Развитие ребенка полтора года

Содержание статьи:

Как развивается малыш в полтора года — физическое развитие ребенка в 1 год и шесть месяцев

Нормы роста и веса, разработанные Всемирной Ассоциацией Здравоохранения

Мальчики

  • Рост — 79,6-86,0 см
  • Вес — 11,16-12,84 кг
  • Окружность головы48,0-48,88 см

Девочки

  • Рост — 77,0-84,0 см
  • Вес — 10,44-12,12 кг
  • Окружность головы46,76-47,67 см
  • уверенно ходит, перенося в руках предметы, огибая и (или) перешагивая через небольшие препятствия;
  • без опоры садится и встает со стульчика;
  • поднимется и спускается по невысоким ступеням;
  • может есть самостоятельно, держа ложку в кулаке, не только густые блюда, но и полужидкие, не проливая их;
  • сам пьет из кружки;
  • тянет за собой на веревочке игрушку;
  • спокойно реагирует на гигиенические процедуры: умывание, мытье рук;
    листает книгу;
  • нанизывает пирамидку из двух-трех колец, соблюдая размерность;
  • отличает катание и бросание мяча, причем по просьбе бросает вперед, вверх или вниз;
  • понимая, что не умеет что-либо делать, огорчается этому, например, может отказаться делать то, что до этого выполнить не получилось;
  • перекладывает предметы с места на место, собирает их в коробку или вынимает из неё;
  • выполняет простые просьбы окружающих, например: дай кружку, принеси мяч, иди ко мне;
  • произносит около сорока упрощенных слов;
  • различает простые геометрические формы круг и квадрат;
  • различает 2-3 цвета.

Как заниматься и во что играть с ребенком в полтора года — игры малышей в 1 год и 6 месяцев

Конечно, чтение продолжает быть источником новых слов и знаний, расширения кругозора. Не нужно бояться, что малыш не поймет каких-то слов в сказке или не воспримет сложное предложение. Ведь именно раз за разом прослушивание новых слов и речевых конструкций дает толчок дальнейшему развитию речи. Важно не увлекаться и не задаваться целью освоить как можно больше книг. Выберите 4-5 самых любимых и периодически их перечитывайте, постепенно добавляя новые. В возрасте год и шесть месяцев дети очень радуются, когда слышат уже знакомый текст, когда представляют, о чем пойдет речь дальше.

Активно беседуйте во время прогулок с малышом, употребляя как можно больше прилагательных, характеристик окружающих предметов.

Просто замечательно разыгрывать перед ребенком мини-сценки с двумя-тремя игрушечными персонажами (например, резиновыми). Это могут быть как бытовые сцены (сели игрушки, покушали и пошли гулять), так и знакомство, например, с голосами зверей, с их рационом, детенышами.

Приучайте кроху к гигиене: учите мыть руки, лицо, вытираться полотенцем, убирать игрушки, ходить на горшок

Задуй свечку
Зажгите свечу и предложите ребенку задуть ее. Упражнение способствует развитию легких ребенка.

Не забывайте о мерах безопасности, чтобы вы и ваш ребенок не обожглись!

Прятки
Мама или другой близкий человек прячется, но при этом постоянно подает голос, например, произнося «ку-ку». Ребенок ищет.

Развитие ребенка полтора годаКомментарий врача-педиатра Агеевой Оксаны Олеговны:

Чтение книг с картинками, рассказывание сказок ребенку и игры, где участвуют руки (лепка, рисование, собирать пазлы) очень хорошо развивает головной мозг и воображение ребенка.

Трудности воспитания ребенка в полтора года

Так как ваш малыш — это уже вполне сформировавшаяся личность, он может начать противится вашим желаниям и, наоборот, добиваться выполнения своих. Но, так как донести всё это до окружающих ему еще не по силам, он начинает внезапно упрямиться, капризничать и даже истерить. Необходимо постараться переключить на что-то другое внимание крохи, отвлечь.

Не старайтесь перенимать манеру упрощенного общения. Говорите «собака», а не «ав-ав», ведь вы учите своё чадо, а не оно вас.

Ребенок в полтора года всё еще очень эгоцентричен, он не готов делиться игрушками со сверстниками. Часто его поведение может быть непреднамеренно грубым из-за незнания принятых в обществе норм поведения.

Чем кормить малыша в возрасте полутора лет: рацион питания ребенка в 1 год и 6 месяцев

Можно включать в рацион зелень: салат, петрушку, шпинат, зеленый лук. Если ребенку сразу же новые вкусы не понравятся, не настаивайте. Просто угостите еще раз через недельку, а потом — еще. Исследования утверждают, что человек должен от 7 до 14 раз попробовать новый продукт, прежде чем он ему понравится.

