Слабовидящие дети

Слепые дети: острота зрения 0 (0%) – до 0,04 (4%)

  1. Тотально или абсолютно слепые. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения.
  2. Слепые дети со светоощущением. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.
  3. Слепые дети, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, то есть они могут не только отличать свет от тьмы, но и научиться различать цвета.
  4. Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009). В комфортных условиях они видят движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии могут различать цвета, контуры и силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или движения руки перед лицом.
  5. Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. К этой группе относятся дети, острота зрения которых варьируется в пределах 0,01 — 0,04. В тифлолитературе их называют частично видящими или частично зрячими.

Слабовидящие дети: острота зрения 0,05 (5%) – 0,4 (40%)

  1. Слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.
  2. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,1 до 0,2 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.
  3. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,3 до 0,4 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

Зрение детей с тяжелыми органическими поражениями зрительного анализатора, в том числе в сочетании и с функциональными нарушениями, как правило, можно улучшить незначительно. Поэтому по остроте зрения они, в основном, попадают в подкатегорию «Слепые» или «Слабовидящие».

Дети с пониженным зрением: острота зрения – 0,5 (50%) – 0,8 (80 %)

К этой категории относятся дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Если у ребенка имеются только функциональные нарушения зрения, то, чаще всего, его зрение (в том числе и остроту зрения) с помощью лечения можно восстановить. Большую их часть составляют дети с амблиопией и косоглазием.

Дети с остротой зрения 0,9 — 1,0 (90% — 100%) относятся к нормально видящим.

Слабовидящие дети

Классификация детей с нарушением зрения (по остроте зрения)

Слепые дети.

По остроте зрения это дети с остротой зрения от О (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В подкатегорию «Слепые» входят также дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 — 15 градусов или до точки фиксации. Такие дети являются практически слепыми, так как в познавательной и ориентировочной деятельности они весьма ограниченно могут использовать зрение. Таким образом, острота зрения для этой подкатегории не является единственным критерием.

Слабовидящие дети.

К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Если у ребенка имеются только функциональные нарушения зрения, то, чаще всего, его зрение (в том числе и остроту зрения) с помощью лечения можно восстановить. По остроте зрения в период лечения эти дети оказываются чаще всего в подкатегории «Дети с пониженным зрением». Большую их часть составляют дети с амблиопией и косоглазием.

Дети с остротой зрения 0,9 — 1,0 (90% — 100%) относятся к нормально видящим.

1. Тотально или абсолютно слепые. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения.

2. Слепые дети со светоощущением. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.

3. Слепые дети, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, то есть они могут не только отличать свет от тьмы, но и научиться различать цвета.

4. Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009). В комфортных условиях они видят движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии могут различать цвета, контуры и силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или движения руки перед лицом.

5. Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. К этой группе относятся дети, острота зрения которых варьируется в пределах 0,01 — 0,04. В тифлолитературе их называют частично видящими или частично зрячими.

1. Слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

2. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,1 до 0,2 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

3. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,3 до 0,4 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

Зрение детей с тяжелыми органическими поражениями зрительного анализатора, в том числе в сочетании и с функциональными нарушениями, как правило, можно улучшить незначительно. Поэтому по остроте зрения они, в основном, попадают в подкатегорию «Слепые» или «Слабовидящие».

В России действует более 1,5 тысяч коррекционных школ и свыше 13 тысяч коррекционных классов, которые открыты на базе массовых общеобразовательных учреждений. Куда отдать учиться ребенка с нарушениями зрения? Обсудим эту важную тему в статье.

Слабовидящие дети

Обычная и коррекционная школа — в чем разница?

В обучении слепых и слабовидящих детей существует два основных подхода. Первый означает, что ребенок посещает обычную школу наряду со здоровыми сверстниками. Руководство и педагоги образовательного учреждения прилагают усилия, чтобы создать необходимые условия для комфортного обучения таких детей и помочь им органично влиться в коллектив сверстников.

