Творчество в детском возрасте

Детское творчество – очень обширная, важная тема, в ней разбираются далеко не все родители. Мы решили прийти на помощь! Мы расскажем о детском творчестве в целом, его особенностях, на конкретных примерах покажем, чем заняться вместе с ребёнком.

Детское творчество

Творчество – продуктивная деятельность для развития ребёнка, она необходима малышам! В раннем возрасте дети проявляют многие способности и умения в играх и творчестве – рисуют, лепят, мило танцуют для мамы и папы под весёлые песенки, самостоятельно делают открытки к праздникам.

Творчество подразумевает освоение новых навыков, нового опыта — это созидательная деятельность, она направлена на создание чего-либо. Главное в творчестве не результат, а процесс.

Важную роль в творчестве играет воображение. Если ребёнок может что-то представить, нафантазировать, то он вполне может перенести это на бумагу, сделать из пластилина.

Детское творчество помогает развить:

  • Трудолюбие;
  • Усидчивость (или, наоборот, активность);
  • Внимательность, наблюдательность;
  • Воображение;
  • Интеллект;
  • Память.

И это не весь список!

Конечно, нельзя заставлять ребёнка заниматься творчеством, если у него нет желания. Лучше поискать более подходящую сферу, ассортимент весьма широкий.

Виды детского творчества

Творчество в детском возрасте

Художественное

Самая большая творческая область. Распространённые детские занятия:

  • Аппликация;
  • Рисование;
  • Литература;
  • Лепка и др.

Все психологи единогласно утверждают: детские рисунки – важнейшая часть формирования личности, её развития. Рисуя, ребёнок придумывает не просто сцену, а целую историю. Он передаёт в рисунках знакомые предметы и своё восприятие. По рисункам можно проанализировать текущее состояние ребёнка и гармоничность детского роста и развития.

Техническое

  • Моделирования;
  • Конструирование;
  • Сборка схем, приборов;
  • Робототехника и др.

Техническое творчество является более узко направленным, чем художественное. Оно часто помогает определиться с профессией, позволяет детям приблизиться к настоящей науке, даёт возможность исследовать большой и неизвестный мир.

Творчество в детском возрасте

Музыкальное

Просто и понятно:

  • Вокальное исполнение;
  • Танцы;
  • Игра на музыкальных инструментах;
  • Хоровое пение и др.

Благодаря этим занятиям хорошо развивается координация, музыкальный слух, чувство ритма, моторика и т. д.

Музыкальное творчество – первое в жизни малыша. Двигаться под музыку он начинает раньше, чем ходить.

Приведём примеры совместных занятий родителей и детей.

  • Рисование. Задействуем: бумага, карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, губка/ватные палочки, камни.
  • Лепка. Задействуем: пластилин, масса для лепки, солёное тесто, глина, воск, украшения.
  • Аппликация. Задействуем: бумага, картон, природные материалы (шишки, листики и т. д.), клей, краски.
  • Создание гербария. Задействуем: сухие листья, цветы, остальные материалы, которые можно собрать на улице, бумага, картон, клей.
  • Готовка. Задействуем: любые продукты, которые найдёте в холодильнике.
  • Техническая деятельность. Задействуем: специальные наборы для проведения опытов, конструирования, моделирования, создания механизмов.
  • Домашний театр. Задействуем: сказки, одежда, самостоятельно созданные декорации.
  • Танцы. Задействуем: самостоятельно составленный плейлист и колонка.

Как видите, спектр творческих занятий действительно поражает многообразием и разносторонним применением!

Многие родители уже в раннем возрасте торопятся отдать малыша в творческую секцию или кружок, очередной важный вопрос – как правильно выбрать место, где ребёнок будет комфортно себя чувствовать, получать удовольствие и пользу от занятий творчеством.

Творчество в детском возрасте

Как выбрать творческую секцию для ребенка?

Шаг 1: определитесь с направлением

Обратите внимание, чем нравится заниматься ребёнку. Подробно расспросите, хочет ли он заниматься, если хочет, то чем. Прислушайтесь к желаниям ребёнка. Помните, малыш ещё находится в поисках любимого увлечения, поэтому ему постоянно интересно что-то новое, то, чего он ещё не пробовал.

Шаг 2: проанализируйте карту

Да, кружок или секция должны находиться как можно ближе к вашему дому. От постоянных поездок в общественном транспорте могут накапливаться усталость и стресс, они будут ассоциироваться у ребёнка с любимым творческим занятием.

Шаг 3: посмотрите фотографии

Найдите сайт организации, куда собираетесь отдать ребёнка, её социальные сети. Посмотрите на активность, современность страниц. И самое важное – обратите внимание на фотографии. Если там есть снимки с детьми и родителями с мероприятий, мастер-классов, занятий студии или кружка, то будет легко понять, насколько ответственно там относятся к своим посетителям и ученикам. Если на снимках не будет детей и их работ – это повод задуматься.

Шаг 4: найдите отзывы в интернете

Это самый очевидный и простой шаг. Вам нужно посмотреть на комментарии, которые оставлены другими родителями. Очень часто люди в отзывах расписывают плюсы и минусы организаций, что-нибудь советуют, рекомендуют. Только не попадитесь на уловки: в интернете большое количество комментариев оставляют не живые люди, а боты.

