Развиваем самостоятельность у ребенка

Самый первый класс самостоятельности – бытовая самостоятельность: умение одеться, раздеться, умыться, поесть, заправить кровать, чуть позже – собрать свои вещи.

Первый уровень бытовой самостоятельности – то, что делает ребенок для себя, по самообслуживанию. Эти навыки ребенок должен освоить к трем годам.

Однако сейчас в обычных стандартных небольших семьях ребенок до трех лет не одевается, да и после трех может не одеваться. До четырех лет он не ест самостоятельно, его кормят. О том, чтобы иметь собственный развитый волевой навык – собрать игрушки или разложить свою одежку в шкафу, – об этом речи нет, потому что никто этот навык не формирует, а сам он не возникает. И это все очень сказывается на самостоятельности в дальнейшем.

Взрослые как-то не очень понимают, что эти умения – смотреть за собой и устранять последствия своих действий – теснейшим образом связаны с формированием воли, а волевые качества участвуют в формировании интеллектуальных навыков.

Очень часто взрослые развивают ребенка однобоко. Обычно в стандартной маленькой семье очень много сил уходит на развитие, которое понимается довольно узко – в первую очередь, конечно, интеллект, способности, мышление, ну, может, творчество и еще специфические двигательные вещи – танцы, например. В очень немногих семьях развиваются такие умения, как помощь в чем-то взрослому, какая-то работа в доме. Взрослые в помощи не нуждаются, в доме все на кнопках – включил, все заработало.

Такие дети, у которых эти навыки не сформированы, очень заметны в начальной школьной жизни – они хуже умеют отвечать за себя, не могут начать работу и завершить, они часто пасуют перед трудностями.

Развитие бытовой самостоятельности – основа всего. Если родители не развивают у ребенка самостоятельность такого рода, он растет как маленький потребитель, которого все обслуживают, а он к этому привык и требует обслуживания хорошего класса.

Второй уровень бытовой самостоятельности – минимальная забота о ближних. Важно донести до ребенка, что он не только может получить заботу, но и сам может позаботиться о ближних. Пусть это будет совершенно элементарный набор умений, те вещи, которые взрослый может сделать быстрее и лучше сам, – принести тапочки, принести питье, плед и т.д..

Следующий уровень формирования бытовой самостоятельности – домашние обязанности, когда ребенку уже года четыре, не раньше, классические четыре при условии нормального, не запаздывающего развития.

Эти обязанности должны присутствовать у ребенка изо дня в день, вне зависимости от ситуаций. Например, именно он заботится о том, чтобы поливать этот цветок, и желательно без напоминаний; он отвечает за то, чтобы раскладывать ложки за воскресным обедом; он отвечает за то, чтобы протереть крошки со стола. Все это делается не для себя, это в кругу семьи. Это не разовые обязанности, как на предыдущей ступеньке, когда, например, его попросили принести плед и он принес или даже сам догадался, а тут то, что он должен помнить сам и делать регулярно.

Такие обязанности очень формируют волю и характер в правильную сторону. Если этой самостоятельности внутри дома нет, то о самостоятельности во внешнем мире говорить нельзя. Потому что если ребенок не привык за собой смотреть и вообще отслеживать последствия каких-то своих действий, то, например, элементарно, дорогу переходить он не может, т.к. он привык, что за ним постоянно кто-то следит.

Самостоятельность сама в наших городских условиях не появляется именно потому, что взрослые очень контролируют, очень оберегают детей, и это понятно. Самостоятельность надо по ступенечкам формировать, и какие-то ситуации режиссировать.

— Родители перекладывают воспитание детей на нянь, детские сады, школы полного дня. А выходные хотят пообщаться друг с другом, с друзьями. Дети привыкают, скорее, к изолированности, а не самостоятельности.

— У ребенка сначала школа, потом няня – он вроде самостоятельный, потому что без мамы, но надо понимать, что няни и другие наемные граждане о развитии детской самостоятельности думают в последнюю очередь. Им проще все сделать самим.

На формирование самостоятельности уходит уйма сил. А правильных гувернанток, как Мэри Поппинс, к сожалению, большой недостаток. Обычно это люди попроще, будут кормить ребенка с ложечки, делать за него уроки, убирать огрызки из-под стола. Поэтому, если родителям значимо формирование детской самостоятельности, то это должно быть как-то оговорено с теми людьми, с которыми остается ребенок. Сама по себе самостоятельность не возникнет в условиях города.

— Дети практически не бывают дома в одиночестве, совсем не гуляют одни, привыкают, что всегда кто-то из взрослых их постоянно сопровождает. И это реальность большого города.

— Дети не перемещаются сами, у них мало собственного опыта – и социального, и фактического. Ребенка сопровождают в дороге чуть ли не до середины средней школы, предотвращают сложности, страхуют ребенка больше чем нужно. Это наша ситуация, мы должны к ней примериваться.

Времена не выбирают, «время всегда хорошее» (название замечательной детской книжки «Время всегда хорошее», Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак). И, зная, что сейчас такое время, нужно режиссировать ситуации, когда ребенок может остаться один.

Может, в дачном поселке можно отпустить погулять одного или в городе до ближайшего магазина отпустить. Очень полезны домашние тренировки – оставить родителей в покое, хотя бы ненадолго дать папе с мамой поговорить без помех, дать взрослому время для отдыха.

Очень часто, особенно если ребенок в семье один, родители выступают как обслуживающий персонал, более-менее высокого ранга, но ориентированный исключительно на удовлетворение его, ребенка, запросов. Тут нужно акцентировать, что и ребенок может удовлетворить какие-то нужды мамы, папы, дедушки, бабушки, братьев-сестер. Это очень ценно, если не только отдается внимание ребенку, не только ребенок получает, но и сам ребенок может отдавать. Но этому нужно учить. И это закроет ту пропасть нашей гиперопеки, которая возникает в наших больших городах.

Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются еще в раннем возрасте. От совместных усилий при взаимодействии педагогов, родителей и детей. Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя.

Чтобы помочь ребёнку приобрести перечисленные раннее навыки, нужно знать, как, в зависимости от возрастных особенностей, формируется самостоятельность и управление действиями. Самостоятельные дети отличаются хорошей учебой и навыками для «взрослой» жизни.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано.

К сожалению, многие родители считают, что развитие самостоятельности у детей всегда соприкасается с гранью опасности. Как можно привить этот навык, если за «порогом» дома ребенок постоянно подвергается рискованным ситуациям? Легко, главное, следовать грамотным инструкциям!

В начале этого «пути» самое важное для родителей — понять, что самостоятельность ребенка всегда сопровождается свободой выбора и независимостью. Это нелегко! Не каждый родитель сможет без страха позволить ребенку принять свое решение. На это есть немало причин, например: он может ошибиться из-за отсутствия опыта и знаний в данном вопросе.

Вот здесь вам и поможет грамотный подход, доказывающий дошкольнику, что вся его самостоятельность основана на четких границах и правилах. Свобода выбора имеет свои законы!

Если вы еще сомневаетесь, тогда подумайте о том, что дети без права на свои ошибки чаще всего вырастают инфантильными, нерешительными и тревожными. Они бояться сделать любой «шаг», требующий ответственности.

Как не нужно развивать самостоятельность у ребенка.

Воспитание самостоятельности у детей основывается всего на одной важной составляющей: родительский контроль должен быть сокращен до минимального уровня так, чтобы ребенок при получении жизненного опыта не мог попасть в рискованную и опасную ситуацию.

Желание «я сделаю сам» — естественная потребность, живущая в каждом малыше и подвергающаяся препятствиям в виде взрослых, которые бояться, что их «подопечный» не справиться с поставленной задачей. Вот самые популярные ошибки этих взрослых:

Лучше все сделать самому, чем ждать медлительного малыша. Пока он там вывернет штанишки, рассмотрит рисунки на ткани или испачкается. Проще и быстрее, если взрослый сам примется за нужный процесс.

Однако наша цель — воспитание самостоятельности, которая требует гранитного терпения. Пусть малыш сам разбирается со своим заданием, а вы не мешайте ему и не подталкивайте.

Безопасность превыше всего.

Маленького ребенка опасность подстерегает везде, даже в его комнате. Он может споткнуться о порог, стукнуться об угол столешницы, проглотить мелкий предмет и многое тому подобное.

Чтобы подобного избежать, нужно продумать и устранить все рискованные нюансы. Не помешает и профилактическая беседа про осторожное поведение. Объясните ему, что утюг может обжечь, а иголка — уколоть.

Очень часто родители стараются оберегать ребенка от любых трудностей и ошибок. Им становится жалко своего крошку. А вот это первый шаг к инфантильности! Дети в любом возрасте должны сталкиваться с посильными задачами и анализировать полученный итог.

Дошкольник уже может помогать маме в уборке дома (убрать игрушки, развешать свои вещи) и неукоснительно следовать семейным законам, например, ложиться спать сразу после вечерних ритуалов (умывание, переодевание, чистка зубов). Но самое примечательное — каждому детскому возрасту присущи индивидуальные уровни развития.

Таким образом, необходимо помнить:

— Не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.

— Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

— Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного, всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий). Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам (а) все сделаю» и т. д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

«Помните философскую мысль: «Посеешь семена привычки, взойдут всходы поведения, от них пожнёшь характер»

Развиваем самостоятельность у ребенка

Умение действовать самостоятельно и нести ответственность за свои поступки — важнейшие качества, которые родителям предстоит развить в своих детях. Психолог, коуч личностного развития Елена Сидорина рассказала ФАН, как правильно сформировать этот важнейший навык и как работать в этом направлении с малышами разного возраста.

В чем должна выражаться самостоятельность ребенка младшего возраста?

Планирование беременности, долгожданные две полоски на тесте, счастливая пора ожидания малыша, выписка из роддома, первые прогулки, улыбки, шаги, слова. Приятные мгновения проносятся с невероятной скоростью, и через некоторое время мамы и папы с удивлением осознают, что малыш здорово подрос и стал все активнее проявлять инициативу. Многих это пугает, а некоторых даже расстраивает. Тем не менее очень важно пересилить себя и принять как данность тот факт, что кроха взрослеет.

Рассказывает Елена Сидорина: «С самого момента рождения ребенка каждое мгновение его жизни для любящих родителей уникально. Зачастую, восхищаясь маленькими достижениями малыша, взрослые забывают, что необходимо формировать в нем самостоятельность с самого младшего возраста».

Ранние проявления самостоятельности можно заметить у детей самого юного возраста. Едва научившись ползать, грудничок стремиться добраться до интересующего его объекта без помощи со стороны старших, которым следует поощрять активные движения и любознательность непоседы, разумеется, предварительно обеспечив полную безопасность.

В 3 года любимой фразой малыша становится «я сам». Ему интересно познавать мир, а для родителей важно позволять получать новый опыт. Даже если сборы в детский сад или на прогулку займут вдвое больше времени, не стоит брать инициативу в свои руки и одевать ребенка. Позвольте ему самому выбрать одежду и надеть ее на себя. Не забывайте напоминать убрать беспорядок в комнате, разрешите принять активное участие в приготовлении пирога или мойке посуды, попросите принести на кухню тарелку и чашку после обеда. Поверьте, разбитое блюдце и просыпанная мука не такая большая плата за развитие чувства ответственности и желания помочь у дошкольника.

