Умственное развитие детей

Критерии умственного развития: Умственное развитие детей

10 дней жизни — ребенок пытается поднять голову, лежа на животике. Задерживает взгляд на ярком предмете или глазах матери.

В 2 недели ребенок различает тихие и резкие звуки.

1 месяц— прислушивается к звукам. 1,5 месяца удерживает голову, пытается сосредоточить внимание на предмете, повернуть голову, чтобы удержать в поле зрения перемещающийся объект. С 1,5 месяцев ребенок явно предпочитает положение на руках всем другим. Это происходит потому, что так он лучше удовлетворяет генетически заложенную в нем потребность видеть и слышать, потому что такое положение дает ему возможность лучше ориентироваться пока еще в небольшом пространстве. Все, что он видит, удивляет его. Удивление же – основа основ познания. С этого времени и начинается познание. Широко распахнутые глаза младенца на всю жизнь запечатлевают не только хорошее, но увы, и плохое, не только красивое, но и безобразное.

3 месяца. Ребенок прочно удерживает головку, сосредоточенно смотрит в лицо взрослого. Видит предмет за 4-7 м, т.е. видит все, что находится в комнате. Он слышит звуки, ищет их источник, ко всему присматривается и прислушивается.

4 месяца. Ребенок окончательно выделяет мать из всех окружающих, распознает ее голос и, услышав его, ищет мать взглядом. Он гулит, привлекая внимание матери и перекликаясь с ней. Ребенок радуется ей, улыбаясь и всплескивая ручками, быстро двигается ножками. Он уже эмоционален. За развитием эмоциональности следует пристально наблюдать, так как она имеет прямую связь с развитием ума. Эмоциональность- движущая сила умственного развития в этом возрасте.

5 месяцев. Ребенок способен в течение 10-15 минут неотрывно следить за перемещающимся предметом или человеком. Если раньше он смотрел на то, что привлекло его внимание, то теперь он выбирает объект, на котором фиксирует внимание. Перед ним вертится юла, а он смотрит на прыгающую в сторонке заводную игрушку. Она ему интереснее . С этого времени можно уверенно говорить о зрительной сосредоточенности ( начало зрительной сосредоточенности отмечается уже у 2- месячного). Ребенок уже не просто смотрит, а рассматривает предмет, как бы ощупывает его взглядом. Пятимесячный, проявляющий сосредоточенное внимание и интерес к чему-то, психически полноценен.

5, 5 месяцев. Ребенок захватывает предмет, ощупывает его двумя руками, тащит в рот, пробует на вкус, рассматривает. Это уже произвольный активный познавательный акт- важная веха его развития. Здесь намечается принципиальное: он или занимается схваченным предметом, или отбрасывает его, чтобы тут же схватить другой и через секунду отбросить и его, не заинтересовавшись им. Второе плохо, так как свидетельствует о поверхности и отвлекаемости, а следовательно, о возможной задержке умственного развития.

6 месяцев. Малыш свободно переворачивается с животику на спинку, чтобы отдохнуть или лучше рассмотреть захваченный предмет. Он стремиться освободить ручки. Отвечая на вопросы: «Где бабушка?». Он ищет ее взглядом. К малышу подходит взрослый, заговаривает с ним. Сангвиник улыбается сразу; холерик и флегматик не торопятся с улыбкой; они сосредоточенно всматриваются, их лица серьезны. И, лишь оценив, кто перед ним (опасен, не опасен; приятен, неприятен) они или улыбнутся, или отвернутся, заплакав. Однако до предмета пока не дотянуться, и в 6 месяцев ребенок начинает ползать. Ребенок пополз, потому что созрел для этого не только физически, но и умственно. Педиатры рекомендуют побуждать ребенка ползать, поскольку при этом укрепляются мышцы спины. Это важно, но не только это является главным. Ползанье, как и ходьба, расширяет возможности ребенка в ознакомлении с окружающим миром. Он видит игрушку на расстоянии нескольких метров и преодолевает это расстояние, чтобы исследовать игрушку. Ползая, ребёнок развивается физически и психически, но стимулирует его к ползанью исследовательский инстинкт.

7 месяцев. Скорость ползанья мала, и жажда познания побуждает малыша встать на четвереньки. Теперь он практически бегает. В 7 месяцев ребенок лепечет, повторяя слоги, что очень важно. Отвечая на вопросы « где папа?» и даже «где киса?», малыш ищет их взглядом и , если не находит, указывает пальчиком на то место, где они имеют обыкновение быть( например, на кресло). Ребенок все больше понимает требования взрослых. С ним необходимо говорить, объясняя все, что делают, что требуют от него, а не тормошить его молча, как куклу.

В 8 месяцев ребенок уверенно садится и сидит, наклоняется к игрушке, берет ее, перекладывает из одной руки в другую. У него свободны руки. Это важнейший этап в развитии психики ребенка. И руки следует занять, чтобы ребенок не хватал бессмысленно предметы и разбрасывал их, а сосредоточенно исследовал. Родители своевременно подкладывают малышу новую игрушку. Сидя, он может до 30 раз сосредоточенно постукивать ею, рассматривать внимательно, тянуть игрушку в рот, пробовать на зуб. Эта сосредоточенность внимания, если ее поощрять, обеспечит будущие успехи в школе и в жизни.

