Развитие речи ребенка 5 лет

Готовность ребенка 5-6 лет к обучению в школе зачастую определяется уровнем развития его речи. Дошкольник должен уметь четко формулировать свои мысли и выражать их. Именно при помощи устной и письменной речи дети усваивают школьный материал. Небольшое отставание в развитии речи у малышей обычно не вызывает беспокойства у родителей. Однако при обучении в школе данная особенность может повлечь за собой затруднения при овладении письмом и приведет к появлению ошибок, которые не всегда поддаются корректировке обычными методами. Поэтому очень важно обращать особое внимание на развитие речи ребенка 5-6 лет, а также проходить тесты с дошкольником перед его поступлением в 1 класс. Вы сможете заранее устранить возможные проблемы и обеспечить малышу успешное обучение.

На сайте «Разумейкин» собраны задания на развитие речи для детей 6 лет, которые позволят ребенку подготовиться к школе. Наши специалисты разработали комплекс упражнений, способный выявить самые незначительные отклонения. Развивающие занятия для развития речи ребенка 5 лет позволят устранить возможные проблемы до начала обучения грамоте. Все задания сформулированы таким образом, чтобы дошкольник мог справляться с ними самостоятельно, без помощи родителей. Взрослые смогут позже изучить статистику прохождения тестов. Занимательные игры для развития речи ребенка 5-6 лет не вызовут у малышей сложности и при этом позволят добиться желаемых результатов. По итогам прохождения занятий дети получают заслуженную награду.

Ориентиры нормального речевого развития ребенка перед поступлением в школу

1. Верное произношение звуков. К 5-6 годам у малышей должны исчезать недостатки звуковоспроизведения. Если этого не произошло, необходимо делать специальные упражнения.

2. Четкое определение всех звуков на слух. Это необходимо для грамотного письма при дальнейшем обучении.

3. Умение выполнять звуковой анализ слов. Дошкольник должен уметь определять звуки в словах, понимать, какой слог первый, какой последний. На сайте «Разумейкин» собраны упражнения для развития речи ребенка 5-6 лет, которые позволят малышу освоить эти навыки.

4. Достаточный словарный запас. Для успешного обучения в 1 классе необходимо не только делать специальные задания для детей 5 лет по развитию речи, а также много читать, разговаривать с малышом, объяснять значения слов, расширяя его словарный запас. Дошкольник должен знать части речи: различать существительные, глаголы, прилагательные. Для пополнения словарного запаса вы можете предложить малышу поиграть в такую игру: называть поочередно 5 слов, относящихся к какой-либо группе (имена, деревья, цвета, животные и т. д.).

5. Умение правильно составлять предложения. Собранные на нашем сайте упражнения для развития речи у детей от 6 лет помогут научиться грамматически верно согласовывать слова между собой. Ребенок станет строить предложения, используя все части речи в разных формах.

Для родителей важно также исправлять ошибки детей в спонтанной речи. Больше разговаривайте с вашим ребенком, просите его описывать произошедшие события, рассказывать о просмотренных мультфильмах, задавайте больше вопросов. Малыш должен запоминать, как правильно строить фразы, научиться выражать свои мысли. На нашем сайте вы найдете задания на развитие речи у детей от 6 лет с сюжетными картинками, по которым дошкольник будет тренироваться грамотно говорить, описывать изображения, используя самые разные слова.

Надеемся, что предлагаемые нами упражнения позволят вашему ребенку научиться говорить без ошибок и хорошо подготовиться к школьным занятиям.

Речевое развитие — важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Развитие речи ребенка 5 лет

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Развитие речи ребенка 5 лет

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.

Развитие речи ребенка 5 лет

Артикуляционная гимнастика

Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.

Готовность ребенка 5-6 лет к обучению в школе зачастую определяется уровнем развития его речи. Дошкольник должен уметь четко формулировать свои мысли и выражать их. Именно при помощи устной и письменной речи дети усваивают школьный материал. Небольшое отставание в развитии речи у малышей обычно не вызывает беспокойства у родителей. Однако при обучении в школе данная особенность может повлечь за собой затруднения при овладении письмом и приведет к появлению ошибок, которые не всегда поддаются корректировке обычными методами. Поэтому очень важно обращать особое внимание на развитие речи ребенка 5-6 лет, а также проходить тесты с дошкольником перед его поступлением в 1 класс. Вы сможете заранее устранить возможные проблемы и обеспечить малышу успешное обучение.

На сайте «Разумейкин» собраны задания на развитие речи для детей 6 лет, которые позволят ребенку подготовиться к школе. Наши специалисты разработали комплекс упражнений, способный выявить самые незначительные отклонения. Развивающие занятия для развития речи ребенка 5 лет позволят устранить возможные проблемы до начала обучения грамоте. Все задания сформулированы таким образом, чтобы дошкольник мог справляться с ними самостоятельно, без помощи родителей. Взрослые смогут позже изучить статистику прохождения тестов. Занимательные игры для развития речи ребенка 5-6 лет не вызовут у малышей сложности и при этом позволят добиться желаемых результатов. По итогам прохождения занятий дети получают заслуженную награду.

Ориентиры нормального речевого развития ребенка перед поступлением в школу

1. Верное произношение звуков. К 5-6 годам у малышей должны исчезать недостатки звуковоспроизведения. Если этого не произошло, необходимо делать специальные упражнения.