Творчество в детском возрастеВ каждом из нас живет творческая личность. И у каждого есть творческие способности. Они разные. У каждого свои. Но они непременно есть.

Просто иногда мы об этом даже не догадываемся или не задумываемся, а поэтому и не развиваем их.
Но стоит к себе внимательнее присмотреться, и, наверняка, обнаружишь в себе определенные творческие нотки.

Содержание

    Что такое творчествоДетское творчество и его основные видыКак определить свои творческие способности

Что такое творчество

По определению это процесс создания человеком новых уникальных материальных и духовных ценностей (продуктов, вещей). Каждый человек уникален. А значит, и все, что он создает, уникально и неповторимо.

Приведу для наглядности два примера.

А) Мы, находясь в одной комнате, видим перед собой, казалось бы, один тот же вид из окна, но если нас попросят нарисовать то, что мы видим, каждый из нас нарисует свою картину, выделив и акцентировав внимание на разных фрагментах увиденного и раскрасив картину в свои цвета.

Б) Мы знаем, как выглядит, например, бабочка, но каждый из нас, делая ее в виде поделки, даже имея одну и ту же выкройку, создаст свою неповторимую бабочку, выбрав разный материал для поделки и разное цветовое сочетание.

А знаешь ли ты как происходит сам процесс творчества? Сейчас я расскажу тебе обо всем по порядку.

В процессе изучения и познания окружающего мира у тебя возникает идея создать или сделать что-то эдакое. Возможно, это и не твоя идея, а идея, предложенная тебе взрослыми, но она пришлась тебе по душе, и ты хочешь ее осуществить. Итак, сначала возникла идея для творчества. Что дальше?

Теперь надо определить, что тебе необходимо для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь. Например, чтобы нарисовать обычный рисунок нужен альбом или бумага для рисования, краски, фломастеры или карандаши. То есть подготавливаем средства для осуществления творческой идеи. А дальше дело за твоей фантазией, воображением и мастерством (умением).

И наконец, после воплощения твоей творческой идеи в жизнь, тебе надо оценить результат своего творчества. Для начала надо понять, нравится ли в первую очередь тебе этот результат и есть ли желание у тебя и далее творить что-то в этом направлении. Потом можно узнать мнение окружающих. Учти, что мнение окружающих может не совпадать с твоими ощущениями и впечатлениями от созданного (история знает много случаев, когда гениев не признавали).

Но главное в творчестве – это желание творить, стремление создавать что-то новое, необычное и через творчество дарить любовь и добро окружающим тебя людям.

Детское творчество и его основные виды

Детское творчество ничем, в принципе, не отличается от творчества «взрослого». Разве что тем, что создается оно детьми, а как известно, у детей по сравнению со взрослыми более развито воображение и фантазия.

Дети несколько иначе воспринимают окружающий мир, что делает их творчество особо притягательным.
В детях нет страха творить, они открыты миру, с детской непосредственностью, восторгом и чистотой мечтаний впитывают все его проявления, радуясь каждому новому, даже крошечному, для себя открытию.

Детское творчество можно подразделить на три основные вида: художественное, техническое и музыкальное. Хотя, как ты понимаешь, есть дети, которые совершают открытия (это научное творчество) и обучают сверстников новым знаниям (это педагогическое творчество), занимаясь таким образом «взрослыми» видами творчества.

Детское художественное творчество

это:
— рисование с использованием разнообразных средств для рисования,
— лепка поделок из глины и пластилина,
— создание художественные композиций, поделок и аппликаций из различных природных и искусственных материалов,
— вышивание,
— создание литературных и музыкальных произведений (стихов, сказок, рассказов, песен, музыки).

Техническое детское творчество

предполагает конструирование и моделирование разнообразных приборов, моделей, механизмов (например, кораблей, разнообразных летательных аппаратов, игрушек, оригами, калейдоскопов…)

Музыкальное детское творчество

представлено игрой на различных музыкальных инструментах, пением, танцами и ритмикой.

В каждом из этих видов детского творчества ты можешь выбрать себе занятие по душе, проявив в полной мере свои творческие способности.

Как определить свои творческие способности

Творческим человеком можно назвать любого, кто использует необычные подходы к созданию чего-то нового или преобразованию всем давно известного.

В творческом процессе участвует наше воображение, наше восприятие окружающего мира и мастерство, которое приобретается и накапливается постепенно. А еще немаловажный факт: творческий человек непременно вкладывает в свои творения душу и любовь.

Творчество – это дар, данный человеку свыше, но дар этот можно потерять, если вовремя его не определить в себе и не развивать. Как же можно определить, какие творческие способности есть именно у тебя?

Я, конечно, не большой специалист по распознаванию творческого начала в людях, но уверена, что ты самостоятельно это сможешь сделать, если внимательно прислушаешься к себе и своим желаниям.

Подумай, что тебе больше всего нравится делать: рисовать, создавать поделки, танцевать, играть на каком-то музыкальном инструменте, петь, фотографировать или еще что-то? Таких занятий по душе у каждого из нас может быть много и это отлично, ведь мы должны быть разносторонне развитыми личностями. Но сильно много это не всегда хорошо. Можно просто не увидеть главного!

