Умственное развитие детей дошкольного возраста

1. Роль умственного воспитания в системе целостного развития дошкольников.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других качеств и черт, которые создают его духовный облик.

Умственное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта, под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами интеллектуальной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

2. Задачи умственного воспитания дошкольников.

1) Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

2) Развитие познавательной деятельности.

3) Развитие любознательности, познавательных интересов и способностей детей.

4) Развитие интеллектуальных умений и навыков.

3. Содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом людей, с общенародными праздниками; со столицей страны, ее достопримечательностями, крупными городами Беларуси, государственной символикой.

4. Условия умственного развития детей.

Для решения вышеназванных задач необходимо создавать условия умственного развития детей, к которым можно отнести:

1) Насыщенность жизни детей разнообразными видами деятельности, их усовершенствование и развитие.

2) Организация развивающей предметной среды.

3) Использование развивающих технологий.

4) Диагностика и психокоррекция.

5. Основные виды деятельности детей как средства умственного воспитания и развития.

Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, и по возможностям оказывать влияние на умственное развитие. В различных видах деятельности перед детьми возникают разные познавательные задачи. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития познавательных способностей. Во всех видах деятельности он общается с окружающими людьми, приобретает от них знания и умения, усваивает определенные отношения, овладевает речью.

5. Условия умственного развития детей.

Современные исследователи (Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова и т.д.) в области умственного воспитания определили ряд условий для умственного развития дошкольников:

-создание обогащенной предметно-пространственной среды;

-формирование у ребенка мотивации достижения успеха, выражение веры в его силы и возможности;

-вовлечение детей в выполнение творческих заданий;

-интеграция разнообразных видов деятельности;

-создание проблемно-поисковых ситуаций;

-включение занимательности в содержание обучения;

-проявление положительного эмоционального отношения ребенка к явлениям, предметам и видам деятельности;

При этом основными педагогическими условиями умственного развития являются: постепенное усложнение знаний, активная позиция самого ребенка в их усвоении и овладение детьми элементарной познавательной деятельностью.

6. Характеристика методов умственного воспитания в учреждении дошкольного образования.

Для осуществления умственного воспитания необходимо использовать методы, учитывающие наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников. Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источнику передачи и характеру восприятия информации на наглядные, практические, словесные, игровые методы. Однако все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Дошкольный возраст для малыша – это период грандиозных перемен и интенсивного развития. Метаморфозы затрагивают все сферы психического и физического развития ребенка. Появляются новые задачи, возможности, трудности. Умственное развитие дошкольников – наша тема сегодня.

Мир дошкольника сильно отличается от мира годовалого карапуза. Также развивается и мышление ребенка. Умственное развитие дошкольников – это сложный и длительный процесс, важность которого велика.

Когда нужно начинать умственное развитие дошкольников?

На самом деле, оказывать помощь в развитии необходимо начинать уже в неонатальном периоде. Обнимая ребенка, обеспечивая ему чувство безопасности, удовлетворяя его основные потребности вы способствуете его развитию.

Безусловно, это имеет большое влияние на его развитие, не только физическое, но и умственное и эмоциональное. Предоставление ребенку дополнительных стимулов слуховых и зрительных (погремушки, музыкальные шкатулки и т. д.), стимулирует его общее развитие.

Пик интеллектуального развития приходится на дошкольный возраст. Стоит позаботиться о развитии и воспитании детей, прежде чем они начнут обучение в школе. Это единственный способ, защитить их перед неудачами и ввести на путь школьных успехов.

Чтобы это удалось, взрослый должен прежде всего знать, что конкретно для этого нужно. Важно стремиться к пониманию того, что чадо делает и говорит.

Помимо желания помочь ребенку в развитии требуются знания, психологическая готовность и время, которое можно посвятить крохе на совместное времяпровождение.

В научной литературе проблематику раннего усиленного умственного развития ребенка представляет множество трудов, дополняющих друг друга и иногда противоречивых.

