Уроки для детей с дцп

Уроки для детей с дцп

Нужен
нейропсихолог?

Реабилитация при диагнозе ДЦП — необходимое условие для нормальной жизни ребёнка. На сегодняшний день в мире признаны эффективными четыре методики, которые позволяют достичь хороших результатов: чтобы ребёнок научился садиться, разжимать кулак, держать голову в прямом положении.

Для достижения этих целей в каждом реабилитационном центре трудится целый штат врачей узкой специализации: реабилитологи, эрготерапевты, логопеды, неврологи, ортопеды, психологи, методисты лечебной физкультуры и массажа, кинезиотерапевты и акватерапевты. Прилагая усилия, и сам пациент, и доктора, и родители со временем убеждаются: свет в конце тоннеля забрезжит обязательно. Необходимо лишь терпение и упорство.

Когда стоит начинать курс реабилитации?

Специалисты утверждают, что чем раньше — тем лучше. Оптимальное время — когда малышу исполнится год. Длительность восстановительного периода может быть разной. Некоторым достаточно 6 месяцев, а кому-то мало и двух лет. В большинстве реабилитационных центров созданы все условия для того, чтобы мать и дитя находились вместе, потому что присутствие родного человека очень важно для преодоления всех проблем, которые стоят на пути к физическому здоровью.

Курс реабилитации всегда дробится на множество маленьких этапов. Каждое достижение — это большая победа малыша над серьёзным недугом. Поэтому любой полученный положительный эффект закрепляют, повторяют, совершенствуют. На первый взгляд — топчутся на одном месте, но это не так. Каждый освоенный навык требует повторения, чтобы со временем он не «забылся», не стал слабее, так что реабилитация по большому счёту — это нудное, долгое повторение одних и тех же техник. Но только так можно добиться реального прогресса. На сегодняшний день это единственный путь к здоровью.

Какие процедуры предусматривает реабилитация при ДЦП?

Лечебная физкультура — она всегда на первом месте. В каждом конкретном случае специалист подбирает индивидуальный комплекс упражнений, которые способствуют расслаблению мышц. Задачами ЛФК являются также обучение ходьбе и совершенствование пластики конечностей.

Кинезиотерапия — восстановление естественных физиологических рефлексов. Задача врача — высвободить патологически продлённые рефлексы и сформировать двигательные стереотипы для самостоятельного передвижения и поддержания равновесия.

Акватерапия — упражнения в воде. Чтобы сформировать нормальные двигательные рефлексы, оттачивать движения лучше всего в воде, где они встретят её сопротивление, а значит, станут более плавными.

Массаж способствует расслаблению мышц и снижению тонуса.

Иглорефлексотерапия воздействует на нервные центры и приводит в движение необходимые нервные импульсы.

Занятия с логопедом. Все дети с диагнозом ДЦП испытывают затруднения при произнесении слов. Специалисты помогают им преодолеть речевые барьеры.

Занятия с нейропсихологом. Поскольку у детей с ДЦП не просто недоразвитие речи, а задержка психоречевого развития, им требуется помощь профессионала ещё более узкого профиля, который поможет преодолеть трудности мышления и сформировать пространственные представления.

Игровая деятельность. Для развития речи и стимуляции моторики нужны настольные игры, которые позволят ребёнку с интересом включаться в процесс. Они также способствуют социальной адаптации и тренируют внимание.

Уроки для детей с дцпВ специально подготовленных помещениях, с использованием специализированного оборудования, проводится обучение пациентов с тяжелыми формами ДЦП и следующие коррекционно-развивающие занятия:

— коррекция двигательных расстройств;
— развитие двигательной активности;
— обучение навыкам самостоятельной мобильности;
— улучшение ориентации в пространстве;
— обучение навыкам самостоятельной ходьбы без сопровождающего;
— создание правильной рабочей позы в положении сидя и в положении стоя;
— формирование коммуникативной активности;
— формирование самостоятельных гигиенических навыков;
— развитие навыков самообслуживания и социально-бытовая адаптация;
— сенсо-моторная интеграция.

Уроки для детей с дцп

На кого рассчитаны эти занятия?