2. Четкое определение всех звуков на слух. Это необходимо для грамотного письма при дальнейшем обучении.

3. Умение выполнять звуковой анализ слов. Дошкольник должен уметь определять звуки в словах, понимать, какой слог первый, какой последний. На сайте «Разумейкин» собраны упражнения для развития речи ребенка 5-6 лет, которые позволят малышу освоить эти навыки.

4. Достаточный словарный запас. Для успешного обучения в 1 классе необходимо не только делать специальные задания для детей 5 лет по развитию речи, а также много читать, разговаривать с малышом, объяснять значения слов, расширяя его словарный запас. Дошкольник должен знать части речи: различать существительные, глаголы, прилагательные. Для пополнения словарного запаса вы можете предложить малышу поиграть в такую игру: называть поочередно 5 слов, относящихся к какой-либо группе (имена, деревья, цвета, животные и т. д.).

5. Умение правильно составлять предложения. Собранные на нашем сайте упражнения для развития речи у детей от 6 лет помогут научиться грамматически верно согласовывать слова между собой. Ребенок станет строить предложения, используя все части речи в разных формах.

Для родителей важно также исправлять ошибки детей в спонтанной речи. Больше разговаривайте с вашим ребенком, просите его описывать произошедшие события, рассказывать о просмотренных мультфильмах, задавайте больше вопросов. Малыш должен запоминать, как правильно строить фразы, научиться выражать свои мысли. На нашем сайте вы найдете задания на развитие речи у детей от 6 лет с сюжетными картинками, по которым дошкольник будет тренироваться грамотно говорить, описывать изображения, используя самые разные слова.

Надеемся, что предлагаемые нами упражнения позволят вашему ребенку научиться говорить без ошибок и хорошо подготовиться к школьным занятиям.

  • Все темы
  • Логика и мышление для 5 лет
  • Исключаем лишнее
  • Ищем общее
  • Выявляем закономерности
  • Решаем логические задачи
  • Изучаем позицию в пространстве
  • Сравниваем предметы
  • Математика для 5 лет
  • Изучаем цифры
  • Считаем до 10
  • Считаем до 20
  • Считаем до 100
  • Складываем и вычитаем
  • Сравниваем числа
  • Изучаем фигуры
  • Решаем задачи и примеры
  • Определяем время
  • Чтение и грамота для 5 лет
  • Учим алфавит
  • Учим буквы. Азбука
  • Читаем слоги и слова
  • Читаем фразы и предложения
  • Развиваем речь
  • Окружающий мир для 5 лет
  • Изучаем цвета
  • Мир человека
  • Растения и грибы
  • Животные и птицы
  • Внимание и память для 5 лет
  • Развиваем зрительное внимание
  • Улучшаем память
  • Английский язык для 5 лет
  • Учим буквы и цифры
  • Учим слова
  • Все возраста
  • 2 года
  • 3 года
  • 4 года
  • 5 лет
  • 6 лет
  • 7 лет
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • Все темы
  • Логика и мышление для 5 лет
    • Исключаем лишнее
    • Ищем общее
    • Выявляем закономерности
    • Решаем логические задачи
    • Изучаем позицию в пространстве
    • Сравниваем предметы
  • Математика для 5 лет
    • Изучаем цифры
    • Считаем до 10
    • Считаем до 20
    • Считаем до 100
    • Складываем и вычитаем
    • Сравниваем числа
    • Изучаем фигуры
    • Решаем задачи и примеры
    • Определяем время
  • Чтение и грамота для 5 лет
    • Учим алфавит
    • Учим буквы. Азбука
    • Читаем слоги и слова
    • Читаем фразы и предложения
    • Развиваем речь
  • Окружающий мир для 5 лет
    • Изучаем цвета
    • Мир человека
    • Растения и грибы
    • Животные и птицы
  • Внимание и память для 5 лет
    • Развиваем зрительное внимание
    • Улучшаем память
  • Английский язык для 5 лет
    • Учим буквы и цифры
    • Учим слова

Онлайн игры по развитию речи для 5 лет

Развитие речи ребенка 5 лет

Развитие речи ребенка 5 лет

Занятия в игровой форме

Ваш ребенок проведет время весело с пользой.

Дети занимаются с удовольствием, полностью погружаются в процесс обучения и достигают результатов. Для детей до 6 лет, которые еще не научились читать, мы озвучили каждое задание.

Развитие речи ребенка 5 лет

Кубки и медали для детей

Награды, мотивирующие детей достигать успехов.

У каждого ребенка есть свой “зал наград и достижений”. При правильном выполнении заданий дети получают кубки, медали и именные дипломы. Наградами можно поделиться в социальных сетях, а диплом – распечатать.

Развитие речи ребенка 5 лет

Персональное обучение

Полностью контролируемый процесс развития ребенка.

Мы сохраняем все успехи ребенка и показываем вам, чему стоит уделить особое внимание. Составляйте собственные программы обучения, чтобы ребенок гармонично развивался во всех нужных направлениях.

Развитие речи ребенка 5 лет

Многие мамы и папы задаются вопросом: как помочь ребенку начать говорить правильно? На эту тему существует множество статей и научных трудов, но мы сумели объединить основные рекомендации логопедов и опыт мам в 5 советов для каждой семьи.