По мнению психолога, к 4 годам ребенок должен уметь выполнять следующие действия:

— сам умываться, пользоваться мылом и вытираться полотенцем;

— самостоятельно чистить зубы;

— помогать сервировать стол;

— аккуратно принимать пищу без помощи взрослых;

— самостоятельно надевать и снимать одежду, даже с пуговицами и молниями;

— обуваться (завязывать шнурки помогают родители);

— складывать свою одежду в шкаф;

— после игры убирать за собой игрушки;

— держать в руке карандаш и пытаться рисовать;

— не ломать игрушки и предметы домашнего обихода;

— соблюдать основные правила поведения, принятые в обществе.

Родителям необходимо набраться терпения и позволять ребенку быть самостоятельным.

Никто не говорит, что опека и забота — это плохо. Все хорошо в меру. Воспитание самостоятельности у ребенка невозможно без определенной доли свободы. С маленького возраста нужно прививать детям умение планировать свои дела, нести ответственность за свои решения и поступки.

Почему важно развивать самостоятельность у малышей

Самостоятельность важна с раннего возраста, не стоит мешать ребенку развиваться и активно принимать участие в окружающей жизни.

Чем самостоятельнее ваш ребенок, тем больше времени у вас остается на собственные дела.

Развиваем самостоятельность у ребенка kanal-o.ru

С точки зрения психологии:

  • развитие самостоятельности ведет к уверенности в себе,
  • вы показываете ребенку, что доверяете ему, уверены в его силах и способностях,
  • развивается эмоциональная сфера,
  • укрепляются взаимоотношения со взрослыми.

С точки зрения поведения:

  • ребенок, которому позволяют что-то делать самостоятельно, меньше капризничает и упрямится,
  • возможность почувствовать свою самостоятельность и автономию снижает вероятность кризисного поведения.

С точки зрения развития речи:

  • пока ребенок что-то делает самостоятельно, разговаривайте с ним, задавайте вопросы,
  • пусть малыш отвечает словами, выражением лица, жестами — как может.

С точки зрения моторики:

  • самостоятельные действия дают ребенку новый опыт,
  • развивается координация, малыш учится понимать, сколько силы нужно, чтобы, например, открыть крышку, отвинтить пробку, как сохранять баланс, обуваясь, какие действия произвести, чтобы завязать шнурки.

Как научить ребенка самостоятельности

1. Я начну — ты закончи

Можно опробовать этот прием на примере одевания/раздевания. Расшнуруйте или расстегните малышу обувь, а снять ее он сможет уже сам. Помогите надеть кофту через голову, а просунуть руки в рукава он сможет сам и т.п.

Развиваем самостоятельность у ребенка
www.modakids.com.ua

Хорошо работает и при кормлении. Начните кормить малыша с ложечки, а когда увидете, что он почти наелся, оставьте немного еды в тарелке и позвольте закончить трапезу самому.

2. Ты начни — я закончу

Этот прием отлично работает, когда надо научить ребенка чистить зубы самостоятельно. Сначала дайте ему возможность самому попробовать, а затем завершите начатое по всем правилам.

3. Давай вместе

Этот способ вам пригодится для выполнения сложных дел или там, где требуется повышенное внимание и соблюдение техники безопасности. Например, на кухне или во время купания в ванной.

Развиваем самостоятельность у ребенка
chips-journal.ru

Разрешите малышу помочь вам готовить. Пусть порежет мягкие овощи маленьким ножом, замесит тесто, перемешает ингредиенты для салата и др.

4. Я покажу, а ты повторишь

Малыши — те еще «повторяшки». Попросите, например, помочь достать белье из стиральной машины в тазик, развесить носочки на батарее.

kanal-o.ru

Научите самостоятельно расчесывать волосы и заплетать куклу. После тренировок «на кошках», можно доверить малышу и собственную прическу.

5. Сам выбирай

Право выбора — очень большая радость для малыша. Предложите выбрать, что надеть в садик, что купить в магазине, в чем пойти на прогулку.

Развиваем самостоятельность у ребенка
nest.moscow

Малышу будет приятно, что вы с ним советуетесь, спрашиваете его мнение, поступаете так, как он вам «подсказал».

Советы, как вырастить самостоятельного ребенка

Развиваем самостоятельность у ребенка
obraz.ca

  • Давайте ребенку как минимум 3 дела в день, которые он может выполнить сам.
  • Показывайте пример выполнения, делайте часть работы вместе.
  • Будьте терпеливы, не спешите выполнять за ребенка то, что ему поручили.
  • Соблюдайте системность, придерживайтесь единых требований.
  • Разрешите ребенку совершать ошибки, без них он не сможет получить опыт.
  • Поощряйте за старения, больше хвалите за успехи.
  • Постепенно усложняйте домашние обязанности.

Как приучить ребенка самостоятельно делать уроки

Многие родители жалуются, что выполнение школьных заданий «съедает» много времени. Приучайте ребенка с самостоятельности с самого начала, чтобы не мучится в дальнейшем. Он не должен ждать, пока мама или папа придут с работы, чтобы сесть с ним за уроки.

avatars.mds.yandex.net

В 1 классе ребенок вполне может самостоятельно выполнять задания 10-15 минут. Контроль и помощь конечно важны, но стоит с первых дней в школе делать упор на то, что учеба — зона ответственности ребенка. Во 2 классе на самостоятельную работу достаточно выделять 20-25 минут, чтобы увидеть положительные результаты, в третьем можно увеличить и до получаса. К концу начальной школы ученик может самостоятельно выполнять задание все 45 минут.

