Системы обучения детей

Системы обучения детей

Сегодня мы расскажем о действительно классных сервисах – развивающих сайтах для детей разного возраста. Ведь новые, качественные и актуальные знания – действительно один из самых стоящих подарков, который вы можете сделать для своего ребенка.

В век интернета и всеобщей цифровизации грех жаловаться на недостаток информации. А если вы все еще не знаете, где и как можно отлично занять ребенка, то вам точно к нам. Поговорим об онлайн платформах, мобильных приложениях и играх.

Чем бы ни увлекался ваш ребенок и какие бы способности ни проявлял, в сети для любого найдется занятие по душе. Сегодня об обучающих платформах, которые нацелены на развитие таких навыков, как:

  • логика;
  • внимание;
  • память;
  • общая эрудиция.

Все чаще родители обращаются в сеть в поисках интересных развивающих сайтов , которые подойдут и маленьким детям ( 4-5 лет ), и тем, кто постарше (11-12 лет.)

Но стоит понимать: подобные игры на компьютере, планшете или телефоне – это не «няня» для ребенка, не волшебная таблетка, благодаря которой вы отдохнете от своих родительских обязанностей. Это реальная возможность помочь ребенку стать более развитым, подкованным и эрудированным. Отличная возможность воспользоваться преимуществами всемирной паутины.

Как выбрать онлайн платформу

Есть множество моментов, на которые мы рекомендуем обратить внимание при выборе онлайн занятий для всестороннего обучения:

  • Сколько лет ребенку?
  • Какие у него сильные и слабые стороны?
  • В чем преуспевает и какие способности лидирующие?
  • Какое время оптимально для занятий?
  • Безопасен ли сайт?
  • Сколько это будет стоить?

В нашем рейтинге мы постарались учесть все вышеперечисленные аспекты. Сразу отметим, что ни один их перечисленных сайтов не спамит рекламой и не предлагает вредоносные внешние ссылки, что обеспечивает полную безопасность для малышей .

Краткий обзор платформ

Чтобы вам было удобнее разобраться, мы подобрали платформы в соответствии с возрастом:

  1. Онлайн сервисы с элементами игры, развлекательного контента для детей с 2-х лет, 4-5 лет. В основном они нацелены на развитие кругозора, знакомство с окружающим миром и миром букв и цифр.
  2. Образовательные сайты с многочисленными заданиями на развитие всех навыков мышления, эрудиции для дошколят и младшего школьного возраста (5-6 и 7-9 лет).
  3. Обучающие сервисы для детей 10-11 лет с множеством онлайн тренажеров, тематических курсов и упражнений.

Во всем мире родители задаются одним и тем же вопросом: «С какого возраста необходимо обучать детей?». Многие педагоги отвечают, что обучать нужно с рождения, и разрабатывают собственные методики, способствующие раннему развитию малышей. Так как развивающих методик достаточно много, и некоторые родители никак не могут решить, какая из них лучше всего подойдет их чаду, в этой статье мы рассмотрим самые популярные методики.

Системы обучения детей

Раннее физическое развитие

Раннее физическое развитие малыша стимулирует развитие его мозга, и способствует его более быстрому обучению в дальнейшем. Наиболее известные методики в этом направлении: динамическая гимнастика, метод Глена Домана и Никитиных.

Динамическая гимнастика – комплекс упражнений, которые родитель выполняет с ребенком. Она включает в себя элементы гимнастики, массажа и упражнения, направленные на развитие вестибулярного аппарата. Регулярное выполнение с грудничком динамической гимнастики развивает рефлексы малыша, нормализует мышечный тонус, укрепляет иммунную и сердечнососудистую системы, способствует нормальному психическому развитию.

Согласно методу раннего развития, разработанного нейрофизиологом Гленом Доманом, движение детей не надо ничем ограничивать, малыша следует, как можно раньше обучить гимнастике. Ведь мозг маленького человека интенсивно развивается и растет только тогда, когда он работает. Чем больше ребенок знакомится с окружающим его миром и своим телом, тем быстрее развивается его мозг, умение анализировать, думать. Мозг ребенка изначально запрограммирован на обучение, а задача родителей – не мешать малышу и поощрять его.

Борис и Елена Никитины, родители семерых детей, разработали свою методику раннего развития. Она основана на том, что не надо мешать ребенку познавать окружающий мир. Если движения малыша ничем не ограничивать, то это будет способствовать развитию его мозга. Например, вместо того, чтобы сажать ребенка в манеж, стоит установить для него спортивную стенку, и помочь ему освоить ее. Не нужно делать за маленького человека то, что он может сделать сам, пусть самостоятельно преодолевает возникшие перед ним трудности и препятствия.

Общее развитие

Теперь мы рассмотрим методики, направленные на раннее обучение детей чтению, основам математики, письму: методики Сесиль Лупан, Глена Домана, Николая Зайцева, педагогику Марии Монтессори, Вальфдорскую систему.

Николай Зайцев разработал ряд пособий по обучению детей дошкольного возраста чтению, математике, письму, английскому языку. Уникальным является его метод раннему обучению чтению с помощью кубиков разных размеров, цветов и звучания.

Сесиль Лупан основывает свою методику на том, что ребенку надо с самого раннего детства объяснять все, что вокруг него происходит. То, что нельзя непосредственно показать малышу, можно представить на картинке. Сесиль утверждает, что если грудничок с самого рождения будет слышать, как ему читают книги, то в дальнейшем это поможет ему быстрее выучить буквы и научится читать.