В 9 месяцев ребенок обычно знает свое имя, оборачивается на зов. С 9-11 месяцев во взгляде малыша проявляется пытливый интерес ко всему, что его окружает. Его глаза вопрошают, изучают. В них удивление и заинтересованность. Следует заметить этот интерес, не погасить его, ласково ответить на взгляд-вопрос и тем самым побудить, направить его вопрошающий взор еще на что-нибудь. Вопросительный взгляд ребенка, любознательность во взгляде — этап к периоду вопросов, которые будут заданы, как только он заговорит.

В 10 месяцев по просьбе «дай» ребенок находит и дает знакомые предметы.

К 1 году ребенок использует 7-14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до 15 минут, окончательно усваивает смысл слова «нельзя». В год он начинает ходить. Пошел не только потому, что окрепли ножки, а главным образом потому, что появилась потребность дойти до интересующего предмета, дойти со свободными руками. Начало ходьбы- этап не только моторного, но и психомоторного развития. Все это – разворачивания генетической программы, подчиненной у человека умственному развитию. Главное в ней – этапность психофизического развития, когда на овладения строго определенными знаниями, навыками и умениями отпущено свое время и его нельзя упустить, не забегая вперед и не запаздывая в умственном воспитании. Поэтому не следует стремиться к освоению умений и навыков последующего этапа, даже если пришло время, не освоив всего, что положено уметь и знать на предыдущем; психику и моторику ребенка следует развивать комплексно, помня,совершенствование движений и двигательных навыков способствует развитию ума. Ведь малыш с ловкими пальчиками имеет хорошее психоречевое развитие.

Критерии умственного развития: Умственное развитие детей

10 дней жизни — ребенок пытается поднять голову, лежа на животике. Задерживает взгляд на ярком предмете или глазах матери.

В 2 недели ребенок различает тихие и резкие звуки.

1 месяц— прислушивается к звукам. 1,5 месяца удерживает голову, пытается сосредоточить внимание на предмете, повернуть голову, чтобы удержать в поле зрения перемещающийся объект. С 1,5 месяцев ребенок явно предпочитает положение на руках всем другим. Это происходит потому, что так он лучше удовлетворяет генетически заложенную в нем потребность видеть и слышать, потому что такое положение дает ему возможность лучше ориентироваться пока еще в небольшом пространстве. Все, что он видит, удивляет его. Удивление же – основа основ познания. С этого времени и начинается познание. Широко распахнутые глаза младенца на всю жизнь запечатлевают не только хорошее, но увы, и плохое, не только красивое, но и безобразное.

3 месяца. Ребенок прочно удерживает головку, сосредоточенно смотрит в лицо взрослого. Видит предмет за 4-7 м, т.е. видит все, что находится в комнате. Он слышит звуки, ищет их источник, ко всему присматривается и прислушивается.

4 месяца. Ребенок окончательно выделяет мать из всех окружающих, распознает ее голос и, услышав его, ищет мать взглядом. Он гулит, привлекая внимание матери и перекликаясь с ней. Ребенок радуется ей, улыбаясь и всплескивая ручками, быстро двигается ножками. Он уже эмоционален. За развитием эмоциональности следует пристально наблюдать, так как она имеет прямую связь с развитием ума. Эмоциональность- движущая сила умственного развития в этом возрасте.

5 месяцев. Ребенок способен в течение 10-15 минут неотрывно следить за перемещающимся предметом или человеком. Если раньше он смотрел на то, что привлекло его внимание, то теперь он выбирает объект, на котором фиксирует внимание. Перед ним вертится юла, а он смотрит на прыгающую в сторонке заводную игрушку. Она ему интереснее . С этого времени можно уверенно говорить о зрительной сосредоточенности ( начало зрительной сосредоточенности отмечается уже у 2- месячного). Ребенок уже не просто смотрит, а рассматривает предмет, как бы ощупывает его взглядом. Пятимесячный, проявляющий сосредоточенное внимание и интерес к чему-то, психически полноценен.

5, 5 месяцев. Ребенок захватывает предмет, ощупывает его двумя руками, тащит в рот, пробует на вкус, рассматривает. Это уже произвольный активный познавательный акт- важная веха его развития. Здесь намечается принципиальное: он или занимается схваченным предметом, или отбрасывает его, чтобы тут же схватить другой и через секунду отбросить и его, не заинтересовавшись им. Второе плохо, так как свидетельствует о поверхности и отвлекаемости, а следовательно, о возможной задержке умственного развития.

6 месяцев. Малыш свободно переворачивается с животику на спинку, чтобы отдохнуть или лучше рассмотреть захваченный предмет. Он стремиться освободить ручки. Отвечая на вопросы: «Где бабушка?». Он ищет ее взглядом. К малышу подходит взрослый, заговаривает с ним. Сангвиник улыбается сразу; холерик и флегматик не торопятся с улыбкой; они сосредоточенно всматриваются, их лица серьезны. И, лишь оценив, кто перед ним (опасен, не опасен; приятен, неприятен) они или улыбнутся, или отвернутся, заплакав. Однако до предмета пока не дотянуться, и в 6 месяцев ребенок начинает ползать. Ребенок пополз, потому что созрел для этого не только физически, но и умственно. Педиатры рекомендуют побуждать ребенка ползать, поскольку при этом укрепляются мышцы спины. Это важно, но не только это является главным. Ползанье, как и ходьба, расширяет возможности ребенка в ознакомлении с окружающим миром. Он видит игрушку на расстоянии нескольких метров и преодолевает это расстояние, чтобы исследовать игрушку. Ползая, ребёнок развивается физически и психически, но стимулирует его к ползанью исследовательский инстинкт.

