Упражнения для дикции для детей

Артикуляционная гимнастика и
упражнения для дикция

Подготовила Бойко М.Д. ,педагог
дополнительного образования ЦДТ№5
г.Ульяновск

Ваше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким и ясным по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.

Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.

Активная естественность или активная свобода — это нормальная жизненная манера (но не манерность!) произношения звуков, чуть-чуть утрированная, активизированная с расчетом «на последний ряд зрительного зала». Активизация не должна создавать новых зажатий. Она возникает через удобство, естественность и свободу. Даже Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Эта фраза говорит о том, как ценил большой мастер гармонию и естество в процессе творчества. Зеркало — большой помощник в работе над приобретением этой гармонии и естества, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего и говорящего.

В чем различие между певческим голосом и речью? В пении пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а в речи только частью его. Независимо от голоса (тенор, бас, баритон, сопрано, меццо), говорящий человек пользуется средним отрезком своего голоса, так как здесь говорить голосу удобнее, он не устает.

Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром, то есть более богатой окраской голоса. Певческая дикция зависит от формирования гласных, а в обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени и речевая дикция зависит целиком от четкого произношения согласных.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

Втягивание и раздувание щёк поочерёдно

Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу

Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха

Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки

Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика губ

Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой

Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые

Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам

Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов

Мы часто слышим о пользе физических упражнений для здоровья человека. Однако мало кто задумывается, что артикуляционный аппарат также нуждается в постоянных тренировках. Выполняя упражнение, чтобы улучшить дикцию, всего 10–15 минут в день, вы можете добиться очень хороших результатов. Начните свой день с этой гимнастики — и уже очень скоро вы заметите, как окрепла мышечная система языка, губ и щек. Артикуляционный аппарат станет подвижнее, а речь – четче.

«Забор» — сомкните зубы и широко улыбнитесь. Удерживайте это положение десять секунд и возвращайтесь в исходное положение. Следите за тем, чтобы хорошо был виден верхний и нижний ряд зубов. Повторите упражнение несколько раз

«Трубочка» — не размыкая зубов, вытяните губы вперед. Можете при этом тянуть звук «у-у-у-у» десять секунд. Повторите упражнение

«Иголочка» — откройте рот и как можно дальше вытяните острый язык. Удерживайте это положение пять секунд и расслабьте мышцы. Повторите несколько раз.

«Блин» — покажите своему отражению язык, положив его на нижнюю губу и сделав как можно шире. Повторите

«Облизываем губы» — расслабьте нижнюю челюсть и постарайтесь удерживать ее в одном положении. Облизните верхнюю губу, вытягивая язык как можно сильнее. Повторите то же самое действие с нижней губой.

«Качели» — касайтесь языком поочередно верхней и нижней губы. Выполняйте упражнение в медленном темпе и старайтесь не двигать подбородком

«Хомяк» — сомкните губы и надавите изнутри языком на щеку в течение пяти секунд. Повторите манипуляцию и с другой щекой.

Упражнение на развитие правильного расхода дыхания.
Сделать резкий короткий вдох и начать говорить: Как на горке на пригорке жили 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егора……..(на сколько Егорок хватит дыхания).

Упражнения для правильной и четкой дикции — это скороговорки. Учить их надо в медленном темпе, четко проговаривая все буквы. Постепенно скорость увеличивается, буквы также проговариваются четко, жесткими губами и языком.

Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни

Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора. Раз дрова два дрова, три дрова. Дрова вдоль двора, дрова вширь двора. Не вместит двор дров. Надо выдворить дрова на дровяной двор обратно.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла

От топота копыт пыль по полю летит.

Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь .

Слоги лри-лра, рли-рла; пти-пта ,тпи-тпа

33 корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Кто колпак переколпакует, перевыколпакует по- колпаковски, кто колокол перекуолоколует перевыколоколует по- колоколовски, тот получит полный колпак колпаков, полный колокол колоколов.

Предлагает вам 5 шагов, позволяющих улучшить качество речи. Если вы решили прорабатывать свою речь, следует бороться с желанием отложить на потом: только частые занятия дадут результат.

Эти упражнения разработаны логопедами и направлены на исправление детских недостатков в произношении. Но на взрослых они действуют ничуть не хуже. Упражнения для дикции для детей

К органам артикуляции относятся губы, зубы, челюсти, нёбо, альвеолы, язык. Повторение упражнений: для детей – 5 раз, для взрослых – 25-30 раз.

  • рот открываем как можно шире, напрягая мышцы лица и шеи, удерживаем и на счёт «5» закрываем;
  • сомкнутые губы сложить в трубочку, вытянуть вперед, удержать 5-10 секунд;
  • игра в «змею»: быстро показывать и прятать язык, улыбнувшись;
  • показать язык, «протащить» его сквозь сомкнутые зубы туда-назад, массируя его;
  • поочередно надувать щеки и постукивать по ним кончиками пальцев, массируя;
  • «исследовать» рот языком: водить кончиком по нёбу, щекам, зубам;
  • качели: широко открыть рот, улыбнувшись, на счет «раз» – опустить язык на нижнюю челюсть, «два» – поднять к верхним зубам;
  • неподвижно и расслаблено удерживать высунутый язык на нижней челюсти минимум 5-10 секунд.