Второй подход предполагает, что ребенок со зрительными нарушениями посещает коррекционную школу, где заведомо созданы специальные условия для успешного развития и социальной адаптации.

Среди родителей существует миф, что школа коррекции создана для детей, отстающих в развитии. Поэтому многие не хотят отдавать сюда своего ребенка. На практике спецшкола дает такое же образование, как и обычная, дети в конце обучения сдают такие же экзамены и получают тот же аттестат, что и зрячие сверстники.
Отличие спецшколы для незрячих от обычной — в том, что условия обучения здесь более приспособлены для слепых и слабовидящих. Здесь работают тифлопедагоги, которые специально обучались работе со слабовидящими. Есть специальные приборы, устройства, пособия, которые облегчают незрячим процесс обучения. Например, это мониторы со шрифтом Брайля, крупношрифтовые учебники, увеличительные приборы и т.д.

В обычных школах, где слабовидящие школьники учатся вместе со зрячими ровесниками, часто не хватает специализированной учебной литературы, спецоборудования и штата профессиональных тифлопедагогов. Также инфраструктура многих массовых учреждений не рассчитана на ребят с инвалидностью — нет пандусов, лифтов, контрастного оформления дверей, что ограничивает свободное перемещение.

Слабовидящие дети

Проблема выбора

Ряд специалистов считает, что ребята с нарушениями зрения должны учиться в интернатах и спецшколах, где они могут получить образование в максимально комфортных для себя условиях.
Сторонники инклюзивного образования убеждены, что человек с нарушениями зрения должен как можно раньше влиться в социальную среду зрячих, и обычный или коррекционный класс массовой школы как нельзя лучше подходит для решения этой задачи.

На практике при выборе образовательного учреждения родители учитывают целый ряд факторов:

  • Степень нарушения зрения (со слабовидением проще учиться в массовой школе, чем с полной слепотой);
  • Наличие необходимых условий для обучения инвалида по зрению;
  • Профессиональные качества и отношение педагога к «особому» ученику;
  • Отношения со сверстниками. Если зрячие ровесники относятся уважительно, принимают слабовидящего в свою компанию, то ему проще влиться в коллектив и продолжить обучение в обычной школе;
  • Характер и пожелания будущего ученика. Выбирая школу для слабовидящего, полезно для начала спросить — чего хочет он сам. И, конечно, важно учитывать, насколько он коммуникабелен, активен, способен отстаивать свои интересы.

Слепые дети: острота зрения 0 (0%) – до 0,04 (4%)

  1. Тотально или абсолютно слепые. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения.
  2. Слепые дети со светоощущением. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.
  3. Слепые дети, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, то есть они могут не только отличать свет от тьмы, но и научиться различать цвета.
  4. Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009). В комфортных условиях они видят движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии могут различать цвета, контуры и силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или движения руки перед лицом.
  5. Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. К этой группе относятся дети, острота зрения которых варьируется в пределах 0,01 — 0,04. В тифлолитературе их называют частично видящими или частично зрячими.

Слабовидящие дети: острота зрения 0,05 (5%) – 0,4 (40%)

  1. Слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.
  2. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,1 до 0,2 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.
  3. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,3 до 0,4 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

Зрение детей с тяжелыми органическими поражениями зрительного анализатора, в том числе в сочетании и с функциональными нарушениями, как правило, можно улучшить незначительно. Поэтому по остроте зрения они, в основном, попадают в подкатегорию «Слепые» или «Слабовидящие».

Дети с пониженным зрением: острота зрения – 0,5 (50%) – 0,8 (80 %)

К этой категории относятся дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Если у ребенка имеются только функциональные нарушения зрения, то, чаще всего, его зрение (в том числе и остроту зрения) с помощью лечения можно восстановить. Большую их часть составляют дети с амблиопией и косоглазием.

Дети с остротой зрения 0,9 — 1,0 (90% — 100%) относятся к нормально видящим.

Слабовидящие дети

Классификация детей с нарушением зрения (по остроте зрения)

Слепые дети.