Глен Доман, известный американский педиатр, считает, что мама должна обучать и развивать своего малыша в процессе выполнения повседневных занятий, параллельно объясняя ребенку, что и зачем она делает, а также рассказывая ему обо всех предметах, которые попадают в его поле зрения. Также Доман советует родителям развивать кругозор ребенка с помощью карточек с рисунками (растения, животные, явления природы). Мама или папа должны показывать малышу карточку и рассказывать о том, что на ней изображено, можно даже составить небольшой рассказ о том, что нарисовано на карточке. Доман утверждает, что обучать детей с раннего возраста естественным наукам, математике, чтению, истории необходимо с помощью подобных карточек.

Основой педагогики Марии Монтессори является саморазвитие личности. Но для того чтобы стимулировать желание ребенка к познанию, его надо поместить в среду насыщенную инструментами и материалами. В некоторых детских садах воспитатели следуют методологии Монтессори, там малыш может беспрепятственно брать различные предметы и делать с ними то, что он хочет, благодаря этому ребенок познает окружающий мир и саморазвивается. Воспитатели в таких садах не ограничивают детей в их стремлении к обучению новому, а наоборот объясняют крохам то, что им непонятно, но интересно. Психологи уже давно заметили, что малыши, посещающие садики, практикующие метод Монтессори, более общительны, с энтузиазмом учатся всему новому, умеют работать как в группе, так и самостоятельно. Мария Монтессори разработала свою систему обучения детей письму и чтению именно в таком порядке: сперва малыши запоминают начертание прописных букв, вырезанных из шершавой бумаги и наклеенных на карточки, а потом уже учатся составлять слова из такого алфавита.

Вальфдорская система обучения малышей направлена на раскрытие в них творческого потенциала, воспитание и духовное развитие. В детских садах, практикующих эту методику, все игрушки сделаны исключительно из натуральных материалов (например, дерева, шерсти), и в большинстве случаев руками воспитателей. Такие игрушки способствуют развитию в ребенке воображения и умения самостоятельно придумывать интересные игры с ними. Воспитатели обучают детей делать что-то новое на собственном примере. Так, воспитатель делает какую-то поделку своими руками и предлагает малышам помочь ему или вместе с ним попробовать сделать то же самое. Обычно дети с увлечением присоединяются к взрослому в его работе. По такому же принципу развивают у детей память: воспитатель читает стихи, сказки, истории, а потом малыши повторяют за ним услышанное.

Мы перечислили самые популярные методики обучения детей дошкольного возраста. Выбирая для своего ребенка методику раннего развития и обучения, родителям стоит обратить внимание не на разрекламированность метода, а на то насколько, по их мнению, он подходит их малышу.

Сегодня в детских садах используются самые разные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Однако все они должны соответствовать государственным стандартам дошкольного воспитания и быть направлены на развитие пяти основных личностных потенциалов дошколят

Системы обучения детей

К сожалению, многим родителям большую часть времени сегодня приходится посвящать не воспитанию своих детей, а работе. Именно поэтому основную «тяжесть» воспитательного процесса они вынуждены перекладывать на плечи воспитателей дошкольных учреждений, где дети проводят по 8-10 часов в сутки (в будние дни) – то есть, практически все время бодрствования.

Детский сад – первая образовательная организация в жизни детей, где они учатся жить в социуме. Именно здесь дети получают первые навыки самостоятельного контакта, общения и взаимодействия с окружающими людьми. Здесь они приобретают новые знания и навыки, учатся самостоятельности и осваивают основы саморегуляции. Здесь малышам приходится впервые договариваться с другими детьми, чтобы, например, получить желанную игрушку, что способствует коммуникативному развитию ребенка и его стремлению находить общий язык с посторонними людьми.

Другими словами, в современном обществе на работников дошкольных учреждений возлагается очень важная миссия. Во многом именно они отвечают за:

  • подготовку каждого ребенка к обучению в школе,
  • развитие у малышей типичных для их возрастной группы умений и знаний,
  • развитие логического мышления, смекалки и сообразительности воспитанников ДОУ,
  • воспитание положительных качеств характера и адекватного мировоззрения детей и т.д.

Системы обучения детей

Отметим, что сегодня в детских садах используются самые разные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Однако все они должны соответствовать государственным стандартам дошкольного воспитания и быть направлены на развитие пяти основных личностных потенциалов дошколят:

  • физического;
  • коммуникативного;
  • познавательного;
  • нравственного (ценностного);
  • эстетического (художественного).

Идеальная «модель» выпускника ДОУ должна включать в себя следующие параметры:

  • владение навыками гигиены;
  • высокий уровень физического развития и закаленности;
  • уверенное владение основными видами двигательной активности;
  • наличие интеллектуальных предпосылок для эффективного обучения в школе;
  • работоспособность, стремление к познанию и саморазвитию;
  • развитое воображение, интерес к творчеству;
    знание основных правил дисциплины и основ культуры общения;
  • способность взаимодействовать с коллективом и осознание своих возможностей.

В зависимости от используемой в ДОУ программы развития детей «модель» выпускника может быть дополнена другими характеристиками, соответствующими специфики образовательной организации.

Программы, технологии, методики .

Предлагаем разобраться с такими понятиями, как программа дошкольного образования, технологии и методики воспитания.

Программа дошкольного образования – нормативно-управленческий документ, определяющий цели и задачи воспитательно-образовательного процесса.

Технологии дошкольного образования – совокупность практически обоснованных методов, направленных на достижение определенных результатов в образовательной деятельности.