Для взрослого человека эта тренировка не так трудна, как для ребёнка. Если малыш устал и не хочет выполнять нужное количество повторений, можно продолжить через пару часов. Нельзя заставлять заниматься: это только усугубит ситуацию, и ребёнок попросту закроется от вас.

Шаг 2: усложнённая тренировка артикуляции

Все занятия выполняются в домашних условиях и подходят для взрослых и детей. Если ребёнок уже умеет читать или рассказывать стихи, можно адаптировать все занятия и для него.

Читать вслух, чтобы повысить чёткость речи – это отлично, но для более качественной отработки звуков рекомендуется использовать обычную пробку. Закусываем её зубами (сильно не надо, просто удерживать) и читаем книгу вслух, поём любимую песню, повторяем за диктором аудиокниги. Губы должны быть напряжены. Достаточно заниматься 10-20 минут в день.

Читаем стихотворение или книгу вслух, стараясь чётко произносить все звуки и выполняем физические упражнения. Подойдут бег, приседания, махи ногами и руками. Важно, чтобы дыхание начало сбиваться. Тогда произносить привычные слова станет тяжелее, потребуются дополнительные усилия. Лучше гимнастики и не придумаешь.

Это упражнение только для взрослых, так как детям не рекомендуется давать облизывать мелкие предметы. Нужны простые, гладкие, чистые камушки. Такие можно купить или найти в реке и прокипятить.

Упражнения для дикции для детей

Кладём в рот несколько камней, чтобы говорить было сложно, и начинаем читать, разговаривать сами с собой. Такое занятие прекрасно тренирует чёткость произношения.

Произношение странных бессмыслиц даёт отличный результат. «БДТТТРЗ, ВВГГРРРРХС, МРЦЦЭПН» – важно хорошо проговаривать середину этих слов, не проглатывать окончание.

Эта зарядка позволяет быстро улучшить дикцию. Для ребёнка можно ко всему прочему посоветовать надеть на шею чистые мамины бусы на прочтой нитке, нижний конец их взять в рот и перебирать бусины языком, сначала в одну сторону, затем – в другую. Многие родители делают специальные бусы для этого упражнения, нанизывая бусины разной фактуры, размера.

Если ребёнок очень плохо говорит для своего возраста, не спешите вести его к неврологу. Посетите стоматолога для осмотра рта, измерения уздечки под языком и губами.

Шаг 3: логопедический массаж

Массаж повысит кровоток в органах речи, улучшит дикцию и чёткость речи. Прорабатывая каждый сантиметр языка, мы усиливаем кровоток, заставляем даже самые слабые части мышцы работать. Массаж можно делать и взрослым, главное – знать, как правильно.

  • для маленьких детей массаж важно проводить с общением, интересной сказкой, чтобы не допустить появление отвержения;
  • выдерживаем плавный переход от массирования лица и шеи к работе с языком;
  • движения мягкие, нежные: попеременно то поглаживаем, то стучим кончиками пальцев, чтобы получилась вибрация;
  • можно использовать для массажа языка ложечку, зубную щётку;
  • большими пальцами делаем круговые движения на обеих сторонах языка, рисуем восьмерки;
  • под язык подкладывается платок или салфетка, чтобы избежать капающей слюны.

Шаг 4: скороговорки

Про речевые упражнения с помощью скороговорок написано немало. Жаль, что многие упорно игнорируют эту простую тренировку речевого аппарата. Даже несколько повторений в день поможет в улучшении артикуляции. Добавив упражнение с камушками во рту или пробкой, можно увеличить эффект скороговорки в два раза.

Упражнения для дикции для детей

Главное правило выбора текста для занятия – акцент на звуках, с которыми у ребёнка есть проблемы. Чтобы усовершенствовать занятия, можно придумывать свои скороговорки.

Шаг 5: следим за дыханием

Чтобы узнать, как обстоят дела с совершенствованием речи, очень полезно будет записать рассказ на видео или аудио. Порой нам кажется, что мы говорим чисто, но окружающим так не кажется. Для исправления речевых ошибок важно научиться полноценно дышать. Бывает, что слова и буквы путаются, потому что человек привык говорить, проглатывая половину слов. Приучите себя поддерживать ровное дыхание во время речи.

От того, как быстро мы говорим, зависит понимание нашей речи окружающими. С детьми эта проблема решается примером взрослых. Если все в семье говорят правильно, размеренно, тогда у ребёнка перед глазами будет правильный пример.