По остроте зрения это дети с остротой зрения от О (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В подкатегорию «Слепые» входят также дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 — 15 градусов или до точки фиксации. Такие дети являются практически слепыми, так как в познавательной и ориентировочной деятельности они весьма ограниченно могут использовать зрение. Таким образом, острота зрения для этой подкатегории не является единственным критерием.

Слабовидящие дети.

К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Если у ребенка имеются только функциональные нарушения зрения, то, чаще всего, его зрение (в том числе и остроту зрения) с помощью лечения можно восстановить. По остроте зрения в период лечения эти дети оказываются чаще всего в подкатегории «Дети с пониженным зрением». Большую их часть составляют дети с амблиопией и косоглазием.

Дети с остротой зрения 0,9 — 1,0 (90% — 100%) относятся к нормально видящим.

1. Тотально или абсолютно слепые. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения.

2. Слепые дети со светоощущением. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.

3. Слепые дети, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, то есть они могут не только отличать свет от тьмы, но и научиться различать цвета.

4. Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009). В комфортных условиях они видят движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии могут различать цвета, контуры и силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или движения руки перед лицом.

5. Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. К этой группе относятся дети, острота зрения которых варьируется в пределах 0,01 — 0,04. В тифлолитературе их называют частично видящими или частично зрячими.

1. Слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

2. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,1 до 0,2 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

3. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,3 до 0,4 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

Зрение детей с тяжелыми органическими поражениями зрительного анализатора, в том числе в сочетании и с функциональными нарушениями, как правило, можно улучшить незначительно. Поэтому по остроте зрения они, в основном, попадают в подкатегорию «Слепые» или «Слабовидящие».

Слабовидящие дети

Уже в следующем году во всей стране останется немногим больше полусотни спецбиблиотек для незрячих людей на всю страну, а точнее — 52, в начале века их было на три десятка больше, сообщила «Российской газете» директор Российской государственной библиотеки для слепых Елена Захарова. «Как методический и координационный центр наше учреждение анализирует информацию о деятельности других специальных библиотек. Так вот, десять лет назад мы впервые столкнулись с оптимизацией, которая сегодня фактически приводит к сворачиванию нашей деятельности», — сказала она.

Слабовидящие дети

Слабовидящие дети

Захарова пояснила, что за сто лет в стране сложилась уникальная система библиотечного обслуживания инвалидов. Библиотеки создавались в самых крупных региональных центрах, у каждой из них была своя сеть нестационарного обслуживания, куда входили филиалы, пункты выдачи специзданий, которые открывались на предприятиях, где работают инвалиды, в домах отдыха и во всех местах пребывания незрячих.

Однако с 2010 года по решению региональных властей, сокращающих расходы на содержание бюджетных учреждений, специальные библиотеки стали присоединяться к универсальным и становиться их структурными подразделениями — отделами, кафедрами, филиалами.

«Как только специализированная библиотека теряет свою самостоятельность, она вынуждена подстраиваться под деятельность того учреждения, к которому ее присоединили, — говорит Захарова. — И оно может быть замечательным, но выполнять функции специализированного учреждения в полном объеме не станет, обеспечение людей с нарушением зрения новой литературой для него не будет приоритетным».

Именно поэтому в таких специализированных структурных подразделениях в первую очередь прекращается поступление новых книг для слепых людей, не обновляется техника, тогда как незрячим нужны адаптивные устройства для самостоятельного доступа к информации и литературе. Ограничивается количество специализированных услуг для читателей: ведь библиотеки для слепых, как правило, не только выдают книги, они создают уникальные ресурсы, которые больше никто не производит. «У нас, например, есть студия звукозаписи, свои комплексы брайлевской печати для обеспечения пользователей оперативной информацией. Мы делаем рельефную графику, создаем трехмерные объемные модели, которые помогают незрячим лучше понять какие-то вещи», — рассказывает Захарова.

После оптимизации структурные подразделения не могут ничего нового предложить своим читателям, поэтому интерес к ним постепенно пропадает, граждане с инвалидностью реже посещают такую библиотеку, в результате они закрываются.