Ребенок должен осознавать, что учится он не для кого-то. Учеба важна для него самого. Учеба в школе — это как работа у взрослых, а домашние задания — неотъемлемая часть процесса обучения. Совсем пусть все на самотек так же плохо, как и чрезмерно контролировать каждый чих, каждую поставленную запятую. Постоянный контроль превратит ребенка в безответственное существо, выполняющее распоряжения учителей и родителей, на корню убьет всякую инициативу. В основе мотивации должна лежать природная любознательность, интерес, а не чьи-то пинки и понукания.

Дорогие родители, порой нам кажется, что наши дети еще такие маленькие, что ничего нельзя им доверить сделать самостоятельно. Это на самом деле не так. Позвольте малышам чуть-чуть больше, и вы удивитесь, на что они способны!

Расскажите в комментариях о том, что ваши дети умеют делать самостоятельно.

Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

Развиваем самостоятельность у ребенка

Вы опаздываете и, наспех собрав детей и сумки, уже готовы выпорхнуть из дома, как тут ваш 5-летний малыш решает, что именно сейчас пришло время овладеть мастерством завязывания шнурков. Ваша первая реакция: «У нас нет на это времени! Давай, я сама зашнурую твою обувь!».

Сделайте глубокий вдох. Да, пусть это вовсе не идеальное время, но зато это прекрасная возможность поспособствовать самостоятельности сына, конечно, если только вы сможете набраться терпения. Положите свои сумки, и пусть пресловутые стрелки часов продолжат отмерять секунды и минуты, в течение которых ваш ребенок будет работать над своим новым навыком.

Обучать самостоятельности не всегда легко. Это требует от родителей предоставления детям большего выбора, количества информации, ответственности, свободы и времени. Порой это также означает необходимость стиснуть зубы, сдержаться при виде их нестандартного и довольно-таки оригинального выбора. Но ваши усилия окупятся в десятикратном размере: вы увидите талантливых детей, которые смогут с уверенностью найти свой путь, где бы они ни находились в этом огромном мире.

Помните: самостоятельность начинается дома – на вашей собственной кухне и в вашем собственном дворе. Далее представлены несколько советов, которые помогут организовать пространство таким образом, чтобы позволить маленьким детям отстаивать свою независимость и укреплять новые навыки.

Предоставьте детям пространство, в котором они будут единолично наслаждаться игрой. Оборудуйте «базу» для самостоятельных игр и развлечений, например, организуйте арт-каморку, сопоставимую с размерами ребенка. Снабдите это уютное место различными подставками под творческие инструменты и ими самими, конечно, цветными карандашами, цветной бумагой, ножницами, пластилином, полимерной глиной, клеем, кисточками и красками. Некоторые родители рекомендуют поставить в углу специальные мешочки с различными мелкими детальками для творчества, обложив их большими подушками или разместив их в детской палатке. Пока игрушки ждут своей очереди, вы можете сложить их в отдельный красивый (и притягательный) мешочек, например, положив в него пазлы, игры-сортировки, шнуровки и книжки-раскраски.

Создайте максимум возможностей, чтобы ребенку было легко делать выбор. Например, вместо того чтобы готовить своему малышу полдник, поставьте пластиковые контейнеры, наполненные сырными палочками, морковью, изюмом, крекерами и другие полезными вкусностями, на самые низкие полки вашего кухонного шкафчика. Затем позвольте ребенку самостоятельно выбрать из предложенных вариантов самые желаемые продукты. Также вместо того чтобы решать, что вашему сыну надеть, положите одежду в легко открывающиеся ящики так, чтобы он смог начать самостоятельно комбинировать рубашки с брюками и одеваться по-своему усмотрению. И старайтесь не позволять какой-то неожиданной комбинации обеспокоить вас. Понимание комбинаторики придет к нему со временем.

Поощряйте желание ребенка тянуться ко всему своими ручками. Выделите на вашей кухне низко расположенный ящик для детской посуды. Разместите в нем пластиковые стаканчики, тарелочки, соломинки и немного других столовых приборов. Предложите ребенку поиграть в «ресторан» и выбрать себе место за столом. Когда вы сортируете одежду перед стиркой, попросите его помочь рассортировать свои носочки. Ваш малыш замечает, что заканчиваются его любимые бананы? Предложите ему написать (или, скорее, нарисовать) на холодильнике список необходимых покупок. Когда вы побуждаете ребенка взяться за какое-то дело, это заставляет его ощутить себя ценным и значимым, способным внести вклад в свою семью. Другими соответствующими возрасту заданиями для 4 и 5-летних детей являются, например, задание застелить постель, покормить домашних животных, загрузить посуду в посудомоечную машину и собрать игрушки. Вы можете превратить уборку в игру, сказав: «А ну-ка, давай посмотрим, сможешь ли ты собрать четыре игрушки к тому времени, как я досчитаю до десяти. Вперед!».

Самостоятельность не приходит вдруг, в один прекрасный день, она культивируется. Запаситесь терпением, чтобы воспитать ребенка, который способен будет с уверенностью ориентироваться в этом мире, и вы сможете с радостью наблюдать за его успехами в течение всей жизни.

Самостоятельность нужно развивать с детства: именно она побуждает человека достигать карьерных высот, добиваться желаемого, становиться как личность. Но во многих детях до подросткового возраста взлелеивают инфантильность, решая за них всё вплоть до мелочей.

Развиваем самостоятельность у ребенка

С кем дружить, как одеваться, что любить, во что играть — если в младенчестве это уместно, то подросший ребёнок должен решать всё это сам. Начинайте развивать самостоятельность у ребёнка с дошкольного возраста, это здорово поможет ему впоследствии.