Не пренебрегайте возможностью улучшить свою речь и речь детей. Умение внятно, чётко, доступно излагать свои мысли пригодится во всех жизненных ситуациях!

Артикуляционная гимнастика и
упражнения для дикция

Подготовила Бойко М.Д. ,педагог
дополнительного образования ЦДТ№5
г.Ульяновск

Ваше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким и ясным по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.

Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов. Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности.

Активная естественность или активная свобода — это нормальная жизненная манера (но не манерность!) произношения звуков, чуть-чуть утрированная, активизированная с расчетом «на последний ряд зрительного зала». Активизация не должна создавать новых зажатий. Она возникает через удобство, естественность и свободу. Даже Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Эта фраза говорит о том, как ценил большой мастер гармонию и естество в процессе творчества. Зеркало — большой помощник в работе над приобретением этой гармонии и естества, так как многие зажатия отражаются не только в звуке, но и на лице поющего и говорящего.

В чем различие между певческим голосом и речью? В пении пользуются всем имеющимся диапазоном голоса, а в речи только частью его. Независимо от голоса (тенор, бас, баритон, сопрано, меццо), говорящий человек пользуется средним отрезком своего голоса, так как здесь говорить голосу удобнее, он не устает.

Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром, то есть более богатой окраской голоса. Певческая дикция зависит от формирования гласных, а в обычной речи произношение гласных и согласных почти равно по времени и речевая дикция зависит целиком от четкого произношения согласных.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

Втягивание и раздувание щёк поочерёдно

Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу

Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха

Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки

Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика губ

Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой

Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые

Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам

Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов

Мы часто слышим о пользе физических упражнений для здоровья человека. Однако мало кто задумывается, что артикуляционный аппарат также нуждается в постоянных тренировках. Выполняя упражнение, чтобы улучшить дикцию, всего 10–15 минут в день, вы можете добиться очень хороших результатов. Начните свой день с этой гимнастики — и уже очень скоро вы заметите, как окрепла мышечная система языка, губ и щек. Артикуляционный аппарат станет подвижнее, а речь – четче.

«Забор» — сомкните зубы и широко улыбнитесь. Удерживайте это положение десять секунд и возвращайтесь в исходное положение. Следите за тем, чтобы хорошо был виден верхний и нижний ряд зубов. Повторите упражнение несколько раз

«Трубочка» — не размыкая зубов, вытяните губы вперед. Можете при этом тянуть звук «у-у-у-у» десять секунд. Повторите упражнение

«Иголочка» — откройте рот и как можно дальше вытяните острый язык. Удерживайте это положение пять секунд и расслабьте мышцы. Повторите несколько раз.

«Блин» — покажите своему отражению язык, положив его на нижнюю губу и сделав как можно шире. Повторите

«Облизываем губы» — расслабьте нижнюю челюсть и постарайтесь удерживать ее в одном положении. Облизните верхнюю губу, вытягивая язык как можно сильнее. Повторите то же самое действие с нижней губой.

«Качели» — касайтесь языком поочередно верхней и нижней губы. Выполняйте упражнение в медленном темпе и старайтесь не двигать подбородком

«Хомяк» — сомкните губы и надавите изнутри языком на щеку в течение пяти секунд. Повторите манипуляцию и с другой щекой.

Упражнение на развитие правильного расхода дыхания.
Сделать резкий короткий вдох и начать говорить: Как на горке на пригорке жили 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егора……..(на сколько Егорок хватит дыхания).

Упражнения для правильной и четкой дикции — это скороговорки. Учить их надо в медленном темпе, четко проговаривая все буквы. Постепенно скорость увеличивается, буквы также проговариваются четко, жесткими губами и языком.

Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни

Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора. Раз дрова два дрова, три дрова. Дрова вдоль двора, дрова вширь двора. Не вместит двор дров. Надо выдворить дрова на дровяной двор обратно.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла

От топота копыт пыль по полю летит.

Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь .

Слоги лри-лра, рли-рла; пти-пта ,тпи-тпа

33 корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Кто колпак переколпакует, перевыколпакует по- колпаковски, кто колокол перекуолоколует перевыколоколует по- колоколовски, тот получит полный колпак колпаков, полный колокол колоколов.

Картотека упражнений на развитие дикции у детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Картотека упражнений на развитие дикции у детей дошкольного возраста»

Основные упражнения для улучшения дикции у дошкольников

Почему так важно улучшать дикцию ребёнка?

Вообще, плохая дикция может достаточно негативно отразиться на успеваемости ребёнка и его коммуникации со сверстниками. Он становится резким, нервным, неусидчивым. Как результат, падает интерес к учёбе. Поэтому очень важно определить проблему на самой ранней стадии и ежедневно уделять несколько минут её решению.

Предупреждаем: постарайтесь запастись терпением и не бранить ребёнка за неверное произношение. Коррекцию дикции следует начинать с разминки языка и губ.