Примерное меню ребенка в полтора года

1-й день 2-й день 3-й день
Завтрак Селедочный паштет
Салат из протертой моркови с яблоками
Хлеб с маслом
Чай
Яйцо вареное
Каша пшенная на молоке
Хлеб с маслом и сыром
Чай с молоком
Суфле манно-тыквенное
Чай с молоком
Хлеб с маслом
Обед Картофельный салат с помидорами
Суп-пюре из цветной капусты
Рагу из курицы и моркови
Морс из ягод
Хлеб
Салат с зеленым горошком и морковью
Суп овощной с крупой
Тефтели рыбные паровые
Картофельное пюре
Сок
Хлеб
Салат из помидоров и яиц
Лапша молочная
Рулет мясной паровой, фаршированный омлетом
Кисель
Хлеб
Полдник Кефир
Булочка
Фрукты
Молоко
Вафли
Фрукты
Творог
Кефир
Фрукты
Ужин Зразы морковные с творогом
Молоко
Хлеб
Гречневая каша
Молоко
Хлеб
Запеканка капустная
Чай с молоком
Хлеб

Манно-тыквенное суфле

2 ст. л. манной крупы, 100 г тыквы, 1 яйцо, 1,5 ч. л. сахара, 10 г масла сливочного.

Сварить молочную манную кашу и немного охладить ее (до 60-70 градусов). Яичный желток растереть с сахаром и вмешать в кашу. Добавить натертую на мелкой терке тыкву и растопленное сливочное масло. Белок взбить и ввести в остальную массу. Выложить всё в смазанную маслом форму и поставить на водяную баню на 40 минут

Формируем языковые навыки. В обучении речи малыша главную роль играет речь родителей. Вот почему так важно говорить с ребенком, терпеливо объяснять ему, как произносится каждое новое для него слово.

Развитие ребенка полтора года

Узнайте, как первые 1000 дней жизни формируют здоровое будущее вашего ребенка.

Развитие ребенка полтора года

Развитие ребенка полтора года

Вашему малышу 12 месяцев. Вот и наступил его первый день рождения. Как летит время! В течение этого месяца ребенок начинает ходить по-настоящему.

Развитие ребенка полтора года

Знаете ли вы, что 70% мозга малыша заканчивает развитие, пока он находится в утробе матери?

Развитие ребенка полтора года

Все родители волнуются, нормально ли развивается их малыш, достаточно ли прибавляет в весе и соответствует ли рост малыша норме, все ли соответствующие.

Мы считаем грудное молоко идеальным питанием для малышей и всецело поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в первые шесть месяцев жизни ребенка.

Также мы признаем, что грудное вскармливание не всегда может быть доступно для родителей. Какой бы вариант кормления вы ни выбрали, клуб Nestlé Baby&me всегда готов предоставить новейшую научно обоснованную информацию, чтобы вы чувствовали поддержку и были уверены в том, что даете своему ребенку наилучшее питание.

Ребенок в 1,5 года уже научился ходить, сидеть, немного говорить — развитие идет полным ходом! На 75-й неделе его ожидает еще один важный скачок роста. О нем сегодня и поговорим более подробно, а так же узнаем в какие игры можно играть с ребенком, чтобы помочь ему развиваться интеллектуально и физически.

75-я неделя: новый мир — новые системы!

Не так давно, после предыдущего скачка развития, ребенок открыл для себя сложный мир принципов. Однако применять их ему пока еще сложно — они не отличались гибкостью и подвижностью, как у взрослых, и с трудом «адаптируются» в соответствии со стремительно изменяющимися обстоятельствами. На 75-й неделе, возможно чуть раньше или чуть позже, малыш вдруг осознает, что принципы существует не отдельно друг от друга, они образуют сложные системы. Новый мир он будет осваивать еще не один год, однако первый шаг в него предстоит сделать именно в этом возрасте.

Начнется знакомство, конечно же, с себя самого. Ведь организм — это тоже система, с которой ребенку предстоит установить «контакт» в первую очередь. После этого он непременно осознает, что является челном семьи, состоящей из него самого, мамы и папы, поймет, что его семья отличается от той, которая есть у приятелей во дворе. Конечно, взрослым это кажется понятным по умолчанию, а вот малыш «открывает» простейшие системы впервые.

В то же время начинают формироваться первые моральные принципы: совесть, нормы поведения и даже ценности. Кроме того, ребенок понимает, что все его поступки приводят к определенным последствиям, появляется чувство ответственности, очерчивается система собственного я. Кстати, только на этом этапе у малыша появляется четкая грань между понятиями я и ты. Пережив скачок 75-й недели, ребенок начинает понимать, что помимо его предпочтений есть еще и желания окружающих. Это первый шаг на пути к успешной социализации — и родители непременно должны способствовать тому, чтобы он был успешным.

Признаки скачка роста и развития ребенка в 1,5 года

И вновь, как и во время предыдущих скачков, безоблачное бытие сменяется нежданным штормом. Если вы замечаете хотя бы один из перечисленных ниже признаков, то нужно готовиться к тому, что совсем скоро ребенок станет умнее, смышленее и сообразительнее, перейдя на совершенно новый жизненный уровень:

  • капризы, постоянное нытье без повода;
  • резкие перепады настроения: от безграничной тоски до безудержного веселья;
  • отказ играть самостоятельно, потребность в том чтобы рядом был кто-то развлекающий и разделяющий игру;
  • стремление постоянно быть рядом с мамой, хождение «хвостом»;
  • проявление милоты и ласковости или, наоборот, шкодливости;
  • проявление чувства ревности;
  • скандалы и истерики;
  • проявление осторожности по отношению к посторонним людям;
  • выражение протеста против прерывания телесного контакта;
  • проблемы со сном, ночные кошмары;
  • отказ от еды;
  • мечтательность и задумчивость;
  • проявление любви к мягким игрушкам.