Методики дошкольного образования – методы и формы работы с детьми, направленные на развитие личности каждого ребенка в той или иной области. Подчеркнем, что каждая методика дошкольного образования ориентирована на какую-либо одну сторону развития детей. Например, существуют методики физического воспитания, формирования математических представлений, руководства изобразительной деятельностью и т.д.

То есть, если программа дошкольного образования является всего лишь документом, где прописано к чему нужно стремиться, то методики и технологии представляют собой реальный инструмент, позволяющий добиться прописанных в программе целей. При этом нужно понимать, что методики носят скорее теоретический характер, в то время как технологии имеют практическое происхождение. Практически все существующие на сегодняшний день технологии разработаны воспитателями и педагогами на основе собственного опыта воспитания и обучения детей.

Кстати, в детских садах сегодня используются как авторские методики (например, методики Никитиных, Монтессори, Домана и т.д.), так и методики, разработанные специалистами на основе вариативности закона «Об образовании».

Системы обучения детей

Через учебники к единой системе воспитания и обучения

Единую систему воспитания, которой должно придерживаться каждое детское образовательное учреждение России, разрабатывают специалисты Минобрнауки и научно-исследовательских институтов в области педагогики. Это единое направление становится доступным всем сотрудникам системы образования через учебники по методике воспитания и обучения в детском саду.

Учебники по методике обучения создаются на основе опыта работы педагогов всего мира, который скрупулезно собирался на протяжении всей истории человечества. Если назревают проблемы восприятия методического материала в настоящий момент, а в учебниках нет разъяснений по возникшей проблеме, то работники министерства (методисты) создают и распространяют объяснительные документы, помогающие сотрудникам детского сада избегать разночтения методического материала. Методические пояснения дают ясное и правильное направление для всех учреждений в решении часто повторяющихся ошибок в работе с детьми, а также помогают воспитателям лучше понять их задачи и приемы передачи знаний.

Кроме работы над ошибками и созданием разъяснительных документов, методисты находят и описывают новые методы обучения, наглядные пособия, приемы и находки по созданию в помещении детского сада обучающей среды и так далее. Если же удается добиться каких-либо новых достижений в педагогическом процессе, то эти сведения фиксируются в министерстве и распространяются по другим детским учреждениям. При этом в учебники, используемые для подготовки новых специалистов, регулярно вносятся изменения, дополнения, полученные методистами министерства в результате проверок, работе над ошибками и передачи полезного опыта.

Отметим, что в каждом отдельно взятом дошкольном образовательном учреждении методист постоянно проверяет знание теории методики обучения у воспитателей, а также контролирует их умения применять методику на занятиях.

Во всем мире родители задаются одним и тем же вопросом: «С какого возраста необходимо обучать детей?». Многие педагоги отвечают, что обучать нужно с рождения, и разрабатывают собственные методики, способствующие раннему развитию малышей. Так как развивающих методик достаточно много, и некоторые родители никак не могут решить, какая из них лучше всего подойдет их чаду, в этой статье мы рассмотрим самые популярные методики.

Системы обучения детей

Раннее физическое развитие

Раннее физическое развитие малыша стимулирует развитие его мозга, и способствует его более быстрому обучению в дальнейшем. Наиболее известные методики в этом направлении: динамическая гимнастика, метод Глена Домана и Никитиных.

Динамическая гимнастика – комплекс упражнений, которые родитель выполняет с ребенком. Она включает в себя элементы гимнастики, массажа и упражнения, направленные на развитие вестибулярного аппарата. Регулярное выполнение с грудничком динамической гимнастики развивает рефлексы малыша, нормализует мышечный тонус, укрепляет иммунную и сердечнососудистую системы, способствует нормальному психическому развитию.

Согласно методу раннего развития, разработанного нейрофизиологом Гленом Доманом, движение детей не надо ничем ограничивать, малыша следует, как можно раньше обучить гимнастике. Ведь мозг маленького человека интенсивно развивается и растет только тогда, когда он работает. Чем больше ребенок знакомится с окружающим его миром и своим телом, тем быстрее развивается его мозг, умение анализировать, думать. Мозг ребенка изначально запрограммирован на обучение, а задача родителей – не мешать малышу и поощрять его.

Борис и Елена Никитины, родители семерых детей, разработали свою методику раннего развития. Она основана на том, что не надо мешать ребенку познавать окружающий мир. Если движения малыша ничем не ограничивать, то это будет способствовать развитию его мозга. Например, вместо того, чтобы сажать ребенка в манеж, стоит установить для него спортивную стенку, и помочь ему освоить ее. Не нужно делать за маленького человека то, что он может сделать сам, пусть самостоятельно преодолевает возникшие перед ним трудности и препятствия.

Общее развитие

Теперь мы рассмотрим методики, направленные на раннее обучение детей чтению, основам математики, письму: методики Сесиль Лупан, Глена Домана, Николая Зайцева, педагогику Марии Монтессори, Вальфдорскую систему.

Николай Зайцев разработал ряд пособий по обучению детей дошкольного возраста чтению, математике, письму, английскому языку. Уникальным является его метод раннему обучению чтению с помощью кубиков разных размеров, цветов и звучания.

Сесиль Лупан основывает свою методику на том, что ребенку надо с самого раннего детства объяснять все, что вокруг него происходит. То, что нельзя непосредственно показать малышу, можно представить на картинке. Сесиль утверждает, что если грудничок с самого рождения будет слышать, как ему читают книги, то в дальнейшем это поможет ему быстрее выучить буквы и научится читать.

