Ребенок 1 года

Ребенок 1 года

Когда малышу исполнился годик, родители подводят первые итоги: «Чему научился ребенок за этот год? Не отстает ли он по знаниям и умениям от других детей?» Мамы очень переживают, если соседский малыш умеет то, чему не научился их кроха. Они сравнивают достижения своего ребенка со средними общепринятыми показателями. На самом деле не стоит переживать, если что-то у вашего малыша не соответствует возрастным нормам. Это всего лишь средние данные. В чем-то ваш ребенок их опережает, а в чем-то отстает, но обязательно всему научится.

Основные навыки годовалого ребенка

Ребенок 1 года

Двигательные навыки

  • Малыш умеет твердо и уверенно стоять, ему не требуется поддержка.
  • Начинает самостоятельно ходить или с небольшой подстраховкой взрослого.
  • Самостоятельно ползает по ровной поверхности и по лестнице.
  • Ему нравится ходить по ступенькам вверх и вниз.
  • С легкостью влезает на кровать, кресло или диван и слезает с них, перешагивает небольшие препятствия.
  • Самостоятельно встает на ноги из любого положения, может наклониться, присесть на корточки, лечь.

Познавательные навыки

  • Увлекается процессом игры. В качестве игрушек очень нравятся различные коробочки и баночки с крышками, которые можно открывать и закрывать, насыпать туда различные мелкие предметы.
  • Большой интерес вызывает собирание пирамидки и постройка сооружений из кубиков, а также игра с различными бытовыми предметами (кастрюля, ложки, кружка, обувь, одежда).
  • Неподдельный восторг выражает во время игры с машинками или любыми игрушками на колесах, в процессе игры с мячами или воздушным шариком.
  • Подражает взрослым во всем: кормит игрушку и разговаривает с ней, одевает куклу, может вытирать пыль и даже пытается мести веником. Как взрослые, пытается сам причесываться, красить губы (как мама), дует на горячий чай или суп.
  • Открывает все дверцы и выдвигает все ящики, достает все из серванта или комода, дергает за все ручки и нажимает на кнопки.
  • Играет с детками в песочнице или на детской площадке, дублирует их действия, общается.

Социальные и эмоциональные навыки

Ребенок 1 года

  • Активно проявляет эмоции и чувства к близким и родным людям: может крепко обнять и поцеловать. То же самое может повторить с мягкими игрушками или домашними животными.
  • С интересом, а иногда с опаской и даже испугом реагирует на незнакомых людей и новые игрушки. На приход постороннего человека может отреагировать криком или плачем.
  • На расстоянии узнает родные лица и искренне им радуется.
  • Подолгу рассматривает фотографии с изображением родителей, бабушек, дедушек и других людей, которых он знает. Может сопровождать просмотр своими комментариями, показывает пальчиком на лица.
  • Строит гримасы: кривляется, показывает язык, корчит рожицы. Может повторять за взрослыми, как они кашляют и чихают, дразнится.
  • Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослых, на запреты и нравоучения. Свое несогласие выражает плачем.
  • Любит смотреть книжки с яркими картинками, может показывать по просьбе родителей знакомые предметы.
  • Активные положительные эмоции проявляются под музыку: начинает вертеться, прыгать, пытается танцевать и петь.
  • Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ними пользоваться. Например, пылесосить, разговаривать по телефону, включать пультом телевизор, стучать молотком.
  • Откажется кушать не понравившуюся ему пищу. Заставить трудно, почти невозможно, будет активно, иногда с криком, возражать и протестовать.
  • Часто очень переживает из-за отсутствия мамы или папы, очень скучает и ждет, прислушивается к звукам (например, стук входной двери).

Речевые навыки

  • Словарный запас годовалого ребенка включает до десяти – пятнадцати слов (например, мама, папа, дай, нет, иди, так). Пытается своими словами объяснить свои желания и потребности.
  • Должен понимать просьбы и уметь показать голосом или движениями то, о чем просят. Например, «Как лает собачка?», «Как позвать кошечку?», «Как тетя танцует?» и т.п.
  • Умеет найти нужную игрушку или предмет, который попросили подать. Показывает пальчиком на предмет, когда спросишь «Где он?» (мишка, машинка, телефон, мячик).
  • Понимает слова – нет, нельзя, дай, встань, сядь, ложись, положи, закрой, пока и другие.
  • Пытается повторять звуки, слова, словосочетания и передавать услышанную интонацию. Дублирует все услышанное по телевизору или на улице во время прогулки. Откликается на свое имя.
  • Активно включается в процесс игры, которую сопровождает необходимыми движениями. Может показать «Ладушки», играет в прятки, катает машину и произносит соответствующее «жужжание мотора».

Бытовые навыки

Ребенок 1 года

  • Может самостоятельно пить из чашки, сам держит бутылочку, пытается держать ложку и без помощи взрослых кушать (чаще это делают руками).
  • Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу (овощи, фрукты, сухарики, печенье).
  • Сам моет под краном руки, умывается и вытирается полотенцем, пытается чистить зубы.
  • Пытаются сами одеваться, хотя не очень получается. Например, надеть штанишки и кофточку очень трудно, а вот головной убор или обувь у некоторых выходит надеть. Весь процесс сопровождается настойчивым пыхтением или недовольным криком.
  • Некоторые дети просятся на горшок. Другие, если не используется подгузник, сообщают мимикой и жестами о мокрых колготках.

Все эти данные – среднестатистические и не нужно на них равняться. Развитие каждого малыша зависит от многих элементов – условия жизни, генетика, социум. Только для любящих родителей — их ребенок самый лучший.

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Многие родители задают себе вопрос, что должен уметь ребенок в один год? Эти важные вопросы касаются и веса, и роста, и эмоций ребенка, который очень быстро растет. В возрасте 1 года крошка становится все более самостоятельным и даже отстаивает свое собственное мнение. Вот что должен уметь ребенок в 1 годик.

