Ребенок первого года жизни

Ребенок первого года жизни

Первые дни и недели жизни ребенка являются сложными и для родителей, и для младенца. Мамы и папы в период новорожденности, который длится 4 недели после родов (28 дней), учатся ухаживать и заботиться о малютке, а ребенок адаптируется к новым условиям жизни. Насколько успешно пройдут эти процессы, зависит от многих факторов. И одним из них является понимание, как именно развиваются новорожденные, чтобы вовремя отреагировать на какие-либо проблемы и обратиться к педиатру для их устранения.

Ребенок первого года жизни

Основные этапы развития

Еще во время пребывания в роддоме у ребенка начинается этап адаптации к изменившимся условиям жизни. На этом этапе все системы органов крохи приспосабливаются к новым условиям:

  • Начинают работать легкие, а кровообращение перестраивается на функционирование с включением малого круга.
  • Голова крохи в первые дни жизни довольно часто вытянутая, что связано с податливостью костей черепа и прохождением малютки через родовые пути. Ее форма становится правильной к 2-недельному возрасту. Кроме того, у многих младенцев на голове возникает родовая опухоль, бесследно исчезающая через 1-2 дня.
  • Кожа сразу после родов отличается красноватым оттенком. У многих деток с третьего дня она приобретает желтый оттенок – так проявляется физиологическая (неопасная) желтуха, которая в норме исчезает к 2-недельному возрасту.
  • Нервная система весьма чувствительная и работает активно. Проявляются разные безусловные рефлексы, среди которых основными выступают поисковый и сосательный.

Ребенок первого года жизни

  • Терморегуляция пока несовершенна, поэтому у крохи нередки резкие перепады температуры тела. Младенец легко перегревается и быстро замерзает.
  • У новорожденного отлично развиты слух, обоняние, вкус и осязание. В то же время зрение ребенка слабое, он видит все нечетким и расплывчатым.
  • У многих малышей после родов наблюдается небольшое косоглазие, вызванное слабостью глазных мышц. Такое состояние со временем проходит самостоятельно.
  • Мочеиспускание в первые сутки происходит 4-6 раз, а затем число мочеиспусканий в сутки достигает 15-20 раз. У многих детей в первый день моча приобретает красноватый оттенок, что является нормой и связано с малым содержанием воды в молозиве.
  • В кишечник крохи, который ранее был полностью стерильным, попадают разные микроорганизмы. Из кишечника начинает выделяться меконий (так называют темный кал, который скопился в пищеварительном тракте младенца к моменту родов), а затем кал светлеет и становится более жидким.

Выпуск программы знаменитого детского врача Е. Комаровского, посвященный новорожденным деткам, смотрите ниже:

На следующем этапе развития, который начинается после выписки, родителям приходится сталкиваться с разными трудностями, например, с коликами, часто беспокоящими младенца со 2-3 недели жизни.

Также новоиспеченную маму могут ожидать сложности налаживания лактации, с которыми лучше всего бороться частыми прикладываниями.

К концу этапа новорожденности младенцы заметно меняются – их черты лица становятся более четкими, послеродовая отечность исчезает, взгляд фокусируется на лицах и предметах.

Мышцы крохи укрепляются, что позволяет ему ненадолго приподнимать голову и двигать конечностями. Кроме того, малыш радует близких «комплексом оживления» – узнаванием их лиц, активными движениями и проявлением положительных эмоций.

Ребенок первого года жизни

Регулярное посещение детского невролога поможет вовремя обнаружить нарушения нервной системы ребенка. Для того чтобы плановые медицинские осмотры в первый год жизни малыша проходили эффективно, необходимо следовать определенным рекомендациям – внимательно наблюдать за физическим состоянием ребенка.

Плановые медицинские осмотры

Плановые визиты к детскому неврологу необходимы даже совершенно здоровому ребенку. Только с их помощью можно на ранних стадиях выявить возможные нарушения в развитии малыша, и чем младше ребенок, тем эффективнее будет лечение. Упущенные первые дни и месяцы жизни отклонения могут обойтись годами сложной реабилитации в будущем.
В первый раз невролог осмотрит новорожденного уже в роддоме. Следующие осмотры невролога проводятся в детской поликлинике в 1, 3, 6 и 12 месяцев.

Ребенок первого года жизни

Внеплановые медицинские осмотры

Внимательно наблюдайте за ребенком. Вот основные поводы для обращения к неврологу на первом году жизни:

  • асимметрия мимики лица (наличие выраженных отличий между правой и левой половиной лица), движений глаз или позы тела;
  • одна или несколько конечностей отстают в движениях;
  • судороги, тонические напряжения тела и конечностей (попытки развести ручки и ножки в стороны вызывают беспокойство и плач), «вынужденные», непроизвольные движения;
  • нарушение сознания, замирания, «отключения»;
  • нарушение дыхания (дыхательные паузы во сне, на высоте крика) с появлением синюшного окрашивания губ, носогубного треугольника;
  • появление навязчивых повторяющихся движений;
  • внезапные падения без видимой причины;
  • выраженное беспокойство, не проходящее после еды, укачивания или выраженная вялость, сонливость;
  • нарушение формирования двигательных и психоэмоциональных навыков (ребенок вовремя не улыбается, не смеется, не появляется лепет, не садится и так далее);
  • регресс в развитии, когда ребенок теряет полностью или частично ранее приобретенный навык.
    Ребенок первого года жизни

    Подготовка к медицинскому осмотру

    Планируя визит к неврологу, заранее продумайте ответы на следующие вопросы.

  • Как проходили беременность и роды?
  • Было ли какое-то медикаментозное сопровождение беременности и почему?
  • Страдают ли родители какими-либо хроническими заболеваниями?
  • С каким весом, ростом и окружностью головы родился малыш? Какая оценка по шкале Апгар была у новорожденного?
  • Проводились ли в роддоме вакцинация и неонатальный скрининг?
  • Находился ли малыш сразу с мамой или был в кювезе?
  • Была ли респираторная (дыхательная) поддержка?
  • Проводилась ли фототерапия по поводу желтухи новорожденных?

    Понадобится и информация об этапах развития: когда ребенок перевернулся на живот, сел, пополз, когда начал делать первые шаги, какие первые слоги и звуки он произнес?