На детей и взрослых с тяжелыми формами ДЦП и другими двигательными расстройствами, парезами, параличами и пороками развития (далее Клиентов), а также их законных представителей и специалистов, регулярно занимающихся с Клиентами.

Как это происходит?

После первичной персональной консультации с Клиентом, разрабатывается индивидуальная коррекционно-развивающая программа, и определяются условия её успешной реализации.
Сам Клиент, его законные представители принимают непосредственное участие в разработке программы. Учитывается актуальный физический и психоэмоциональный статус Клиента, его пожелания и пожелания его родных и близких. В программу включаются актуальные, желаемые и достижимые цели, ставятся задачи по их выполнению, указываются ориентировочные временные рамки их достижения, а также мероприятия по их реализации.
Все образовательные занятия проводятся в правильном положении тела клиента лёжа, сидя, стоя в специальном оборудовании с необходимым объемом поддержки. Мы готовы работать с тем оборудованием, которое имеется у Клиента, либо предоставлять на время занятий оборудование РехабМедикал.

Кто проводит занятия?

1. Специалисты, подготовленные по программе MOVE, которая базируется на двигательной активности, и использует сочетание знаний о реабилитации, социализации и семье. Программа MOVE позволяет обучать детей и взрослых с выраженными ограничениями способностей навыкам сидения, стояния, ходьбы и перемещения, с целью максимального увеличения их возможностей.
2. Преподаватели, имеющие многолетний успешный опыт в работе с детьми с выраженными множественными нарушениями, в т.ч интеллектуальными, с нарушениями слуха и речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с аутизмом, дезинтегративным развитием.

Почему стали возможны такие занятия?

1. Мы сделали приоритетным направлением в обучении пациентов с тяжёлыми нарушениями развитие движения и функциональных навыков.
2. Мы применяем специально разработанную, успешно реализуемой в течение многих лет, программу MOVE с четкой системой документации, позволяющей отслеживать состояние клиента и его прогресс.
3. Мы имеем наше высокотехнологичное и многофункциональное оборудования, которое позволяет проводить необходимые занятия для всех ученоков, в том числе, с минимальными возможностями.
4. Для получения максимального результата движение в жизни наших пациентов должно быть: — адекватным (достаточным для развития); — постоянным (встроенным в жизнь пациента); — скорректированным (отлаженным в соответствии с программой коррекционных занятий специалистом, имеющим знания и практику современных технологий двигательного восстановления).

Почему мы уверены в результате?

Дети, особенно с выраженной патологией, которые признавались ранее бесперспективными, могут максимально реализовать свой функциональный, физический и умственный потенциал, благодаря использованию функционального подхода «сверху вниз» с самого раннего, 6 месячного возраста, в соответствии с современными научными исследованиями и практике отхода от традиционных понятий. Доказанная нейропластичность мозга позволяет те же возможности иметь детям, которые уже вышли из «золотого» возраста, а значит, и взрослым.
Одно из основополагающих условий этого процесса – предоставление независимой двигательной активности.
Доказано научно и подтверждено практически, что прогресс движения и двигательных функциональных навыков является способом для физического развития, профилактики и лечения многих заболеваний и состояний. Он развивает когнитивные и коммуникационные возможности у пациентов с выраженными нарушениями с самого раннего возраста и в течение всей жизни.
Приобретение и развитие навыков мобильности и функциональности позволяет перейти от зависимости к независимости, развивает взаимодействие с окружающей средой и обеспечивает максимально возможную интеграцию в общество.

Кушваха Наталия Геннадьевна, куратор программы MOVE-Европа в России +7(985)-211-24-41

Уроки для детей с дцп

  • Важность ежедневных занятий лечебной физкультурой
  • Цели ЛФК
  • Основные правила
  • Адаптивная гимнастика
  • ЛФК для восстановления двигательных функций
  • ЛФК на растяжку
  • Пальчиковая гимнастика
  • Качественная разработка суставов
  • Видео по теме

ЛФК при ДЦП — важная составляющая комплексной терапии серьезного заболевания. Врачи рекомендуют родителям ежедневно заниматься с детьми, выполняя специальные упражнения. Они советуют превратить лечебную физкультуру в увлекательную игру. Такие занятия будут приносить ребенку удовольствие, одновременно укрепляя его мышцы, повышая объем движений. Даже отдыхая на даче или выезжая на природу, следует использовать свободное время для оздоровления малыша. Положительные результаты не заставят себя долго ждать — постепенно адаптируясь под повышающиеся нагрузки, ребенок окрепнет, быстрее компенсирует нарушенные функции.