Развитие ребенка полтора года

Что из мира систем доступно ребенку на данном этапе

После скачка 75-й недели ребенку доступны далеко не все системы. Он медленно, но верно начинает открывать для себя лишь некоторые из них, формировать свои предпочтения и взгляды.

Совесть и границы дозволенного. В этом возрасте ребенок словно пробует — что ему можно, а что нельзя. Он сам для себя формирует жизненные правила.

Я — это я. Пережив очередной скачок, малыш учится контролировать свое тело, начинает проявлять волевые качества, учится не только принимать решения, но и нести за них ответственность. Кроме того, он осознает понятие «собственности» и разделяет границы между своим и чужим.

Далеко — это не навсегда! Не так давно человека, пропавшего из поля зрения, ребенок считал ушедшим навсегда. Теперь он понимает, что это не так. Одновременно приходит осознание того, что пропавшего искать не только за тем углом, куда он завернул, но и в других доступных местах.

Ты да я. Именно в возрасте 1,5 лет ребенок осознает, что между ним и другими людьми есть определенные различия. Ему становятся интересны игрушки-человечки, совершающие действия.

Другие живые существа. Малыш изучает их тщательно наблюдая и делая выводы.

Семья. Еще одна истина, которая открывается ребенку — что его семья это единое целое, и она может отличаться от той, которая есть у друзей, у родственников, у соседей.

Дом. Ребенок начинает понимать, где находится его дом. Он мысленно создает карту окружающего пространства и отмечает на ней «родную» точку. Это — одна из самых сложных систем, которую предстоит открыть в этом возрасте.

Порядок должен быть во всем! Этот момент — один из самых приятных для родителей. Стремление все уложить на свои места и систематизировать вновь «повторится» не скоро.

Великая сила искусства. Пережив скачок 75-й недели, ребенок начинает по-настоящему «творить» — не просто держать в руке карандаш, но и рисовать машины, дома, а также другие предметы.

Речь. Система приходит и в эту сферу жизни ребенка. Он начинает связывать слова в предложения, а, соответственно, четко выражать мысли.

Время. В этом возрасте малыш начинает понимать, что такое прошлое, а что такое будущее, и что между ними есть определенные различия.

Массаж и гимнастика ребенку с 1 до 3-х лет

Как правильно наказывать ребенка

Колыбельные для малышей слушать онлайн

Игры и игрушки, способствующие развитию ребенка в 1,5 года

В новом мире систем ребенка нужно стимулировать к развитию. Для этого как нельзя лучше подходят следующие игры:

  • совместное веселье и дурачество, щекотка и неудержимое буйство;
  • кто это, что это — игры на узнавание предметов, животных, игрушек и так далее;
  • рисование;
  • физические упражнение — выполнение стоек на голове, переворотов, прыжков и элементов на равновесие, в том числе и на высоте,
  • развлечения с мыльными пузырями;
  • игры с папой, а также другими детьми, уличные развлечения;
  • мяч, догоняшки и другие активные игры, в том числе и коллективные;
  • прятки;
  • чтение.Развитие ребенка полтора года

Кроме того, арсенал игрушек должен быть пополнен:

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками — рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок в полтора года хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).
Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым).
Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.
Проходит по слегка наклонной доске.
Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
Бросает мяч вниз, вперед, вверх.

Рост и вес ребенка 1,5 года данные отечественных педиатров

1 год 6 месяцев Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 10,2 13,0
Вес девочек, кг 9,8 12,2
Рост мальчиков, см 78,4 85,9
Рост девочек, см 77,1 84,5
Окружность головы мальчиков, см 46,6 50,2
Окружность головы девочек, см 45,8 49,0
Окружность груди мальчиков, см 47,4 53,9
Окружность груди девочек, см 47,8 52,9

Рост и вес детей в возрасте 1,5 года данные ВОЗ

1 год 6 месяцев Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 8,8 13,7
Вес девочек, кг 8,1 13,2
Рост мальчиков, см 76,9 87,7
Рост девочек, см 74,9 86,5
Окружность головы мальчиков, см 44,7 50,0
Окружность головы девочек, см 43,5 49,0

В возрасте до полутора лет ребенок:

  • окончательно осваивает ложку и чашку;
  • предпочитает есть сам, хотя справляется (не проливая и не просыпая) пока лишь с густой пюреобразной едой.

Познавательное развитие ребенка 1,5 года

Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Игровые действия:
Переворачивает страницы книг («читает»). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):

  • по показу взрослого,
  • по просьбе взрослого,
  • в самостоятельной игре.

Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.
Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.
Подражает двум-трем игровым действиям сверстников.
Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.
Появляются социально-значимые жесты и мимика («жалеет»):

  • по показу,
  • по просьбе взрослого,
  • редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.

Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).
Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации («жалеет», «сопереживает»).
Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.
Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.
Интересуется действиями других детей.
Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).
Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.
Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.
Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.
Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).
Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).
С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Речевое развитие ребенка 1,5 года

Понимание речи:
Показывает части тела по просьбе взрослого.
Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.
Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).

Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):
Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: «Кто (что) это?» (в реальной ситуации и по картинке).
Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

Бытовые навыки ребенка в полтора года

Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу.
Пьет из чашки, почти не проливая.
Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях.
Спокойно относится к умыванию.

Списки основных показателей развития ребенка для страничек календаря составлены по материалам книги Волосовой Елены Борисовны «Развитие ребенка раннего возраста» издательства «Линка-Пресс».

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!

Одинаковых людей не бывает – это аксиома, и детишки все развиваются по-разному. Одни быстрее учатся ходить, приседать и так далее, другие раньше начинают говорить, третьи демонстрируют поразительную память и все стремятся делать самостоятельно, но говорить при этом отказываются. Поэтому, отвечая на вопрос, каким должно быть развитие ребенка в 1,5 года, что должен уметь малыш в этом возрасте, в первую очередь нужно сказать, что все индивидуально. Критерии развития полуторагодовалого ребенка – это усредненные показатели, и тревогу стоит бить только в том случае, если вы понимаете, что ваш малыш отстает по нескольким показателям, а если по одному, то существенно.

Развитие речи ребенка в 1,5 года

Активный словарный запас в этом возрасте, как и в годик, значительно отстает от пассивного. Другими словами, понимает малыш на порядок больше слов, чем может сказать. Поэтому определять уровень речевого развития необходимо с учетом двух показателей.

Развитие ребенка полтора годаРазвитие ребенка в полтора года

Первый показатель – активный словарь малыша, то есть количество слов, которые он произносит. В среднем он составляет в 1,5 года 40 слов, минимальным считается словарик всего из 10-20 слов. Но бывают существенные отличия от этой условной нормы. Так, некоторые дети успешно продолжают стихотворные строчки, которые начинает взрослый, строят небольшие фразы из двух или даже трех слов, другие произносят всего несколько слов.

Звукоподражания (му-му, гав-гав, бах и так далее) в этом возрасте тоже считаются словами. Слова, которые малыш произносит неправильно, коверкает (например, «дека» вместо «деда», «кхы» вместо «киска»), все равно идут в зачет.

Второй показатель – пассивный словарь, то есть количество слов, значение которых малыш понимает. Специалисты утверждают, что он должен составлять у ребенка в возрасте полутора лет порядка 300 слов. Подсчитать их в реальности затруднительно, но все же можно попытаться прикинуть, насколько велик словарный запас малыша. Для этого ему нужно давать поручения: «покажи мишку, зайку», «подай мне погремушку», «возьми бутылочку», «принеси мне куклу, машинку», «выбрось бумажку в мусорное ведро» и так далее. Если ребенок выполняет поручения правильно, то он понимает, о чем идет речь, а значит, эти слова он знает и рано или поздно начнет их произносить.

Таким образом, если вы понимаете, что пассивный словарь ребенка достаточно велик, несмотря на то, что сам он произносит всего два – три слова, можете быть спокойны – в речевом развитии он не отстает, и наступит момент, когда активный словарик начнет крайне динамично увеличиваться.

Физическое развитие в 1,5 года

В полтора года ребенок уже довольно хорошо ходит самостоятельно. Он умеет поворачиваться, останавливаться, не падая, подниматься по лестнице.

Развитие ребенка полтора годаРазвитие полуторагодовалого ребенка

Пора уже обращать внимание на развитие мелкой моторики. В это время ребенок начинает брать мелкие предметы не всей ладошкой, а щепотью, способен рисовать линии на бумаге, сможет положить предмет в коробочку, диаметр которой не слишком превышает размер самого предмета. Определить уровень развития мелкой моторики малыша в данном возрасте поможет и такой тест:

  1. Проделайте в крышке кофейной или любой другой банки (из мягкой пластмассы, чтобы края были ровными и безопасными) отверстие, диаметром около полутора сантиметров.
  2. Возьмите горсть зерен фасоли.
  3. Поставьте банку перед ребенком, положите рядом фасоль и попросите малыша сложить фасолинки в банку.
  4. Если он справится с этой задачей (постепенно перекидает зерна в банку через отверстие в крышке) – с мелкой моторикой у него все в порядке.

Развитию мелкой моторики способствует такая игрушка, как сортировщик фигур. Это домик, шар, машина или любой другой формы полый предмет с отверстиями разной формы (звездочки, кружочки и т. п.), к которому прилагается набор предметов, имеющих такую же форму и размер, как и отверстия. Задача малыша – положить предметы в отверстия. Это развивает не только мелкую моторику, но и умение малыша различать предметы, сортировать их.

О развитии говорит и то, насколько хорошо ребенок ест сам. В этом возрасте он может самостоятельно донести до рта ложку супа. Пора доверять ему есть самостоятельно.