7 месяцев. Скорость ползанья мала, и жажда познания побуждает малыша встать на четвереньки. Теперь он практически бегает. В 7 месяцев ребенок лепечет, повторяя слоги, что очень важно. Отвечая на вопросы « где папа?» и даже «где киса?», малыш ищет их взглядом и , если не находит, указывает пальчиком на то место, где они имеют обыкновение быть( например, на кресло). Ребенок все больше понимает требования взрослых. С ним необходимо говорить, объясняя все, что делают, что требуют от него, а не тормошить его молча, как куклу.

В 8 месяцев ребенок уверенно садится и сидит, наклоняется к игрушке, берет ее, перекладывает из одной руки в другую. У него свободны руки. Это важнейший этап в развитии психики ребенка. И руки следует занять, чтобы ребенок не хватал бессмысленно предметы и разбрасывал их, а сосредоточенно исследовал. Родители своевременно подкладывают малышу новую игрушку. Сидя, он может до 30 раз сосредоточенно постукивать ею, рассматривать внимательно, тянуть игрушку в рот, пробовать на зуб. Эта сосредоточенность внимания, если ее поощрять, обеспечит будущие успехи в школе и в жизни.

В 9 месяцев ребенок обычно знает свое имя, оборачивается на зов. С 9-11 месяцев во взгляде малыша проявляется пытливый интерес ко всему, что его окружает. Его глаза вопрошают, изучают. В них удивление и заинтересованность. Следует заметить этот интерес, не погасить его, ласково ответить на взгляд-вопрос и тем самым побудить, направить его вопрошающий взор еще на что-нибудь. Вопросительный взгляд ребенка, любознательность во взгляде — этап к периоду вопросов, которые будут заданы, как только он заговорит.

В 10 месяцев по просьбе «дай» ребенок находит и дает знакомые предметы.

К 1 году ребенок использует 7-14 слов, сосредоточенно занимается одним делом до 15 минут, окончательно усваивает смысл слова «нельзя». В год он начинает ходить. Пошел не только потому, что окрепли ножки, а главным образом потому, что появилась потребность дойти до интересующего предмета, дойти со свободными руками. Начало ходьбы- этап не только моторного, но и психомоторного развития. Все это – разворачивания генетической программы, подчиненной у человека умственному развитию. Главное в ней – этапность психофизического развития, когда на овладения строго определенными знаниями, навыками и умениями отпущено свое время и его нельзя упустить, не забегая вперед и не запаздывая в умственном воспитании. Поэтому не следует стремиться к освоению умений и навыков последующего этапа, даже если пришло время, не освоив всего, что положено уметь и знать на предыдущем; психику и моторику ребенка следует развивать комплексно, помня,совершенствование движений и двигательных навыков способствует развитию ума. Ведь малыш с ловкими пальчиками имеет хорошее психоречевое развитие.

Умственное развитие детейРодители должны всемерно и постоянно содействовать умственному развитию малыша дошкольного возраста. Вопрос: что же действительно доступно ребенку в разные периоды его жизни, к примеру, в 2 – 3 года? Обо всем ли нужно говорить с ним, какие сведения ему давать можно, какие пока нельзя? И, наконец, если ребенок быстро, на лету усваивает поступающую информацию, значит ли это, что ему следует давать все новые и новые знания?

Бесспорно, сегодняшние ребятишки в своем развитии значительно обогнали своих сверстников, малышей прошлого века. Бесспорно и другое: иными стали сами родители. Последние исследования психологов показывают: мы недооценивали возможности ребят, многое доступно их пониманию гораздо раньше и в большем объеме, чем считалось по традиции.

Двухлетний малыш и смысл речи взрослых понимает, да и сам начинает бойко говорить. Быстро нарастает словарный запас. Если к концу
2-го года жизни при нормальном развитии ребенок знает 200—300 слов, то к трем годам этот запас увеличивается до 1200—1300 слов.

Ему все интересно, все нужно знать, он впитывает в себя и повторяет за взрослыми все новые и новые слова. Но поражающая взрослых память малыша, оказывается, имеет большой минус. Она пассивна. Ребенок-дошкольник 2 – 3 лет и старше не столько запоминает, сколько ему запоминается. В. Крылов правильно подметил, что детишки этого возраста с жадностью ловят и запоминают все новое, что слышат в разговорах взрослых. А вот утверждение, что даже сказанное мимоходом навсегда остается в памяти ребенка, справедливо далеко не на все случаи жизни.

Условные связи у малышей, как показали исследования физиологов и психологов, действительно образуются чрезвычайно быстро, но так же быстро и угасают без дальнейшего подкрепления. Активная память, связанная с волевым усилием, малышу не свойственна. Услышал, к примеру, ребенок новое слово, запомнил, стал произносить. Вроде все хорошо. А вдруг оказывается, что слово-то у него не настоящее: нет под ним никакого реального содержания. Оно просто звук, что-то вроде эха. Услышал — повторил.

В жизни малыша все изменчиво и неустойчиво. Отрывочны ощущения; восприятия, отличающиеся крайней недифференцированностью, окрашены у ребенка в эмоциональный, субъективный тон, так как прошлый опыт, который имеет решающее влияние на характер любого восприятия, у ребенка — по сравнению с жизненным опытом взрослого — ограничен и скуден. Вот почему в практике так часто приходится сталкиваться с резким расхождением между тем, что говорит малыш и как поступает.