А мы расскажем, в какую сторону вам двигаться.

1. Поощряйте инициативу

Если ребёнок хочет сделать что-то сам, позвольте ему это. Хочет помочь в готовке — пожалуйста! Хочет покрасить лестницу во дворе? Конечно, только пусть наденет фартук. Вы можете помогать и направлять, но не пытайтесь полностью сделать всё за ребёнка. Он должен чувствовать себя полезным и самостоятельным, способным совершить то, что запланировал.

2. И хвалите за неё!

После того, как малыш покрасил лестницу или помог вам нарезать салат, обязательно скажите ему спасибо. Отметьте, как ровно он положил краску и какими одинаковыми получились кусочки сельдерея. Это очень просто, а ребёнок получит дополнительный «плюс» к уверенности в своих силах. Дети, которых хвалят и благодарят дома, не боятся публичных выступлений и более спокойно воспринимают критические замечания.

3. Помогайте ребёнку делать то, что ему интересно

Рано или поздно у вашего ребёнка появятся интересы, из которых вырастут хобби. Может, это будет плаванье, может, спортивно-бальные танцы, а может — шахматы или программирование. Ваша задача — поощрять интересы ребёнка, находить время для того, чтобы заниматься с ним, или же подобрать для него специализированный кружок. Ребёнок не должен подавлять свои желания, потому что это — худшее, что может случиться.

4. Просите помощи, спрашивайте совета

Чтобы ребёнок чувствовал себя нужным и важным, просите его об одолжениях. Принести воды, налить чаю или положить кусок торта из холодильника. вы можете даже спрашивать мнение ребёнка о новом платье или выходе в свет. Хочет ли он прогуляться в парк или предпочтёт детскую площадку во дворе? Так малыш с детства привыкнет, что его мнение важно.

5. Приучайте ребёнка к труду

Ребёнок должен понимать, что еда в холодильнике и одежда в шкафу не появляются просто так, что все вещи покупаются за деньги, которые вы приносите с работы. Это не значит, что нужно растить малыша скрягой, но он должен с детства уважать чужой труд — и привыкать к нему сам. Вы можете «оплачивать» его работу: если не деньгами, то подарками и поездками. А когда ребёнок подрастёт, поощряйте его желание найти подработку. Главное, чтобы это было безопасно.

6. Прививайте ребёнку сострадание

Помощь другим людям или животным вызывает у человека ощущение собственной силы — способности сделать чью-либо жизнь немножечко лучше. Ребёнок, которого с детства учат помогать другим, становится самостоятельным и учится состраданию. Это — очень ценное и редкое сочетание, и научиться ему ребёнок может только у вас.

7. Учите ребёнка фантазировать

Воображение — это не только весело, но и полезно. Человеку с развитым воображением проще найти выход из сложной ситуации, он находчивее, у него быстрее реакция. Недаром говорят, что фантазия — это самостоятельность в творческом воплощении. Поэтому поощряйте придуманные ребёнком игры, стимулируйте его сочинять, рисовать, изобретать.

8. Поощряйте общение

С детства ребёнок должен учиться общаться с детьми и взрослыми. Позволяйте ему самостоятельно выбирать себе друзей и круг общения, не навязывайте тех приятелей, которые ему неинтересны. Умение находить общий язык — очень важное качество, которое помогает развить самостоятельность.

9. Эмоции — это нормально

Слёзы, радость, раздражение — это нормальные человеческие эмоции, нельзя запрещать ребёнку их проявлять. Даже если у вас растёт сын, он должен иметь возможность всплакнуть над трогательным моментом в фильме или испытать фрустрацию из-за собственной неудачи. Не поощряйте эмоциональную холодность и замкнутость: это ведёт к психологическим проблемам и неуверенности в себе.

10. Разговаривайте с ребёнком и учитесь его слышать

Ваши мнения не совпадают? Ничего страшного, ребёнок имеет право высказаться в любой ситуации. Слушайте его, аргументируйте, приходите к консенсусу. Нельзя говорить: «Будет так, потому что я так сказала!». Если вы понимаете, что малыш неправ, приведите аргументы и доказательства, продемонстрируйте, что вы общаетесь с ребёнком на равных и уважаете его точку зрения.

11. Создавайте условия для развития самостоятельности

Ребёнок должен с ранних лет приучаться оставаться без родителей. Привязанный к «юбке» ребёнок — это будущий инфантил, которому будет некомфортно без вас. Поэтому если нужно, смело оставляйте малыша на нянь, бабушек и друзей. Устройте его в садик, в кружки, на продлёнку. Ему нужно осознать, что и у него, и у вас должно оставаться собственное пространство.

12. Не спешите

Позвольте ребёнку развиваться своим чередом, без торопливости и гонки. Он научится читать, писать, считать и ходить тогда, когда будет к этому готов, не нужно его подгонять. И психическое, и физическое развитие у разных детей варьируется в определённых рамках, и если нет какого-либо патологического отставания, притормозите, не спешите, пусть всё идёт так, как задумано природой.

13. Смотрите фильмы и читайте книги

В хороших книгах и фильмах заложена мудрость, они — отличный обучающий материал, на основе которого ребёнок учится находить выходы из разных ситуаций, узнаёт больше о мире и людях. Занимайтесь этим вместе — читайте книги и смотрите фильмы. Это не только поспособствует развитию самостоятельности, но и сблизит вас с ребёнком.