    Возьмите с собой выписку из родильного дома и других стационаров. Если ребенку проводились какие-либо обследования или консультации, нужно принести заключения.

    Результаты исследований лучше иметь в полном виде: снимки или диски для МРТ, КТ, рентгена, ленту регистрации ЭЭГ и т.п.
    Если вас беспокоят какие-либо непонятные моменты поведения малыша в бодрствовании или во сне (тики, вздрагивания, замирания и т.п.) – постарайтесь заснять их на телефон, чтобы показать врачу.

    Подготовьте вопросы врачу. Удобно заранее записать их.

    Желательно, чтобы ребенок не хотел спать и есть во время осмотра невролога, но и не был недавно накормлен.

    Обследования по назначению невролога

    В зависимости от состояния ребенка могут быть проведены следующие виды обследований: нейросонография, электроэнцефалография, КТ/МРТ головного мозга и электронейромиография.

    Электроэнцефалография (ЭЭГ). Это метод графической регистрации электрической активности головного мозга. ЭЭГ определяет наличие эпилептической активности в головном мозге.

    С помощью данного метода можно косвенно оценить зрелость и активность мозговых структур. Методика абсолютно безвредна. На первом году жизни наиболее информативна запись ЭЭГ в состоянии физиологического сна ребенка.

    Нейросонография (НСГ) – метод ультразвуковой визуализации структур головного мозга через большой родничок или не полностью закрытые швы черепа ребенка. По воздействию исследование сравнимо с ультразвуковым обследованием беременной женщины и не требует никакой предварительной подготовки. Цель исследования – оценка размеров и формы видимых структур головного мозга малыша как однократно, так и в динамике (через месяц, два, три).

    Компьютерная томография (КТ) и/или магнитно-резонансная томография (МРТ) позволяют визуально оценить структуру головного мозга ребенка с более высокой точностью, нежели НСГ. Современному оборудованию для проведения КТ и МРТ доступно создание послойных фотографий мозговых структур с интервалом в несколько миллиметров.

    Безусловный плюс КТ – скорость ее выполнения (несколько минут). Обследование не требует специальной подготовки ребенка – малыша достаточно просто подержать, как при рентгеновском обследовании.

    Изображение, которое можно получить с помощью МРТ, значительно более информативное. Оно охватывает все мозговые структуры. Однако методика МРТ гораздо более длительна (20–30 минут).

    Это требует от ребенка полной неподвижности, которую, как правило, можно обеспечить только с помощью наркоза. Но детей первого месяца жизни можно обследовать и в состоянии физиологического сна в специализированных амагнитных кювезах.

    Электронейромиография (ЭНМГ). Этот метод обследует периферическую нервную систему: нервы, нервные сплетения, нервно-мышечные контакты и непосредственно мышцы.

    Необходимо понимать, что заключения после обследования не являются диагнозами. Рекомендовать их проведение, так же как и трактовать их результаты, может только врач-невролог. Не избегайте рекомендованных диагностических процедур, однако и не настаивайте на лишних для ребенка манипуляциях.

    Чего ожидать родителям?

    Ночной сон у младенцев занимает от 9 до 12 часов в сутки и дневной — от 2 до 5 часов в норме. К 2 месяцам младенцы спят от 2 до 4 раз днем и к 12 месяцам — 1 или 2 раза. Такие факторы, как заболевание или внезапное изменение привычного режима дня и отхождения ко сну могут привести к нарушению сна. Основные события в развитии, такие как ползание и вставание в кроватке, могут временно приводить к поверхностному сну и частым просыпаниям во время сна.

    К 6 месяцам большинство детей способны спать в течение ночи без перерывов на ночное кормление. Однако 20-50% всех детей продолжают пробуждаться во сне. Когда подобное происходит ночью, очень важно понимать, что короткие пробуждения, не влияющее на качество сна, случаются с частотой от 4 до 6 раз за ночь. Дети способны «успокоить себя сами» и через короткое время уснуть самостоятельно без помощи родителей («самоуспокаивающиеся» дети). Напротив, возбудимые дети («signalers») — это дети, которые будят родителей по ночам и нуждаются в успокоении. Большинство из этих детей в дальнейшем имеют различные проблемы, связанные со сном и таких детей бывает трудно успокоить. Часто такое случается у тех родителей, которые приучили ребенка к укачиваниям и ко сну в родительской постели. С другой стороны, дети могут привыкнуть к родительской помощи при засыпании и требовать присутствия родителей во время пробуждения настойчивым криком. Несмотря на отсутствие проблем, связанных со сном, такие дети могут создавать трудности родителям при попытке уснуть.

    Практические рекомендации по организации сна у детей первого года жизни

    • Укладывайте Вашего ребенка на спину в течение ночного и дневного сна
    • Укладывайте Вашего ребенка на плотный матрац с хорошо защищенной несущей конструкцией с перекладинами не более 5 см между ними
    • Убедитесь, что лицо Вашего ребенка не покрыто одеялом или пеленкой и остается открытым во время сна. Если используется одеяло, убедитесь, что оно прикрывает ноги ребенка и находится не выше уровня груди. Одеяло стоит подоткнуть под матрац.
    • Старайтесь оградить вашего ребенка от табачного дыма.
    • Избегайте перегревания ребенка по ночам и поддерживайте в комнате ребенка температуру, комфортную для взрослых.
    • Уберите все игрушки из детской кроватки, особенно в возрасте около 5 месяцев, когда ребенок начинает тянуться за игрушками.