Развитие ребенка полтора годаЧто должен уметь ребенок в 1,5 года

Что еще должен уметь ребенок в 1,5 года

В полуторагодовалом возрасте малыш должен уметь «узнавать» на картинках зверушек, различать несколько цветов, отличать круглое от квадратного, и, главное, понимать назначение основных предметов (ложки, расчески, карандаша). Вы можете наблюдать, что он «правильно» играет со своими мишками, зайками, собачками, куклами: ложкой их кормит, расческой – расчесывает, носочки надевает им на ноги, а шапочку – на голову. Если такого в играх не наблюдается, то можно провести несложный тест: посадить куклу или мягкую игрушку перед ребенком, рядом разложить предметы (ложку, расческу, карандаш и т.п.) и попросить ребенка причесать игрушку, потом покормить ее. Если он выбирает нужные предметы – значит, все в порядке, он понимает их назначение.

В возрасте 1,5 лет ребенок общительный, не любит оставаться один в комнате, способен достаточно долго концентрировать внимание на предмете, узнает родственников. Важно, что если малыш ведет себя противоположным образом, то это может свидетельствовать о психоэмоциональных проблемах. В этом случае не надо паниковать – просто проконсультируйтесь со специалистом: возможно, что на самом деле проблем никаких нет – ведь характеры у людей тоже бывают разные.

Если же по всем параметрам ваш ребенок перешагнул усредненные показатели – занимайтесь с ним еще усерднее, чтобы помочь ему в полной мере раскрыть свои потрясающие способности.

5 способов побудить ребенка начать ходить

Все мамы и папы с особым нетерпением ждут того момента, когда их малыш наконец пойдет. Конечно, всему свое время: одни дети активно пробуют это делать уже в 9 месяцев, другие — спокойно ждут и начинают топать только после года. Но если ваше нетерпение велико, и вы ждете-не дождетесь первого шага своего ненаглядного чада, мы готовы поделиться секретами, как ускорить этот процесс.

Скажи «мама»: 5 способов разговорить ребенка-молчуна

Вот уже пройден первый возрастной рубеж, задута первая свечка на именинном тортике, а он все молчит и никак не желает порадовать семью первыми словами и не понимает, как сильно вам хочется, чтобы малыш поскорее перешел от «агу-агу» к «ма-ма» и «па-па»! Что ж, простые советы помогут вам разговорить кроху и расширить его словарный запас.

Из паиньки в бунтари: 5 главных кризисов взросления и что о них нужно знать

Педагоги уверены — часто плохое поведение ребенка провоцируют родители. А все потому, что не готовы смириться с тем, как быстро растет их малыш.

Приучаем малыша к горшку: 12 советов психолога

Обычно душу разрывают сразу два противоречивых желания. С одной стороны, хочется поскорее отказаться от подгузников. Но каждый ребенок развивается в своем темпе, и не каждая мама физически настолько крепка, чтобы держать младенца над унитазом в общей сложности по три часа в день.

Есть ли повод для паники: что делать, если ребенок немного отстает от нормы

Мы, родители, все одинаковы. Если нам кажется, что драгоценный отпрыск хоть в чем-то уступает другим, — повод бить тревогу! Почему же мы так беспокоимся о том, чтобы наш ребенок непременно вписывался в стандарты развития, а еще лучше — и опережал бы сверстников по всем показателям?

Ранние дети: хорошо ли, если ребенок делает первые шаги до года

Малышу едва исполнилось 9 месяцев, а он уже встает на ножки и пытается делать первые шажки. Придется учиться соответствовать его ритму, не пугаясь быстрых перемен, но и не торопя события.

Методика Монтессори: самые скандальные мифы

Методика Монтессори построена на принципах свободного выбора и самостоятельности, а современным родителям очень близки эти идеи. Несмотря на это, вокруг популярной доктрины и ее основательницы упорно ходят самые разные слухи.

Автономный ребенок: методы Монтессори, которые можно применять дома

Методика Монтессори не ограничивается педагогическими приемами, которые применяются исключительно в частных Монтессори-садах. Хотите вырастить автономного и ответственного человека — возьмите эти советы на вооружение.

Без него не будет слов: как развивать фонематический слух

Фонематический слух очень важен для ребенка. Без него нельзя отличить один звук речи от другого, правильно воспринимать слова и правильное их понимать. Специалисты советуют развивать такой слух у малыша с первых дней жизни.

Ребенок раздает игрушки: чем может быть опасна детская щедрость

На прогулке малыш ревностно охраняет свое «добро», игнорируя ваши предложения поделиться с коллегой по песочнице? Почему в возрасте двух-трех лет ребенка невозможно заставить одолжить игрушку товарищу? И стоит ли пытаться?

Ребенок влюбился: 5 неправильных реакций родителей

Настает момент, когда мы узнаем: наш ребенок влюблен. Разумеется, мы предполагали, что однажды услышим от него эти слова, но не так рано! И как на это прикажете реагировать? Сегодня мы поговорим о 5 самых распространенных ошибках, которые в этой деликатной ситуации совершают большинство родителей.

Малец-творец: как выбрать вид творчества для ребенка

Ребенку легко и приятно заниматься любым видом творчества, потому что в основе творчества всегда есть игра.

Учим ребенка различать цвета: почему это на самом деле важно

Для развития малышу необходимо научиться различать цвета, ведь процесс восприятия очень тесно связан с особенностями мышления и фантазии. Как помочь ему в этом?