Социальные привычки и навыки ребенка в 1 год

  • Ребенок застенчив с незнакомыми людьми (у него часто может меняться поведение) и плачет, когда родители оставляют его одного
  • Малыш предпочитает маму и папу всем остальным
  • Он повторяет звуки за взрослыми
  • Он начинает подражать старшим во время игры

Познавательная деятельность ребенка в 1 год

  • Ребенок активно исследует объекты – игрушки — путем встряхивания, стука, разглядывания и т.д.
  • Малыш начинает использовать предметы правильно, например, пить из чашки и есть ложкой
  • Ребенок начинает правильно называть вещи, правда, коверкая названия

[1], [2], [3], [4]

Речь ребенка в 1 годик

  • Малыш реагирует на простые фразы и команды, в том числе понимает слово «нет» и слово «да»
  • Говорит «папа» и «мама» – простые слова с открытыми слогами
  • Пытается подражать словам и жестам взрослых
  • Указывает на желаемый объект

Двигательные навыки ребенка в 1 год

  • Малыш ползет вперед на четвереньках (хотя некоторые дети пропускают ползание, а сразу начинают ходить). Малыш может ползти и назад.
  • Ребенок сидит без опоры на ручки
  • Тянет подол маминого платья, чтобы удержаться, падая
  • Ходит, держась за мебель
  • Может пройти несколько шагов без поддержки

Мелкая моторика ребенка в 1 годик

  • Ставит коробку в другую коробку, побольше (более точная моторика появится позже, до пятнадцати месяцев)
  • Малыш может сложить вместе два объекта (например, кубика)
  • Ребенок цепко берет что-то двумя пальцами – указательным и большим
  • Малыш пытается рисовать что-то на бумаге ручкой или карандашом

[5], [6]

Вес малыша в 1 годик

В 1 годик вес ребенка возрастает в среднем в 3 раза. Вес ребенка в 12 месяцев достигает примерно 10 – 10,5 кг. В этом возрасте ребенка можно взвешивать 1 раз в месяц и записывать эти показатели. Начиная с года, ребенок растет и поправляется уже не так быстро, как раньше. Если до полугода и даже до восьми месяцев малыш набирал в месяц до 500 граммов, то с годика ребенок будет поправляться уже не больше чем на 250-300 граммов.

До годика малыш наберет рост до 75 см. Если рост ребенка больше или меньше – родителям не стоит расстраиваться, эти показатели для каждого ребенка индивидуальны.

[7], [8]

Навыки ребенка в 1 годик

В этом возрасте крошка усиленно пытается ходить. Мальчики часто начинают ходить позже, чем девочки. У тех развитие проходит более интенсивно. Некоторые девочки в возрасте 1 годика даже пытаются бегать. Они много падают, поэтому ребенка можно обезопасить, поставив специальные мягкие подкладки на острые углы мебели.

Не стоит пугаться и кричать, когда ребенок падает, потому что он тоже испугается и будет бояться ходить. Тогда процесс первых шагов может затянуться надолго. Также не стоит прибегать к крайностям и заставлять своего ребенка ходить почаще, чтобы он все больше упражнялся в этом мастерстве. Ничего хорошего из этого не выйдет – ребенок переутомится и не захочет ходить вообще. К тому же, связки, суставы и кости малыша в этом возрасте очень хрупкие, поэтому не стоит переутомлять их.

Родителям не лишне знать, что дети, которые были недоношены, у которых были родовые травмы или проблемы с тазовыми костями (такое бывает, особенно у девочек), могут пойти позже своих ровесников. В этом нет ничего страшного – ребенок все равно научится ходить, и переживать за это не стоит.

[9]

Привычки ребенка в 1 годик

В 1 годик некоторые дети уже приучены к горшку. А некоторых малышей родители к нему все еще приучают. Если ребенок все еще не ходит на горшок самостоятельно, значит, вы что-то упустили в воспитании и нужно это наверстывать. Родителям понадобится максимум терпения, чтобы воспитать у детей в 1 годик полезные привычки. Чтобы выработать график посещения горшка, нужно соблюдать режим этих посещений.

Памперсы и пеленки для ребенка в годик должны быть сведены к минимуму. Ребенку будет гораздо удобнее двигаться без них. К тому же, он не захочет замочить красивые новые штанишки или платьице и станет садиться на горшок без напоминаний.

Если ребенок по-прежнему писается, нельзя на него кричать, потому что это еще больше напугает его и сломает хрупкую нервную систему ребенка. И, наоборот, при каждом удачном акте, когда ребенок вовремя попросился на горшок, похвалите его, поцелуйте и обязательно поощрите маленьким подарком. Малыш будет очень горд собой и станет стараться, чтобы оправдать ваше доверие.

Зубы ребенка в один годик

К годику у ребенка уже довольно много зубов – целых 12. Из них 4 жевательных и 8 резцов. Если у ребенка к этому возрасту зубов больше или меньше, опять-таки беспокоиться родителям не стоит. В течение месяца-двух недостающие зубки обязательно появятся. Если родителям нужна консультация педиатра или детского стоматолога, потратьте время и получите ее.

Врач может посоветовать, какие продукты лучше включать в рацион малыша, чтобы его зубки резались быстрее и более безболезненно, чтобы они были крепкими. В этот период в рационе ребенка должно быть достаточно витамина D, кальция и фосфора.

Ребенок в 1 годик уже достаточно взрослый – особенно по меркам родителей, которые отлично помнят то время, когда этот маленький комочек принесли из роддома. Для малыша теперь важнее всего ваши чуткость и понимание.

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенку в возрасте 1 год обычно доступны следующие двигательные навыки:

  • подползает под препятствие;
  • вползает по наклонной поверхности, сползает;
  • залезает, карабкается на диваны, кресла, спускается на пол;
  • стоит без опоры;
  • приседает, выпрямляется, наклоняется;
  • ходит, держась одной рукой;
  • поднимается на лесенку детской горки приставным шагом (с помощью взрослого);
  • делает самостоятельно несколько шагов без поддержки или самостоятельно проходит три-пять метров;
  • подражает знакомым движениям взрослого;
  • подражает простым движениям сверстника (хлопает, трясет, стучит).