    Как помочь Вашему ребенку, чтобы он хорошо спал

    • Научитесь распознавать знаки, которые подает ваш ребенок, когда он хочет спать. Некоторые уставшие дети начинают вести себя беспокойно или плакать, другие трут глаза, не отводят глаз от лица матери и закатывают глаза. Ваш ребенок уснет гораздо быстрее и легче в тот момент, когда Вы почувствуете, что он устал.
    • Определите, где Ваш ребенок будет спать. Постарайтесь определиться с этим вопросом, по крайней мере, к 3 месячному возрасту, поскольку реакция на изменение окружающих условий у ребенка будет тем тяжелее, чем больше его возраст, в котором будет перемена места. Например, если Ваш ребенок привык засыпать в коляске, переместите его к 3 месяца в кроватку. Если Ваш ребенок продолжает спать вместе с Вами в кровати, решите, стоит ли продолжать это делать.
    • Придерживайтесь строгого дневного расписания. Ребенок спит лучше, если время засыпания и пробуждения соблюдается строго . Обратите внимание, что сокращение времени дневного сна или его прерывание по разным причинам, приводит к переутомлению и плохому ночному сну.
    • Используйте в играх с ребенком простые игрушки, с целью безопасности ребенка. Убедитесь, что мягкие игрушки небольших размеров, футболки и рубашки, которые не завязываются узлом на шее, неплотные и легкие одеяла могут обеспечить ребенку полную безопасность.
    • Придерживайтесь ночного расписания. Установите твердый режим дня и придерживайтесь его последовательно. Режим должен включать спокойные и приятные игры, также ванные процедуры и рассказывание сказок перед сном, которые Вы можете начать читать на 2-м году. Также режим предусматривает выключение света перед сном. Рекомендуется сократить и даже избегать ночных кормлений детей в возрасте после 6 месяцев.
    • Установите постоянный режим засыпания. Убедитесь, что условия при засыпании и поддержании сна у ребенка всегда одинаковые (например, включение и выключение света в комнате ребенка). Наиболее хорошо ребенок спит в прохладной и темной комнате, в спокойной обстановке.
    • Укладывайте ребенка в кровать сонным, но не бодрствующим. Это будет способствовать тому, что ваш ребенок привыкнет успокаивать себя сам и при спонтанном пробуждении научится быстро засыпать без посторонней помощи.
    • Старайтесь спать, когда спит ваш ребенок. Родители также нуждаются во сне. Постарайтесь вздремнуть, когда спит Ваш ребенок. В идеальной ситуации положитесь на помощь окружения, чтобы кто-нибудь проследил за ребенком, пока Вы спите. Особенно важно высыпаться кормящим матерям.
    • Обратитесь к Вашему лечащему доктору, если Вам не удается сформировать режим дня у ребенка. Дети, у которых возбуждение и беспокойство проявляются особенно сильно и часто, могут иметь такие заболевания как колики, желудочный рефлюкс (заброс содержимого желудка в пищевод), рахит или железодефицитная анемия. Заболевания кожи, сопровождающиеся зудом, всегда нарушают сон у новорожденных. Проблемы, связанные с нарушениями дыхания (особенности анатомического строения верхних дыхательных путей со снижением поступления потока воздуха во время сна) требуют проведения полисомнографического исследования и лечения у специалистов.

    Ребенок первого года жизни

    С момента рождения ребенка начинается так называемый период новорожденности, который длится в течение первого месяца его жизни. В этот период младенец адаптируется к новым условиям: из теплого и темного пространства маминого живота, который плотно «обнимал» его в последние недели беременности, он попадает в мир, наполненный ярким светом, звуками, запахами и разными ощущениями. Природа отводит ребенку примерно три недели на то, чтобы приспособиться к новым условиям жизни, и это самый трудный период в его жизни. Поэтому, организуя уход за новорожденным, родителям важно научиться понимать и удовлетворять потребности малыша, чтобы помочь ему успешно адаптироваться к окружающему миру.

    В первом выпуске передачи из цикла «Мы-родители!» о своем опыте воспитания ребенка от рождения и до года рассказывает певица, актриса и мама Анна Руднева.

    Физиологические особенности развития ребенка первой недели жизни

    Питание ребенка на первой неделе жизни

    Первое время младенец ест очень часто. Лучшим питанием для него является грудное молоко, которое содержит все необходимые питательные вещества и витамины. Кроме того, грудное молоко – «индивидуальный продукт», который организм мамы вырабатывает только для данного ребенка, учитывая его потребности и состояние здоровья. Состав грудного молока меняется в зависимости от возраста младенца. Так, в первые два-три дня после родов он питается молозивом, которое имеет богатый и ценный состав. Современные педиатры рекомендуют кормить ребенка, питающегося грудным молоком, по требованию, то есть столько раз, сколько он захочет.

    Сон ребенка на первой неделе жизни

    В первый месяц жизни ребенок очень много спит – 19-20 часов в сутки, просыпаясь через каждые два-три часа, чтобы поесть. Периоды бодрствования новорожденного не зависят от времени суток, а сон значительно отличается от сна взрослого человека. Для младенцев характерна так называемая поверхностная фаза сна. Если спящего малыша побеспокоить в этот период, он может с легкостью проснуться.

    Особенности кожи новорожденных детей

    Кожа новорожденного ребенка имеет ряд особенностей. Она довольно сухая и тонкая, легко уязвима и склонна к раздражениям. На крыльях носа и щеках младенца могут быть заметны беловатые или желтоватые «точки» – результат скопления секрета сальных желез. Также на лбу, затылке и верхних веках ребенка могут быть багрово-синюшные пятна, которые пропадут через несколько недель.

    Также на коже здоровых новорожденных может наблюдаться так называемая физиологическая эритема – расширение кожных капилляров, которое выглядит как покраснение. Это результат адаптации кожных покровов к окружающей среде. В норме это явление проходит в течение десяти дней и не требует лечения. Однако если через этот срок физиологическая эритема не прошла, родителям стоит показать ребенка врачу.

    Психическое развитие новорожденного ребенка

    Как считают детские психологи, кроме физиологических потребностей, главной потребностью младенца в этот период является необходимость чувствовать присутствие мамы, тепло ее тела, биение сердца. Присутствие рядом взрослого, способного понять его потребности и устранить неприятности, дает новорожденному чувство защищенности, формирует у него базовое доверие к миру – ощущение, что мир надежен и безопасен. Поэтому наиболее важным для полноценного психического развития ребенка в период новорожденности является физическое присутствие родителей, главным образом мамы.

    Эмоциональное состояние новорожденного и формирование темперамента

    Ребенок еще до своего рождения способен реагировать на эмоциональное состояние матери. Все переживания матери, как положительные, так и отрицательные (и стрессы в том числе), немедленно переносятся на психологическое состояние ребенка. Поэтому если мама постоянно нервничает или злится, малыш может стать капризным и плаксивым.