Основные упражнения для разминки губ

«Улыбочка» – постарайтесь изо всех сил натянуть губы, при этом не открывать рот.

«Заборчик» – сохраняйте положение «Улыбочка» и откройте рот, чтобы были видны зубы (губы по-прежнему должны быть натянуты).

«Трубочка» – губы должны тянуться вперёд (как вы делаете при произнесении звука «У»).

«Бублик» – сохраняйте положение «Трубочка». Затем постепенно открывайте рот и натягивайте губы, как перед произнесением звука «О».

«Рупор» – постарайтесь открыть рот максимально широко, как при произнесении звука «А».

Основные упражнения для разминки языка

«Лопатка» – приоткройте рот, высуньте язык и попытайтесь коснуться им подбородка.

«Горка» – приоткройте рот и надавите языком на нижнее нёбо так, чтобы он немного приподнялся.

«Сладкая конфета» – с закрытым ртом упирайтесь языком то в правую, то в левую щёку.

«Маятник» – отройте рот, высуньте язык и тянитесь им то влево, то вправо.

«Иголочка» – постарайтесь вытянуть язык максимально далеко, как только сможете.

«Грибок» – нужно дотронуться языком до верхнего нёба так, чтобы уздечка натянулась.

«Лошадка» – сохраняйте положение «Грибок», после чего резко ударьте языком по нижнему нёбу (должен получиться звук цоканья лошадки).

Каждой группе упражнений необходимо уделить не менее двух минут. Сначала выполните губные упражнения, а затем, по истечении двух минут, начинайте выполнять языковые. Следующие 15–20 минут уделите скороговоркам.

Приступаем к изучению скороговорок

Что ж, настало время приступить к более трудной задаче – изучению скороговорок, которые постоянно будут усложняться дополнительными словами с одинаковыми согласными. Попросите ребёнка вместе с вами посчитать до трёх (раз, два, три). Произнесите это около 5 раз. Сначала медленно, а затем быстрее и быстрее (при этом отчётливость не должна теряться). После попросите дошкольника повторить данную задачу самостоятельно.

Теперь усложните упражнение: после каждого числительного поставьте слово «дрова». Повторите это слово сначала медленно, а затем максимально быстро. Как видите, получается небольшой дикционный тренинг: «Раз дрова, два дрова, три дрова». Данную скороговорку следует разучить в течение первого занятия. Поверьте, 15–20 минут пройдут незаметно. Обычно подобное упражнение вызывает у ребёнка смех. Так что на такой позитивной ноте и закончите первое занятие.

Второй день занятий следует начать с разминки губ и языка, а также повторения изученной скороговорки. Вообще, запомните главное педагогическое правило – каждое новое занятие стоит начинать с повторения предыдущего материала. Повторили вчерашние упражнения, порадовались небольшими успехами чада и – вперёд, покорять новые вершины! Не забудьте вновь усложнить поговорку. Измените её на следующую фразу: «На дворе трава, на траве дрова». Как обычно, начинайте с медленного темпа, а затем постепенно ускоряйтесь. Выучили? Отлично!

С чего начать третий день? Правильно, с повторения. После этого соедините первую поговорку со второй. Получится длинная и достаточно непростая фраза: «На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова». На столь непростое сочетание слов ребёнку может понадобиться и не один день, поэтому до конца недели повторяйте именно его (иногда можно разнообразить новыми словами). Уже по истечению этого времени вы заметите, что дикция ребёнка начинает постепенно улучшаться. Следующие недели посвятите изучению длинных скороговорок, которые вы с лёгкостью найдёте в сети Интернет.

Как видите, вышеуказанные упражнения и скороговорки способны быстро и эффективно развить дикцию у дошкольника, помогая ему научиться говорить чётко, ясно и красиво. Надеемся, вы усвоили технику занятий. Желаем удачи в тренировках!

Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…

  • Главная
  • Карта сайта
  • О сайте
  • Контакты
  • Реклама
  • Викторины
  • Модно, стильно, молодёжно
  • Для дошкольников
  • Игры
  • Конкурсы к праздникам
  • Олимпиады (с ответами)
  • Отдых
  • Подарки – поздравления
  • Посторонним вход запрещен (только для подростков)
  • Правила
  • Родителям
  • Сценарии к школьным праздникам
  • Творчество своими руками
  • Школа
  • Выпускной
  • Каникулы
  • Учительская
  • Школа жизни
  • Школьная жизнь
  • О сайте
  • Контакты
  • Реклама

Упражнения для дикции для детей

Как известно, отличная дикция (т.е. максимально ясное и чёткое произношение каждого согласного, а также слов и фраз в целом) может формироваться у ребёнка на протяжении нескольких лет. Безусловно, важную роль в этом играет и совершенствование работы органов речи, поэтому, если вы замечаете у дошкольника смазанную, неясную и недостаточно чёткую речь, не затягивайте и сразу же предпринимайте действия для развития его дикции.