Поэтому постарайся выбрать из множества занятий, которые тебе по душе, два-три. Те, от которых ты получаешь больше всего положительных эмоций и которыми чаще всего предпочитаешь заниматься в свободное время.

Ну, и наконец, постарайся понять (если не получится, обратись за помощью к взрослым или к друзьям), что из выбранного получается у тебя лучше всего. Хотя, как я говорила уже выше, главное — это твое ощущение и восприятие выбранного тобой вида творчества. Не всем дано быть гениями, но всем дано заниматься любимым делом!

Это и будет твоя творческая нотка, творческая способность, которую необходимо развивать.

Ты еще в начале своего творческого пути, впереди тебя ждут много творческих начинаний, удач и творческих «провалов», но как истинно творческий человек – никогда не бросай любимого дела, не опускай руки, верь в чудо и люби то, что ты делаешь! И тогда у тебя все получится!

На нашем сайте и в нашем журнале в рубрике Творчество ты найдешь мастер-классы по изготовлению разнообразных поделок, открыток, аппликаций из различных материалов, раскраски для детей, а также другие интересные материалы.

Позже мы поговорим с тобой о том, как развивать свои творческие способности.

Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые чаще всего выражаются в играх детей. Ребенок, который, сидя верхом на стуле, воображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью, ребенок, который в игре превращается в разбойника, в солдата, в моряка, — все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества. Конечно, в своих играх они воспроизводят многое из того, что они видели. Всем известно, какая огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игры ребенка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и, тем не менее, эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Также точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.

«Мальчик трех с половиной лет, — рассказывает Рибо, — увидев хромого, шедшего по дороге, вскричал: «Мама, посмотри, какая нога у этого бедного человека!» Затем начинается роман: он сидел на высокой лошади, он упал на большой камень, он больно ушиб себе ногу; надо бы найти какой-нибудь порошок, чтобы ее вылечить» [8, с. 16].

Комбинация знакомых ребенку элементов представляет уже нечто новое, творческое, принадлежащее самому ребенку, а не просто воспроизводящее то, что ребенок имел случай наблюдать или видеть. Вот это умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу творчества.

С полной справедливостью многие авторы указывают на то, что корни такого творческого комбинирования могут быть замечены еще в играх животных. Игра животного также очень часто представляет собой продукт двигательного воображения. Однако эти начатки творческого воображения у животных не могли получить в условиях их жизни сколько-нибудь прочного и крепкого развития, и только человек развил эту форму деятельности до ее настоящей красоты [22, с. 219 — 220].

Однако возникает вопрос: как же происходит эта творческая комбинирующая деятельность? Откуда она возникает, чем она обусловлена и каким подчиняется законам в своем течении? Психологический анализ этой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Далее она не стоит особняком в поведении человека, но оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности, и в частности от накопления опыта.

Воображение и творчество в детском возрасте

Творчество в детском возрасте

Выготский Л. С. – М.: Просвещение ,1991. – 93 с.: ил./ Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – ISBN 5-09-003428-1

В книге известного советского психолога Л.С. Выготского (1896—1934) рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. Впервые увидевшая свет в 1930 году и переизданная «Просвещением» в 1967 году, эта работа не вошла в шеститомное собрание сочинений психолога, но не потеряла своей актуальности и практической ценности. Книга снабжена специальным послесловием, в котором дается оценка трудам Л.С. Выготского в области детского творчества.
Педагоги и родители найдут в книге немало полезных сведений о литературном, театральном и изобразительном творчестве дошкольников и младших школьников.

Несколько выдержек из книги:

Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Было бы чудом, если бы воображение могло создавать из ничего или если бы оно имело другие источники для своих созданий, кроме прежнего опыта. (8 – 9)

Здесь мы находим первый и самый важный закон, которому подчиняется деятельность воображения. Этот закон можно формулировать так: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта.
Если проследить историю великих изобретений, великих открытий, то почти всегда можно установить, что они явились в результате огромного, накопленного прежде опыта. Именно с этого накопления опыта и начинается всякое воображение. Чем богаче опыт, тем при прочих равных условиях богаче должно быть и во­ображение. (10)

Уже из этой первой формы связи фантазии и реальности легко видеть, в какой степени неправильно противопоставление их друг другу. Комбинирующая деятельность нашего мозга оказывается не чем-то абсолютно новым по сравнению с его сохраняющей деятельностью, а только дальнейшим усложнением этой первой. Фантазия не противоположна памяти, но опирается на нее и располагает ее данные все в новые и новые сочетания. Комбинирующая деятельность мозга основывается в конечном счете на том же – сохранении в мозгу следов от прежних возбуждений, и вся новизна этой функции сводится только к тому, что, располагая следами этих возбуждений, мозг комбинирует их в такие сочетания, которые не встречались в его действительном опыте. (11)