    Темперамент и настроение матери также влияют на становление собственного мировоззрения ребенка, отношение к окружающим и к жизни в целом.

    Первое познание мира новорожденный осуществляет вместе с молоком матери.

    Чувства и ощущения новорожденного: плач

    Мамам следует знать и помнить, что у новорожденного чувства и ощущения не дифференцированы от эмоций. О своих потребностях младенец сообщает родителям единственным доступным ему способом – плачем. Чаще всего его причиной являются голод или жажда, потребность в тепле, мокрое или грязное белье, различные физические неудобства, связанные со статичным положением тела или одеждой. В первое время родители не отличают плач голодного ребенка от плача ребенка замерзшего или перегревшегося. Но и новорожденный пока сам не знает, что он хочет. Малыш чувствует, что «что-то не так» и сообщает об этом. Поэтому он охотно принимает всё, что ему предлагают: грудь, теплое одеяло, поглаживание животика. Через какое-то время младенец начинает понимать, что его избавит от неприятных ощущений. И тогда в следующий раз он выплюнет соску и сбросит ножками одеяло.

    Потребность новорожденного в любви и заботе

    В период новорожденности ребенку особенно важно чувствовать любовь и заботу родителей, поэтому он стремится к телесному контакту с матерью, успокаивается на ее руках. Специалисты в области психологии сходятся во мнении, что ребенка на протяжении семи-восьми месяцев нужно держать на руках как можно чаще, при этом носить его по дому, называя предметы и действия окружающих. Таким образом, родитель воссоздает работу младенческого мозга, специально акцентируя внимание на нужных вещах, выбирая их из хаоса окружающего мира.

    Ребенок первого года жизни

    Способность ребенка любить закладывается в раннем детстве, и она напрямую зависит от количества любви, подаренной ему близкими людьми. На этом этапе зарождаются отличительные черты характера каждого ребенка, которые потом станут определяющими при формировании личности. В этот период для ребенка не менее важны положительные эмоции и уверенность во всеобщей любви.

    Количество внимания и проявленной заботы сильно влияет на развитие новорожденного ребенка, особенно на проявление доверия или недоверия младенца к окружающему миру. Чем чаще к ребенку подходят, прикасаются, гладят и разговаривают, тем комфортнее ему в новом мире, он чувствует любовь и заботу и его боязнь окружающего постепенно исчезает. И, наоборот, чем меньше тактильного общения, ласковых слов и добрых интонаций, тем подозрительнее новорожденный относится к окружающей обстановке. Со временем чувство недоверия к людям может перерасти в страх и другие психологические проблемы (например, низкую самооценку). Кроме того, ограничение общения матери и ребенка может впоследствии пагубно сказываться на развитии речи, даже при условии, что принципы питания, гигиены и ухода не нарушались.

    О том, как правильно выбирать игрушки для детей в возрасте до одного года, родители могут узнать, посмотрев видеоурок с участием президента Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, психолога Антонины Цицулиной.

    Ребенок первого года жизни

    За первый год жизни ребенок делает гигантский скачок в своем физическом и эмоциональном развитии (представьте только, что его мозг увеличивается в 1,5 раза!). Но и родители многому учатся, особенно если малыш — первый. «Как ухаживать за ушками, носиком, глазками — это, конечно, очень важно, и мы об этом рассказываем обязательно. Но не менее важно научиться чувствовать своего ребенка»,- по словам Юлии Викторовны Андронниковой, педиатра высшей категории, заведующей педиатрическим отделением Центра Традиционного Акушерства и семейной медицины, это чувство защищенности и любви будет сопровождать ребенка всю жизнь.

    Единственное, что можно точно сказать, крайность — это всегда плохо. И в воспитании детей в первую очередь.

    Грудное вскармливание

    Важный аспект ухода за грудничком — правильно организованное грудное вскармливание. Это «стержень, на который наматывается весь уход за малышом. Пососать грудь — основной интерес малыша первых месяцев жизни, а в дальнейшем и довольно долго — приоритетный интерес. Прикладывания к груди помогают выстроить ритм жизни, вовремя помочь малышу, успокоить, накормить», — считает Лилия Валентиновна Казакова, педиатр Территории Здоровья и СМ, консультант по грудному вскармливанию АКЕВ. Сосание активизируют работу кишечника. Это поможет приучить к «высаживаниям» с самого раннего детства. На всякий случай оговоримся — грудное вскармливание безусловно хорошо, но это не панацея и не гарантия ни богатырского здоровья, ни более глубокой привязанности. При прочих маминых усилиях «искусственники» могут легко догнать, а то и обогнать «грудничков» по всем пунктам.

    Купание, уход за пупочной ранкой и кожей

    Кожа малыша — тонкая и ранимая, на ней быстро появляются потница и опрелости. Поэтому надо устраивать ребенку воздушные ванны (оптимальная температура в комнате – 20-22 С, влажность — 55-60%). Купать можно ежедневно — первый месяц по 2-3 минуты (вода — около 37 С). Затем постепенно увеличивая время (до 10 минут) и снижая температуру (на 1-2 С). Детским мылом/пенкой лучше пользоваться пореже — 1 раз в неделю, не чаще.

    «Никогда не купайте малыша «натощак». Это не тренировка пловца, а расслабляющая и гигиеническая процедура. Малыш должен быть спокойным и довольным жизнью», — напоминает Л. В. Казакова. Вынимая его из воды, заверните в большое полотенце и тут же дайте грудь (поесть). Он пососет, обсохнет, успокоится, и минут через 10 — 15 вы спокойно сделаете все, что нужно. Для обработки остатка пуповины используйте только стерильную воду (другие растворы могут нарушить естественный процесс заживления). Промыв, тщательно просушите чистым полотенцем (не ватой! Чтобы не оставить волокна на пупке).

    Гигиена девочек и мальчиков

    «Первое и главное для новорожденной девочки — не травмировать ее половые органы, удаляя смазку механически (со временем она сама уйдет). Промывать надо теплой водой (мыло использовать 1 раза в 3-4 дня), а после — обязательно увлажнять (1 каплю масла распределить по всей вымытой поверхности)», — акушер-гинеколог Территории Здоровья Галина Владимировна Овсянникова советует подмывать спереди назад (для этого удобнее держать дочку кверху животиком). При признаках воспаления делайте ванночки из ромашки, а при более сильном покраснении обработайте «Мирамистином». Еще важный — исключительно «женский» — нюанс гигиены: «Сразу после рождения неонатолог-педиатр должен посмотреть половую щель. Маме надо постоянно наблюдать до 5- 6 лет за тем, чтобы она не заросла (раз в 3-4 дня)».