Глен Доман, известный американский педиатр, считает, что мама должна обучать и развивать своего малыша в процессе выполнения повседневных занятий, параллельно объясняя ребенку, что и зачем она делает, а также рассказывая ему обо всех предметах, которые попадают в его поле зрения. Также Доман советует родителям развивать кругозор ребенка с помощью карточек с рисунками (растения, животные, явления природы). Мама или папа должны показывать малышу карточку и рассказывать о том, что на ней изображено, можно даже составить небольшой рассказ о том, что нарисовано на карточке. Доман утверждает, что обучать детей с раннего возраста естественным наукам, математике, чтению, истории необходимо с помощью подобных карточек.

Основой педагогики Марии Монтессори является саморазвитие личности. Но для того чтобы стимулировать желание ребенка к познанию, его надо поместить в среду насыщенную инструментами и материалами. В некоторых детских садах воспитатели следуют методологии Монтессори, там малыш может беспрепятственно брать различные предметы и делать с ними то, что он хочет, благодаря этому ребенок познает окружающий мир и саморазвивается. Воспитатели в таких садах не ограничивают детей в их стремлении к обучению новому, а наоборот объясняют крохам то, что им непонятно, но интересно. Психологи уже давно заметили, что малыши, посещающие садики, практикующие метод Монтессори, более общительны, с энтузиазмом учатся всему новому, умеют работать как в группе, так и самостоятельно. Мария Монтессори разработала свою систему обучения детей письму и чтению именно в таком порядке: сперва малыши запоминают начертание прописных букв, вырезанных из шершавой бумаги и наклеенных на карточки, а потом уже учатся составлять слова из такого алфавита.

Вальфдорская система обучения малышей направлена на раскрытие в них творческого потенциала, воспитание и духовное развитие. В детских садах, практикующих эту методику, все игрушки сделаны исключительно из натуральных материалов (например, дерева, шерсти), и в большинстве случаев руками воспитателей. Такие игрушки способствуют развитию в ребенке воображения и умения самостоятельно придумывать интересные игры с ними. Воспитатели обучают детей делать что-то новое на собственном примере. Так, воспитатель делает какую-то поделку своими руками и предлагает малышам помочь ему или вместе с ним попробовать сделать то же самое. Обычно дети с увлечением присоединяются к взрослому в его работе. По такому же принципу развивают у детей память: воспитатель читает стихи, сказки, истории, а потом малыши повторяют за ним услышанное.

Мы перечислили самые популярные методики обучения детей дошкольного возраста. Выбирая для своего ребенка методику раннего развития и обучения, родителям стоит обратить внимание не на разрекламированность метода, а на то насколько, по их мнению, он подходит их малышу.

Развитие ребёнка – это особый и очень важный процесс становления личностных качеств и формирования способностей. Эти качества и способности смогут предопределить жизненный путь Вашего чада и облегчить возможность нахождения им путей решения возникающих в жизни проблем.

Развитие и обучение ребенка – это то, чего мы, родители, никогда не устанем делать. Мы всегда будем гордиться его достижениями, пусть даже маленькими на первых этапах его жизни, но от того, не менее значимых. Поэтому для нас всегда важна любая информация про обучение ребенка, занимательные истории, данные, факты и ценная информация о развитии и воспитании. Именно поэтому в данном разделе сайта Childdevelop мы собрали все самые важные, актуальные и востребованные статьи про обучение ребенка и всё, что этого касается.

Дошкольное и школьное обучение ребенка – статьи от Childdevelop

Статьи раздела – Обучение ребенка несут познавательный характер и могут служить прекрасным источником получения информации про:

  • музыку, вокал, спорт и рукоделие;
  • танцы;
  • саморазвитие, лидерство;
  • получение навыков правописания;
  • чтение, развитие речи;
  • развитие памяти;
  • статьи про дошкольное обучение ребенка;
  • помощь по школьным предметам;
  • статьи о детских способностях и других интересах ребёнка.

Практическая ценность статей Childdevelop – они дают бесценные советы для педагогов и родителей: как научить ребёнка думать! Будь-то задания на логику, действенные советы для правильного чтения и правописания либо статьи про школьное обучение; о выявлении и развитии талантов и способностей ваших детей, статьи на тему психологии. Они укажут Вам путь, который лежит к глубинам осознания ребёнка материалов для качественного усвоения знаний и развития логического мышления.

В любом случае, материал про обучение для детей, собранный на нашем сайте послужит для Вас и для вашего ребёнка главным источником получения знаний!

Виды обучения определяются в результате разделения разнообразных учебных процессов по какому-либо основанию. В разных научных исследованиях и учебных пособиях по педагогике выделяются различные виды обучения (рисунок).

Системы обучения детей

Рассмотрим некоторые виды обучения.

Первый в истории вид систематического обучения применялся древнегреческим философом Сократом и получил название сократической беседы. Суть сократической беседы состоит в поиске истины путем постановки наводящих вопросов. Учитель-философ своими вопросами стимулировал познавательный интерес ученика и сам, рассуждая, вел мысль ученика по пути познания. Сократовские беседы были ориентированы на индивидуальное обучение или работу с небольшой группой учеников, изначально проявляющих интерес к знаниям.

Первый вид организации обучения большой группы учеников — догматическое обучение, которое получило широкое распространение в Средние века. Цель такого обучения — усвоение книжных знаний, принятие их как непреложных истин (догма — положение, принимаемое на веру, признаваемое бесспорным без каких-либо доказательств). Задача учеников состояла в правильному воспроизведении готовых истин. Основными видами деятельности учеников были слушание и механическое заучивание, посредством многократного повторения. Основными средствами обучения являлись — книги религиозного содержания, которые были написаны на латинском языке (поэтому и обучение обычно велось также на латинском языке). Для догматическом обучения характерны оторванность знаний от жизни, форм обучения от его содержания.