Андрюшка (2 года 11 месяцев) грызет морковку. Мама шутливо замечает ему:
— Ты вот один ешь. А ведь у нас еще кто-то морковку любит, — и бросает взгляд на сынишкины игрушки.
— Зайка, — радуется Андрей и бежит его кормить. По дороге он усердно угощает морковкой и игрушечную кошку.
— Разве киска ест морковку? — удивляется мама,
— Киска пьет молоко и любит колбаску. Не ест морковку, — уверенно заявляет сын.
— Так зачем же ты кормишь кошку морковкой? — недоумевает мама.
Андрюшка вздыхает и виновато говорит:
— Вкусно!

Наряду с эмоциональной насыщенностью детского мышления другой характерной чертой его является конкретность.

Лишь к концу 3-го, на 4-м году жизни в словаре детей появляются обобщающие родовые понятия (дерево, одежда, мебель и т. д.), но нет ни одного слова, обозначающего отвлеченные понятия.

Крайняя конкретность мышления, характерная для раннего возраста, должна предостеречь и родителей и воспитателей от того, чтобы давать малышам знания, основанные на отвлеченных, абстрагированных понятиях и представлениях.

Нельзя думать, что разговоры на трудные темы проходят для малыша, так сказать, безболезненно. Что-то он не понимает, но все равно пытается истолковать, исходя из своего опыта, что-то остается у него словом-звуком без конкретного содержания.

Нельзя забывать и о том, что часто малыши сильно реагируют на самое слабое возбуждение; они бывают чувствительны к такого рода раздражениям, которых взрослый организм и не замечает. Таким раздражителем может стать трудный для понимания ребенка материал, упорно объясняемый ему взрослым.

Надо всемерно способствовать умственному развитию ребенка 2 – 3 лет, больше говорить с ним, читать, объяснять, заставлять думать, подводить малыша к простейшим сравнениям, умозаключениям, то есть учить его мыслить.

Но надо помнить и о том, каковы сейчас его силы, возможности и особенности восприятия и понимания. Если об этом забывают, свойственная нормальному ребенку повышенная возбудимость превращается в нервозность, а естественная тяга к новым знаниям притупляется.

Тренировка интеллекта

Удачное сочетание генов, воспитания и окружающей среды – идеальная основа для развития умственных способностей малыша. Главное – не упустить время!

Учеными давно доказано, что движения рук ( так называемая мелкая моторика ) находятся в тесной связи с умственным развитием. Многочисленные исследования показали: чем активнее малыш действует пальчиками, тем раньше он начинает говорить.

Постарайтесь сделать так, чтобы первые игрушки малыша были из тканей разной текстуры. Тогда они будут способствовать развитию широкой гаммы тактильных ощущений. Чуть позже пластилин и глина позволят ребенку не только тренировать пальчики, но и создавать фигурки животных или любимых героев.

Кстати, не менее полезны такие занятия, как завязывание шнурков, сортировка круп, перемотка ниток, лепка из теста, собирание пазлов и мозаики.

Тренинг для пальчиков

Начинать развивать мелкую моторику нужно с раннего возраста. Новорожденному ежедневно делайте массаж пальчиков, а малышу постарше предлагайте определенные игры.

  • Покажите ребенку, как работают его пальчики: сгибаются и разгибаются, сжимаются в кулачок. Играйте в «Сороку-ворону», выполняйте другие упражнения из специальной гимнастики. Не забывайте читать при этом веселые потешки и стишки.
  • Сделайте с малышом бусы для бабушки или куклы. Для этой цели подойдут пуговицы, макароны, сушки, ягоды или вырезанные из картона кружочки либо квадратики. Со временем усложняйте задание: нанизывайте предметы разного цвета, формы или текстуры в определенной последовательности.

Буквы и слова

Методики раннего развития предлагают комплексные программы обучения ребенка чтению. Оказывается, чем раньше буквы, слова и понятия войдут в жизнь малыша, тем быстрее он освоит чтение и письмо. Но даже если вы читаете малышу сказки на ночь, элементарное желание подражать маме заставит ребенка попросить вас научить его читать.

  • Карточки Домана и кубики Зайцева зарекомендовали себя как действенные и эффективные способы запоминания слов и букв. Причем показывать их нужно с самого раннего детства. Карточки рассчитаны на то, чтобы малыш подсознательно запоминал слова, а кубики Зайцева делают упор на ассоциативное мышление.
  • Учите малыша читать в игровой форме. Например, буквы «д» и «а» — друзья. Вот они и бегут навстречу друг другу. Как только они возьмутся за ручки – появится коротенькое слово «да».

Развиваем логику

Маленький человек постигает природу простейших предметов и явлений, как правило, в процессе игры. Самое благоприятное время возраст 1,5-3 года. Предоставляйте ребенку свободу и помогайте, если он попросит. Позволяйте ему делать что-нибудь по хозяйству. Тогда окружающие предметы станут близкими и понятными.

  • К полутора годам малыш начинает замечать, что все предметы отличаются друг от друга определенными свойствами, например, по размерам или цветам. Так формируется логическое мышление. Теперь его пирамидка будет сужаться кверху, а машина из конструктора – ездить на колесах.
  • Купите разноцветные корзины и учите малыша убирать свои игрушки. Например, мягкие – в синюю, пластмассовые – в красную. Сначала помогайте ему, а потом пусть делает это сам.
  • Оказывается, из кубиков можно построить башню, мост, дом или гараж для машинок, а из кусочков цветного картона сложить картину. Вы испытываете гордость за своего ребенка? Со временем придумывайте задания посложнее и покупайте развивающие игрушки в соответствии с его возрастом.

How are you?