    Уход за глазками

    Глаза новорожденного не нуждаются в особом уходе. Все, что накапливается на поверхности глазика малыша, убирается самостоятельно, когда малыш моргает. Утром в уголках глаз можно увидеть скопившуюся за ночь слизь — это тоже норма. Промыть реснички/ веки малыша можно кипяченой водой, протирая ватным тампоном от внешнего уголка к внутреннему.

    Причиной обильных выделений из глаз новорожденного, может быть дакриоцистит, закупорка носо-слезного канала. «Правильный массаж позволяет справится с данным заболеванием к возрасту 2 месяцев». Массаж несложный, но будет лучше, если его покажет специалист. Также окулист Анастасия Борисовна Петухова напоминает, что первый осмотр офтальмологом — сразу после рождения, еще в роддоме, а второй — в возрасте 1 месяца: «Ошибочно думать, что ничего нельзя сделать, если ребенок еще совсем маленький. Например, врожденная катаракта оперируется в возрасте 2-3 месяца, тогда как позднее оперативное лечение может быть не столь эффективно».

    Уход за носиком и ушами

    Да, их можно и нужно чистить. Но главное не переусердствовать, предупреждает отоларинголог, гомеопат и мама троих детей Екатерина Владиславовна Полинская: «Чистить нужно только ушную раковину (ни в коем случае не слуховой проход!) после купания ребенка». Маленький ребенок еще не умеет сморкаться сам (этому он научится к 2-3 годам), поэтому можно утром и вечером закапывать ему капли на основе изотонического раствора хлорида натрия. Использовать спреи детям до года не надо — слуховая труба еще короткая и широкая, это может спровоцировать быстрый заброс инфекции из носовой полости. То же касается и закапывания в нос грудного молока. «Это физиологически необоснованно и блокирует мукоцилиарный клиренс носовой полости. Да, в молоке содержатся белки, жиры и углеводы, а также защитные антитела, которые необходимы для малыша. Но поступать они должны все-таки через полость рта», — поясняет доктор.

    Основы основ

    Не все достижения прогресса, облегчающие жизнь старшим, идут на пользу поколению младшему. Из-за постоянного использования подгузников, предупреждает педиатр Юлия Викторовна Андронникова, у ребенка могут быть трудности с формированием туалетных навыков, в «памперсе» он не чувствует «низа», не осознает, что писает — у него нет необходимого для этого чувства дискомфорта. Вместо одноразовых подгузников обратите внимание на «многоразовые» подгузники из ткани — они помогают значительно быстрее сформировать необходимые навыки и более физиологичны. Следующая важная задача родителей малышей до года, по словам Юлии Викторовны, научить их правильно жевать и глотать! «Наши дети пьют и едят всё пюреобразное почти до 3-4 лет! Это плохо сказывается на жевательных навыках, режиме питания. Не «учит» желудок нормально работать». И, наконец, нужно организовать режим сна. «К сожалению, современные дети зачастую живут в режиме, удобном их родителям: позднее укладывание, позднее вставание. Тогда как все необходимые для роста и правильного формирования внутренних органов гормоны работают именно во сне, причем, с девяти вечера». Обнимайте, целуйте и радуйтесь… Вместе!

    И, наконец, о самом важном. Психическое развитие малыша, развитие разных частей мозга,а, значит, разных органов чувств, зависят от внешних впечатлений, которые он получает в первый год жизни. «Без надлежащего опыта общения один на один с заботящимся взрослым глазнично-лобная зона коры вряд ли будет развита в достаточной степени. Было обнаружено, что сердечный ритм ребенка синхронизируется с сердечным ритмом родителя, так что если родитель расслаблен и спокоен, то же произойдет и с младенцем. Материнская нервная система, по сути, коммуницирует с нервной системой ребенка, успокаивая ее через прикосновение». (Сью Герхардт «Как любовь формирует мозг младенца»).

    Здравствуйте, дорогие читательницы! Ну вот, по прошествии года с момента появления дочки на свет, я наконец-то могу поделиться опытом и рассказать будущим и новоиспеченным мамочкам о том, что их ждет и как с меньшими потерями пережить трудные времена. А возможно даже обратить их себе на пользу!

    Дело в том, что мироощущение ребенка постоянно меняется. Буквально каждый месяц малыш проходит через кризисы, обусловленные скачками роста. Что это такое, обязательно почитайте в моей статье Календарь возрастных кризисов развития ребенка. Всего лишь за год жизнь крохи кардинально изменится четыре раза, а вместе с ней и ваш образ жизни. Поэтому самое главное, что вам нужно уметь — это быть терпеливой, гибкой и осведомленной, чтобы вовремя и адекватно реагировать на возникшие перемены. Многие же мамы долгое время продолжают жить в прошлом, не принимая новые обстоятельства. Это приводит к капризам ребенка, который никак не может иначе до мамы достучаться, и к порче нервов самой мамы, которая не может или не хочет подстраиваться под новую жизнь малыша…

    Периоды первого года жизни ребенка

    Какие же существуют периоды? В первый год я выделяю следующие этапы:

    1. От рождения до 3 месяцев.
    2. От 3 до 6 месяцев.
    3. От 6 до 9 месяцев.
    4. От 9 месяцев до года.

    От 0 до 3 месяцев

    Во-первых, обязательно прочитайте мою статью Как выжить в первый месяц жизни ребенка, чтобы не допустить типичных ошибок, превращающих материнство в ад.

    Во-вторых, привлекайте помощников по максимуму. Сейчас я очень жалею, что старалась не напрягать родственников и гуляла с коляской по большей части сама. Новорожденные отлично спят на улице по 2-3 часа, и я советую вам отдать эту обязанность папе, бабушке или дедушке, а самой отвлекаться — возобновить уход за собой, заняться любимым делом или поспать, в конце концов. Нет ничего сложного в том, чтобы покатать коляску по парку — любой справится. А вы получите драгоценные часы наедине с собой и к малышу вернетесь обновленной, любящей мамой.