В XVII в. в Европе на смену догматическому пришло объяснительно-иллюстративное обучение. Данный вид обучения основан на теории сенсуализма — познания посредством чувственного восприятия (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). Основоположник объяснительно-иллюстративного обучения — Я.А. Коменский. Целью этого обучения стало усвоение знаний и их последующее применение на практике. По сравнению с догматическим, объяснительно-иллюстративное обучение требует от ученика более глубокой мыслительной деятельности, однако в целом это пассивно-созерцательное обучение, при котором главная задача учителя сводится к изложению материала таким образом, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. Объяснительно-иллюстративное обучение сегодня является основой традиционной школы. Оно экономит время, затрачиваемое на усвоение знаний, но не способствует развитию самостоятельности, инициативы, творчества.

В XIX в. начинает формироваться развивающее обучение, появление которого связано с именем «учителя немецких учителей» А. Дистервега. Главная цель развивающего обучения заключается в подготовке ученика к самостоятельному освоению знаний, к поиску истины, к независимости суждений в повседневной жизни. Хотя идея организации самостоятельного поиска истины учеником прослеживается уже в сократической беседе, именно Дистервег впервые сформулировал правила развивающего обучения. Он считал развивающий вид обучения наиболее эффективным, оценивая его возможности намного выше объяснительно-иллюстративного обучения (известно его высказывание «Плохой учитель преподносит истину, а хороший — учит её находить». В XX в. развивающее обучение обогащается психологическими знаниями о закономерностях личностного развития. Так, представления о возможностях развивающего обучения существенно расширились благодаря введённому Л.С. Выготским понятию «зона ближайшего развития» (см. рисунок).

Системы обучения детей

Основа развивающего обучения — продуктивная (т.е. не репродуктивная, воспроизводящая, как в объяснительно-иллюстративном обучении, а поисковая, созидающая) деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Учитель не просто транслирует знания, он организует поиск учащимися новых знаний, активизирует память, восприятие, воображение, мышление учащихся. При развивающем обучении учитель должен быть открытым к восприятию и обсуждению различных точек зрения, представляемых учениками в различных формах: в докладах, комментариях и доказательствах, в диалоге, в дискуссии.

Ещё один вид обучения — программированное обучение — появился в 1950-1960-е гг. Его основоположником является американский психолог Б. Скиннер. Программированное обучение основано на кибернетическом подходе, согласно которому.

— обучение рассматривается как сложная динамическая (подвижная, иизменяющаяся) система;
— управление системой осуществляется с помощью посылки команд ученику (непосредственно учителем или с помощью технических средств) и получения обратной связи (т.е. информации о ходе обучения);
— информация, полученная по обратной связи, оценивается учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).

• подача учебной информации небольшими, легко усваиваемыми, порциями;
• установка проверочного задания для контроля и оценки усвоения каждой порции информации;
• предъявление правильного ответа для самоконтроля;
• формулирование дальнейших указаний для ученика в зависимости от результата (правильности / неправильности ответа).

В программированном обучении используется два структурных способа построения программ: линейный и разветвлённый. По линейной программе все учащиеся работают над порциями учебной информации по мере их поступления. Разветвленная программа предусматривает выбор индивидуального пути освоения целостной учебной информации самим учеником.

Кроме описанных выше видов обучения, есть и другие: модульное, проблемное, дистанционное и т.д.

Виды обучения, существующие достаточно долго, сформировались как системы взаимосвязанных форм, методов, приёмов и средств обучения.

Система обучения – это целостное единство взаимосвязанных и взаимодействующих форм, средств, методов и приёмов организации учебного процесса.

Сегодня наиболее распространены классно-урочная и лекционно-семинарская системы обучения, история существования которых насчитывает более 400 лет. И хотя в XIX-XX вв. были созданы очень известные белл-ланкастерская, батавская, мангеймская системы, а также системы обучения по методу проектов, по далтон-плану, плану Трампа и др., они всё же не получили столь широкого распространения как классно-урочная и лекционно-семинарская.

Системы обучения детей

Стоит ли следовать всемирно известным системам или воспитывать ребенка так, как подсказывает интуиция – разбирается 4mama.

Сегодня существует масса систем и методик воспитания ребенка, каждая из которых известна тем или иным результатом. Мы решили вкратце рассмотреть 4 самые популярные системы воспитания и попробовать разобраться — почему же они эффективны.

Системы обучения детей

Что такое система воспитания?

Это совокупность принципов, методик, положенных за основу всего воспитательного процесса, которыми руководствуются родители и которые определяют организационные моменты. Каждая из систем воспитания выделяет за основу один аспект – например, эстетическое, физическое или умственное развитие. Современным родителям очень сложно сделать правильный выбор. Потому что изначально не знаешь, к чему больше будет тяготеть ребенок. Но попробуем выяснить почему это может быть полезно.

В раннем возрасте у ребенка формируется характер, модель поведения и привычки, которые в дальнейшем будут совершенствоваться под влиянием окружающих факторов и общества.

Ошибки, допущенные родителями в воспитании, могут в дальнейшем негативно сказаться на отношениях малыша с окружающими, сверстниками, на трудолюбии и работоспособности и взрослой жизни в целом. Именно поэтому важно ничего не упустить и подойти к воспитательному процессу с определенными знаниями и терпением.