Почему так важно улучшать дикцию ребёнка?

Вообще, плохая дикция может достаточно негативно отразиться на успеваемости ребёнка и его коммуникации со сверстниками. Он становится резким, нервным, неусидчивым. Как результат, падает интерес к учёбе. Поэтому очень важно определить проблему на самой ранней стадии и ежедневно уделять несколько минут её решению.

Предупреждаем: постарайтесь запастись терпением и не бранить ребёнка за неверное произношение. Коррекцию дикции следует начинать с разминки языка и губ.

Основные упражнения для разминки губ

Упражнения для дикции для детей

  • «Улыбочка» – постарайтесь изо всех сил натянуть губы, при этом не открывать рот.
  • «Заборчик» – сохраняйте положение «Улыбочка» и откройте рот, чтобы были видны зубы (губы по-прежнему должны быть натянуты).
  • «Трубочка» – губы должны тянуться вперёд (как вы делаете при произнесении звука «У»).
  • «Бублик» – сохраняйте положение «Трубочка». Затем постепенно открывайте рот и натягивайте губы, как перед произнесением звука «О».
  • «Рупор» – постарайтесь открыть рот максимально широко, как при произнесении звука «А».

Основные упражнения для разминки языка

Упражнения для дикции для детей

  • «Лопатка» – приоткройте рот, высуньте язык и попытайтесь коснуться им подбородка.
  • «Горка» – приоткройте рот и надавите языком на нижнее нёбо так, чтобы он немного приподнялся.
  • «Сладкая конфета» – с закрытым ртом упирайтесь языком то в правую, то в левую щёку.
  • «Маятник» – отройте рот, высуньте язык и тянитесь им то влево, то вправо.
  • «Иголочка» – постарайтесь вытянуть язык максимально далеко, как только сможете.
  • «Грибок» – нужно дотронуться языком до верхнего нёба так, чтобы уздечка натянулась.
  • «Лошадка» – сохраняйте положение «Грибок», после чего резко ударьте языком по нижнему нёбу (должен получиться звук цоканья лошадки).

Каждой группе упражнений необходимо уделить не менее двух минут. Сначала выполните губные упражнения, а затем, по истечении двух минут, начинайте выполнять языковые. Следующие 15–20 минут уделите скороговоркам.

Приступаем к изучению скороговорок

Что ж, настало время приступить к более трудной задаче – изучению скороговорок, которые постоянно будут усложняться дополнительными словами с одинаковыми согласными. Попросите ребёнка вместе с вами посчитать до трёх (раз, два, три). Произнесите это около 5 раз. Сначала медленно, а затем быстрее и быстрее (при этом отчётливость не должна теряться). После попросите дошкольника повторить данную задачу самостоятельно.

Теперь усложните упражнение: после каждого числительного поставьте слово «дрова». Повторите это слово сначала медленно, а затем максимально быстро. Как видите, получается небольшой дикционный тренинг: «Раз дрова, два дрова, три дрова». Данную скороговорку следует разучить в течение первого занятия. Поверьте, 15–20 минут пройдут незаметно. Обычно подобное упражнение вызывает у ребёнка смех. Так что на такой позитивной ноте и закончите первое занятие.

Упражнения для дикции для детей

Упражнения первого занятия обычно вызывают смех у ребёнка

Второй день занятий следует начать с разминки губ и языка, а также повторения изученной скороговорки. Вообще, запомните главное педагогическое правило – каждое новое занятие стоит начинать с повторения предыдущего материала. Повторили вчерашние упражнения, порадовались небольшими успехами чада и – вперёд, покорять новые вершины! Не забудьте вновь усложнить поговорку. Измените её на следующую фразу: «На дворе трава, на траве дрова». Как обычно, начинайте с медленного темпа, а затем постепенно ускоряйтесь. Выучили? Отлично!

С чего начать третий день? Правильно, с повторения. После этого соедините первую поговорку со второй. Получится длинная и достаточно непростая фраза: «На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова». На столь непростое сочетание слов ребёнку может понадобиться и не один день, поэтому до конца недели повторяйте именно его (иногда можно разнообразить новыми словами). Уже по истечению этого времени вы заметите, что дикция ребёнка начинает постепенно улучшаться. Следующие недели посвятите изучению длинных скороговорок, которые вы с лёгкостью найдёте в сети Интернет.

Как видите, вышеуказанные упражнения и скороговорки способны быстро и эффективно развить дикцию у дошкольника, помогая ему научиться говорить чётко, ясно и красиво. Надеемся, вы усвоили технику занятий. Желаем удачи в тренировках!