Важность ежедневных занятий лечебной физкультурой

Прогноз в отношении детского церебрального паралича прямо зависит от его формы ДЦП, своевременного и беспрерывного проведения реабилитационной терапии. Глубокая инвалидность не исключена, но намного чаще старания врачей и родителей не напрасны. С течением времени имеющиеся двигательные нарушения компенсируются. А все благодаря растущему и развивающемуся головному мозгу детей. У него значительный потенциал и гибкость, поэтому функции поврежденных структур берут на себя здоровые участки мозговой ткани.

Лечение детей с церебральным параличом в основном направлено на устранение симптоматики. Медики предпочитают использовать термин «реабилитация». Ведь терапия ориентирована на восстановление утраченных функций. Одним из самых действенных методов считается ЛФК для детей с ДЦП. Лечебная физкультура помогает привести в норму мышечный тонус, улучшить координацию движений. То есть решает те задачи, которые не под силу фармакологическим препаратам. Но стоит учесть, что эффекты будут ощутимыми, если занятия проводятся регулярно на протяжении всей жизни, в том числе в медицинских центрах, оборудованных специальными тренажерами.

Цели ЛФК

Лечебная физкультура и гимнастика — консервативный метод терапии, показанный при патологиях опорно-двигательного аппарата, в том числе ДЦП. Занятия не отменяют приема фармакологических препаратов и проведения физиопроцедур. Но с их помощью можно значительно сократить дозы лекарственных средств, минимизировать их побочные проявления. А самое главное — регулярные тренировки отлично развивают способность произвольно тормозить движения, расслабляют спазмированную скелетную мускулатуру, улучшают двигательную координацию, увеличивают амплитуду движений в суставах верхних и нижних конечностей.

Уроки для детей с дцп

В прошлый раз мы говорили о методах коррекции церебрального паралича у детей. Одним из них являются регулярные логопедические занятия для детей с ДЦП, которые помогают улучшить речевые навыки. Они начинаются с 3-х лет, когда можно реально оценить степень нарушений, определить основные дефекты.

Почему возникают проблемы с речью при ДЦП

Логопедическая помощь детям с ДЦП – важная часть реабилитации заболевания. Но работа логопеда-дефектолога требует особенного подхода, который зависит от причины патологии. Она может быть врожденной или приобретенной:

• внутриутробные аномалии развития долей головного мозга, отвечающих за речь и мышление человека;
• гипоксия плода, при которой страдают нейроны и клетки мозгового вещества;
• родовые травмы с повреждением мозга при удушье.

Особенности коррекционно-логопедической работы при ДЦП напрямую зависят от формы болезни. Наиболее тяжелые нарушения встречаются при эмбриональных нарушениях.

Поэтому работа проводится в тесном сотрудничестве психолога, невропатолога и сурдолога. Каждый из врачей помогает подобрать эффективные препараты и методики.

Основные направления работы логопеда

Для построения правильного плана лечения необходима логопедическая характеристика на ребенка с ДЦП. Она включает в себя полную информацию о диагнозе и причинах. Чаще всего диагностируется дизартрия, связанная с патологиями подкорковых областей головного мозга. Проблема характеризуется следующими признаками:

• речь нечеткая и невнятная;
• обильное выделение слюны;
• проблемы с пережевыванием и глотанием еды;
• повышенный тонус языка.

Для определения всех проблем обязательно проводится логопедическое обследование при ДЦП. Кроме традиционного визуального осмотра и ряда тестов в тяжелых случаях предусмотрено МРТ мозга, энцефалограмма. Сурдолог проверяет особенности слуха.