Системы обучения детей

Какие существуют популярные системы воспитания

Немецкая. Данная система является одной из самых строгих. Ее суть заключается в четкой организации времени ребенка – режим дня, питание, обучение и развитие, свободное время и увлечения – для каждого аспекта жизни должно быть выделено четкое количество времени. Оличительной чертой данной системы воспитания является территория. Так, немецкая система воспитания предполагает пространство для ребенка, в котором он волен делать все, что пожелает. Однако на остальной территории дома малыш должен соблюдать установленные правила и порядок. Немецкие женщины никогда не сидят дома – они ведут активный образ жизни, строят карьеру. Именно к этому с детства приучен ребенок: мама – это личность и женщина в первую очередь, которая не обязана сидеть дома. Она также имеет право на личную жизнь и пространство для развития.

Французская. Такая методика имеет некие отличия от немецкой. Она отличается немного большей лояльностью к детям. Однако с детства ребенку объясняют, что родители отдают предпочтение карьере, а не семье. Поэтому французские детские сады принимают на обучение детей, достигших едва ли полугода. Еще одной отличительной чертой такой системы воспитания является сплоченность семьи, соблюдение традиций и уважение семейных ценностей. Если хотите узнать больше об этой методике, есть прекрасная книга «Французские дети не плюются едой». Кстати, ранее одна украинская мама, проживающая в Париже рассказала нам об этой системе все в подробностях.

Системы обучения детей

Японская. Данная система воспитания предполагает свободное поведение ребенка и вседозволенность до 5 лет, строгость в воспитании и полный контроль времени ребенка и расписания с 5 до 15 лет, после чего с ребенком обращаются, как с равным.

Марии Монтессори. Эта система воспитания заключается в абсолютном и полном содействии ребенка в познании окружающего мира. По системе Марии Монтессори воспитывают детей в королевских семьях, в частности принято решение следовать этой системе в Королевской семье Великобритании.

Вне зависимости какой системе воспитания вы отдадите предпочтение, но не следует забывать о том, что каждый ребенок — индивидуум. И индивидуальный подход должен присутствовать в любом случае. Воспитание ребенка регулируется социальными нормами, семейными устоями и привычным режимом, главное – чтобы ваш малыш чувствовал себя комфортно, а вы видели результат.

Системы обучения детей

системы обучения в начальной школе

существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая.

Не стоит «покупаться» на красивое название «развивающая» или отрицать «традиционную» систему. это всего лишь названия. многие традиционные системы были в последние годы переработаны с учетом актуальных идей развивающего обучения. в одной школе в разных классах могут применяться разные системы. вне зависимости от системы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом.

системы обучения в начальной школе

традиционные программы

развивающие программы

«школа России» — программа сочетает традиционные наработки и новейшие достижения по психологии, педагогике, включает в себя элементы развивающего обучения.

«система занкова» — была разработана в 60-х годах и делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. учитель не выдает школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. схема здесь противоположная традиционной. сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. новые дидактические принципы этой системы – это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний. учиться по этой системе довольно трудно, т. к. изучение материала идет быстрым темпом.

«гармония» – выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности. авторы стремятся к гармоничному развитию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

«начальная школа хх1 века» – в программе очень серьезно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника. эта система также реализует основные идеи системы развивающего обучения.

«система эльконина-давыдова» – подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке умение необычно, глубоко мыслить. все обучение построено на групповых дискуссионных формах работы. через эти формы дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. в этой системе отсутствуют отметки. учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника. домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках. большой упор авторы системы сделали на командную работу и отработку коммуникативных навыков: дети проводят свои мини-исследования в группах по 5-7 человек, а затем под руководством учителя обсуждают результаты и приходят к общему выводу. упор делается не на объем усвоенных знаний, а на способы их постижения. ученик должен знать, где и как найти информацию. в результате обучения по данной системе дети умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать мнение другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.

общий недостаток систем занкова, эльконина-давыдова: данные системы не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования.

«школа 2100» – самая распространенная программа в санкт-петербурге. в ней хорошо решена проблема преемственности дошкольного образования, младших и средних классов. она предназначена для изначально более подготовленных детей. ребенок уже должен уметь хорошо читать, иметь широкий для своего возраста кругозор и сильную мотивацию к обучению. время на изучение основных предметов (чтение, математика, русский язык) сокращается, за счет чего вводятся такие предметы, как риторика, история. на каждом уроке учитель дает новый материал. уроков на закрепление и повторение пройденного меньше. Те дети, которые к началу школьного обучения не имеют соответствующих навыков (н-р, не умеют работать по инструкции учителя, не могут концентрировать внимание, у них плохая память), придя учиться по такой программе, сразу же рискуют попасть в группу школьной дезадаптации, а как крайний вариант – могут заработать невротическое расстройство и отвращение к школе.

«вальдорфская система» – значительно отличается от традиционной. она была разработана немецким педагогом рудольфом штайнером (). процесс обучения ребенка тесно связвается с возрастными особенностями его развития. знания по какому-либо предмету ученик получает в тот период, когда он наиболее к этому подготовлен. с 1-го по 8-й класс все основные предметы ведет один преподаватель, прошедший обучение в вальдорфском центре. оценки ученикам не выставляются, их заменяют педагогические характеристики. В начальной школе большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. дети обучаются вышиванию, лепке, резбе по дереву, обработке камня, причем имеют дело исключительно с природными материалами. большое внимание в данной системе уделено физическому развитию ребенка. для воспитанников обязательны занятия музыкой, в том числе обучение игре на струнных инструментах и фортепиано. с начала обучения предметы гуманитарного цикла: литература, вводятся два иностранных языка – немецкий и английский. здесь углубленно изучаются история, история мировой культуры. большое внимание уделяется развитию художественных способностей ребенка.