    От 3 до 6 месяцев

    От 6 до 9 месяцев

    От 9 до 12 месяцев

    По себе знаю, что к 10-му месяцу жизни ребенка мама наконец-то может немного расслабиться и спокойно выпить чай, который налила, когда крохе было 5 месяцев. ? Ну, а если серьезно, после всех домашних дел мне даже удается порукодельничать, пока дочка сама играет. Несколько недель назад я могла об этом только мечтать!

    Некоторые детки даже слишком самостоятельные! 🙂

    В 9 месяцев детки уже многое понимают, а если и не понимают, то чувствуют. Объясняйте, что мама сейчас не может, и придется подождать. Если вы видите, что ребенок просто показывает свое «хочу», попробуйте проигнорировать это (если не помогли объяснения). Вот увидите, малыш займет себя сам, и каждый раз это будет происходить все чаще и на дольшее время! Этим вы оказываете услугу, прежде всего, ребенку, чьи хотелки не могут и не должны исполняться сию минуту.

    Сложность периодов первого года жизни ребенка по моему мнению

    Таковы периоды первого года жизни малыша, и каждый из них хорош по-своему. Сначала — много свободного времени, но и непростая перестройка, затем — привычный ритм и легкость, после — череда кризисов и новых умелок, и в конце года — рядом с тобой «свой в доску» человечек, без которого ты уже не представляешь жизни. Поэтому, если вас с малышом настиг непростой этап, помните, что игра стоит свеч, и совсем скоро жизнь заиграет новыми красками! Каждый день будет в радость! Не зря говорят, что первый год — самый сложный. Как видите, трудности возникают в разные периоды жизни малыша. И теперь я понимаю, почему годик отмечают с таким размахом — тут есть, что праздновать! Думаю, дальше будет еще лучше 🙂

    Ребенок первого года жизни

    В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.

    Физическое развитие годовалого ребенка

    Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.

    Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.

    Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

    Ребенок первого года жизни

    Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.

    Психомоторное развитие в 1 год

    Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:

    • Открывать и закрывать двери, шкафы;
    • Выдвигать ящики;
    • Зачерпывать воду;
    • Собирать пирамидки из 2-3 колец;
    • Строить башни из 2 кубиков;
    • Складывать вещи в коробку;
    • Играть с сортерами;
    • Бросать мячик;
    • Катать мяч по полу;
    • Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.

    В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.

    Ребенок первого года жизни

    Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка

    Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.

    Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.

    Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.

    Ребенок первого года жизни

    Навыки самообслуживания

    Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.

    Мы составили список необходимых вещей, исключили всё, что хочется купить просто потому, что: «О господи какие ползунки, какие игрушки!» и т.д. Всему есть мера, сейчас разложим всё по полкам.

    Ребенок первого года жизни

    Первые 6 месяцев

    В этот период будьте максимально практичными, потому что ребёнок быстро растёт и на первых порах ему много не нужно. Половина товаров для новорождённых — это товары для родителей. Младенцу нужна мама, еда, одежда и место для сна, если брать грубо.

    То, что можно не покупать

    • Балдахин для кроватки — это нефункционально. Ребёнок немного подрастёт, начнёт вставать в кроватке и может опрокинуть его на себя. Ещё один аргумент против — пыль. И последнее — балдахин в принципе не самая важная вещь для ухода за ребенком.
    • Анатомическая ванночка — она понадобится только первые 2 недели, после ребёнку будет тесно, можно обойтись обычной детской ванночкой, а потом купать ребенка в нормальной ванне. Или купайте сразу в большой ванне, просто купите надувной воротник для купания.
    • Пеленальный столик или пеленальная доска — это вещь красивая, удобная, но не первой необходимости, пеленать можно и на кровати, и на любом подходящем по высоте столе. Можно сделать так: сложить в несколько раз жесткий плед, сверху постелить клеенку и тёплую (байковую) пеленку. Можно класть хоть на диван,хоть на свою кровать и пеленать.
    • Расчёска и детские круглые ножницы — ножницы подойдут и ваши, только обработайте их спиртом. Расчёска не нужна вообще первое время, чего там расчёсывать, да и кожа головы ещё очень нежная.
    • Ушные палочки с ограничителем — не нужно раньше времени лезть ребенку в уши. Если кормите грудью, то ушной проход малыша очищается сам в процессе сосания.
    • Одеяло — можно купить, но вообще в каждом доме найдется, чем укрыть ребёнка, так что, если бюджет ограничен, то оставьте его пока в магазине.

    Надо купить

    • Кроватку.
    • Матрас (наполнитель кокосовая стружка, не паралон) и наматрасник (непромокаемый).
    • Коляску.
    • Переноску либо слинг, либо эргорюкзак (в зависимости от времени года и от того, как вам комфортнее).
    • Конверт-транформер (удобная и практичная вещь — он раскладывается в одеяло, будет в чём выписать ребёнка, а потом чем укрыть).
    • Одежду.
    • Пелёнки (обычные и непромокаемые 4-5 штук).
    • Бутылочку.
    • Соску.
    • Подушку для кормления (если вы покупали себе подушку для беременных, то она отлично подойдёт).
    • Шезлонг.

    Некоторые вещи мы подчеркнули — это не просто так, читайте дальше.

    Подушка для кормления Comfort Baby

    Детский матрас Baby Comfort

    Подушка для беременных Ultra

    Отдельно распишем предметы гигиены и одежду

    Одежда
    Не покупайте много, ребенок будет быстро расти поэтому на первый год обеспечьте минимум одежды, остальное берите у знакомых, покупайте с рук.

    • Боди с коротким и длинным рукавом — по 3-4 штуки.
    • Распашонки — 2-3 штуки.
    • Носки теплые и хлопковые — 8-10 пар.
    • Пинетки — 1-2 пары.
    • Комбинезон для прогулок.
    • Теплый комбинезон (шерстяной или флисовый).
    • Шапочка для дома и тёплая на улицу.
    • Человечки или слипики (комбинезон с закрытыми ручками и ножками) — 2 штуки.
    • Травы для купания (череда, ромашка, календула).
    • Присыпка.
    • Бепантен (от покраснений и раздражений).
    • Подгузники.
    • Зелёнка и перекись водорода для обработки пупка.
    • Детский стиральный порошок.
    • Массажное масло.