Направления работы логопеда-дефектолога при ДЦП
Логопедические занятия для детей с ДЦП, которые относятся к категории неговорящих, включают в себя следующие направления:

• нормализация мышечного тонуса;
• развитие мелкой моторики;
• выработка способности концентрировать внимание и слух;
• восстановление зрительной фиксации в одной точке.

Хороший эффект дает логопедический массаж мышц лица при ДЦП. В зависимости от диагноза он может быть точечным, зондовым или рефлекторным, проводится с помощью пальцев или специального прибора.

Это стимулирует природную артикуляцию, расслабляет мышцы щеки подбородка, укрепляет ослабленные участки. Для улучшения моторики используется методика сенсорного обследования предметов рукой, которая пострадала от пареза.

В большинстве случаев на начальном этапе рекомендуется несколько курсов классического логопедического массажа для детей с ДЦП, подготавливающего мышцы речевого аппарата. На второй стадии включается активная или пассивная артикуляционная гимнастика, в которой задействованы губы, язык и щеки ребенка.

После нескольких месяцев изнурительных занятий малыш начинает осваивать простейшие движения: улыбается, высовывает язык, дует через губы, сложенные трубочкой.

Особенности логопедической работы при тяжелой форме ДЦП связаны с необходимостью налаживать контакт с маленьким пациентом. Без доверия практически невозможно заставить малыша выполнять простые упражнения, мотивировать его на новые успехи.

Большое значение имеет взаимодействие и помощь родителей. В домашних условиях они должны продолжать упражнения, выполнять все предписания врачей.

Уроки для детей с дцп

В прошлый раз мы говорили о методах коррекции церебрального паралича у детей. Одним из них являются регулярные логопедические занятия для детей с ДЦП, которые помогают улучшить речевые навыки. Они начинаются с 3-х лет, когда можно реально оценить степень нарушений, определить основные дефекты.

Почему возникают проблемы с речью при ДЦП

Логопедическая помощь детям с ДЦП – важная часть реабилитации заболевания. Но работа логопеда-дефектолога требует особенного подхода, который зависит от причины патологии. Она может быть врожденной или приобретенной:

• внутриутробные аномалии развития долей головного мозга, отвечающих за речь и мышление человека;
• гипоксия плода, при которой страдают нейроны и клетки мозгового вещества;
• родовые травмы с повреждением мозга при удушье.

Особенности коррекционно-логопедической работы при ДЦП напрямую зависят от формы болезни. Наиболее тяжелые нарушения встречаются при эмбриональных нарушениях.

Поэтому работа проводится в тесном сотрудничестве психолога, невропатолога и сурдолога. Каждый из врачей помогает подобрать эффективные препараты и методики.

Основные направления работы логопеда

Для построения правильного плана лечения необходима логопедическая характеристика на ребенка с ДЦП. Она включает в себя полную информацию о диагнозе и причинах. Чаще всего диагностируется дизартрия, связанная с патологиями подкорковых областей головного мозга. Проблема характеризуется следующими признаками:

• речь нечеткая и невнятная;
• обильное выделение слюны;
• проблемы с пережевыванием и глотанием еды;
• повышенный тонус языка.

Для определения всех проблем обязательно проводится логопедическое обследование при ДЦП. Кроме традиционного визуального осмотра и ряда тестов в тяжелых случаях предусмотрено МРТ мозга, энцефалограмма. Сурдолог проверяет особенности слуха.

Направления работы логопеда-дефектолога при ДЦП
Логопедические занятия для детей с ДЦП, которые относятся к категории неговорящих, включают в себя следующие направления:

• нормализация мышечного тонуса;
• развитие мелкой моторики;
• выработка способности концентрировать внимание и слух;
• восстановление зрительной фиксации в одной точке.

Хороший эффект дает логопедический массаж мышц лица при ДЦП. В зависимости от диагноза он может быть точечным, зондовым или рефлекторным, проводится с помощью пальцев или специального прибора.

Это стимулирует природную артикуляцию, расслабляет мышцы щеки подбородка, укрепляет ослабленные участки. Для улучшения моторики используется методика сенсорного обследования предметов рукой, которая пострадала от пареза.