Большинство педагогов утверждают, что интенсивная поддержка развития необходима не только детям, которые медленно развиваются, но и всем. Многое указывает на то, что все дети рождаются талантливыми, но есть задатки, которые нужно умело развивать.

Чем раньше начать способствовать их развитию, тем лучше. Поэтому поддержка развития помогает всем детям в создании условий для полного развития имеющихся интеллектуальных возможностей.

В результате этих действий дети, которые развиваются очень хорошо, могут действовать на еще более высоком уровне, так как необходимые развивающие мероприятия дают шанс развиться их особым способностям.

В случае, если дети развиваются медленнее, развивающие мероприятия могут подтолкнуть их к более быстрому темпу, что дает шанс на успехи сначала в роли дошкольника, а позже и в роли ученика.

А детям, которые отстают в развитии, принятые меры могут значительно помочь в выравнивании дефицита развития.

Правила умственного развития дошкольников

При интенсивных развивающих мероприятиях, следует помнить о двух основных принципах. Первый касается адаптации мероприятий к реальным познавательным и исполнительным возможностям вашего непоседы.

Умственное развитие детей дошкольного возрастаГоворя, например, о трехлетнем малыше, имеется в виду не только возраст жизни, но, прежде всего, его уровень развития. Условием мудрой поддержки является сохранение жизненного цикла и переход через все его этапы.

Второе правило гласит, что вы не можете переступать этапы развития ребенка. Малыш должен самостоятельно подняться на последующие ступени развития.

Очень важная задача взрослого, который сопровождает ребенка в этом „восхождении” – это разумная помощь, т. е. организация процесса обучения и его контроль.

Поэтому, чтобы чадо был умнее, больше знал и умел, необходимо сформировать в его сознании те вещи, которые необходимы при прохождении отдельных ступеней школьного образования.

Умственные навыки дошкольников

Навыки, которые должен иметь дошкольник, чтобы соответствовать этим требованиям, вы можете заключить в двенадцати тематических блоках.

  1. Пространственная ориентация (формирование навыков, которые позволяют ребенку хорошо ориентироваться в пространстве и свободно говорить о том, что вокруг него находится).
  2. Ритмы и ритмическая организация времени (развитие навыков укладки ритмов).
  3. Причина и следствие (предсказание последствий, формирование аналитического мышления).
  4. Умение подсчета объектов.
  5. Сложение и вычитание, разделение на группы по несколько объектов.
  6. Классификация (разделение объектов и явлений по категориям).
  7. Установка по порядку, нумерация.
  8. Формирование навыков измерения.
  9. Формирование геометрических понятий.
  10. Формирование эмоциональной устойчивости и способности к напряженной интеллектуальной деятельности.
  11. Понятие веса и взвешивание.
  12. Решение задач с содержанием.

Очень важным элементом поддержки развития является также формирование эмоциональной устойчивости. Имеется в виду способность разумного управления своим поведением в ситуациях полных напряжений и физических усилий.

Незрелость эмоциональной сферы может быть серьезным препятствием на пути приобретения знаний и умений по типу школьного образования, поэтому вы не можете игнорировать эту проблему, и вы должны помочь сыну или дочке в приобретении эмоциональной устойчивости.

Иногда бывает, что родители или воспитатели дошкольных групп уделяют этому наименьшее значение в момент оценки готовности дошкольника к обучению в школе.

Советы родителям по проведению развивающих мероприятий

Родители, чьи дети проходят через этап подготовки к школе могут и должны способствовать развитию умственных способностей своих детей, не упуская наиболее благоприятный для этого этап.

Важно запомнить главное – мероприятия для умственного развития должны проходить регулярно, но всегда в разнообразных формах. Вот несколько советов, которые помогут вам справиться с этой задачей.