Остается еще сказать о четвертой и последней форме связи фантазии с реальностью… Сущность этой последней заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако, будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, его «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи.
Такое воображение становится действительностью. Примерами такого кристаллизованного, или воплощенного, воображения может служить любое техническое приспособление, машина или орудие. Они созданы комбинирующим воображением человека, они не соответствуют никакому существующему в природе образцу, но они обнаруживают самую убедительную действенную, практическую связь с действительностью, потому что, воплотившись, они сделались столь же реальными, как и остальные вещи, и оказывают свое воздействие на окружающий их мир действительности.
Такие продукты воображения прошли очень длинную историю, которую, может быть, следует наметить самым кратким схематическим образом. Можно сказать, что они в развитии своем описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения.
Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения. (16)

…это явление открывает нам последнюю и самую важную черту воображения, без которой картина, нарисованная нами, была бы неполна в самом существенном. Эта черта – стремление воображения к воплощению, это и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Всякое построение воображения, исходя из реальности, стремится описать полный круг и воплотиться в реальность.
Возникая в ответ на наше стремление и побуждение, построение воображения имеет тенденцию воплотиться в жизнь. Воображение стремится в силу заложенных в нем импульсов стать творческим, т. е. действенным, активным, преображающим то, на что направлена его деятельность. В этом смысле Рибо со всей справедливостью сравнивает мечтательность и безволие. Для этого автора эта неудачная форма творческого воображения совершенна аналогична бессилию воли. Для него воображение в интеллектуальной сфере соответствует воле в сфере движений. Люди всегда чего-нибудь хотят – будет ли это нечто пустое или важное; изобретают также всегда для известной цели – будет ли то Наполеон, придумывающий план битвы, или повар, составляющий новое блюдо. (34 – 35)

Олимпиева Алла Михайловна , воспитатель
Ростовская область

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Воспитание детей через творчество

Творчество — необыкновенный источник энергии, знаний, развития и радости. Для детей такие занятия необходимы: они учатся создавать, проявляют себя, не боятся пробовать что-то новое. Как же найти творческое начало и раскрыть талант ребенка?

Воспитание детей посредством творчества давно стало одной из самых распространенных и применяемых методик. Это совершенно не удивляет, учитывая количество положительных эффектов, которые дает такой способ развития способностей ребенка.

Какую же пользу приносит воспитание детей через творчество? Для начала, это отличный способ сублимации и перенаправления энергии ребенка.

Воспитание через творчество позволяет раскрывать и совершенствовать личность ребенка в самом полном объеме. Это не только интересно и весело, но и полезно во многом, так как совершенствует навыки ребенка в определенных сферах. К примеру, при занятии плетением или аппликацией, хорошо развивается моторика пальцев, а при пении улучшается работа голосовых связок, рисование развивает в ребенке чувство вкуса.

У творчества нет определенных границ или рамок. Все, что создается с фантазией, с большим старанием, с интересом и называется творческим процессом. У детей, творчество начинается с самого простого: рисование, лепка (пластилин, глина, соленное тесто), аппликация. Как только малыш научился держать в руках ложку – можно давать ему кисть для рисования или фломастер. Это будут первые “шаги” в мир искусства.

У ребенка среднего возраста, уже можно определить предпочтения. Что ему больше нравится: рисовать, лепить, танцевать или петь. И помогать ему развивать свои таланты. Это и станет тем зернышком, которое посеют заботливые педагоги.

Любовь к творчеству, способность мыслить нестандартно, в любом виде деятельности демонстрировать свежесть взгляда и индивидуальный подход к решению проблемы – тот набор качеств, который мы стараемся привить детям с ранних лет. Почему именно сегодня задача взрастить в ребенке творческую личность встала так остро и ставится педагогами и психологами во главу угла всего воспитательного процесса? Причин много, но есть простой и всем понятный ответ на озвученный вопрос. Детский возраст наиболее благоприятный для развития всех психических процессов. Проблема развития детского творчества становится всё более актуальной. Изобразительная деятельность — самый доступный и привлекательный для детей вид творческого труда. Главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве — искренность. Это условие удовлетворяет творчество и возникает у ребёнка самостоятельно, исходя из внутренней потребности. Возникает педагогическая проблема — поиск таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребёнка желание «сочинять». Способность «сочинять» – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и применение их на практике. Способности проявляются тогда, когда ребёнок проявляет личную заинтересованность в деятельности.

Развитие творческих способностей составляет важную задачу воспитания ребенка, так как способствует проявлению познавательной активности, открывает возможности активного познания мира и себя. А показателями успешности развития творческих способностей детей являются открытые искренние работы. Основными задачами творческой деятельности являются развитие эстетических чувств, эстетических представлений, эстетических взглядов на мир; обучение детей создавать своими руками рисунок, аппликацию, лепную работу; предоставление познания радости творчества, получение положительного эмоционального заряда. Занятия изо-деятельностью помогают ребёнку отвлечься от грустных мыслей, событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, обеспечивает эмоциональное состояние, то есть выполняет терапевтическую функцию. Полученный в деятельности результат радует ребёнка, приносит удовлетворение потребности в самоутверждении.

Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство.

Художественная деятельность, декоративно — прикладное искусство, формируют эстетический вкус. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности. После небольших тематических бесед, дети занимаются творчеством. Выполнение коллективных работ способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками, старшими и младшими.