1. Разговаривайте с ребенком с самого его рождения как можно больше; не «коверкайте» слова и не «сюсюкайте»

Комментируйте все ваши совместные действия, все увиденное вами. Например, возьмите себе за правило каждый раз, выходя на улицу, спрашивать у ребенка: «Какого цвета сегодня небо? Есть ли на небе тучки? Кто гуляет на улице?» (обязательно называйте медленно и показывайте пальчиком все ответы: птички, собачки, другие ребятки…) Пусть малыш запоминает как вы описываете окружающий мир, вместе с тем вы развиваете и его внимательность.

2. Разговаривая, не торопитесь, делайте паузы

Пусть у ребенка будет возможность подумать и высказаться. Даже если сперва ребенок будет молчать в ответ, стоит продолжать, и он начнет отвечать вам. Всему свое время. Ребенок должен слышать и понимать, что вы ждете его ответа, что его мнение для вас важно.

3. Для разговора должно быть настроение

Если вы хотите рассказать малышу новое слово – дождитесь момента, когда кроха будет в хорошем настроении. К примеру, большинство детей радуются совместному с родителями чтению книг со сказками. Обращайте внимание малыша на все картинки, проговаривайте как называется каждый элемент иллюстрации (трава, грибок, солнышко, собака и т.д.), если ваш малыш несколько старше – начинайте обращать его внимание на интересные речевые обороты, читайте диалоги с интонацией.

Не бойтесь перечитывать одни и те же книжки, одни и те же стишки по 10, а то и 30 раз – ваш ребенок получит удовольствие от прочтения любимых произведений. Дети лучше воспринимают тексты уже знакомые. Кстати, вы можете предложить дочке или сыночку разыграть стихотворение или сказку дома игрушками, а на улице – самостоятельно по ролям. К примеру, сказку «Теремок» или «Волк и семеро козлят» очень удобно проигрывать в обычном детском домике (на площадке), к процессу можно привлечь соседских мальчишек и девчонок. Получится очень весело и полезно.

4. Развивайте мелкую моторику рук и делайте артикуляционную гимнастику

Дело в том, что в мозгу центр, отвечающий за речь, и центр, отвечающий за мелкую моторику рук, находятся совсем близко. Потому, стимулируя развитие одного, вы стимулируете развитие другого. Можно перебирать фасоль, горох, украшать раскраски наклейками… Замените маркеры на карандаши с гранями, чтобы пока малыш рисует, грани массировали маленькие пальчики. Позвольте малышу самому застегивать свои пуговки, расстегивать и застегивать молнии на одежде, пусть ребенок помогает вам одевать не только куколок, но и вас (своих родителей). Как можно больше лепите, рисуйте пальчиками, клейте аппликации, собирайте конструкторы и мозаики, собирайте пирамидки, липучки, собирайте и разбирайте матрешек…

Регулярно делайте артикулляционную гимнастику: играйте язычком в футбол (упирайтесь язычком в правую и левую щечку поочередко), «чистите» язычком зубы и т.д. Можно поизображать помидорчики (надуть щечки), огурчики (втянуть щечки), рыбку (втянуть щечки и пошевелить губками).

5. Если ребенок ошибся – не смейтесь над ним и не ругайте его.

Произнесите это слово правильно, не повторяйте неверный вариант. Кстати, очень хороший вариант: произносить парные слова, похоже по звучанию: лоЖка-лоДка.

И помните: ребенок начинает говорить, если у него есть в этом необходимость. В ситуации ,когда мама, папа, бабушка и дедушка и без слов выполняют все желания малыша, у ребенка нет смысла делать усиилия и начинать выражать свои мысли и желания словами. Переспрашивайте ребенка, объясните, что вы не понимаете, что он хочет, попросите повторить. Дайте ему время, чтобы попробовать назвать желанный предмет. Если уж совсем никак — через минуты 1,5-2 сами назовите с вопросительной интонацией ипосле ответа «да» или «нет» (опять дайте подумать) можете дать то, что карапуз просил.

Теперь давайте вспомним, в каком возрасте и какие слова должны говорить детки . Но не забывайте — у всех своий ритм. Кто-то начинает болтать с самого начала, кто-то долго накапливает пассивный словарный запас и потом резко начинает гоорить много-много. Главное, чтобы ребенок тем или иным способом шел на контакт и к 2,5 годам начал активно разговаривать.

Наткнулась недавно на форумах на подборку забавных детских слов от разных мамочек! Вот несколько примеров :

«ба» — собака, банан, бабушка, вау

А какие забавные слова говорили ваши карапузы? Давайте делиться в комментариях!

Развитие речи ребенка 5 лет

Возраст ребенка до пяти лет — это удивительный период, когда малыш начинает жить, с интересом воспринимать окружающую среду, все для него вновь и необычно. У ребенка в этот период времени свой специфический язык, своеобразный образ мышления и восприятия. У малыша появляется желание поражать сверстникам и взрослым, героям книжек, которые вы с ним читаете, при этом он с удовольствием научит свою любимую игрушку всему, что знает сам. Наше общение с ним происходит, не только посредством жестов, игр, прикосновений, мимики, но и при помощи речи. Процесс общения с ребенком особенно важен, ведь в этот период мозг ребенка впитывает все как «губка», начинается процесс формирования личности малыша, развитие его мышления, речи, умение правильно сформулировать и донести свою мысль до окружающих, обогащается словарный запас, начинает развиваться диалогическая и монологическая речь, и появляются предпосылки письменной речи и счету. И именно в этом возрасте начинается процесс становления культуры общения и речи. Для полноценного развития ребенка очень важно учитывать, что оно должно быть гармоничным и всесторонним.