Каждый ребенок – лингвистический гений с рождения. Давно доказано: на скольких языках будут разговаривать взрослые вокруг, столько он и освоит. Вам не потребуется тратить много сил, чтобы малыш овладел азами какого-нибудь иностранного языка.

  • Вы с мужем умеете говорить по-английски? Общайтесь на нем друг с другом каждый день. Вскоре малыш к вам присоединится.
  • Обязательно ставьте своему интеллектуалу мультики, читайте стишки и давайте листать детские книги на иностранном языке.

Веселые цифры

Главное в обучении математике – помочь, малышу осознать количественные понятия, а не оперировать графически изображением цифр. Как только он освоит устный счет, начните учить цифры.

Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованного обучения и собственного опыта ребенка.

В дошкольном возрасте быстрыми темпами идет накопление знаний, формируется речь у детей, совершенствуются познавательные процессы, дошкольник овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Умственное развитие осуществляется под воздействием окружающей среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате — ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им как средством общения.

Умственное развитие происходит в процессе деятельности: общении, предметной, игре, а затем в учебной, трудовой и продуктивной (рисование, конструирование, лепка и др.).

Умственное развитие наиболее эффективно происходит под воздействием обучения и воспитания. Современная наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Основной особенностью умственного развития ребенка дошкольного возраста является — преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения.

В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними периодами (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. С. Мухина). Какие — либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудно преодолимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие ребенка.

Результаты психологических и педагогических исследований последних лет показывают, что возможности умственного развития дошкольников значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Например, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать понимание зависимости между внешним строением животных и условиями их существования; достаточно легко формируются у детей представления об основных условиях роста и развития растений. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийном, а в основном в наглядно — образной форме, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами.

  • Психология ребенка
  • Воспитание ребенка
  • Развитие ребенка
  • Досуг и отдых
  • Конфликты и буллинг
  • Подготовка к школе
  • Обучение ребенка
  • Школьные вопросы
  • Здоровье ребенка
  • Родителям

Умственное развитие детей

Определив тип интеллекта ребенка, родители могут помочь ему максимально развить его потенциал

В современном обществе принято считать, что успеваемость ребенка в школе является единственным показателем, определяющим его потенциал. Когда ребенок становится старше, многие родители хотят, чтобы он стал всесторонне развитым и успешным в разных сферах жизни. Но прежде чем он пойдет в школу, вы должны понять – ваш ребенок умный, несмотря на его оценки и физическую форму.

Ученые утверждают, что существуют разные типы интеллекта (всего их выделяют 8), и ребенок может обладать любым из этих восьми типов. В чем-то он обязательно окажется сильным.

Родители должны с раннего возраста ребенка распознать признаки, которые характеризуют его тип интеллекта. Если вы начнете развивать эти черты с раннего возраста, вы сможете оценить его потенциал и поймете, что это может быть важнее, чем успеваемость по математике или физике. Рассмотрим, как определить тип интеллекта вашего ребенка.

Теория множественного интеллекта

Американский психолог Говард Гарднер предложил теорию, которая объясняет различные виды интеллекта. Ученый предполагает, что сводить определение интеллекта ребенка к простой проверке IQ недостаточно. Академическая успеваемость, несомненно, важна, но настолько же важны и склонности ребенка к рисованию, музыке, танцам, предпринимательской деятельности и т. д. Все эти склонности необходимо учитывать, определяя потенциал ребенка. Так возникла теория множественного интеллекта, которая доказывает, что у ребенка могут доминировать 1 или 2 из 8 типов интеллекта.

8 типов интеллекта

Теория Говарда Гарднера быстро нашла последователей во всем мире. Педагоги из разных стран стали включать теорию множественного интеллекта в свои системы образования.

Рассмотрим подробнее типы интеллекта, которые встречаются у детей.

1. Телесно-кинестетический

Дети, обладающие телесно-кинестетическим интеллектом, обычно достигают успехов в спорте и других видах физической активности. Они много двигаются, и их движения хорошо скоординированы. Если ваш ребенок проявляет интерес к подвижным играм и может хорошо координировать движения своего тела, то можно с уверенностью сказать, что у него развит данный тип интеллекта. Понаблюдайте за ним, чтобы лучше понять его склонности. Он слишком суетливый? Он всегда в тонусе? Он не может долго усидеть на одном месте? Такие мелкие детали могут помочь вам определить у ребенка телесно-кинестетический тип интеллекта. Им обладают многие известные спортсмены, актеры и танцоры.

2. Визуальнопространственный

Данный тип интеллекта определяет, насколько хорошо ребенок может визуализировать объекты, места и даже свои сны. Дети, обладающие таким интеллектом, имеют таланты в рисовании, лепке и других подобных занятиях. Они хорошо определяют размеры объектов и могут в деталях воспроизводить прошедшие события. Они также склонны выражать свои мысли и чувства в визуальной форме.

Если ваш ребенок уделяет внимание деталям и способен вспомнить мельчайшие подробности повседневных событий, у него развит визуально-пространственный интеллект. Дети, обладающие им, могут стать художниками, архитекторами или специалистами в подобных сферах.

3. Логико-математический

Логический интеллект связан со способностями ребенка к математическим вычислениям и аргументации. Важной частью логико-математического интеллекта является навыки решения различных задач. Если ваш ребенок наблюдателен, умеет мыслить нестандартно, логически рассуждать, объяснять, понимать подсказки – у него развит данный тип интеллекта. Такие дети любознательны и часто задают вопросы. Они хорошо понимают язык чисел, графиков и диаграмм. У многих известных математиков развит данный тип интеллекта.