  • Интригуйте малыша, разжигайте его любопытство, стимулируйте интерес ко всему окружающему и неизвестному – это залог гармоничного умственного развития дошкольника.
  • Используйте всевозможные виды игровой деятельности для умственного развития дошкольника.
  • Будьте инициатором чтения и изучения новых навыков.
  • Тренируйте усидчивость крохи, постепенно увеличивая время занятий.
  • Беседуйте с ребенком, как с другом, формируйте атмосферу доверия – это способствует лучшему усвоению информации.
  • Не наказывайте своего несмышленыша, если у него что-то не получается – у каждого свои сроки развития.
  • Найдите сильные стороны своего крохи и развивайте их.
  • Формируйте высокую самооценку у своего ребенка, хвалите и поощряйте его успехи.

Про умственное развитие дошкольников мы рассказали, успехов в воспитании!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

1. Роль умственного воспитания в системе целостного развития дошкольников.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других качеств и черт, которые создают его духовный облик.

Умственное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта, под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами интеллектуальной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

2. Задачи умственного воспитания дошкольников.

1) Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

2) Развитие познавательной деятельности.

3) Развитие любознательности, познавательных интересов и способностей детей.

4) Развитие интеллектуальных умений и навыков.

3. Содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом людей, с общенародными праздниками; со столицей страны, ее достопримечательностями, крупными городами Беларуси, государственной символикой.

4. Условия умственного развития детей.

Для решения вышеназванных задач необходимо создавать условия умственного развития детей, к которым можно отнести:

1) Насыщенность жизни детей разнообразными видами деятельности, их усовершенствование и развитие.

2) Организация развивающей предметной среды.

3) Использование развивающих технологий.

4) Диагностика и психокоррекция.

5. Основные виды деятельности детей как средства умственного воспитания и развития.

Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, и по возможностям оказывать влияние на умственное развитие. В различных видах деятельности перед детьми возникают разные познавательные задачи. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития познавательных способностей. Во всех видах деятельности он общается с окружающими людьми, приобретает от них знания и умения, усваивает определенные отношения, овладевает речью.

5. Условия умственного развития детей.

Современные исследователи (Н.Н. Поддьяков, А.И. Савенков, Т.А. Куликова, Л.М. Маневцова и т.д.) в области умственного воспитания определили ряд условий для умственного развития дошкольников:

-создание обогащенной предметно-пространственной среды;

-формирование у ребенка мотивации достижения успеха, выражение веры в его силы и возможности;

-вовлечение детей в выполнение творческих заданий;

-интеграция разнообразных видов деятельности;

-создание проблемно-поисковых ситуаций;

-включение занимательности в содержание обучения;

-проявление положительного эмоционального отношения ребенка к явлениям, предметам и видам деятельности;

При этом основными педагогическими условиями умственного развития являются: постепенное усложнение знаний, активная позиция самого ребенка в их усвоении и овладение детьми элементарной познавательной деятельностью.

6. Характеристика методов умственного воспитания в учреждении дошкольного образования.

Для осуществления умственного воспитания необходимо использовать методы, учитывающие наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников. Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источнику передачи и характеру восприятия информации на наглядные, практические, словесные, игровые методы. Однако все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Умственное развитие дошкольников

Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а так же специально организованного обучения и собственного опыта ребенка.

В дошкольном возрасте быстрыми темпами идет накопление знаний, формируется речь у детей, совершенствуются познавательные процессы, дошкольник овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Умственное развитие осуществляется под воздействием окружающей среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате — ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им как средством общения.

Умственное развитие происходит в процессе деятельности: общении, предметной, игре, а затем в учебной, трудовой и продуктивной (рисование, конструирование, лепка и др.).

Умственное развитие наиболее эффективно происходит под воздействием обучения и воспитания. Современная наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Основной особенностью умственного развития ребенка дошкольного возраста является — преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения.

В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними периодами (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. С. Мухина). Какие — либо дефекты воспитания, допущенные в период дошкольного детства, фактически трудно преодолимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие ребенка.