Наряду с развитием речи у ребенка обязательно нужно развивать рационально-логическое и пространственное мышление, внимательность, интуицию. Очень важно помнить и понимать, что все, что мы делаем и говорим, даже самые незначительные вещи наш малыш запоминает и в дальнейшем подражает нам. Дети очень эмоциональны, ведь когда мы читаем им сказки, рассказы, сочувствуем персонажам, и оцениваем поступки, то мы даем им базовую модель восприятия на те, или иные действия, этой модели впоследствии ребенок и будет придерживаться и копировать. Речь ребенка 5 лет, прежде всего, будет развиваться у вашего малыша в процессе общения с другими людьми, и чем лучше у него будет развито умение говорить и выражать свои мысли, тем более грамотным, умным и здоровым он вырастет.

Естественно, что процесс освоение речи у каждого малыша свой, но общие тенденции все, же есть, и их знание поможет родителям не упустить момент возможного отставания в развитии речи. Речь ребенка 5 лет логически выстроена, у ребенка должен быть уже достаточный словарный запас для того, чтобы правильно строить фразы и общаться с взрослыми на отвлеченные темы, правильно произносить звуки и слова, грамотно склонять по падежам. В процессе освоения новых слов ваш малыш уже начинает проводить параллель между словом и предметом, и он начинает изобретать слова, которых нет в литературном языке, например, палочка, которой ковыряют – «ковырялочка». Вместе с увеличением словарного запаса возникает и овладение грамматическим строем, и он уже должен общаться с окружающими развернутыми фразами по четыре-пять фраз, появляются краткие причастия, сравнительная степень прилагательных, наречий, глаголы и существительные во множественном числе. Однако независимо от степени развития ваш ребенок все же будет совершать ошибки — неверно согласует слова, падежные окончания.

Вы можете помочь ребенку, больше разговаривая с ним правильной и простой речью, с четким произношением.

Речь ребенка 5 лет – вероятные проблемы

Милые мамочки, если вам кажется, что все же ваш ребенок отстает, не стоит сильно расстраиваться, ведь нормы развития речи достаточно размыты, да и надо учитывать, что каждый ребенок индивидуальность. У одних деток лучше развита память и они легко запоминают текст, а у других лучше воспроизведение и произношение звуков, у третьих больше словарный запас, и лучше получается склонять слова по падежам и т.д. Просто обратите внимание на то, что у вашего малыша не получается и уделите больше внимания решению этой конкретной проблемы. Сейчас существует множество уникальных обучающих программ, методик и игр, которые помогут вашему ребенку гармонично развиваться, а также помогут сформировать правильную и качественную речь. Но помните, что для своевременного и полноценного развития речи ребенка 5 лет необходимо обоюдное развитие обеих полушарий головного мозга, так как левое отвечает за рационально-логическое мышление, а правое за пространственное мышление, интуицию, эмоциональную сферу и при согласованности их развития, соответственно, и речь ребенка 5 лет развивается быстрей.

Обычно у мальчиков процесс развития речи протекает медленней, им сложней грамотно сформулировать и донести свою мысль до окружающих, так как в этом возрасте нервный пучок, соединяющий полушария головного мозга, у них тоньше, чем у девочек, а соответственно и замедлен процесс обмена информацией. Так что если у вашего малыша нет серьезных психических и мозговых отклонений, то при незначительном отклонении от нормы развития, с помощью специалиста, вы его обязательно преодолеете. Специалист дефектолог или логопед четко определит, какого рода задержка в развитии у вашего ребенка. Речевого, это когда он выполняет ваши просьбы и все понимает, но говорит плохо или не может сказать, или психо–речевого это когда у ребенка психические или умственные отклонения от нормы, и подскажет методы решения. И все же не ждите, что со временем все пройдет, ведь задержка в развитии речи, невозможность общаться с окружающими может отразиться на психике ребенка, его эмоциональном настрое и общении со сверстниками. Поэтому, дорогие родители, если у вас возникли подозрения, что речевое развитие у вашего малыша не соответствует норме, сразу проконсультируйтесь со специалистом, и уже к шести годам ваш ребенок ничем не будет отличаться от своих сверстников.

К пяти годам речь ребенка постепенно становится разнообразной. Увеличивается словарный запас. Дети разделяют предметы и правильно их описывают. Логопеды утверждают, что в идеале малыш к этому времени способен говорить чисто. Поэтому если наблюдается задержка и дефекты речи, время обращаться к специалистам, чтобы они провели обследование и назначили соответствующее лечение. Но это не отменяет и самостоятельные занятия с ребенком. Имейте в виду: в 4–5 лет исправить ошибки гораздо легче, чем в школьном возрасте.

Особенности речевого развития

Рассмотрим, как у детей в эти года формируется:

  • словарный запас;
  • грамматический строй;
  • связность речи.