Рост и вес ребенка 1 года данные отечественных педиатров

1 год Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 8,9 11,6
Вес девочек, кг 8,5 10,8
Рост мальчиков, см 72,3 79,7
Рост девочек, см 71,4 78,0
Окружность головы мальчиков, см 45,3 48,6
Окружность головы девочек, см 44,2 47,3
Окружность груди мальчиков, см 46,1 52,5
Окружность груди девочек, см 46,3 51,4

Рост и вес детей в возрасте 1 год данные ВОЗ

1 год Нижняя граница Верхняя граница
Вес мальчиков, кг 7,7 12,0
Вес девочек, кг 7,0 11,5
Рост мальчиков, см 71,0 80,5
Рост девочек, см 68,9 79,2
Окружность головы мальчиков, см 43,5 48,6
Окружность головы девочек, см 42,2 47,6

Познавательное развитие ребенка 1 года

Снимает и нанизывает на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием:

  • подражая действиям взрослого,
  • самостоятельно.

Открывает и закрывает крышечки:

  • по подражанию,
  • в самостоятельной игре.

Ставит один кубик на другой (по подражанию).

Производит разные действия с одной знакомой образной игрушкой: кормит, вытирает, причесывает. Выполняет по отдельности два-три действия:

  • по подражанию,
  • в самостоятельных играх (если игровая ситуация создана),
  • по просьбе взрослого.

Подражает игровым действиям сверстника: похлопывает, сыплет, ломает, тянет.
Прокатывает мяч (шарик), толкает вперед игрушку на колесах.
Самостоятельно закрывает-открывает двери, включает радио, телевизор, выдвигает ящички и т. п.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в возрасте 1 года

Улыбается, радуется, действуя с игрушкой, особенно с любимой.
Радуется заводным игрушкам, веселым играм со взрослым.

  • при слове «нельзя»,
  • резким тоном голоса взрослого,
  • при неумении выполнить желаемое действие.

Радуется приходу близкого человека.
Подражает мимике взрослого.
Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.
Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях.
Плачет, настораживается при появлении незнакомого человека.
Улыбается, узнавая фотографию близкого человека.
Проявляет интерес к картинкам в книжках.
Улыбается, подпрыгивает, «подпевает» или спокойно прислушивается к звукам музыки, к песенке.

Речевое развитие ребенка 1 года

Понимание речи:
Выполняет знакомые действия с игрушкой (вкладывает, открывает, возит) по просьбе взрослого.
Показывает на одну из четырех знакомых игрушек, на одну из двух картинок после просьбы взрослого: «Покажи то-то».
Находит, отличая кубик от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.
Выполняет просьбу: «положи», «отдай», «отнеси», «закрой», «открой».
Подчиняется словам «нельзя», «можно».
Знает имена близких взрослых (смотрит в сторону названного человека).
Знает названия своей одежды, предметов быта (показывает).

Машет рукой при словах взрослого «до свидания»:

  • когда кто-то уходит,
  • когда уходит сам.

Разводит ручками на слово «нет».

По просьбе взрослого:

  • играет в «ладушки»,
  • показывает, как что-то летает (машет руками),
  • показывает, что делает кто-то (сидит, лежит),
  • прячется, играя в «ку-ку»,
  • «вытирает» нос платком,
  • «вытирает» лицо, прикладывая полотенце.

Активная речь (8-12 произносимых слов):
Облегченными словами отвечает на вопрос взрослого: «Кто это?».
Облегченные слова соотносит с предметами и действиями (называет сам).
Легко подражает знакомым звукам и движениям (плачет, смеется, кашляет, поет, кричит за животных).
Подражая, «говорит» по телефону.
Подражает интонациям песенки.
Подражает понятным словам других детей.
Легко подражает новым словам, повторяя за взрослым (интонационно, ритмически).

Бытовые навыки ребенка 1 года

Пьет из чашки, придерживая ее руками.
Откусывает и жует хлеб, печенье.
Поднимает руку, ногу при одевании, раздевании (по просьбе взрослого).
Приносит свои вещи при одевании (знает их названия).
Тянет руки к воде при умывании, «вытирается» полотенцем.
Недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерными звуками).

Списки основных показателей развития ребенка для страничек календаря составлены по материалам книги Волосовой Елены Борисовны «Развитие ребенка раннего возраста» издательства «Линка-Пресс».

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!

Ребенок в 1 (один) год! Вот и наступил долгожданный первый день рождения малыша. Ему исполняется год. За это время малыш многому научился, вырос и изменился.

Ребенок 1 года

Из крохотного комочка, который бережно был принесен из роддома, малыш стал активным, подвижным и самостоятельным, в некоторых вопросах. К году большинство ребятишек сделали свои первые шаги и произнесли свои первые слова.

  1. Ребенок в 1 год умеет ходить самостоятельно. Это умение не обязательно для ребенка в год. Некоторые ребятишки начинают ходить без помощи только после года, через 1 или 2 месяца.
  2. Малыш легко меняет положения, он встает, садится, ложится и ползает когда ему это необходимо. Из положения стоя, детки обычно сначала присаживаются на корточки, затем садятся полностью. Так же ребенок в год может наклоняться.
  3. Отношения со столовыми приборами и посудой у крохи заметно улучшились. Малыш крепче держит кружку и чаще доносит еду в ложке до рта.
  4. Игры малыша стали более подвижными. Ребенок в год способен взбираться на диван, кресло, кровать. Без проблем открывает шкафы, комоды, опустошает полки, до которых дотягивается.

Ребенок в 1 (один) год вес и рост.