Развиваем самостоятельность у ребенкаРанний возраст ребенка – это очень ответственное время, ведь именно в этот период начинает формироваться его характер, способности и умения. И именно от родителей зависит, какое будущее впоследствии ждет их малыша: станет ли он успешным, уверенным в себе человеком, умеющим добиваться поставленных целей, или всю жизнь просидит на «вторых ролях», пасуя перед любыми жизненными трудностями.

О том, насколько важную роль играет в этом умение взрослых поддержать детскую инициативу и предоставить свободу действий, рассказывает психолог и детская писательница Оксана Стази.

Почему умение быть самостоятельным в детстве – важно?

По Эрику Эриксону (известный немецкий психолог 1900 годов, создавший свою теорию развития личности) на втором и третьем году жизни у ребёнка развивается либо самостоятельность, либо в противовес ей нерешительность. В этот период своей жизни ребенок многое уже может по сравнению с первым годом жизни. Например, раньше не умел сам сидеть, самостоятельно ходить, толкать, открывать, закрывать – теперь он всё это умеет делать сам, и ТРЕБУЕТ от родителей позволения сделать эти вещи самостоятельно. Маленький ребенок наслаждается и гордится своими новыми способностями. Если родители позволяют ему делать новые для него действия, у малыша появляется чувство уверенности в своих силах и ощущение, что он владеет самим собой и в какой-то мере окружающей средой. Это и есть самостоятельность.

В том случае, когда родители стремятся опередить ребенка и сделать все за него: обуть его, одеть, накормить, не позволяя ему самостоятельно даже ложку ко рту поднести, у него, в конце концов, вместо самостоятельности развивается стыдливость и нерешительность, и закрепляется ощущение, что он не может управлять собой и окружающей средой.

Если из этого периода жизни ребенок выйдет с чувством неуверенности, это окажет неблагоприятное воздействие на его самостоятельность в подростковом возрасте и даже в жизни взрос­лого человека.

В возрасте от четырех до пяти лет, по Эрику Эриксону, у детей формируется либо предприимчивость (инициативность), либо в противовес ей чувство вины.

Ребенок в данном периоде жизни уже является обладателем множества физических навыков – например, он умеет ездить на трехколесном велосипеде, бегать, помогать маме на кухне или папе в хозяйственных делах. Он уже сам в состоянии придумывать действия и игры (раньше только мог подражать другим). На этой стадии развития ребенка очень важно, как родители реагируют на его действия. Так, например, у детей, которым позволено бегать, прыгать, резвиться, купаться в речке, бассейне, кататься на санках, коньках или велосипеде – вырабатывается и закрепляется предприимчивость.

Развиваем самостоятельность у ребенка

Самостоятельность в выборе одежды. Фото — фотобанк Лори

А еще в возрасте 4-5 лет ребенок становится почемучкой. И если родители не игнорируют его вопросы, отвечают на них, вместе с ребёнком отыскивают ответы в энциклопедии, у ребенка развивается интеллектуальная предприимчивость, которая благотворно влияет в дальнейшем на учебу в школе и на всю последующую жизнь уже в качестве взрослого человека.

Если же постоянно ругать ребенка за то, что он прыгает, бегает, машет чем-то, кидает что-то, шумит, мешает и т.д., — у ребенка развивается чувство вины, и он уносит его с собой в следующий период жизни, где от него потребуется самостоятельность, инициативность, интеллектуальная предприимчивость при решении школьных задач.

Таким образом, отсутствие самостоятельности в детстве, постоянная опека взрослых приводят к тому, что ребенок вырастает безынициативным и теряется перед малейшими жизненными сложностями.

Что делать:

Давать детям посильные задания, помогать и направлять, оказывать поддержку, хвалить за положительные результаты. Это позволит им почувствовать собственную значимость, приобрести полезный опыт и научиться справляться собственными силами.

Синдром «выученной беспомощности»

У детей, которым не позволяют проявлять самостоятельность, может сформироваться синдром «выученной беспомощности». Его причиной становится чрезмерная опека родителей, которые игнорируют желания чада сделать что-то самостоятельно – ведь зачастую это слишком долго и сложно! В итоге малыш на подсознании усваивает: «Что бы я ни делал, всё бесполезно» или «зачем напрягаться? Сейчас папа с мамой придут и все решат, все сделают!» Ребенок утрачивает смысл что-либо предпринимать и бороться с обстоятельствами – ведь его усилия ни к чему не приводят. О взрослении в такой ситуации не может быть и речи!

Чем опасно:

Негативные последствия подобного воспитания огромны – у ребенка развивается эмоциональная неустойчивость, робость, равнодушие и замкнутость. Он беспричинно испытывает ощущение вины, склонен к пессимизму и низкой самооценке, отличается отсутствием креативности и низким уровнем притязаний. Несомненно, что человек с такими качествами не может стать счастливым и добиться успеха в жизни.

Не подрезайте крылья

Исследования подтверждают, что успеха в жизни добиваются те люди, которым в детстве позволяли проявлять смелость и предприимчивость. Но эти качества плохо сочетаются со столь милым родительскому сердцу послушанием! Скорее такие дети склонны к упрямству, хвастовству и самоуверенности. И задача родителей – осознать простой факт: независимо от того, нравятся им или не нравятся подобные черты характера, но именно они являются верными помощниками в достижении будущих побед и жизненных успехов. Конечно, послушный ребенок удобен, но, сломав в нем задатки предприимчивости, вы рискуете вырастить хорошего и скромного человека, но при этом покорного чужой воле и неспособного защитить себя и близких. Не лишайте своих детей надежды на будущий жизненный успех!

Как правильно:

Стоит придерживаться золотой середины – объясняйте малышу правила поведения в обществе и дома, учите принимать во внимание чувства и потребности других людей и поступать по совести, но при этом не давите авторитетом – отсутствие уверенности в себе приводит к неумению брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения.