В заключение следует отметить, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует искреннюю увлеченность взрослого, восхищение красотой, он постепенно тоже признает художественные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и детям. Показателями успешности развития творческих способностей детей является открытые искренние работы. Полученный в деятельности результат радует ребёнка, приносит удовлетворение потребности в самоутверждении.

Творчество в детском возрасте

Привет, привет, уважаемые читатели и случайные гости!

Современные родители в эпоху прогресса осознали простую истину, что необходимо не только развивать своего ребенка интеллектуально и физически, но и важное место уделить творческому началу. Обратить внимание на его способности и их проявления.

Сейчас, как никогда, пользуются популярностью именно творческие профессии и специальности, и если развивать эти способности с детства, то в будущем мы получим отличную базу для формирования полноценной успешной личности, как в психическом, так и в личностном плане.

Иногда мамы отдают предпочтение развитию речи, памяти, физических навыков ребенка, но забывают про творческие занятия или не придают им достаточного значения, считая что ребенок, либо не тянется сам к чему-то творческому или мы не планируем быть великими музыкантами или скульпторами.

Творчество в детском возрасте

Да, может вы и не планируете, но творческое развитие детей помогает развиваться разносторонне, в будущем подходить нестандартно к решению любой проблемы. Учит ребенка креативно мыслить, а не шаблонно и заученно. Развивает индивидуальность и гибкость мышления, раскрываются его таланты и умения.

Такие дети быстрее идут на контакт и легче взаимодействуют со сверстниками. В других сферах им легче дается освоение информации.

Поэтому, так важно вовремя, а именно в детском возрасте, обратить внимание на творческое развитие, ведь это один из этапов взросления и совершенствования маленького человека.

Некоторым детям творчество больше по вкусу, некоторым меньше. Кто-то может часами напролет сидеть и копаться в кропотливой поделке, другие же, тяп-ляп и побежали. Но это вовсе не означает, что нужно забрасывать занятия совсем.

  1. Что такое творческое развитие?
  2. Когда же начинать творить?
  3. Игры, которые способствуют развитию творческих способностей
  4. Советы для родителей:

Что такое творческое развитие?

Творческое развитие предполагают комплекс который состоит из нескольких составляющих:

  1. Умение видеть в обыденных вещах что-то необычное, нестандартное
  2. Фантазия
  3. Воображение
  4. Интуиция
  5. Образное, логическое и креативное мышление

Когда же начинать творить?

В этом плане рано не бывает. Как только вы сами будете готовы к проведению с малышом подобных занятий. Обычно, когда ребенок уже более осмысленно подходит к первым навыкам творчества, это период после года. Здесь мы знакомим малыша с новыми материалами, делаем первые простые манипуляции, далее совершенствуем свои навыки и придумываем новые сюжетные линии.

Творчество в детском возрасте

Развивается фантазия и воображение. Иногда чересчур, но не блокируйте маленькие выдумки своего ребенка. Сделайте вид, что верите в его чудеса. Ведь фантазия — это дар, который дается маленьким детям для зарождения творческого потенциала в будущем.

Но если вы хотите погрузить своего ребенка в творческий мир, вы должны сами в нем присутствовать, по крайней мере на первых порах. В дальнейшем, если ребенку будет нравиться что-то мастерить или рисовать, он будет увлечен своим действием и может не заметить вашего отсутствия или даже просить вам не мешать, здесь все индивидуально.

Но, сначала вы должны заинтересовать ребенка и искренне начинать творить вместе с ним, заразить его, так сказать, своим энтузиазмом.

Игры, которые способствуют развитию творческих способностей

Выделим основные варианты деятельности, которые можно проводить в домашних условиях с мамой либо ежедневно, либо несколько раз в неделю. Я лично, большое значение уделяю творчеству. Мы с сыном посещаем групповые занятия и творим дома ежедневно.

Творческие занятия в 2-3 года должны быть направлены на все стороны развития. Основные, на мой взгляд, доступные виды творчества:

  • Рисуем и пишем. Стандартные и нетрадиционные методы рисования и письма.
  • Лепка. Лепим из всего: теста, пластилина, глины, песка, снега.
  • Конструируем. Здесь подойдут всевозможные конструкторы, подручные материалы, кубики, коробки.
  • Поем и танцуем, слушаем музыку пусть и фоном, играем на музыкальных инструментах (можно самодельных). О волшебном свойстве музыки можно говорить бесконечно. Это положительно сказывается на психическом состоянии ребенка, развивает мышление и память.
  • Читаем сказки, стихи, рассказы. Читаем детям не только сказки перед сном, но и в течение дня. Чередуйте свой репертуар: пусть это будут и волшебные истории, и стихи про животных, и познавательные заметки про окружающий мир. Расширяем словарный запас и просвещаемся.
  • Аппликация из всевозможных материалов. Начните с бумаги, далее это могут быть: разные виды ткани, салфетки, пластилин и прочее.
  • Поделки.
  • Дидактические и развивающие игры. Это различные мозаики, пазлы, обучающие карточки (Домана к примеру), карты, лото, домино, настольные игры.
  • Театральная деятельность. Различные инсценировки, пьески, кукольный театр, ролевые игры. Творчество в детском возрасте

Советы для родителей:

  • Не высмеивайте и не осуждайте работы своего маленького творителя. У него свой взгляд на вещи и пока не совершенный. Наоборот, всячески его мотивируйте и хвалите, что так же положительно скажется на его самооценке.
  • Уберите на второстепенный план серьезность и консерватизм. Сами расслабьтесь и попробуйте тоже погрузиться в мир иллюзий и фантазий, не бойтесь стать на время маленьким ребенком и быть с ним с ним «на одной волне».
  • Для развития творческого потенциала ребенка необходимо создать для этого благоприятную среду. Лучше конечно, чтобы необходимые материалы были в легкой доступности для ребенка, как позиционируют многие методики раннего развития. Например, Вальдорфская школа или Мария Монтессори. Чтобы ребенок мог, когда захотел, взять все, что нужно и начать заниматься. Заодно сразу будете приучать его к порядку, что после занятий нужно всегда прибирать за собой рабочее место.
  • Занимайтесь как можно чаще и систематически, не бросайте занятия на долгое время.
  • Не делайте занятия скучными и однообразными. Пусть это всегда будет новая история и увлекательная игра, учитесь отключаться от домашних дел и фантазировать.
  • Поддерживайте ребенка во всех его творческих начинаниях.
  • По мере взросления ребенка можно сузить круг его творческих занятий и направить на что-то определенное. То, к чему его больше тянет.

И не замените, как пролетело время и сами отдохнете от бесконечных житейских проблем. Станете ближе к своему ребенку, а тот в свою очередь будет вам доверять и дарить свой непринужденный детский восторг.

Фантазируйте и творите вместе с вашими малышами!

Надеюсь, вам было интересно,

пишите в комментариях, как вы развиваете творческие способности у своего ребенка, всегда рада услышать новые идеи!

Психология детского творчества: сравнительная характеристика развития творчества у детей дошкольного возраста, учеников начальной школы и подростков.

Несмотря на огромное значение дошкольного детства для всего последующего развития художественных способностей в онтогенезе, психологические закономерности детского творчества исследованы пока еще недостаточно.

Творчество в детском возрасте

Последнее время во всем мире наиболее популярны международные выставки детского изобразительного творчества, общество проявляет особый интерес и заботу о развитии изобразительных способностей детей. Однако, если в дошкольном возрасте (сензитивный период для развития художественных способностей) очень много детей рисует, то очень мало тех, кто продолжает рисовать, когда сензитивный период завершается. По сравнению с дошкольным детством, к 15-летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза меньше.

С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.

С литературным творчеством происходит обратное: каждый третий подросток пишет стихи, ведет дневник. Однако у большинства взрослых людей потребность в литературном творчестве, так же как и в музыкальном, изобразительном, утрачивается.

Для того, чтобы понять причины затухания творческих способностей к моменту окончания ребенком школы, необходимо проанализировать основные закономерности развития художественных способностей в онтогенезе.

К детскому творчеству психологи относят: хореография, изобразительное, музыкальное творчество, игра, сочинение сказок и стихов, фантазия.

Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо обращать внимание педагогам и родителям — это развитие психомоторики. Однако в последние годы наблюдается слишком сильный крен в сторону развития мышления раньше, чем движения. Дети очень мало двигаются, тем более под музыку. А ведь это основа для развития всех видов детского творчества.

Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухо-моторные, зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А значит активизируется работа моторной зоны мозга — основы для нормального развития речи. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, на эмоции танцующего малыша способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости, переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С самого раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества, а не контролирующей функции сознания, которая развивается в достаточной степени только к 8-10 годам, а окончательно — к 18-20 годам.

Однако занятия хореографией дети часто начинают только в 4-5 лет, когда сензитивный период упущен. Занятия превращаются в формальное выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той гибкостью и пластичностью, которая доступна младенцу.

Следующим видом детского творчества, имеющим огромное значение для развития художественных способностей в онтогенезе, является изобразительное творчество: рисование, лепка, аппликация. К сожалению, практика детских садов показывает, что наибольшее место в изобразительной деятельности детей отдано лепке и аппликации. Тогда как основой для этих более сложных видов детского творчества являются движения под музыку и рисование. Благодаря первым развиваются общие движения малыша, благодаря второму начинается перенос этих, пока еще не совсем координированных движений на лист бумаги, стену, на пол, в зависимости от того, что является для ребенка более удобным для самовыражения.

Многим родителям непонятно, почему ребенок не хочет рисовать на листе бумаги, не пачкая стены, пол, стол. Начинается «битва» с развивающимися художественными способностями за аккуратность. Или ребенок усаживается за парту и занимается менее «опасными» занятиями: лепкой и аппликацией, тогда как рисовать для ребенка важно так же, как и говорить.

На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить не как отдельные виды занятий, а как дополнение к рисованию. На одном и том же листе бумаги можно расположить изображения, выполненные с помощью кистей и красок, пластилина, кусочков материи, картона, природных материалов. Тогда ребенку будет понятен смысл лепки и аппликации как дополнительных изобразительных средств для создания той единой картины, которую он творит в сотрудничестве с взрослым. Но приступать к этому надо постепенно, осторожно, когда ребенок сам захочет использовать эти дополнительные изобразительные средства.