В большинстве случаев на начальном этапе рекомендуется несколько курсов классического логопедического массажа для детей с ДЦП, подготавливающего мышцы речевого аппарата. На второй стадии включается активная или пассивная артикуляционная гимнастика, в которой задействованы губы, язык и щеки ребенка.

После нескольких месяцев изнурительных занятий малыш начинает осваивать простейшие движения: улыбается, высовывает язык, дует через губы, сложенные трубочкой.

Особенности логопедической работы при тяжелой форме ДЦП связаны с необходимостью налаживать контакт с маленьким пациентом. Без доверия практически невозможно заставить малыша выполнять простые упражнения, мотивировать его на новые успехи.

Большое значение имеет взаимодействие и помощь родителей. В домашних условиях они должны продолжать упражнения, выполнять все предписания врачей.

Уроки для детей с дцп

Лечебная педагогика

Большое значение важны занятия с логопедом для детей с ДЦП. Индивидуальная программа реабилитации особенных детей обязательно должна включать логопедические занятия, причем необходимо начинать их в самом раннем возрасте.

Актуальность таких занятий связана с тем, что общее расстройство двигательной функции, недостаток практического опыта и ограниченность общения у детей с ДЦП очень часто обусловливают нарушения речевого развития, влияющие в дальнейшем на психическое здоровье. Формы речевых нарушений зависят от того, какие структуры мозга оказались вовлечены в патологический процесс.

Сроки появления речи у детей с детским церебральным параличом зависят от тяжести и локализации поражения мозга, от состояния интеллекта ребенка и начала работы с логопедом.

Медленнее всего при ДЦП речь развивается в первые три года жизни. При этом отмечаются нарушения формирования всех сторон речи – лексической, фонетической и грамматической. В этом возрасте у детей с ДЦП замедлено формирование собственной речи и распространенных предложений, отмечается снижение внятности речи, задержка восприятия и воспроизведения речи, речевой активности. Ребенок говорит отдельными словами или короткими предложениями; плохо формируется связь между словами, предметами и действиями.

Особенную проблему составляет нарушение произношения звуков из-за нарушенной функции артикуляционного аппарата. Первоначально многие звуки отсутствуют, в дальнейшем часть из них артикулируется искаженно. Это приводит к невнятности речи.

Развитие речи детей с ДЦП после трех лет зависит, главным образом, от состояния интеллекта.

В своей работе логопед-дефектолог основывается на изучении нарушенных и сохраненных функций и их использовании. Каждый случай такой работы уникален и требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

Целью коррекционно-логопедической работы с ребенком, больным ДЦП, является планомерное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики (что позитивно сказывается на развитии речи), улучшение слухового и зрительного восприятия, формирование речи и логического мышления.

  1. Способствовать развитию основных движений: ходьба друг за другом, ходьба с высоким подниманием колен, прыжки на двух ногах, приседание, ходьба по ограниченной поверхности (дорожка, скамейка) с сохранением равновесия, ползание на коленях и пролезание под препятствия, бросание мяча вперёд двумя руками.
  2. Развивать в детях коммуникативные качества: выполнение упражнений совместно с другим ребёнком.

3. Развивать ловкость, координацию движений.

4. Развивать тактильные ощущения.

5. Создать детям условия для двигательной активности; благоприятную, добрую обстановку во время игры.

Оборудование: скамейка (2), тренажёр для ног (2), мячики-колючки, зайка-игрушка, платок, гимнастическая палка, дорожка массажная, воротца с колокольчиками (2), корзина с 3 большими мячами, корзинка с морковками, магнитофон, весёлая музыка для игры, вертушки (3).

Одежда: футболки, спортивные брюки, носочки с амортизаторной подошвой.

Дети входят в комнату, садятся на скамейку скамейка

— Давайте поиграем ножками.

Каждому под ноги ставлю тренажёр 2 тренажёра.

Шагали по дороге: топаем ножками

Топ, топ, топ! Топ-топ-топ! медленно

Сейчас наши ножки скользят.

Маленькие ножки скользим ножками

Бежали по дорожке: вперёд, назад

Тренировки — каждый час,

Крепнут ноженьки у нас!

— А теперь поиграем ладошками и пальчиками.

Даю в руки мячи-ёжики мячики-колючки

Гладила мама ежиха ежат:

Что за пригожие детки сидят?