Результаты психологических и педагогических исследований последних лет показывают, что возможности умственного развития дошкольников значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Например, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать понимание зависимости между внешним строением животных и условиями их существования; достаточно легко формируются у детей представления об основных условиях роста и развития растений. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийном, а в основном в наглядно — образной форме, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами.

Умственное воспитание дошкольников

Умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей.

Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

Основная функция умственного воспитания заключается в формировании познавательной деятельности, в ходе которой ребенок познает окружающий мир. Познавательная деятельность осуществляется в ходе восприятия и мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности. Отражение этих свойств в коре головного мозга создает образ предмета. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями. Результаты мышления отражаются в речи.

Задачи умственного воспитания дошкольников:

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, развитие познавательных процессов и способностей);

воспитание любознательности, познавательных интересов;

формирование системы знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

Развитие сенсорной культуры в дошкольном возрасте

Сенсорная культура: результат усвоения ребенком сенсорной культуры, созданной человечеством, овладение им общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны — это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития (меры веса, длины, цветовой спектр, объемные и плоскостные геометрические фигуры и т.д.).

Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятия. Его задачей является своевременное обучение ребенка перцептивным (обследовательским)действиям.

Алгоритм обследования предметов

восприятие целостного облика предмета;

мысленное деление на основные части и выявление их признаков;

пространственное соотнесение этих частей друг с другом (слева, справа, над, сверху);

вычленение мелких деталей, выявление их признаков, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;

повторное целостное восприятие предмета.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для реализации возможностей детского развития, а именно дать детям в доступной форме систематизированные знания, отражающие существенные связи и зависимости явлений тех областей действительности, с которыми встречается ребенок в своей повседневной жизни. В связи с этим возникает вопрос о построении системы в соответствии с возможностями мыслительной деятельности детей, а не наличным уровнем мышления, так как если мы будем строить систему знаний, ориентируясь на наличный уровень мыслительных способностей ребенка, то овладение ею не даст заметных сдвигов в его умственном развитии.

Проведенные психологические исследования раскрывают богатые возможности детей дошкольного возраста в освоении ими элементарных форм логического мышления.

Наиболее отчетливо логическое мышление проявляется при установлении дошкольниками различных связей, существующих между предметами и явлениями. Развитие процесса обеспечивается обогащением и усложнением практики ребенка и освоением способов самой мыслительной деятельности. Огромную роль в развитии мышления играет речь. Накопление словаря, освоение простых, а затем и достаточно сложных грамматических структур, умение слушать других, понять и самому построить нужное предложение — необходимые условия развития логических форм мышления у дошкольника.

Развивающие процедуры могут быть самыми различными. Одни ученые считают наиболее эффективной организацию ориентировочной деятельности детей и активизацию их речи (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Г. И. Минская); другие подчеркивают значение обучения ребенка системе последовательно совершаемых умственных действий, т.е. работе над алгоритмами (Л. Н. Ланда, Ф. И. Фрадкина). В исследованиях некоторых ученых особое внимание обращено на построение всей аналитико-синтетической деятельности и методов освоения знаний (Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская).

По-видимому, на каждом пути можно добиться значительных сдвигов в развитии словесно-логических форм мышления. И, несомненно, чем последовательнее ведется такая работа, тем выше развитие общей способности ребенка удивляться, ставить вопрос, воспринимать новое, усваивать его, применяя различные формы, операции и способы мышления, обогащая свой кругозор и повышая способность к дальнейшему умственному труду [1] .

Приведем примеры занятий, которые будут стимулировать развитие речи и мыслительной деятельности по нескольким направлениям.

Осведомленность. Ребенку предлагаются вопросы-загадки, например: Из чего видна улица? Деду который раздает подарки? Съедобный персонаж? Часть одежды куда кладут деньги? Какой день будет завтра?. Дополни фразу: Если песок мокрый то. Мальчик моет руки потому что. Если переходить улицу на красный свет то. Автобус остановился потому что. Закончи предложение: Музыку пишет. (композитор). Стихи пишет. (поэт). Горные вершины покоряет. (альпинист) и т.п.