4. Музыкальный

Если ребенок любит слушать музыку, это еще не значит, что он обладает музыкальным интеллектом. Данный тип интеллекта развит у детей, которые любят сочинять музыку, петь и настукивать разные ритмы. Они лучше других понимают музыку. Если у вашего ребенка красивый голос, у него есть чувство ритма, различает тональности и интересуется игрой на музыкальных инструментах, тогда у него, несомненно, развит музыкальный интеллект. Однако важно понимать, что музыкальный интеллект – это достаточно широкое понятие, и у разных детей он может проявляться по-разному.

5. Лингвистический

У детей, обладающих лингвистическим интеллектом, обычно хорошо развиты языковые навыки. Если у вашего ребенка красивый почерк, он любит читать, хорошо понимает грамматику и умеет правильно писать сложные слова, у него развит данный тип интеллекта. Такие дети любят играть со словами и разгадывать кроссворды. У них обычно большой словарный запас, они легко запоминают новые слова. Также у них развита способность рассказывать истории.

6. Экзистенциальный

Экзистенциальный интеллект не стоит путать с интровертностью или эгоцентричностью. Он связан со способностью человека наслаждаться одиночеством. Если ребенок, оставаясь один, не скучает и не боится, то у него развит данный тип интеллекта. Этот тип связан с такими качествами, как ответственность, самосознание и самостоятельность. Дети, обладающие экзистенциальным интеллектом, осознают свои сильные и слабые стороны. Если ваш ребенок уверен в правильности своих действий, несмотря на то, что окружающие считают иначе, у него развит данный тип интеллекта. Такие дети уверены во всем, что они делают. Они слушают окружающих, но делают то, что сами считают правильным. Из таких детей вырастают успешные предприниматели.

7. Межличностный

Дети с развитым межличностным интеллектом умеют хорошо общаться с окружающими. У них обычно много друзей, и они любят быть в компании. Если ваш ребенок постоянно проводит время со своими друзьями и любит общаться с людьми, у него развит данный тип интеллекта. Такие дети умеют находить общий язык с разными людьми и понимают, как справляться с разными ситуациями. В компании они кажутся спокойными и расслабленными. С друзьями они сострадательны, добры и отзывчивы. Из таких детей вырастают хорошие дипломаты, руководители и педагоги.

8. Натуралистический

Если ваш ребенок интересуется садоводством, уходом за домашними животными, то у него развит данный тип интеллекта. Такие дети любят природу. Они интересуются различными природными явлениями, любят гулять в парках, возле рек и везде, где нет асфальта. Также они обеспокоены сохранением природы.

Когда вы знаете, как проявляется каждый из восьми типов интеллекта, вы можете определить, в чем силен ваш ребенок. Наблюдайте за ним, замечайте его способности и помогайте их развивать. Цените его таланты с раннего возраста – и вам не придется беспокоиться о его будущем.

Дошкольный возраст для малыша – это период грандиозных перемен и интенсивного развития. Метаморфозы затрагивают все сферы психического и физического развития ребенка. Появляются новые задачи, возможности, трудности. Умственное развитие дошкольников – наша тема сегодня.

Мир дошкольника сильно отличается от мира годовалого карапуза. Также развивается и мышление ребенка. Умственное развитие дошкольников – это сложный и длительный процесс, важность которого велика.

Когда нужно начинать умственное развитие дошкольников?

На самом деле, оказывать помощь в развитии необходимо начинать уже в неонатальном периоде. Обнимая ребенка, обеспечивая ему чувство безопасности, удовлетворяя его основные потребности вы способствуете его развитию.

Безусловно, это имеет большое влияние на его развитие, не только физическое, но и умственное и эмоциональное. Предоставление ребенку дополнительных стимулов слуховых и зрительных (погремушки, музыкальные шкатулки и т. д.), стимулирует его общее развитие.

Пик интеллектуального развития приходится на дошкольный возраст. Стоит позаботиться о развитии и воспитании детей, прежде чем они начнут обучение в школе. Это единственный способ, защитить их перед неудачами и ввести на путь школьных успехов.

Чтобы это удалось, взрослый должен прежде всего знать, что конкретно для этого нужно. Важно стремиться к пониманию того, что чадо делает и говорит.

Помимо желания помочь ребенку в развитии требуются знания, психологическая готовность и время, которое можно посвятить крохе на совместное времяпровождение.

В научной литературе проблематику раннего усиленного умственного развития ребенка представляет множество трудов, дополняющих друг друга и иногда противоречивых.

Большинство педагогов утверждают, что интенсивная поддержка развития необходима не только детям, которые медленно развиваются, но и всем. Многое указывает на то, что все дети рождаются талантливыми, но есть задатки, которые нужно умело развивать.

Чем раньше начать способствовать их развитию, тем лучше. Поэтому поддержка развития помогает всем детям в создании условий для полного развития имеющихся интеллектуальных возможностей.

В результате этих действий дети, которые развиваются очень хорошо, могут действовать на еще более высоком уровне, так как необходимые развивающие мероприятия дают шанс развиться их особым способностям.

В случае, если дети развиваются медленнее, развивающие мероприятия могут подтолкнуть их к более быстрому темпу, что дает шанс на успехи сначала в роли дошкольника, а позже и в роли ученика.

А детям, которые отстают в развитии, принятые меры могут значительно помочь в выравнивании дефицита развития.

Правила умственного развития дошкольников

При интенсивных развивающих мероприятиях, следует помнить о двух основных принципах. Первый касается адаптации мероприятий к реальным познавательным и исполнительным возможностям вашего непоседы.