Где учиться детям с нарушениями зрения

За последние пять лет в России закрылись 153 коррекционные школы для слепых и слабовидящих детей, и они продолжают закрываться, несмотря на формальный запрет, рассказали «РГ» во Всероссийском организации родителей детей инвалидов (ВОРДИ). В числе причин — недофинансирование, с которым часть из них столкнулись после оптимизации, оказавшись структурными подразделениями общеобразовательных школ.

Слабовидящие дети

Слабовидящие дети

Как отмечает федеральный куратор направления образования ВОРДИ Ольга Седых, обучение слепого ребенка обходится в 10 раз дороже, чем здорового. Для него требуется специальное оборудование, дополнительный штат работников — дефектологов, тьюторов. Незрячие и слабовидящие дети не могут учиться без помощи узких специалистов, потому что у них особенное восприятие информации. «Сегодня в средних школах не то что на ремонты, а на мытье полов родительские комитеты скидываются, — говорит она, — ни о каком спецобразовании не может быть и речи». К тому же детям с проблемами по зрению требуется ежедневное медицинское наблюдение, а в общеобразовательных школах иногда даже медкабинета нет, как, например, в городе Беловске Волгоградской области. Там уже пять лет после оптимизации — присоединения коррекционной школы к общеобразовательной — медкабинет не работает. И это притом что в целом регион показательный по организации коррекционного образования для детей-инвалидов с различными нозологиями. Он один из немногих, где сохранена сеть из 24 специализированных образовательных учреждений, в которых обучаются более трех тысяч детей.

В других регионах сегодня вместо коррекционного детям с проблемами по зрению предлагают инклюзивное образование: то есть учиться со здоровыми детьми в обычной школе. Как рассказал председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев, по итогам мониторинга общественников, инфраструктура половины обследуемых образовательных учреждений подходит для слабовидящих учащихся: над входом школ хорошо распознается яркая вывеска, есть контрастные дверные полотна, поручни, звуковые и световые маяки, на крайних ступенях лестниц, первых и последних, нанесена специальная разметка. Более того, 8% общеобразовательных школ в 43 российских регионах признаны абсолютно адаптированными для инвалидов по зрению, но именно — по доступной среде, а не по доступности образования, подчеркнул он.

Сегодня число инвалидов по зрению в стране, по данным минтруда, составляет почти 303 тысячи человек. Большинство из них живут активной жизнью. Во Всероссийском обществе слепых подчеркнули, что около 100 тысяч незрячих граждан занимаются спортом, десятки тысяч увлекаются музыкой, регулярно принимают участие во всероссийских и международных конкурсах и фестивалях. На предприятиях работают более шести тысяч слепых россиян, которые выпускают продукцию, востребованную в самых разных отраслях экономики, ежегодно они производят товаров на более чем 11,4 млрд рублей.

Среди инвалидов по зрению много знаменитых и образованных людей, которые не смогли бы самореализоваться, если бы они не имели возможности учиться, читать литературу по Брайлю или слушать «говорящие» книги.

Слабовидящие дети

В школе, куда закупили тактильный портрет Путина, нет слепых детей

Сегодня на всю Россию прогремела новость о закупке для сельской школы из Ярославской области тактильных 3D-портретов Владимира Путина, Дональда Трампа и других известных личностей. Как объяснили чиновники, это было сделано для того, чтобы слепые и слабовидящие дети могли «прочитать» внешность этих людей и представляли, как они выглядят. Только, как выяснилось, в этом районе нет детей, кому бы это могло понадобиться.

— В прошлом году в Вощажниковской школе учился один слабовидящий мальчик в девятом классе, — рассказали в отделе образования администрации Борисоглебского района Ярославской области. — На сегодняшний день ни слепых, ни слабовидящих детей там нет.

Напомним, в конце февраля в Ярославской области «Единая служба заказчика» объявила закупку на строительно-монтажные работы в школе в селе Вощажниково Борисоглебского района на сумму 375 миллионов рублей.