В 4–5 лет запас слов ребенка расширяется до 3000. Он уже лучше излагает мысли. Так как появляется много неологизмов, малыш делает ошибки в словообразовании. Но, постепенно усваивается правильное употребление. Наблюдается тяготение детей к рифме. Поэтому упражнения с заучиванием маленьких стишков придутся кстати. Появляются прилагательные, наречия, местоимения, собирательные существительные и прочее.

В основном употребляются простые распространенные предложения. В то же время ребенок использует в речи распространенные и сложные. Это также сопровождается грамматическими ошибками. В 4 года речь ребенка характеризуется живостью, подвижностью, но и неустойчивостью.

Развитие речи ребенка 5 лет

Происходит освоение связной монологической речи.

Чтобы развитие было правильным, взрослые должны следить за языком. Им нужно говорить содержательно, спокойно и не торопясь. Ведь для детей они образец для подражания.

Уровень речевого развития у каждого ребенка разный, со своими особенностями. Но выделяют общие признаки, считающиеся нормой для детей 4–5 лет.

Что должны знать и уметь дети в 5–6 лет?

В этом возрасте дети уже способны:

  • назвать имя и фамилию;
  • имена родителей;
  • адрес;
  • умеют ориентироваться в пространстве;
  • различают время суток;
  • знают времена года, что за чем идет;
  • геометрические фигуры;
  • названия предметов и живых существ, описывают их;
  • знают, как вежливо обращаться.

Что касается умений, дети способны:

  • отвечать на вопросы;
  • описывать настроение и самочувствие;
  • правильно употреблять слова в предложении;
  • образовывать множественное число;
  • использовать повелительное наклонение;
  • задавать вопросы, участвовать в разговоре;
  • пересказывать и составлять рассказы;
  • правильно пользоваться счетом до пяти;
  • согласовывать падеж, число, род;
  • описывать предметы и определять направление.

Если наблюдается задержка развития речи, то время бить тревогу. Пройдите логопедическое обследование, а при необходимости, начните лечение. Обследование включает в себя проверку:

  • звукопроизношения;
  • звуко-слоговой структуры слова;
  • состояния фонетического восприятия;
  • состояния фонематического анализа синтеза;
  • лексики и грамматического строя импрессивной, экспрессивной и связной речи.

После того как обследование проведено, составляют диагностическую карту, где подробно описывают особенности и, при наличии, фиксируется задержка речи. В конце логопед заключает, нужно или нет лечение и дает рекомендации родителям.

Из-за неправильного произношения звуков в школе ребенка ждут дополнительные трудности. Это распространится не только на занятия. У него возникнут проблемы и в общении со сверстниками.

Игры и упражнения на артикуляцию

Развитие речи ребенка 5 лет

За логопедической помощью обращаются, когда есть проблемы в постановке звуков. Однако какими бы плодотворными ни были занятия со специалистом, большая часть ответственности за речевое развитие лежит на родителях. После того как через обследование была выявлена задержка речи, логопед направляет лечение в нужную сторону и подсказывает упражнения, которые включают в занятия.

Вот несколько из них в форме игры. Такие упражнения выполняются детьми гораздо эффективнее.

  • Варенье: ребенка просят представить, что он съел много варенья, и оно осталось у него на верхней губе. «Варенье» облизывают широким языком сразу по всей поверхности губы.
  • Лопатка: малыш представляет, что его язык — большая лопата. Его вытягивают и располагают на нижней губе. Задержка длится до 15 секунд.
  • Лошадка: ребенок представляет, что он лошадка, и топает, а язычком — цокает.
  • Иголка: на этот раз язык представляют в виде иголки и вытягивают его узким, удерживая до 15 секунд.

Такие несложные задания в виде игры сделают занятия, а вместе с ними и лечение, увлекательными и интересными.

Игры, упражнения и мультики на развитие речи для детей 4–5 лет

Развитие речи ребенка 5 лет

Лучше освоить грамматический строй и связность речи помогают игры и занятия для речевого развития. Вот несколько вариантов.

  • Словарный запас расширяют благодаря такой игре: бросая мяч, взрослый задает ребенку вопросы (Что бывает длинным, круглым, колючим, высоким), а тот, возвращая мяч, отвечает.
  • То же делают во время игры для развития умения образовывать ласкательные существительные. Малышу говорят слово и просят образовать из него уменьшительное.
  • Также предлагают называть цвета, антонимы, и разгадывать загадки.
  • Все детки любят в этом возрасте мультики. Им отводится отдельная роль. Есть специальные развивающие мультики, где закрепляются азбука, счет, цвета и прочее. Они также полезными для речевого развития.

Рассмотрим, какие лучше выбрать мультики.

  • В первую очередь выбирают добрые мультики, где закладываются правильные жизненные ценности.
  • Персонажи у них положительные, но в то же время не идеальные, чтобы у ребенка не возникало чувство вины за недостатки.
  • Мультики выбирают отличного качества по изображению и звуку.
  • Желательно, чтобы не акцентировалось внимание на различии полов. Мальчики и девочки в эти года играют в одинаковые игрушки и смотрят одинаковые мультики.

Речь ребенка зависит от родителей

Важно понимать, что малыш перенимает опыт окружающих. Таким образом, вопрос речевого развития напрямую зависит от среды, где он растет. Если задержка явная, то лучше, чтобы лечение легло на плечи логопеда.