Умственное развитие детейГоворя, например, о трехлетнем малыше, имеется в виду не только возраст жизни, но, прежде всего, его уровень развития. Условием мудрой поддержки является сохранение жизненного цикла и переход через все его этапы.

Второе правило гласит, что вы не можете переступать этапы развития ребенка. Малыш должен самостоятельно подняться на последующие ступени развития.

Очень важная задача взрослого, который сопровождает ребенка в этом „восхождении” – это разумная помощь, т. е. организация процесса обучения и его контроль.

Поэтому, чтобы чадо был умнее, больше знал и умел, необходимо сформировать в его сознании те вещи, которые необходимы при прохождении отдельных ступеней школьного образования.

Умственные навыки дошкольников

Навыки, которые должен иметь дошкольник, чтобы соответствовать этим требованиям, вы можете заключить в двенадцати тематических блоках.

  1. Пространственная ориентация (формирование навыков, которые позволяют ребенку хорошо ориентироваться в пространстве и свободно говорить о том, что вокруг него находится).
  2. Ритмы и ритмическая организация времени (развитие навыков укладки ритмов).
  3. Причина и следствие (предсказание последствий, формирование аналитического мышления).
  4. Умение подсчета объектов.
  5. Сложение и вычитание, разделение на группы по несколько объектов.
  6. Классификация (разделение объектов и явлений по категориям).
  7. Установка по порядку, нумерация.
  8. Формирование навыков измерения.
  9. Формирование геометрических понятий.
  10. Формирование эмоциональной устойчивости и способности к напряженной интеллектуальной деятельности.
  11. Понятие веса и взвешивание.
  12. Решение задач с содержанием.

Очень важным элементом поддержки развития является также формирование эмоциональной устойчивости. Имеется в виду способность разумного управления своим поведением в ситуациях полных напряжений и физических усилий.

Незрелость эмоциональной сферы может быть серьезным препятствием на пути приобретения знаний и умений по типу школьного образования, поэтому вы не можете игнорировать эту проблему, и вы должны помочь сыну или дочке в приобретении эмоциональной устойчивости.

Иногда бывает, что родители или воспитатели дошкольных групп уделяют этому наименьшее значение в момент оценки готовности дошкольника к обучению в школе.

Советы родителям по проведению развивающих мероприятий

Родители, чьи дети проходят через этап подготовки к школе могут и должны способствовать развитию умственных способностей своих детей, не упуская наиболее благоприятный для этого этап.

Важно запомнить главное – мероприятия для умственного развития должны проходить регулярно, но всегда в разнообразных формах. Вот несколько советов, которые помогут вам справиться с этой задачей.

  • Интригуйте малыша, разжигайте его любопытство, стимулируйте интерес ко всему окружающему и неизвестному – это залог гармоничного умственного развития дошкольника.
  • Используйте всевозможные виды игровой деятельности для умственного развития дошкольника.
  • Будьте инициатором чтения и изучения новых навыков.
  • Тренируйте усидчивость крохи, постепенно увеличивая время занятий.
  • Беседуйте с ребенком, как с другом, формируйте атмосферу доверия – это способствует лучшему усвоению информации.
  • Не наказывайте своего несмышленыша, если у него что-то не получается – у каждого свои сроки развития.
  • Найдите сильные стороны своего крохи и развивайте их.
  • Формируйте высокую самооценку у своего ребенка, хвалите и поощряйте его успехи.

Про умственное развитие дошкольников мы рассказали, успехов в воспитании!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Умственное развитие детей

Особенности умственного развития детей очень индивидуальны, ведь не существует двух одинаковых малышей. И, тем не менее, они напрямую зависят от возраста ребенка.

Как правильно развивать ребенка

Чтобы развитие малыша было всесторонним и правильным, нужно с ним играть. Но, играть полезно. Например, читать. Яркие и увлекательные, доступные детскому пониманию книжки сегодня в изобилии в магазинах. Выберите ту, что подходит по возрасту, и читайте малышу. Ему будет гораздо интересней, если вместе с ним будут «слушать» и любимые игрушки. Пусть такое станет своего рода игрой.

Умственное развитие детей дошкольного возраста происходит, прежде всего, через мышление.

Оно, в свою очередь, самым непосредственным образом зависит от воображения. И мало что может так же эффективно помочь его развивать, как рисование. К тому же, дети в подавляющем большинстве, обожают такое занятие. Поиграйте с малышом: рисуйте вместе. Можно, как пытаться изобразить увиденное, так и пофантазировать. Не ограничивайте малыша, пусть в ход идут даже пальцы рук, лишь бы картина в итоге получилась такой, как хотел ребенок.

В дошкольном возрасте дети учатся не воспринимать окружающий мир, как кучу разрозненных предметов, а обобщать все, складывая в некую единую картину. Логическое мышление развивается на основе воображения. А потому и сюжеты рисунков будут состоять из многих компонентов, например, домика и окружающих его деревьев, собачек с кошечками и, конечно, вас с ним.

Не менее полезно также будет занять ребенка лепкой из глины или пластилина. Когда малыш подрастет, покажите ему, как складывать пазлы.

Это развивает не только мелкую моторику рук, но и логическое мышление.

Нельзя самостоятельно делать выводы о том, соответствует ли развитие ребенка его возрасту. Это под силу только детскому психологу после беседы, а возможно и тестирования малыша.

