваются в этом возрасте семимильными шагами по сравнению с теми же процессами у взрослого человека. Какими из интеллектуальных навыков владеет ребенок в 2 годика?

  • Ребенок может танцевать под музыку, хорошо различая ее мелодию и ритм
  • Ребенок понимает простые просьбы и команды взрослых, согласно которым нужно выполнить до трех простых действий
  • Ребенок уже запоминает детские стихи и песенки и даже цитирует их взрослым
  • Ребенок пытается разобрать игрушку, чтобы посмотреть, что там у нее внутри
  • Ребенку в 2 годика уже доступно до 200 слов (девочки говорят раньше и больше)
  • Ребенок в 2 годика уже может говорить короткими связными предложениями

В этом возрасте очень важно развивать речевые навыки ребенка, потому что речь – один из важнейших показателей интеллекта. Поэтому возрастной период от 2 до 3 лет в психологии считают сенситивным. В этот период активно развиваются речевые навыки ребенка.

Мозг ребенка быстрее всего усваивает слова родного языка именно в этом возрасте. Если обучать ребенка в этом возрасте и другим языкам, то их изучение будет идти очень быстро, просто супербыстро.

Ребенок в 2 годика усваивает сразу несколько составляющих речи: правила построения предложений, правильное произношение звуков и слогов, связную речь, понимание речи и различение отдельных слов в потоке предложений. Если ребенок не говорит в возрасте 2 годика, нужно обратиться к врачу: возможно, у малыша замедленное развитие или была стрессовая ситуация, которая повлияла на его речевые навыки не лучшим образом.

Нужно читать детям побольше сказок, петь песенки, общаться с ним – и его речь будет развиваться намного быстрее.

Социальные навыки ребенка в 2 года

Социальное развитие ребенка в 2 года – это его умения и навыки коммуникации. То есть – насколько ребенок готов общаться с людьми, животными, своими маленькими ровесниками. От этого в будущем зависит его успешность в личной жизни, карьера, дружба. Навыков самообслуживания у ребенка в 2 года становится все больше. Что должен уметь ребенок в 2 годика из области социальных навыков?

  • Самостоятельно идти на горшок или проситься в случае надобности
  • Пытаться одеваться самому или помогать маме и папе при одевании его, например, на прогулку или в детский сад
  • Самостоятельно снимать носочки
  • Мыть ручки и вытирать их полотенцем
  • Самому есть из ложки и пить из чашки
  • Уметь держать зубную щетку в руке и пытаться чистить зубы с помощью мамы или папы
  • Разговаривать по телефону, имитируя поведение взрослого
  • Отвечать на простые вопросы

Ребенок в 2 года — уже очень умный малыш. Его поведение может показаться забавным, но это – поведение человека, который постигает очень много в очень короткий период. Родителям стоит уважать этот труд.

Особенности развития детей 2-3 лет

«Дети запоминают не слова — они запоминают поступки. Если целый час читать ребёнку лекцию, а потом перед ним высморкаться, то он запомнит только, как вы сморкались.»

Автор: Армен Джигарханян

Иногда профессию воспитателя можно сравнить с работой художника. Дети — это чистый лист, на котором надо нарисовать не что-нибудь, а прекрасное произведение. Чтобы потом окружающие, смотря на это произведение, восхищались и говорили: «Это прекрасно воспитанный человек!» Но воспитывать труднее чем рисовать. Во-первых, если художник ошибётся, он может выбросить испорченный лист и взять новый, чего невозможно сделать с ребёнком. Во-вторых, художник работает над одним произведением, а потом приступает к другому. Но воспитателю приходится работать сразу с несколькими малышами, а они все разные, все уникальные. Поэтому просто необходимо знать особенности каждого маленького человечка, чтобы не ошибиться и создать шедевр.

Работать с детьми 2-3 лет очень сложно, но очень интересно.

В два-три года стремительно развивается познавательная активность. Малыш без конца задает вопросы взрослым. Его интересует абсолютно все. Часто ребенок, пытаясь узнать, как устроена игрушка, разбирает ее. В этом возрасте малыш не понимает еще понятие «живое-неживое». Поэтому легко может разобрать не только игрушку, но и бабочку, например. В данном случае нельзя рассматривать это, как проявление жестокости, но родителям следует объяснить ребенку, что это живой объект, что он испытывает боль и что так делать ни в коем случае нельзя.

Продолжается развитие психических процессов, но ведущая роль отводится восприятию. При восприятии предмета, малыш, как правило, выделяет те признаки, которые его привлекли больше всего.

Внимание и память имеют непроизвольный характер. Дети в два-три года сосредотачивают внимание только на том, что их заинтересовало, и также запоминают, только то, что им интересно.