За предыдущий месяц ребенок прибавил в весе 200-300 грамм, в росте 1-1,5 сантиметра. Обхват головы и груди увеличился на 0,3-0,5 сантиметра. Период быстрого роста малыша закончен, темпы его прибавок снижаются.

Показатели роста и веса для каждого малыша индивидуальны. Они зависят от наследственности, веса малыша при рождении, типа вскармливания и особенностей конкретного ребенка.

Таблица показателей веса, роста и окружностей мальчиков и девочек в 1 (один) год

Ребенок 1 года


Данные для таблицы взяты на сайте ВОЗ. Они представляют собой показатели физического развития здоровых детей в год.

Нормы роста и веса детей СМОТРЕТЬ

По данным таблицы мальчики опережают в физическом развитии девочек. Но это совсем не обязательное условие. Отдельный мальчик, вполне может быть меньше отдельной девочки и это будет нормой.

Что умеет ребенок в 1 (один) год?

  1. Ребенок в 1 год умеет ходить самостоятельно. Это умение не обязательно для ребенка в год. Некоторые ребятишки начинают ходить без помощи только после года, через 1 или 2 месяца.
  2. Малыш легко меняет положения, он встает, садится, ложится и ползает когда ему это необходимо. Из положения стоя, детки обычно сначала присаживаются на корточки, затем садятся полностью. Так же ребенок в год может наклоняться.
  3. Отношения со столовыми приборами и посудой у крохи заметно улучшились. Малыш крепче держит кружку и чаще доносит еду в ложке до рта.
  4. Игры малыша стали более подвижными. Ребенок в год способен взбираться на диван, кресло, кровать. Без проблем открывает шкафы, комоды, опустошает полки, до которых дотягивается.

Ребенок в 11 месяцев ПОДРОБНЕЕ

Речь и общение в год

Ребенок в 1 год продолжает развивать свою речь и выстраивает коммуникации с окружающими его людьми. Словарный запас годовалого малыша содержит около 8 –10 простых слов (дай, мама, папа и др.).

Ребенок продолжает экспериментировать с речью. Имитирует интересные ему звуки, соединяет слоги в произвольном порядке, получая необычные слова. Активно использует жесты в общении, показывает то, что ему нужно. Указывает на знакомые предметы, о которых спрашивает мама.

Малыш запоминает большое количество новой информации ежедневно. Запомнив новое слово, пытается его произнести, запомнив новое интересное занятие взрослых, пытается им подражать.

К году ребенок понимает речь, обращенную к нему с помощью уже знакомых слов. А так же с помощью интонации и выражения лица взрослого.

Ребенок 1 года

Ребенок в 1 (один) год. Режим дня.

Режим дня у каждого малыша в год свой. Это связано с особенностями развития ребенка и режимом семьи.

За сутки годовалый малыш спит 2-3 раза. Около 10 часов приходится на ночной сон ребенка. 3 – 4 часа занимает дневной сон, один или два.

Количество приемов пищи ребенка зависит от времени бодрствования. В среднем малыши кушают 4-5 раз, взрослую еду и 1-2 раза грудное молоко или смесь.

Так же в режиме сохраняются 1 или 2 ежедневные прогулки. Продолжительность которых зависит от погоды и занятости мамы.

Как кормить ребенка в возрасте от 1 года до 3-х лет. Советы родителям — Союз педиатров России.

Игры в 1 (один) год

Игры с ребенком в год могут быть разнообразными. Одни направлены на развитие логики и моторики. Другие на развитие навыков необходимых в быту или на укрепление мышц крохи. Игру необходимо подбирать, опираясь на темперамент и предпочтения малыша.

Развивающие игры для детей в год. Лучшие варианты. СМОТРЕТЬ

Игры с прищепками ЧИТАТЬ

Важно! Игра должна оставаться игрой. Пробуйте, экспериментируйте, ищите то, что подходит именно вашему ребенку.

Ребенок 1 года

Вот и настал долгожданный первый день рождения вашего ребёнка – ему исполнился 1 год! Из совсем крошечного, мало что понимающего, хрупкого комочка за 12 месяцев ребёнок вырос в невероятно активного, любознательного и довольно самостоятельного человечка. Весь следующий год крохе предстоит в основном развивать и совершенствовать 2 главных навыка: речь и умение ходить. Словарный запас у годовалого малыша мал, но быстро расширяется, а только что приобретённый навык ходить без посторонней помощи позволяет малышу посмотреть на мир с новой высоты – стоя на собственных ножках!

Что умеет ребёнок в 1 год?

  • Главное достижение – умение ходить без посторонней помощи. В 12 месяцев большинство детей может свободно встать и немного пройтись без опоры или поддержки взрослых.
  • Активно путешествует по дому, быстро ползает, самостоятельно встаёт с четверенек на ножки и садится обратно.
  • Говорит несколько простых слов, соотносит слова с обозначаемыми ими предметами и людьми.
  • Проявляет различное отношение к разным людям.
  • Откусывает и пережёвывает твёрдую пищу.
  • Во время одевания и раздевания поднимает руку или ногу по просьбе взрослых.
  • Умение использовать во время еды ложку и кружку существенно улучшился.
  • Когда чем-то недоволен, бурно протестует против того, что не нравится или неинтересно.

Обычно дети начинают ходить в 12 месяцев, но не расстраивайтесь, если ваш карапуз всё никак не научится вставать и ходить без вашей поддержки. Детки все разные и учатся по-разному. Нельзя всех мерить единым шаблоном. Мы указали те достижения и навыки, которые осваивают большинство детей за первый год жизни. Некоторые успешно ходят без поддержки уже в 11 месяцев, другие ещё какое-то время боятся ходить самостоятельно или им просто не интересно. Нет ничего страшного, если ваш ребёнок сделает первые шаги не в 12 месяцев, а немного позже.