— Новая школа будет построена вместо старой, в которой дети учатся сейчас, — объяснил заместитель главы Вощажниковского сельского поселения Иван Белков. — То есть просто дети из одной школы перейдут в другую. А старая закроется.

Чиновники говорят, что школу в селе Вощажниково построят в 2022 году. Мол, губернатор попросил денег у председателя правительства России Михаила Мишустина, и тот идею поддержал. А пока там еще даже и фундамента нет.

— Школа в Вощажникове будет двухэтажной, она рассчитана на 240 учащихся с первого по одиннадцатый класс, — сообщил зампредседателя правительства Ярославской области Виктор Неженец. — В здании обустроят 15 кабинетов, в каждом — не более 16 учеников. На первом этаже разместятся столовая, медкабинет, музей и гардеробы, на втором — библиотека с читальным залом, актовый зал и административно-технические помещения. Также предусмотрены большой спортзал, кабинеты для занятий искусством. Планируется, что отдельное учебное крыло школы отведут под кружки и секции.

А еще, как выяснилось, планируется организовать там специальные тактильные 3D-портреты для слепых и слабовидящих детей.

— Закупка и поставка тактильных репродукций картин и портретов на сумму 26,5 тысячи рублей будет произведена позже в рамках другого контракта, — уточнили в департаменте строительства Ярославской области. — Что касается персоналий для 12 тактильных 3D-портретов, данный выбор был сделан на основе учебной общеобразовательной программы.

Ранее в департаменте образования Ярославской области объяснили, что в список персоналий для тактильных портретов вошли люди, чья биография и роль в истории изучаются в рамках школьной программы.

Слабовидящие дети

Классификация детей с нарушением зрения (по остроте зрения)

Слепые дети.

По остроте зрения это дети с остротой зрения от О (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В подкатегорию «Слепые» входят также дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 — 15 градусов или до точки фиксации. Такие дети являются практически слепыми, так как в познавательной и ориентировочной деятельности они весьма ограниченно могут использовать зрение. Таким образом, острота зрения для этой подкатегории не является единственным критерием.

Слабовидящие дети.

К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Если у ребенка имеются только функциональные нарушения зрения, то, чаще всего, его зрение (в том числе и остроту зрения) с помощью лечения можно восстановить. По остроте зрения в период лечения эти дети оказываются чаще всего в подкатегории «Дети с пониженным зрением». Большую их часть составляют дети с амблиопией и косоглазием.

Дети с остротой зрения 0,9 — 1,0 (90% — 100%) относятся к нормально видящим.

1. Тотально или абсолютно слепые. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения.

2. Слепые дети со светоощущением. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.

3. Слепые дети, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, то есть они могут не только отличать свет от тьмы, но и научиться различать цвета.

4. Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009). В комфортных условиях они видят движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии могут различать цвета, контуры и силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или движения руки перед лицом.

5. Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. К этой группе относятся дети, острота зрения которых варьируется в пределах 0,01 — 0,04. В тифлолитературе их называют частично видящими или частично зрячими.

1. Слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

2. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,1 до 0,2 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

3. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,3 до 0,4 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

Зрение детей с тяжелыми органическими поражениями зрительного анализатора, в том числе в сочетании и с функциональными нарушениями, как правило, можно улучшить незначительно. Поэтому по остроте зрения они, в основном, попадают в подкатегорию «Слепые» или «Слабовидящие».

Слепые дети: острота зрения 0 (0%) – до 0,04 (4%)

  1. Тотально или абсолютно слепые. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения.
  2. Слепые дети со светоощущением. При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.
  3. Слепые дети, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, то есть они могут не только отличать свет от тьмы, но и научиться различать цвета.
  4. Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009). В комфортных условиях они видят движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии могут различать цвета, контуры и силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или движения руки перед лицом.
  5. Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. К этой группе относятся дети, острота зрения которых варьируется в пределах 0,01 — 0,04. В тифлолитературе их называют частично видящими или частично зрячими.