Мышление наглядно-действенное, поэтому ребенку важно манипулировать непосредственно предметом, потрогать, понюхать, рассмотреть.

В возрасте двух – трёх лет ребёнок уже хорошо понимает речь, направленную к нему. Ближе к трём годам речь настолько совершенствуется, что ребёнок уже может вести разговор. К трем годам активный запас составляет более 400 слов. Значительно увеличивается пассивный запас, ребенок понимает практически все, что говорят окружающие. Улучшается произношение звуков речи.

Развитие ребенка происходит посредством его органов чувств. Ребенок должен использовать их при ознакомлении с окружающим. Очень важно, чтобы он ощупывал предметы, это способствует развитию моторики рук. Также малыш знакомится с вкусовыми качествами продуктов, нюхает их. И конечно, рассматривает предметы, слышит, как они звучат.

Обучается ребенок, в основном подражая взрослому, который ему симпатичен, приятен. Вот почему так важен положительный пример родителей, ведь повторяет малыш, как хорошее, так и плохое.

Малыши в этом возрасте очень любят рисовать, взрослые должны всячески поощрять стремление к рисованию, так, как оно очень важно для развития ребенка.

Ребёнок хорошо изучил характер своих родных и близких. Он уже знает, как с кем общаться, и что от кого ждать. Ребёнок уже знает, где и что находится в квартире и чувствует себя абсолютно свободно и комфортно. В этом возрасте детям еще сложно привыкать к новой обстановке, поэтому не рекомендуется резко менять климат и ездить в путешествия в другие страны.

В раннем возрасте ребёнку нужен строгий распорядок дня: завтрак, прогулка, обед, игры, прогулка, купание, сон. Малыш привыкает к повторяющимся изо дня в день действиям. Это помогает ему ориентироваться в окружающем его мире. Если же распорядок меняется, то крохе может это не понравится. Он не будет знать, как реагировать и как вести себя в новых условиях.

Ребёнка в возрасте двух – трёх лет уже можно многому научить. Например, убирать за собой игрушки. У малыша должна быть своя собственная полочка или контейнер для хранения его игрушек, из которого он сам может достать нужные для себя вещи. Можно давать ребёнку небольшие поручения по дому. Например, можно попросить вытереть пыль на полке.

В этом возрасте дети проявляют интерес к сверстникам, стараются привлечь к себе внимание других детей. Но играть вместе они еще не умеют. Играют они, как правило, рядом, а не вместе. Поэтому нужно поощрять игры в песочнице и на детских площадках, но в то же время родители должны оставаться для детей весёлыми партнёрами в играх.

Родители должны уделить особое значение тому, чтобы научить ребёнка манерам поведения. Слова «спасибо» и «пожалуйста» должны активно использоваться в лексиконе.

Малыши двух – трёх лет чаще всего пытаются быть самостоятельными. Родители могут этому способствовать и дать возможность ребёнку научиться быть ответственным за свои поступки. Ребёнку нужно давать возможность самому попробовать свои силы в каком-либо действии. Например, можно позволить самому одеться или причесать волосы. Малыш уже усвоил все правила, действующие дома и знает, за что его могут наказать.

В этом возрасте дети поглощены игрой, и им трудно оторваться от неё, чтобы переключится на что-нибудь другое. Если быть точными, можно сказать, что в этом возрасте ребенок еще не играет, а просто манипулирует предметами, игрушками. Малыш ещё не может в полной мере разобраться во всех функциях предметов, которые его окружают и ему требуется помощь взрослого. Задача взрослых научить ребенка играть, в процессе игр знакомить малыша со свойствами и функциями различных предметов, побуждать использование предметов – заменителей в своих играх, например, ребенок кормит куклу, используя вместо ложки палочку.

Малыш 2- лет особенно эмоционален, настроение может часто меняться. Восстановить эмоциональное равновесие можно с помощью игры. Существуют специальные игры-покачивания, игры-подбраывания. Кроме того, в этом возрасте ребенка легко отвлечь, переключить с одного вида деятельности на другой.

Этот период жизни также знаменателен кризисом трех лет.

Таким образом, двух – трёх летние малыши уже довольно много понимают и умеют, но им всё так же нужна поддержка и помощь родителей.

Для полноценного развития ребенка нужно ежедневно заниматься с ним. К 2-3 годам дети уже обладают многими знаниями и умениями, которые необходимо продолжать развивать, а так же учить новому.

Как и ранее, занятия следует проводить в игровой форме, чтобы крохе было интересно. Планируя занятия, чередуйте физическую и умственную деятельность, обращать внимание на то, что бы малыш развивался во всех направлениях.