Продукты для полноценного умственного развития ребенка

Особенности умственного развития детей самым прямым и непосредственным образом зависят от того, поступает ли в его организм достаточное количество витаминов и минералов. О необходимости сбалансированного рациона малыша хорошо известно всем родителям. Следите, чтобы ребенок ел именно полезную пищу, а еще, чтобы продукты его питания были достаточно разнообразными.

Чтобы ваш малыш эмоционально и психически хорошо развивался, давайте ему следующие продукты:

Источники простого сахара, то есть, сахарозы, как авокадо, абрикосы, яблоки и цитрусовые. Последние часто становятся причиной аллергии, так что при появлении соответствующей реакции организма ребенка, исключите их.

  • Белки, как мясо птицы, рыба, красное мясо, яйца и морепродукты.
  • Источниками насыщенных жиров станут соевое и кукурузное масла, молокопродукты и особенно твердый сыр, а еще йогурты и какао.
  • Клетчатку организм получает из орехов, семечек и зеленых листовых овощей, а еще из моркови.

Подавляющее большинство малышей хотят кушать не то, что полезно, а то, что вкусно. Проявите фантазию и приготовьте блюда для трапезы ребенка так, чтобы они заинтересовали его. Дошкольники многое воспринимают в игровом виде. Так что можно превратить полезную пищу в элемент некой игры, для победы в которой порцию понадобится съесть.

Мы обновили эту статью 27 апреля, 2016.

Умственное развитие ребёнка

Ваш ребёнок общается с вами с самого рождения. В течение следующих месяцев малыш пытается имитировать различные звуки, которые помогут вам понять его потребности.

В этой статье вы найдете интересные занятия для вас и вашего малыша, которые будут полезны для умственного развития ребёнка в 3 месяца.

  • Умственное развитие ребёнка в 2 месяца
  • Умственное развитие ребёнка в 4 месяца

В этом возрасте малыш:

развивает свой язык, лепечет, издает новые звуки, особенно гласные «а» и «о», как в ответ на то, что он видит, слышит или чувствует;

издает радостный звук, когда доволен;

реагирует на ваши слова агуканьем, лепетом, визгом (похожим на голос дельфина);

выражает различные потребности плача по-разному;

Способности мышления

начинает понимать, что он человек, наблюдая и исследуя свои пальцы ног, свои ноги, руки, рот и окружающие предметы, размышляя, что он может сделать с ними;Умственное развитие детей

начинает использовать свою память, например, предвидит следующее мамино действие или предстоящее событие;

узнает людей и знакомые предметы, находящиеся на расстоянии;

любит играть в одни и те же игры, повторяет действие, которое недавно узнал;

пытается продлить интересные моменты или приятные ощущения, продолжая смотреть, слушать или пытаясь дотронуться;

зевать, делать грустные выражения лица, чтобы дать вам понять, что ему стало скучно.

В ближайшие недели, он начнет:

лучше контролировать звуки, которые произносит;

Способности мышления

повторять одни и те же действия для собственного удовольствия;

связывать определенный действия и их результат (первые признаки то, что малыш начинает понимать причину и следствие);

самостоятельно держать предмет в руке;

держать большую погремушку.

Как помочь развитию?

Используйте методику «Подготовка. Игра. Обучение» для умственного развития ребёнка в 3 месяца. Эта методика проста и легко вольется в вашу повседневную жизнь. Ниже в таблице приведены примеры действий, которые вы можете самостоятельно выполнять у себя дома.

Подготовка

Когда вы произносите имя вашего ребёнка, когда он не смотрит на вас,

ваш маленький узнает знакомое слово.

Когда вы описываете малышу все свои действия, которые вы выполняете или то, что он чувствует или слышит во время ежедневных процедур (переодевания или купания),

ваш ребёнок прислушивается к звуку вашего голоса и ожидает некоторые действия.

Когда вы повторяете звуки, которые издает ваш ребёнок, побуждая его к игре,

ваш маленький лепечет, пытаясь издавать различные звуки и учиться общаться с вами.

Когда вы аккуратно щекочете вашего ребёнка,

ваш маленький узнает эффект от определенных действий, например, понимает, что щекотка это весело и приятно.

Обучение

Когда вы издаете звук погремушкой прямо перед глазами у малыша,

ваш ребёнок начинает понимать, что его руки могут делать с игрушками.

Когда вы кладете музыкальную (гремящую) игрушку достаточно близко, чтобы малыш мог дотронуться ногой до нее и толкнуть ее. Игрушка при соприкосновении с его ножкой издает звук,

ваш маленький обнаруживает, что он может перемещать предметы и извлекать из них звуки.

Умственное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.

Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания. Современная психология и педагогика занимаются изучением закономерностей и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти пути оптимального решения задач умственного воспитания: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма, — с другой.

Ученые исследуют многие вопросы умственного развития и воспитания. Изучаются закономерности развития ощущений, восприятия, что необходимо для разработки содержания и методов сенсорного воспитания как основы умственного воспитания дошкольников; исследуется формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного, логического мышления детей; выясняются особенности формирования познавательных способностей; разрабатываются содержание и методы умственного воспитания в разные периоды дошкольного детства и др.

К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они владеют основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать некоторые причинно-следственные связи, у них формируются зачатки учебной деятельности. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка.

Умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.
Особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.

Можно выделить следующие задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста: формирование правильных представлений о простейших явлениях окружающей жизни; развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Умственное развитие и умственное воспитание детей дошкольного возраста.

Умственное развитие и умственное воспитание детей дошкольного возраста.

Умственное развитие и умственное воспитание детей дошкольного возраста.

Ссылка на основную публикацию