Особое место в развитии творческих способностей детей занимает музыкальное искусство. Однако многие родители и воспитатели игнорируют использование классической музыки (хотя в последнее время продается множество прекрасных записей классической музыки, аранжированной специально для малышей) во время занятий.

Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции малыша превышает все остальные виды детской деятельности. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными. Ребенок не боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного» музыкой мозга.

Творчество в детском возрасте

Привет, привет, уважаемые читатели и случайные гости!

Современные родители в эпоху прогресса осознали простую истину, что необходимо не только развивать своего ребенка интеллектуально и физически, но и важное место уделить творческому началу. Обратить внимание на его способности и их проявления.

Сейчас, как никогда, пользуются популярностью именно творческие профессии и специальности, и если развивать эти способности с детства, то в будущем мы получим отличную базу для формирования полноценной успешной личности, как в психическом, так и в личностном плане.

Иногда мамы отдают предпочтение развитию речи, памяти, физических навыков ребенка, но забывают про творческие занятия или не придают им достаточного значения, считая что ребенок, либо не тянется сам к чему-то творческому или мы не планируем быть великими музыкантами или скульпторами.

Творчество в детском возрасте

Да, может вы и не планируете, но творческое развитие детей помогает развиваться разносторонне, в будущем подходить нестандартно к решению любой проблемы. Учит ребенка креативно мыслить, а не шаблонно и заученно. Развивает индивидуальность и гибкость мышления, раскрываются его таланты и умения.

Такие дети быстрее идут на контакт и легче взаимодействуют со сверстниками. В других сферах им легче дается освоение информации.

Поэтому, так важно вовремя, а именно в детском возрасте, обратить внимание на творческое развитие, ведь это один из этапов взросления и совершенствования маленького человека.

Некоторым детям творчество больше по вкусу, некоторым меньше. Кто-то может часами напролет сидеть и копаться в кропотливой поделке, другие же, тяп-ляп и побежали. Но это вовсе не означает, что нужно забрасывать занятия совсем.

  1. Что такое творческое развитие?
  2. Когда же начинать творить?
  3. Игры, которые способствуют развитию творческих способностей
  4. Советы для родителей:

Что такое творческое развитие?

Творческое развитие предполагают комплекс который состоит из нескольких составляющих:

  1. Умение видеть в обыденных вещах что-то необычное, нестандартное
  2. Фантазия
  3. Воображение
  4. Интуиция
  5. Образное, логическое и креативное мышление

Когда же начинать творить?

В этом плане рано не бывает. Как только вы сами будете готовы к проведению с малышом подобных занятий. Обычно, когда ребенок уже более осмысленно подходит к первым навыкам творчества, это период после года. Здесь мы знакомим малыша с новыми материалами, делаем первые простые манипуляции, далее совершенствуем свои навыки и придумываем новые сюжетные линии.

Творчество в детском возрасте

Развивается фантазия и воображение. Иногда чересчур, но не блокируйте маленькие выдумки своего ребенка. Сделайте вид, что верите в его чудеса. Ведь фантазия — это дар, который дается маленьким детям для зарождения творческого потенциала в будущем.

Но если вы хотите погрузить своего ребенка в творческий мир, вы должны сами в нем присутствовать, по крайней мере на первых порах. В дальнейшем, если ребенку будет нравиться что-то мастерить или рисовать, он будет увлечен своим действием и может не заметить вашего отсутствия или даже просить вам не мешать, здесь все индивидуально.

Но, сначала вы должны заинтересовать ребенка и искренне начинать творить вместе с ним, заразить его, так сказать, своим энтузиазмом.

Игры, которые способствуют развитию творческих способностей

Выделим основные варианты деятельности, которые можно проводить в домашних условиях с мамой либо ежедневно, либо несколько раз в неделю. Я лично, большое значение уделяю творчеству. Мы с сыном посещаем групповые занятия и творим дома ежедневно.

Творческие занятия в 2-3 года должны быть направлены на все стороны развития. Основные, на мой взгляд, доступные виды творчества:

  • Рисуем и пишем. Стандартные и нетрадиционные методы рисования и письма.
  • Лепка. Лепим из всего: теста, пластилина, глины, песка, снега.
  • Конструируем. Здесь подойдут всевозможные конструкторы, подручные материалы, кубики, коробки.
  • Поем и танцуем, слушаем музыку пусть и фоном, играем на музыкальных инструментах (можно самодельных). О волшебном свойстве музыки можно говорить бесконечно. Это положительно сказывается на психическом состоянии ребенка, развивает мышление и память.
  • Читаем сказки, стихи, рассказы. Читаем детям не только сказки перед сном, но и в течение дня. Чередуйте свой репертуар: пусть это будут и волшебные истории, и стихи про животных, и познавательные заметки про окружающий мир. Расширяем словарный запас и просвещаемся.
  • Аппликация из всевозможных материалов. Начните с бумаги, далее это могут быть: разные виды ткани, салфетки, пластилин и прочее.
  • Поделки.
  • Дидактические и развивающие игры. Это различные мозаики, пазлы, обучающие карточки (Домана к примеру), карты, лото, домино, настольные игры.
  • Театральная деятельность. Различные инсценировки, пьески, кукольный театр, ролевые игры. Творчество в детском возрасте