    На форумах мамы в своих списках часто отдельно расписывают аптечку. Не делайте этого, минимум мы указали, а остальное купите при необходимости.

    А это вам подарят

    Настало время для тех вещей, что мы подчеркнули.
    Сделайте список для друзей и родственников, чтобы они точно знали, что дарить. Ведь в любом случае они будут делать подарки, а вот будут ли они полезными, большой вопрос, поэтому позаботьтесь об этом заранее. Ну и ориентируйтесь по бюджету родственников.
    А в списке может быть как раз то, что мы подчеркнули:

    • коляска,
    • переноска,
    • шезлонг,
    • кроватка,
    • конверт-трансформер.

    В случае если вы не кормите грудью

    • бутылочки: 2 большие и одна маленькая;
    • детское питание;
    • подогреватель для детского питания (смесь всегда будет нужной температуры);
    • ершик, чтобы было удобно мыть бутылочку.

    Следующие 6 месяцев

    Докупайте вещи, которые обеспечат вам отдых, а ребенку досуг.

    • Манеж.
    • Стульчик для кормления.
    • Посуда для ребёнка.
    • Слюнявчик побольше.
    • Игрушки — только много не берите, несколько погремушек, резиновые игрушки для ванны, машинка какая-нибудь, кубики, первые книжки, простой конструктор.
    • Ходунки.

    Ребенок первого года жизни

    Развитие детей по возрасту. Развитие ребенка в первые 12 месяцев жизни ( от рождения до 1 года). Описание хронологии физического развития, рост и вес ребенка в соответствующем возрасте, умения, рефлексы и приобретенные навыки.Ребенок в первый месяц своей жизни. Особенности развития.

    Развитие ребенка на первом месяце жизни.

    За первый месяц жизни новорожденному предстоит привыкнуть к новым условиям существования, адаптироваться к новым условиям жизни. За этот месяц он станет уже не новорожденным человечком, а грудным ребенком. За этот короткий первый месяц он незаметно многому научится, уже многое будет уметь.

    Читаем в статье: 1-ый месяц жизни.

    Развитие ребенка на втором месяце жизни.

    Малыш окреп и готов познавать мир. Как ему в этом помочь? Несколько советов для родителей.

    Читаем в статье: 2-ой месяц жизни.

    Развитие ребенка на третьем месяце жизни.

    Ваш малыш стал более крепким и сознательным, он заметно подрос за первый месяц жизни и научился новым навыкам. В два месяца любой малыш привыкает к своему дому и начинает чувствовать себя в нем свободно. Развитие новорожденного ребенка в 2 месяца испытывает особый скачок: его уже сложно назвать новорожденным, так как организм полностью приспособился к вне утробному образу жизни и вошел в наиболее активную фазу своего роста.

    Читаем в статье: 3-ий месяц жизни.

    Развитие ребенка на четвертом месяце жизни.

    Развитие ребенка в 3 месяца – результат всего того, чему малыш научился за прошедшее время. После того, как закончилась адаптация к новым условиям и способу существования, ребенок начинает активно изучать окружающий мир. Его физическое, психическое, эмоциональное и социальное развитие входит в активную фазу.

    Читаем в статье: 4-ый месяц жизни.

    Развитие ребенка на пятом месяце жизни.

    Пятый месяц жизни малыша – это время больших перемен, особенно в психологическом и эмоциональном развитии. Большинство детей к этому возрасту пережили уже болезненные моменты, связанные с коликами. Работа желудочно-кишечного тракта стала стабильной и теперь малыш все больше погружается в окружающий его мир, учится реагировать на него и познавать.

    Читаем в статье: 5-ый месяц жизни.

    Развитие ребенка на шестом месяце жизни.

    Ребенок на 6-м месяце продолжает осваивать инструменты общения: улыбку, смех, лепет, которые становятся с каждым днем все выразительней, живей, и наполняются смыслом. Он становится активней и мобильней в движении: переворачивается, из лежачего положения постепенно стремиться к сидячему, самостоятельно принимает различные позы.

    Читаем в статье: 6-ой месяц жизни.

    Развитие ребенка на седьмом месяце жизни.

    Ведущую роль в развитии малыша приобретает предметная деятельность. Окружающие ребенка яркие предметы, игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Любопытство малыша огромно. В его основе лежит врожденная ориентировочная активность, например, в том числе — реакция «на новизну».

    Читаем в статье: 7-ой месяц жизни.

    Развитие ребенка на восьмом месяце жизни.

    Восьмой месяц жизни ребенка знаменует окончание второй четверти младенчества. Ребенок динамически развивается во всех сферах деятельности: познавательной, социальной, речевой, моторной. В этот период закрепляются и совершенствуются приобретенные навыки, закладываются предпосылки дальнейшего роста и развития.

    Читаем в статье: 8-ой месяц жизни.

    Развитие ребенка на девятом месяце жизни.

    Все новые и новые успехи — 8 месяцев уже позади .

    Читаем в статье: 9-ый месяц жизни.

    Развитие ребенка на десятом месяце жизни.

    Наступил последний триместр периода младенчества! Что может наш кроха на 10-ом месяце?

    Читаем в статье: 10-ый месяц жизни.

    Развитие ребенка на одиннадцатом месяце жизни.

    Только на первый взгляд, кажется, что за такое короткое время – с 10-го по 11-ый месяц – не стоит рассчитывать на существенные изменения в развитии ребенка. Тем не менее это время для малыша также имеет свои неповторимые особенности.

    Читаем в статье: 11-ый месяц жизни.

    Развитие ребенка на двенадцатом месяце жизни.

    Поздравляем, Вашему малышу скоро исполнится годик! За первый год жизни наблюдаются существенные изменения в психическом развитии ребенка.

    Читаем в статье: 12-ый месяц жизни.

    1″ :pagination=»pagination» :callback=»loadData» :options=»paginationOptions»>

    Ребенок первого года жизни

    Время летит незаметно. Малыш появился на свет совсем недавно, таким маленьким и беспомощным. А теперь его не узнать — он кардинально изменился, теперь это уже не беспомощный постоянно плачущий комочек, полностью и во всем зависящий от взрослых, а самостоятельная личность, которая имеет свои желания, привычки, показывает свою индивидуальность, свой характер.