Первые три года: как развивается интеллект малыша, начиная с рождения

Развитие ребенка в первые три года — процесс непростой. О связи пространственного восприятия и развития интеллекта рассказывает наш эксперт.

Секреты пластилина: как выбрать, как сделать самим, и что лепить

Пластилин был и остается «средством номер один» для детского развития и беспроигрышным вариантом, когда нужно чем-то занять ребенка. Как выбрать готовую массу, как сделать собственный безопасный пластилин, что лепить с малышами разного возраста, — рассказываем.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 9
  • Следующая
  • О проекте
  • Правила пользования сайтом
  • Условия цитирования
  • Пользовательское соглашение
  • Правила участия в конкурсах
  • Карта сайта

«Сетевое издание «Parents.ru (Родители.ру)» Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС77-63511, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 ноября 2015 года 16+.

Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Елена Михайловна Красникова

Copyright (с) ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг», 2021.

Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.

Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

Некоторые родители, которые не имеют достаточного запаса собственного терпения, смешивают обед своего чадо в одной тарелке (овощной суп и макароны, молочный суп с хлебом и пр.). Скорее всего, вреда ребенку от такой трапезы не будет. Но и приятного будет тоже мало.

Социально-эмоциональное развитие ребенка

Развитие ребенка полтора годаТеперь малыш достиг такого возраста, в котором его состояние уже можно назвать эмоционально-уравновешенным. В течение всего дня, если кроху ничего не беспокоит, он может быть совершенно спокоен. Также кроха уже может проявлять свои эмоции жестами и мимикой: жалеть (гладить, обнимать и целовать); повторять мимику окружающих (удивленно округляя глаза, улыбаясь и т.д.); проявлять негативизм в отношениях с другими детьми (не давать свою игрушку); привлекать внимание окружающих жестами и звуками; огорчаться собственному неумению; танцевать и подпевать, услышав музыку, и пр.

Несмотря на то, что ребенок в этом возрасте уже достаточно самостоятелен, он по-прежнему не желает расставаться с мамой. Поэтому крики и плачи в этот момент это не отклонение от развития, а всего лишь его личная особенность.

Развитие речи у ребенка в 1,5 года

Речь и ее понимание у малыша в возрасте полутора лет уже значительно отличается от речи годовалого малыша. Теперь ребенок способен выполнять следующие действия:

  • по просьбе взрослого показывать части тела;
  • показывает на группы игрушек по просьбе взрослого (мягкие игрушки, машинки, мячи и пр.);
  • понимает многие предложения (пора ложиться спать, мама готовит кушать и т.д.);
  • выполняет ряд бытовых просьб ( положи, возьми, убери, отнеси, принеси);
  • может произносить более 30 облегченных слов;
  • подстраивает слова под себя, осмысленно облегчая их произношение (карандаш – кааш, спать – пать, бабушка – баушка и пр.);
  • пытается связывать пары слов в одном предложение (дай ням, хочу пить и т.д.);
  • отвечает на вопросы: « Что это, кто это?» — кошка, собака, машина и т.п.;
  • сопровождает свою речь жестами и мимикой.

Бытовое развитие малыша в полтора года

К бытовым условиям кроха Развитие ребенка полтора годаполутора лет тоже уже практически полностью адаптирован. Он теперь умеет, как говорилось выше, пользоваться ложкой и кружкой, научился реагировать на свой внешний вид, возмущаясь или удивляясь собственной неопрятности, сообщает о своих физиологических нуждах. Гигиена малыша достигает максимума самостоятельности. Ребенок не только спокойно относится к умыванию, но и пытается делать это самостоятельно. Не стоит противиться данному желанию, пусть кроха умывается и моется, как умеет. Главное, дать ему понять, что теперь он умеет многое делать сам.

Помните, что в полтора года у многих детей меняются не только вкусовые пристрастия, но и прочие потребности. Поэтому внимательно наблюдайте за своим чадом, создавая ему максимально комфортные условия для развития.

Развитие ребенка полтора годаПознавательное развитие ребенка в полтора года

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

  • Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
  • Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
  • Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
  • Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
  • Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
  • Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
  • Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Игровые действия:

Переворачивает страницы книг («читает»). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):

  • по показу взрослого,
  • по просьбе взрослого,
  • в самостоятельной игре.

Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.

Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.

Подражает двум-трем игровым действиям сверстников. Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.

Появляются социально-значимые жесты и мимика («жалеет»):

  • по показу,
  • по просьбе взрослого,
  • редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.

Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).

Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации («жалеет», «сопереживает»).

Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.

Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.

Интересуется действиями других детей.

Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).

Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.

Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.

Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.

Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).

Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).

С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Речевое развитие ребенка в полтора года

Понимание речи:

  • Показывает части тела по просьбе взрослого.
  • Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
  • Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.
  • Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).

Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):

  • Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
  • Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: «Кто (что) это?» (в реальной ситуации и по картинке).
  • Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
  • Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

Как выглядит полуторагодовалый малыш? Изменения в крохе видно сразу: его лицо приобрело более осмысленное выражение, чем это было пару месяцев назад, тело заметно вытянулось. Он продолжает изучать окружающий мир при помощи родителей. Общее развитие ребёнка в 1 год и 6 месяцев предполагает повышенную физическую активность малыша, когда он старается побывать во всех интересующих его местах сразу. Поэтому родителям стоит уделить повышенное внимание его безопасности.