Естественное желание каждого родителя – видеть своего ребенка счастливым. И чтобы он действительно вырос таковым, достаточно придерживаться в воспитании простых принципов: предоставлять ему право на самостоятельные поступки, выказывать поддержку и одобрение, помогать в преодолении трудностей, хвалить за активность и проявление инициативы и укреплять в ребенке веру в собственные силы.

Развиваем самостоятельность у ребенка

Наш эксперт – психолог Екатерина Сафонова.

Инфантильность во взрослых людях, которая встречается всё чаще, крайне неприятная вещь. Ведь на великовозрастного «ребёнка» ни в чём нельзя положиться, ему ничего нельзя доверить. Но как вырастить самостоятельную личность?

Развиваем самостоятельность у ребенка

Ах какая мука – воспитывать!

Инфантильные дети чаще вырастают в тех семьях, где родители либо чрезмерно опекают, либо морально подавляют своих отпрысков, не оставляя им не то что простора, а даже лазейки для самостоятельных действий и решений.

Гиперопекой чаще отличаются поздние мамы и папы, а также те, кому наследники достались очень тяжело. Например, если ребёнок в раннем детстве тяжело болел, то его родители и в более позднем возрасте пытаются оградить чадо от любых трудностей. Из таких детей, выросших в оранжерейных условиях, в будущем могут вырасти лентяи, маменькины сынки и социофобы, испытывающие панический страх перед необходимостью принимать самостоятельные решения.

Авторитарные родители, которые стремятся контролировать жизнь своих наследников даже в мелочах, ведут себя с детьми, как военачальники перед строем. Они диктуют им, как надо поступать в том или ином случае, в каком кружке заниматься, с кем дружить. Конечно, всё это делается ради ребёнка – ведь взрослому с высоты опыта виднее. Но, увы, благодаря такой медвежьей услуге дети либо привыкают действовать исключительно по указке, либо начинают бунтовать против родительской тирании.

Третий тип мам и пап, у которых получаются несамостоятельные отпрыски, – безучастные или вечно занятые родители, для которых самое главное, чтобы ребёнок был одет-обут, а заниматься его развитием им или неохота, или некогда.

Развиваем самостоятельность у ребенка

Принимать помощь – большой труд

Чтобы малыш почувствовал вкус к самостоятельности:

  • Не препятствуйте любым проявлениям активности с его стороны (контролируя только безопасность). Если чадо хочет помочь вам делать пирожки, то всем ясно, что от такой «помощи» больше проблем, чем выгоды (потом придётся оттирать от теста не только ребёнка, но и полкухни). Поэтому многие родители отказываются от такого предложения, и ребёнок привыкает к этому и больше не изъявляет желания помогать. Так что лучше так не делать. Ну да, сил и времени придётся затратить больше, но зато это даст в будущем хорошие всходы. Дети, которым предоставлено много свободы (но не вседозволенности!), более ответственны и инициативны. Только не нужно переделывать выполненную ребёнком работу на его глазах – иначе он потеряет мотивацию помогать.
  • Обучайте ребёнка максимальному количеству полезных навыков. Всему, что в жизни пригодится. Это сделает его увереннее в себе, а заодно разовьёт мелкую и крупную моторику, что полезно и для работы головного мозга.
  • Превратите помощь по хозяйству в совместную игру. Застилать постель или убирать игрушки не очень-то интересно. Но если делать это наперегонки или на время, то уже совсем другое дело. На следующем этапе уже можно доверить малышу сделать что-то почти самостоятельно, с небольшим участием взрослого. Ну а дальше всё то, что ему по силам, пусть уже делает сам.
  • Не делайте за ребёнка того, что он уже в силах сделать сам. Кстати, важно, чтобы у ребёнка, даже маленького, был список обязанностей, которые он ежедневно должен выполнять. Так формируется не только самостоятельность, но и аккуратность и организованность.
  • Не предлагайте свою помощь, пока ребёнок сам не попросит. Но если маленький хитрец постоянно канючит, что без вас не справится, постарайтесь его перехитрить. Например, сошлитесь, что вас отвлекли срочные дела. Скорее всего, когда вы минут через 10 вернётесь, ребёнок справится и без вашего участия.

Развиваем самостоятельность у ребенка

Малыш, ты справишься!

Ребёнок вырастет более ответственным и уверенным в себе, если вы будете:

С ранних лет предоставлять ему право выбора. Умение выбирать – основа для формирования способности к самостоятельным решениям. Но, чтобы как-то контролировать ситуацию и не допустить, чтобы ребёнок выбрал что-то вредное или даже опасное, ставьте перед ним альтернативу: пойдём гулять в парк или на стадион? Будем читать сказку или рисовать?

Чаще его хвалить. Удержитесь от критики, если что-то у ребёнка не получается. От этого опускаются руки даже у взрослых. Поэтому хвалите чадо за любые попытки, за старание, отмечайте даже небольшой прогресс.

Больше общаться. Интересуйтесь у чада, как прошёл его день в саду или школе, какие радости или проблемы его волнуют. Не подсказывайте выводов, не подсовывайте готовых решений, а, используя наводящие вопросы, сделайте так, чтобы ребёнок нашёл их сам.

Многим мамам хочется, чтобы их малыш как можно дольше оставался маленьким и нуждался в защите и заботе. Так непроизвольно проявляется материнская любовь, в уходе и заботе о беспомощных и слабых. Но стоит ли стремиться к тому, чтобы ребенок вырос без навыка противостоять непростым жизненным ситауциям, которые рано или поздно появятся на его пути? И неважно, будет ли речь идти об умении самостоятельно одеваться или о способности дать отпор обидчику – главное, чтобы ребенок мог сам сделать то, что действительно нужно в этот момент.