Развитие творческих способностей

Занятие «Лепка»
Для лепки лучше использовать не пластилин, а тесто. Оно более пластичное и безопасное.
Научите малыша отщипывать небольшие кусочки, катать шарики, колбаски. Можно использовать формочки, с помощью которых кроха сможет сделать фигурки. Ближе к трем годам ребенка можно учить лепить простые фигурки, например, снеговика, змею. Так же с помощью теста можно делать простые аппликации. На заранее подготовленный рисунок раскладывать небольшие кусочки теста, которые сын или дочь будет разглаживать, прикрепляя к картинке в соответствии с цветом.

Развитие ребенка 2 3 лет

Занятие «Рисование»
Для рисования подходят карандаши, мелки, краски. Рисуя, малютка заодно учит цвета. Дети 2-3 лет, как правило, уже умеют рисовать линии, круги. Хорошо научить дитей изображать картинки, состоящие из этих элементов. Например, для того, чтобы малыш научился рисовать солнышко, желательно сначала показать самому, как это делается, затем нарисовать круг и несколько лучиков, а потом предложить ребенку дорисовать солнце. Скоро он научится самостоятельно рисовать. В этом возрасте нужно учить раскрашивать, не выходя за контур.
Дайте малышу большой лист бумаги и пусть ребенок рисует то, что хочется именно ему в данный момент.

Развитие ребенка 2 3 лет

Занятие «Создание аппликаций»
Аппликации можно делать из бумаги, природных материалов, крупы.

Развитие ребенка 2 3 лет

Развитие речи

Занятие с детьми 2-3 лет «Чтение»
Читая книги, необходимо обращать внимание на картинки. Почаще спрашивайте, что изображено на рисунке. Читайте стишки, в которых ребенок сможет добавлять фразы. Ближе к трем годам задавайте вопросы о прочитанной сказке. Загадывайте загадки. Давайте возможность малютке самостоятельно выбрать книгу, которую он хочет почитать.

Развитие ребенка 2 3 лет

Занятие «Театр»
Используйте фигурки людей и животных, отводя определенную роль малышу. Вначале ребенок будет подавать фигурки, называть их, постепенно произносить слова, отведенные его герою.

Развитие ребенка 2 3 лет

Развитие ребенка 2 3 лет

Занятие «Речевой аппарат»
Научите ребенка дуть пузыри, играть на дудочке, это поможет в дальнейшем в произношении слов.

Развитие ребенка 2 3 лет

Развитие памяти, логики

В этом возрасте важно закрепить и усовершенствовать знания о формах и цветах, размерах, количественных показателях. Развивайте понимание о порах года, времени суток.

Сложите в коробку предметы различной формы, цвета. Просите малютку дать только круглые предметы, затем тем только красные предметы.

Развитие ребенка 2 3 лет

Насыпьте в тарелку фасоль и боб или пуговицы различных размеров. Попросите рассортировать мелкие и крупные предметы.

Сложите в коробку различные предметы, попросите разложить отдельно фрукты, животных.

Развитие ребенка 2 3 лет

В настоящее время есть множество игр, помогающих развить память и мышление. Это всевозможные лото с формами, цветами, животными, овощами и прочими предметами, игры, в которых задание найти одинаковые предметы, найти пару, различные пазлы. Дети охотно играют в такие игры и запоминают название предметов, их признаки.

Развитие мелкой моторики

Для развития мелкой моторики подходят мозаики, пальчиковая гимнастика, застегивание замков, шнуровка, пересыпание крупы.

Развитие ребенка 2 3 лет

Развитие социальных навыков

Учите кроху выполнять домашние дела. Поиграйте, что в гости придет, например, мишка. Пусть маленький человек накроет стол, расставит чашки, нальет чай.

Развитие ребенка 2 3 лет

Попросите помочь в уборке, вытереть пыль, подмести.

Пусть малыш уложит спать любимую игрушку, причешет куклу, оденет ее.

Развитие ребенка 2 3 лет

Развитие двигательной активности

Зарядка, гимнастика, танцы помогают ребенку поддерживать физическую форму. Малыша надо научить ходить по прямой линии, через преграды, лазить по лабиринтам, прыгать.

Давайте ребенку слушать различную музыку, чтобы он понимал понятие быстро и медленно, весело и грустно.

Развитие ребенка 2 3 лет

Видео «Развивающие занятия с детьми 2-3 года»

Все для раннего Развития Детей

Страницы

  • Главная страница
  • Дети до 1 года
  • Дети от 1 до 2 лет
  • Дети от 2 до 3 лет
  • Дети от 3 до 4 лет
  • Дети от 4 до 5 лет
  • Дети от 5 до 7 лет
  • Мир Вокруг Нас
  • Здоровье Детей
  • Математика-Логика
  • Азбука-Грамматика
  • Английский для Детей
  • Развивающие КНИГИ
  • Развивающие Игрушки
  • Раскраски
  • Сайт

Дети от 2 до 3 лет

В данном разделе мы поможем Вам узнать и определить уровень развития вашего ребенка, а именно , что должен знать и уметь делать Ваш ребенок в возрасте от 2 до 3 лет.

Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте. Хотелось бы еще раз обратить внимание родителей на то, что нормы развития относятся к большинству детей, но не ко всем. Ведь развитие каждого ребенка индивидуально и зависит от многих факторов. Поэтому не переживайте, если в данный момент времени ваш малыш что-то не умеет делать: пройдет время, и с вашей помощью он этому обязательно научится.
Что должен знать и уметь 2 летний ребенок

Данная статья предназначена для вашего ознакомления и дает примерные нормы степени сформированности психических процессов вашего ребенка в этом возрасте. Вы можете проверить его потенциальные возможности в разных областях знаний, узнать, в каких областях знаний Ваш ребенок преуспевает, а в каких требуется дополнительное внимание и время.
Также мы хотим отметить, что чем раньше вы начнете развивать логическое мышление, которое базируется на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности.

В данном разделе «Дети от 2 до 3 лет» мы собрали весь материал, опубликованный на нашем сайте, который поможет Вам и Вашему ребенку заниматься, подготавливаться к следующему, более углубленному этапу занятий.

Материалы для Ваших занятий вы можете использовать дома, в детском саде или в начальных классах.

Ребенка в возрасте от 2 до 3 можно начать знакомить с математикой. В этом Вам помогут наши пособия для занятий.

1.Ребенок должен уметь выполнять простые указания и просьбы, предполагающие два-три действия.
2. Ребенок должен уметь рисовать, строить, составлять простенькие пазлы, кубики с картинками.

1. Ребенок должен уметь складывать фразы из 4-5 слов.
2. Ребенок прекрасно понимает, что ему говорят взрослые (бытовые слова и фразы).
3. Ребенок умеет разучивать простенькие стишки и потешки

Окружающий мир
Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет должен уметь:

1. Ребенок должен знать части тела и лица.
2. Ребенок должен уметь называть что, плавает, летает и ездит.

1. Ребенок должен уметь спускаться и подниматься по лестнице.
2. Ребенок должен уметь одеваться и раздеваться.
3. Ребенок должен уметь самостоятельно ходить на горшок.
4. Ребенок умеет ходить задом наперед.
5. Ребенок должен уметь сохранять равновесие на перекладине.
6. Ребенок должен уметь рисовать вертикальную линию.
7. Ребенок должен уметь резать бумагу, держа ножницы одной рукой.
8. Ребенок должен уметь мыть и вытирать руки.

Читайте также статью для Родителей Что нужно знать о Развитии Ребенка.

Узнайте что должен знать и уметь ребенок по возрастам. Воспользуйтесь пособиями для занятий, которые предлагает наш сайт.

Особенности развития детей 2-3 лет

«Дети запоминают не слова — они запоминают поступки. Если целый час читать ребёнку лекцию, а потом перед ним высморкаться, то он запомнит только, как вы сморкались.»

Автор: Армен Джигарханян

Иногда профессию воспитателя можно сравнить с работой художника. Дети — это чистый лист, на котором надо нарисовать не что-нибудь, а прекрасное произведение. Чтобы потом окружающие, смотря на это произведение, восхищались и говорили: «Это прекрасно воспитанный человек!» Но воспитывать труднее чем рисовать. Во-первых, если художник ошибётся, он может выбросить испорченный лист и взять новый, чего невозможно сделать с ребёнком. Во-вторых, художник работает над одним произведением, а потом приступает к другому. Но воспитателю приходится работать сразу с несколькими малышами, а они все разные, все уникальные. Поэтому просто необходимо знать особенности каждого маленького человечка, чтобы не ошибиться и создать шедевр.

Работать с детьми 2-3 лет очень сложно, но очень интересно.

В два-три года стремительно развивается познавательная активность. Малыш без конца задает вопросы взрослым. Его интересует абсолютно все. Часто ребенок, пытаясь узнать, как устроена игрушка, разбирает ее. В этом возрасте малыш не понимает еще понятие «живое-неживое». Поэтому легко может разобрать не только игрушку, но и бабочку, например. В данном случае нельзя рассматривать это, как проявление жестокости, но родителям следует объяснить ребенку, что это живой объект, что он испытывает боль и что так делать ни в коем случае нельзя.

Продолжается развитие психических процессов, но ведущая роль отводится восприятию. При восприятии предмета, малыш, как правило, выделяет те признаки, которые его привлекли больше всего.