Но как бы там ни было, общение с родителями остается на первом месте для детей любого возраста, в том числе и в 4–5 лет. Играйте с детьми, выполняя логопедические упражнения, и помогайте им развиваться. Тогда у них не возникнет проблем с речью, а общение со сверстниками и взрослыми станет спокойным и гармоничным.
» alt=»»>

Развитие речи ребенка 5 лет

  • Пять важных советов по развитию речи ребенка от 0 до 5 лет
  • Как развивать речевую деятельность у детей дошкольного возраста
  • Как развивать речь ребенка в возрасте 2-х лет

Многие мамы и папы задаются вопросом: как помочь ребенку начать говорить правильно? На эту тему существует множество статей и научных трудов, но мы сумели объединить основные рекомендации логопедов и опыт мам в 5 советов для каждой семьи.

1. Разговаривайте с ребенком с самого его рождения как можно больше; не «коверкайте» слова и не «сюсюкайте»

Комментируйте все ваши совместные действия, все увиденное вами. Например, возьмите себе за правило каждый раз, выходя на улицу, спрашивать у ребенка: «Какого цвета сегодня небо? Есть ли на небе тучки? Кто гуляет на улице?» (обязательно называйте медленно и показывайте пальчиком все ответы: птички, собачки, другие ребятки…) Пусть малыш запоминает как вы описываете окружающий мир, вместе с тем вы развиваете и его внимательность.

2. Разговаривая, не торопитесь, делайте паузы

Пусть у ребенка будет возможность подумать и высказаться. Даже если сперва ребенок будет молчать в ответ, стоит продолжать, и он начнет отвечать вам. Всему свое время. Ребенок должен слышать и понимать, что вы ждете его ответа, что его мнение для вас важно.

3. Для разговора должно быть настроение

Если вы хотите рассказать малышу новое слово – дождитесь момента, когда кроха будет в хорошем настроении. К примеру, большинство детей радуются совместному с родителями чтению книг со сказками. Обращайте внимание малыша на все картинки, проговаривайте как называется каждый элемент иллюстрации (трава, грибок, солнышко, собака и т.д.), если ваш малыш несколько старше – начинайте обращать его внимание на интересные речевые обороты, читайте диалоги с интонацией.

Не бойтесь перечитывать одни и те же книжки, одни и те же стишки по 10, а то и 30 раз – ваш ребенок получит удовольствие от прочтения любимых произведений. Дети лучше воспринимают тексты уже знакомые. Кстати, вы можете предложить дочке или сыночку разыграть стихотворение или сказку дома игрушками, а на улице – самостоятельно по ролям. К примеру, сказку «Теремок» или «Волк и семеро козлят» очень удобно проигрывать в обычном детском домике (на площадке), к процессу можно привлечь соседских мальчишек и девчонок. Получится очень весело и полезно.

4. Развивайте мелкую моторику рук и делайте артикуляционную гимнастику

Дело в том, что в мозгу центр, отвечающий за речь, и центр, отвечающий за мелкую моторику рук, находятся совсем близко. Потому, стимулируя развитие одного, вы стимулируете развитие другого. Можно перебирать фасоль, горох, украшать раскраски наклейками… Замените маркеры на карандаши с гранями, чтобы пока малыш рисует, грани массировали маленькие пальчики. Позвольте малышу самому застегивать свои пуговки, расстегивать и застегивать молнии на одежде, пусть ребенок помогает вам одевать не только куколок, но и вас (своих родителей). Как можно больше лепите, рисуйте пальчиками, клейте аппликации, собирайте конструкторы и мозаики, собирайте пирамидки, липучки, собирайте и разбирайте матрешек…

Регулярно делайте артикулляционную гимнастику: играйте язычком в футбол (упирайтесь язычком в правую и левую щечку поочередко), «чистите» язычком зубы и т.д. Можно поизображать помидорчики (надуть щечки), огурчики (втянуть щечки), рыбку (втянуть щечки и пошевелить губками).

5. Если ребенок ошибся – не смейтесь над ним и не ругайте его.

Произнесите это слово правильно, не повторяйте неверный вариант. Кстати, очень хороший вариант: произносить парные слова, похоже по звучанию: лоЖка-лоДка.

И помните: ребенок начинает говорить, если у него есть в этом необходимость. В ситуации ,когда мама, папа, бабушка и дедушка и без слов выполняют все желания малыша, у ребенка нет смысла делать усиилия и начинать выражать свои мысли и желания словами. Переспрашивайте ребенка, объясните, что вы не понимаете, что он хочет, попросите повторить. Дайте ему время, чтобы попробовать назвать желанный предмет. Если уж совсем никак — через минуты 1,5-2 сами назовите с вопросительной интонацией ипосле ответа «да» или «нет» (опять дайте подумать) можете дать то, что карапуз просил.

Теперь давайте вспомним, в каком возрасте и какие слова должны говорить детки. Но не забывайте — у всех своий ритм. Кто-то начинает болтать с самого начала, кто-то долго накапливает пассивный словарный запас и потом резко начинает гоорить много-много. Главное, чтобы ребенок тем или иным способом шел на контакт и к 2,5 годам начал активно разговаривать.