Выделение существенных признаков в логических задачах. Ребенку предлагаются для размышления логические задачи: 1. Саша ел крупный красный виноград. Коля ел крупный белый виноград. Что у винограда одинаковое? А что разное? (Ответ: у винограда одинаковая форма — крупный, разное — цвет.) 2. Катя и Надя рисовали зверей. Одна девочка рисовала в альбоме, а другая в тетрадке. Где рисовала Катя, если Надя не рисовала в альбоме? (Ответ: в альбоме.) 3. Лиса медленнее черепахи. Лиса быстрее, чем олень. Кто самый быстрый? (Ответ: черепаха.) 4. Заяц сильнее, чем стрекоза, но слабее, чем медведь. Кто самый слабый? (Ответ: стрекоза.) 5. Гриша и Егор приколачивали доску: кто-то из них забивал маленькие гвозди, кто-то — большие. Гриша забивал большие гвозди. Какие гвозди забивал Егор? (Ответ: маленькие.) 6. Лида и Нина купили в магазине одежду: кто-то из них — куртку, а кто-то — пальто. Нина не купила куртку. Что купила Лида? (Ответ: куртку.)

Умственное воспитание ребенка-дошкольника не сводится к развитию познавательных процессов — восприятия, представлений, мышления. Содержание умственного воспитания включает в себя формирование у детей определенного объема знаний, позволяющих им ориентироваться в окружающем мире, понимать элементарные отношения и взаимозависимости.

У дошкольника в норме большое значение в умственном развитии имеет стихийное обучение, которое происходит в повседневной жизни. У ребенка с нарушениями интеллекта стихийное накопление знаний и представлений об окружающем мире не становится источником умственного развития, не создает основы для адекватной ориентировки в окружающем. Поэтому обучение имеет ведущее значение в накоплении знаний у ребенка с нарушениями интеллекта, в их систематизации, в том, чтобы накопление знаний способствовало умственному развитию ребенка.

Педагоги и воспитатели передают детям знания об окружающем в процессе всей жизни и деятельности в дошкольном учреждении. Особую роль в этом процессе играют занятия, наблюдения и специально организованная деятельность детей.

Каждый вид занятий и каждый вид деятельности вносят свой, особый вклад в умственное воспитание ребенка.

Занятия по формированию элементарных математических представлений вносят огромный вклад как в систему знаний ребенка об окружающем мире, так и в развитие познавательных процессов — восприятия и мышления.

В основе развития математических представлений лежит познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами. Эти отношения могут быть поняты детьми только тогда, когда они научатся сравнивать, сопоставлять между собой предметы и группы предметов (множества). Сравнение — один из важнейших мыслительных процессов — лежит в основе сопоставления предметов по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Величина, форма, пространственное расположение предметов и их частей являются внешними хорошо воспринимаемыми признаками. Количество же — совсем особый признак, его надо выделить, абстрагировать от других признаков предметов. На протяжении дошкольного возраста умственно отсталые дети должны понять, что количество — совсем особый признак, независимый ни от каких других — ни от формы, ни от величины, ни от цвета предметов, ни от предметного назначения, ни от расположения в пространстве. Количество должно приобрести для детей свое, особое значение.

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был умным, поэтому сегодня так популярны разнообразные методики и упражнения для обучения чтению, счету и письму едва ли не с рождения. Но важно понимать, что умственное развитие ребенка – это не только формирование определенных знаний, умений и навыков. Сегодня этому понятию придают более глубокое значение, так как важнее активизировать у детей познавательную деятельность и развивать мыслительные процессы.