Внимание и память имеют непроизвольный характер. Дети в два-три года сосредотачивают внимание только на том, что их заинтересовало, и также запоминают, только то, что им интересно.

Мышление наглядно-действенное, поэтому ребенку важно манипулировать непосредственно предметом, потрогать, понюхать, рассмотреть.

В возрасте двух – трёх лет ребёнок уже хорошо понимает речь, направленную к нему. Ближе к трём годам речь настолько совершенствуется, что ребёнок уже может вести разговор. К трем годам активный запас составляет более 400 слов. Значительно увеличивается пассивный запас, ребенок понимает практически все, что говорят окружающие. Улучшается произношение звуков речи.

Развитие ребенка происходит посредством его органов чувств. Ребенок должен использовать их при ознакомлении с окружающим. Очень важно, чтобы он ощупывал предметы, это способствует развитию моторики рук. Также малыш знакомится с вкусовыми качествами продуктов, нюхает их. И конечно, рассматривает предметы, слышит, как они звучат.

Обучается ребенок, в основном подражая взрослому, который ему симпатичен, приятен. Вот почему так важен положительный пример родителей, ведь повторяет малыш, как хорошее, так и плохое.

Малыши в этом возрасте очень любят рисовать, взрослые должны всячески поощрять стремление к рисованию, так, как оно очень важно для развития ребенка.

Ребёнок хорошо изучил характер своих родных и близких. Он уже знает, как с кем общаться, и что от кого ждать. Ребёнок уже знает, где и что находится в квартире и чувствует себя абсолютно свободно и комфортно. В этом возрасте детям еще сложно привыкать к новой обстановке, поэтому не рекомендуется резко менять климат и ездить в путешествия в другие страны.

В раннем возрасте ребёнку нужен строгий распорядок дня: завтрак, прогулка, обед, игры, прогулка, купание, сон. Малыш привыкает к повторяющимся изо дня в день действиям. Это помогает ему ориентироваться в окружающем его мире. Если же распорядок меняется, то крохе может это не понравится. Он не будет знать, как реагировать и как вести себя в новых условиях.

Ребёнка в возрасте двух – трёх лет уже можно многому научить. Например, убирать за собой игрушки. У малыша должна быть своя собственная полочка или контейнер для хранения его игрушек, из которого он сам может достать нужные для себя вещи. Можно давать ребёнку небольшие поручения по дому. Например, можно попросить вытереть пыль на полке.

В этом возрасте дети проявляют интерес к сверстникам, стараются привлечь к себе внимание других детей. Но играть вместе они еще не умеют. Играют они, как правило, рядом, а не вместе. Поэтому нужно поощрять игры в песочнице и на детских площадках, но в то же время родители должны оставаться для детей весёлыми партнёрами в играх.

Родители должны уделить особое значение тому, чтобы научить ребёнка манерам поведения. Слова «спасибо» и «пожалуйста» должны активно использоваться в лексиконе.

Малыши двух – трёх лет чаще всего пытаются быть самостоятельными. Родители могут этому способствовать и дать возможность ребёнку научиться быть ответственным за свои поступки. Ребёнку нужно давать возможность самому попробовать свои силы в каком-либо действии. Например, можно позволить самому одеться или причесать волосы. Малыш уже усвоил все правила, действующие дома и знает, за что его могут наказать.

В этом возрасте дети поглощены игрой, и им трудно оторваться от неё, чтобы переключится на что-нибудь другое. Если быть точными, можно сказать, что в этом возрасте ребенок еще не играет, а просто манипулирует предметами, игрушками. Малыш ещё не может в полной мере разобраться во всех функциях предметов, которые его окружают и ему требуется помощь взрослого. Задача взрослых научить ребенка играть, в процессе игр знакомить малыша со свойствами и функциями различных предметов, побуждать использование предметов – заменителей в своих играх, например, ребенок кормит куклу, используя вместо ложки палочку.

Малыш 2- лет особенно эмоционален, настроение может часто меняться. Восстановить эмоциональное равновесие можно с помощью игры. Существуют специальные игры-покачивания, игры-подбраывания. Кроме того, в этом возрасте ребенка легко отвлечь, переключить с одного вида деятельности на другой.

Этот период жизни также знаменателен кризисом трех лет.

Таким образом, двух – трёх летние малыши уже довольно много понимают и умеют, но им всё так же нужна поддержка и помощь родителей.

Вот Вашему малышу исполнилось уже 2 годика! Такой большой уже человечек, но при этом такой ещё маленький…

Как правило, детки к этому возрасту могут самостоятельно кушать, хорошо и уверенно ходить, даже бегать, знает всех ваших близких родственников, говорит слова или даже фразы. Что же ещё можно ждать от этого милого божьего создания?