    Развитие ребенка в 1 год

    Большинство годовалых детей могут ходить, держась за опору, или самостоятельно. Но не смотря на это они все еще могут продолжать активно ползать на четвереньках. Ребенок в 1 год может без труда самостоятельно сесть, присесть, встать. В этом возрасте его подвижность и любознательность возрастает — он легко взбирается на возвышенности (диван, ступеньки), ходит по комнатам, открывает шкафы, роется в них, с огромным удовольствием разглядывая их содержимое. Ему очень нравится пританцовывать или раскачиваться из стороны в сторону под любимую музыку.

    Грудничок продолжает осваивать жесты — подражает действиям взрослых, посылает воздушные поцелуи, целует, дует на горячее, машет ручкой пока, кивает «нет» или «да».

    С каждым днем карапуз становится все более самостоятельным. Он пытается кушать ложкой и пить из кружки, правда не всегда это получается у него аккуратно.

    Он научился бросать предметы и теперь делает это при каждом удобном случае. Умеет чашкой зачерпывать воду в ванной, снимает, надевает бусы через голову, чиркает карандашами. Выполняет простые просьбы — «принеси», «возьми», «дай», «закрой», «открой», «отнеси». Подчиняется словам «можно», «нельзя».

    Ребенок первого года жизниКарапуз уверенно берет предметы, дает их взрослым. Одной рукой может взять два небольших предмета, а двумя — горсть. Из нескольких кубиков может построить башенку, надевать на палочку кольца. Ему очень нравится играть с различными коробочками — открывает и закрывает крышку, складывает в них небольшие игрушки и выкладывает обратно.

    Ребенок в год хочет узнавать новые звуки — стучит ложкой по стульчику, стакану, тарелке. Он может экспериментировать со своим голосом — вскрикивает, бормочет, поет. Карапуз радуется любимым игрушкам, веселым играм со взрослыми, приходу близкого человека. Он может смотреть вопросительно на взрослого при затруднении, в незнакомой ситуации. Узнает на фотографии близкого человека, улыбается и показывает пальчиком. Пугается общества незнакомых людей.

    К году у ребенка должно прорезаться около 8 зубов — снизу и сверху по 4 центральных резца. У некоторых малышей могут начать прорезаться моляры.

    У многих детей на этом этапе развития изменяется поведение, чаще не в лучшую сторону. Они испытывают кризис первого года жизни, который проявляется непослушанием, упрямством, капризами. Ребенок становится эмоционально возбудимым — плачет и кричит по любому поводу. В этому случае стоит набраться большого терпения и ждать, когда этот период пройдет. Шлепать, кричать и ругаться бесполезно. Необходимо успокоить малыша, прижав к себе, покачать, отвлечь книжкой или какой-нибудь игрушкой.

    В этом возрасте уже можно начинать приучать малыша к горшку. Знакомство с горшком необходимо проводить после еды, сна, перед прогулкой, каждый час-полтора. Вскоре у него выработается привычка и он сам сообщит, удобным ему способом, что ему нужно в туалет, — кривляньем, словом, определенным звуком или жестом.

    Рост и вес малыша в 1 год

    Показатели годовалых детей в среднем составляют:

    Вес мальчиков 8900 — 11600 кг
    Вес девочек, кг 8500 — 10800 кг
    Рост мальчиков 72,3 — 79,7 см
    Рост девочек 71,4 — 78,5 см
    Окружность головы мальчиков 44,5 — 48,6 см
    Окружность головы девочек 43,5 — 47,3 см

    Речевое развитие

    Ребенок первого года жизниБольшинство детей в этом возрасте могут говорить несколько простых слов — «мама», «папа», «баба», «ням», «би-би», «ав-ав», «ня», «дай», «неть», «дя». При этом пассивный словарный запас их велик. Малыш знает названия почти всех предметов и игрушек, которые присутствуют ежедневно в его окружении. Сказать их названия он пока еще не может, но может принести/показать тот или иной предмет.

    Чтобы развитие речи ребенка шло полным ходом, с ним нужно регулярно играть в пальчиковые игры, читать книги, рассказывать обо всем его окружающем не только дома, но и на прогулках. И вскоре малыш заговорит.

    Не стоит расстраиваться, если ребенок в 1 год еще не начал говорить. Он обязательно будет это делать, только немного позже. Все дети развиваются индивидуально и ожидать одинаковых результатов от них не стоит. Многое зависит от наследственных факторов, темперамента, индивидуальных особенностей.

    Режим дня и сон

    Обычно режим дня многих годовалых карапузов изменяется. Теперь они спят один раз днем по 2-2,5 часа, примерно с 14:00 до 16:30. В связи с этим соблюдать 5-ти разовый режим питания уже просто не получится. Теперь ребенок будет кушать 4 раза в день: 09:00 — завтрак, 13:00 — обед, 17:00 — полдник, 20:00 — ужин.

    Если режим дня ребенка не подвергался изменениям (он спит по-прежнему 2 раза днем), то режим питания остается прежними — 5-ти разовым.

    Питание

    Ребенок в 1 год продолжает есть пищу в пюреобразном и мелконашинкованном виде. Он уже должен быть знаком с такими продуктами, как:

    • яйца;
    • макароны;
    • кашами (овсяная, гречневая, рисовая, пшенная, кукурузная);
    • нежирными сортами мяса, рыбы;
    • овощами (кабачок, картофель, морковь, тыква, цветная капуста, брокколи, огурец, помидор);
    • фруктами (яблоко, груша, банан, персик, слива, абрикос);
    • хлебом, сухариками, бубликами, печеньем;
    • сливочным, растительным маслом;
    • молочными и кисломолочными продуктами (творог, сметана, йогурт, детские кефир и молоко);
    • зеленью (укроп, петрушка).

    Ребенок первого года жизниЯгоды (вишня, смородина, малина, клубника) даются в отваренном виде (компот, кисель).

    Вся еда по-прежнему готовится в отваренном, тушенном виде либо на пару.

  • Ссылка на основную публикацию