То, о чем мы сейчас расскажем, очень сильно может помочь самим родителям, ведь именно от них зависит, каким вырастет ребенок. Не надо думать, что малыш сам сможет развивать свои способности, напротив: все, чему вы захотите его обучить, будет ему совершенно неинтересно. Тем не менее, сделать это придется. Итак, приступим.

Как приучить ребенка к порядку

Как развить самостоятельность у ребенка

К ней ребенка можно и нужно приучать с самого раннего возраста. Конечно, ему не нужно, чтобы его игрушки лежали в определенном месте, а не валялись по всей квартире. В первую очередь это надо самим родителям, поэтому малыша придется поощрять, объясняя ему, насколько важно поддерживать порядок. Подходим к данному вопросу поэтапно:

  • Объясняем, что только большие и взрослые дети могут самостоятельно поддерживать порядок в своих вещах.
  • Поручаем малышу не менее трех ежедневных домашних обязанностей.
  • Помним, что ему все это вовсе не интересно.
  • Показываем, как именно нужно поступать, чтобы выполнить эти домашние обязанности.
  • Поощряем за выполнение и порицаем за отказ исполнять домашние обязанности.
  • Постепенно усложняем задачи для малыша в соответствии с его взрослением.

Самое важное – соблюдать последовательность в собственных действиях. Ни в коем случае нельзя сегодня требовать от ребенка выполнения определенных обязательств, а завтра забыть о необходимости их исполнения.

Ежедневное поощрение необходимо, равно как и регулярное порицание за неисполнение своих обязанностей.

Как научить ребенка делать уроки самостоятельно

Как развить самостоятельность у ребенка

Конечно, все в жизни ребенка взаимосвязано, и ответственность в выполнении домашних дел скажется и на его способности серьезно подходить к выполнению школьных обязаностей. И все же определенные нюансы здесь присутствуют. Во-первых, очень многое зависит от склонностей ученика и его способностей. Во-вторых, всегда нужно помнить о риске перегрузить ребенка заданиями, а это чревато потерей интереса к учебе и снижением познавательной активности. Поэтому важно помнить о некоторых простых правилах:

  • Существует определенное время, в течение которого ученик может работать самостоятельно, и это время постепенно увеличивается. Например, 20-25 минут – это предел самостоятельной работы для второклассника, в третьем классе это время можно увеличивать до 30 минут, и только в четвертом классе ребенок может трудиться самостоятельно 45 минут.
  • Очень важно научить ребенка самостоятельно проверять самого себя. Придется последовательно объяснить ему, что для проверки правописания существуют словари, а еще надо научить его правилам проверки математических расчетов.
  • Ребенок должен понимать свою ответственность, ему нужно объяснить, что его учеба так же важна, как и работа его родителей, и основная часть его работы – это выполнение домашних заданий.

Воспитание самостоятельности невозможно без свободы

Как развить самостоятельность у ребенка

Важно найти золотую середину в воспитании самостоятельности своего ребенка. Крайне нежелательна постоянная опека и стремление контролировать каждый шаг маленькой личности.

Помните, воспитание самостоятельности невозможно без предоставления ребенку определенной доли свободы, только тогда возможен процесс формирования самостоятельной личности, способной отвечать за свои поступки и способной планировать свои ближайшие цели и задачи. Но возможна и другая крайность.

Есть две вещи, которых родителям следует избегать: первая – это предоставление ребенку полной свободы, а вторая – чрезмерная опека и стремление сделать все за него. В первом случае велик риск того, что ученик начнет скрывать часть своих домашних заданий и просто перестанет их выполнять под предлогом того, что их просто не существует. Во втором случае постоянный контроль за учебным процессом превратит ребенка в безответственное существо, выполняющее распоряжения то учителей, то родителей.

Как только ослабнет один из видов контроля, исчезнет и необходимость выполнения поставленных требований: иными словами, «сказано – сделано, а не сказано – зачем делать»?

Еще 4 способа развить самостоятельность у ребенка

Как развить самостоятельность у ребенка

И дома, и в школе ребенок должен чувствовать определенную ответственность, соответствующую его возрасту. Поэтому родителям нужно бережно, но настойчиво формировать в нем убеждение, что от его поведения зависит очень многое. Поэтому нужно:

  • относиться к ребенку как к состоявшейся личности, ответственной и самостоятельной;
  • внушить ему, что существует понятие «надо», порой не соответствующее желаниям и планам;
  • привить ребенку интерес к спорту, потому что любая спортивная дисциплина весьма способствует развитию у ребенка чувства ответственности и обязательности;
  • дать возможность ребенку почувствовать свою ответственность перед другим живым существом, поэтому здорово было бы завести домашнего питомца, забота о котором частично ляжет на плечи малыша, все эти простые и такие приятные обязанности научат малыша заботиться о других и помогут ему осознать свою значимость и понять, как важно заботиться о ком-то еще.

В любом случае, помощь родителей в формировании самостоятельной личности ребенка невероятно важна. И самое главное, о чем должны помнить мама и папа – то, что детям всегда будет нужна их помощь и добрый совет, вот только давать его нужно будет в определенный момент, когда дочь или сын на самом деле будут в нем нуждаться. А значит, в самом раннем возрасте детей нужно учить самостоятельности, тогда во взрослой жизни они не станут мчаться к родителям по первому пустяковому поводу.

Пройдите тест и узнайте, насколько хорошо
вы понимаете своего ребенка!

Ссылка на основную публикацию