Развитие в 1 год

Многократные попытки вставать, а также ходить без опоры и помощи взрослых к началу первого года жизни должны увенчаться успехом. Если раньше кроха проявлял интерес к ходьбе и не получал серьёзных травм от падения, в 12 месяцев порадует родителей первыми самостоятельными шагами. Вначале его движения будут очень неуклюжими, карапуз будет часто падать. Не надо вскрикивать или тем более кричать на малыша, если тот упал и расплакался. Успокойте его, разговаривайте, не повышая голоса, отвлеките внимание от ситуации с падением. Если ребёнок в 1 год начинает делать первые самостоятельные шаги, главная задача родителей – поддержать успех, не допустить, чтобы из-за полученных травм у малыша появилась боязнь стоять и ходить.

Из-за того, что двигательная активность сильно увеличилась, детки в 1 год набирают вес медленнее. Это не опасно, не нужно увеличивать «норму пищи» и кормить любимое чадо чуть ли не насильно – это вызовет неприязнь к приёму пищи. Более того, дети в возрасте 1 год иногда отказываются от еды, предпочитая более интересные занятия. Предложите крохе кушать самостоятельно, с ложки – это наверняка вызовет интерес. А поскольку он стремится во всём копировать взрослых, правило усаживать малыша за общий стол со всеми членами семьи также поможет решить проблему отказа от пищи.

Ребёнок в 1 год обладает внушительным пассивным словарным запасом. Это означает, что он понимает и знает намного больше того, что может сказать. Лепетная речь всё ещё играет большую роль в его общение. Занимаясь своими делами, однолетка часто лопочет что-нибудь неразборчивое, хотя уже знает и умеет произносить несколько несложных слов, которые в большинстве случаев использует для общения с взрослыми. Обычно его активный словарный запас состоит из повторяющихся слогов «па-па», «ма-ма», «ба-ба» или имитационных слов, одинаковых на всех языках мира: «ко-ко», «гав-гав», «би-би», «алё-алё», «бах».

Сон ребёнка в 1 год длится приблизительно 13 часов в сутки. Ночью кроха спит 10 или 11 часов, на дневной сон приходится 2–3 часа.

Уход в 1 год

Рацион питания по-прежнему включает материнское молоко. Не рекомендуется «отлучать» малыша в столь раннем возрасте от груди, он будет нуждаться в грудном вскармливании весь предстоящий год и доля молока не должна резко измениться.

Малыш в 1 год очень активный, соответственно питания ему требуется много, а размер его желудочка небольшой, поэтому кушать ему нужно часто, но небольшими порциями. Желательно придерживаться одного режима: оптимальным в этом возрасте будет пятиразовое питание с интервалом в 3–4 часа. Детское меню включает: фрукты, овощи, мясо, рыбу, творог, кисломолочные продукты, сушки, печенье, можно давать немного зелени: укропа, сельдерея, петрушки. С удовольствием будет съедено не только пюре, но и продукты, нарезанные мелкими кусочками. Ребёнок в 1 год может похвастать 6-8 молочными зубами, на которые полезно давать жевательную нагрузку. Предлагайте ему сырые овощи, фрукты, сухофрукты.

Купание лучше всего проводить в одно и то же время, в этом отношение с возрастом мало что меняется. Обычно маленькие детки очень любят эту процедуру и у многих мам выработался своеобразный ритуал: вечером они купают своё чадо, кормят грудью, после чего, приученный к подобному, малыш практически сразу же сам засыпает и спокойно спит положенные ему 10 – 11 часов.

Занятия с ребёнком в 1 год

Отличный метод развить координацию движений и уверенность в своих силах – предложить ребёнку толкать перед собой различные объекты на колёсах. Дайте вашему малышу игрушечную машинку, маленькую коляску или другой катящийся предмет. Считайте «раз, два, три» и на счёт «три» вместе с карапузом толкайте выбранную игрушку вперёд. Если ему понравится игра, в течение дня вы не раз услышите, как малыш повторяет про себя «тьи» («три»).

Посадите годовалого сынулю или дочурку на свои коленки лицом к лицу. Вслух скажите: «раз, два, три – бум!» Говоря «бум», прижимайте детский лобик к своему. Повторяйте это действие, всякий раз при слове «бум» касаясь любом различных частей тела ребёнка: носика, щеки, коленок.

Глубокую чашку, кружку и ложку можно использовать, чтобы научить годовалого ребёнка переливать воду. Наберите в чашку воды и покажите, как при помощи ложки черпать воду и переливать её в кружку. В эту игру можно играть бесконечно долго, не боясь, что ваш годовалый малыш перепачкается.

1 год

Вот и пролетел 1 год. Малыш празднует свой первый день рождения. Крошечный, мало что понимающий и сознающий комочек превратился в довольно самостоятельного, знающего, чего он хочет, уверенного в себе человечка. Теперь значительная роль в общении принадлежит словам. Ребенок уже говорит 5-10 облегченных слов.

В основном речь малыша связана с эмоциями, напоминает междометия, аграмматична. Он больше разговаривает сам с собой, но все чаще и чаще ждет понимания и соответствующих действий от взрослых, особенно близких. Жестами показывает и объясняет, что ему надо. С удовольствием откликается на все ваши просьбы адекватными действиями.

Малыш понимает «можно» и «нельзя», отличает, когда его хвалят, а когда ругают. Может «предвидеть», что стоит за обыденными понятиями и действиями ( «обедать», «гулять», «спать», «купаться» ) и реагирует на них соответственно своим ожиданиям: радуется или протестует.

Маленький упрямец

Все чаще проявляет самостоятельность, пытается настоять на своем. А, не справившись с эмоциями, может упасть на пол, начать сучить ножками и пронзительно визжать. Простите крохе эти истерики и помогите с ними справиться – без негативных последствий для собственного здоровья сам он этого сделать не сможет.

Скажите ребенку, что вы понимаете его чувства и желания, успокойте, укачайте. А когда малыш снова начнет улыбаться, вернитесь к «сложной» ситуации и спокойно объясните, чего и почему вы от него хотели. Так вы поможете любимому чаду пережить кризис первого года.