Развитие ребенка 2 3 лет

На особенности развития детей 2-3 лет обращаем своё особое внимание.

Физическое развитие, умственное и психическое тесно взаимосвязаны. В два года маленький человек стремиться к самостоятельности.

Это выражается в желании всё делать самому. «Я сам одену шапку!», «Я сама одену носки!».

Помните, что в этом случае от Вас требуется много терпения, потому, что такие действия даются малышам с большими усилиями и занимают времени больше, чем бы Вам этого хотелось.

Развитие ребенка 2 3 лет

Научите своего малыша выворачивать вещи на лицевую сторону и аккуратно складывать их в шкаф. И обязательно хвалите его за успехи и инициативу!

Создайте для него комфортные условия для самостоятельности – поставьте устойчивую скамеечку в ванную для умывания, купите красивое мыло, очаровательное полотенце с петелькой и обязательно разместите красивый крючок для полотенца на уровне, доступном для малыша.

Помните – если сегодня, когда он стремится к самостоятельности, а Вы лишите его этой возможности – будете всё делать за него, в дальнейшей жизни ребёнок так и останется Вашим протеже.

Развитие ребенка 2 3 лет

Вы всю жизнь будете жить за него сами. Не отбивайте у своего карапуза желание к самостоятельному решению задач.

Дети, начиная с двух лет довольно понятно могут выразить свои чувства и желания. Но в этом возрасте они ещё не могут контролировать свои эмоции.

И поэтому, одновременно с самостоятельностью, у деток может появиться протест против вмешательства со стороны взрослого. Малыш часто меняет своё мнение. Человечек растёт, продолжает свою исследовательскую деятельность и пробует мир на вкус, на цвет, на запах.

В этом возрасте появляется докучливый вопрос: «Почему?».

Ваше чадо составляет свою картину мира, происходит бурное эмоциональное развитие. Ваша задача – помочь ему всем своим жизненным опытом и любовью.

Развитие ребенка 2 3 лет

Многие детки в этом возрасте стремятся к общению с другими людьми. Кто-то больше любит большие компании, а другие детки долго и скурпулёзно выбирают себе одного, двух друзей.

Появляется желание помочь взрослым. На этом этапе так же не советую отмахиваться от его корявенькой и нелепой помощи. Если малыша отгонять от себя словами: «Не мешай, я сам, как-нибудь в следующий раз!», тогда придёт время и Вы станете искренне удивляться, почему это уже взрослый подросток не спрашивает Вас, чем помочь и всячески отлынивает от работ по дому.

Избалованность даст о себе знать тяжёлым отрочеством.

Развитие ребенка 2 3 лет

Детский беспорядок приемлем в допустимых пределах, учтите, когда малыш берёт свою игрушку каждый раз с одного и того же места, это приучает его к определённому порядку. Помогите ему убирать игрушки, но не в коем случае не делайте этого за него.

Для карапуза 2 – 3 лет очень необходимо движение. Здесь важно родителям определиться с правильной реакцией. Чтобы не запугать и не настроить малыша на негатив, следите за своими эмоциями в сложных ситуациях.

Например, если ребёнок в первый раз упал, не ругайте его, не запугивайте, но и не переборщите с жалостью и стенаниями на виновника падения(«Ах, этот нехороший стул, стоит себе там, где не надо!»), ребёнок всегда смотрит на реакцию взрослых и потом начинает жить сообразно с ней.

Чаще говорите ему, что он справится и очередная шишка – не беда. Не держите ребёнка постоянно за руку (я не говорю о тех случаях, когда вы находитесь в потенциально опасных ситуациях!).

В этом возрасте дети впитывают в себя все бытовые правила вашей семьи. Аккуратно есть за столом, пользоваться вилкой и ножом, вытирать рот салфеткой он учится на вашем примере. Что посеете, то и пожнёте.

Развитие ребенка 2 3 лет

Малыши очень любят быть красивыми и нарядными – здесь вам в помощь эта их особенность. Прививайте им правила гигиены: утренние и вечерние умывания, мытьё рук перед едой, после туалета, после прогулки и т. д.

Любовь деток 2 -3 лет к определённой последовательности действий, к своеобразным ритуалам, поможет вам заложить фундамент для усвоения хороших привычек: аккуратности, порядку.

Вы без труда можете научить малыша умываться утром, мыть руки перед едой, убирать вечером куклу или машинку на место, положить рукавички и сапожки на батарею, если придумаете и обыграете своеобразный ритуал по этому поводу.