Слабовидящие дети: острота зрения 0,05 (5%) – 0,4 (40%)

  1. Слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.
  2. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,1 до 0,2 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.
  3. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,3 до 0,4 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

Зрение детей с тяжелыми органическими поражениями зрительного анализатора, в том числе в сочетании и с функциональными нарушениями, как правило, можно улучшить незначительно. Поэтому по остроте зрения они, в основном, попадают в подкатегорию «Слепые» или «Слабовидящие».

Дети с пониженным зрением: острота зрения – 0,5 (50%) – 0,8 (80 %)

К этой категории относятся дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Если у ребенка имеются только функциональные нарушения зрения, то, чаще всего, его зрение (в том числе и остроту зрения) с помощью лечения можно восстановить. Большую их часть составляют дети с амблиопией и косоглазием.

Дети с остротой зрения 0,9 — 1,0 (90% — 100%) относятся к нормально видящим.

В России действует более 1,5 тысяч коррекционных школ и свыше 13 тысяч коррекционных классов, которые открыты на базе массовых общеобразовательных учреждений. Куда отдать учиться ребенка с нарушениями зрения? Обсудим эту важную тему в статье.

Слабовидящие дети

Обычная и коррекционная школа — в чем разница?

В обучении слепых и слабовидящих детей существует два основных подхода. Первый означает, что ребенок посещает обычную школу наряду со здоровыми сверстниками. Руководство и педагоги образовательного учреждения прилагают усилия, чтобы создать необходимые условия для комфортного обучения таких детей и помочь им органично влиться в коллектив сверстников.

Второй подход предполагает, что ребенок со зрительными нарушениями посещает коррекционную школу, где заведомо созданы специальные условия для успешного развития и социальной адаптации.

Среди родителей существует миф, что школа коррекции создана для детей, отстающих в развитии. Поэтому многие не хотят отдавать сюда своего ребенка. На практике спецшкола дает такое же образование, как и обычная, дети в конце обучения сдают такие же экзамены и получают тот же аттестат, что и зрячие сверстники.
Отличие спецшколы для незрячих от обычной — в том, что условия обучения здесь более приспособлены для слепых и слабовидящих. Здесь работают тифлопедагоги, которые специально обучались работе со слабовидящими. Есть специальные приборы, устройства, пособия, которые облегчают незрячим процесс обучения. Например, это мониторы со шрифтом Брайля, крупношрифтовые учебники, увеличительные приборы и т.д.

В обычных школах, где слабовидящие школьники учатся вместе со зрячими ровесниками, часто не хватает специализированной учебной литературы, спецоборудования и штата профессиональных тифлопедагогов. Также инфраструктура многих массовых учреждений не рассчитана на ребят с инвалидностью — нет пандусов, лифтов, контрастного оформления дверей, что ограничивает свободное перемещение.

Слабовидящие дети

Проблема выбора

Ряд специалистов считает, что ребята с нарушениями зрения должны учиться в интернатах и спецшколах, где они могут получить образование в максимально комфортных для себя условиях.
Сторонники инклюзивного образования убеждены, что человек с нарушениями зрения должен как можно раньше влиться в социальную среду зрячих, и обычный или коррекционный класс массовой школы как нельзя лучше подходит для решения этой задачи.

На практике при выборе образовательного учреждения родители учитывают целый ряд факторов:

  • Степень нарушения зрения (со слабовидением проще учиться в массовой школе, чем с полной слепотой);
  • Наличие необходимых условий для обучения инвалида по зрению;
  • Профессиональные качества и отношение педагога к «особому» ученику;
  • Отношения со сверстниками. Если зрячие ровесники относятся уважительно, принимают слабовидящего в свою компанию, то ему проще влиться в коллектив и продолжить обучение в обычной школе;
  • Характер и пожелания будущего ученика. Выбирая школу для слабовидящего, полезно для начала спросить — чего хочет он сам. И, конечно, важно учитывать, насколько он коммуникабелен, активен, способен отстаивать свои интересы.
Ссылка на основную публикацию