учитывая, что каждая программа – это совместная работа множества авторов, сложно дать однозначный ответ на вопрос, какая из них предпочтительнее для первоклассника. в одних комплектах выигрышнее представлены гуманитарные дисциплины, в других – точные науки. кроме того, при выборе школы не стоит ставить во главу угла только систему обучения в начальных классах. не менее важны материальная база школы, отзывы родителей учеников: насколько, на их взгляд, комфортно детям учиться, дают ли твердые знания. в любом случае хороший учитель в обычной школе научит ребенка всему, чему положено.

Системы обучения детей

Леонид Владимирович Занков (1901–1977) — один из известнейших ученых в области педагогики, психологии и дефектологии. Его методика развивающего обучения лежит в основе одной из признанных государственных систем обучения в начальной школе. По данным, приведенным методистами, в среднем каждый 4-й российский ученик младшей школы обучается по системе Л.В. Занкова. Это составляет от 15% до 40% от всех школьников РФ в зависимости от региона. Так чем же методика развивающего обучения Л.В. Занкова отличается от традиционной системы обучения?

Суть и цели методики

Методика развивающего обучения Л.В. Занкова охватывает обучение детей с 6 лет до перехода их в старшую школу. Ученый сознательно не создавал методику обучения в старшей школе — он считал, что все самое лучшее можно развить только в младшем школьном возрасте. К примеру, плохая память шестиклассника — это следствие игнорирования ее развития в более раннем возрасте. Скорее всего, она уже не станет лучше.

Цель обучения по методике Занкова — общее развитие ребенка. Оно должно быть направлено не на отдельные компоненты (память, воображение, внимание и т. д.), а на всю психику в целом. Под общим развитием нужно понимать развитие нескольких областей:

Ум (логика, наблюдательность, память, воображение, абстрактное мышление и т. д.);

Коммуникативные навыки (способы общения, умение найти решение в проблемной ситуации);

Воля (заключается в развитии у ребенка умения не только ставить цель, но и мотивировать себя на ее достижение);

Чувства (эстетические, этические);

Однако не нужно думать, что обучение по Занкову принижает ценность фактических знаний. Оно просто смещает акценты на развитие личности ребенка, ведь все перечисленные области жизни человека необходимы именно для достижения им успеха в современном мире.

Еще одна цель обучения — воспитание в ребенке стремления к самостоятельной учебной деятельности, а не к простому получению от учителя необходимых знаний, умений и навыков.

Основа методики

В узком понимании методика развивающего обучения Л.В. Занкова зиждется на трех китах: ведущей роли обучения, согласующейся с трепетным отношением к внутреннему миру ребенка и предоставлением поля для проявления его индивидуальности.

Обучение, воспитание, развитие — едины, словно слиты в один процесс.

Индивидуальный, личностно-ориентированный подход. Каждого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть. Не нужно «подтягивать» «слабого» ученика к «сильному», нужно работать над развитием любого ребенка и верить в его успех, в его силы.

Между учителем и учеником должны быть установлены добрые, доверительные отношения. Только такие отношения могут стать плодотворной почвой для развития познавательной деятельности ребенка. В противном случае у него никогда не проснутся интерес и жажда к познанию. Л.В. Занков утверждал: «Ребенок — это тот же человек, только маленький». Взрослым не следует об этом забывать — по отношению к ребенку ни в коем случае не должны применяться физические наказания, грубость, унижения.

При ответах учеников допускаются любые их ошибки. «Ошибка — находка для учителя», — считал Занков. Речь идет о том, что ученическая ошибка дает учителю возможность найти его «слабое место», понять ход мыслей ребенка и при необходимости направить в нужное русло.

Безусловно, и добрые отношения между учителем и учеником, и допущение возможных ошибок исключают оценочное отношение к ребенку. Выдающийся педагог-новатор В.В. Сухомлинский как-то сравнил оценку с «палкой в руках учителя». Пожалуй, это сравнение актуально и для системы Занкова. Ребенок может говорить, предполагать, ошибаться — он знает, что не получит ненавистную «двойку», за которую его обязательно накажут.

Как известно, одно из направлений современного образования — реализация системно-деятельностного подхода. Можно сказать, что в прошлом веке именно его взял за основу для своей методики Леонид Владимирович. Ведь, по мнению ученого, ребенок должен уметь добывать знания и преодолевать трудности, встречающиеся на этом пути, самостоятельно. Учитель может лишь заинтересовать и направить его. Сам урок проходит в форме дискуссии — ученики могут не согласиться с учителем, затеять спор, в котором выскажут свои аргументы и попытаются отстоять собственную точку зрения.

2 правила для родителей, вытекающие из методики Л.В. Занкова:

Родители не должны готовить с детьми или, того хуже, вместо детей домашние задания. В противном случае учитель попросту не сможет вовремя заметить, что ребенок в чем-то не разобрался.

Родители не должны наказывать ребенка за неуспех, виной которому его индивидуальные особенности, а не, допустим, лень.

Дидактические принципы

Уровень обучения и дидактического материала (заданий) более высокий, чем принятый в традиционной системе обучения.

Как следствие из первого пункта, нет разделения материала «для сильных» и «для слабых» учеников. Ведется работа над развитием каждого ученика.

Высокая скорость изучения материала.

Приоритетная роль теоретических знаний.