Умственное развитие детей дошкольного возраста

Этапы интеллектуального развития ребенка

С самого рождения дети отличаются друг от друга, так как они имеют разные физиологические и психологические задатки. Развитие каждого ребенка, в том числе умственное, происходит по индивидуальной схеме, поэтому нет детей, имеющих совершенно идентичные способности. На интеллект ребенка влияет множество факторов, в том числе наследственность, окружающая эмоциональная обстановка, интенсивность обучения, здоровье и другие.

Большинство ученых сходятся во мнении, что развитие человека, в том числе и интеллектуальное, происходит стадиально. Для описания этого процесса используется несколько схем. Так, по одной из общепринятых теорий, выделяют 3 крупных стадии умственного развития ребенка:

  • Сенсомоторная стадия (от рождения и до 2 лет) – период овладения моторными и сенсорными способностями. На этой стадии умственного развития ребенка он осваивает различные двигательные навыки, знакомится с текстурой и свойствами окружающих его объектов. У ребенка развиваются врожденные рефлексы и формируются условные, происходит развитие преднамеренных действий, направленных на достижение определенной цели;
  • Стадия конкретных операций (с 2 до 11 лет) – ребенок учится сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд и т.п., оперировать такими категориями, как величина, количество, число, вес, вместимость, объем и т.д. К концу этого периода интеллектуального развития ребенка, он все глубже понимает взаимосвязи между признаками объектов, что позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать простые физические задачи;
  • Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет) – мыслительные операции совершаются без конкретной опоры, появляется абстрактное мышление, которое функционирует с помощью гипотез и дедукций.

Каждый из этих этапов знаменуется наиболее успешным усвоением определенных навыков.

Эмоциональное, речевое и логическое развитие

Традиционно психологи выделяют 3 типа умственного развития ребенка:

  • Эмоциональное;
  • Логическое;
  • Речевое.

С самого рождения интенсивно происходит эмоциональное развитие, что очень важно для успешности человека в будущем. Развитый эмоциональный фон формирует у человека моральные стандарты, которые в будущем позволяют ему реализовать себя в жизни наилучшим образом.

Основы для логического и математического развития закладываются в период от 1 года до 5 лет. В этом возрасте ребенку нужно предлагать самостоятельно выполнять логические операции (сравнение, анализ, классификация, обобщение т.п.). Установлено, что развитие этого типа мышления связано с формированием слуха, зрения и осязания, поэтому для развития математических способностей нужно не только играть с малышом в логические игры, но и сортировать предметы по определенным признакам, прививать любовь к музыке.

В первые десять лет жизни происходит наиболее интенсивное развитие лингвистических способностей, что необходимо для полноценного умственного развития ребенка. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой, поэтому для его нужно разговаривать с ребенком, читать ему сказки и петь песни, а также заниматься лепкой, рисованием, играть с мелкими предметами.

Как стимулировать развитие умственных способностей ребенка?

Развитие умственных способностей ребенка начинается сразу после его рождения и осуществляется в ходе знакомства с окружающим миром, общения и приобретения опыта. Восприятие малыша отличается от восприятия подростка, ребенок стремится усвоить как можно больше информации, но мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с маленькими детьми важно чередовать разные виды деятельности.

Особенностью интеллектуального развития ребенка является то, что лучше всего усвоение информации происходит в процессе игры, поэтому современные психологи не рекомендуют слишком увлекаться упражнениями для раннего развития детей. Занятия через силу могут погасить в ребенке познавательный интерес. Эффективнее стимулировать развитие интеллекта в игре, начатой малышом по собственной инициативе. При выборе развивающих игр и упражнений важно учитывать интересы ребенка.

Умственное развитие ребенка неразрывно связано с процессом воспитания. Родители должны сочетать ласковое, доброжелательное обращение с дисциплиной и определенными требованиями к поведению. Нужно приучать малыша к порядку, это научит его быть аккуратным и обязательным. Регулярные физические упражнения развивают выносливость и волю. Важно также с раннего возраста приучать ребенка к труду, требуя посильную помощь в домашних делах, воспитывать в нем усидчивость, упорство, доброжелательность и доброту – это неотъемлемые качества любого интеллектуально развитого человека.