Покатаю я в руках

Мячик мой хороший.

Чтоб всегда здоровым быть,

Ловким и весёлым.

2. Сюрпризный момент.

На полу сидит зайка (накрыть платочком) зайка-игрушка, платок.

— Посмотрите, кто к нам пришёл. Кто это?

— Давайте поздороваемся с зайкой.

— Погладим зайку. Он мягкий, пушистый. У зайки длинные ушки. Он любит морковку.

— Покажем зайке, что мы умеем делать.

Сажаю зайку на ковёр

— А теперь вставайте на ножки.

— Детки на дорожку встали и за Ритой зашагали!

1 упр. Ходьба с высоким подниманием колен.

— Идём друг за другом. Спинку держи, ручки работают.

Друг за другом ходим кругом.

Зашагали ножки, топ-топ-топ!

Прямо по дорожке, топ-топ-топ!

Вот как мы умеем, топ-топ-топ!

Ну-ка, веселее, топ-топ-топ!

2 упр. Сгибание, разгибание рук в локтевых суставах в положении «стоя».

— Возьмём палку в руки. Выпрямили руки, согнули в локоточках.

Раз-два, раз-два. 3-4 раза.

3 упр. Поднимание, опускание прямых рук в положении «лёжа».

— Ложитесь на пол. Взяли палку в руки. Подняли руки вверх — раз, а теперь опустили вниз — два. Раз-два, раз-два.

Руки вверх, руки вниз,

Только ты не торопись! 3-4 раза.

4 упр. Приседание, держась за палку, в положении «стоя». гимнастическая палка

— Вставайте на ножки. Будем приседать.

— А теперь мы приседаем, приседаем.

Сели-встали. 3-4 раза.

5 упр. Прыжки на двух ногах.

— Попрыгаем, как зайчики.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Надо зайке поскакать.

6 упр. На дыхание.

Ручки вверх подняли, на носочки встали – вдох,

Ручки вниз опустили, покачали – выдох.

— Молодцы! Садитесь на скамеечку. Скамейка.

4. Основные движения.

1) Ходьба по дорожке, пролезание под воротца

— Вот у нас дорожка. Дорожка массажная.

— По дорожке мы пойдём и воротца там найдём. А на воротцах висит колокольчик. Послушайте, как он звенит. Воротца с колокольчиками.

— Будем пролезать под воротца.

Дорожка — ручки в стороны, спинка прямая.

— По ровненькой дорожке шагают наши ножки.

Воротца — Головку ниже держи, спинку прогибай.

Дети выполняют задание по одному, оказание помощи.

2) Ползание по дорожке на коленях, ходьба по скамейке.

— А теперь по дорожке пойдём на коленках. А там мостик. Дорожка массажная.

— А по мостику вместе с Ритой. мостик-скамейка

Дорожка — ползание на коленях.

По дорожке я ползу, ни за что не упаду.

Мостик — Шла коза по мостику и виляла хвостиком.

Зацепилась за перила, прямо в речку угодила!

— А наша Карина идёт ровно по мостику. Молодец!

3) Бросание мяча двумя руками из-за головы корзина с 3 большими мячами.

— Посмотрите, ребятки, какие у меня есть мячи.

— Я мячик возьму, над головкой подниму и брошу его. А теперь догоню его и снова брошу. 3-4 раза.

Выполняю вместе с детьми. Если не получается, то помогаю.

Мяч руками я бросаю,

И скорее догоняю.

5. П/и «Морковки для зайки» зайка, корзинка с морковками.

Наклоны, собирание морковок в корзинку.

— Ребятки, посмотрите. Наш зайка принёс корзинку. А в корзинке морковка: вкусная, да сладкая. А пока зайка прыгал, всю морковку и растерял.

-Давайте поможем зайке собрать морковку.

— Выходите на дорожку. Собирайте морковку. песенка про зайку

-Ай, да, молодцы! Всю морковку собрали!

6. Заключительная часть.

Упражнение на дыхание. Вертушки.

— Вот у нас весёлые вертушки. Давайте с ними поиграем, подуем на них.

— Молодцы, ребятки! Зайке вы очень понравились!