Советы для родителей:

  • Не высмеивайте и не осуждайте работы своего маленького творителя. У него свой взгляд на вещи и пока не совершенный. Наоборот, всячески его мотивируйте и хвалите, что так же положительно скажется на его самооценке.
  • Уберите на второстепенный план серьезность и консерватизм. Сами расслабьтесь и попробуйте тоже погрузиться в мир иллюзий и фантазий, не бойтесь стать на время маленьким ребенком и быть с ним с ним «на одной волне».
  • Для развития творческого потенциала ребенка необходимо создать для этого благоприятную среду. Лучше конечно, чтобы необходимые материалы были в легкой доступности для ребенка, как позиционируют многие методики раннего развития. Например, Вальдорфская школа или Мария Монтессори. Чтобы ребенок мог, когда захотел, взять все, что нужно и начать заниматься. Заодно сразу будете приучать его к порядку, что после занятий нужно всегда прибирать за собой рабочее место.
  • Занимайтесь как можно чаще и систематически, не бросайте занятия на долгое время.
  • Не делайте занятия скучными и однообразными. Пусть это всегда будет новая история и увлекательная игра, учитесь отключаться от домашних дел и фантазировать.
  • Поддерживайте ребенка во всех его творческих начинаниях.
  • По мере взросления ребенка можно сузить круг его творческих занятий и направить на что-то определенное. То, к чему его больше тянет.

И не замените, как пролетело время и сами отдохнете от бесконечных житейских проблем. Станете ближе к своему ребенку, а тот в свою очередь будет вам доверять и дарить свой непринужденный детский восторг.

Фантазируйте и творите вместе с вашими малышами!

Надеюсь, вам было интересно,

пишите в комментариях, как вы развиваете творческие способности у своего ребенка, всегда рада услышать новые идеи!

Скачать книгу (полная версия)

О книге «Воображение и творчество в детском возрасте»

Сегодня, когда так велика потребность в людях, способных нестандартно мыслить и находить оригинальные решения, когда одним из важнейших вопросов детской психологии и педагогики является вопрос о развитии творческой фантазии в процессе воспитания и становления ребёнка, книга выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» представляется особенно актуальной. Это одна из наиболее известных работ учёного, посвящённая психолого-педагогическим основам развития творческого воображения детей. В книге обосновывается значение воображения для творческой деятельности и наличие творческого начала в каждодневной жизни человека, рассматриваются связи воображения и действительности, описывается психологический механизм творческого воображения. Говоря о развитии воображения в детском возрасте, Л. С. Выготский подробно останавливается на его проявлениях в литературном, театральном и изобразительном творчестве дошкольников и младших школьников.

Произведение относится к жанру Философские науки. Социология. На нашем сайте можно скачать бесплатно книгу «Воображение и творчество в детском возрасте» в формате djvu или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 3 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Творчество в детском возрасте«Почти профессионал!»

Начиная с 5 лет ребенок постепенно начинает заниматься самостоятельно, без мамы. Он уже способен создавать небольшие аппликации, картины, лепить из пластилина различные сложные предметы. Ребенок в этом возрасте очень любит эксперименты, творческие занятия, в то же время с 5 лет развивается усидчивость для более длительных и сложных занятий.

Что умеет Ваш ребенок:

• В пред школьном периоде дети активно развивают полученные навыки, и все больше начинают заниматься любимыми видами творчества самостоятельно, без взрослых. Кто-то любит лепить, кто-то рисовать, кто-то предпочитает аппликации.
• Главная задача родителя – создать комфортную обстановку для творчества малыша, пусть у вас дома всегда будут основные виды материалов для творчества, чтобы малыш мог всегда заняться любимым делом!
• Изучает счет, интересуется раскрасками с заданиями
• Любит аппликации с мелкими предметами (бисер, стразы, пуговицы и т.д.)
• Рисует детские картины
• Может создавать более сложные фигурки из пластилина и массы для лепки
• Может вырезать более сложные фигурки из бумаги и других материалов
• Интересуется экспериментами (изменение состояния, превращения)
• Играет с тестом и аксессуарами
• Собирает пазлы

Идеи для творческих занятий с ребенком:

• Рисовать цветными карандашами, восковыми мелками, акварельными карандашами
• Рисовать фломастерами со штампиками, дополняя картинку веселыми штампиками
• Рисовать магическими фломастерами, которые меняют цвет
• Рисовать фломастерами с блестками
• Раскрашивать раскраски для возраста 4+
• Раскрашивать раскраски по номерам
• Рисовать простые картины гуашью, акварелью
• Рисовать витражными красками, создавать витражи
• Играть с тестом и аксессуарами
• Лепить по схеме фигурки из массы для лепки
• Создавать аппликации из страз
• Создавать аппликации пайетками
• Создавать картины песком и блестками
• Создавать аппликации из фетра, бумаги, картона
• Играть с наборами с тестом – шприцы, разные фигурные «давилки», формы для мороженого итд.
• Делать аппликации из ЭВА, простые и из разных текстур
• Делать мозаику из наклеек
• Раскрашивать пластилином

Ссылка на основную публикацию