Автор: Громкова Кристина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27»

Данный материал будет полезен как для воспитателей, учителей начальных классов, а так же для родителей будущих первоклассников. Работа по звукобуквенному анализу слова начинается еще в дошкольном возрасте. Очень важно добиться, чтобы все дети научились различать гласные и согласные звуки, знали, где они находятся (в начале, середине, конце слова). Для ребенка очень важно научиться проговаривать, то, что он пишет. Поэтому очень важно проводить упражнения на развитие дыхания ребенка и дикции. Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений. Цель этих упражнений — снятие физического и эмоционального напряжения, расслабление фонационных путей, убирают преграды, мешающие координации речевого процесса. Я использовала эти упражнения на подготовительных курсах с будущими первоклассниками, а так же на уроках обучения грамоте. Ученики с радостью выполняют упражнения в игровой форме. Представленный материал предназначен для детей 6-7 лет.

1. «Егорки».

Определение индивидуальных особенностей речевого выдоха. После произнесения детской считалочки: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки», — глубокий вдох. На выдохе — счет. «Раз Егорка, два Егорка…..»,- и т.д., до полного использования воздуха. Последний счет — показатель распределения и емкости дыхания.

2. «Вежливый поклон».

Позиция первая: поднимитесь на носки, руки — в стороны (вдох); позиция вторая: медленно склоняйтесь вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. При поклоне произносите растянутое на звуке «с» слово «здрассссссссссте».

3. «Перекличка».

Называйте фамилию школьника, изучите его взглядом , постарайтесь запомнить его особенности, посадите на место. Перед каждой фамилией делайте вдох. Затем ведите перекличку, распределяя выдох на 3- 4 фамилии.

4. «Пятачок» (тренировка губных мышц). Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы собрать в «пятачок», а затем, стараясь не разжимать «пятачка», делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх; повторить этот круг 3-4 раза, после чего столько же раз сделать упражнение слева направо.

5. «Скороговорки».

В работе над скороговорками нельзя просто пробалтывать слова, нужно найти в них определенный смысл. Начинать работу над текстами скороговорок нужно в медленном темпе, предварительно потренировавшись в произнесении наиболее сложных сочетаний слов отдельно. Затем можно постепенно ускорить темп произнесения скороговорок, не забывая о логических ударениях.

«Ткет ткач ткани на платок Тане».

«Осип охрип, Архип осип».

6. «Работа над гласными звуками» (изучение положения речевого аппарата при образовании гласных звуков).

«Звук а». Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних зубов, губы образуют ровный овал, небная занавеска поднята, голосовые связки вибрируют.

«Звук о». Челюсть опущена на расстоянии меньше , чем при произнесении звука а — на полтора пальца; губы несколько вытянуты вперед и округлены; кончик языка опущен вниз и оттянут от нижних передних зубов; задняя часть языка несколько приподнята к мягкому небу.

Упражнения для дикции для детей

Плохая речь это часто причина насмешек, человека многие не понимают, а потом и совсем не воспринимают серьезно. Плохая речь это проблема, которую нужно исправить, пока она совсем не начала портить жизнь. Командный и четкий голос для мальчика и нежный звонкий голосок для девочки – это стремление каждого любящего родителя. Главное в этом деле, вовремя заметить какие либо проблемы с речью у ребенка. До того, как над ребенком станут смеяться другие дети из его окружения.
Что вам может понадобиться? Пару минут вечером работать над дикцией ребенка. Для этого не нужно прибегать к методам древних ораторов, которые засовывали камни себе в рот, разрабатывая таки образом дикцию (после их заменили орехами). Первым этапом будет разминка, в каждом упражнении фиксируйте ребенка в каком-то одном положении, время на проведение одного упражнения составляет три-четыре секунды.

Итак, приступим.

Для языка есть такие упражнения:
Упражнение под названием «Сладкая конфета». Нужно не открывая рта, упираться языком, то в правую щеку, то в левую.
Упражнение «Маятник». Для его проведения нужно высунуть язык и тянуться им, то влево, то вправо.
Упражнение «Иголочка». Нужно высунуть язык и тянуться им вперёд.
«Грибок». Упритесь в верхнее нёбо языком, при этом натянув уздечку.
«Лошадка». Из «Грибка» кончик языка заставьте соскользнуть, ударяя им по нижнему нёбу. У Вас получится цокающий звук, издаваемым лошадкой.
«Лопатка». Для проведения упражнения нужно высунуть язык, касаясь подбородка.
«Горка». Нужно открыть рот и упереться в нижнюю часть зубов языком, сделав его приподнятым.

Теперь проведем упражнения, предназначенные для губ.

Упражнения для губ:
«Улыбочка». Нужно натянуть сильно губы в улыбке, при этом, не открывая рот.
«Заборчик» – из положения «Улыбочка» откройте рот, показывая все зубы, губы пусть будут также натянутыми.
«Трубочка». Потянитесь губами вперёд, как будто хотите произнести звук «У»
«Бублик». Нужно открыть рот из положения «Трубочка» и напрячь губы, как будто хотите произнести звук «О».
«Рупор». Нужно расширить губы, это значит полностью открыть рот, как можно шире, как будто хотите произнести звук «А».