Развитие речи ребенка 5 лет

Наткнулась недавно на форумах на подборку забавных детских слов от разных мамочек! Вот несколько примеров:

Развитие речи ребенка 5 летРечь годовалого малыша быстро пополняется новыми словами и целыми фразами и активизируется к двум годам. Именно в период 1-2 лет она становится для ребенка базовым средством общения. То, какой она будет, зависит от подготовительных работ, которыми родители занимались с младенцем до года. А для развития правильной речи рекомендуется использовать специальные упражнения.

Нормы речевого развития у малышей от 1 до 2 лет

  1. В норме малыш в возрасте одного года должен освоить такие речевые навыки:
    Он должен уметь повторять открытые слоги (те, что заканчиваются на гласный звук). К примеру, годовалый малыш может еще не уметь говорить слово «нет», но может воспроизвести его как «нэ». Также он произносит «да», «ту» и так далее.
  2. Малыш уже выражает свои эмоции через интонацию.
  3. Ребенок может повторять слоги и звуки, произносимые животными: «мяу», «ав-ав», «му-му».
  4. Он воспринимает на слух названия определенных предметов, понимает, о чем говорят взрослые, и может указать на них.

ВАЖНО! Большое значение имеет не только то, что и как говорят малыши в возрасте от одного до двух лет, но также и то, могут ли они запомнить, как называется и для чего предназначен тот или иной предмет.

Ко второму году жизни в норме малыш умеет отвечать на обычные вопросы, может выполнить простые поручения, повторить несложные слова и фразы. Он может выговорить все гласные звуки и большую часть согласных. К двум годам ребенок умеет строить предложения, включающие в себя 3-4 слова. Малыш слушает стишки, сказки, потешки, старается запомнить какие-то их части.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если что-то из перечисленного у малыша не получается, внимательно понаблюдайте за ним. Возможно, у ребенка небольшая задержка развития речи. Это не страшно и поддается корректировке, например, с помощью логопедического массажа. Уже с двух лет малыш может заниматься с логопедом, дефектологом или психологом.

Упражнения для развития правильной речи у детей от 1 до 2 лет

Прежде чем начинать развивать речь малыша, родителям нужно учесть следующие правила:

  • Упражнения необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей ребенка, а также его индивидуальному психическому развитию. Так, один малыш в 1 год и 11 месяцев может не мочь делать то, что отлично дается другому в полтора года. Старайтесь избегать чрезмерно сложных игр и упражнений, так как малыш потеряет интерес, и обучать его в дальнейшем будет сложнее.
  • Важно учитывать зоны ближайшего развития. Сначала малыш должен начать произносить открытые и закрытые слоги, потом нужно учить с ним одно- и двуслоговые слога. Только после того как он сможет обозначать определенное действие или предмет словами, можно будет переходить к фразам.
  • Примите во внимание психические особенности малышей в возрасте от 1 до 2 лет. Для них вполне нормально неустойчивое внимание до десяти минут. В этом возрасте в мозгу лишь формируются нейронные связи, и перегрузка может только навредить, вызвав головную боль и плач или вовсе отвращение к развивающим урокам. Оптимальная длительность занятия – 5-10 минут.

Ежедневно уделяя время простым упражнениям, вы поможете малышу лучше развить речевые навыки. Для детей в возрасте 1-2 года подойдут следующие приемы:

  1. Научите малыша выражать эмоции через звуки: «ох» и «вау» при восторге и удивлении, «эх» при разочаровании и так далее. Благодаря этому он начинает интуитивно поднимать, для чего предназначена речь.
  2. Пойте вместе с ребенком либо учите его регулировать высоту голоса иными способами. Если он умеет хорошо подражать, можете просто перекликиваться с ним звуками, регулярно повышая высоту голоса. Так он поймет смысл игры. Кстати, это упражнение можно использовать при игре в прятки, или же находясь в разных комнатах с ребенком.
  3. Произносите названия предметов, если они находятся в поле зрения малыша. В возрасте до 2-3 лет они понимают, о чем вы говорите, если видят это (наглядно-действенное мышление). При кормлении говорите о ложке, тарелке, называйте другие находящиеся рядом с ребенком предметы. То же самое делайте при купании, укладывании ребенка спать и других регулярных процессах.
  4. Предлагайте ребенку подуть на одуванчик, игрушечную крутилку, давайте ему пить через трубочку. Это способствует развитию артикуляционного аппарата. Учтите, что питье через соску и трубочку – это разные вещи. При использовании соски ребенок не задействует губы и щеки. Питье через трубочку намного сложнее, так как малыш должен втягивать жидкость сам. Поэтому некоторые специалисты отмечают, что детки на грудном вскармливании начинают говорить раньше. Мышцы их щек и губ подготовлены лучше, отточек навык прикладывать язык к небу.
  5. Давайте малышу для игры предметы, имеющие разную фактуру: крупы в сухом и мокром виде, слегка влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы. Важно, чтобы он играл с ними под вашим присмотром.
  6. Пусть малыш часто играет со старшими детками. Наблюдайте за их общением между собой. Годовалый малыш слабо выражает что-то понятное, а вот трехлетний ребенок говорит уже намного лучше. Под его влиянием первый также будет стараться объясниться. Предложите деткам игры, в которых они могут взаимодействовать: построить вместе пирамиду, катать машинку по очереди и так далее.