Чаще предоставляйте ребенку возможность быть самостоятельным и выбирать. Конечно, когда вы спешите в поликлинику или на занятия, вы можете одеть малыша сами. Но когда просто собираетесь на прогулку, дайте любимому чаду возможность натянуть ботинок, шапку.

Пусть малыш выберет колготки или свитерок, которые ему по душе. На прогулке поинтересуйтесь, куда кроха хочет пойти – на площадку или в парк? А во время полдника предложите на выбор несколько йогуртов или булочек. Такие простые действия дадут малышу понять, что вы с ним считаетесь, учитываете его мнение и интересы.

Не стоит заставлять ребенка заниматься ем, что он в данный момент не хочет. Например, рисовать, если карапуз предпочитает катать мячик. Пройдет месяц-другой, ребенок утвердится в своем самосознании, и с удовольствием станет играть в предлагаемые вами игры, и без капризов заниматься. А вот негативные эмоции и память о «насилии» останутся на всю жизнь, да и пользы от занятий из-под палки не будет никакой…

В 1 год большинство малышей довольно уверенно ходят сами. Особой любовью у годовасиков начинают пользоваться игрушки или предметы, которые можно катить перед собой – начиная с собственной коляски. Если ваш кроха еще не пошел, особо не расстраивайтесь, лучше уделите больше внимания гимнастике и массажу. И очень скоро маленький человечек порадует вас первыми шагами.

Испытание для мамы

Еще один шаг впереди в психоэмоциональном развитии – ребенок начинает понимать, как вести себя с разными людьми, и учитывает это в своих играх и действиях. Он по-разному ведет себя с мамой, папой, бабушкой и няней. При этом чем «дальше» и незнакомее человек, тем лучше и воспитаннее с ним ребенок.

А с мамой кроха может позволить себе капризничать, топать ногами, плеваться супом. Он словно проверяет, готова ли мама любить его всяким. Если да – мама укоряет за «неправильные» действия, но самого его любит и принимает, несмотря ни на что – ребенок скоро успокоится и войдет «в рамки». Если же нет, вы рискуете получать подобные «проверки» до конца своих дней…

В рационе питания к 1 году обычно бывают введены практически все разрешенные продукты. Однако продолжайте соблюдать диету: время конфет и шоколада, копченостей, острого, специй и пряностей, помидоров, «взрослого» творога, колбас и сосисок еще не пришло.

Зато малыш уже очень ловко орудует ложкой и вполне готов к освоению накалывания кусочков на детскую вилочку. Да и бутылки с сосками вполне можно заменить поильником или чашкой – по крайней мере, в домашних условиях.

Игры для годовасиков

Дети в 1 год любят толкать разные вещи. Им нравится наблюдать за движением и осознавать, что именно они заставляют предмет двигаться. Игры, связанные с толканием предметов, помогают детям ощутить свою силу и власть над вещами. Это отличный способ развития координации движений и уверенности в себе.

Выберите несколько нетяжелых предметов, которые можно толкать, — мягкую игрушку, машинку и т.п. Произнеся «Раз, два, три, толкаем!», толкайте одну из игрушек вперед. Продолжайте считать и побуждайте толкать малыша. Если вы заметите, что ребенок целый день твердит «т`и» ( «три» ), значит, игра ему понравилась.

Больше заботы и ласки

Эта игра поможет малышу вырасти заботливым и ласковым:

Сядьте с ребенком на пол, положив рядом парочку его любимых мягких игрушек. Возьмите одну из них на руки и покачайте, говоря ласковые слова. Например: «С тобой так весело играть», или «Мне так нравится твой бурый мех», или «Мне очень приятно обнимать тебя». После этого аналогично приласкайте малыша.

Дайте игрушку ребенку и попросите покачать и приласкать ее. Продолжайте игру до тех пор, пока кроха проявляет интерес. Скоро вы заметите, что малыш уже играет самостоятельно.

Потренируйтесь петь свои любимые песни тонким голосом. Прижав к себе ребенка, пропойте ему какую-нибудь песню сначала обычным голосом, а потом фальцетом. Вы заметите, что во втором случае внимание малыша будет устойчиво. Поскольку слова, произносимые фальцетом, особенно концентрируют внимание ребенка, они являются хорошим способом помочь ему понять важность речи.

Раз, два, три, бум!

Усадите ребенка на колени лицом к себе. Скажите: «Раз, два, три, бум!» и очень аккуратно прижмите к себе лоб малыша. С теми же словами осторожно прижмите нос ребенка. Продолжайте в том же духе, каждый раз на слове «бум» прижимая к себе разные части тела крохи: локти, колени, щеки, уши, подбородок.

Возьмите ребенка на руки и, покачивая, пойте колыбельные или другие успокаивающие песенки типа «Баю-баюшки-баю». Раскачивающие движения успокаивают малыша и укрепляют доверие между вами. Пропев последнюю строчку песни, крепко прижмите сынишку или дочурку к себе.

Попади в отверстие

Для этой игры вам понадобятся сосуд с широким горлышком ( для начала подойдет обычная высокая кастрюля ). Затем вы будите давать малышу предметы, где горлышко будет все уже и уже, пока не дойдет до обычной пластиковой бутылки или даже пузырька из-под лекарств. Привязываете к крепкой веревке длиной 15-20 см ( постепенно длину тоже можно увеличивать ) любой предмет, проходящий по размеру в горлышко, и показываете крохе, как опускать и вынимать этот предмет.

Развивается глазомер, ловкость, моторика рук. Подобную игру вы можете купить в магазине – например, «Рыбалку», где магнитиком цепляют рыбок. Но если сделаете сами, игра будет отличаться разнообразием условий и предметов, а, следовательно, дольше не надоест…

Ребенок в 1 (один) год! Вот и наступил долгожданный первый день рождения малыша. Ему исполняется год. За это время малыш многому научился, вырос и изменился.