Всем упражнениям нужно уделять не менее 2 минут времени. Сначала делайте только упражнения для губ, а после этого уже начинайте делать упражнения для языка.
Следующие десять минут нужно уделять скороговоркам и специальным текстам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Упражнения для дикции для детей

Развитие дикции — процесс, которым заняться никогда не поздно. А в том случае, когда вы расширяете зону своей деятельности и начинаете вести прямые трансляции в интернет, консультации, вебинары или записывать видео селфи, то помните, что любые технические средства нещадно искажают как голос, так и чёткость вашей речи. В интернете существуют немало роликов, в которых телеведущие демонстрируют как мастерски удаются им сложные скороговорки. Зачем профессионалам «язык ломать», ведь у них и так отличная дикция?

Потому что чёткость произношения зависит в первую очередь от состояния челюстно-лицевых мышц. Если тонус этих мышц поддерживать систематическими тренировками, то дикция будет хорошей, а в противном случае — профнепригодность гарантирована.

Тренировать надо, прежде всего, так называемые, взрывные согласные. Они образуются при активном прорыве воздушной струей препятствий в виде:

  • верхних зубов (звуки Т-Д);
  • корня языка, прижатого к верхнему нёбу (звуки К-Г);
  • затвора обеих губ (П-Б).

Специалисты выявили тот факт, что тренировки сложных сочетаний букв эффективнее, если совмещать чёткое произнесение с какими-то естественными движениями.

Упражнения для дикции для детей

Игровые упражнения для дикции с применением рече-ручного рефлекса

Используя звукоряд гласных И, Э, А, О, У, Ы надо медленно, но чётко строить фразу из звукосочетаний согласных. Сначала звонких (Б, В, Г, Д) потом глухих (П, Ф, К, Т ) и сложных согласных аффикатов (Ц, Ч), сопровождая произнесение определёнными движениями руками и ногами. Постепенно, когда чёткое произнесение и движения синхронизируются — ускорять темп.

Упражнение «Молоточек»

(забиваем воображаемые гвозди со звукосочетаниями ГБД, БДГ и ДБГ).

Выполняя это речевое упражнение, представим себе, что у нас в руке маленький молоточек, которым мы забиваем воображаемые гвоздики, одновременно с произнесением звукосочетаний:

гбдИ, гбдЭ, гбдА, гбдО, гбдУ, гбдЫ!

Бдги! Бдгэ! Бдга! Бдго! Бдгу! Бдгы!

Дбги! Дбгэ! Дбга! Дбго! Дбгу! Дбгы!

Упражнение «Лошадиный топот»

(погоняем воображаемую лошадку с буквосочетанием ПТК).

Погоняем лошадку рукой и добавляем постукивание ногой с лёгкими приседаниями, сопровождая звукосочетаниями:

ПткИ! ПткЭ! ПткА! ПткО! ПткУ! ПткЫ!

Птки! Пткэ! Птка! Птко! Птку! Пткы!

Посмотрите видеофрагмент мини-тренинга «Актёрская дикция», где эти упражнения выполняет реальная группа и сделайте их вместе с ними.

Если всё это освоено и уже не вызывает затруднений, то переходим к речевым упражнениям над самым проблематичным согласным — это русские звуки «ч» и «ц». Произношение этих согласных — наиболее распространённый недостаток речи. Вместо ясного и четкого «ч» мы слышим «щ» (щеловек, кащество), а вместо «ц» зачастую звучит «с» (поселуй, светок).

Отчего это происходит? Попробуйте слегка протянуть эти звуки и вы поймёте, при растягивании теряется взрывной согласный «т». Но, как известно, у каждого яда есть противоядие. Этот недостаток можно устранить, тренируя звукосочетания, где «Ч» и «Ц» стоят рядом или между другими взрывными согласными. Например: «кчки, кчкэ, кчка, кчко, кчку, кчкы» или «тпци, тпцэ, тпца, тпцо, тпцу, тпцы».

Упражнение «Тарелочки»

(бросайте воображаемые пластиковые тарелочки).

Произнесение этих сложных звукосочетаний можно сопровождать движением, как будто вы кидаете бумеранг или пластиковые тарелочки.

КчкИ! КчкЭ! КчкА!КчкО! КчкУ! КчкЫ!

Кчки! Кчкэ! Кчка! Кчко! Кчку! Кчкы!

Потом можно пофантазировать и сочетать эти согласные самым причудливым образом, хорошо бы подключить к этому процессу и сонорные звуки «р» и «л», типа:

лрИ, лрЭ, лрА, лрО, лрУ, лрЫ !

рлИ, рлЭ, рлА, рлО, рлУ, рлЫ !