К трём годам у деток совершенствуется координация движений, они приобретают более сложные навыки: застёгивание пуговиц, одевание колгот и ботинок. Но при этом легко ещё может путать правую и левую стороны.

Развитие ребенка 2 3 лет

Уже смело можно приобщать ребёнка к общим делам – накрыть на стол, посчитать количество гостей, принести салфетки и многое другое. Учите убирать за собой посуду со стола.

С удовольствием малыш отнесётся к закреплённым за ним домашним обязанностям. Например, кормить рыбок, поддерживать порядок в тумбочке с игрушками. Но контроль с вашей стороны, конечно же необходим.

Никогда не наказывайте и не пугайте ребёнка трудом! В первую очередь соизмеряйте способности малыша с заданием, хвалите, хвалите и хвалите за любую инициативу и результативную работу.

Дети очень наблюдательны и обязательно копируют манеры и привычки взрослых. Если вам что-то не нравиться в поведении вашего малыша, оглянитесь вокруг и загляните в себя. Учитывайте все особенности развития детей 2-3 лет, но обязательно следите за своими действиями и словами.

Развитие ребенка 2 3 лет

Особенно обратите внимание в этом возрасте на обучение малыша высказывать свои мысли при помощи слов. В этом нежном возрасте происходит резкий скачок в развитии речи.

Как правило в этом возрасте ребёнок начинает говорить на понятном взрослым языке. Но необходимо помнить об индивидуальном развитии детей. Все они разные и нормы здесь варьируются.

Больше и чаще разговаривайте с малышом (спокойным и уверенным тоном). Дайте ребёнку возможность слушать правильную речь, без искажений и сюсюканья.

Правильная и чёткая речь сильно зависит от эмоционального развития ребёнка. Развитие речи напрямую зависит от предметной деятельности, мелкой моторики и слухового восприятия.

Особенности развития детей 2-3 лет

«Дети запоминают не слова — они запоминают поступки. Если целый час читать ребёнку лекцию, а потом перед ним высморкаться, то он запомнит только, как вы сморкались.»

Автор: Армен Джигарханян

Иногда профессию воспитателя можно сравнить с работой художника. Дети — это чистый лист, на котором надо нарисовать не что-нибудь, а прекрасное произведение. Чтобы потом окружающие, смотря на это произведение, восхищались и говорили: «Это прекрасно воспитанный человек!» Но воспитывать труднее чем рисовать. Во-первых, если художник ошибётся, он может выбросить испорченный лист и взять новый, чего невозможно сделать с ребёнком. Во-вторых, художник работает над одним произведением, а потом приступает к другому. Но воспитателю приходится работать сразу с несколькими малышами, а они все разные, все уникальные. Поэтому просто необходимо знать особенности каждого маленького человечка, чтобы не ошибиться и создать шедевр.

Работать с детьми 2-3 лет очень сложно, но очень интересно.

В два-три года стремительно развивается познавательная активность. Малыш без конца задает вопросы взрослым. Его интересует абсолютно все. Часто ребенок, пытаясь узнать, как устроена игрушка, разбирает ее. В этом возрасте малыш не понимает еще понятие «живое-неживое». Поэтому легко может разобрать не только игрушку, но и бабочку, например. В данном случае нельзя рассматривать это, как проявление жестокости, но родителям следует объяснить ребенку, что это живой объект, что он испытывает боль и что так делать ни в коем случае нельзя.

Продолжается развитие психических процессов, но ведущая роль отводится восприятию. При восприятии предмета, малыш, как правило, выделяет те признаки, которые его привлекли больше всего.

Внимание и память имеют непроизвольный характер. Дети в два-три года сосредотачивают внимание только на том, что их заинтересовало, и также запоминают, только то, что им интересно.

Мышление наглядно-действенное, поэтому ребенку важно манипулировать непосредственно предметом, потрогать, понюхать, рассмотреть.

В возрасте двух – трёх лет ребёнок уже хорошо понимает речь, направленную к нему. Ближе к трём годам речь настолько совершенствуется, что ребёнок уже может вести разговор. К трем годам активный запас составляет более 400 слов. Значительно увеличивается пассивный запас, ребенок понимает практически все, что говорят окружающие. Улучшается произношение звуков речи.

Развитие ребенка происходит посредством его органов чувств. Ребенок должен использовать их при ознакомлении с окружающим. Очень важно, чтобы он ощупывал предметы, это способствует развитию моторики рук. Также малыш знакомится с вкусовыми качествами продуктов, нюхает их. И конечно, рассматривает предметы, слышит, как они звучат.

Обучается ребенок, в основном подражая взрослому, который ему симпатичен, приятен. Вот почему так важен положительный пример родителей, ведь повторяет малыш, как хорошее, так и плохое.