  • Что уже умеет полуторагодовалый малыш:
  • Речевое развитие малыша в 1,5 года
  • Социальное развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев
  • Физическое развитие ребенка
  • Кормление ребенка в 1,5 года
  • Сон малыша
  • Уход за малышом
  • Параметры полуторагодовалого ребенка

Развитие ребенка полтора года

Развитие ребенка в 1,5 года

Что уже умеет полуторагодовалый малыш:

  1. Ходит без посторонней помощи и неуклюже бегает.
  2. Самостоятельно залезает на диван и слезает с него.
  3. Сам кушает, используя столовый прибор.
  4. Проявляет интерес к заводным игрушкам, пытаясь самостоятельно их завести.
  5. Пробует рисовать карандашом, выводя смешные каракули.
  6. Умеет складывать конструкции из кубиков.
  7. Распознает обозначение частей своего тела.
  8. Приучается к горшку, может сам проситься на него.
  9. Умеет кататься на трехколесном велосипеде.
  10. Пытается самостоятельно одеваться.

Речевое развитие малыша в 1,5 года

Ребенок в этом возрасте уже неплохо разговаривает. Может произносить простые слова или задавать нехитрые вопросы: «Что это? Куда идешь?». Малыш подражает взрослым и имитирует их слова и выражение. Речевое развитие ребенка в 1,5 года подразумевает умение ребенка распознавать несколько цветов и животных на картинках. Речь малыша сопровождается жестами и мимикой, которые выражают его чувства на данный момент.

Социальное развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

На данном этапе развития у ребенка преобладает эгоцентрическое представление о мире. Для него не существует понятия «делиться». Он считает, что все окружающие его предметы и игрушки принадлежат только ему. Если он не получает желаемого, то может громко кричать, плакать и биться. Для него характерно толкнуть или ударить соседского мальчишку, отобрав у него желаемую вещь.

Развитие ребенка полтора года

Ребенок становится эгоцентричным

Очень часто ребенок в этот период не слушается маму, дерется, кусается, бьется с другими детьми. Но это всего лишь очередной способ утверждения своей автономности, определения предела собственных возможностей и приобретение навыков отстаивания своих интересов. Следует реагировать на эти факторы спокойно, без криков и упреков.

Физическое развитие ребенка

Со стороны родителей существует необходимость совершенствовать самостоятельную ходьбу ребенка, его ориентацию в пространстве и координацию движений.

Несколько упражнений этой направленности:

  • Ставим пустую корзину на пол, и кидаем в нее поочередно с малышом игрушки, отойдя на небольшое расстояние. Это упражнение развивает глазомер и точность движений в пространстве.
  • На прогулке с крохой меняем направления: сначала идем к качелям, потом к дереву или лавочке. Это упражнение поможет освоить перемену ориентиров.
  • Учим малыша ходить по узкой тропиночке или наклонной доске, поддерживая за ручки. Можно также перепрыгивать бугорки, канавки и другие препятствия.

Кормление ребенка в 1,5 года

В этот преиод у малыша уже четырехразовое питание. Молоть всю пищу необязательно – достаточно слегка разминать ее вилкой. Ягоды, мягкие фрукты и вареные овощи можно давать целиком или порезав на кусочки.

Жареные блюда малышу давать нельзя – еда должна быть сварена или приготовлена на пару. Если малыш плохо ест, возможно, у него изменились потребности в еде. Поэтому меню у ребенка должно быть разнообразным и постоянно совершенствоваться.

Сон малыша

К 1,5 годам ребенок спит в течение дня всего один раз. Второй сон может быть коротким – всего 40 минут. Ночной сон занимает около 12 часов. Этого вполне достаточно, чтобы зарядить кроху энергией для исследования окружающего мира в течение дня. Следует организовать день так, чтобы основная физическая активность приходилась на первую половину дня.

Вечер же стоит провести более спокойно, за складыванием кубиков и рассматриванием картинок. Излишняя вечерняя активность может стать причиной того, что ребенок кричит по ночам и капризничает перед засыпанием.

Игры для полуторогодовалого малыша

Как развивать ребенка в этот период? Чем можно заинтересовать этого непоседу? Для качественного сенсорного развития рнебнка в 1 год и 6 месяцев, необходимо проводить с крохой игры разных видов:

  • Строительные – при помощи конструктора или кубиков делать различные приспособления для кукол (кроватки, домики).
  • Сюжетные забавы – купаем, кормим, укладываем кукол или мишек, летаем с самолетиком, прыгаем с зайчиком.
  • Дидактические – для этих игр используем матрешки, пирамидки с кольцами.

Полет фантазии у родителей не должен быть ограничен. Ведь главное, чтобы крохе было весело. Можно играть с крупой, пересыпая ее из одной емкости в другую. Это развивает мелкую моторику рук.