Также существует ряд специальных логопедических разработок, помогающим деткам в возрасте 1- лет быстрее развить речь. Вот некоторые их примеры:

  1. Для малышей в возрасте от года до года и трех месяцев отлично подходят игрушки в виде животных. В процессе игры предложите покормить зверушку, но перед этим она должна будет попросить об этом – «мяу-мяу», «ав-ав» и так далее. Ребенок должен активно подражать, повторяя звуки и слоги.
  2. В возрасте от года и трех месяцев до полутора лет можно играть в катание машин, строительство башенок, загрузку кузова. Вместе с ребенком называйте предметы и действия, чтобы малыш умел отличать названия от процессов.
  3. От полутора до двух лет необходимо работать над расширением словарного запаса ребенка. Объясняйте ему название предмета на картинке и просите найти аналогичный в помещении либо среди игрушек.

Регулярно играя с малышом и делая с ним простые и интересные упражнения. Важно проявлять терпение и ответственно относиться с попыткам малыша и ошибкам, которые он совершает.

5, 6, 7 лет – возраст, в котором дети готовятся пойти в школу. Речевым навыкам ребенка в это время нужно уделать особое внимание. Но бывают ситуации, когда у дошкольника возникают разнообразные нарушения речи либо же усугубляются расстройства, проявившиеся еще раньше.

Цены на развитие речи детей 5-7 лет

Виды занятий Стоимость одного занятия / сеанса Длительность одного занятия / сеанса Рекомендуемое количество занятий/сеансов
Диагностическая консультация логопеда 1000 руб. 30 мин. 1 занятие
Индивидуальное логопедическое занятие 800/1000 руб. 45 мин. 10-15 сеансов
Групповое логопедическое занятие 600 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Логомассаж классический 800/1000 руб. 45 мин. индивидуально
Логомассаж сенсорный 800/1 000 руб. 15 мин. от 2 раз в неделю
Групповое занятие логоритмикой 600/800 руб. 45/60 мин 1 раз в неделю

К признакам нормальной речи детей 5-6 лет можно отнести:

  • умение общаться со сверстниками;
  • сравнительно большой словарный запас;
  • освоение грамматики – умение давать краткие и развернутые ответы, строить довольно сложные фразы;
  • использование различных интонаций, смену силы и высоты голоса;
  • правильное произношение большинства звуков родного языка.

В шестилетнем возрасте словарный запас ребенка достигает примерно 4 000 слов. Обычно он знает название своей страны и города, может назвать известные достопримечательности и свой адрес. Речевое развитие в 5 лет и старше предполагает знакомство с названиями профессий, видов транспорта и природных явлений, знание детских стихов и сказок, представление о музыкальных произведениях.

Развитие речи детей 5-6 лет: возможные недостатки

Темпы освоения новых навыков у детей разные, и это порой не дает родителям своевременно заметить проблему. На что в развитии детей 5-6 лет стоит обратить особое внимание? Когда нужно обращаться за помощью к специалистам?

К признакам общего недоразвития речи можно отнести:

  • бедный словарный запас;
  • затруднения с использованием слов, особенно обобщающих и отвлеченных понятий;
  • отказ от использования сложных слов, их сокращение до отдельных слогов;
  • сложности с построением фраз, использование коротких предложений;
  • неумение использовать различные интонации;
  • разнообразные проблемы с произношением, недостаточная артикуляция не только отдельных звуков, но и целых слогов.

Также у малышей могут быть трудности с диалогической речью, пересказом.

Чем старше становится ребенок, тем сложнее корректировать перечисленные выше недостатки. Если в 7 лет ребенок, готовящийся пойти в школу, говорит плохо, у него возникнут трудности как в общении со сверстниками, так и с усвоением учебного материала. Поэтому речевые навыки ребенка 5 лет надо контролировать и развивать.

Речевое развитие детей в центре «Доброе слово»

Центр «Доброе слово» работает с детьми разного возраста, в том числе со старшими дошкольниками – от 5 до 7 лет. В нашей организации работают опытные высококвалифицированные специалисты. Наши преимущества:

  • использование эффективных методик для улучшения речи детей 5-6 лет или несколько старше;
  • наличие необходимой материальной базы – удобных помещений, наглядных материалов, игрушек, книг и т. д.;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей – характера, темперамента, возможностей.

Развитие речи детей 6 лет (как и более младшего или старшего возраста) требует комплексного подхода. Мы учитываем связь речевых навыков с психическими процессами. Занятия, которые проводят наши преподаватели, развивают:

  • правильное дыхание и артикуляцию;
  • общую и мелкую моторику;
  • внимание, усидчивость, умение концентрироваться на конкретной задаче.
  • Используются разные методы:
  • практические – упражнения и дидактические игры;
  • наглядные – работа с карточками, игрушками, рисунками;
  • словесные – беседы, объяснения, пояснения и т. д.

Преподаватели не просто работают с малышом, но и проводят контрольно-диагностические уроки, оценивая его достижения. Они стараются создать атмосферу сотрудничества, эмоциональной раскрепощенности – такой подход обеспечивает максимум полезной отдачи от занятий.

Если у вас есть вопросы про развитие ребенка и его речевых навыков, обращайтесь в центр «Доброе слово». Мы определим источник проблемы, разработаем для вашего ребенка индивидуальный коррекционный маршрут и предложим план занятий. Возможны консультации в режиме онлайн.

Ссылка на основную публикацию