Ребенок 1 года

Из крохотного комочка, который бережно был принесен из роддома, малыш стал активным, подвижным и самостоятельным, в некоторых вопросах. К году большинство ребятишек сделали свои первые шаги и произнесли свои первые слова.

  1. Ребенок в 1 год умеет ходить самостоятельно. Это умение не обязательно для ребенка в год. Некоторые ребятишки начинают ходить без помощи только после года, через 1 или 2 месяца.
  2. Малыш легко меняет положения, он встает, садится, ложится и ползает когда ему это необходимо. Из положения стоя, детки обычно сначала присаживаются на корточки, затем садятся полностью. Так же ребенок в год может наклоняться.
  3. Отношения со столовыми приборами и посудой у крохи заметно улучшились. Малыш крепче держит кружку и чаще доносит еду в ложке до рта.
  4. Игры малыша стали более подвижными. Ребенок в год способен взбираться на диван, кресло, кровать. Без проблем открывает шкафы, комоды, опустошает полки, до которых дотягивается.

Ребенок в 1 (один) год вес и рост.

За предыдущий месяц ребенок прибавил в весе 200-300 грамм, в росте 1-1,5 сантиметра. Обхват головы и груди увеличился на 0,3-0,5 сантиметра. Период быстрого роста малыша закончен, темпы его прибавок снижаются.

Показатели роста и веса для каждого малыша индивидуальны. Они зависят от наследственности, веса малыша при рождении, типа вскармливания и особенностей конкретного ребенка.

Таблица показателей веса, роста и окружностей мальчиков и девочек в 1 (один) год

Ребенок 1 года


Данные для таблицы взяты на сайте ВОЗ. Они представляют собой показатели физического развития здоровых детей в год.

Нормы роста и веса детей СМОТРЕТЬ

По данным таблицы мальчики опережают в физическом развитии девочек. Но это совсем не обязательное условие. Отдельный мальчик, вполне может быть меньше отдельной девочки и это будет нормой.

Что умеет ребенок в 1 (один) год?

  1. Ребенок в 1 год умеет ходить самостоятельно. Это умение не обязательно для ребенка в год. Некоторые ребятишки начинают ходить без помощи только после года, через 1 или 2 месяца.
  2. Малыш легко меняет положения, он встает, садится, ложится и ползает когда ему это необходимо. Из положения стоя, детки обычно сначала присаживаются на корточки, затем садятся полностью. Так же ребенок в год может наклоняться.
  3. Отношения со столовыми приборами и посудой у крохи заметно улучшились. Малыш крепче держит кружку и чаще доносит еду в ложке до рта.
  4. Игры малыша стали более подвижными. Ребенок в год способен взбираться на диван, кресло, кровать. Без проблем открывает шкафы, комоды, опустошает полки, до которых дотягивается.

Ребенок в 11 месяцев ПОДРОБНЕЕ

Речь и общение в год

Ребенок в 1 год продолжает развивать свою речь и выстраивает коммуникации с окружающими его людьми. Словарный запас годовалого малыша содержит около 8 –10 простых слов (дай, мама, папа и др.).

Ребенок продолжает экспериментировать с речью. Имитирует интересные ему звуки, соединяет слоги в произвольном порядке, получая необычные слова. Активно использует жесты в общении, показывает то, что ему нужно. Указывает на знакомые предметы, о которых спрашивает мама.

Малыш запоминает большое количество новой информации ежедневно. Запомнив новое слово, пытается его произнести, запомнив новое интересное занятие взрослых, пытается им подражать.

К году ребенок понимает речь, обращенную к нему с помощью уже знакомых слов. А так же с помощью интонации и выражения лица взрослого.

Ребенок 1 года

Ребенок в 1 (один) год. Режим дня.

Режим дня у каждого малыша в год свой. Это связано с особенностями развития ребенка и режимом семьи.

За сутки годовалый малыш спит 2-3 раза. Около 10 часов приходится на ночной сон ребенка. 3 – 4 часа занимает дневной сон, один или два.

Количество приемов пищи ребенка зависит от времени бодрствования. В среднем малыши кушают 4-5 раз, взрослую еду и 1-2 раза грудное молоко или смесь.

Так же в режиме сохраняются 1 или 2 ежедневные прогулки. Продолжительность которых зависит от погоды и занятости мамы.

Как кормить ребенка в возрасте от 1 года до 3-х лет. Советы родителям — Союз педиатров России.

Игры в 1 (один) год

Игры с ребенком в год могут быть разнообразными. Одни направлены на развитие логики и моторики. Другие на развитие навыков необходимых в быту или на укрепление мышц крохи. Игру необходимо подбирать, опираясь на темперамент и предпочтения малыша.

Развивающие игры для детей в год. Лучшие варианты. СМОТРЕТЬ

Игры с прищепками ЧИТАТЬ

Важно! Игра должна оставаться игрой. Пробуйте, экспериментируйте, ищите то, что подходит именно вашему ребенку.

Ребенок 1 года

Когда Вашему малышу исполнится 1 год, Вы будете удивлены, как много он умеет делать!

Ребенок, который еще недавно постоянно нуждался в Вашей помощи, начинает проявлять первые признаки самостоятельности. Кроме того, у Вашего годовалого малыша уже начинает формироваться свой собственный характер.

Движения

За это время малыш научился самостоятельно переворачиваться, ползать, сидеть и свободно стоять – как минимум, несколько секунд. Также он совершал попытки пойти и, возможно, уже ходит, держась за Вашу руку. Некоторые малыши в год уже могут вскарабкаться на небольшую ступеньку!

В течение года формируется активная познавательная деятельность: двигаясь, малыш осваивает пространство, а также изучает предметы, хватая их руками.