Развитие мышления детей определяется не только их способностями, но и объемом, а также характером информации, которую они получают. С учетом этой особенности интеллектуального развития ребенка, ему необходимо обеспечить доступ к различным знаниям, новостям и впечатлениям. Разумеется, информация должна поступать дозированно и не вызывать переутомление. В погоне за ранним развитием умственных способностей ребенка, взрослым не следует забывать о важности родительского одобрения и похвалы. Поощрение успехов повышает уверенность малыша в своих силах, что мотивирует его к достижению новых результатов.

Умственное воспитание ребенка-дошкольника не сводится к развитию познавательных процессов — восприятия, представлений, мышления. Содержание умственного воспитания включает в себя формирование у детей определенного объема знаний, позволяющих им ориентироваться в окружающем мире, понимать элементарные отношения и взаимозависимости.

У дошкольника в норме большое значение в умственном развитии имеет стихийное обучение, которое происходит в повседневной жизни. У ребенка с нарушениями интеллекта стихийное накопление знаний и представлений об окружающем мире не становится источником умственного развития, не создает основы для адекватной ориентировки в окружающем. Поэтому обучение имеет ведущее значение в накоплении знаний у ребенка с нарушениями интеллекта, в их систематизации, в том, чтобы накопление знаний способствовало умственному развитию ребенка.

Педагоги и воспитатели передают детям знания об окружающем в процессе всей жизни и деятельности в дошкольном учреждении. Особую роль в этом процессе играют занятия, наблюдения и специально организованная деятельность детей.

Каждый вид занятий и каждый вид деятельности вносят свой, особый вклад в умственное воспитание ребенка.

Занятия по формированию элементарных математических представлений вносят огромный вклад как в систему знаний ребенка об окружающем мире, так и в развитие познавательных процессов — восприятия и мышления.

В основе развития математических представлений лежит познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами. Эти отношения могут быть поняты детьми только тогда, когда они научатся сравнивать, сопоставлять между собой предметы и группы предметов (множества). Сравнение — один из важнейших мыслительных процессов — лежит в основе сопоставления предметов по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Величина, форма, пространственное расположение предметов и их частей являются внешними хорошо воспринимаемыми признаками. Количество же — совсем особый признак, его надо выделить, абстрагировать от других признаков предметов. На протяжении дошкольного возраста умственно отсталые дети должны понять, что количество — совсем особый признак, независимый ни от каких других — ни от формы, ни от величины, ни от цвета предметов, ни от предметного назначения, ни от расположения в пространстве. Количество должно приобрести для детей свое, особое значение.

Умственное развитие детей дошкольного возрастаДети дошкольного возраста достаточно быстро формируют свою речь, накапливают необходимые знания и опыт, овладевают способами умственной деятельности. Однако умственное воспитание детей заключается не только в предоставлении ребенку максимального количества информации об окружающем его мире, а также огромную роль играют выработка и закрепление способов познавательной деятельности, среди которых умение оценивать, сравнивать, обобщать и анализировать.

Особенности умственного воспитания детей

Все прогрессивные педагоги считают оптимальным периодом для умственного воспитания и развития дошкольный период. Это подтверждается множеством проведенных исследований, согласно которым, данное время необходимо максимально использовать для разностороннего развития и адаптации к окружающей жизни.

Основной особенностью этого периода является преобладание в сознании ребенка образных форм, а именно:

  • Восприятия;
  • Образного мышления;
  • Воображения.

Дети дошкольного возраста характеризуются пытливостью, любознательностью, стремлением к познанию неизвестного и пополнению имеющихся знаний. Поэтому очень важно, основываясь на знаниях современной психологии, подготовить ребенка к обучению в школе.