Это без сомнения, действительно сложные звукосочетания, и вряд ли оба этих варианта получатся у вас достаточно хорошо с первого раза. Впрочем, опыт показывает, что для разных людей самыми сложными оказываются совершенно различные сочетания звуков. Я рекомендую выявить в своей речи такие сложные для произнесения сочетания, и почаще повторять именно те, которые даются труднее.

И в завершении — проверочное задание. Сделайте звукозапись хотя бы одного из этих упражнений и придирчиво послушайте. Самый суровый судья для себя — вы сами. Редко кому нравится собственная аудиозапись. Поищите недостатки, обязательно избавьтесь от них, а потом просто поддерживайте свою отличную речевую форму.

Постижение ораторского искусства — трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

AdMe.ru старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян «Научитесь говорить так, чтобы вас услышали».

1. Артикуляция звуков «Ш — Ж»

  • Шар — жар, ваш — важный, шутка — жутко, ширь — жир, жить — шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

2. Артикуляция звуков «К — Г, X»

  • Качели — газели, кол — гол, кость — гость, код — год, кнут — гнут, клуб — глуп, Кеша — Геша.
  • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

3. Отработка звука «Ц»

  • Цапля — сабля, цок — сок, цель — сель, цвет — свет, цирк — сыр, улица — лиса.
  • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

6. Тренировка произношения согласных:

  • К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть.
  • Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.

7. Отработка сочетаний звуков в форме игры:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

8. Произнесите фразы сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.

  • Услуги
  • Стоимость
  • Контакты
  • Блог
  • Eng
  • Аудиореклама
  • Автоответчики
  • Оформление эфира
  • Озвучка видео
  • Озвучка аудиокниг
  • Музыка для видео и рекламы

Упражнения для дикции для детей

Упражнения для дикции для детей

«Как перестать невнятно говорить и проглатывать слова?» — частый вопрос от тех, для кого важна ясная речь. Прежде чем на него ответить, давайте разберёмся, почему вообще люди могут говорить так, словно у них «каша во рту».

Вот основные причины:

1. Cосредоточеность на чём-то другом. Здесь всё просто: если не фокусироваться на чистоте речи, сложно чётко произносить слова.
2. Волнение. Волнение сильно влияет на тело, в том числе на дыхание и речевой аппарат.
3. Привычка. Возможно, человек даже не знает об этой своей вредной привычке. Но если люди часто просят вас повторить сказанное, вполне вероятно, что вы невнятно говорите.

Упражнения для дикции для детей

На впечатление, которое мы оказываем на людей, особенно влияет наша речь. Такие ошибки портят впечатление о человеке.

Список частых ошибок в произношении:

  1. Проглатывание или сокращение окончаний слов.
  2. Вставка лишних звуков, перестановка букв местами или замена звуков («радиво», «рубель», «константировать», «друшлаг», «комфорка»).
  3. Опущение звуков в середине слов («кроче» вместо «ко-роче», «скзать» вместо «ска-зать»; «пшёл» вместо «по-шёл»; «грит» вместо го-во-рит»).
  4. Слова-паразиты («типа», «как бы», «ну», «короче»).
  5. Невнятное произношение — «каша во рту».

Упражнения для дикции для детей

  1. Сосредоточьтесь на процессе речи. Если вы нервничаете, поэкспериментируйте с техниками снятия волнения перед началом разговора. В спокойном состоянии вы будете говорить медленнее, это поможет вам отчётливее произносить слова.

Разогрейте связки. Если не заботиться о состоянии связок во время разговора, они раздражаются и воспаляются. Такие упражнения вы найдете в статье «Как поставить голос самостоятельно».

Активно артикулируйте слова, произносите их утрированно чётко, широко раскрывая рот и выделяя каждый слог. Попробуйте записать себя на диктофон, пока говорите: «Активно артикулирую слова» или «Губы. Зубы. Кончик языка». Хорошо ли получилось? Чем активнее губы, язык, челюсть, тем легче говорить.

Ежедневно тренируйтесь на скороговорках. Они также помогают улучшить дикцию. Попробуйте, например, вот эту: «Королева кавалеру каравеллу подарила, королева с кавалером в каравелле удалилась». Старайтесь при каждом повторении произносить её быстрее, но при этом сохраняя чёткость речи.

Читайте вслух. И также записывайте себя на диктофон. Дайте прослушать запись человеку, которому вы доверяете, чтобы тот оценил, насколько ясно и чётко вы говорите. Также попросите знакомых делать вам замечания, когда вы проглатываете слова. Люди склонны зажёвывать одни и те же звуки в одинаковых фразах. Если окружающие будут обращать ваше внимание на ошибки, дальше вам будет легче следить за собой. Также вы можете проконсультироваться у тренера по речи.

  • Двигатель голоса – дыхание. Для ясной речи важно научиться правильно дышать. Когда вы спокойны, дышите в более медленном темпе. При расслабленной челюсти и раскрытом рте сделать глубокий вдох гораздо легче.
  • Ссылка на основную публикацию