Формирование у учеников мотивации к обучению через их эмоции. Главный «толчок» к пробуждению желания познать — удивить. Именно удивление дает импульс интеллектуальному, творческому и нравственному началам ребенка.

Важная роль повторения.

Особенности обучения

Формы обучения весьма разнообразны: это могут быть занятия в классе, в библиотеке, на природе, экскурсии в музеи, в театры, на предприятия, походы на концерты.

Как сказано выше, урок проходит в форме дискуссии, своеобразного полилога.

Ученики ищут ответы на возникающие вопросы самостоятельно, без подсказок учителя. Однако он может задавать наводящие вопросы, предварительно давать соответствующее домашнее задание, каким-то образом направлять. Таким образом, между учениками и учителем налаживается своего рода сотрудничество.

Основные виды заданий — наблюдение, сравнение, группировка, классификация, выяснение закономерностей, постановка умозаключений и анализ выводов.

Задания направлены на поисковую деятельность ребенка. Они должны быть неожиданными и удивляющими, способными пробудить любопытство ученика и побудить его к познанию. Например, это может быть создание проблемной ситуации.

Формирование у детей общей картины мира на основе областей, имеющих богатое содержание. Это наука, естествознание, география, история, философия, литература и другие виды искусства, иностранные языки. Также много внимания на уроках по методике Л.В. Занкова должно уделяться ИЗО, музыке, чтению художественной литературы, труду.

Недостаток системы

Помимо всех достоинств, у системы существует важный и очевидный недостаток, о котором говорят даже сами последователи Л.В. Занкова. Так как методика ученого охватывает исключительно младшую школу, детям, воспитывающимся несколько лет на ее принципах, очень сложно позднее адаптироваться к старшей школе, которая во главу ставит все же несколько иные цели.

Содержимое разработки

Системы обучения детей

Развитие системы обучения детей правилам дорожной безопасности.

Подготовила: Маннанова А.Р.

воспитатель 1кв.кат.

Системы обучения детей

Ребенок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. Поэтому с первых дней пребывания ребенка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода его из детского сада в школу он легко мог ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Системы обучения детей

В образовательном учреждении с дошкольниками организована работа по обучению правилам безопасного поведения на дороге, задачами которой являются:

  • воспитание сознательного отношения к выполнению правил дорожного движения;
  • воспитание культуры поведения и дорожной этики в условиях дорожного движения;
  • развитие мотивации к безопасному поведению;
  • развитие у дошкольников умения ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • формирование личностного и социально – значимого опыта безопасного поведения на дорогах и улицах;

Системы обучения детей

  • формирование навыков самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте;
  • развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;
  • обучение основным правилам дорожного движения;
  • обеспечение каждому ребенку требуемого уровня знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
  • обучение правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
  • формирование у дошкольников устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД).

Системы обучения детей

Предметно-развивающая среда играет большую роль в формировании у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

Предметно-развивающая, игровая среда в каждой группе соответствует программным требованиям и возрастным особенностям детей

Системы обучения детей

  • стенды, уголки по БДД в группах для детей;

Системы обучения детей

  • дидактические игры и пособия;

Системы обучения детей

  • информационные уголки для родителей;

Системы обучения детей

  • транспортная площадка на территории образовательного учреждения.

Системы обучения детей

Формы работы с детьми:

  • Беседы;
  • Целевые прогулки и экскурсии;
  • Подвижные игры;
  • Дидактические игры;
  • Сюжетно – ролевые игры
  • Театрализованные игры
  • Свободная продуктивная деятельность
  • Чтение художественной литературы;
  • Изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций;
  • Музыкально – игровые досуги.
  • Конкурсы, викторины, выставки;
  • Использование видеофильмов, роликов.

Системы обучения детей

По содержанию подвижные игры для обучения детей ПДД можно условно классифицировать на:

Игры, формирующие представления о сигналах светофора и регулировщика;

Игры, формирующие представления о знаках дорожного движения

Формирующие представления об элементах дороги, об участках дорожного движения и правилах их поведения

Комплексные игры-занятия, включающие в себя элементы нескольких или всех игр.

Системы обучения детей

Игры, формирующие представления о сигналах светофора и регулировщика:

  • Ловкий пешеход
  • Эстафета «Красный, желтый, зеленый»
  • Светофор Краски светофора
  • Наш друг светофор
  • Делай, как я!

Игры, формирующие представления о знаках дорожного движения:

  • Угадай знак
  • Что нам скажет дорожный знак?

Игры, формирующие представления об элементах дороги, об участках дорожного движения и правилах их поведения:

  • Кто быстрее?
  • Гараж
  • Как проехать?

Системы обучения детей

Освоение основ ПДД происходит легче, если в процесс познания включаются театрализованные игры:

  • Театрализованные игры по сказке С.Михалкова «Бездельник светофор»
  • Театрализованная игра «Еду, еду в автомобиле»
  • Театрализованная игра по книге Я.Пишумова «Это улица моя»
  • Интегрированная театрализованная совместная деятельность педагога с детьми «Сигналы светофора»
  • Театрализованное развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков»

Системы обучения детей

Видеофильм «Азбука безопасности на дороге » с участием Тетушки Совы :

  • История ПДД
  • В городе
  • Двор,
  • Подъезд
  • Дорога,
  • Знаки
  • Переходы
  • Перекрестки
  • Разные дороги
  • Плохая погода
  • На транспорте
  • Метро,
  • ж/д
  • Малыш в авто
  • Велосипед

Системы обучения детей

Ссылка на основную публикацию