Уроки для детей с дцп

Специалисты программы «Лыжи Мечты» рассказывают, как правильно научить ребёнка с ДЦП двигаться, что особенным детям не нужно бояться спорта и почему физическая нагрузка для ребёнка должна быть систематической.

1. Помогите ребёнку добиться вертикального положения

Любому ребёнку для развития необходимо вертикальное положение — оно заставляет работать антигравитационные мышцы. Здоровые дети в шесть месяцев начинают садиться, в десять у них «открывается» таз. У детей с ДЦП всё иначе: они продолжают лежать. И в этом, как считают специалисты программы «Лыжи Мечты», заключается главная ошибка. Для развития антигравитационных мышц голову ребёнку нужно поднимать в четыре месяца, даже если он не делает этого самостоятельно, в шесть месяцев — аккуратно сажать, и так далее. Постоянное движение крайне необходимо, и очень важно правильно его подобрать вместе со специалистами.

2. Не занимайтесь гиперопекой

Детям с ДЦП, как и любым другим, не нужна гиперопека. Им необходима помощь в том, чтобы делать самостоятельно как можно больше движений, например, поднять руку, чтобы поднести ложку ко рту, снять шапку (или стянуть её) с головы, самостоятельно причесаться, наклониться, чтобы снять тапочки. Если родители всё делают за ребёнка, кормят из соски, постоянно носят на руках (даже говорят и думают за ребёнка), ни к чему хорошему это не приведёт: он не сможет сделать первые шаги, не научится выполнять самые простые действия.

3. Спорт, спорт, и ещё раз спорт

Мы привыкли определять внутреннее состояние человека по лицу, читая на нём счастье, озабоченность, раздражение, удивление и другие эмоции. Эмоциональное состояние детей с ДЦП часто сложно отследить из-за напряженных мышц лица. Лучшее средство, чтобы снять такое напряжение, физическое и психоэмоциональное, — спорт. Детей с ДЦП необходимо научить сокращать и растягивать мышцы. При этом важно позволить и помочь ребёнку делать движения самому. Если у него хотя бы немного получилось, мозг начинает работать совершенно по-другому, мышцы напрягаются иначе. Ребёнок способен сам преодолеть трудности.

Как остаться счастливыми, если в семье родился ребёнок с инвалидностью

Почему занятия по программе «Лыжи Мечты» эффективны? Потому что проводятся на свежем воздухе, и в спазмированные мышцы поступает кислород, который так необходим организму. Во время занятий ребёнок учится координировать свои движения, обучается переносить центр тяжести с одной ноги на другую, что поможет ему в дальнейшем улучшить походку при ходьбе (или научиться ходить). А самое главное — улучшить психоэмоциональное состояние. Когда ребёнок прокатился самостоятельно и понял: «Я могу!», у него появляется желание продолжать занятия, что принципиально важно для таких детей.

4. Сделайте физическую нагрузку систематической

На протяжении 20 лет специалисты известного и уважаемого Детского центра физической реабилитации «Гросско», возглавляемого Ниной Александровной Гросс, членом Экспертного совета программы «Лыжи Мечты», доказывают приоритет двигательной реабилитации над остальными. Регулярная физическая активность крайне необходима. Она не только даёт ощутимый терапевтический эффект, но и заметно влияет на социализацию ребенка. Движение должно быть в приоритете. Важно, чтобы такая двигательная реабилитация проводилась на постоянной основе. К сожалению, родители детей с ограниченными возможностями здоровья часто впадают в одну из крайностей: либо возят ребёнка на занятия один раз в неделю, а всё остальное время он лежит, либо прибегают к операционным вмешательствам тогда, когда их можно избежать, либо пичкают таблетками без необходимости.

5. Давайте ребёнку установку на успех

Ваша главная задача — заинтересовать ребёнка в движении, помочь ему захотеть двигаться. В проекте «Лыжи Мечты» используется прекрасная методика, дающая ребёнку эйфорию от успеха, за которой хочется возвращаться.

