Развитие внимания у старших дошкольников

Выделим особенности развития внимания в раннем детстве:

— расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок;

— малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;

— под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;

— внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, — наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

§ 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», — говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Что такое внимание?

Внимание – это психическая процедура познания, которая направлена на то, чтобы отразить свойства, состояние и характеристику объекта или действия.

Фокусирование на конкретных вещах характеризуется избирательной направленностью и формирует индивидуальное отношение.

Вниманию может подвергаться все на свете: люди и животные, их поведение, растения, предметы быта. Стоит отметить, что человек внимателен только к тем вещам, которые ему интересны или необходимы.

Основные причины невнимательности детей

  • Гиперактивность. Этот модный нынче диагноз, который ставят каждому второму, в половине случаев все же оказывается оправдан. Одна из его отличительных особенностей – невозможность сосредоточиться, сконцентрировать внимание. Гиперактивные дети очень активны и подвижны, их внимание быстро переключается, им сложно усидеть на одном месте. Родителям таких детей нужно проявлять особую терпеливость и последовательность.
  • Ослабленный иммунитет, хронические болезни. Часто болеющие дети отличаются повышенной утомляемостью и низкой работоспособностью. Чтобы помочь такому ребенку, установите для него режим дня – чередуйте работу и отдых.
  • Психологическое или физическое переутомление. Оно также приводит к снижению работоспособности. Главное средство — также правильный режим дня.
  • Отсутствие интереса к предлагаемой деятельности. Лучше проводить занятия в игровой форме.

Развитие внимания у старших дошкольников

Как развить внимание у ребенка?

Развитие внимания у детей дошкольного возраста должно идти чуть ли не с младенчества. Обращать внимание – это одно из самых первых действий, которые учится делать ребенок. В первые месяцы своей жизни малыши проявляют внимание неосознанно, реагируя на звуки, на движение каких-либо предметов, вещей или героев мультфильмов, на яркие цвета и т.д.

Примерно к шести месяцам малыши проявляют свое внимание к окружающему их миру уже более осознанно: начинают брать в руки предметы, до которых могут дотянуться, пытаются проверить их прочность, стуча ими об пол или просто пытаясь грызть, реагируют на слова и т.д. Уже с этого возраста можно начинаться заниматься развитием внимания ребенка, причем делать это даже нужно. Чем раньше развитию внимания у детей уделяется внимание, тем легче малышам в будущем познавать окружающий их мир, а также учиться в школе. Большинству мам и пап кажется, что их человечек еще слишком маленький, поэтому о развитии внимания не может быть и речи. Однако маленькое сокровище уже обращает внимание на все происходящее, а значит, развивать это, обучая концентрации на предметах, на действиях и событиях, можно.

В двухлетнем возрасте детки уже приобретают определенные навыки манипулирования предметами (копают лопатками песок, набирают воду в стаканы и потом поливают что-то и т.д.). Мало того, такие манипуляции уже становятся действиями для достижения определенной цели, для решение простых задач. Это является первым проявлением ребенком внимания (произвольного) и его дальнейшее развитие происходит под влиянием мам и пап. Именно они обращают внимание своего ребенка на ситуации, в которых необходимо определенным образом себя вести или что-то делать: мыть руки после улицы, стараться следить за собою, акцентируют внимание ребенка на светофорах и т.д.

Все эти действия – уже развитие внимания ребенка, ведь так он учится не только соблюдать какие-то правила, но и обращать внимание, следить за тем, когда именно нужно делать что-то конкретное. Действия по развитию внимания у детей дошкольного возраста (4-5 лет) уже можно причислить к обязательным и необходимым, ведь это уже период подготовки к школе. В этом возрасте детки уже самостоятельно, пусть и неосознанно, проявляют устойчивое внимание и наглядно это видно, если ребенку интересна игра, если его захватила сказка, если взрослый ему рассказывает что-то интересное. Этот период наиболее благоприятен для целенаправленного развития внимания у дошкольников, ведь в этом возрасте малыши впитывают практически все и многому учатся очень быстро.

Развитие внимания у старших дошкольников

Упражнения для тренировки внимания у ребенка

Развитие внимания у детей школьного возраста происходит с помощью специальных упражнений. Предлагаем вам несколько:

  • Вариация предыдущего задания – найди два одинаковых. Ребенку предлагается иллюстрация, на которой изображено несколько предметов, например ваз, которые отличаются между собой незначительными деталями. Дошкольник должен внимательно рассмотреть модели и найти среди них две идентичные. На первых этапах работы лучше использовать картинки с явными отличиями, это поможет ребенку обрести уверенность в себе и подкрепит его интерес. Далее задания усложняются.
  • Работа с картинками. Есть специальные иллюстрации, на которых животные, например тигры или волки, представлены в завуалированной форме. Можно предложить ребенку найти их все.
  • Соотнесение предмета и его тени.

Развитие внимания у старших дошкольников

Методики для развития внимательности у детей

Родители должны помнить про особенности развития внимания у детей дошкольного возраста. После 4-го дня рождения вы можете прийти и в наш центр развития ребенка «СМАРТУМ». У нас развитием внимания у дошкольников занимаются опытные специалисты и на занятиях применяются не только современные, но и уже опробованные, доказавшие свою эффективность и позволяющие добиться прекрасных результатов, методики. И в младшем дошкольном, и в старшем дошкольном, и даже в младшем школьном возрасте дети еще играют с превеликим удовольствием. Именно в игровой, непринужденной форме и строятся все наши занятия. В их процессе развитие внимания у детей младшего школьного и дошкольного возраста происходит подсознательно.

На занятиях детки приобретают навыки управлять проявлением внимания, а также у них формируется устойчивое, сконцентрированное внимание к тому, что они видят и слышат. Все это помогает детишкам отлично учиться и в начальной школе, и в последующих, старших классах. В процессе подготовки к школе очень важно учитывать, что к развитию внимания у будущих младших школьников всегда предъявляются довольно высокие требования, ведь они должны будут учиться и тому, что им интересно, и тому, что будет казаться им скучным. По этой причине развитию внимания дошкольников, умению внимательно относиться ко всему необходимо подходить с максимальной ответственностью.

Если вам хочется, чтобы ваше сокровище считалось самым внимательным, самым прилежным и способным учеником в классе – приходите к нам. Мы стараемся сделать процесс развития любых способностей ребенка приятным и веселым, чтобы к нам они с радостью спешили, а не шли в еще одну школу!

Ссылка на основную публикацию