Развитие ребенка полтора года

Полуторагодовалый ребёнок – это настоящий исследователь. Познание окружающего мира – одна из важнейших его задач, отнимающая много времени. Сидеть на одном месте ребёнку в 1,5 года некогда, ведь нужно разобраться с множеством вопросов: «что лежит на столе?», «что спрятано в шкафу?», «крепко ли держатся усы у кошки и вкусный ли обед в её миске?» и т.д.

За прошедшие полгода физические способности заметно возросли. Казалось, ещё недавно кроха делал свои первые шаги, а теперь родителям бывает трудно догнать сорванца. Это уже вполне самостоятельный человечек со своими желаниями, потребностями, вкусами.

Что умеет ребёнок в 1,5 года?

  • Встает без опоры, самостоятельно ходит, бегает.
  • Наклоняется, приседает, поворачивается, прыгает. Меняет направление движения при ходьбе, поднимается по ступенькам – самостоятельно или с помощью взрослых.
  • Понимает обращённую к нему речь, выполняет посильные просьбы: «принеси мишку», «дай зайку», «покажи носик».
  • Умеет пить из трубочки и из кружки, сам кушает ложкой пюре и учится есть суп.
  • Говорит более 10 облегчённых слов, некоторые детки уже могут строить фразы из двух слов.

Развитие речи у ребёнка в 1,5 года идёт полным ходом. Кто-то ещё только произносит свои первые слова «мама» и «папа», другие же малыши уже знают, как обозначить кошку, собачку, желание перекусить и много других слов. В этом возрасте слова обычно лепетные или звукоподражательные (собака – «ав-ав», кошка – «кис», машина – «би-би» и т.д.). Но это вполне осмысленные слова, которые постепенно превратятся в настоящую речь.

Развитие в 1,5 года

Ребёнок в полтора года в своих моторных навыках уже зачастую не уступает детям более старшего возраста. Он носится по квартире, залезает на столы и стулья, осваивает детский городок во дворе, катается с горки. Большое удовольствие приносят игры в песочнице, катание на велосипедике с мамой, барахтанье в снегу. В то же время кроха еще может потерять равновесие и упасть, что называется, на ровном месте. Поэтому оставлять его без присмотра нельзя даже на короткий период.

Ребёнок старается во всем копировать взрослых. Если мама моет пол или вытирает пыль, малыш непременно начнёт ей помогать. Важно не отбить у юного домочадца желание помогать родителям. Пусть неловко и неумело, но самостоятельно он выполнит «взятые на себя обязанности».

В 1,5 года идёт накопление пассивного словаря. Кроха знает гораздо больше слов, чем может произнести. Важно помогать ребёнку постоянно пополнять словарный запас. Взрослые должны чётко и правильно, не коверкая, называть незнакомые для малыша предметы, показывая на них.

Для развития речи большую пользу приносят занятия лепкой, рисование пальчиковыми красками, мелками. Если с годовалого возраста кроху учили лепить, то в полтора года он уже может сделать куличики из песка или фигурки из мокрого снега. В этом возрасте идет изучение цветов, фигур, понятий «большой-маленький», «горячий-холодный».

В течение суток малыш должен спать около 13 часов. Дневной сон остается только один, после обеда, продолжительностью два-три часа. Ночной сон длится примерно 10 или 11 часов.

Уход в 1,5 года

Многие детки в полтора года еще питаются грудным молоком, обычно на ночь. Иногда ребёнок старше года сам отказывается от груди, если нет – можно продолжать кормить его ещё несколько месяцев.

Пищу для детей в 1,5 года не требуется сильно измельчать. Малыш способен прожевать кусочки овощей, фруктов, картофеля, рыбы. А вот мясо желательно давать в протертом виде, этот продукт юному гурману прожевать сложно. По-прежнему нельзя употреблять в пищу грибы, консервы, колбасные изделия, газированные напитки, никакой пользы они точно не принесут. Начиная с полутора лет можно изредка побаловать ваше чадо блинчиками или булочкой.

Важно не забывать регулярно чистить зубы малыша. В полтора года кроха ещё сам не справится с этой задачей, но постепенно обязательно научится. Если ребёнка регулярно причёсывать перед зеркалом, то вскоре он сможет самостоятельно пользоваться расчёской.

Занятия в 1,5 года

Весьма полезны занятия по развитию мелкой моторики. Насыпьте крупу в глубокую тарелку и на глазах ребёнка спрячьте в неё небольшие яркие предметы (бусины, шарики и т.п.). Покажите малышу, как искать эти предметы. Находки очень обрадуют ваше чадо.

Самое время учиться возводить постройки из кубиков. Игре в кубики ребёнка нужно учить, самостоятельно ему больше по душе разрушать строения. В годовалом возрасте малыш уже научился ставить кубик на кубик. В полтора года ребёнок умеет ставить друг на друга 3–4 кубика, а с помощью взрослых научится сооружать башенку, домик, забор и другие строения.

Полезны занятия с сортировщиком фигур. Его можно купить в магазине игрушек, а можно сделать самостоятельно из картона. Играя с сортировщиком, малыш учится подбирать детали определенной формы (круглой, треугольной, квадратной) к отверстию такой же формы и размера. Более сложный вариант – подбирать детали не только по форме, но и по цвету.

Ссылка на основную публикацию