Благодаря этой Программе мы наконец начинаем говорить с большой аудиторией о том, что человек с двигательными нарушениями не должен бояться заниматься спортом. Кроме укрепления здоровья, это даёт уверенность в себе, социализацию, в том числе и для родителей, которые становятся вместе с детьми на горные лыжи и на ролики. И наше общество тоже психологически оттаивает: становится более толерантным, наблюдая за такими семьями.

Подробнее о программе реабилитации детей с ограниченными физическими возможностями «Лыжи Мечты» с помощью занятий горнолыжным спортом читайте здесь.

Рекомендации педагогам для работы с детьми с ДЦП

Все занятия с ребенком с ДЦП имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности.

Структура занятий гибкая, но в своей основе она включает познавательный материал и элементы психотерапии.

В процессе занятия с ребенком ДЦП необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию. Психологическое состояние ребенка в конкретный момент может стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

1. Игровые ситуации;

2. Дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

3. Игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

4. Психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Развитие активного мышления идет двумя путями: от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Эти пути развития на определенном этапе сливаются воедино, и это играет особую роль в познавательной деятельности ребенка.

Важным приемом осмысления новых фактов и явлений стало обращение к зрительному образу: пантомимическое изображение предмета разговора, художественные иллюстрации, рисунок, символический знак – все то, что становится опорой для развития мышления больного ребенка. Все это обеспечивает союз разума и чувства.

Но в основу всего обучения должна быть положена та психическая функция, которая наиболее доступна и является ведущей на данном этапе физического и психического состояния больного ребенка.

Занятия с ребенком с ДЦП рекомендовано проводить в форме урока. Урок – это общение учителя с учеником. Ребенок устроен так, что он развивается в процессе этого общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество их заключается в том, что свой опыт взрослый стремится передать, а ребенок хочет и может его усвоить.

— Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.

— Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важност и повторения.

— Будьте последовательны. Двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.

— Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.

— Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.

— Чаще хвалите и поощряйте ребенка.

— Будьте практичны, давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов – это способствует развитию

— Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.

Рекомендации педагогам для работы с детьми с ДЦП

Все занятия с ребенком с ДЦП имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципа интегрирования чередованием упражнений по степени сложности.

Структура занятий гибкая, но в своей основе она включает познавательный материал и элементы психотерапии.

В процессе занятия с ребенком ДЦП необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и двигательные акты, формировать личностную ориентацию. Психологическое состояние ребенка в конкретный момент может стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятия.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

1. Игровые ситуации;

2. Дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

3. Игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

4. Психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Развитие активного мышления идет двумя путями: от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому. Эти пути развития на определенном этапе сливаются воедино, и это играет особую роль в познавательной деятельности ребенка.

Важным приемом осмысления новых фактов и явлений стало обращение к зрительному образу: пантомимическое изображение предмета разговора, художественные иллюстрации, рисунок, символический знак – все то, что становится опорой для развития мышления больного ребенка. Все это обеспечивает союз разума и чувства.

Но в основу всего обучения должна быть положена та психическая функция, которая наиболее доступна и является ведущей на данном этапе физического и психического состояния больного ребенка.

Занятия с ребенком с ДЦП рекомендовано проводить в форме урока. Урок – это общение учителя с учеником. Ребенок устроен так, что он развивается в процессе этого общения. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое является необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество их заключается в том, что свой опыт взрослый стремится передать, а ребенок хочет и может его усвоить.

— Будьте терпеливы и наблюдательны. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь понять, как он мыслит, что он знает, как использует навыки.

— Разговаривая с ребенком, давайте ему время ответить на ваши вопросы, говорите по очереди, помните о важност и повторения.

— Будьте последовательны. Двигайтесь от простого к сложному, от одного навыка к другому.

— Разнообразьте занятия, ежедневно вносите новые элементы в свой урок.

— Будьте выразительны, эмоциональны, меняйте интонации голоса, но говорите внятно, не сюсюкайте.

— Чаще хвалите и поощряйте ребенка.

— Будьте практичны, давайте больше самостоятельности ребенку в выборе методов решения и ответов – это способствует развитию

— Сохраняйте уверенность в себе. Помните, что все дети откликаются на любовь, заботу и внимание.

Ссылка на основную публикацию