Малыши в этом возрасте очень любят рисовать, взрослые должны всячески поощрять стремление к рисованию, так, как оно очень важно для развития ребенка.

Ребёнок хорошо изучил характер своих родных и близких. Он уже знает, как с кем общаться, и что от кого ждать. Ребёнок уже знает, где и что находится в квартире и чувствует себя абсолютно свободно и комфортно. В этом возрасте детям еще сложно привыкать к новой обстановке, поэтому не рекомендуется резко менять климат и ездить в путешествия в другие страны.

В раннем возрасте ребёнку нужен строгий распорядок дня: завтрак, прогулка, обед, игры, прогулка, купание, сон. Малыш привыкает к повторяющимся изо дня в день действиям. Это помогает ему ориентироваться в окружающем его мире. Если же распорядок меняется, то крохе может это не понравится. Он не будет знать, как реагировать и как вести себя в новых условиях.

Ребёнка в возрасте двух – трёх лет уже можно многому научить. Например, убирать за собой игрушки. У малыша должна быть своя собственная полочка или контейнер для хранения его игрушек, из которого он сам может достать нужные для себя вещи. Можно давать ребёнку небольшие поручения по дому. Например, можно попросить вытереть пыль на полке.

В этом возрасте дети проявляют интерес к сверстникам, стараются привлечь к себе внимание других детей. Но играть вместе они еще не умеют. Играют они, как правило, рядом, а не вместе. Поэтому нужно поощрять игры в песочнице и на детских площадках, но в то же время родители должны оставаться для детей весёлыми партнёрами в играх.

Родители должны уделить особое значение тому, чтобы научить ребёнка манерам поведения. Слова «спасибо» и «пожалуйста» должны активно использоваться в лексиконе.

Малыши двух – трёх лет чаще всего пытаются быть самостоятельными. Родители могут этому способствовать и дать возможность ребёнку научиться быть ответственным за свои поступки. Ребёнку нужно давать возможность самому попробовать свои силы в каком-либо действии. Например, можно позволить самому одеться или причесать волосы. Малыш уже усвоил все правила, действующие дома и знает, за что его могут наказать.

В этом возрасте дети поглощены игрой, и им трудно оторваться от неё, чтобы переключится на что-нибудь другое. Если быть точными, можно сказать, что в этом возрасте ребенок еще не играет, а просто манипулирует предметами, игрушками. Малыш ещё не может в полной мере разобраться во всех функциях предметов, которые его окружают и ему требуется помощь взрослого. Задача взрослых научить ребенка играть, в процессе игр знакомить малыша со свойствами и функциями различных предметов, побуждать использование предметов – заменителей в своих играх, например, ребенок кормит куклу, используя вместо ложки палочку.

Малыш 2- лет особенно эмоционален, настроение может часто меняться. Восстановить эмоциональное равновесие можно с помощью игры. Существуют специальные игры-покачивания, игры-подбраывания. Кроме того, в этом возрасте ребенка легко отвлечь, переключить с одного вида деятельности на другой.

Этот период жизни также знаменателен кризисом трех лет.

Таким образом, двух – трёх летние малыши уже довольно много понимают и умеют, но им всё так же нужна поддержка и помощь родителей.

Занятия на каждый день с ребенком от 2 до 3 лет

Информация

Описание: Группа находится в разработке.

В интернете стало слишком много информации о развитии детей. Хочется как-то все систематизировать по мере сил.

Давайте объединимся и будем помогать друг другу. Все таки мамам малышей одного возраста всегда есть что обсудить.

Другое

  • Участники 866
  • Фотографии 6
  • Обсуждения
  • Ещё.
  • Аудиозаписи 31
  • Видео 53
  • Контакты 1
  • Действия

    • Уведомлять о записях
    • Сохранить в закладках
    • Поиск записей
    • Пожаловаться

    Знаете ли вы, что бизиборд развивает 7 важных навыков ребенка?

    Да, эта занимательная игрушка не только надолго занимает малыша, но и совершенствует:
    1. Память
    2. Логическое мышление Показать полностью.
    3. Мелкую моторику
    4. Координацию движений
    5. Усидчивость
    6. Терпеливость
    7. Концентрацию внимания.

    В нашем магазине вы можете приобрести сертифицированные бизиборды, сделанные в России из экологически чистых материалов.
    Выбирайте понравившийся бизиборд на нашем сайте http://a701.ru/c/spODlsj

    Если у вас остались какие-то вопросы, или вы хотите получить дополнительную скидку — пишите в нашу группу vk.me/bizi_bear

    Не забывайте, что купив у нас бизиборд, у вас появится дополнительное свободное время! Цены актуальны до конца сентября.

Ссылка на основную публикацию