Ребенок 1 года

Социальное развитие

Малыш хорошо различает взрослых людей и узнает среди них маму, реагируя на нее особым образом. В ответ на просьбу дает маме предмет, имитирует жесты взрослых – например, хлопает в ладоши, делает «пока-пока».

Самостоятельность

Малыш начинает проявлять признаки самостоятельности: пытается помочь маме при одевании, может проявлять желание кушать самостоятельно или совсем отказываться от еды, которую Вы ему предложили. К первому году жизни ребенок может сигнализировать о своих потребностях не только при помощи крика – он уже активно «общается» при помощи указательного пальца.

Ребенок 1 года

Зрение

Достигнув года, малыш узнает предметы на картинках, хорошо различает цвета и видит окружающий мир почти как взрослый. У ребенка возникает представление о пространстве – о глубине и отдаленности расположения предметов, и даже об их геометрической форме.

Обоняние

В течение первого года жизни малыша его способность к восприятию и различению запахов значительно развивается, а реакция на приятные и неприятные запахи становится разной.

В возрасте одного года ребенок понимает отдел ь ные слова и даже простые инструкции – например, запрет. Он уже может называть предметы первыми двумя буквами, активно подражает знакомым звукам – «му-му», «ав-ав».

К окончанию первого года малыш может освоить словарный запас из нескольких полезных слов!

Ребенок 1 года

Эмоции

В течение первых 12 месяцев эмоциональная жизнь ребенка существенным образом обогащается: малыш не просто улыбается, но теперь еще и смеется. Кроме того, усилилось проявление прочих эмоций – например, возникают робость и стеснительность, с которыми малыш справляется благодаря своему любопытству.

Годовалый малыш с удовольствием сам играет со множеством игрушек: катает большой мяч взад и вперед, тянет за собой предметы на веревочке, вставляет маленький стаканчик в стаканчик побольше и даже пробует сам рисовать карандашом!

Оценивая навыки, приобретенные малышом за первый год жизни, нужно учитывать его темперамент и другие особенности, ведь каждый ребенок уникален.

Материал подготовлен на основании Национальной программы оптимизации вскармливания детей первого года жизни в РФ. — Москва. Союз педиатров России, 2011. — 68 с.

📖Возрастные особенности детей от 1 года до 2 лет.

Ведущая потребность ­ — в общении;

Ведущая деятельность — ­ предметно­манипулятивная;

Ведущая функция – восприятие;

🎈Эмоциональное состояние ребенка.

У детей этого возраста очень яркие, но неустойчивые эмоции. Смех часто сменяется плачем и наоборот, ребенок легко может заплакать, но и очень быстро успокаивается, главное, уметь вовремя переключить внимание, отвлечь от раздражителя.
Эмоциональное состояние неустойчивое, ребенок то обнимает и целует взрослого, то тут же может толкать его и ругать, проявлять против него протест. Таким образом, чувства детей 2-го года жизни безграничные, но непродолжительные.
В этом возрасте игрой ребенка нужно руководить, придумывать сюжет, подталкивать к игровым действиям, одним словом, учить, ведь такие маленькие дети повторяют за взрослым все. Что видят, и как вы научите своего ребенка играть, такие действия он и будет выполнять. Ребенок 2-го г.ж. может недолго играть самостоятельно, затем требует вмешательства взрослого.

Мышление у детей наглядно действенное, т.е. ребенок видит предмет и сразу тянется к нему, выполняет действия с ним. Однако до двухлетнего возраста ребенка мало занимает эмоционально смысловое значение игрушки. Его больше интересует то, что с этой игрушкой можно делать. Отмечено, что дети этого возраста любят подолгу повторять разные действия с одним и тем же предметом. Это объясняется тем, что они проявляют интерес к его разным свойствам. Малышу интересно узнавать, что кубики можно не только ставить один на другой, но и приставлять один к другому, грузить на машину, укладывать в коробочку и закрывать ее. Однако иногда ребенка нужно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д. Показывайте ребенку, как пользоваться игрушечными молотком, совочком, лопаткой и т. д. На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания;
К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени
Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют.

Особенно велики достижения ребенка в овладении речью: если к 1 году ребенок только начинал понимать речь взрослого, то к 2 годам он уже начинает говорить фразами, употреблять глаголы, местоимения, наречия, склонять существительные. Расширяется интерес ребенка ко всему окружающему. Дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением;
До 1,6—1,8 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря;
На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?»;
К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Этому способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с ребенком;
К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300 слов;
Малышу нравится слушать рассказы, сказки, стихи, потешки – это значит, что ребенок начинает познавать мир с помощью языка.

Развитие памяти.

Память непроизвольная, т.е. не может ребенок специально выучить, запомнить какую-либо информацию. Только при многократном повторении у него формируется память. 75% детских припоминаний приходятся на возраст 3-4 года, т.е. к концу раннего возраста складывается долговременная память и её основные механизмы.

Игра.

Игра предметно-манипулятивная, т.к. объект познания – предметы, их внутреннее устройство. Способ познания — разобрать, сломать. В этом возрасте ребенок выполняет различные действия с игрушками, которые наблюдал у взрослых, таким образом появляются игры подражания.

Отношения со взрослыми и сверстниками.

Взрослый интересен как источник информации, защиты и ласки. Поэтому долгое расставание воспринимается болезненно. Но несмотря на это у них проявляется потребность в самостоятельности, происходит формирование личности. Сверстник в этом возрасте малоинтересен, т.к. вместе играть не умеют. Игра в данном возрасте чаще индивидуальная. Лишь на четвертом году дети начинают проявлять интерес к сверстнику, как партнеру по игре. Больше интересуют старшие дети, которые являются ведущими в деятельности.

Формирование личности (Я).

Связано со становлением самосознания: он узнает себя в зеркале, знает и отзывается на свое имя, осознает свое место среди сверстников.

Таким образом, формирование личности, игра, развитие речи, памяти, отношений со взрослыми являются основными направлениями в развитии детей.

Ссылка на основную публикацию