Задачи умственного воспитания и развития детей

К основным задачам умственного воспитания и развития детей относится создание необходимых условий для перехода с наглядных к абстрактно-логическим формам мышления. Для этого сначала необходимо активизировать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, чему способствует предметно-практическая деятельность. Умение решать умственные задачи с помощью экспериментирования в процессе предметно-практической деятельности является основной характеристикой наглядно-действенного мышления.Умственное развитие детей дошкольного возраста

В задачи умственного воспитания детей входит не только овладение способностями к мыслительной деятельности и системой знаний, но и формирование личностных качеств. Это происходит в результате игровой предметной деятельности, направленной на ознакомление с окружающей действительностью, формирование речевой деятельности и математических понятий.

Кроме того, в задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста входит не только научить ребенка понимать поставленное перед ним задание, но и выбирать методы и средства для его решения с последующей проверкой результата.

Методы умственного воспитания детей

Ведущие педагоги сегодня пришли к мнению, что умственное воспитание детей дошкольного возраста позволяет значительно облегчить обучение в школе. Этому способствует возможность использования совершенно иных методов по сравнению со школьным обучением, в которых немаловажное значение отводится наглядным методикам и игровым приемам. Для развития умственных способностей и усвоения нового материала воспитатель в детском саду или центре раннего развития должен предлагать выполнение различных заданий – рисования, лепки, конструирования.

Кроме того, методы умственного воспитания детей должны быть направлены на выполнение поставленных перед воспитателем целей, включающих:

  • Развитие мыслительной деятельности;
  • Сенсорное воспитание;
  • Становление речи.

В зависимости от поставленной цели выбирается и соответствующая методика. Развитие и становление речи направлено на воспитание звуковой культуры речи, обогащение словаря и формирование грамматического строя. В зависимости от возраста для этого могут использоваться различные дидактические материалы, пальчиковые и подвижные игры. Формирование культуры речи необходимо для выработки навыков выражать свою мысль, умения выслушать собеседника и удерживать предмет разговора.

Методы умственного воспитания детей для развития мыслительной деятельности также разнообразны и определяются как возрастом, так и психологическими особенностями ребенка. Для этого чаще всего используется игровая среда, в которой малыш наиболее легко может усвоить необходимые знания и получить навыки. В развивающем обучении синтезируются элементы игрового, познавательного, учебного и поискового взаимодействия. Также необходимо стимулировать разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и поощрять его интерес к получению знаний об окружающем мире.

Важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

1 сенсорное воспитание (развитие);

2 развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

3 становление речи.

4 воспитание любознательности, познавательных интересов.

5 формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире — ощущения. Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребенок непосредственно соприкасается, действует.

1Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Оно идет от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева и др.). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве.

2Решая задачу развития мыслительных операций необходимо учить детей анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; подводить его к классификации; побуждать к высказыванию собственных предложений. Важно развивать у детей творческое воображение, нужно побуждать ребёнка к поиску решения задачи, учить фантазировать.

3На этапах раннего и дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи. Следует также формировать культуру диалогической речи.

4Решая задачу воспитания любознательности и познавательных интересов нужно знакомить детей со свойствами и качествами предметов, явлений действительности, учить находить между ними связи и отношения. Основа познавательного интересы – активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес ребёнка отражается в играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деят-ти.

5Основу умственного воспитания составляет ознакомление с окружающим. Знания должны соответствовать принципам энциклопедичности и носить воспитывающий характер. Знания дети усваивают на занятиях и в повседневной жизни. Знания, которые дети приобретают самостоятельно должны уточнятся, систематизироваться и обобщаться. Усвоение систематизированных знаний развивает у ребёнка умение вычленять основные стороны действительности и увязывать их в целостные знания о мире, создаёт важные предпосылки для овладения такими формами теоретического мышления, которые особенно ценны при современных требованиях к обучению в начальной школе.

Ссылка на основную публикацию